Последствия эпидемии чумы. Черная смерть: самая известная эпидемия в истории

БВРОПА
1348-1666 гг.

За 300 лет нашествия на Европу (с 1348 по 1666 годы) бубонная чума, известная под названием «Черная Смерть», унесла 25 миллионов жизней. Причиной ее отступления могли послужить три фактора: пожар в Лондоне, смена времен года и улучшение санитарных условий.

Невероятная, страшная по своему размаху бубонная чума, которая разоряла и опустошала Европу на протяжении 300 лет, унесла 25 миллионов жизней, или одну треть населения Европы того времени. «Черная смерть» — под таким названием она была известна — явилась самым страшным наказанием природы всех времен.

Страшнее, чем война, поскольку ей были незнакомы государственные границы. Более жестокая и болезненная для своих жертв, чем землетрясения. Более жуткая, чем извержение вулкана или приближающийся ураган, из-за неизвестности ее природы. «Черная смерть», названная так из-за предшествовашего ей нашествия черных крыс, держала в своем рабстве западные цивилизации на протяжении нескольких поколений.

В 1347 г. в крымском торговом порту Каффа (Феодосия) группа предприимчивых генуэзских купцов оказалась в многолетней осаде хана Джанибека Кипчака. Каффа являлся в ту пору главным портом, куда поступали товары из Генуи, но для хана это не имело большого значения. Он удерживал Каффу в качестве заложника, отбивая любые вторжения, кроме «Черной Смерти». Болезнь объявилась в начале 1348 г. и скосила огромное войско Кипчака, словно это были для нее силы противника.

Вот что сказано в отчете Габриэля де Муссиса, нотариуса из Пьяченцы, который якобы был свидетелем событий: «Несметные полчища татар и сарацинов внезапно пали жертвой неизвестной болезни… всю татарскую армию поразила болезнь… каждый день… погибали тысячи… в паху сгущались соки, потом они загнивали, развивалась лихорадка, наступала смерть, советы и помощь врачей не помогали…»

Хан Кипчак, как всегда находчивый и варварски изобретательный, решил использовать трупы умерших воинов в качестве оружия. Таким образом, он был первый в истории человек, который применил биологическое оружие.

«Татары, измученные чумой, заразной болезнью, ошеломленные и потрясенные смертью товарищей, гибнущих без всякой надежды на выздоровление, приказывали заряжать трупы в метательные машины и забрасывать ими город Каффу, чтобы эти непереносимые снаряды положили конец защитникам города, — продолжал описывать Муссис. — Город забросали горами мертвецов, и христианам некуда было убежать и некуда было спрятаться от такого несчастья… Они предавали мертвых волнам. Вскоре весь воздух был заражен, отравленная, испорченная вода стала загнивать. Усиливалось нестерпимое зловоние…»

Заразившиеся генуэзские моряки погрузились на корабли и отплыли в Италию. Неся на себе зараженных блох, они привезли в итальянский порт орды таких же зараженных черных крыс, которые по якорным цепям покинули корабли и наводнили город. Но генуэзцы оказались не единственными, кто привез в Европу «Черную Смерть». Чуму в Италию привезли 16 галлеонов, и только 4 из них прибыли из Каффы. Двенадцать других, на борту которых были вернувшиеся из Константинополя крестоносцы, пришвартовались в Мессине (Сицилия) примерно в то же время. Крестоносцы уже были заражены.

К концу 1348 г. вся Италия была охвачена чумой, и ее страшное дыхание стало ощущаться во Франции. К августу зараза распространилась на Швейцарию и Англию, куда была завезена кораблем из Кале. Этот корабль пришвартовался в порту Дорчестера Мелкомбе. К концу 1349 г. чума коснулась Ирландии, Шотландии, Дании и большей части Германии. Норвежские корабли занесли ее в Исландию, все население которой вымрет. Польша и Россия были заражены к 1351 г.

Количество смертных случаев росло с астрономической скоростью. Вымерла половина населения Италии. Жертвой болезни стали каждые 9 из 10 жителей Лондона. В 1348 г. от чумы умерли 1 244 434 жителя Германии. К 1386 г. в русском городе Смоленске осталось всего 5 жителей.

Эта смерть была нелегкой. Вот что писал Микеле Платьенсис из Пьяцы (цитируется по работе Йоханнеса Нола «Черная Смерть»):
«Зараженные люди испытывали пронизывающие все тело боли, словно подтачивающие их изнутри. Потом на бедрах или предплечьях развивался волдырь… От него инфекция распространялась по всему телу и так глубоко проникала в него, что больных рвало кровью. Так… продолжалось без перерыва три дня, средств вылечить болезнь не было, и больной сгорал».

Совершенно запуганные и беспомощные потенциальные жертвы болезни начали вести себя негуманно.

«Погибали не только те, кто общался с заболевшими, но также и те, кто только прикасался или пользовался их вещами, — продолжал Платьенсис. — Вскоре люди возненавидели друг друга до такой степени, что, когда заболевал сын, отец переставал заботиться о нем. Если он все же осмеливался приблизиться к нему, то немедленно заражался и в течение трех дней сгорал…»

Во Флоренции чума свирепствовала с особым остервенением, поэтому «Черную Смерть» иногда еще называли «Флорентийской чумой». Вот выдержка из «Декамерона» Джованни Бокаччо:
«… ходили, держа в руках немного цветов, немного благоуханных трав и пряностей, которые они постоянно подносили к носу, считая, что такие запахи являются отличным средством для укрепления мозга, тем более, что воздух казался густым и насквозь был пропитан смрадом, источаемым мертвыми телами, равно как и больными, а также применяемыми снадобьями».

В Парме эхом отозвался Франческа Петрарка: «Увы, мой любящий брат, что я могу сказать? С чего мне начать? К чему прийти? Все есть скорбь, повсюду царит ужас. Во мне ты можешь увидеть то, о чем читал о великом городе у Вергилия: «Мучительная боль повсюду, повсюду страх и многочисленные образы смерти». О, брат, как бы я желал никогда не рождаться на свет или уже встретить смерть!»

Во Франции папский город Авиньон, резиденция папы Клементия VI, был наполнен чумой. Неизвестный каноник в письме семье в Бельгию так описывал ход печальных событий (цитируется по книге Джорджа До «Черная Смерть 1347 г.»): «… Половина, а может быть и больше половины населения Авиньона уже мертва. В городских стенах более 7000 домов стоят запертыми: в них никто не живет, те, кто когда-то обитал там, скончались; в окрестностях едва можно встретить живого человека. Поле возле «Чудотворной Мадонны» было выкуплено папой и освящено под кладбище. В него с 13 марта закопали 11000 трупов…»

Позже папа Клементий освятит реку Рону, чтобы в нее можно было сбрасывать тела умерших. Сам папа уцелел под защитой двух огромных костров, которые денно и нощно горели с двух сторон от него.

В Англии монах из Рочестера Уилльям Дин записал такую сцену: «К нашему великому прискорбию чума унесла такое огромное количество жизней людей обоего пола, что нельзя было найти человека, который свозил бы трупы в могилу. Мужчины и женщины относили детей на плечах к церкви и сбрасывали их в общий ров. От него исходило столь устрашающее зловоние, что люди опасались проходить мимо кладбища».

Такой обстановка была во всей Европе. Отчаявшиеся люди в надежде избавиться от боли, ужаса и неизбежной смерти от чумы обращались к врачам, которые не больше их знали, как лечить эту скоротечную болезнь. Тем не менее, врачи продолжали пробовать различные паллиативные способы.

Некоторые доктора советовали вокруг шеи носить человеческие фекалии в зашитом мешочке.
Другие предписывали купание в моче и ее употребление внутрь. К нарывам, для отсасывания яда, прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц. В открытые раны вкладывали свиное сало и масло. В яички втыкали иголки. Кровью только что зарезанных голубей и щенков окропляли горящие в лихорадке лбы.
Французский врач Ги де Шольяк вскрывал нарывы и прижигал открытые раны раскаленной докрасна кочергой. Этот примитивный способ очистки действительно давал результат, если человек, по отношению к которому он был применен, не умирал от сердечного приступа, не впадал в необратимый шок, не сходил от боли с ума.

Возникла проблема «отравленных помещений» — тех, где от чумы скончались люди. В большое плоское блюдо наливали свежее молоко и оставляли посредине зараженной комнаты, чтобы адсорбировать зараженный воздух. Неизвестный лондонский врач предложил следующий рецепт обеззараживания дома, в котором скончался чумной больной: «… Возьмите несколько крупных луковиц, очистите их, положите 3-4 луковицы на пол, и пусть они так полежат в течение 10 дней, лук вберет в себя всю инфекцию зараженной комнаты, только потом луковицы нужно будет закопать глубоко в землю».

Озадаченные тем, что ни доктора, ни церковники не в состоянии помочь им, бедняки либо становились чересчур набожными, либо разочарованные в «отвернувшемся» от них Боге давали выход отчаянию в том, что находили «козлов отпущения», предавались распущенности, сластолюбию, верили амулетам, колдовству, даже поклонялись дьяволу. Во многих отношениях «Черная Смерть» отбросила цивилизацию на многие века назад.

Правда, были и отдельные положительные стороны. Некоторые очень набожные люди установили традиции, дожившие до наших дней. Например, жители Обераммергау поклялись проводить регулярные религиозные действия, если зловещая рука чумной напасти будет отведена от них. Их обет продержался до конца чумы — 1634 года, и чума покинула их. Они и сегодня еще представляют свое действо Страстей Господних.

Отдельные пятна солнечного света в те времена казались еще ярче в виду их редкости. Но рьяная религиозная исступленность принесла гораздо больше вреда. Страну заполонили флагелланты так называемых «Братьев Креста». Они устраивали на деревенских площадях ритуалы самобичевания во искупление грехов, которые якобы послужили причиной чумы. В то же время сами становились разносчиками чумы.

Поиск козлов отпущения разжег антисемитизм. В мае 1348 г. в трех городах Франции были истреблены еврейские поселения. Жестокая расправа постигла старых и малых, здоровых и слабых, женщин и детей.

В сентябре того же года еврейский врач в Шильоне (Швейцария) во время кровавых истязаний «признался», что он и еще несколько членов еврейской общины отравили колодцы. Новость быстро распространилась по всей Европе. Было уничтожено 50 крупных и 150 мелких еврейских общин. Всего было устроено 350 погромов.

Некоторые сказки и детские стишки корнями уходят во времена «Черной Смерти».
На шее венки из роз,
Букетиков полные карманы,
Апчхи-апчхи!
Все падают на землю.

Несомненно, здесь дано описание традиции носить гирлянды цветов во времена чумы, чтобы приглушить запах миазмов. Две последние строчки являются свидетельством отсутствия сколь-нибудь действенного лекарства, если обладатели букетиков делали последний вздох и падали замертво.

Более жизнерадостна сказка о Дудочнике из немецкого городка Хамельна, пораженного в 1358 г. и 1361 г. чумой и полчищами крыс. Исторические факты совпадают с рассказом и поэмой Роберта Браунинга: «Хамельн был наводнен полчищами крыс. Власти города наняли странствующего крысолова. Когда он истребил всех крыс и потребовал плату за работу, власти предложил ему жалкие гроши. Крысолов покинул город, поклявшись отомстить. Тем временем дети Хамельна собирали тушки крыс, которыми были завалены улицы города, и бросали их в быстрый поток реки Везер. Заразившись чумой, дети умерли. Их похоронили на новом кладбище на склоне горы Коппельберг. В сказке именно в этом месте гора открылась и навсегда поглотила Дудочника и детей!»

Не встретив отпора ни со стороны Бога, ни со стороны людей, чума продолжала властвовать, накладывая отпечаток на привычки и традиции людей. Использовались всевозможные лекарства, снадобья и епитимьи. Некоторые оказывались эффективными, некоторые — нет. Пляски были одним из мрачных способов изгнания чумы. Во время фантастического действия, справедливо названного «Пляской смерти», тысячи жертв участвовали в неистовых плясках на площадях города до тех пор, пока не падали с ног от усталости или болезни. Остальные тем временем продолжали плясать и затаптывали упавших насмерть.

Более эффективным методом борьбы с чумой оказалась традиция устанавливать в портах карантин для прибывших кораблей. Кораблям предписывалось в течение 40 дней (возможно, по религиозным соображениям именно такой срок) оставаться на якоре. Это предотвращало распространение чумы в городах по вине моряков, но нередко корабли за это время становились безлюдными, так как зараженная чумой команда вымирала до единого человека.

Это были мрачные времена для всего мира, когда таким чудовищным способом сокращалось население, в том числе и в Европе. Единственное оружие, которое могло искоренить чуму — санитария — будет применено только в 1666 года, когда чума внезапно исчезнет. Некоторые считали причиной ее конца Лондонский пожар, некоторые — смену времен года. Но мало кто осознавал в то время, что причиной конца чумы стали мыло и вода.

Детальное описание конца «Черной Смерти» дано в статье «Английская чума 1665»

Могила выглядит сделанной наспех, все тела были похоронены в один день и в очень простых гробах. Найденный рядом могильный камень датирован 1665 годом, поэтому археологи предполагают, что это одно из захоронений жертв «Великой чумы». Мы решили вспомнить, как проходили пандемии чумы в средневековой Европе, как реагировали на нее люди и к каким последствиям приводила чума.

Средневековые города - это сравнительно небольшая территория, ограниченная крепостной стеной. Внутри деревянные или реже, каменные дома, построенные вплотную друг к другу, чтобы сэкономить полезную площадь, стоят на узких улицах. Люди жили скученно и тесно, их понятия о чистоте и гигиене сильно отличались от современных. В домах, по большей части, старались поддерживать чистоту, хотя в средневековых книгах встречается рецепт на случай «если кому крыса лицо щипнет или омочит» 1 , а вот мусор и нечистоты выбрасывались прямо на улицы. С личной гигиеной тоже возникали проблемы. Каждый день люди мыли только руки и лицо - то, что видно всем. А вот полноценные ванны принимали редко: во-первых, нагреть большой объем воды было дорого и технически сложно, а во-вторых частое мытье не приветствовалось: оно считалось признаком себялюбия и потакания телесным слабостям. Общественные бани уже существовали, но были дороги. Поэтому сравнительно часто мыться могли себе позволить только богатые люди. Например, английский король в XIII веке принимал ванну раз в три недели. А монахи мылись и того реже, кто-то дважды в год, кто-то - четырежды 2 . В таких условиях вши и блохи были постоянными спутниками людей. То есть были созданы идеальные условия для возникновения и распространения эпидемий.

И эпидемия началась. Страшная пандемия чумы, названная современниками «Черной смертью», пришла в Европу в 1346 году. По самой распространенной версии, чума пришла с монгольскими войсками через Золотую Орду в Крым. Находившиеся в Крыму монголы осаждали древний порт Феодосию (Каффу). Сохранилось свидетельство очевидца осады, юриста Габриэля де Мюсси, которое, впрочем, некоторые ученые ставят под сомнение. Как описывает де Мюсси, осада была неудачной, и монголы, среди которых было много зараженных чумой, с помощью катапульт стали перебрасывать через стены города чумные трупы, чтобы заразить осажденных. В городе вспыхнула эпидемия. Корабли, направлявшиеся из Кафы в Европу, перенесли чуму с корабельными крысами, одеждой и тканями, кишащими блохами, и зараженными моряками. Из Италии и Южной Франции чума стала распространяться на север. До 1353 года чума прокатилась по всей Европе, от Испании до Скандинавии и Гренландии, и от Ирландии до Московского княжества.

В начале XIV века население Европы насчитывало от 70 до 100 миллионов человек . Во время пандемии 1346-1353 годов, по разным оценкам, умерли от 25 до 34 миллионов человек, от трети до половины населения Европы.

После окончания пандемии чума не ушла. Вспышки болезни разной силы повторялись по всей Европе каждые 10-15 лет, вплоть до конца XVIII века.

Жители Европы оказались абсолютно не готовы к этому бедствию. Вот что пишет очевидец эпидемии Бокаччо в «Декамероне» 3 .

Против этих болезней не помогали и не приносили пользы ни совет врача, ни сила какого бы то ни было лекарства... только немногие выздоравливали и почти все умирали на третий день после появления... признаков [чумы].
... [оставшиеся] в живых, почти все стремились к одной, жестокой цели: избегать больных и удаляться от общения с ними...
...Воздух казался зараженным и зловонным от запаха трупов, больных и лекарств.
...Не заботясь ни о чем, кроме себя, множество мужчин и женщин покинули родной город, свои дома и жилья, родственников и имущества и направились за город...
...Умерший человек вызывал тогда столько же участия, сколько издохшая коза...
Так как для большого количества тел... не хватало освященной для погребения земли... то на кладбищах при церквах, где все было переполнено, вырывали громадные ямы, куда сотнями клали приносимые трупы, нагромождая их рядами, как товар на корабле, и слегка засыпая землей, пока не доходили до краев могилы.

Сейчас мы знаем, что возбудитель чумы, Yersinia pestis , чумная палочка, циркулирует в популяциях грызунов и переносится блохами. Но чумную палочку открыли только в 1894 году.

В средние века причиной возникновения болезни считали Божью волю. Все происходит благодаря Богу, в том числе и недуги. Если врачу удавалось вылечить пациента, считалось, что в этом ему помогло Божье милосердие. Божьей волей вызвано и плохое расположение планет, которое ведет к накоплению в воздухе отравленных миазмов, вызывающих болезни. Когда французский король попросил профессоров медицины Парижского университета объяснить причины чумы 1348 - 1349 годов, ученые мужи ответили, что эпидемия наступила из-за «важной конъюнкции (соединения, совмещения) трех высших планет знака Водолея, которая вкупе с другими конъюнкциями и затмениями вызвала пагубное загрязнение окружающего воздуха; кроме того, это знак смерти, голода и других бедствий». 2


Непререкаемыми авторитетами в средневековой медицине были Гиппократ и Гален. Гиппократ считал, что болезни возникают из-за вдыхания воздуха, содержащего болезнетворные миазмы . Эпидемия, по Гиппократу, это похожие по симптомам заболевания людей, живущих на одной территории и вдыхающих воздух, отравленный миазмами, либо испарениями, поднимающимися из-под земли. Так как люди, живущие в одном месте, дышат одним и тем же воздухом, они заболевают одной и той же болезнью (отсюда и термин «поветрие»). Гиппократ советовал в случае эпидемии уехать из местности с зараженным воздухом. Поэтому во время эпидемии «Черной смерти» 1346 - 1353 годов бегство из зараженных городов было обычным, а больных чумой поначалу не изолировали, так как они не считались заразными. С другой стороны в Венеции уже тогда ввели карантин для приезжих с востока (от итальянского quaranta giorni - сорок дней). Приходящие корабли досматривали, и если на них обнаруживали больных или мертвых, корабли сжигали.

Приход чумы в Европу привел к появлению «чумных докторов». Их костюмы соответствовали средневековым представлениям о том, что причина болезни - отравленные миазмы. К больным доктора приходили (если приходили вообще) в длинных кожаных или холщовых халатах, длинных перчатках и высоких сапогах. Голову и лицо закрывала маска, пропитанная воском. На месте носа был длинный клюв, заполненный пахучими веществами и травами 1 . «Чумные доктора» отворяли кровь, вскрывали чумные бубоны и прижигали их раскаленным железом или прикладывали к бубонам лягушек, чтобы «сбалансировать соки нормальной жизни». Постепенно, по призыву властей или по собственному почину, ученые начали составлять письменные наставления, что и как надо делать при чуме, так называемые «чумные сочинения». Считалось, что полезно выпустить «отравленную моровым ядом» кровь. От жара и для подкрепления сердца на грудь следует наложить компресс в который хорошо бы добавить жемчуг, кораллы и красный сандал, а бедные могут приготовить компресс из пригоршни слив, кислых яблок, медуницы, лапчатки и других лекарственных трав. Если даже после компресса бубоны не рассасываются, надо поставить банки, чтобы вместе с кровью отсосать из тела яд 1 .


Если болезнь не удавалось вылечить, оставалось молиться, чтобы Божий гнев смягчился и эпидемия отступила. Во время эпидемий особенно популярными заступниками от чумы были Дева Мария, святые Себастьян и Христофор . Святого Себастьяна считали заступником, видимо, потому, что он пережил посланную стрелами смерть. Считалось, что только при заступничестве святого Себастьяна врач может успешно лечить чуму. Святой Христофор считался заступником потому, что он посвятил свою жизнь служению Христу и был одним из немногих, кто взаимодействовал с Иисусом: он перенес маленького Христа через реку.

Кроме уже существовавших святых, чума создала своего собственного, святого Роха . Это был реальный человек, французский дворянин из Монпелье, который ухаживал за больными чумой, а когда заразился сам, ушел в лес умирать. Как ни странно, он выздоровел и вернулся в родной город, где его приняли за шпиона и бросили в тюрьму. После нескольких лет в заключении Рох умер. Поклонение святому началось сразу после его смерти.

Во время чумы активизировалось движение флагеллантов («бичующихся»). Движение возникло в Италии в XIII веке и быстро распространилось в центральной Европе. К движению мог примкнуть кто угодно, независимо от возраста и социального положения. Флагелланты процессией ходили по улицам и, бичуя себя ремнем, хлыстом или розгами, с плачем и пением религиозных гимнов просили отпущения грехов у Христа и Девы Марии. В разгар эпидемии во флагеллантских процессиях стало принимать участие все больше и больше народу: молитвы наряду с бичеванием производили сильное впечатление на зрителей и к процессии присоединялись все новые участники. Так как флагелланты огромными толпами ходили из города в город, заходя в церкви и монастыри, они стали еще одним источником распространения болезни. В конце эпидемии движение стало терять популярность, начались трения с церковью. Проповеди светских участников движения, публичные покаяния, нелестные высказывания флагеллантов о монахах и священниках привели к тому, что в 1349 году папа издал буллу, признающую флагеллантские учения еретическими.

Городские светские власти в ответ на эпидемию, чтобы умерить Божий гнев, принимали законы против роскоши, устанавливающие правила ношения одежды, а также регулировавшие проведение церемоний крещения, венчания и погребения. Так, в немецком городе Шпайере после окончания «Черной смерти» был принят закон, запрещающий женщинам носить мужскую одежду, потому что «эта новая мода , попирая естественные различия между полами, ведет к нарушению нравственных заповедей и влечет за собой наказание Божье».

Чума привела к возникновению нового жанра в живописи и скульптуре. После эпидемии «Черной смерти», в 1370-х годах, начали появляться «Пляски смерти» - живописные и словесные аллегории бренности человеческого бытия: смерть ведет к могиле представителей разных слоев общества - знати, духовенства, крестьян, мужчин, женщин, детей.



Закончились вспышки чумы в Европе в разное время, где-то в XVII веке, где-то - в XVIII веке. И хотя сначала способы борьбы с болезнью выглядели, на взгляд современного человека, смешно, за триста лет жители Европы выработали ряд эффективных мер по борьбе с чумой. Например, в Англии во время эпидемии 1665 года городские власти приняли систему мер против распространения заразы.

В каждый церковный приход городские власти направили наблюдателей, которые должны были расспрашивать людей и узнавать какие дома заражены и кто заболел. Также в приходы направляли «осматривающих», женщин, которые осматривали заболевших людей и ставили диагноз, и к ним в помощь отряжали хирургов, которые должны были лечить исключительно заболевших чумой. Больных изолировали: либо помещали в специально учрежденный «чумной барак», где заболевшим обеспечивали хотя бы минимальный уход, либо запирали в доме вместе со всеми домочадцами. Зараженные дома метили алым крестом и словами: «Господи, смилуйся над нами!» и держали запертыми в течение месяца. У дома оставляли сторожа, который следил, чтобы никто не входил и не выходил из зараженного дома.

Умерших надлежало хоронить ночью, чтобы избежать скопления народа; родственникам и друзьям присутствовать на поминальной службе и при погребении не разрешалось. Мебель и вещи из зараженных домов продавать запрещалось. Для устранения заразы вещи и постель чумного больного должны быть проветрены и прокурены ароматическими веществами.

Кроме того, были сделаны распоряжения о поддержании в порядке общественных мест. Мусор с улиц должен вывозиться мусорщиками ежедневно, помойки и резервуары с нечистотами должны находиться как можно дальше от города. Крестьянам из окрестных деревень, приезжающим торговать на рынке, было предписано продавать все товары за пределами города. На рынках продукты регулярно осматривались, испорченные к продаже не допускались. Деньги на рынке не передавались из рук в руки, а опускались в предназначенную для этого миску с уксусом.

Было запрещено пускать в город бродячих нищих и попрошаек. Увеселения, приводящие к скоплению народа и публичные празднества тоже во время эпидемии отменялись 4 .

Возможно, по причине эффективности принятых мер во время эпидемии погибло 75 тысяч человек, 15 процентов из 460 тысяч жителей города, а не треть или половина населения.

Эпидемия 1665 года, вошла в историю как «Великая чума». Болезнь пришла в Англию из Нидерландов в конце 1664 года, и в июле 1665 добралась до Лондона. Эпидемия пошла на убыль только поздней осенью 1665 года, а окончательно вспышки чумы прекратились в Лондоне только в 1666 году, после Великого пожара , который бушевал три дня и уничтожил огромное количество домов в центре города, видимо вместе с крысами и блохами.

Так чума закончилась в Англии. В Европе было еще несколько сильных вспышек, но и они закончились в конце XVIII века.

"Черная смерть" - болезнь, о которой в настоящее время слагают легенды. На самом деле так называют эпидемию чумы, которая поразила Европу, Азию, Северную Африку и даже Гренландию в 14-м веке. Протекала патология преимущественно в бубонной форме. Территориальным очагом болезни стала Где находится это место, знают многие. Гоби принадлежит Евразии. Черный мор возник именно там из-за произошедшего малого ледникового периода, который послужил толчком для резкого и опасного изменения климата.

Забрала жизни 60 миллионов человек. При этом в некоторых регионах число умерших достигало двух третей населения. Из-за непредсказуемости болезни, а также невозможности на тот момент ее вылечить, среди людей стали процветать религиозные идеи. Обыденностью стала вера в высшие силы. В то же время начались преследования так называемых «отравителей», «ведьм», «колдунов», которые, по мнению религиозных фанатиков, наслали эпидемию на людей.

Этот период остался в истории как время нетерпеливых людей, которых сразил страх, ненависть, недоверие и многочисленные суеверия. На самом же деле вспышке бубонной чумы, конечно, есть научное объяснение.

Миф о возникновении бубонной чумы

Когда историки искали пути проникновения болезни в Европу, они остановились на мнении, что появилась чума в Татарстане. Точнее, ее принесли татары.

В 1348 году во главе с ханом Джаныбеком во время осаждения генуэзской крепости Кафы (Феодосия) забрасывали туда трупы людей, ранее умерших от чумы. После освобождения европейцы стали покидать город, разнося болезнь по всей Европе.

Но так называемая "чума в Татарстане" оказалась не более чем домыслом людей, не знающих, чем объяснить внезапную и смертельную вспышку "черной смерти".

Теория потерпела поражение, поскольку стало известно, что пандемия не передается между людьми. Ею могли заразиться от мелких грызунов или насекомых.

Такая «общая» теория существовала достаточно длительное время и содержала в себе множество загадок. На самом же деле эпидемия чумы как выяснилось позднее, началась по нескольким причинам.

Природные причины пандемии

Кроме резкого изменения климата в Евразии, вспышке бубонной чумы предшествовало еще несколько экологических факторов. Среди них:

  • глобальная засуха в Китае, за которой последовал массовый голод;
  • в провинции Хэнань массовое ;
  • в Пекине длительное время господствовали дожди и ураганы.

Как и "Юстинианова чума", как называют первую в истории пандемию, "черная смерть" настигла людей после массовых стихийных бедствий. Она даже пошла по тому же пути, что и предшественница.

Снижение иммунитета людей, спровоцированное экологическим фактором, привело к массовой заболеваемости. Катастрофа достигла таких масштабов, что главам церквей приходилось открывать комнаты для больного населения.

Чума в Средние века имела также социально-экономические предпосылки.

Социально-экономические причины бубонной чумы

Природные факторы не могли спровоцировать столь серьезную вспышку эпидемии самостоятельно. Они были подкреплены такими социально-экономическими предпосылками:

  • военные действия во Франции, Испании, Италии;
  • господство монголо-татарского ига над частью Восточной Европы;
  • усиленная торговля;
  • стремительно развивающаяся нищета;
  • слишком высокая плотность населения.

Еще одним немаловажным фактором, спровоцировавшим нашествие чумы, стало убеждение, которое подразумевало, что здоровые верующие люди должны мыться как можно реже. По словам святых того времени, созерцание собственного нагого тела вводит человека в искушение. Некоторые последователи церкви настолько проникались этим мнением, что не погружались в воду ни разу за всю сознательную жизнь.

Европа в 14 веке не считалась чистой державой. Население не следило за утилизацией мусора. Отходы выбрасывали прямо из окон, помои и содержимое ночных горшков выливали на дорогу, туда же стекала кровь домашнего скота. Это все позже попадало в реку, из которой люди брали воду для приготовления пищи и даже для питья.

Как и "Юстинианова чума", "черная смерть" была спровоцирована большим количеством грызунов, которые жили в тесном контакте с людьми. В литературе того времени можно найти множество записей, посвященных тому, что делать в случае укуса животных. Как известно, крысы и сурки - переносчики болезни, поэтому люди панически боялись даже одного их вида. В стремлении побороть грызунов многие забывали обо всем, включая свою семью.

Как все начиналось

Точкой зарождения болезни стала пустыня Гоби. Где находится место, которое было непосредственным очагом, неизвестно. Предполагается, что жившие неподалеку татары объявляли охоту на сурков, которые являются переносчиками чумы. Высоко ценились мясо и мех этих животных. В таких условиях заражение было неизбежным.

Многие грызуны из-за засухи и других негативных погодных условий покинули свои убежища и переместились ближе к людям, где можно было найти больше пищи.

Провинция Хэбей в Китае пострадала в первую очередь. Там погибло не менее 90 % населения. Это еще одна причина, породившая мнение, что возникновение чумы спровоцировали татары. Они по известному Шелковому пути могли вести болезнь за собой.

Потом чума достигла Индии, после чего переместилась в Европу. Удивительно, но лишь в одном источнике того времени упоминается истинный характер болезни. Считается, что людей поразила бубонная форма чумы.

В странах, которых не коснулась пандемия, в Средние века поднималась настоящая паника. Главы держав отправляли гонцов за информацией по поводу болезни и заставляли специалистов изобретать лекарство от нее. Население некоторых государств, оставаясь в неведении, охотно верили слухам о том, что на зараженных землях идет дождь из змей, дует огненный ветер и с неба падают кислотные шары.

Низкие температуры, долгое нахождение вне тела хозяина, оттаивание не могут уничтожить возбудителя "черной смерти". Зато против него эффективно солнечное воздействие и высыхание.

Бубонная чума начинает развиваться с момента укуса зараженной блохой. Бактерии попадают в лимфатические узлы и начинают свою жизнедеятельность. Внезапно человека одолевает озноб, у него повышается температура тела, головная боль становится невыносимой, а черты лица - неузнаваемыми, под глазами появляются черные пятна. На вторые сутки после заражения возникает и сам бубон. Так называют увеличенный в размерах лимфатический узел.

Человека, зараженного чумой, можно опознать сразу же. "Черная смерть" - болезнь, меняющая лицо и тело до неузнаваемости. Волдыри становятся заметными уже на второй день, а общее состояние пациента нельзя назвать адекватным.

Симптомы чумы у человека Средневековья, на удивление, отличаются от признаков болезни современного пациента.

Клиническая картина бубонной чумы Средневековья

"Черная смерть" - болезнь, которую в Средние века опознавали по таким признакам:

  • сильная лихорадка, озноб;
  • агрессивность;
  • непрерывное ощущение страха;
  • сильные болевые ощущения в груди;
  • одышка;
  • кашель с кровяными выделениями;
  • кровь и продукты жизнедеятельности становились черного цвета;
  • на языке можно было заметить темный налет;
  • язвы и бубоны, возникающие на теле, источали неприятный запах;
  • помутнение сознания.

Эти симптомы рассматривались как признак скорой и неминуемой смерти. Если человек получал такой приговор, он уже знал, что времени ему осталось совсем мало. Никто не пытался бороться с такими симптомами, они считались волей Бога и церкви.

Лечение бубонной чумы в Средневековье

Средневековая медицина была далека от идеала. Врач, приходивший осмотреть пациента, больше внимания уделял разговорам о том, исповедовался ли он, чем непосредственно лечению. Это было связано с религиозным помешательством населения. Спасение души считалось гораздо более важной задачей, чем излечение тела. Соответственно, хирургическое вмешательство практически не практиковалось.

Методы лечения чумы сводились к следующему:

  • разрезание опухолей и прижигание их раскаленным железом;
  • использование противоядий;
  • прикладывание к бубонам кожи пресмыкающихся;
  • вытягивание болезни при помощи магнитов.

При этом средневековая медицина все же не была безнадежной. Некоторые врачи того времени советовали больным придерживаться хорошего питания и ждать, пока организм самостоятельно справится с чумой. Это наиболее адекватная теория лечения. Конечно, в условиях того времени случаи выздоровления были единичными, но все же они имели место.

За лечение болезни брались только посредственные врачи или молодые люди, желающие получить известность крайне рискованным путем. Они носили маску, которая была похожа на птичью голову с ярко выраженным клювом. Однако такая защита спасала далеко не всех, поэтому многие доктора погибали вслед за своими пациентами.

Власти держав советовали людям придерживаться таких методов борьбы с эпидемией:

  • Бегство на большое расстояние. При этом нужно было преодолеть как можно больше километров очень быстро. Оставаться на безопасном от болезни расстоянии необходимо было как можно дольше.
  • Через зараженные места гнать стада лошадей. Считалось, что дыхание этих животных очищает воздух. С этой же целью советовали пускать в дома разных насекомых. В комнату, где недавно от чумы умер человек, ставили блюдце с молоком, поскольку считалось, что оно поглощает болезнь. Также пользовались популярностью такие методы, как разведение в доме пауков и сжигание большого количества костров рядом с жилым помещением.
  • Делать все необходимое, чтобы перебить запах чумы. Считалось, что если человек не чувствует вони, исходящей от зараженных людей, он достаточно защищен. Именно поэтому многие носили с собой букеты цветов.

Также доктора советовали не спать после рассвета, не вступать в интимную связь и не думать об эпидемии и смерти. В наши дни такой подход кажется сумасшествием, но в Средние века люди находили в нем утешение.

Конечно, немаловажным фактором, влияющим на жизнь во время эпидемии, была религия.

Религия во время эпидемии бубонной чумы

"Черная смерть" - болезнь, которая пугала людей своей неизвестностью. Поэтому на этом фоне возникали различные религиозные верования:

  • Чума - это наказание за обычные человеческие грехи, непослушание, плохое отношение к близким людям, стремление поддаться искушениям.
  • Чума возникла вследствие пренебрежения верой.
  • Эпидемия началась из-за того, что в моду вошли ботинки с острыми носками, что сильно разозлило Бога.

Священники, которые были обязаны выслушать исповедь умирающих людей, часто заражались и погибали. Поэтому нередко города оставались без служителей церкви, поскольку они боялись за свою жизнь.

На фоне накалившейся обстановки появлялись различные группировки или секты, каждая из которых по-своему объясняла причину эпидемии. Кроме того, среди населения были распространены различные суеверия, считавшиеся чистой правдой.

Суеверия во время эпидемии бубонной чумы

В любом, даже самом незначительном событии, во время эпидемии люди видели своеобразные знаки судьбы. Некоторые суеверия были совсем удивительными:

  • Если полностью обнаженная женщина будет перепахивать землю вокруг дома, а остальные члены семьи в это время будут находиться в помещении, чума покинет близлежащие места.
  • Если изготовить чучело, символизирующее чуму, и сжечь его, болезнь отступит.
  • Чтобы болезнь не атаковала, нужно носить с собой серебро или ртуть.

Множество легенд слагалось вокруг образа чумы. В них действительно верили люди. Они боялись лишний раз открыть дверь своего дома, чтобы не впустить внутрь чумной дух. Даже родные люди между собой ругались, каждый стремился спасти себя и только себя.

Ситуация в обществе

Угнетенные и напуганные люди со временем пришли к выводу, что чуму распространяют так называемые изгои, желающие смерти всему населению. Начались преследования подозреваемых. Их насильно тащили в лазарет. Многие люди, которых признали подозреваемыми, совершали суицид. Эпидемия самоубийств поразила Европу. Проблема достигла таких масштабов, что власти угрожали тем, кто покончит с собой, выставить их трупы на всеобщее обозрение.

Поскольку многие люди были уверены, что жить им осталось совсем немного, они пускались во все тяжкие: увлекались алкоголем, искали развлечений с женщинами легкого поведения. Такой образ жизни еще больше усиливал эпидемию.

Пандемия достигла таких масштабов, что трупы вывозили по ночам, сбрасывая их в специальные ямы и зарывая.

Иногда случалось, что больные чумой специально появлялись в обществе, стремясь заразить как можно большее количество недругов. Также это было связано с тем, что считалось, будто чума отступит, если передать ее другому.

В атмосфере того времени любой человек, по какому-либо признаку выделявшийся из толпы, мог считаться отравителем.

Последствия "черной смерти"

"Черная смерть" привела к значительным последствиям во всех сферах жизни. Наиболее значимые из них:

  • Значительно изменилось соотношение групп крови.
  • Нестабильность в политической сфере жизни.
  • Опустели многие деревни.
  • Было положено начало феодальным отношениям. Многие люди, в мастерских которых работали их сыновья, вынуждены были брать на работу мастеров со стороны.
  • Поскольку для работы в сфере производства не хватало мужских трудовых ресурсов, этот вид деятельности стали осваивать женщины.
  • Медицина перешла на новый этап развития. Стали изучаться всевозможные заболевания и изобретаться лекарства от них.
  • Прислуга и низшие слои населения из-за недостатка людей стали требовать для себя лучшего положения. Многие несостоятельные люди оказались наследниками богатых умерших родственников.
  • Были предприняты попытки механизировать производство.
  • Значительно упали цены на жилье и аренду.
  • В огромных темпах росло самосознание населения, не желающего слепо подчиняться правительству. Это вылилось в различные бунты и революции.
  • Значительно ослабло влияние церкви на население. Люди увидели беспомощность священников в борьбе с чумой, перестали им доверять. Снова вошли в обиход ритуалы и поверья, ранее запрещенные церковью. Начался век «ведьм» и «колдунов». Количество священников значительно снизилось. На такие должности часто принимали необразованных и неподходящих по возрасту людей. Многие не понимали, из-за чего смерть забирает не только преступников, но и хороших, добрых людей. В связи с этим Европа усомнилась в могуществе Бога.
  • После такой масштабной пандемии чума окончательно не покинула население. Периодически в разных городах вспыхивали эпидемии, унося с собой жизни людей.

Сегодня многие исследователи сомневаются, что вторая пандемия протекала именно в форме бубонной чумы.

Мнения по поводу второй пандемии

Существуют сомнения в том, что "черная смерть" - это синоним периода процветания бубонной чумы. Этому есть объяснения:

  • У больных чумой редко отмечались такие симптомы, как повышенная температура тела и воспаление горла. Однако современные ученые отмечают, что в повествованиях того времени присутствует множество ошибок. Более того, некоторые произведения являются художественными и противоречат не только другим рассказам, но и сами себе.
  • Третья пандемия смогла сразить только 3 % населения, тогда как "черная смерть" выкосила как минимум треть Европы. Но этому тоже есть объяснение. Во время второй пандемии наблюдалась жуткая антисанитария, доставляющая больше проблем, чем болезнь.
  • Бубоны, возникающие при поражении человека, располагались под мышками и в области шеи. Логично было бы, если бы они возникали на ногах, так как именно туда проще всего попасть блохе. Однако и этот факт не является безупречным. Оказывается, наряду с распространителем чумы является человеческая вошь. А таких насекомых в Средневековье было много.
  • Обычно эпидемии предшествует массовая гибель крыс. Такого явления не наблюдалось в Средневековье. Этот факт также можно оспорить, учитывая присутствие человеческих вшей.
  • Блоха, которая является носителем заболевания, лучше всего себя чувствует в теплом и влажном климате. Пандемия процветала и в самые холодные зимы.
  • Скорость распространения эпидемии была рекордной.

В результате проведенных исследований было выяснено, что геном современных штаммов чумы идентичен болезни Средневековья, что доказывает, что именно бубонная форма патологии и стала "черной смертью" для людей того времени. Поэтому любые другие мнения автоматически перемещены в категорию неправильных. Но более детальное изучение вопроса все еще продолжается.

«Однако в тот же день около полудня доктор Риэ, остановив перед домом машину, заметил в конце их улицы привратника, который еле передвигался, как-то нелепо растопырив руки и ноги и свесив голову, будто деревянный паяц. У старика Мишеля неестественно блестели глаза, дыхание со свистом вырывалось из груди. Во время прогулки у него начались такие резкие боли в области шеи, под мышками и в паху, что пришлось повернуть обратно…

На следующий день лицо его позеленело, губы стали как восковые, веки словно налились свинцом, дышал он прерывисто, поверхностно и, как бы распятый разбухшими железами, все жался в угол откидной койки.

Проходили дни, и доктора вызывали уже к новым пациентам с тем же заболеванием. Ясно было одно – гнойники необходимо вскрывать. Два крестообразных надреза ланцетом – и из опухоли вытекала гнойная масса с примесью сукровицы. Больные исходили кровью, лежали, как распятые. На животе и ногах появлялись пятна, истечение из гнойников прекращалось, потом они снова набухали. В большинстве случаев больной погибал среди ужасающего зловония.

…Слово «чума» было произнесено впервые. Оно содержало в себе не только то, что пожелала вложить в него наука, но и бесконечную череду самых известных картин бедствий: зачумленные и покинутые птицами Афины, китайские города, забитые безгласными умирающими, марсельских каторжников, скидывающих в ров сочащиеся кровью трупы, Яффу с ее отвратительными нищими, сырые и прогнившие подстилки, валяющиеся прямо на земляном полу константинопольского лазарета, зачумленных, которых тащат крючьями… ».

Так описывал чуму французский писатель Альбер Камю в своем одноименном романе. Давайте вспомним про те времена подробнее …

Это одно из самых смертельных заболеваний в истории человечества насчитывает уже более 2500 лет. Впервые болезнь появилась в Египте в IV веке до н. э., а самое раннее описание ее сделал грек Руф из Эфеса.

С той поры чума каждые пять–десять лет налетала то на один континент, то на другой. Древние ближневосточные хроники отмечали наступившую в 639 году засуху, во время которой земля сделалась бесплодной и наступил страшный голод. Это был год пыльных бурь. Ветры гнали пыль, подобно пеплу, и поэтому весь год прозвали «пепельным». Голод усилился до такой степени, что даже дикие животные стали искать убежища у людей.

«И разразилась в это время эпидемия чумы. Началась она в округе Амавас, недалеко от Иерусалима, а потом распространилась по всей Палестине и Сирии. Только из мусульман погибло 25000 тысяч. В исламское время о подобной чуме никто и не слыхал. Много людей от нее умерло и в Басре».

В середине XIV века необычайно заразная чума поразила Европу, Азию и Африку. Она пришла из Индокитая, где от нее умерли пятьдесят миллионов человек. Мир еще не видел до сих пор столь ужасной эпидемии.

А вспыхнула новая эпидемия чумы в 1342 году во владениях Великого Каана Тогар-Тимура, которые начинались с крайних пределов востока – от страны Син (Китай). В течение шести месяцев чума достигла города Табриза, пройдя через земли кара-хитаев и монголов, которые поклонялись огню, Солнцу и Луне и количество племен которых достигало трехсот. Все они погибли на своих зимовьях, на пастбищах и верхом на своих конях. Погибли и их кони, которые остались гнить брошенными на земле. Об этом стихийном бедствии люди узнали от гонца из страны золотоордынского хана Узбека.

Потом подул сильный ветер, который разнес гниение по всей стране. Зловоние и смрад вскоре достигли самых отдаленных местностей, распространились по их городам и шатрам Если этот запах вдыхали человек или животное, через некоторое время они обязательно умирали.

У самого Великого Клана погибло такое огромное количество воинов, что числа их точно никто и не знал. Погиб и сам Каан, и шестеро детей его. И в стране этой не осталось никого, кто бы мог управлять ею.

Из Китая чума распространилась по всему востоку, по стране хана Узбека, землям Стамбула и Кайсарийи. Отсюда она распространилась в Антиохию и уничтожила ее жителей. Часть их, спасаясь от смерти, бежали в горы, но почти все они погибали в пути. Как-то раз несколько человек возвратились в город, чтобы забрать кое-что из брошенных людьми вещей. Потом они тоже хотели укрыться в горах, но смерть настигла и их.

Чума распространилась и по владениям Караманов в Анатолии, по всем горам и округе. Погибали люди, лошади и скот. Курды, страшась смерти, покинули свои жилища, но не нашли такого места, где бы не было умерших и можно было бы укрыться от бедствия. Пришлось им возвратиться в родные места, где все они и погибли.

В стране кара-хитаев прошел сильный ливень. Вместе с дождевыми потоками смертельная зараза распространилась дальше, неся с собой гибель всему живому. После этого дождя погибли лошади и скот. Затем стали умирать люди, домашние птицы и дикие животные.

Чума докатилась и до Багдада. Просыпаясь утром, люди обнаруживали на своих лицах и телах набухшие бубоны. Багдад в это время был осажден войсками Чобанидов. Осаждавшие отошли от города, но чума распространилась уже и среди войск. Спастись удалось очень немногим.

В начале 1348 года чума охватила округ Халеба, постепенно распространяясь по всей Сирии. Погибли все жители долин между Иерусалимом и Дамаском, морского побережья и самого Иерусалима. Погибли арабы пустыни и жители гор и равнин. В городах Лудд и Рамле погибли почти все. Постоялые дворы, харчевни и чайханы были переполнены мертвыми телами, которые никто не убирал.

Первым признаком чумы в Дамаске стало появление у человека на задней стороне уха прыщей. Расчесывая их, люди потом переносили заразу по всему телу. Затем у человека под мышкой опухали железы, часто его рвало кровью. После этого он начинал заходиться от сильных болей и вскоре, практически через двое суток, умирал. Всех охватил страх и ужас от такого количества смертей, ибо все видели, как те, у кого начались рвота и кровохарканье, жили всего около двух суток.

Только за один апрельский день 1348 года в Газзе умерло более 22 тысяч человек. Смерть охватила все поселения вокруг Газзы, а случилось это вскоре после окончания весенней вспашки земель. Люди умирали прямо в поле за плугом, держа в руках лукошки с зерном. Вместе с ними погиб и весь рабочий скот. В один дом в Газзе с целью мародерства вошли шесть человек, но все они в этом же доме и умерли. Газза превратилась в город мертвых.

Такой жестокой эпидемии люди еще не знали. Поражая один край, чума не всегда захватывала другой. Теперь же она охватила почти всю землю – от востока до запада и от севера до юга, почти всех представителей рода человеческого и все живое. Даже морских обитателей, птиц небесных и диких зверей.

Вскоре с востока чума перекинулась и на африканскую землю, на ее города, пустыни и горы. Вся Африка заполнилась мертвыми людьми и трупами неисчислимых стад скота и животных. Если забивали овцу, то мясо ее оказывалось почерневшим и зловонным. Изменился также запах и других продуктов – молока и масла.

Ежедневно в Египте умирало до 20000 человек. Большинство трупов доставляли к могилам на досках, лестницах и створках дверей, а могилы представляли собой просто рвы, в которые зарывали до сорока трупов.

Смерть распространилась на города Даманхур, Гаруджа и другие, в которых погибло все население и весь скот. Прекратилась рыбная ловля на озере Баралас из-за смерти рыбаков, которые зачастую умирали с удочкой в руках. Даже на икринках выловленной рыбы обнаруживались омертвевшие места. Рыбацкие шхуны оставались на воде с погибшими рыбаками, сети были переполнены мертвой рыбой.

Смерть шествовала по всему морскому побережью, и не было никого, кто бы мог ее остановить. К опустевшим домам никто не подходил. В египетских провинциях погибли почти все крестьяне, не осталось также никого, кто бы мог убрать созревший урожай. Трупов на дорогах было такое велико множество, что, заразившись от них, стали гнить деревья.

Особенно жестоко чума свирепствовала в Каире. За две недели в декабре 1348 года улицы и рынки Каира заполнились мертвыми. Погибла большая часть войск, и опустели крепости. К январю 1349 года город выглядел уже пустыней. Невозможно было найти ни одного дома, который бы чума пощадила. На улицах – ни одного прохожего, только трупы. Перед воротами одной из мечетей за два дня было собрано 13800 трупов. А сколько их оставалось еще в опустевших улочках и переулках, во дворах и других местах!

Чума докатилась до Александрии, где вначале каждый день погибали сто человек, потом двести, а в одну из пятниц умерло семьсот человек. В городе закрылась текстильная мануфактура из-за смерти ремесленников, из-за отсутствия приезжих купцов опустели торговые дома и рынки.

Однажды в Александрию прибыло французское судно. Матросы сообщили, что у острова Тараблус видели корабль, над которым кружило огромное количество птиц. Приблизившись к судну, французские моряки увидели, что весь его экипаж мертв, а птицы клюют трупы. Да и самих мертвых птиц было на корабле великое множество.

Французы поскорее отплыли от зачумленного корабля Когда они достигли Александрии, то более трехсот из них умерло.

Через марсельских моряков чума перекинулась в Европу.

«ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ» НАД ЕВРОПОЙ

В 1347 году началось второе и самое страшное нашествие чумы на Европу. Триста лет свирепствовала эта болезнь в странах Старого Света и унесла с собой в могилу в общей сложности 75 миллионов человеческих жизней. «Черной смертью» ее прозвали из-за нашествия черных крыс, ухитрившихся за короткий период принести эту страшную эпидемию на обширный континент.

В предыдущей главе мы рассказали об одной версии ее распространения, но некоторые ученые-врачи, считают, что скорее всего она зарождалась в южных теплых странах. Здесь сам климат способствовал быстрому гниению мясных продуктов, овощей, фруктов, да и просто отбросов, в которых копались нищие, бродячие собаки и, конечно, крысы. Болезнь унесла с собой тысячи человеческих жизней, а потом начала странствовать из города в город, из страны в страну. Ее быстрому распространению способствовала существовавшая в те времена антисанитария как среди людей низшего сословия, так и среди моряков (ведь в трюмах их кораблей было великое множество крыс).

Согласно древним хроникам, недалеко от озера Иссык-Куль в Киргизии находится древний могильный камень с надписью, которая свидетельствует, что чума начала свое шествие в Европу из Азии в 1338 году. Очевидно, ее переносчиками стали сами воины-кочевники, воины-татары, которые старались расширить территории своих завоеваний и в первой половине XIV века вторглись в Таврию – нынешний Крым. Через тринадцать лет после проникновения на полуостров «черная болезнь» быстро вышла за его пределы и впоследствии охватила практически всю Европу.

В 1347 в торговом порту Кафа (нынешней Феодосии) началась страшная эпидемия. Сегодняшняя историческая наука располагает сведениями, что татарский хан Джанибек Кипчак осадил Кафу и ждал ее сдачи. Огромное его войско расположилось у моря вдоль каменной защитной стены города. Можно было не штурмовать стены и не терять воинов, так как без пищи и воды жители, по расчетам Кипчака, должны были скоро запросить пощады. Ни одному судну не разрешал он разгружаться в порту и не давал самим жителям возможности выйти из города, чтобы те не убежали на чужестранных кораблях. Более того, он намеренно распорядился, чтобы в осажденный город напустили черных крыс, которые (как ему сказали) сошли с прибывших кораблей и несли с собой болезни и смерть. Но, наслав на жителей Кафы «черную болезнь», Кипчак и сам просчитался. Скосив осажденных в городе, болезнь неожиданно перекинулась и на его войско. Коварной болезни было все равно, кого косить, и она подкралась к солдатам Кипчака.

Его многочисленное воинство пресную воду брало из ручьев, спускавшихся с гор. Солдаты тоже стали заболевать и умирать, причем их умирало до нескольких десятков в день. Трупов было столько, что их не успевали хоронить. Вот что говорилось в отчете нотариуса Габриеля де Муссиса из итальянского города Пьяченцы: «Несметные полчища татар и сарацинов внезапно пали жертвой неизвестной болезни. Всю татарскую армию поразила болезнь, каждый день погибали тысячи. В паху сгущались соки, потом они загнивали, развивалась лихорадка, наступала смерть, советы и помощь врачей не помогали…».

Не зная, что предпринять для ограждения своих воинов от повальной болезни, Кипчак решил выместить свою злобу на жителях Кафы. Он заставлял пленных из числа местных грузить тела умерших на телеги, отвозить их в город и сбрасывать там. Более того, он приказал заряжать трупами скончавшихся больных пушки и обстреливать ими осажденный город.

Но количество смертей в его войске не уменьшалось. Вскоре Кипчак не мог досчитаться и половины своих солдат. Когда трупы устлали все побережье, их стали сбрасывать в море. Моряки с кораблей, прибывших из Генуи и стоявших в порту Кафы, нетерпеливо наблюдали за всеми этими событиями. Иногда генуэзцы отваживались выходить в город, чтобы узнать обстановку. Им очень не хотелось возвращаться домой с товаром, и они ждали, когда закончится эта странная война, город уберет трупы и начнет торговать. Однако, заразившись в Кафе, они сами невольно перенесли заразу на свои корабли, да к тому же по якорным цепям на корабли забрались и городские крысы.

Из Кафы зараженные и неразгруженные корабли отправились обратно в Италию. И там, естественно, вместе с моряками на берег высадились и полчища черных крыс. Затем корабли пошли в порты Сицилии, Сардинии и Корсики, распространяя заразу и на этих островах.

Примерно через год вся Италия – с севера на юг и с запада на восток (включая острова) – оказалась охвачена эпидемией чумы. Особенно свирепствовала болезнь во Флоренции, тяжелую судьбу которой описал в своем знаменитом романе «Декамерон» новеллист Джованни Боккаччо. По его словам, люди замертво падали на улицах, в отдельных домах умирали одинокие мужчины и женщины, о смерти которых никто и не догадывался. Разлагающиеся трупы смердили, отравляя воздух. И только по этому страшному запаху смерти люди могли определить, где лежат покойники. К разложившимся трупам было страшно прикоснуться, и под страхом тюремного наказания власти заставляли делать это простых людей, которые, пользуясь случаем, занимались попутно и мародерством.

Со временем, чтобы обезопасить себя от заражения, врачи стали надевать специально сшитые длинные халаты, на руки натягивали перчатки, на лицо – специальные маски с длиннющим клювом, в котором находились благовонные растения и корешки. К рукам их были привязаны на шнурках тарелки с дымившимися благовониями. Иногда это помогало, но сами они становились похожи на каких-то чудовищных птиц, несущих несчастье. Их вид был столь ужасающ, что при их появлении люди разбегались и прятались.

А количество жертв все увеличивалось. На городских кладбищах не хватало могил, и тогда власти приняли решение закапывать всех умерших за городом, сваливая трупы в одну братскую могилу. И за короткое время таких братских могил появилось несколько десятков.

В течение шести месяцев вымерла почти половина населения Флоренции. Целые кварталы в городе стояли безжизненными, а в опустевших домах разгуливал ветер. Вскоре даже воры и мародеры стали опасаться входить в помещения, откуда выносили чумных больных.

В Парме поэт Петрарка оплакивал кончину своего друга, вся семья которого в течение трех дней ушла из жизни.

После Италии болезнь перекинулась во Францию. В Марселе за несколько месяцев скончалось 56 тысяч людей. Из восьми врачей в Перпиньяне в живых остался только один, в Авиньоне семь тысяч домов оказались пустыми, а местные кюре от страха додумались до того, что освятили реку Рону и в нее стали сбрасывать все трупы, отчего речная вода сделалась зараженной. Чума, на некоторое время приостановившая Столетнюю войну между Францией и Англией, унесла куда больше жизней, чем открытые столкновения между войсками.

В конце 1348 года чума проникла на территорию сегодняшних Германии и Австрии. В Германии погибла треть духовенства, многие церкви и храмы были закрыты, и некому стало читать проповеди и справлять церковную службу. В Вене уже в первый день от эпидемии скончалось 960 человек, а потом каждый день тысячу умерших отвозили за город.

В 1349 году, как будто насытившись на материке, чума, перекинулась через пролив в Англию, где начался всеобщий мор. Только в одном Лондоне умерло свыше половины его жителей.

Затем чума добралась до Норвегии, куда ее занес (как рассказывают) парусный корабль, команда которого вся умерла от болезни. Как только неуправляемое судно прибило к берегу, нашлось несколько человек, которые полезли на борт, чтобы воспользоваться дармовой добычей. Однако на палубе они увидели только полуразложившиеся трупы и бегавших по ним крыс. Осмотр пустого корабля привел к тому, что все любопытные были заражены, а от них заразились работавшие в норвежском порту моряки.

Католическая церковь не могла оставаться равнодушной к столь грозному и страшному явлению. Она стремилась дать смертям свое объяснение, в проповедях требовала покаяний и молитв. Христиане видели в этой эпидемии наказание за свои грехи и денно и нощно молились о прощении. Были организованы целые шествия молящихся и кающихся людей. По Риму по улицам бродили толпы босых и полуголых кающихся грешников, которые вешали себе на шею веревки, камни, стегали себя кожаными плетьми, посыпали голову пеплом. Потом они ползли к ступенькам церкви Санта-Мария и просили у святой девственницы прощения и пощады.

Это безумие, охватившее наиболее уязвимую часть населения, вело к деградации общества, религиозные чувства превращались в мрачное сумасшествие. Собственно, в этот период многие люди действительно сходили с ума. Дошло до того, что папа Климент VI запретил подобные шествия и все виды флагеллянтства. Тех «грешников», которые не хотели подчиняться папскому указу и призывали к физическому наказанию друг друга, вскоре стали бросать в тюрьмы, их пытали и даже казнили.

В небольших европейских городах вообще не знали, каким образом бороться против чумы, и посчитали, что главными ее распространителями являются неизлечимые больные (например, проказой), инвалиды и другие немощные люди, страдавшие разного рода недугами. Утвердившееся мнение: «Это они распространили чуму!» – настолько овладело людьми, что на несчастных (большей частью бездомных бродяг) обратился беспощадный народный гнев. Их изгоняли из городов, не давали пищи, а в некоторых случаях просто убивали и закапывали в землю.

Позднее распространились другие слухи. Как оказалось, чума – это месть евреев за выселение их из Палестины, за погромы, это они, антихристы, пили кровь младенцев и отравляли воду в колодцах. И против евреев с новой силой ополчились массы людей. В ноябре 1348 года по всей Германии прокатилась волна погромов, за евреями охотились в буквальном смысле слова. Самые нелепые обвинения выдвигались против них. Если в домах собирались несколько евреев, то оттуда их уже не выпускали. Дома поджигали и ждали, когда эти, ни в чем не повинные люди, сгорят. Их заколачивали в бочки с вином и спускали в Рейн, сажали в тюрьмы, спускали на плотах вниз по реке. Однако от этого масштабы эпидемии нисколько не уменьшались.

В 1351 году преследования евреев пошли на убыль. И странным образом, как по команде, эпидемия чумы начала отступать. Люди словно опомнились от безумия и постепенно стали приходить в себя. За весь период шествия чумы по городам Европы в общей сложности погибла треть ее населения.

Но в это время эпидемия перекинулась на Польшу и Россию. Достаточно вспомнить Ваганьковское кладбище в Москве, которое, собственно, и было образовано возле села Ваганьково для захоронения больных чумой. Умерших свозили туда со всех уголков белокаменной и хоронили в братской могиле. Но, к счастью, суровые климатические условия России не дали широкого распространения этой болезни.

Чумной доктор

Чумные кладбища испокон веков считались проклятым местом, ведь предполагали, что зараза практически бессмертна. Археологи находят в одежде трупов тугие кошельки, а на самих скелетах нетронутые украшения: ни родственники, ни могильщики, ни даже грабители никогда не решались дотронуться до жертв эпидемии. И все-таки главный интерес, заставляющий ученых идти на риск, состоит не в поиске артефактов ушедшей эпохи - очень важно понять, что за бактерия вызвала «черную смерть».

Вроде бы целый ряд фактов свидетельствует против того, чтобы объединять «великую чуму» XIV века с пандемиями VI столетия в Византии и конца XIX века в портовых городах всего мира (США, Китая, Индии, Южной Африки и т. д.). Бактерия Yersinia pestis, выделенная в ходе борьбы с этой последней вспышкой, по всем описаниям ответственна и за первую, как иногда ее называют, «юстинианову чуму». Но вот у «черной смерти» был ряд специфических черт. Во-первых, масштаб: с 1346 по 1353 год она выкосила 60% населения Европы. Ни до ни после болезнь не приводила к столь полному расстройству хозяйственных связей и развалу социальных механизмов, когда люди даже старались не смотреть друг другу в глаза (считалось, что болезнь передается через взгляд).

Во-вторых, ареал. Пандемии VI и XIX веков свирепствовали лишь в теплых областях Евразии, а «черная смерть» захватила всю Европу вплоть до самых северных ее пределов - Пскова, Тронхейма в Норвегии и Фарерских островов. Мало того, моровое поветрие ничуть не ослабевало даже в зимнее время. Например, в Лондоне пик смертности пришелся на период с декабря 1348 по апрель 1349 года, когда умирало по 200 человек в день. В-третьих, очаг распространения чумы в XIV столетии вызывает споры. Общеизвестно, что первыми заболели татары, осаждавшие крымскую Кафу (современную Феодосию). Ее жители бежали в Константинополь и принесли с собой заразу, а оттуда она распространилась по Средиземноморью и далее уже по всей Европе. Но вот откуда чума пришла в Крым? По одной версии - с востока, по другой - с севера. Русская летопись свидетельствует, что уже в 1346 году «бысть мор силен зело под восточною страною: и на Сараи, и на прочих градех стран тех… и яко не бысть кому погребати их».

В-четвертых, оставленные нам описания и рисунки бубонов «черной смерти» вроде бы не очень похожи на те, что бывают при бубонной чуме: они маленькие и разбросаны по всему телу больного, а должны быть большими и концентрироваться в основном в паху.

Начиная с 1984 года различные группы исследователей, опираясь на вышеназванные факты и ряд других подобных, выступают с утверждениями, что «великая чума» не была вызвана бациллой Yersinia pestis, да строго говоря и вообще не являлась чумой, а представляла собой острое вирусное заболевание, подобное геморрагической лихорадке Эбола, свирепствующей ныне в Африке. Достоверно установить, что же случилось в Европе в XIV веке, можно было, только лишь выделив характерные бактериальные фрагменты ДНК из останков жертв «черной смерти». Такие попытки проводились с 1990-х годов, когда исследовались зубы некоторых жертв, но результаты все равно поддавались различной интерпретации. И вот теперь группа антропологов во главе с Барбарой Браманти и Стефани Хенш проанализировала собранный в ряде чумных кладбищ Европы биологический материал и, выделив из него фрагменты ДНК и белки, пришла к важным, а в чем-то и совершенно неожиданным выводам.

Во-первых, «великая чума» все-таки вызвана именно Yersinia pestis, как традиционно и считалось.

Во-вторых, в Европе свирепствовал не один, а по меньшей мере два разных подвида этой бациллы. Одна распространялась из Марселя на север и захватила Англию. Наверняка это была та самая зараза, что пришла через Константинополь, и тут все ясно. Гораздо удивительнее то, что голландские чумные могильники содержат другой штамм, пришедший из Норвегии. Как он оказался в Северной Европе - пока загадка. Кстати говоря, на Русь чума пришла не из Золотой Орды и не в начале эпидемии, как это логично было бы предположить, а, наоборот, под самый ее занавес, причем с северо-запада, через Ганзу. Но вообще, для определения маршрутов заразы понадобятся гораздо более детальные палеоэпидемиологические изыскания.

Вена, чумная колонна (иначе колонна Святой Троицы), построенная в 1682-1692 годах архитектором Маттиасом Раухмюллером в ознаменование избавления Вены от эпидемии.

Другой группе биологов во главе с Марком Ахтманом (Ирландия) удалось выстроить «фамильное древо» Yersinia pestis: сравнивая ее современные штаммы с теми, что были найдены археологами, ученые сделали вывод, что корни всех трех пандемий, в VI, XIV и XIX веках, растут из одной и той же области Дальнего Востока. А вот в той эпидемии, которая разразилась в V веке до н. э. в Афинах и привела к закату афинской цивилизации, Yersinia pestis и в самом деле неповинна: то была не чума, а тиф. До сих пор ученых вводило в заблуждение сходство между описанием афинской эпидемии, составленным Фукидидом, и отчетом о константинопольском моровом поветрии 541 года, принадлежащим перу Прокопия Кесарийского. Теперь ясно, что последний чересчур усердно подражал первому.

Да, но в чем же тогда причины неслыханной смертности, принесенной пандемией XIV века? Ведь она на века затормозила прогресс в Европе. Быть может, корень бед надо искать в цивилизационном перепаде, случившемся тогда? Города бурно развивались, население выросло, коммерческие связи неслыханно интенсифицировались, купцы путешествовали на огромные расстояния (к примеру, чтобы от истоков Рейна добраться до его устья, чуме понадобилось всего 7,5 месяца - а ведь сколько границ пришлось преодолеть!). Но при всем этом санитарные представления оставались еще глубоко средневековыми. Люди жили в грязи, нередко спали среди крыс, а те носили в своей шерсти смертоносных блох Xenopsylla cheopis. Когда крысы дохли, голодные блохи перескакивали на людей, находившихся всегда рядом.

Но это общее соображение, оно применимо ко многим эпохам. Если же конкретно говорить о «черной смерти», то причину ее неслыханной «эффективности» можно усмотреть в цепочке неурожаев 1315-1319 годов. Еще один неожиданный вывод, который можно сделать, анализируя скелеты с чумных кладбищ, касается возрастной структуры жертв: большинство из них составляли не дети, как это чаще случается при эпидемиях, а люди зрелого возраста, чье детство пришлось на тот великий недород начала XIV века. Социальное и биологическое переплетено в истории человечества более прихотливо, чем кажется. Эти исследования имеют огромную значимость. Вспомним, как заканчивается знаменитая книга Камю: «…микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и в бумагах, и, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города».

источники

http://mycelebrities.ru/publ/sobytija/katastrofy/ehpidemija_chumy_v_evrope_14_veka/28-1-0-827

http://www.vokrugsveta.ru/

http://www.istorya.ru/articles/bubchuma.php

Напомню вам еще что то из медицинской тематики: , а вот . Я думаю вам будет интересно дополнительно узнать Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

error: