Придумать чистоговорку с буквой ц. Детские скороговорки

Многим малышам с трудом дается произношение некоторых звуков. Чистоговорки для развития речи помогут научить малыша правильно выговаривать слова. В два-три года большим словарным запасом владеют далеко не все дети.

Но некоторые уже строят логически связанные рассуждения и бойко рассказывают стихи. Если речь малыша совсем неразборчива, он никак не может разговориться, его могут направить на занятия к логопеду или в логопедическую группу детского сада. Но главная роль в исправлении речи малыша отводится родителям.

Занимаясь ежедневно по 10 минут с ребенком можно исправить его речь ко времени поступления в школу без помощи логопедов. Для этого используют такие приемы:

  • артикуляционная гимнастика;
  • расширение словарного запаса в процессе общения и обучения;
  • чистоговорки или скороговорки.

Проводить занятия на развитие артикуляционного аппарата специалисты советуют начинать с 2 лет, усложняя их по мере роста малыша.

Из этой статьи вы узнаете

Фольклор для речи

Чистоговорки и скороговорки относят к малому народному творчеству также как загадки, считалки, пословицы и поговорки, колыбельные песни. Складываясь из отдельных звуков в правильные слова, человеческая речь обретает смысл. Четкое произношение важно для правильности понимания отдельных слов и целых предложений. Развитием правильной речи необходимо заниматься с малых лет.

Иногда дети не понимают, что их речь звучит неправильно. Они еще не научились слышать себя. Развивая у малыша фонематический слух можно добиться значительного улучшения произношения отдельных звуков.

Объясняя ребенку, что слово состоит из отдельных звуков, родители могут играть с ребенком в произношения различных слов. Игры рассчитаны на то, чтобы малыш научился слушать и различать звуки речи.

Это могут быть игры, в которых требуется описать картинку, придумать слова с похожими окончаниями, придумать похожие по звучанию, но разные по значению слова и т. д. Чистоговорки в картинках и скороговорки тоже способствуют развитию фонематического слуха. С их помощью ребенок учится произносить трудные звуки четко.

Делаем артикуляционную гимнастику

Проблемы с речью могут быть связаны с плохим развитием речевого аппарата. Для детского речевого аппарата нужна ежедневная артикуляционная гимнастика. Упражнения могут быть статическими, когда язык принимает определенное положение, и динамическими с участием всего речевого аппарата.

Примеры упражнений для речевой разминки:

  • «Грибок» – язычок прижимается к верхнему небу, как шляпка грибка;
  • «Лошадка» – из положения «грибок» цокать языком, как будто скачет лошадка;
  • «Футбол» – язычок загонят гол в правые и левые ворота, касается левой и правой щеки с внутренней стороны поочередно;
  • «Вкусное варенье» – ребенку предлагают представить, что его губы намазаны сладким вареньем, облизать кончиком языка сначала верхнюю губу, потом нижнюю.

Сделав артикуляционную гимнастику, переходят к более сложным упражнениям. Малыша просят повторить чистоговорки и скороговорки.

Примеры

Сначала с ребенком начинают осваивать чистоговорки для детей 2 лет с несложными звуками, которые повторить легче всего, например, «к, с, м, н, л».

Ку-ку-ку, ку-ку-ку – Села кошка на муку.

На-на-на, на-на-на – Стала белая она.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка – Хочет кошка молока.

Су-су-су, су-су-су – Не боится волк лису.

Са-са-са, са-са-са – Очень хитрая лиса.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – Наша Маша весела.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу – Маше дали пастилу.

Ма-ма-ма, ма-ма-ма – Принесла снежок зима

Не-не-не, не-не-не – Снег белеет на окне.

Можно повторять чистоговорки для детей 3-4 лет дома, по дороге в садик или в магазин. Их сможет повторить самостоятельно трехлетний малыш. Не требуйте сразу четкого произношения. Пусть ребенок отчетливо произносит первые слоги. Хорошее произношение появится со временем.

Чистоговорки со сложными звуками можно осваивать, когда ребенок 3 лет научится повторять легкие, и поймет, как это делать. Шипящие звуки и «р» особенно трудно даются детям. Попробуйте повторять вместе с малышом чистоговорки на «ч, ц, ш, р».

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Наша Катя умница.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу – Ходит Катя по крыльцу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – Таня вызвала врача.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Не хочу идти к врачу.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Где игрушки малыша.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – Тут играют малыши.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Говорили три бобра.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру – Домик строили бобру.

Можно на все буквы проговаривать чистоговорки, найдя их на просторах интернета и выучив или придумав забавные строчки самостоятельно по ситуации. Можно играть с ребенком 2 лет в рифмы, предлагая продолжить начатую строчку складно в рифму и по смыслу.

Учим скороговорки

Произносить скороговорки трудно, потому что это нужно делать не только правильно, но и быстро. Забавные рифмованные строчки хорошо запоминаются, и нередко настойчивые дети 2 лет самостоятельно повторяют запомнившуюся скороговорку с проблемным звуком, пока не добьются успеха. Главное, им не мешать.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в речке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Шла Сашка по шоссе и сосала сушку,

Сушка пересушена, Сашкой перекушена.

На дворе трава, на траве дрова

Наколи дрова, на покос трава.

Мама мыла мылом раму, рама чистая у мамы.

Уделяйте скороговоркам больше внимания, разучивая их с детьми 2 лет. Благодаря такому упражнению будет тренироваться память и воображение, расширяться запас слов.

Расширяем словарный запас

Для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса 2-летних детей, полезно играть с ними в интересные игры.

Называйте по очереди слова сходные по звучанию, например, мошка – кошка, лук – сук и т. д. Одновременно можно бросать мяч друг другу. Делают бросок только после того, как произнесут слово. Проигрывает тот, кто не может ничего придумать. Условия игры можно менять. Слова говорить не сходные по звучанию, а разные: книга – бочка; мак – резинка и т. д. Проигрывает тот, кто ошибется и назовет слово в рифму.

Игра с картинками. Малышу показывают изображение медведя и мышки. Просят, чтобы он описал словами зверей, которых видит. Обращают внимание ребенка на то, какие звери разные, хотя их название звучит похоже: мышка – мишка.

По картинкам просят придумать ребенка уменьшительно-ласкательное название для животного: бык – бычок, баран – баранчик, петух – петушок. Теперь показывают те же картинки, только нужно сказать, как правильно называются детеныши животных: бык – теленок, баран – ягненок.

Можно играть с ребенком в слова. Это самая простая игра. Вы говорите слово, малыш должен придумать другое слово на ту же букву, на которую оканчивалось ваше слово. Малыш впервые столкнется с тем, что слова пишутся не так, как произносятся, и после слова «гараж», нужно сказать не «шалаш», а «жук».

Заключение

Некоторые родители слишком настойчиво требуют от своих детей правильно выполнения заданий, чем повергают их в шок. Не заставляйте ребенка заниматься без его на то желания. Лучше пойти в школу на год позже.

Если вы не занимались с малышом, и вдруг обнаружили, что ребенок не очень хорошо говорит, лучше доверить занятия опытному логопеду. Конечно, ваша роль в развитии речи ребенка тоже очень велика. Хвалите за каждый маленький успех и не будьте слишком строгими.

Звуков очень важно для развития речи. Иногда родители не знают, что нужно делать, чтобы малыш заговорил так, как положено. В таких случаях они обращаются за помощью к специалистам для профессиональной постановки звуков и букв.

Однако у родителей есть возможность научить дитя самостоятельно. Для этого необходимо регулярно заниматься с ребёнком: читать ему стихи, сказки, использовать скороговорки и чистоговорки для развития речи, обращая внимание на те звуки, которые у малыша не получаются. Из данной статьи вы почерпнете информацию о том, как ребёнку помочь в развитии правильного произношения. Педагогам же будет полезно узнать, какие материалы подобрать для того, чтобы организовать развитие речи в средней группе.

Чистоговорки и скороговорки

Речь состоит из отдельных звуков. Поэтому для каждого человека очень важно правильное произношение. Многие дети, поступая в школу, не умеют чётко произносить определённые звуки. Именно поэтому необходимо уделять внимание развитию речи с раннего возраста.

Часто дети не осознают, что они называют звуки неверно. Это происходит оттого, что у них плохо развит ведь именно от него зависит произношение. Поэтому в первую очередь необходимо развивать фонематический слух, а затем речь. После того как ребёнок научится слышать себя, у него начнутся улучшения произношения.

Часто дети меняют звуки, чтобы им легче было говорить. Например, слово «рыба» заменяют на «лыба», а жука на «зука», поскольку им так проще. Этого допускать нельзя. Поэтому предлагаем обратить внимание на чистоговорки для развития речи. Благодаря им, произношение у малыша с каждым днём будет становиться всё лучше.

Первый этап: артикуляционная гимнастика

Прежде чем учить с детьми скороговорки и чистоговорки для развития речи, необходимо делать зарядку для язычка. Это небольшая разминка, чтобы губы и язык были гибкими и сильными для адекватного произношения звуков.

1. Игра «Футбол». Инструкция звучит примерно так: «Необходимо забить мяч сначала в левые ворота, а потом в правые. Для этого представьте, что кончик язычка - это мяч. Сначала поверните его к левой щёчке, затем к правой». Упражнение проделывается 4 раза.

2. Игра: «Гриб». Инструктаж: «Язычок - это наш грибок. Подержите его у верхнего нёба несколько секунд. Расслабьте язычок и опять повторите упражнение». Выполняется не менее четырёх раз.

3. Упражнение «Вкусный шоколад». Детям нужно объяснить алгоритм действий: «Представьте, что губы у вас сладкие. Вы только что поели шоколад и его нужно облизать. Проведите языком сначала по верхним губам, затем по нижним». Следует проделать это не менее 4 раз.

Артикуляционная гимнастика очень полезна для развития речи. Но это всего лишь разминка. Теперь можно переходить к более сложным заданиям, которые помогут улучшить произношение малыша.

Простые чистоговорки

Такое задание даётся детям для организации правильного произношения несложных звуков. Эти чистоговорки для развития речи предлагаются детям в возрасте 3-4 лет. Они помогают малышам освоить такие звуки, как «л, м, н, с, к».

1. Ла-ла-ла - я конфеты раздавала,

Ли-ли-ли - мы с мамой их купили,

Ле-ле-ле - Маше, Роме, Эле.

Ли-ли-ли - все конфеты съели.

2. Му-му-му - мама мыла раму.

Ма-ма-ма - помогал ей Рома.

Ме-ме-ме - чистая рама в доме.

3. На-на-на - в лесу росла сосна.

Ка-ка-ка - она очень высока.

Ят-ят-ят - большие шишки на ветках висят.

Ит-ит-ит - белочка к ним быстро спешит.

4. Са-са-са - села на цветок оса.

Су-су-су - оса укусила лису.

Са-са-са - плакала лиса.

Си-си-си - ты её как-то спаси.

5. Ко-ко-ко - наши птицы далеко.

На-на-на - скоро наступит весна.

Ят-ят-ят - тогда и прилетят.

Ить-ить-ить - будет их весной кормить.

Такие чистоговорки для развития речи смогут произносить дети в средней группе 3-4 лет. Благодаря небольшим стишкам, малыши научатся чётко, правильно и красиво произносить все слова.

Сложные чистоговорки

Когда начальный этап развития произношения пройден, можно усложнять задания маленьким ученикам. Для этого предлагайте малышам стихи-чистоговорки, используя более сложные звуки, которые детям даются с трудом. Это такие фонемы, как «ш, ч, ц, р».

1. Шо-шо-шо - как летом хорошо.

Аш-аш-аш - они строят красивый шалаш.

Ош-ош-ош - получился он хорош.

Шу-шу-шу - поем вкусную кашу.

Аш-аш-аш - опять пойду в наш шалаш.

2. Ча-ча-ча - трудная у меня задача.

Чу-чу-чу - я её хорошо учу.

Чи-чи-чи - ты меня научи.

3. Цо-цо-цо - снесла курица яйцо.

Ца-ца-ца - она наша умница.

Це-це-це - я скажу своей птице.

Цо-цо-цо - снеси ещё одно яйцо.

4. Ра-ра-ра - наша любимая игра.

Да-да-да - это детская чехарда.

Ро-ро-ро - на улице сыро.

Ру-ру-ру - я домой друзей беру.

Ру-ру-ру - там продолжим мы игру.

Развитие речи в средней группе проходит 2 раза в неделю по 15 минут. Однако дома можно заниматься с детьми ежедневно по 5-10 минут. Главное, необходимо заинтересовать ребёнка, чтобы у него было желание играть и учиться. Для этого необходимо использовать игровую составляющую.

Скороговорки

Многим детям трудно их выговаривать. Ведь скороговорки нужно произносить не только чётко, правильно, но и быстро. Однако детям такие упражнения очень помогают в развитии речи.

  1. Жужжит на дереве огромный жук, у него на спине большой коричневый кожух.
  2. Шла Маша за кашей, съела быстро кашу Маша.
  3. Наша Таня большая соня. Эта соня Таня маленькая сударыня.
  4. У Ани, Сани и Тани есть сом с большими усами.
  5. Саня и Соня везут маленькую Таню на своих санях.
  6. Дятел дуб раздолбил и огромного жука словил.
  7. Найди, не спеши и орешек принеси.
  8. На реке большая драка, сильно подрались два огромных рака.
  9. Купили Тане девице, белое и красивое платьице. Ходит эта девица, хвастается платьицем.
  10. Катя лазила по лесенке и срывала вкусные, сладкие персики. С такими персиками Катюша съехала с лесенки.
  11. Большие, сильные бараны громко стучали в красные барабаны.
  12. Мама мылом мыла раму. Стала рама чистая у мамы. Теперь довольна наша мама: наконец-то вымыла большую раму.

Скороговорки - это замечательные упражнения по развитию речи. С их помощью дети пополняют словарный запас, развивают память, мышление, воображение, произношение. Старайтесь уделять скороговоркам как можно больше внимания.

Игры для развития речи

Нужно организовывать не только чистоговорки для детей, но и игры. Ведь благодаря им у малышей появляется интерес к занятиям и можно заниматься с ними более длительное время.

1. Игра: «Назови ласково». Скажите ребёнку слово, например, «кошка». Малыш должен придумать ласкательное слово: «кошечка». Таких слов много. Это может быть «шапка, шарф, мышь, лицо, нос» и т. д.

2. Игра: «Зоопарк». Покажите ребёнку картинку с животным, пусть опишет его. Указать нужно следующие признаки: внешний вид, что ест, какие звуки произносит и т. д. Такая игра помогает малышу пополнить словарный запас и тренирует память.

3. Игра: «Угощение». Покажите ребёнку картинки с животными и едой. Пусть малыш определит, кто что ест. Например, кому морковь? Кролику. Кто ест мёд? Медведь. Кому банан? Обезьяне. Желательно, чтобы таких картинок было как можно больше. Малыш не только играет, но и продолжает знакомиться с окружающим миром.

4. Игра: «Закончи предложение». Вы начинаете говорить, а ребёнок продолжает. Например, «мама порезала капусту и положила куда?» У детей появляется много версий: в суп, на сковородку, в салатник и т. д.

Игры для развития речи помогают детям не только правильно говорить, но и фантазировать. Играть можно не обязательно вдвоём, но и с группой детей. Так малышам будет даже интересней заниматься.

Правильное произношение необходимо каждому ребёнку. Особенно тогда, когда дитя поступает в школу. Ведь чтобы успеваемость была на высоте, нужно с раннего возраста заниматься развитием речи.

Старайтесь не ругать малыша, если у него что-то не получается. Помните, он только учится и ему очень тяжело выговаривать некоторые звуки, и тем более скороговорки, которые сами по себе очень сложны для крохи.

Занимайтесь ежедневно. Сначала уделяйте внимание развитию речи на протяжении 5 минут. Затем постепенно увеличивайте время. Однако, если вы видите, что малыш рассеян, невнимателен, постоянно отвлекается - отставьте занятие.

Всегда старайтесь заинтересовать малыша. Прежде чем учить чистоговорки для развития речи, придумайте игру, которая придаст ребенку дополнительную мотивацию. Это может быть пришедшая в гости кукла или мягкая игрушка, письмо от Винни-Пуха, который попросил научить его чему-то, или другой вариант. Такой прием наверняка заинтересует малыша.

Не забывайте, что урок всегда нужно начинать с артикуляционной гимнастики. Когда разработаются губы и язык, тогда можно учить стихи-чистоговорки, скороговорки, сказки и т. д.

К каждому отрывку можно добавить иллюстрацию для наглядного примера. У многих детей зрительная память лучше, чем слуховая. Картинки помогут быстрее запомнить определённые звуки и слова.

Заключение

В статье мы рассмотрели чистоговорки с лёгкими и более сложными звуками, скороговорки, игры. Это помогает крохе улучшить не очень хорошее произношение. Благодаря таким занятиям, малыши становятся более усидчивыми, сообразительными.

Произносить и запоминать чистоговорки для детей будет легче тогда, когда занятия будут проводиться в интересной, игровой форме. Если использовать скучный урок, то малыш не раскроется полностью и его внимание вскоре истощится.

Чистоговорки можно произносить с крохой в любое время дня. Например, когда идёте в детский сад или обратно, по пути в магазин, на прогулке, перед сном или во время приготовления еды. Самое важное - правильно заинтересовать кроху. Старайтесь, и скоро малыш начнёт радовать вас своими успехами.

Малыши к 3-4 годам уже довольно бойко говорят, но их речь еще нечеткая и невнятная. Обычно дети в возрасте 4-5 лет не выговаривают букву Р и многие шипящие звуки. Чтобы малыш научился говорить правильно и четко нужны специальные упражнения. Чистоговорки для детей помогут родителям заниматься с малышами. Все, что для этого нужно - хорошо подобранные скороговорки и чистоговорки на сложную букву.

Проговаривая стишки чистоговорки дети учатся правильно произносить отдельные звуки в словах. кроме этого, чистоговорки нужны для тренировки речи ребенка, чтобы все звуки произносились малышом внятно и чисто.

Упражнения на тренировку произношения позволят вашему малышу сформировать правильное произношение фраз и слов с трудными буквами. Закреплению четкого произношения звуков способствуют частое повторение чистоговорок, коротких считалок и маленьких стихотворений с «трудной» буквой.

Выберите чистоговорку на трудную букву и занимайтесь с ребенком!

Чистоговорки на букву Б

Ба-ба-ба,ба-ба-ба- Мама, мама, вон труба!
Бу-бу-бу,бу-бу-бу- Ты и мне купи трубу!
Бе-бе-бе,бе-бе-бе - потрубил я на трубе.
Ба-ба-ба,ба-ба-ба - не нужна уже труба!

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба - из окна торчит труба.

Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан,
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

В букваре у Буратино
Брюки, булка и ботинок.

Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобренка у бобра - лучше всякого добра.

Чистоговорки на букву В

Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани
Часто мыли Ванечку.

Около кола вьюн и хмель
Вьются на плетень:
Вьются, плетутся, заплетаются,
Расперезавеваются.

Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.

Чистоговорки на букву Г

Га-га-га - у козы рога.
Гу-гу-гу - по лугу бегу.
Го-го-го - стоит вагон.

Га-га-га, га-га-га - хочешь, Галя пирога?
Гу-гу-гу, гу-гу-гу - есть их больше не могу.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги - не нужны мне пироги.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу - и я тоже не могу.
Га-га-га, га-га-га - где же оба пирога?

Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!

Шел гуськом гусак с гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Чистоговорки на букву Д

Ду-до-да - гудят провода.
Да-да-да - теплая вода.
Ду-ду-ду - спать я не пойду.
Де-де-де - я не знаю где.
Ди-ди-ди - спокойно посиди.

Да-да-да, да-да-да - не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду - все равно туда пойду.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди - ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да, да-да-да - ой! Холодная вода!
Де-де-де, де-де-де - вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды, ды-ды-ды - только слышно из воды.

Дятел дуб долбил, да не до долбил.
Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Дарья дарит Дине дыни.
День у Дины, два - у Димы.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!

Чистоговорки на буквы Ж

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Жа-жа-жа - убежали два ежа.
Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа - тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи - мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа - уж уходит от ежа.

Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и с трижонком.

Чистоговорки на букву З

Зи-зи-зи, зи-зи-зи - обезьянку привези!
Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя - не привози.

За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали вновь козу.

Зину купили мы в магазине.
Зину в корзине домой отнесли.
Зиму прождала Зина в корзине
Знаем где Зина. Иди, поищи!

Чистоговорки на букву К

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон -
В капюшоне он смешон.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Чистоговорки на букву Л

Ла-ла-ла - вот пила.
Лой-лой-лой - пилим мы пилой.
Лы-лы-лы - вот нет пилы.
Лу-лу-лу - сломали пилу.
Лу-лу-лу - купили новую пилу.

Лу-лу-лу- точил Толя пилу
Ли-ли-ли - суп соленый, у Ильи!

Ли-ли-ли, ли-ли-ли - тополя видны вдали.
Ле-ле-ле, ле-ле-ле - много их у нас в селе.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - но от них в пуху земля.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - все мы любим тополя.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю - тополя и я люблю.

На лугу под лопухом у лягушки летний дом,
А в болоте лягушачьем у неё большая дача.

Лайка с болонкой лаяли звонко.
Иволга долго пела над Волгой.

Чистоговорки на букву М

Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Чистоговорки на букву Н

На-на-на - нам звезда видна.
Ан-ан-ан - на стенке таракан.
Не-не-не - ваза на окне.
Ни-ни-ни, - далеко горят огни.
Ин-ин-ин - к нам плывет дельфин.
Но-но-но - мы пойдем в кино.
Он-он-он - в зоопарке слон.
Ну-ну-ну - вас я припугну.
Ун-ун-ун - в сказках есть колдун.
Ын-ын-ын - это старший сын.
Ню-ню-ню - сена дам коню.
Ня-ня-ня - отыщи меня.
Ян-ян-ян - где растет тимьян?

Чистоговорки на букву П

Ап-ап-ап - раздается храп.
Ип-ип-ип - где-то слышен хрип.
Оп-оп-оп - очень толстый поп.
Оп-оп-оп - нажимаем стоп.
По-по-по - наш трамвай идет в депо.
Уп-уп-уп - ешьте, дети, суп.
Яп-яп-яп - не делай все тяп-ляп.

П! - мы губы сложим вместе.
- П! - мы выдохнем порезче!
- П, П, П! - пыхтим мы глухо,
Нету голоса у звука!

П, П, П! - пускает пар
Полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит,
Из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает,
Путь по рельсам пробегая.
Плавно по реке плывет,
Паром пышет пароход…

Наша острая пила -
Не пила, а пела.
Не пила, не ела,
Ни разу не присела.
Звонко пела, как могла,
Развеселая пила.

Петуха спросили дети:
- Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
- Хорошо умею петь я.

Чистоговорки на букву Р

Рю-рю-рю, рю-рю-рю - как я много говорю?
Ри-ри-ри, ри-ри-ри - от зари и до зари.
Ре-ре-ре, ре-ре-ре - о горе и о норе.
Ря-ря-ря, ря-ря-ря - про озера и моря.
Рю-рю-рю, рю-рю-рю - говорю и говорю.
Ря-ря-ря, ря-ря-ря - обо всем, но, видно, зря!

Ря-ря-ря: алая заря.
Рю-рю-рю: рисую я зарю.
Ри-ри-ри: чисто говори.
Ра-ра-ра: в школу мне пора.
Ре-ре-ре: игры во дворе.
Ро-ро-ро: легкое перо.
Ры-ры-ры: стихи для детворы.
Ру-ру-ру: развлекаем детвору.
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар.
Ор-ор-ор: разгорелся у нас спор.
Ир-ир-ир: роту строит командир.

У Вари на бульваре варежки пропали,
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане варежки Варвара.

Говорила сорока сороке:
- Я, как рыба, молчу на уроке.

Под кустом ореха норка.
В норке проживает норка.

Гроздья рябины на солнце горят.
Горит от рябины в глазах у ребят.

У меня на кармашке маки и ромашки.

В аквариуме у Харитона четыре рака, да два тритона.

Шли три попа, три Прокопия попа,
Три Прокопьевича.
Гговорили про попа, про Прокопия попа,
Про Прокопьевича.

Кар! — кричит ворона.
— Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана.
— Как? ! —
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо.
— Что ж вы раньше не сказали? !
Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали!

На дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова;
Дрова вдоль двора,
Дрова вширь двора -
Не вместит двор дров;
Дрова выдворить со двора!
Не руби дрова на траве двора!

Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек, не ссорясь строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок -
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились сорок сорок.

Радик здоровый подрался с коровой!

Чистоговорки на букву С

Ся-ся-ся, ся-ся-ся - не поймали карася.
Се-се-се, се-се-се - карасей ловили все.
Си-си-си, си-си-си - в водоеме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся - вот поймать бы карася!
Са-са-са, са-са-са - ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су - видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са - отгадайте, где оса.

Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.

Сказала со смехом соседке синица:
- Стать самой стрекучей сорока стремится!

Ах, вы, сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

Солнце-Солнце - золотое донце.
Солнце - солнышко свети.
Солнце - солнышко гори.

Чистоговорки на букву Т

Та-та-та - у нас дома чистота.
Ты-ты-ты - сметану съели все коты.
Ту-ту-ту - молоко налью коту.
Ти-ти-ти - съели кашу мы почти.
Тё-тё-тё - отложили мы шитьё.
То-то-то -поиграли мы в лото.
Ать-ать-ать - мы пойдем с тобой гулять.
Ат-ат-ат - берем с собой самокат.

Тень-тень-потетень,
Весь день, где пень -
Заплетаю плетень и прирасплётываю.
Под плетенем целый день - тень!

Чистоговорки на букву У

Уа-уа-уа - в коляске плачет детвора.
Ау-ау - кто потерялся, не пойму.
У-у-у-у - воет волк в лесу.
Ух-ух-ух - накалился наш утюг.
Уч-уч-уч - светит в окно солнца луч.
Ур-ур-ур - кошка нам сказала: «Мур!».

Чистоговорки на букву Ф

Фа-фа-фа - в углу стоит софа.
Аф-аф-аф - в замке живет граф.
Фе-фе-фе - он живет в Уфе.
Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.

У Феофана Митрофаныча
Три сына Феофаныча.

Жил в горах волшебник Феликс
С буквой Ф и птицей Феникс.
Зажигал фонарик Феликс,
Загоралась птица Феникс.

Чистоговорки на букву Х

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
- Ха-ха-ха-ха-ха!

Чистоговорки на букву Ц

Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Ца-ца-ца - слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу - дело близится к концу.
Цы-цы- цы - обрубаем все концы.
Це-це-це - что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец - зиме конец.
Ец-ец - летит скворец.
Ца-ца-ца - мы видели скворца.
Цы-цы-цы - на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.

Чистоговорки на букву Ч

Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.

Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу - врач идет к грачу.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
А куда спешить тому, кто всегда в своем дому.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход,
В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота!

Чистоговорки на букву Ш

Ша-ша-ша-ша, - наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо, - поёт хорошо.
Шу-шу-шу-шу, - поёт песню малышу.
Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.

Шестнадцать шли мышей,
И шесть несли грошей;
А мыши, что поплоше
Шумливо шарят гроши.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши, что поплоше несли по два гроша.

Чистоговорки на букву Щ

Ща-ща-ща-ща - в дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу-щу - зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще-ще - буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё - и в сапожках ещё.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - поедим сначала щи.

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой - башмаки,
Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку.
- Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

Вот такие чистоговорки и стишки на дифференциацию звуков. Вы можете писать в комментариях свои чистоговорки, которые помогли вам справиться с трудным звуком.

Удачи вам в звукопроизношении!

12 74 074 0

По статистическим данным, каждый 4 ребенок в мире страдает от проблемы речевого развития. Не попасть в печальную статистику помогут детские скороговорки.

Эти сложновыговариваемые фразы учат правильно произносить слова, развивают дикцию и речь, слух, мышление, исправляют дефекты речи.

Постоянно используйте их и добьетесь следующих результатов:

  • Ребенок научится правильно выстраивать предложение;
  • Будет говорить спокойно, без криков;
  • Улучшит дикцию;
  • Будет разговаривать размеренной речью;
  • Научится быстро и красиво читать.

В нашей статье вы найдете самый разные примеры скороговорок для детей 3-8 лет, скороговорки на английском с переводом, для развития речи и др.

  1. Первое, что вы должны сделать, прочитать скороговорку как стишок, правильно и с интонацией, чтобы вызвать у малыша интерес.
  2. Затем медленно прочитать, внятно проговаривая каждый звук и слово, чтобы ребенок смог понять и услышать правильное произношение звуков и словосочетаний. Скороговорку можно пропевать.
  3. Если получается медленно проговаривать, можно постепенно увеличивать скорость до тех пор, пока не получится выговаривать быстро и внятно.

Чего не стоит делать:

  • Не требуйте, чтобы ребенок проговаривал все сразу и быстро;
  • Будьте терпеливы и не кричите;

Занятие не должно длится больше 10 минут.

Скороговорки с картинками для детей 3-4 лет

Как правило, у детей этого возраста хорошо развита речь. Но некоторым малышам с трудом удается выговаривать буквы Ш, Ж, Щ, Л, Р. Выбирайте материал с несложными для произношения звуками.

Для подготовки нужно провести с малышом несколько занятий плавного и продолжительного выдоха. Можете воспользоватся мыльными пузырями. Поиграйте в игру “Надуй самый большой пузырь”.

* * *
Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

* * *
Ан-ан-ан – мы стучим в барабан,
Ян-ян-ян – принесли нам баян,
На-на-на – музыка написана,
Та-та-та – она играет тра-та-та.

* * *
Да-да-да - в огороде лебеда,
Ду-ду-ду - растут яблоки в саду,
Ша-ша-ша - принесли домой ерша,
Ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту,
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа,
Чи-чи-чи - прилетели к нам грачи,
Жу-жу-жу - я на солнышке лежу.

* * *
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
У ежа ежата, у ужа - ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.

* * *
Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

* * *
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

* * *
У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.

* * *
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

* * *
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

* * *
На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.

Для дошкольников 5-6 лет

В этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.

* * *
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

* * *
У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.

* * *
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

  • Баран буян залез в бурьян.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  • На возу лоза, у воза коза.
  • Ткет ткач ткани на платье Тане.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Поля пошла полоть петрушку в поле.
  • У ежа и елки иголки колки.
  • Влас у нас, Афанас у вас.
  • Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
  • Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

* * *
Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.

* * *
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

* * *
Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят.

Для деток 7-8 лет

Для школьного возраста можно выбрать посложнее. Можно совмещать короткие скороговорки с стихами.

* * *
Бу-бу-бу - ворон на дубу.
Бе-бе-бе - песня о тебе.
Ба-ба-ба - балалайка завела.
Би-би-би - были голуби.

* * *
Огурцы-молодцы - зеленобелогубы.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.

* * *
Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

* * *
Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

* * *
У речушки, у реченки
Собрались одни девчонки.
Вдоль реченки,
Вдоль речушки
Собирать пошли
Ракушки.

* * *
Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

* * *
Собирала Маргаритка маргаритки на горе,
Растеряла Маргаритка маргаритки на траве.

* * *
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

* * *
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала –
Полосатой речка стала.

* * *
Караси в речке, овечки у печки.
Овечки у печки, караси в речке.

* * *
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.

* * *
Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьет Пашка шапкой
Трошкину шавку.

* * *
Козел-мукомол,
Кому муку молол,
А кому не молол.
От того, кому молол,
Получал ватрушки.
От того, кому не молол,
Получал по макушке.

Скороговорки для развития речи и дикции

Красивая речь и ясная дикция для ребенка – важный фактор. Именно эти скороговорки научат вашего ребенка красиво говорить. Проговаривайте их сначала беззвучно, но артикулируя, потом шепотом, дальше – вслух. Вначале медленно, а дальше в быстром темпе.

Но не забывайте про точность произношения отдельных слов и звуков, чтобы ребенок понимал о чем речь.

Для развития речи

  • Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные;
  • Окул бабу обул, да и Окула баба обула;
  • Водовоз вез воду из-под водопровода;
  • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны;
  • На горе Арарат корова рогами горох собирала;
  • Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня;
  • У осы не усы, не усищи, а усики;
  • Стоит, стоит у ворот бык тупо-губо-широкорот.
  • Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
  • Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок;
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

Для дикции

  • Свиристель свиристит свирелью;
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали;
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла;
  • И прыгают скороговорки, как караси на сковородке;
  • У рекламы ухватов - швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали;
  • Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  • Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали;
  • Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели;
  • У ежа ежата, у ужа ужата;
  • Все скороговорки не перевыскороговоришь;
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб;
  • Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет;
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.

Логопедические скороговорки

У деток часто возникают проблемы с произношением некоторых звуков. Все можно исправить со скороговорками. После частых повторений этих стишков, речь у ребенка быстро исправится. Главное – регулярные занятия.

* * *
Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.

* * *
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

* * *
На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.

* * *
Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.

* * *
Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!

* * *
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

* * *
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

* * *
Ехал грека через реку.
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека - цап!

* * *
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

* * *
На праздник придем нарядными,
Опрятными и аккуратными.

* * *
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

* * *
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

* * *
Осип орет, Архип не отстает -
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

* * *
У Капки – из липки палка,
На палке – липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.

* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

Смешные скороговорки для детей

Детей очень забавляют смешные сочетания звуков. Строчки таких стишков запоминаются намного легче.

Короткие

  • Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту;
  • У Пашки в кармашке букашки и бумажки;
  • Грянул гром – гроза в разгаре;
  • Слишком много ножек у сороконожек;
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
  • Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей;
  • Красный краб кричит «Ура!»
    Резать торт пришла пора;
  • Триста тридцать три коробки,
    А в коробке по три пробки.

Длинные скороговорки

* * *
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

* * *
Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
“Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!”

* * *
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

* * *
Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!

* * *
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала).

* * *
Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
И не пачкай больше уши.

* * *
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

Речевой материал для автоматизации звука "Ц".

Цель: автоматизация звука "Л" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Ц" в речи с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Ц". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "Ц" я использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Ц" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Коля вышел на крыльцо", ребенок - "Цо-цо-цо"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЛА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.

Ца-ца-ца - весь день метет метелица.
Ца-ца-ца - я целую зайца.
Цо-цо-цо - надену на палец я кольцо.
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
Ца-ца-ца - центральная улица.
Цо-цо-цо - у Анюты есть кольцо.
Ца-ца-ца - наша Катя умница.
Цо-цо-цо - есть у курочки яйцо.
Ца-ца-ца - на лугу стоит овца.
Цо-цо-цо - покажи свое лицо.
Цо-цо-цо - на руке моей кольцо.
Иц-иц-иц - продают в аптеке шприц.
Ец-ец-ец - очень сладкий леденец.
Ец-ец-ец - на горе стоит дворец.
Ец-ец-ец - на грядке вырос огурец.
Ец-ец-ец - цепь кует кузнец.
Ец-ец-ец - в бой идет боец.
Яц-яц-яц - ко мне скачет заяц.
Ец-ец-ец - вот и сказочке конец.
Ец-ец-ец - из гнезда выпал птенец.
Ец-ец-ец - мы танцуем танец.
Ец-ец-ец - зиме пришел конец.
Ец-ец-ец - подковал коня кузнец.
Ец-ец-ец - в гнезде сидит птенец.
Ец-ец-ец - вот и песенке конец.
Ица-ица-ица - на сосне сидит синица.
Ица-ица-ица - на сцене поет певица.
Ица-ица-ица - на стене висит таблица.
Ица-ица-ица - краснощекая девица.
Ица-ица-ица - под сосной сидит лисица.
Одца-одца-одца - воду достали из колодца.
Юдце-юдце-юдце - красивое блюдце.
Ица-ица-ица - цветная рукавица.
Ица-ица-ица - вяжет шарф сестрица.
Ица-ица-ица - улетела птица.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

ЛЕДЕНЦЫ
Цы-цы-цы - заяц любит леденцы.
Ца-ца-ца - нет у зайца леденца.
Ец-ец-ец - где взять зайцу леденец?
Цо-цо-цо - посмотри под крыльцо.
Цы-цы-цы - вот где леденцы!
Цу-цу-цу - рады зайцы леденцу!

ОВЦА
Ца-ца-ца - вот овца.
Цу-цу-цу - мы пасем овцу.
Цы-цы-цы - нет овца.
Ца-ца-ца - где овца?

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Ц". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.

Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам ее боится.

Две разноцветные курицы
Бегают по улице.

Из соседнего колодца
Целый день водица льется.

Цыпленок и курица
Пьют водицу на улице.

Зацепила из криницы,
Краса-девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы
Попросил воды напиться.

Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается.
Почему никто не радуется?

Водица годится
Цыплятам умыться
У стенки колодца,
В цыплячьем корытца.

Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву "Ц":
- Подойди, цыпленок Цып,
Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Цыплята и курица
Целый день на улице.
Цыплята у курицы,
Цыплята на курице,
Цыплята под курицей.

Курица в корытце
Набрала водицы.
Целый выводок цыплят
Пригласила мыться.
Девять желтеньких цыплят
В корытце мыться не хотят.

В звездном небе светится
Звездная медведица.
Помогают звезды те
С пути не сбиться в темноте.

Котенок Цап кусается,
Цыпленок Цып клюется.
Обоим от хозяйки
За это достается.
И вместе веселиться
Им не удается.

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Привела их с улицы
Пестренькая курица.
"Миленькая курица,
Вы ошиблись улицей!
Это детский сад,
Но не для цыплят!"



error: