Понятие и сущность финансовой логистики. Финансовые ресурсы предприятия как основной инструмент финансовой логистики Основные инструменты финансовой логистики

Введение

1. Финансовая логистика

1.2 Основные характеристики финансовой логистики

2. Финансовый поток как основа финансовой логистики

2.1 Основные характеристики финансового потока

2.2 Финансовый поток в транспортной логистике

Заключение

Список литературы


Введение

В настоящее время российские предприятия функционируют в условиях значительной нестабильности экономической среды, что вызывает необходимость поиска высокоэффективных методов и способов управления деятельностью промышленных предприятий. Одним из таких методов является логистика, позволяющая выйти на качественно новый уровень управления материальными, финансовыми и информационными потоками предприятия в целях улучшения конечных результатов его производственно-хозяйственной деятельности и обеспечения стабильного положения на рынке.

В условиях перехода к рыночной экономике повышение эффективности производства и реализации продукции определяет необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков, соответствующих перемещению товарно-материальных и товарно-нематериальных ценностей, которые в процессе перемещения от одного хозяйствующего субъекта к другому могут рассматриваться в качестве соответствующего товарного потока. При этом его движение обусловлено выполнением целого ряда логистических операций.

Переход к рыночным отношениям, расширение масштабов хозяйственной деятельности, возросшая потребность в усилении всех видов взаимосвязей в процессах управления финансовыми потоками, порожденных сбытовыми товарными потоками, обусловили основные требования к новым формам и методам повышения эффективности управления деятельностью предприятий, увеличения результативности их деятельности, улучшения финансового состояния. Формирование финансовых потоков логистики на предприятиях, использование логистических принципов и методов, позволит подойти на новой основе к решению традиционных задач, повысить эффективность их производственно - хозяйственной деятельности.


1. Финансовая логистика

1.1 Понятие и сущность финансовой логистики

Финансовая логистика является наименее изученной областью. Это происходит, в основном, по двум причинам: по объективным, слишком долго в России длился переход к рыночной идеологии, когда по мере развития рынка постепенно к ученым и практикам приходит понимание важнейшей роли финансов в логистической системе; и по субъективным, так как управление финансовыми потоками требует высокого профессионализма и сопряжено со значительными рисками для каждого предприятия или компании.

Впрочем, нельзя сказать, что западные "рыночники", на которых нередко по привычке ориентируются отечественные экономисты, ушли далеко вперед, хотя они намного раньше занялись исследованием основных взаимозависимостей между логистикой и финансовыми целями фирм, а также рассмотрением доли управления цепью поставок в общей стоимости производственных затрат фирм. И это неудивительно, так как они уже давно стали перед необходимостью соответствующей информации для управления процессом инвестирования.

Говоря о вкладе логистики в прибыль предприятия, Д.М.Ламберт, отмечает необходимость проведения анализа всех логистических решений как с точки зрения их затратной эффективности, так и полученной выгоды.

Ключевым фактором является при этом обслуживание клиентов (логистический сервис) и его влияние на величину прибыли. Но следует, справедливо предупреждает он, избегать крайностей, в частности, предоставления очень высокого уровня обслуживания без уверенности в том, что клиент оценит стоимость такого суперсервиса и будет готов за это платить.

Другая крайность состоит в понимании логистики единственно как источника затрат и в стремлении к их снижению любым способом. По мнению американского экономиста М.Кристофера, "снижение затрат в любой сфере бизнеса является стоимостным фактором, однако оно целесообразно только тогда, когда ведет к повышению прибыли".

Финансовая логистика, признает он, способствует также эффективному использованию капитала. Логистические переменные существенным образом формируют отдельные составные части баланса, а именно:

Наличные средства в кассе и задолженность. Благодаря эффективному логистическому управлению достигаются более короткие циклы реализации заказов: чем короче цикл, тем быстрее происходит поступление наличности от реализации; важным является также степень реализации заказа;

Запасы. Уровень запасов в виде сырья, компонентов, готовых изделий является результатом стратегии предприятия в сфере логистического обслуживания и эффективности системы мониторинга и управления запасами;

Недвижимость, основные средства и оборудование. Оптимизация дистрибьютерской сети, достигнутая благодаря найденному соответствию размещения и параметров распределительных узлов структуре спроса, может привести к высвобождению капитала;

Текущие платежи. Их уровень можно повысить за счет ограничения объема и частоты заказов, что может быть результатом внедрения таких систем, как планирование материальных потребностей или дистрибьюторских потребностей.

Зарубежные специалисты изначально ориентированы на то, что основной целью предприятия должна стать максимизация его стоимости, следовательно, стратегия предприятия должна быть направлена на достижение этой цели. А это в свою очередь невозможно без введения новых методов управления - управления посредством стоимости. Для использования такого метода управления следует определить какие процессы и в какой степени формируют величину этой стоимости и какую роль при этом играет логистика.

При определении стоимости фирмы главную роль играют свободные потоки наличных средств, составляющие основу выплаты дивидендов для акционеров, роста цен акций и источников финансирования роста фирм. Важное значение имеет и процентная ставка, величина которой отражает стоимость капитала.

Проведенный анализ отечественных научных публикаций, учебно-методической литературы, учебных курсов различных вузов говорит о том, что, в отличие от Запада, в практике нашего хозяйствования продолжается фетишизация материального потока и сведение логистики только к транспорту, складу, производству, снабжению, сбыту, запасам.

В большинстве существующих определений логистики отсутствует четкое определение финансовой логистики. Неслучайно поэтому финансовое движение многими рассматривается только как сопутствующее материальному потоку. Хотя, совершенно очевидно, что движение финансов является серьезным ограничителем выгод предприятия и активным "рычагом" управления материальными потоками.

Возможно, именно поэтому до сих пор не выработаны показатели оценки эффективности финансовых потоков. Попытки ряда экономистов свести их к классическим показателям финансового менеджмента совершенно не обоснованы. Так, при этом не обнаруживается взаимосвязь, а точнее взаимозависимость финансового менеджмента и финансовой логистики. Как известно, финансовый менеджмент - это искусство управления финансами предприятия. Что же касается финансовой логистики (логистики финансовых потоков), то это понятие более узкое и представляет собой комплекс методов, средств, инструментов, направленных на повышение эффективности финансовых потоков.

Финансовые аспекты функционирования логистических систем слабо представлены в экономической литературе как ключевые в обеспечении принятия оптимальных решений. Из этого можно сделать вывод о том, что существует острый дефицит методических материалов по финансовым потокам. Среди них: основы теории управления финансовыми потоками в логистической системе; регулирование потоков финансовых ресурсов; организация структурирования, формирования и управления финансовыми потоками в мезо-, государственных и социально-ориентированных логистических системах; финансовые потоки в банковских, биржевых, интернет-трейдинговых системах.

Изучение вопросов финансовой логистики требует оставаться на принципах научности, предполагающих усиление расчетного начала на всех стадиях управления финансовым потоком - от планирования до анализа. Этот подход может быть соблюден при условии конкретности, предполагающем четкое определение конкретного результата цели перемещения финансового потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями хозяйствующего субъекта, а также принципа конструктивности, заключающемся в непрерывном отслеживании перемещения финансового потока и оперативной корректировке его движения.

И, наконец, все финансовые логистические функции и процесс движения финансовых потоков должны выполняться с максимальной степенью автоматизации, что возможно только при условии его компьютеризации.

Важно иметь в виду, что, с точки зрения логистики финансов, прогрессивность хозяйственных систем достигается не столько наращиванием их материально-технической базы, сколько совершенствованием ее обеспечения финансовыми ресурсами.

Реализация этих принципов ведет к сокращению затрат на хранение и перемещение материальных ресурсов и готовой продукции, повышению сбалансированности в управлении хозяйственной деятельностью транспортных систем, ритмичности функционирования структур и подразделений, входящих в финансовую логистическую систему. Кроме того, принципы логистики финансов позволяют совершенствовать методологию и повысить качество оргпроектирования, обеспечить системный подход к проектированию региональных транспортных систем.

Основные принципы финансовой логистики должны быть дополнены принципами маркетинга, менеджмента и других научно-прикладных дисциплин, которые синтезирует теория и практика логистики.

Исследование имеющихся материалов и литературы дают основание также сделать вывод о том, что себестоимость интерпретируется управленческим персоналом и топ-менеджерами ряда предприятий исключительно как часть процесса налогообложения. Поэтому фактор себестоимости не используется в качестве объективного критерия повышения активности и конкурентоспособности основного производства.

Управление потоками можно считать эффективным, если оно позволяет решать в автоматическом режиме основные производственно-хозяйственные задачи предприятия. К ним относятся: согласование производственных и финансовых планов, установление необходимого уровня запасов, объемов и сроков требуемых ресурсов. Через воздействие на потоки можно обеспечивать логистическую систему финансовыми и материальными ресурсами, осуществлять привлечение и возврат денежных средств, их распределение по направлениям использования. К функциям управления потоками следует также отнести контроль за соответствием параметров финансовых и материальных потоков, их влияния на эффективность логистической деятельности, проверку оптимальности схем движения ресурсопотоков.

При управлении движением финансовых и материальных потоков нужно стремиться как к экономии ресурсов, затрачиваемых на воздействие, так и к максимизации конечного результата. По возможности надо добиваться того, чтобы одно управляющее действие изменяло параметры как можно большего количества потоков. В этом случае решение проблем будет осуществляться максимально быстро и с наименьшими затратами.


Сегмента потребителей. Структура жизненного цикла продукта служит удобной схемой анализа такой динамики при планировании уровня обслуживания потребителей. 2.3 Роль логистики в удовлетворении потребителей, деловом успехе и в усилении конкурентоспособности на примере компании Bergen Brunswig Появление стратегий, опирающихся на компетентность в логистике как на средство достижения конкурентных...

Находящимся на складе. Рисунок 13.Total materials counted 3.5 Дистрибьюция и транспортировка. Когда продукт достигает конечной точки в цепи внутри­производственной логистики, т.е. является пригодным для фи­зического распределения в дистрибутивной сети и конечного потребления, с этого момента продукт будет проходить через так называемые центры...

Логистика - процесс, охватывающий собственное снабжение предприятия ресурсами, объем готовой продукции, движение приобретенных материальных ресурсов по подразделениям на предприятии и между ними. Значение закупочной логистики в промышленности особенно велико. Это материалоёмкая отрасль. Обеспечить закупку материальных ресурсов по минимальным ценам и с максимальным качеством - задача не из легких...





Процессное представление цепи поставок и практически осуществить декомпозицию: «цепь поставок - ключевой бизнес-процесс - логистической процесс - логистическая функция/операция». МЕНЕДЖМЕНТ В ЛОГИСТИКЕ 1. Основы логистического менеджмента В рыночной экономике «менеджмент» имеет два значения: во-первых, совокупность средств и форм управления основными сферами бизнеса внутри...

  • 4.Функциональные области логистики: особенности приложения логистических технологий в ключевых и поддерживающих логистических функциях
  • 5. Логист. Потоки как объекты управления и исследования в логистике, их параметры. Системы узловых воздействий на ресурсопотоки
  • 6.Логистические операции, процессы и циклы: проблемы оптимизации
  • 8.Правило 7(8) r и современные требования к управлению предпритием.
  • 9. Логист. Система и логистический бюджет предприятия
  • 10.Логистическая миссия и стратегия предприятия: пути реализации
  • 11. Логистические концепции и технологии.
  • 13Логистическая координация и логистический менеджмент в современных условиях
  • 14. Международная логистика и её развитие: влияние регионализации и глобализации
  • 15. Особенности применения правил инкотермс в международной логистике
  • 16. Грузопереработка и логистические принципы ее организации
  • 17. Понятие, цели и задачи финансовой логистики
  • 18. Принципы управления финансовыми потоками.
  • 19. Управление стадиями логистического финансового цикла предприятия и оптимизация логистических потоков
  • 20. Методы максимизации финансовых потоков предприятия в логистике
  • 21. Аналитический инструментарий финансовой логистики
  • 22. Склады, их определение, виды и фукции.
  • 23 Логистический подход к проектированию склада
  • 24 Разработка системы складирования
  • 25. Логистическая организация складских процессов
  • 2.Операции, связанные с переработкой грузов и оформлением документации:
  • 3 Операций, связанные с реализацией товаров в соответствии с заказами потре­бителей:
  • 26. Показатели эффективности деятельности складской логистической подсистемы
  • 27 Классификация и характеристика грузов в логистике
  • 28 Логистические требования к таре и упаковке грузов в процессе транспортировки и складирования
  • 29. Место запасов в логистической системе. Функции и виды запасов.
  • 30. Системы контроля состояния запасов и направления их совершенствования
  • 32.Применение правила парето, авс-анализа и хyz-анализа в управлении логистической системой предприятия
  • 33.Задачи сервисной логистики и показатели уровня логистического обслуживания клиентов
  • 34.Формирование системы логистического сервиса предприятия
  • 35. Основные понятия производственной логистики. Преимущества и недостатки систем mrp I, mrp II, erp.
  • 36. Логистические подходы к организации производственного процесса во времени
  • 37. Информационная логистика: сущность, задачи и функции
  • 38. Управление информационными логистическими потоками. Электронный документооборот
  • 39. Сущность и механизмы закупочной логистики
  • 2. Исследование рынка закупок
  • 3. Выбор поставщика
  • 5. Контроль поставок.
  • 6. Подготовка бюджета закупок
  • 40. Методы закупок и задачи выбора поставщика
  • 41 Сущность, задачи и принципы транспортной логистики
  • 42 Транспортное обеспечение логистических процессов в экономике
  • 43 Виды транспортных средств и перевозок, транспортные тарифы
  • 44 Сущность, функции и задачи распределительной логистики
  • 45. Организация и формирование сетей и каналов распределения. Логистическая цепь.
  • 46. Современные проблемы транспортно-экспедиционного обеспечения распределения товаров
  • 48. Управление затратами в логистических системах и подсистемах
  • 49. Виды логистических посредников и их роль в повышении эффективности логистических процессов
  • 50. Профессиональные обязанности специалиста и менеджера по логистике. Логистический аудит и контроллинг логистической системы.
  • 17. Понятие, цели и задачи финансовой логистики

    Финансовая логистика – одна из концепций финанс. менеджмента, решающая проблемы не только оптимизации собственно финансовых потоков предприятий и организаций, но и интегрированного управления логис. потоками в экономических системах.

    Логистический финансовый поток – направленное движение финансовых средств (денежных, валютных средств и ценных бумаг), циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, с целью эффективного обеспечения материального (ресурсного), товарного и сервисного потока, роста рентабельности бизнес-деятельности.

    Финансовый логистический процесс – определенным образом организованная во времени последовательность выполнения финансовых операций, которая позволяет достичь поставленных целей с оптимальной затратой ресурсов. Цикл движения финансовых средств – постоянно повторяющийся процесс, который сопровождает и опосредует логистический цикл движения товаров и услуг.

    Задачи финансовой логистики:

      Изучение финансового рынка и прогнозирование источников финансирования.

      Определение потребности в финансовых ресурсах, выбор источников финансирования, мониторинг финансового рынка.

      Построен алгоритма движения потоков денежных средств из источников финансирования.

    4. Установление последовательности движения денежных средств по бизнес-процессам.

    5. Координация финансовых и материальных потоков на основе информац. технологий.

    6. Формирование и регулирование запасов (резервов) финансовых средств.

    7. Создание оперативных систем связи между субъектами логистической цепи и организацией обработки информационных потоков.

    Для реализации концепции финансовой логистики необходимо решение задач, связанных

      со структурированием основополагающих потоков (финансовых, информационных, материальных); определением их характеристик;

      выбором инструментов воздействия; разработкой механизмов реагирования на изменение параметров внутренней и внешней среды;

      обеспечением информационной поддержки управляющих воздействий.

    Основными финансовыми показателями работы логистической системы за период являются: материалопоток (товарооборот, выручка), доходы, затраты, прибыль, рентабельность, точки рентабельности и безубыточности. С точки зрения логистики финансов прогрессивность хоз. систем достигается не столько наращиванием их материально-технической базы, сколько совершенствованием ее обеспечения финансовыми ресурсами.

    18. Принципы управления финансовыми потоками.

    Опора на современные принципы лог-ки финансов в управленческой деятельности позволяет компенсировать неопределенность факторов постоянно меняющейся внешней среды. Принципы логистики финансов:

    1. принцип системности предполагает формирование интегрированной системы управления финансовыми потоками в рамках финансовой логистической системы;

    2. принцип синергичности выражает возможность за счет согласованности действий во всех взаимосвязанных процессах добиться большего эффекта в целом по структуре;

    3. принцип эмерджентности заключается в свойстве выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только финансовой логистической системой в целом, а не отдельными ее элементами;

    4. принцип обратной связи, в соответствии с которым цели и задачи финансовой логистики определяются требованиями рынка;

    5. принцип оптимальности заключается в обеспечении наибольшаей эффективности функционирования предприятия как производственно-сбытовой системы;

    6. принцип динамичности что заключается в прогрессивной динамике, которая выражается в развитии, стремлении к совершенствованию;

    7. принцип инициативности предполагает реакции на вероятные события, возможности создавать и регулировать условия, положительно влияющие на процессы;

    8. принцип гибкости предполагает высокую степень приспособляемости финансовой логистики к условиям ее функционирования;

    9. принцип надежности заключается в обеспечении бесперебойного финансового обслуживания материальных потоков;

    10. принцип научности предполагает усиление расчетного начала на всех стадиях управления финансовым потоком от планирования до анализа;

    11. принцип конкретности предполагает четкое определение конкретного результата цели перемещения финансового потока; 12. принцип компьютеризации и автоматизации означает использование новейших информационных технологий и программного обеспечения.

    Реализация принципов логистики финансов на практике ведет к существенному сокращению затрат на перемещение и сохранение материальных, человеческих и финансовых ресурсов, повышению сбалансированности в управлении логистических цепей и систем, ритмичности функционирования структур и подразделений логистических систем. Данные принципы позволяют повысить качество организационного проектирования и перепроектирования (инжиниринга и реинжиниринга), обеспечить системный подход к управлению современными логистическими системами в национальной экономике.

    Основные понятия и принципы финансовой логистики

    Санкт-Петербург

    Специальность 080506 – Логистика и управление цепями поставок

    ФИНАНСОВАЯ ЛОГИСТИКА

    С. Е. Барыкин

    Кафедра логистики и организации перевозок

    Санкт-Петербургский государственный

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    инженерно-экономический университетʼʼ

    Конспект лекций

    Допущено

    редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

    в качестве учебного издания

    Составитель

    д-р экон. наук, доц. С.Е. Барыкин

    Рецензент

    д-р экон. наук, проф. Е.Р. Счисляева

    Подготовлено на кафедре

    Логистики и организации перевозок

    Одобрено научно-методическим советом специальности

    080506 – Логистика и управление цепями поставок

    представленного составителœем

    ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 4

    ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ КАК НАУКИ. МЕСТО ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ В ЛОГИСТИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ.......................................................................................................................... 6

    ТЕМА 2. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ ЗАПАСАМИ В МИКРОЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ........................................... 19

    ТЕМА 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ОБЪЕКТАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ.............................................................................. 44

    ТЕМА 4. СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ЗАПАСАМИ И МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ....................................................... 57

    ТЕМА 5. НЕЙРОСЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ЗАПАСАМИ................................................................................................ 66

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 78

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................... 79

    ВВЕДЕНИЕ

    Целью дисциплины ʼʼФинансовая логистикаʼʼ является формирование у студентов знаний о реализации функций финансов в логистических системах, логистических моделях и методах управления финансовыми потоками компании.

    Задачами дисциплины являются:

    · Формирование понятия финансового потока, его назначения и места в системе логистического менеджмента;

    · Изучение основ стратегического управления обеспечением финансовыми ресурсами компании;

    · Рассмотрение вопросов распределœения финансовых ресурсов по направлениям вложения;

    · Изучение методов группировки объектов финансирования;

    · Изучение методики внедрения интегрированного управления финансовыми и материальными потоками в логистической системе;

    · Логистические модели формирования денежного запаса компании.

    Дисциплина ʼʼФинансовая логистикаʼʼ является дисциплиной специализации ʼʼУправление цепями поставокʼʼ специальности 080506 – Логистика и управление цепями поставок.

    Дисциплина ʼʼФинансовая логистикаʼʼ базируется на дисциплинах ʼʼОсновы логистикиʼʼ, ʼʼСтратегический и инновационный менеджментʼʼ, ʼʼФинансовый менеджментʼʼ, ʼʼОперационный (производственный) менеджментʼʼ, ʼʼУправление цепями поставокʼʼ, ʼʼЭкономические основы логистики и управления цепями поставокʼʼ, ʼʼЛогистика снабженияʼʼ, ʼʼЛогистика производстваʼʼ, ʼʼЛогистика распределœенияʼʼ, ʼʼУправление запасами в цепях поставокʼʼ, обеспечивает дисциплины ʼʼУправление проектами в логистикеʼʼ, ʼʼУправление логистическими рисками в цепях поставокʼʼ и ʼʼИнтегрированное планирование цепей поставокʼʼ.

    Предлагаемый читателю конспект лекций является основой для самостоятельной работы при изучении дисциплины ʼʼФинансовая логистикаʼʼ направлен на формирование системного представления об интегрированном управлении взаимосвязанными материальными и финансовыми ресурсами в логистических системах.

    Рабочая программа дисциплины предусматривает пять тем, по которым в конспекте лекций раскрываются основные знания, умения и вопросы для самоконтроля.

    ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ КАК НАУКИ. МЕСТО ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ В ЛОГИСТИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

    Денежные средства представляют из себячасть оборотных активов предприятия. Без этого актива невозможна операционная и инвестиционная деятельность компании. Денежные средства предприятия включают в себя деньги на расчетном счете в коммерческих банках и в кассе. Различные виды активов обладают разной ликвидностью , под которой понимают временной период, необходимый для конвертации данного актива в денежные средства, и расходы по обеспечению этой конвертации. Только денежным средствам соответствует абсолютная ликвидность. Предприятию крайне важно обладать определœенным уровнем абсолютной ликвидности, чтобы иметь возможность оплачивать счета поставщиков.

    Поддержание уровня ликвидности компании связано с некоторыми расходами. В случае если предприятие обладает минимальным запасом денежных средств, то возникают издержки по пополнению этого запаса, так называемые ʼʼиздержки на привлечение финансовых ресурсовʼʼ. В случае если же компания накапливает значительный денежный запас, то увеличиваются издержки, связанные с неиспользованными возможностями (издержки хранения запаса). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникает проблема определœения оптимального денежного запаса.

    Не всœе потребности предприятия в денежных средствах обеспечиваются исключительно за счёт средств на счетах предприятия. Часть этих потребностей может обеспечиваться ликвидными ценными бумагами, представляющих собой активы, почти эквивалентных деньгам. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют из себяодин из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. По этой причине к ним применимы общие требования, которые предъявляются к материальным запасам. Мотивы предприятий следует разделить на три группы:

    1) компании необходим базовый запас денег для выполнения текущих расчетов;

    2) необходимы определœенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов;

    3) компания заинтересована во владении определœенным объёмом денежных средств для планируемого расширения своей деятельности.

    Следовательно, к денежным средствам бывают применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Компании следует решить следующие задачи в процессе управления денежным запасом:

    – определить общий объём денежных средств;

    – сроки, когда следует переводить денежные средства в ценные бумаги и наоборот.

    Рассмотрим наиболее известные модели формирования инвестиционного портфеля.

    1. Модель Г. Марковица. В соответствии с этой моделью инвестируемый капитал распределяется по различным типам активов: акциям, облигациям, недвижимости и т.д. Модель Марковица применяется на первом этапе формирования портфеля активов.

    2. Модель У. Шарпа. В 1963 ᴦ. учеником Г. Марковица У. Шарпом была предложена однофакторная модель рынка капиталов, в которой впервые появились ʼʼальфа-ʼʼ и ʼʼбета-ʼʼ характеристики акций. Однофакторная модель Шарпа применяется на втором этапе формирования инвестиционного портфеля, когда капитал, инвестируемый в определœенный сегмент рынка активов, распределяется между отдельными конкретными активами.

    3. Модель оценки капитальных активов (САРМ). Следует согласиться с мнением Ю. Ф. Касимова, что основным результатом модели САРМ явилось установление соотношения между доходностью и риском актива для равновесного рынка . При этом при выборе оптимального портфеля инвестор учитывает систематический риск, а не весь уровень риска, связанного с активом, как по модели Марковица. Этот риск количественно представляется коэффициентом ʼʼбета-ʼʼ (введенным Шарпом в его однофакторной моделиʼʼ.Остальная чать уровня риска – несистематический риск, который зависит от выбора инвестиционного портфеля.

    4. Арбитражная модель оценки активов (АРМ). В 1977 ᴦ. С. Россом была предложена альтернативная модель оценка капитальных активов – арбитражная модель. По мнению сторонников этой модели, ее преимуществом является то, что она в большей мере, чем модель САРМ, допускает эмпирическую проверку. Модель АРМ строится на базе принципа, который состоит по сути в том, что соотношение между доходностью и риском должно быть таким, чтобы ни один индивидуальный инвестор не получил неограниченный доход от сделки, не учитывая риска вложения денег в приобретение актива.

    5. Модель Блека-Шоулса. В 1973 ᴦ. М. Шоулсом и Ф. Блеком разработана модель опционов, основанная на возможности осуществления безрисковой сделки с одновременным использованием акции и выписанным на нее опционом. Цена такой сделки должна совпадать с оценкой безрисковых активов на рынке. Вероятностная оценка стоимости опциона зависит от динамики рыночной цены акции.

    6. Модели управления денежным запасом. Финансовый менеджмент включает изучение действий, связанных с приобретением, слиянием, финансированием, управлением активами, но не уделяет достаточно внимания исследованию формирования оптимального запаса денежных средств. Одно из направлений исследования денежных потоков является изучение возможностей управления запасами денежных средств аналогично управлению запасами материальных ресурсов .

    При этом следует детально рассмотреть применение моделœей и методов теории логистики в процессе управления денежными запасами. Логистические модели управления финансами позволяют сочетать методы финансового менеджмента (дисконтирования и наращения денежных потоков) и методы и модели теории логистики.

    Логистическое управление финансами компании рассматривает взаимодействие трех базовых потоков (финансового, информационного и материального) и не ограничивается инструментарием финансового менеджмента. Методологический аппарат финансовой логистики включает три базовых принципа:

    1. Принцип исследования взаимодействия потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов в микрологистической системе с учетом их взаимосвязи и взаимовлияния.

    2. Принцип сходства аналитического описания материальных, финансовых и информационных потоков.

    3. Принцип поиска компромисса между издержками на привлечение материальных и финансовых ресурсов и затратами на их содержание.

    В процессе изучения дисциплины ʼʼФинансовая логистикаʼʼ будем опираться на определœение логистической системы, приведенное В. С. Лукинским :

    Логистическая система - ϶ᴛᴏ сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками.

    Следует рассматривать финансовые потоки, сопутствующие материальным потокам, как подсистему логистической системы. Сформулируем определœение логистической системы управления финансами компании, опираясь на категории ʼʼвещьʼʼ, ʼʼсвойствоʼʼ и ʼʼотношениеʼʼ. Система определяется как множество объектов, на которых реализуется определœенное отношение с фиксированными свойствами. Пусть S означает свойство вещи m быть логистической системой. Тогда определœение системы можно выразить в следующем виде:

    где P – свойство; R – отношение, обладающее этим свойством.

    Правило перехода от одной переменной к другой формулируется следующим образом: значения переменной, стоящей вне квадратной скобки, выбираются произвольно; значения переменной, стоящей внутри квадратной, но вне круглой скобки, выбираются таким образом, чтобы удовлетворить внешней переменной, а, символ вещи, стоящей в круглых скобках, может иметь только такие значения, которые согласуются со значениями двух других переменных.

    В логистическую систему управления финансами (финансовую логистическую систему) компании входят финансовый, материальный и информационный потоки, функционирование которых направлено на достижение главной цели логистической системы. Выберем в качестве интегрирующего признака степень взаимосвязи движения финансовых, информационных и материальных ресурсов. Материальные, информационные и финансовые потоки корпорации взаимосвязаны и взаимозависимы. Высокая степень взаимозависимости позволяет говорить о высокой степени ʼʼсистемностиʼʼ исследуемого единого логистического потока.

    Определив свойство, можем определить отношение, обладающее этим свойством. Все элементы финансовой логистической системы находятся в отношениях, обладающих определœенным свойством – поддержание структуры логистической системы. Можно предусмотреть несколько вариантов организации финансовых потоков для каждой схемы движения материальных ресурсов компании. Финансовый поток, сопутствующий материальному потоку, направлен на реализацию логистической деятельности компании. Цель финансового потока подчинœена главной цели логистической деятельности компании.

    Под микрологистическими системами принято понимать компании – корпорации (юридические лица) или группа юридических лиц, взаимосвязанных общим бизнесом (корпоративные структуры в форме финансово-промышленных групп, холдинги).

    Основные понятия и принципы финансовой логистики - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные понятия и принципы финансовой логистики" 2017, 2018.

    Финансовая логистика - это управление, планирование и контроль финансовых потоков на основе информации и данных о материальных потоках.

    Объект управления - логистический финансовый поток.

    Под финансовыми потоками понимается направленное движение денежных средств или ресурсов в логистических системах и между ними, необходимое для обеспечения материальных и информационных потоков. Финансовые потоки в логистической системе называются логистическими финансовыми потоками.

    Логистические финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

    Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования.

    Для достижения указанной цели финансовая логистика решает следующие задачи:

    • - изучение финансового рынка и прогнозирование источников финансирования с использованием маркетинговых приемов;
    • - определение потребности финансовых ресурсов, выбор источников финансирования, отслеживание процентных ставок по банковским и межбанковским кредитам, а также процентных ставок по ценным и государственным облигациям;
    • - построение финансовых моделей использования источников финансирования и алгоритма движения потоков денежных средств из источников финансирования;
    • - установление последовательности и звенности движения средств внутри бизнеса и проекта;
    • - координация оперативного управления финансовыми и материальными потоками. Прежде всего оцениваются затраты, например, на доставку товаров транспортным средством. Менеджер по логистике выстраивает материальные потоки с учетом затрат;
    • - формирование и регулирование свободных остатков на рублевых, валютных и бюджетных счетах с целью получения дополнительной прибыли от операций на финансовом рынке с применением высокодоходных финансовых инструментов;
    • - создание операционных систем обработки информации и финансовых потоков.

    Финансовая логистика является частью финансового менеджмента и проявляется в выполняемых им функциях, таких как воспроизводственная, распределительная и контрольная. Их научно обоснованная характеристика необходима для эффективной организации управления финансовыми потоками.

    Воспроизводственная функция обеспечивает сбалансированность товарно-материальных и финансовых ресурсов при минимизации производственных затрат по всей логистической цепи.

    Формами проявления воспроизводственной функции являются эффективность использования основных фондов, прибыльность и ликвидность, обоснованность привлечения инвестиций и кредитов участниками логистического процесса.

    Распределительная функция заключается в формировании и использовании денежных средств, поддержании их эффективной структуры в логистической системе и направлена на решение задач, связанных с рационализацией имеющихся и привлеченных ресурсов, сокращением потерь от привлечения сторонних источников, повышения ликвидности и оборачиваемости финансовых и материальных активов.

    Контрольная функция состоит в контроле за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных потоков в логистической системе, за состоянием ликвидности и платежеспособности и финансовой независимости ее звеньев от внешних источников финансирования.

    Управление финансовыми потоками базируется на принципах плановости и системности, целевой направленности, диверсифицированности, стратегической ориентированности.

    Плановость и системность - означает условие сбалансированности материальных и финансовых потоков. Финансовая логистика в данном случае имеет внутреннюю ориентацию. Такие элементы, как самоокупаемость, самофинансирование, материальная и имущественная ответственность, материальная заинтересованность, рассматриваются как универсальный способ урегулирования деятельности звеньев логистической системы и элементов логистической цепи.

    Целевая направленность - требует, чтобы в организации управления финансовыми потоками учитывались цели каждого участника логистического процесса, в частности: соответствие объемов финансирования объемам необходимых затрат, надежность источников финансирования и обеспечение логистического процесса финансовыми ресурсами, доходность при размещении денежных средств.

    Диверсифицированность - предполагает многопрофильность в работе, сочетание различных комбинаций выпускаемых товаров, форм оплаты и видов деятельности. Только такие условия обеспечивают получение стабильных доходов и рост рентабельности, снижают риск банкротства и повышают конкурентоспособность логистической системы.

    Стратегическая ориентированностьвыражается в том, что достижение целей, к которым стремятся участники логистического процесса, обусловлено стратегией развития. Задача состоит в отрицании тех вариантов принятия решений, которые могут противоречить основным целям. Финансовое управление в данной ситуации заключается в выявлении пределов, до которых способно расширяться производство, прогнозировании инновационных вариантов развития, выборе новых направлений финансирования. Без этого невозможны устойчивое к положение на рынке и развитие логистической системы.

    Реализация указанных принципов ведет к сокращению затрат на хранение и перемещение материальных ресурсов и готовой продукции, повышению сбалансированности в управлении хозяйственной деятельностью транспортных систем, ритмичности функционирования структур и подразделений, входящих в финансовую логистическую систему.

    К настоящему моменту логистика как практическая деятельность устойчиво заняла свою нишу в управлении современными предприятиями. Логистический подход к объекту управления, инструменты и методы логистики применяются в самых различных областях менеджмента. Наличие логистического подразделения в компании уже не является чем-то необычным, а рассматривается как обязательная составляющая оргструктуры успешного предприятия. Область компетенции специалистов в сфере логистики охватывает управление самыми разными объектами - документооборот, людские потоки, информационные, финансовые и, конечно, товарно-материальные. Именно управление товарно-материальными потоками, их оптимизация являются наиболее распространенными задачами менеджмента в среде коммерческих предприятий. логистика финансовый система

    В хозяйственной практике и в теории экономических отношений привычным стало использование логистической терминологии в снабжении, производстве, складировании, распределении, в запасах, на транспорте. Несомненно, здесь логистический подход наиболее востребован. Он достаточно хорошо изучен, обеспечен большим количеством публикаций. Регулярно проводятся научные и практические конференции, их вопросы широко освещаются в экономической периодике и представлены в специальных учебных программах.

    Появились и относительно новые отраслевые направления логистики - торговая, промышленная, банковская, строительная, таможенная, налоговая, международная, коммерческая, логистика города, обслуживания, гостиничного, ресторанного, туристического бизнеса и др. И финансовые потоки играют важную роль в хозяйственной практике и являются неотъемлемой частью финансовой логистики.



    error: