Шилов николай - управление культуры курганской области. Наиболее заметные публикации

Ветвь Николая Алексеевича (Шиловы - Стечкины).

Вера Николаевна (рожд. Абрикосова) и Николай Александрович Шиловы.

Вера Николаевна (рожд. Абрикосова , дочь Н.А. Абрикосова , внучка А.И. Абрикосова ) Шилова (1875 - 1942), училась в одной гимназии и дружила с Натальей Сергеевной Шереметьевской, будущей супругой Великого князя Михаила Александровича (1878 - позже 1918 года), Императора Михаила II, ставшей впоследствии - графиней Натальей Сергеевной Брасовой (1880-1952).

Вышла замуж в 1897 году за Шилова Николая Александровича (1872-1930), одного из основоположников теории противохимической защиты, профессором Академии химической защита РККА.


Вера Николаевна Абрикосова и Николай Александрович Шилов в день свадьбы.
Москва, Малый Успенский переулок. 1897 год.

Николай Александрович Шилов , известный химик, занимался сопряженными реакциями окисления, вопросами адсорбции газов и электролитов на угле (в связи с проблемой химзащиты), фотографическими процессами.
В 1895г. закончил Московский университет, работал в лаборатории Н.Д.Зелинского, работал в физико-химической лаборатории Освальда в Лейпциге (1896-1897 и 1901-1904). Преподавал в Московском университете, в Московском Высшем техническом (инженерном) училище и в Московском Коммерческом институте.

С 1910 г. профессор. В 1911г. вместе с другими профессорами покидает университет в знак протеста против реакционной политики министра Кассо. В 1912 едет в лабораторию Кюри, а в 1914 - в лабораторию Резерфорда с целью не только поработать, но и закупить оборудование для радиологической лаборатории Коммерческого института.
Первая мировая война нарушили все планы - закупленное оборудование погибло на пути в Россию. Шилову с семьей удалось вернуться домой через Швецию.

В 1915г. Московское отделение Русского физико-химического общества поручило разработку способов противогазовой защиты Зелинскому, Шилову и Хлопину.
В сентябре 1915г. Н.А. Шилов создает передвижную химическую лабораторию и выезжает на Западный фронт.


Н.А. Шилов, 1915 год.
Штаб Главнокомандующего Армиями Западного фронта.


Н.А. Шилов был страстным путешественником, бывал во многих странах мира. Оставил большую коллекцию снятых им стереофотографических снимков.

Библиография:
Н.Н.Ушакова Николай Александрович Шилов. Из-во "Наука" М. 1966
Сборник Николай Александрович Шилов. К столетию со дня рождения. Под ред. М.М.Дубинина Военная Академия химзащиты, М. 1964.
Б.М.Беркенгейм, Н.И.Семенов, Серпинский Журнал физ. химии т.29 вып. 9 1955г.
Успехи химии т.15 вып.2 1946
Научное творчество Шилова. Труды института истории естествознания и техники т.12 1956г.

Вера Николаевна и Николай Александрович Шиловы.
Свадебное путешествие. Германия 1897 год

В.Н. и Н.А. Шиловы имели трех детей:
1. Ирина (1898-1958);
2. Марина (1908(?) - 1930). Детей не имела, умерла в возрасте 22 года;
3. Александр - умер ребенком в 10-летнем возрасте;


Ирина, Вера Николаевна (рожд. Абрикосова) и Марина Шиловы. 1912 год.


Вера Николаевна и Наталья Сергеевна Шереметьевская, в последствии графиня Брасова, поддерживали дружеские отношения вплоть до революции 1917 года, когда судьба их разлучила.
В 1914 году, по приглашению Натальи Сергеевны и Великого князя Михаила Александровича, Вера Николаевна с мужем Н.А. Шиловым и дочерью Ириной посетили великокняжескую чету в замке Небворт (Knebworth House) в 28 милях к северу от Лондона, где они тогда проживали.
Об этом посещении остались воспоминания записанные внуком Ирины Николаевны - Борисом Сергеевичем Стечкиным.

Ирина Николаевна (рожд. Шилова) Стечкина (1898-1958) , окончила Плехановский институт, преподавала на химическом факультете МГУ.

Муж Стечкин Борис Сергеевич (5 августа 1891 — 2 апреля 1969) — выдающийся русский, советский учёный в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года).

Борис Сергеевич Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. Среднее образование он получил в Орловском кадетском корпусе (1908), по окончании которого поступил на механический факультет Высшего технического училища в Москве, которое закончил в 1918 г. Профессор Н.Е. Жуковский обратил внимание на способного студента и пригласил его работать на кафедре после окончания МВТУ. В 1921 году Стечкин избирается профессором.
В 20-е годы Стечкин становится одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносит заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он публикует статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые формулируются принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники. Б.С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин.
Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б.С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером, С.П. Королёвым , А.Н. Туполевым, А.А. Микулиным, и др.


Академик Б.С. Стечкин

В начале 1930 года стал зам. директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ). Арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии.
Б.С. Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА им. Жуковского, Института двигателей АН СССР, первым директором которого он являлся.
Значительную часть научной деятельности Б.С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-27), МАИ (1933-37), ВВИА им Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).
Несмотря на свои достижения, Стечкин дважды пострадал от сталинских репрессий: в 1930—1931 и 1937—1943 годах находился в заключении, работая при этом в специальном техническом бюро. Это помешало поступлению в МГУ его сына — С. Б. Стечкина — впоследствии ставшего профессором этого университета. Стечкин упомянут в романе А.И. Солженицина «В круге первом», а также в книге воспоминаний Л. Кербера «Туполевская шарага».. В 1943 году Стечкин был освобожден после личной просьбы А. А. Микулина Сталину.


Океанский сухогруз "Академик Стечкин"
Спущен на воду в 1975 г.
Черноморское морское пароходство.

За свою научную и инженерную деятельность Б.С. Стечкин был удостоен многих правительственных наград: Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957 г.) и Сталинской премии (1946 г.), награждён 2-мя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.


Ирина Николаевна (рожд. Шилова) и Борис Сергеевич Стечкины.

Ирина Николаевна и Борис Сергеевич Стечкины имели трех детей:

1. Сергей Борисович (1920-1995);
2. Вера Борисовна (1922г.р.);
3. Ирина Борисовна (1932 г.р.).

1. Сергей Борисович Стечкин (1920-1995), окончил мехмат МГУ (1942г.), доктор физико-математических наук, профессор, работал в Математическом институте АН СССР.


Математик
Сергей Борисович Стечкин.

Женат первым браком на Екатерине Ивановне Стечкиной (Трифоновой) (1927-1987), окончила мехмат МГУ, редактор в издательстве Наука, зав редакцией (Физико-математическая литература).


Екатерина Стечкина с сыном Борисом

Их сын:
1. Борис (1950 г.р.).
Борис Сергеевич Стечкин (1950г.р.), окончил мехмат МГУ (1973г.), академик Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, с.н.с. Математического института им. В.А. Стеклова.
Был женат на Ирине Львовне Ежовой (1948 г.р.), окончила философский факультет МГУ (1972 г.), полковник Генеральной прокуратуры РФ в отставке. (брак расторгнут). Детей не имели.


Математик,
Борис Сергеевич Стечкин.

Второй брак С.Б. Стечкина - Татьяна Васильевна Родославова (1948 г.р.), окончила мехмат МГУ (1972 г.),
Их дети:
1. Александра (1979 г.р.);
2. Валерия (1982 г.р.).
1. Александра Сергеевна (1979 г.р.), окончила педагогический институт им. В.И. Ленина, преподаватель математики в средней школе.
Имеет двух детей: Кира, Филипп.
2. Валерия Сергеевна Стечкина (1982 г.р.).
2. Вера Борисовна Пахомова (Стечкина) (1922г.р.), окончила Московский горный институт, преподавала в Горном институте.
Муж: Николай Корнеевич Пахомов (1917 -), летчик, штурман, участник Великой Отечественной войны, награжден орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. После войны на партийной работе. Работал в МГК КПСС.
Их дети:
1. Сергей (1947-2007);
2. Ольга (1951 г.р.).
1. Сергей Николаевич Пахомов (1947 — 2007). работал старшим лаборантом в институте им. Курчатова, художник-иллюстратор.
Первый брак: Гришанина Наталья Алексеевна (1951 г.р.).
Их сын :
Борис Сергеевич Пахомов (1974 г.р.), окончил библиотечный институт. Жена: Людмила Сергеевна Горшкова (1985 г.р.).
Их дети:
1. Вениамин (2001 г.р.)
2. Ярослав (2004 г.р.)
Второй брак: Ирина Александровна Розовская (1954 г.р.)
Их дети:
1.Николай (1986 г.р.),
2. Александр (1988 г.р.),
3. Мария (1992 г.р.).
2. Ольга Николаевна Пахомова (1951 г.р.) окончила психологический факультет МГУ, психолог, автор многих учебных пособий по детской психологии. Муж: Михаил Зельманович Темчин (1945 г.р.)
Их дети:
1. Анна (1972 г.р.),
2. Мария (1980г.р.).
1. Анна Михайловна Темчина (1972 г.р.) окончила Московский государственный открытый педагогический университет (МГОП), логопед-дефектолог. Муж: Евгений Романович Писаревский (1968 г.р.)
Их дети:
1.Вера (1993г.р.)
2.Татьяна (1997 г.р.)
3.Ирина (2004г.р.)
2.Мария Михайловна Темчина (1980 г.р.) Окончила РГГУ, педагог. Муж: Попов Артем Алексеевич (1965 г.р.)
Дочь: Марина (2008г.р.)
3. Ирина Борисовна Стечкина (1932 г.р.) окончила физфак МГУ (1956г.), кандидат физико-математических наук, 20 лет проработала в Физико-химическом институте им. Л.Я. Карпова. С 1980 г. работает в РНЦ «Курчатовский Институт», ведущий научный сотрудник.
Муж: Александр Алексеевич Веденов (1933-2008), окончил физфак МГУ (1956г.), доктор физико-математических наук, профессор, член корреспондент АН СССР, работал в Институте Атомной энергии им. И.В. Курчатова.


Ирина Борисовна Стечкина, Александр Алексеевич Веденов их сын Алексей.
1959 год

1. Алексей (1958 г.р.);
2. Ирина (1964 г.р.).
1. Алексей Александрович Веденов (1958г.р.), окончил, мехмат МГУ. Женат на Евгении Олеговне Стечкиной, окончила санитарный факультет Медицинского института.
Дочь: Алла (1986 г.р.), работает переводчицей.
2. Ирина Александровна Веденова (1964 г.р.), окончила мехмат МГУ, проживает в Канаде.
Первый брак: Юрий Витальевич Девяткин (1961 г.р.)
Их дети:
1. Леонид (1982 г.р.);
2. Михаил (1986 г.р.);
3. Ирина (1997 г.р.).
1. Леонид Юрьевич Девяткин (1982 г.р.), окончил философский факультет МГУ (2004 г.), кандидат философских наук, работает в Институте философии РАН.


Михаил Девяткин (В центре)

3. Ирина Юрьевна Девяткина (1997 г.р.), учится в школе, проживает вместе с матерью в Канаде.

Биографические данные и фотографии любезно предоставили - Ирина Борисовна Стечкина, Вера Борисовна Пахомова (правнучки Николая Алексеевича Абрикосова) и Борис Сергеевич Стечкин (праправнук Н.А. Абрикосова).

Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей и администрация Сайта выражает им искреннюю благодарность за предоставленные материалы.

Продолжение следует.
Июнь 2010 г.

________________________

Администратор сайта
Андрей Абрикосов.
E-mail: [email protected]

Потапова Настя — участник очных этапов городских конференций научно-исследовательских работ учащихся «Отечество» и «Интеллектуалы XXI века».

Тема работы: «Учение о мудрости и счастье для детей и взрослых. Поэт Николай Шилов», презентация и буклет, представленные на публичной защите.

Мероприятие проходило в школе №95.

Презентация:













Учение о мудрости и счастье для детей и взрослых.
Поэт Николай Шилов
Филология (литературоведение) (реферативно-исследовательская работа)

Введение

Если хочешь быть счастливым,
Если хочешь мудрым стать,
Надо яблоням и сливам
Утром «Здравствуйте!» сказать.
Из стихотворения Н. Шилова «Счастье»

  1. Николай Шилов – человек и поэт

1.1. Биографические сведения. Черты личности

Николай Петрович Шилов родился 12 апреля 1947 года в городе Щучье Курганской области в рабочей семье. Еще в школе начал писать стихи, некоторые из которых печатались в местной газете. Окончив восемь классов, продолжил образование в Челябинске в культпросветучилище, затем в Ленинградском институте культуры на театральном факультете. По окончании института Н. Шилов вернулся в Челябинск, с 1970 года стал преподавать в родном училище, далее с 1982 года в Институте культуры. С 1984 года являлся заведующим кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Важную роль в творческом пути Николая Шилова сыграла дружба с детским поэтом Львом Рахлисом. Вместе они создавали книги сценариев для воспитателей детских садов и учителей младших классов, придумывали разные интересные игры, конкурсы, шоу: «Цветик-семицветик», «Здравствуй, бабушкин сундук», «Школа Винни-Пуха» и другие. Шилов писал сценарии и к большим праздникам: по его сценариям проходили «День города», «Бажовский фестиваль», детский фестиваль «Хрустальная капель», вручение Народной премии «Светлое прошлое». «Праздники и стихи моя профессия!» Так сказал он о себе в одном из интервью .

Писать детские стихи Н. Шилов начал также по совету своего друга. По воспоминаниям Л. Я. Рахлиса, начало всему положила придуманная Шиловым и подаренная другу строчка «В небе тучек восемь штучек» .

Первые публикации Н. Шилова для детей появились в газете «Хроника». Далее – сотрудничество с журналом «Тропинка», где поэт вёл рубрику для самых маленьких «Детский сад». Начиная с 1997 года у Николая Шилова вышла целая библиотечка весёлых детских стихотворных книг: «Доктор Муха-горло-Нос», «Самсусам», «Посвящение в лягушки», «Лето в банках» и других, более десяти. Стихи Шилова издаются в Челябинске, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, в Белоруссии и даже в Америке. Многие из них стали песнями. Челябинский композитор Елена Поплянова положила на музыку около 60 стихотворений Н. Шилова. Литературное дарование поэта отмечено национальной премией имени Павла Бажова, премией «Золотая лира» и другими наградами.

С первых публикаций было заметно, что это оригинальный детский поэт «со знанием детей, со своим словом: веселым, образным, озорным». Его стихи интересны и маленьким детям, и их родителям, бабушкам, дедушкам. Настоящая литература для семейного чтения. Эти стихи «заставляют ребят думать нестандартно, фантазировать, радоваться неожиданным поворотам, богатству языка, юмору» . О том, что это человек с большим чувством юмора, говорит и его описание самого себя: «Шилов Николай Петрович – довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров. А вес – девяносто килограмм, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких» . По словам Л. Я. Рахлиса, Николай Шилов начал писать стихи для детей не случайно, потому что «сам был во многом, как ребенок доверчивый, отзывчивый, добрый, удивляющийся. Порою рассеянный, порою наивный» .

Николай Шилов ушел из жизни в 2010 году. А жизнь продолжается. Его замечательные, добрые, мудрые стихи находят все новых читателей-почитателей. В Челябинске теперь есть детская библиотека имени Николая Шилова. В Академии культуры и искусства в день рождения поэта проходит веселый фестиваль «Самсусам», посвященный Николаю Шилову.

1.2. Особенности творчества Николая Шилова

А вы знаете, кто такой Самсусам? Это же я! Поэт очень точно описал меня в своем стихотворении. Ведь мне никогда не сидится на месте, хочется бегать, скакать, кувыркаться, невзирая на увещевания мамы.

БЕЗУСЫЙ САМСУСАМ

Сам катает – Самокат,
Сам летает – Самолёт,
Самосвал – сам валит,
Самовар – сам варит.
А безусый САМСУСАМ
Всё-превсё умеет сам.
Этот шустрый человек –
Самопрыг и самобег,
Самобряк и самотоп,
Самосвист и самохлоп,
Самоброс и самохват,
Самолёт и самокат!

А в стихотворении «Капустный пирог» я сразу узнала свою подругу, которая любит повредничать, поддразнить родителей (см. текст в Приложении I). Поэт в своих произведениях демонстрирует отличное знание самой сущности ребенка, его психологии. Иногда Н. Шилов даже придумывает новые слова, которые создают образ персонажа произведения. Самсусам – «самопрыг и самобег, самобряк и самотоп…» . Ранец – «дранец, терянец, швырянец и катанец» . Страшный зверь – «Дедушкиношапочный, бабушкинотапочный, папинохалатный, шоколадноядный» . В стихотворении «Пчела» используются звукоподражательные приемы, чтобы показать трудолюбивое насекомое: «…Я прошу прошшения жа проижношшение – у меня шейчаш жабот, ижвините, полон рот.»

Частые персонажи стихотворений Шилова – животные, насекомые, растения, даже явления природы (Погода, Тучка, Дождь и т. п.), неодушевлённые предметы Пылесос, Трактор и т. д. По жанрам их можно определить как стихи-зарисовки, стихи-загадки, стихи-считалки, стихи-игры. Есть и колыбельная. Все они легко запоминаются благодаря ритмичности и яркой образности, понятной и близкой детям.

Из произведений Н. Шилова видна его любовь к природе, меткая наблюдательность. Несколькими штрихами точно описан гроза садов и огородов одуванчик в одноименном стихотворении .

К весёлому содержанию стихов Н. Шилова, которое сразу повышает настроение, я бы добавила важное воспитательное значение. Поэт учит нас любить природу, бережно относиться к ней, как и ко всему окружающему. Яркий пример – стихотворение «Заботы» .

Если речку не беречь,

Перестанет речка течь.

Зарастет высокою

Острою осокою.

Если печку не беречь,

Перестанет печка печь.

И печнина сдобная

Станет несъедобная.

Если книжку не беречь,

Пропадёт родная речь.

Сказки со считалками

Назовут молчалками.

Мне всего лишь пятый год,

А забот, забот, забот…

Стихи «Собака и кошка» – о доброжелательном отношении друг к другу; в «Блинопаде» в шутливо-фантастичной истории автор борется против слов-сорняков в нашем родном языке:

…Все ребята как один

Говорили слово «блин».

«Блин, приветик»,

«Блин, жара»,

«Блин, я в цирке был вчера».

Вот заслуженный артист

Супериллюзионист,

Рассердившись на ребят,

И устроил блинопад.

Поэзия Николая Шилова научит детей и тому, каким не надо быть. В стихотворении «Шалопай Шалопаевич», о котором даже «язык говорить отказалович», вновь используются звукоизобразительные приемы и необычное словообразование. Почти каждая строчка оканчивается звуками «ич», словно одергивая хулигана, «плеваловича» и «грубиловича» . Совсем не хочется походить на него!

В стихотворении «Счастье» содержится простой и ясный рецепт мудрости и счастья для всех-всех людей . Его фрагмент я выбрала эпиграфом к данному исследованию.

  1. Приобщение учащихся МБОУ СОШ № 81 к литературному наследию

Н. Шилова

2.1. Николай Шилов – поэт для всей семьи

В кратком предисловии к сборнику своих стихов «Если падаешь с луны» Николай Шилов написал: «[Эта книга] не только для старшего дошкольного и младшего пенсионного, но и для среднего пап-маминского возраста» . Таким поэт видел круг своих читателей. Его стихи действительно для семейного чтения, во время которого можно и посмеяться вместе, и поплакать, и даже поспорить. Совместно проведенное время повысит интерес детей к чтению, как это происходит в нашей семье. «Если в увлекательном процессе чтения ребенка будет сопровождать взрослый – счастливы будут оба!» Такова главная идея создателей книг Николая Шилова. Взрослые помогают нам, детям, не только получить общее впечатление от прочитанного, но и в обсуждении задуматься над содержанием, выделить главную мысль. Такое воспитание поэтическим словом понятнее любого скучного и строгого назидания.

В программе начальной школы знакомству с творчеством поэтов родного края отводится мало времени. По моему мнению, книги замечательного поэта для всей семьи Николая Шилова должны быть на книжной полке в каждом доме, чтобы помочь нам быть добрыми, заботливыми, счастливыми, мудрыми.

А значит – сделать мир лучше.

2.2. Социологический опрос

Изучив биографию Николая Шилова и его произведения, я решила провести анкетирование моих одноклассников, чтобы выявить степень их знакомства с творчеством нашего земляка, а также впечатление, которое создаётся при чтении его стихотворений.

При анкетировании были заданы следующие вопросы:

  1. Читаете ли вы в свободное время, самостоятельно или с родителями (семейное чтение)?
  2. Каких поэтов вы знаете?
  3. Знакомы вам стихи поэта Николая Шилова?
  1. Понравились вам эти стихи?
  2. Какие наблюдения и выводы можно сделать о персонажах и сюжетах стихотворений Николая Шилова?
  3. Вам захотелось ближе познакомиться с творчеством поэта?

Полный текст анкеты см. в Приложении 1.

В анкетировании приняли участие учащиеся 2В класса МБОУ СОШ № 81, всего 24 человека. Результаты моего анкетирования оказались следующие:

  • Читают в свободное время 22 человека.
  • Среди знакомых поэтов большинство назвали А. Пушкина,

Ф. Тютчева, С. Есенина, Д. Хармса, Я. Акима, 1-2 человека назвали К. Чуковского, Б. Заходера, И. Пивоварову.

  • Знакомство с произведениями Николая Шилова отметил 1 человек.
  • Понравились прослушанные стихи Н. Шилова всем анкетируемым.
  • Все отметили радостное, весёлое настроение после прослушанных

стихотворений.

  • Многие анкетируемые сделали выводы о весёлых, смешных и необычных сюжетах стихотворений и о персонажах – насекомых, животных, явлениях природы.
  • Высказали желание познакомиться ближе с творчеством поэта 22 человека.

Из результатов анкетирования можно сделать вывод, что знакомство моих одноклассников с поэзией в основном ограничено рамками школьной программы, но поэзия Николая Шилова заинтересовала их, создала весёлое настроение, вызвала желание познакомиться ближе.

Заключение

В ходе данного исследования автором были изучены биография и черты личности челябинского поэта Николая Петровича Шилова, выявлены особенности и воспитательное значение его поэтического творчества. Данные социологического опроса (анкетирования), проведённого среди учащихся 2В класса МБОУ СОШ № 81, подтвердили высказанную во Введении гипотезу о значении творчества Н. Шилова для младших школьников. Оно вызывает интерес, поднимает настроение, будит воображение и фантазию. Кроме того, чтение произведений поэта может стать одной из форм проведения семейного досуга.

Автор данной работы уверен, что детская поэзия нашего земляка Николая Шилова заинтересует и учащихся других начальных классов. С целью повышения интереса к литературному наследию поэта можно предложить такие направления работы, как:

  • Конкурс чтецов на материале поэзии Н. Шилова среди учащихся.
  • Конкурс докладов, проектов, викторин о жизни и творчестве поэта.
  • Музыкальная гостиная на материале песен на стихи Н. Шилова.
  • Фестиваль семейных театрализаций стихотворений Шилова.

Подобные мероприятия сыграют важную роль в повышении интереса учеников начальных классов к чтению в целом, к проектно-исследовательской деятельности, во взаимодействии семьи и школы. Они станут прочной ступенькой в изучении родного края, в приобщении к культурному наследию южноуральцев.

Список использованной литературы

  1. Николай Шилов // Краткая история челябинской детской литературы / [редкол.: Т.О.Бобина и др.]. – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2013. – С.132.
  2. Синецкая, Т.М. Шилов Николай Петрович / Т.М.Синецкая // Челябинск: Энциклопедия. – Изд. испр. и доп. – Челябинск: Каменный пояс, 2001. – С.1028.
  3. Шилов, Н.П. Безусый Самсусам: стихи для детей. – Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2001. – 56 с.
  4. Шилов, Н.П. Диалоги Петрова: стихи для детей. – Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2007. – 24 с.
  5. Шилов, Н.П. Если падаешь с луны: для семейного чтения. – Челябинск: ООО «АЛИМ»; Изд-во Марины Волковой, 2008. – 48 с. – (Серия «От 7 до 12»).
  6. Шилов, Н.П. Лето в банках: стихи для детей. – Челябинск: MPI, 2006. – 104 с.
  7. Шилов, Н.П. Посвящение в лягушки: стихи для детей и взрослых. – Челябинск: АвтоГраф, 2001. – 45 с.
  8. Шилов, Н.П. Три дождя тому назад: стихи для детей. – Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2006. – 36 с.
  9. Шилов, Н.П. [Стихи] // Хрестоматия по литературе родного края. 1–4 кл. / 2-е изд., перераб. / Сост. А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002. – С.26-28, 85-86, 152.
  10. Шилов, Н.П. [Стихи] // Краткая история челябинской детской литературы / [редкол.: Т.О.Бобина и др.]. – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2013. – С.133-136.
  11. Шилов Николай Петрович // Хрестоматия по литературе родного края. 1–4 кл. / 2-е изд., перераб. / Сост. А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002. – С. 340-342.

Электронные ресурсы

  1. Гизатуллин Э. Писатель Николай Шилов: «Праздники и стихи – моя профессия!» [Электронный ресурс]: http://www.detvora74.ru/articles/?id=341
  2. Капитонова Н.А. Николай Петрович Шилов. Детский поэт [Электронный ресурс]: — URL: http://www.chodb.ru/chest/shilov-n-p.php
  3. Рахлис Л.Я. Детский поэт Николай Шилов [Электронный ресурс]:- URL: http://levrakhlis.narod.ru/shilov.html

Приложение 1

Анкета

  1. Читаете ли вы в свободное время, самостоятельно или с родителями (семейное чтение)? ______________________________________________________________
  2. Каких поэтов вы знаете? ______________________________________________________________________
  3. Знакомы вам стихи поэта Николая Шилова? ______________________________________________________________________

Вот некоторые его стихи.

Кому кто нужен

Если Муха после стужи

Разболеется всерьёз,

Значит, Мухе срочно нужен

Доктор МУХА-ГОРЛО-НОС.

Ну, а если занеможет

Жизнерадостный Барбос,

То несчастному поможет

Доктор УХО-ГОРЛО-ПЁС.

Конфеты

Нам давно, - кричат конфеты, -

Надо выдать пистолеты.

Только за день в пятый раз

Покушаются на нас!

Капустный пирог

— Я сегодня не едок,

Мне не нравится пирог,

Он недопечёный,

Он переперчёный,

И к тому ж не видно

Повидло, о-о-о!

Вот такие пироги,

Если встал не с той ноги.

Объявление

Хочу познакомиться

С девочкой ЛЮДОЙ,

Желательно плаксой

И страшной занудой.

Номер такой-то,

Звоните в обед,

Хорошая Погода

Хорошая Погода

Два месяца стояла,

Хорошая Погода

Решила отдохнуть.

И вот однажды утром

С Центрального вокзала,

Ни с кем не попрощавшись,

Она пустилась в путь.

Теперь она на море,

Теперь она на пляже

Здоровье поправляет,

Наверное, своё.

Давай мы ей напишем,

Давай мы ей расскажем,

Как холодно и скучно

Нам стало без неё.

Пчела

Я сказал Пчеле:

Вы же были здесь

Точно в этот же

Погружали

Ну и что же,

Что была,

Может, что

Оштавила.

Я прошу прошшения

Жа проижношшение –

У меня шейчаш

Ижвините,

Полон рот.

  1. Понравились вам эти стихи? _________________________________________
  2. Какое настроение создалось у вас после их прочтения?
  3. Какие наблюдения и выводы можно сделать о персонажах и сюжетах стихотворений Николая Шилова? _______________________________________ ____________________________________________________________________
  4. Вам захотелось ближе познакомиться с творчеством поэта? _______________

12 апреля 2017 года челябинскому детскому поэту Николаю Шилову исполняется 70 лет! Он был разносторонне одарённым человеком – педагогом, сценаристом, детским поэтом, профессором Челябинской академии культуры и искусств. Студенты его боготворили. Его можно назвать сценаристом от Бога. Сценарии больших челябинских праздников: Дня города, Бажовского фестиваля, уникальной церемонии вручения народной премии «Светлое прошлое», детского фестиваля «Хрустальная капель» и многих других – написаны Николаем Петровичем. Теперь уже трудно представить детскую литературу нашего края без его поэзии, библиотечки умных, добрых и весёлых книг. Николая Петровича приняли в Союз писателей России в день его рождения – 12 апреля 2000 г. Родился Н. П. Шилов в 1947 г. в городе Щучье Курганской области. «…Моя Уральская родина известна во всём мире. Прославилась она совсем недавно. Когда все узнали о моём знаменитом земляке и почти ровеснике по имени Склад Химического Оружия. Назло этому складу я вырос и стал писать стихи для детей…» («Я немножко посижу»). Николай Петрович из рабочей семьи. Отец Петр Михайлович и мать Антонина Михайловна родом из деревень Шумихинского района Курганской области. Отец всю жизнь проработал шофёром. До войны служил в армии на Дальнем Востоке, а в разгар войны был направлен фронт, попал под Сталинград. Был водителем грозной машины «Катюша», побывал под бомбёжками. Потом до конца жизни носил в своём теле 12 осколков. Мама была простой рабочей. Шиловы вырастили троих сыновей, Николай – средний. Двое стали рабочими, а один – режиссёром, сценаристом и поэтом. Не могло не сказаться влияние отца – выдумщика, с чувством юмора, умеющего говорить серьёзно о смешном, смешно о серьёзном. Много дала внуку и бабушка, говорившая на прекрасном русском народном языке. Николай, как и все мальчишки, в детстве гонял в футбол, но с малых лет проявлял интерес к литературе. Писать стихи начал ещё в детстве. Когда учился в восьмом классе, его стихи впервые опубликовали в местной газете. Это были стихи для взрослых. Позже он писал и прозу, и пьесы, но чаще всего написанное оставалось не напечатанным. По окончании восьмого класса Николай поехал в Челябинск и хотел поступить в техническое училище учиться на слесаря. Его не приняли по зрению. Тогда он подал заявление в культпросветучилище (теперь колледж культуры). Может быть, тогда он и не догадывался, что выбрал свою настоящую дорогу, свою судьбу. В 1966 г. Николай с отличием окончил училище и был направлен для дальнейшего обучения в Ленинградский институт культуры имени Н. К. Крупской (театральный факультет). В Ленинграде Николай не мог упустить возможности, которые давал этот город: библиотеки, театры, музеи... Студенты любыми путями проникали на спектакли Товстоногова, Акимова, Владимирова… И, как пишет сам Николай Шилов, «это оказалось своеобразной эстетической прививкой на всю жизнь». Он продолжал и в студенческие годы писать стихи, печатался в молодёжных газетах и журналах. После первого курса оказался на строительстве газовой компрессорной станции в южном Казахстане, а после второго курса с небольшим студенческим отрядом побывал в Восточной Германии, где был отмечен за хорошую работу. Но главная награда – знакомство со знаменитыми немецкими городами (Дрезденом, Лейпцигом, Веймаром, Берлином), их музеями, театрами. Время учёбы было для Шилова очень важным. В институте преподавали настоящие специалисты, в частности, писатель Игорь Смольников. Николай приобретал театральный опыт. Вместе с однокурсниками он организовал в институте свой театр. Поставил пьесу Мережковского «Павел I», вызвав неодобрение парткома и деканата. Для того чтобы поставить пьесу, ощутить дух той эпохи, Шилов побывал в Михайловском замке, где закончилась жизнь императора. Николай был постоянным читателем институтской и театральной библиотек. С тех пор у него особое отношение к профессии библиотекаря. Он открыл для себя поэзию Серебряного века, увлёкся стихами Блока, многое знал наизусть. Получив диплом с отличием, Николай Шилов вернулся в Челябинск и стал преподавать режиссуру в том самом училище, которое оканчивал сам. Но сначала год прослужил в армии в Кировской области, в поселке Мураши. Военно-строительный отряд, где служил Николай, занимался заготовкой древесины, а Шилов был там почтальоном и библиотекарем. Вернувшись в училище, Николай Петрович вместе со студентами готовил сценарии, театрализованные представления. Играли в спектаклях и преподаватели, и студенты. Николай Петрович был и сценаристом, и режиссёром, готовил концерты. В 1970 г. Шилов начал заниматься в литературном объединении «Экспресс» во Дворце культуры железнодорожников. Там он познакомился с руководителем объединения, детским поэтом Львом Яковлевичем Рахлисом. Несмотря на разницу в возрасте в десять лет, завязалась дружба на долгие годы. Эта дружба сыграла в судьбе Николая Петровича большую роль. В 1982 г. Николай Петрович перешёл на работу в институт культуры (теперь Челябинская государственная академия культуры и искусств) на кафедру режиссуры клубных массовых представлений (теперь кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников), которой руководил Рахлис. Лев Рахлис уже был известен как детский поэт, автор книги «Шишел-Мышел», публикаций в газетах. Рахлис – человек широких интересов, большой культуры, богатого языка. Николай Петрович много получил, общаясь с другом. Объединял их интерес к поэзии, детям, театру, культуре. Параллельно в Челябинском государственном университете Шилов создал студенческий театр «Софит», который за десять лет существования не раз был победителем в различных смотрах и конкурсах. Театр дважды выступал на ВДНХ, на фестивалях студенческих театров. Несколько лет Николай Петрович был руководителем команды КВН «Формула-1» ЧелГУ. Шилов и Рахлис написали первую совместную книжку для воспитателей детских садов и учителей начальных классов «Цветик-семицветик» (1992 г.). Потом появились «Здравствуй, бабушкин сундук!», «Школа Винни-Пуха» и др. Все, кто работает с детьми, сразу оценили достоинства сценариев, познавательных занятий, игр, конкурсов, шоу, созданных авторами – выдумщиками, фантазёрами. Позже эти книги вошли в их сборник «Кит по имени "Н". Кит по имени "В". Кит по имени "Ф"». Все сценарии нацелены на развитие у детей наблюдательности, воображения, фантазии. Много раз авторы сценариев выступали в разных городах страны с мастер-классами, лекциями. «Деды Морозы» Москвы и столичной области знали Николая Петровича по его урокам. Так случилось, что Лев Рахлис в 1993 г. уехал в Америку, но связь двух поэтов не прервалась. Рахлис передал Николаю Петровичу «эстафетную палочку» – кафедру в институте. Не случайно одна из статей, посвящённых Шилову, называется «Профессор кафедры праздников». Студенты называют кафедру «кайфедрой», настолько интересно учиться. Николай Петрович преподавал студентам сценарное мастерство. Он принял от Рахлиса эстафету и в поэзии для детей. Стихи Шилова самобытны, но очень близки стихам Рахлиса: тот же юмор, мудрость, скрытая за весёлыми строчками, то же языковое богатство. Первые стихи Николая Петровича для детей появились на детской страничке газеты «Хроника» (1992–1996 гг.). И сразу стало ясно, что в Челябинске появился большой детский поэт. В 1997 г. вышел первый сборник стихов «Доктор Муха-Горло-Нос». Уже тогда Шилов понимал, что его стихи должны быть интересны всем: «Эта книжка и для воспитателей, и для учителей, и для мам – пап – бабушек – дедушек, и, само собой, для ребят. Я её так и придумывал. Чтобы никому не было скучно…» Потом у него вышло больше десяти книг, и ни одна из них не разочаровала читателей. А как неожиданны и интересны их названия: «Три дождя тому назад», «Посвящение в Лягушки», «Если падаешь с Луны»… И так же неожиданны сами стихи, они умны, интересны, веселы. Он и себя читателям представлял весело: «Шилов Николай Петрович – довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров, а вес – девяносто килограммов, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких» («Тропинка». 1997 г. № 7). Стихи Николая Петровича как будто специально созданы, чтобы их читать вслух в семейном кругу. Они легко запоминаются. Взрослые находят свою радость, детей строчки поэта заставляют думать нестандартно, фантазировать, изумляться неожиданным поворотам, юмору, разнообразию возможностей языка. Не случайно в одном из интервью Николай Петрович сказал: «Смысл детской поэзии не в морализаторстве, а в том, чтобы пройти языковую школу. Почувствовать язык – образный и вкусный». Книги Николая Петровича и есть эта школа словотворчества. Шилов обладал редким даром видеть мир глазами ребёнка, удивляться открытиям мира, мира в самом себе. Много стихотворений он посвятил природе, погоде, деревьям, животным, птицам, насекомым. Не случайно книга «Посвящение в Лягушки» открывается словами: «В этой книге – собственные произведения автора, а также переводы с мушиного, лягушачьего, сорочьего, кошачьего, собачьего, лошадиного и прочих языков…» Читателю действительно может показаться, что Николай Петрович понимает язык зверей и птиц. Может быть, ему помогала работа в саду, ведь он был замечательным садоводом. Есть у него стихи, которые заставляют детей задуматься над серьёзными проблемами: ЛЮБОВЬ Как-то Под вечер Напротив Вокзала Машина Машину Поцеловала. Железкой В железку, Огнями В огни - Так и стоят В поцелуе Они. Хочешь - не хочешь, Подумаешь Вновь: Всем на земле Управляет Любовь! У поэта есть не просто стихи, а стихи-загадки, стихисчиталки, стихи-игры. Он очень тщательно работал над словом, хотя и не писал стихи за письменным столом. Академия культуры и искусств не раз помогала Николаю Петровичу в издании его книг. Так, в 2004 г. вышла книга, где впервые напечатано прозаическое произведение для ребят с таким же названием, как у сборника – «Поросёнок, Который Был Собакой». Впервые в нём помещена большая серьезная статья (Т. О. Бобиной) о творчестве Шилова. Особенно хорошо изданы две книги Николая Петровича «Посвящение в Лягушки» и «Лето в банках» (издательство «АвтоГраф»). Переплёты, яркое оформление… Такие книги достойны показа на российских и международных выставках. Сборники оценили и в Екатеринбурге. Не случайно «Программа летнего чтения» екатеринбургских библиотек – «Лето в рифмах» – открывается созвучным стихотворением Николая Петровича «Лето в банках». Стихи публиковались и в челябинских журналах: «Наполеон», «Луч», Тропинка». Причём в «Тропинке» Шилов был не только одним из авторов, но и заместителем главного редактора, и ведущим рубрики «Детский сад». Он знакомил малышей со многими авторами. Стихи Николая Шилова издавались в разных городах страны и за рубежом: появлялись в минском журнале «Кважды-Ква», в американской газете «Русский Дом», которую выпускает в Атланте Лев Рахлис, в екатеринбургской газете для школьников «Тихая минутка», в литературном альманахе «Летучий кораблик», в альманахе для подростков «Лэп-Топ», в курганском журнале «Чем развлечь гостей». Сложилось настоящее творческое содружество поэта и талантливого челябинского композитора Елены Попляновой. Она написала музыку к 61 стихотворению Николая Шилова. Вместе они создали книгу для тех, кто работает с малышами, «Весёлый праздник Пам-Парам» и сборник песен для детей «День ромашки». Они вместе готовили новую книгу «Азбука, которую можно петь». «Азбука» издана в Кургане в виде компакт-диска (2009 г.). Вместе с другим челябинским композитором Анатолием Кривошеем Шилов создал мюзиклы по произведениям М. Метерлинка «Синяя птица» и Дж. Роулинг «Гарри Поттер» для творческих коллективов дворца пионеров и школьников. Мюзиклы много раз ставились на сцене дворца, а отрывки из них – в пионерских лагерях, детских домах… Спектакли становились призёрами областных детских театральных конкурсов «Вдохновение». Повезло книгам Николая Шилова и с художниками-иллюстраторами. Его книги оформляли Юрий Попов, Дмитрий Прокопьев, Александр Разбойников… Николая Петровича хорошо помнят те, кто слушал его в школах, библиотеках, детских садах, детских домах. Причём не только в Челябинске, но и в других городах и посёлках области, и в соседних областях. Он умел прекрасно общаться с детьми. Раньше на Руси таких людей называли «детскими праздниками». Когда Николай Петрович болел, второклашки написали ему столько добрых слов и нарисовали столько картинок по его книгам, что наверняка это ему помогло выйти из больницы. Перед шестидесятилетием Николая Петровича друзья думали, что ему подарить. Вспомнили его стихотворение: «В зоопарке долго/ утешали волка./ И никак утешить не могли./ Он хотел жилетку/ непременно в клетку,/ а ему в горошек принесли». Сшили юбиляру жилетку в клетку, а на тёмной стороне изнанки изобразили сценки из его книг, на спине крупно написали: «Шилову – ура!» Николаю Петровичу подарок очень понравился. Он надевал жилетку наизнанку, когда выступал перед ребятами. В конце встречи поворачивался к ребятам спиной, и все громко и весело читали: «Шилову – ура!» Поэт дружил с библиотеками. Вместе с работниками областной детской библиотеки Николай Петрович редактировал сборник детских работ «Война в судьбе моей семьи». На юбилее библиотеки в декабре 2009 г. он спел библиотекарям песню, которую сочинил специально для них. Все детские библиотеки области работают с его книгами, проводят литературные утренники по творчеству Шилова, создают литературные композиции. Николай Петрович был знаком с детскими писателями Екатеринбурга и очень хотел подружить их с челябинскими коллегами, библиотекарями и читателями. Шли переговоры о такой встрече в областной детской библиотеке. Четыре самых известных детских писателя Екатеринбурга приехали 19 марта 2010 г. в Челябинск. Они хотели не только встретиться с челябинцами, но и торжественно принять в Содружество уральских детских писателей Николая Шилова и Тамару Михееву. Привезли знак Содружества – весёлого «книжного ангела» в рамке под стеклом. К Шилову «ангел» опоздал. Николай Петрович не дожил до этой встречи всего один день. Екатеринбуржцы очень горевали вместе с нами. И позже написали: «Он бы удивился, что откликаются люди из разных мест, незнакомые ему. Все соболезнуют и цитируют его стихи. Все же его знали и любили…» Николай Петрович не обойдён наградами: в 1995 г. ему присвоено звание заслуженного работника культуры России, он – лауреат премии имени Максима Клайна (2001 г.), дипломант Всероссийской литературной премии имени Льва Толстого за книгу «Посвящение в Лягушки» (2002 г.), лауреат городской премии «Золотая лира» (2007 г.). Его книги «Безусый Самсусам», «Посвящение в Лягушки», «Лето в банках» и совместная работа с Л. Рахлисом – «Кит по имени Н. Кит по имени В. Кит по имени Ф» завоевали почётные места в областных конкурсах на лучшую издательско-полиграфическую продукцию в номинации «Лучшее издание для детей». В конце января 2010 г. в день рождения знаменитого уральского писателя-сказочника в Екатеринбурге Николай Петрович получил Всероссийскую литературную премию имени Павла Бажова за книгу «Полёт над васильками». Интересно, что эта премия была утверждена в 1997 г., когда появилась первая книжка Николая Шилова. Последние годы его жизни были особенно активными в литературном творчестве для детей. Он как будто торопился сделать для них как можно больше и лучше. С 2006 г. его книги выходили ежегодно. В 2007 г. появились три издания Шилова. В декабре 2009 г. в академии культуры и искусств прошла презентация сразу двух книг: «Полёт над васильками» и совместной с композитором Еленой Попляновой «День ромашки». Гости не могли не порадоваться замечательному сценарию, активному участию студентов академии, выступлениям Николая Петровича и Елены Михайловны. Николай Петрович любил жизнь. Одно из последних его стихотворений – «Хорошо на свете»: ХОРОШО НА СВЕТЕ Надо мною Небо, Подо мной Земля, Между ними Ласточки, Тополя И я. Пух летит На землю, Птицы – В синеву, Хорошо на свете, Судя по всему. У Николая Петровича было много творческих планов. Он собирал лучшие свои стихи для полного сборника (сейчас эта рукопись в издательстве Татьяны Лурье). Вместе с Еленой Попляновой задумал создать музыкальную книгу для маленьких «Путешествие на станцию Стрекоз». Поэт написал текст, дело – за композитором. В планах было и музыкальное произведение по мотивам грустной сказки Андерсена «Русалочка». К сожалению, не всё осуществилось. Со своей будущей женой Валентиной он учился в культпросветучилище, потом в Ленинграде. Валентина Васильевна – помощница, первый редактор его произведений, преподаватель сценической речи в колледже культуры. Они вырастили двух талантливых сыновей – физика и историка. В доме Шиловых сохранились тетради со сказками Николая Петровича, которые он сочинял своим детям, самодельные газеты и журналы, выпускавшиеся всей семьёй. Они достойны издания. Историк Денис – старший научный сотрудник Российской национальной библиотеки. Он проделал огромную работу, создал и опубликовал в Петербурге в издательстве «Европейский университет» большой (более 900 страниц) биобиблиографический справочник «Государственные деятели Российской империи, 1802–1917». Уже вышло два издания (2001, 2002 гг.). Работу над книгами Денис продолжает. Николай Петрович рано ушёл из жизни. Если немножко изменить конец в последней строке его стихотворения «Хорошая погода», то получатся очень точные слова: «Как холодно и скучно нам стало без него». Но все, кто его знал, будут о нём помнить всегда. В Николае Петровиче сошлись все лучшие человеческие качества: мудрость, достоинство, обязательность, доброта, скромность, превосходное чувство юмора. Он притягивал к себе людей, больших и маленьких. Академия культуры и искусств учредила специальную стипендию для студентов – имени Николая Шилова. Ученики Николая Петровича не забудут его уроков. В библиотеках, детских и домашних, есть и будут его книги. Мы уверены, что книги Николая Шилова будут ещё неоднократно переизданы, и не только в Челябинске.

  • Ну кто?
  • Шалуны, вот кто! Тогда углы будут живыми.
  • Молодец, Рита! Хорошо придумала. Пригласим-ка в наш детский сад всяких-превсяких зверей. И получится живой уголок. То-то будет весело. А шалуны пусть шалят себе. А то жить ску-ку-чно будет.

И мы взяли телефонную книжку и наш большой телефон. И позвонили всем че-лябинским поэтам. Попросили помочь нам. И вот что получилось!

Милости просим в наш живой уголок!

От редакции: а какие поэты привели в Живой уголок своих животных, вы можете почитать стихи о них на нашем сайте:

Ирина Ежова - Собачье объявлене, Ася Горская -Стрекозу и уточек, которые перепутали маму с пароходиком, Ефим Ховив - козлёнка с бородой, Нина Пикулева - медвежаток, Лидия Преображенская -ёжика и Олег Юлдашев - пингвинов!

И сам Николай Петрович тоже много писал о зверях, особенно о собаках - вот некоторые его стихи.его стихи.

СОБАЧКА В ТЕЛОГРЕЙКЕ

По аллейке

В телогрейке,

Не кусается,

Не бросается.

Неприлично гавкать,

В безрукавке,

В бесштанинке

На утренней

Разминке.

ЧТО ДЕЛАЛ БОБИК В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

Вдоль и поперёк

Вприпрыжку

После этого

Пятитонный

Самосвал

Все колёса

А потом ловил,

С тополей

Летящий пух,

Прошло потом,

Стал гоняться

За хвостом,

Собственным,

Правда, безуспешно...

День у Бобика —

Сплошная аэробика.

ЩЕНОК

Хорошо бежать вприпрыжку

За хозяином своим,

Вместе делать передышку

И резвиться вместе с ним.

Догонялки, обгонялки,

Наконец, перегонки,

А потом хватанье палки

С вырываньем из руки.

Я от радости шалею:

Не житьё — а красота!

И хозяина жалею

За отсутствие хвоста. :

ДУМЫ

Возле мусорного

Ходит хмурая

Думает свои:

Даже если

Ты - бродяга,

Беспородная

Дворняга,

Беспородная

Дворняга

Без друзей

И без семьи,

Надо думать

Не о хлебе,

А о звездах

А о звездах

И о небе,
Даже утром
Натощак.
Ну, а если

Жить иначе,

Становится

Собачьей,

Жизнь становится

Собачьей,

И тем паче -

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ

ДЛЯ ТЕХ, КТО ИМЕЕТ

ХВОСТЫ

В темноте

Зимой и летом

Хвост держите

ПИСТОЛЕТОМ,

Чтоб имели

Бледный вид

И грабитель,

И бандит.

А в трамвайной

Толкотне

Будьте бдительны

Перед остановкой

Не держите

Хвост МОРКОВКОЙ,

Среди трамвайцев

Половина зайцев.

По мостовой

Под оркестр

Веселящийся

Марширует

Вот тогда

Само собой

Задирайте хвост

Мне вчера пролаяла

Дворняга эти правила.

Стихи почитали, тепе рь поиграем

ИГРА 1.

Не зря наша кукушка Рита ску-ку-ксилась. Одному всегда скучно. Поэтому и звери, и птицы, и рыбы, и

насекомые любят собираться вместе. Галки, например, летают стаями. А если идут коровы, много-много, что это? Правильно, стадо.

А если мчатся лошади, это - ...

А если плывут селедки, это - ...

А если летят журавли, это - ...

А если пасутся овцы, это - ...

А если клубятся пчелы, это - ...

2. НОВЫЙ ГОД

  • Рита, - сказал я, - ско-ро Новый год. - Давай ку-пим мороженого. Когда часы будут бить двенад-цать раз, мы его съедим.
  • А кого они будут бить? - подозрительно спросила Рита.
  • Не волнуйся, бить - это значит бомкать. Бом-бом-бом! Чтобы все знали, что Новый год уже наступил.
  • На кого?
  • Что на кого?
  • Наступил на кого?
  • Рита, тебе надо провет-риться. Почаще открывай форточку.

Двадцать четыре раза в сутки открываю, - заворча-ла Рита, - так и ангину по-лучить недолго.

Кукушка Рита - мой луч-ший друг. Она живёт в часах и очень любит беседовать.

  • А если у тебя ангина, вернее, если у меня ангина, то Новый год придётся встречать в мастерской.
  • Это почему?

Потому что часы всё время будут показывать тридцать девять и шесть. И никаких бом-бомов.

Ужасно! - испугал-ся я. - У всех Новый год наступит, а я живи в старом и без подарков. Как же тебя от ангины спасти?

Очень просто, -оживилась Рита, - нуж-но эскимоское лече-ние. Его специально проводят, чтобы не за-хворать.

  • Как это?
  • Слушай внима-тельно. Я выскакиваю из часов, а ты уже дер-жишь лекарство в виде эскимо. Только я проку-кую, ты мне р-раз его в горло - и всё.
  • И так каждый день? -заволновался я.
  • Не-е-е-т! - мечта-тельно протянула Рита. - Полный курс лечения -двадцать четыре раза в сутки.

Вот какие заботы у меня перед праздником. Бегаю каждый день в магазин "Лакомка", покупаю моро-женое и кормлю Риту, чтобы в Но-вый год часы, не дай Бог, тридцать девять и шесть не показали. А в перерывах сказки Маши Мельник читаю. Вслух. Для себя и для Риты.

В этом же номере "Тропинки" Николай Петрович Шилов поместил в первый раз бо-о-льшой кулёк своих стихов. Приводим их все в том порядке, как они были в журнале в подборке "Немного о себе"

СЛАДКОЕЖКИ

По улице без спешки

Гуляли Сладкоежки,

Смеялись Сладкоежки,

Болтали меж собой,

Вдруг видят Сладкоежки — ^

Копейка кверху решкой,
К несчастью, кверху решкой

Лежит на мостовой.

.

Копейку Сладкоежки

Подняли без задержки,

Без всяческой задержки

И сразу же в буфет.

Купили Сладкоежки

Вагон и две тележки,

(А может, три тележки!)

Печенья и конфет

И вот уж по дорожке,

Вздыхая, Сладконожки

Ш атаясь, Сладкоручки

Едва-едва идут,

А рядом Сладкощёчки

В разорванном кулёчке,

Пустом-пустом кулёчке

Лишь фантики несут.

БЕЗУСЫЙ САМСУСАМ

Сам катает —

Сам летает—

Самосвал — сам валит,

Самовар — сам варит.

А безусый САМСУСАМ

Всё-превсё умеет сам.

Этот шустрый человек —

Самопрыг и самобег,

Самобряк и самотоп,

Самосвист и самохлоп,

Самосброс и самохват,

Самолёт и самокат.

ДРАЧУНЫ

Повстречались как-то

Два драчуна,

Лбы широкие,

Как два кочана.

Оба замерли сперва,

Как столбы,

А потом склонили

Крепкие лбы,

Разбежались хорошенько

Только искры полетели

Вокруг гуляющий люд:

— Это, граждане,

Наверно, салют!

ЛИДОКОРК

На чёрном

Асфальте,

На острове белом

Лидокорк,

Нарисованный

Его лидокорком

Зовут неспроста,

Длиннохвостых

С хвоста.

КАПУСТНЫЙ ПИРОГ

— Я сегодня

Мне не нравится

У-у-у! i

Он недопечённый,

Он переперченный,

И к тому ж

Вот такие пироги,

Если встал не с той ноги.

КАПЕЛЬКА-КАПУШКА

Плачет, плачет

Папа Дождь,

Потерялась где-то

Капелька-Капушка —

Серебряное брюшко.

Дней тому

Примерно пять

Как она пошла

Посидеть

В тенёчке

На сливовом

Листочке,

А к полудню

Скрылась,

Испарилась...

Плачет, плачет

Папа Дождь:

— Где же,

Где же дочь?

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Уважаемый Редактор!

Я — простой железный тракто[

начинающий поэт,

десяти от роду лет.

Вот что я пишу в стихах:

Та-ра-рах

Тах-тах-тах

Поместите строчки эти

С фотографией в газете,

Чтоб на будущей неделе

Все ребята тарахтели.

КОМАРИК

Налетавшийся

Сидит кемарит.

И приснился

Луг зелёный

На ромашке

Он, комар,

Из ромашки

Пьёт нектар.

Ах, какой хороший сон!

Ах, какой хороший он!

А пробудится

Будет пить

Людскую кровь.

ЛЕТО

В поле речка —

Быстротечка,

Плавают ерши,

Превосходное

Местечко

И для глаз,

И для души.

Хочешь —

Плавай и купайся,

Хочешь —

Просто загорай,

В песке копайся,

Или в камушки

Хочешь —

Слушай камышинки

Во все глаза,

Как в прохладе

На кувшинке

Отдыхает стрекоза.

А не хочешь —

Возвращайся,

Опять ложись,

Спи весь день

Или валяйся,

Только больше

Не ершись.

БУКАШКИ

Росли на поляне

Четыре ромашки,

Под ними гуляли

Четыре букашки.

Букашки гуляли,

Ромашки росли,

Ромашки увяли,

Букашки ушли.

ПРАЗДНИК ДЛЯ ЧЕРВЯКОВ

Мочит дождик

Чернозём,

Мы семьёй

Гулять ползём.

Возле мяты

Благоуханную,

Растянувшись

На траве,

Подремать

Минуты две

И померяться

С полусонною

СТРАШИЛКА

В страшном месте

Два скелета

Строят университет.

В центре университета

Будет страшный

Факультет

Привиденьеведенья.

Для сведенья:

В этот университет

Будут брать

С преклонных

Дедушек-прадедушек,

Бабушек-прабабушек.

Будут брать

Всякие страшилки,

Чтоб тряслись

Поджилки.

БОЖЬЯ КОРОВКА

Рубашка-пятнашка,

Головка и ножки —

Я божью коровку

Держу на ладошке.

Она то по кругу

Бежит, торопясь,

То с пальчика

Хочет на пальчик попасть.

То глянет на север,

То глянет на юг,

То крылья поднимет,

То сложит их вдруг.

Быть может,

У ней потерялся ребёнок,

Такой же оранжевый

Божий телёнок?

А может быть, где-то

Упал на бочок

И просит о помощи

Божий бычок?

А может, она

Удивляется лету,

Хорошей погоде

И Божьему свету.

ГУСАК

Господин Гусак,

Простите,

Вы зачем на всех

Это не годится,

Как никак

Вам гораздо лучше

Чем сердиться

И шипеть!

(Так как это заседание в редакции Николая Петровича с кукушкой Ритой происходило пред Новым годом, мы решили поместить сюда несколько стихотворений, имеющих отношение к зиме. Ред. сайта )

ВАРЕЖКИ

Вышли Варежки

Взяли Варежки:

Раскололи

Разожгли

Запылала

Варежкам

Подремать

Да погреть

ХОРОШИЕ СЛОВА

Тракторист

Иван Петров

Машину дров,

Расколол их,

Просушил

И в поленницу

Целый зоосад:

Кошка с выводком

Да два Щегла -

И всем хочется

Запирает

Двери вечером

Разжигает

Жарко печь

Такую речь:

— Чтоб душа

Была чиста

И до хвоста,

И из шкафа

Поэтический

Сесть поближе

С выводком котят,

На пару с Хомяком

Под потолком.

Хорошо горят дрова

Под хорошие слова.

ИГРА 2

Стихи почитали, пора и поиграть. А помогут нам звери, птицы, рыбы и насекомые. Про них столько разных словечек напридумано, как будто все только и мечтают побыть слоном или лягушкой.Играть будем так. Я называю, каким может быть человек, а вы добавляете, на кого из животных он
похож. Например:
Я: голодный... Вы: как волк.
Я: зубастый... Вы: как щука.

А теперь попробуйте сами.

Болтливый_______________ _______

Косолапый_____________ .__

Хитрый__________________

Трусливый_______________

Зоркий__________________

Полосатый_______________

Упрямый________________

Горбатый________________

Бородатый_______________

Пушистый_______________

3. КОШАЧЬЕ-РЕБЯЧЬИ И ПРОЧИЕ СЛОВАРИ

Есть на свете такая страна - Австрия. А в этой стране - город Линц. Так вот, давным-давно, больше, чем сто лет на-зад, жил в этом городе один профессор. Звали его Готфрид Иммануэль Венцель. Он очень любил собак и внимательно-пре-внимательно их слушал. А потом составил словарь собачьих слов.

Паф - просьба угос-тить чем-нибудь вкуснень-ким - сосиской или кол-баской.

Пиф _ возмущение, скажем, тем, что какой-то мальчик размахивает пал-кой.

Баф - приветик! Это для друзей-товарищей.

Бау - важная новость. Например: "Смот-рите, на крыльце появилась кошка!" Вот такие собачьи словечки.

Очень интересная история! - сказала кукушка Рита. - Давайте попросим ребят -пусть они послушают своих хвостатых при-ятелей: телят, попугаев, кошек и составят сло-варик.

Кукушка Рита живёт в часах, которые нам подарили спонсоры, и ужасно любит высту-пать с предложениями.

  • Молодец, Рита! - обрадовался я. - Со-ставят словарики и пришлют нам.
  • И мы в нашем живом уголке создадим библиотеку-ку.
  • Точно! Представляешь, целая полка кра-сивых книжек:

Ребячье-кошачий словарь. Словарь телячьих выражений. Словарь трудностей лошадиного языка. Ребячье-гусиный разговорник.

  • Извините! Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!
  • Чего это ты раскуковалась?
  • Час прошёл. Чуть было не проворонила, вернее, не прокукушила. Пора ребят знако-мить с новыми обитателями Живого уголка.
  • Кошка

    — У меня, —

  • Сказала Кошка,

    Есть теперь

    Своя рогожка

    И законная

  • Кто обидит

    Будет сам

    Ловить мышей.

    БОЛОНКА-БАЛКОНКА

    Сидит на балконе

    Болонка-балконка

    И тявкает сверху

    Сердито и звонко.

    А те, кто внизу,—

    Никакого вниманья.

    Старушки уснули,

    Устав от вязанья,

    Мальчишки играют

    В жестяную банку,—

    Никто не желает

    Вступать в перебранку.

    ВОРОНЬЯ ВОРЧАЛКА

    Как тр-рудно

    Стар-рой птице

    Пр-рожить

    И пр-рокор-рмиться.

    Отыщешь, скажем,

    Так не дают

    Наесться.

    То вор-робьи,

    Р-растащат

    Всё до кр-рошки,

    А я опять —

    Вор-рона -

    Без булки,

    Без батона.

    И так обидно,

    Пр-росто жуть...

    Пошлите сыр-pa кто-нибудь!

    НОВОСЕЛЬЕ

    По проспекту

    С ветерком

    Едут плащ

    Со свитерком,

    Две рубашки

    Клетчатых

    На плечиках.

    Едут книжки,

    Едет шкаф,

    Едут кактусы

    В горшках,

    Телевизор,

    В общем, целый воз

    Мы переезжаем

    Вместе с попугаем.

    Я сижу в кабине,

    Он сидит в корзине

    И скрипит, как старый стул:
    - Новоселье!

    Кар-ра-ул!

ПЕТУШОК

Нет у Пети-Петушка

Ни подружки,

Ни дружка,

Потому что

Хоть кого

Повергнет

То буянит,

То прохода

А ведь в детстве

Был, как все

На свете,

И пушистым,

А не петушистым.

    Почитали стихи? Поиграем.

  • ИГРА 3

  • К аждый

    О хотник

    Ж елает

    З нать,

    С идит

    Ф азан

    РАДУГА-ДУГА ИГРА

    • Эту считалку придумали художники, чтобы запомнить порядок красок в раду-ге. На какую букву начинается слово, на ту же букву начинается название краски:
    • Красный,
    • оранжевый,
    • жёлтый,
    • зелёный,
    • голубой,
    • синий,
    • фиолетовый.

    Наша игра называется "Радуга-дуга". Придумайте свою считалку, чтобы по ней тоже можно было бы запоминать порядок красок в радуге.



error: