Крестьянские дети вопросы. Размышляем о стихотворении «Крестьянские дети

Тема урока: Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Обучающие:

Учить школьников анализировать поэтическое произведение

Учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций

Формировать представление об историческом прошлом

Учить работать с произведением, ориентироваться в тексте

Учить рассуждать

Обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

Пробуждать интерес к истории своей Родины

Развивать познавательную активность детей

Развивать самостоятельность учащихся

Развивать устную речь учащихся

Формировать у детей навык самоконтроля (оценить работу на уроке).

Воспитательные:

Формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины

Воспитывать патриотизм

Прививать интерес к книге, к чтению

Раскрыть нравственный смысл произведения

Воспитывать эстетические чувства

Прививать навыки умственного труда.

НА ДОСКЕ:

1.Эпиграф к уроку.

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

2.Портрет поэт

1.Орг. момент.

2.Повторение ранее изученного. Актуализация опорных знаний учащихся.

Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках?

Что запомнилось вам из его биографии? (выдать листочки по биографии)

С какими произведениями этого писателя мы уже познакомились? О чем стихотворение Некрасова «На Волге»? Кто такие бурлаки?

Что воспевает поэт в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос»?

У человека какая бывает красота? (внутренняя и внешняя)

Всегда ли человек красивый внешне и душевно красив? Приведите примеры.

3.Тема и цель урока.

Как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня?

4.Изучение нового материала.

Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку, записанный на доске. Как вы понимаете эти слова?

В конце урока мы еще раз вернемся к ним.

Родившись в дворянской семье, Некрасов почему-то пишет стихотворения о крестьянских детях.

Помочь разобраться в этом нам помогут наши докладчики (дано заранее задание найти материал о детстве Некрасова).

Докладчик 1.

«Грешнево лежало отнюдь не «в неведомой глуши». Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел натней, Русь же ехала и – ещё больше – шла перед ним.

«Костромская почтовая дорога (луговая),- описывали её в середине 19 века военные статистики Генерального штаба, - идет от Ярославля по левому берегу реки Волги по ровным и низменным местам и близ села Борок входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 вёрст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошади содержится 20, а повёрстная плата по 1, 0,5 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна».

Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.

«Сельцо Грешнево, - вспоминал сам поэт, - стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге…барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства». «Всё, что по ней шло и ехало и было ведомо» - и это дни, месяцы и целые годы».

Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведениях.

Докладчик 2.

Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич.

«…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»

Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукцию картины Маковского.

(репродукция картины Владимира Егоровича Маковского «Крестьянские дети»)

Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян.

Докладчик 3.

Николай Скатов в своей статье о Некрасове писал следующее:

«…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. «Отношения мои к грешнёвцам были такие:

…Благодарение Богу,

Я совершил ещё раз

Милую эту дорогу,

Вот уж запасный амбар,

Вот уж и риги…как сладок

Тёплого колоса пар!

Останови же лошадок!

Видишь: из каждых ворот

Спешно идёт обыватель.

Всё-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость».

Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда – позднее – и вмешиваясь. И помогая.

И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...>

Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян.

Подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» «Однажды в студеную зимнюю пору…», изученный еще в начальной школе.

Знакомы ли вам эти строчки?

Этот отрывок взят из большого стихотворения «Крестьянские дети».

Как зовут мальчика? (Власом). Сколько ему лет? (Шестой миновал)

Как выглядит мальчик? (в бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребенка к другому)

Физ. мин.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли!

Руки в стороны, вперед.

Потянулись и нагнулись,

В исходное положение вернулись!

Повернулись влево - вправо, вправо-влево!

Тихо сели. Вновь за дело.

5.Чтение учителем стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» (12 минут)

Доска: Нацеливание: -проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми? (бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям)

6.Выявление уровня восприятия учащимися стихотворения

Что понравилось? Что не понравилось?

Что поняли? А что не поняли?

Что заставило улыбнуться, а что –задуматься?

Что интересного в стихотворении?

Мы с вами уже говорили, что отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…» - это составная часть большого стихотворения Некрасова «Крестьянские дети». Это значит, что само стихотворение неоднородно: в нем есть составные части.

7. Работа с композицией стихотворения, составление плана, заполнение таблицы.

С чего начинается стихотворение? (рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте).

До каких слов идет рассказ об этом случае? («…Так рядом с Гаврилой…- «Услышит, молчи!»

Это значит, что со слов после черты: «О милые плуты! Кто часто их видел…» - идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

(После просмотра текста, дети найдут, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю со словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».

Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети.

Каково было сразу поведение детей? (они боялись, но постепенно осмелели).

Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки – Фингал. Рассказчик стал командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену: (найти в тексте)

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!

Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен такой рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?

Представьте себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи, которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили.

Приложение 1

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

Часть Содержание Рассказчик Слушатели

1 Встреча охотника с крестьянскими детьми охотник Друзья, гости

4(1) Встреча охотника с крестьянскими детьми охотник Друзья,гости

История встречи с детьми – как красивая рама большой картины.

Приложение 2

Это стихотворение можно сравнить с домом.

У нас есть стены дома-начало и конец. На следующем уроке мы посмотрим, что же внутри этого дома, и где крыша? (начертить на доске схематично). Для того, чтобы следующий урок был продуктивным, надо поработать дома.

8. Повторение и закрепление пройденного.

Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось?

Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?

Работа с эпиграфом.

9. Итоги.Рефлексия


  1. Вы прочитали стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что в них он увидел?
  2. Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?
  3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?
  4. В чём состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?
  5. Прочитайте по ролям сценку встречи главного героя «в студёную зимнюю пору» с Власом.
  6. Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?
  7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?
  8. Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

Обогащаем свою речь

  1. Как вы понимаете слова и словосочетания: вирши, коснулось души умиленье, милые плуты, святой доброты, грибные набеги, рубанки, синеющей лентой, вековое наследство, хлеб трудовой!
  2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми, например: вдна, не засти, украдут... Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.
  3. В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке, например изваяние, величава, родименький, удел, заповедать. Объясните смысл этих слов.

Учимся читать выразительно

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, подчеркнув грустные и весёлые эпизоды в его содержании.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова к стихотворению «Крестьянские дети». Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта?

Подготовьте устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрации.

Ответы к школьным учебникам

2.Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?

Детки рассуждают о герое, рассматривают его, пробуют определить его социальную принадлежность: барин он, другими словами помещик, дворянин, либо разночинец. Они обращают свое внимание на бороду (малыши считают, что «у бар бороды не бывает - усы»), на дорогие часы, на породистую собаку, на двуствольное ружье, всему удивляются.

Что было со мною - всему подивились И мой приговор изрекли:
- Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой...

Малыши считают, что охотятся люди, чтоб добыть дичь и съесть ее. Они лицезреют, что человек, заснувший в сарае, довольно богат, чтоб охотиться ради пропитания, и может тихо отдыхать, по воззрению детей, лежать на печи. Они лицезрели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, другими словами с одним из фермеров их деревни, а «баре», по их воззрению, никогда не будут дружно и свободно разговаривать с крестьянами. Потому гость - «не барин».

3.Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?

Нужно сказать, что Некрасов, в отличие от многих дворян тех пор, никогда не считал фермеров людьми низкого происхождения, свободно общался с ними и даже дружил, уважая в их природную находчивость, разум и людскую душу. В детстве он жил на Волге, в поместье отца, и много играл с крестьянскими детками. Далее автор вспоминает, как в детстве он прогуливался с детками за грибами.

Создатель пишет, что во время «грибных набегов» он старался приметить «грибное местечко», а после не мог его отыскать. Крестьянские же детки просто позже находили такие места по одним им понятным приметам. Детки могли и подшутить над простачком: так они пошутили, назвав змею колечком. В другой поход в лес детки «губили довольно» змей и клали на перилы моста, по которому проходила через село большая дорога. Они задумывались, может быть, под впечатлением российских народных сказок, где богатыри бьются со Змеем Горы- нычем, что люд, проходящий по ней, опешиться подвигам живущих тут ребятишек, пошевелит мозгами: «Это кто ж столько змей наловил?»

В селе росли древние раскидистые вязы, и в горячий летний денек тут на отдых в холодке останавливалось много людей, проходящих по дороге, в главном мастеровых, рабочих. Детишки обступали их, и рабочие ведали внимательным слушателям о том, что лицезрели в жизни: «про Киев, про турку, про чудных зверей». Дорога была для деток специфичной школой жизни.

4.В чём состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?

Под «нарядной стороной труда» создатель предполагает удовлетворенность от прекрасной и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит обеспеченный сбор. Когда ребенок лицезреет, что работа, в какой он учавствовал, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почетом и почтением, ему тоже охото учавствовать в труде, и таковой труд - не тягость, не наказание, а удовлетворенность.

6.Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

Перед мысленным взглядом читателя, который знакомится с этим стихотворением, проходит много картин.

1) Охотник отдыхает в сарае на сене, а детки подглядывают за ним в щелку и говорят вместе, обсуждая охотника.

2) Создатель вспоминает, как был небольшим, вспоминает походы крестьянских деток за грибами и их шуточку со змеей.

3) Крестьянские детки на большой дороге внемлют рассказы прохожих людей, с любопытством рассматривают инструменты.

4) После сбора грибов детки купаются в луговой речке.

5) Возвратившись в деревню, малыши занимаются играми, кто-то помогает родителям.

6) Малыши идут в лес по ягоды, там находят для себя забавы: стращаются в один момент выскочившего зайчонка, ловят старенького глухаря.

7) Картины сельского труда, которые следит ребенок.

8) Встреча создателя с шестилетним Власом, который помогает папе возить из лесу дрова.

9) Создатель ворачивается к началу стихотворения и рассказывает, чем продолжилось знакомство охотника с детками: создатель скомандовал дрессированной собаке показать некие шуточки, и малыши радовались внезапному представлению. Внезапно началась гроза, и малыши убежали в деревню.

7.Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

Картины, нарисованные создателем, проникнуты хорошим чувством любования и сразу печалься: создатель отлично знает жизнь крестьянских деток, он соображает, что удовлетворенность и свобода имеет оборотную сторону. Создатель соображает, что малыши - это и есть будущее народа.

8.Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

См. 6-й вопрос.

Поэт обращается к детям с призывом обожать свою родную землю:

Поэт обращается к детям с призывом любить свою родную землю:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой -
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

Стр. 187

1.Как вы понимаете слова и словосочетания: вирши, коснулось души умиленье, милые плуты, святой доброты, грибные набеги, рубанки, синеющей лентой, вековое наследство, хлеб трудовой!

Значение слов и словосочетаний:

вирши - стихи
коснулось души умиленье - человек испытал чувство умиления, светлой тихой радости
милые плуты - автор называет так детей потому, что они хит-рят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла
святой доброты - доброта святая, потому что она бескорыстна, глубоко искренна
грибные набеги - веселые походы в лес за грибами
рубанок - столярный инструмент
синеющей лентой - автор сравнивает реку с лентой, синею-щей между зеленых полей
вековое наследство - автор имеет в виду лучшие традиции русского народа, любовь к труду, к родине
хлеб трудовой - хлеб, который достается не даром, а благо¬даря большому труду.

2.Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми, например: вона, не засти, украдут... Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.

Гляди-тко, погляди-тко, спроста.

3.В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке, например изваяние, величава, родименький, удел, заповедать. Объясните смысл этих слов.

Изваяние - скульптурное изображение; статуя.
Величава - проникнутая торжественной красотой, величием;
свидетельствующая о внутреннем достоинстве; величественная.
Родименький - свой, родной.
Удел - доля, судьба, участь.

Прочитай стихотворение Н.А. Некрасова "Крестьянские дети"

Сообщение 1

Родившись в дворянской семье, Некрасов почему-то пишет стихотворения о крестьянских детях.
«Грешнево лежало отнюдь не «в неведомой глуши». Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел натней, Русь же ехала и – ещё больше – шла перед ним.
«Костромская почтовая дорога (луговая),- описывали её в середине 19 века военные статистики Генерального штаба, - идет от Ярославля по левому берегу реки Волги по ровным и низменным местам и близ села Борок входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 вёрст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошади содержится 20, а повёрстная плата по 1, 0,5 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна».
Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.
«Сельцо Грешнево, - вспоминал сам поэт, - стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге…барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства». «Всё, что по ней шло и ехало и было ведомо» - и это дни, месяцы и целые годы».

Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведения.

Сообщение 2.
Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич.
«…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»

Сообщение 3.

Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян
Николай Скатов в своей статье о Некрасове писал следующее:
«…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. «Отношения мои к грешнёвцам были такие:
…Благодарение Богу,
Я совершил ещё раз
Милую эту дорогу,
Вот уж запасный амбар,
Вот уж и риги…как сладок
Тёплого колоса пар!
-Останови же лошадок!
Видишь: из каждых ворот
Спешно идёт обыватель.
Всё-то знакомый народ,
Что ни мужик, то приятель.
Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость».
Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда – позднее – и вмешиваясь. И помогая.
И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...>

Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян.

Вопросы по содержанию стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

1. Знакомы ли вам эти строчки?
2.Этот отрывок взят из большого стихотворения «Крестьянские дети».
3. Как зовут мальчика? Сколько ему лет?
4.Как выглядит мальчик?

5. Проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми?

6. С чего начинается стихотворение?

7.Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети.
8. Каково было сразу поведение детей?

9. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

10. В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки – Фингал. Рассказчик стал командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену: (найти в тексте)
11.Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

12. Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен такой рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?


Повторение и закрепление пройденного.
1. Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось?
2. Принадлежит ли сам автор к крестьянам?
3. Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?



error: