Военно морской флот предназначение состав история создания. Военно-морской флот

Петр I принимая решение начать вону против Швеции, прекрасно понимал, что придется иметь дело с очень сильным противником, поэтому главной его задачей было создание современной регулярной армии и сильного, хорошо вооруженного военно-морского флота. Особое внимание было обращено на строительство Балтийского флота, которое началось в 1702 году. Петр I старался скоординировать действия вооруженных сил союзников Польши и Дании. Перед Данией была поставлена задача захватить Гольштинию и затем перенести свои действия на юг Швеции. Силами флота Дания должна была вести боевые действия, чтобы нарушить шведские коммуникации в Балтийском море. Польше предписывалось овладеть Ригой. Русская армия должна была вести наступательные действия в Ингерманландии и в Эстляндии, чтобы занять шведскую крепость Нарву (древнюю русскую крепость Колывань), чтобы выйти к побережью Финского залива, еще не имея военно-морского флота. Шведы рассчитывали на разгром противников поодиночке в короткие сроки.

Идея создания военно-морского флота нашей страны – необходимое условие для выхода России из внешнеполитической изоляции и экономической отсталости и для победы за выход в Балтийское море со Швецией и ее союзниками. Приступая к созданию флота, Петр I использовал опыт отечественного судостроения и все самое лучшее из зарубежного судостроения.

20 октября (2 ноября по н. с.) в Москве собралась Боярская дума, чтобы принять решение по вопросу большой государственной важности: быть или не быть флоту. Дума постановила: «Морским судам быть». С этой даты начинается официальное летоисчисление регулярного военно-морского флота нашей страны. После первого неудачного азовского похода в короткие сроки были заложены судостроительные верфи в Воронеже. Здесь были построены первые корабли: «Апостол Петр» и «Апостол Павел», на вооружении каждого из них было 36 пушек. В Воронеже были построены сотни стругов и морских лодок для второго азовского похода. В 1698 году со стапелей этой верфи был спущен на воду 58 – пушечный корабль «Гото Предестанция», спроектированный Петром I.

Чтобы изучить передовой опыт судостроения, в начале 1697 года правительство России на правило в западную Европу Великое морское посольство. При выборе маршрута было учтено пожелание самого русского царя посетить Голландию и Англию и изучить опыт этих стран в области кораблестроения и судовождения. В Голландии в городе Саардаме, где находилось 50 верфей, русский царь стал рядовым плотником на частной верфи. Изучая кораблестроение в Голландии, Петр I понял несовершенство голландской системы судостроения, которая не имела единой инженерной теории. Ведущей страной в этом важном вопросе в то время была Англия. В Англии русский царь овладел теорией постройки корабля, технологией постройки судов и освоил графическое изображение корпуса судна (черчение), который он затем успешно использовал при постройке отечественного регулярного флота, постройки кораблей, строительства военно-морских баз для флота и подготовки личного состава.

Наиболее полно талант Петра I как кораблестроителя проявился при создании Балтийского флота. Глубокие знания кораблестроительного дела, большой практический опыт позволили ему спроектировать и построить прекрасные линейные корабли: 54 – пушечный корабль «Полтава», 64 – пушечный корабль «Ингерманланд». Этот корабль отличался большой артиллерийской мощью, высокой прочностью, строгими пропорциями корпуса, прекрасными мореходными качествами. Затем Петр I спроектировал 90 – пушечный линейный корабль, а в 1723 году 100 – пушечный линейный корабль, равного которому в то время не было в Западной Европе.

По указу Петра I великое посольство наняло на работу в России 672 специалиста военно-морского дела. В том числе и капитана (будущего русского вице-адмирала К. Крюйса). На основе голландских и английских терминов Петр I создал морскую и кораблестроительную технологию, некоторые из них (киль, ахтерштевень, шпангоут, камбуз и др.) используются в нашем флоте до сих пор.

Заслугой Петра I надо считать создание Балтийского военно-морского флота, без создания которого невозможно было разгромить такого сильного и мощного противника как Швеция. При создании этого флота нужно было решить вопрос о том, каким быть Балтийскому флоту, чтобы обеспечить действенную помощь сухопутным войскам. На европейском морском пространстве самую важную роль играли парусные корабли (линейные корабли и фрегаты), потому что они имели самое мощное артиллерийское сооружение. Для борьбы с такими судами России необходимо было иметь достаточное количество таких же кораблей. При царствовании Петра I было построено 105 линейных кораблей, 13 бомбардировочных судов, 9 брандеров, 16 яхт, 109 бригантин, 305 галер и 220 других мелких судов. В 1704 году в Санкт-Петербурге для строительства кораблей была заложена Адмиралтейская верфь, на которой работало 10 тысяч рабочих. Руководил строительством кораблей талантливый инженер Федор Скляев.

Петр I имел широкое стратегическое мышление, он прозорливо предусмотрел гармоничное сочетание в составе флота различных классов и типов кораблей с учетом военногеографических особенностей морского театра и целей вооруженной борьбы. Так, в период Северной войны был создан большой гребной флот, без которого невозможно было вести совместные действия сухопутных и военноморских сил в шхерах. Основой гребного флота России были скампавеи – парусно-гребные суда многоцелевого назначения. Это были незаменимые корабли в совместных операциях армии и флота на приморских направлениях: для несения дозорной службы, разведки, перевозки войск и боевой техники, высадки десанта и артиллерийской поддержки, для бомбардировки крепостей и береговых укреплений. Гребной флот был самостоятельной организацией морских сил на Балтийском море.

В состав гребного флота кроме гребных судов входила морская пехота. Это был десантный корпус численностью около 16 тысяч. Первый полк морской пехоты был сформирован по указу Петра I 16 ноября 1705 года. Он положил начало новому роду военноморских сил. Без гребного флота России вряд ли удалось вернуть себе обширные территории Балтийского побережья.

Корабли не могут решать успешно свои задачи без наличия надежной системы базирования на театре военно-морских действий, поэтому Петр I много внимания уделял строительству и укреплению военно-морских баз. Как только русские войска закрепились на побережье Азовского моря, так сразу в 1698 по указу Петра I была заложена морская крепость Таганрог, которая стала первой базой регулярного военно-морского флота на этом театре военных действий. Первой базой военно-морского флота на Балтийском море стал Санкт-Петербург, для защиты которого со стороны моря в1704 году был построен форт Кроншлот на острове Котлин, закладка которого стала началом строительства морской крепости Кронштадт. С 1724 года Кронштадт стал главной базой Балтийского флота и надежным щитом, прикрывавшим с моря Санкт-Петербург.

В ходе Северной войны система базирования флота на Балтийском море расширялась: с 1710 года передовой базой русского парусного флота стал Ревель (Таллинн), а гребного флота – Выборг. Затем были основаны следующие военно-морские базы: Гельсингфорс (Хельсинки), Або (Турку), Лембланд (Аланские острова), Рогервик (Палдиски). Таким образом в период Северной войны Петр I создал на побережье Балтийского моря разветвленную систему базирования парусного и гребного флота на общую глубину до 300 миль. Это позволило военно-морскому флоту надежно обеспечить оборону новой северной столицы от нападения противника с моря и вести активные наступательные действия против Швеции.

При создании русского военно-морского флота, Петр I ввел систему комплектования и обучения личного состава флота. Создавали однородные по своему составу экипажи судов, которые обладали высокими морально-нравственными качествами и сплоченностью. Обучение рядового и офицерского состава происходило по вновь созданной отечественной системе. Для этой цели были образованы свои военно-морские учебные заведения. Указом Петра I от 4 ноября 1701 года в Москве была открыта Школа математических и навигационных наук, а в 1715 году в Санкт-Петербурге – Академия морской гвардии. С этого времени Академия становится центром подготовки офицеров для военно-морского флота. Затем навигацкие школы открыли в Новгороде, Нарве и Таллинне. Те русские специалисты, кто учился за рубежом, при возвращении на Родину должны были сдавать экзамены по учебным программам Навигационной школы и Академии. Большое внимание при подготовке рядового состава уделялось в системе управления парусами, маневрированию кораблей и учебной стрельбе. Значительное время проводилось для тренировки гребцов, которые после таких тренировок развивали скорость скампавеи до 8 узлов. Зачислялись на корабли только те, кто успешно сдал экзамены. Планомерная программа по созданию отечественных кадров для военно-морского флота привела к тому, что к 1720 году основное ядро офицерского корпуса состояло из русских.

Строительство флота происходило одновременно с развитием органов его управления. В первые годы войны снабжением флота и строительством кораблей занимался Корабельный, а затем Адмиралтейских дел приказы. Руководством флота ведал Приказ военно-морского флота, который был учрежден в 1668 году. Возглавлял этот приказ Ф. А. Головин. С 1708 года всеми делами Адмиралтейского ведомства руководил Адмиралтейский приказ. Указом Петра I от 23 декабря 1717 года была создана Адмиралтейств – коллегия, которая стала высшим органом морского управления. Первым президентом этой коллегии стал ближайший соратник Петра I по делам военно-морского флота адмирал Ф. М. Апраксин, а вице-президентом – вице-адмирал К. И. Крюйс. Самые важные вопросы решал Совет Адмиралтейств – коллегии с участием Петра I.

Создание русского регулярного военно-морского флота завершилось созданием Морского устава, изданная в 1720 году, которая называлась «Книга устав Морской о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море». Этот документ регламентировал права и обязанности капитана и других начальников корабельных людей, организацию и действия экипажа на якорной стоянке, в бою и на ходу. Разработка положений Морского устава происходила с 1715 года под руководством и при участии Петра I. Основной текст Морского устава начинался с присяги на верность самодержавию и России. Морской устав стал важнейшим законодательным документом Российского государства. По полноте содержания и глубине изложения Морской устав явился наиболее совершенным уставом парусного флота первой половины XVIII века.

Разрабатывая план наступления Петр I скоординировал действия союзников, которыми у России были Польша и Дания. Польша должна была захватить Ригу, а Дания – Гольштинию (Северное немецкое герцогство между современным Эйдером, Эльбой, Праве, Немецким и Балтийским морями) и перейти к военным действиям на юге Швеции. Русская армия должна была вести наступление в Ингрии и в Эстляндии, чтобы занять Нарву и Колывань (древне – русское название Таллинна).

Шведский король Карл XII летом 1700 года заставил Данию подписать мирный договор со Швецией, а польскую армию отступить от Риги. Это произошло следующим образом: 15 – тысячное шведское войско высадилось у Копенгагена и стало угрожать столице Дании. После того как Дания была выведена из войны, Карл XII высадился с войсками в Пернове (современный город Пярну) и начал наступление в сторону Риги. После этого польский король Август II отвел свои войска от Риги и поставил под удар Русскую армию, которая осаждала Нарву.

19 ноября 1700 года произошло сражение между русской и шведской армией под Нарвой. Оно закончилось поражением русских войск. Под Нарву пришли 25 русских пехотных полков и конница, всего 34 тысячи человек при 181 орудии. Линия фронта русских войск была растянута на 7 километров. Численность шведских войск составляла 23 тысячи человек с 38 орудиями. Противник воспользовался непогодой, близко подошел к позициям русских войск и атаковали центральные позиции. Более 40 генералов и офицеров, служивших в русской армии, перешли на сторону противника. С левого фланга начала отступать конница под командованием Б. П. Шереметьева. Шведы преследовали отступавшие русские войска. На правом фланге храбро сражались Преображенский и Семеновский полки, несколько раз отбивали атаки наступавших шведов. Но русские генералы, стоявшие на правом фланге, не знали о том, что происходило на других участках фронта и о тяжелом положении шведских войск, поэтому они приняли решение о капитуляции. Многие генералы русской армии оказались в плену. Шведы захватили всю русскую артиллерию, их потери составили 3 тысячи человек. Общие потери русскими составили 7 тыс. человек (Северная война, стр. 21).

Карл XII утверждал, что русской армии после этого поражения не существует, но это было не так. Большая часть русских войск вышла из окружения и смогла переправиться на правый берег реки Нарвы. Около 25 тысяч русских солдат отошли к Новгороду. Петр I тяжело переживал нарвскую «конфузию», но не пал духом. Карл XII считал Северную войну законченной, а Петр I только начинал ее. Поражение под Нарвой в 1700 году научило русских, как нужно побеждать сильного и коварного противника. В этом сражении не участвовал русский флот, что явилось одной из основных причин поражения.

Битва под Архангельском.

Первое морское сражение в период Северной войны произошло под Архангельском. Цель противника заключалась в захвате русского северного порта и уничтожении его. С падением этого города русское государство навсегда осталось бы сухопутным (за исключением крепости Таганрог на Азовском море), выход к морю Русскому государству был бы закрыт.

7 июня 1701 года из шведского города Гетеборга к Белому морю была послана шведская эскадра под предводительством командора Леве в составе 7 кораблей при 126 орудиях. Цель этой экспедиции заключалась захватить и уничтожить Архангельск. 25 июня 1701 года шведская эскадра подошла к Белому морю и разделилась: два судна (фрегат и яхта) направились к деревне Кустово, а остальные – к Березовому устью при впадении реки Малой Двины в Белое море. Эта часть эскадры должна была обстрелять и захватить Архангельск, сжечь корабли, верфи, город и продовольственные запасы.

На самом узком месте реки Малой Двины на острове, в 15 километрах от Архангельска, русскими частями была создана новая крепость Новодвинск. Гарнизон крепости составляли работные люди, численность их была около 400 человек. Задача русского гарнизона состояла в защите крепости и Архангельска.

Английские и голландские купцы, торговавшие в Архангельске, сообщили о большой эскадре шведского флота, которая продвигалась к Белому морю. Невдалеке от устья Двины противник переночевал. Шведы на мачтах своих кораблей вывесили флаги Англии и Голландии, а солдаты противника переоделись в кафтаны купцов. Начальник таможенного караула капитан Н. Т. Крыков отправился на суда противника вместе с 16 солдатами и 2 переводчиками для досмотра, но все они были взяты в плен.

На одном из судов были два русских пленных Иван Рябов, приписанный к Николаевскому Карельскому монастырю, и переводчик Дмитрий Борисов. По приказу шведского командира русские пленные должны были провести войска противника по фарватеру. Но Д. Борисов и И. Рябов повели шведские корабли на огонь Новодвинской крепости и два из них посадили на мель. Противник оказался под огнем русской артиллерии. Бой с противником продолжался 13 часов, два корабля противника были пробиты ядрами и начали тонуть, оба экипажа противника бросили суда и уплыли в море. На захваченных кораблях подняли русские флаги. Было захвачено 15 пушек, сотни ядер и ручных гранат. Переводчика Д. Борисова шведы расстреляли, И. Рябову удалось бежать.

Военно-Морской Флот является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Военно-Морской Флот способен наносить по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в морс и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Сегодня Военно-Морской Флот состоит из четырех флотов : Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Каспийской флотилии. Приоритетной задачей флота является предотвращение развязывания войн и вооруженных конфликтов, а в случае агрессии ее отражение, прикрытие объектов страны, сил и войск с океанских и морских направлений, нанесение поражения противнику, создание условий для предотвращения военных действий на возможно более ранней стадии и заключения мира на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Кроме того, задачей Военно-Морского Флота является проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными союзническими обязательствами Российской Федерации.

Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота — предотвращения развязывания войны в составе ВМФ имеются морские стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В случае агрессии они должны отразить удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и воспрепятствовать проведению им широкомасштабных морских операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах военных действий.

ВМФ состоит из следующих родов сил (рис. 1): подводных, надводных, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны. В его состав входят также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.

Подводные силы — ударная сила флота, способная контролировать просторы , скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки на атомные и дизель-электрические.

Рис. 1. Структура Военно-Морского Флота

Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.

Подводные атомоходы, вооруженные крылатыми ракетами класса «корабль-корабль», нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника.

Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.

Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря.

Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения. Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей — носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава.

Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.

Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов но объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника.

Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой).

Морская авиация — род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.

Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на морс являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.

Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

Морская пехота — род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов).

Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.

Войска береговой обороны, как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.

В боевом составе ВМФ авианосец (рис. 2), атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами (рис. 3), атомные ракетные крейсера (рис. 4), большие противолодочные корабли, эсминцы (рис. 5),сторожевые корабли, малые противолодочные корабли, мин- но-тральные корабли, десантные корабли, самолеты (Су-33 — рис. 6, А-40, МиГ-29, Ту-22М, Су-24, МиГ-23/27, Ту-142, Бе-12, Ил-38), вертолеты (Ми-14, Ка-25, Ка-27, Ка-29), танки (Т-80, Т-72, ПТ-76), БРДМ, БТР, самоходные артиллерийские орудия (САУ калибра 122 и 152 мм), зенитные самоходные установки, переносные и самоходные зенитные ракетные комплексы.

Рис. 2. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: водоизмещение стандартное (полное) — 45 900 (58 500) т; длина (но ватерлинии) — 304,5 (270) м; ширина (по ватерлинии) — 72,3 (35.4) м; осадка — 10.5 м; скорость хода максимальная — 30 узлов; дальность плавания (при скорости) — 3850 миль (29 узлов) или 8500 миль (18 узлов); автономность — 45 суток; экипаж (офицеры) — I960 (200) + штаб 40 чел.; летно-технический состав — 626 чел.; авиапарк — 22 СУ-33, 17 KA-27/31; максимальная самолетовместимость — 36 СУ-33, 14 вертолетов; площадь ВПП — 14800 м 2 ; вместимость ангара — 18 СУ-33; средства обеспечения — 2 самолетоподъемника, трамплин, посадочная угловая палуба, 3 площадки разбега; вооружение — ударное, зенитное, противолодочное, радиоэлектронное

Рис. 3. Тяжелый атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами проекта 941 «Тайфун»: водоизмещение надводное (подводное) — 28500 (49800) т; длина — 171.5 м; ширина — 24,6 м; осадка — 13 м; скорость хода подводная — 27 узлов; экипаж (офицеры) — 163 (55) чел.; автономность — 120 суток; глубина погружения — 500 м; вооружение — 20 МБР, торпедные аппараты, ПЛУР, ЗУР, торпеды, гидроакустические станции, радиоэлектронные средства противодействия

Рис. 4. Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Петр Великий»: водоизмещение стандартное (полное) — 19 000 (24 300) т; длина — 252 м; ширина — 28,5 м; осадка — 9,1 м; скорость хода максимальная — 30 узлов; дальность плавания (при скорости) — 14 000 миль (30 узлов); экипаж (офицеры) — 744 (82) человека: вооружение — ударное (ПУ ПКР), зенитное, артиллерийское, противоторпедное, противолодочное, авиационное (3 Ка-27), радиоэлектронное

Рис. 5. Эскадренный миноносец «Адмирал Чабаненко»: водоизмещение стандартное (полное) — 7700 (8900) т; длина — 163.5 м; ширина — 19,3 м; осадка — 7,5 м; скорость хода максимальная — 30 узлов; дальность плавания (при скорости) — 4000 миль (18 узлов); экипаж (офицеры) — 296 (32) человек; вооружение — ударное (ПУ ПКР), зенитное, артиллерийское, противолодочное, авиационное (2 Ка-27), радиоэлектронное

Рис. 6. Истребитель корабельного базирования Су-33: размах крыла — 14,7 м; длина 21,19 м; высота — 5,63 м; масса максимальная взлетная — 32 000 кг; максимальная скорость на большой высоте -2300 км/ч; потолок — 17 000 м; дальность — 3000 км; вооружение — 30-мм пушка (250 патронов), УР; экипаж — 1 человек

Создание регулярного Военно-Морского Флота в России относится к концу XYII - началу XYIII в.в. К этому времени в России, благодаря развитию мануфактурного производства, была создана необходимая материально-техническая база, способная обеспечить строительство крупных парусных кораблей и их вооружения. Начало созданию флота было положено в 1696 году , когда по указу Петра 1 «Морским судам быть» приступили к строительству Азовского флота, предназначавшегося для борьбы против Турции за выход к Черному морю. Однако ядром Русского регулярного Военно-Морского флота стал Балтийский , который создавался в ходе Северной войны.

Создание Военного флота на Балтийском море, способного вести успешную борьбу со шведским флотом - одним из сильнейших в Западной Европе, потребовало строительства верфей, кораблей, баз, подготовки кадров командного и рядового состава, создания органов управления флотом. Вначале корабли строились на верфях, созданных в районе Ладожского озера, а с 1705 года - в Петербурге, который стал главным центром кораблестроения в России . До 1715 года крупные парусные корабли строились также в Архангельске, откуда они переводились вокруг Скандинавии на Балтийское море. Всего в период с 1701 по 1725 год Балтийский флот получил 646 кораблей различных классов. Из них лишь 35 (5,4%) было куплено в странах Западной Европы .

Для флота строились парусные и гребные суда. Основными классами парусных кораблей были:

- линейные корабли , представлявшие собой суда водоизмещением 1200-3000 тонн, вооруженные 50-100 пушками, которые располагались на 2-3 артиллерийских палубах (деках). Экипаж корабля насчитывал до 900 человек;

- фрегаты - корабли, имевшие водоизмещение до 1000 тонн, оснащенные мощным парусным вооружением и имевшие 28-44 пушки, расположенные на 1 деке. Численность экипажа составляла 250-300 человек;

- бомбардирские суда , которые имели водоизмещение до 200-300 тонн и были вооружены 2 мортирами и несколькими крупнокалиберными (24-фунтовыми и 12-фунтовыми) пушками.

Наряду с парусными кораблями для действий в шхерных районах Финского залива строились гребные суда. Основным типом их была скампавея (русская галера). Она представляла собой парусно-гребной корабль. Основным движителем его являлись 18 пар весел, вспомогательным - косые паруса, поднимаемые на двух мачтах. Вооружение скампавеи было представлено 3-5 пушками калибра от 3 до 12 фунтов (диаметр канала огнестрельного оружия, а также диаметр снаряда). Экипаж состоял из 150 человек. Это был корабль многоцелевого назначения, используемый главным образом для совместных действий с войсками в прибрежных шхерных районах. Всего за время Северной войны для Балтийского флота было построено 438 гребных судов .

В 1720 году в России была предпринята первая попытка создания подводной лодки. Автором проекта «потаенного судна» был плотник-строитель Ефим Никонов. Было создано несколько моделей этого судна, однако добиться полной герметизации их в подводном положении строителю не удалось, и после смерти Петра 1 эти работы были прекращены.

Одновременно со строительством кораблей было развернуто строительство портов и баз для флота . Петербург становится первой базой флота. 18(29) мая 1704 года для прикрытия подступов к Петербургу к югу от острова Котлин на искусственном островке была построена передовая база для флота, названная Кроншлотом. В это же время было начато строительство крепости, порта и базы на острове Котлин - Кронштадта, которое было завершено в основном к 1723 году. Кронштадт становится главной базой флота.

Подготовка всех категорий рядового состава, кроме пушкарей, производилась на кораблях. Пушкари готовились при специальных артиллерийских мастерских, находившихся в портах. Комплектование кораблей рядовым составом осуществлялось на основе рекрутской системы набора, введенной Петром 1 в 1705 году. Согласно этой системе, от определенного количества крестьянских и посадских (городских ремесленно-торговых) дворов пожизненно на службу ежегодно выделялся один рекрут-мужчина в возрасте 17-32 лет.

Офицерский состав флота комплектовался из дворян, которые проходили подготовку в Навигацкой школе, основанной Петром 1 в Москве в 1701 году. На базе старших классов этой школы, переведенных в Петербург в 1715 году, была открыта Морская Академия. Слабая учебная база и большие потребности Русского флота в командных кадрах вынудили петровское правительство часть молодых дворян посылать за границу, а также принимать на службу во флот иностранцев, имевших военно-морскую подготовку.

Строительство флота потребовало учреждения постоянных органов по управлению флотом, а также разработки и введения единой организации на кораблях . Вначале таким органов являлся Адмиралтейский приказ , а позже, в 1718 году на его базе была образована Адмиралтейств-коллегия . Во главе ее стоял президент, подчинявшийся непосредственно царю. Первым президентом Адмиралтейств-коллегии был назначен Федор Матвеевич Апраксин , которому впервые в России в 1708 году было присвоено только что введенное высшее воинское звание на флоте генерал-адмирал . Адмиралтейств-коллегия ведала: вооружением, комплектованием флота, строительством кораблей, сооружением портов и каналов, подготовкой офицеров и разработкой уставов .

Организационно парусные корабли объединялись в дивизии , три дивизии составляли эскадру . Всего было три эскадры, которые составляли так называемый Корабельный флот . Название дивизий и эскадр присваивалось по месту, которое они занимали во время следования в общем боевом порядке (авангард, центр, арьергард ).

Гребные суда составляли самостоятельный флот - гребной или, как его тогда называли, галерный . В основу его организации был положен принцип сухопутного войска. Основной тактической единицей Галерного флота являлся полк , в который входило 1000 человек морских пехотинцев и 10 скампавей . Несколько полков объединялись в отряд; 2-4 отряда составляли дивизию . Всего на флоте было три дивизии, которые носили названия: авангардия, кордебаталия и арьергардия .

Авангардия - головная часть боевого порядка кораблей гребного флота, предназначенная для боя против авангарда противника.

Кордебаталия - средняя часть боевого порядка кораблей гребного флота, предназначенная для боя против центра противника.

Арьергардия - концевая часть сил боевого порядка кораблей, предназначенная для прикрытия своих главных сил с кормовых секторов боевого порядка, поддержки их в бою огнем, обеспечения отхода после боя от противника.

На кораблях поднимался кормовой флаг, представлявший собой прямоугольное полотнище синего - для авангарда, белого - для центра и кордебаталии, красного цветов - для арьергарда, с андреевским флагом (голубой крест на белом фоне) в верхнем левом углу полотнища. С 1712 года для авангарда и кораблей в одиночном плавании введен андреевский флаг .

Единая организация на русском флоте была официально закреплена изданным в 1720 году первым Морским уставом , который был написан при личном участии Петра 1. Этот устав явился одним из замечательных документов русского законодательства. В нем нашли отражение опыт боевой деятельности иностранных флотов в прошлых войнах и богатый опыт русского флота в Северной войне. В уставе был дан текст военной присяги, определена организация повседневной и боевой службы на кораблях, установлены права и обязанности всех должностных лиц от рядового до командующего флотом. Уставом также были определены походные и боевые порядки кораблей, способы ведения морского боя и свод сигналов для управления кораблем. Главной целью устава, как указал Петр 1 в его предисловии, было то «чтобы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался». Морской устав сыграл огромную роль в развитии русского флота. Им руководствовались вплоть до Крымской войны 1853-1856 года Отдельные положения устава не утратили своего значения и до настоящего времени.

Благодаря огромным усилиям русского народа на Балтийском море в сравнительно короткий срок был создан сильный военный флот. Создание регулярного Военно-Морского флота и его первые победы на Балтийском море над сильным шведским флотом в Северной войне неразрывно связано с именем Петра 1 - выдающегося политического и военного деятеля России.

Следующим этапом развития регулярного Военно-Морского Флота во второй половине XYIII века стало создание Военно-Морского флота на Черном море . Строительство военного флота на юге началось с создания на Азовском море флотилии, предназначенной для поддержки русских войск в Крыму. Постройка кораблей для флотилии велась с 1769 года на верфях Дона и его притоках, а затем в Таганроге, который стал первой базой русского флота на данном театре. После занятия русскими войсками Крыма Азовская флотилия в 1772 году перебазировалась в Керчь.

После победоносного завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 года Россия вернула себе выход к Черному морю и приступила к развертыванию морских сил на юге. Для Черноморского флота был установлен штатный корабельный состав: 12 линейных кораблей, 20 фрегатов и несколько десятков вспомогательных судов . Крупные парусные корабли строились на верфях Херсона, мелкие парусные и парусно-гребные суда - в Таганроге. С созданием военного флота на Черном море Азовская флотилия была расформирована, ее корабли вошли в состав Черноморского флота.

Во второй половине XYIII века на вооружение русского флота были приняты единороги (изобретены русскими мастерами пушечного дела Мартыновым и Даниловым), которые представляли собой универсальные пушки, стрелявшие бомбами , гранатами и брандскугелями (зажигательный снаряд корабельной гладкоствольной артиллерии, состоявший из пустотелого чугунного ядра с отверстиями и был начинен зажигательным составом). За счет устройства конической камеры на орудиях увеличивается дальность стрельбы примерно в 2 раза (с 300 до 600 метров), а также повышается точность стрельбы. Развертываются работы по сооружению судостроительных предприятий, начинается строительство новых маяков на побережье и островах Балтийского моря, в частности на островах Соммерс и Большой Рооге. Организуются штурманско-гидрографические экспедиции для уточнения используемых на флоте навигационных морских карт. На новых кораблях улучшаются отдельные конструкции, обводы корпуса, повышаются мореходные и маневренные качества (скорость хода возрастает при благоприятных условиях с 8 до 11 узлов).

Одновременно с постройкой кораблей на Черном море создавались базы флота . Вначале корабли базировались на Херсон, основанный в 1778 году, а с 1783 года - на Севастополь , который стал главной базой Черноморского флота. В 1786 году в Херсоне был основан морской кадетский корпус, который готовил офицеров преимущественно для Черноморского флота. Впоследствии это учебное заведение было переведено в Николаев и преобразовано в Штурманское училище.

К началу второй русско-турецкой войны 1787-1790 год русский флот на Черном море представлял значительную и хорошо организованную силу. Он состоял из 5 линейных кораблей, 19 фрегатов и нескольких десятков вспомогательных судов. Кроме того, в постройке находилось 8 линейных кораблей и 4 фрегата.

В создании флота на Черном море важную роль сыграл выдающийся русский флотоводец адмирал Ф.Ф.Ушаков . С его именем связаны первые блистательные победы Черноморского флота.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Уральский технологический колледж -

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(УрТК НИЯУ МИФИ)

Практическая работа

Тема: Военно-морской флот: история создания, предназначения, структура

Выполнил:

Марамзин Д.А.

Проверил:

Киселёв О.А.

Заречный 2016

В ведение

Военно-Морской Флот (ВМФ) является видом Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). Он предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Военно-Морской Флот, сокращённо -- ВМФ, название военно-морского флота России. Является преемником ВМФ СССР и ВМФ Российской империи

1. И стория создания

Военно-морской флот как самостоятельный вид Вооруженных Сил Российской Федерации складывался с конца XVII в. до начала XX в.

Создание регулярного военного флота в России - историческая закономерность. Оно было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII вв. главным препятствием для экономического и социального развития Русского государства.

Первая постоянная группировка сил - Азовский флот - была сформирована из кораблей и судов, построенных зимой 1695-1696 гг. и предназначалась для содействия армии в кампании по овладению турецкой крепостью Азов. 30 октября 1696 г. боярская дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть...», что стало первым законом о флоте и признание официальной датой его основания.

В ходе Северной войны 1700-1721 гг. определились основные задачи флота, перечень которых остается практически неизменным до настоящего времени, а именно: борьба против военно-морских сил противника, борьба на морских коммуникациях, оборона своего побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления. Удельный вес этих задач менялся по мере изменения материальных средств и характера вооруженной борьбы на море. Соответственно этому изменялись роль и место отдельных родов сил, входивших в состав флота.

Так, до Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период Второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки.

До Первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия) существовали с начала XVIII в., однако, в организационном отношении в состав флота не входили. 19 марта 1906 г. зародились и стали развиваться как новый род сил ВМФ подводные силы.

В 1914 г. были сформированы первые части морской авиации, которая в 1916 г. также приобрела признаки самостоятельного рода сил. День авиации ВМФ отмечается 17 июля в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем в 1916 г. Окончательно ВМФ как разрядное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х гг., когда в состав ВМФ организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.

Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 г. Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб. В период становления регулярного флота России его организационно-штатная структура и функции были нечеткими. 22 декабря 1717 г. по указу Петра I для повседневного управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. 20 сентября 1802 г. образовано Министерство морских сил, впоследствии переименованное в Морское министерство и просуществовавшее до 1917 г. Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием 7 апреля 1906 г. Морского генерального штаба. Во главе Российского флота стояли такие известные флотоводцы, как Петр I, П.В. Чичагов, И.К. Григорович, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Горшков.

Постоянные группировки сил на морских театрах складывались по мере решения российским государством исторических задач, связанных с приобретением выходов в Мировой океан, включением страны в мировую экономику и политику. На Балтике флот постоянно существовал с 18 мая 1703 г., Каспийская флотилия - с 15 ноября 1722 г., а флот на Черном море - с 13 мая 1783 г. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 г. и 1 июня 1933 г.

Наибольшее развитие флот получил к середине 1980-х гг. В это время в его составе имелось 4 флота и Каспийская флотилия, в составе которых было более 100 дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.

В настоящее время Военно-морской флот является главной составляющей и основой морского потенциала Российской Федерации, одним из инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.

Основным мероприятием боевой подготовки сил ВМФ в 2010 г. стало участие Тихоокеанского флота во взаимодействии с тяжелым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий» Северного флота и гвардейским ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота в оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». С борта тяжелого атомного крейсера «Пётр Великий» за ходом учений в Японском море наблюдал Верховный Главнокомандующий ВС РФ - Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Продолжается активизация сотрудничества с флотами зарубежных стран в сфере обеспечения безопасности мореплавания, борьбе с пиратством, наркобизнесом, контрабандой, по оказанию помощи судам, терпящим бедствие, и спасанию жизни на море.

В 2010 г. Балтийский флот принял участие в международных учениях «БАЛТОПС-2010», Северный флот - в российско-норвежских учениях «Помор-2010». Большой противолодочный корабль «Североморск» Северного флота совместно с боевыми кораблями ВМС США, Великобритании и Франции участвовал в международных военно-морских учениях «ФРУКУС-2010», которые проходят в Атлантике.

Впервые силы Северного, Тихоокеанского флотов отрабатывали взаимодействие в составе группировок в дальних океанских походах.

В военно-дипломатической сфере значимую роль играла и продолжает играть демонстрация Андреевского флага во время посещений морских портов иностранных государств. ВМФ России продолжил свое регулярное присутствие в районах Африканского Рога и Аденского залива. Боевые корабли Северного, Тихоокеанского и Балтийского флотов осуществляли и продолжают осуществлять проводку конвоев гражданских судов через районы повышенной пиратской активности.

2. Предназначения

В настоящее время на ВМФ возложены следующие задачи :

· сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении РФ;

· защита военными методами суверенитета РФ, распространяющегося за пределы ее сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

· создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности РФ в Мировом океане;

· обеспечение военно-морского присутствия РФ в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

· обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам РФ.

В зависимости от состояния военно-политической ситуации в мире и его регионах задачи ВМФ дифференцируются следующим образом:

В мирное время:

· боевое патрулирование и боевое дежурство ракетных подводных лодок стратегического назначения (РПЛСН) в установленной готовности к нанесению ударов по назначенным объектам вероятного противника;

· боевое обеспечение РПЛСН (обеспечение боевой устойчивости РПЛСН) на маршрутах и в районах боевого патрулирования;

· поиск атомных ракетных и многоцелевых подводных лодок вероятного противника и слежение за ними на маршрутах и в районах решения задач в готовности к уничтожению с началом военных действий;

· наблюдение за авианосными и другими корабельными ударными группировками вероятного противника, слежение за ними в районах их боевого маневрирования в готовности к нанесению ударов по ним с началом военных действий;

· вскрытие и затруднение деятельности сил и средств разведки противника в морях и районах океана, прилегающих к нашему побережью, наблюдение и слежение за ними в готовности к уничтожению с началом военных действий;

· обеспечение развертывания сил флотов в угрожаемый период;

· выявление коммуникаций и оборудования океанских и морских театров в стратегически важных районах Мирового океана;

· изучение вероятных районов боевых действий и условий использования различных родов сил ВМФ, применения оружия и технических средств;

· разведка за деятельностью иностранных кораблей и авиации;

· защита судоходства;

· выполнение внешнеполитических акций правительства;

· участие в составе стратегических ядерных сил в стратегическом ядерном сдерживании;

· обеспечение неядерного сдерживания от угрозы или применения военной силы против РФ с океанских и морских направлений;

· защита и охрана Государственной границы РФ в подводной среде;

· защита и охрана Государственной границы РФ в воздушном пространстве и контроль его использования;

· защита Государственной границы РФ на суше и море военными методами;

· содействие Пограничным войскам ФСБ РФ в защите Государственной границы, территориального моря и исключительной экономической зоны РФ;

· содействие внутренним войскам и органам внутренних дел МВД РФ в пресечении внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории РФ, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения в порядке, установленном законодательством РФ;

· оборона морского побережья;

· содействие войскам гражданской обороны и органам МЧС РФ в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий.

В угрожаемый период:

· перевод сил (войск) с мирного на военное время и их оперативное развертывание;

· участие в локализации возможных приграничных вооруженных конфликтов;

· защита судоходства и производственной деятельности в территориальном море и исключительной экономической зоне РФ, а при необходимости - в кризисных зонах мирового океана.

В военное время:

· поражение наземных объектов противника на удаленных территориях;

· обеспечение боевой устойчивости ракетных подводных лодок стратегического назначения;

· нанесение поражения ударным противолодочным и другим группировкам противника, а также береговым объектам;

· поддержание благоприятного оперативного режима;

· поддержка с моря войск фронта при ведении ими обороны или наступления на приморских направлениях;

· оборона морского побережья.

3. С труктура

Военно-Морской Флот (ВМФ) является мощным фактором обороноспособности страны. Он подразделяется на стратегические ядерные силы и силы общего назначения.

Стратегические ядерные силы обладают большой ракетно-ядерной мощью, высокой подвижностью и способностью длительное время действовать в различных районах Мирового океана.

ВМФ состоит из следующих родов сил: подводных, надводных, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны. В его состав входят также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.

Подводные силы - ударная сила флота, способная контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки на атомные и дизель-электрические.

Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.

Подводные атомоходы, вооруженные крылатыми ракетами класса “корабль-корабль”, нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника. Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.

Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря. Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения.

Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей - носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава. Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.

Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов по объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника.

Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой).

Морская авиация - род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.

Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на море являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.

Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса “воздух-поверхность” и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

Морская пехота - род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов).

Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.

Войска береговой обороны , как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.

военный морской флот авиация

С писок используемых источников

http://structure.mil.ru/structure/forces/navy.htm

http://flot.com/nowadays/structure/features.htm

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и значение военно-морского флота как вида вооруженных сил Российской Федерации, его структура и элементы, принципы формирования и развития. Оценка необходимости реформирования данной отрасли. Сфера деятельности флота в военное и мирное время.

    презентация , добавлен 12.07.2015

    Описания надводных и подводных сил военно-морского флота Российской Федерации. Палубная, стратегическая и тактическая морская авиация. Береговые войска флота. Флаги кораблей и судов военно-морского флота. Черноморский, Тихоокеанский и Балтийский флот.

    презентация , добавлен 17.11.2014

    Исторические этапы развития китайского флота в период с середины XIX и до начала XXI века. Современная военно-морская доктрина Народно-Освободительной Армии Китая. Военное кораблестроение: подводные и авианосные силы, фрегатные и ракетные катера.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2013

    Создание флота Петром I. Военно-Морской Флот Российской империи во второй половине XVIII века. Крымская война и её последствия. Русско-японская война. Первая мировая война на море. Военно-Морской Флот во время ВОВ. Военно-Морской Флот в наше время.

    реферат , добавлен 19.04.2012

    Задачи Военно-Морского флота России. Вооруженная защита интересов России, ведение боевых действий на морских и океанских театрах войны. Подводные и надоводные силы. Силы морской авиации. Боевые действия морской пехоты. Войска береговой обороны.

    презентация , добавлен 01.10.2013

    Задачи и структура военно-морского флота, предназначенного для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. Организация флота: Балтийская, Черноморская, Северная, Тихоокеанская, Каспийская флотилии.

    реферат , добавлен 03.05.2015

    Роль советских Вооруженных Сил в защите Родины. Основные виды Вооруженных Сил. Организация мотострелкового полка. Структура сухопутных войск. Задачи организации боевой подготовки Военно-морского флота России. Основное содержание военных реформ Петра I.

    презентация , добавлен 13.03.2010

    Интересные факты об армиях мира. Виды Вооруженных Сил РФ: сухопутные воска, военно-воздушные силы и военно-морской флот. Их история, назначение, символы и структура. Курьезные армейские законы. Другие рода войск: пограничные, железнодорожные, внутренние.

    презентация , добавлен 19.02.2015

    История создания и состав войск Вооружённых Сил России. Президент России как Верховный Главнокомандующий. Задачи Министерства Обороны и Генерального Штаба. Характеристика родов войск: сухопутных, специальных, военно-воздушных, военно-морского флота.

    презентация , добавлен 26.11.2013

    Предназначение сухопутных, мотострелковых, танковых войск Российской Федерации. Состав военно-воздушных сил. Назначение военно-морского флота и стратегической, тактической и береговой авиации. Защита военно-морских баз и важных участков побережья.

| Виды Вооружённых Сил Российской Федерации | Военно - Морской Флот

Вооружённые Силы Российской Федерации

Виды Вооружённых Сил Российской Федерации

Военно - Морской Флот

Из истории создания

В 1695 г. молодой царь Петр I предпринял попытку овладеть занятой турками крепостью Азов. Осада закончилась неудачей, так как гарнизону крепости оказывал большую помощь и поддержку господствовавший на Азовском море турецкий флот.

После анализа причин неудачной осады в России было учреждено Адмиралтейство, а на р. Воронеже заложены судостроительные верфи. В результате предпринятых энергичных мер в 1696г. удалось создать первое в истории России соединение боевых и транспортных судов, так называемый морской воинский караван. В его составе было 2 фрегата, 23 галеры, 4 брандера и около 1000 мелких гребных судов. В мае 1696 г. сухопутное войско (около 75 тыс. человек) и морской воинский караван достигли Азова и блокировали его с суши и с моря, а 20 мая отряд из 40 казачьих лодок напал на турецкую эскадру. Турки потеряли 2 корабля и 10 грузовых судов. В это же время основная часть воинского каравана заняла позицию в устье р. Дона и не дала возможности прибывшему для помощи азовскому гарнизону турецкому флоту подойти к берегу и высадить подкрепление осажденным.

В результате этих действий 19 июля 1696 г. Азов сдался. В связи с этими событиями 1696 г. по праву считают годом основания Военно-Морского Флота России.

Организационная структура Военно - Морского Флота

  • Главное командование Военно-морского флота
  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Морская авиация
    • Береговые войска:
    • Береговые ракетно-артиллерийские войска
    • Морская пехота

Военно-Морской Флот - вид Вооруженных Сил, предназначенный для нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам врага, уничтожать его корабли на море и в базах, нарушать его океанские и морские коммуникации и защищать свои, содействовать сухопутным войскам в проведении операций, высаживать морские десанты и отражать высадку морских десантов противника, перевозить войска, материальные средства и выполнять другие задачи.

В состав ВМФ входят нескольких родов сил: подводных, надводных, морской авиации, береговых войск. В его состав входят также корабли и суда вспомогательного флота, части специального назначения и различные службы. Главные рода сил - подводные силы и морская авиация.

Военно-Морской Флот является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Военно-Морской Флот способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в морс и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Сегодня Военно-Морской Флот состоит из четырех флотов: Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Каспийской флотилии. Приоритетной задачей флота является предотвращение развязывания войн и вооруженных конфликтов, а в случае агрессии ее отражение, прикрытие объектов страны, сил и войск с океанских и морских направлений, нанесение поражения противнику, создание условий для предотвращения военных действий на возможно более ранней стадии и заключения мира на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Кроме того, задачей Военно-Морского Флота является проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными союзническими обязательствами Российской Федерации.

Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота - предотвращения развязывания войны в составе ВМФ имеются морские стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В случае агрессии они должны отразить удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и воспрепятствовать проведению им широкомасштабных морских операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах военных действий.

    Военно-Морской Флот (ВМФ) состоит из следующих родов сил (рис. 1):
  • подводных
  • надводных
  • морской авиации
  • морской пехоты и войск береговой обороны.
    • В его состав входят:
    • корабли и суда,
    • части специального назначения
    • части и подразделения тыла.


Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.

Подводные атомоходы , вооруженные крылатыми ракетами класса «корабль-корабль», нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника.

Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.

Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря.

Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения. Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей - носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава.

Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.

Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов но объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника.

Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой).

Морская авиация - род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.

Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на морс являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.

Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

Морская пехота - род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов).

Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.

Войска береговой обороны, как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.



error: