Роль и место любовных историй в. Роль и место любовных историй в романе И

Тема любви в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Любовь - очень важный прием для любого романиста, и в особенности для Тургенева, так как в его романах герои становятся самими собой именно под действием любви. Л. Н. Толстой говорил: «Кто счастлив, тот и прав», но в случае с тургеневским романом это высказывание можно перефразировать: «Кто любит, тот и прав». Еще А. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» сочувствует по очереди сначала Татьяне, затем Онегину, то есть автор всегда на стороне того героя, который способен любить. Пушкин всячески приветствует любовь Онегина, так как именно это чувство должно способствовать, по мнению автора, возрождению героя.

У Тургенева немного другая любовь: это интрига, и она всегда занимает очень важное место в произведении. Любовный сюжет в «Отцах и детях» выстраивается у каждого из героев и очень хорошо дополняет данную автором характеристику каждого из них. История любви Павла Петровича и история его жизни описываются в VII главе как бы в виде отдельной повести, данной из уст автора, но по сюжету рассказанной Аркадием Базарову. Любовь к княгине Р. определяет всю жизнь Павла Петровича. Она стала женщиной его жизни, и он действительно «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», как потом сказал Базаров. И вот, после бегства княгини от Павла Петровича тот вернулся в

Россию, но жизнь его не может войти в привычную колею. Павел Петрович тогда как раз «вступал в то смутное, сумеречное время, время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления, когда молодость прошла, а старость еще не настала». Получается, что не только по возрасту и положению на смену ему приходят новые люди вроде Базарова. Можно сказать, что Павел Петрович был человеком без прошлого, но и без будущего, сродни «лишним людям». Об этом свидетельствует данная автором характеристика поведения Павла Петровича в деревне: «редко видался с соседями и выезжал только на выборы, где он большею частию помалчивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения».

Тургенев раскрывает перед читателями историю любви еще одного героя - Николая Петровича. Он очень любил свою жену, назвал в честь нее имение («Марьино» в честь Марии), но он любит и Фенечку. Здесь автор стремится показать, что любовь может быть не только один раз в жизни, и эта многогранность - важнейший душевный опыт.

Если посмотреть на историю любви Николая Петровича и Фенечки глазами недоброжелателя, то видно, что Фенечка - дочь экономки и, кажется, совсем не пара Николаю Петровичу - дворянину в летах, особенно учитывая то, что они живут в гражданском браке. Фенечка находится в двусмысленном положении: она стесняется Павла Петровича и Аркадия, чувствует себя при них человеком низшего сорта. Николай Петрович любит Фенечку, но продолжает вспоминать об умершей жене, скучает по ней и, очевидно, все еще любит ее. Эта история может показаться странной, а если смотреть с точки зрения общественности, то просто пошлой, но на самом деле здесь Тургенев хотел показать, что обе этих любви могут уживаться в одном человеке, ведь любовь к умершей жене и тоска по ней могут скорее свести Николая Петровича в могилу, чем дать ему силы жить; а вот любовь к Фенечке и маленький сын Митя - это то, что дает Николаю Петровичу ощущать свою нужность и цельность, придает его жизни какой-то смысл.

Тургенев, как и Пушкин, сочувствует тем героям, которые способны любить. Тем ярче контраст между любовными линиями остальных героев и отношениями Аркадия с Анной Одинцовой. Здесь Аркадий - человек умный, тонкий, добрый, щедрый - выступает неспособным к любви. Он долго не мог разобраться, кого же он любит - Анну или ее сестру Катерину. Когда же он понимает, что для него создана именно Катя, происходит его возвращение к самому себе, в лоно отцов, заканчивается период ученичества у Базарова, и их пути окончательно расходятся. Аркадий создан для того, чтобы вернуться к традиционному укладу жизни и заниматься достойными дворянина делами - завести семью и заниматься хозяйством. Женясь на Кате, он прощается со своим недавним прошлым. В последней главе, которая выступает в роли своеобразного эпилога, Тургенев показывает две свадьбы. Когда Аркадий «не решился громко предложить» тост за Базарова, становится понятно, что многое изменилось.

Современники Тургенева считали, что он расправился с Базаровым и показал полный крах его идеологии, столкнув его теорию с реальной жизнью, с любовью, со всей ее неоднозначностью. Согласно сюжету, Базаров, познакомившись с Анной Сергеевной Одинцовой, постепенно влюбляется в нее, и любовь его сильна. Вдруг оказывается, что базаровский цинизм (или то, что можно принять за его цинизм) - это не природное свойство, а одна из крайностей его молодости. Цинизм - некоторая душевная неразвитость, но осуждать Базарова за это не стоит, так как с возрастом, как правило, это проходит. Любовь оказывается гораздо глубже, чем все его теории, недаром Базаров, признаваясь в любви, говорит, что он любит «глупо, безумно», то есть герой не может понять, как так вышло, не видит в этом смысла и логики.

Анна Одинцова, пожалуй, самый бесчувственный персонаж во всем романе. Она «разъехалась с мужем, ни от кого не зависит», но она не любит не только своего мужа - она, кажется, вообще не умеет любить. Ее пугает любовь Базарова, потому что такой силы и такой любви она не встречала и не находит в себе отклика на это. В конце концов Анна приходит к выводу, что «спокойствие все- таки лучше всего на свете».

В XXVIII главе романа, в эпилоге, Тургенев рассказывает, что Анна Сергеевна вышла замуж не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, «молодого, доброго и холодного как лед». Тургенев абсолютно не верит в такую любовь, но тут важно не это, а то, что на этом фоне, поставив Базарова перед такой женщиной, Тургенев показал, что Базаров может любить.

В истории любви каждого из героев, конечно, проявляется авторская позиция. Из образа героя уходит все ненастоящее и бесполезное, остается только естественное и правдивое. Получилось, что нигилизм Базарова - явление наносное, что Базаров может любить, а значит - он меняется.Тургенев ни в коем случае не развенчивает нигилизм своего героя, он лишь хочет сказать, что изменения - характерная черта человека, что он не статичен, ему свойственно меняться, и это самое ценное.

Здесь искали:

  • тема любви в романе отцы и дети
  • любовь в романе отцы и дети
  • роль и место любовных историй в романе отцы и дети

Тема любви в романе "Отцы и дети" раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. В этой статье мы кратко охарактеризуем чувства этих героев. Тема любви в романе "Отцы и дети" помогает понять характер персонажей. Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.

Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.

Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, - скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это "пустота" и "распущенность". Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" становится роковой.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна - вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Перелом в душе Евгения Базарова

В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй - одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой - безнадежное дело!

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были "охотниками до женщин", однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны "не добьешься толку", однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и "еще мучительнее" к ней привязался. Эта история любви в романе "Отцы и дети" проходит через всю его жизнь. Базарова тоже "мучила и бесила" любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что "исхудалая голова" Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Любовь в жизни Николая Петровича

Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство - движущая сила и опора. Тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе "Отцы и дети" представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Заключение

Очень широко представлена тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева. Сочинение по этому произведению написать не сложно. Для раскрытия темы любви можно выбрать взаимоотношения двух героев или же представить общий обзор, как в нашей статье. Страницы романа "Отцы и дети" Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства. Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания любовью. Безусловно, тема любви в романе "Отцы и дети" - одна из ключевых в этом произведении.

Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году - в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви.

В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича Керсанова и княгини Р., а также Базарова и Одинцовой. Я считаю, что образ Павла Петровича был бы неполным без его исто­рии, о которой рассказал Базарову Аркадий. Повест­вуя об этой несчастной любви, Аркадий пытается объ­яснить выбранный дядей образ жизни и оправдать его поведение. Смысл этой истории заключается в сле­дующем: Павел Петрович на двадцать восьмом году жизни влюбился в княгиню Р., которая сначала отве­тила ему взаимностью, потом охладела, снова влюби­лась и снова охладела. После ее смерти Павел Петро­вич поселился в деревне и стал вести аристократиче­ский образ жизни, «пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с предста­вителями нового поколения ».

Базаров так отзывается на рассказ Аркадия: «А я все-таки скажу, что человек, который всю жизнь по­ставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не са­мец». В какой-то мере можно согласиться с Евгением нельзя жить лишь воспоминаниями, прошлым. Прав­да можно и посочувствовать Павлу Петровичу, хотя никакими душевными ранами нельзя оправдывать безделье. Но и утверждения Базарова тоже несколько циничны: «Нравится тебе женщина... - старайся до­биться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись -земля не клином сошлась». «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, роман­тическом, называл белибердой, непростительной ду­рью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни...»

Но главному герою было суждено самому пройти «испытание любовью». Живя в Никольском, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову. Сначала он не по­нимает себя, пытается ерничать над самим собой: «Вот тебе раз! Бабы испугался!", "Какой я смирненький стал...". Но скоро он понимает, что не может противиться своему чувству, несмотря на все свои нигилистические взгляды. Автор пишет, что "в обоих молодых людях... произошла перемена. В Базарове... стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не могусидеть на месте, словно что его подмывало...". Тайный психологизм И. Тургенева позволяет читателю увидеть, что наш нигилист всячески пытается противиться своему чувству, но ничего не выходит: "... его мучило и бесило..." и от него "... он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циничной бранью...".

Базаров считает, что он создан для "горькой, терпкой, бобыльной жизни..."

Но любовь к Одинцовой открыла читателю нового Базарова: страстного, сильного. Вспомним сцену объяснения между Анной Сергеевной и Евгением: "Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей..." Он не пытается играть чувствами Одинцовой, а прямо говорит ей: "Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно..." Поражает прямота, бесхитростность и одновременно скрытность героя. Поняв, что влюблен, он объявляет Одинцовой о своем отъезде. Возможно, он никогда бы и не признался в своих чувствах, но Одинцова из любопытства вырывает у него это признание. Сохраняя прежнюю прямолинейность, Базаров открыто говорит о своих чувствах, не боясь показаться слабым или смешным. Твердость характера проявляется и после того, как Одинцова отвергла любовь Евгения. Как ни сильно было чувство Базарова, он хорошо понимает отношение к нему Одинцовой. Анна Сергеевная то пугается силы его чувств, то жалеет. Но жалости Базаров не приемлет. Перед отъездом Базарова из Никольского Одинцова "с участием прятунла ему руку", на что Евгений отвечает: "Нет!.. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал". Он находит в себе силы уехать из имения.

И. С. Тургенев был сторонником "тайной психологии", считая, что художник не должен показывать подробно движения души героев, и делал это средствами "внешнего обнаружения психологии". Поэтому читатель не видит душевных переживаний героя, но понять, насколько тяжело отвергнутому Базарову, помогает сцена его разговора с мужиком, везшим их с Аркадием в родительское имение: "...лучше камни быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца... Мужчине некогда заниматься такими пустяками мужчина должен быть свиреп... Ведь вот ты, - прибавил он, обращаясь к сидевшему на козлах мужику, - ты, умница, есть у тебя жена?

Жена-то? Есть. Как не быть жене?

Ты ее бьешь?

Жену-то? Всяко случается. Без причины не бьем.

И прекрасно. Ну, а она тебя бьет?

Мужик задергал вожжами.

Эко ты слово сказал, барин. Тебе бы все шутки шутить... - Он, видимо, обиделся.

Слышишь, Аркадий Николавевич! А нас с вами прибили... вот оно что значит быть образованными людьми".

Во второй раз приехав к родителям, Евгений сначала пытается забыться в работе, но и "лихорадка работы с него скоро соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Страння усталось замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Воз­можно, тот порез, ставший роковым в жизни Базаро­ва, являлся следствием его душевной трагедии. Тогда можно утверждать, что Евгения убила любовь. Перед лицом смерти герой хочет видеть именно Одинцову. Это говорит о благородстве Базарова, ведь он не озло­бился, а понял и простил любимую женщину.

Образ Базарова вызвал в литературных кругах того времени разноречивые мнения. Сам И. С. Тургенев писал: «...Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухо­стью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели». Можно не со­глашаться с базаровскими взглядами на искусство, природу, осуждать за небрежное отношение к родите­лям, но любовь его к Одинцовой открывает перед чи­тателем такую сильную и искреннюю натуру, что не­вольно проникаешься симпатией к этому герою.

Роль и место любовных историй в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году - в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви.

В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича Кирсанова и княгини Р., а также Базарова и Одинцовой. Я считаю, что образ Павла Петровича был бы неполным без его исто­рии, о которой рассказал Базарову Аркадий. Повест­вуя об этой несчастной любви, Аркадий пытается объ­яснить выбранный дядей образ жизни и оправдать его поведение. Смысл этой истории заключается в сле­дующем: Павел Петрович на двадцать восьмом году жизни влюбился в княгиню Р., которая сначала отве­тила ему взаимностью, потом охладела, снова влюби­лась и снова охладела. После ее смерти Павел Петро­вич поселился в деревне и стал вести аристократиче­ский образ жизни, «пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с предста­вителями нового поколения ».

Базаров так отзывается на рассказ Аркадия: «А я все-таки скажу, что человек, который всю жизнь по­ставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не са­мец». В какой-то мере можно согласиться с Евгением нельзя жить лишь воспоминаниями, прошлым. Прав­да можно и посочувствовать Павлу Петровичу, хотя никакими душевными ранами нельзя оправдывать безделье. Но и утверждения Базарова тоже несколько циничны: «Нравится тебе женщина... - старайся до­биться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись -земля не клином сошлась». «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, роман­тическом, называл белибердой, непростительной ду­рью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни...»

Но главному герою было суждено самому пройти «испытание любовью». Живя в Никольском, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову. Сначала он не по­нимает себя, пытается ерничать над самим собой: «Вот тебе раз! Бабы испугался!", "Какой я смирненький стал...". Но скоро он понимает, что не может противиться своему чувству, несмотря на все свои нигилистические взгляды. Автор пишет, что "в обоих молодых людях... произошла перемена. В Базарове... стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не могусидеть на месте, словно что его подмывало...". Тайный психологизм И. Тургенева позволяет читателю увидеть, что наш нигилист всячески пытается противиться своему чувству, но ничего не выходит: "... его мучило и бесило..." и от него "... он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циничной бранью...".

Базаров считает, что он создан для "горькой, терпкой, бобыльной жизни..."

Но любовь к Одинцовой открыла читателю нового Базарова: страстного, сильного. Вспомним сцену объяснения между Анной Сергеевной и Евгением: "Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей..." Он не пытается играть чувствами Одинцовой, а прямо говорит ей: "Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно..." Поражает прямота, бесхитростность и одновременно скрытность героя. Поняв, что влюблен, он объявляет Одинцовой о своем отъезде. Возможно, он никогда бы и не признался в своих чувствах, но Одинцова из любопытства вырывает у него это признание. Сохраняя прежнюю прямолинейность, Базаров открыто говорит о своих чувствах, не боясь показаться слабым или смешным. Твердость характера проявляется и после того, как Одинцова отвергла любовь Евгения. Как ни сильно было чувство Базарова, он хорошо понимает отношение к нему Одинцовой. Анна Сергеевная то пугается силы его чувств, то жалеет. Но жалости Базаров не приемлет. Перед отъездом Базарова из Никольского Одинцова "с участием прятунла ему руку", на что Евгений отвечает: "Нет!.. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал". Он находит в себе силы уехать из имения.

И. С. Тургенев был сторонником "тайной психологии", считая, что художник не должен показывать подробно движения души героев, и делал это средствами "внешнего обнаружения психологии". Поэтому читатель не видит душевных переживаний героя, но понять, насколько тяжело отвергнутому Базарову, помогает сцена его разговора с мужиком, везшим их с Аркадием в родительское имение: "...лучше камни быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца... Мужчине некогда заниматься такими пустяками мужчина должен быть свиреп... Ведь вот ты, - прибавил он, обращаясь к сидевшему на козлах мужику, - ты, умница, есть у тебя жена?

Жена-то? Есть. Как не быть жене?

Ты ее бьешь?

Жену-то? Всяко случается. Без причины не бьем.

И прекрасно. Ну, а она тебя бьет?

Мужик задергал вожжами.

Эко ты слово сказал, барин. Тебе бы все шутки шутить... - Он, видимо, обиделся.

Слышишь, Аркадий Николавевич! А нас с вами прибили... вот оно что значит быть образованными людьми".

Во второй раз приехав к родителям, Евгений сначала пытается забыться в работе, но и "лихорадка работы с него скоро соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Страння усталось замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Воз­можно, тот порез, ставший роковым в жизни Базаро­ва, являлся следствием его душевной трагедии. Тогда можно утверждать, что Евгения убила любовь. Перед лицом смерти герой хочет видеть именно Одинцову. Это говорит о благородстве Базарова, ведь он не озло­бился, а понял и простил любимую женщину.

Образ Базарова вызвал в литературных кругах того времени разноречивые мнения. Сам И. С. Тургенев писал: «...Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухо­стью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели». Можно не со­глашаться с базаровскими взглядами на искусство, природу, осуждать за небрежное отношение к родите­лям, но любовь его к Одинцовой открывает перед чи­тателем такую сильную и искреннюю натуру, что не­вольно проникаешься симпатией к этому герою.

Сочинение на тему «Любовные отношения в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева» 4.50 /5 (90.00%) 2 votes

Появление романа «Отцы и дети» вызвано временем. Люди прогрессивные хотели действия, хотели перемен, и появление романа Ивана Тургенева только ускорило процесс идейного размежевания. Роман писателя Ивана Тургенева – это поиск героя и возможных путей развития общества.

Любовь занимает особое место в романе. Чувствам подвержены и спокойный мягкий Николай Кирсанов и аристократический Павел Петрович, не могут не поддаться любви и нигилист Базаров, и ученик его Аркадий Кирсанов.

Любовь Кирсановых-старших к Фенечке ярко показывает характер братьев. Простая, искренняя, как и сама Фенечка, любовь Николая. Любовь Павла Петровича – чувства, не контролируемые разумом, непонятная любовь аристократа к простой девушке. Павел Кирсанов скрывает свою любовь ради брата, которому Федосья принесла семейное счастье, сына. Это показывает, что честь для Павла Петровича не пустое слово, несмотря на весь глубокий кризис дворянства в то время.

Важное место занимает безответственная любовь Павла Петровича к княгине Р. Загадочная и роковая для Павла женщина в чём-то близка Анне Одинцовой. И вообще истории любви Павла Петровича к княгине Р. и история чувств Одинцовой и Базарова чем-то близки, а эпизоды признания даже формально похожи.

Третья линия – Аркадий Кирсанов и Катя Одинцова. Эта любовь сильная, волевая, чувства рушат нигилизм Аркадия, делая его вновь нормальным человеком. Да и не был Кирсанов-младший никогда истинным нигилистом. Все критики однозначно относят его к «лагерю отцов».

Но наиболее сильной, ломающей даже настоящие нигилистические убеждения Базарова, является его любовь к Анне Одинцовой. Отрицающий всё, в том числе любые чувства, Евгений всё же оказался влюблён. У Базарова в любви нет анализа, он не смог бы найти семейного счастья. У того же Аркадия, по мнению критика Писарева, больше шансов, хотя Евгений безусловно умнее и харизматичнее.

Чувства, которым Базаров даже готов сдаться не приносят ему счастья. Отказ приближает смерть и без того смятённого Базарова.

Любовь в романе – это величайший дар, которым наделяет своих героев Тургенев. Но кому-то она приносит счастье, а кому-то беды. Для Павла Петровича и Базарова их дар оказался роковым, быть может, потому что они представляли разные стороны конфликта, были людьми крайностей и твёрдого убеждения. Аркадий же с отцом не стали бросаться в омут, а приняли жизнь такой, какая она есть и стали счастливы тому, что живут и любят.



error: