Государства востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени китай япония индия. Традиционные общества Востока Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Сегодня на уроке мы с вами действительно начнём изучать страны востока: Индию, Китай и Японию. Почему же эти общества называют традиционными?

Черты традиционного общества

Государство – собственник земли

Главное занятие – сельское хозяйство

Сословный строй

Сохранение деревенской общины

Контроль государства за жизнью общества

Сохранение традиций и религиозных установлений

Однако, несмотря на все эти общие черты, у всех этих государств наблюдаются различия. Сейчас, каждая группа познакомится с особенностями землевладения в этих странах. 1 группа – Китай, 2 – Индия, 3 – Япония.

Право верховной власти на землю принадлежит государству

Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.

Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.

Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.

Земли никогда не передавались по наследству.

Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете

Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.

Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.

В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.

Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)

Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги

Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли

Земля должна принадлежать государству

Итак, какие общие характеристики мы видим? – 1.Государство – собственник земли 2. Главное занятие – сельское хозяйство

Все крестьяне жили в сельской общине

Крестьяне-общинники по закону были свободными

Уйти из общины не могли, т.к. за ее пределами становились бесправными Община отвечала за сбор налогов с крестьян перед государством

Община решала вопросы самоуправления на основе традиций и религии

3. Сохранялась деревенская община

Император (богдыхан)

Брахманы – это высшая варна – жрецы, судьи, учителя

Император, родовая знать

Чиновники (мандарины)

Кшатрии - это было воинское сословие

Си – воины, самураи

Вайшьи - торговцы, ростовщики и ремесленники.

Но – крестьяне

Ремесленники

Шудры - это земледельцы и слуги

Ко – ремесленники

Крестьяне

Неприкасаемые

Сё - торговцы

4. Сословное деление общества.

Чтобы лучше понять события последующих лет, необходимо знать о мировоззрении жителей Востока. Сформировалось оно под влиянием трех религий – конфуциа́нства, будди́зма и синтои́зма. Рассмотрим их основные положения.

Конфуцианство сформировалось в Китае, и было обязательным учением для всех его жителей. Оно оказало существенное влияние на поведение и формирование мировоззрения китайцев.

Конфуций учил: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство ». Необходимо почитать своих родителей и старших, это же почтение нужно выказывать императору, так как он глава большой семьи-государства.

Одной из центральных идей в культуре Китая стала следующая: «Чтобы достичь равенства, нужно неравенство ». На этом строились отношения в обществе на протяжении многих столетий.

Само учение основывалось на 5 принципах:

· справедливость;

· исполнение ритуалов;

· рассудительность;

· искренность.

Каждый житель Китая должен был им соответствовать.

Широкое распространение в Индии, Китае и Японии получил буддизм . Эта религия также определяла основные жизненные принципы, характерные для восточного человека. Бу́дда учил, что вся жизнь человека – это страдание, которое возникает от того, что человек постоянно стремится к исполнению своих желаний. Когда он этого не достигает, то становится на путь страдания. Чтобы этого не произошло, следует сделать следующее:

· поверить, что мир полон страданий;

· ограничить свои желания и стремления;

· говорить только правду и добрые слова;

· совершать добрые дела;

· не наносить вред живому;

· следить за своими мыслями, отгонять плохие и думать о хорошем.

Если человек будет постоянно совершенствоваться, то в следующей жизни его ждет перерождени е, и он сможет стать представителем высшей касты.

В Японии национальной религией стал синтоизм . Это древняя религия, но японские правители вернулись к ней в XVIII веке, когда появилась необходимость упрочения власти императора. Согласно учению, существует богиня солнца Аматэра́су . Император является ее прямым потомком и представителем. Через него люди могут обращаться к богине. Отличительной особенностью синтоизма стало отсутствие учителя, который бы объяснял ее суть.

5. Сохранение традиций и религиозных установлений

Урок № 23

Тема урока: Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.

Цели: - определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран.

Реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач; научиться мыслить самостоятельно, творчески; приобрести навыки критического мышления.

Воспитывать интерес и уважение к истории других народов.

Тип урока: Комбинированный урок

Ход урока

I . Организационный момент

Приветствие. Подготовка к уроку.

II . Проверка домашнего задания

Проверка выполнения заданий самостоятельной работы по теме

«Международные отношения в XVI XVII веках»

III . Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы познакомимся и научимся выделять отличительные черты каждой страны.

Это три разных государства, каждое со своей неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной.

IV . Изучение нового материала

Работа с понятием

Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией (набор представлений, обычаев, привычек, передаваемых из поколения в поколение). Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Это аграрное общество, т.е. почти всё население занимается сельским хозяйством.

Черты традиционного общества

1.Всевластие государства, характерное для восточных традиционных обществ, проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель
2.Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли; увеличило налоги на ремесленников и купцов
3.Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением

Цель урока: определить тенденции развития восточных государств, доказав, что в Индии, Китае и Японии было традиционное общество

1. Кто владел землёй?

2. Характерные черты крестьянской общины.

3. Какие сословия занимали господствующее положение?

4. Роль религии

2.Право верховной власти на землю принадлежит государству

3.Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.

(стр.276-277)

Стр 277-278

1.жрецы (брахманы), 2.учёные

сановники, воины(кшатрии)

3.купцы, землевладельцы

крестьяне(вайшии), 4.слуги

неприкасаемые

Самое жёсткое деление, переход в другую касту невозможен.

Буддизм

(стр.283)

(стр277)

Стр 277-278

1.император – «богдыхан»

2.чиновники (мандарины)

3. крестьяне

4. ремесленники

5. торговцы

Можно было поменять своё место, если выполнить определённые условия.

Конфуцианство

(стр.281-282

1.Государство верховный собственник на землю.

(стр.277)

Стр 277-278

1.воины – самураи

2. крестьяне

3. ремесленники 4. Купцы 5. буракумины (неприкасаемые)

Вне социальной лестницы были придворные, священники, врачи, учёные.

Синтоизм

Религия определяла духовную и повседневную жизнь в обществе. Путь самоусовер-шенствования и обретения гармонии.

1. Первой чертой, схожей во всех этих обществах было отношение к частной собственности.

ИНДИЯ (в таблице)

    Земля должна принадлежать государству

    Право верховной власти на землю принадлежит государству

    Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.

(заполняют самостоятельно стр.276-277)

    Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.

    Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.

    Земли никогда не передавались по наследству.

КИТАЙ (таблице)

    Земля должна принадлежать государству

(заполняют самостоятельно стр.277)

    Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)

    Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги

    Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли

ЯПОНИЯ (в таблице)

    Государство верховный собственник на землю.

(заполняют сами стр.277)

    Основной земельный фонд в собственности князей

    Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений.

    Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти..

Вывод в таблицу - Государство является верховным собственником земли.

2. Следующей характерной чертой восточных обществ была община. ? Признаки сельской жизни.

1.Натуральное хозяйство (объяснение уч-ся – хозяйство, основное производство которого создается и потребляется для собственных нужд общины, а не на продажу.)

2.Экономическая замкнутость (объяснение уч-ся– характеристика общины, при которой все экономические блага производятся внутри самой общины и не ведется внешней торговли.)

3.Круговая порука ( объяснение уч-ся– характеристика общины, при которой внутри общины существует совместный коллективный труд. Ответственность всех членов общины за каждого общинника, и, наоборот, ответственность общинника за общину в целом.)

4. Крестьяне зависимы от общины, но лично свободны.

5.Государство регулирует хозяйственную жизнь.

Работа с учебником стр. 277-278 по заполнению таблицы

ИНДИЯ

    Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение.

    За пределами общины, общинники становились бесправными.

КИТАЙ

    Деревня состояла из 100 дворов.

    Во главе общины стоял староста.

    Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей.

    Община была самоуправляема.

    Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы.

ЯПОНИЯ

    Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете

    Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.

    Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.

    В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.

Вывод: Община была административной единицей для сбора налогов и контроля за населением.

Огромное значение для традиционного общества имел сословный строй. Сословие – общая группа со своими наследств. правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами Если в Европе было очень трудно перейти из сословия в сословие, то на Востоке это было практически невозможно. Особенно это касалось Индии, где существовал кастовый строй. Каста – обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов Работаем с таблицей –обратить внимание на то, что последняя ступень – торговцы.

Вывод: Каждый чётко знал своё место в обществе и свои обязанности.

Религии Востока. (рассказ учителя)

Конфуцианство Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государстве с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.

Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем. Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).

Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять

Буддизм Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия. Будда – просветленный высшим знанием. Гаутама до 40 лет жил в золотом дворце, но узнав о страдании народа, бежал из дворца и стал отшельником.Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя печали. Душа человека не умирает, а перерождается снова и снова. Чтобы не возрождаться снова человек должен достичь нирваны. Полностью отречься от всех страстей. Если человек вел неправедную жизнь, он может переродиться в животного или камень.Как добиться нирваны? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться, обуздай язык, уши, тело, речь, ум - обуздай все».

Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека

Синтоизм Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Из буддизма синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.

Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии. Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение. Синтоизм учил, что при определенных условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека, но для этого надо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

V . Закрепление Кроссворд

    Национальная одежда японцев?

    Моральный кодекс самураев?

    Кто такой богдыхан?

    Выдающийся мыслитель и мудрец Китая?

    Чем изобилуют индийские блюда?

    Где впервые возник буддизм?

    Самая высокая гора в Японии?

VI . Итоги. Рефлексия: метод «Рюкзак»

На уроке я узнал…

На уроке я научился…

Я понял…

Домашнее задание : таблица, составить синквейн – Индия, Китай, Япония

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. Какие формы политической власти существовали в странах Востока в Средние века? Какие черты хозяйственной жизни были характерны для традиционных восточных обществ? Какие ценности проповедовала древняя индийская религия буддизм?

В странах Востока преимущественно была деспотическая форма власти.

Хозяйственная жизнь характеризовалась прежде всего тем, что это были аграрные общества, в которых основным собственником земли являлось государство. Крестьяне испытывали очень сильный налоговый гнет.

Ценности буддизма: прекращение страдания и достижение пробуждения, духовного освобождения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», уход от мирской жизни

Вопросы в параграфе

Вопрос. Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры этой эпохи? Почему?

Китайская архитектура отличается от европейской прежде всего устойчивостью своих традиций. Все основные конструктивные и декоративные приемы сложились еще в древности и сохранялись с небольшими изменениями. А в европейской архитектуре всегда был поиск новых форм, материалов, строительных технологий. Планировка китайских зданий и городов связна с принципом "фэн шуй", древнего учения о гармоничной организации пространства. Главным строительным материалом в Китае было дерево, а в Европе всё большее распространение получают каменные здания, прежде всего в городах. Главный отличительный элемент китайской архитектуры – изогнутые крыши. Это связано с технологией строительства - для крыш никогда не делали стропил, а пользовались стоечно-балочной системой

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?

формы собственности на землю: Государственная, общинная и частная. В Китае и Индии абсолютно преобладала государственная собственность на землю. Государство отдавало земли в пользование знатным людям за военную службу и крестьянам, за что они должны были платить налоги.

В Японии к XVII в. основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений.

Вопрос 2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI–XVIII вв.

Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В отличие от Европы, горожане находились под неусыпным контролем государства. В Китае каждый житель города был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и кварталу и обязан был дважды в месяц ходить в городское управление на проверку. Поощрялось доносительство на соседей.

На Востоке XVI-XVII вв. – время быстрого развития городов. В городах прекрасно были развиты ремесло и торговля.

Вопрос 3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных?

Государства регламентировали жизнь подданных через жёсткую сословную систему. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Государство регулировало хозяйственную жизнь. Власть устанавливала цены на важнейшие товары, на некоторые отрасли ремесла и торговли установлена государственная монополия. Так как государство являлось основным собственником земли, то, раздавая землю в пользование, оно устанавливало условия этого пользования, регулируя тем самым жизнь живущих на государственных землях людей.

Вопрос 4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.

Буддизм - религиозное учение, ставшее мировой религией. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Согласно его учению, вся жизнь человека - непрерывный путь страданий, причина которых неудовлетворённые земные желания. После смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека - стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.

Как добиться идеала? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться обольстительными вещами, обуздай уши, язык, тело, обуздай речь, ум, обуздай всё». Буддизм учил уходу от мирской жизни, идеал - стать монахом и жить в монастыре, подавив в себе земные желания.

Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».

Деревенская община на Востоке

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является с/х. В Китае сложились районы интенсивного земледелия, в котором было занято абсолютное большинство населения. Обрабатывалась вся земля, пригодная для земледелия. В болотистых местах китайцы опускали на воду бамбуковые плоты с насыпанной землёй, создавая плавучие огороды. Крестьянская община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятскими. И староста и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Крестьянский труд был очень тяжёл, люди трудились от зари до зари, несли непомерные налоги, всегда были в долгах. Но именно на крестьянском труде держалось могущество государства.

Вопрос 2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.

Буддизм превратился в мировую религию, потому что основная его идея о страдании и избавления от страданий находила отклик в угнетаемых слоях населения, которых было абсолютное большинство. Если стать просветлённым, получить духовное освобождение может любой человек, значит, все люди равны.

Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения.

Предложенный буддизмом путь к спасению, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.

Вопрос 3. Сделайте вывод: какие основные черты характерны для традиционных обществ Востока в XVI–XVIII вв.?

Общие черты, характерные для традиционных обществ стран Востока:

Верховным собственником земель являлось государство;

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство;

Крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины, в деревне сохранялось общинное хозяйство;

Жесткий сословный строй;

Веротерпимость.

УРОК НА ТЕМУ:

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В ЭПОХУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

МБОУ ВИШНЕВСКИЙ УВК

КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА, РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МАРШАЛ НАТАЛЬИ ВАСИЛЬЕВНЫ

Тема урока: Государства востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени. (Слайд 1)

Цели: определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран.

Задачи: реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач; научиться мыслить самостоятельно, творчески; приобрести навыки критического мышления. (Слайд 2)

Тип урока:

Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

Учебное пособие: Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. . Новая история 1500 – 1800 гг. М., Просвещение, 2014. Юдовская А. Я, Ванюшкина Л. М.

Поурочные разработки по Новой истории. Юдовская А.Я, Ванюшкина Л. М. М., Просвещение, 2013.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки.

Ход урока

I . Организационный момент

Приветствие. Подготовка к уроку.

II . Актуализация знаний

Какие, на ваш взгляд, общие черты характерны для традиционных обществ стран Востока – Индии, Китая, Японии? (Слайд 3)

III . Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы познакомимся и научимся выделять отличительные черты каждой страны.

Это три разных государства, каждое со своей неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной.

Понятие: традиционное общество (Слайд 4)

IV . Изучение нового материала

Познавательное задание: Выделите черты, характерные для обществ Востока в XVI - XVIII вв.

Существовали ли такие черты в жизни европейского общества: в X -XIII вв., XIV -XV вв., XVI -XVIII вв.?

ПЛАН УРОКА

    Роль государства в экономической жизни государств Востока.

    Сословный строй.

    Религии Востока.

Вопросы для сравнения

Индия

Япония

Китай

Общие черты, главный вывод

1. Кто владел землёй?

2. Характерные черты крестьянской общины.

3. Какие сословия занимали господствующее положение?

1. Первой чертой, схожей во всех этих обществах было отношение к частной собственности.

ИНДИЯ

    Земля должна принадлежать государству

    Право верховной власти на землю принадлежит государству

    Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.

    Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.

    Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.

    Земли никогда не передавались по наследству. (Слайд 5)

КИТАЙ

    Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)

    Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги

    Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли

    Земля должна принадлежать государству. (Слайд 6)

ЯПОНИЯ

    Основной земельный фонд в собственности князей

    Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений.

    Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти.

    Семейный клан Эдоя из города Осака владел зернохранилищами, складами, сонями тысяч золотых слитков, драгоценных камней. Род Эдоя обвинили в неповиновении государству, все его имущество было конфисковано.

    Государство верховный собственник на землю. (Слайд 7)

2. Следующей характерной чертой восточных обществ была община. (Слайд 8)

? Назовите признаки сельской жизни.

Предполагаемые ответы учащихся.

Натуральное хозяйство – хозяйство, основное производство которого создается и потребляется для собственных нужд общины, а не на продажу.

Учитель:

Экономическая замкнутость – характеристика общины, при которой все экономические блага производятся внутри самой общины и не ведется внешней торговли.

Круговая порука – характеристика общины, при которой внутри общины существует совместный коллективный труд. Ответственность всех членов общины за каждого общинника, и, наоборот, ответственность общинника за общину в целом.

Крестьяне зависимы от общины, но лично свободны.

Государство регулирует хозяйственную жизнь.

Ученикам раздаются карточки с характерными чертами общины . Ознакомившись с текстом, учащиеся должны кратко заполнить таблицу и выделить схожие черты.

ИНДИЯ

    Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение.

    За пределами общины, общинники становились бесправными.

КИТАЙ

    Деревня состояла из 100 дворов.

    Во главе общины стоял староста.

    Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей.

    Община была самоуправляема.

    Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы.

ЯПОНИЯ

    Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете

    Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.

    Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.

    В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.

Учитель. В нашем классе присутствуют путешественники, побывавшие в Китае и Японии. (Опережающее задание)

С их помощью раскрывается вопрос «Сословный строй в странах Востока».

(Слайд 9)

    Религии Востока . (Материал для учителя)

Конфуцианство Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государстве с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.

Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем.

Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).

Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять

Буддизм (Слайд 11)

Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия.

Будда – просветленный высшим знанием. Гаутама до 40 лет жил в золотом дворце, но узнав о страдании народа, бежал из дворца и стал отшельником.

Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя печали. Душа человека не умирает, а перерождается снова и снова. Чтобы не возрождаться снова человек должен достичь нирваны. Полностью отречься от всех страстей. Если человек вел неправедную жизнь, он может переродиться в животного или камень.

Как добиться нирваны? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться, обуздай язык, уши, тело, речь, ум - обуздай все».

Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека

Синтоизм(Слайд 12)

Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Из буддизма синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.

Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии.

Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение.

Синтоизм учил, что при определенных условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека, но для этого надо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

V . Закрепление (Слайд 13)

Закрепление знаний и способов действий.

Ученики делают выводы об особенностях развития Индии, Китая, Японии.

Закрепляют правила составления синквейна.

VI . Итоги. Рефлексия: метод «Рюкзак» (Слайд 14)

На уроке я узнал…

На уроке я научился…

Я понял…

Оценивание работы на уроке.

Домашнее задание: проработать параграф 28, составить синквейн к религиям Востока.



error: