Лесков человек на часах основная мысль. Анализ рассказа «Человек на часах» (Н

Тема: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах»

Цели:

Образовательные:

    Определить идею произведения

Развивающие:

Воспитательные:

    Воспитывать культуру речи

Эпиграф: «Чтоб в человеке все человеческое торжествовало» (Н.С.Лесков)

Тип урока : урок внеклассного чтения

Приемы: комментированное чтение, пересказ, рассказ с элементами беседы

Оборудование:

Для учителя:

  • Конспект урока, текст рассказа, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Для учащихся:

    Текст рассказа, письменные принадлежности, тетрадь, дневник

План урока

    Мотивация учебной деятельности

    Целеполагание и определение темы урока

    Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации

    Физминутка

    Стадия осмысления

    Стадия рефлексия

    Подведение итогов урока

    Домашнее задание

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме

«Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах»

Этапы урока

Содержание

Примерные ответы

учащихся

Примечание

Мотивация учебной деятельности

Здравствуйте, ребята.

Садитесь. Приготовьте дневники и текст рассказа «Человек на часах»

Я раздам вам листы самооценки, которые вы заполните в конце урока.

Давайте вместе посмотрим на весенний пейзаж

Какое настроение он у вас вызывает?

Что вы чувствуете, глядя на пейзаж степи?

Радость, восторг, ощущение весны и тепла

Слайд 1

Целеполагание и определение темы урока

Вы все прочитали рассказ Николая Семеновича Лескова «Человек на часах».

Скажите, какова основная мысль этого произведения?

Да, правильно.

Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах».

Сегодня мы проанализируем рассказ, выявим основные проблемы рассказа и определим его идею.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку?

Как вы понимаете слова Лескова?

Хорошо. Как мы знаем, рассказ «Человек на часах» был опубликован в 1887 году в журнале «Русская мысль под названием «Спасение погибавшего». Позже название было изменено. Почему автор изменил название – попробуем ответить в конце урока.

Человек должен оставаться человеком всегда

«Чтоб в человеке все человеческое торжествовало» (Н.С.Лесков)

Сострадание к ближнему, доброта

Слайд 2

Запись на доске

Слайд 3

Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации

Итак, приступим к работе над рассказом.

Откроем тексты

Кратко ответьте, о чём рассказ?

Назовите героев.

Каждый герой в этом рассказе стоит перед проблемой выбора.

Поступок каждого героя характеризует его с нравственной точки зрения. Попробуем разобраться в причинах этих поступков, но прежде познакомимся с характерными чертами той исторической эпохи, о которой идёт речь в рассказе.

О том, как караульный спас утопающего посредством нарушения приказа.

Постников, офицер инвалидной службы, Миллер, Свиньин, Кокошкин, владыка.

Знакомство с исторической эпохой:

Прочитайте по тексту: когда и где произошёл рассказанный автором случай?

Хорошо. Это была эпоха правления императора Николая 1. Его еще называли Николаем Палкиным. При его правлении в стране, а, в особенности, в армии господствовал произвол, жестокие порядки. Это было страшное время. Царил страх перед вышестоящим начальством. За малейшую провинность и отступление от закона или воинского устава следовало жестокое наказание, в том числе и битье шпицрутенами. Шпицрутен - длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках.

Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста восьмисот

солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX века число ударов доходило

до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.

В основе рассказа лежат действительные события.

«Зимою, около Крещения...»

В 1839 году, в Петербурге

Слайд 4,5,6,7

Физминутка

А теперь уделим несколько минут физминутке

Ребята, следите за перемещением ромашки

Слайд

8 ,9,10,11

Работа с текстом

Ребята, во второй главе нам встречается первый герой.

Кто он?

Верно. Ребята, посмотрите на доску. В.И. Даль дает нам такое толкование слова «гуманный».

Гуманный - то есть человечный, человеколюбивый. Исходя из этой характеристики, данной автором, мы можем сказать, что он – положительный человек и в службе, и в человеческих качествах.

Посмотрим на дальнейшее развитие действия. Что происходит дальше?

Какое же это страшное несчастие? Перескажите, пожалуйста

Правильно. А кто этот часовой? Что за человек солдат Постников? Найдите и прочитайте в главе 4 абзац 2

Да, вы правы. В словаре В.И.Даля «пост» имеет несколько значений: место, должность, караул, а также

воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.

Скажите, а в каком полку служил Постников?

Давайте посмотрим, что это был за полк.

Измайловский полк был сформирован в Москве 22 сентября 1730 году с целью охраны трона императрицы Анны Иоановны.

Полк участвовал в русско-турецких войнах, в Отечественной войне 1812 года. Особенно полк отличился в Бородинском сражении в 1812 году. Служба в Измайловском полку была почётна и уважаема.

Все это характеризует Постникова с положительной стороны.

Будучи человеком жалостливым, принимающим все близко к сердцу, жалостливый, он не мог остаться равнодушным к крикам тонувшего человека. Так вот, внутри Постникова происходит борьба.

Найдите среди предложенных вам слов те, которые характеризуют «сердце».

Найдите среди предложенных вам слов те, которые характеризуют «разум».

Прочитайте слова, которые характеризуют сердце.

Прочитайте слова, которые характеризуют разум

Сформулируйте проблему, вставшую перед Постниковым.

И как же решилась внутренняя борьба?

Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.

Как вы, ребята, понимаете выражение «нравственный выбор»?

Правильно. То есть Постников, отлично зная, какое страшное наказание последует, покидает свой пост, чтобы, возможно, ценой собственной жизни спасти жизнь другому человеку.

Ребята, вы только представьте, как мучился этот несчастный. Как тяжело было ему стоять и слушать крики человека, который непременно умрет, если он, Постников, не поможет ему.

Почему все так переполошились? Что ожидает начальство Постникова? Давайте прочитаем

Верно. То есть всех, включая начальство, ждали очень неприятные последствия. И все, естественно, очень испугались и начали предпринимать определенные действия. Далее перед нами возникает еще одно действующее лицо – Свиньин. Какой он был человек и почему он боялся последствий этого поступка?

Откроем главу 7, абзацы 1,3.

Спасибо. То есть он очень уж боялся за «честь мундира». Обратите внимание, что это реальное историческое лицо. Что же он решает сделать?

А как вы понимаете фразу «сделать из слона муху»?

Правильно, то есть именно из-за этой способности Свиньин и решает обратиться к Кокошкину.

Почему Кокошкин спокоен, когда Свиньин докладывает ему о таком чрезвычайном происшествии?

Правильно. А еще потому, что он очень устал, был невыспавшийся – это неоднократно подчеркивается в рассказе.

Ребята, а как персонажи относятся ко лжи инвалидного офицера? Все же знают, что он врет, но почему ему «верят»?

Правильно.

Что же случилось с Постниковым?

Как вы думаете, Постников заслужил это наказание, или, возможно, его следовало наградить медалью «за спасение утопающих», которая несправедливо досталась инвалидному офицеру?

Но в рассказе говорится о том, что сам Постников был доволен своим наказанием. Почему?

Верно, но само по себе это наказание не очень легкое – если после него человек не может самостоятельно передвигаться.

Давайте посмотрим на дальнейшее развитие событий. В повествовании упоминается разговор между владыкой и Свиньиным. Как ведет себя владыка?

Верно. А оправдывает он телесное наказание, лицемерно толкуя Священное Писание. Но ни один он лицемерит в этом диалоге. Почему же лицемерит Свиньин. И лицемерит ли он?

Правильно. Ребята, а теперь давайте обратимся к фразеологизму «Выйти сухим из воды». Он имеет значение «без потерь, ущерба выйти из сложной неприятной ситуации». Так кто же в этом рассказе вышел сухим из воды?

Молодой офицер Николай Иванович Миллер.

Это был человек с так называемыми «гуманным» направлением, офицер исправный и надежный.

Прибегает разводный унтер-офицер и докладывает о «страшном несчастии»

Часовой, который стоял на своем посту возле Зимнего дворца, покинул свой пост, чтобы спасти тонувшего человека.

«…из

дворовых господских людей…человек нервный и очень чувствительный…солдат умный,

исправный, с рассудком ясным…»

Нет, не случайно.

в Измайловском полку.

Сердце у Постникова очень непокорное: так и ноет, так и стучит, так и замирает.. Хоть вырви его и выброси. Так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей. Страшно ведь слышать, как другой человек погибает. Будка с места не убежит, ничто иное вредное не случится

Помнит службу и присягу, он знает, что он часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки. Покинуть пост – есть вина, за которой сейчас же последует наказание

Как поступить: спасти

человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек.

Часовой не выдержал и покинул свой пост.

Когда мы выбираем, как

поступить, прислушиваясь к своей совести

Появляется инвалидный офицер, он, видимо, понимает, что спас утопающего часовой, и спешит забрать лавры себе. Часовому же тоже невыгодно, чтобы начальство узнало, что он покинул свой пост. Он отправляется в Адмиралтейскую часть. Между тем в дворцовой караульне узнали о случившемся

«…знали только то, что Постников теперь непременно пойдет под суд, а всем начальствующим лицам…достанутся страшные неприятности…»

Глава 7, абзацы 1,3: Полковник Свиньин не имел той жалостливости и того мягкосердечия, которые всегда отличали Николая Ивановича Миллера; Свиньин был человек бессердечный, но прежде всего и больше всего «службист». Отличался строгостью и даже любил щеголять требовательностью дисциплины. Он не имел вкуса ко злу и никому не искал причины причинить напрасное страдание, но если человек нарушил какую бы то ни было обязанность службы, то Свиньин был неумолим. Он считал неуместным входить в обсуждение побуждений, какие руководили в данном случае движением виновного, а держался того правила, что на службе всякая вина виновата

Свиньин тоже имел хорошо начатую служебную карьеру… тщательно оберегал… выходка должна была бросить дурную тень…

Он решает отправится к обер-полицейскому Кокошкину, который умел сделать не только из мухи слона, но и из слона муху. Этот Кокошкин каждое утро лично докладывал о происшествиях государю, и Свиньин решил прямо обратиться к нему

То есть сделать из какого-то важного события незначительное, уладить это дело

Потому что это лично его не касается

Все делают вид, что верят ему, потому что всем так удобно. Решается все это страшное дело без последствий для карьеры

Его жестоко наказали, прогнали через строй шпицрутенами.

(Мнения ребят разделились: виновен. Аргументы: он солдат, он давал присягу, крики, доносившиеся с реки, могли быть провокацией со стороны врага.

Не виновен: будка никуда не делась, ее не украли; а часовой спас человека).

Легкое наказание по сравнению с теми, которые предназначались бы ему по решению военного суда, если бы он состоялся

Владыка оправдывает телесное наказание, лицемерно утверждая этим несправедливость.

Да, он тоже лицемерит. Ему совсем не жаль Постникова – у него была возможность вообще не наказывать этого человека. Мне кажется, он старается перед духовным лицом казаться лучше, чище и добрее, чем есть на самом деле.

В прямом смысле это сделал инвалидный офицер, в переносном же (то есть в значении фразеологизма) Свиньин, Кокошкин, Миллер.

Чтение последней главы.

Запись на доске

Слайд 12

Запись на доске

Слайд

13,14,15

Карточки на доске с магнитами

Слайд 16 (после ответов учащихся)

Слайд 17

Стадия осмысления

Ребята, первоначально рассказ назывался «Спасение погибавшего» Как вы думаете, почему автор изменил его?

А почему тогда рассказ называется не «Постников» или, скажем, «Часовой»?

Правильно. Даже на посту Постников остался человеком.

потому что Постников в первую очередь человек, и человек, поступающий нравственно, человек, который пошел на самопожертвование

Слайд 18

Рефлексия

Скажите, как эпиграф к нашему уроку связан с рассказом «Человек на часах»

О чём хотел сказать читателям в этом рассказе Лесков?

Человек должен вобрать в себя все самые лучшие качества и всегда оставаться человеком

В государстве, в котором всё построено на страхе людей за собственное благополучие, проявление человеколюбия создаёт помеху и опасность для тех, кто стоит у власти, люди перестают понимать, где добро, а где зло . Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло. Лесков предупреждает, что если человеколюбивый поступок вызывает сомнение, то это значит, что надо остановиться и задуматься: почему наша жизнь идёт неправильно?

Слайд 19

Подведение итогов урока

Ребята, на этом мы закончим наш разговор на сегодня.

Спасибо вам за урок, вы хорошо поработали.

Оценки за урок

    За пересказ

    За работу с текстом

    За участие в коллективной беседе

Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Я предлагаю вам письменно ответить на вопрос: «А как бы я поступил(а) на месте Постникова?» Можно использовать в качестве примера различные жизненные ситуации, выразить свое отношение к проблеме этого произведения. Я прошу ответить вас на вопрос честно, прислушаться к себе .

Слайд 20

Самоанализ урока литературы, проведенного в 6-б классе

Сегодняшний урок по теме «Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова «Человек на часах» являлся заключительным уроком в системе уроков по разделу «Творчество Н.С.Лескова».

Цели:

Образовательные:

    Выявить с учащимися основные проблемы рассказа Н.С.Лескова

    Определить идею произведения

Развивающие:

    Развивать навык работы с текстом художественного произведения

    Развивать умения учащихся определять позицию автора в произведении

    Обогащать словарный запас учащихся

Воспитательные:

    Воспитывать чувство истинного патриотизма на примерах классической литературы

    Воспитывать культуру речи

    Воспитывать умение слушать ответы одноклассников, давая им возможность высказать свою мысль.

Методические приемы: для реализации учебного материала были использованы следующие методы обучения:

Аналитическая беседа;

Выразительное чтение;

Проблемный вопрос;

Комментированное чтение

Пересказ

Рассказ с элементами беседы

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока.

Это урок внеклассного чтения.

Этап 1. Мотивация учебной деятельности.

Мотивация данного этапа была достигнута с помощью эмоционально – окрашенного обращения к учащимся – вступительного слова. Настрой учащихся на урок и их настроение проанализировано с помощью методики «Пейзаж» с использованием средств ИКТ, где дети учатся сравнивать своё внутреннее состояние с изображением на картине.

Этап 2. Целеполагание и определение темы урока.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Реализация данного этапа осуществлялась постановкой конкретных целей перед учащимися, объяснение их деятельности на уроке. На данном этапе идёт реализация воспитательной задачи - воспитывать чувство истинного патриотизма, Воспитывать умение слушать ответы одноклассников, давая им возможность высказать свою мысль.

Этап 3. Изучение нового материала и систематизация знаний. Создание проблемной ситуации

На данном этапе использовалось ИКТ – презентация для характеристики исторической эпохи. Систематизировали знания – составили цепочку основных событий произведения. Проверка домашнего задания осуществлялась в форме беседы и рассказов учащихся. Для более конкретного представления литературных героев использовалось выборочное чтение, метод сравнения, что позволило провести двигательную активность учащихся – они выходили к доске.

Этап 4 .Гимнастика для глаз.

Этап 5. Стадия осмысления.

Выразительное чтение отрывков произведения. Создание проблемной ситуации, которая была разрешена учащимися.

Этап 6. Стадия рефлексия.

Рефлексия урока произведена с помощью обращения к эпиграфу урока. Использовала ИКТ – выводы по уроку сформулировали совместно с учащимися. Заполнили листы самооценки.

Этап 7. Домашнее задание.

Предложила детям выполнить творческое домашнее задание. Оно, я думаю, не вызовет затруднений у учащихся, потому что ребята на уроке выяснили основные нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова

Межпредметная взаимосвязь осуществлялась с уроками русского языка, истории.

Здоровьесберегающие приёмы – это гимнастика для глаз, двигательная активность при выполнении задания на сравнение.

Национально – региональный компонент осуществлялся в начале урока во время демонстрации фото степи.

На уроке были использованы методы по виду источника информации:

Словесные, практические, наглядные, самостоятельная работа, презентация.

Формы познавательной деятельности: групповые, индивидуальные.

Средства обучения: наглядные, технические, дидактические.

Все эти методы, формы и средства помогали осуществить дидактические задачи.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий, поэтому была создана компьютерная презентация.

С воспитательной точки зрения урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.

На уроке формировались все универсальные учебные действия – личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Человек на часах” лежит нравственная проблема. Это проблема человеческого долга. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, оказывается перед сложнейшим выбором. Стоя на часах у будки, он видит тонущего в ледяной воде Невы человека. Кругом ночь. Долг человечности и людской совести зовут солдата спасти тонущего. “Непослушное сердце” – так ощущает его Постников.

Но покидать пост часовому ни в коем случае нельзя. Его ждут суровое наказание, трибунал, каторга, вплоть до расстрела.

Во времена царя Николая I России в войсках были приняты такие правила. Долг службы и страх держат солдата на месте. В итоге солдат не выдерживает, вытаскивает тонущего из воды, и, разумеется, попадается начальству.

Композиция рассказа Н. Лескова “Человек на часах” построена хронологически. Сначала это ощущения самого Постникова, стоящего перед выбором. Затем описываются дальнейшие действия его начальства. Автор иронично пишет, как воспринимают известие о спасении человека: “Беда! Страшное несчастие постигло!”. И начинается возня карьеристов, для которых главное – не наградить спасителя, а скрыть сам случай того, что солдат покинул пост.

Художественными приемами Лескова преимущественно являются ирония, иногда сарказм.

Идея рассказа Н. Лескова “Человек на часах” – нелепость и бесчеловечность системы, которая построена на страхе и “показухе”. В такой системе живое, человеческое отступают на задний план, а главное – формальности, “вид”.

Бессовестным образом полицмейстер и подполковник, Кокошкин и Свиньин “заметают следы” подвига часового. Медаль о спасении присваивается другому человеку. Это офицер, который “засек” Постникова “на месте преступления”. Они обманывают даже самого спасенного, который хочет помолиться за спасителя в храме.

Тема рассказа Н. Лескова “человек на часах” – тема совести, тема человечности, тема свободы, тема бездушного формализма.

Центральные образы рассказа “Человек на часах”: это образ самого Постникова, человека, верного как долгу, так и человечности. Он по-христиански смирен и терпелив, видимо, даже его фамилия выбрана автором не случайно. Постников способен жертвовать собой ради другого. Это простой и забитый человек, он искренне считает, что “Богу и государю виноват”, отойдя от никому не нужной караульной будки и спасши человеческую жизнь.

Также интересен образ Свиньина. Это тип человека, погрязшего в формализме. Его фамилия тоже из разряда “говорящих”. Больше всего Свиньина интересуют карьера и мнение о нем начальства. Он сначала сажает Постникова в карцер, а потом приказывает наказать палками: мол, и так легко отделался. Спасение человека он презрительно называет “гуманерией”. Свой абсурдный приказ подполковник покрывает пустословием: “нечего разводить либеральные идеи!”.

Вынужден повиноваться ему и капитан Миллер. Этот умный человек, один из окружающих его военных туполобов, уважает подвиг Постникова, может быть, больше, чем сам солдат. Но формальный долг опять-таки велит ему слушаться старших по званию, и он наказывает Постникова. Уважение к формализму власти в конце рассказа проявляет и епископ, духовное лицо.


Анализ рассказа Н. Лескова “Человек на часах”

Related posts:

  1. Когда я читал произведение Николая Лескова “Человек на часах”, то размышлял о правилах. Правила ведь придумали для того, чтобы облегчить людям жизнь. Но иногда начинается...
  2. В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Старый гений” лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт...
  3. Читая рассказ Николая Лескова “Старый гений”, я подумал: ничего не поменялось в России за двести лет. Как богатые обижали бедных, так и обижают. Как жили...
  4. Рассказ “Потомки солнца” опубликован в первой части хрестоматии для XI класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством “Просвещение”. В 20- 30-е...
  5. Рассказ “Свидание” относится к циклу рассказов “Записки охотника”, написанных в разное время, но объединённых тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые...
  6. Рассказ “Чистый понедельник” удивительно прекрасен и одновременно трагичен. Встреча двух людей приводит к возникновению прекрасного чувства-любви. Но ведь любовь – это не только радость, это...
  7. Порядочность – это такая черта характера, за которую мы высоко ценим человека. Порядочный человек, прежде всего, честный и открытый, он руководствуется совестью в своих поступках...
  8. Это сочинение можно использовать как образец сочинений на следующие темы: Культурный человек – кто он? Кто такой культурный человек Очень часто мы сталкиваемся с таким...
Анализ рассказа Н. Лескова “Человек на часах”

Тема: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах» (1887 г.)»

Цели:

Образовательные:

· Разобрать с учащимися основные проблемы рассказа Лескова

· Определить идею произведения

· Установить связь данного рассказа с ранее изученным сказом о тульском Левше

Развивающие:

· Развивать навык работы с текстом художественного произведения

· Развивать умения учащихся определять позицию автора в произведении, роль иронии в раскрытии идеи

· Обогащать лексикон учащихся (знакомство с новыми словами «гуманизм», «либерализм»)

Воспитательные:

· Воспитывать чувство истинного патриотизма на примерах классической литературы

· Воспитывать культуру речи

· Воспитывать умение слушать ответы одноклассников, давая им возможность высказать свою мысль.

Оборудование:

Для учителя:

· Конспект урока, текст рассказа, портрет писателя (на доске), доска с ключевыми датами эпохи 20-30-х годов Х1Х века, мультимедийный проектор, экран, компьютер, дискета с фотографией памятника Лескову

Для учащихся:

· Текст рассказа, письменные принадлежности, тетрадь, дневник

Конспект урока

Этапы урока

Примерные ответы

учащихся

Примечание

Организационный момент

Не забудьте приготовить тетради, дневники, текст рассказа «Человек на часах»

Постановка целей урока

Определение темы урока

Запишем в тетрадях тему урока: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах»

Создание проблемной ситуации

Вы прочитали рассказ. Кратко ответьте, о чём рассказ?

Каждый герой в этом рассказе стоит перед проблемой выбора, назовите героев.

Поступок каждого героя характеризует его с нравственной точки зрения. Попробуем разобраться в причинах поступков каждого героя, но прежде познакомимся с характерными чертами той исторической эпохи, о которой идёт речь в рассказе.

О том, как караульный спас утопающего посредством нарушения приказа.

Постников, офицер инвалидной службы, Миллер, Свиньин, Кокошкин, владыка.

Вступительное слово учителя

Знакомство с исторической эпохой:

Докажите текстом: когда и где произошёл рассказанный автором случай?

Какие события совершались в непосредственной близости от этой даты?

Наступила эпоха всеобщего страха. Жандармы держали под наблюдением всю страну, большинство боялось хоть чем-нибудь разгневать царя. Провинившихся хоть в чём-нибудь солдат избивали палками, прогоняя сквозь строй, а офицеры следили, чтобы солдаты били своего товарища изо всех сил. Часто после таких наказаний человек умирал. Простой человек чувствовал своё полное бесправие.

В основе рассказа лежат действительные события.

«Зимою, около Крещения...»

В 1839 году, в Петербурге

Да, в рассказе упоминаются исторические персонажи:

Миллер Николай Иванович – генерал-лейтенант, директор Александровского лицея в период царствования Николая 1.

Кокошкин Сергей Александрович – в 1830 году был петербургским обер-полицмейстером, потом сенатором.

Упоминание о великом князе и императоре.

1825 год – смерть Александра 1, восстание декабристов

1826 год – коронация Николая 1 (организован постоянный надзор за недовольными царской властью, ужесточение цензорской службы, организация третьего отделения полиции, следившее за простыми людьми)

1837 год – смерть Пушкина, стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова, ссылка Лермонтова

1841 год – смерть Лермонтова

Даты заранее написаны на доске, дети называют события

Проверка домашнего задания

Коротко перескажите текст

опрос нескольких учащихся: один начинает, другие продолжают

Работа с текстом

Работа со 2 главой:

Что мы узнаём об условиях караульной службы Постникова?

Работа с 4 главой:

Как оценивает Лесков эпоху царствования Николая 1?

В чём заключалось для Миллера «страшное несчастье»?

Какая черта характера Постникова заставила его покинуть пост и спасти тонущего?

Может ли такими качествами обладать военный? (По мнению автора и по мнению других героев рассказа)

Как называет Свиньин таких людей?

Знакомство с понятием «гуманизм». Подберите синоним.

А как вы считаете, прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас утопающего? Почему?

Анализ образов других героев:

Чем озабочены Миллер, Свиньин и Кокошкин? Что их объединяет?

Какой выход был найден?

Зачем Кокошкин пошёл на хитрость, ложь, передёргивание фактов?

Что означает данный фразеологизм?

Кто на самом деле вышел сухим из воды (в прямом и переносном смысле этого фразеологизма)?

А кто понёс наказание?

Почему Свиньин беспокоится, чтобы Постников прошёл через строй молодых солдат?

В чём заключается ужас ситуации?

«Пора была самая тихая и безмятежная»

«Страшное несчастье» (3 глава)

Караульный покинул пост (пусть даже тот, которому ничто не угрожало)

«Очень чувствительный», «сердце очень непокорное», «истерзался сердцем»,

Автор с тоской говорит, что «гуманность» Миллера «вредила ему по службе во внимании высшего начальства» (глава 2), без симпатии даёт обличительную характеристику «службисту» Свиньину (7 глава). Лесков показывает, что хорошую военную карьеру делают только те, кто не заражён «гуманизмом».

«слабые офицеры», «люди распущены»

Человеколюбие, сострадание.

На стороне Постникова.

Человек может утонуть, а будка не убежит.

Прав, т.к. хоть и понимал, что спасая жизнь тонущему, губит себя, но иначе поступить не может. И не прав, т.к. нарушил присягу, оставив свой пост.

Как представить случившееся с наименьшими для себя отрицательными последствиями.

Награждение другого, офицера инвалидной роты, воспользовавшегося ситуацией в угоду себе.

Из страха перед царём. Хотел «выйти сухим из воды».

Благополучно для себя завершить какую-либо неприятную историю и суметь доказать свою непричастность и невиновность.

Лжегерой-офицер, получивший награду за подвиг; Миллер и Свиньин, которые отделались лёгким испугом; Кокошкин, удовлетворённый тем, что к нему, как к влиятельному лицу, обратились и он всех «прикрыл».

Постников наказан в полной мере

Они не испорчены либерализмом

Сцена в госпитале – ложная забота о солдате

Постников в самом деле доволен и благодарен, потому что, сидя 3 дня в карцере, он ожидал гораздо худшего.

«Я думаю о тех людях, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было»

«Рассказ о святом порыве любви и не менее святом терпении»

Объяснить слово «либерализм»

Определение идеи рассказа

Что же такое: уметь делать добро?

Что для Постникова было невыносимее всего?

А остальные герои рассказа, эти гуманисты и службисты? О ком думают они?

(Дополнительно): Есть ли в рассказе говорящие фамилии? Прокомментируйте.

О чём хотел сказать читателям в этом рассказе Лесков?

Запишем идею рассказа в тетрадь

Это значит - не уметь делать зла.

Слышать крики и мольбы о помощи и не помочь.

Человек, который думает о другом человеке.

Только о себе, находя оправдания, прикрываясь службой.

Постников, Свиньин

В государстве, в котором всё построено на страхе людей за собственное благополучие, проявление человеколюбия создаёт помеху и опасность для тех, кто стоит у власти, люди перестают понимать, где добро, а где зло . Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло. Лесков предупреждает, что если человеколюбивый поступок вызывает сомнение, то это значит, что надо остановиться и задуматься: почему наша жизнь идёт неправильно?

Записывается то, что подчёркнуто

Подведение итогов урока

В России, в городе Орле, есть памятник Лескову. (Как вы думаете, почему именно там?)

Памятник стоит рядом со зданием гимназии, в которой учился Лесков. Памятник необычный: это целая скульптурная композиция. В центре площади изображён сам писатель. Он сидит на диване в спокойной позе. По краям площади на отдельных постаментах стоят скульптуры.

Как вы думаете, что они изображают?

Угадайте одного, который там точно есть.

Как вы думаете, почему?

Как вы думаете, есть ли что-то, что может объединить сказ о тульском Левше и рассказ «Человек на часах»?

Орёл - родина писателя.

Это изображение героев произведений Лескова.

Среди них есть и Левша.

Левша – обобщённый образ простого русского человека, переживающего за судьбу Родины.

Да, Лесков затрагивает проблему нравственного поступка человека, проблему власти в России в Х1Х веке

Демонстрация памятника и фотографий музея Лескова в г. Орле

Домашнее задание

1. Индивидуальное сообщение о биографии А.П. Чехова

Объявление оценок

1. За пересказ

2. За работу с текстом

3. За участие в коллективной беседе

Используемая литература:

1. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комисарова Е.В. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «торгово-издательский дом «Русское слово» - РС», 2000.

2. Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Ипполитова Н. А. и др. Уроки литературы: 6 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2009.

3. Лесков, Николай Семенович - Материал из Википедии - свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

«Человек на часах» был написан в 1887 году и опубликован в журнале «Русская мысль». В первой части автор, описывая событие, положенное в основу произведения, называет его одновременно трогательным и ужасным для главного героя. Отчасти его можно считать историческим анекдотом, а вымысла «нет нисколько».

Название рассказа появилось не сразу: в письме редактору Лесков именовал свое произведение «Погибавший» или «Спасение погибавшего». Окончательный вариант придал более широкий смысл произведению. Автор не просто описывает заурядный случай из жизни большого города, упоминая исторические имена. Рассказ «Человек на часах» - постановка и своеобразное разрешение философской проблемы понимания человеком его долга.

Доблесть и воинские подвиги всегда были в чести на Руси. Многие сразу вспомнят имена русских богатырей или великих полководцев. Однако Николай Семенович Лесков переносит действие своего рассказа о подвиге русского солдата в мирное время. Возможно, поэтому так долго он описывает тишину и необычайное спокойствие, которые царили на улицах Петербурга в тот момент, когда солдат Постников в первый раз услышал крики о помощи, доносившиеся из иорданской полыньи.

Часовой испытывает внутренний конфликт: броситься на помощь пострадавшему, но для этого оставить пост, или остаться на посту, твердо зная, что человек погибнет в ледяной купели. Уйти часовому с поста означало не просто нарушить присягу. За такой проступок солдата ждало суровое наказание: трибунал, каторга, а то и расстрел. Такие жесткие правила были введены в армии во времена правления Николая I.

Постников очень долго не решается помочь тонущему: его сдерживают долг службы и страх за свою собственную жизнь. И хотя, как пишет Лесков, «караул в тогдашнее время и не представлял ничего опасного», потому что ничего особого не требовалось, кроме «точного стояния на постах», а государь Николай Павлович уже вернулся с прогулки и давно видел третьи сны, в любой момент мог появиться проверяющий, и тогда часовому было несдобровать.

Однако человечность берет верх, потому герой совсем «истерзался сердцем», и молодой солдат оставляет свой пост, чтобы не дать сгинуть человеку в ледяном безмолвии Петербурга. Солдат сбежал вниз, к иорданской проруби, протянул утопающему приклад ружья и за штык вытащил его на твердый лед. Несчастный был мокрым и обессиленным, и Постников не бросил уставшего и замерзшего человека, а вывел на набережную, чтобы передать кому-нибудь, проезжавшему мимо.

На беду, таким проезжавшим оказывается офицер придворной инвалидной команды. Постников объяснил, что этот человек тонул, офицер его посадил в свои сани и увез, а часовой, как и положено, опять стал в будку. Офицер же сказал приставу, что это он спас тонущего, чем вызывал легкое недоумение (как он мог выйти сухим из воды), поэтому стали наводить справки.

А вот Постникова ждало много неприятностей. Все уже знали, что он оставил пост ради спасения. Его непосредственный начальник Н. И. Миллер стал советоваться с более опытным - подполковником Свиньиным. Тот не был бессердечным человеком, но был «службистом», то есть ставил во главу угла дисциплину и за всякое нарушение требовал наказания. Поэтому он распорядился посадить в карцер рядового Постникова, а потом решил безотлагательно доложить обо всем обер-полицмейстеру Кокошкину, в лице которого многие военные находили себе «могущественного и усердного защитника».

Генерал отреагировал по-деловому: он отдал распоряжение встретиться со всеми участниками истории, опросил потерпевшего (но тот в беспамятстве не смог узнать своего истинного спасителя), прочитал протокол, встретился с инвалидным офицером, пообещав ему награду за спасение утопавшего. Возможно, потому что перед этим долго не спал, возможно, потому что не было необходимости «усердно защищать» обычного рядового, но Кокошкин не придал значения словам пристава о том, что не мог спаситель быть сухим, а о первоначальной информации Свиньина совсем забыл, отправив его «спокойно почивать».

На следующий день он действительно вручил медаль инвалидному офицеру, и о деле часового можно было бы наконец забыть, но Свиньин «чувствовал в нем какую-то незаконченность» и, вспомнив через три дня о томившемся в карцере бедолаге Постникове, все-таки приказал высечь его перед строем «двумястами розог».

Изумленный Миллер призвал пощадить и простить бедного солдата, но услышал упрек в «не идущей военному человеку мягкости» и получил приказ присутствовать при экзекуции лично, обещав и самому приехать. Так и получил свою «награду» несчастный часовой: был высечен «при усердном содействии новоприбывших из армии молодых товарищей». Уже лежа в полковом лазарете, Постников абсолютно искренне поблагодарил военных начальников за «отческую милость», потому что, сидя трое суток в карцере, рассчитывал, по меньшей мере, на каторгу, а то и расстрел.

Унижение человеческого достоинства и торжество произвола усиливает присутствие владыки, в образе которого современники Лескова увидели портрет митрополита Филарета Дроздова. «Владыко» уверяет Свиньина, что «неполная истина не есть ложь». Более того, он «тихо журчащей речью» заверил полковника, что наказание для Постникова было гораздо лучше награды, ведь «воину претерпеть за свой подвиг унижение и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком».

Позиция автора ясно выражена в последней главе: с иронией пишет он, что если бы ему была дана возможность проницать тайны бытия, то он мог бы знать, доволен ли бог «поведением созданной им смирной души Постникова». Но, причисляя себя к смертным, автор с уверенностью может утверждать только одно: всегда будут добрые люди, не ждущие награды за свои поступки. Именно у таких людей и нужно учиться человечности, милосердию, состраданию. И одна человеческая жизнь подчас дороже присяги, дороже любых наград и чинов.

Рассказ написан в 1887 году и опубликован в апреле того же года в журнале «Русская мысль» под заглавием «Спасение погибавшего». Героя рассказа - солдата Постникова писатель относил к «праведникам», то есть к типу положительного характера, каким он представлялся Лескову.

В письме к редактору журнала «Исторический вестник» в апреле 1887 года он пишет: «...я советовал бы присоединить к тем двум («Кадетский монастырь» и «Скоморох».- Л. К.) еще «Спасение погибавшего» из «Русской мысли», ибо он тоже относится к «праведникам», - не велик, довольно всем нравится и нигде, кроме московского журнала, неизвестен... Мне бы очень хотелось, чтобы все эти добряки собрались вместе, и это как раз составит томик («Кадетский монастырь», «Скоморох» и «Погибавший...»)».

Последний вариант названия рассказа - «Человек на часах» («Человек на часах (1839 г.)») -- придал ему более широкий, обобщающий смысл, точнее выразил направленность произведения: у Лескова это не простое описание заурядного случая из жизни большого города, а постановка и своеобразное решение философской проблемы - человек и его долг.

Хроникальная форма рассказа (упоминание исторических лиц - Свиньина, Миллера, императора, митрополита и других, а также указание на год и даже на время года, когда произошли описываемые события: «зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге»), является, с одной стороны, привычным для писателя средством художественного изображения, придающим видимость исторической достоверности, а с другой - призвана отвлечь внимание цензуры от актуального характера произведения.

Событие, о котором говорится в рассказе, по словам писателя, «трогательно и ужасно», хотя ни один из его участников не лишается жизни.

«Ужас» случившегося заключается в том, что из-за бездушия существовавших в то время законов попрано и унижено человеческое достоинство, нарушены нормы справедливости, что, по убеждению писателя, едва ли не хуже самой смерти.

Торжество неправды и зла благословляет «владыко», в образе которого Лесков не просто скопировал портрет митрополита Филарета Дроздова, а сатирически изобразил тип церковнослужителя - ханжи и приспособленца.

«Неполная истина не есть ложь», - утешает «владыко» подполковника Свиньина. «Воину претерпеть за свой подвиг унижения и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком».

Сам же писатель на стороне униженных. Он не только оправдывает, но и приветствует поступок солдата Постникова, оставившего пост у императорского дворца ради спасения тонущего в реке человека.

Проясняя идею рассказа, Лесков в заключении говорит о том, что он имел в виду «тех смертных, которые любят добро для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было».

С. 419. Миллер Николай Иванович (ум. в 1889 г.) - генерал-лейтенант, инспектор, затем директор Александровского лицея.

Кордегардия - гауптвахта, караульная.

Заливается - здесь: тонет.

С. 424. ...тогда еще не совсем вывелся «гуманизм»...- намек на сохранившиеся в обществе декабристские настроения.

С. 435. Проницательный владыко - речь идет о московском митрополите Филарете Дроздове.

Источники:

  • Лесков Н. С. Повести и рассказы / Сост. и примеч. Л. М. Крупчанова.- М.: Моск. рабочий, 1981.- 463 с.
  • Аннотация :В книгу вошли: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и другие произведения Н. С. Лескова.



error: