Комментарии Баркли: Послание Иакова. Библия онлайн Кем приходился яков 2 карлу

II. Служите, сострадая и сочувствуя (глава 2)

Тот, кто правильно относится к слову Божиему, будет правильно относиться и к телу Иисуса Христа. Тот, кто устойчив в вере, служит с терпением и сочувствием. Иаков уточняет, что подлинная религиозность проявляет себя в служении, которое требует, чтобы верующий учился относиться ко всем ближним без лицеприятия и помогал им без всякого предубеждения.

А. Принимайте ближних (2:1-13)

Увещания апостола становятся все более конкретными и прямыми. Он выражает явное неудовольствие тем, что среди братьев возникают неполадки. Он обличает отношение этих верующих друг ко другу и упрекает их в том, что они не поступают так, как должны были бы поступать. Прежде всего он осуждает их за лицеприятие и дает советы, как преодолеть это препятствие на пути духовного роста. Каждый да учится принимать ближних, независимо от их материального или общественного положения. Верующий должен быть вежлив и сострадателен ко всем и последователен в своем отношении к каждому человеку. Беспристрастность, любовь и верность имеют для христианина жизненно важное значение.

1. БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ И УЧТИВЫ КО ВСЕМ (2:1-4)

Иак. 2:1 . Переход к новой теме Иаков начинает словами: братия мои. Под "братией" он понимает всех верующих, т. е. всех своих собратьев по вере во Христа Иисуса, Господа славы. Речь идет именно о вере во Христа, а не о христианской вере, и это подчеркивается словами "Господа славы" "доксез", характеризирующими предмет веры. Ключевая мысль этого стиха: "не будьте лицеприятны". Бог нелицеприятен (Рим. 2:11; Еф. 6:9; Кол. 3:25), а потому и христиане не должны быть лицеприятными. Апостол осуждает предвзятое отношение верующих друг к другу, когда одних собратьев предпочитают другим.

Иак. 2:2-3 . Затем Иаков приводит пример. Вводные слова: ибо если в собрание ваше… говорят о том, что он имеет в виду не какое-то конкретное событие, а только приводит пример. Однако, в нем он указывает на специфические детали. Человек с золотым перстнем и в богатой одежде, вошедший в собрание, - это сцена, могущая произойти в синагоге, и этим подчеркивается тот факт, что Иаков обращается к слушателям-евреям. Допустим, в синагогу входит и человек бедный скудной одежде.

Греческое слово "рипара", переведенное словом "скудной", может означать и "грязный, запачканный"; оно Е встречается еще в Откр. 22:11, где передано 1 как "нечистый" (смотри также Иак. 1:21, где в греческом тексте употреблено подобное слово - "рипариан"). Предпочтительное отношение к богатому человеку подчеркнуто тем, что ему предложено сесть, тогда как бедному приказано стоять или сесть прямо на полу.

Иак. 2:4 Беспощадно и в лоб звучит вслед затем вопрос апостола: Не пересуживаете ли вы в себе? В других переводах он звучит как "Не пристрастны ли вы друг ко другу?" Ответ на этот риторический вопрос может быть только положительным. Поступающие так должны чувствовать себя виновными не только в том, что сеют в своей среде дискриминацию, но и в том, что присваивают себе право быть несправедливыми судьями с худыми мыслями.

2. БУДЬТЕ СОСТРАДАТЕЛЬНЫ КО ВСЕМ

Иак. 2:5-7 . Со словами: Послушайте, братия моя возлюбленные, Иаков переходит к объяснению, почему такое "пересуживание" недопустимо. Объяснение его строится на основе четырех риторических вопросов, на каждый из которых может быть дан только один определенный ответ. Первый вопрос: "не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?" (сравните 1:9). Второй вопрос: "Не богатые ли притесняют вас?" (в некоторых пере водах здесь стоит слово "эксплуатируют"). Третий вопрос: "Не они ли влекут вас в суды?"

И, наконец, четвертый: "Не она ли бесславят доброе имя, которым вы, называетесь? "

Верующие - достояние Бога, а не богатых угнетателей. Читателям Послания Иакова нельзя было не согласиться с его утверждениями и не признать того, что пренебрегая бедными и оказывая предпочтение богатым, они поступают неправильно и совершенно неразумно.

Иак. 2:8-9 . Этому можно противопоставить только одно: любовь. Лицеприятие - это грех. В тоне Иакова звучит оптимистическая нотка, когда он говорит: Если вы исполняете закон царский… Закон Царский изложен в книге Левит (19:18) и затем подтвержден Христом (Матф. 22:39): "Возлюби ближнего твоего, как самого себя." Этот закон назван царским потому, что дан Царем царей, достоин царей и является главенствующим среди других законов. Подобное выражение было хорошо знакомо тем, кто жил в Римской империи. Подчинение этому закону, выражающееся в нелицеприятной любви, противопоставлено пристрастию и лицеприятию, которые есть нарушение закона Божьего.

3. БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ ВО ВСЕМ (2:10-13)

Иак. 2:10-11 . Иаков сознает, что могут быть такие верующие, которые не считают предвзятость серьезным недостатком. Они едва ли считают себя законопреступниками. Иаков подчеркивает, однако, что это весьма серьезно. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Здесь нет и не может быть никаких поблажек. Ссылаясь на примеры таких тяжелых грехов, как убийство и прелюбодеяние, Иаков показывает, что избирательное послушание закону Божиему - абсурдно.

Иак. 2:12-13 . Покорность всем Божественным установлениям - вот в чем суть христианства. Каждый верующий должен так говорить и так поступать, как имеющий быть судам по закону свободы. Божий закон по истине является законом свободы, поскольку ограничения, накладываемые им, подлинно мудры. Напротив, неподчинение Божиему закону делает человека рабом греха, а те, кто не имеют милости к другим, будут сами судимы без милости. Как любовь побеждает предвзятость, потому что любовь - выше, точно так и милость побеждает суд; по-русски - "превозносится над судом". Слово "катакаучатаи", переведенное здесь как "превозносится", встречается еще в Иак. 3:14 и в Рим. 11:18.

Божии законы неизменяемы. Полное и постоянное повиновение им - это залог духовного возрастания христианина. Верующие должны относиться к своим братьям вежливо, последовательно и с состраданием.

Б. Помощь ближним (2:14-26)

Точно так, как закон любви не допускает предвзятого отношения к ближним, подлинная вера не позволяет уклоняться от добрых дел. Недостаточно христианину проявлять свою любовь в хорошем отношении к ближним; вера его должна выражаться и в оказании им практической помощи. В своем послании Иаков постоянно делает ударение на необходимости проявлять истинную веру, доказывать ее на практике; он приводит конкретные примеры истинной веры.

1. ПРОЯВЛЕНИЕ ИСТИННОЙ ВЕРЫ (2:14-17)

Иак. 2:14 . Стараясь убедить тех, к кому обращается с посланием, Иаков снова употребляет выражение братия мои. Новую мысль он начинает риторическим вопросом: Что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Речь здесь идет не об истинной вере, а о ложном притязании на нее. Иаков осуждает тех, кто напрасно хвалится своей верой. Их "вера" бесполезна (слово "офелос", переведенное как "польза", употребляется в Новом Завете только здесь и еще в Иак. 2:16; 1-Кор. 15:32). Она бесполезна, поскольку существует только на словах. И сводится лишь к привычному хвастовству. Может ли такая вера спасти человека?

Из контекста греческого подлинника вытекает ясный ответ: "нет". Только говорить о вере - недостаточно. Подлинная вера подтверждается делами.

Иак. 2:15-16 . Далее следует еще один риторический вопрос - после того, как Иаков ссылается на возможную в жизни ситуацию: Будет ли польза нагому и голодному, если ему скажут красивые слова, но не дадут потребного? (Заметим, что он часто говорит о бедных: 1:9,27; 2:2-6,15.) Для тех, кто нуждается в самом необходимом, одного пожелания, которое часто произносили евреи: "иди с миром", совершенно недостаточно (сравните Суд. 18:6; 1-Цар. 1:17; 2-Цар. 15; Мар. 5:34; Лук. 7:50). Если не сделать ничего, чтобы помочь нуждающимся пищей и одеждой, что пользы? Для убедительности Иаков заканчивает этот абзац тем же вопросом, которым начал его: Что пользы?

Иак. 2:17 . Вера сама по себе, без доказательств своей истинности наделе, мертва. Вера без дел - это бесполезная вера, вера бесплодная, сухая, мертвая! Громкие заявления о том, что мертвец - жив не воскресят его, если нет в нем движения, ни признаков жизни, ни пульса; несмотря на упомянутые заявления, он остается мертвым. Громкие, но лживые претензии заглушаются реальными фактами.

2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИСТИННОСТИ ВЕРЫ (2:18-20)

Иак. 2:18 . Этот стих, пожалуй, является самым трудным для понимания во всем послании. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела… Иаков представляет воображаемого оппонента: "кто-нибудь". Он не возражает Иакову, поскольку согласен с ним, что вера без дел мертва. Однако, он безосновательно принижает веру, подчеркивая в таком именно контексте важность дел (толкование на стих 19).

Следующая фраза является продолжением речи воображаемого оппонента: Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Хотя в древнегреческом тексте, как и в русском переводе, прямая речь не выделена кавычками, все же из контекста можно заключить, что эти слова принадлежат не Иакову, а его "оппоненту".

Иак. 2:19 . По-видимому, и 19 стих следует включить в речь "оппонента", который продолжает: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Тогда оппонентом мог бы быть типичный верующий из язычников, который дискутирует с евреем, верующим в единого Бога. Он заявляет, что верить в единого Бога - до известного предела - это хорошо, но далеко ли простирается этот "предел"! И достаточно ли одной этой веры? "Ограниченно" верят и бесы.

Причем они не только верят в единого Бога, но и трепещут перед Ним (слово "фриссоусин", переведенное как "трепещут", встречается в Новом Завете только один раз). Дело в том, что вера в единого Бога может и не включать в себя доверия Ему. А без доверия "вера" не истинна и не сможет подтвердить себя делами.

Оппонент, другими словами, говорит: "Вера не столь же важна, как дела". Так далеко заходит оппонент. Сам Иаков не говорит, что дела являются главным основанием веры, или что вера не имеет большого значения. Он хочет показать только то, что дела являются доказательством веры.

Некоторые богословы считают, что во второй фразе 18 стиха Иаков бросает "кому-то" вызов, приглашая его явить свою веру без дел - такое, мол, невозможно! Он, с другой стороны, говорит, что веру можно явить (лишь) в делах (стих 18). "Вера" бесовская этому условию, конечно, не отвечает. Такая неистинная вера, вполне очевидно, соответствующими делами не сопровождается.

Иак. 2:20 . Иаков не прибегает к многословному опровержению своего оппонента. Он лишь с силою упрекает его: Но хочешь ли знать, неосновательный человек, и затем возвращается к своему первоначальному аргументу: вера без дел мертва. Греческое слово "кене", переведенное как "неосновательный", можно перевести и как "пустой", "суетный" (сравните со словом "матанос", употребленным в 1:26 и означающим "бесполезный", "бесплодный").

Пустая вера - мертвая вера, но немного стоят и дела, которые совершаются без веры. Иаков не выступает ни за веру без дел, ни за одни лишь дела без веры. Он просто говорит, что истинная вера сопровождается добрыми делами. А духовные дела, в свою очередь, являются доказательством, а не источником истинной веры.

3. ПРИМЕРЫ ИСТИННОЙ ВЕРЫ (2:21-26)

Как на последнее доказательство справедливости своего мнения, Иаков ссылается на два конкретных примера истинной веры, приводимые в Библии, - на патриарха Авраама и на прощенную блудницу Раав. Оба примера он предлагает в форме вопросов, на которые читатели сами легко могут дать ответ.

Иак. 2:21 . Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Нередко этот вопрос - утверждение понимается как возражение Иакова апостолу Павлу, сказавшему, что Бог вменил в праведность Аврааму не его дела, а веру (Рим. 4:1-5). На самом же деле Павел подчеркивает на примере Авраама приоритет веры. Иаков говорит о делах как о доказательстве веры.

Павел говорит, что вера Авраама была вменена ему в праведность (Быт. 15:6) еще до обрезания (Быт. 17:11 и Рим. 4:10). Иаков же напоминает, что Авраам проявил свою веру в практическом действии, приготовившись к жертвоприношению Исаака (Быт. 22:12), и поэтому был назван Богом праведным. Барометром при вынесении оправдательного приговора служат дела, тогда как основанием для оправдания является вера.

Иак. 2:22-24 . Иаков заостряет наше внимание на том, что вера и дела дополняют друг друга. Вера является для дел движущей силой. Дела в свою очередь совершенствуют веру. Греческий глагол "етелеиофе", переведенный как "достигла", означает "привести к завершению". Вера достигает своей полноты в действии. Так было у Авраама. Иаков и Павел цитируют одно и то же место - Быт. 15:6 - чтобы доказать свою точку зрения (Рим. 4:3). Павел указывает на то, что Авраам оправдался верою, а Иаков - на то, что он оправдался верою, подтвержденною делом.

Иак. 2:25 . Этот стих начинается словом подобно ("гомоиос де кои" - это дословно значит "и подобно также"). Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путем? (Иис. Н. 2:6).

Иак. 2:26 . Итак, вывод прост и ясен. Вера и дела жизненно важны друг для друга, как тело и дух человека не могут обойтись одно без другого. Без духа, или без дыхания жизни, тело мертво. Без дел веру тоже можно считать мертвой. Такая вера не истинна. Истинная же вера ведет к духовному развитию и росту. Верующий не только должен твердо стоять в вере даже и тогда, когда искушения и испытания наступают на него со всех сторон (глава 1) - он должен также служить своим братьям и сестрам во Христе (глава 2). Он должен благожелательно относиться ко всем детям Божиим без всякого лицеприятия (стихи 1-13) и в своей действенной вере оказывать помощь ближним (стихи 14-26). Духовно зрелый верующий должен быть тем, чем хочет Бог, чтобы он был, и делать то, что хочет Бог, чтобы он делал.

ЯКОВ II (James II) (1633–1701), в 1685–1688 король Англии, Ирландии и (как Яков VII) Шотландии, последний английский монарх из династии Стюартов по прямой мужской линии. Сын короля Карла I и Генриетты-Марии, младший брат будущего Карла II, Яков родился в Сент-Джеймсском дворце в Лондоне 14 октября 1633, получив в январе 1634 титул герцога Йоркского.

После сдачи Оксфорда в 1646 он попал в плен к парламентским войскам, но в 1648 ему удалось бежать. Вначале Яков находился в Гааге, а в 1649 воссоединился в Париже с матерью. В 1652 Яков вступил во французскую армию, но в 1657 был вынужден перейти на службу к испанцам, поскольку этого потребовал брат Карл, заключивший союз с Испанией. Яков командовал английским контингентом, стойко сражавшимся с французами и не сдавшим свои позиции в т.н. Битве на дюнах (близ Дюнкерка) 14 июня 1658.

Он вернулся в Англию в 1660, когда произошла Реставрация, вместе с взошедшим на престол братом Карлом II и был назначен лордом-адмиралом. На этом посту Яков проявил большое усердие и искреннее желание улучшить состояние военно-морского флота. Он оказался также и хорошим флотоводцем, о чем свидетельствуют его победы над голландцами при Лоустофте в 1665 и в Саутволд-Бэй в 1672. Новый Амстердам, который англичане отобрали у голландцев в 1664, был назван в его честь Нью-Йорком.

В 1660 Яков женился на Анне Хайд, дочери графа Кларендона. Незадолго до своей смерти в 1671 она перешла в католицизм, что, вероятно ускорило обращение в католицизм самого Якова, о чем он открыто объявил в 1672. Яков был сторонником тесного союза с католической Францией и естественно одобрил Декларацию о веротерпимости, изданную Карлом в 1672. В 1673, в соответствии с Тест-актом (Test Act, закон о присяге в отречении от признания папской власти и догмата пресуществления), был вынужден оставить все свои государственные должности. Истерия, которую вызвал в обществе мнимый «Папистский заговор», сделала положение Якова в Англии очень непростым, и хотя он удалился в Нидерланды, палата общин приняла в 1679 т.н. «Законопроект об отстранении», который должен был не допустить его восхождения на трон. Однако этот законопроект был отвергнут палатой лордов, и когда в 1685 Карл умер, Яков стал королем (как Яков II) при парламенте, который был готов сотрудничать с ним во всех вопросах, кроме одного: послабления для католиков и допуск их на государственные должности.

Однако Яков, искренний, но упрямый и прямолинейный по характеру, решил покровительствовать католикам всеми средствами, находившимися в его распоряжении. Репрессивная политика и рождение сына (Якова Стюарта) второй женой Якова, католичкой Марией Моденской, после чего многие стали опасаться, что английская корона перейдет к католической династии, ускорили приглашение, направленное группой заговорщиков его зятю, Вильгельму Оранскому, прибыть в Англию и управлять ею в качестве короля. Вильгельму как будущему королю симпатизировали немногие, но своим нежеланием отказаться от покровительства католикам Яков упустил шанс примирить с собой английскую знать и был вынужден бежать во Францию.

При поддержке Франции он попытался вернуть себе трон, высадившись в Ирландии и опершись на здешних католиков, но потерпел поражение на реке Бойне 1 июля 1690. Людовик XIV отвел Якову резиденцию в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа, где он и оставался до своей смерти 6 сентября 1701. Мария и Анна, дочери Якова от первой жены (обе они были по настоянию брата Карла воспитаны как протестанты), стали королевами Англии, первая правила совместно с мужем Вильгельмом III. Его сын Яков (Джеймс Стюарт), претендовавший на престол как Яков III, известен в истории как Старый Претендент.

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

Лицеприятие - это употребляемое в Новом Завете выражение, означающее чрезмерное и несправедливое предпочтение одних перед другими из-за их богатства, влияния или известности. Новый Завет последовательно осуждает и клеймит этот порок. Уж в этом-то иудейские ортодоксальные руководители не обвиняли Иисуса, даже они вынуждены были признать, что Он поступает и говорит нелицеприятно (Лук. 20,21; Мар. 12,14; Мат. 22,16 ). После посетившего его видения Петр познал, что Бог нелицеприятен (Деян. 10,34 ). Павел был убежден в том, что Бог одинаково судит и язычников и иудеев, потому что нет лицеприятия у Бога (Рим. 2,11 ). И в этом Павел вновь и вновь убеждает своих читателей (Еф. 6,9; Кол. 3,25 ).

У греческого слова просополемпсиа интересное происхождение. Оно происходит от выражения просопон ламбанейн. Просопон означает лицо , а ламбанейн имеет значение поднимать, возвышать, давать повышение . Греческое выражение является буквальным переводом древнееврейской фразы. Возвышение человека проявляется в особом отношении к нему и, соответственно - противоположно унижению кого-либо . Первоначально это слово не имело никакой негативной окраски; оно попросту означало приятие человека с почетом, с особым уважением . Пророк Малахия спрашивает, будет ли князь доволен и благосклонно ли примет людей , если они принесут ему в жертву животное с физическими недостатками (Мал. 1,8.9 )? Слово лицеприятие очень скоро приобрело плохой смысл. Лицеприятием стали называть возвышение кого-либо, исходящее исключительно из социального положения этого человека, престижа, которым он пользуется, его власти или богатства. Бог обвиняет людей в том, что они не соблюдают путей Его и лицеприятствуют при отправлении правосудия (Мал. 2,9 ). Величайшей особенностью Бога как раз и является Его нелицеприятие, равное отношение ко всем. В законе было записано: "Не делайте неправды на суде, не будь лицеприятен к нищему, и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего" (Лев. 19,15 ). Здесь следует отметить еще вот что: человек может быть несправедлив, заискивая перед богатым, но может быть также несправедлив, окружая ореолом бедного. "Господь, - говорит Иисус, сын Сирахов, - есть судия, и нет у Него лицеприятия" (Сир. 35,12 ).

Ветхий и Новый Заветы едины в осуждении лицеприятия в системе правосудия и предпочтительного отношения к одним перед другими, являющегося результатом раболепия перед человеком, его общественным положением, богатством или мирским влиянием. И этим пороком страдают более или менее почти все люди. "Богатый и бедный встречаются друг с другом, - говорится в книге Притчей Соломона, - того и другого создал Господь" (Прит. 22,2 ). "Несправедливо, - говорит Иисус, сын Сирахов, - обеспечить разумного бедного, и не должно прославлять мужа грешного, если он богат" (Сир. 10,26 ). Надо помнить, что пресмыкание перед толпой есть такое же лицеприятие, как и пособничество тирану.

ОПАСНОСТЬ СНОБИЗМА ВНУТРИ ЦЕРКВИ (Иак. 2,2-4)

Иаков предупреждает, что в Церковь может вкрасться снобизм, чувство превосходства одних над другими. Он описывает, как в христианскую общину входят два человека. Один из них хорошо одет, пальцы его украшены перстнями. Хвастливые люди в древности носили перстни на каждом пальце, за исключением среднего, и даже по несколько перстней на одном пальце. Они даже брали перстни у других и надевали их, когда хотели произвести на кого-либо впечатление своим богатством. "Мы украшаем наши пальцы кольцами, - говорит Сенека, - и на каждый сустав надеваем по драгоценному камню". Климент Александрийский рекомендует христианам носить лишь один перстень, на мизинце. На нем должна быть какая-нибудь религиозная эмблема: голубка, рыба или якорь. Ношение перстня оправдывалось тем, что его можно было использовать как печать.

Так вот, в христианскую общину входит один человек, элегантно одетый, с многочисленными перстнями, а другой вошедший - бедный, в простой одежде, потому что ему нечего больше одеть, и без всяких украшений и драгоценных камней. Богатого встречают со всякими любезностями и уважением и проводят на особое почетное место, а бедного просят постоять или устроиться на полу, около скамеечки для ног богатого.

Следует отметить, что нарисованная Иаковом картина вовсе не была преувеличением - это видно из инструкций в современных ему молитвенниках. Вот один типичный отрывок из эфиопского списка "Статуса Апостолов":
"Если войдут какие иные мужчина или женщина в прекрасных одеждах, братья из церковного прихода или из соседнего прихода, ты, священник, пока ты говоришь о Слове Божием, или слушаешь или читаешь, не лицеприятствуй и не прерывай проповедь для того, чтобы указать им места их, но оставайся спокойным, ибо братья примут их, и если для них не будет свободных мест, из низших братьев или сестер кто поднимется со своего места и освободит место для них... А если войдет бедная женщина или бедный мужчина из церковного прихода или из соседнего прихода и для них не будет свободного места, ты, священник, со всем радушием приготовь место таким людям, даже если тебе придется усесться на землю, ибо ты воздаешь уважение не человеку, а Богу".

И вот Иаков рисует подобную картину. Более того, он допускает, что проповедующий может приостановить службу при входе богатого человека и проводить его на особое место.

Вне всякого сомнения, в раннехристианской Церкви должны были возникнуть проблемы социального характера: ведь Церковь была единственным местом в древнем мире, где не существовало социальных различий. Должно быть, хозяин чувствовал себя не очень удобно, если ему приходилось сидеть рядом со своим рабом, или, если он приходил на богослужение, которое вел его раб. Пропасть между рабом, бывшим по закону всего лишь живым орудием, и хозяином, была настолько большой, что это могло вызвать трудности в сближении с обеих сторон. Кроме того, в эпоху своего зарождения Церковь была преимущественно бедной и простой, и поэтому, если богатый человек обращался ко Христу и примыкал к христианскому братству, у людей могло возникнуть желание сделать из него нечто особенное и видеть в нем особое приобретение для Христа.

Церковь должна быть тем местом, где стерты все различия. Когда люди встречаются в присутствии Царя славы, различия в чинах и заслугах должны исчезать. В присутствии Бога все земные различия значат меньше, чем прах, а земная праведность - меньше, чем презренные лохмотья. В присутствии Бога все люди равны.

Стих 4 представляет трудность для перевода. Греческое слово дискрифете имеет два значения:

1. Оно может значить: "Вы неустойчивы в ваших суждениях, если вы так поступаете", другими словами: "Если вы оказываете особые почести богатым, вы не видите разницы между мирскими мерилами и мерилами Божьими и не можете решить, которым же следовать".

2. Оно может значить: "Вы повинны в том, что признаете классовые различия, которых в христианском братстве не должно быть".

Нам представляется более уместным второе значение, потому что Иаков говорит далее: "Если вы так поступаете, вы становитесь судьями с худыми мыслями". Другими словами: "Вы нарушаете завет Того, Кто сказал: "Не судите, да не судимы будете" (Мат. 7,1 ).

СОКРОВИЩА НИЩЕТЫ И НИЩЕТА БОГАТСТВА (Иак. 2,5-7)

"Бог, - говорил Авраам Линкольн, - должен любить простых людей, потому что он создал их". Христианство всегда несло особую весть бедным. В Своей первой проповеди в синагоге Назарета Иисус сказал: "Он помазал Меня благовествовать нищим" (Лук. 4,18 ). На трудный вопрос Иоанна Крестителя Тот ли Он, Который должен придти, Помазанник Божий, Иисус ответил: "Нищим проповедуется благая весть" (Мат. 11,5 ). Первое из блаженств: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мат. 5,3 ). А у Луки это выражено еще более определенно: "Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие" (Лук. 6,20 ). Когда Иисус был изгнан из синагог и проповедовал благую весть по большим дорогам, на горах и у берега моря, Он обращался к толпам простых людей. И в эпоху зарождения христианской Церкви бродячие проповедники обращали свои проповеди в первую очередь к массе простых людей. Христианская благая весть, в сущности, заключается в том, что тот, кто ни для кого ничего не значит, имеет большое значение для Бога. "Посмотрите, братия, кто вы призванные, - писал Павел, - не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных" (1 Кор. 1,26 ).

Евангелие так много давало бедным, а от богатых столь много требовало, что в Церковь пришли как раз толпы бедных. Ведь именно простые люди с радостью слушали Иисуса, а богатый молодой человек ушел опечаленный, потому что был обладателем больших богатств. Иаков вовсе не закрывает двери Церкви перед богатыми, но он говорит, что Христова Благая Весть особенно дорога бедным людям. Она обращена к тем, к которым никто не обращается, и поэтому ей, прежде всего, внимают те, которых мир не ставит и в грош.

В обществе, в котором жил Иаков, богатые угнетали бедных. Они подавали на бедных в суд за их долги. Люди, стоявшие в самом низу социальной лестницы, были настолько бедны, что им едва хватало на жизнь, а заимодавцев было много и деньги они давали под грабительские проценты. В античном мире человека можно было арестовать без всякого ордера или постановления суда. Кредитор мог, встретив на улице своего должника, схватить его и, в буквальном смысле слова, "тащить" в суд. Вот так богатые и поступали по отношению к бедным; у них не было никакого сочувствия к людям, но только одна цель: отнять у человека последний грош. Иаков ненавидит поведение богача: такой богач бесчестит имя, которым называют христиан.

Христианами впервые стали в насмешку называть последователей Христа в Антиохии, может быть, потому что в день крещения над христианином произносили имя Христа. Иаков при этом употребляет слово еписалеисфаи , переведенное в Библии: называетесь , причем этим словом у греков обозначался факт принятия вышедшей замуж женщины имени ее мужа. Это же слово употреблялось тогда, когда ребенку давалось имя отца. Христианин принимает имя Христа крещением во имя Его. Крещение подобно вступлению в брак со Христом или же рождению и крещению в семью Христову. У богатых людей и господ должно было быть много причин бесславить имя христиан: раб, ставший христианином, обретал новую независимость ; он больше не чувствовал трепета перед властью хозяина, наказания больше не пугали его и он смотрел в лицо хозяину, облаченный новым мужеством.

Он обретал новую честность . Он становился лучшим слугой, но, вместе с тем, он не хотел более служить орудием в мошенничествах и мелких интригах своего хозяина; он обретал новое чувство почитания Бога и настаивал на том, чтобы оставить работу в воскресенье, с тем, чтобы иметь возможность вместе с другими божьими людьми поклоняться Богу. У хозяина-рабовладельца, действительно, было достаточно поводов бесчестить имя христиан и проклинать имя Христа.

ЦАРСКИЙ ЗАКОН (Иак. 2,8-11)

Иаков осуждал тех, кто оказывает особое внимание принявшему христианство богачу. "Но, - могут возразить Иакову, - закон учит меня любить ближнего, как самого себя, и потому мы обязаны приветствовать человека, входящего в церковь". "Отлично, - отвечает Иаков, - если вы действительно приветствуете такого человека потому, что любите его как самого себя, и оказываете такой же радушный прием, какой хотели бы встретить сами, это прекрасно. Но если вы оказываете ему особое радушие только потому, что он богат - это лицеприятие, грех и нарушение закона. Здесь нет ничего общего с соблюдением закона. Вы вовсе не любите своего ближнего, иначе бы вы не относились так пренебрежительно к бедняку. Так любят богатство, а закон против этого.

Великую заповедь "возлюби ближнего как самого себя" Иаков называет царским законом . Это выражение может иметь несколько значений. Оно может иметь значение закон высшего качества ; оно может иметь значение закон, данный Царем царей ; оно может иметь значение царь всех законов ; оно может иметь значение закон, делающий людей царями и пригодный для царей . Исполнение этого величайшего закона делает человека царем над собой и царем среди людей. Это закон для царей и этот закон может сделать человека царем.

Далее Иаков излагает величайший принцип относительно закона Божия: нарушение любой части закона есть нарушение всего закона. Иудеи были вполне склонны видеть в законе ряд несвязанных между собой заповедей. Соблюдение одной засчитывается человеку в плюс, нарушение другой засчитываются ему в минус. Человек, по мнению иудеев, мог соблюдать одни заповеди и заслужить за это похвалу, в то время как несоблюдение других заповедей увеличивало, так сказать, его "штрафные очки". Сложив одни и вычтя другие, человек, по мнению некоторых учителей, мог оказаться в выигрыше. Существовала такая раввинская поговорка: "Благо тому, кто соблюдает один закон; дни его будут продлены и он унаследует землю (обетованную)". Многие раввины также считали, "что заповедь о субботе значит больше, чем все остальные" и потому соблюдение субботы отождествлялось с соблюдением закона.

Иаков же видит волю Божию во всем законе; нарушение любой его части есть преступление этой воли и, следовательно, грех. И это совершенно верно: человек, нарушивший любую часть закона, попросту становится грешником. Даже по человеческим нормам человек, нарушивший один закон, становится преступником. И потому Иаков утверждает: "Какими бы хорошими вы ни были в других отношениях, если относитесь к людям лицеприятно, вы поступаете против воли Божией и являетесь грешником".

В этом великая истина, которая и сегодня имеет такой же вес, как и в старину. Человек может быть хорошим почти во всех отношениях, но погубить свою добродетель одним проступком. Человек может быть высоконравственным в своих делах, чистым в своих речах и щепетильным в своей преданности, но если он при этом суров, самоуверен, негибок и черств, то добродетель его погублена.

И поэтому не будем забывать, что, хотя мы и можем утверждать, будто мы сделали много хороших дел и устояли против многих плохих, но в нас может быть нечто, что испортит все.

ЗАКОН СВОБОДЫ И МИЛОСЕРДИЕ (Иак. 2,12.13)

Заканчивая свою мысль, Иаков обращает внимание своих читателей на два важных факта христианской жизни:

1. Христианин живет по закону свободы и судим он будет по закону свободы. Под этим Иаков подразумевает следующее: в отличие от фарисея и ортодоксального иудея христианин живет не по комплексу давящих на него извне норм и требований, а по внутренним требованиям любви; он идет по правильному пути - по пути любви к Богу и к людям вовсе не потому, что его принуждает к этому какой-то внешний закон или из страха наказания, а потому что пребывающая в нем любовь Христа побуждает его к этому.

2. Христианин должен всегда помнить, что на милосердие может уповать лишь тот, кто сам проявляет милосердие. Этот принцип проходит красной нитью через Священное Писание. Иисус, сын Сирахов, писал: "прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих. Сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его?" (Сир. 28,2-5 ). Иисус Христос говорил: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мат. 5,7 ). "Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мат. 6,14.15 ). "Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы" (Мат. 7,1.2 ). Иисус рассказал о наказании, постигшем раба, не захотевшего простить своего должника, и закончил притчу такими словами: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его" (Мат. 18,35 ).

Писание единодушно в том, что человек, рассчитывающий на милосердие, сам должен быть милосердным. А Иаков идет даже дальше этого, заявляя в конце, что милосердие торжествует над правосудием; под этим он подразумевает, что в Судный день человек, проявивший милосердие, осознает, что его милосердие изгладило даже грехи его.

ВЕРА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДЕЛА (Иак. 2,14-26)

Прежде, чем мы приступим к детальному изучению этого отрывка, мы должны рассмотреть его целиком, потому что этот отрывок часто используют для того, чтобы показать будто Иаков и Павел по-разному смотрели на один и тот же вопрос. Совершенно очевидно, что Павел делает ударение на том, что человек будет спасен лишь верой одной, и что свершения его при этом вовсе не будут иметь никакого значения. "Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим. 3,28 ). "Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа...ибо делами закона не оправдается никакая плоть" (Гал. 2,16 ). Часто утверждают, будто Иаков не просто высказывает другую точку зрения, а прямо возражает Павлу. Вот это-то мы и должны рассмотреть.

1. Для начала отметим, что Иаков ставит те же акценты, которые можно встретить во всем Новом Завете. Уже Иоанн Креститель проповедовал, что человек может доказать подлинность своего раскаяния лишь достойными свершениями (Мат. 3,8; Лук. 3,8 ). Иисус Христос проповедовал, что человек должен жить так, чтобы все видели его добрые дела и прославляли Отца Небесного (Мат. 5,16 ). Иисус настаивал на том, что человек узнается по плодам его и что веру, выраженную лишь в словах, никаким образом нельзя поставить вровень с верой, выраженной в делах, в исполнении воли Божией (Мат. 7,15-21 ). Да и Павел не оставлял этот аспект без внимания. Какие бы общетеоретические и богословские проблемы Павел ни рассматривал в своих Посланиях, он всегда настаивал на том, что христианство проявляется в делах. Кроме того, Павел неоднократно подчеркивал значение добрых дел в христианской жизни. Он говорит, что Бог каждому воздаст по делам его (Рим. 2,6 ), что каждый из нас за себя должен дать отчет Богу (Рим. 14,12 ). Он призывает людей отвергнуть дела тьмы и облечься в оружие света (Рим. 13,12 ). "Каждый получит свою награду по своему труду" (1 Кор. 3,8 ); все должны явиться пред судилище Христово и каждый получит соответственно по тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5,10 ). Христианин должен избавиться от своей старой природы и всех ее дел (Кол. 3,9 ).

Мысль о том, что христианство человека должно проявляться в его поведении, как часть его христианской веры, проходит красной нитью через весь Новый Завет.

2. И, тем не менее, читая Послание Иакова, складывается впечатление, что он придерживается иного, чем Павел, мнения, ибо, несмотря на приведенные нами мотивы, Павел делает главное ударение на благодати и вере, а Иаков - на делах и свершениях. Но надо отметить вот что - Иаков осуждает не точку зрения Павла, а ее извращение. Позиция Павла, сведенная к одному предложению, была следующей: "Веруй в Иисуса Христа и спасешься" (Деян. 16,31 ). Но совершенно очевидно, что содержание этой фразы полностью зависит от содержания вкладываемого в слово "веруй". Веровать можно по-разному.

Вера может быть чисто умозрительной. Так, например, я верю, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов, и, если надо, я могу доказать это, но в моей жизни от этого ничего не меняется, я принимаю это, но это не оказывает никакого влияния на мою жизнь и на мои поступки. Но есть и другая вера: я верю, что 5+5=10 и не заплачу более десяти рублей за две плитки шоколада стоимостью пять рублей каждая - я не просто понимаю и помню этот факт, а поступаю соответственно.

Иаков возражает против веры первого типа, против того, чтобы приняв факт, не позволять ему оказывать какое-либо влияние на свою жизнь. Бесы в своем уме убеждены в существовании Бога; они даже приходят в дрожь от мысли о Нем, но их вера ничего не меняет в них. Павел же имел в виду веру второго типа. Для него вера в Иисуса значила переводить эту веру во все сферы жизни и жить соответственно.

Нетрудно извратить точку зрения Павла и выхолостить подлинное значение слова вера. Иаков ополчается не против учения Павла, а против извращающего ее варианта. Он осуждает вероисповедание, не проявляющееся в будничной жизни, а такое осуждение вполне поддержал бы и Павел.

3. Но даже с учетом этого, надо подчеркнуть еще одно различие между Иаковом и Павлом - они начинали в различные эпохи становления христианской жизни . Павел, стоявший у истоков, утверждал, что ни один человек не может заслужить Божьего прощения: инициатива должна исходить от добровольной благодати Божией, человек может лишь принять прощение, предложенное ему в Иисусе Христе.

Иаков же начинал много позже, в эпоху исповедующих христиан , людей, утверждавших, что они уже получили прощение и вступили в новые отношения с Богом. Такие люди, справедливо говорит Иаков, должны вести новый образ жизни, потому что они новые создания. Они прощены, теперь они должны показать, что стали святыми . А с этим Павел был бы совершенно согласен.

Но остается фактом, что никто не может спастись делами рук своих, но точно также никто не может спастись, не совершая добрых дел. Лучшей аналогией здесь может служить человеческая любовь. Любимый человек всегда уверен в том, что он не достоин быть любимым, и, в то же время, он уверен в том, что должен посвятить этому свою жизнь - стать достойным этой любви.

Различие между Иаковом и Павлом сводится к различию в отправной точке. Павел начинает с фундаментального факта. Ни один человек не может заработать или заслужить прощения Божьего, говорит он. Иаков же отталкивается от исповедующих христиан и настаивает на том, что человек должен показать и доказать свое христианство своими делами. Мы спасаемся не делами , мы спасены для дел - вот двойная истина христианской жизни. Павел делает ударение на первой, а Иаков - на второй половине. Они, в сущности, не противоречат друг другу, а дополняют друг друга; весть каждого из них имеет громадное значение для христианской веры. Пусть каждый, у кого есть такая вера и надежда, воплотит их в дела.

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ И ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА (Иак. 2,14-17)

Иаков не принимает вероисповедания, которое не проявляется в жизненной практике. В подтверждение своей мысли, он приводит яркую иллюстрацию: предположим, что у человека нет одежды, которая защищала бы его от холода, нет пищи для пропитания, а его друг выражает ему свое искреннее сочувствие и этим ограничивается, не попробовав даже облегчить положение несчастного. Какая от этого польза? Какой смысл в сочувствии, если оно не подкреплено стремлением воплотить его в практические дела? Вера без дел мертва. Этот отрывок особенно много говорил иудею.

1. Благотворительность была для иудея делом первостепенной важности, настолько важным, что благотворительность и праведность значили для него одно и то же. Считалось, что, когда человек придет на суд Божий, он сможет в качестве защиты и самооправдания сослаться только на оказанную им при жизни благотворительность. "Вера угасит пламень греха, - писал Иисус, сын Сирахов, - и милостыня очистит грехи" (Сир. 3,30 ). В книге Товит читаем: "Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие" (Тов. 4,7 ). Когда руководители иерусалимской церкви одобрили обращение Павла к язычникам, они дали ему только один наказ: не забывать бедных (Гал. 2,10 ). Этот призыв оказывать практическую помощь людям стал одной из самых великих и прекрасных сторон иудейской набожности.

2. Греческая религия не содержала особо выраженного пафоса сочувствия и благотворительности: греческие стоики стремились к апатии, полному отсутствию всяких чувств; целью их жизни была безмятежность; путь к совершенному спокойствию стоики искали в полном уходе от всех чувств; в жалости стоики видели лишь нарушение беспристрастного философского спокойствия, к которому нужно стремиться. Эпиктет говорил, что лишь тот, кто повинуется божественным заповедям, никогда не почувствует ни печали, ни жалости ("Беседы" 3,24.43). Римский поэт Вергилий, рисующий в "Георгиках" (2,498) портрет совершенно счастливого человека, не питает никакой жалости к бедняку и никакого сочувствия к страдающему, потому что такие чувства нарушили бы безмятежность. Это является полной противоположностью иудейской точке зрения. Стоики отождествляли блаженство с беспристрастностью и спокойствием, иудеи же отождествляли его с активным сопереживанием в несчастьях других.

3. Иаков глубоко прав: самое страшное для человека то, что он, вновь и вновь, испытывая благородные порывы и чувства, не попытается привести свои поступки в соответствие с этими порывами. И потому каждый раз уменьшается вероятность того, что он вообще будет способен так поступать. Можно даже сказать, что человек не имеет права испытывать сочувствия, если он, по крайней мере, не попытается воплотить его в дела. Чувства - это то, что нужно воплотить в жизнь ценой усилий и труда, ценой самодисциплины и жертв.

НЕ "ТО ИЛИ ДРУГОЕ", А "ТО И ДРУГОЕ" (Иак. 2,18.19)

Иаков представляет себе, как кто-то возражает ему: "Вера - прекрасная вещь, но и дела прекрасны. И то, и другое - подлинное проявление настоящей веры. Но ведь не у каждого человека есть и то и другое вместе. У одного, может быть, есть вера, а у другого - дела. Кто-то проявляет себя в делах, а кто-то имеет веру. И каждый из них будет по-своему искренно религиозным". Оппонент считает веру и дела равноценными проявлениями христианской религии. Но Иакова не устраивает то или другое порознь; он считает, что проблема состоит не в наличии или отсутствии веры или дел . Проблема состоит в том, что религиозность обязательно должна включать и веру, и дела .

Вообще, христианство часто представляют в неверном свете, как религию "того или этого", но она должна быть религией и "того и другого".

1. В гармоничной жизни должно быть место и мысли, и действию . Обычно считают одного человека мыслящим человеком , а другого - человеком действия . Мыслящего человека представляют высиживающим в своем кабинете великие идеи, а человека действия - совершающим в обществе великие дела. Но все это не так. Мыслитель только наполовину человек, если он не воплощает свои идеи в дела. Он едва ли сможет подвигнуть других людей на какие-либо свершения, если сам не выйдет на поле битвы и не примет участие в борьбе. Как сказал Киплинг:

О, Англия - это сад.
А такие сады не делаются словом
"О, как красиво!", сидя в тени.
Потому что люди, лучшие чем мы,
Начали свою трудовую жизнь,
Взяв сломанные кухонные ножи,
Выкапывая сорняки на садовых дорожках.

Никто также не может стать настоящим человеком действия, предварительно не продумав те великие принципы, на которых основываются его дела.

2. В гармоничной жизни должно быть место и молитве, и усилию . Большой соблазн сокрыт в делении людей на две группы - на святых, проводящих свою жизнь коленопреклоненно в уединении и постоянной молитве, и тружеников, работающих все дни в пыли и в жаре. Но и эта картина не будет верной.

Говорят, что Мартин Лютер близко дружил с одним монахом, таким же убежденным сторонником Реформации, как сам Лютер, и они договорились, что Лютер отправится в мир и будет вести борьбу там, а второй - останется в келье и будет молиться за успех Лютера. Но однажды ночью монах увидел во сне одинокого жнеца на необъятном поле за невыполнимой работой. Жнец обернулся, и монах узнал в нем Мартина Лютера и он понял, что должен оставить келью и молитвы, чтобы пойти на помощь ему. Правда, есть и такие люди, которые из-за своего возраста или физической слабости могут только молиться, и их молитва действительно помогает другим и дает им силы. Но если здоровый и сильный человек считает, будто молитвы могут заменить усилия, то такие рассуждения лишь отговорка. Молитва и усилия должны идти рука об руку.

3. Во всякой уравновешенной жизни должны быть и вера, и дела . Вера может проявиться и утвердиться в делах. И лишь в вере можно решиться на дела и совершать их. Вера должна перейти в действие, ибо действие начинается лишь тогда, когда у человека есть вера.

ИСПЫТАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВЕРЫ (Иак. 2,20-26)

В подтверждение своей точки зрения Иаков приводит два примера: Авраам - величайший пример веры; Авраам доказал свою готовность принести в жертву Исаака, когда Бог испытывал его. Раав также была знаменитой героиней иудейских легенд. Она дала убежище соглядатаям, посланным высмотреть все в земле обетованной (Иис. Н. 2,1-21 ). В более поздних легендах говорится, что она стала прозелиткой иудейской веры, вышла замуж за Иисуса Навина и была прямым предком многих священников и пророков, в том числе Иезекииля и Иеремии. Своим поступком по отношению к соглядатаям она доказала свою веру.

Здесь прав и Павел, и Иаков. Если бы у Авраама не было веры, он не последовал бы Божьему призыву. Если бы у Раав не было веры, она никогда не рискнула бы связать свою судьбу с судьбой Израиля. И все же, если бы Авраам не был готов повиноваться Богу абсолютно во всем, его вера не была бы ненастоящей; а если бы Раав не рискнула всем, ее вера была бы тщетной.

Эти два примера показывают, что вера и дела не исключают друг друга; напротив - они нераздельны. Ни один человек не начнет действовать, если у него нет веры, а вера человека - тщетна, если она не подвигает его к действию. Вера и дела - это две стороны познания человеком Бога.

Яков II (1633-1701), английский король в 1685-1688. Из династии Стюартов. Пытался восстановить абсолютизм и его опору - католическую церковь. Низложен в ходе государственного переворота в 1688-89 (т. н. Славная революция).

ЯКОВ II Стюарт (Иаков II, Джеймс II; James II) (14 октября 1633, Лондон - 6 сентября 1701, Сен-Жермен, Франция), король Англии и Шотландии в 1685-88.

Второй сын и Генриетты-Марии, младший брат Карла II, до прихода к власти носил титул герцога Йоркского. Годы детства и юности принца пришлись на эпоху гражданской войны, во время которой он находился рядом с отцом в Оксфорде. По окончании первой гражданской войны (1646) Яков оказался под надзором Парламента, но позднее роялистам удалось организовать его побег - сначала в Голландию, а затем во Францию, давшую приют его матери и сестрам. Яков смолоду проявил себя отважным воином. Под началом маршала Тюренна он участвовал в подавлении французской Фронды, а позднее - в войне с Испанией. Но после того как правительство Мазарини в 1655 заключило договор с Кромвелем, члены английской королевской семьи были вынуждены покинуть Францию. Герцог Йоркский поступил на испанскую службу: он командовал полком английских и ирландских эмигрантов, расквартированном во Фландрии.

Лорд-Адмирал

После реставрации монархии в Англии Яков возглавил адмиралтейство. Под его руководством был предпринят ряд попыток реорганизовать деятельность морского ведомства и избавить его от коррупции. Сам герцог лично участвовал в морских сражениях в ходе войн с голландцами, в 1665 он разбил адмирала Ондама, сражался со знаменитым голландским адмиралом де Рюйтером в 1672, что снискало ему популярность в стране.

Герцог Йоркский и католицизм

Еще находясь в изгнании, Яков тайно обручился с Анной Хайд (1638-71), дочерью советника и будущего министра Карла II графа Кларендона, которая была одной из придворных дам Марии Стюарт, жены Вильгельма II Оранского, правителя Голландии. Вернувшись в Англию, герцог Йоркский, вопреки желанию брата, женился на ней. От этого брака родилось две дочери – Мария (1662-1694), впоследствии ставшая женой Вильгельма III Оранского, и Анна (1665-1713), вышедшая замуж за принца Георга Датского. Жена Якова была католичкой, с 1668 и сам он обратился в католичество, но по настоянию короля обе его племянницы воспитывались в англиканской вере.

После смерти в 1671 Анны Хайд Яков вступил во второй брак с Марией, дочерью герцога Модены (1658-1718), также являвшейся католичкой.

Католические пристрастия Якова, из которых он не делал тайны, вызывали недовольство англичан, желавших видеть наследником престола протестанта.

«Католический заговор» и вопрос о престолонаследии

Герцог Йоркский постепенно терял популярность, а после раскрытия так называемого заговора 1679 он был обвинен в подготовке убийства Карла II. Король был вынужден приказать брату покинуть Англию, а в стране виги развернули кампанию за исключение Якова из престолонаследия. Яков обосновался в Брюсселе; спустя несколько месяцев Карл II вернул брата из изгнания, но, не решаясь позволить ему приехать в Англию, назначил его своим наместником в Шотландии. Однако уже в 1681 опальный герцог вернулся в Лондон и фактически возглавил правительство в последние годы правления своего брата. С его именем связывают роспуск парламента 1681, отказавшегося признать Якова наследником престола, и пятилетнее беспарламентское правление Карла II.

Вигская оппозиция потерпела поражение, и после смерти брата, не оставившего законного наследника, Яков II беспрепятственно взошел на престол.

Правление Якова II (1685-88)

Придя к власти, Яков II начал борьбу с оппозицией, пытавшейся воспрепятствовать реализации его прав на корону. Опираясь на поддержку парламента, он ввел в стране постоянную армию, рядом постановлений ограничил свободу печати, что должно было сдержать влияние вигской пропаганды. Оппозиция попыталась поднять против него восстания: летом 1681 в Шотландии поднял восстание граф Аргайл, а в октябре того же года на юго-западном побережье Англии высадился герцог Монмаут, якобы незаконнорожденный сын Карла II, которого часть вигов рассматривала как претендента на престол. Однако оба восстания были быстро подавлены.

Внешняя политика Якова II свидетельствует об охлаждении между Англией и Францией. В отличие от брата Яков II стремился к большей независимости; к тому же он, будучи тестем Вильгельма III Оранского и рассматривая его как будущего наследника, опасался французских завоевательных планов в Голландии. Тревогу Якова II вызвала и отмена Нантского эдикта, лишившего гражданских прав французских гугенотов. Невзирая на недовольство Людовика XIV, он предоставил убежище многим протестантам, покинувшим Францию в 1685. Но отношения между ним и королем Франции значительно ухудшились.

В начале правления Яков II пользовался поддержкой общества, в том числе и иерархов Англиканской церкви. Но, будучи ревностным католиком, король стремился уравнять в правах своих подданных - протестантов и католиков. Он добился от судей признания за собой права приостанавливать действие законов, запрещавших католикам занимать официальные должности, в результате чего католики проникли в армию и в число судейских и ряды их постоянно множились. Король не жалел сил и средств на католическую проповедь в стране: в Англию возвращались католические священники, в Лондоне появились иезуитские школы. Хотя он и не стремился к полному обращению страны в католичество, а отношения с папой Иннокентием XI были прохладными, распространение католицизма воспринималось подданными с подозрением.

В 1687 Яков II обнародовал Декларацию о веротерпимости, согласно которой приостанавливалось действие всех уголовных законов против диссентеров, в том числе против католиков. Декларация, повторенная в 1688, вызвала волну протеста по стороны дворян – тори, по большей части принадлежавших к англиканской церкви, и прежде всего епископов. Епископы обратились к королю с петицией, где было выражено их несогласие с религиозной политикой монарха. В ответ Яков II приказал арестовать семерых епископов по обвинению в распространении направленных против короля памфлетов. Это дело сплотило против короля и тори и оппозиционеров-вигов. Протест охватил не только Лондон, но и графства.

Последней каплей стало рождение 10 июня 1688 у королевы сына, названного Джеймсом (Яковом). Если раньше наследницей престола считалась старшая дочь Якова II Мария и ее муж Вильгельм Оранский, бывшие протестантами, и общество ожидало возвращения к старым порядкам после смерти короля-католика, то с появлением сына, воспитанием которого занялись бы католики, перспектива возвращения страны к католицизму в глазах подданных Якова II казалась вполне реальной.

Славная революция

Таким образом, летом 1688 в оппозиции по отношению к королю оказалось почти все дворянство, за исключением католиков, составлявших лишь незначительное число жителей страны. Лидеры вигской оппозиции, объединившись с тори, послали зятю короля, Вильгельму Оранскому, приглашение, призывая его вторгнуться в Англию и занять престол, гарантировав населению сохранение религии и конституционных прав парламента. Яков II пытался достичь компромисса с оппозицией, объявив о свободных выборах в парламент, и примириться с англиканскими епископами, но его усилия оказались запоздалыми.

В октябре 1688 войско Вильгельма Оранского высадилось на юго-западе Англии. Армия Якова II была более многочисленной, но организовать сопротивление вторжению король не смогла - офицеры и солдаты переходили на сторону противника, так же поступали и придворные и даже его дочь Анна. На севере, в Чешире и Ноттингемшире, начались восстания. Все крупные города Англии оказали поддержку вторжению. В декабре 1688 Яков II бежал во Францию, куда заблаговременно были отправлены его жена и сын. Людовик XIV предоставил изгнаннику Сен-Жерменский дворец и выделил щедрое содержание.

Свергнутый с престола Яков не оставлял надежд вернуть власть. В 1689 он отплыл в Ирландию, подняв католическое население страны против нового короля Англии, Вильгельма III, но в 1690 его войска потерпели поражение; неудачной оказалась и попытка высадки французского десанта в 1691: французский флот был разгромлен. Впоследствии он пытался организовать общеевропейский союз против Вильгельма III, но Людовик XIV, заключивший в 1697 Рисвикский мир с Англией, отказался от поддержки планов Якова.

Личные качества

В последние годы жизни Яков полностью обратился к религии, большую часть времени проводил в парижских монастырях.

Якова II отличал суровый и властный характер. Во время военных кампаний он проявлял личное мужество. В отличие от своего брата, готового на любые компромиссы ради сохранения власти, он во всех обстоятельствах оставался верен своему слову, друзьям и убеждениям. Эти качества Яков II перенес и на свою политическую деятельность, что в итоге и стоило ему короны.

Похоронен в приходской церкви Сен-Жермена (надгробие и могила уничтожены во время Великой Французской Революции).

2:1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
В свете Божьей славы - Христос отдал свою жизнь без лицеприятия за всех - богатых и бедных, авторитетных и не очень, не глядя на положение в мире или в народе Божием, на благосостояние или этническую принадлежность, на образование или внешние данные и т.д. Пред Богом - мы все равны, и кто подражает Христу - тот так же, как и он должен думать.

А потому поведение верующего христианина не должно зависеть от того, КАКОЕ ЛИЦО стоит перед ним и КТО наблюдает его поведение. Верующий человек должен ВСЕГДА вести себя одинаково правильно и по Божьим принципам со всеми независимо от их веса в обществе – в согласии со своими убеждениями.

2:2,3 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, -
Н о может быть и явление лицеприятия в собрании: поведение христианина может попасть в сильную зависимость от того, КТО его видит. Пред кем-то он будет заискивать – как правило, пред влиятельными в Церкви или богатыми лицами, от которых можно в перспективе за свою услужливость что-то получить для себя лично. А теми лицами, с кого взять нечего – он может и пренебречь и даже унизить. Это неправильно.

2:4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Е сли кто заметит такое явление в себе - нужно немедленно с ним бороться, чтобы не оказаться в роли судей, оценивающих по своим меркам приходящих в собрание. ВСЕ приходящие в собрание - привлечены Богом, значит ВСЕ достойны доброго к себе отношения.

2:5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
тем более, что Бог оценивает бедность иначе: бедные с точки зрения мира – оказались богаты верою и будущим наследством в Царстве Бога потому, что возлюбили Бога и приняли Его Христа. Его наследство – побольше золота и серебра будет, значит, ЕГО бедные – богаче миллиардеров мира.

2:6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? так что смотрите - ПРЕЖДЕ, чем начать угождать лицу богатому и презирать лицо нищего - не просчитайтесь в выборе того, пред кем заискивать (утрируем немножко) . А лучше – вообще оставьте эти мирские привычки заискивать пред сильными мира сего – всё равно ведь Бог даст вам больше, чем любой из них. А они – заискивающих и сами презирают, хотя и любят, чтобы пред ними пресмыкались и раболепствовали. К тому же, именно богатые и авторитетные - христианам проблемы по жизни и создают. Не забывайте об этом и будет легко дышать к ним ровно.

2:7
Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
ещё вспоминайте, что эти самые богатые поносят имя Христово – образ жизни христианина, при котором богатые не могут иметь возможности достичь высот Маммоны, стало быть, и образ жизни христианский - они принять не могут. Ну и в оправдание для себя - этот путь им проще поносить, чем принять. Воспоминание об этом - тоже охлаждает желание заискивать пред ними.

Богатый, впрочем – не обязательно означает бесчинный. Просто в мире сатаны система приобретения богатства устроена так, что для добывания богатства и успешного ведения бизнеса во многих странах зачастую нужно удерживать плату работников или самому проделывать незаконные действия, или нанять кого то из мирских, чтобы проделывать нечестие его руками, самому при этом по букве оставаясь чистым. Поэтому у богатого

века сего - гораздо меньше шансов принять путь Христов, путь самоотречения и мало комфортного существования.

Но ещё не помешает помнить и о лицеприятии к духовно «богатым»: раболепствовать и лицеприятствовать пред теми, кто считает себя богатым в духовных познаниях - также не стоит, ибо в современных собраниях верующих, к сожалению, и такой вид лицеприятия встречается.

2:8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете
Закон ЦАРСКИЙ - в том, чтобы возлюбить ближнего как самого себя независимо от того, выгодный ли пред тобой ближний или не очень.

2:9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
а если любить исключительно по выгоде с лицеприятием – то этот закон любви по-царски – нарушаем и превращаемся в преступников за такую малость, ибо Иисус не выбирал, кто достоин его любви, а кто - нет, умирая за ВСЕХ вообще.Ну а с преступниками, понятно, возиться никто не станет.

2:10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем
если из перечня в 100 пунктов нарушить хотя бы один – всё, в исполнителя ВСЕГО закона – не впишемся. Разницы нет – один ли пункт или 90 не исполнил – всё равно НАРУШИТЕЛЬ закона.

Не может Христианин произвольно выбирать для себя, что он будет исполнять из заповедей Божьих, а что - нет. И для того, чтобы попасться в сети сатаны - не обязательно быть нечестивцем во всём, достаточно в чем то одном выбрать путь непослушания Богу.

Можно представить себе дорогу, на которой водители сами на выбор решили по одному всего лишь правилу не соблюдать, а в остальном - ездить по правилам. Один решил на красный свет ездить, другой - по встречной полосе, третий - на поворотах не сигналить и т.д. Что будет твориться на дороге в таком случае? Приведёт ли эта дорога кого-нибудь в рай?

Вот так и народ Божий: что из него при таком варианте выборочного исполнения заповедей Бога получится? Легко и приятно будет жить в нём? Нет, живи среди него и бойся, ибо не знаешь, какой закон Бога брат или сестра в сердце своем выберут для непослушания и как он на тебе отразится.

2:11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона
Ибо все пункты закона установлены ОДНИМ АВТОРОМ. И ни одним из них пренебрегать нельзя. Если я не прелюбодействую, но убью кого-нибудь - я по - любому буду ВИНОВНОЙ пред Законодателем

2:12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
а потому, мы должны вести себя так и говорить между собой с таким расчётом, что за каждый свой поступок и слово – будем судимы судом свободы: если вы сами в свободе воли выбрали исполнения Царского закона любви к ближнему, то и несите ответственность за свой выбор поступать правильно по собственному выбору.

2:13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Апостол Иаков сказал, что если усердный в труде для Бога христианин не оказал милости кому-то – то и он будет судим Богом не по милости: милосердие в христианине должно быть больше желания осудить кого-то и потребовать наказания (милость превозносится над судом).
Насколько мы готовы прощать тех, кто обидел нас? Насколько мы милосердно стараемся поступать с ближними нашими? Поступаем ли так, как, например самарянин, который не по пунктам закона раненому иудею помог, но по милосердию своему - когда священник и левит такого пункта в законе не нашли?

Если мы, пребывая в законе Царском, считаем, что не нужно оказывать милость ближнему, то и к нам на суде по этому же закону милость можно будет и не оказывать - по нашему же представлению об этом законе. Всё просто.

2:14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
Вера в то, что дела пути Божьего – все правильные, но не подтверждённая этими делами – бесполезна. Если вы не делаете дел своей веры – то как же можете верить в то, что их делать необходимо? Это невозможно

2:15,16 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?
Видимо, может быть с нами и так: пообещав сделать что-нибудь для соверующего, мы уже «умиротворяемся» (думаем, ну я же захотел помочь, значит, это хорошо), и бывает, что спустя какое - то время сделать то, что мы пообещали - уже напрягает. В таком случае продолжать успокаивать себя мыслью, что «я же хотел помочь» - это просто самообман, одни лишь желания помочь - «не засчитываются»
Если мы голодного не накормим, а нагого не оденем, ограничиваясь лишь своим сочувствием им на словах – ну кто поверит нам, что мы действительно верим в то, что милость оказывать - необходимо? Никто. И пользы нам от ТАКОЙ странной милости, не проявленной на деле – от Бога не будет никакой.

2:17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
если вера не подтверждается живыми делами – она мертва, то есть ПО ФАКТУ мы – неверующие. Даже если считаем себя верующими и в собрании Божьем числимся..

2:18 Но кто-нибудь скажет: У тебя есть вера, а у меня есть дела. Покажи мне свою
веру без дел, а я покажу тебе свою веру своими делами

Иаков призывает задуматься христиан над тем, чтобы вера имела возможность подтверждаться и делами Божьими. Зачем? Затем, что сама по себе вера - ещё не гарантия тому, что дела будут совершаться непременно праведные. Показывает это Иаков на примере веры дьявола.

2:19,20 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
например, ты веруешь в то, что есть один Бог – молодец, это замечательно. НО!!! И бесы веруют, и даже трепещут пред Богом. ЧТО ПОЛЬЗЫ в их ТАКОЙ сильной вере? Если они ничего для Бога не делают? Так как – может ли вера в Бога - без дел для Него быть? Может. Но только у дьявола и иже с ним.

2:21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
а вот пример дел в связи с сильной верой в Бога: Авраам веру свою в то, что Бог даст ему семя и размножит его – делом подкрепил и своего единственного Исаака в жертву Богу принести согласился без разговоров. Хотя, казалось бы – где логика? Откуда - размножение семени Авраама, если оно на костре сожжено будет? Авраам просто верил в то, что Бог силён и из мёртвых его воскресить –Евр.11:19. Потому и согласился сделать для Бога - по слову Его. Хотя и нелегко было такое решение принимать.

2:22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
Видно ли различие между просто верующим дьяволом и Авраамом, доверяющим Богу в абсолюте (полностью, в совершенстве)? Видно, несомненно? Между тем, чтобы верить в Бога и тем, чтобы верить Богу - огромная разница: в существование Бога верят многие, но лишь единицы верят Ему и слову Его.

2:23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".
в результате веры, подкреплённой праведными делами – исполнилось слово Писания о том, что Авраам другом Божиим за полное доверие Ему – наречён.

2:24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
вот и выходит, что праведный не только верит в Иегову, но и дела по вере своей - праведные делает. С одной верой - праведником стать невозможно – дьявол с бесами хоть и верят в Бога, но неправедными являются.

Так что вариант «домашнего» христианства - не подходит для Божьего служителя. Ибо наипаче своим по вере мы помогать должны. Но как это возможно, если сидеть дома и не общаться с ними?

2:25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
См. также Евр.11:31. Пример Раави - тоже пример праведного, ибо веру свою в Бога – делами подкрепила, отпустив служителей Его и доверившись на слово служителям Божиим. Хотя Раави пришлось обмануть своих соотечественников (И.Н.2:1-6), однако, в связи с упоминанием о Раави, Бог через апостолов обращает внимание не на её обман. А на то, что она приняла разведчиков от Израиля и отправила их обратно безопасным путём, чтобы они не погибли.

То есть, если христианам строить аналогию веры Раави на её поступке, то следует принимать во внимание не её обман - не метод, которым она решила спасти разведчиков Израиля (ложь - это метод дьявола, Ин.8:44).
А факт, что она, будучи язычницей - а) поверила в Иегову, приняв посланников из Его народа, и б) предпочла оказать помощь посланникам от Бога, а не своему народу, противящемуся Иегове - настолько великим оказалось её доверие Иегове (многие ли сегодня могут отказаться от своего круга общения или интересов своего народа - ради угождения Иегове? Нет. А Раавь смогла, ср. Мтф.10:36,37).

Нигде обман Раави не упоминается в качестве примера для подражания христианам. Поэтому служителям Бога ставится в пример вера язычницы Раави (а не её обман): если язычник смог развить такое доверие Ему, что ради Иеговы смог отказаться от тех, кто противился Иегове (хотя они были ей свои), - то ни тем ли более служитель Иеговы должен иметь такую веру?

Кто-то может спросить: "А как бы Раав смогла помочь израильским разведчикам, если бы не обманула иерихонских воинов?" Тот должен понимать, что Раав, будучи язычницей, не знала других методов. Но христиане с полным доверием Иегове имеют возможность проявлять осторожность праведными методами, поступая по Его принципам. Например, можно просто молчать по примеру Иисуса; отвечать уклончиво или заранее вычислять издержки тех или иных своих действий, не делая того, что опасно для жизни (благоразумный видит беду и уклоняется, Прит.22:3; Мтф.26:62,63; Мтф.21:23-27).

А если кто-то из христиан идёт на риск ради интересов Иеговы, допустим, понимая, что может попасться властям сам или подставить под удар тех, кто его хочет спрятать (как Раав), тогда он не должен прятаться за их спины или вынуждать обманывать, чтобы спасти себя (ложь - это оружие дьявола в любом её проявлении). Если вышел в бой как воин Иеговы - держи удар сам. А не хочешь "держать удар", тогда и в бой не рвись.

2:26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
А потому невозможно отделять веру от дел. Как тело без духа жизни мертво и нет от него никакой пользы человеку, так и вера без дел веры – мертва. И от такой веры человеку – пользы никакой.



error: