Шукшин рассказы краткое содержание по главам. Обида

К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьёй долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он - кандидат, жена тоже кандидат, дочь - школьница.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Как-то так получилось, что из их деревни много вышло знатных людей - полковник, два лётчика, врач, корреспондент. И так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню и в избе набивался вечером народ, приходил Глеб Капустин и срезал знатного гостя. И вот теперь приехал кандидат Журавлев...

Глеб вышел к мужикам на крыльцо, спросил:

Гости к бабке Агафье приехали?

Кандидаты!

Кандидаты? - удивился Глеб. - Ну пошли проведаем кандидатов.

Получалось, что мужики ведут Глеба, как опытного кулачного бойца.

Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал вокруг стола. Расселись. Разговор пошёл дружнее, стали уж забывать про Глеба Капустина... И тут он попёр на кандидата.

В какой области выявляете себя? Философия?

Можно и так сказать

И как сейчас философия определяет понятие невесомости?

Почему - сейчас?

Но ведь явление открыто недавно. Натурфилософия определит это так, стратегическая философия - совершенно иначе...

Да нет такой философии - стратегической, - заволновался кандидат. - Вы о чем вообще-то?

Да, но есть диалектика природы, - спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. - А природу определяет философия. Поэтому я и спрашиваю, нет ли растерянности среди философов?

Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один и почувствовал неловкость. Позвал жену: «Валя, тут у нас какой-то странный разговор!»

Хорошо, - продолжал Глеб, - а как вы относитесь к проблеме шаманизма?

Да нет такой проблемы! - опять сплеча рубанул кандидат.

Теперь засмеялся Глеб.

Ну на нет и суда нет. Проблемы нет, а эти... танцуют, звенят бубенчиками. Да? Но при же-ла-нии их как бы и нет. Верно... Ещё один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума. Что на ней есть разумные существа.

Ну и что? - спросил кандидат.

А где ваши расчёты естественных траекторий? Как вообще ваша космическая наука сюда может быть приложена?

Вы кого спрашиваете?

Интересно, по каким же? - с иронией спросил кандидат и значительно посмотрел на жену. Вот это он сделал зря, потому что значительный взгляд был перехвачен. Глеб взмыл ввысь и оттуда ударил по кандидату:

Приглашаете жену посмеяться. Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать. Кандидатам это тоже бывает полезно...

Послушайте!

Да нет уж, послушали. Имели, так сказать, удовольствие. Поэтому позвольте вам заметить, господин кандидат, что кандидатство - это не костюм, который купил - и раз и навсегда. И даже костюм время от времени надо чистить. А уж кандидатство-то тем более... поддерживать надо.

На кандидата было неловко смотреть, он явно растерялся. Мужики отводили глаза.

Нас, конечно, можно удивить, подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов... Но... если приезжаете в этот народ, то подготовленней надо быть. Собранней. Скромнее.

Да в чем же наша нескромность? - не выдержала жена кандидата.

А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. До свидания. Приятно провести отпуск... среди народа!

Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидата, говорили: «Оттянул он его!.. Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то знает?.. Срезал». В голосе мужиков даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви тут не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё.

Пересказал

В.М. Шукшин известен как прекрасный актер, режиссер и сценарист. Главным своим призванием Василий Макарович считал литературу, написал много произведений, среди которых есть романы и повести. Однако больше всего полюбились читателю шукшинские рассказы о простых русских людях с необычными характерами.

В рассказе “Чудик” об одном из таких интересных людей и повествует Шукшин. “Чудик” описывает путешествие простого деревенского жителя в большой город. Случайные встречи и незначительные происшествия открывают характер героя, показывают его внутреннее содержание.

Сюжет рассказа прост – деревенский мужик едет в гости к своему брату.

По дороге и в гостях у брата попадает в неловкие ситуации – теряет деньги, подает руками вставную челюсть соседу в самолете, разрисовывает красками детскую коляску.

Неумело шутит, его шутки остаются непонятыми. Сноха (жена брата) гонит гостя прочь, брат не заступается и герой рассказа уезжает домой.

Цель автора – не рассказать о поездке из пункта A в пункт B. Василий Макарович считал, что в жизни стало очень много зла. К человеческой неблагодарности, недоброжелательству, отсутствию любви привлекает писатель внимание читателя.

Его герой не совершает дурных поступков, не хулиганит, не хамит, однако в глазах людей выглядит чудаком. Может быть, именно поэтому?

Шукшин представляет своего героя читателю просто – Чудик. На примере одной поездки автор раскрывает странности этого зрелого мужчины, которые заключаются в детской наивности, доброте и всепрощении.

Важно! Герой произведения постоянно попадает в неловкие ситуации, но никого не винит в своих промахах, кроме себя самого.

В магазине обронил нечаянно пятидесятирублевую купюру и, подумав, что это чужие деньги, отдал продавщице с шутками. Очередь молча смотрела на чудака.

Он понимает, что его поступки и слова удивляют людей, кажутся им странными, мучается от этого сознания и не понимает, в чем дело.

Герой Шукшина сам себе задает вопрос, почему он не такой, как все, почему такой уродился.

Он испытывает душевную боль и не видит смысла в жизни, когда в очередной раз попадает в неловкую ситуацию и становится лишним среди людей.

Шукшин показывает на примере обыденных жизненных ситуаций, насколько люди утратили искренность и простоту в общении. Искренний и простой мужчина вызывает недоумение.

Википедия определяет значение слова чудик как человек, который поступает неуместно, необычно, не так, как принято. Это не означает, что поведение его аморально или асоциально, просто оно отличается от общепринятого. Синоним – чудак.

Именно такой чудак предстает перед нами в рассказе – простой и бесхитростный.

Эти качества вызывают непонимание и даже отторжение у людей прагматичных, живущих с одной целью – заработать, выйти в люди.

Моральные качества человека больше не занимают должного места в иерархии ценностных ориентиров русских людей. Об этом говорит Шукшин.

Чудик – истинно русский характер, стал редкостью в России.

Чтобы знать, о чем этот рассказ, достаточно прочесть краткое содержание. Ближе познакомиться с Чудиком и вместе с ним побывать на Урале в гостях у брата Дмитрия можно лишь прочитав рассказ. Читать можно онлайн или бумажную версию.

Язык Шукшина простой, народный, отображает характер героев, их внутреннее состояние. Нет ни одного надуманного слова, читатель как будто лично присутствует при беседах героев. В

этих людях легко узнать своих знакомых, соседей, друзей – так точны высказывания и наблюдения писателя.

Основные события

Краткий пересказ представляет собой освещение все приключений Чудика во время его отпускной поездки на Урал.

Главный герой – Василий Егорович Князев. Работает киномехаником, женат, ему 39 лет. Жена называет Василия Чудиком. Любит шутить, но шутит неумело. Желает всем людям добра, приветлив ко всем и часто попадает в неловкие ситуации.

Во время отпуска главный герой собирается в поездку. Брат, к которому едет главный герой, живет на Урале, женат, есть дети. Братья не виделись 12 лет. Василий собирается в поездку с радостью и нетерпением. Дорога предстоит дальняя, с пересадками: предстоит ехать автобусом до райцентра, затем поездом до областного города и самолетом.

В райцентре зашел в магазин, чтобы купить подарки племянникам.

Увидел на полу новенькую пятидесятирублевку и обрадовался поводу пошутить и оказать услугу потерявшему.

Хозяин денег не нашелся, их положили на прилавок, чтобы отдать потерявшему. Выйдя из магазина, вспомнил, что у него была такая же купюра.

В кармане ее не оказалось. Василий постыдился вернуться в магазин и признаться в своей оплошности, боялся, что не поверят.

Пришлось возвращаться домой за деньгами. Жена покричала, снова сняли деньги с книжки, и Василий снова отправился в путь.

На этот раз путешествие прошло без злоключений, не считая небольших моментов:


Благополучно добрался к дому брата Дмитрия. Братья обрадовались встрече, вспоминали детство. Жене брата, Софии Ивановне, не понравился простой сельский житель.

Дмитрий пожаловался Василию на жену, ее злобу, на то, что совсем “замучила” детей — отдала одного “на пианино”, другую — “на фигурное катание” и презирает его за то, что “не ответственный”.

Василию хочется мирных отношений со снохой.

Желая сделать ей приятное, он разрисовывает детскую колясочку (в деревне расписал печь всем на удивление), покупает племяннику белый катерок.

Вернувшись домой, застает семейную ссору. София Ивановна кричала мужу, чтоб “этот дурак” сегодня же убирался домой.

Василий остался незамеченным и до вечера просидел в сарайчике, где и нашел его Дмитрий. Гость решил ехать домой, и брат не сказал ничего.

Князев вернулся в свою деревню. Прошел дождик. Путешественник разулся и, напевая, шел по дороге домой.

Важно! Только в самом конце рассказа Шукшин сообщает имя своего героя, его профессию – киномеханик, говорит про любовь к собакам и сыщикам и о детской мечте – стать шпионом.

Полезное видео

Подведем итоги

Каждый читатель может увидеть в какой-то момент себя – в главном герое, или его снохе, безвольном брате или интеллигентном товарище из поезда.

Вконтакте

«Студент - рослый парняга с простым хорошим лицом» опаздывает на экзамен по русской литературе. Профессор сердится, но одергивает себя: парень опоздал потому, что на работе выполнял срочный заказ. Студент берет билет, готовится, начинает отвечать на вопрос по «Слову о полку Игореве». Профессор очень быстро понимает, что студент произведение не читал, а знаком в лучшем случае с «дурацким предисловием». Профессор называет такие ситуации «ягодками заочного обучения».

Студент признается, что «Слово...» только просмотрел, потому что было много срочной работы. Профессор принимается стыдить и бранить студента за нерадивость, за то, что тот, русский человек, не читал «величайшее национальное произведение». Студент смущенно просит задать ему еще вопросы, объясняет, что «готовился», Профессор задает несколько наводящих вопросов, раздражается, издевательским тоном интересуется, как же это князь попал в плен. Студент резким, решительным тоном заявляет, что профессору надо поставить ему двойку и отпустить. Он сам воевал и был в плену три месяца, а потом бежал с этапа. Профессор настойчиво пытается заставить студента связно рассказать об этом эпизоде, но тот отвечает односложно. Он ни о чем не думал в плену, ни с кем ни о чем не говорил.

Профессор принимается рассказывать студенту, что в Киеве, над Подолом (район Киева), ему постоянно приходила в голову мысль о том, что он уже когда-то бывал там, в прошлой жизни, может быть, во времена князя Игоря. Там, над Подолом, профессор «каким-то образом постигал все, что относится к войне». Например, там ему в голову пришла мысль, что часовых надо «снимать» бесшумно, напугав, подползти незаметно и очень тихо спросить о чем-нибудь нейтральном. По мнению профессора, это ощущение над Подолом приходит к нему потому, что «страна наша много воюет. Трудно воюет. Это почти всегда народная война и народное горе. И даже тот, кто не принимает непосредственного участия в войне, все равно живет теми же чувствами и заботами, какими живет народ».

Профессор интересуется, не считает ли студент его старым чудаком. Тот отвечает, что ему, напротив, очень интересно, и он старается понять профессора. Профессор дарит студенту экземпляр «Слова о полку Игореве» с дарственной надписью, настаивает, чтобы тот обязательно прочел книгу.

Выйдя из аудитории, студент открывает зачетку. Его бы устроило «удовлетворительно» по сегодняшнему предмету, и было бы неловко, если бы профессор поставил ему «хорошо» или «отлично». Ho в зачетке стоит «плохо». Засмеявшись, студент выходит на улицу. А профессор долго стоит у окна, думает.

Название произведения: Срезал

Год написания: 1970

Жанр произведения: рассказ

Главные герои: Константин Иванович - кандидат наук, Валя - его жена, Глеб Капустин - мужик

Сюжет

К старухе в гости приехал сын Константин с женой - кандидаты наук и внучка школьница. С собой имели много поклажи. Из деревни походило много известных людей. Всех их, по традиции, экзаменовал, или срезал Глеб Капустин. Деревенские мужики пошли проведать кандидата. Тот их дружелюбно принял, но вскоре разговор пошел в другое русло. Глеб поднимал вопросы о стратегической философии, натурфилософии, проблеме шаманизма и даже космической темы. Константину Ивановичу беседа кажется нелепостью. Оказавшись под давлением в итоге кандидат наук выглядел растерянно. Тогда Глеб посоветовал ему быть скромнее. Он восхитил мужиков шириной знаний и умением «срезать» оппонента. Но они, все же, испытывали жалость к приезжим гостям.

Вывод (мое мнение)

Урок рассказа заключается в том, что жестокостью и словесными баталиями ничего не достичь. Люди могут такого человека уважать, но не любить. Когда человеком движет зависть - разрушаются отношения. Важно радоваться успехам других, хвалить за достижения. Тогда будет процветать мир и любовь. В то же время интеллигентному человеку не стоит опускаться до уровня ниже, оскорбляя пустословов. Доказывать правоту нужно поступками, а не словами.

Жительнице села в Алтайском крае бабке Маланье приходит из Москвы письмо от сына Павла. Ее приглашают погостить в столицу и обещают выслать денег на дорогу. Павел просит мать заранее дать телеграмму. Он советует лететь самолетом: так будет намного быстрее.

С Маланьей живет ее внук Шурка, ученик шестого класса. Мать отправила его к бабушке в деревню, чтобы не мешал налаживать личную жизнь. Узнав о предложении дяди, Шурка начинает мечтать о поездке в Москву. Он давно хотел побывать в далекой столице. Маланья тоже никогда не была в Москве, а детей Павла видела только на фотокарточке.

Немного поразмыслив, женщина решает взять Шурку с собой – не так будет «боязно» вдвоем. Придется только подождать школьных каникул. Посоветовавшись с соседями, Маланья окончательно решает ехать. Она диктует внуку телеграмму в Москву. В ней женщина сообщает, что приедет с Шуркой после новогодних праздников. Телеграмму Маланья составляет как письмо, полное переживаний и пространных рассуждений. На замечание внука, что обойдется такое послание рублей в двадцать, она только отмахивается.

Маланья никогда не летала самолетом и поэтому приглашает к себе школьного завхоза Егора Лизунова, бывалого путешественника. Она усаживает гостя за стол и угощает его пивом собственного изготовления. Лизунов, нахваливая напиток, рассказывает, что прямого рейса в Москву нет, до столицы можно долететь самолетом из Новосибирска. Он предостерегает, чтобы бабушка с внуком не перепутали кассы, а то и во Владивосток улететь можно.

Выпивая стакан за стаканом, Егор делится собственным опытом перелетов, объясняя опасности во всех деталях. Он начинает сочинять всякие небылицы. Лизунов рассказывает, что двигатели самолетов часто воспламеняются. Он сам был свидетелем такого происшествия: во время полета вспыхнул мотор. А еще пассажирам не раздают парашюты. Поэтому, когда самолет падает, все погибают. От человека остается всего 300 граммов вместе с одеждой.

Баба Маланья, слушая эти рассказы, приходит в ужас. Шурка сначала с большим интересом смотрит на Лизунова, а потом начинает подозревать в словах завхоза ложь. На прощание пьяный Егор советует Маланье лететь в хвостовой части салона, поскольку там безопаснее.

Бабка, не на шутку напуганная рассказами Егора, решает ехать поездом. Но Шурка замечает, что дорога в один конец займет все зимние каникулы, поэтому съездить в столицу и обратно до начала учебы они не успеют. Тогда Маланья откладывает поездку до летних каникул.

В тот же день бабка диктует внуку письмо. В нем она сообщает Павлу, что прибудет в Москву не раньше лета. Маланья хочет взять собой внука, а зимой его каникулы слишком короткие. Шурка приписывает к письму строчки от себя, в которых объясняет, что бабушка напугана глупыми рассказами Егора Лизунова. Он советует Павлу пристыдить Маланью. Сын – летчик, Герой Советского Союза, а его мать боится какого-то гражданского самолета.

Шурка просит дядю, чтобы тот уговорил бабушку лететь зимой, ведь летом много хлопот по хозяйству. Они – сельские жители и не смогут вырваться в самый разгар сезонных работ, поэтому летний вояж, скорее всего, не состоится.

Маланья сама запечатывает и подписывает конверт. Ночью бабушка и внук долго не могут уснуть, размышляют о возможном путешествии.

  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина
  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
  • «Калина красная», анализ повести Шукшина


error: