Аполлон николаевич майков, краткая биография. Аполлон Майков

Русская поэзия XIX века богата именами знаменитых авторов, чьи произведения стали классикой и не потеряли своей актуальности, будучи пронесенными через века. Одним из таких выдающихся поэтов является Аполлон Майков, оставивший нам замечательное творческое наследие, интерес к которому не угасает и поныне.

Любопытно узнать, какие факты биографии оказали влияние на творчество литератора, способствовали формированию А. Майкова как стихотворца, направленности его произведений и поэтического стиля.

Известные представители рода Майковых

Майков Аполлон Николаевич родился в 1821 году в Москве в семье старинного дворянского рода, история которого тесно связана с русским искусством и просвещением. В числе известных родственников поэта (все они носили фамилию Майков) много чрезвычайно одаренных представителей творческой интеллигенции, внесших вклад в развитие русской культуры:

  • Нил Сорский (в миру Николай Федорович) - знаменитый русский церковный деятель XV века, православный святой;
  • Василий Иванович - поэт, творивший в екатерининские времена;
  • Аполлон Александрович - директор Императорских театров, дед поэта;
  • Николай Аполлонович - талантливый исторический живописец - отец А. Майкова;
  • Евгения Петровна - переводчица и писательница - мать поэта.

Блистали талантами и родные братья Аполлона Майкова:

  • Валериан Николаевич - публицист и литературный критик;
  • Владимир Николаевич - писатель, издатель журналов для детей и юношества «Подснежник» и «Семейные вечера»;
  • Леонид Николаевич - член академии наук, известный трудами по истории русской словесности.

Семейное воспитание Аполлона Майкова

Детские годы поэта прошли в центре Москвы в родительском доме, где царила особая атмосфера, часто бывали в гостях художники, писатели и музыканты. Дети росли в обстановке любви к творчеству, чрезвычайного почитания занятий искусством и наукой как главнейшего смысла существования. Все это способствовало тому, что Аполлон Майков много читал, неплохо рисовал и рано стал писать лирические стихи.

Родители поэта и их друзья служили для детей образцом для подражания, их пример помогал формированию духовных интересов, уважения к нравственным ценностям и высоких жизненных принципов. В доме выпускали рукописные издания для опубликования произведений членов семьи и гостей - альманах «Лунные ночи» и журнал «Подснежник», в которых и вышли первые стихи юного Аполлона.

Летние месяцы будущий поэт проводил в подмосковном помещичьем имении бабушки в деревне Чепчиха. Здесь происходило знакомство А. Майкова с природой родной земли с ее тишиной и раздольем, с жизнью русского села и народным бытом.

В жизненную пору детства и юношества, когда впечатления особенно сильны и глубоки, основы личности поэта были заложены воспитанием в духе творческой интеллигенции, а также жизнью на лоне вольной матушки-природы и бытом русской деревни с его правдой и простотой.

Получение образования

Когда А. Майкову исполнилось 13 лет, его семья переехала из Москвы в Петербург, что связало дальнейшую судьбу поэта с Северной столицей. Здесь Аполлону и его братьям стал давать уроки русской словесности и латинского языка И. А. Гончаров.

А. Майков учился в университете Санкт-Петербурга на факультете юриспруденции, но при этом не оставлял занятий литературой и живописью. С особым интересом слушал лекции, связанные с его увлечением философией и изучением латинского языка - его любимыми предметами были энциклопедия законоведения и римское право. Он также слушал курсы всеобщей и русской истории и русской словесности.

Окончив университет, Аполлон Майков поступил на государственную службу в Департамент казначейства.

Первый сборник стихов А. Майкова

Имя начинающего талантливого поэта Майкова стало известно после того, как его произведения были напечатаны в ряде журналов, таких как «Отечественные записки» и «Библиотека для чтения». Вскоре вышел первый сборник «Стихотворения Аполлона Майкова» (1842), имевший успех у читателей и тепло встреченный знатоками отечественной словесности. Молодого автора горячо похвалил В. Г. Белинский.

Это событие способствовало тому, что окончательный выбор А. Майкова, еще колебавшегося между живописью и литературным творчеством, был сделан в пользу поэзии. Другой причиной, по которой ему пришлось оставить занятие художеством, стало ухудшение зрения.

Путешествие за границу

Первый сборник стихов А. Майкова был представлен Министром народного просвещения государю Императору. За книгу поэт был удостоен от Николая I пособия - средств на длительное путешествие в Европу, где он пробыл почти два года. Вначале Майков отправился в Италию, где занимался творчеством, посетил многие города, побывал в музеях и на выставках. Затем во Франции, в Париже, слушал лекции по мировой литературе и искусству. С целью изучения европейской культуры посетил также Дрезден и Прагу.

Поездка послужила прекрасным своевременным дополнением к университетскому образованию Аполлона Майкова, давшим богатейший материал для дальнейшего творчества и ставшим неисчерпаемым источником вдохновения для написания многих замечательных произведений на протяжении всей жизни поэта.

Государственная служба

Вернувшись в Россию, Аполлон Майков написал диссертацию на тему права у древних славян, служил в Министерстве финансов, потом работал в Румянцевском музее помощником библиотекаря. Затем были должности вначале младшего цензора, затем старшего цензора и, наконец, председателя комитета иностранной цензуры, где он проработал более сорока лет. В качестве члена ученого комитета при Министерстве народного просвещения рассматривал книги, выпускаемые для народного чтения. Входил в совет Русского литературного общества и комиссию по устройству народных чтений, работал в издательстве журнала «Новое слово» и «Театральной газеты».

Казенная служба отчасти поспособствовала писательской деятельности А. Майкова, сблизив его с Одоевским и Тютчевым. Будучи по работе начальниками поэта, они стали его друзьями, критиками и ценителями его произведений. Особенно сильное влияние на формирование окончательных взглядов и воззрений на русскую государственность, которым поэт остался верен до конца жизни, оказал Ф. И. Тютчев.

Умер поэт в 1897 г. и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Аполлон Майков, биография: основные вехи

Самыми значимыми событиями в жизни и творчестве А. Майкова были:

  • 1834 г. - переезд семьи Майковых в Петербург;
  • 1837-1841 гг. - обучение в университете;
  • 1842-1844 гг. - заграничное путешествие;
  • 1852 г. - начал работать в комитете иностранной цензуры;
  • 1853 г. - стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук;
  • 1853-1866 гг. - рождение четверых детей в семье Аполлона Майкова и его жены Анны;
  • 1857 г. - получил чин действительного статского советника;
  • 1882 г. - удостоен Пушкинской премии;
  • 1888 г. - получил чин тайного советника;
  • 1897 г. - утвержден в должности председателя комитета иностранной цензуры.

Биография Аполлона Николаевича Майкова отличается тем, что в ней не было борьбы и страстей, преследований и гонений. Его жизнь - это светлый и ровный путь, на котором были у поэта работа, творчество и слава, путешествия и радости семейной жизни, присутствовали живость движений и эмоции, рождавшие прекрасные стихотворения.

Творчество Аполлона Майкова

В творчестве А. Майкова можно выделить ряд периодов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

В поэмах «Две судьбы» (1845), «Машенька» и «Барышня» (1846) прослеживаются гражданские мотивы, возникшие под влиянием идей петрашевцев. Затем происходит переход на консервативные позиции, о котором свидетельствуют поэма «Клермонтский собор» (1853), а также циклы стихов, посвященные впечатлениям от поездок по Италии и Греции - «Очерки Рима» (1847), «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни» (1858). Культурно-исторической тематике соответствуют циклы стихов «В антологическом роде», «Века и народы», «Отзывы истории».

В творчестве поэта заметен его постоянный интерес к мировой истории с ее драматическими эпизодами: поэмы «Савонарола» (1851) и «Приговор» (1860), а также драмы «Три смерти» (1851), «Смерть Люция» (1863) и «Два мира» (1881), в которых христианство противопоставляется язычеству.

Помимо стихотворчества А. Майков вполне успешно занимался переводами, его поэтическая обработка «Слова о полку Игореве» - великого творения древнерусской эпохи, считается одной из лучших. Он переводил произведения таких авторов как Гете и Гейне, народную поэзию разных стран - Греции, Испании, Сербии. Стихи А. Майкова вдохновили на создание романсов таких великих композиторов как Чайковский и Римский-Корсаков.

Аполлон Майков: стихи о русской природе

В пейзажной лирике талант поэта проявился наиболее ярко. Тонкость красок, естественная красота и гармония, увиденные в самых обычных и всем знакомых явлениях, таких как приход весны, летний дождь, увядание осени - все это Аполлон Майков. «Ласточки» - замечательное трогательное произведение, в котором мысли о скоротечности жизни поэт выразил через описание действий птиц, успевших за несколько летних месяцев построить гнездо, взрастить потомство и улететь в теплые края.

Созерцательность, задушевность, наблюдательность и напевность - этим отличается в пейзажной тематике Аполлон Майков. «Весна», «Под дождем», «Сенокос», «Осень», «Летний дождь» считаются лучшими произведениями поэта о природе родной земли.

Отечественная литература гордится богатым вкладом, внесенным творчеством поэта А. Н. Майкова. Его стихотворения навсегда останутся одним из интересных явлений в русской поэзии.

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая (4 июня н.с.) 1821 года в Москве в дворянской семье. Сын академика живописи Н.А. Майкова, брат В.Н. и Л.Н. Майковых.

Майков воспитывался в атмосфере, насыщенной интересом к искусству. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы. Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи.

С 1834 года семья переселилась в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей. В 1837-1841 гг. А.Н. Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. После окончания университета служил в Департаменте государственного казначейства, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уехал в Италию, где занимался живописью и поэзией, затем в Париж, где слушал лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.

В 1844 году Майков возвратился в Россию. С 1844 года – помощник библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 года и до конца жизни – цензор, затем председатель комитета иностранной цензуры. Неоднократно выезжал за границу, главным образом в Грецию и Италию.

Первые его стихи появились в рукописных сборниках «Подснежник» (1835-1838 гг. ) и «Лунные ночи» (1839 г .), выпускавшиеся в семье Майковых. Выступил в печати со стихом «Орел» («Библиотека для чтения», 1835 г ., Т. IX). В 1842 году издал сборник «Стихотворения», в которых проявился характерный для Майкова интерес к Древней Греции и Риму. Майков продолжал традиции антологичной поэзии К.Н. Батюшкова и Н.И. Гнедича. Ему свойственны ясность и пластичность образов, гуманистический идеал земной жизни.

В следующем сборнике «Очерки Рима» (1847 ) Майков сделал попытку на фоне древнего мира показать природу и бытовые сцены современной Италии. Идеализация древности сочетается с мыслями о потомках свободных народов, сочувствием к национально-освободительному движению во главе с Дж. Гарибальди (стих. «Palazzo»). В середине 40-х годов А. Майков сближается с Белинским и петрашевцами. Некоторые произведения этого периода, например поэмы «Две судьбы» (1845 ), «Машенька» (1846 ), «Барышне» (1846 ), написанные в духе натуральной школы, содержат гражданские мотивы.

Начиная с 50-х годов , А. Майков всё больше смыкается с консервативным лагерем. Патриотические чувства накануне Крымской войны отразились в поэме «Клермонтский собор» (1853 ) и в сборнике «1854» (1855 ). В 1858 году после поездки в Грецию появились циклы «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни». Крестьянскую реформу А. Майков встретил восторженными стихами «Картинка», «Поля», «Нива». Противопоставляя себя революционно-демократическому лагерю, он стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику М.Е. Салтыкова-Щедрина, пародии Н.А. Добролюбова, поэтов «Искры», Козьмы Пруткова.

Аполлон Майков проявлял постоянный интерес к исторической тематике. Увлечение эпохой Древней Руси и славянским фольклором помогло ему создать один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866-1870 ). Подобно славянофилам, Майков противопоставлял новым буржуазным отношениям традиции русской старины и сильную русскую государственность. С сочувствием рисовал образы Александра Невского, Ивана IV, Петра I («Кто он?», 1868 ; «В Городце в 1263», 1875 ; «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне», 1867 ; «У гроба Грозного», 1887 ).

А. Майкова привлекали драматические эпизоды мировой истории. В поэмах «Савонарола» (1851 ) и «Приговор» (1860 ) религиозному фанатизму и догматике противопоставлено гуманистическое мировосприятие. По мотивам истории Древнего Рима написаны драматические поэмы «Три смерти» (1851 , опублик. 1857 ), «Смерть Люция» (1863 ), «Два мира» (1871, 1881 , удостоена пушкинской премии в 1882 году ), тесно связанные между собой. Первая из них, рисующая деспотизм Нерона, давала богатый материал для параллелей с деспотичным режимом Николая I. В «Смерти Луция» язычеству противопоставляется христианство, завоевывающее новых сторонников. Та же антитеза и в лирической драме «Два мира».

Последний период (с 70-х годов ) отмечен спадом творческой активности А. Майкова, усилением религиозных настроений, пришедших на смену артистическому эпикуреизму. На первое место выступает религиозно-философская тематика, противопоставленная современности с ненавистным А. Майкову наступлением капитала (цикл стихов «Вечные вопросы», «Из Аполлодора Гностика»). К числу лучших творений Аполлона Майкова относится его пейзажная лирика («Весна! Выставляется первая рама», «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки» и др.). В отличие от итальянских пейзажей, где поэт стремился к внешней декоративности, стихи, посвященные русской природе, отличаются задушевностью, акварельной тонкостью красок, напевностью, некоторой созерцательностью. Многие его стихи вдохновили композиторов (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, и др.). Аполлон Майков выступал с переводами из В. Гёте, Г. Гейне, А. Мицкевича, Г. Лонгфелло и др.

Краткая биография Аполлона Майкова

Аполлон Николаевич Майков родился в Москве 4 июня (23 мая по старому стилю) 1821 года. Отец Аполлона Майкова - Николай Аполлонович Майков - был талантливы художником, достигшим звания академика живописи, а мать, Евгения Петровна, писала книги. Художественная атмосфера родительского дома способствовала формированию духовных интересов мальчика, который рано начал рисовать и писать стихи. Его учителем словесности был писатель И.А.Гончаров. Двенадцатилетним подростком отвезли Майкова в Петербург, куда вскоре переехала вся семья.

Почти все члены семьи пробовали свои силы в литературе. Возник замысел издавать рукописный журнал, который назывался просто и красиво "Подснежник".

Номера "Подснежника" за год сшивались и украшались массивной красной обложкой с золотым тиснением.

В 1837 году Апполон Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Занятия римским правом пробудили в нем глубокий интерес к античному миру, проявившийся впоследствии в его творчестве. Майков знал в совершенстве несколько языков, в том числе латынь и древнегреческий.

Дебют А.Н.Майкова как поэта состоялся в 1841 году. Он стал известным поэтом своего времени. Майков - живописец слова, создатель прекрасных стихов о родной природе. Он - переводчик бессмертного памятника древности "Слова о полку Игореве".

Стихи поэта вошли во все школьные хрестоматии России.

Окончил юридический факультет Петербургского университета. Первая книга стихов Майкова вышла в 1842 г. Затем увидели свет поэмы «Две судьбы» (1844 г.) и «Машенька» (1846 г.), сборник лирики «Очерки Рима» (1847 г.), отразивший впечатления от поездки в Италию.

В 1848-1852 гг. активность поэта заметно снизилась.

Начавшаяся в 1853 г. Крымская война вновь пробудила его к интенсивной творческой деятельности (результатом стала книга «1854-й год. Стихотворения»).

В стихах конца 50-60-х гг. Майков пытался критически оценить окружающую действительность («Вихрь», 1856 г.; «Он и она», 1857 г.; поэма «Сны», 1856-1858 гг.; сборник «Неаполитанский альбом», 1858-1860 гг.; стихотворения «Поля», 1861 г., «Другу Илье Ильичу», 1863 г., «На белой отмели Каспийского поморья…», 1863 г., и др.). В эти же годы он много переводит из новогреческой народной поэзии, проникнутой духом борьбы за независимость.

Сочувственным отношением к национально-освободительному движению продиктован также и ряд переводов из сербских юнацких песен (например, «Сабля царя Вукашина», «Сербская церковь», «Радойца», «Конь»), Отсюда внимание поэта и к периоду татарского нашествия на Русь и борьбе с кочевниками («В Городце в 1263 году», «Клермонтский собор»).

В 1870 г. вышел майковский перевод «Слова о полку Игореве» - итог напряжённой четырёхлетней работы.

В 1875 г. Майков написал стихотворение «Емшан» - обработка одного из преданий Ипатьевской летописи. Непреходящий интерес поэт испытывал к эпохе столкновения язычества с христианством («Олинф и Эсфирь», «Три смерти», трагедия «Два мира» и др.).

История семьи Майковых непосредственно связана с историей русской литературы, искусства и просвещения.

Аполлон Майков родился в Москве 23 мая 1821 года. Дед поэта, Аполлон Александрович Майков – бывший директор императорских театров, брат его, Михаил Александрович, трудился на литературном поприще.

Отец поэта, Николай Аполлонович, был замечательным живописцем, академиком Императорской Академии художеств. Братья Аполлона Майкова — люди, уважаемые во всех отношениях: Валерий был талантливым критиком и философом, Владимир – издателем детского журнала «Подснежник», Леонид – вице-президентом Академии наук, он был известен своими трудами по истории русской литературы.

Аполлон Майков вырос в среде, где занятия искусством и наукой всегда были, если не единственным, то главнейшим содержанием жизни, и составляли постоянное и необходимое условие житейского обихода. Юноша Майков не смог сбиться с предначертанного ему судьбой пути служения родной поэзии. Внешние же обстоятельства во время всего прохождения им литературного поприща как нельзя более благоприятствовали правильному и всестороннему развитию в нем творческих сил.

Все детство до девятнадцатилетнего возраста Аполлон провёл не в столице, а на ласковом, мирном лоне матери-природы, посреди простоты и правды русского народного быта, в приволье и тишине подмосковной деревни, в поместьях отца и бабушки. Таким образом, в ту пору жизни, когда впечатления воспринимаются с наибольшей силой и западают в душу всего глубже, первые основы самосознания и духовной личности в душе будущего поэта были заложены русской деревней и русским народом. Эти основы и остались в Майкове незыблемыми до конца его дней, послужив прочным фундаментом для всех позднейших душевных наслоений.

В годы гимназического и университетского учения руководителями и наставниками юного Аполлона, кроме ближайших родственников, были такие личности, как соредактор журнала «Библиотека для чтения» В.А.Солонин, по свидетельству знавших его современников — один из образованнейших и лучших членов тогдашней литературной семьи, горячо любивший русскую литературу и И.А.Гончаров, знаменитый впоследствии автор «Обломова» и «Обрыва».

Немудрено поэтому, что студент юридического факультета Петербургского университета Майков не погряз в дебрях юриспруденции, а остался художником-поэтом, почерпнув из слышанных им на факультете лекций преимущественно то, что было полезно и нужно для развития и окрыления его творческих сил. Римское право, связанное с изучением латинского языка и классиков, и энциклопедия законоведения, в связи с занятиями философией – были любимыми предметами молодого Майкова. Кроме того, он слушал курсы русской и всеобщей истории у П.Г.Устрялова и М.С.Куторги, и русской словесности у Никитенко, который первым обратил внимание на стихотворные опыты Майкова еще в 1838 году. Он прочел в университете по рукописи стихотворения «Гнев божий» и «Венера Медицейская».

Почти в это же время одна из антологических пьес Майкова была прочитана С.П.Швыревым в университете в Москве – и имя Майкова, талантливого, начинающего поэта, стало известно в литературных кругах.

Напечатанные затем в 1840 и 1841 годах произведения в «Одесском Альманахе», «Библиотеке для Чтения», «Отечественных Записках», и, наконец, вышедшая в 1842 году книжка под заглавием «Стихотворения Аполлона Майкова», встреченная горячими похвалами Белинского и общим сочувствием всех любителей и знатоков отечественной поэзии, окончательно решили судьбу Майкова, до того времени ещё колебавшегося в выборе между поэзией и живописью, к которой он также чувствовал большую склонность.

Министр народного просвещения Уваров представил книжку стихотворений только что окончившего курс, со степенью первого кандидата, Майкова государю, который дал молодому поэту средства на поездку за границу, где Майков и провел почти два года в усвоении плодов европейского просвещения, в изучении «стран и народов», преимущественно же Италии и Рима, их природы, быта, истории и творчества.

Нужно ли говорить, что такое путешествие, непосредственно по окончании университетского курса, было как нельзя более своевременно и оно дополнило и завершило образование Аполлона Николаевича и дало богатейший материал для дальнейшей творческой работы, — материал, которым поэт не переставал пользоваться в продолжение всей своей жизни. Этому и еще другому, несколько лет спустя, предпринятому Майковым путешествию по Европе, русская литература обязана появлением многих замечательных художественных произведений.

Казенная служба, сначала в качестве помощника библиотекаря в Румянцевском музее, затем цензора в комитете иностранной цензуры, и, наконец, председателя того же комитета, не только не мешала писательский деятельности Майкова, но, вследствие особенно счастливо сложившихся обстоятельств, даже благотворно содействовала ей, сблизив поэта с такими личностями, как князь Одоевский и Ф.И.Тютчев. Будучи по службе ближайшими начальниками Майкова, они в то же время были его личными друзьями, советниками, ценителями, критиками.

Влияние Тютчева особенно сильно способствовало окончательной выработке тех воззрений Майкова на русскую историю и основы русской государственности, которым он остался верен до конца.

Всю жизнь Майков трудился, занимался самообразованием, литературным творчеством. Произведения Аполлона Николаевича – это тот богатый вклад, которым может гордиться наша отечественная литература.

26 февраля 1897 года на торжественном собрании общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, Майков выступил и прочитал своё известное стихотворение «20-го октября 1894 года». Поэт был бодр и весел. Через несколько дней он почувствовал себя плохо, жаловался на озноб, у него началось воспаление лёгких. Его не стало 8 марта 1897 года.

Родился 23 мая (4 июня) 1821, в Москве семье академика живописи Н. А. Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, которые часто посещали художники и литераторы. Писать стихи Аполлон Майков начал с пятнадцати лет, но в выборе призвания долго колебался между живописью и поэзией.
С 1834 семья переселяется в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей.
В 1837 - 41 учится на юридическом факультете Петербургского университета, не оставляя литературных занятий. После окончания университета служит в Министерстве финансов, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уезжает в Италию, где занимается живописью и поэзией, затем в Париж, где слушает лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.
В 1844 Аполлон Майков возвращается в Россию. Сначала работает помощником библиотекаря при Румянцевском музее, затем переходит в петербургский комитет иностранной цензуры.
Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку В. Белинского, отметившего «дарование неподдельное и замечательное». Сборник имел большой успех.
Впечатления от поездки по Италии выражены во втором поэтическом сборнике Майкова «Очерки Рима» (1847).
В эти годы сближается с Белинским и его окружением - Тургеневым и Некрасовым, посещает «пятницы» М. Петрашевского, поддерживает близкое знакомство с Ф. Достоевским и А. Плещеевым. Хотя Майков в полной мере их идеи и не разделял, но определенное влияние на его творчество они оказали. Такие его произведения, как поэмы «Две судьбы» (1845), «Машенька» и «Барышня» (1846), содержат гражданские мотивы.
С 1850-х Аполлон Майков все более последовательно переходит на консервативные позиции, о чем говорит вышедшая в 1853 поэма «Клермонтский собор» и опубликованные в 1858 (после поездки в Грецию) циклы «Неополитанский альбом» и «Новогреческие песни». Крестьянскую реформу 1861 встретил восторженными стихами «Поля», «Нива». Окончательно противопоставив свое понимание искусства идеям революционных демократов, он стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику со стороны М. Салтыкова-Щедрина и сатирические пародии Н. Добролюбова.
В 1860-е он обратился к занятиям историей, создал ряд произведений на исторические темы («В Городце в 1263 году», «У гроба Грозного», «Емшаи», «Кто он?» и др.). По мотивам истории Древнего Рима он написал поэму «Два мира», удостоенную Пушкинской премии в 1882. Если раньше поэта привлекала античность, то теперь его интерес переместился к христианству как новому нравственному учению, противостоящему эстетизму язычества. Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Аполлон Майков в 1889 закончил один из лучших переводов «Слова о полку Игореве», не утративший своей научной и художественной ценности до сих пор.
Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами.
Тематика поэзии Майкова соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта - искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых Майков переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В стихах Майкова немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий, однако часто колорит иных веков и народов носит у него декоративный характер. Особенно близка Майкову античная культура, в которой он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного.
Из обширного наследия Аполлона Майкова выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов. Майкову принадлежат переводы из Г. Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича. Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и другие).
Умер Аполлон Майков 8(20) марта 1897 в Петербурге.



error: