Деление слов на слоги. Читаем по слогам рассказы и сказки для детей Когда можно приступать к обучению ребенка чтению по слогам

Слова делятся на слоги. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

    Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

    Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

    Открытый слог оканчивается на гласный звук.

    Во-да, стра-на.

    Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

    Сон, лай-нер.

    Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

    Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

    Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление на части для переноса - уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .

  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .

    В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

    Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ -езд, синь -ка, мой -ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. О бо-док ; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От -течь, раз -лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-к ропить, при-к репить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-н ий, тер-р ор, ван-н а.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы -скать.

Если ребенок уже освоил алфавит, то значит, пришло время научить его определять и читать слоги. Многие родители задаются вопросом о том, как объяснить ребенку, что такое слоги, как лучше научить его объединяя составлять из звуков слоги, а из слогов — слова.

Необходимо помнить, что процесс обучения чтению – занятие серьезное и требующее родительской подготовки. Он состоит из нескольких этапов – запоминания букв и звуков, работы со слогами и освоения самих навыков связного чтения. И если изучение алфавита, как правило, дается многим детям легко, то следующий, очень важный этап – объединение букв и последующее чтение слогов у некоторых детей может вызвать затруднения, что замедлит процесс обучения вашего ребенка связному чтению.

Когда можно приступать к обучению ребенка чтению по слогам

Есть несколько педагогических мнений на этот счет:

Методика 1: Перед тем как начать обучение чтению, необходимо убедиться в том, что юный ученик хорошо изучил алфавит, без проблем определяет буквы и правильно воспроизводит звуки.

Для этого проведите небольшой эксперимент. Поместите перед ребенком азбуку и попросите назвать все ее буквы. Засеките время, которое он потратит на это. Скорее всего, он сделает это за 2–3 минуты. Если провести несложные вычисления, то выяснится, что в этом случае на определение одной буквы у него ушло от 4 до 6 секунд. Значит, чтение простого двусложного слова «мама» займет у него 20–25 секунд. А теперь подумайте, легко ли с такой скоростью читать?

Поэтому знать и определять буквы - немаловажный навык, но для того, чтобы научить маленького ребенка читать, необходимо, чтобы обучаемый, называя буквы, не раздумывал ни секунды. Когда общее время «прочтения» алфавита ребенком будет составлять не более 20 секунд, тогда можете смело приступать к следующему этапу обучения.

Методика 2: Приступать к изучению слогов можно до того, как ребенок выучит все буквы.

Подробней об этой методике, описанной педагогам дошкольного образования, и других важных правилах, которые необходимо знать перед тем, как учить ребенка читать — вы узнаете из статьи по .

Методики обучения. Буквари

Научить читать малыша самостоятельно, без помощи дидактических пособий, родителям будет сложно. Поэтому необходимо озаботиться приобретением букваря. На сегодняшний день существует великое множество этих пособий – от новаторских до классических. Наиболее интересными и доступными методиками в обучении чтению отличаются буквари Е. Бахтиной и Н. Жуковой.

Учим определять и читать слоги, используя методику Е. Бахтиной

Суть заключается в следующем: после того, как обучаемый освоил беглое (автор акцентирует на этом внимание!) определение букв алфавита, нужно научить его сначала складывать буквы в слоги, затем слитно их произносить. Заключительным этапом должно быть запоминание написания и произношения слогов, их вариаций.

Например: Вы указываете на любой слог, допустим — «НА», и поясняете, что здесь буквы «дружат», поэтому оказались вместе рядом. «Н» и «А» встретились и подружились, поэтому вместе получилось «НА». Повторите несколько раз в течение дня, что «Н» и «А» вместе – «НА», закрепите на следующий день. Используя эту же схему, приступайте к запоминанию других буквосочетаний. Вначале пусть это будут открытые (заканчивающиеся на гласную слоги «ТА», «ДА», «БА», и т.д). Обязательно подкрепляйте то, что говорите наглядным изображением. Сделайте несколько табличек с изучаемыми буквосочетаниями или воспользуйтесь материалами из букваря.

Важные моменты

  • В начале обучения избегайте слогов с йотированными гласными «я», «е», «ю» и сложными в произношении согласными – шипящими «ф», «ш», «щ», ч».
  • Не делайте перерывов в обучении, тренируйте определение и произношение слогов не только во время непосредственных занятий с букварём, но и, например, на прогулках. Обращайте внимание юного ученика на вывески, учите его читать уже знакомые слоги, показывайте и обращайте внимание на незнакомые сочетания букв. Постепенно усложняйте задания, переходите к более сложным слогам, содержащим шипящие согласными и йотированные гласные.

Тренировка зрительной памяти ребенка сослужит вам хорошую услугу и в дальнейшем, ведь дети с хорошей зрительной памятью, как правило, грамотно пишут, не особо утруждая себя знанием правил орфографии.

Именно потому что просто «воспроизводят» правильное написание слова по памяти.

На этом этапе важно не спешить, но если вы видите, что ребенок без проблем складывает из букв слоги, прочитывает их, называет и определяет в частях различных слов – тогда можно переходить к освоению и чтению двухсложных (не более слов).

Если же предыдущий способ оказался не очень эффективным, и, пользуясь им, вам не удалось научить ребенка быстро и эффективно читать по слогам, то рекомендуем попробовать другую методику.

Методика Н.С Жуковой, автора классического школьного букваря

Научить ребёнка составлять из букв слоги, используя букварь Жуковой можно следующим образом.

Берутся две простейших буквы – «М» и «А». Сочетание этих букв знакомо любому малышу буквально с первых месяцев его жизни, оно для него родное, элементарное в произношение и в запоминании, так как является частью слова «мама».

На картинке видно, что одна буква постепенно приближается, бежит к другой. Акцентируйте на этом внимание обучаемого! Произнесите вместе с учеником букву «М», как бы растяните её, постепенно превращая звук из «М» в «МАааааа». Первый звук при этом сокращается, а второй удлиняется. Следуя предложенной схеме, переходите к образованию других простейших открытых слогов: «НА» «НО», «ТА», «ВА», «ПО», «ДО», «МУ» и т.д. Можно поэкспериментировать с образованием простейших слов, смысл которых хорошо понятен ученику. «МА-МА», «ПА-ПА», «ВА-ТА», «НО-ТА». При этом не забывайте об артикуляции - протягиваем первый звук слога, второй произносится короче.

Важные моменты

  • Необходимо учить детей анализировать те слоги, которые они прочитали. В процессе занятий задавайте ребёнку вопросы: «сколько букв в этом слоге?», «какие это буквы?», пусть ребёнок их перечислит.
  • Нужно следить, чтобы ученик при чтении слогов не «отрывал» буквы друг от друга, не допускайте прочтения слогов путём названия букв, а не проговаривания звуков. Напоминайте, что первый звук нужно немного «протянуть», а второй сказать короче.
  • Старайтесь, чтобы в процессе обучения ребёнок мог определить на слух, сколько звуков (букв) вы произносите. Каким был первый звук, каким второй. На начальном этапе потренируйтесь на простейших звукосочетаниях «ау», «уо», «уа».

Методика Н. Жуковой может показаться родителям более удобной и доступной для того, чтобы объяснить малышу, каким именно образом буквы объединяются в слоги.

Тем не менее, методика Бахтиной рассчитана на обучение чтению самых маленьких детей — от двух лет. Автор утверждает, что уже в возрасте трёх лет, дети, регулярно обучающиеся чтению с использованием её методики, могут уверенно читать.

Необходимо принимать во внимание, что процесс обучения чтению у всех детей протекает по-разному. Один ребёнок быстро освоит процесс объединения звуков и букв в слоги, у другого могут возникнуть трудности на этом этапе. Не переходите к следующему этапу – чтению двусложных слов, если ребёнок неуверенно читает по слогам. Наберитесь терпения, проводите занятия регулярно, не бойтесь пробовать разные методики и способы обучения чтению.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Развивающий мультфильм Роберта Саакаянца — «Учимся читать по слогам»:

Слог — это минимальная произносительная единица в русском языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков.

Ученики школ и студенты филологических направлений часто сталкиваются с заданиями из разряда: «Разделите слова на слоги». Казалось бы, справиться с подобной задачей очень легко. Однако, нередко у людей возникает вопрос: «Как правильно делить слова на слоги?».

В статье вы найдете ответ на этот вопрос. Познакомитесь с основными правилами и узнаете, слова на слоги.

Трудности слогораздела

Обычно не возникает проблем с разбиванием на слоги простых слов. Любой из нас сможет справиться со слогоразделом существительного «вода». Но как делить слово на слоги, если оно сложное по своему составу?

Возьмем для примера причастие «рассмотренный». Как правильно провести слогораздел: «рас-смо-тре-нный», «ра-ссмо-трен-ный», «ра-ссмо-тре-нный»? Верным ответом является третий вариант, но почему? Для того чтобы разобраться, познакомимся с основными правилами деления слова на слоги.

Основные правила слогораздела

Первое, что следует запомнить, - количество слогов в слове равно сумме гласных, которые входят в его состав. Границы слогораздела часто не совпадают с поморфемным членением, поэтому, делая разбор, необходимо опираться на следующие правила:

  • слогообразующими в русском языке являются гласные звуки;
  • слог не может включать больше, чем один гласный;
  • слог может состоять из одного гласного звука (о-вод) или комбинации гласных и согласных. Состоящий из двух и более звуков слог всегда начинается с согласного;
  • все слоги в русском языке стремятся к открытости.

Открытые и закрытые слоги

Для того чтобы определить, как делить слово на слоги правильно, необходимо уметь различать их по типу. Все слоги в современном русском языке делятся на два вида: открытые и закрытые.

Открытый слог всегда заканчивается на (про-во-да, го-ло-ва, пе-ле-на). Он может встретиться в начале, середине или на конце слова.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук. Чаще всего он появляется на конце слова (лук, смог, го-лод). Также закрытый слог может образоваться, если в середине слова находится (сил-ки, вол-ки, тан-ки).

Если в середине слова встречается группа из нескольких согласных, они обычно отходят к началу слога, оставляя предыдущий открытым (ди-кто-фон, на-зва-ни-е, ре-да-кти-ро-ва-ни-е).

Особенности слогораздела

Слогораздел в русском языке подчиняется не только закону открытого слога, но и закону восходящей звучности. Суть заключается в том, что слоги в слове расположены по нарастающей: от менее звучного к более. Отсюда вытекает несколько правил. Они подскажут, как правильно делить слова на слоги:

  1. Если в слове встречается согласный, который стоит между двумя гласными, он отходит к последующему слогу (то-пот, пу-ле-мет, вы-вод, и-ко-на, ка-ли-на);
  2. Сочетание нескольких шумных (все согласные, кроме сонорных) относят к следующему слогу (е-зда, ру-чка, мо-ли-тва, ка-ли-тка);
  3. Группа из шумного и сонорного согласных звуков причисляется ко второму по очереди слогу (ва-жный, со-про-ти-вле-ни-е, о-смы-сле-ни-е);
  4. Несколько сонорных согласных, стоящих в одном слове между гласными, относят к следующему слогу (а-лмаз, а-рми-я, по-мню);
  5. В сочетаниях сонорных и шумных между гласными первый звук отходит к слогу, стоящему перед ним (нель-зя, пол-ка, нор-ка, мер-ца-ни-е, вор-си-нка);
  6. Повторяющиеся согласные отходят к слогу, идущему за ними (во-жжи, Ро-сси-я, ко-ло-нна, а-лле-я);
  7. Если в слове встречается "й", стоящий перед сонорным или шумным, он причисляется к предыдущему слогу (мой-ва, лей-ка, ка-на-рей-ка, те-ло-грей-ка).

Запомнить эти правила не сложно, но они помогут вам с легкостью определить, как делить слово на слоги верно.

Алгоритм выполнения слогораздела

Мы разобрали теорию, которая поможет нам делить слова по слогам. Теперь перейдем к практической части. Успешно определить, сколько слогов в слове, нам поможет простой план:

  1. Выпишите слово, данное в задании, на отдельный лист.
  2. Определите, сколько гласных звуков входит в его состав.
  3. Проведите начальный слогораздел после каждого гласного звука.
  4. Посмотрите, нет ли в слове сложных мест: групп согласных, сонорных или удвоенных звуков.
  5. Если есть, измените границу слога в соответствии с правилами.

Следует помнить, что перенос по слогам и слогораздел не равны друг другу. осуществляется, исходя из морфемного Мы не можем отделить букву от приставки или суффикса.

Деление слова по слогам позволяет дробить целые морфемы на части в соответствии с правилами слогораздела. Для примера рассмотрим глагол «поднимать». Для переноса оно будет члениться следующим образом: «под-ни-мать». Деление по слогам будет отличаться: «по-дни-мать».

по слогам

Сейчас многие мамы стараются научить читать своего ребенка как можно раньше. Одним из самых эффективных способов в этом деле является чтение по слогам. Малышу не объяснишь, как делить слово на слоги при помощи сложных правил. Поэтому в ход идут игровые методики.

Начинать заниматься с ребенком можно уже с одного года. Упражнения, направленные на развитие навыков чтения, способствуют улучшению памяти, развитию абстрактного мышления. Учат ребенка мыслить логически, сопоставлять. К тому же занятия можно превратить в веселую игру.

Для начала выучите с ребенком алфавит. В этом помогут книжки с яркими картинками, кубики. Доски, на которых можно закреплять разноцветные буквы.

Затем объясните, что существуют гласные и Гласные произносятся долго и звонко. Согласные — коротко и глухо. Расскажите малышу, что дольше всех тянется ударный слог.

Произнесите вслух несколько простых слов и попросите ребенка определить, какой звук находится под ударением. Выбирайте существительные, с которыми малыш хорошо знаком. Для тренировки подойдут слова: "мыло", "вода", "рука", "нога", "лицо", "тело".

Объясните, что количество гласных соответствует числу слогов. Если ребенок уже умеет считать, попробуйте вместе с ним выяснить, сколько гласных в этих словах: "морковь", "лук", "тарелка", "капуста", "игрушка", "телевизор".

Познакомив ребенка с основами, переходите к игровым упражнениям.

Сделайте карточки, на которых будут написаны слоги на каждую согласную букву алфавита. Для того чтобы систематизировать методику, располагайте сочетания согласных и гласных в одном порядке на каждой карточке. Например: «ма, мя, мы, ми, мо, мё, му, мю».

Дайте ребенку карточку, пусть он смотрит на слоги, пока вы зачитываете их вслух, и повторяет. Это упражнение поможет развить визуальную память. Со временем ребенок сможет узнавать слоги и выговаривать их без вашей помощи.

Сделайте таблички, на которых будут написаны сочетания букв. Попросите ребенка составить из них слово и прочитать его. Для начала предложите ему карточки со слогами «ма», «па». Пусть малыш составит хорошо знакомые ему слова: «мама» и «папа».

Старайтесь придумывать для малыша различные игры, чтобы подогревать интерес. Например, предложите ему отправить одну букву в гости к другой и посмотреть, что получилось.

Переходим от простого к сложному

Когда ребенок освоит азы, начинайте усложнять задания. При этом продолжайте проводить занятия в игровой форме.

Предложите ребенку несколько слов, которые отличаются только одной буквой. Пусть он определит, в чем различие между ними. Например, слова: "мыло" и "мило", "дом" и "дым".

Выберите десяток слов, состоящих из двух слогов. На каждый слог потребуется по одной карточке. Перемешайте листочки и попросить ребенка составить из них слова. Подойдут существительные "рама", "мама", "папа", "дача", "рука", "нога", "лицо", "мыло", "тело", "мясо".

Научите ребенка делать перенос по слогам. Для этого выпишите на листок несколько двухсложных слов в столбик. Пусть ребенок проведет черту после каждой гласной, а затем произнесет вслух, делая небольшие паузы на месте слогораздела.

Возьмите два листа с одинаковым текстом. Пусть это будет сказка или небольшой детский стишок. Попросите ребенка следить за словами, пока вы читаете. Через какое-то время делайте паузу и спрашивайте ребенка, где вы остановились.

Читайте с малышом небольшие сказки по ролям.

Для занятий любого рода выбирайте забавные детские тексты, вызывающие интерес у ребенка. Это могут быть стихи, сказки, небольшие статьи о животных. Просите пересказать прочитанное. Это поможет развить память и речь малыша.

Прежде чем приступить к занятиям, убедитесь, что ваше чадо готово к обучению. У него сформирована речь, он может составлять небольшие рассказы. Нет дефектов произношения.

Начинайте с простого, постепенно переходите к сложному. На каждом новом занятии повторяйте материал предыдущего.

Придерживайтесь игровой методики. Она поможет вам привить малышу любовь к чтению и желание учиться.

Занятия по изучению слогов начинайте с простейших сочетаний. Используйте слова, которые знакомы ребенку. Постепенно усложняйте тренировки.

Не ждите от ребенка скорых результатов. Учиться читать он будет постепенно. Для начала дайте ему освоить односложные и двухсложные слова. Подбирайте задания с ними, пока малыш не начнет справляться на «отлично».

Когда с легкими словами будет покончено, попробуйте тренировать чтение целых предложений по слогам. Постепенно увеличивайте объем чтения.

Простые советы, приведенные в этой статье, помогут легко и эффективно научить вашего ребенка читать по слогам. При этом малыш будет проводить время с удовольствием, выполняя игровые задания.

Помимо навыков чтения, будет развиваться память, внимательность, логическое и абстрактное мышление, будет расширяться кругозор ребенка.

Этот вопрос является актуальным для родителей.

С каждым годом школьная программа усложняется, при поступлении в первый класс ребенок должен уже уметь складываться простые числа, знать алфавит и читать по слогам.

Если этих навыков не будет, ребенок не сможет усвоить базовую программу и будет чувствовать себя ущемленным, неполноценным, что негативно скажется на формировании психики.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях и когда можно начинать обучение

Научить ребенка самостоятельно читать слова по слогам не так трудно, как кажется. Домашняя обстановка для него комфортная, чадо чувствует себя увереннее. Сейчас в книжных магазинах можно найти огромное количество всевозможных методических пособий и книжек для малышей, по которым можно освоить базовые знания.

Конечно, начинать нужно именно с алфавита. Для запоминания букв также есть свои методики. Большим спросом пользуются шершавые буквы Монтессори и кубики Зайцева. Если они не интересны ребенку, можно подобрать что-то другое, выбор огромен. Возможно, что малыш восприимчив к музыке и лучше всего запомнить алфавит у него получится с музыкальными досками или другими игрушками.

Последствия слишком раннего обучения

Важно понять не только то, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, но в и каком возрасте можно начинать это делать. Каждый родитель хочет, чтобы его малыш был самым умным и образованным. Во всем должна быть мера. Офтальмологи и психологи выступают категорически против слишком раннего образования. Считается, что ребенок осознанно способен воспринимать информацию не ранее, чем с возраста 5-ти лет. До этого возраста любые образовательные упражнения должны быть только в игровой форме. Нельзя слишком рано нагружать детскую психику ответственностью.

Последствия слишком ранних попыток обучения:

Неврозы;

Проблемы с коммуникабельностью, замкнутость;

Нервные тики;

Заикание, беспочвенное волнение;

Навязчивый страх.

Нельзя пытаться сделать гения из своего ребенка. Гораздо важнее сохранить его психоэмоциональное состояние и воспитать достойного, коммуникабельного и уверенного в себе человека. Каждый малыш индивидуален. Одним знания даются легко, другим требуется немного больше времени. В любом случае родители не должны забывать, что это – маленький ребенок, которому, в первую очередь, нужна любовь и поддержка.

Как понять, что ребенок готов учиться

Признаки, помогающие определить готовность чада к обучению чтению по слогам и усвоению навыков:

Чадо умеет хорошо координироваться в пространстве;

Ребенок различает звуки в словах, сознательно пытается произнести их правильно;

Малыш четко формирует свои желания в логичные предложения;

Отсутствие логопедических проблем с речью;

Самостоятельная тяга к знаниям.

Простое упражнение на определение готовности

Детский мозг должен уметь осознавать увиденное. Легче всего приобрести карточки с изображением букв и слов на эти буквы. Например, буква «А» и на карточке нарисован арбуз. Ребенку нужно не только объяснить, что это за ягода, но и уточнить, что ее название начинается на букву «А».

Когда малыш, увидев карточку, будет произносить «А» — арбуз, «Б» — барабан и прочее, значит, он готов к обучению чтению по слогам.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: эффективная методика

Педагогами и психологами были разработаны методические правила, следуя которым родители смогу научить свое чадо быстро и уверенно читать по слогам. Главное – это соблюдать последовательность.

1. Алфавит. Первым делом малыш должен выучить буквы, одну за другой.

2. На втором этапе важно научить произносить слоги, состоящие из двух букв.

3. Можно переходить к произношению слогов, состоящих из трех букв.

4. Теперь ребенок готов к тому, чтобы учиться самостоятельно соединять слоги в простые слова.

5. Последние этап – соединение слогов в сложные слова и первые пробы чтения. Родители уже на финишной прямой.

Важно! Процесс обучение должен проходить легко, без напряжения. Делать это стоит в игровой форме. Если у чада что-то не получается, ругать малыша нельзя, иначе у него пропадет тяга к познанию новой информации. Вернуть его интерес будет очень сложно, даже в школе.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: соединяем буквы в слоги

Слог состоит из согласных и гласных звуков. Первоначально малыш должен научиться произносить именно гласные. Их не так много, поэтому ребенку будет легче. После этого можно переходить к согласным. Начинается обучения с самых распространенных звуков – это «м», «п», «б».

Родителям нельзя при обучении соединять согласные с призвуками. Например, нельзя говорить «пэ», нужно произносить «п». Пусть ребенок скажет именно «п», потом добавит гласную «а» и получится уже слог – «па».

Огромным удовольствием для малыша будет, когда он самостоятельно сможет собрать из кубиков свое первое слово – «мама» или «папа».

Поощрение за результаты

Малыш должен понимать, что его достижения приносят свои плоды. Родителям очень важно поощрять и хватить ребенка, только так у него появится тяга к знаниям.

Например, когда малыш самостоятельно сложил из кубиков первое слово, отведите его на игровую площадку, где он еще не был, или купите что-то вкусненькое. Ребенку понравится, что его похвалили, он будет стараться складывать новые слова – более сложные, с неодинаковыми слогами.

Совместное чтение книги

Когда освоение грамоты по кубикам будет позади, можно переходить к совместному чтению книг. Самое главное, чтобы выбранная книжка было яркой, имела много картинок и крупные буквы, которые позволят маленькому чаду не напрягать глаза.

Очень важно на первом этапе попросить малыша, чтобы он постарался самостоятельно найти знакомые слоги «ма», «па», «ба» и другие.

Читайте вместе, так детям намного интереснее и они чувствуют поддержку своих родителей. Чтобы малыш не терял строчку, надо научить его следить за ней пальчиком. Так родители увидят, правильно ли читает их чадо и в случае необходимости исправят ошибку.

Важно! Приобретать надо книжки с разным шрифтом. Случается, что ребенок может не узнать букву, если она написана по-другому. Очень важно научить его распознавать буквы в разных шрифтах и не откладывать это.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: полезные советы

1. При приобретении обучающих книжек для малышей следует обращать внимание на различные методики. Разностороннее развития поможет ребенку легче воспринимать новую информацию.

2. Если родители четко решили научить своего ребенка читать, этим требуется заниматься каждый день. Даже если катастрофически не хватает времени, все равно утром или перед сном нужно постараться выделить 15-20 минут.

3. Перед тем, как давать чаду новую информацию, необходимо повторить уже пройденный материал. Это будет своеобразной зарядкой для мозга.

4. Детское внимание очень неустойчивое, уже после 20-ти минут занятий мозг переключается от упражнений на посторонние вещи. Нужно стараться уложиться в это время.

5. Даже за самые маленькие достижения ребенка надо хвалить. Если для родителей это незначительно, для малыша новое умение становится настоящим достижением. Похвала чада приведет к тому, что он еще больше будет стремиться к новым для себя открытиям.

Чтобы маленький ученик легче запоминал всю полученную информацию, теорию рекомендуется совмещать с практикой. Например, родители только что разучили со своим чадом букву «А». Можно попробовать просить малыша во время прогулок или домашних дел найти эту букву вокруг себя. Это могут быть стенды, книги, надписи на магазинах и много чего другого. Такая своеобразная гимнастика позволит закрепить полученную информацию и лучше ее усвоить.

Понять, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях – это не сложно. Гораздо труднее набраться терпения и уделять упражнениям время каждый день, хотя бы по 10-15 минут. Усилия родителей не пройдут даром. Когда ребенок пойдет в первый класс, он будет гордиться, что уже умеет читать.

Чтение для дошкольников – всегда новый, интересный процесс. И это неудивительно, ведь они открывают для себя целый мир, ранее неизведанный, незнакомый.

Сначала дети знакомятся с буквами и звуками, затем учатся складывать их в слова. И вот наступает момент, когда ребенок пробует читать самостоятельно. Нельзя сразу с этой целью давать малышу сложные тексты, да еще не разделенные на слоги. Возникшие трудности в чтении могут совершенно отбить охоту учиться дальше. Так что будем учиться читать, взяв за основу рассказы и сказки, специально адаптированные для дошкольников.

Рассказы для детей

Если вы не знаете, с каких текстов начать, можете купить или скачать и распечатать у нас на сайте сборники текстов под общим названием «Читаем по слогам». Подобная литература специально адаптирована для детей. Это не означает, что рассказы известных писателей в ней как-то изменены: подборка текстов в таких книгах ориентирована на ребят дошкольного возраста, а слова в текстах разделены на слоги для чтения, что значительно облегчает процесс обучения для ребенка.

На нашем сайте есть также отдельные тексты со специальным делением на слоги. Их тоже можно распечатать и предлагать детям для чтения.

Какие же рассказы лучше подойдут для детей?

Конечно же, это произведения тех писателей, которые специализировались на детской тематике: М. Пришвин, К. Паустовский, А. Барто, Н. Носов, Лев Кассиль, С.Маршак и др. Не обязательно читать рассказы полностью: для маленьких детей достаточно будет выбрать один небольшой отрывок, разделить его на слоги и представить для чтения.


Как привить любовь к чтению?

Как заниматься родителям с детьми по таким текстам?

Не стоит оставлять ребенка наедине с рассказом, если он еще плохо читает. Это может отбить всякий интерес к последующему обучению, если у малыша возникнут трудности, а он не сможет с ними справиться. Сядьте рядом с ребенком и начните читать вместе. Для детей очень важно, чтобы взрослые проявляли интерес к их делам. Попутно просите малыша помочь вам и прочитать то или иное слово. Когда дочитаете до конца, обсудите отрывок: пусть ребенок перескажет, что он понял из текста. Не оставляйте прочитанное без внимания: малыш должен осознать, что читает он не для папы или мамы, а для себя, для собственного понимания.


Скачать набор карточек со словами можно .

Учимся читать отдельные слова по слогам. Прочитай имена детей.

Сказки

Однако лучшее пособие для обучения детей чтению – это сказки. Их любят все, не только дети. Возьмите сначала ту сказку, которую ребенок хорошо знает: так ему будет легче читать, будучи знакомым с сюжетом.

Наиболее известными писателями, посвятившими себя сказочному творчеству, являются Г.Х.Андерсен, А.С.Пушкин, Ш.Перро, братья Гримм. Наверняка, когда ваш ребенок еще не умел читать, слушал сказки этих писателей в вашем исполнении. А сегодня он будет читать сказки эти по слогам.

Девочка 3-х лет читает по слогам:

Для чтения отлично подойдут и сказки для детей современных писателей, например, Л.Успенского. Они порой более отвечают запросам времени: в них действуют существа, населяющие наш технологический мир, оживают окружающие нас приборы. И все же не лишайте ребенка возможности познакомиться со старыми добрыми сказками, ведь на них выросли целые поколения.

Читая сказки, стихи по слогам, вы не только обучаете детей, но и знакомите с огромным культурным наследием предыдущих эпох . Чтение развивает в малыше любознательность, уважение к труду других людей, стремление узнавать новое. Все это обязательно пригодиться детям во взрослой жизни. Но главное, вы будете уверены, что воспитаете в них добро и человечность.

Вы можете скачать бесплатно подборку из более чем 35 книг (сказки, рассказы, стихи, простые тексты и раскраски) по СЛОГАМ или выбрать отдельные готовые тексты для себя ниже.

Маленький рассказ про белочку. Отрывок из книги про Винни-Пуха и Пяточка.




error: