Географическое описание монголии. Народ монголы

Л.Н.Гумилев пишет: "Самые древние монголы ничего общего не имели с блондинами, населявшими Европу. Европейские путешественники XIII века никакого сходства между монголами и собою не обнаружили". Но, тем не менее, как он обоснованно поясняет, даже не самые "древние монголы (то есть, соплеменники Чингисхана и их предки) были, согласно свидетельствам летописцев и найденным в Маньчжурии фрескам, народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым. Современный облик, а также язык, который мы ныне называем монгольским, их потомки обрели путем смешанных браков с низкорослыми, черноволосыми и черноглазыми племенами, которых соседи собирательно называли татарами".

Но не все сказал Л.Н.Гумилев, учитывая политическую обстановку в стране, относительно времени, к которому соплеменники Чингисхана "приобрели облик и язык, который мы ныне называем монгольским". Также Великий Евразиец советской эпохи был вынужден смолчать относительно того, все ли представители этноса "древних монголов" приобрели облик, который мы называем "монголоидным" и соответственно халха-монгольский язык.

Поэтому не будем заблуждаться относительно того, что произошло это "изменение внешнего облика и языка" отнюдь не со всеми "древними монголами", или иначе, татарами Чингисхана, и отнюдь не до "эпохи монголов". Эти изменения произошли намного позже того и лишь с отдельными индивидуумами данного этноса, оставшимися после полного уничтожения значительной части этого народа, проживающего в восточной части Евразии, в Китае и Монголии. То есть соответствующие изменения в "облике и языке", полная ассимиляция, произошли с единичными потомками монголо-татар, оставшимися среди "черноволосых и черноглазых племен" Монголии после геноцида, проведенного против этого народа китайцами династии Мин. И происходило это только после распада монгольской державы, точнее, в конце XIV века.

Лев Николаевич Гумилев этого не мог в свое время открыто написать.

Но главное, Л.Н.Гумилев все же не смолчал, а указал точку зрения академика В.П.Васильева о том, что Чингисхан происходит "из племени татар", и дал ссылку на работы этого русского академика, чтобы читатели могли лично могли сопоставить их с трудами самого Л.Н.Гумилева.

В.П.Васильев же пишет, что примерно в VI - начале VII веков часть обитателей Маньчжурии, которые жили независимо от киданей, не покоряясь им, мигрировали к горам Иньшань и стали известны под именем татар. Соседи, "окружавшие их черноволосые племена", называли этот народ "желтоголовыми".

"Европеоидная антропологическая раса первого порядка прослеживается в Центральной Азии и Сибири с верхнего палеолита и генетически восходит к кроманьонскому типу, являясь особой ветвью, развивавшейся параллельно с расами Европы и Ближнего Востока" (Л.Н.Гумилев, "В поисках вымышленного царства").

Также Л.Н.Гумилев приводит сведения, что во второй половине I века н.э. после разорения китайцами союзного с хуннами княжества Чеши, располагавшегося в Таримском бассейне (Турфанский оазис - территория современной Уйгурии), "хуннский шаньюй собрал остаток чешиского народа и переселил их на восточную окраину своей державы". Таким образом, среди "подчеркнуто монголоидных народов Амурского бассейна" появился этнос, состоявший из представителей "восточной ветви индоевропейцев".

Видимо, "остаток народа" был все-таки довольно многочисленным, чтобы сохранить свои способности к государственной организации и иные навыки и умения, например, склонность к "хлебопашеству", способности к изготовлению орудий из железа, меди и другие свойства, присущие высокоразвитым в то время народам. Также заметим, что скорей всего этот народ, судя по тому, что был "союзником хуннов", и по языку был к ним близок.

Надо полагать, имели место и смешанные браки между переселенцами с бассейна Тарима и представителями местного населения, предками маньчжуров и халха, но свои антропологические признаки, как и свой язык, и уровень развития и другие свойства этноса предки "древних монголов", как видно, не утеряли. Мигрируя с бассейна Амура на юго-запад, к горам Иньшань, эти "древние монголы" были уже известны их соседям китайцам как татары. И не удивительно, что в то же время они стали союзниками уйгуров и тюрок шато, что может объясняться близостью их языков и схожестью внешнего облика, чем они все отличались от китайцев (ханьцев) и остальных обитателей востока Евразии, предков халха и маньчжуров.

И не только стали союзниками уйгуров и тюрок шато "древние монголы", а начали "смешиваться с ними и сообщили им свое имя", как пишет В.П.Васильев, дав начало рождению нового этноса под тем же названием и самоназванием "татар".

Свои антропологические и иные признаки и свойства, резко отличающие их от обитателей Китая и Монголии, средневековые татары не утратили во времена Чингисхана и много позже. Например, соплеменников Чингисхана "отличали зеленые или синеватые глаза, китайские историки называли их "стеклянными", и светлые с рыжиной волосы", "у Борджигинов (род Чингисхана) глаза сине зеленые, или темно синие, где зрачок окружен бурым ободком". В обоснование приведенного Л.Н.Гумилев ссылается на данные из работы Абуль Гази, переведенной и изданной в 1874 году в Париже, и другие сведения из работ французских историков ориенталистов, опубликованных в 1896 году.

Достаточное представление о внешности представителей этноса монголо-татар можно получить также и по средневековому портрету Чингисхана, на котором он изображен, скорее всего, наиболее похожим на самого себя. Портрет был написан на шелке либо еще при жизни самого Чингисхана, либо в период правления монголо-татар в Китае. И вряд ли кто изобразил бы в то время первооснователя Державы с европеоидной внешностью или внешностью халха (или китайца) в угоду чьих либо политических интересов, но в ущерб истине. Хорошо видно, что на портрете изображен человек с густой бородой и усами, европеоидной внешности. Также внешний вид монголо-татар отражен достаточно отчетливо на рисунках XII-XIII веков.

"Татарская нация по большей части не великоросла, не выше пяти футов с двумя или тремя вершками, также нет между ними толстых и жирных. Лицо у них широкое, плоское и четвероугольное с выдававшимися скулами" (В.П.Васильев "История и древности восточной части Средней Азии, от X до XIII века").

Отметим, из изложенного никак нельзя делать вывод о том, что татары Чингисхана были "низкорослыми" карликами по сравнению с прочими обитателями средневекового мира, учитывая при этом, что государственный деятель Сунской империи (Южный Китай), чей текст приводит В.П.Васильев, обладал достаточным кругозором и имел, надо полагать, достаточное представление об антропологических признаках многих и многих народов мира. "Пять футов с двумя или тремя вершками" (150-160 см) - это средний рост для рассматриваемого периода. К слову сказать, рыцарские доспехи средневековой Европы рассчитаны как раз на людей примерно такой же комплекции. Объясняется это тем, что в средневековье средний рост людей был значительно ниже, чем у современных их потомков.

Также и Марко Поло оставил ценные сведения о том, что средневековые татары Чингисхана были представителями именно европеоидной расы. Он сравнивает характерную внешность китайцев, относящихся, как известно, к монголоидной расе континентального типа, с внешностью средневековых татар: "китайцы по природе своей без бород, татары же, сарацины (здесь имеются в виду персы) и христиане (европейцы) - с бородами". Здесь "бородатость" упоминается как наиболее важный признак, по которому должны были китайцы отличать своих от чужих во время боевых действий. Так как во время восстания, которое готовили "знатные китайцы" против монголо-татар, повстанцы должны были "перебить всех бородатых" по всему Китаю.

При этом необходимо заметить, что Марко Поло знал множество татар, "рассеянных по всему миру", к тому же прожил и прослужил у татар Великого хана монгольской державы Кубилая в Китае 17 лет, и как видно, научился различать татар и других европеоидов от китайцев и родственных им народов.

Для китайцев же татары казались людьми "весьма отвратительной наружности", скорей всего, именно из-за непохожести на них. К слову, арабы тоже считали, что русские "народ безобразной наружности", различий во внешности тех и других хватает, хотя этих различий гораздо меньше, чем в рассматриваемом случае.

И еще имеется, на первый взгляд, довольно странный факт. В записках Мэн-хуна отмечается отсутствие у татар "верхних ресниц". Много фактов, содержащихся в записках Мэн-хуна, "не замечено" историками европоцентристами, но этот пример "отсутствия верхних ресниц" часто переписывается из одного сочинения "по истории монголо-татар" в другое именно как свидетельство своеобразного "уродства" татар. Никто не может пояснить причину этого "недостатка", но все постоянно цитируют именно это место из-записок Мэн-хуна, никогда не обойдут вниманием.

Скорей всего, именно трудности перевода либо изменение языка по прошествии веков вызвали искажение в переводе точного значения приведенных слов Мэн-хуна об отсутствии "верхних ресниц" татар, соплеменников Чингисхана. В противном случае, китайский военный дипломат, предельно аккуратный, как видно из содержания его записок, не преминул бы пояснить причины этого странного "недостатка" монголо-татар, или сделать оговорку, мол, вот у такой-то группы татар ресницы отсутствуют, а вот у других в наличии.

Аристов. "Заметки об этническом составе тюркских племен (1896):

Физическiй типъ узбековъ отличается большимъ разнообразiемъ не только по родамъ, но и по местностямъ, въ зависимости, конечно, отъ техъ помесей, которыя происходили у узбековъ съ местными населенiями восточно-иранской, афганской, западно-иранской и горно-иранской (гальча) крови.

Ошанин Л.В. Антропологический состав населения СрАзии:

В некоторых случаях узбекские племена действительно в большей степени сохранили «антропологические следы» своего монголоидного дешти-кипчакского происхождения, чем окружающее их узбекское население, не знающее племенных и родовых делений. Таковы, например, племена кунград и юз в Сурхан-Дарьинской области, племя локай в Кулябской области Таджикистана, племя барлас в Гиссарской области Таджикистана, племя кара-китай в бассейне Ангрена и другие.

Однако в ряде случаев узбеки определенных племен и родов нисколько не более монголоидны, чем остальные узбеки, а иногда и менее монголоидны.

Некоторые пришлые из Дешти-Кипчака узбекские племена, например, исследованные нами в Кашка-Дарьинской области племена катаган, каучин, кенегез, сарай, мангыт и другие, оказались менее монголоидными, чем узбеки Ташкентской области, совершенно не знающие племенных и родовых делений.

А.Хорошхин: Воспоминания о Хиве (Беглые заметки, 1876)

Хивинцы говорят совершенно оригинальным наречием тюркского языка, несколько схожим с азербеджанским. Тип же их определить нелегко, потому что они представляют собою, не исключая и самого хана с его братьями, смесь узбеков с персами или, точнее, с персиянками. Вследствие этого, сформировалась, в особенности в высших слоях общества (купцы, служилые, ходжи) совершенно своеобразная наружность, встречающаяся иногда и в рабочей массе. Отличительные черты этого типа: острые узбекские скулы, плоский нос и жидкая борода, рядом с большими, правильно очерченными персидскими глазами. Тоже можно сказать и о женщинах.

Арминий Вамбери. Путешествие в Среднюю Азию:

НАСЕЛЕНИЕ ХИВИНСКОГО ХАНСТВА

Это деление старо, обращает на себя внимание только то обстоятельство, что даже отдельные племена широко разбросаны по названной территории, и исследователя поражает, часто ему кажется просто невероятным, что узбеки из Хивы, Коканда и Яркенда, чей язык, обычаи и лица совершенно различны, осознают свою принадлежность не только к одной нации, но и к одному племени, к одному роду. Хивинского узбека с первого взгляда выдает примесь иранских черт, ибо у него есть борода, которую у жителей Туркестана всегда можно рассматривать как чужеродный элемент, тогда как цвет и черты лица очень часто указывают на чисто татарское происхождение.

БУХАРСКОЕ ХАНСТВО

Узбеки состоят из тех же 32 племен, которые мы перечислили в разделе о Хиве, но заметно отличаются от своих соплеменников в Хорезме как лицом, так и характером. Бухарские узбеки жили в более тесном контакте с таджиками, чем хивинские с сартами, и при этом утратили многие черты национального типа и свойственное узбеку скромное простодушие. Узбеки - господствующий народ в ханстве, так как сам эмир - тоже узбек из племени мангыт, и поэтому они составляют вооруженные силы страны, хотя высшие офицеры очень редко выходят из их рядов.

Бухарские эмиры (Насрулла, Музаффар, Саид Алимхан) из династии Мангыт:

Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии (Бухара). СПб., конец XIX века.

Узбеки - хотя такие же пестрые и такие же яркие; пожалуй, еще резче яркие, еще грубее пестрые, чем таджики - все–таки заметно отличаются от них даже и в сутолке базаров. Это уж несомненные туранцы, собратья киргиза и калмыка, скуластые, широконосые, с очень изрядною косинкой глаз, с характерною скудостью поросли на губах и бороде. Хотя многие из них уж утеряли первобытную чистоту монгольско–тюркского типа, постоянно мешаясь с персидскою кровью через персидских пленниц, которых они берут в жены и наложницы, но большинство их настолько еще удержало прирожденную «калмыковатость» своего лица, что узбека можно легко выбрать из толпы таджиков, как козла из стада баранов.

Узбеки до сих пор еще держатся старых кочевых вкусов, войлочной кибитки, кумыса, верблюдов, и неохотно меняют родимые степи на тесноту городов. Но, конечно, силой времени множество их уже перетянуло по разным обстоятельствам в города, перемешалось с таджиками, обратилось и в ученых мулл, и в ловких торговцев, в судей и правителей. Эмир и его первый министр - куш–беги - всегда узбеки.

Узбеки в течение веков естественно сильно смешались с таджиками, коренными жителями Трансоксаны, и кровью, и нравами, и обычаями. Они заимствовали у них не только их магометанскую религию, но и вкусы оседлости, разные промыслы и ремесла. Оседлый узбек–горожанин мало–помалу совсем обособился от своего кочевого родича степей и гор, потерял прежний дух воинственности, а развил в себе, напротив, мирный дух торгашества; только по языку он оставался еще узбеком, а по образу жизни, отчасти и по самой внешности, делался таджиком. Таких осевших в города, известным образом цивилизовавшихся узбеков называют теперь сартами.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:

Наиболее чистый тип - у хивинских узбеков, которые, по Вамбери, среднего роста, выше киргизов, но не так высоки и крепко сложены, как каракалпаки. Голова овальной формы, глаза с продольным разрезом, скулы не очень выступающие, цвет кожи светлее, чем у таджиков, волосяной покров пышнее, чем у туркменов, и чаще темный. У бухарских узбеков заметны более глубокие следы арийского смешения (преобладающий темный цвет волос и кожи), а кокандских узбеков уже трудно отличить от сартов.

Там говориться, что потомки шейбанийских узбеков смешивались с местным населением, почему то часто с иранскими аборигенами, но в те времена не только таджики (иранцы) были коренными жителями Трансоксаны (совр. Узбекистана). В 16 веке там обитало еще густое тюркоязычное население (метисированное от прежних волн), говорящее на карлукско-чагатайском языке. Вот с ними узбеки чаще перемешались, от которых в конце концов заимствовали язык (чагатайский/карлукский), а у русских авторов (офицеры-ымперцы) были вполне ясные арийско-имперские цели, оправдающие их приход в Ср.Азию, что местные тюрки дикие захватчики, а у угнетенных таджиков-автохтонцев высокая арийская цивилизация. Они все до-узбекское население списывали на иранцев .

|
монгольские народы россии, монгольские народы дагестана
Всего: более 10 миллионов
КНР КНР: 7,0 млн
Монголия Монголия: 3,0 млн
Россия Россия: 647 747 (2010)

    • Бурятия Бурятия: 287 234 (2010)
    • Калмыкия Калмыкия: 162 847 (2010)
    • Иркутская область Иркутская область: 78 534 (2010)
    • Забайкальский край Забайкальский край: 74 073 (2010)
Язык

монгольские, китайский, русский

Религия

буддизм, ислам, шаманизм, православие, протестантизм, тенгрианство

Расовый тип

монголоиды

Происхождение

монгольское

Монгольские женщины в национальных костюмах. Улан-Батор, 2007 год

Монго́льские наро́ды - группа родственных народов, говорящих на монгольских языках, и тесно связанных общей многовековой историей, культурой и традициями.

Населяют север КНР, Монголию и регионы Российской Федерации - Республики Бурятия и Калмыкия, Иркутскую область и Забайкальский край.

К монголам относят себя более 10 миллионов человек. Из них 3 млн - в Монголии, 4 млн - в автономном районе Внутренняя Монголия, до 3 млн - в Ляонине, Ганьсу, Синьцзян-Уйгурском автономном районе и других регионах Китая.

В состав монгольских народов входят: халха-монголы, баргуты, буряты, ойраты (калмыки), а также этнические группы южных монголов: чахары, хорчины, харачины, арухорчины, тумэты, джалайты, авга, авганары, баарины, чипчины, му-мянгаты, найманы, аохане, оннюты, дурбэн-хухэты, ураты, горлосы, ордосцы, хонгираты, джаруты, узумчины, хэшигтены, хучиты.

К монгольской группе народов по языковому признаку относятся монгоры (ту), дауры, дунсяне, баоань.

Моголы и хазарейцы в Афганистане имеют монгольское происхождение, однако уже несколько веков являются ираноязычными мусульманскими народами. Согво-ариги говорят на тибетском языке.

  • 1 Название
  • 2 История
    • 2.1 Хамаг Монгол
    • 2.2 Монгольская империя
    • 2.3 Империя Юань
    • 2.4 Монголы в период Малых ханов
    • 2.5 XVII-XIX века
    • 2.6 XX век
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
    • 4.1 Сноски
    • 4.2 Источники
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Название

Ряд исследователей (Н. Ц. Мункуев), отмечают, что этноним «монгол» впервые встречается в китайских источниках «Цзю Тан шу» («Старая история династии Тан», составлена в 945 году) в форме «мэн-у ши-вэй» - «монголы-шивэйцы», и в «Синь Тан шу» («Новая история Тан», составлена в 1045-1060 годах) в форме «мэн-ва бу» - «племя мэн-ва». различных киданьских и китайских источниках XII века для этих племён также использовались названия мэнг-ку, мэнгули, мангуцзы, мэнгу го.:238

« в XII веке аристократический род Хабул-хана носил имя Борджигин и принял название монгол после того, как подчинил себе и объединил несколько соседних родов и племён, образовав, таким образом, единое политическое целое, один род-улус; этому-то улусу и было дано имя монгол в память славного имени какого-то древнего и могучего народа или рода »

Русский монголовед Б. Я. Владимирцов

Возможно, название мангутского рода (монг. мангуд) было древним звучанием названия "монголы".

История

Протомонгольские племена, проживавшие в Центральной Азии во II - I тысячелетиях до н. э., создали так называемую культуру плиточных могил.

В 209 году до н.э царь Модэ основал государство Хунну (209 года до н. э. по II век н. э) на Монгольском плато. Монгольские учёные относят Хунну к протомонголам. Протомонгольские государство Сяньби (93-234), Северная Вэй (386-534), Жужаньский каганат (330-555), Кидан (907-1125) и Каракитайское ханство (1125-1218) существовали до XIII века.

Впервые этноним монголов (мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) встречается в исторических хрониках эпохи Тан (7-10 вв.). Предположительно первоначальным местом расселения прамонгольских племён было междуречье рек Аргунь и Онон, откуда в VIII веке они перекочевали в Трёхречье (бассейн рек Онон, Керулен и Туул).:238

Хамаг Монгол

В XII веке сложилось государственное образование монголов Трёхречья - улус Хамаг Монгол («Все Монголы»). Первым правителем государства был Хабул-хан, который объединил, согласно «Сокровенному сказанию монголов», 27 племён нирун-монголов («собственно монголов»), главенствующее положение среди которых занимали роды хиад-борджигинов и тайджиутов:238-239. Помимо этих монголов, существовали племена дарлекин-монголов («монголы вообще»), не входящие в объединение Хамаг Монгол и кочевавшие в областях, соседствующих с Трёхречьем.

Монгольская империя

Основная статья: Монгольская империя

В XIII веке монголы под предводительством Чингис-хана и двух поколений его потомков создали самую значительную империю эпохи. При этом племенное разделение было отменено и уступило место делению по тумэнам и родам войск. результате этнонимы тех монгольских племён, которые играли значительную роль в доимперскую эпоху (например, салджиут), сохранились на окраинах империи, и после распада государства в дополнение к ним появился ряд новых, на основании войсковой принадлежности (например, торгоут шарайд, кубдут). Значительная часть монголов относит себя к борджигинам - потомкам Чингис-хана и его родственников.

Империя Юань

В конце XIII века внук Чингис-хана Хубилай основал династию Юань со столицами в Пекине и Шанду. После победы над противниками в среде монгольской знати он подчинил себе большую часть территории современной Монголии.

Значительная часть монголов составила высший слой администрации и внутренние войска Китая, наряду с привлечёнными Хубилаем и его наследниками выходцами из других не-китайских народов. Благодаря этому появились такие группы населения, как монголы Юньнань в Южном Китае.

В 1368 году монголы, после междоусобных столкновений монгольской знати, были изгнаны из Китая на север войсками Чжу Юаньчжана, который, захватив Пекин, провозгласил династию Мин.

Монголы в период Малых ханов

В XIV-XVII веках территорию Монголии делили между собой чингисиды и ойраты - западные монголы, постепенно создавшие сильное Джунгарское ханство.

XVII-XIX века

В 1640 году состоялся последний общемонгольский съезд, на котором присутствовали и халха-монголы, и ойраты (в том числе калмыки).

В 1670-1690-е годы ойратский лидер Галдан-Бошогту, первый в Джунгарии провозгласивший себя ханом, успешно подчинил себе ряд городов на Шёлковом Пути и совершал успешные походы на Центральную Монголию. Князья-чингисиды обратились за помощью к своим союзникам маньчжурам, которые предоставили таковую на условии принятия монголами подданства маньчжурского императора.

В XVII веке земли монгольских народов и сами народы подпали под различную степень зависимости от Китая и России. империи Цин монголы Внутренней и Внешней Монголии обладали разными правами и потеряли возможность свободного общения, что вызвало сложение отдельных народностей.

Происходят значительные перемещения и явная смена идентичности. Например, земледельцы-дагуры уходят из Забайкалья в Маньчжурию, освобождая земли в районе современной Аги для заселения кочевниками-бурятами, в свою очередь стремящимися покинуть территории, отошедшие к Китаю.

XX век

Границы Монгольской империи в XIII веке (оранжевый) и область расселения современных монголов (красный)

В 1911 году была провозглашена независимость Внешней Монголии от маньжчурской империи Цин, а после революций в России в составе РСФСР образованы автономные образования населяющих её монгольских народов - Бурят-Монгольская АССР (1923) и Калмыцкая АССР (1935). Для Внутренней Монголии была провозглашена автономия в Китайской Республике, затем (1936-1945) на части её территории при помощи японских милитаристов в ходе войны с Китаем было образовано государство Мэнцзян («монгольские пограничные земли») во главе с князем-борджигином Дэмчигдонровом, прекратившее своё существование после капитуляции Японии во Второй мировой войне. Значительная часть монгольской администрации Мэнцзяна бежала на Тайвань и отчасти в Монголию.

См. также

  • Всемирная ассоциация монголов
  • Монгольское имя
  • Монголосфера

Примечания

Сноски

  1. 1 2 Первый хан улуса Хамаг Монгол („Все Монголы“) в долине рек Онон, Керулен и Туул в XII веке, дед Чингисхана (Тэмужина).

Источники

  1. name="mongolian">Population of China according to ethnic group 2010
  2. 1 2 3 4 5 включая бурят, калмыков и монголов
  3. 1 2 3 4 5 Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.
  4. Монголы // БРЭ. Т.21. М., 2013.
  5. 1 2 3 4 Чингисиана: свод свидетельств современников / Пер., сост. и коммент. А. Мелехин. - М.: Эксмо, 2009. - 728 с. - ISBN 978-5-699-32049-3.
  6. История Монголии (2003) Том 2
  7. Н.Наваан, Бронзовый век Восточной Монголии,
  8. История Монголии, Том I, 2003
  9. Монголы - статья из Большой советской энциклопедии.

Литература

  • Штайндорф Л. Чужая война: военные походы монголов в 1237-1242 г. в хронике Фомы архидиакона Сплитского //Древняя Русь. Вопросы ми. 2008. № 4 (34). С. 18-29

Ссылки

  • Фотокаталог Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
  • Карты с долей народов по уездам КНР

монгольские народы дагестана, монгольские народы мира, монгольские народы россии, монгольские народы севера

Монгольские народы Информацию О

Все монголы поделились на две ветви: потомки Добун-Мергена на монголов – «нирунов», к ним относятся: тайджиуты, барласы, уруты, мангуты, джаджараты и кыят-борджигины, катакин (катаган) и салджиут. Все остальные – на монголов «дарлекинов», потомков Нэкуза. Племена нирунов занимали кочевья в нынешней Северной и Северо-Восточной Монголии и Южном Забайкалье у рек Онон и Керулен. По соседству проживали племена: тюрки-кираиты (позже влились в состав Монгольской империи), тюрки – меркиты (часть была уничтожена, часть ушла на юг нынешнего Казахстана, часть слилась с монголами) и тюрки-татары (сохранили свое название по имени древнего предка Татара). Татары были более многочисленные племена в степи, часть была уничтожена, другая часть покорилась Чингисхану. Татары сначала были в сфере влияния чжурчженей (потомки их маньчжуры), затем киданей (потомки – каракитаи). С легкой руки китайцев всюду степные народы стали называться татарами, в том числе на Руси и в Европе. Кераиты проживали к западу от монгол-нирунов на равнинах Центральной Монголии от среднего течения Селенги до верховьев Керулена и Онона. Меркиты проживали севернее монголов, в Забайкалье. Истинные татары занимали обширные территории к востоку и юго-востоку от Монголов, район озера Би-Нур, реки Халхин-Гол и восточную половину Китайского автономного района – Внутренняя Монголия. До XII века языки народов так называемой алтайской языковой семьи почти не отличались ввиду их родственных связей и этнической близости (древнетюркско-го происхождения). Происходило смешение племен и народов, большое влияние оказывали многочисленные племена Китая. Лингвисты ныне делят алтайскую (тюркскую) семью, в зависимости от сложившейся взаимосвязи, на 3 племенные группы: тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую. Хотя сами монголы и татары, по сведениям историка Абулгазы, являются тюрками. Язык истинных монголов, очевидно, получил значительные изменения под влиянием чжурч-женьских, джунгарских и др. племен, которые переселились на монгольские земли. Поэтому современный тюрок-якут не понимал маньчжура-монгола, хотя прежние тюрки и монголы Чингисхана говорили на одном языке, каждый из них обязательно знал имена предков до 7-го колена. Не случайно историки говорят о запутанности родоплеменных отношений у тюрко-монгольских народов Великой степи. Жили тогда совместно разные племена: джуркинцы, хонгираты (конраты), тайтджиуты, джалаиры, кыят-борджигины, кият-джуркины, кыят-кураласы и другие.

В 7-ом колене родоначальником киятов был хан Хабул (Ка-был). Он родился около 1100-го года. В 1122 г. господство в восточной части Великой степи делили мугулы и татары. В 1129 г. корпус чжурчженей императора Укимая преследовал киданей, бежавших на запад, их остановил монгольский ха-ган Хабул. В 1139 г. Кабыл разбил войска чжурчженей вождя Холу. В 1150 г. новый император Китая Дигунай приказал напасть на мугул. Вождем татар на тот период был хан Нор-буюрик, а ханом кераитов – Маркуз, которого предательски убили. После смерти хагана Кабыла мугульские племена возглавил его племянник Ианбахай (Амбагай) из племени тайши. В этот период чжурчженская держава Чин (Цинь) постоянно нападала на татар и мугулов. Был захвачен чжурч-женями в плен хан монголов Амбагай, который был приколочен к деревянному ослу и убит. Собрались все мугулы и племя тайшы, выбрали нового хана Хутулу (Котора, котыр – в болячках), сына Кобыла. В 1161 г. он был убит приближенными императора Дигунай империи Цинь. Мугулское ханство распалось, военным предводителем стал Есугей-багатур, сын Буртана и внук Кабыл-хана из племени кыят. Его племя называли боржыган-кыятами. У Есугея от Оэлун кроме Темуджина было еше 3 сына: Хасар – 1164 г. р., Хачи-ун – 1166 г. р., Тэмуге – 1169 г. р. и дочь Тэмулун-1170г. р., от второй жены два сына: Бектер, Бельгутай. Ханом Есугей не стал, его успели отравить татары. После чего татары стали кровными врагами детям Есугея.

Гильом де Рубрук монголов в XII веке называл «Моалы», которые безвластно жили рядом с кераитами, среди них жил Темуджин, который воровал скот у Унка (Уан), брата Кенхана. Тот собрал войско, стал именовать себя ханом и пошел войной на моалов, ища Темуджина, тот сбежал к татарам и там спрятался. Затем Темуджин напал на Унка, тот убежал в Китай. Та земля, где жили моалы и двор Темуджина, называлась Онанкеруле, но приобретенный Каракорум стал их царственным городом. Каракорум стоит на землях Керея и Уака, в горах южнее земли уйгуров, которые являются главными писцами. Моалы заимствовали у них письменность. Мыцолы или мугулы у Рубрука получили название «моалы».


Достаточно распространённое заблуждение в России, а тем более в мире теория, о том что монгольские и тюркские народы это изначально нечто абсолютно идентичное и разница между ними примерно такая же как между западными славянами и восточными. Ну или в крайнем случае как между германцами и славянами.

Хотя по правилам русской грамматики, если слово пишется через дефис, то речь идёт вовсе не о смешении понятий, а просто о 2-х разных явления тем не менее "татаро-монголы" давным давно превратились в "татаромонгол". Но то настолько же нелепо как и мнение некоторых кругов на Западе о том что русские это тоже практически тоже самое что и монголы.

Подобный риторический приёмчик известен давно Да, в своё время Монголы основали огромную Империю куча народов самых разных. Тем не менее говоритиь об изначальном тождестве этих народов например народов Поволжья с народами Забайкалья нелепо. Другое дело, что монголы будуучи кочевниками много где распространились. Начиная от Иднии и Афганистана и кончая Средней Азией

Собственно версий достаточно не мало.

В ерсий массу.. Начиная от гунов, о происхождении которых также мало что известно, и многие считают что под гунами имелись в виду кто угодно вплоть до германцев со славянами. Так и кончая булгарами. Кстати в Болгарии официально считается, что българы это славянизированые тюрки. Так там учат в школах. Хотя на самом деле судя по облику болгар это скорее славянизированые автохтоны Балкан в значительно большей степени. А от "булгар" там осталось разве что название.

На самом деле Болгария это древняя Фракия. И Болгары чуть менее чем полностью это потомки фракийцев. Тут всё понятно.

С турками также более менее ясен вопрос. В 13 веке в Малую Азию начали захватывать проникать туремкны, чьё происхождение также туманно и разумеется однозначно связать с монголами также.. Элита у них была изначально разумеется монгольской, но тот же Тимур уже был тюркоязычным. К тому же туркмены завоевали такие государства как Хорезм, там было уже иранкое население,. В общем из Истории известны только имена правителей и их деяния, а суть сложных межеднических ваимодействий
между монголами, тюрками и индо-европейским населением СА осталась за кадром истории.

И вот когда вся эта коммпания пришла в Малую Азию по языку они были определёно тюрками и поэтому постепено местные языки тамошние стали вытесняться турецким. Собственно этот процесс идёт по сей день. Например курды (а их там миллионы) только с 19-го века начали ассимилироваться туркоязычным населением Малой Азии и по сей день продолжают говорить на своём языке. Хотя разумеется по-турецки тоже.

Население же собствено Малой Азии было было пёстрым с самых древних времён. По совершено понятным причинам. Благодатности природного ландшафта и климата Северного Средиземноморься и Южного Причерноморья

Антропологически там как раз доминировали - переселенцы с Балкан (начиная от хетов. фригийцев и кончая собственно греками)
Те турки, которые имеет проблемы с формой носа и.т.п. имено благодоря балканской ггенетике, а вовсе не туркменам и.т.п..
От туркменов турки наследывали самую разную генетику. Ибо сами тогдашние туркмены были тюркоязычными кем угодно.
Начиная от чистых монголов и кончая потомками индо-европейских хорезмийцев...

Цивилизационно же Малая Азия задолго до туркменов представляет из себя древнейшие памятники индо-европейской культиуры.
Например наиболее древние письмена в основе которых лежит принцип индо-европейского письма (тот самый который используется во всех европейских алфавитах как античных так и современных) впервые найдены имено там и датируются 1 тысячелетием до нашей эры. В то время как греческие письмена на несколько столетий позднее..

Кстати, арабское и еврейское письмо представляет из себя также вовсее не нечто особенное, а тот же самый заимствованный у индо-европейцев принцип письма, только с "архитектурными излишествами" в стилистике. А также с особыми пометками (типа диакритики) в силу небольшого числа употребляемых символов. Арабы это письмо заимствовали у персов.

Важное обстоятельтсво заключается в том, что древние семиты использывали исключительно иконографический принцип письма.
Имено такими письменами была написана в том числе и еврейская Тора. Современное еврейское письмо появилось значительно позднее в резулльтате модификации заиствованных символов

Что интересно, что как раз древние тюрки до того как в 10-м веке перенять арабское письмо вместе с исламом, использывали письменость по принципу схожею с индо-европейской. Её даже еназывают "тюрскими рунами":

Википедия пишет про семитские и прочие "финикийские" терии, что в даном случае никак нельзя согласиться, потому что в даном случае руны существено отличаются от индо-европейских и при чём они распространены вплоть до Монголии, куда естествено никакие "финикийцы" никогда не доплывали. Ещё бредовей выглядит китайская версия (китайцы как известно по сей день даже не иконографическо фонетически а вообще иерогглифический принцип используют)

Любому ясно что речь идёт об общих принципах письма возникших как у индоевропейцев так и очевидно у других культур Евраззии.
Главный принцип заключается в применении абстрактных схематических символов образующих сегменты а не в рисовании картинок как это делали древние семиты.

И тем более не в рисовании слишком сложных знаков как это делают китайцы. Потому что наличие сложной системы письма никак не связаной с фонетикой фактически делает недоступной письменость простому нарроду, ибо письменый язык никак не связан получается с устным.

Когда мы говорим о народах Евразии то опять таки возникает сложный вопрос.

Каким образом тюрки соотносятся с монголами, а также с финоугроам?

Обычно берут антропологические критерии и пытаются продемонстрировать некоторое изначальное тождество. Однако это не даёт истиную картину изначальную. Ведь антропологически типы близкие к монгольским мы найдём практически везде, где побывали монголы Более того что считать основными признакми монголоидности?
По ппойму под типичной монгольской внешностью следует иметь в виду исключительно классических монголоидов с широкими скулами, ультра-брахеоцефалией, характерным телосложением и.т.д. и.т.п. А также в плоской профилировкой лица.

Но мого ли таких типов среди тюрко-народов Поволжья?

Нет там мы найдём массу прогерссивных антротипов, хотя и кареглазых а также с отличающимся от индоевропейских чертами лица.

Однако это никак не делает их типичными "монголами".. Теории о "переходности" также свершено не состоятельны. И о "смешении" тоже.

Тиажи которые обычно получаются при смешении классических монголов типа бурятов или калмыков и.т.п. со славянами никакого отношения к большинство типично тюрских антротипов не имеют. Более того среди тамошних руских характерный повальный татарский акцент также говорит о многом. Что на самом деле очень значительная часть русских это по сути обрусевшие татары.

Что касается фино-угров то тут также огромное разнообразие. Среди эстонцев и финов мы найдём куда большее число явно индо-европейских антротипов нежели например среди итальянцев, средди которых даже средиземноморский вариант достаточно нетипичен

И тем не менее языковой критерий тоже важен. Но как обстоят дела с этим фатором?

Является ли тюрский язык родствеником монгольского таким же как например славянский родствеником немецкого, греческого английского, латыни и даже языка турецких курдов?

Возьмём для примера числительные в индоевропейскизх языках.

русский (славянский латынь немецкий (германский) древнегреческий ИЕ
один уну-с айн (еин) эи-с
оно оне, ене,
ено
два дуо цвай (твеи) дуо до:
три тре-с драй (треи) треи-с тре :
четыре кватуор фир тетаре-с ко:то:ре
пять (пенть) квинкве фюнф пенте пенто,
пенте
шесть секс зекс хэкс сексте соксто,
се(дь)м септем зибен (сейбен) хепта
сепетеме
сопотомо
сепетемо
сопетоме

(в)осемь окто ахт (ейхт) окто окстемо
окстеме
окстомо
екстеме

девять (девенть) новем нойн (неун) энеа но:мо
не:ме
десять (десенть) декем цен (тен) дика деконто
декенте

И все без исключения языки Европы а также древние ИЕ языки Азии с точностью до отдельного нюанса произношения звука
муожно свести к общему ИЕ конрню. Конечно оке что требует пояснений. Например балто-савянское "девень(ть()" образованое от другой основы (не от "номо") а также сллавянское "одинъ" также специфично Всё остальное абсолютно объяснимо в рамках фонетических транформаций элментарных ну ещё флексий типа "-с" в греческом, латинском и кстати балтийских языках типа литовского. (Если посмотреть на карту тогдашних индо-европейских культур, то станет понятным этот момент.)

Единственное, что нужно учитывать так это равноначность для ИЕ языка О=Е (а также А = И) и всё. Ну и отсутсвие в изначальном ИЕ массы согласных и гласных, кроме самых базовых. ..
В ИЕ языке звуки имели мистическое значение. 12 согласных означали 12 луных месяцов. 4 гласных означало 4 времени года при чём, но которые поисзодят от двух начал. Мужского и женского то есть О и А.

Имено поэтому в ИЕ языках все основы мужского рода были на "о" (е,ъ) а женского на "а". (и,ь)

Кстати нечто подобное есть у китайцев. Наверноео заимствовано ими от тохарцев (инь и янь)

Вот если мы возьмём язык басков то уже увидим, что ничего обшшего с европейскими числительными там нету. Это типичный доарийский язык Европы. Вся ео "индо-европейскостьь" высосана из пальца.

1 bat
2 bi
3 hiru
4 lau
5 bost
6 sei
7 zazpi
8 zortzi
9 bederatzi
10 hamar

Некоторые случайные совпадения ничего не меняют по сути. Ибо совершено невозможно объяснить откуда взялись
другие основы другие звуки там где это совсем не совпадает. А то что кое-где вроде как похоже, так это от того, что звуков
вообще не так много. Етествено вероятность совпадения высокая. Но явно же видно что это совершено никак в основе ИЕ язык
не лежал.

Тоже самое можно сказать например про армянский язык. Да, там уже совпадений побольше, что очевиддно связано с некоторыми в том числе и заимствовании, но объявлять армянский язык в основе ИЕ это нелепо абсолютно.

1 mek
2 yerku
3 yerekh
4 chor^s
5 hing
6 vec
7 yoth
8 uth
9 inn
10 tas

То есть это типичный тот же самый какой-то древний локальный язык Кавказа. К тому же и по облику вино что между армянами и индоевропейцами столько же общего как между основами "ерку" и "доо" .

Вернёмся теперь наконец к тюрско-монгольскому вопросу..Как обстоят дела с родством ттюрских и монгольских относительно числительных?

По мойму не нужно быть выдающимся лингвистом, чтобы чётко увидеть разницу мужде монгольскими основами числлительных и тюрскими. Между ними нет ничего общего.

А ведь как было хорошо видно на примере ИЕ языков Числительные это одна из самых консервативных языковых слоёв



error: