Расовые различия в интеллекте. Ричард линн расовые различия в интеллекте Расовые различия в интеллекте

Расовые различия в интеллекте


Ричард Линн Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ. / Пер. с англ. Румянцев Д.О. - М.: Профит Стайл, 2010. - 304 с.

ISBN 5-98857-157-3

ISBN 1-593680-21-Х (Washington Summit Publishers, 2006)

О г л а в л е н и е
Глава 1. Значение и измерение интеллекта

Глава 2 Значение и формирование рас

Глава 3 Европейцы

Глава 4 Африканцы

Глава 5 Бушмены и пигмеи

Глава 6 Аборигены Южной Азии и Северной Африки

Глава 7 Аборигены Юго-Восточной Азии

Глава 8 Австралийские аборигены

Глава 9 Аборигены островов Тихого океана

Глава 10 Аборигены Восточной Азии

Глава 11 Арктические народы

Глава 12 Американские индейцы

Глава 13 Надёжность и валидность расовых различий в интеллекте

Глава 14 Средовые и генетические детерминанты расовых различий в интеллекте

Глава 15 Эволюция интеллекта

Глава 16 Климат, раса, размер мозга и интеллект

Глава 17 Эволюция расовых различий в интеллекте

Приложение: Тесты интеллекта

Список литературы

Именной указатель

Предметный указатель

^

Эволюция, раса и интеллект

Простота хуже воровства


(русская народная пословица)

Фактор интеллекта в жизни тех или иных народов и рас многократно освещался в преданиях и пословицах на протяжении всей истории. Примеров тому несметное множество. И речь вовсе не обязательно идет о том, что одни «лучше» или «хуже», чем другие. Сама специфика умственной деятельности с точки зрения стиля, а также динамики различных психологических актов отмечена во множестве письменных памятников с древнейших времен. В священных текстах мировых религий мы без труда обнаруживаем ту же взаимосвязь, а эпоха «великих географических открытий» стараниями первооткрывателей и миссионеров лишь подтвердила правило гласящее, что во всех частях света отношение к базовым этическим ценностям глубоко различно. Желания и интересы людей всюду кардинально отличаются. Одни народы и расы с поразительным упорством на протяжении веков являют нам чудеса практической смекалки и выживаемости, считая это высшим благом, другие, напротив, с нескрываемым презрением относятся к такой стратегии поведения, предпочитая создавать гигантские идеалистические концепции. Именно это многообразие проявлений высшей нервной деятельности и дает нам великолепную палитру величия рода человеческого.

Неудивительно поэтому, что мудрецы всегда пытались соизмерить и объяснить умственные способности, как отдельных индивидуумов, так и целых племен. Уже в первых летописных источниках мы можем обнаружить попытки приведения в систему групповых физических и психических признаков отличий людей. Управление первыми крупными империями и поликультурными образованиями потребовало от администраторов перехода с образного мышления поэтов к сухой государственной статистике, так как каждый владыка желал знать, чего он вправе ожидать от нового неведомого народа, волею Богов попавшего под длань его управления. Дошедшие до нас законодательные акты Древнего Египта и Вавилона не дают нам никаких возможностей ошибиться в понимании этой естественноисторической закономерности. На заре развития человечества поначалу использовались различные косвенные показатели для определения умственных, а равно и моральных предпочтений народа: от количества выставляемых воинов, детей в семьях, величины городов и справедливости законов, до запасов зерна и тяготения к тем или иным ремеслам. По мере развития цивилизации система критериев оценки усложнялась, но незыблемой оставалась одна и та же потребность, а именно: помимо эмоциональных качественных характеристик определить некие абсолютные параметры умственных способностей. Древнейшая как мир система экзаменования молодых людей при приеме на работу или в учебные заведения служила именно этим целям. Воинские звания, награды, научные степени и общественные привилегии также во все времена предназначались для активизации в гражданах витальных способностей, в том числе и интеллекта.

Таким образом, в связи с универсализацией бытия и принципов организации общежития в Новое время возникла потребность в унификации критериев оценки умственных способностей различных ветвей человеческого рода. Глобальные контакты автоматически потребовали от каждой расы понимания своего места в общем мироустройстве, и измерение интеллекта явилось закономерным шагом на пути к общей цивилизационной гармонии.

Выдающийся классик естествознания Карл Линней (1707-1778) построил первую научную расовую классификацию как раз на триединстве проявлений физических, психических и моральных качеств, чем и подготовил основы возникновения классической эволюционной теории. Ибо совершенно очевидно, что в процессе поступательного развития претерпевает изменения не только физическая оболочка человека, но также её ментальное и нравственное наполнение, которое вырабатывается как совокупность приспособительных реакций. Но абстрактный человек – это фикция, одно из величайших гуманитарных заблуждений Нового времени. Каждый человек от природы является носителем наследственных расовых признаков, которые неотъемлемо проявляются в каждом виде его деятельности, в том числе и интеллектуальной. Расовые признаки – это печать, которая легко узнаваема на каждом историческом деянии.

В этом плане книга британского профессора Ричарда Линна, впервые предлагаемая русскому читателю с любезного разрешения автора, является своего рода венцом магистральной линии классической эволюционной теории, в которой английская школа традиционно задавала тон.

Сегодня, когда как в средствах массовой информации, так и в научных кругах стало своего рода признаком хорошего тона критиковать Ч. Дарвина и вскрывать якобы несостоятельность его теории. Нужно четко ответить ангажированным критикам, что он нигде и никогда не писал, будто человек в прямом смысле этого слова произошел от обезьяны. Кроме того, в своей автобиографии мэтр многократно подчеркивал, что не сказал ничего нового, а лишь систематизировал многочисленные концепции естествознания, существовавшие до него.

Ричард Линн – профессор психологии Ольстерского университета в Дублине. Он является одним из старейших (родился в 1930 г.) и авторитетнейших представителей классической Британской школы психологии. Большая часть его работ посвящена изучению интеллекта. Среди основных открытий, сделанных Р. Линном, следует отметить установление факта, что коэффициент интеллекта (IQ) коренных жителей Восточной Азии в среднем на 5 баллов выше, чем у европейцев вне зависимости от места проживания испытуемых. Автором также впервые было показано, первоначально на японской популяции, что во второй половине XX столетия наблюдалось неуклонное повышение результатов оценок IQ посредством психологических тестов. Впоследствии была показана универсальность этого явления, получившего название «эффект Флинна» по фамилии исследователя, углублённо занимавшегося изучением данного феномена. Причиной считается улучшение условий жизни в экономически развитых странах в XX веке. Ричардом Линном впервые было показано (в 1994 г.), что интеллект взрослых мужчин в среднем на 4-5 баллов выше, чем у женщин, что он объясняет относительно меньшим размером мозга у женщин. Этот факт первоначально вызвал весьма бурную реакцию в научных и общественных кругах.

Среди крупных работ Р.Линна необходимо назвать монографии «Дисгеника» («Dysgenics»; Westport, CT: Praeger, 1996) и «Евгеника» («Eugenics»; Westport, CT: Praeger, 2001), в которых он приводит данные о наметившемся ухудшении физического и психического здоровья и интеллектуальных способностей современной человеческой популяции и оценивает возможные методы борьбы с этой угрозой. В книге «IQ и благосостояние наций» (в соавторстве с финским учёным Тату Ванханеном (Tatu Vanhanen) – «IQ and the Wealth of Nations»;Westport, CT: Praeger, 2002) Р. Линн рассматривает проблему зависимости различий в показателях благосостояния и экономического роста наций от показателей интеллекта. По результатам анализа данных для 185 современных народов автор аргументировано показывает вклад коэффициента интеллекта каждой нации в показатели её экономического благосостояния.

С 1991 г. основным направлением работ Р. Линна является сравнительное изучение интеллекта народов разных рас. Настоящая книга «Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ», изданная в 2006 г. («Race Differences in Intelligence: An Evolutionary Analysis»; Augusta, Georgia: Washington Summit Books) является результатом примерно 25-летнего труда автора. Предисловие к книге написал замечательный психолог британской школы, работающий в Канаде, Джон Филипп Раштон (John Philippe Rushton), считающийся крупнейшим специалистом в области изучения расовых особенностей психологии. Он отмечает, что Р. Линн в своих исследованиях вступил на «минное поле», так как и первоначально, и сейчас сторонники гипертрофированной «политкорректности» не соглашаются принять результаты его исследований. Что неудивительно, так как, по словам другого выдающегося британского мыслителя Томаса Гоббса, «если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, их бы опровергали». Имя Р. Линна смело можно было бы поставить под словами, сказанными другим выдающимся учёным современности, нобелевским лауреатом, расшифровавшим структуру ДНК, Джеймсом Уотсоном: «Честность полезна этому миру, она заставляет мир работать эффективнее».

На материале собственных исследований и анализа более 500 работ других авторов, выполненных с начала вхождения психологических тестов в арсенал психологии до настоящего времени, Р. Линн демонстрирует особенности интеллекта представителей всех человеческих рас (более сотни наций и народностей) и оценивает вклад генетических и средовых факторов в эти различия. Автором предложена модель эволюции наблюдаемых расовых различий интеллекта. Несмотря на то, что труд Р. Линна представляет на сегодняшний день наиболее полный свод данных по проблеме, книга весьма компактна. Автор излагает свои мысли достаточно доступным языком, для их понимания в большинстве случаев не требуется углублённого предварительного изучения психологии или эволюционной биологии. Хороший предметный и авторский указатели позволяют читателю быстро находить нужные сведения.

Его работа – это самый исчерпывающий и последний по времени (книга опубликована в 2006 г.) анализ данных исследований расовых особенностей интеллекта. Показатели интеллекта сопоставляются с другими психологическими и биометрическими характеристиками, предлагается ряд объяснений расовых различий интеллекта, включая влияние генетических факторов и среды обитания. Автор предлагает собственную теорию эволюции интеллекта человека.

В России книги по расовым различиям в интеллекте не публиковались, если не считать отдельных труднодоступных журнальных публикаций 20-х г.г. XX столетия.

В исследованиях, анализирующихся Р. Линном, для измерения интеллекта используются разнообразные тесты IQ. Некоторые из этих тестов широко применяются в настоящее время в нашей стране для решения практических задач (например, прогрессивные матрицы Равена), в то время как другие являются совершенно неизвестными. Знакомство с книгой Р. Линна будет способствовать расширению инструментария отечественных психологов. Кроме того, практика работы с тестами IQ в нашей стране на сегодняшний день далека от совершенства. После длительного перерыва, вызванного разгромом тестологии в 1930-е г.г., культура этой практики была утеряна. В настоящее время используется огромное количество, мягко выражаясь, некачественных, психодиагностических тестов и психодиагностика не применяется для решения масштабных задач, например в сфере образования.

Чтобы разложить всё на свои места и облагоразумить активизировавшихся критиков эволюционизма, полагаем необходимым пролить некоторый свет на историю вопроса.

Именно англичане были теми первопроходцами, кто в эпоху «великих географических открытий» впервые сумел сделать сугубо прагматические выводы и привести в систему свод знаний об «экзотических» странах. Основанное в 1660 году в Англии Королевское общество служило целям пропаганды науки и её практического применения с учётом расовых различий представителей коренного населения новых континентов.

Перечислим имена гениев науки в данной области.

Джон Бульвер (John Bulwer; 1606-1656) заложил основы расологии, создав системное описание биотипов людей с их характерными физическими и психическими признаками. Томас Виллис (Thomas Willis; 1621-1675) первым описал анатомию и физиологию нервной системы человека и животных. Джон Рей (John Ray; 1627-1705) сформулировал принципы научной классификации рас. Эдвард Тайсон (Edward Tyson; 1650-1708) дал подробное сравнительное описание морфологического строения орангутанга, негра и европейца во всех деталях скелета, мышечных тканей и кожных покровов. Джон Хантер (John Hunter; 1728-1793) стоял у основ создания краниологии и, вместе с тем, развил философское понимание расовой проблемы. Чарльз Уайт (Charles White; 1728-1813) сформулировал принципы расовой хирургии. Сэр Уильям Лауренс (Sir William Lawrence; 1783-1867) заложил базу сравнительной анатомии и медицинской этики в её современном понимании. С именем такого ученого, как Джеймс Коулз Причард (James Cowles Prichard; 1786-1848) связано становление новой самостоятельной науки – этнологии.

Джеймс Хант (James Hunt; 1833-1869) основал первое английское Антропологическое общество, а Роберт Нокс (Robert Knox; 1791-1862) создал учение о «трансцендентальной анатомии», согласно которому все живые существа структурированы сходным образом в силу универсального единства биологических функций. Именно эта концепция заменила теологическую идею замысла Божия и заложила анатомическую основу эволюционной теории.

Развивая идеи Чарльза Дарвина, Томас Генри Гексли (Thomas Henry Huxley; 1825-1895) придал современный вид классификации рас, а Альфред Рассел Уоллес (Alfred Russel Walles; 1823-1913) сформулировал глобальные принципы биогеографии. Наконец Джон Биддоу (John Beddoe; 1826-1911) привнёс в антропологию статистические методы и окончательно превратил её, таким образом, в точную науку. Эдвард Бёрнетт Тейлор (Edward Burnett Taylor; 1832-1917) в свою очередь обосновал доктрину о «шкале цивилизации» и предложил с её помощью измерять различные культуры. Сэр Фрэнсис Гальтон (Sir Francis Galton; 1822-1911) обессмертил своё имя созданием евгеники – науки об улучшении человеческого рода. Альфред Корт Хэддон (Alfred Cort Haddon; 1855-1940) сделал принципы английской физической антропологии универсальными, ибо именно в это время по всему земному шару начинается создание единой унифицированной методики расовых измерений. Карл Пирсон (Karl Pearson; 1857-1936) создал биометрику и заложил основы современной статистики, благодаря чему многие отрасли естествознания, в том числе и гигантский корпус наук о человеке, получили мощный математический аппарат для планирования исследований и обработки их результатов. Сэр Артур Кейт (Sir Arthur Keith; 1866-1955) создал теорию о наследственном гормональном происхождении расовых различий и о происхождении современных рас от различных первопредков в различных географических зонах и в разное время. Сэр Графтон Эллиот Смит (Sir Grafton Elliot Smith; 1871-1937) на основе новейших методов изучал неврологические и психофизиологические особенности рас в контексте развития их культур. Уильям Хэлс Риверс Риверс (William Halse Rivers Rivers; 1864-1922) создал шкалы цветовой и болевой чувствительности для представителей различных рас, чем окончательно подвёл биологическую базу под причины разнообразия культур. Джон Рэндал Бейкер (John Randal Baker; 1900-1984) оформил масштабную универсальную концепцию о биологических критериях оценки самостоятельности культур.

Этот перечень великих английских учёных-естествоиспытателей обозначает лишь некоторые вершины того гигантского мировоззренческого айсберга, в основе которого лежит глубинное архетипическое представление о том, что всё в этом мире обладает специфическими различиями, которые нужно уметь измерять. Таким образом, главная фундаментальная книга профессора Ричарда Линна на сегодняшний день венчает многовековую славную традицию развития английского естествознания в данной области, в чем и состоит ее непреходящая ценность.

Знание представляемого в книге материала необходимо, на наш взгляд, самым широким слоям читающей аудитории в России: от психологов, социологов, философов до политических деятелей, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов. Полезна эта информация также для криминологов, врачей и педагогов. В условиях многонациональной и многорасовой России именно объективный анализ интеллекта граждан поможет гасить в зародыше любые конфликты и максимально рационально использовать генофонд страны в целях её процветания. Будучи по наивности опьянены иллюзиями равенства, мы уже потеряли нашу великую страну и потому не имеем больше исторического права на повторение этой катастрофы, которая, как мы помним, сопровождалась войнами почти по всему периметру бывшего СССР, гибелью тысяч ни в чём не повинных граждан, и вынужденными миграциями миллионов соотечественников.

Войны порождаются забвением необходимости различий, когда одни пытаются навязать другим свои ценности. Напротив, цивилизованный взвешенный учёт многообразия генофонда планеты поможет нам сохранить мир в условиях глобализации.

В заключение хотелось бы отметить еще один немаловажный факт, который подтолкнул нас на перевод и издание этой книги на русском языке. В средствах массовой информации, по телевидению и в газетах у нас в стране часто, пусть даже и неявно проводится мысль о многовековой неприязни англичан к России. Господин Ричард Линн не только подлинный ученый мирового масштаба, но еще и джентльмен классического образца, а также искренний и бескомпромиссный любитель русской культуры.

Всех перечисленных факторов вполне достаточно, по нашему мнению, чтобы эта книга заняла свое достойное место на полках книжных магазинов, библиотек и на письменных столах всех думающих граждан Российской Федерации.
Член Союза писателей РФ В. Б. Авдеев

Доктор филологических наук А. А. Григорьев

Кандидат биологических наук Д. О. Румянцев

Русский Интеллектуально-Познавательный Ресурс

«ВЕЛЕСОВА СЛОБОДА»

Если вы хотите автоматически получать информацию о всех обновлениях на сайте, подпишитесь на рассылку -->

Книга Р. Линна производит впечатление обилием фактического материала. Более того, нет особых оснований считать, что факты эти как-либо подделаны. Проблема в книге только одна: показатель IQ вовсе не является универсальным измерителем интеллекта. Он отражает способность быстро считать и запоминать числа. Какие же способности можно ожидать от австралийских аборигенов, в жизни не считавших, тем более на скорость? Часто с особой радостью рассматриваются данные, согласно которым негры в США имеют IQ ниже европейцев, несмотря на то, что вроде как живут в одной стране много поколений. Однако, не стоит ли помнить, что расовая сегрегация в США цвела всего поколение назад? Какие были возможности интеллектуального развития у негров ещё в 1950-1960-е годы? Меж тем, есть и такие данные, согласно которым IQ в тех же США за XX век вырос и у европеоидов, и у негроидов. У европеоидов в первой половине XX века IQ был чуть ли не как сейчас у негроидов, потом подрос. Но вот ведь интересно: у негроидов темпы прироста IQ намного выше, чем у европеоидов. Стало быть, IQ зависит не столько от расы, сколько от условий жизни и влияния среды. Среда стала сложней, IQ вырос. Но для европеоидов условия поменялись не так значительно, ибо они и так жили в шоколаде, а для негров это был рывок из приниженного положения в равноправие и даже чуть дальше (кстати, скачок "чуть дальше" вовсе не способствует развитию интеллекта, ибо ежели можно жить на халяву за счёт воспоминаний угнетения дедушек и бабушек, то зачем развивать интеллект). Есть ещё замечательный факт: в США самый высокий IQ у азиатов, недавно приехавших из Китая, Кореи и Японии - выше, чем у европеоидов. Однако ж, в России у китайских студентов, учащихся в МГУ, успехи в среднем куда как скромные. Очевидно, дело не в расовых врождённых особенностях, а предварительном отборе едущих в ту или иную страну.

В США едут богатые отличники, уже получившие хорошее образование на родине, а к нам едут оставшиеся.

Самый высокий IQ у изобретателей этого IQ. Катаясь каждый день на подмосковной электричке, читая комментарии на разные новости в интернете, уча студентов, я вижу, что многим и многим представителям белой расы тоже не мешало бы хорошенько поднять свой IQ.

Уж совсем очевидна несуразность рассуждений о "высших" и "низших" расах в историческом свете. Хорошо рассуждать о благотворном влиянии на интеллект холодного климата и трудностей северной жизни (идеи несвежие, расисты XIX века и нацисты начала XX уже развивали эти мысли), но отчего-то при этом забываются достижения африканцев "среднего каменного века", египтян, шумеров, создателей хараппской цивилизации, бронзового века Вьетнама. С другой стороны, дичь бронзового и мрак раннего железного века Северной Европы (в сравнении с синхронными цивилизациями югов) общеизвестна. При чём тут рассуждения Р. Линна о IQ?

Фактор интеллекта в жизни тех или иных народов и рас многократно освещался в преданиях и пословицах на протяжении всей истории. Примеров тому несметное множество. И речь вовсе не обязательно идет о том, что одни «лучше» или «хуже», чем другие. Сама специфика умственной деятельности с точки зрения стиля, а также динамики различных психологических актов отмечена во множестве письменных памятников с древнейших времен. В священных текстах мировых религий мы без труда обнаруживаем ту же взаимосвязь, а эпоха «великих географических открытий» стараниями первооткрывателей и миссионеров лишь подтвердила правило гласящее, что во всех частях света отношение к базовым этическим ценностям глубоко различно. Желания и интересы людей всюду кардинально отличаются. Одни народы и расы с поразительным упорством на протяжении веков являют нам чудеса практической смекалки и выживаемости, считая это высшим благом, другие, напротив, с нескрываемым презрением относятся к такой стратегии поведения, предпочитая создавать гигантские идеалистические концепции. Именно это многообразие проявлений высшей нервной деятельности и дает нам великолепную палитру величия рода человеческого.

Знание представляемого в книге материала необходимо, на наш взгляд, самым широким слоям читающей аудитории в России: от психологов, социологов, философов до политических деятелей, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов. Полезна эта информация также для криминологов, врачей и педагогов. В условиях полиэтнической и многорасовой России именно объективный анализ интеллекта граждан поможет гасить в зародыше любые конфликты и максимально рационально использовать генофонд страны в целях её процветания. Будучи по наивности опьянены иллюзиями равенства, мы уже потеряли нашу великую страну и потому не имеем больше исторического права на повторение этой катастрофы, которая, как мы помним, сопровождалась войнами почти по всему периметру бывшего СССР, гибелью тысяч ни в чём не повинных граждан, и вынужденными миграциями миллионов соотечественников.

Войны порождаются забвением необходимости различий, когда одни пытаются навязать другим свои ценности. Напротив, цивилизованный взвешенный учёт многообразия генофонда планеты поможет нам сохранить мир в условиях глобализации.

Обращение Ричарда Линна к русским читателям.

Дорогой русский читатель! Я рад, что моя книга издана в России и родственные нам русские люди смогут познакомиться с изложенными в ней взглядами на расовые различия в интеллекте. Я обобщил результаты нескольких сотен исследований, показывающих, что мы, европейцы, наряду с народами Восточной Азии (китайцами, японцами и корейцами), обладаем самым высоким интеллектом. Это можно считать очевидным. Почти все открытия в науке и технике сделали за последние две с полови-ной тысячи лет наши народы, народы Европы и Восточной Азии, они же создали почти все великие произведения изобразительного искусства, му-зыки и литературы. Во второй части книги я предлагаю этому объясне-ние. Я объясняю это тем, что нашим предкам пришлось жить в суровых условиях во время последнего ледникового периода, когда лишь обладав-шие высоким интеллектом могли выжить. Теперь, однако, будущее наших народов в опасности. Количество рождающихся у нас детей недостаточ-но, чтобы сохранялась численность наших популяций. Как мы решим эту проблему? Сможем мы выжить? Или же наше место займут народы с бо-лее низким интеллектом? Предоставляю читателю судить об этих важных вопросах.

Биография

Сын ботаника и генетика Сидни Кросса Харланда (Sydney Cross Harland , 1891-1982), известного трудами по генетике хлопка. Родители Линна развелись, когда он был ещё ребёнком, и он вновь встретился с отцом лишь в 1949 году, когда тот вернулся в Великобританию из Перу и был назначен профессором генетики Университета Манчестера .

Получил психологическое образование и степень Ph.D. по психологии в Кембриджском университете . Был деканом факультета психологии в университете Ольстера.

Известен своими исследованиями в области человеческого интеллекта , ряд положений которых вызвали широкую дискуссию . Автор монографий «Коэффициент интеллекта и богатство народов » (англ. and the Wealth of Nations) () и «Коэффициент интеллекта и глобальное неравенство » (англ. IQ and Global Inequality) (), написанных в соавторстве с Тату Ванханеном .

Монографии

Напишите отзыв о статье "Линн, Ричард"

Литература

Helmuth Nyborg (Ed.) Race and sex differences in intelligence and personality: A tribute to Richard Lynn at 80. Ulster Institute for Social Research. London U.K. Pp. xiv + 354. ISBN 9780957391338 .

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Линн, Ричард

– А присудил!.. присудил!.. – сказал старик тихим голосом и, как показалось князю Андрею, с смущением, но потом вдруг он вскочил и закричал: – Вон, вон! Чтоб духу твоего тут не было!..

Князь Андрей хотел тотчас же уехать, но княжна Марья упросила остаться еще день. В этот день князь Андрей не виделся с отцом, который не выходил и никого не пускал к себе, кроме m lle Bourienne и Тихона, и спрашивал несколько раз о том, уехал ли его сын. На другой день, перед отъездом, князь Андрей пошел на половину сына. Здоровый, по матери кудрявый мальчик сел ему на колени. Князь Андрей начал сказывать ему сказку о Синей Бороде, но, не досказав, задумался. Он думал не об этом хорошеньком мальчике сыне в то время, как он его держал на коленях, а думал о себе. Он с ужасом искал и не находил в себе ни раскаяния в том, что он раздражил отца, ни сожаления о том, что он (в ссоре в первый раз в жизни) уезжает от него. Главнее всего ему было то, что он искал и не находил той прежней нежности к сыну, которую он надеялся возбудить в себе, приласкав мальчика и посадив его к себе на колени.
– Ну, рассказывай же, – говорил сын. Князь Андрей, не отвечая ему, снял его с колон и пошел из комнаты.
Как только князь Андрей оставил свои ежедневные занятия, в особенности как только он вступил в прежние условия жизни, в которых он был еще тогда, когда он был счастлив, тоска жизни охватила его с прежней силой, и он спешил поскорее уйти от этих воспоминаний и найти поскорее какое нибудь дело.
– Ты решительно едешь, Andre? – сказала ему сестра.
– Слава богу, что могу ехать, – сказал князь Андрей, – очень жалею, что ты не можешь.
– Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.
– Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.
– Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.
– Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним; но князь Андрей отвечал, что он, вероятно, скоро приедет опять из армии, что непременно напишет отцу и что теперь чем дольше оставаться, тем больше растравится этот раздор.
– Adieu, Andre! Rappelez vous que les malheurs viennent de Dieu, et que les hommes ne sont jamais coupables, [Прощай, Андрей! Помни, что несчастия происходят от бога и что люди никогда не бывают виноваты.] – были последние слова, которые он слышал от сестры, когда прощался с нею.
«Так это должно быть! – думал князь Андрей, выезжая из аллеи лысогорского дома. – Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? – сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной!И прежде были все те же условия жизни, но прежде они все вязались между собой, а теперь все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею.

Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили – они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.

Ричард Линн Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ. / Пер. с англ. Румянцев Д.О. - М.: Профит Стайл, 2010. - 304 с. Тираж 2000 экз.

ISBN 5-98857-157-3
ISBN 1-593680-21-Х (Washington Summit Publishers, 2006)

О Г Л А В Л Е Н И Е

Глава 1. Значение и измерение интеллекта Глава 2 Значение и формирование рас Глава 3 Европейцы Глава 4 Африканцы Глава 5 Бушмены и пигмеи Глава 6 Аборигены Южной Азии и Северной Африки Глава 7 Аборигены Юго-Восточной Азии Глава 8 Австралийские аборигены Глава 9 Аборигены островов Тихого океана Глава 10 Аборигены Восточной Азии Глава 11 Арктические народы Глава 12 Американские индейцы Глава 13 Надёжность и валидность расовых различий в интеллекте Глава 14 Средовые и генетические детерминанты расовых различий в интеллекте Глава 15 Эволюция интеллекта Глава 16 Климат, раса, размер мозга и интеллект Глава 17 Эволюция расовых различий в интеллекте Приложение: Тесты интеллекта Список литературы Именной указатель Предметный указатель

Эволюция, раса и интеллект

Простота хуже воровства

(русская народная пословица)

Фактор интеллекта в жизни тех или иных народов и рас многократно освещался в преданиях и пословицах на протяжении всей истории. Примеров тому несметное множество. И речь вовсе не обязательно идет о том, что одни «лучше» или «хуже», чем другие. Сама специфика умственной деятельности с точки зрения стиля, а также динамики различных психологических актов отмечена во множестве письменных памятников с древнейших времен. В священных текстах мировых религий мы без труда обнаруживаем ту же взаимосвязь, а эпоха «великих географических открытий» стараниями первооткрывателей и миссионеров лишь подтвердила правило гласящее, что во всех частях света отношение к базовым этическим ценностям глубоко различно. Желания и интересы людей всюду кардинально отличаются. Одни народы и расы с поразительным упорством на протяжении веков являют нам чудеса практической смекалки и выживаемости, считая это высшим благом, другие, напротив, с нескрываемым презрением относятся к такой стратегии поведения, предпочитая создавать гигантские идеалистические концепции. Именно это многообразие проявлений высшей нервной деятельности и дает нам великолепную палитру величия рода человеческого.

Неудивительно поэтому, что мудрецы всегда пытались соизмерить и объяснить умственные способности, как отдельных индивидуумов, так и целых племен. Уже в первых летописных источниках мы можем обнаружить попытки приведения в систему групповых физических и психических признаков отличий людей. Управление первыми крупными империями и поликультурными образованиями потребовало от администраторов перехода с образного мышления поэтов к сухой государственной статистике, так как каждый владыка желал знать, чего он вправе ожидать от нового неведомого народа, волею Богов попавшего под длань его управления. Дошедшие до нас законодательные акты Древнего Египта и Вавилона не дают нам никаких возможностей ошибиться в понимании этой естественноисторической закономерности. На заре развития человечества поначалу использовались различные косвенные показатели для определения умственных, а равно и моральных предпочтений народа: от количества выставляемых воинов, детей в семьях, величины городов и справедливости законов, до запасов зерна и тяготения к тем или иным ремеслам. По мере развития цивилизации система критериев оценки усложнялась, но незыблемой оставалась одна и та же потребность, а именно: помимо эмоциональных качественных характеристик определить некие абсолютные параметры умственных способностей. Древнейшая как мир система экзаменования молодых людей при приеме на работу или в учебные заведения служила именно этим целям. Воинские звания, награды, научные степени и общественные привилегии также во все времена предназначались для активизации в гражданах витальных способностей, в том числе и интеллекта.

Таким образом, в связи с универсализацией бытия и принципов организации общежития в Новое время возникла потребность в унификации критериев оценки умственных способностей различных ветвей человеческого рода. Глобальные контакты автоматически потребовали от каждой расы понимания своего места в общем мироустройстве, и измерение интеллекта явилось закономерным шагом на пути к общей цивилизационной гармонии.

Выдающийся классик естествознания Карл Линней (1707-1778) построил первую научную расовую классификацию как раз на триединстве проявлений физических, психических и моральных качеств, чем и подготовил основы возникновения классической эволюционной теории. Ибо совершенно очевидно, что в процессе поступательного развития претерпевает изменения не только физическая оболочка человека, но также её ментальное и нравственное наполнение, которое вырабатывается как совокупность приспособительных реакций. Но абстрактный человек – это фикция, одно из величайших гуманитарных заблуждений Нового времени. Каждый человек от природы является носителем наследственных расовых признаков, которые неотъемлемо проявляются в каждом виде его деятельности, в том числе и интеллектуальной. Расовые признаки – это печать, которая легко узнаваема на каждом историческом деянии.

В этом плане книга британского профессора Ричарда Линна, впервые предлагаемая русскому читателю с любезного разрешения автора, является своего рода венцом магистральной линии классической эволюционной теории, в которой английская школа традиционно задавала тон.

Сегодня, когда как в средствах массовой информации, так и в научных кругах стало своего рода признаком хорошего тона критиковать Ч. Дарвина и вскрывать якобы несостоятельность его теории. Нужно четко ответить ангажированным критикам, что он нигде и никогда не писал, будто человек в прямом смысле этого слова произошел от обезьяны. Кроме того, в своей автобиографии мэтр многократно подчеркивал, что не сказал ничего нового, а лишь систематизировал многочисленные концепции естествознания, существовавшие до него.

Ричард Линн – профессор психологии Ольстерского университета в Дублине. Он является одним из старейших (родился в 1930 г.) и авторитетнейших представителей классической Британской школы психологии. Большая часть его работ посвящена изучению интеллекта. Среди основных открытий, сделанных Р. Линном, следует отметить установление факта, что коэффициент интеллекта (IQ) коренных жителей Восточной Азии в среднем на 5 баллов выше, чем у европейцев вне зависимости от места проживания испытуемых. Автором также впервые было показано, первоначально на японской популяции, что во второй половине XX столетия наблюдалось неуклонное повышение результатов оценок IQ посредством психологических тестов. Впоследствии была показана универсальность этого явления, получившего название «эффект Флинна» по фамилии исследователя, углублённо занимавшегося изучением данного феномена. Причиной считается улучшение условий жизни в экономически развитых странах в XX веке. Ричардом Линном впервые было показано (в 1994 г.), что интеллект взрослых мужчин в среднем на 4-5 баллов выше, чем у женщин, что он объясняет относительно меньшим размером мозга у женщин. Этот факт первоначально вызвал весьма бурную реакцию в научных и общественных кругах.

Среди крупных работ Р.Линна необходимо назвать монографии «Дисгеника» («Dysgenics»; Westport, CT: Praeger, 1996) и «Евгеника» («Eugenics»; Westport, CT: Praeger, 2001), в которых он приводит данные о наметившемся ухудшении физического и психического здоровья и интеллектуальных способностей современной человеческой популяции и оценивает возможные методы борьбы с этой угрозой. В книге «IQ и благосостояние наций» (в соавторстве с финским учёным Тату Ванханеном (Tatu Vanhanen) – «IQ and the Wealth of Nations»;Westport, CT: Praeger, 2002) Р. Линн рассматривает проблему зависимости различий в показателях благосостояния и экономического роста наций от показателей интеллекта. По результатам анализа данных для 185 современных народов автор аргументировано показывает вклад коэффициента интеллекта каждой нации в показатели её экономического благосостояния.

С 1991 г. основным направлением работ Р. Линна является сравнительное изучение интеллекта народов разных рас. Настоящая книга «Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ», изданная в 2006 г. («Race Differences in Intelligence: An Evolutionary Analysis»; Augusta, Georgia: Washington Summit Books) является результатом примерно 25-летнего труда автора. Предисловие к книге написал замечательный психолог британской школы, работающий в Канаде, Джон Филипп Раштон (John Philippe Rushton), считающийся крупнейшим специалистом в области изучения расовых особенностей психологии. Он отмечает, что Р. Линн в своих исследованиях вступил на «минное поле», так как и первоначально, и сейчас сторонники гипертрофированной «политкорректности» не соглашаются принять результаты его исследований. Что неудивительно, так как, по словам другого выдающегося британского мыслителя Томаса Гоббса, «если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, их бы опровергали». Имя Р. Линна смело можно было бы поставить под словами, сказанными другим выдающимся учёным современности, нобелевским лауреатом, расшифровавшим структуру ДНК, Джеймсом Уотсоном: «Честность полезна этому миру, она заставляет мир работать эффективнее».

На материале собственных исследований и анализа более 500 работ других авторов, выполненных с начала вхождения психологических тестов в арсенал психологии до настоящего времени, Р. Линн демонстрирует особенности интеллекта представителей всех человеческих рас (более сотни наций и народностей) и оценивает вклад генетических и средовых факторов в эти различия. Автором предложена модель эволюции наблюдаемых расовых различий интеллекта. Несмотря на то, что труд Р. Линна представляет на сегодняшний день наиболее полный свод данных по проблеме, книга весьма компактна. Автор излагает свои мысли достаточно доступным языком, для их понимания в большинстве случаев не требуется углублённого предварительного изучения психологии или эволюционной биологии. Хороший предметный и авторский указатели позволяют читателю быстро находить нужные сведения.

Его работа – это самый исчерпывающий и последний по времени (книга опубликована в 2006 г.) анализ данных исследований расовых особенностей интеллекта. Показатели интеллекта сопоставляются с другими психологическими и биометрическими характеристиками, предлагается ряд объяснений расовых различий интеллекта, включая влияние генетических факторов и среды обитания. Автор предлагает собственную теорию эволюции интеллекта человека.

В России книги по расовым различиям в интеллекте не публиковались, если не считать отдельных труднодоступных журнальных публикаций 20-х г.г. XX столетия.

В исследованиях, анализирующихся Р. Линном, для измерения интеллекта используются разнообразные тесты IQ. Некоторые из этих тестов широко применяются в настоящее время в нашей стране для решения практических задач (например, прогрессивные матрицы Равена), в то время как другие являются совершенно неизвестными. Знакомство с книгой Р. Линна будет способствовать расширению инструментария отечественных психологов. Кроме того, практика работы с тестами IQ в нашей стране на сегодняшний день далека от совершенства. После длительного перерыва, вызванного разгромом тестологии в 1930-е г.г., культура этой практики была утеряна. В настоящее время используется огромное количество, мягко выражаясь, некачественных, психодиагностических тестов и психодиагностика не применяется для решения масштабных задач, например в сфере образования.

Чтобы разложить всё на свои места и облагоразумить активизировавшихся критиков эволюционизма, полагаем необходимым пролить некоторый свет на историю вопроса.

Именно англичане были теми первопроходцами, кто в эпоху «великих географических открытий» впервые сумел сделать сугубо прагматические выводы и привести в систему свод знаний об «экзотических» странах. Основанное в 1660 году в Англии Королевское общество служило целям пропаганды науки и её практического применения с учётом расовых различий представителей коренного населения новых континентов.

Перечислим имена гениев науки в данной области.

Джон Бульвер (John Bulwer; 1606-1656) заложил основы расологии, создав системное описание биотипов людей с их характерными физическими и психическими признаками. Томас Виллис (Thomas Willis; 1621-1675) первым описал анатомию и физиологию нервной системы человека и животных. Джон Рей (John Ray; 1627-1705) сформулировал принципы научной классификации рас. Эдвард Тайсон (Edward Tyson; 1650-1708) дал подробное сравнительное описание морфологического строения орангутанга, негра и европейца во всех деталях скелета, мышечных тканей и кожных покровов. Джон Хантер (John Hunter; 1728-1793) стоял у основ создания краниологии и, вместе с тем, развил философское понимание расовой проблемы. Чарльз Уайт (Charles White; 1728-1813) сформулировал принципы расовой хирургии. Сэр Уильям Лауренс (Sir William Lawrence; 1783-1867) заложил базу сравнительной анатомии и медицинской этики в её современном понимании. С именем такого ученого, как Джеймс Коулз Причард (James Cowles Prichard; 1786-1848) связано становление новой самостоятельной науки – этнологии.

Джеймс Хант (James Hunt; 1833-1869) основал первое английское Антропологическое общество, а Роберт Нокс (Robert Knox; 1791-1862) создал учение о «трансцендентальной анатомии», согласно которому все живые существа структурированы сходным образом в силу универсального единства биологических функций. Именно эта концепция заменила теологическую идею замысла Божия и заложила анатомическую основу эволюционной теории.

Развивая идеи Чарльза Дарвина, Томас Генри Гексли (Thomas Henry Huxley; 1825-1895) придал современный вид классификации рас, а Альфред Рассел Уоллес (Alfred Russel Walles; 1823-1913) сформулировал глобальные принципы биогеографии. Наконец Джон Биддоу (John Beddoe; 1826-1911) привнёс в антропологию статистические методы и окончательно превратил её, таким образом, в точную науку. Эдвард Бёрнетт Тейлор (Edward Burnett Taylor; 1832-1917) в свою очередь обосновал доктрину о «шкале цивилизации» и предложил с её помощью измерять различные культуры. Сэр Фрэнсис Гальтон (Sir Francis Galton; 1822-1911) обессмертил своё имя созданием евгеники – науки об улучшении человеческого рода. Альфред Корт Хэддон (Alfred Cort Haddon; 1855-1940) сделал принципы английской физической антропологии универсальными, ибо именно в это время по всему земному шару начинается создание единой унифицированной методики расовых измерений. Карл Пирсон (Karl Pearson; 1857-1936) создал биометрику и заложил основы современной статистики, благодаря чему многие отрасли естествознания, в том числе и гигантский корпус наук о человеке, получили мощный математический аппарат для планирования исследований и обработки их результатов. Сэр Артур Кейт (Sir Arthur Keith; 1866-1955) создал теорию о наследственном гормональном происхождении расовых различий и о происхождении современных рас от различных первопредков в различных географических зонах и в разное время. Сэр Графтон Эллиот Смит (Sir Grafton Elliot Smith; 1871-1937) на основе новейших методов изучал неврологические и психофизиологические особенности рас в контексте развития их культур. Уильям Хэлс Риверс Риверс (William Halse Rivers Rivers; 1864-1922) создал шкалы цветовой и болевой чувствительности для представителей различных рас, чем окончательно подвёл биологическую базу под причины разнообразия культур. Джон Рэндал Бейкер (John Randal Baker; 1900-1984) оформил масштабную универсальную концепцию о биологических критериях оценки самостоятельности культур.

Этот перечень великих английских учёных-естествоиспытателей обозначает лишь некоторые вершины того гигантского мировоззренческого айсберга, в основе которого лежит глубинное архетипическое представление о том, что всё в этом мире обладает специфическими различиями, которые нужно уметь измерять. Таким образом, главная фундаментальная книга профессора Ричарда Линна на сегодняшний день венчает многовековую славную традицию развития английского естествознания в данной области, в чем и состоит ее непреходящая ценность.

Знание представляемого в книге материала необходимо, на наш взгляд, самым широким слоям читающей аудитории в России: от психологов, социологов, философов до политических деятелей, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов. Полезна эта информация также для криминологов, врачей и педагогов. В условиях многонациональной и многорасовой России именно объективный анализ интеллекта граждан поможет гасить в зародыше любые конфликты и максимально рационально использовать генофонд страны в целях её процветания. Будучи по наивности опьянены иллюзиями равенства, мы уже потеряли нашу великую страну и потому не имеем больше исторического права на повторение этой катастрофы, которая, как мы помним, сопровождалась войнами почти по всему периметру бывшего СССР, гибелью тысяч ни в чём не повинных граждан, и вынужденными миграциями миллионов соотечественников.

Войны порождаются забвением необходимости различий, когда одни пытаются навязать другим свои ценности. Напротив, цивилизованный взвешенный учёт многообразия генофонда планеты поможет нам сохранить мир в условиях глобализации.

В заключение хотелось бы отметить еще один немаловажный факт, который подтолкнул нас на перевод и издание этой книги на русском языке. В средствах массовой информации, по телевидению и в газетах у нас в стране часто, пусть даже и неявно проводится мысль о многовековой неприязни англичан к России. Господин Ричард Линн не только подлинный ученый мирового масштаба, но еще и джентльмен классического образца, а также искренний и бескомпромиссный любитель русской культуры.

Всех перечисленных факторов вполне достаточно, по нашему мнению, чтобы эта книга заняла свое достойное место на полках книжных магазинов, библиотек и на письменных столах всех думающих граждан Российской Федерации.

Член Союза писателей РФ В.Б. Авдеев
Доктор филологических наук А.А. Григорьев
Кандидат биологических наук Д.О. Румянцев

Book Review: Jared Taylor. Northwest Passage. Why some races are smarter than others

ВНИМАНИЕ!
С 10-го сентября 2008 г. действует 10%-ая скидка на все книги издательства Белые альвы, если при заказе через интернет-магазин Белые альвы или при покупке книг непосредственно в издательстве вы назовете волшебное слово "Велесова Слобода".




error: