Как выучить географию легко и быстро? Какие секреты существуют. Начальный курс географии Что начинать учить по географии взрослому человеку

Учебник для 5 класса

При подготовке учебника использованы предложения и рекомендации учителей-географов экспериментальных школ:

Под редакцией кандидата географических наук И.П.Галая

Минск, 2000

К УЧАЩИМСЯ

Правила работы с учебным пособием

На уроках географии во время подготовки домашних заданий вам, кроме учебного пособия, необходимо иметь атлас по географии и набор контурных карт для 5-го класса, компас, тетрадь в клетку, цветные карандаши, циркуль, резинку.

Работайте дома над параграфами учебного пособия в такой последовательности:

    Прочитайте текст.

    Перескажите каждую часть параграфа, а затем весь параграф.

    Читая текст, найдите на карте все географические объекты, упомянутые в нем.

    Ответьте на вопросы и выполните задания, помещенные после каждого параграфа.

    Запишите в словарик все выделенные в тексте параграфа слова (например, география) и запомните, как они пишутся.

    Если какой-то термин, встретившийся в тексте, вам непонятен, обратитесь к краткому словарю географических понятий и терминов (в конце учебного пособия).

Введение &1. Что изучает география

Вспоминаем: Что вы знаете о нашей планете из курсов «Вселенная» или «Природоведение»? Почему на одних территориях земного шара тепло, а на других холодно?Почему идет дождь?

Ключевые слова: география, природные условия, население, хозяйство, охрана природы. 1. География как наука. Г е о г р а ф и я - наука, которая изучает природные условия земной поверхности, население Земли и его хозяйственную деятельность. Эта наука - одна из самых древних.

География в переводе с греческого языка означает землеописание (по-гречески “ге” - Земля, “графо” - пишу, описываю).

*Название "география" впервые было употреблено Эратосфеном еще до начала нашей эры в книге "Географика". В ней рассматривались форма и величины Земли, океаны, суша, климат, описывались отдельные страны, история географии.

На протяжении длительного времени (вплоть до конца XVIIIв.) главной задачей географии было открытие и описание новых земель, стран, народов, ликвидация белых пятен на географической карте. Имена первооткрывателей и исследователей - смелых и мужественных людей - запечатлены в географических названиях на карте.

Первыми географами были путешественники и мореплаватели. Они открывали новые земли, страны, народы, материки, острова, океаны, моря, заливы, горы, равнины, реки и озера, составляли карты, где изображали маршруты путешествий и новые земли, описывали природные условия, жизнь и занятия населения. Маршруты их путешествий и экспедиций проходили по знойным пустыням и холодным ледникам, в заоблачных высях гор, по стремительным рекам и бурным водам океана.

** О древнейших путешествиях люди узнавали не только по описаниям, но и по обрывкам папируса или обломку глиняной таблички с нанесенными на них знаками.

Географы раскрыли и продолжают раскрывать многие тайны природы. Благодаря их исследованиям и наблюдениям мы уже можем ответить на многие вопросы. Например: почему идет дождь или дует ветер? В каких районах Земли надо искать уголь, нефть или другие полезные ископаемые? Но природа таит еще много загадок, над раскрытием которых работают географы совместно с другими учеными.

География делится на две крупные части: физическую и экономическую. Физическая география изучает природу поверхности земного шара; экономическая география -- население, его хозяйственную деятельность, закономерности размещения населения и хозяйства.

2. Значение географии. Описательной география была в прошлом. Сейчас основная задача географии – изучать разнообразие природы, населения, его хозяйственной деятельности и объяснить их развитие и размещение.

Современная география выясняет причины процессов и явлений, происходящих на поверхности земного шара, и закономерности их изменения. Одна из важнейших задач географии – прогноз развития явлений. Так как природа Земли стала изменяться исключительно быстро, то необходимо предвидеть те изменения в окружающей среде, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека.

Любое освоение территории и строительство не начинается без предварительного изучения местности. Так, при строительстве гидроэлектростанции на реке нужно определить, где строить плотину, изучить, из каких пород сложены берега реки, какая местность после строительства плотины будет затоплена водой.

Например, был предложен проект сооружения на реке Оби, которая протекает по Западно-Сибирской равнине, очень крупной гидроэлектростанции. Но, когда этот проект всесторонне рассмотрели географы, оказалось, что в результате строительства плотины гидроэлектростанции образуется огромное водохранилище, которое затопит значительную часть равнины. Вокруг водохранилища образуются болота, что приведет к изменению местного климата, произойдут другие неблагоприятные изменения в природе. Проект этот не был принят.

3. География и охрана природы. География дает ответы на вопросы, как лучше использовать богатства природы, что делать, чтобы природа не обеднела, чтобы не исчезли леса, не истощились плодородные почвы, не иссякли реки, как восстанавливать и преобразовывать природу в интересах человека и самой природы.

В государственных документах нашей страны постоянно подчеркивается необходимость рационального использования и охраны почв, недр, воздушного и водного бассейнов. Нужно усилить комплексные исследования природы в целях разумного хозяйствования.

Особенности природы, населения и хозяйства многих частей земной поверхности еще недостаточно изучены. Не всегда люди могут предсказать, как изменится природа в результате их воздействия на нее. Поэтому географы продолжают исследовать поверхность Земли. Они участвуют в различных экспедициях на суше и в океанах, ведут длительные наблюдения на научных станциях.

    1.Что называется географией? 2. На какие две части делится география? 3. Что изучает физическая география? Экономическая география? 4. В чем значение географической науки?

География - общеобразовательный предмет, который начинают изучать в средних классах школы. Программа по географии включает в себя три блока - общую географию, физическую географию и экономическую географию. Все эти разделы очень важны для тех, кто хочет открыть для себя новый мир, познать процессы, которые в нем происходят. Тем более что многие школьные предметы так или иначе базируются на знании географии.

Компактно и наглядно

Изучение этого предмета невозможно представить без наглядных материалов - таблиц, схем, диаграмм и, конечно же, географических карт. составлена таким образом, что в ней предусмотрено время для самообразования школьников. Необходимый материал для этого можно найти в учебниках, но зачастую его оказывается недостаточно, чтобы хорошо понять тему. Обучение предполагает также написание рефератов на различные темы. Многие школьники изучают географию через Интернет, получая недостающую информацию на различных ресурсах. Для помощи школьникам в изучении географии онлайн существуют специальные сайты с видеоуроками и текстовой информацией, сформированной в соответствии с программой по географии для общеобразовательной школы.

Такие ресурсы не предлагают готовые работы по предмету - подобные сайты предназначены для дистанционного обучения. Они дают школьникам возможность побывать на уроках , получить ту информацию по предмету, которую они пропустили или не поняли. Это отличное подспорье в самообразовании. Основным преимуществом видеоуроков является наглядность. Это не сухой текст учебника или статья с сайта. Материал в видеоуроках дается преподавателем точно так, как это происходит на занятиях в школе. В подборке видеоуроков по географии онлайн отражена вся программа по предмету, что исключает необходимость перемещения с ресурса на ресурс в поисках материала и экономит время учеников.

В поисках информации - в интернет

Школьная программа по географии охватывает огромный пласт материала, который освоить самостоятельно не под силу ни одному ученику. Часы, отпущенные на изучение предмета в классе, не позволяют педагогу в полном объеме осветить все темы, школьникам приходится самостоятельно разбирать недопонятый материал. Еще 10-15 лет назад единственным подспорьем для детей при изучении географии были учебники и энциклопедии.

В современном мире овладевать знаниями можно не выходя из дома, просто подключившись к сети Интернет и набрав в строке поисковой системы запрос «география онлайн ». Для написания реферата информацию по-прежнему надо собирать по крохам на разных ресурсах, а для восполнения пробелов в знаниях достаточно лишь побывать на видеоуроках. Такой вариант обучения подходит и тем, кто не может постоянно ходить в школу по каким-либо причинам. Нередко это трудности со здоровьем, которые служат предпосылкой для обучения только дома. Хотя многие школьники просто предпочитают обучаться удаленно, не посещая класс.

Сегодня все чаще можно встретить людей, которые побывали во многих уголках нашей планеты, но все еще с трудом используют карты и ориентируются в них. При этом хорошее знание географии может расширить возможности во время путешествий и открывает доступ к интересным современным профессиям.

Для чего нужна география современному человеку

В древние времена представление о мире складывалось из личного опыта. Люди путешествовали, посещали различные страны и составляли маршруты. Большое внимание уделялось картам и умению использовать явления окружающего мира для навигации. Прогресс подарил нам GPS-навигаторы, которые самостоятельно прокладывают маршруты, используя заданные координаты, онлайн-приложения, сотовую связь. Все это делает жизнь проще, но зачастую лишает нас знаний об окружающем мире.

В повседневной жизни использование навигации по звездам или ориентирование по картам используется в спорте и в любимых занятиях. Это может быть туризм или походы на яхте. В работе знание этой науки может пригодиться в таких профессиях:

  • экономист;
  • логист;
  • биогеограф;
  • социолог;
  • геодезист;
  • геокреолог;
  • геоинформатик.

Множество наук связано с географией. Если вас интересует изучение истории, необходимо ориентироваться в картах, которые соответствуют своему времени, уметь сопоставлять их с современными. Это касается и любителей археологии.

Особенно тщательно изучают географию в горнодобывающей и нефтяной отраслях. Изучается местность, где исторически могли быть сформированы полезные ископаемые. При строительстве учитывается положение литосферных плит, их активность. Это помогает предусмотреть возможные сложности при землетрясениях.

Как видим, география полезна в самых различных отраслях, от туризма до политики. Подобным знаниям всегда можно найти применение.

Что нужно для изучения географии

Приступая к освоению новой информации, постарайтесь отбросить все негативные мысли и эмоции. Если вы уже пробовали, но учеба не принесла нужных плодов, нужно попросту поменять что-то в процессе обучения. Для каждого возраста существуют свои методики и программы.

Для работы с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста лучше всего выбрать игровую форму. Использование наглядного материала особенно необходимо. Например, ориентирование на местности можно развить простыми играми. Повесьте в комнате ребенка большой плакат с картой мира. Придумайте рассказы и вопросы о странах и городах. В местах, где расположены океаны и моря, можно повесить рисунки кораблей, а страны пометить сделанными с ребенком флажками. Главное, чтобы обучение проходило весело и вызывало положительные эмоции.

Для детей старшего возраста используйте:

  • глобус;
  • контурные карты;
  • энциклопедии;
  • настольные игры.

Изучая с ребенком географию, вы развиваете его эрудицию и закрепляете собственные знания. Обновить свои знания можно с помощью специальных печатных изданий, видеоблогов или попросту отправившись в путешествие.

Способы изучения географии

Первое знакомство с азами географической науки начинается еще в раннем детстве. Более подробно и детально изучение проходит в рамках школьной программы. Классическое образование предлагает множество полезной информации, но не всегда мы готовы воспринимать ее. Поэтому можно использовать нестандартные современные способы.

Это могут быть уроки с репетитором, который познакомит ребенка с необходимой информацией и подскажет интересные книги и ресурсы. Используйте онлайн-курсы, в которых текстовый материал подкреплен фото- и видеосопровождением. Для лучшей запоминаемости используйте аудиофайлы, картинки, самостоятельно проговаривайте новые понятия и названия.

Для начала используйте узконаправленные занятия: от малого к большему. Главное — определите интересующую вас область. География охватывает множество деталей. Например, картография поможет в составлении маршрутов или поисках новых мест. Страноведение используется в политике, помогая сформировать пути экономического и социального развития. Пробуйте различные занятия и их формы — так вы поймёте, что больше подходит для вашего ребенка.

Планета Земля великолепна, многогранна, она таит в себе сюрпризы и сокровища для тех, кто готов их открывать.

Кроме того, вы можете составлять для себя списки названий или терминов, которые необходимо запомнить. Для этого используется и .

Вот пример использования способа логических связей.

В курсе общей географии дается список девяти планет солнечной системы в следующем порядке, начиная от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Для запоминания этого списка планет во французских школах предлагают фразу: "Mere viens terminer ma iupe, sa couture ne tient plus" /Мама, подойди закончить мою юбку, у меня не получается шов /.

Русским вариантом может быть фраза: "Мер ял Вен я Зем лю мар усиной юб кой сат иновой да уран овой, неп утёвый он плут ".

С целью облегчения повторного чтения материала, заведите конспект, в котором будут собраны составленные вами таблицы, логические и другие мнемотехнические фразы. Этот конспект будет служить вам для применения способа кумулятивного повторения.

Следуя указанным способам, вы сможете в течение нескольких месяцев обогатить свою память большим количеством сведений. Вы отметите также, что способ кумулятивного повторения избавит вас от чрезмерного умственного напряжения, которое испытывает 95% студентов в период подготовки к экзаменам.

Изучение географии – задача, которая может обескуражить. География – обширная дисциплина, которая включает множество разделов, и заучивание названий мест, особенно в отрыве от всякого контекста, может показаться скучным и сложным. Однако освоение этой науки может подарить вам чувство глубокого удовлетворения и помочь вам лучше узнать мир, в котором мы живем. Не исключено, что изучение географии перерастет в истинную страсть к путешествиям и знакомству с новыми культурами!

Шаги

Часть 1

Начало
  1. Решите, с какой целью вы учите географию. Подход к изучению будет определяться поставленной вами целью. Если вы просто хотели бы больше узнать об окружающем мире или лучше отвечать на вопросы по географии в викторинах, ставки довольно невысоки. Если же вы планируете с рюкзаком за плечами объехать несколько стран и должны представлять себе маршрут, или если вы благополучно проспали уроки географии, а теперь вам нужно подготовиться к экзамену, на карту может быть поставлено многое.

    • Спросите себя, чего вы надеетесь достичь в результате изучения географии, и пусть ответ на этот вопрос поможет вам определить конкретную область и подход.
    • Например, если вы отправляетесь в самостоятельное путешествие по Европе, вам надо сконцентрироваться на регионе, в который вы собираетесь, и узнать о его культуре, валюте и языках, на которых говорят в той или иной местности.
  2. Определите рамки. Невозможно выучить сразу все обо всех местах на свете. Если вы зададите себе рамки – изучить досконально небольшую область или получить общие знания о гораздо большей территории – то это поможет вам определиться с дальнейшим подходом. Вот примеры таких рамок:

    • Выучить все улицы в своем городе
    • Выучить все главные дороги в своем регионе
    • Выучить все районы и районные центры (или другие административные единицы) в области (штате, провинции)
    • Выучить все регионы (области) своей страны
    • Выучить все страны мира
    • Выучить все материки, океаны и самые населенные страны
    • Выучить все страны, в которых говорят по-английски
    • Выучить все страны Европы
  3. Выберите подход. Существуют два основных подхода к изучению географии: от мелкого к крупному или от крупного к мелкому. Под движением от мелкого к крупному подразумевается, что вы начинаете изучение со своей местности и постепенно расширяете рамки, пока не получите общее представление о мире. При движении от крупного к мелкому изучение начинается с общей картины мира и далее перемещается к более глубоким "слоям" и узким областям знаний.

    • Если вы выбираете подход "от частного к общему", начните с изучения своего города или района. Затем узнайте о соседних районах, затем – об области или крае. Потом изучите регионы, граничащие с вашим, потом – граничащие с ними. Когда вы изучите свою страну, переходите к соседним государствам. Продолжайте расширять границы изучения, пока не получите достаточного представления о географии всего мира.
    • Если вы выбираете подход "от общего к частному", начните с изучения материков и океанов. Затем выучите страны. Затем – столицы всех стран. Потом изучите крупнейшие города и регионы каждого государства, потом – кто является главой каждого из них. Продолжайте, пока не достигните того уровня знаний, который является вашей целью. Можно прорабатывать таким образом по одному материку за раз.
  4. Изучайте карты. Чтобы учить географию вам нужны карты. В Интернете доступно много географических карт, но вы можете использовать и бумажные. Карты содержат разнообразную информацию и бывают в разной степени детализированными; выберите такую или такие, на которых представлена вся необходимая вам информация.

    • Вы можете также найти и распечатать контурные карты. Наносить на контурные карты названия городов, регионов, стран – хороший способ их выучить, а также проверить себя.
  5. Посетите интересующие вас места. Лучший способ узнать какую-либо местность – побывать там! Вам может показаться, что изучать географию места после того, как вы там побываете, нелогично (если цель вашего изучения – спланировать передвижения во время поездки), однако, возможно, детали будет легче усвоить, если они будут основываться на опыте.

    • Например, если вы пытаетесь выучить самые населенные города своего региона, постарайтесь посетить каждый из них. Путешествуя из города в город, вы получите представление о расстояниях между ними, а также о том, чем примечательны сами города.


error: