Кондратьев В.Л. "Сашка"

В число произведений, правдиво повествующих о страшных фронтовых буднях ВОВ, входит повесть писателя-фронтовика В. Кондратьева «Сашка». Здесь нет красивых слов, восхваляющих подвиг солдата, пожертвовавшего жизнью в страшном бою. Автор не показывает доблестных побед советских войск. Повседневная жизнь простого воина, «оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте», - это главная тема произведения «Сашка» Кондратьева. Анализ поступков героя помогает понять, что беспокоило и томило человека, вырванного из мирной жизни и брошенного в самое жерло войны.

Из истории создания повести

Кондратьев ушел на фронт в декабре 1941 года. В составе стрелковой бригады он принимал участие в развернувшихся в 42-м ожесточенных боях за Ржев, был ранен, награжден медалью. Впечатления от тех страшных лет остались на всю жизнь, о чем свидетельствует анализ повести «Сашка». Кондратьева, взявшегося за перо в довольно зрелом возрасте (повесть «Сашка» была опубликована в 1979 году, а в 80-м ее автору исполнилось 60 лет), каждую ночь беспокоили сны, в которых он видел боевых товарищей из-под Ржева. Он даже пытался разыскать однополчан, но так никого и не нашел, отчего возникла жуткая мысль: «А может, я один выжил?»

Писатель признавался, что перечитал много произведений о войне, но не находил в них того, что так и не отпускало его душу. И тогда он решил рассказать о «своей» войне, иначе какая-то ее страничка так и «останется нераскрытой». С этого момента начал свою литературную деятельность Вячеслав Кондратьев.

«Сашка»: краткое содержание повести

Действие разворачивается ранней весной. Главный герой, рядовой Сашка, второй месяц воюет на передовой близ Ржева, но для него все здесь уже «как обычно». Немцы все бьют и бьют, а у них и с едой плохо (из-за распутицы даже хлеба не хватает), и со снарядами, и просушить одежду да обувь негде. Военный быт с мельчайшими подробностями вырисовывает в повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев. Анализ этих сцен подводит к мысли, как трудно было человеку в таких условиях остаться «Человеком» и не переступить через законы совести.

  • добывает валенки для ротного (не для себя!), у которого пимы так прохудились, что уже и не высушишь;
  • берет в плен немца, которого застрелить так и не поднялась рука;
  • принимает на себя чужую вину и избавляет от трибунала молоденького лейтенанта;
  • встречается с медсестрой Зиной и уходит с ее дороги, узнав, что у нее любовь с другим.

Таков сюжет повести «Сашка» Кондратьева. Анализ этих сцен помогает понять, как сумел пройти через уготованные испытания и не уронить достоинства герой.

Пленение немца

Эта сцена одна из ключевых в произведении. Сашка берет языка «голыми руками», так как был безоружен. И вдруг в этот момент он, побывавший в самых опасных и безнадежных атаках, увидел в облике пленного не врага, а обманутого кем-то человека. Он пообещал ему жизнь, так как на листовке, подобранной по пути в штаб, было написано, что русские солдаты над пленными не издевались. По дороге Сашка постоянно ощущал чувство стыда и за то, что оборона у них была никудышная, и за то, что мертвые товарищи лежали непохороненные. Но больше всего он испытывал неловкость от того, что ощутил вдруг безграничную власть над этим человеком. Таков он, Сашка Кондратьева. Анализ его душевного состояния показывает, почему он так и не смог застрелить пленного и в результате нарушил приказ комбата. Чувствуя свою правоту, он сумел прямо взглянуть ему в глаза, отчего командир вынужден был отменить свое первоначальное решение о расстреле «языка». Позже Сашка подумал, что коль останется жив, о плененном им немце будет для него самым памятным событием войны.

Вот оно - одно из главных качеств русского воина: всегда сохранять в себе гуманизм, помнить, что ты человек. Это особо подчеркивает в повести Кондратьев. Сашка - анализ произведения тому доказательство - смог в один из самых тяжелых периодов жизни противопоставить добро злу.

Защита лейтенанта

Еще один важный эпизод - случай в госпитале, когда Сашка вступился за своего нового знакомого (молоденького лейтенанта) перед особистом. Они и знакомы-то были всего ничего, однако Сашка прекрасно осознавал, чем может грозить лейтенанту, имевшему звание, затеянная Владимиром ссора. А ему, рядовому, ничего не будет: дальше передовой все равно не пошлют. В результате лейтенант остался в госпитале, а Сашка вынужден был отправиться дальше в Москву сам. Отчаянный и горячий лейтенант на деле оказался слабее превосходящего его по силе духа и смелости рядового - к этому подводит анализ повести «Сашка» Кондратьева.

Испытание любовью

На войне Сашка встретился с Зиной. Знакомство с ней грело его душу, так как никого роднее ее для героя уже не было. Через традиционное в литературе испытание любовью проводит своего героя Вячеслав Кондратьев. Сашка (краткое содержание взаимоотношений которого с любимой девушкой умещается в несколько сцен) и здесь ведет себя с достоинством: способность понять другого человека и душевная доброта оказываются сильнее.

Сначала он с нетерпением ожидает встречи с девушкой, а когда она состоялась, узнает, что появилась у Зины новая любовь. Глубокие разочарования переживает в этот момент Сашка. Это и непонимание того, как можно устраивать вечеринку, когда там, на передовой, все поля в «наших». Это и боль от того, что она предпочла Сашке другого. Но он просто уходит, ни в чем не упрекая Зину и не требуя от нее никаких объяснений.

Так какой же он, Сашка Кондратьева?

Анализ повести и поступков главного героя помогает понять самое главное, что хотел донести до читателя автор: возможно пройти через страшные испытания войной и сохранить в себе Человека. Он подчеркивает это фразой, принадлежащей Сашке: «Люди же мы, а не фашисты». И таких солдат было большинство. Многие фронтовики видели своих боевых товарищей в образе героя. А это значит, что победу добыли как раз такие воины, в число которых входят сам В. Кондратьев, Сашка.

Анализ произведения помогает воссоздать образ русского солдата: мужественного, выносливого, сумевшего сохранить гуманизм, веру в победу.

Всем воевавшим подо Ржевом

живым и мертвым

посвящена эта повесть

К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступить Сашке на ночной пост. У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо, чтобы и посидеть, когда ноги занемеют, но наблюдать надо было безотрывно.

Сектор Сашкиного обзора не маленький: от подбитого танка, что чернеет на середке поля, и до Панова, деревеньки махонькой, разбитой вконец, но никак нашими не достигнутой. И плохо, что роща в этом месте обрывалась не сразу, а сползала вниз мелким подлеском да кустарником. А еще хуже метрах в ста поднимался взгорок с березняком, правда, не частым, но поле боя пригораживающим.

По всем военным правилам надо бы пост на тот взгорок и выдвинуть, но побоязничали - от роты далековато. Если немец перехватит, помощи не докличешься, потому и сделали здесь. Прогляд, правда, неважный, ночью каждый пень или куст фрицем оборачивается, зато на этом посту никто во сне замечен не был. Про другие того не скажешь, там подремливали.

Напарник, с которым на посту чередоваться, достался Сашке никудышный: то у него там колет, то в другом месте свербит. Нет, не симулянт, видно, и вправду недужный, да и ослабший от голодухи, ну и возраст сказывается. Сашка-то молодой, держится, а кто из запаса, в летах, тем тяжко.

Отправив его в шалаш отдыхать, Сашка закурил осторожно, чтоб немцы огонек не заметили, и стал думать, как ему свое дело ловчее и безопаснее сделать сейчас ли, пока не затемнело совсем и ракеты не очень по небу шаркают, или на рассвете?

Когда наступали они днями на Паново, приметил он у того взгорка мертвого немца, и больно хороши на нем были валенки. Тогда не до того было, а валенки аккуратные и, главное, сухие (немца-то зимой убило и лежал он на верховине, водой не примоченной). Валенки эти самому Сашке не нужны, но с ротным его приключилась беда еще на подходе, когда Волгу перемахивали. Попал тот в полынью и начерпал сапоги доверху. Стал снимать - ни в какую! Голенища узкие стянулись на морозе, и, кто только ротному ни помогал, ничего не вышло. А так идти - сразу ноги поморозишь. Спустились они в землянку, и там боец один предложил ротному валенки на сменку. Пришлось согласиться, голенища порезать по шву, чтоб сапоги стащить и произвести обмен. С тех пор в этих валенках ротный и плавает. Конечно, можно было ботинки с убитых подобрать, но ротный либо брезгует, либо не хочет в ботинках, а сапог на складе или нету, или просто недосуг с этим возиться.

Место, где фриц лежит, Сашка заприметил, даже ориентир у него есть: два пальца влево от березки, что на краю взгорка. Березу эту пока видно, может, сейчас и подобраться? Жизнь такая - откладывать ничего нельзя.

Когда напарник Сашкин откряхтелся в шалаше, накашлялся вдосыть и вроде заснул, Сашка курнул наскоро два разка для храбрости - что ни говори, а вылезать на поле, холодком обдувает - и, оттянув затвор автомата на боевой взвод, стал было спускаться с пригорка, но что-то его остановило... Бывает на передке такое, словно предчувствие, словно голос какой говорит: не делай этого. Так было с Сашкой зимой, когда окопчики снежные еще не растаяли. Сидел он в одном, сжался, вмерзся в ожидании утреннего обстрела, и вдруг... елочка, что перед окопчиком росла, упала на него, подрезанная пулей. И стало Сашке не по себе, махнул он из этого окопа в другой. А при обстреле в это самое место мина! Останься Сашка там, хоронить было б нечего.

Вот и сейчас расхотелось Сашке ползти к немцу, и все! Отложу-ка на утро, подумал он и начал взбираться обратно.

А ночь плыла над передовой, как обычно... Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле... Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада... Как обычно... Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке, когда катила она свои волны по России, а они, сидя в глубоком тылу, переживали, что идет война пока мимо них, и как бы не прошло совсем, и не совершить им тогда ничего геройского, о чем мечталось вечерами в теплой курилке.

Да, скоро два месяца минет... И, терпя ежечасно от немцев, не видел еще Сашка вблизи живого врага. Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые, не видать в них было никакого движения. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, перли на них, урча моторами и поливая их пулеметным огнем, а они метались на заснеженном тогда поле... Хорошо, наши сорокапятки затявкали, отогнали фрицев.

Сашка хоть и думал про все это, но глаз от поля не отрывал... Правда, немцы сейчас их не тревожили, отделывались утренними и вечерними минометными налетами, ну и снайперы постреливали, а так вроде наступать не собираются. Да и чего им тут, в этой болотной низинке? До сих пор вода из земли выжимается. Пока дороги не пообсохли, вряд ли попрет немец, а к тому времени сменить их должны. Сколько можно на передке находиться?

Часа через два пришел сержант с проверкой, угостил Сашку табачком. Посидели, покурили, побалакали о том о сем. Сержант все о выпивке мечтает разбаловался в разведке, там чаще подносили. А Сашкиной роте только после первого наступления богато досталось - граммов по триста. Не стали вычитать потери, по списочному составу выдали. Перед другими наступлениями тоже давали, но всего по сто - и не почувствуешь. Да не до водки сейчас... С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидни пшенки на двоих - и будь здоров. Распутица!

Когда сержант ушел, недолго и до конца Сашкиной смены. Вскоре разбудил он напарника, вывел его, сонного, на свое место, а сам в шалашик. На телогрейку шинелишку натянул, укрылся с головой и заснул...

Спали они тут без просыпу, но Сашка почему-то дважды ото сна уходил и один раз даже поднялся напарника проверить - ненадежный больно. Тот не спал, но носом клевал, и Сашка потрепал его немножко, встряхнул, потому как старший он на посту, но вернулся в шалаш какой-то неуспокоенный. С чего бы это? Подсасывало что-то. И был он даже рад, когда пришел конец его отдыху, когда на пост заступил, - на самого себя надежи-то больше.

Кадр из фильма «Сашка» (1981)

«Сашка влетел в рощу, крича „немцы! немцы!“, чтоб упредить своих». Ротный велел отойти за овраг, там залечь и ни шагу назад. Немцы к тому времени неожиданно замолкли. И рота, занявшая оборону, тоже притихла в ожидании, что вот-вот пойдёт настоящий бой. Вместо этого молодой и какой-то торжествующий голос стал их морочить: «Товарищи! В районах, освобождённых немецкими войсками, начинается посевная. Вас ждёт свобода и работа. Бросайте оружие, закурим сигареты...»

Ротный через несколько минут разгадал их игру: это была разведка. И тут же дал приказ «вперёд!».

Сашка хоть и впервые за два месяца, что воевал, столкнулся так близко с немцем, но страха почему-то не ощущал, а только злость и какой-то охотничий раж.

И такое везение: в первом же бою, дуриком, взял «языка». Немец был молодой и курносый. Ротный побалакал с ним по-немецки и велел Сашке вести его в штаб. Оказывается, фриц ничего важного ротному не сказал. А главное, перехитрили нас немцы: пока наши бойцы слушали немецкую болтовню, немцы уходили, взяв у нас пленного.

В штабе батальона никого из командиров не было - всех вызвали в штаб бригады. А к комбату идти Сашке не посоветовали, сказав: «Убило вчера Катеньку нашу. Когда хоронили, страшно на комбата глядеть было - почернел весь...»

Решил Сашка все же идти к комбату. Тот Сашке с ординарцем велел выйти. Слышался из блиндажа только комбатов голос, а немца словно и не было. Молчит, зараза! А потом комбат вызвал к себе и приказал: немца - в расход. У Сашки потемнело в глазах. Ведь он же листовку показывал, где написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны! И ещё - не представлял, как будет убивать кого-то.

Сашкины возражения ещё больше вывели из себя комбата. Разговаривая с Сашкой, он уж руку недвусмысленно на ручку ТТ положил. Приказ велел выполнить, о выполнении доложить. А ординарец Толик должен был за исполнением проследить. Но Сашка не мог убить безоружного. Не мог, и все!

В общем, договорились с Толиком, что отдаст он ему часы с немца, но сейчас чтоб ушёл. А Сашка решил все же немца вести в штаб бригады. Далеко это и опасно - могут и дезертиром посчитать. Но пошли...

И тут, в поле, догнал Сашку с фрицем комбат. Остановился, закурил... Только минуты перед атакой были для Сашки такими же страшными. Взгляд капитана встретил прямо - ну, стреляй, а прав все равно я... А тот глядел сурово, но без злобы. Докурил и, уже уходя, бросил: «Немца отвести в штаб бригады. Я отменяю свой приказ».

Сашка и ещё двое раненых из ходячих не получили на дорогу продуктов. Только продаттестаты, отоварить которые можно будет лишь в Бабине, в двадцати верстах отсюда. Ближе к вечеру Сашка и его попутчик Жора поняли: до Бабина сегодня не добраться.

Хозяйка, к которой постучались, ночевать пустила, но покормить, сказала, нечем. Да и сами, пока шли, видели: деревни в запустении. Ни скота не видно, ни лошадей, а о технике и говорить нечего. Туго будет колхозникам весновать.

Утром, проснувшись рано, задерживаться не стали. А в Бабине узнали у лейтенанта, тоже раненного в руку, что продпункт здесь был зимой. А сейчас - перевели неизвестно куда. А они сутки нежрамши! Лейтенант Володя тоже с ними пошёл.

В ближайшей деревне кинулись просить еды. Дед ни дать, ни продать продукты не согласился, но посоветовал: на поле накопать картохи, что с осени осталась, и нажарить лепёх. Сковороду и соль дед выделил. И то, что казалось несъедобной гнилью, шло сейчас в горло за милую душу.

Когда мимо картофельных полей проходили, видели, как копошатся там другие калечные, дымят кострами. Не одни они, значит, так кормятся.

Сашка с Володей присели перекурить, а Жора вперёд ушёл. И вскоре грохнул впереди взрыв. Откуда? До фронта далеко... Бросились бегом по дороге. Жора лежал шагах в десяти, уже мёртвый: видно, за подснежником свернул с дороги...

К середине дня доплелись до эвакогоспиталя. Зарегистрировали их, в баню направили. Там бы и остаться, но Володька рвался в Москву - с матерью повидаться. Решил и Сашка смотаться домой, от Москвы недалеко.

По пути в селе накормили: не было оно под немцем. Но шли все равно тяжело: ведь сто вёрст оттопали, да раненые, да на таком харче.

Ужинали уже в следующем госпитале. Когда ужин принесли - матерок пошёл по нарам. Две ложки каши! За эту надоевшую пшёнку крупно повздорил Володька с начальством, да так, что жалоба на него попала к особисту. Только Сашка взял вину на себя. Что солдату? Дальше передовой не пошлют, а туда возвращаться все равно. Только посоветовал особист Сашке сматываться побыстрее. А Володьку врачи не отпустили.

Пошёл Сашка опять на поле, лепёх картофельных на дорогу сотворить. Раненых там копошилось порядочно: не хватало ребятам жратвы. И махнул до Москвы. Постоял там на перроне, огляделся. Наяву ли? Люди в гражданском, девушки стучат каблучками... будто из другого мира.

Но чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было на передовой, тем яснее виделось ему его дело там...

Пересказала

Зарецкая Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Сухобузимский район Красноярский Аграрный Техникум
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Кондратьев "Сашка"
Дата публикации: 06.05.2016
Раздел: полное образование

ТЕМА:
ЖИЗНЬ НА ВОЙНЕ

/по повести В.Кондратьева

«Сашка»/

Цели урока:
1. выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести В.Кондратьева; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком; 2. развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образное и аналитическое мышление (умение анализировать эпизод, объяснять его связь с проблематикой произведения, умение сравнивать, выделять главное, обобщать); 3. воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма.
План урока:
1. Прослушивание начала песни «Давным-давно была война…». 2. Вступительное слово учителя. 3. Сообщения учащихся.  В.Кондратьев – писатель-фронтовик.  Чтение стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…».  Историческая справка о боях подо Ржевом.  Путь писателя к «Сашке». 4. Анализ повести.  Художественные детали, воссоздающие картину войны.  Сашка как человек и боец.  Три испытания.  Проблемная ситуация.  Особенности повести. 5. Письменная работа. 6. Обобщение по уроку. 7. Подведение итогов. 8. Домашнее задание.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…
А.Т.Твардовский
Предварительное домашнее задание:

1).
Задание по группам:
1 группа:
подготовить сообщение о писателе-фронтовике В.Л.Кондратьеве.
2 группа:
подготовить сообщение об истории написания повести «Сашка».
3 группа:
подготовить историческую справку о боях подо Ржевом.
2).
Прочитать повесть В.Кондратьева «Сашка» и выполнить следующие задания: 1. Какие детали, картины, факты создают в повести обстановку боёв подо Ржевом? (сделать записи в тетрадях). 2. Проанализировать историю с пленным немцем и ответить на вопросы:  Какие духовные качества Сашки проявляются в этом эпизоде?  Какова нравственная проблематика этой части повести? 3. Проанализировать историю с Зиной и ответить на вопросы:  Что добавляет к раскрытию Сашкиного характера изображение его взаимоотношений с Зиной?  Как вы объясняете и оцениваете поведение Сашки в финале второй части повести? 4. Проанализировать историю с лейтенантом Володькой и ответить на вопросы:  Каковы мотивы Сашкиного заступничества за лейтенанта?  Как вы оцениваете его поведение?

3).
Нарисовать иллюстрации к повести (индивидуальное задание).
4).
Подготовить выразительное чтение (наизусть) отрывка из стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…»
ХОД УРОКА.

I. Прослушивание песни «Давным-давно была война…».
2

II. Вступительное слово учителя
. Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. 9 Мая 2016 года наша страна будет отмечать 71-ю годовщину со Дня Победы. Но спорить об этой войне, открывать новые страницы в истории этой страшной войны, знакомиться с честными и талантливыми книгами о ней мы будем ещё долго. Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать? Так что за человек Вячеслав Леонидович Кондратьев? Что нового о Великой Отечественной войне он поведал нам в своей повести «Сашка»?

III. Сообщения учащихся.

1). В.Кондратьев – писатель-фронтовик.
Вячеслав Леонидович Кондратьев в литературу пришёл достаточно поздно, спустя много лет после войны, в конце 70-х. Он родился в 1923 году. В 1939 году с первого курса института ушёл в армию, служил на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года в числе младших командиров отправлен на фронт, в 1942-ом находился подо Ржевом, где бои были особенно тяжелы, а потери наши особенно многочисленны. О тяжести тех боёв мы можем судить по тому, что сначала он был помощником командира взвода, потом – командиром взвода, а затем принял роту – и всё это только за одну неделю. Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых написал Александр Твардовский в стихотворении «Я убит подо Ржевом…».
2). Чтение отрывка из стихотворения А.Твардовского «Я убит подо

Ржевом…»
(от начала - до слов: «… ибо мёртвых проклятье – эта кара страшна»). Вячеслав Кондратьев убит не был, на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу». После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 43-го – тяжёлое ранение, полгода в госпитале, а после – демобилизация по инвалидности.
«До

Берлина

дошёл,

своё

дело

войне

сделал»,
- так заканчивается повествование Константина Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика Вячеслава Леонидовича Кондратьева. (Симонов К. «Доброго пути, Сашка» - «Дружба народов», 1979, №2)
3). Историческая справка о боях подо Ржевом.
Бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с большими человеческими потерями. Об этом пишет маршал Г.К.Жуков в своих воспоминаниях: 3
«В период наступления устанавливалась норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска ослаблены. Командование просит остановить наступление, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. Но Верховный Главнокомандующий Директивой от 20 марта 1942 года отклонил эту просьбу и потребовал энергичного наступления». В конце марта - начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными», и добавляет: только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии. К.К.Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов; танков остались единицы…Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу». (Жуков Г.К. Воспоминания, размышления. – М., 1969. – с.375-377)
4).

Путь писателя к «Сашке».
Вячеслава Кондратьева спрашивают, как случилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне.
«Видимо, подошли лета,

пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое

главное, что было у меня в жизни»,
- признаётся писатель
.
Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но не находил в ней своей войны, хотя война была одна. Даже произведения Василя Быкова, Юрия Бондарева, Григория Бакланова, в которых была показана настоящая война, не отражали того, что видел на войне сам Кондратьев.
«Видимо, у каждого из миллионов воевавших была своя война. Но

именно своей войны я в книгах и не находил. Моя война – это стойкость и

мужество солдат и офицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые

окопы.

война

нехватка

снарядов,

мин…»,
- так писал В.Кондратьев. Автор понял:
«…О своей войне рассказать могу только я сам. И я

должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется

нераскрытой».
Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашёл и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всём рассказать! Это его долг! 4
И в о т
«поехал

весной

подо

Ржев.

Протопал

двадцать

километров

до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную,

всю испещрённую воронками ржевскую землю, на которой валялись ещё и

ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… торчали ещё оперения

невзорвавшихся

увидел

было

самым

страшным

незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого

знал, с кем хлебал из одного котелка жидню-пшёнку или с кем жался в

одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать

можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».
Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считал, что «Сашка» -
«лишь

малая

толика

того,

нужно

рассказать о

Солдате, Солдате-Победителе».
(Кондратьев В. Пока мы живы…- «Вопросы литературы», 1979, №6; Кондратьев В. О войне написано не всё.- Сб. « Земля рождения, земля судьбы». – М., 1987.)
5). Учитель:
Вячеслава Леонидовича Кондратьева уже нет. 23 сентября 1993 года он трагически ушёл из жизни, застрелился. Но что значит «ушёл»? Уходим – раньше или позже – мы все, любой человек. Но, в отличие от «любого», писатель остаётся на земле. Остаётся в своём творчестве, в своих произведениях, с их страниц продолжает звучать его живой голос, трепещет…его израненное, но продолжающее болеть – за всех нас! – сердце…На них, этих страницах, живёт сама История; читая и перечитывая их, мы снова и снова «окунаемся» в прошедшее, переживаем его заново, …перенимаем эстафету времён. (Коган А. Жил и умер, как солдат. – «Литература в школе»,1995, №2) Вячеслав Кондратьев предваряет своё повествование так: «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мёртвым – посвящена эта повесть» О повести В.Кондратьева «Сашка» мы и поговорим сегодня на уроке,
цель
которого: выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком.
IV. Анализ повести «Сашка».

1. Два месяца на передовой. Быт войны.
5

ВОПРОС: Назовите существенные художественные детали, картины,

факты,

помощью

рисует

правдивую,

достоверную

картину боёв подо Ржевом.
1) « А ночь плыла над передовой, как обычно. Всплёскивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой Тишину взрывали пулемётные очереди или отдалённая артиллерийская канонада… Как обычно…» (Речь идёт о страшных вещах, рисуется жуткая картина, а для героя всё это – обычное, привычное состояние («как обычно»). «Привык уже Сашка к этому, обтерпелся…»). 2) «Деревни, которые они брали, стояли будто мёртвые, не видать в них было никакого движения. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из
живого
видели они лишь
танки
, которые, контратакуя, пёрли на нас, урча моторами и поливая их пулемётным огнём, а они метались на заснеженном тогда поле…Хорошо, наши сорокопятки затявкали, отогнали фрицев». (Война есть война, и несёт она только смерть, странное сочетание – «живые танки»). 3) «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидни пшёнки на двоих – и будь здоров». 4) «В серёдке пятачка столпилась их битая-перебитая рота около раненного в ногу политрука». 5) «То, что приходится мёртвого тела касаться, его не смущало – попривыкли они к трупам-то. По всей роще раскиданы…» 6) «…как завыло над головой, зашелестело, а потом гроханули разрывы по всей роще, и пошло…И обстрел большой – рвутся мины одна за другой, пачками, будто строчит очередь какой-то здоровенный пулемётище… Глянул назад, и впрямь творится там страшное – разрывы по всему лесу, взметаются вверх комья земли, падают вывороченные с корнем деревья» 7) «Хоть и нет там ничего – ни укрытий, ни окопов, ни щелей, только шалашики, – но попривыкли к ней (роще), словно дом родимый…» 8) «…почувствовал... тянущее изнутри ощущение пустоты в желудке, которое прихватывало их всех по нескольку раз на день». 9) «…с ходу после ночного марша бросили их в атаку на Овсянниково, да не раз и не два…Потом каждый день ожидали – сегодня опять идти в наступление. Чего ж перед смертью мучиться, окопы в мёрзлой земле колупать? Земля как камень. Малой саперной лопатой разве одолеешь? Потом, в апреле, водой всю рощу залили, каждая махонькая воронка ею наполнилась. Ну, а сейчас, когда пообсохло малость, силенок уже нет, выдохлись начисто, да и смену со дня на день дожидаем. Чего тут рыть? Придут свеженькие, пусть и роют себе…» 10) «Ходил всегда через вторую роту, там и делал перекур, чтоб поболтать со знакомыми. Правда, почти совсем не осталось однополчан- дальневосточников, один-два на роту…» 6
11) «Забыл только Сашка, что рядом лежат там ещё не захороненные убитые, а немцу смотреть на них ни к чему». 12) «А многое было Сашке любопытно: и как у немцев с кормёжкой, и сколько сигарет в день получают, сколько рому, и почему перебоев с минами нет… Про своё житьё-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами.» 13) «Сам знает Сашка, что плохо, но нету силенок ребят хоронить, нету…Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах.» 14) «В деревне было пусто…примечал Сашка, как уменьшалась и без того малая эта деревенька, Вот и сейчас увидел: не стало сарая, где они первую ночь укрывались, дома крайнего тоже нет, одни головешки, ну и воронок прибавилось.» 15) – «Сколько у вас в роте было человек? – спросил капитан. – Сто пятьдесят… – Сколько осталось? – Шестнадцать…» (За 2 месяца из каждых десяти человек погибли девять!) 16) «Ночью после самого первого их наступления дали немцы огня по тылам, и под этим сараем погребены человек двенадцать его однополчан- дальневосточников. И до передка не дошли ребята, а всё молодые, Сашкины однолетки. У сарая до сих пор трупным духом веет». 17) «На передовой такой порядок: если ранило, уходишь в тыл, отдай свой автомат оставшимся, а сам бери родимую трёхлинейную, образца одна тысяча восемьдесят девяносто первого года дробь тридцатого, которую и сдашь в тылу.» 18) «Ни окопов, ни землянок у первой не было, кругом вода. Даже мелкие воронки от мин и те ею дополна, и ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик, на бугорке выкопанный, но и в нём воды до колена.» (Жалкие слова – «шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчёркивают шаткость, ненадёжность положения). 19) «…знал точно, никаким встречам со многими оставшимися здесь не бывать, а кому уж из них остаться здесь, на этой Ржевской, набухшей от крови земле, это уж судьба…» 20) «А вид у него был не ахти: обгоревшая, заляпанная грязью телогрейка вся в дырах, брюки ватные в клочьях, из дыр на коленях просвечивали другие брюки, диагоналевые, тоже протертые, и виднелись из них бежевые тёплые кальсоны, а потом уж и тело синело; ушанка, задетая пулей (каски-то не всегда надевали), тоже растерзана, обмотки цвет свой потеряли и рыжи от налипшей глины, а руки черные, обожженные…Грели их над костром, а когда задремлешь на миг, падали они в огонь безжизненно, оттого и ожоги. 21) «…но сейчас ощутил он на себе весомость двухмесячной грязи и замечтал о бане: как прогреет в парилке вконец измерзшее тело, как сдерет 7
с него коросту наросшей грязноты, как наденет после прожарки горячее бельё и как избавится наконец от противного, изводящего всех их постоянно…» 22) «На передовой казалось, нет уже народа у страны, вроде побило всех за одиннадцать месяцев войны (ходили же Паново брать в двадцать штыков!)» 23) «Подошел один лейтенантик молоденький, спросил: - Ну, как т а м? - Да ничего, - ответил Сашка и вроде не покривил душой. Издалека все прошедшее не казалось уж таким страшным, будто ничего особенного и не было. - По тебе видно, досталось, - медленно и как-то раздумчиво произнёс лейтенант, покачивая головой. – Закуришь? - Это с удовольствием. С табачком неважно было. - А с чем хорошо? – усмехнулся тот, протягивая Сашке завернутую цигарку. Сашка поблагодарил, а на вопрос отмолчался – незачем лейтенанту раньше времени знать, все у него впереди: и обгорит, и наголодуется, и в грязи изваляется…» 24) «Раненые такое рассказывали – сердце холодело…» 25) «Понимаешь, нельзя это…Веселиться нельзя, когда все поля в наших!» 26) «И представилось Сашке, как через час будет дрожать его родная рота в продувных шалашиках и как кого-то беспременно сегодня пришлепнет,…как ротный будет говорить стоящим около убитого бойцам: «Ребятки, только без сантиментов, война есть война», и как закидают того лапником, а потом разбредутся по своим лежкам, выскребывая из карманов последние табачинки.» 27) «Что ни говори, пока война, пока истекает кровью его батальон, пока белеют нижним бельем на полях незахороненные, какие могут быть праздники, какие танцы?» 28) «Поняли они, что в тылу голодуха и тяготы, и что на них никто как на героев каких не смотрит…Видели – прошлась война по этим проселкам, по этим деревням, разорила, своих забот полон рот у этих людей, не до солдатиков, которых и виноватить можно, что допустили войну до них…» 29) «Только от немца избавились, только чуток в себя приходитьстали, хозяйство поправлять, а тут течет мимо река покалеченных, и всех приюти, всех накорми, а чем?... Это за день около сотни пройдет, а с февраля, как наступление пошло, и до сих пор сколько?» 30) «Продпункт?... Был он, продпункт! Зимой! А сейчас нету, перевели куда-то!...Вторые сутки топаю, у баб картошечку выпрашиваю…» 31) «Копали картошку руками. Слизнявые, раскисшие клубни расползались в руках, и как есть такое можно, вначале не представлялось, но когда выдавили из кожуры синеватую мякоть, размяли в руках, присолили 8
и стали печь на сковороде, то уже от запаха…закружило в голове и сладко заныло в желудке…» 32) «…Разве ты на передке не убедился, что немец пока сильнее нас, организованнее, умелее…» 33) «Вы рядовые, вам что, вы никого на смерть не гнали…Ничего не спишется. Всю жизнь помнить буду, как глядели на меня ребята, когда я им приказ на наступление выкладывал…Всю жизнь…» 34) «Мне сержант мой, помкомвзвода, который на войне второй раз советовал завести взвод за балочку и там переждать немного, чуял он, захлебнется наступление…А я ни в какую! Вперед и вперед! А ребят косит то слева, то справа. Клочья от взвода летят, а я вперед и вперед. Потом залегли, невозможно дальше было, и через минуту-две отход. Если б в этой балочке переждали, считай, полвзвода сохранил бы.» 35) «Войско вроде зимой тут стояло,…валялись по сторонам каски простреленные, сумки от противогазов, ящики цинковые от патронов, обмотки ржавые, обрывки бинтов окровавленных, и даже труп один они приметили, но подходить не стали – хватит, на всю жизнь насмотрелись!» 36) «Обидный путь выдался. И главная обида, что продпункты эти проклятые, как нарочно, с места на место переезжают – и знать никто не знает куда. Вот и приходится картоху копать на виду у людей, а при ночевках глаза голодные прятать… И представляли они себе, каково бабонькам каждую ночь постояльцев принимать и делиться с ними последним куском…Памятник им, этим бабам из прифронтовых деревень, после войны поставить надо…» 37) «Ты скажи, почему идете такие? Кожа да кости. Один другого краше. Не кормят вас на войне, что ли, или, пока дойдете сюда, тощаете?» 38). «Ведь сто верст оттопали, да на таком харче, да раненые, да после передка, на котором ни дня сна настоящего не знали... Слабость и усталь непроходимая знать о себе давали…» 39) «…Спросил рабочий, где воевал Сашка, большие ли бои были. Сашка распространяться особо не стал – были бои местного значения, но досталось все же. Рабочий головой покачал и повторил: - Местного значения, говоришь? Это, значит, техникой не баловали, больше на винтовочку небось надеялись? - А как кормили-то? - Распутица… - И это понятно, - усмехнулся опять попутчик…»
ВЫВОД:
Автор рисует страшную правдивую картину боёв: войска несли чудовищные потери, у оставшихся в живых не было сил и возможности хоронить убитых, поэтому трупы валялись повсюду; солдатам негде было передохнуть, обсушиться, они голодали; не хватало оружия, боеприпасов, снаряжения. Автор показывает «обыденность» экстремальных ситуаций. 9

2. Сашка как человек и боец.

ВОПРОСЫ:

1). В каких эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек

и боец? Назовите мотивы его поступков.

1).
Сашка добывает валенки для ротного.

(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались – и за лето не просушишь…»)
2).
Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат. («Но его-то роте ППШ тогда не достанется…Да и с ребятами, и с ротным надо бы проститься…»)
3).
Сашка ведёт санитаров к тяжело раненному. («…знает он, этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет?.. А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»)
4).
История с пленным немцем. («Очень много видел Сашка смертей за это время – проживи до 100 лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании».)
5).
История с Зиной. («И опять, перебрав всё, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неподсудна Зина… Просто война… И нету у него зла на неё».)
6).
Сашка выручает лейтенанта Володьку. («Ну, какой с меня, рядового ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжаловать могут, и под трибунал отдать».)
7).
Эпизод с Пашей. (« - Вот, Паша, - сказал Сашка. – Встретились мы случайно и дня вместе не пробыли, а ведь помнить я тебя весь век буду… - Брось заливать-то! Знаю я вас… - Нет, правда, Паша. Я врать не люблю…» «- Словно из дому ухожу… - Приголубила, значит? - Не в том дело…Хорошая женщина очень, сердечная. Звала остаться на недельку… - Я догадался. Чего ж ты? - Ни к чему это…- в раздумье ответил Сашка…») 10

2). Почему из всей фронтовой жизни своего героя выбраны именно эти

события?
(Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью, неограниченной властью над другим человеком.)

3. Три испытания.

Учитель:
В.Кондратьев провёл своего героя«черезиспытания властью, любовью и дружбой».
Как выдержал Сашка эти испытания?

1) История с немцем («испытание властью»).

а) Сжатый пересказ.
(Сашка напоролся на немецкую разведку (когда доставал валенки для ротного), перебежками добрался до рощи, чтобы предупредить своих, и столкнулся с ротным, который отдал приказ отойти за овраг. Фашисты захватили «языка» и стали поспешно отходить. Полетели немецкие мины: немцы хотели отрезать от наших свою разведку. Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Отчаянную храбрость проявляет Сашка – берёт немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но сколько ребят полегло за «языка»! Сашка не колебался ни минуты. Но при этом он не считает себя героем. Когда ротный спрашивает, как это вышло, отвечает: «А шут его знает. Дуриком». Безрезультатно допрашивает немца ротный, потом приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка говорит немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Комбат, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчиняется.)
б) ВОПРОСЫ:

1. Почему Сашка не подчиняется приказу?
(Сашке нетрудно было бы убить немца в бою («Вот когда поднялись они из-под взгорка – серые, страшные, нелюди какие-то, - это были враги», «поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попались»). Этот же немец был пленным, безоружным, расстрелять его он не мог, так как 11
обещал ему сохранить жизнь («Мы не вы. Пленных не расстреливаем», «не такой он, чтобы над пленным и безоружным издеваться»). Между двумя солдатами – русским и немецким – завязываются человеческие отношения: оба умываются и чистятся перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Сашка обращается к пленному уже не так как сначала (не «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц – это немецкое имя); Сашке уже хочется поговорить с ним, расспросить о житье-бытье, жаль, немецкого не знает. Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «… когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе…»). У Сашки очень сильны нравственные принципы: если он дал слово, то должен его сдержать («Много, очень много видал Сашка смертей за это время – проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании»).
2). В какой момент «секундной вспышкой» промелькнула мысль

выполнить приказ комбата?
(Когда комбат без шинели и шапки шел вместе с Толиком к пепелищу, возле которого находились Сашка и пленный, «побледнел Сашка, съежился, облило тело ледяным потом, сдавилось сердце…и секундной вспышкой мелькнуло – ну, а если…хлопнуть сейчас немца и бегом к капитану: «Ваше приказание выполнено…» И снята с души вся путань…И,…только повернувшись к немцу, увидел Сашка, прочел тот мысль эту секундную, смертной пеленой зашлись глаза… Нет, не могу… И, когда решил бесповоротно, вроде спокойней стало, только покой этот - покойницкий…»)
3). Когда Сашка вёл немца в штаб батальона, то в один момент

ему стало страшно. Почему?


(«И тут понял Сашка, какая у него страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет – доведёт до штаба живым, захочет – хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало… Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться… И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком»).
4). Какова позиция Толика, связного комбата?
(Девиз Толика: «Наше дело телячье…Приказали – исполнил!» Примеривается к часам ещё не убитого немца («…ухватил цепким взглядом часы на его руке и уже не отпускал»). 12
Готов торговаться с Сашкой, чтобы не упустить «трофей» («…я бы тебе буханку черняшки дал…за часики-то…Махры могу пачку в придачу.») Ротный, например, ведет себя совсем по-другому: «ротный взял зажигалку, чиркнул, прикурил и дал огня Сашке…Повертел зажигалку, рассматривая, и подал её обратно немцу». Нет у него в душе «заслона, преграды», как у Сашки, он уж, не задумываясь и не мучаясь муками совести, расстрелял бы безоружного («…не расколется – к стенке!...А чего с ним цацкаться? Раз молчит, туда ему и дорога»). Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак». Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.)
5). Какие духовные качества Сашки проявляются в этом эпизоде?


(Деятельная доброта; действенный гуманизм; твёрдость нравственных принципов; отношение к жизни как высшей ценности; страх от неограниченной власти над другим человеком; огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать).
6). Какова нравственная проблематика этой части повести?


(- Проблемы гуманизма, правды, нравственного выбора, ценности жизни. - Проблема власти: власть как право и власть как ответственность).
в) Обобщение:
Автор отмечает, что «есть у него в душе заслон какой, или преграда, переступить которую он не в силах».
г) Учитель:
В случае из жизни, который лёг в основу рассказа, финал истории с пленным закончился трагичнее: командир своего приказа не отменил, и военнопленный был расстрелян, а человек, выполнивший приказ (и поведавший позже эту историю Кондратьеву), всю жизнь терзался: правильно ли он поступил?
2) Взаимоотношения с Зиной («испытание любовью»).

а) ВОПРОСЫ:

1).Что значит Зина в Сашкиной жизни?
(Сашка спас Зине жизнь, когда прикрыл её своим телом во время бомбёжки. Это его первая любовь. Он так ждёт встречи! Но на передовой он 13
не разрешает себе думать о ней, потому что война, и всякое может случиться, потому что «привыкли на фронте жить часом, а то и минутой». По дороге в госпиталь, когда страшное напряжение передовой постепенно отпускает, когда радость нахлынула в душу, что он живой, Сашка разрешает себе подумать о Зине, сестрёнке из санроты. Его беспокоило, как они встретятся, ведь всё-таки 2 месяца прошло. И ничего у них не было, только поцеловались несколько раз. Но при прощании он понял, что роднее и ближе у него никого нет, что готов для этой девчушки в шинели сделать всё, лишь бы было ей хорошо и спокойно. И потом в наступлении представлял он, что идёт он защищать её, Зину, которая обещала его ждать, и ему становилось легче. Но, ожидая Зину, он всё время думает о своей роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлёпнет», «и смутно ему и вроде стыдно, что он – здесь, а они – там». Когда он узнаёт о вечеринке, то это вызывает у него гнев: «Какие танцы! Врёшь, Зина! Быть этого не может!», и «шатнуло его даже». Он говорит строго: «Понимаешь, нельзя это…Веселиться нельзя, когда все поля в наших!» Даже в тылу он не может жить по иным законам, кроме законов передовой. При встрече с Зиной вечером Сашка уловил, что «в ласках Зининых больше жалости, …и слова-то она говорила всё жалкие: родненький, глупенький, бедненький…Может, из жалости и решилась на всё да ещё потому, что считает себя жизнью ему обязанной». Думается ему, что их любовь с Зиной будет такой же короткой, как вспышка ракеты: «Погорит недолго, согреть как следует не успеет и… погаснет – разведёт их война в разные стороны».)
2). Почему Зина всё-таки пошла на вечеринку?
(Приходил лейтенант, уговаривал её, потому что отправляют его на передовую, хотел он проститься с Зиной. Зина Сашке на прогулке сказала, что нравится она лейтенанту, что ухаживает он за ней по-хорошему. И Зине этот лейтенант, судя по всему нравится.)
3). Как отнёсся Сашка к тому, что пошла на танцы?
(Когда он узнаёт, что Зина там, танцует с лейтенантом, то ему горько, больно: «А то, что Зина сейчас там, на вечере, затронуло больно, и что-то тошнотное стало подступать к горлу. Задышал он прерывисто, тяжело и торопливо непослушной рукой стал натягивать гимнастерку». «Нарастало комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давило…» «…будто разорвалось что в Сашкиной голове», когда он увидел в окне Зину, готов был бросить в оконный проём обломок кирпича, если бы кто-то её обидел. Но ещё большие страдания принесли ему Зинины слова, когда она сказала лейтенанту: 14
«- Не надо, Толя…- и отвела его руки мягко и несердито. Вздыбись рядом земля от взрыва, не ошеломило бы так Сашку. И ни слова, ни обращение по имени, а вот жест этот покойный, даже ласковый, каким отвела она его руки, словно имеет она силу на лейтенанта, поразил Сашку в самое сердце и уверил его, что любовь у них… Словно ударом под вздох надломило Сашку и откинуло назад.»
4). Как вы оцениваете поведение Сашки в финале второй части

повести?

(
Сашка повёл себя в этой ситуации в высшей степени достойно. Несмотря на потрясение, боль, обиду, припомнив их встречу, разговоры и «представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неосудима Зина…Просто война…И нету у него зла на неё…» Понял Сашка, что любовь у них, а раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Доброта, чуткость, благородство героя и здесь взяли верх. В нём пробудилась способность уважать чужие чувства, понять и простить любимого человека, не причинить ему боль. Это и есть настоящая любовь. Ещё А.С.Пушкин писал:
Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай Вам бог любимой быть другим.)

3) История с лейтенантом Володькой («испытание дружбой»).

а) Чтение эпизода в госпитале. (с. 231-234)

б) ВОПРОСЫ:
15

1). Каковы мотивы Сашкиного заступничества за лейтенанта

Володьку?
(«Ну, какой с меня, рядового Ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжаловать могут, и под трибунал отдать.» «Давай так договоримся – уж если на меня начнут дело шить, тогда поступай как знаешь, а пока подождём. Может, обойдется все.»)
2). Как вы оцениваете его поступок?
(Мы сочувствуем Сашке и восхищаемся его поступком: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды. «Что ни говори, на сердце все же скребло. Пусть трибунал сейчас, в войну, и не страшный, потому как все сроки передовой заменяют, а там-то – до первой крови, как ранило, так и искупил свою вину, а отпередка Сашке все равно никуда не деться, как рана заживет, так и айда туда! Но посасывало на душе противно – сроду Сашка ни под каким судом-следствием не был…» «Но о сделанном он не сожалел. Он себя благоразумней Володьки считал и похитрее, может». «Через пару дней вызвали Сашку опять…Шел он с сестрицей к тому корпусу, и на душе было смутно, кое-какой страшок примораживал сердце, только одно легчило: может, выяснится все окончательно, неизвестность- то хуже всего». «Что ни крути, а история эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».
4).Своеобразие главного героя.

ВОПРОС: Что вы можете сказать о Сашке, основных качествах

его характера?

1. Огромное чувство ответственности.
16
(1). «Спали они тут без просыпу, но Сашка почему-то дважды ото сна уходил и один раз даже поднялся напарника проверить – ненадежный больно…И был он даже рад, когда пришел конец его отдыху, когда на пост заступил, - на самого себя надежи-то больше». 2). «Сашка подмогнул ему, а потом, спешно подзарядив диск, бросился туда, где остался ротный», 3). «Отцепил он с ремня свой диск и сунул в руку ротному». 4). «…понимал он: отрезают немцы их от своей разведки…И так обидно стало – уйдут, заразы, безнаказанно, - что Сашка поднялся и рванул через огонь». 5). «То, что патронов у него нет, Сашка помнил и, на что идет, понимал, но выхода-то другого не было, иначе упустишь немца, а скольких ребят из разведки положили, пока за «языком» лазили, Сашка знал». 6). «Хоть бы подоспел кто. Но звать на помощь Сашка не стал – метался сзади минометный отрезающий огонь, как бы не прибило кого, если начнут пробиваться».
2. Пытливый ум и критический взгляд на происходящее.
(1). «Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали». 2). «О многом передумалось здесь за эти месяцы, вдосыть набедовался Сашка под этими Ржевскими деревеньками, которые брали, брали, да так и не смогли взять…Но ни разу не засомневался он в победе. 3). «Понимал он и то, что дело не только в недохвате снарядов и мин, но и порядка было маловато. Не научились ещё воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба эта на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни».
3. Совестливость.
(1). «…Все норовил перед немцем быть, загораживая телом полянку, на которой и лежали наши». 2). «Как ни старался Сашка вести немца так, чтоб не попадались убитые, нет-нет да натыкались они на них, и опять стыдно было Сашке, что незахороненные, словно сам в чем-то виноватый».

3). «…но неловко как-то и совестно – вот он уходит, а ребята и … ротный должны остаться здесь, в этой погани и мокряди, и никто не знает, суждено ли кому из них уйти отсюда живым, как уходит сейчас он, Сашка». 4). «И смутно стало на душе и вроде стыдно, что находится он сейчас в тихом…селе,…а его товарищи и его ротный – там.»

17

4. Понимание нужности того, что он делает.


1). «Но Сашка все эти страшные два месяца только и делал, чего неохота. И в наступления, и в разведки – все это ведь через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить вглубь, на самое донышко души, чтоб не мешали они делать ему то, что положено, что надо». 2). «…но не обезверел и делал свое солдатское дело как умел, хотя особых геройств вроде не совершал. И совсем не думал, что одно нахождение тут, в холоде и голоде, без укрытий и окопов, под каждочасным обстрелом, является уже подвигом».
5. Интеллигентность.
1) «С нехотью, скрепя сердце подошел Сашка к одной избе и постучался робковато». 2) «Сашкин попутчик потоптался еще немного, …Сашка тронул его за руку – пошли, дескать, нечего себе и хозяйке душу мытарить». 3) «…прости, дед, с фронта мы, нервные…»
4. Проблемная ситуация.

Учитель:
«…ротный, бывало, перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал Сашку по плечу и говорил: «Надо, Сашок. Понимаешь,
надо
». И Сашка понимал – надо, и делал всё, что приказано, как следует». Это было необходимо на войне.

Есть «надо» и «сверх надо». Сашка, по мнению критика Игоря Дедкова делает сверх надобного.
А как считаете вы?
(Статья «Пядь Ржевской земли» - «Литературное обозрение», 1980, №5).
5. Самостоятельная работа (по группам): отметить особенности

повести.

1).
Своеобразие организации повествования (несобственно-прямая речь, позволяющая увидеть «ржевскую мясорубку» глазами простого солдата и одновременно дать оценку его характеру, его будничному героизму.
2).
Особенности композиции:
1.
отсутствие единого сюжета; цепочка микросюжетов, раскрывающих характер главного героя; 18

2.
испытание властью, любовьюи дружбой;
3.
отсутствие батального напряжения, экстремальных ситуаций;
4.
постепенное всматривание в героя, определяющее замедленный темп повествования;
5.
движение Сашки от линии фронта в глубь страны и «движение» в глубь души героя;
6.
стремление автора рассказать не только о войне, но и об общечеловеческих проблемах.
3).
Смысл названия повести (самое распространённое имя, данное в сниженно-бытовой форме, делает героя максимально близким читателю; значение имени («защитник»).
IV. Обобщение по уроку.

Учитель:
В.Астафьев в своём романе «Прокляты и убиты» говорит, что жестокая сила войны не погасила в его героях «свет добра, справедливости, достоинства, уважения к ближнему своему, к тому, что было, есть в человеке от матери, от отца, от дома родного, от Родины, России, наконец, заложено, передано, наследством завещано».
ВОПРОС:

Можем ли мы сказать, что это относится и к Сашке –

герою повести В.Кондратьева?

Учитель:
«Ну, Сашок… Ты человек…» - скажет Сашке лейтенант Володька, когда по дороге в госпиталь услышит от него историю про пленного немца. «Люди же мы, а не фашисты, - » доскажет Сашка просто. Лев Айзерман писал о повести В.Кондратьева: «В бесчеловечной, кровавой войне человек остаётся человеком, а люди – людьми. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохранённой человечности».
V. Подведение итогов.
(Слово руководителям групп об итогах работы учащихся в группах – при подготовке к уроку и на уроке).
VI. Домашнее задание.
Подготовиться к уроку



error: