Михаил земцов архитектор. Земцов михаил григорьевич

Земцов Михаил Григорьевич
1688 – 1743

Замечательный русский архитектор, представитель раннего барокко, один из первых зодчих Петербурга. Родился в Москве в 1688 году (точная дата рождения неизвестна). Учился в художественной школе при типографии Оружейной палаты в Москве. С 1709 года работал в Петербурге, первоначально под руководством Д. Трезини. С 1720-х. гг. принимал участие в осуществлении планировки Летнего сада, в создании дворцово-паркового ансамбля в Петергофе. Звание архитектора получил в 1724 году. С 1737 один из руководителей Комиссии о Санкт - Петербургском строении. Совместно с И. К. Коробовым закончил работу по составлению русского архитектурного Кодекса (1741), начатую П. М. Еропкиным. С 1741 года руководил строительством при Полицеймейстерской канцелярии.

В конце 1742 года или в начале 1743 года М. Земцов разработал широкую программу реконструкции Царскосельского дворцового ансамбля, осуществление которой должно было превратить скромное Царское Село с небольшим дворцом Екатерины I в грандиозный ансамбль. Однако когда дело дошло до строительства, Елизавета изменила первоначальное решение и утвердила новый проект, автором которого был зодчий, ученик Земцова, Андрей Квасов.

Обязанностей у зодчего было так много, что послужило поводом для появления анекдотического рассказа о том, что после его смерти якобы пришлось назначить 13 человек, чтобы справиться с теми делами, которые выполнял он один. И за весь этот колоссальный труд, который он безропотно выполнял без малого 20 лет, М. Земцов продолжал получать все те же 550 рублей, назначенные ему в 1724 году. Если в первые годы оклада, может быть, и хватало (тогда зодчий был холост), то в 1730 -е годы, когда у него появилась семья, да еще приходилось «на свой кошт» строить каменный дом, доходов явно было мало. Трижды он обращался к императрице Анне Иоанновне, а затем к императрице Елизавете, прося наградить его «рангом». В августе 1742 года он подробно изложил на нескольких листах все свои заслуги за 32 года службы. Зодчий писал, что «исправлял архитектуре подлежащие дела сначала по Канцелярии от строений при Санкт - Петербургской фортификации, также святых церквей и при строениях домов вашего императорского величества Санкт-петербургского, Стрелинского и Ревельского, при том же убирание в садах люстгаусов, гротов, фонтанов, каскад и протчего». Далее он указывал: «Сверх оных моих трудов исправлял я по Главной полицмейстерской канцелярии, также по учрежденной Комиссии о Санкт-петербургском строении всякие разводы и размеры мест, учреждение улиц и площадей, смотрение и строение обывательских домов и свидетельство и оценки их. Сочинение главных проектов рисунками и письмом зданиев публичных и партикулярных, обо всем, что к декорации города касалось, и проведено было от команд к всенародной пользе, в которых трудных делах обращался паче всех сверстников моих». Так писал зодчий о своей нелегкой трудовой жизни. Упоминает он и о своих учениках, многие из которых «в пользу государственную произведены в гезели, а Иван Бланк уже архитектор». И за все это он просит пожаловать его «рангом и патентом и для пропитания …прибавочным жалованием». Только через полгода появился указ о пожаловании ему чина подполковника «за долголетнюю его службу и радение пред протчими архитекторы».

Проект Аничкова дворца с большим нарядным регулярным садом Земцов выполнил летом 1741. К 15 августа был представлен перечень материалов, необходимых для производства строительных работ. Так как сам заняться их исполнением он не смог из-за длительного пребывания в Москве, то надзор за битьем свай и прокладкой рвов под фундаменты осуществляли «архитектурии гезели» и его ближайшие помощники С.Чевакинский, И.Сляднев и Г.Дмитриев. Работы двигались не слишком быстро. В 1742 и 1743 годах еще не была начата кладка фундамента и стен.

В дальнейшем, когда после смерти Земцова во главе создания ансамбля оказался Дмитриев, строительство дворца по-прежнему велось по чертежам Земцова. Выполненное в натуре здание отличалось от его проекта лишь тем, что сделали «против прожекту архитектора Земцова... выше палаты, для того, что велено употребить готовые окошечные переплеты, перевезенные из Курляндии». Кроме того, вместо предложенных им «финиментов» – сложной барочной композиции – оканчивавшей дворец, в дальнейшем, Ф.Б.Растрелли создал над боковыми ризалитами купола. Прообразом для них послужило завершение царскосельской дворцовой церкви, созданное С.И.Чевакинским. Вот почему на копии чертежа фасада Аничкова дворца, исполненной Г.Дмитриевым, который воспроизводил замысел М. Земцова, этого завершения нет. Оно появляется на рисунке М.Махаева, выполненном с натуры в 1750 году. Показанная на рисунке галерея перед дворцом также была построена по проекту Земцова.

Долгое время точная дата смерти Земцова не была известна, и все, писавшие о нем, ограничивались указанием, что это произошло осенью 1743 года. В одном из протоколов Канцелярии от строений удалось найти следующую запись: «...архитектурии гезели Иван Сляднев и Григорий Дмитриев поданным доношением объявили, команды де оной Канцелярии подполковник и архитектор Михайло Земцов прошедшего сентября 28 дня волею божею умре». Так устанавливается дата смерти М. Земцова – 28 сентября 1743 года.

ОБЪЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА:

Церковь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (ул. Моховая 46)

Преображенский собор (перестроен)

Комната сказок Красная гостиная

«Аничков дворец в истории Российского государства»

нрго

Зимний сад

Главный корпус Сервизный корпус

« Аничков дворец на фото и в живописи»

Михаил Григорьевич Земцов (1688, Москва - 28 сентября 1743, Санкт-Петербург) - русский архитектор, представитель раннего барокко.

Биография

Учился при Оружейной палате в Москве. В Санкт-Петербурге с 1709 года; обучался итальянскому языку при губернской канцелярии.

С 1710 года по приказу Петра I назначен помощником и учеником Д. Трезини.

С 1719 года руководил застройкой Москвы в связи с отменой запрещения строить каменные сооружения. В 1720 году переведен из учеников в гезели. Был помощником у Леблона и Микетти.

В 1720-1722 годах работал в Ревеле заместителем Н. Микетти на строительстве Екатериненталя (Кадриорг). Начиная с весны 1721 года, всю постройку ведет один Земцов, который её и довел до конца.

В 1723 году ездил по работе в Стокгольм.

С 1723 года работал в Санкт-Петербурге по заказам двора.

В 1724 году получил звание архитектора. Обучал архитектуре И. Я. Бланка.

После казни П. М. Еропкина в 1740 году был прикомандирован к «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» для редактирования и окончания трактата «Должность архитектурной экспедиции», в котором им, видимо, написаны главы: «Об архитектуре и архитекторах», «Что делать при строениях», «О должностях разных художеств мастеров, обращающихся при строениях», «Об Академии архитектурной». С 1741 года исполнял обязанности придворного архитектора Елизаветы Петровны. Первый русский архитектор Петербурга, воплотивший наряду с Трезини основные архитектурные замыслы Петра I.

Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве.

В 1742 году получил чин полковника. Имел архитектурную «команду».

Работы

  • 1731-1734 год. Церковь Симеона и Анны в Санкт-Петербурге, освящена 27 января 1734 года. Для строительства шпиля был приглашён Х. ван Болос. (сохранилась, частично перестроена).
  • 1733-1737 год. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге. Церковь не сохранилась, авторство Земцова под вопросом.
  • 1734-1739 год. Руководство постройкой церкви для госпиталей на Выборгской стороне (проект Д. Трезини, принял к исполнению в связи со смертью автора) в Санкт-Петербурге. Здание доведено до архитрава, постройка остановлена из-за исчерпания сметы. До конца XVIII века церковь стояла недостроенной; в 1771 было решено отказаться от прежнего замысла; недостроенное церковное помещение позже приспособлено под аудитории Военно-Медицинской академии.
  • Подзорный дворец Петра I (завершение строительства и отделка; автор проекта С. ван Звитен; утрачен)
  • Проект павильона Эрмитаж в Екатерининском парке (Царское Село)
  • Кавалерский и мастеровой дворы в Петергофе (1732 год)
  • Каскад «Золотая гора» (Нижний парк Петергофа), совместно с Микетти
  • Перестройка руинного каскада (Нижний парк Петергофа)
  • Проект Аничкова Дворца
  • Домик для ботика Петра Великого в Петропавловской крепости;
  • 1743-1754 год. Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге. Храм возводился с 1743 по 1754 год. Михаил Земцов не дожил до окончания строительства, после его смерти работой руководил архитектор Пьетро Антонио Трезини, который несколько изменил проект. Храм не сохранился - был полностью перестроен после пожара 1825 года архитектором В. П. Стасовым.

Литература

  • Пилявский В. И., Славина Т. А., Тиц А. А. и др. История русской архитектуры. - М: Архитектура-С, 2004. - ISBN 5-274-01659-6. - ISBN 5-9647-0014-4.
  • Иогансен М. В. Михаил Земцов (серия: Зодчие нашего города). - Л: Лениздат, 1975.

Точные место и дата рождения Михаила Григорьевича Земцова не известны. Считается, что он родился в 1686 или 1688 году. Вероятно, начальное образование он получил в Москве в школе при Оружейной палате.

Первые достоверные сведения о Михаиле Земцове относятся к 1709 году, когда он учился в Петербургской губернской канцелярии итальянскому языку. В 1710 году по указу Петра I способный юноша был отправлен на службу в Канцелярию городовых дел. Канцелярия тогда руководила возведением каменной крепости "Санкт-Петербург" и строительством вокруг неё города. Возглавлял её Доменико Трезини , при этом архитекторе Михаил Земцов получил возможность многому научиться.

Незаурядные способности Михаила Земцова были замечены Доменико Трезини, который часто даже оставлял своего ученика для работы с другими обучаемыми. Именно Трезини рекомендовал Земцова для поездки в Москву, когда в 1718 году начались работы в Московском Кремле и Китай-Городе. Руководителем строительства был назначен Михаил Земцов.

В 1734 году умер Доменико Трезини. Земцову были переданы все его работы. В 1735 году он стал архитектором Петербургской полицмейстерской канцелярии, став таким образом фактически главным архитектором города. В 1741 году Земцов начал работу над своим главным проектом - каменным Троицким собором на Троицкой площади . Проект так и не был осуществлён. Одновременно с работой над проектом собора Земцов занимался и другими делами, например расквартировывал персидское посольство.

При Елизавете Петровне Земцов снова стал придворным архитектором. Ему было поручено провести реставрацию московских дворцов перед коронацией Елизаветы. По возвращению в Санкт-Петербург Михаилу Григорьевичу было поручено строительство Аничкова дворца . В то же время архитектор разработал план реконструкции дворца в Царском Селе.

Несмотря на огромную занятость, оплата труда Михаила Земцова долго не пересматривалась. К началу 1740-х годов он получал столько же, сколько и в 1724-м. Лишь незадолго до смерти архитектор получил чин подполковника.

Михаил Григорьевич Земцов умер 28 сентября 1743 года. Благодаря высочайшей работоспособности мастера, после его смерти ходили слухи, что его дела распределили между тринадцатью архитекторами, так этих дел оказалось много.

Михаил Земцов

«Для пользы всенародной» – так объяснял смысл своего подвижнического труда этот прославленный зодчий. XVIII век в истории нашего города богат присутствием русских и европейских архитекторов, но и в таком величественном ряду имя М.Г. Земцова выделяется поистине грандиозным размахом деятельности, сочетанием таланта художника и строителя с редким трудолюбием и высокими нравственными качествами. Перечень проектов и построек мастера настолько велик, что даже современники сомневались, способен ли одни человек делать всю эту работу, посильную серьезному коллективу. Земцов явился первым русским архитектором Петербурга, официально удостоенным этого звания. Слава его была прочной, зодчего уважали и цари, и рабочие, хотя жалованье тот получал гораздо более скромное, нежели иноземцы. Такое уж было время.

Москвич Земцов, получивший первоначальное образование в древней столице, появился на берегах Невы в 1709 году. Здесь юноша стал главным и необходимым помощником мало искушенного в художественных делах Трезини, включившись в строительство Петропавловской крепости, Александро-Невского монастыря, триумфальных ворот на Петровской площади и Невском проспекте, других знаменитых впоследствии объектов. Михаил приобретает опыт на многих стройках стремительно растущего города и одновременно сам учил своих соотечественников. Ему полностью доверяли и Д. Трезини, и Н. Микетти. С последним он возводил дворцы в Ревеле (Таллин) и Стрельне, а после кончины первого завершал госпиталь на Выборгской стороне. Точно так же, сменив умершего Н. Гербеля, первый русский архитектор достраивал здания Кунсткамеры, Двенадцати коллегий и Придворных конюшен. Будучи блестящим организатором, человеком пытливого творческого ума и благородства, Михаил Григорьевич пользовался особым расположением самого Петра I.

Время оказалось беспощадным ко многим его произведениям: почти все они были, если не уничтожены, то кардинально перестроены, неузнаваемо изменив облик. Однако следы творчества Земцова, умевшего делать все, от крупных градостроительных проектов до «малых форм», не исчезли. Если бы не его безвременный уход из жизни, архитектура города пошла бы другим путем: тот же классицизм, к которому тяготел зодчий, оставаясь при этом приверженцем и мастером барокко, мог появиться у нас на несколько десятилетий раньше.

Рис. В.Г. Исаченко Церковь Св. Симеона и Анны

Работая над планировкой и благоустройством Летнего сада, Земцов построил здесь, на невском берегу «Залу для славных торжествований» – яркий, но, увы, не сохранившийся образец барокко. Заметной страницей творческой биографии автора стала работа в качестве главного архитектора пригородных императорских резиденций. Вот лишь некоторые из проектов, которые осуществлялись под началом Михаила Григорьевича в Петергофе: работы в парках, оранжереи и фонтаны, Большой и Марлинский каскады, деревянные колоннады (на месте воронихинских). В Царском же Селе мастеру принадлежит общий замысел ансамблей и Эрмитаж (перестроен Растрелли), а также совершенно великолепный Большой дворец, возведенный одним из лучших его учеников, А.В. Квасовым (вскоре тоже перестроенный Растрелли). Школа Земцова – это не просто громкие слова.

Церковь Св. Симеона и Анны

После грандиозных пожаров 1736–1737 годов «де-факто» и вместе с П.М. Еропкиным сам М.Г. Земцов становится главным архитектором столицы, выступая уже не только как создатель отдельных домов, но и автор целых градостроительных узлов, занимаясь, например, определением застройки Невского проспекта, Миллионной и Морских улиц. Не станем забывать, что в основе целого ряда зданий, признанных теперь памятниками, лежат постройки Земцова. Назову несколько таких адресов: Невский пр., 17 и 18, Садовая ул., 13 и 14, Большая Морская ул., 28, 31, 47 и 53, Английская наб., 10 и 74, Исаакиевская пл., 9. Список далеко не полный – впрочем, великим достижением грядущих градостроительных преобразований, которые неизбежно потребуют реконструкции перечисленных объектов, можно будет считать хотя бы фрагментарное сохранение, музеефикацию этого внушительного пласта городской застройки. На месте одного из зданий РНБ некогда стоял земцовский Итальянский дворец (наб р. Фонтанки, 36), и до сих пор радует взор «Петровский» зал заседаний Сената в здании Двенадцати коллегий – еще одно детище первого русского архитектора. Горожанам и приезжим хорошо известен Аничков дворец на Невском, который с 1741 года проектировал и строил Земцов, а после его кончины завершали другие зодчие.

Состоя с 1737 года в руководстве Комиссии о Санкт-Петербургском строении, М.Г. Земцов работал над генпланом города, совместно с И.К. Коробовым завершил начатый П.М. Еропкиным первый русский архитектурно-строительный кодекс «Должность архитектурной экспедиции», занимался планировкой Казанской и Коломенской частей города, что имело большое значение для дальнейшего формирования этих и других районов. Он мыслил как истинный градостроитель.

Акварели В.Г. Исаченко Церковь Св. Симеона и Анны. 1975 г.

Особая глава творчества зодчего – храмовое строительство. Не всем из его планов, в силу разных причин, было суждено сбыться. Так в 1741 году Земцов выполнил проект каменного собора на Троицкой площади взамен деревянной церкви.

Реализовать его так и не удалось, на территории Казанского собора архитектор успел возвести стройную Казанскую церковь с колокольней, начал сооружение церкви Успения на Мокруше (Князь-Владимирский собор на пр. Добролюбова), Спасо-Преображенского собора, создал алтарную часть Сампсониевского. Его шедевр – очаровательная, проникнутая особым лиризмом церковь Симеония и Анны на улице Белинского (1731–1734 гг.). Строил он и здание Знаменской церкви в Царском Селе (с И.Я. Бланком, находится близ лицея).

Скромный и заботливый по отношению к семье, коллегам и ученикам, не щадивший себя, взваливая на свои плечи все новые обязанности, Земцов ушел из жизни, не успев завершить много из начатого и задуманного. Последние годы зодчий жил в собственном доме, на месте которого ныне возвышается здание Пассажа, а раньше на углу Шпалерной и нынешнего пр. Чернышевского, где до него, кстати, проживал Н. Микетти (ныне здесь стоит церковь Всех Скорбящих). Было бы справедливым установить на этих зданиях памятные доски с именем первого русского архитектора Петербурга.

Михаил Григорьевич Земцов погребен у стен Сампсониевского собора.

Из книги Краткая история "Аквариума" (1971-1986) автора Старцев Александр

Из книги Диалоги в антракте автора Баталов Алексей Владимирович

Михаил Ильич Ромм …Порой казалось, будто он еще на пятнадцать минут моложе самого юного своего помощника…Для того чтобы ограничить какую-то площадь, нужны по крайней мере три точки. Для меня в любом разговоре о творчестве Михаила Ильича Ромма этими точками являются три

Из книги Мастера и шедевры. Том 2 автора Долгополов Игорь Викторович

Из книги Путешествие рок-дилетанта автора Житинский Александр Николаевич

Из книги Оригиналы автора Воронель Нина Абрамовна

Из книги Желание чуда автора Бондарчук Сергей Фёдорович

ИЛЬЯ КАБАКОВ и МИХАИЛ ГРОБМАН Местный хулиган Гробман гордо ехал по Тель-Авиву на белом коне, за ним весело приплясывала небольшая, но яркая процессия соучастников. Кудрявую голову хулигана украшал венок из живых цветов, конь под ним потряхивал белой гривой, в которую

Из книги Партитуры тоже не горят автора Варгафтик Артём Михайлович

Из книги Русские живописцы автора Сергеев Анатолий Анатольевич

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Михаил Нестеров 1862-1942 По берегу полноводной реки движется большое шествие. Впереди торжественно выступает русский мальчик с иконой в руках. У него такое одухотворенное лицо. За ним, как завороженная, держась на некотором расстоянии, следует огромная толпа. В центре ее –

Из книги Айвазовский в Крыму автора Барсамов Николай Степанович

Михаил Врубель 1856-1910 Валентин Серов говорил о Врубеле: «Вот художник, который, как никто, может делать все одинаково хорошо: картину, декорацию, иллюстрацию к книге». Девочка на фоне персидского ковра«Девочка на фоне персидского ковра» написана совсем молодым художником

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в русском искусстве. Замечательный ученый, химик, историк, писатель, художник, по словам А. С. Пушкина, «он все испытал и все проник». Поэтому, возможно, его мозаичная «Полтавская

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942) Василий Иванович Нестеров, отец живописца, говорил, что признает сына истинным художником только тогда, когда его картины попадут в галерею П. М. Третьякова. И вот Третьяков, увидев «Пустынника», попросил молодого мастера продать

Из книги автора

Михаил Пелопидович Латри В доме Айвазовского царила атмосфера искусства. Это отразилось на воспитании дочерей, а позднее и внуков художника. Внуков у Айвазовского было трое: М. П. Латри, А. Э. Ганзен и К. К. Арцеулов. Все они, хотя и не в одинаковой мере, были людьми

Из книги автора

Михаил Тарасович Марков 1799–1836 Михаил Марков был братом художника Алексея Тарасовича Маркова. Он окончил Петербургскую Императорскую академию художеств со званием художника первой степени. За свои работы Марков получал золотые медали и был отправлен пенсионером

Из книги автора

Михаил Иванович Антонов Антонов происходил из бедных петербургских мещан. Он стал учеником А. Г. Венецианова и по его ходатайству был принят в Академию художеств, обучался под руководством профессоров М. Н. Воробьева и П. В. Басина, потом уехал в Киевскую губернию, где

Из книги автора

Нестеров Михаил Васильевич (1862–1941) «Амазонка» Этот портрет – один из самых пленительных женских образов в русской живописи Серебряного века. Портрет писался в Уфе, в родных местах художника, среди природы, которую он трепетно любил. Дочь художника Ольга в элегантном

Земцов Михаил Григорьевич
1688 – 1743

Замечательный русский архитектор, представитель раннего барокко, один из первых зодчих Петербурга. Родился в Москве в 1688 году (точная дата рождения неизвестна). Учился в художественной школе при типографии Оружейной палаты в Москве. С 1709 года работал в Петербурге, первоначально под руководством Д. Трезини. С 1720-х. гг. принимал участие в осуществлении планировки Летнего сада, в создании дворцово-паркового ансамбля в Петергофе. Звание архитектора получил в 1724 году. С 1737 один из руководителей Комиссии о Санкт - Петербургском строении. Совместно с И. К. Коробовым закончил работу по составлению русского архитектурного Кодекса (1741), начатую П. М. Еропкиным. С 1741 года руководил строительством при Полицеймейстерской канцелярии.

В конце 1742 года или в начале 1743 года М. Земцов разработал широкую программу реконструкции Царскосельского дворцового ансамбля, осуществление которой должно было превратить скромное Царское Село с небольшим дворцом Екатерины I в грандиозный ансамбль. Однако когда дело дошло до строительства, Елизавета изменила первоначальное решение и утвердила новый проект, автором которого был зодчий, ученик Земцова, Андрей Квасов.

Обязанностей у зодчего было так много, что послужило поводом для появления анекдотического рассказа о том, что после его смерти якобы пришлось назначить 13 человек, чтобы справиться с теми делами, которые выполнял он один. И за весь этот колоссальный труд, который он безропотно выполнял без малого 20 лет, М. Земцов продолжал получать все те же 550 рублей, назначенные ему в 1724 году. Если в первые годы оклада, может быть, и хватало (тогда зодчий был холост), то в 1730 -е годы, когда у него появилась семья, да еще приходилось «на свой кошт» строить каменный дом, доходов явно было мало. Трижды он обращался к императрице Анне Иоанновне, а затем к императрице Елизавете, прося наградить его «рангом». В августе 1742 года он подробно изложил на нескольких листах все свои заслуги за 32 года службы. Зодчий писал, что «исправлял архитектуре подлежащие дела сначала по Канцелярии от строений при Санкт - Петербургской фортификации, также святых церквей и при строениях домов вашего императорского величества Санкт-петербургского, Стрелинского и Ревельского, при том же убирание в садах люстгаусов, гротов, фонтанов, каскад и протчего». Далее он указывал: «Сверх оных моих трудов исправлял я по Главной полицмейстерской канцелярии, также по учрежденной Комиссии о Санкт-петербургском строении всякие разводы и размерымест, учреждение улиц и площадей, смотрение и строение обывательских домов и свидетельство и оценки их. Сочинение главных проектов рисунками и письмом зданиев публичных и партикулярных, обо всем, что к декорации города касалось, и проведено было от команд к всенародной пользе, в которых трудных делах обращался паче всех сверстников моих». Так писал зодчий о своей нелегкой трудовой жизни. Упоминает он и о своих учениках, многие из которых «в пользу государственную произведены в гезели, а Иван Бланк уже архитектор». И за все это он просит пожаловать его «рангом и патентом и для пропитания …прибавочным жалованием». Только через полгода появился указ о пожаловании ему чина подполковника «за долголетнюю его службу и радение пред протчими архитекторы».

Проект Аничкова дворца с большим нарядным регулярным садом Земцов выполнил летом 1741. К 15 августа был представлен перечень материалов, необходимых для производства строительных работ. Так как сам заняться их исполнением он не смог из-за длительного пребывания в Москве, то надзор за битьем свай и прокладкой рвов под фундаменты осуществляли «архитектурии гезели» и его ближайшие помощники С.Чевакинский, И.Сляднев и Г.Дмитриев. Работы двигались не слишком быстро. В 1742 и 1743 годах еще не была начата кладка фундамента и стен.

В дальнейшем, когда после смерти Земцова во главе создания ансамбля оказался Дмитриев, строительство дворца по-прежнему велось по чертежам Земцова. Выполненное в натуре здание отличалось от его проекта лишь тем, что сделали «против прожекту архитектора Земцова... выше палаты, для того, что велено употребить готовые окошечные переплеты, перевезенные из Курляндии». Кроме того, вместо предложенных им «финиментов» – сложной барочной композиции – оканчивавшей дворец, в дальнейшем, Ф.Б.Растрелли создал над боковыми ризалитами купола. Прообразом для них послужило завершение царскосельской дворцовой церкви, созданное С.И.Чевакинским. Вот почему на копии чертежа фасада Аничкова дворца, исполненной Г.Дмитриевым, который воспроизводил замысел М. Земцова, этого завершения нет. Оно появляется на рисунке М.Махаева, выполненном с натуры в 1750 году. Показанная на рисунке галерея перед дворцом также была построена по проекту Земцова.

Долгое время точная дата смерти Земцова не была известна, и все, писавшие о нем, ограничивались указанием, что это произошло осенью 1743 года. В одном из протоколов Канцелярии от строений удалось найти следующую запись: «...архитектурии гезели Иван Сляднев и Григорий Дмитриев поданным доношением объявили, команды де оной Канцелярии подполковник и архитектор Михайло Земцов прошедшего сентября 28 дня волею божею умре». Так устанавливается дата смерти М. Земцова – 28 сентября 1743 года.

ОБЪЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА:

Церковь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (ул. Моховая 46)

Преображенский собор (перестроен)

Комната сказокКрасная гостиная

«Аничков дворец в истории Российского государства»

нрго

Зимний сад

Главный корпусСервизный корпус

«Аничков дворец на фото и в живописи»

http://anichkov.ru/Pictures/big78223611712268.jpghttp://anichkov.ru/Pictures/big4345281171281.jpg



error: