Разработка урока образование наречий от кратких прилагательных. Учебник: Полякова А

Нуркина Тамара Чайзатовна

Учитель русского языка

ГУ « Школа – гимназия № 24» г. Костаная

Скачать материалы

Цель урока : систематизировать знания учащихся об имени прилагательном и наречии; совершенствовать умение различать наречие от прилагательного; отрабатывать навык различения этих частей речи друг от друга; воспитывать интерес к русскому языку; развивать умение работать паре и в группе.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Модули: Новые подходы в обучении и преподавании; учёт возрастных особенностей; обучение КМ; использование ИКТ; оценивание для обучения и оценивание обучения; управление и лидерство в обучении; обучение одарённых и талантливых детей.

Методы и приёмы: проблемное изложение; частично- поисковый; приёмы КМ; практический.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, листы и маркеры

Ход урока.

  1. Психологический настрой.

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит очень большая работа. Чтобы у нас с вами всё получилось, давайте настроимся на позитив.

Закройте глазки, погладьте левую сторону груди, чтобы нормализовалась работа сердца; погладьте голову, чтобы она хорошо работала; погладьте правую руку, чтобы она красиво писала; повернитесь к соседу, улыбнитесь, пожмите ему руку и пожелайте успехов.

Открываем тетради, записываем число, классная работа. Пропускаем строчку для темы урока.

  1. .Минутка чистописания.

Ая;- яя;- ий;- ый;
– ое; – ее;- ие;- ой;- ые.

  1. – Что вы можете сказать о записях? Это окончания имён прилагательных
    -А как вы определили, что это именно окончания прилагательных?
    К этим окончаниям мы ещё вернёмся.
  • Этот этап работы пройдёт под девизом: Лучшее ученье- это повторенье. У каждого есть оценочный лист, который нужно заполнять во время урока:
Задание самооценка спикер учитель итог
  1. Словарный диктант: Машина, чайник, ванна, опасный, чудесная, жить, животное, прекрасно, дочка, перрон, местное, чудесно, щука, поля, блокнот, добро. Взаимопроверка в парах : 16 -15вер -5, 14- 12 вер -4, 11 вер -3
  2. К каким частям речи относятся данные слова? Почему? Докажите .
  3. А существует ли связь между этими словами? Какая? Существительные согласуются с прилагательными. Наречия с глаголами.
  4. Можно ли их объединить в группы? (родовые окончания – ж.р, м.р., ср.р.)
  5. Смена пар. Распределительный диктант: ж.р. м.ж. ср.р.
  1. Смена пар. Выборочный диктант: Из текста только наречия выписать
  2. На уроке займёмся исследованием.: А любое исследование начинается с определения проблемы, которую нужно решить. Итак, проблема: Как отличить прилагательное от наречия?
  • Что такое исследование?
  • Чтобы исследование прошло успешно, результативно вам понадобиться умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Анализировать тему мы будем, работая в группах.
  • Вспомните правила работы в группах.
  • Правила: читать- вдумчиво, писать – грамотно, слушать – внимательно, говорить – внятно, доступно!
  1. Итак, делимся на группы
  1. Деление по пословицам: будем трудиться, поэтому пословицы о труде- соберите пословицу из слов: Без труда не выловишь рыбку из пруда. Терпенье и труд все невзгоды перетрут.
  2. Объяснение работы в группе: правила, оценивание в группе, оценивание другой группы.
  3. Разминка: Блиц-опрос Да-НЕТ Другая группа внимательно следит за ответами и фиксирует ответы.
  4. Вопросы для 1 группы:

Имя прилагательное относится к самостоятельным частям речи?

Имя прилагательное обозначает предмет?

ИП обозначает признак предмета?

ИП отвечает на вопросы Где куда откуда как

ИП отвечает на вопросы Какой какая какое какие

Ип в предложении бывает чаще всего обстоятельством?

ИП изменяется по родам, числам и падежам?

ИП употребляется с существительными

Вопросы для 2 группы:

Наречие – служебная часть речи

Наречие обозначает признак действия

Наречие обозначает признак предмета

Наречие отвечает на вопросы Какой

Наречие отвечает на вопросы Как где куда когда

Наречие в предложении чаще всего бывает определением

Наречие изменяется по родам, числам и падежам

Наречие употребляется с глаголами

  1. Составляем кластер: 1 группа: Прилагательное 2 группа – наречие.
  2. Защита кластеров: группы оценивают друг друга.
  3. Физминутка: если наречие приседаем, если прилагательное встаём, если сущ- руки вверх, если глагол – руки в стороны.
  4. Образуйте от прилагательных наречия 1 группа:

Весёлый- …

Строгий-…

Быстрый…

Вежливый-…

2 группа: от наречий прилагательные:

Грустно-..

Тактично-..

  1. Ребята, сегодня на уроке я предлагаю поговорить о слове «Вежливый».
  2. Есть высказывание: Ничто не стоит так дешёво и так дорого как вежливость. Как вы понимаете эти слова?
  3. Какого человека мы называем вежливым? Давайте подберём к нему синонимы- воспитанный, тактичный, добрый.
  4. А знаем ли мы народные изречения, пословицы о доброте, о вежливости, об уважении к старшим? Зачитывают дом. задание
  5. Фронтальная беседа.

Кого называют «люди старшего поколения»?

Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?

Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя?

Необходимо ли помогать старикам?

Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек?

Любите ли вы маму и папу?

А бабушку и дедушку? За что?

Беседа.

Мы должны проявлять больше внимания и любви к старым людям: и к тем, которые живут рядом с нами, и к тем, с которыми случайно встречаемся на улице. Нам необходимо помнить, как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в свое время будут относиться наши дети и внуки.

Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вы можете помочь человеку старшего поколения.

  1. Примеры из нашей школы- Бабушки и дедушки приводят и уводят внуков в школу.
  1. В русской литературе очень много произведений, в которых детские писатели хотели, чтобы дети не просто читали большие и маленькие рассказы, а, «прочитав рассказ, думали о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».
  2. Начнём мы с произведений Валентины Александровны Осеевой.

Чтение и анализ произведений в группах.

«Просто старушка.» – 1 группа. «Печенье.» – 2 группа «Рыцарь.» – 3 группа

Солнце – символ добра, света, любви.

Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко! Не случайно, народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Запишите на лучах добрые слова и приклейте к солнцу

Задание: списать, вставить пропущенные буквы, над прилагательными и наречиями поставить вопросы.

В каждом человек… и звер… живёт мален…кий тёплый солнечный зайч…к. И если к живому существу отнестись с д…бром, то в нём этот солнечный зайчик проснётся и ответит тебе добром. И если тебе покажется, что ч…ловек – злой или делает плохо, ты сазу (не) сердись на него. Это значит, что солнечный зайчик крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увид…шь, как всё будет хорошо!

  1. Рефлексия.

Метод пяти пальцев: мизинец- Что я сегодня узнал нового?

Безымянный – чего я сегодня достиг на уроке?

Средний- кому помог на уроке?

Указательный- что мне нужно повторить ещё?

Большой- достиг ли целей?

  1. Оценивание. Спикер в группе оценивает работу каждого участника; в индивидуальном оценочном листе каждый выводит свою оценку; учитель выставляет среднюю оценку за урок.

Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Образование наречий»

Закрепление изученного материала

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Учитель I квалификационной категории

Скидан Виктория Анатольевна
МОУ СОШ № 34

Урок «Образование наречий»

Тема урока:

«Образование наречий»

Цели урока:

1)познакомить учащихся со способами образования наречий;

2) формировать умения выяснять от каких частей речи и с помощью чего образовано данное наречие;

3) воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока: 1) Поприветствовали гостей. Сели. Закрыли глаза.

Положите на обе ладони цветок Добра и хорошего настроения. Чувствуете, как он согревает вас:

ваши руки, ваше тело, ваши мысли. От него исходит удивительный запах и приятная музыка.

Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Все готовы отдавать это тепло другому, дарить радость окружающим.

Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу улыбку и добрые мысли.

Сегодня на уроке мы продолжим познавать тайны родного русского языка.

Какие основные правила работы на уроке вы должны помнить?

Слушать внимательно;

Отвечать грамотно, четко, быстро;
- обдумывать каждый ответ;


  • мыслить, размышлять, доказывать;

  • помогать товарищу.
Урок «Образование наречий»

  • С каким разделом русского языка мы работаем? (Морфология)

  • Что изучает морфология? (Слова как части речи)

  • Какие части речи уже изучили?
(На доске вывешиваются таблички с названиями изученных частей речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Предлог
Наречие)

Сейчас изучаем наречие.

Составьте рассказ «Что я знаю о наречии» (Слайд № 2)

План ответа:


  1. Часть речи.

  2. Вопросы.

  3. Что обозначает?

  4. Что поясняет?

  5. Член предложения.
Выслушиваются ответы 2-3 учеников.

Что вы можете сказать об ответе товарища? Дополните, исправьте


допущенные при ответе ошибки.

Слайд № 3

Сегодня на уроке хозяйка тетушка Наречие.

Эта часть речи очень гостеприимна. Пригласила к себе в гости все части речи. Все в сборе. Поиграем.


Урок «Образование наречий»

Игра называется «Дружная семейка». Кто быстрее соберет гостей, тот и победил.

Перед вами листочки с именем хозяйки. Нужно подобрать слова- части речи на заданную букву.


вариант

II вариант


Н - предлог

Н - существ.

А - существ

А - прилаг.

Р - глагол

Р - глагол

Е - прилаг.

Е - существ.

Ч - существ.

Ч - числит.

И - союз

И - предлог

Е- глагол

Е - существ.

Такие же таблицы на доске.

Проверка. Учащиеся по очереди выбегают к доске, записывают подобранные слова. Проверять написание слов.

Замечательно.

Гостей нужно веселить. Я предлагаю сыграть в игру «Конструктор».

Соберем слово. Записать в тетрадь.


  • Корень находится в слове заинтересованный.

  • Суффиксы в словах умный и долго.
На доске помещены карточки с предложенными словами, разрезанными по морфемам. Ученик выходит к доске, берет заданную морфему, собирает слово.

ум

Н

ый

Какое получилось слово?
Урок «Образование наречий»

Интересно

Полученное слово разобрать по составу. Дайте характеристику слова как части речи. Физкультминутка. Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в сторону, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Изучение нового материала

Сколько мы создаем и открываем новых слов.

  • С помощью каких частей могут образовываться новые слова? (Суффиксы,
    приставки)

  • А как еще?
Тетушка Наречие. Наречия легко образуются от других слов. И не случайно я пригласила в гости все части речи.

Я появилась в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени растащили почти все слова по своим владениям.

Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

Даю вам слова. Исследуйте, от каких слов и с помощью чего образованы данные слова.

Работа по группам. Задания по группам. Приготовились. Исследуем слова по плану.

Слайд № 4.

Урок «Образование наречий»

План исследования.


  1. От какой части речи образовано наречие?

  2. Сравните слова. Какая часть слова сохраняется при образовании
    наречий?

  1. Что «отбрасывается»?

  2. Что присоединяется?
Задания для групп.

1 . Прекрасный - прекрасно грустный - грустно


  1. Певучий - певуче
    Неуклюжий - неуклюже

  2. Новый - снова, по- новому, заново, вновь

  3. Верх - вверх, вверху

  4. Двое - вдвое, надвое.
После работы отчет групп. Один ученик из группы рассказывает о результатах исследования по плану. На доске появляются схемы исследования.

1 группа и сразу 2 группа. Слайд № 5.

прил - + суф. О или суф. Е

Учитель. Очень просто наречия образовались от прилагательных. Заменили в слове прекрасный окончание суффиксом О и получили замечательное наречие прекрасно и красивое наречие певуче.

Вспомните наречия, которые образованы таким образом.

На слайде № 5 Копилочка наречий Обратились к ней. Записать 2-3 примера в тетрадь и разобрать по составу.

3 группа. Слайд №6.

приставка + прил - + суф. Учитель. А наречия этой группы образовались от прилагательных с

помощью суффиксов а и о и различных приставок.

Урок «Образование наречий»

Обратимся к копилочке наречий

4 группа. Слайд № 7

приставка + сущ -+- суф.

Учитель. Побольше работы оказалось у вас. У существительного окончание превратилось в суффикс, а предлог - в приставку. Зато из одного существительного получается целая куча наречий.

Прочитайте наречия из

Запишем наречия, образованные таким способом, в тетрадь и разберем их по составу.

5 группа. Слайд № 8

приставка + числит.

Учитель. От числительного двое можно образовать наречие, добавив приставку.

Прочитайте наречия из копилочки наречий

Запишем наречия, образованные таким способом, в тетрадь и разберем их по составу.

Слайд № 9

А еще от глагола скакать образовалось наречие вскачь убрали суффиксы инфинитива и добавили приставку.

Прочитайте наречия из копилочки наречий

Послушайте сказку. «Проделки наречии»

Наречия легко образуются из других слов. И это не случайно.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил

Урок «Образование наречий»

наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного верх, а получилась целая куча наречий: наверху, вверх, кверху, сверху, наверх и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не на телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о- . Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать - слитно или раздельно, а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по- особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы ошибиться.

Учитель. Так от каких частей речи могут образовываться наречия? Ответы учеников.

Учитель. Ну, что, Наречие! Справились мы с твоим заданием.

Тетушка наречие. Да, я очень рада! Ученица. Наречие радо!

А ученики не очень. Уж чересчур похожи они на имена с предлогами. Как тут разберешь писать слитно или раздельно.

Об этом мы узнаем на следующих уроках.

Физкультминутка.

Я вас сейчас буду путать. Вы должны делать только то, что я буду говорить, а делать я буду другие действия.

Руки вверх, вниз, на плечи и т.д.

Итак, от каких частей речи могут образовываться наречия?

(Рассказ ведется по моделям: от прилагательных, существительных, числительных, глаголов)

Перед вами задания разных уровней сложности. Подумайте, выберите для себя задание, которое вы сможете выполнить достойно, верно.

Урок «Образование наречий»

1 уровень.

От данных слов образуйте наречия

с суффиксом - о - медленный, быстрый, чистый; с суффиксом -е - : неуклюжий, тягучий, живой.

Запиши в тетрадь только получившиеся слова и выдели в них суффикс.

2 уровень.

Укажи способ образования наречий:

Сначала, по- моему, вежливо, налево, легче.

Образец, по- старому.

3 уровень.

Выпиши наречия, укажи способ их образования:

Сначала подумай, потом говори.

Всякая птица по- своему поет.

На станции тонко и чисто засвистел паровоз.

Консультанты по карточкам - опорам проверяют правильность выполнения и выставляют отметки.

Урок «Образование наречий»

Все мои помощники получают за работу «5». Сегодня все получили отметки за свою работу. Итог урока. Что нового узнали на уроке? Спасибо за работу.

Домашнее задание. Упражнение № 205. (Задание подобное тому, что мы выполняли в классе.)

4 класс. Система Л.В. Занкова.

Урок русского языка.

Учебник: Полякова А.В.

Тема урока: «Образование наречий».

Цели урока:

1.Совершенствовать умение образовывать наречия от других частей речи;

различать наречия, образованные от имен существительных и прилагательных;

2. Развивать орфографическую зоркость; совершенствовать и пополнять словарный запас;

3. Развивать речь, память, логическое и творческое мышление;

4.Воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний; формировать интерес к изучению родного языка; воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
Тип урока: обобщающий урок.
Оборудование урока:

1.Мультимедийный проектор.

2.Карточки с заданием.

^ Ход урока.

I.Мобилизующее начало урока.

Запись числа, классной работы.

II.Чистописание.

Письмо букв о, е.

-Назовите буквы, которые написаны на доске, назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.

Запись на доске: ^ Берись дружно, не будет грузно. (Слайд 4)

-Что записано на доске? (Предложение)

-Какое это предложение? (Повествовательное, невосклицательное)

-Обычное ли это предложение? (Пословица)

-Объясните смысл этой пословицы .

Запишите пословицу, подчеркните орфограммы.

^ III. Словарная работа. (Отгадать загадки, загадки появляются на экране) слайд 5 – 7.

Днем спит,

Ночью летает

И прохожих пугает. (Сова)
Посреди двора

Стоит копна:

Спереди – вилы,

Сзади метла. (Корова)
Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось)

-Выпишите наречия. От каких частей речи они образовались? Докажите.
^ IV.Работа над обобщением знаний об образовании наречий.

1.Сообщение темы урока.

-Как вы думаете, какие задачи можно поставить на урок?

Определение задач урока. (Участвуют дети)

^ 2.Теоретическая беседа.

Какие морфологические признаки имеют наречия?

Какие части речи поясняют наречия?

На какие вопросы отвечают наречия?

^ 3.- Посмотрите на экран, какая часть речи записана? Выделите основу. (Слайд 8).

Морозный – морозн. ê ô

Чудесный – чудесн.

Искренний – искренн.

Певучий – певуч.

А что за буквы с условным знаком? Какая часть слова так обозначается? Припишите данную часть слова к основе прилагательного.

- Какую часть речи мы образовали? Докажите.

- Какая часть прилагательного сохраняется при образовании наречий? Что добавили к основе?

Основа прилагательного + о е =наречие.(Слайд 9)
V.Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в сторону, вперед,

На опушке зайчик ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Сели тихо – тихо в класс,

Там послушаем рассказ.
^ VI.Продолжение работы по теме урока.

1.-Образуйте наречия от имен существительных: (Слайд 10)

день (когда?) …

круг (как?)…

ночь (когда?)…

2.Учитель читает словосочетания прилагательное+существительное.

-Преобразуйте эти словосочетания в наречия +глагол. (Слайд 11)

Быстрый бег – (бежать быстро),

Спокойный сон – (спать спокойно),

Яркий свет – (светить ярко),

Медленный танец – (танцевать медленно),

Громкая песня – (петь громко).

Разбор по составу образованных наречий.
^ VII. Игра «Четвертый лишний». (Слайд 12)

-Найдите в каждой строке лишнее слово, объясните почему оно лишнее.

Едва – едва, чуть – чуть, бок о бок, еле – еле.

Бедно, убого, богато, скудно.

Позади, впереди, вверху, морозно.

Вправо, снова, справа, сначала.
^ VIII.Повторение материала. (Слайд 13)

Составьте и запишите предложения. Сделайте синтаксический разбор составленного предложения. (Работа по карточкам в парах).

1-й ряд. первый, ноги, под, снег, похрустывает, мягко.

2-й ряд. мы, по, знакомой, быстро, к, реке, побежали, тропинке


  1. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

  2. Дело мастера боится.

  3. Старая песня на новый лад.

  4. У страха глаза велики.

  5. Через тернии к звездам.

  6. Грамоте учиться – всегда пригодится.

  7. Ах, как я устал от этой суеты.

  8. Терпение и труд все перетрут.

  9. Где хотенье – там уменье.

  10. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Х. Итог урока .

Что вам понравилось на уроке?

Что бы вы изменили?

Какой вид работы вызвал затруднения?
Литература

1.Волина В. Веселая грамматика. - М.: Знание,1998.

2.Занковские чтения на Белгородчине. Сост.Воронова А.И.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров»,2007.

Итак, открываем учебники на странице 249. Давайте прочитаем первую часть правила.

Итак, многие наречия образованы от имён прилагательных с помощью суффиксов -О, - Е.

Сейчас потренируемся образовывать наречия от имен прилагательных с помощью суффикса -О. Выполним упр. 447 письменно.

Прочитайте задание под буквой а,б. Что нужно сделать в этом упражнении?(от слов образовать наречия с суффиксом о и выделить суффиксы)

Прочитайте данные слова. Скажите, какой частью речи являются эти слова? (прилагательное).

Итак, давайте попробуем образовать от прилагательного медленный, наречие с помощью суффикса -О. Что получается?(медленно).Ребята, посмотрите сколько н в прилагательном медленный?(2). Столько же н мы пишем и в наречии. Записываем и выделяем суффикс. (учитель помогает сделать 1 примера, далее 2-4 у доски, далее самостоятельно). Закончили. Давайте проверим. Давайте, сделаем вывод. Как мы образовывали наречия?

А сейчас, ребята, давайте потренируемся образовывать наречия от имен прилагательных с помощью суффикса -Е. Выполним упр.448 а,б. Прочитайте задания. Что нужно сделать?(обр. Наречия от прилагат. С помощью суф. -Е. Выделить суф)

какой частью речи являются данные слова?(прилагат.)

Давайте образуем от прилагательного неуклюжий, наречие с помощью суффикса -Е. Что получается?(неуклюже). (учитель помогает разобрать 1 примера, далее 2-4 у доски,далее самостоятельно.) Закончили. Давайте проверим. Сделаем вывод. Как мы образовывали наречия в этом упражнении?

Ребята, давайте сделаем общий вывод. От какой части речи и с помощью чего мы образовывали наречия?

Ребята, сейчас прочитаем вторую часть правила.

Итак, в чем особенность состава слов у наречий?(нет окончания. В том числе и нулевых)

И сейчас, мы с вами это подтвердим Выполним упр.450.

Прочитайте задание. Что нужно сделать?(разобрать слова по составу)

Посмотрите на данные слова. Какой частью речи они являются?(наречиями). Мы прочитал правило и узнали что у наречий не бывает окончаний,в том числе и нулевых,давайте это подтвердим.

Для начала давайте повторим порядок разбора слов по составу.(на слайде)

1. Определить слово как часть речи.

2. Найти окончание (если оно есть). Правильность выделения окончания проверить его изменением.

3. Указать основу слова.

4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).

5. выделить приставки и суффиксы(если они есть).

Итак, разберем слово смело.

1. Наречие.

2. опираясь на правило у наречий окончаний нет, в том числе и нулевых, значит у слова смело нет окончания.

3. Основа слова- смело.

4. Корень: смело, смелый, смельчак. Значит корень- смел.

5. Суффикс о. (по одному слову у доски, остальные дети в тетради)

Цели урока меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексиче­ским значением слова;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы образования наречий.

Цели урока : познакомить со способами образования наречий; проверить знания о смысловых группах наречий, полученные на предыдущем уроке; провести работу со словарными словами; у меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексическим значением слова;

уметь образовывать наречия от прилагательных.

ХОД УРОКА

1 . Организационный момент

2. Проверка знаний. Тестирование

1 Найдите наречие образа действия:

А) свободно; б) всегда;

В) недавно; г) утром.

  1. Найдите наречие времени;

а) слегка; б) туда;

в) вечером; г) едва.

  1. Найдите наречие места:

а) сколько; б) высоко;

в) зачем; г) слегка.

  1. Найдите наречие причины:

а) много; б) удивительно;

в) со зла; г) врукопашную.

  1. Найдите наречие цели:

а) там; б) чуть-чуть;

в) вмиг; г) зря.

  1. Найдите наречие меры:

а) много; б) невзначай;

в) кое-как; г) долго.

  1. Найдите указательное наречие:

а) по-турецки; б) сейчас;

в) туда; г) совершенно.

  1. Найдите неопределённое наречие:

а) где-нибудь; б) никуда;

в) там; г) зачем.

  1. Найдите вопросительное наречие:

а) негде; б) куда;

в) где-то; г) тогда.

  1. Найдите отрицательное наречие:

а) нестерпимо; б) никуда;

в) никто; г) никакой.

  1. Рассказ о слове мельком (индивидуальное задание по упр. 201).
  • Как образуется слово мельком ?
  • Как образовано слово восвояси ?

(Обозначает к себе домой. Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания во своя в ъси в свои деревни домой.)

  • Устно составьте предложения с данными словами.
  • Запишите слова мельком и восвояси в словари.
  1. Изучение нового материала

На доске записаны слова, учащиеся переписывают их в тетрадь. Горячо, по-старому, по-моему, взаймы, где-то, что-либо, во-первых, по- русски, попросту, сначала, медленно, вверх.

  • Докажите, что перед нами наречия.
  • С помощью чего они образованы (выделите части слов, от которых образованы наречия)?
  • От каких частей речи образованы данные слова?
  • Какими способами?

Запись на доске и в тетрадях

Наречия образуются от самостоятельных частей речи приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом.

От

существительных рысца рысцой

(Лошадь бежала рысцой)

прилагательных приятельский по-приятельски

числительных два, третий дважды, в-третьих

деепричастий ш ут я шутя

(Шутя и смеясь. Мама говорила это шутя) местоимений твой по-твоему

5.Закрепление

Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку учителя. Выполните морфемный разбор одинаково пишущихся слов.

Девушка прекрасна; прекрасно рассказывал. Поступок обдуман; поступил обдуманно. Девочка откровенна; отвечал очень откровенно. Море безмятежно; безмятежно спал. Решение бесполезно; участвовать бесполезно. Платье красиво; одеваться красиво.

Задание 2. Карточки с упражнением перед глазами учащихся. Спишите словосочетания, определите, от каких частей речи и с помощью чего образованы данные наречия.

Начать сначала; облегчённо вздохнуть; отвечать ясно; по-осеннему холодно; говорит чудесно; подниматься опасно; сделал по-своему; сказал

Трижды; вытер дочиста; пришли вдвоём; впервые встретились; поглядывать искоса; прочитал недавно; по-медвежьи завыл; живёт близко, работает по-прежнему.

Задание 3. Подберите синонимы к данным наречиям. Укажите, как образованы подобранные вами слова.

Смело (бесстрашно), неплохо (хорошо), напрасно (бесполезно), покорно (безропотно), недалеко, (близко), вдруг (неожиданно), быстро (мгновенно), отрывочно (бессвязно), иногда (изредка), навсегда (навеки).

3 а д а н и е 4. Запишите слова под диктовку. Объясните значение данных прилагательных и образуйте от них наречия. Какое из записан- | ных вами слов не является прилагательным? Почему?

Предварительный (предшествующий чему-либо), предполагаемый (допускающий возможность чего-либо), предприимчивый (энергичный, находчивый), представительный (видный, производящий впечатление), предупредительный (заранее принятыми мерами не допускающий чего-либо), пренебрежительный (исполненный высокомерно - презрительного отношения), привлекательный (располагающий к себе), привилегированный (обладающий преимущественным правом).

- Объясните значение фразы находиться в привилегированном по- | ложении.

6.Подведение итогов урока

Какими способами и от каких частей речи образуются наречия?

7. Домашнее задание

Написать небольшое сочинение (10 предложений) о первом выпавшем снеге, используя в тексте как можно больше наречий.




error: