Проекты по разведению грифов при башнях молчания. Зороастрийские Башни Молчания - Страница путешественника — LiveJournal

January 5th, 2017

Я думал на таких жутких темах, как или про тема таких ужасных традиций исчерпана. Но оказывается этим богата история даже современной цивилизации.

Вы и сейчас можете увидеть вот такие башни, в которые складывали трупы, для того, чтобы их обгладывали птицы.


Фото 2.

Религия древних иранцев называется зороастризм, впоследствии она получила название парсизм среди иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в самом Иране, где в то время начал распространяться ислам.

Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств: ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, и дэвам, тесно связанным с природой.


Зороастрийцы имеют необычный способ избавления от мертвых. Они их не хоронят и не кремируют. Вместо этого они оставляют тела умерших на вершинах высоких башен, известных как дахма или башни молчания, где они открыты к поеданию хищным птицам, таким как стервятники, коршуны и вороны. Практика похорон исходит из убеждения, что мертвецы являются «нечистыми», не только физически из-за разложения, а потому, что они отравлены демонами и злыми духами, которые устремляются в тело, как только душа его покидает. Таким образом, захоронение в земле и кремация рассматривается как загрязнение природы и огня, обе стихии которые Зороастрийцы должны защищать.

Это вероучение о защите чистоты природы привело некоторых ученых к тому, что они провозгласили Зороастризм как «первая экологическая религия мира».

В Зороастрийской практике такое захоронение мертвых, известное как дахменашини, впервые было описана в середине 5 века до н. э. Геродотом, но использовать для этих целей специальные башни стали намного позже в начале 9 века.

Фото 3.
Башни молчания в Мумбаи, видны с ближайших высоток.

После того, как птицы-падальщики склевывали плоть с костей, побелевших от солнца и ветра, они собирались в яму-склеп в центре башни, куда добавляли известь, чтобы позволить костям постепенно разрушаться. Весь процесс занимал почти год.

Фото 4.

Старинный обычай сохранился среди зороастрийцев в Иране, однако дахма были признаны опасными для окружающей среды и были запрещены в 1970-х годах. Такая традиция до сих пор практикуется в Индии людями парси, которые составляют большинство зороастрийского населения в мире. Стремительная урбанизация, однако, оказывает давление на Парси, и этот странный ритуал и право использовать башни молчания- очень спорный вопрос даже среди общины Парсов. Но самая большая угроза для дахменашини исходит не от органов здравоохранения или от общественного протеста, а из-за отсутствия грифов и стервятников.

Фото 5.

Численность стервятников, которые играют важную роль в разложении трупов, неуклонно снижается в Индостане с 1990-х годов. В 2008 году их число упало приблизительно на 99 процентов, что привело в ученых замешательство, пока не было обнаружено, что препарат, назначаемый в настоящее время крупному рогатому скоту, смертелен для стервятников, когда они питаются их падалью. Препарат был запрещен правительством Индии, но численность стервятников еще не восстановилась.

Фото 6.

В связи с отсутствием грифов, на некоторых башнях молчания в Индии установили мощные солнечные концентраторы для быстрейшего обезвоживания трупов. Но солнечные концентраторы имеют побочный эффект, они отпугивают других птиц-падальщиков, таких как вороны, из-за ужасной жары, создаваемой концентраторами в течение дня.Они также не работают в пасмурные дни. Так что работа, которая занимала всего несколько часов для стаи стервятников, сейчас занимает несколько недель, и эти медленно разлагающиеся тела делают невыносимым воздух в округе.Некоторые башни молчания, которые изначально были расположены на окраинах городов, оказались теперь в центре населенных пунктов и их пришлось закрыть из-за запаха.

Фото 7.

Само название «Башня молчания» было придумано в 1832 году Робертом Мёрфи, переводчиком при британском колониальном правительстве в Индии.

Фото 8.

Зооастрийцы считали стрижку волос, обрезание ногтей и захоронение мёртвых тел делом нечистым.

В частности они верили, что в тела умерших могут вселиться демоны, которые впоследствии будут осквернять и заражать всё и всех, кто вступит с ними в контакт. В Вендидаде (свод законов, направленных на отвращение злых сил и демонов) есть особые правила по избавлению от трупов без ущерба для окружающих.

Непременным заветом зороастрийцев является то, что ни в коем случае нельзя осквернять мёртвыми телами четыре элемента - землю, огонь, воздух и воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом устранять трупы.

Фото 9.
Башня молчания в Индии.

Дахма представляет собой округлую башню без крыши, центр которой образовывает бассейн. Каменная лестница ведёт к платформе, тянущейся вдоль всей внутренней поверхности стены. Три канала («пави») разделяют платформу на ряд лож. На первом ложе размещались тела мужчин, на втором - женщин, на третьем - детей. После того как стервятники обгладывали трупы, оставшиеся кости складывались в оссуарии (здание для хранения скелетированных останков). Там кости постепенно разрушались, а их остатки дождевая вода уносила в море.

Фото 10.

В ритуале могли принимать участие только специальные лица - «насасалары» (или могильщики), которые помещали тела на платформы.

Первое упоминание о подобных захоронениях относится к временам Геродота, а сама церемония держалась в строжайшем секрете.

Позднее Магу (или жрецы, священнослужители) стали практиковать публичные обряды захоронения, пока в итоге тела не стали бальзамировать с помощью воска и хоронить в траншеях.

Фото 11.

Археологами были найдены оссуарии, относящиеся к 5-4 веку до н.э., также как и погребальные насыпи, где находились забальзамированные воском тела. Согласно одной из легенд могила Заратустры, основателя зороастризма, находится в Балхе (современный Афганистан). Предположительно подобные первые ритуалы и захоронения возникли ещё в эпоху Сасанидов (3-7 век н.э.), а первые письменные свидетельства о «башнях смерти» были сделаны в 16 веке.

Существует одна легенда, согласно которой уже в наше время возле дахмы неожиданно появилось множество мёртвых тел, которые не смогли опознать местные жители из соседних поселений.

Ни один покойник не подходил под описание без вести пропавших людей в Индии.

Фото 12.

Башня молчания в Язде, Иран.

Трупы не были обглоданы животными, на них не было ни личинок, ни мух. Поразительным в этой ужасающей находке было то, что яма, расположенная посреди дахмы, на несколько метров была заполнена кровью, причём этой крови там было больше, чем могли вместить в себя тела, лежавшие снаружи. Зловоние в этом скверном месте было столь невыносимым, что уже на подступах к дахме многих начинало тошнить.

Фото 13.

Неожиданно расследование было прервано, когда один местный житель случайно пнул в яму маленькую кость. Тогда со дна ямы начал извергаться мощный взрыв газа, исходящий из разлагающейся крови, и разноситься по всей округе.

Все, кто оказался в эпицентре взрыва, немедленно были доставлены в больницу и помещены в карантин, чтобы исключить возможность распространения заражения.

Фото 14.

У пациентов начались лихорадка и бред. Они неистово кричали, что « были запятнаны кровью Ахриман» (олицетворение зла в зороастризме), несмотря на то, что никакого отношения к этой религии не имели и даже не знали ничего о дахмах. Состояние бреда перетекло в безумие, и многие заболевшие начали нападать на медперсонал больницы, пока их не усмирили. В конце концов, сильная лихорадка погубила нескольких свидетелей злополучного захоронения.

Когда позже следователи вернулись на то место, облачённые в защитные костюмы, то обнаружили такую картину: все тела бесследно исчезли, а яма с кровью была пуста.

Фото 15.

Обряд, связанный со смертью и похоронами, довольно необычен и всегда строго соблюдался. Человеку, умершему зимой, по предписанию «Авесты» отводят специальное помещение, достаточно просторное и отгороженное от жилых комнат. Труп может находиться там несколько дней или даже месяцев до тех пор, «пока не прилетят птицы, не зацветут растения, не потекут скрытые воды и ветер не высушит землю. Тогда почитатели Ахура-Мазды выставят тело на солнце». В помещении, где находился покойный, должен постоянно гореть огонь — символ верховного божества, но его полагалось отгораживать от умершего виноградной лозой, чтобы демоны не касались огня.

У постели умирающего должны были неотлучно находиться два служителя культа. Один из них читал молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой готовил священную жидкость (хаому) или гранатовый сок, который он наливал для умирающего из специального сосуда. При умирающем должна быть собака — символ уничтожения всего «нечистого». Согласно обычаю, если собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь умирающего, родственникам объявляли о смерти их близкого.

Фото 16.
Две башни молчания, Йезд, Иран. Для мужчин слева, для женщин справа.

Где бы ни умер парс, там он и остается, пока за ним не явятся нассесалары, с руками, погруженными до плеч в старые мешки. Положив покойника в железный закрытый гроб (один для всех), его относят в дакхму. Если б отнесенный в дакхму даже ожил (что нередко случается), он уж не выйдет более на Божий свет: нассесалары в таком случае убивают его. Кто раз осквернился прикосновением к мертвым телам и побывал в башне, тому возвращаться в мир живых уже невозможно: он осквернил бы все общество. Родные следуют за гробом издали и останавливаются в 90 шагах от башни. Перед погребением церемонию с собакой для верности проводили ещё раз, прямо перед башней.

Затем нассесалары вносят тело внутрь и, вынув его из гроба, кладут на отведенное трупу, смотря по полу или возрасту, место. Всех раздевали догола, одежда сжигалась. Тело закреплялось, чтобы звери или птицы, растерзав труп, не могли унести и разбросать останки в воде, на земле или под деревьями.

Фото 17.

Друзьям и родственником навещать башни молчания строго-настрого запрещалось. От зари до зари над этим местом вьются черные тучи откормленных стервятников. Говорят, что эти птицы-санитары расправляются со своей очередной «добычей» в 20-30 минут.

Фото 18.

В настоящее время этот обряд запрещен законом Ирана, поэтому представители зороастрийской религии избегают осквернения земли посредством похорон в цементе, что полностью предотвращает соприкосновение с землей.

В Индии башни молчания сохранились до наших дней и ещё в прошлом веке использовались по назначению. Их можно встретить в Мумбаи и Сурате. Самой огромной исполнилось более 250 лет.

Фото 19.

Фото 20.
Родственники усопшего в башне молчания.

Фото 21.

Фото 23.
Процесс погребения в башне молчания, Индия.


источники

На окраине города Йезд, что в центральном Иране, сохранились два странных сооружения - расположенные на вершинах двух гор каменные цилиндрические башни с плоской крышей. Что бы это могло быть? Для чего могли предназначаться эти сооружения? Крепости - нет, храмы - тоже мимо. А всё гораздо необычнее....


В прошлом посте я немного касался темы зороастризма - древней, полузабытой и очень редкой религии, общины которой по сей день сохранились в Иране и Индии. Культурное наследие эпохи зороастризма в Иране достаточно велико, а одними из ярких сооружений тех времён являются Зороастрийские Башни молчания (или дахмы), которых сохранилось довольно много по всему Ирану. Эти башни являются древними погребальными сооружениями в зороастрийском религиозном обряде. Дело в том, что, согласно вероучениям зороастрийцев, "нечистое" мёртвое тело человека не должно предаваться ни земле, ни огню - с целью соблюдения этого ритуала и строились башни. Эти сооружения из камня или кирпича, высотой прядка шести метров, возводились, как правило, в горах или на возвышенностях. На их плоских крышах на специальных решётках выкладывались трупы умерших людей, которые расклёвывали птицы-падальщики. А освобождённые кости ссыпались после этого в специальный колодец в центре плоской крыши. Внутри колодца кости продолжали тлеть и разрушаться, пока окончательные продукты их распада не смывались дождевой водой. Вот такой ритуал был у древних зороастрийцев.

1. На окраине Йезда расположены две Башни молчания. Одна чуть повыше...

2. А другая - пониже. Зато идеальной цилиндрической формы.

4. У подножья башен устроена небольшая выставка и находятся несколько старинных глинобитных строений.

5. На каждую из двух башен можно подняться. Мы выбрали ту, которая повыше, и с которой открывается вид на ту, которая пониже, но идеальной цилиндрической формы. :)

7. На вершине древней башни. Много столетий назад здесь раскладывали трупы сотен и тысяч людей на съедение падальщикам, а обглоданные кости после этого сбрасывали в колодец, остатки которого хорошо сохранились в центре плоской крыши.

8. Сегодня этот колодец для костей до верха засыпан камнем. Интересно - сохранилось ли там что-нибудь на дне? :))

9. Фото на память. Мы много где на свете фотографировались с товарищем kitv , но это место, пожалуй, самое необычное. :)))

10. Тем более необычно было на вершине башни молчания встретить двух ребят из Питера. Они также большие путешественники - но формат их поездки по Ирану более продолжительный: почти месяц. Было очень интересно пообщаться и обменяться впечатлениями. Я взял у них электронную почту и обещал скинуть фото, но потом - куда-то её потерял. :((Если кто вдруг знает этих ребят и их контакты - дайте, пожалуйста, знать. Отправлю им фотографии.

11. С вершины башни открывается вид на новые кварталы Йезда. Это уже совсем современный город с большим количеством новостроек.

14. А вокруг - горные хребты, окружающие плоскую пустыню.

P.S. Может возникнуть вопрос - а существуют ли сегодня в немногочисленных зороастрийских общинах башни молчания, до сих пор действующие по своему прямому назначению? Разумеется, со временем этот жутковатый ритуал постепенно вытеснялся другими способами захоронения - появились зороастрийские кладбища, где могилы цементировались, чтобы соблюсти условие "ни земле, ни огню". Так что в Иране "действующих" башен молчания не осталось. А вот в Индии они ещё кое-где есть! До последних лет существовала подобная башня в консервативной зороастрийской общине в городе Шерифабаде. Есть и другие места. Сегодня в Индии в целях сохранения традиций на одной из башен молчания установлена система зеркал, фокусирующая свет и максимально ускоряющая на ярком солнце процесс разложения трупов. Другой проблемой захоронения в башнях в сегодняшней Индии является отсутствие птиц-падальщиков в достаточном количестве. Но ревнители традиций строят проекты по специальному разведению грифов в районе действующих башен.

P.P.S. Никогда не думал, что буду писать посты про разложение трупов. Но - поездишь по миру, посмотришь разных чудных мест и традиций... Чего только ни встречается! Так что, как говорится, никогда не говори никогда. :)))

После Нукуса мы выдвинулись в Хиву. Но мы решили не просто проехать это расстояние по пустыне Кызылкум, а еще и посетить интересные места, такие как древние городища и некрополи. В этом отчете мы с вами увидим Башню молчания зороастрийцев, пройдемся по руинам хорезмских крепостей и посетим подземный мавзолей.

1. Аяз-кала - одна из комплекса крепостей II века нашей эры


2. Но вернемся к хронологической последовательности. Нукус. Идет строительство 2 зданий для музеев. Один уже есть - справа. Говорят что с этого колеса обозрения кто-то вышел, испугавшись высоты


3. Национальные узоры в советской архитектуре


4. И для скорой помощи используют эти компактные Daewoo Damas, а не только для маршруток


5. Сделали небольшой крюк в Ходжейли, чтобы посмотреть древний некрополь

6. Увидел здесь французские балконы, о наличии которых я не знал до прошлогодней поездки в Беларусь


7. Рынок Ходжейли


8. В ожидании работы


9. Бетонные навесы чтобы прятаться от жары


10. Этот мавзолей напомнил мне торговый комплекс на Манежной площади в Москве. Снаружи купола...


11. .... а под землей всё самое интересное

12. Купол украшен майорикой - обоженная глина с глазурью


13. Дальше раскрою секрет, почему здесь расставляют камни горками


14. Как нам объяснил наш водитель - это могила 7 дочерей одного вельможи стародавних времен. Правда или нет - не знаю, но куполов действительно семь


15. Внутри кладка купола выглядит как рулет с кремом. Наверное был голоден, когда появилось такое сравнение:)


16. Современные могилы


17. А это так называемые Мировые часы. Каждый год с этих руин падает по одному камню, отсчитывая один прошедший год. Люди собирают их горками, чтобы не потерять. Плохая примета взять с собой один из этих камней


18. Город мёртвых


19. Когда хоронят человека его тело переносят на специальных "лестницах". После их оставляют на могилах. В зависимости от размера "лестницы" можно понять кого хоронили - взрослого человека или ребенка.


20. Обожаю колоритных узбекских аксакалов. Аксакал в переводе значит белая борода. Такие они интересно совмещают современную одежду и национальную.

21. Следующим местом нашего маршруты была Башня молчания зороастрийцев - Чилпык-кала. Где нас встретил узбекский музыкант


Вот вам видео его замечательного выступления

22. Смотрите как он увлечен своей игрой. Прямо рок-звезда! :)


23. На эту башню поднимали тела умерших. Чтобы после смерти они не портили землю, воду и огонь их оставляли для хищных животных, птиц, насекомых и Солнца. После того как оставались одни кости их захоранивали в специальные вместилища - оссуарии или склепы. Наверху очень много ржавых камней, которые легко крошаться


24. Современная молодежь на полях выкладывает имена и на стенах пишет послания. Ну правильно, ведь стены и возводили во втором веке нашей эры именно для этого!


25. Мафиози - наш водитель Аяп и музыкант. Оставили ему бутылку воды, а то он бедный на такой жаре без неё сидит в гордом одиночестве и ждет туристов


26. Вот и вся нехитрая конструкция, которая позволяет и от жары спрятаться, и посидеть, и велосипед прислонить и подвесить свой музыкальный инструмент, который забавно раскачивается по ветру как маятник


27. Аяп знакомит нас с местной флорой. На фото он срывает джусай - ароматное растение, которое размещают дома, чтобы вкусно пахло


28. Крепость Кызыл-кала, в переводе означающая Красный город.


29. Так выглядят все эти крепости наверху - стены, поле и ничего более


30. Удивительно как до наших дней дошла эта нехитрая архитектура - кирпичи, обмазанные глиной с сеном. Прошло уже почти две тысячи лет, а крепость стоит


31. Стены крепости облюбовали птицы и если громко крикнуть, то они стаей срываются вниз


32. Растаявшие глиняные стены идеальное место для жилища птиц


33. Мне эта стена показалась похожей на космический корабль


34. Каналы из Амударьи для орошен я


35. Увидели как работает женщина, а её дочка наблюдает за процессом. Решили сфотографировать

36. Рубят камыш


37. Потом охапки связывают и используют как настилы для крыш


38. Совершенно нереальная фотография - коровы пасущиеся в зарослях на канале. Вьетнам какой то:)


39. Пока фотографировал коров подошел пацан. Показал ему его фото, на что он взял мой фотоаппарат и начал щелкать все вокруг


40. Меня удивляет как в такую жару узбеки умудряются ходить в костюмах. Я конечно понимаю что теплообмен другой и так далее, но всё же


41. Руины Топрак-кала - в III веке здесь находилась столица древнего государства Хорезм

42. Один из самых необычных горных городов на мой взгляд из тех что мы видели. Наверное потому что сохранились внутренние стены


43. Небольшие проходы и специальные выступы - лавка что ли?


44. Трехколесный трактор с открытой дверью в качестве кондиционера


45. Аяз-кала - комплекс крепостей. На первой фото вы уже видели нижнюю крепость - крепость правителя


46. В верхней крепости жили военные чины и вельможи


47. Экскурсионным группам надо подниматься с самого низа пешком. Нас же по секретной дороге подняли к самым стенам


48. Одними из немногих жителей крепости сейчас являются лупоглазые ящерицы


49. Растения как антенны


50. На подъездах к Хиве все больше и больше зелени. Контрастно по сравнению с предыдущими днями


51. Водонапорная НЛО

52. А вечером мы уже гуляли по Хиве, но то уже другая история:)

В следующем отчете мы с вами прогуляемся по Хиве и встретимся с самой скандальной рок-звездой нашего времени.

На связи! :)

Все отчеты из нашего путешествия.

За всю свою историю человечество перепробовало множество способов погребения. некоторые из них нам привычны, но встречаются и совершенно экзотические варианты. А знакомство с некоторыми может привести в настоящий ужас... причем встречаются они и сегодня.

Вы и сейчас можете увидеть вот такие башни, в которые складывали трупы, для того, чтобы их обгладывали птицы.

Религия древних иранцев называется зороастризм, впоследствии она получила название парсизм среди иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в самом Иране, где в то время начал распространяться ислам.

Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств: ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, и дэвам, тесно связанным с природой.

Зороастрийцы имеют необычный способ избавления от мертвых. Они их не хоронят и не кремируют. Вместо этого они оставляют тела умерших на вершинах высоких башен, известных как дахма или башни молчания, где они открыты к поеданию хищным птицам, таким как стервятники, коршуны и вороны. Практика похорон исходит из убеждения, что мертвецы являются «нечистыми», не только физически из-за разложения, а потому, что они отравлены демонами и злыми духами, которые устремляются в тело, как только душа его покидает. Таким образом, захоронение в земле и кремация рассматривается как загрязнение природы и огня, обе стихии которые Зороастрийцы должны защищать.

Это вероучение о защите чистоты природы привело некоторых ученых к тому, что они провозгласили Зороастризм как «первая экологическая религия мира».

В Зороастрийской практике такое захоронение мертвых, известное как дахменашини, впервые было описана в середине 5 века до н. э. Геродотом, но использовать для этих целей специальные башни стали намного позже в начале 9 века.


Башни молчания в Мумбаи, видны с ближайших высоток.

После того, как птицы-падальщики склевывали плоть с костей, побелевших от солнца и ветра, они собирались в яму-склеп в центре башни, куда добавляли известь, чтобы позволить костям постепенно разрушаться. Весь процесс занимал почти год.

Старинный обычай сохранился среди зороастрийцев в Иране, однако дахма были признаны опасными для окружающей среды и были запрещены в 1970-х годах. Такая традиция до сих пор практикуется в Индии людьми парси, которые составляют большинство зороастрийского населения в мире. Стремительная урбанизация, однако, оказывает давление на Парси, и этот странный ритуал и право использовать башни молчания- очень спорный вопрос даже среди общины Парсов. Но самая большая угроза для дахменашини исходит не от органов здравоохранения или от общественного протеста, а из-за отсутствия грифов и стервятников.

Численность стервятников, которые играют важную роль в разложении трупов, неуклонно снижается в Индостане с 1990-х годов. В 2008 году их число упало приблизительно на 99 процентов, что привело в ученых замешательство, пока не было обнаружено, что препарат, назначаемый в настоящее время крупному рогатому скоту, смертелен для стервятников, когда они питаются их падалью. Препарат был запрещен правительством Индии, но численность стервятников еще не восстановилась.

В связи с отсутствием грифов, на некоторых башнях молчания в Индии установили мощные солнечные концентраторы для быстрейшего обезвоживания трупов. Но солнечные концентраторы имеют побочный эффект, они отпугивают других птиц-падальщиков, таких как вороны, из-за ужасной жары, создаваемой концентраторами в течение дня.Они также не работают в пасмурные дни. Так что работа, которая занимала всего несколько часов для стаи стервятников, сейчас занимает несколько недель, и эти медленно разлагающиеся тела делают невыносимым воздух в округе.Некоторые башни молчания, которые изначально были расположены на окраинах городов, оказались теперь в центре населенных пунктов и их пришлось закрыть из-за запаха.

Само название «Башня молчания» было придумано в 1832 году Робертом Мёрфи, переводчиком при британском колониальном правительстве в Индии.

Зооастрийцы считали стрижку волос, обрезание ногтей и захоронение мёртвых тел делом нечистым.

В частности они верили, что в тела умерших могут вселиться демоны, которые впоследствии будут осквернять и заражать всё и всех, кто вступит с ними в контакт. В Вендидаде (свод законов, направленных на отвращение злых сил и демонов) есть особые правила по избавлению от трупов без ущерба для окружающих.

Непременным заветом зороастрийцев является то, что ни в коем случае нельзя осквернять мёртвыми телами четыре элемента – землю, огонь, воздух и воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом устранять трупы.


Башня молчания в Индии.

Дахма представляет собой округлую башню без крыши, центр которой образовывает бассейн. Каменная лестница ведёт к платформе, тянущейся вдоль всей внутренней поверхности стены. Три канала («пави») разделяют платформу на ряд лож. На первом ложе размещались тела мужчин, на втором – женщин, на третьем – детей. После того как стервятники обгладывали трупы, оставшиеся кости складывались в оссуарии (здание для хранения скелетированных останков). Там кости постепенно разрушались, а их остатки дождевая вода уносила в море.

В ритуале могли принимать участие только специальные лица – «насасалары» (или могильщики), которые помещали тела на платформы.

Первое упоминание о подобных захоронениях относится к временам Геродота, а сама церемония держалась в строжайшем секрете.

Позднее Магу (или жрецы, священнослужители) стали практиковать публичные обряды захоронения, пока в итоге тела не стали бальзамировать с помощью воска и хоронить в траншеях.

Археологами были найдены оссуарии, относящиеся к 5-4 веку до н.э., также как и погребальные насыпи, где находились забальзамированные воском тела. Согласно одной из легенд могила Заратустры, основателя зороастризма, находится в Балхе (современный Афганистан). Предположительно подобные первые ритуалы и захоронения возникли ещё в эпоху Сасанидов (3-7 век н.э.), а первые письменные свидетельства о «башнях смерти» были сделаны в 16 веке.

Существует одна легенда, согласно которой уже в наше время возле дахмы неожиданно появилось множество мёртвых тел, которые не смогли опознать местные жители из соседних поселений.

Ни один покойник не подходил под описание без вести пропавших людей в Индии.


Башня молчания в Язде, Иран.

Трупы не были обглоданы животными, на них не было ни личинок, ни мух. Поразительным в этой ужасающей находке было то, что яма, расположенная посреди дахмы, на несколько метров была заполнена кровью, причём этой крови там было больше, чем могли вместить в себя тела, лежавшие снаружи. Зловоние в этом скверном месте было столь невыносимым, что уже на подступах к дахме многих начинало тошнить.

Неожиданно расследование было прервано, когда один местный житель случайно пнул в яму маленькую кость. Тогда со дна ямы начал извергаться мощный взрыв газа, исходящий из разлагающейся крови, и разноситься по всей округе.

Все, кто оказался в эпицентре взрыва, немедленно были доставлены в больницу и помещены в карантин, чтобы исключить возможность распространения заражения.

У пациентов начались лихорадка и бред. Они неистово кричали, что « были запятнаны кровью Ахриман» (олицетворение зла в зороастризме), несмотря на то, что никакого отношения к этой религии не имели и даже не знали ничего о дахмах. Состояние бреда перетекло в безумие, и многие заболевшие начали нападать на медперсонал больницы, пока их не усмирили. В конце концов, сильная лихорадка погубила нескольких свидетелей злополучного захоронения.

Когда позже следователи вернулись на то место, облачённые в защитные костюмы, то обнаружили такую картину: все тела бесследно исчезли, а яма с кровью была пуста.

Обряд, связанный со смертью и похоронами, довольно необычен и всегда строго соблюдался. Человеку, умершему зимой, по предписанию «Авесты» отводят специальное помещение, достаточно просторное и отгороженное от жилых комнат. Труп может находиться там несколько дней или даже месяцев до тех пор, «пока не прилетят птицы, не зацветут растения, не потекут скрытые воды и ветер не высушит землю. Тогда почитатели Ахура-Мазды выставят тело на солнце». В помещении, где находился покойный, должен постоянно гореть огонь - символ верховного божества, но его полагалось отгораживать от умершего виноградной лозой, чтобы демоны не касались огня.

У постели умирающего должны были неотлучно находиться два служителя культа. Один из них читал молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой готовил священную жидкость (хаому) или гранатовый сок, который он наливал для умирающего из специального сосуда. При умирающем должна быть собака - символ уничтожения всего «нечистого». Согласно обычаю, если собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь умирающего, родственникам объявляли о смерти их близкого.


Две башни молчания, Йезд, Иран. Для мужчин слева, для женщин справа.

Где бы ни умер парс, там он и остается, пока за ним не явятся нассесалары, с руками, погруженными до плеч в старые мешки. Положив покойника в железный закрытый гроб (один для всех), его относят в дакхму. Если б отнесенный в дакхму даже ожил (что нередко случается), он уж не выйдет более на Божий свет: нассесалары в таком случае убивают его. Кто раз осквернился прикосновением к мертвым телам и побывал в башне, тому возвращаться в мир живых уже невозможно: он осквернил бы все общество. Родные следуют за гробом издали и останавливаются в 90 шагах от башни. Перед погребением церемонию с собакой для верности проводили ещё раз, прямо перед башней.

Затем нассесалары вносят тело внутрь и, вынув его из гроба, кладут на отведенное трупу, смотря по полу или возрасту, место. Всех раздевали догола, одежда сжигалась. Тело закреплялось, чтобы звери или птицы, растерзав труп, не могли унести и разбросать останки в воде, на земле или под деревьями.

Друзьям и родственником навещать башни молчания строго-настрого запрещалось. От зари до зари над этим местом вьются черные тучи откормленных стервятников. Говорят, что эти птицы-санитары расправляются со своей очередной «добычей» в 20-30 минут.

В настоящее время этот обряд запрещен законом Ирана, поэтому представители зороастрийской религии избегают осквернения земли посредством похорон в цементе, что полностью предотвращает соприкосновение с землей.

В Индии башни молчания сохранились до наших дней и ещё в прошлом веке использовались по назначению. Их можно встретить в Мумбаи и Сурате. Самой огромной исполнилось более 250 лет.


Родственники усопшего в башне молчания.


Процесс погребения в башне молчания, Индия.

Башни молчания в индийском городе Бомбее, в настоящее время известен как Мумбаи, около 1890.

Зороастрийцы применяют необычный способ утилизации своих мертвецов. Они не хоронят их и не кремируют.
Вместо этого, трупы оставляют на вершине высоких башен, известных как дахмы, или Башни Молчания, где
они подвергаются разложению и потребляются птицами мусорщиками, такими, как грифы, коршуны и вороны.
Эта мрачная похоронная практика проистекает из убеждения, что мертвые нечисты потому, что они загрязнены
«демонами» и злыми духами, которые внедряются в тело, как только душа покидает его.


Захоронение и кремация, таким образом, рассматривается как загрязняющей природу и огонь, оба из которых
зороастрийцы в своей религии призывают защищать. Это почитание привело некоторых ученых провозгласить
зороастризм, как «первой в мире экологической религией».

Несуществующая башня молчания в Йезде, Иран.

Зороастрийская практика «обработки» мертвых известна как dokhmenashini и была впервые описана Геродотом
в середине 5-го века до нашей эры. Хотя использование башен молчания началось намного позже, в начале
9-го века. Башня молчания представляет собой невысокую постройку цилиндрической формы с плоской крышей,
разделенной на три концентрических кольца, где выкладываются обнаженные тела мертвых. Наружное кольцо
используется для мужчин, центральное — для женщин, а срединное — для детей. После того, как
птицы-падальщики склевывают плоть, и обнаженные кости выгорают на солнце, остатки собираются в яме под
склепом в центре башни и в нее добавляют известь, от чего кости постепенно разрушаются. Весь процесс
занимает около года. От каждой дахмы отведено четыре канала, через которые оставшийся материал смывается
дождевой водой, но перед этим он проходит через нескольких угольных и песочных фильтров.


Башня Молчания, Doongerwadi, Мумбаи, видно из близлежащих высоток.

Зороастрийцы Ирана следовали древней практике использования башен молчания вплоть до 1970-х годов, пока
башни не объявили опасными для здоровья и незаконными. Но дахмы до сих пор практикуются парсами в Индии,
которые составляют самую большую зороастрийскую прослойку население в мире. В последнее время быстрая
урбанизация оказывает сильное давление на традиции парсов, и этот странный ритуал использование башен
молчания постепенно уходит в историю. Хотя, на самом деле, самая большая угроза для процедуры dokhmenashini
исходит не от органов здравоохранения или общественного протеста, а от банального отсутствия грифов.


Печатный рисунок «башни молчания».

Количество стервятников, которые играют важную роль в уничтожении трупов, неуклонно снижается на Индийском
субконтиненте, начиная с 1990-х годов. В 2008 году их численность снизилась на 99 процентов из-за того,
что один из препаратов, который ветеринары вводят крупному рогатому скоту, оказался смертельным для грифов.
После обнаружения этого факта, опасный препарат был запрещен правительством Индии, но восстановить
популяцию грифов все еще не удалось. Таким образом, из-за отсутствия стервятников, которые раньше
управлялись с трупом за несколько часов, сейчас тело умершего человека медленно разлагается месяц или
больше, источая неприятный запах. Поэтому, некоторые башни молчания должны быть закрыты из-за
постоянных жалоб населения.
Некоторые теперь начали предпочитая кремацию.


Один из двух башен молчания, Йезд, Иран.


Башня молчания в Индии.


Яма из башни молчания, Бомбей.



error: