Структура и функции социологического знания. Структура социологического знания

Как мы уже упоминали, социология – сравнительно молодая наука. Однако за полтора с небольшим века своего существования ею накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, и она превратилась в довольно разветвленную научную дисциплину, включающую в себя ряд автономных отраслей. В самом общем виде структуру социологии можно представить графически (рис. 1).

Строго говоря, именно таким образом может быть представлена структура любой научной дисциплины. Какую бы науку мы ни взяли, нетрудно убедиться, что она будет состоять из трех подобных частей. Так, на химическом факультете студенты на протяжении первых двух лет обучения изучают общую химию, на физическом – общую физику, на биологическом – общую биологию. Точно так же в рамках данной работы мы даем курс общей социологии, что представляет собой систематическое изложение наиболее общих законов, по которым живет и развивается человеческое общество. Общая социология в зависимости от базовых подходов, которые она использует в процессе исследования общественных явлений, может развиваться в различных направлениях. В связи с этим иногда говорят о господствующей в данном направлении парадигме.

Понятием парадигмы в любой науке обозначается «исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе».Применительно к социологии это означает некую общепризнанную всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов на научное исследование и на методы его проведения.

Рис. 1. Структура социологии как научной и учебной дисциплины

В социологии же данное понятие стало использоваться после опубликования работы Т. С. Кунао природе научного изменения. По Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые представляют собой общие способы осмысления мира и которые диктуют, какой именно ряд научно-исследовательских работ необходимо проделать и какие типы теории считаются приемлемыми. Эти парадигмы дают то, что Кун называет «нормальной наукой» – род научной деятельности, рутинно выполняемый изо дня в день. Однако спустя какое-то время нормальная наука начинает продуцировать ряд аномалий, которые не могут быть разрешены в рамках парадигмы. Кун доказывает, что в этой точке наступает внезапный перелом и старая парадигма замещается новой, ведущей к новому периоду «нормальной науки». В социологии это понятие имеет еще более неопределенное значение, обозначая социологические школы, каждая из которых развивается относительно самостоятельно, разрабатывая собственные методы и теории.



Именно в рамках общей социологии происходит теоретическое осмысление и обобщение множества эмпирических фактов, накапливаемых и осмысляемых в частных социологических теориях, систематизация их по тем или иным признакам, разработка социологического категориального аппарата, установление закономерностей и формулировка законов.

Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Иногда ее называют прикладнойсоциологией. Однако это не очень правильно. Поскольку методы и независимые открытия социологии часто носят именно прикладной характер, понятие прикладной социологии не представляет собой ни отдельной развитой отрасли дисциплины, ни термина, обычно используемого социологами. Оно, как утверждает «The Penguin Dictionary of Sociology», «просто поднимает проблемы этики и профессиональной автономии».Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется даже несколько более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.

Однако любое эмпирическое социологическое исследование направлено не на изучение общества в целом или наиболее общих законов его функционирования, а на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысляется в той или иной отраслевой (или специальной) социологической теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня. Это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон, чье имя еще не раз будет встречаться на этих страницах. Свое краткое определение «теории среднего уровня» (Middle Range Theories) Р. Мертон формулирует следующим образом: это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений».Было бы целесообразно обратить особое внимание на то, какой именно смысл вкладывается в эти слова. Как справедливо отмечает Н. Е. Покровский, выявляя смысловую нагрузку самого понятия «теория среднего уровня», «…русский аналог „теории среднего уровня“ неизбежно грешит чертами вертикальной иерархичности и христианской символической смыслонаделенности. „Наверху“ – высшие абстрактные теории, „внизу“ – ползучий эмпиризм, а социологические теории – где-то между „небом“ и „землей“. Это в корне противоречит мысли Р. Мертона, который намеренно употреблял термин „range“ („размах“, „область захвата“, „радиус действия“), а отнюдь не менее распространенный термин „level“ („уровень“). Таким образом, правильно было бы назвать концепцию Р. Мертона „теориями среднего радиуса действия“».

К числу теорий среднего уровня относятся:

♦ социологические концепции, которые разрабатываются на стыках наук, – социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т. п.;

♦ различные отрасли институциональной социологии – особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни: социология религии, социология образования, социология брака и семьи и т. п.;

♦ социологические теории среднего уровня, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности: аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т. п.

Говоря о структуре социологического знания, нельзя обойти вниманием и разделение его на такие составляющие, как макросоциология и микросоциология. Это не просто схоластический прием, а отражение реального опыта людей в постижении внешнего мира. Мы можем выразить это, сказав, что в нашем опыте общества мы одновременно обитаем в разных мирах. Прежде всего, мы постоянно обитаем в микро-мире нашего непосредственного опыта, который возникает благодаря нашим прямым отношениям с другими людьми. Помимо этого, с различными степенями значимости и продолжительности мы обитаем в макромире, состоящем из гораздо более крупных составляющих и включающем нас в отношения гораздо более абстрактные, анонимные и удаленные.

Оба мира существенно важны для нашего опыта общества, и каждый из миров зависит от того, какое значение имеет для нас другой (за исключением раннего детства, когда наш микромир – это все, что мы знаем). Микромир и все, что в нем происходит, наполняется гораздо более глубоким смыслом, если он понимается в сопоставлении с основаниями макромира, который как бы окутывает его своей оболочкой; наоборот, макромир представляет для нас незначительную реальность, если он не представлен повторяющимся образом в наших столкновениях лицом к лицу в микромире. Например, взаимодействия в классной комнате школы или института в большинстве своем обусловлены тем общим смыслом, который переживается учащимися как часть охватывающего их процесса образования; наоборот, образование останется для них смутной идеей, слабо реализуемой в их сознании, если оно не станет частью их непосредственного опыта в отношениях с другими людьми. Таким образом, в опыте человека микромир и макро-мир испытывают непрерывное взаимопроникновение. Социолог, если он хочет понять этот опыт, должен постоянно осознавать данное двойное выражение общественных явлений – с одной стороны, микроско-пическое, с другой – макроскопическое.

Таким образом, эти понятия отражают различные уровни анализа в социологической науке.

Макросоциология – это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Кроме того, к макросоциологии относят такие влиятельные теоретические течения, как структурный функционализм, теорию конфликта, неоэволюционизм.Представители макросоциологии, рассматривая в качестве объекта своего исследования общество в целом и его крупные структурные образования, подчеркивают качественное своеобразие социетальных явлений и их несводимость к социально-психологическо-му уровню.

Микросоциология – это область социологического знания и познания, которой принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. Так, например, к микросоциологическим относят рассматриваемые в четвертой главе этой книги теории обмена и символического интеракционизма. Микросоциология теснее связана с эмпирическими исследованиями. Само ее формирование как самостоятельной области исследования связывают с энергичным развитием техники прикладных социологических исследований экспериментальных процедур в 20-30-х годах ХХ века. Несмотря на определенные разногласия и противоречия между представителями обоих направлений,каждое из них, включая дискуссии и критические выпады в адрес противников, по-своему обогащает социологическую теорию.

В связи с этим следует сделать несколько замечаний по поводу методологии, применяемой в той или иной социологической теории. Этим понятием обозначают совокупность исходных принципов – исторических, социально-философских, объясняющих способы получения научного знания и их трактовку. Неоднократно приходилось сталкиваться с мнениями, категорически признающими в качестве правильного лишь один метод и не менее категорически отвергающими все другие. Особенно грешило этим в недавние годы советское обществоведение, однако не отставали от него и многие западные исследователи. В гораздо большей степени нам импонирует точка зрения шведского социолога Пера Монсона о том, что «не существует исключительного, одного, самого правильного способа изучения общества, не содержащего в себе противоречий и не создающего научных проблем, – все зависит от того, как исследователь понимает общество и какой способ соотношения себя с ним выбирает».Более того, он утверждает, что социология – это наука «многопарадигматическая».Данное мнение сегодня разделяют многие исследователи – и отечественные,и зарубежные.В сущности, подлинная диалектическая логика как раз и строится на сочетании различных методов в зависимости от того, на каком уровне абстракции идет рассмотрение проблемы. Невозможно познать изучаемый объект, глядя на него только с одной стороны. Для многостороннего (а в идеале – всестороннего) исследования столь сложного и многомерного объекта, как общество, следует периодически менять позицию наблюдения.

С другой стороны, решение задачи создания наиболее общей социологической теории связано с утверждением в ней сравнительно небольшого числа парадигм, а кроме того, установления определенных способов их взаимосвязи, когда они не опровергают, а взаимно дополняют и усиливают друг друга.

Резюме

1. Знания, на протяжении истории накопленные людьми о закономерностях развития окружающей их реальности – как природной, так и социальной, – можно разделить на четыре блока:

1) знание здравого смысла;

2) мифологическое;

3) идеологическое;

4) научное.

Научное знание обладает целым рядом особых характеристик, которые отчасти отделяют его от других видов знания, отчасти объединяют с ними. Таких характеристик можно выделить семь:

♦ эмпиричность;

♦ эмпирическая проверяемость;

♦ ненормативность;

♦ передаваемость;

♦ общность;

♦ объяснительный характер;

♦ временность.

2. Социология – это особый комплекс научных знаний со своими объектом и предметом исследования, не совпадающими в общем виде с объектами и предметами других научных дисциплин.

Объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Предметом же ее являются взаимодействия между входящими в состав этого общества людьми.

3. Структура социологии как научной и учебной дисциплины имеет три уровня:

♦ общую социологическую теорию;

♦ социологические теории среднего уровня;

♦ эмпирическую социологию.

Общая социологическая теория представляет собой систематическое изложение наиболее общих законов, по которым живет и развивается любое человеческое общество.

Социологические теории среднего уровня, по определению Роберта Мертона, это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений».

Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации.

4. Социологическая теория подразделяется также на макросоциологию и микросоциологию.

Макросоциология включает в себя теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения.

Микросоциология опирается на концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений.

Контрольные вопросы

1. Перечислите семь качеств, характеризующих научное знание.

2. Какой из типов знаний является, по вашему мнению, наиболее важным – научный, мифологический, идеологический или знание здравого смысла?

3. Какое из качеств научного знания позволяет исследователю оставаться беспристрастным и непредубежденным?

4. Какие из качеств научного знания могут служить основой прогноза?

5. Какие из качеств научного знания позволяют формировать единую для всего научного сообщества систему сведений об окружающем мире?

6. В чем состоят главные отличия социологии от других наук, изучающих человеческое общество?

7. Какие уровни включает в себя структура социологического знания?

8. Что является объектом и предметом социологии как науки?

9. В чем состоит различие понятий «социальное» и «социетальное»? 10. В чем различие макросоциологии и микросоциологии?

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тёрнер С. Социологический словарь / Пер. с англ. – Казань, 1997.

2. Давыдов А. А. Социология как метапарадигмальная наука // Социологические исследования. – 1992, № 9.

3. Давыдов Ю. Н. Социология и утопия // Вестник АН СССР. – 1990. № 10.

4. Кравченко А. И. Введение в социологию. – М., 1994. Гл. 1.

5. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. – М., 1994.

6. Парсонс Т. Общества // Парсонс Т. О социальных системах. – М., 2002.

7. Руткевич М. Н. О предмете социологии // Социологические исследования. – 1991. № 7.

8. Смелзер Н. Дж. Социология. – М., 1994. Гл. 1.

9. Современная западная социология: Словарь. – М., Политиздат, 1990.

10. Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. – М., 1993.

11. Сорокин П. А. Структурная социология // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

12. Тёрнер Дж. Структура социологии. – М., 1985. Гл. 1.

13. Шилз Э. Общества и общество: макросоциологический подход // Американская социология. – М., 1972.

14. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.

15. Ядов В. А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. – 1990. № 2.

Глава 2

История социологии

Любая научная дисциплина имеет свою историю. Знание такой истории необходимо всем, кто приступает к изучению той или иной науки. История показывает движение мысли, описывает научные дискуссии, в которых зарождались идеи, становящиеся позднее парадигмой науки.

Социология как новое, совершенно самостоятельное направление научной мысли – это интеллектуальный продукт XIX века. Одновременно можно утверждать, что она была результатом мощного кризиса западноевропейского социума, обозначившего его переход от традиционного общества к индустриальному. Не случайно отец-основатель социологии Огюст Конт был одним из первых обществоведов, настойчиво употреблявшим этот термин «индустриальное общество». Социология как особая научная дисциплина с таким названием возникла сначала во Франции, а затем, вполне независимо, в Германии и Америке. В этих трех странах она развивалась особенно бурно. Можно грубо обозначить период между 1890 и 1930 годами, когда была проделана большая часть работы по закладке ее теоретического фундамента. Значительная часть из того, что произошло с того времени в социологии, было во многом углублением проработки и доведением до логического завершения интуитивных догадок великих авторов классического периода.

В то же время нельзя забывать о том теоретическом фундаменте, который заложили предшественники социологии. Один из патриархов современной мировой социологии, Роберт Мертон, как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Точнее и не скажешь. Действительно, тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности.

Социология за рубежом

В течение двух с половиной тысяч лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Многие классики социологической мысли вошли в историю науки и как классики философии, так как социология (обществознание) зарождается и долгое время существует в качестве составной части философии – социальной философии. Поэтому первых «социологов» называют социальными философами.

Социальные философы . Среди таких философов античности выделяют двух гигантов – Платона (427–347 до н. э.) и его ученика и последователя Аристотеля (384–322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Первым в истории трудом по «общей социологии» справедливо считают «Государство» Платона. Великий мыслитель разработал, по сути, основы первой в мире теории стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоявший из мудрецов, управлявших государством; средний, включавший воинов, охранявших государство от смуты и беспорядка; низший, куда входили ремесленники и крестьяне. Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности – Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, общество включает в себя еще два класса – богатую плутократию и лишенный собственности пролетариат.

Еще в средневековье арабский мыслитель Ибн-Хальдун пристально изучал поведение больших социальных групп людей, составляя анатомию человеческого общества. Только через две тысячи лет после Платона и Аристотеля европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса, которые послужили непосредственными предшественниками научного этапа социологии. Многие европейские мыслители XVII–XIX веков, в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII–XVIII веках впервые появились термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социологии: общество, культура, цивилизация, классы, структура, функция и некоторые другие.

Социология как наука – если не говорить о тысячелетней предыстории развития социальной философии – родилась в середине XIX века. Философы оказались весьма плодотворны в части создания новых наук или придумывания им названий. Вспомним, что родоначальником экономики был философ Адам Смит, а психологии – философ Вильгельм Вундт. Таким образом, три науки, составляющие ныне костяк так называемых социальных, или поведенческих, наук, – психология, экономика и социология – созданы философами. Но они не исключение. Из недр философии, как из первоматерии, в разное время выделились в самостоятельные науки и физика, и астрономия, и математика, и все другие дисциплины. Только социальные науки, в отличие от естественных, задержались с появлением на свет. Человеческое общество, как ныне считают антропологи, зародилось никак не менее 40 тыс. лет назад, а науки о нем – социология, экономика, психология, этнография, антропология – появились, причем практически одновременно, только в XIX веке.

Возникновение в XIX веке опытной, эмпирической науки об обществе является не случайным, а имеет определенные гносеологические и социально-экономические предпосылки. XIX век – это век естествознания, его идеалом является опытное, «позитивное» знание. Наука не знает границ, естественнонаучному методу подвластно все, в том числе мораль, право, общественное устройство – словом, все то, что раньше было предметом метафизики и спекулятивных домыслов.

Стилю научного мышления XIX века были одинаково чужды как обскурантизм средневековья, так и морализаторство просветителей. Выражаясь современным языком, лидерами естествознания в XIX веке являлись физика (механика И. Ньютона) и биология (эволюционная теория видов Ч. Дарвина). Именно эти научные дисциплины определяли стиль научного мышления своей эпохи. Особенности этого стиля мышления не могли не наложить зримый отпечаток и на процесс формирования социологии и криминологии. Общественные феномены (в том числе и преступность) стали рассматриваться как объективные явления, ничем, в принципе, не отличающиеся от объектов познания физики и биологии. Поэтому достаточно долго опытная, позитивная наука об обществе называлась социальной физикой, а ее разделы, по аналогии с механикой, – социальной статикой и социальной динамикой.

В XIX веке европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Два первых из рассматриваемых в этой главе мыслителей, О. Конт и К. Маркс, застали начальную стадию капитализма, а два других, Э. Дюркгейм и М. Вебер, – развитую. Между этими стадиями существует качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества. Отсюда во многом проистекает и различие их взглядов.

Огюст Конт (1798–1857). Этого выдающегося французского мыслителя принято считать родоначальником социологии как науки : именно он в 1839 году явился создателем и самого термина «социология». Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что наука об обществе должна стать не спекулятивным, а точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергая туманные рассуждения и домыслы. По Конту, социология (первоначально он называл ее «социальной физикой») – единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Сам Конт термин «позитивный» рассматривал в пяти значениях: реальный, полезный, достоверный, точный, организующий.

Конт при этом исходит из того, что всякое предложение, которое недоступно точному превращению в достаточно ясное и простое объяснение частного или общего явления, не может представлять реального и понятного смысла. Мы не можем устанавливать законы развития природы и общества, утверждает Конт. Мы можем действительно постичь лишь различные взаимосвязи явлений и фактов, никогда не будучи в состоянии до конца проникнуть в подлинные причины их возникновения. Поэтому дело ученого – наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на основе этой систематизации выявлять определенные закономерности. Конт и его последователи-пози-тивисты были убеждены в том, что такие законы существуют, причем они универсальны как для природы, так и для общества. Признание универсализма – первый фундаментальный принцип, на который опирается позитивизм. Вторым его краеугольным камнем является признание необходимости и целесообразности использования в изучении общества тех методов, которые утвердились в естествознании.

В своем творчестве Конт руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, он отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Открытые такой наукой законы надо преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей, научить их тому, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения. Точка зрения Конта была близка к взглядам просветителей.

Огюст Конт во всеобщей классификации (или «иерархии») наук поставил социологию на самую вершину – выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии.

Конт совершил поистине революционный переворот в науках об обществе, определив предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от неразрешимых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего, к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни.

Конт преклонялся не только перед социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид – почти ничто. Общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем. Под обществом Контом подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Посредствующим звеном между индивидом и обществом выступает семья, и семейная связь имеет совсем иную природу, нежели социальная. Учение Конта состояло из двух частей – социальной статики, описывающей взаимоотношения между социальными институтами, и социальной динамики, раскрывающей законы и этапы изменения общества. Последствиями изучения социальной динамики являются исследования в области социального прогресса, представляющего собой развитие по восходящей линии. Первичные факторы такого прогресса – духовное и умственное развитие человека; вторичные – климат, раса, продолжительность жизни.

Конт сформулировал также основной закон общественного прогресса , т. е. закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий, согласно которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума.

Первую стадию – теологическую, или фиктивную, – охватывающую древность и раннее средневековье (примерно до начала XIV века), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь всем окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма – эпоха христианства.

Вторую стадию, метафизическую (с XIV по XIX век), Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований – фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи – Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погруженное в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. Такова, по Конту, философия позитивизма, знаменующая наступление следующей стадии.

Свидетельством вступления в третью, позитивную, стадию является распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни.

Карл Маркс (1818–1883). Имя этого знаменитого немецкого мыслителя и теоретика общественной науки известно миру, пожалуй, лучше других. Маркс родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясь научной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуев, продажу детей в рабство и т. п. Поэтому Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – уничтожение такого общества и замена его новым, более справедливым. Многие считают, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский. Маркс – основоположник так называемой теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории.

В отличие от Конта Маркс придавал негативным сторонам капитализма, а именно эксплуатации человека человеком, обнищанию масс, росту преступности, не относительное, а абсолютное значение. Он считал, что нельзя устранить эти явления полностью или частично в рамках капитализма, так как он представляет собой такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм является непримиримым противоречием основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. В результате Маркс пришел к выводу, что эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое. Наиболее важными в социологическом смысле работами Маркса считаются: «Манифест Коммунистической партии», «Капитал», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «К критике политической экономии. Предисловие».

Герберт Спенсер (1820–1903). Этот выдающийся английский мыслитель, создатель учения о социальной эволюции, внес наибольший вклад в развитие мировой социологии. Получив инженерно-ремес-ленное образование, Спенсер обратился к изучению философии и социологии. Немаловажное влияние оказала на него эволюционная теория Чарльза Дарвина, приобретавшая в английской и во всей европейской научной мысли все большее влияние. Спенсер горячо приветствовал и высоко отзывался о вышедшей в 1858 году книге Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». По мнению современного социолога Дж. Тернера, «скорее не Спенсера следует, согласно укоренившимся стереотипам, считать социальным дарвинистом, а, наоборот, Дарвина – биологическим спенсерианцем». Во всяком случае, сам Дарвин признавал серьезное влияние, которое оказали на него работы Спенсера. Спенсера считают основателем школы органической аналогии (к которой неоднократно обращались и другие классики социологии, в частности Дюркгейм): он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь, образование и т. д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т. д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно важную функцию. Экономическая жизнь в обществе, утверждал Спенсер, подобна обмену веществ в организме: правительство аналогично головному мозгу, торговля выполняет функции, подобные кровообращению, и т. д. Изменения общества не могут происходить без изменения его частей и выполняемых ими функций: изменилась экономика – меняется социальная структура общества, поскольку возникают новые классы, например, предприниматели и наемные рабочие. Считается, что Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции.

Основной закон социального развития, по Спенсеру, – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Правительство не должно вмешиваться, по мнению Спенсера, в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться – такая позиция позднее получила название «социал-дарвинизм». Спенсер был противником революции, считая ее болезнью социального организма.

Научное признание получила заложенная Спенсером теория социальной эволюции, в частности, его идея о том, что все общества последовательно развиваются: от простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, к сложному обществу с совершенно не схожими между собой элементами. Такое развитие эволюционно по своему характеру и выражает единство и борьбу двух взаимосвязанных процессов – дифференциации и интеграции. Чем больше разнообразия между частями общества, т. е. чем сильнее их дифференциация, тем неумолимее действует встречный закон интеграции частей. К объединению стремятся регионы одной страны, разные страны, нации, народы. Сегодня мы называем такой процесс глобализацией. Но во времена Спенсера этого термина не существовало, а потому он писал о социальной интеграции.

Спенсер способствовал введению в науку и широкому распространению такого важного социологического понятия, как «социальный институт», выделив и описав его главные разновидности. Ему удалось сделать удачный прогноз относительно возможного установления социалистического общества и его скорого возвращения к естественным законам эволюции. Спенсер первым дал полномасштабное описание сферы социологии, предвосхитил открытие некоторых положений структурного функционализма, применил эволюционный подход к анализу социальных явлений.

Вопрос 1. Роль социологии в системе общественных наук.

Связь социологии с другими общественными науками можно охарактеризовать двояко. С одной стороны, бесспорно, социология использует информацию, полученную в рамках других дисциплин: например, показатели экономического роста(информация от экономистов), данные о рождаемости и смертности (от демографов) и пр. Однако, с другой стороны, следует отметить, что социология обогащает другие науки выводами, полученными в результате социологических исследований. Например, социологи могут анализировать социальные последствия экономического роста или делать выводы относительно социальных причин и последствий низкой рождаемости, дополняя экономическую и демографическую информацию.

Таким образом, социология является интегрирующей, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. При этом она, несомненно, связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые дополняют ее в процессе исследования всех сфер жизни общества, обогащают ее инструментарий и тем самым способствуют появлению самостоятельных направлений в социологии, таких как социогеография, социомедицина, социобиология и др. Это новые научные направления, появившиеся на стыке социологии и других наук, способствующие объяснению и прогнозированию событий и процессов социальной среды.

Социология, как и многие науки вычленилась из философии. И даже после того, как социология в лице О.Конта и Э.Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социальная философия - раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества. У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. Предметной сферой социально-философских является исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы. Еще в большей мере различие между социологией и социальной философией обнаруживается в методе исследования социального. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.



Вопрос 2. Объект и предмет социологии.

Социология (от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей.

Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.

М.Вебер писал, что предмет социологии − социальные действия, которые она должна понимать и объяснять.

Предмет изучения социологии − это особенные, специфические законы и закономерности.

Объект социологии − социальная реальность, которая изучается специальными методами, чтобы повысить уровень стабильности общества. Предмет − это тот ракурс, под которым исследуется социальная реальность (под углом функционирующих ролей и статусов, групп и институтов, социальных отношений и типов культуры).

Вопрос 3. Функции социологии.

1. Познавательная функция. Эта функция присуща любой науке. Она заключается в получении новых знаний, сведений и закономерностей, касающихся со­циальной жизни общества.

2. Прогностическая функция прогнозировать тенденции и направления развития социальных процессов.

3. Организационная выработка организационных мер по осуществлению социологической технологии, ее внедрения и реализации.

4. Социального проектирования определение путей проектирования социального процесса.

5. Управленческая определение основных направлений повышения эффективности деятельности.

6. Инструментальная определение методов изучения социальной реальности, определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Вопрос 4. Структура социологического знания. Социальные законы. Парадигма социологического знания.

Структура социологического знания – это совокупность эмпирического и теоретического материала, получаемого в результате сбора практической информации, проведения исследований, социологических опытов, обследований, изучения общественного мнения. Она формируется в ходе логического обобщения и интерпретации полученных опытных данных. В его структуру входят эмпирические данные, теории среднего звена и общие теории.

Эмпирическая основа социологического знания включает сгруппированные и обобщенные социальные факты. К ним относятся характеристики массового сознания – мнения, оценки, суждения, верования; свойства массового поведения; отдельные события, состояния социального взаимодействия

Специальные социологические теории раскрывают два основных типа социальных связей: между общественной системой в целом и данной сферой общественной жизни. Специальные теории формулируют только вероятностные утверждения, и их подтверждение должно быть доказано логически или фактически.

Общие социологические теории – результат объединения специальных социологических теорий и их выводов.

Социальный закон - это существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами, прежде всего в социальной деятельности людей или их действиях. Следует различать две группы социальных законов.
Первая группа - это законы, действующие на протяжении всей истории развития общества.

Вторая группа - это законы, которые вытекают из сложившихся ранее обстоятельств и в которых проявляется ведущая тенденция развития общества, обусловленная объективными закономерностями его деятельности и развития.

Сущность социальных законов заключается в том, что они определяют отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Это отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социально-профессиональными группами, городом и деревней, а также между обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью. Законы различаются по времени их действия. Общие законы действуют во всех общественных системах (например, закон стоимости и товарно-денежных отношений). Действие же специфических законов ограничено одной или несколькими общественными системами (например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому или период первичного накопления капитала).

Можно выделить пять парадигм

1. Парадигма социальных фактов. В ней социальная реальность рассматривается через призму социальных структур, институтов и их функций.

2. Парадигма социальных дефиниций. У ее истоков лежат работы немецкого социолога Макса Вебера. Исследователи, работающие в рамках этой парадигмы, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе тех смыслов, которые люди придают действиям, ситуациям, стимулам при взаимодействии друг с другом.

3. Парадигма социального поведения. Изучаются поведение индивидов в социальном пространстве, понятом как система социальных подкрепителей (поощрений – наказаний), и социальные структуры взаимодействий, сложившиеся в процессе обменных отношений.

4. Психологическая парадигма развивалась под влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, который рассматривал общественную жизнь сквозь призму структуры конфликта "Оно – Я – Сверх-Я" внутри индивида и между ним и обществом.

5. Парадигма социально-экономического детерминизма представлена марксистской социальной концепцией (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). В марксистской теории социальная реальность рассматривается как совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе совместной жизнедеятельности людей. В фокусе ее внимания находятся общественноэкономические формации, смена которых определяется в первую очередь изменениями способа производства, а также перспективы преобразования общества на коммунистических началах.

5. Структура социологического знания

Социология, развиваясь, усложнялась, в настоящее время в ней выделяются три уровня познания.

1. Макроуровень. В рамках этого уровня изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие - современные), характер изменений общества. Выделяют, например, линейный характер, который по мнению его авторов заключается в постоянстве развития от низших к высшим формам, от простых к сложным обществам. Это путь прогресса. Другая точка зрения, что общество развивалось хоть и от низших к высшим формам, но не равномерно, а скачками, с длительными задержками, отступлениями и прочими неравномерными движениями. Третья точка зрения, что общество развивалось по циклам - в одном месте зарождается цивилизация, развивается и умирает, потом тоже самое повторялось в другой части Земли.

2. Мезосоциология, или социология среднего уровня, в рамках которой считается самой важной целью исследовать, имеющиеся в обществе группы людей, такие как классы, нации, поколения, а так же созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства, и т.д. Более 100 институтов.

3. Микросоциология - третий уровень изучения общества. Приверженцы микросоциологии считают, что самое главное понять, познать деятельность отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Итак в социологии имеются три этажа уровней познания, понимания общества. Но за прошедшее время социология превратилась в очень сложную структуру, которая напоминает большое ветвистое дерево, где сложилось множество прикладных или отраслевых ветвей социологического познания. В организационной структуре социологии как науки существует три независимых уровня:

1. уровень фундаментальных исследований, задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы;

2. уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих практическую ценность;

3. социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний.

Социология развиваясь усложнялась. Возникло разделение на теоретическую и эмпирическую. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, т.к.

6. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ

Метод в социологии - это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Что касается специфических методов познания, то считается что они схожи с методами социальной психологии, статистики, истории, этнографии, кибернетики и др. наук.

Во всех этих исследованиях социология выступает как научная система, т.к. основной целью является получение научного знания об обществе в целом или об отдельных его фрагментах. Поэтому она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности. Если философия решает общественные проблемы умозрительно, на основе цепи логических размышлений, то теоретическая социология опирается на эмпирические исследования. По мнению социологов общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Научный (или позитивистский) метод означает опору теоретической социологии на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта - необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

Специфика социологических методов познания обусловлена спецификой объекта исследований - общества. По вопросу специфики общества как объекта познания существует два основных теоретических направления: позитивистской ориентации и антипозитивистской ориентации с множественными разветвлениями в каждом направлении.

1. Представители первого направления (от О. Конта до современных позитивистов) стремились подвести общество под общенаучный знаменатель, т.е. стремились представить его как часть объективной (природной) действительности, изучаемой на основе общенаучных методов. И социология представлялась им одной из научных дисциплин, которая должна как и все естественные науки раскрывать законы, объясняющие устройство и изменение общества.

2. Представители второго направления (от Дильтея до современных антипозитивистов) стремились общество как бы вынести за рамки природной действительности, наделяя его сугубо специфическими признаками, требующими при изучении каких-то особых методов познания.

Материальное единство мира, диалектическая связь всех форм движения материи определяют принципи

7.Функции социологии

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их опти­мизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвя­зи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии - теоретико-познавательная, критическая. Её суть состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта тре­буется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для буду­щих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не само­ цель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социо­логами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразователь­ной функции.

Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завер­шаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскры­тую тенденцию развития социального явления, а также на зафикси­рованную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого факто­ра - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи­ ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социаль­ный прогноз занимает важное место -в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно

Современная социология представляет собой разветвленную систему знаний разных уровней и включает в себя:

Общесоциологические теории;

Специальные (частные) социологические теории (или теории среднего уровня);

Отраслевые социологические теории (такие как экономическая, политическая, юридическая и т. д. социологии) направлены на социологическое осмысление соответствующих проявлений существования общества. Они применяют концептуальный, категориальный и методологический аппарат социологической науки, направляя его в междисциплинарное русло. Тем самым не только осуществляется взаимодействие со смежными социогуманитарными дисциплинами, но и создается многомерное видение общества как целостного явления. Выступая как специализированное использование «оптики» социологической науки, отраслевые социологии опосредуют взаимосвязь общих и социальных теорий с эмпирической социологией;

Эмпирическую социологию.

Первый уровень включает теории наиболее высокого уровня обобщения, объясняющие явления и процессы, важные для всех областей общественных отношений. Второй уровень специальные (частные) социологические теории (или теории среднего уровня) обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей жизни общества (семья, образование, политика, экономика, армия и т. д.).

Специальные социологические теории можно разделить на различные группы:

1) теории социальных институтов (социология религии, образования, семьи);
2) теории социальных общностей (этносоцилогия, социология электората, социология молодежи);
3) теории специализированных сфер деятельности (труда, спорта, досуга, управления);
4) теории социальных процессов (теория социального обмена, интеракций, социология социальных изменений);
5) теории социальных явлений (социология общественного мнения, гендерная социология).
6) Дж. Ритцер выделяет в социологическом анализе четыре уровня: макрообъективный, макросубъективный, микрообъективный и микросубъективный.

Отраслевая структура социологии определяется тематическими областями и сферами исследований, выделившимися в процессе дифференциации социологического знания. Отрасли социологии формируются при наличии: а) близкой тематики, б) общих теоретических установок, в) единства методологии и сходства методического инструментария. На сегодняшний день социология представлена десятками отраслей, таких как экономическая, политическая социология, социология труда, города, культуры, религии, образования и др. При этом отдельные отрасли социологии также разделены на субдисциплины. Так, в рамках социологии культуры выделяется социология кино, театра, чтения, массовой культуры. Экономическая социология включает социологию труда, социологию трудовой занятости, социологию банков, менеджмента и др.

Наряду с четырьмя указанными уровнями выделяют макро- и микросоциологию. Исследователи, работающие в области макросоциологии, акцентируют внимание на взаимоотношениях между основными элементами общественной системы. Они работают с понятиями культуры, социальных институтов, социальных систем, структур, общества. Микросоциологические концепции фокусируют внимание на индивидах, поведенческих актах. Микросоциологи используют понятия социального поведения, интеракций, мотивов и т. п.

Социология как наука в настоящее время имеет весьма сложную структуру. Эта структура включает в себя общую социологическую теорию , которая изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества, места в нем человеческой личности. Именно в рамках общей социологической теории происходит теоретическое осмысление и обобщение множества эмпирических фактов, накапливаемых и осмысляемых в частных социологических теориях, систематизация их по тем или иным признакам, разработка социологического категориального аппарата, установление закономерностей и формулировка законов (Рис. 2).

Рис. 2. Структура социологического знания

Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

Другой уровень социологических исследований - эмпирическая социология (от греч. empeiria - опыт) - комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования, цель которых заключается в сборе и систематизации сведений о состоянии общественной жизни. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина называется «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию также называют социографией, что подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Это направление социологии считается более близким к жизни, чем «высокие» теории.

И, наконец, уровень частных (отраслевых) социологических теорий. Эти теории, как правило, именуют теориями среднего уровня . Этот термин ввел в научный оборот знаменитый американский социолог Роберт Мертон. Каждая из «теорий среднего уровня» ставит и решает социологические проблемы применительно к определенному элементу структуры общества, отдельному, относительно самостоятельному общественному явлению. К числу теорий среднего уровня относятся:

· социологические концепции, которые разрабатываются на стыке наук, - социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т.п.;

· социологические теории, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности : аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т.п.

· различные отрасли институциональной социологии – особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни: социология религии, социология образования, социология брака и семьи.

Любое научное познание, в том числе и социологичес­кое, выступает как единство двух взаимосвязанных уров­ней знания - теории и эмпирии, двух видов исследования - теоретических и эмпирических.


Лекция II. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ.
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социологический взгляд на общество
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви­дение, радио, газеты сообщают о результатах социологических оп­росов

Объект и предмет социологии
Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, не­обходимо вычленить собственную область социологического иссле­дования, а также определ

Социология в системе наук
Для наиболее полного представления о предмете социологии необходимо рассмотреть ее связь другими общественными, естественными и гуманитарными науками. До недавнего времени самостоятельное

Уровни социологического анализа
В современной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях социологического анализа общества:микро- и макросоцио­логии. Микросоциология занимается изучением общен

Общая характеристика методов социологии
Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теор

Этапы и виды эмпирического социологического исследования
Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели:

Количественные методы сбора социологической информации
Анализ документов. Любое социологическое исследование обычно начинают с анализа документов. Документом можно назвать любой предмет, специально соз­данный человеком или группой люде

Методы анализа и интерпретации данных
Социологическое исследование - это не только сбор данных. Цель его состоит в том, чтобы дать научно обоснованную интер­претацию изученных фактов. Собранный первичный материал неприг

Качественные стратегии в социологических исследованиях
Описанные в предыдущем параграфе методы сбора данных относятся к так назы­ваемым «жестким» методам. В данном параграфе мы рассмотрим качественный под­ход - как "другую

История становления и развития социологии
3.1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разл

Развитие социологии в России
В середине XIX века русское общество стояло перед необходимостью коренных изменений в политической и экономической сферах. Реформы 60-х годов - отмена крепостного права, реформы земств и судебная р

Понятие общества
Общество является центральной категорией социологии. Поэтому его необходимо отличать от таких явлений, как населе­ние и государство. Общество и население.Общество отличает

Понятие культуры
Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образов

Ценности
Особое место в культуре занимают ценности. Многие социологи считают, что именно ценности составляют определяющий элемент культуры. Ценности – это общепринятые убеждения относительн

Символы и язык
Как и все живые существа, люди воспринимают окружающий мир с помощью органов чувств. Они преобразуют элементы мира в символы – все то, что несет в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культ

Виды культуры
Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура всегда первична. В игре в хоккей, например, щитки, шайба, клюшки и фор

Восприятие культуры членами общества
В каждой культуре приняты свои уникальные модели поведения, которые кажутся странными представителям других культурных образований. Существует известная истина, что для каждого человека земная ось

Динамика культуры
Культура не стоит на месте. Культурные изменения могут включать в себя изобретение и популяризацию автомобиля, появление новых слов в нашем языке, изменение норм правильного поведения и морали, нов

Понятие личности
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определ

Основы социализации
Главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе соц

Фазы социализации и жизненный цикл
Процесс социализации охватывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называют жизненными циклами. Таких циклов можно выделить четыре: &

Виды и агенты социализации
Каждый этап жизненного цикла сопровождается взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией – процессом отучения от старых норм, ролей и правил поведения, и ресоц

Социальный статус и социальная роль
Социализация как процесс обучения общепринятым способам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью

Социальная стратификация
6.1. Исторически сложившиеся системы социальной стратификации Десятки тысяч лет люди жили небольшими сообществами охотников и собирателей. Хотя члены этих групп выбира

Критерии социальной стратификации
В современной западной социологии марксизму противостоит теория социальной стратификации. Классификация или стратификация? Представители теории стратификации утверждают, ч

Социальная мобильность и маргинальность
В системе стратификации индивиды или группы, могут переме­щаться с одного уровня (слоя) на другой. Этот процесс был назван П. Сорокиным социальной мобильностью. Социальное неравенс

Бедность и неравенство
С социальной стратификацией тесно связаны понятие неравенство, а также противостоящие друг другу богатство и бедность. Социальное неравенство – складывающаяся в обществе система от

Общая характеристика социальных общностей и групп
В качестве элементов любой социальной системы вы­ступают индивид или социальная группа. Благодаря соци­альным отношениям (социальным связям), индивиды соединяются в определен­ные устойчивые объедин

Массовые общности
Массовые общности имеют следующие, свойственные для них, общие характеристики: ü это неорганизованные, случай­но, стихийно возникшие совокупности; ü суще

Социальные движения
Социальные движения - это достаточно организованная общность людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социально

Социальные группы
Основной формой социальных общностей являются социальные группы. Социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых м

Социально-психологические особенности малых групп
Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в Хоторнском эксперименте Джорджа Э. Мэйо (1880 – 1949). Суть их состояла

Целевые общности (социальные организации)
В повседневной практике часто используется понятие "организация" причем в него вкладывается самое различное содержание. Ведущий исследова­тель в области проблем социальных органи

Виды социальных связей
Очевидно, что человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности. Во всех эпизо

Формы социальных связей
Итак, понятие социального взаимодействия является центральным в социологии в силу того, что возник целый ряд социологических тео­рий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспек


Социальные отношения являются основным элемен­том социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Практика закрепления отношений, направленных на удовле


Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории»


В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит или состояло в браке. Семья- это соц


Религию можно охарактеризовать как социальный институт, специфика и смысл функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии леж

Понятие девиации в социологии
Слово «девиация» дословно переводится с позднелатинского deviatio как отклонение. Этот термин общепринят и в других науках, таких как физика и биология. В социологию он пришел сравнительно н

Общая характеристика социальных отклонений
Попробуем классифицировать наиболее распространенные социальные отклонения и дать им краткую характеристику. Индивидуальные и групповые отклонения. Если мы сталкиваемся с

По Р. Кевен
Поведение, которое полностью одобряется и вознаграждается обществом, попадает в зоны C, D, E. Им соответствуют сознательные, или законопослушные,

Делинквентное и криминальное поведение
Под делинквентным поведением (от лат. delinquens - совершающий проступок) понимают не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, а чаще расцениваемые как п

Социальные эффекты девиации
Девиация может иметь как отрицательные, так и положительные или интеграционные последствия для социальной жизни. Дисфункции девиации. Большинство членов общества за всю св

Социологические теории девиации
Почему люди нарушают общественные нормы? Почему определенные действия характеризуются как девиантные? Этими вопросами интересуются социологи. Другие науки также занимаются проблемой девиан

Социальный контроль и социальные санкции
Во все времена общество пыталось подавить проявления девиантного поведения посредством социальных санкций и контроля.Для определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способы его ос

Подходы к изучению социальных изменений
Изучение социальных изменений - одно из основных направлений теоретической социологии. Сама наука зародилась в XIX в. как попытка осознания фундаментального перехода от традиционног

Эволюция идеи прогресса
Стремление к прогрессу - одно из тех, которые мы воспринимаем как должное, поскольку оно широко распространено и его суть представляется ясной. Идея прогресса (от лат. progressus -

Глобализация человеческого общества
К числу исторических тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Существуют различные точки зрения относительно сути глобализации. В одних ис

Агенты социальных изменений
Социальные изменения, включая широкомасштабные исторические преобразования, не происходят стохастически, не предрешены проведением. Он являются результатом действий ряда сил - агентов социальных из



error: