Я помню чудное мгновенье синтаксис. "Я помню чудное мгновение": анализ послания, особенности композиции, жанра, языка

Это стихотворение было написано поэтом в Михайловском в 1825 году. Оно посвящено и обращено к А.П.Керн (племяннице П.А.Осиповой), с которой Пушкин познакомился в С.-Петербурге в 1819 году. Поэт вручает это послание адресату в день отъезда Анны Керн из соседнего с Пушкиными имения – Тригорского 19 июля 1925 года.

Тема, жанр и композиция стихотворения «Я помню чудное мгновенье»

Разумеется, основная тема этого шедевра – любовь. Тем не менее, там также присутствуют и размышления молодого автора о философском значении каждого мгновения в человеческой жизни, о самоценности каждого такого мига.

Жанр этого произведения – любовное послание.

Композиционно стихотворение «Я помню чудное мгновенье» отображает биографию влюбленного автора. Так,

  • в первом и втором катрене можно проследить петербургский период Пушкина. Надо помнить, что поэт встретил эту даму впервые именно в 1819 году.
  • А уже в третьем катрене – отображен период южной ссылки автора.
  • В четвертом – «заточенье» в Михайловском, где тянулись дни поэта (без божества, без вдохновенья…)
  • Пятый и шестой – новая встреча и «пробужденье»

Это явление «гения чистой красоты» заново дарит поэту и восхищение, и упоение, и просветление, и, конечно, новые лирические откровения.

Пушкин выражает всесильность любви, которую невозможно уничтожить ни «грустью безнадежной», ни «тревогой мирской суеты». Чудесное мгновенье настоящей любви способно и воскресить, и подарить смысл жизни, оно очевидно сильнее любых страданий и невзгод.

Художественные средства стихотворения

Им Пушкин уделяет особенное внимание, в стихотворении «Я помню чудное мгновенье» не очень много, но они тщательно выбраны, что дает этой лирике одновременно и простоту, и изысканность.

Пушкинские эпитеты

«гений чистой красоты», «чудное мгновенье», «любимые черты»

и возвышенны, и удивительно гармоничны.

Простота образа у автора достигается, на первый взгляд, привычными, обычными словами, а вот особая стремительность и страстность передана посредством метафор. Любовь у поэта не уничтожается, лишь «прежние мечты» может развеять «бурь порыв мятежный».

А сам образ возлюбленной появляется у поэта « как мимолетное виденье». Эти эпитеты превращают героиню в неземное, чуть загадочное, особенное существо, но вместе с тем реальное и осязаемое.

Интересно, что образ «чистой красоты» Пушкиным был позаимствован у учителя поэта – В.Жуковского, что превращает его в этом стихотворении литературную цитату.

Отдельно следует отметить мелодичность произведения, которая достигается синтаксическими средствами –

В пушкинских строфах этого стихотворения наблюдается чередование рифм:

  • Женских – упоенье-заточенье
  • Мужских – красоты-суеты

Рифмовка – перекрестного вида, аллитерация представлена сонорными согласными «л», «м», «н».

Все это способствует особенной мелодике данного произведения. Общеизвестно, что это стихотворение особенно привлекало многочисленных музыкантов. Среди известных – романс , причем, посвященный Михаилом Ивановичем дочери той самой А.Керн.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье»написано любимым размером автора – четырехстопным ямбом. Каждый катрен является самостоятельной ритмической единицей, переход между ними мягкий, неярко выраженный сквозными рифмами, которые и объединяют все произведение в единую удивительную лирическую и мелодичную композицию стиха.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

1. Тема. Это стихотворение относится к любовной лирике Пушкина. Тема этого стихотворения - любовь к девушке.

2. Основная мысль. В этом стихотворении Пушкин старается показать красоту своей любимой. Пушкин доносит до нас, что жизнь без любви скучна, мрачна и одинакова.

"В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои...

3. Композиция. Стихотворение состоит из шести строф.В каждой строфе по 4 строки. Стихотворение можно разделить на три смысловые части, по две строфы каждая. В первой части говорится о первой встрече лирического героя с красавицей. Во вторых двух строфах говорится о жизни без любви, о том, как трудно жить без любви. В конце стихотворения душа лирического героя пробуждается из-за повторной встречи с любимой.

4. Ритм, рифма, размер. Рифма в стихотворении является перекрёстной, то есть первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвёртой. Размер - двухсложный ямб. Стихотворение можно напеть, и мне кажется поставить на музыку.

5.Лирический герой. Лирический герой восхищён красотой девушки. Он сравнивает её с "гением чистой красоты" и "мимолётным видением". Позже герой забывает "голос нежный" и "небесные черты ", и его жизнь становится обыкновенной:

"Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви."

Но потом, в жизни героя снова появляется девушка и для души открылись вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.

6.Художественные средства языка. Пушкин использовал эпитеты, метафоры, сравнения. Эпитеты:"голос нежный", "небесные черты", "гений чистой красоты", "чудное мгновенье" - даны, чтобы показать отношение лирического героя к любимой девушке. Сравнения: "как мимолётное виденье", "как гений чистой красоты" - даны, чтобы возвысить образ девушки.

7.Моё мнение. Я считаю, что только Пушкин мог так рассказать о любви и любимой девушке. Для меня это очень светлое, милое, чудесное стихотворение.

«Я помню чудное мгновенье…» – одно из самых замечательных стихотворений Пушкина . Оно было написано между 16 и 19 июля 1825 года, а посвящено красавице Петербурга Анне Керн. Впервые будущую возлюбленную поэт увидел в 1819 году на торжественном приеме. Пушкин сразу воспылал страстью к прекрасной женщине. Но Анна состояла в браке. Поэту, согласно законам светского общества, непозволительно было выражать свои нежные чувства к замужней даме. Поэтому в памяти Александра Пушкина Анна Керн осталась «гением чистой красоты» , «мимолетным виденьем» .

В 1825 году они снова встретились в поместье Тригорское. В то время поэт отбывал ссылку в соседнем селе Михайловское. Анна уже развелась, и ничто не мешало Пушкину признаться в любви. Но Александр Сергеевич интересовал Анну Керн всего лишь как молодой поэт, овеянный славой. В округе ходили слухи о постоянных романах Анны, о чем стало известно и Пушкину. Между молодыми людьми произошло неприятное объяснение, которое поставило точку в их отношениях. Но Пушкин все-таки посвятил Анне Керн несколько стихотворений, среди которых «Я помню чудное мгновенье…» занимает особое место. В 1827 году оно было опубликовано Дельвигом в альманахе «Северные цветы».

В небольшом стихотворении Пушкину удалось раскрыть всю историю знакомства с Анной Керн и те чувства, которые он испытывал к женщине, пленившей его воображение на долгие годы.

Композицию произведения можно условно разделить на три фрагмента, которые отличаются по смыслу и по настроению лирического героя. В первой части речь идет о том, как в сердце поэта живут воспоминания о встрече с прекрасным созданием. Затем Пушкин описывает черные дни в плену заточения, что протекают без вдохновения, без божества. А в третьей части стихотворения душа лирического героя вновь обретает счастье, готова любить и творить. Смысловой повтор и перекличка строк в начале и конце произведения дают основание считать композицию кольцевой.

Жанр стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» – любовное послание. Но в нем присутствуют и серьезные философские размышления. Кроме того, в произведении прослеживается часть биографии поэта. Можно четко проследить ее этапы: первая и вторая строфа – Петербург; третья – южная ссылка; четвертая и пятая – ссылка в Михайловское.

Пушкин признается, что после первой встречи в его воображении долго звучал нежный голос возлюбленной и снились «милые черты» . Но юношеские мечты остались в прошлом. За время разлуки поэт стал знаменит, хотя и не утратил прежней остроты чувств. Ссылка в Михайловское была последней каплей, переполнившей чашу уныния. Поэт лишился общества друзей и близких, возможности блистать своим талантом в свете. Вторая встреча с почти забытой возлюбленной оживила чувства, после долгого душевного кризиса вновь явилось вдохновение.

Силою великого пушкинского таланта эта история любви перестает быть сюжетом местного масштаба. У читателя создается впечатление, что стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» – это обращение ко всем возлюбленным. Героиня в образе Анны Керн возвышается до поэтического идеала.

Для детальной характеристики душевного состояния героя автор успешно использует эпитеты : «небесные черты» , «безнадежная грусть» , «чудное мгновенье» . Но в целом произведение поражает литературных критиков малым набором выразительных средств. В нем всего одна метафора «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты» , а еще два сравнения «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» .

Написано стихотворение пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой – АВАВ. Каждая строфа содержит законченную мысль. Ритм стиха очень четкий и музыкальный. Этому способствуют сквозные рифмы (виденье – заточенья – вдохновенья – пробужденье) и аллите­рация на согласные «м», «л», «н». Усиливает мелодичное звучание строк волнообразное чередование ямбических стоп.

Неудивительно, что столь музыкальное стихотворение более двадцати раз было положено на музыку. Самым известным стал романс, созданный в 1840 году знаменитым композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Так у блистательного произведения появилась не менее великолепная оправа. Интересно, что Глинка написал свой романс под впечатлением от знакомства с дочерью Анны Керн – Екатериной.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено Анне Петровне Керн. В его основу положены реальные факты биографии Александра Сергеевича Пушкина.

Стихотворение разделено на три равные части — по две строфы. Каждая часть пронизана особым тоном и настроением.

Первая часть посвящена воспоминанию о первой встрече: «Я помню чудное мгновенье».

Вторая часть начинается со слов: «Шли годы ». Дни ссылки тянулись долго и томительно, и время стёрло из памяти «небесные черты».

Третья часть рассказывает об удивительном пробуждении души
лирического героя — о том, как охватил его порыв прежних светлых чувств.

Описывая первую встречу со своей возлюбленной, поэт выбирает яркие, выразительные эпитеты (чудное мгновенье; мимолётное виденье). Пушкин не рисует портрет Анны Керн. Он даёт читателю лишь обобщенный образ — «гений чистой красоты» (слово гений, которое повторяется дважды, в то время употреблялось в поэтическом языке в значении дух или образ).

Возникший в первой строфе образ чистой красоты воспринимается как символ красоты и поэзии самой жизни. Любовь для поэта — это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью
захватывает его.

Следующие три строфы рассказывают об изгнании поэта — о тяжёлом времени в его судьбе, полном жизненных испытаний. Пушкин называет это время «томленьем грусти безнадежной». Это и взросление, и расставание с юношескими идеалами, когда «бурь
порыв мятежный рассеял прежние мечты ».

Казалось, что жизненные невзгоды навсегда изгладили из памяти радостное юношеское видение. В ссылке — «в глуши, во мраке заточенья» — жизнь поэта словно замерла и потеряла смысл.

«Мрак заточенья» — это не просто биографический намёк. Это образ неволи, которая лишала жизнь поэта всех её радостей. Для него невозможно жить «без Божества, без вдохновенья».

Божество, вдохновение, слёзы, жизнь, любовь Пушкин ставит в один ряд, потому что они символизируют полноту и яркость чувств, светлую сторону бытия — всё, что противоположно «мраку заточенья».

Но как ни тяжелы испытания, выпавшие на долю поэта, какой безысходной ни кажется жизнь во «мраке заточенья», душа поэта всегда готова откликнуться на зов красоты.

И в пятой строфе поэт рассказывает о своём возрождении: «Душе настало пробужденье … » — он снова чувствует вдохновение, желание творить, вновь встречает свою прекрасную Музу. Вот почему эта строфа очень похожа на первую — к поэту возвращается мимолётное и прекрасное видение его юности, которое так дорого его сердцу.

Музыкальность, всегда свойственная поэзии Пушкина, в послании к Керн достигает высшей степени совершенства. Поэзия Пушкина
вдохновляла многих композиторов — на его стихи написано более 60 романсов.

Романс «Я помню чудное мгновенье был написан в 1825 году Титовым, на те же стихи в 1829 году написал романс композитор А. А. Алябьев, а в 1832 году был создан самый известный романс Глинки.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмой. Из шести строф стихотворения четыре построены на мягкой женской рифме: «енье». Это звукосочетание повторяется восемь раз. Жанр: послание.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Стихотворение посвящено Анне Керн. Композиционно-тематически делится на три части.

Часть 1
Воспоминания лирического героя о встрече с прекрасной девушкой:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

Часть 2
Годы прошли, черты любимой рассеялись.
Жизнь поэта протекала:
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.

Часть 3
Появление возлюбленной вновь пробуждает чувства в сердце, для которого воскресают:
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: любовь.
⦁ Идея: смысл жизни — любовь, без неё жизнь напрасна; любовь вдохновляет.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Стихотворение « », посвященное А.П. Керн, являет собой великолепный образец русской любовной лирики. Тема любви буквально пронизывает все произведение.

На создание столь изумительного по красоте произведения Пушкина натолкнуло знакомство с женой героя Отечественной войны 1812 года Анной Петровной Керн. Мимолетное знакомство, состоявшееся в Санкт-Петербурге в 1819 году, оставило неизгладимое впечатление в душе поэта.

Мы знаем, что пребывание поэта в Петербурге было недолгим. Вскоре последовали опала и ссылки сначала на Кавказ, а потом в Михайловское. Новые впечатления, встречи, несколько стерли образ милой женщины из памяти.

Новая встреча состоялась через 6 лет, когда Пушкин уже жил в Михайловском, а Анна Петровна приехала в село Тригорское в гости с тетке Прасковье Осиповой. Пушкин был частым гостем в имении Прасковьи Александровны, которая была истинной почитательницей его таланта.

Когда Анна Керн собралась уезжать к мужу в Ригу, куда он получил назначение на должность коменданта крепости, Пушкин преподнес ей автограф лирического шедевра. Надо заметить, что встреча в Тригорском встряхнула Пушкина, Анна Петровна стала музой поэта, вдохновившей его на новые творения.

Впервые это лирическое произведение было опубликовано Дельвигом в его журнале «Северные цветы». Летом 1827 года Пушкин приезжал в Петербург. Возможно, именно тогда он передал Дельвигу стихотворение для публикации.

Делая анализ стихотворения, мы видим, что оно написано в жанре лирического послания. Состоит из шести строф. С точки зрения композиции стихотворение состоит из трех частей. Каждая пара строф представляет собой определенный отрезок жизни автора.

  1. Знакомство и влюбленность,
  2. Расставание
  3. Новая встреча.

Фразы «чудное мгновенье» и «мимолетное виденье» рисуют эфемерную картинку: образ женщины, мелькнувший в толпе среди мужчин и дам. Возможно, она с кем-то говорила, или смеялась. Скорее всего, ее смех вспоминался поэту после этой встречи. Женщина мелькнула, и поэт даже не успел узнать, кто она. Лишь звучал в памяти «голос нежный и снились милые черты».

Контрастом звучит вторая часть, отражающая душевное состояние поэта:

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

И как же он был удивлен, когда приехав в село Тригорское к Осиповым, где он был частым гостем, он увидел свое «мимолетное виденье». Но в этот раз она не исчезла. Несколько дней они имели возможность разговаривать, он восхищался ее нежным голосом, преклонялся перед ее красотой, образованностью и умом. И даже успел преподнести автограф – стихотворение, посвященное гению «чистой красоты». Не случайно фразы «мимолетное виденье» и «гений чистой красоты» повторяются. На этих словах поэт акцентирует то впечатление, какое произвела на него Анна Петровна. Эпитетов в стихотворении немного, но они очень весомые и образные: нежный, мимолетное, милые, небесные.

В каждой строфе по 4 строки. Рифма перекрестная. Мужская рифма сочетается с женской. Интересно, что в первых и третьих строках рифмы разные, а вторая и четвертая везде одна – ты. Словно этой рифмой Пушкин хочет подчеркнуть свою близость к ней. Немного удивляет, что Пушкин обращается к Анне Петровне на ты, что не было принято в светском обществе. Причем Пушкин явно подчеркивает такое обращение ударной, сильной рифмой в каждой четной строке. Это может свидетельствовать об огромной степени духовной близости и взаимопонимания.

Размер стиха – пятистопный ямб делает сего певучим и легким.

Стихотворение не перегружено художественными средствами и лексическими фигурами, написано легким и звучным языком. Не удивительно поэтому, что вскоре это произведение было положено на музыку и стало одним из самых замечательных и любимых романсов. Примечательно, что композитор Михаил Глинка создавший романс, посвятил его дочери Анны Петровны – Екатерине, которую он любил.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и сейчас, спустя 200 лет интересно читателям, и служит непревзойденным примером русской любовной лирики.



error: