Взрывы в московском метро. Тела погибших на "лубянке" отвезли в морг Сколько человек погибло на лубянке

Многие люди уверены, что Московский метрополитен является самым безопасным в мире. Но даже здесь бывали трагические случаи, устроенные террористически настроенными группировками.

Первый взрыв

Удивительно, но первый взрыв в метро в Москве произошел еще в В далеком 1977 году совершили трое - Затикян, Степанян и Багдасарян. Первая подложенная ими бомба сработала между станциями «Измайловская» и «Первомайская». Вторая и третья бомбы еще через некоторое время взорвались на улицах и Никольская.

В результате этого террористического акта семь человек попрощались с жизнью сразу, еще 37 получили различные травмы. На время было закрыто московское метро. Взрыв на Арбатско-Покровской линии засекретили.

Тайна за семью печатями

Не стоит забывать, что все события происходили в те времена, когда правительство старалось умалчивать о всевозможных трагедиях. Последствия быстро устранили, никто в городе не говорил о трагедии. В СМИ кое-какая информация просочилась лишь спустя три года.

Виновных, конечно, наказали. Суд происходил в строжайшей тайне и очень быстро. Родственники преступников даже не успели приехать попрощаться с ними перед расстрелом. По мнению некоторых современных историков, такая быстрота ответной реакции могла означать сфабрикованность дела, но правды до сих пор никто не знает.

Спустя 19 лет

Возобновились в 1996 году. Тогда взорвалось самодельное устройство, наполненное тротилом. Бомба была заложена прямо под сиденье пассажиров, и никто не замечал неизвестный черный предмет. Авария произошла между станциями «Тульская» и «Нагатинская». Трагедия унесла жизни четырех человек, еще 14 не могли самостоятельно выбраться из вагонов. Пассажирам с легкими ушибами пришлось по рельсам добираться до ближайшей станции.

О том, кто виноват, говорили много. Вроде бы в содеянном признались чеченские боевики, но после проверки данных эта информация не подтвердилась. Допрашивали также лидеров сепаратистских группировок, но они отрицали свою причастность. Дело так и осталось нераскрытым.

Новый 1998 год

Утро первого января 1998 года началось с ужасного сообщения: «В Московском метро совершены теракты». Лишь удачливый случай помог этому событию не стать трагедией. Неизвестный бесхозный сверток с проводами и часами нашел машинист поезда рано утром, когда направлялся на службу. Он сразу отнес бомбу дежурной по станции. Пока она звонила на пост и рассказывала ситуацию, механизм сработал.

На счастье, сила взрыва была невелика, и дежурную и еще двух уборщиц слегка ранило. Но психологическая травма, полученная ими, была более тяжелой. Расследование события зашло в тупик. Имеется версия, что этот теракт, и тот, что произошел двумя годами ранее, связаны между собой.

Начало 21-го века

С начала 21-го века люди стали опасаться спускаться в подземку. Причиной тому был взрыв метро «Пушкинская» в Москве. Возможно, из-за того что об этом теракте было наиболее подробно рассказано в СМИ, а может, потому что жертв было намного больше, чем за все время до этого, но именно с теракта 2000 года над нами нависла серьезная угроза.

История происшествия такова. Примерно около 6 часов вечера, как раз в час пик, к одному из киосков на станции метро «Пушкинская» подошли двое неизвестных кавказской национальности. Они хотели совершить покупку за валюту, но продавец в киоске отказала им в этом, указав, что рядом есть обменный пункт. Мужчины направились туда, оставив свои личные вещи рядом на скамье. Когда они долго не возвращались, продавец киоска обратила внимание на пакет и тут же позвала охранника, который находился в другом конце зала. В тот момент, когда он направлялся к бомбе, и произошел взрыв.

Трагедия унесла жизни 12 человек, еще около 120 получили ранения. Тяжесть нанесенных ударов увеличивалась еще и тем, что кроме тротила в бомбе были различные острые железные предметы.

Сначала следователям удалось выйти на след преступной группировки, но как показал дальнейший ход событий, к этому происшествию они отношения не имели. Виновных за смерть десятка людей так и не нашли.

2001 год

Взрывы в метро в Москве продолжались. Следующий взрыв произошел в начале февраля 2001 года на станции "Белорусская". Но это событие вызвало немало вопросов и дискуссий.

Вечером приблизительно в 18:50 кто-то неизвестный оставил черный пакет под мраморной лавкой около остановки первого вагона поезда. Несколькими минутами позже прозвучал взрыв. Мощность его была мала, и весь основной удар приняла на себя лавка. Несколько людей были госпитализированы.

Теракт или не теракт?

Если это теракты в московском метро, то почему преступники действовали так слабо? В бомбе было всего 200 граммов тротила, и хотя это довольно много, он не был наполнен осколочными элементами, как это делают для увеличения урона. Тем более бомба была подложена под лавку, и будь она на метр дальше, жертв было бы намного больше. Следствие зашло в тупик. Было много версий, но ни одна из них не подтвердилась и не опровергалась.

И снова февраль

Февраль стал роковым месяцем для московской подземки. На этот раз взрыв в метро в Москве прогремел 6 февраля 2004 года. Трагедию связывают с именем одного чеченского боевика - Павлом Косолаповым. Именно его следствие считает организатором этого и еще нескольких других терактов в столице.

Взрывы в метро в Москве в феврале 2004 года отличались тем, что в этот раз бомба не была подложена, а ее нес на себе смертник. Он зашел в подземку в час пик, который приходится от 8 до 10 утра. Именно в этот период самое большое количество людей торопится на работу. Ничего не подозревавшие пассажиры сели во второй вагон поезда, двигавшегося по Замоскворецкой линии. Взрыв произошел между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская".

Трагедия унесла жизни 41 пассажира, еще несколько сотен получили различные травмы. Многие люди просто не могли выбраться и задыхались от дыма, который возник в результате возгорания. От разрыва бомбы пострадало три вагона и сотни человек. В этот раз теракт был подготовлен очень тщательно. Бомба была собрана по высшему разряду и наполнена множеством поражающих элементов - гаек, болтов, шурупов, гвоздей.

В этот раз следствию удалось найти концы. К теракту оказался причастен не только Павел Косолапов, но и несколько его соратников. Некоторых из них удалось поймать. Над ними проводился суд, решение которого гласило о пожизненном заключении.

Еще один взрыв в 2004 году

В 2004 году теракты и аварии в московском метрополитене участились. Столицу охватили ужас и паника. Всего за один год два нападения в подземке, два взорванных самолета, множество атак в городском общественном транспорте. Аварию на формально нельзя отнести к трагедиям в подземке, поскольку событие произошло на поверхности, около входа. Но в СМИ то и дело звучали заголовки о том, что целью террористов было именно метро, но по каким-то причинам им не удалось пробраться ниже поверхности земли.

Итак, история начинается около 8 часов вечера в последний день лета 2004 года. Все спешат домой, ведь завтра - первый день сентября, и нужно как следует подготовить детей к школе. На входе метро дежурят полицейские. Такие меры предосторожности были введены из-за участившихся терактов. Одному из служащих показалось, что некая женщина замешкалась при входе в подземку. Ее остановили и попросили предъявить документы. Женщина развернулась и пошла прочь. Именно в этот момент раздался взрыв. Неизвестная оказалась смертницей, и в ее сумочке была заложена бомба.

Без жертв не обошлось. Большое количество тротила и разрывающихся предметов привело к тому, что три человека погибли на месте, еще семерым были нанесены травмы, несовместимые с жизнью, и они скончались по дороге в реанимацию. Сотни раненых была направлены в больницы.

У одного из пострадавших удалось обнаружить поддельный паспорт на имя Николая Самыгина. Следствие вышло на настоящее имя террориста - Николая Кипкеева. В этой трагедии он исполнял роль куратора. Его задачей было проследить за смертницей, чтобы та спустилась в подземку. Но так как она не смогла этого сделать, а решила взорвать бомбу прямо у входа, пострадал и ее соучастник. Впоследствии были задержаны еще два человека, причастных к взрыву. Все они были осуждены на в тюрьме.

Последний взрыв в метро в Москве

После трагедий 2004 года наступило затишье на целых шесть лет. Жизнь столицы вернулась в прежнее русло, все раны были залатаны, как вдруг... Серии взрывов в 2010 году оглушили всех. Эти события стали наиболее громкими и сильными по своему психологическому воздействию. Террористы доказали: они не спят, не затихли, а готовы вести систематическую разрушительную войну.

Взрывы в метро в Москве прогремели с разницей около получаса. Первый произошел на станции "Лубянка". Как рассказывают очевидцы, к вагону подошедшего поезда подошла женщина, двери открылись и после этого раздался взрыв. Сила его была настолько мощной, что сразу унесла жизни 24 человек. Дело было в понедельник, в 7 часов 30 минут, и метро было переполнено пассажирами. Закрыть подземку полностью казалось нереальным, поэтому спасатели лишь перекрыли пострадавшую станцию для устранения последствий.

Все остальные линии работали, и это не помешало второй женщине-смертнице привести в исполнение свой зловещий план уже на станции "Парк культуры". Схема была аналогичной: подошел поезд, раздался взрыв. Мощность этой бомбы была меньше, в результате чего сразу скончались 12 человек. Позднее еще четверых не удалось спасти врачам-реаниматологам. Счет раненых и пострадавших шел на несколько сотен.

Взрывы в метро в Москве были лишь начальной точкой для дальнейшей серии терактов уже на поверхности земли. Это была целая цепь направленных действий бандитской группировки. Следствию практически сразу удалось выйти на след преступников. Как сообщалось позднее, был ликвидирован организатор всеобщего хаоса - Магомедали Вагабов.

Длинная история взрывов

История взрывов в московском метрополитене тянется уже два десятка лет. Места взрывов на схеме московского метро отмечены красным.

Это одна из главных бед 21-го века. И наша с вами задача - всегда быть начеку. Выполняйте указания брошюр, вывешенных в подземке, обращайте внимание на подозрительных лиц и всегда сообщайте о неизвестных бесхозных предметах. Неизвестно, что готовят группировки в будущем, но мы с вами благодаря бдительности и аккуратности можем остановить их.

Взрыв на станции «Площадь Революции»

Информация о терактах появилась только спустя два дня и была относительно скупой, это привело к множеству слухов и домыслов. Спустя несколько месяцев по обвинению в организации взрывов были арестованы Затикян (организатор взрыва), Степанян и Багдасарян (непосредственные исполнители). Суд над ними был тайным, о его дате и месте не были извещены даже ближайшие родственники обвиняемых (которых вызвали в Москву и сообщили об уже вынесенном приговоре - расстрел). В официальном сообщении после суда не были опубликованы детали (место и время суда, фамилии двух из трёх обвиняемых). Затикян свою вину отрицал. Степанян частично признал свою вину, но отрицал участие Затикяна. Багдасарян признал всё. По мнению некоторых советских правозащитников, проведение суда в тайном режиме и беспрецедентная для 1970-х годов спешка с приведением смертного приговора в исполнение (через 3 дня после решения суда) связана с полной фальсификацией дела органами КГБ . По состоянию на август 2007 года материалы уголовного дела о взрыве в метро в 1977 остаются секретными .

Сход с рельсов поезда на перегоне «Автозаводская» - «Коломенская» (1979 год)

На Горьковско-Замоскворецкой линии 15 апреля года произошел сход поезда на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Коломенская», в тоннеле перед выходом на метромост. Из-за нарушения верхнего габарита положения порога спецсооружения над уровнем головок ходовых рельсов вагон задел своим редуктором мощную конструкцию пути. Пять вагонов сошли с рельсов и с тележек, и кузова упали на путь. Последствия схода устраняли почти сутки. Жертв не было, но многие пассажиры получили ушибы. Этот случай заставил метрополитен разработать специальное устройство для контроля габарита вагона по нижней кромке (точке) корпуса редуктора (УКГ). Этими устройствами оборудовали все линии. Причины аварии рассматривала специальная научно-техническая комиссия. Она установила, что при разработке габарита вагона типа «Е» (нижних его точек) не были учтены все особенности конструкции этого типа вагонов, особенно уменьшение диаметра колес и высоты буксового штыря.

Авария на станции «Автозаводская» ускорила оснащение ПВС депо немецким спецавтомобилем «УНИМОГ», а также переоборудование техкабинета с пультом для аварийных игр локомотивных бригад. Всё оборудование вагона типа «Е» было действующим и работающим в штатном режиме.

Пожар на перегоне «Третьяковская» - «Октябрьская» (1981 год)

12 июня 1981 года на перегоне Третьяковская - Октябрьская возник пожар в деревянном ящике с аккумуляторными батареями под вагоном. Сгорели четыре вагона. Пострадали несколько пожарных, отравившись продуктами горения. Жертв не было . По другим данным, погибли минимум 7 человек . Причина - неисправ­ность аккумулятора .

Пожар на строительстве перегонного тон­неля (1982 год)

В 1982 году во время строительства перегонного тон­неля щитовым способом на участке трассы, где раньше находилась автозаправочная станция произошёл пожар. Загорелся нефтенасыщенный грунт, поступивший из забоя .

Пожар в подземной пневматической мастерской (1982 год)

В помеще­нии подземной пневматической мастерской в результате «грубого нарушения в эксплуата­ции электромеханического хозяйства» возник пожар .

Авария эскалаторов на «Авиамоторной» (1982 год)

Второй по счёту инцидент с человеческими жертвами в Московском метро произошёл 17 февраля года на станции «Авиамоторная » в результате поломки эскалатора , вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием.

Примерно в 16:30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор № 4 был включен на спуск. Около 17 часов лестничное полотно эскалатора неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость, в 2 - 2,4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора - около 100 человек - скатились вниз. В 17:10 вход на станцию был ограничен, в 17:35 перекрыт, в 17:45 станция «Авиамоторная» была полностью закрыта - поезда проследовали её без остановки.

Московские власти предпочли скрыть масштабы произошедшего, в СМИ не было практически никакой информации об аварии. В результате город оказался наводнен слухами. В частности, широко распространилась версия о том, что основное число погибших - это пассажиры, провалившиеся «под эскалаторы» и затянутые в механизмы.

В 1982 году летом на Авиамоторной в час пик порвалась цепь эскалатора, люди падали в моторный приямок в приводные шестерни. Мне об этом на следующий день рассказал рецензент моего дипломного проекта, который попал на станцию 10 минут спустя и видел кровь и людей с отрезанными ногами… По тогдашней советской традиции об этой истории не писали, а сейчас там нет никаких мемориальных досок… Не знаю, может, это городская легенда?

Пластиковая обшивка балюстрады действительно была неспособна выдержать вес выпрыгнувших на неё людей, и люди действительно проваливались сквозь неё, однако никаких механизмов под балюстрадой нет - люди лишь получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного туннеля с двухметровой высоты. Многие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора.

Точное количество жертв - 8 погибших и 30 раненых - было оглашено только 9 месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР.

В результате расследования выяснилось, что в декабре 1981 года на четырёх эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, требующие настройки по новой специально разработанной инструкции. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов станции В. П. Загвоздкин продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме, пренебрегая новой инструкцией. Таким образом, в течение трех месяцев, с момента установки тормозных систем по день катастрофы, все четыре эскалатора станции эксплуатировались в аварийном режиме.

Непосредственной причиной аварии стал излом ступени № 96. Поврежденная ступень при прохождении нижней площадки эскалатора вызвала разрушение гребенки, сработала защита и отключился электродвигатель. Включившийся электромагнитный рабочий тормоз смог развить необходимый тормозной момент гораздо позже установленного значения - тормозной путь составил более 11 метров. Механический же аварийный тормоз не сработал, так как скорость полотна не достигла порогового значения, а электрической схемы контроля состояния рабочего тормоза в эскалаторах этой серии попросту не было.

Трагический опыт был учтен. С 12 по 28 мая 1982 года станция «Авиамоторная» была закрыта на ремонт и модифицирование эскалаторов. В дальнейшем, срочно, но без закрытия станций, были модифицированы все эскалаторы серии ЭТ на остальных станциях метрополитена - произведено усиление ступеней, модернизация тормозов, толщина листов облицовки балюстрад была увеличена с 3 до 8-10 мм .

Повреж­дение обделки тоннеля (1983 год)

Обвал породы (1986 год)

В 1986 году во время сооружения пересадочного узла был нарушен проект. В результате при проходке фурнели снизу вверх произошёл вывал породы .

Пожар в поезде на станции «Павелецкая»

Сильно обгорели несколько хвостовых вагонов поезда. На станции сильно пострадала облицовка южной части, построенной в 1943 году. Потребовалась значительная реконструкция, поэтому теперь самая древняя часть станции выглядит более современной, нежели основная колонная часть, открытая при реконструкции 1953 года.

После этого случая началась разработка автоматической системы пожаротушения для вагонов Московского метрополитена. К 1994 году коренная противопожарная модернизация подвижного состава метрополитена с установкой системы автоматического пожаротушения «Игла» была полностью завершена .

Случаи загазованности (1989 год)

В 1989 году при строительстве метро произошли сразу два случая загазованности. В одном случае из-за нарушения режима проветривания при проходке фурнели в забое снизилось содержание кислорода в атмосфере. В втором случае при выполнении работ по искусственно­му замораживанию грунтов произошла утеч­ка жидкого азота в тран­шею, где находились люди .

После 1991 года

Пожар на Серпуховско-Тимирязевской линии (1994 год)

Серия аварий на Серпуховско-Тимирязевской линии в 1994 году

В течение четырнадцати с половиной часов на разных перегонах линии произошло три аварии. 20 человек получили увечья, 9 из них были госпитализированы.

Первая авария произошла в среду 30 марта года в 18:48 на перегоне «Нагорная » - «Нахимовский проспект ». Состав, двигавшийся из центра, догнал впереди идущий поезд, который тормозил перед прибытием на станцию, и врезался в него. 31 марта во время манёвров, в 5:30, один из составов пропускался не по тому пути. Результат - новое столкновение. Три вагона сошли с рельсов и загородили тоннель, их пришлось разрезать автогеном. А в 9:14, когда метропоезд прибыл на станцию «Петровско-Разумовская », но ещё не успел открыть двери, в него врезался состав, идущий следом. Последний вагон сошёл с рельсов, началось задымление. Среди пассажиров началась паника, возникла давка. Серьёзно пострадали три пассажира и машинист второго поезда - его госпитализировали с черепно-мозговой травмой .

Возгорания вагонов (1995 год)

Весной 1995 года из-за неисправности ходовой части загорелась ходовая часть вагона в перегонном тоннеле . Осенью того же года из-за неисправности электросистемы загорелся поезд на станции .

Поезд пробил стену депо «Владыкино »

Возгорание поезда (1996 год)

В феврале 1996 года из-за неисправности электросистемы загорелся поезд на станции .

Задымление тоннеля и станций (1996 год)

В марте 1996 года из-за короткого замыкания на перегоне загорелся си­ловой кабель, в результате произошло задымление тоннеля и станций .

Теракт 1996 года

Второй теракт в истории московского метро произошёл поздним вечером 11 июня года. В поезде между станциями «Тульская » и «Нагатинская » взорвалось самодельное взрывное устройство, четыре человека погибли, четырнадцать получили различные ранения. От взрыва один вагон был разрушен, другие повреждены. Пассажирам пришлось пешком добираться до ближайшей станции. Взрывное устройство фугасного типа, эквивалентное по мощности одному килограмму тротила, было заложено под сиденье вагона, где находилось техническое оборудование состава .

7 декабря 1997 года были задержаны двое подозреваемых в совершении теракта, имена которых не разглашались . По данным, которые приводит «Экспресс-Газета», ответственность на себя взяли чеченские террористы , однако другие источники не подтверждают эти сведения. Самые известные из полевых командиров чеченских сепаратистов того времени - Шамиль Басаев и Салман Радуев - не делали заявлений, что имеют отношение к этому теракту. По состоянию на 2001 год уголовное дело не было раскрыто .

Теракт 1 января 1998 года

Взрыв в 2000 году

8 августа 2000 года в 17:55 в подземном переходе на Пушкинской площади сработало взрывное устройство. Погибли 13 человек, 61 получили ранения .

Размывы на перегоне «Царицыно» - «Кантемировская»

Взрыв на станции «Белорусская»

Теракт 2004 года

Столкновение поездов в 2004 году

Авария энергосети 25 мая 2005 года

Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго », подающих напряжение в том числе и на линии Метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро.

По данным Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы:

Движение частично отсутствовало на 3 линиях Московского метрополитена:

  • Замоскворецкая от ст. «Красногвардейской» до ст. «Павелецкая», включая Каховскую линию
  • Серпуховско-Тимирязевская от ст. «Серпуховской» до ст. «Бульвар Дм. Донского»
  • Калужско-Рижская от ст. «Битцевский парк» до ст. «Проспект Мира»

Движение полностью отсутствовало на Люблинской линии, а также на Бутовской линии лёгкого метро (На последней было восстановлено челночное движение, пассажиров перевозили только от улицы Старокачаловская).

В 11:40 началась эвакуация пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях. В 13:15 эвакуация пассажиров была завершена.

По другим данным, отключение энергоснабжения привело к остановке поездов на Замоскворецкой , Таганско-Краснопресненской , Калужско-Рижской , Серпуховско-Тимирязевской , Бутовской , Люблинской , Калининской и Каховской линиях. По этим данным, в тоннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тыс. человек.

Паники удалось избежать, эвакуация пассажиров началась уже через 20-35 минут после аварии. Составы, находившиеся под уклоном, вернулись на станции, но большинство пассажиров всё же пришлось эвакуировать пешком. Полная эвакуация затянулась почти на два часа. Остановились эскалаторы.

На пересадочных станциях также часть поездов были возвращены. Например, на «Китай-Городе » работало только по одному эскалатору, вестибюль на Маросейку на выход, на Солянку - на вход. Свет на наклонах отсутствовал. После нормализации ситуации на соседних станциях, она была закрыта на вход и выход до конца дня.

  • Обесточенные станции (доступ по ссылке заблокирован в России) - фотографии очевидцев.

Разрушения тоннелей мелкого заложения в результате несанкционированного забивания свай

Начиная с 2000-х годов в истории Московского метрополитена случались инциденты, связанные с несанкционированным забиванием свай под различные конструкции в зоне пролегания тоннелей мелкого заложения метрополитена.

Как оказалось, над тоннелем производилась забивка свай под крупный рекламный стенд. После того, как одна из свай провалилась под землю, рабочие отогнали технику от места проведения работ. По заявлению руководства метрополитена, никаких обращений от этой или другой организации за разрешением проводить работы над метротоннелем в данном месте не поступало. Однако проводившая работу фирма предъявила все необходимые документы, выданные владельцем земельного участка. Выяснилось, что из-за режима секретности на планах даже не указывалось, что под этим участком на небольшой глубине проходит линия метрополитена.

В результате аварии часть Замоскворецкой линии метро от станции «Сокол» до «Речного вокзала» была закрыта, для обеспечения перевозки пассажиров на линию от метро «Речной вокзал» до «Сокола» вышли дополнительно 89 автобусов и 16 троллейбусов . В дневное время также была отменена оплата проезда на маршрутах, следующих через метро «Сокол» по Ленинградскому проспекту.

Машинист попавшего в аварию состава, 25-летний Андрей Ульянов за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные при исполнении служебного долга, указом Президента Российской Федерации был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени . Специалисты, расследовавшие случай аварии, пришли к выводу, что реакция машиниста помогла избежать человеческих жертв - Ульянов своевременно заметил падающую сваю и организовал эвакуацию пассажиров .

Сход с рельсов поезда между станциями «Владыкино » и «Отрадное »

Теракты 29 марта 2010 года

Падение дерева между станциями «Измайловская » и «Первомайская »

4 июня года в 20:27 по московскому времени в результате сильной бури на открытом перегоне между станциями «Измайловская » и «Первомайская » упало дерево, в результате чего на некоторое время было остановлено движения поездов по данному участку. Как сообщили в столичном МЧС, ствол пришлось пилить, чтобы убрать его с путей. Пассажиров, в конце концов, выпустили и начали развозить автобусами Мосгортранса. Никто не пострадал. В 21:47 движение было восстановлено.

Второй взрыв в московском метро на станции "Парк культуры" раздался сразу после того, как машинист поезда попросил пассажиров освободить вагоны. За 43 минуты до этого на расстоянии двух станций в результате первого теракта уже погибли 26 человек, однако пассажирам об этом не сообщали и эвакуироваться не предлагали. Очевидцы вспоминают, что происходило на станциях во время двойного теракта и как действовали милиция и оперативные службы.

Взрыв на "Лубянке" (посмотреть на карте) произошел в 07:56 во втором вагоне юбилейного метропоезда "Красная стрела" во время его прибытия на станцию в сторону станции "Комсомольская". Второй взрыв прогремел на станции "Парк культуры (посмотреть на карте) " (радиальная) в 8:39 - в поезде, двигавшемся в центр в сторону "Лубянки".

После взрыва на "Лубянке" в вагоне началось сильное задымление, сообщают очевидцы. "Во время взрыва я был на переходе с "Кузнецкого моста" на станцию "Лубянка", поднимался по эскалатору на переход и услышал сильный хлопок, взрыв, - рассказал РИА Новости очевидец происшествия Алексей. - Сверху вырвалась облако пыли, люди побежали по эскалатору, стали падать. Когда я вышел на Лубянскую площадь, там уже были спасатели, пожарные, милиция и машины "скорой помощи".

"Я был в соседнем вагоне, когда прогремел взрыв, - рассказал пассажир "Красной Стрелы", взорванной на "Лубянке", - приводит слова другого очевидца LifeNews . - Двери соседнего вагона буквально вывернуло наружу. Как минимум, человек 15 погибли сразу же".

Один из пассажиров застал момент взрыва, переходя с "Кузнецкого моста" на станцию "Лубянка". "Я непосредственно поднимался по эскалатору на переход и услышал хлопок, взрыв. Дверь около меня, около перехода прогнуло. Облако пыли сверху опустилось на эскалатор, побежали люди по эскалатору. Люди стали падать, там была куча-мала. Я тоже побежал", - цитируют свидетеля "Вести.Ru".

"Мы не поняли, что случилось, думали, что на вагон рухнули перекрытия потолка. Все закричали, - рассказала девушка, находившаяся в соседнем со взорванным вагоне (цитата по ИТАР-ТАСС). - Только когда мы вышли на улицу, узнали о взрыве".

По данным прокуратуры Москвы, взрывное устройство было на поясе входившего во второй вагон пассажира (по данным следователей - пассажирки). Поражающие элементы (рубленная арматура), которыми была начинена самодельная бомба, разлетелись по площадке у входа в вагон. Следователи отмечают, что голова смертницы (как и той, что взорвала себя на "Парке культуры") цела. В вагоне работала видеокамера, запись отдана криминалистам.

Первые пострадавшие от взрыва в московском метро

По последним данным МЧС, при взрыве на станции "Лубянка" погибли 24 человека, 39 получили ранения. На Лубянскую площадь съехалось до сотни автомобилей различных оперативных служб - МЧС, аварийной службы газа, аварийной службы метро, милиции, скорой помощи, реанимации, ГУВД, ДПС и других. После взрыва на Лубянке движение поездов в метро остановлено не было. Поезда, хоть и с увеличенными интервалами, но ехали в сторону "Парка культуры", где произошел второй взрыв.

Перед взрывом всех пассажиров поезда попросили выйти из вагонов. "Приехали на "Парк культуры", сообщили, что поезд дальше не следует и попросили освободить вагоны.
Вышел, позвонил домой, сказали, что взрыв на "Лубянке". Ужасно. Положил трубку и пошел в переход. В переходе почему-то выла сирена и, судя по всему, не работал эскалатор, как только дошел до него, сзади прогремел взрыв", - пишет фотограф Иван Бухрадзе .

"Я ехал в последнем вагоне состава, - рассказывает GZT.RU очевидец Роман. - Наш состав ехал с постоянными перерывами. На каждой станции он подолгу стоял, нам объявляли, что поезд отправится через столько-то минут. В вагонах было битком народу. На станции метро "Парк культуры" нам объявили, что поезд дальше не пойдет. Попросили освободить вагоны. На платформе началась какая-то суета, нездоровое оживление. А потом раздался легкий хлопок. Я насторожился, подумал, что кто-то стреляет из травматического пистолета. Потом, когда пошел дым, все стало ясно".

Эвакуация из поезда на станции "Парк культуры"

Как написал очевидец событий в блоге davete.livejournal.com, после взрыва на "Лубянке" он находился на "Библиотеке имени Ленина". "Поезд ждал минут 7. Затем он стоял на станции примерно столько же... Таким образом, стояли минут по 7-10 на "Кропоткинской", затем в перегоне между "Кропоткинской" и "Парком культуры". Выхожу на "Парке культуры". Поднимаюсь уже было к выходу. Рядом идут сотрудники милиции. К ним обращается какая-то женщина: "Что случилось-то? " - "Ой, да авария какая-то, технические причины". В эту же секунду прогремел взрыв", - пишет он.

В результате взрыва на станции метро "Парк культуры" погибли 13 человек, более 30 получили ранения. Официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин заявил, что взрыв в вагоне произошел в момент открывания дверей на высоте около 1,6 метра. А взрывное устройство привела в действие террористка-смертница. Основой взрывного устройства был пластит, рассказал он. А вскоре глава ФСБ Александр Бортников доложил президенту Дмитрию Медведеву, что в московском метро было взорвано взрывчатое вещество гексоген. По его данным, мощность бомбы сработавшей на "Лубянке" - 4 кг. По его словам, к взрыву причастны боевики с Северного Кавказа: у следствия есть фотороботы смертниц, севших в метро на конечном терминале Сокольнической линии - станции "Юго-Западная".

Дальнейшие версии событий разнятся. Одни очевидцы сообщают, что никакой паники на "Парке культуры" не было. "Мы услышали негромкий хлопок и не поняли, что произошло, - рассказал журналистам Осет Кулиев, который находился в одном из вагонов поезда во время взрыва. - Потом, когда люди поняли, что это теракт, все стали покидать вагоны, и паники при этом практически не было. О взрыве в составе объявили по громкой связи и проинструктировали людей, как себя вести в этой ситуации, что все должны покинуть вагоны и подняться в город".

Другие очевидцы говорят об обратном. Как сообщает "Фонтанка.ru" со ссылкой на участников блогосферы, из-за давки после взрыва на станции "Парк культуры" погибла женщина. Ее затоптала толпа, пытавшаяся выйти со станции после того, как станцию заволокло дымом от взрыва. Пока официальных подтверждений этому нет. Но сообщается, что сильная давка была на станции "Комсомольская". На других линиях метро, наоборот, малолюдно. Многие москвичи, опасаясь повторения взрывов, отказались от поездок в центр города.

Движение поездов на участке Сокольнической линии от "Парка культуры" до "Комсомольской" было остановлено. Этим воспользовались промышляющие частным извозом. Как сообщают горожане в своих блогах, цены за проезд между 2-4 станциями метро подскочили до нескольких тысяч рублей. Таксисты развозили народ с "Комсомольской" не менее чем за 3000 рублей. В Твиттере сообщают, что был даже таксист на черной "Волге", просивший за подвоз 10 тыс. рублей, и называют номер его машины. При этом пользователи интернета указывают, что 9 сентября 2001 года в Нью-Йорке после теракта таксисты возили людей бесплатно.

Впрочем, другие блогеры акцентировали внимание на тех водителях, кто помогал в непростой момент. Известный блогер Drugoi пишет: "Сегодня все пишут про каких-то таксистов, которые брали с людей по 3000 руб., чтобы довести их до центра. А мне позвонила знакомая, которая, как и многие, пыталась уехать на попутке от "Юго-Западной". И там была целая вереница машин, водители которых брали к себе пассажиров просто так, бесплатно. Она так и уехала, на здоровенном внедорожнике - мужик ничего с пассажиров не взял. У меня во френдленте есть такой человек - sergelin. Он нарочно поехал развозить народ на своей вазовской "четверке". Так что, люди-то все разные - есть говно, а есть человеки".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Дмитрий Гаев однажды заявил, что московский метрополитен является одной из самых безопасных транспортных систем мира. Однако истории столичного метро известно немало трагических событий. В статье рассказано о самых страшных взрывах в метро.

В Москве теракты происходили не только в двухтысячных, но и в советское время. Первый произошел в 1977 году - между станциями "Первомайская" и "Измайловская". За этим взрывом в метро в Москве последовал ряд других терактов. Но они уже произошли на поверхности. Пожары и аварии в метрополитене ещё не раз происходили в XX веке. Подобные дела в советские времена не подлежали огласке. Есть мнение, что в большинстве случаев имела место фальсификации.

Взрыв в метро в Москве (1996 год)

Это стало первым трагическим событием, произошедшим в столичном метрополитене после распада СССР. В истории метро Москвы взрыв 1996 года стал вторым терактом. Он произошел между "Нагатинской" и "Тульской". В поезде между этими станциями взорвалось взрывное устройство. Погибло четыре человека, четырнадцать пострадало. Один вагон был полностью разрушен, несколько повреждено. Пассажиры добирались до ближайшей станции пешком. Следствие показало, что взрывное устройство было самодельным, представляло собой прибор фугасного типа, эквивалентный по мощности килограмму тротила.

В ноябре 1997 года задержали двух подозреваемых. Их имена не разглашали. Однако известно, что вина задержанных не была доказана. Дело так и не закрыли. В прессе тогда появилась информация о том, что вину на себя взяли чеченские террористы. Однако эти сведения не подтвердились официально.

1998 год

Машинист электропоезда обнаружил 1 января у входа на станцию "Третьяковская" небольшую сумочку. Открыв ее, он увидел провода и батарейки. Машинист отнес находку дежурной, а та, в свою очередь, позвонила в милицию. Взрыв прогремел до приезда сотрудников правоохранительных органов. К счастью, никто не погиб. Дежурная получила легкие ранения.

Взрыв у торгового ларька

В 2000 году теракт в Москве произошел не в самом метрополитене, а в подземном переходе. К работнику торговой палатки подошли мужчины кавказской внешности. Покупку они хотели оплатить долларами. Продавец отказался, объяснив, где находится ближайший обменный пункт. Мужчины ушли, оставив рядом с палаткой сумки, но так и не вернулись. Через некоторое время продавец обратился к сотруднику частного охранного предприятия, сообщив о подозрительных вещах. Взрыв прогремел в тот момент, когда охранник приближался к ларьку. Погибло тринадцать человек. Более ста пострадало. Имена виновных неизвестны до сих пор.

Взрыв в 2004 году

На станции "Автозаводская" висит мемориальная доска. На ней имена погибших в результате одного из самых страшных терактов в Москве. Взрыв, прогремевший утром 6 февраля 2004 года, совершил террорист-смертник. На этот раз организаторы террористического акта были найдены, в результате судебного разбирательства приговорены к пожизненному заключению. Спустя полгода после этого взрыва в Москве произошел еще один - у станции метро "Рижская". Следствием установлено, что совершили их авторы теракта на "Автозаводской".

Взрывы на станции "Парк культуры" и "Лубянка"

Этот террористический акт, как и большинство подобных преступлений, совершен был в час пик, в то время, когда жители города направлялись на работу. Взрывы произошли 29 марта 2010 года, оба на Сокольнической линии. Первый - в 07:56. На станции "Лубянка" сработало взрывное устройство, в результате чего поезд остановился. Однако эвакуации пассажиров из метро не проводилось, по громкоговорителю объявили стандартное сообщение о задержках движения, а также рекомендации воспользоваться наземным транспортом.

Второй взрыв произошел спустя сорок минут на "Парке культуры", в третьем вагоне поезда, направляющегося сторону "Улицы Подбельского". После этого началась эвакуация, которую проводили сотрудники метрополитена и МЧС.

Весной 2010 года на улицах Москвы был усилен паспортный контроль. Вокзалы и аэропорты взяли под особую охрану. Вход на станцию "Лубянка" открыли в 17:00. Мощность взрывного устройства, сработавшего на "Парке культуры", эквивалентна двум килограммам тротила. На "Лубянке" - четырем.

На месте погибло 36 человек. Еще четверо скончались в больнице. В результате взрывов на "Парке культуры" и "Лубянке" ранено 88 человек. Сред пострадавших были граждане не только России, но и стран ближнего зарубежья, а также Израиля, Малайзии, Филиппины. Двое погибших так и остались неопознанными.

В следственном комитете возбудили два уголовных дела, которые впоследствии были объединены в одно производство. Уже в первые дни после взрыва мэр Москвы дал интервью, в котором заявил о причастности к преступлению террористок-смертниц. 6 апреля личность одной из них удалось установить. Спустя неделю в прессе появилась информация о том, что организаторы преступления найдены. На сегодняшний момент это последние взрывы в метро Москвы, которые классифицируются как теракты.



error: