Соотношение внешней и внутренней форм деятельности. Соотношение внешней и внутренней деятельности Мотивация как проявление потребностей личности

Деятельность – это целостный процесс, совмещающий в неразрывном единстве внешние физические (объектив­ные) и внутренние психические (субъективные) компо­ненты. По своей сущности они представляются абсолют­но разными и несовместимыми. Современная наука до сих пор не может объяснить психологическую природу и меха­низм их связи.

Внешние и внутренние компоненты деяте­льности имеют функциональную специализацию. На основе внешних компонентов деятельности осуществля­ются реальные контакты человека с предметами и явлени­ями окружающего мира, их преобразование, воссоздание их свойств, а также порождение и развитие психических (субъективных) явлений. Внутренние компоненты деяте­льности выполняют функцию побуждения, целеполагания, планирования, ориентировки (познания), принятия решения, регуляции, контроля и оценки.

В реальной дея­тельности соотношение внутренних и внешних компо­нентов может быть разным. В зависимости от этого выде­ляют два вида деятельности: внешнюю (практическую) и внутреннюю (психическую).

Примером внешней деятель­ности может служить любой физический труд.

Учебная де­ятельность является примером внутренней деятельности.

Однако речь идет только об относительном преобладании тех или других компонентов. В «чистом» виде их существо­вание у человека невозможно. Однако мы предполагаем, что при определенных обстоятельствах, в частности после физической смерти человека, внутренние (психические) компоненты деятельности способны к самостоятельному бытию. По крайней мере, фактов, противоречащих этому предположению, не существует. Деятельность человека обладает способностью к раз­витию. Она выражается в том, что по мере упражнений и тренировок деятельность становится более совершенной, уменьшается время ее выполнения, снижаются энергети­ческие затраты, трансформируется структура, сокращает­ся количество ошибочных действий, изменяется их после­довательность и оптимальность. Одновременно происхо­дит изменение соотношения внешних и внутренних ком­понентов деятельности: внешние компоненты сокраща­ются и редуцируются при одновременном увеличении доли внутренних компонентов. Происходит как бы преоб­разование деятельности по форме. Из внешней, практиче­ской и развернутой во времени и пространстве, она стано­вится внутренней, психической и сокращенной (сверну­той). Этот процесс в психологии называется интериоризацией. Именно таким образом происходит порождение и развитие психики – на основе преобразования деятельно­сти. Однако внутренняя деятельность представляет собой лишь компонент целостной деятельности, ее сторону. По­этому она легко трансформируется и выражается во внеш­них компонентах. Переход внутренних компонентов дея­тельности во внешние называется экстериоризацией. Этот процесс является неотъемлемым атрибутом любой прак­тической деятельности. Например, мысль, как психиче­ское образование, может легко преобразоваться в практи­ческое действие. Благодаря экстериоризации мы можем наблюдать через внешние компоненты деятельности лю­бые психические явления (процессы, свойства, состоя­ние): намерения, цели, мотивы, различные познаватель­ные процессы, способности, эмоциональные пережива­ния, черты характера, самооценку и т. д. Но для этого не­обходимо иметь очень высокий уровень психологической культуры.



По своему происхождению и сущности деятельность является не врожденной, а воспитанной функцией чело­века. Иначе говоря, он получает ее не по законам генети­ки как данность, а овладевает ею в процессе обучения и воспитания. Все человеческие (а не индивидные) формы поведения являются социальными по происхождению. Ребенок не изобретает их, а усваивает. Под руководством взрослых людей он учится пользоваться предметами, правильно вести себя в тех или иных жизненных ситуаци­ях, социально принятым способом удовлетворять свои потребности и т. д. Именно в ходе освоения различных видов деятельности он и сам развивается как субъект и как личность. Социальность предметной деятельности выражается и в функциональном плане. При ее выпол­нении человек прямо или косвенно соотносится с дру­гими людьми, которые выступают как ее содеятели и со­участники. Особенно ярко и отчетливо это прослежива­ется в условиях совместной деятельности, где функции ее участников определенным образом распределены. Учитывая, что в предметной деятельности всегда сопри­сутствуют другой человек, ее можно назвать содеятельностью.

4. СООТНОШЕНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Старая психология имело дело только с внутренними процессами - с дви - жением представлений, их ассоциацией в сознании, с их генерализацией и движением их субститутов - слов. Эти процессы, как и непознавательные внутренние переживания, считались единственно составляющими предмет изу - чения психологии.

Начало переориентации прежней психологии было положено постановкой проблемы о происхождении внутренних психических процессов. Решающий шаг в том отношении был сделан И. М. Сеченовым, который еще сто лет тому назад указывал, что психология незаконно вырывает из целостного процесса, звенья которого связаны самой природой, его середину - "психическое", противопоставляя его "материальному". Так как психология родилась из этой, по выражению Сеченова, противоестественной операции, то потом уже "никакие уловки не могли склеить эти разорванные его звенья". Такой под - ход к делу, писал далее Сеченов, должен измениться. "Научная психология по всему своему содержанию не может быть ничем иным, как рядом учений о происхождении психических деятельностей".

Дело историка - проследить этапы развития этой мысли. Замечу только, что начавшееся тщательное изучение филогенеза и онтогенеза мышления фак - тически раздвинуло границы психологического исследования. В психологию вошли такие парадоксальные с субъективно - эмпирической точки зрения по - нятия, как понятие о практическом интеллекте или ручном мышлении. Поло - жение о том, что внутренним умственным действиям генетически предшеству - ют внешние, стало едва ли не общепризнанным. С другой стороны, т. е. дви - гаясь от изучения поведения, была выдвинута гипотеза о прямом, механи - чески понимаемом переходе внешних процессов в скрытые, внутренние; вспомним, например, схему Уотсона: речевое поведение - > шепот - > пол - ностью беззвучная речь.

Однако главную роль в развитии конкретно - психологических взглядов на происхождение внутренних мыслительных операция сыграло введение в психо - логию понятия об интериоризации.

Интериоризацией называют, как известно, переход, в результате которо - го внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предме - тами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обоб - щаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней де - ятельности. Это, если воспользоваться краткой формулировкой Ж. Пиаже, - переход, "ведущий от сенсомоторного плана к мысли".

Процесс интериоризации детально изучен сейчас в контексте многих проблем - онтогенетических, психолого - педагогических и общепсихологичес - ких. При этом обнаруживаются серьезные различия как в теоретических ос - нованиях исследования этого процесса, так и в теоретической его интерп - ретации. Для Ж. Пиаже важнейшее основание исследований происхождения внутренних мыслительных операций из сенсомоторных актов состоит, по - ви - димому, в невозможности вывести операторные схемы мышления непос - редственно из восприятия. Такие операции, как объединение, упорядочение, центрация, первоначально возникают в ходе выполнения внешних действий с внешними объектами, а затем продолжают развиваться в плане внутренней мыслительной деятельности по ее собственным логико - генетическим зако - нам. Иные исходные позиции определили взгляды на переход от действия к мысли П. Жане, А. Валлона, Д. Брунера.

В советской психологии понятие об интериоризации ("вращивании") обыч - но связывают с именем Л. С. Выготского и его последователей, которым при - надлежат важные исследования этого процесса. Последние годы последова - тельные этапы и условия целенаправленного, "не стихийного" преобразова - ния внешних (материализованных) действий в действия внутренние (умствен - ные) особенно детально изучаются П. Я. Гальпериным.

Исходные идеи, которые привели Выготского к проблеме происхождения внутренней психической деятельности из внешней, принципиально отличаются от теоретических концепций других современных ему авторов. Идеи эти ро - дились из анализа особенностей специфически человеческой деятельности - деятельности трудовой, продуктивной, осуществляющейся с помощью орудий, деятельности, которая является изначально общественной, т. е. которая развивается только в условиях кооперации и общения людей. Соответственно Выготский выделял два главных взаимосвязанных момента, которые должны быть положены в основание психологической науки. Это орудийная ("инстру - ментальная") структура деятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другими людьми. Они - то и определяют собой особенности психологических процессов у человека. Орудие опосредствует деятельность, связывающую человека не только с миром вещей, но и с другими людьми. Благодаря этому его деятельность впитывает в себя опыт человечества. От - сюда и проистекает, что психические процессы человека (его "высшие пси - хологические функции") приобретают структуру, имеющую в качестве своего обязательного звена общественно - исторически сформировавшиеся средства и способы, передаваемые ему окружающими людьми в процессе сотрудничества, в общении с ними.

Но передать средство, способ выполнения того или иного процесса невозможно иначе, как во внешней форме - в форме действия или в форме внешней речи. Другими словами, высшие специфические человеческие психологические процессы могут родиться только во взаимодействии челове - ка с человеком, т. е. как интерпсихологические, а лишь затем начинают вы - полняться индивидом самостоятельно; при этом некоторые из них утрачивают далее свою исходную внешнюю форму, превращаясь в процессы интрапсихоло - гические.

К положению о том, что внутренние психические деятельности происходят из практической деятельности, исторически сложившейся в результате обра - зования человеческого, основанного на труде общества, и что у отдельных индивидов каждого нового поколения они формируются в ходе онтогенетичес - кого развития, присоединялось еще одно очень важное положение. Оно сос - тоит в том, что одновременно происходит изменение самой формы психичес - кого отражения реальности: возникает сознание - рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Но что такое созна - ние? Сознание есть со - знание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. В процессе материального производства люди производят также язык, который служит не только средством общения, но и носителем фиксированных в нем общественно - выра - ботанных значений.

Прежняя психология рассматривала сознание как некую метапсихологичес - кую плоскость движения психических процессов.

Но сознание не дано изначально и не порождается природой: сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание - не постулат и не условие психологии, а ее проблема - предмет конкретно - научного психологического исследования.

Таким образом, процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний "план сознания"; это - процесс, в котором этот внутренний план формируется.

Как известно, вслед за первым циклом работ, посвященных изучению роли внешних средств и их "вращивания", Л. С. Выготский обратился к исследова - нию сознания, его "клеточек" - словесных значений, их формирования и строения. Хотя в этих исследованиях значение выступило со стороны свое - го, так сказать, обратного движения и поэтому как то, что лежит за жизнью и управляет деятельностью, - для Выготского оставался незыблемым противоположный тезис: не значение, не сознание лежит за жизнью, а за сознанием лежит жизнь.

Исследование формирования умственных процессов и значений (понятий) как бы вырезает из общего движения деятельности лишь один, хотя и очень важный его участок: усвоение индивидом способов мышления, выработанных человечеством. Но этим не покрывается даже только познавательная дея - тельность - ни ее формирование, ни ее функционирование. Психологически мышление (и индивидуальное сознание в целом) шире, чем те логические операции и те значения, в структурах которых они свернуты. Значения сами по себе не порождают мысль, а опосредствуют ее - так же, как орудие не порождает действия, а опосредует его.

На позднейшем этапе своего исследования Л. С. Выготский много раз и в разных формах высказывал это капитально важное положение. Последний ос - тавшийся "утаенным" план речевого мышления он видел в его мотивации, в аффективно - волевой сфере. Детерминистическое рассмотрение психической жизни, писал он, исключает "приписывание мышлению магической силы опре - делять поведения человека одной собственной системой". Вытекающая от - сюда положительная программа требовала, сохранив открывшуюся активную функцию значения, мысли, еще раз обернуть проблему. А для этого нужно было возвратиться к категории предметной деятельности, распространив ее и на внутренние процессы - процессы сознания.

Именно в итоге движения теоретической мысли по этому пути открывается принципиальная общность внешней и внутренней деятельности как опос - редствующих взаимосвязи человека с миром, в которых осуществляется его реальная жизнь.

Соответственно этому главное различение, лежавшее в основе классичес - кой картезианско - локковской психологии, - различение, с одной стороны, внешнего мира мира, протяжения, к которому относится и внешняя, телесная деятельность, а с другой - мира внутренних явлений и процессов сознания, - должно уступить свое место другому различению; с одной стороны - пред - метной реальности и ее идеализированных, превращенных форм (verwandelte Formen), с другой стороны - деятельности субъекта, включающей в себя как внешние, так и внутренние процессы. А это означает, что рассечение дея - тельности на две части или стороны, якобы принадлежащие к двум совершен - но разным сферам, устраняется. Вместе с тем это ставит новую проблему - проблему исследования конкретного соотношения и связи между различными формами деятельности человека.

Эта проблема стояла и в прошлом. Однако только в наше время она при - обрела вполне конкретный смысл. Сейчас на наших глазах происходит все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование вещественных предметов, все более "интеллектуализируется", включает в себя выполнение сложнейших умственных действий; в то же время труд современного исследо - вателя - деятельность специально познавательная, умственная par exellence - все более наполняется процессами, которые по форме своей яв - ляются внешними действиями. Такое единение разных по своей форме процес - сов деятельности уже не может быть интерпретировано как результат только тех переходов, которые описываются термином интериоризации внешней дея - тельности. Оно необходимо предполагает существование постоянно происхо - дящих переходов также и в противоположном направлении, от внутренней к внешней деятельности.

В общественных условиях, обеспечивающих всестороннее развитие людей, умственная деятельность не обособляется от практическо деятельности. Их мышление становится воспроизводящимся по мере надобности моментом в це - лостной жизни индивидов.

Несколько забегая вперед, скажем сразу, что взаимопереходы, о которых идет речь, образуют важнейшее движение предметной человеческой дея - тельности в ее историческом и онтогенетическом развитии. Переходы эти возможны потому, что внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковое общее строение.

Открытие общности их строения представляется мне одним из важнейших открытий современной психологической науки.

Итак, внутренняя по своей форме деятельность, происходя из внешней практической деятельности, не отделяется от нее и не становится над ней, а сохраняет принципиальную и притом двустороннюю связь с ней.

А.Н.Леонтьев. "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ".


Старая психология имело дело только с внутренними процессами - сдвижением представлений, их ассоциацией в сознании, с их генерализацией идвижением их субститутов - слов. Эти процессы, как и непознавательныевнутренние переживания, считались единственно составляющими предмет изученияпсихологии. Интериоризацией называют , переход, в результате котороговнешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметамипреобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания;при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются,вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшемуразвитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. Выготский выделял два главных взаимосвязанных момента , которые должны быть положены в основание психологической науки. Это орудийная ("инструментальная") структурадеятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другимилюдьми. Они-то и определяют собой особенности психологических процессов учеловека. Орудие опосредствует деятельность, связывающую человека не толькос миром вещей, но и с другими людьми. Благодаря этому его деятельностьвпитывает в себя опыт человечества. Высшие специфические человеческие психологические процессымогут родиться только во взаимодействии человека с человеком, т.е. какинтерпсихологические, а лишь затем начинают выполняться индивидомсамостоятельно; при этом некоторые из них утрачивают далее свою исходнуювнешнюю форму, превращаясь в процессы интрапсихологические. Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальнымсубстратом. В процессе материального производства люди производят такжеязык, который служит носителем фиксированных в нем общественно-выработанных значений.Сознание - предмет конкретно-научного психологического исследования. Таким образом , процесс интериоризации это процесс, в котором внутренний план формируется. Главное различение, лежавшее в основе классическойкартезианско-локковской психологии, - различение, с одной стороны, внешнегомира, протяжения, к которому относится и внешняя, телеснаядеятельность, а с другой - мира внутренних явлений и процессов сознания, -должно уступить свое место другому различению; с одной стороны - предметнойреальности и ее идеализированных, превращенных форм (verwandelte Formen), сдругой стороны - деятельности субъекта, включающей в себя как внешние, так ивнутренние процессы. А это означает, что рассечение деятельности на двечасти или стороны, якобы принадлежащие к двум совершенно разным сферам,устраняется. Вместе с тем это ставит новую проблему - проблему исследованияконкретного соотношения и связи между различными формами деятельностичеловека. В общественных условиях, обеспечивающих всестороннее развитие людей,умственная деятельность не обособляется от практической деятельности. Ихмышление становится воспроизводящимся по мере надобности моментом вцелостной жизни индивидов. Внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковое общее строение. Итак, внутренняя по своей форме деятельность, происходя из внешнейпрактической деятельности, не отделяется от нее и не становится над ней, асохраняет принципиальную и притом двустороннюю связь с ней.

ОБЩЕЕ СТРОЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Предмет деятельности есть ее действительный мотив. Деятельности без мотива не бывает. Основными "составляющими" отдельных человеческих деятельностей являютсяосуществляющие их действия. Действием мы называем процесс, подчиненныйсознательной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятиемдеятельности, понятие цели соотносится с понятием действия. Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели; Цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно. Помимо своего интенционального аспекта (чтодолжно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как,каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой посебе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения. Способы осуществления действия называются операциями.Операции всегда подчинены объективно-предметным, т.е. экстрацеребральным отношениям. Действия соотносительны целям, операции - условиям. Итак, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности - по критериюпобуждающих их мотивов. Далее выделяются действия - процессы, подчиняющиесясознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависятот условий достижения конкретной цели. Выделение в деятельности образующих ее "единиц" имеет первостепенноезначение для решения ряда капитальных проблем. Расчленение деятельности переводит исследование деятельности на особый уровень - на уровень изучения переходов от единиц деятельности (действий, операций) к единицам мозговыхпроцессов, которые их реализуют. Включение в исследование деятельности уровня мозговых(психофизиологических) функций позволяет охватить очень важные реальности, сизучения которых, собственно, и началось развитие экспериментальнойпсихологии. Была выдвинута идея "микроструктурного " анализа деятельности, задача которого состоит в том, чтобы объединить генетический (психологический) и количественный (информационный) подходы кдеятельности. Деятельность человека исторически не меняет своего общего строения,своей "макроструктуры". На всех этапах исторического развития онаосуществляется сознательными действиями, в которых совершается переход целейв объективные продукты, и подчиняется побуждающим ее мотивам. Что радикальноменяется, так это характер отношений, связывающих между собой цели и мотивыдеятельности. Предметная деятельность, как и психические образы, не производится мозгом, а является его функцией, которая заключается в их осуществлении посредством органов телесного субъекта.

ГЕНЕЗИС СОЗНАНИЯ

Деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется ирегулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном миревыступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должнобыть им так или иначе воспринято, представлено, понято. Психическая реальность, которая непосредственно открывается нам, - этосубъективный мир сознания. Трудовая деятельность запечатлевается в своем продукте. Представляет собой процесс вещественного воплощения предметного содержания деятельности, которое презентируется теперь субъекту, т.е. предстает перед ним в форме образа воспринимаемого предмета.порождение сознания рисуется Деятельность является отнюдь не просто выразителем и переносчикомпсихического образа, который объективизируется в ее продукте. В продуктезапечатлевается не образ, а именно деятельность, то предметное содержание,которое она объективно несет в себе.Сознательный образ выступает в функции идеальной меры, котораяовеществляется в деятельности. Психический образ с самого начала уже "отнесен" к внешней по отношению к мозгу субъекта реальности и он не проецируется во внешний мир, а, скорее вычерпывается из него. Говоря о «вычерпывании», имеется в виду процесс присвоения субъектом предметного мира в его идеальной форме, в форме сознательного отражения. Итак, индивидуальное сознание как специфически человеческая формасубъективного отражения объективной реальности может быть понято только какпродукт тех отношений и опосредствований, которые возникают в ходестановления и развития общества. Вне системы этих отношений (и внеобщественного сознания) существование индивидуальной психики в формесознательного отражения, сознательных образов невозможно.

ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ СОЗНАНИЯ

Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологическоймногомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань.Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности,актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему илидаже только воображаемой. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мирвыступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания -как объективное "поле" и объект его деятельности. Чувственные содержания, взятые в системе сознания, не открывают прямосвоей функции, субъективно она выражается лишь косвенно - в безотчетномпереживании "чувства реальности". Однако она тотчас обнаруживает себя, кактолько возникает нарушение или извращение рецепции внешних воздействий. Чувственная ткань образа может быть представлена в сознаниидвояко: либо как то, в чем существует для субъекта предметное содержание (иэто составляет обычное, "нормальное" явление), либо сама по себе. В отличиеот нормальных случаев, когда чувственная ткань и предметное содержание слитымежду собой, их несовпадение обнаруживается либо в результате специальнонаправленной интроспекции, либо в особых экспериментальных условиях. Возможность дифференцирования предметных "значимых" образов, по-видимому, составляет особенность только человеческогосознания, благодаря которой человек освобождается от рабства чувственныхвпечатлений, когда они извращаются случайными условиями восприятия. Глубокая природа психических чувственных образов состоит в ихпредметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности,практически связывающей субъекта с внешним предметным миром. Как бы ниусложнялись эти связи и реализующие их формы деятельности, чувственныеобразы сохраняют свою изначальную предметную отнесенность. Интересный, но не обязательный пример для этой главы: Очень яркое проявление функции чувственных образов в сознании реальногомира мы наблюдали в исследовании восстановления предметных действий ураненых минеров, полностью ослепших и одновременно потерявших кисти обеихрук. Так как у них была произведена восстановительная хирургическаяоперация, связанная с массивным смещением мягких тканей предплечий, то ониутрачивали также и возможность осязательного восприятия предметов руками(явление асимболии). Оказалось, что при невозможности зрительного контроляэта функция у них не восстанавливалась, соответственно у них невосстанавливались и предметные ручные движения. В результате через несколькомесяцев после ранения у больных появлялись необычные жалобы: несмотря наничем не затрудненное речевое общение с окружающими и при полной сохранностиумственных процессов, внешний предметный мир постепенно становился для них"исчезающим". Хотя словесные понятия (значения слов) сохраняли у них своилогические связи, они, однако, постепенно утрачивали свою предметнуюотнесенность. Возникала поистине трагическая картина разрушения у больныхчувства реальности. "Я обо всем как читал, а не видел... Вещи от меня вседальше" - так описывает свое состояние один из ослепших ампутантов. Онжалуется, что когда с ним здороваются, "то как будто и человека нет".

Соотношение внешней и внутренней деятельности

Старая психология имела дело только с внутренними процессами - с движением представлений, их ассоциацией в сознании, с их генерализацией и движением их субститутов - слов. Данные процессы, как и непознавательные внутренние переживания, считались единственно составляющими предмет исследования психологии.

Начало переориентации прежней психологии было положено постановкой проблемы о происхождении внутренних психических процессов. Решающий шаг в данном отношении был сделан И. М. Сеченовым, который ещё сто лет тому назад указывал, что психология незаконно вырывает из целостного процесса, звенья которого связаны самой природой, ᴇᴦο середину - ʼʼпсихическоеʼʼ, противопоставляя ᴇᴦο ʼʼматериальномуʼʼ. Так как психология родилась из этой, по выражению И. М. Сеченова, противоестественной операции, то потом уже ʼʼникакие уловки не могли склеить эти разорванные ᴇᴦο звеньяʼʼ. Такой подход к делу, писал далее И. М. Сеченов, должен измениться. ʼʼНаучная психология по всему своему содержанию не должна быть нечем иным, как рядом учений о происхождении психических деятельное! ейʼʼ 66 .

66 Сеченов И. М. Избранные произведения, т. 1, с. 209.

Дело историка - проследить этапы развития этой мысли. Замечу только, что начавшееся тщательное изучение филогенеза и онтогенеза мышления фактически раздвинуло границы психологического исследования. В психологию вошли такие парадоксальные с субъективно-эмпирической точки зрения понятия, как понятие о практическом

" интеллекте или ручном мышлении. Положение о том, что внутренним умственным действиям генетически предшествуют внешние, стало едва ли не общепризнанным. С другой стороны, т. е. двигаясь от исследования поведения, была выдвинута гипотеза о прямом, механически понимаемом переходе внешних процессов в скрытые, внутренние; вспомним, например, схему Д. Б. Уотсона˸ речевое поведение→ше-пот→ полностью беззвучная речь 67 .

Однако главную роль в развитии конкретно-психологических взглядов на происхождение внутренних мыслительных операций сыграло введение в психологию понятия об интериоризации.

Интериоризацией называют, как известно, переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. Это, в случае если воспользоваться краткой формулировкой Ж. Пиаже, переход, ʼʼведущий от сенсомоторного плана к мыслиʼʼ 68 .

Соотношение внешней и внутренней деятельности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Соотношение внешней и внутренней деятельности" 2015, 2017-2018.

Различают две формы деятельности : внешнюю (практическую, видимую для других людей) и внутреннюю (мыслительную, невидимую для посторонних). Долгое время психология занималась исключительно внутренней деятельностью. Считалось, что внешняя деятельность лишь выражала внутреннюю (или «деятельность сознания»). Потребовалось много времени, чтобы прийти к выводу о том, что обе эти формы деятельности представляют собой общность, через которую человек взаимодействует с окружающим его миром. Обе формы имеют принципиально одинаковое строение, т. е. побуждаются потребностями имотивами, сопровождаются переживаниями и направляются целями. Внутреннюю деятельность отличает от внешней лишь то, что в нее включены не реальные предметы, а их образы. Кроме того, результат внутренней деятельности выражен не в реальном продукте, а в мысленной форме.

Единство этих двух форм деятельности проявляется и в их взаимных переходах друг в друга через процессы интериоризации и экстериоризации.

Процесс интериоризации выражает способность психики оперировать образами предметов и явлений, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения человека. Такая способность появляется у человека благодаря его предыдущему опыту оперирования с предметами, познанию закономерностей взаимосвязей между предметами и явлениями реального мира. В процессе оперирования с реальными предметами (внешняя деятельность) человек на практике осваивает опыт отношений с ними, или, иными словами, формирует свой внутренний план действий с подобными предметами. В таких случаях говорят, что внешнее оперирование (или действие) интериоризируется, «вращивается» в психику человека, становится психическим (внутренним) действием. В психологической литературе имеется удачный пример интериоризации, связанный с обучением ребенка счету. Сначала он считает палочки (реальный объект оперирования), перекладывая их на столе (внешняя деятельность). Затем он обходится без палочек, ограничиваясь лишь внешним наблюдением за ними. В конце концов палочки становятся совершенно ненужными и счет превращается в умственное действие (внутренняя деятельность). Объектом оперирования становятся числа и слова (мысленные объекты).

Благодаря интериоризации человек может прогнозировать, предвидеть будущие явления и состояния объектов окружающего мира. Тонкий механизм интериоризации в психологии еще не изучен. Но ясно одно, что внутренняя психическая деятельность есть результат интериоризации внешней физической деятельности.

Экстериоризация деятельности характеризует способность человека осуществлять внешние действия (операции) на основе преобразования сложившихся замечет интериоризации внутренних закономерностей, за счет сформированного ранее внутреннего идеального плана действий. Экстериоризация - это воплощение предшествующего опыта в физические внешние действия. Таким образом, интериоризация и экстериоризация деятельности человека - это «улица с двусторонним движением», где происходит его реальная жизнь.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Психология. Ответы на билеты

Вопросы и ответы для подготовки к экзамену по психологии. Психологические механизмы. Волевые качества личности и волевая деятельность. Формы и методы психодиагностического изучения личности. Структура характера.

К данному материалу относятся разделы:

Структура психологической науки, ее разделы и отрасли

Отрасли психологии

Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.)

Бихевиоризм

Гештальтпсихология

Психоанализ

Когнитивная психология

Неофрейдизм

Развитие форм отражения. Возникновение психической формы отражения как результат эволюции психики. Сенсорная, перцептивная, интеллектуальная стадии в развитии психики

Сознание. Структура сознания, его основные психологические характеристики. Сознание и бессознательное

Сознание и бессознательное

Понятие о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности

Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Свойства, состояния и процессы личности

Свойства, состояния и процессы личности

Теории и концепции личности в отечественной и зарубежной психологии

Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Сознательная и бессознательная мотивация

Направленность личности как иерархическая система потребностей и как системообразующий фактор структуры личности. Интересы, убеждение, мировоззрение

Понятие самооценка личности. Уровни самооценки и условия их формирования

Самооценка и уровень притязаний как факторы становления и развития личности

Понятие о группах. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив

Виды межличностных отношений в группе

Руководство и лидерство в группе. Повышение эффективности групповой работы через стиль лидерства

Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы предотвращения и разрешения конфликта

Методы исследования межличностных отношений (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство и др.)

Понятие о деятельности и ее целях. Строение человеческой деятельности. Личность как субъект деятельности

Общая характеристика деятельности. Соотношение внутренней и внешней деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности

Виды человеческой деятельности, их классификация. Освоение деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности

Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаи-модействия. Функции общения. Виды общения

Речевая деятельность. Виды и свойства речи. Речь и познавательная активность

Ощущения. Классификация, свойства ощущений взаимодействие. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Компенсаторные возможности ощущений

Восприятие. Виды восприятий. Свойства восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности

Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Физиологические основы внимания. Виды внимания

Понятие о внимании. Свойства внимания. Развитие внимания и возможности управления им в учебной и профессиональной деятельности

Понятие о памяти. Процессы памяти. Виды памяти. Использование закономерностей памяти в педагогической практике

Память. Процессы и виды памяти. Индивидуальные различия. Условия продуктивности памяти, профилактика забывания

Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Функции мышления. Мыслительные операции

Мышление. Виды и логические формы мышления. Сочетание разных видов мышления в практической деятельности педагога

Мышление. Определение творческого мышления и условия его продуктивности. Индивидуальные особенности и качества мышления

Механизм культуроосвоения. Поликультурное образование

Механизм культуроосвоения как основа национального и поликультурного образования детей. Роль и место поликультурного образования в зарубежной и отечественной практике и зарубежной практике

Классификация сверл

Классификация сверл: по конструкции рабочей части, по конструкции хвостовой части, По способу изготовления, по способу изготовления, по форме обрабатываемых отверстий,

Українське питання в контексті зовнішньої політики європейських держав у 1938-1939 рр.

Актуалізація інтересу до українського питання з боку європейських держав наприкінці 1938 – на початку 1939 років. Українське питання у контексті європейської політичної кризи в березні-квітні 1939 року. Українське питання у процесі радянскько-німецького зближення і підписання пакту Молотова-Ріббентропа

Этнические стереотипы

Электропитание устройств связи

Для учащихся специальных учебных заведений электротехнических специальностей. Описываются трансформаторы, выпрямители, стабилизаторы, преобразователи, а также электропитающие установки предприятий связи; приводятся устройства, принцип действия, структурные и принципиальные схемы и области применения.



error: