Типы детских объединений в дод. Творческие объединения

От правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования. Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

В условиях современного общества базовой школьной программы для полноценного развития вашего ребенка вряд ли будет достаточно. Чем больше творческих качеств вы поможете ему развить, чем шире будет кругозор и общение, тем выше станет его потенциал.

Расширить кругозор ребенка, а также "проявить" всего его способности, родителям поможет детское дополнительное образование , которое нацелено на всестороннюю реализацию всех творческих и личностных способностей детей. Оно находит выражение во многих формах работы: кружки, факультативы, секции, творческие студии и т.д.

Принципы организации детских объединений в контексте дополнительного образования построены на:

  • добровольной основе;
  • возможности менять организации или посещать занятия нескольких;
  • проведении занятий в обусловленной форме (индивидуально, в группах);
  • режиме труда и отдыха;
  • индивидуальном подходе.

Важно понимать, что от правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования.

Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

Формы детского дополнительного образования

Кружок

Кружок (творческий, предметный) - объединение детей по интересам и предметным знаниям, что позволяет развить их творческие задатки, расширить знания и коммуникативный опыт. Занятия в кружке проводятся по специально разработанной программе, однако при необходимости руководитель может вносить свои коррективы. Работа с детьми проводится на принципах развития инициативы, творчества, индивидуального подхода.

Особенности: главная цель – обучение, формирование умений и навыков касательно конкретного предмета, тематическое разнообразие (кружок танцев, квиллинга, оригами, литературы и т.д.).


Ансамбль

Ансамбль – творческий коллектив, исполняющий общие музыкально-хореграфические постановки (песня, танец).

Особенности: главная цель – гармоничное развитие личности через эстетическое образование, развитие художественно-творческих умений, четко определенный профиль деятельности, разнообразие форм занятий, сочетание индивидуального и группового обучения, участие детей разной возрастной группы.

Студия

Студия – группа детей, объединенная общими интересами, задачами и деятельностью.

Особенности: основная цель – развитие творческих способностей, талантов детей, конкретный профиль деятельности (хореография, изобразительно искусство, театр, литература), углубленное изучение доминирующего предмета, демонстрация достижений, поиск новых эффективных методик работы с творческими детьми.

Школа

Школа – форма дополнительного образования , учебная программа, которая объединяет изучение нескольких взаимосвязанных дисциплин или нацелена на изучение одного профиля.

Особенности: комплексность, наличие концепции школы, устава, образовательной программы, приоритет отдается обучению, строгая система контроля знаний, ступенчатый характер обучения, определенные условия поступления, сертификат об окончании школы

Театр

Театр – творческий коллектив, главной целью которого является воспроизведение художественного действия на сцене, реализация детского творческого потенциала (театр моды, социальный театр).

Особенности: разнообразные форм занятий, изучение театра как вида искусства, четкая система условия набора участников, нестандартная программа занятий , преобладание художественно-эстетического компонента в программе, широкая творческая практика.


Факультатив

Факультатив – вспомогательная форма педагогического процесса, направленная на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей детей, углубленное изучение предмета, языка, а также развитие креативного мышления и подготовку одаренных детей к олимпиадам и конкурсам. Существуют факультативы в рамках общеобразовательной программы (они организовываются на базе школы) и факультативы на частной основе.

Школьные факультативы не повторяют содержания школьной программы. На занятиях дети получают дополнительные, более глубокие знания по предмету и закрепляют выученный материал выполнением самостоятельных заданий. Процесс проверки знаний носит больше обучающий, чем контролирующий характер. Чтобы заинтересовать ребенка занятием, темы должны быть разнообразными, а методы работы нестандартными.

Репетиторские занятия

Репетиторские занятия – форма обучения, которая отличается от классических занятий в классе наличием частного преподавателя и индивидуальной программы работы, с учетом приоритетных для конкретного ученика учебных моментов.

Особенности: частная форма проведения, платная основа, симбиоз повторения материала и изучения нового, ликвидация пробелов в знаниях, высокая интенсивность подачи материала, возможны групповые занятия, дистанционное обучение (благодаря специализированным порталам, сайтам, IT-технологиям), репетиторство нацелено, главным образом, на устранение недостатков в усвоении общеобразовательной программы.


Центр творчества и развития

Центр творчества и развития – многопрофильное образовательное учреждение для дополнительного образования детей; образовательная организация, главная цель которой – развитие физического и творческого потенциала детей.

Особенности: занятия проводят с полугодовалого возраста, сочетание разных направлений и видов деятельности (художественная, спортивная, военно-патриотическая, социально-педагогическая, туристическо-краеведческая), возможность профильной подготовки старшеклассников , установленный режим занятий, практика проведения занятий и праздников вместе с родителями (даже для самых маленьких детей).

Клуб

Клуб – объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга.

Особенности: наличие органов детского самоуправления, символов и атрибутов (например, девиз, форма, эмблема), устава клуба, традиций, а также общение между разными поколениями воспитанников.

Дополнительное образование – неотъемлемая часть общеобразовательной системы . Благодаря разнообразию его форм становится возможным с раннего детства развить в ребенке его творческий потенциал и индивидуальность.

Не углубляясь в многогранность понятия «форма», отметим только то, что имеет принципиальное значение для понимания формы как объединения людей.
Форма - установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо.
В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам - клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Каждая из них имеет свои специфические, отличительные признаки, но полное описание их практически неосуществимо, так как реальная жизнь постоянно вносит свои коррективы в содержание образовательного процесса.
Но для повышения эффективности управления функционированием и развитием учреждения важно ответить на вопросы: какие формы объединений сложились и действительно ли они соответствуют своему названию (идеальному образцу)? Существует ли между ними преемственность в структурной организации образовательной среды учреждения? Соответствуют ли они содержанию и результатам педагогического процесса?
Ответы на эти вопросы можно получить в процессе: определения обязательных признаков объединений, по которым они отличаются один от другого; выделения сущностных признаков форм дополнительного образования детей как образовательных объединений, что будет способствовать упорядочению процессов формотворчества в системном самоопределении учреждения.
Группа. Понятие « группа» - универсально для общей характеристики социальных отношений. Оно универсально и по отношению к учреждению дополнительного образования детей как социальному институту, в структуру которого входят самые разнообразные большие и малые группы детей, педагогов, смешанного состава.
С одной стороны, группа - это формальное объединение. Подобно тому, как в школе объектами управления являются классы, так и в учреждении дополнительного образования объектами управления являются - группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.
Инициатива в создании таких групп (предмету их деятельности, количеству участников) принадлежит самому учрежде-
нию. Дети, приходя первый раз в учреждение дополнительного образования, не выбирают группу и не предлагают создать совсем новую, а ориентируются в имеющихся предложениях, соотносят их со своим интересом, записываются туда, где их привлекает вид занятий, профиль деятельности, изучаемый предмет или иной показатель. Часто таким ведущим показателем является мнение друга, родителей, а иногда - имя педагога, о котором известно много хорошего.
Для групп характерно наличие сходных интересов и потребностей в общении и совместной деятельности. Главный фактор, объединяющий группу, - совместная деятельность, а одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и непосредственно включаться в согласованное действие (прямой обмен деятельностью и способностями, творческое сотрудничество), благодаря которому могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Кроме этого главного признака, традиционно выделяют и другие групповые показатели: установление определенных отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в.себя распределение обязанностей, иерархию статусов; наличие так называемого группового давления (мнения, оценки) и воздействие его на изменение взглядов, поведения отдельных участников группы. Регуляция отношений и разделение ролей в группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем (педагогом) или другим лидером группы. Основным средством, инструментом объединения малой группы можно назвать межличностное взаимодействие, которое имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиняется закономерностям психологической совместимости и конфликтности (симпатии и эмпатии).
Содержание совместной деятельности членов группы оказывает влияние на все процессы внутригрупповой динамики (восприятие друг друга, формирование норм, ценностей, взаимной ответственности), а отношения внутри группы между ее членами влияют на эффективность деятельности, на возможность или невозможность реализации цели.
Процесс образования и развития группы имеет сложный, внутренне противоречивый характер, в котором сталкиваются тенденции к объединению и дифференциации. Первая направлена на сохранность, обособленность группы, на ее стабилизацию в окружающих обстоятельствах, а вторая - на специализацию ролей участников группы, на их индивидуальное признание и самоопределение. Поэтому развитие группы может проходить своеобразные этапы внутреннего и, одновременно, внешнего утверждения - от спонтанного объединения к подлинному сообществу равноправных, взаимозначи- мых партнеров (но и обратно!).
Следовательно, с другой стороны, группа - это неформальное сообщество детей и педагога, особое добровольное самодеятельное объединение. Группа из объекта управления переходит в статус субъекта управления образовательным процессом учреждения. В рамках государственных образовательных учреждений отношения неформальных детских объединений (с участием или под руководством взрослых) с администрацией учреждения складываются трудно, порой конфликтно. Учреждения дополнительного образования детей более способны к построению и поддержке диалога с такими объединениями.
Естественно, что процесс появления таких самоуправляемых, самодеятельных объединений не может быть жестко регламентирован и стандартизирован, формализован, что и гарантируется приоритетными идеями системы дополнительного образования детей. При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектировании свой педагогической деятельности.
В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освоения культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм. Диалогическое общение - это всегда совместное обсуждение одной, интересной для всех проблемы или совместное действие по ее разрешению. В диалоге важен предмет общения и деятельности, на который направлена вся активность единого сообщества. Но не менее значимо и то, что каждый участник диалога имеет свое собственное мнение, свое вйдение, умеет выразить свою позицию и защитить ее. На пересечении этого разнообразия смыслов и открывается для каждого участника диалога многогранность, объемность, глубина действительности, значимость и ценность другого человека, способность к сопереживанию и сочувствию. Другими словами, включение и развитие диалогических отношений в образовательный процесс способствуют наиболее эффективному удовлетворению потребности каждого человека в выражении своего «Я» и в то же время опосредует индивидуальную способность к персонализации.
Результатом такого взаимообмена и взаимовлияния является не совокупность (сумма) предметно-ограниченных знаний, умений, навыков или способностей, а сложившийся индивидуальный механизм восприятия, понимания, репродуцирования и коммуникации культуры. Основным механизмом организации партнерских отношений (взаимодействия) сообщества, как мы уже отмечали, является договор - форма проявления свободы и добровольности субъектов, что подразумевает принятие ими обязательств, нравственной ответственности перед другими членами сообщества.
Итак, группа - понятие, объединяющее множество разных форм учреждения дополнительного образования детей на основании их сущностной принадлежности (тождественности) к данному типу образования.
Главными принципами организации деятельности детских объединений называются те, которые определяют и гарантируют каждому ребенку право свободного выбора: Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или по комплексным, интегрированным программам. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители без включения в основной состав, при наличии условий и согласия руководителя.
Однако практика богата самыми разными примерами инноваций в области формообразования детских объединений. Имеющаяся пестрота и разнообразие названий, действующих в структуре учреждений дополнительного образования детских объединений, отражает все то же стремление педагогов и детей
к своему индивидуальному самоопределению, которое часто проходит только на поверхностном уровне внешней формулировки. При этом нередко возникает прямое несоответствие между организацией деятельности, содержанием и технологиями, результатами образования с формой объединения. Подобная ситуация не только дезориентирует деятельность детей и педагога, но и дискредитирует саму практику дополнительного образования детей в данном учреждении.
Проектирование системы работы с детским объединением не может не опираться на осознанный выбор адекватной формы образовательного объединения. Точное определение этой формы значительно облегчает весь последующий процесс педагогического проектирования.
Существуют различные подходы к определению отличительных черт той или иной формы объединения. Однако все подходы опираются на общие основания дифференциации: уровень и приоритет задач; количество предметов, профилей; степень их интегратив- ности; приоритет направлений деятельности; особенности организации образовательного процесса: принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение года), наличие ступеней обучения, структура объединения, наличие органа самоуправления; система учета и контроля знаний, умений, навыков; уровень образовательных результатов; обеспечение образовательного процесса: нормативное, программное, кадровое, методическое и т. д.
Кружок. Наиболее распространенная, традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования. Исторически кружок возник как самодеятельное объединение людей, а затем - как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.
В организационной структуре учреждения дополнительного образования детей кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его

желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.
Кружок - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).
Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степени - от личных качеств и профессиональной квалификации пе- дагога-руководителя. Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия в кружках осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятия-диалога равных партнеров. Последнее более всего приемлемо для старшего школьного возраста, в котором доминирует стремление к самообразованию и социальному утверждению себя в успехе собственной деятельности.
Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.
Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующего начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
Клуб - объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха.
Главные принципы клуба - добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой). Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется
Л

клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Но в то же время состав клуба не отличается обязательным постоянством. Скорее обратное - клуб является временным, неустойчивым объединением для большинства и только для единиц-энтузиастов (они выполняют роль лидеров) - постоянным местом самоутверждения, развития.
Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие, досуговые и др.); по степени организованности (официальные и неформальные); по возрастному признаку членов клуба (одновозрастные или разновозрастные); по временному фактору (постоянные, временные).
В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личной свободы, ценность мышления и т. д.
Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба - быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.
Студия - творческий коллектив в определенном виде деятельности, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений.
Для понимания студии как формы детского образовательного объединения полезно вспомнить перевод этого термина. С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского - «изучение, комната для занятий». Отталкиваясь от итальянского перевода, студия - место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких-либо действий, знаний, умений. Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая и т. д. Такие студии часто становятся самостоя-

тельным структурным подразделением учреждения, имеющим свою организацию учебного процесса (ступени, уровни обучения), орган по оценке качества творческих достижений (художественный совет). Часто в такие студии осуществляется конкурсный отбор с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к определенному профилю творчества (танцевального, литературного, изобразительного и пр.); основной целью деятельности таких студий является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка ее и развитие.
Первый же смысл слова «студия» таков: в нем доминирует процесс самостоятельной, усердной, старательной деятельности, учения, самодеятельности и др. Это означает, что объединение детей, называемое студией, организует свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.
С понятием студия находятся в тесном соотношении понятия театр и ансамбль.
Ансамбль (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.
Театр - творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр - объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.
Школа представляет собой такую форму образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.
I у-3084

Для школ характерны следующие отличительные признаки: наличие концепции, представленной в Уставе, Положении и образовательной программе; школы, как правило, решают комплексные и разноуровневые педагогические цели и задачи; при многообразии направлений деятельности приоритет отдается системно организованному обучению (ступени обучения, преемственная связь между стадиями, уровнями, результатами обучения);
наличие системы педагогического анализа, контроля, оценки образовательных результатов; четко обозначенные условия набора и обучения; есть сертификат или итоговый документ об окончании (удостоверение, диплом, свидетельство, права и пр.); образовательный процесс организуется и осуществляется педагогическим коллективом; наличие прошедших экспертизу и лицензирование образовательной программы и учебного плана; устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги.
В практике дополнительного образования детей сложилось достаточно широкое разнообразие школ как образовательных объединений. Для их классификации используются разные основания, среди которых можно назвать: приоритет педагогических задач (профессиональной или допрофессиональной подготовки, довузовской подготовки, социальной адаптации и реабилитации, творческой ориентации и др.); степень выраженности профиля деятельности (профильные, многопрофильные по типу школ раннего развития, не имеющие четко выраженного профиля); ориентация на особенности развития детей (одаренные дети, дети-инвалиды).
Мастерская. Чаще всего это слово употребляют при описании помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой-либо продукции или выполнением услуг.
Когда речь заходит о мастерской в образовании, то выделяется имя мастера (творца, автора), создавшего свою, не имеющую аналогов, «школу-производство» учеников, последователей.
В учреждениях дополнительного образования детей этот смысл сохраняется. Вместе с тем отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:
принадлежность содержания деятельности к определен ному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач, ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий, демонстрационно-исполнительское выражение практиче ских результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).
В образовательной программе учреждения мастерская может стать обозначением групп, а точнее - договорного сообщества или профессионального сообщества детей и педагога (нескольких педагогов), «выросших» до результатов профессионального мастерства и заключающих проектируемую последовательность образовательных ступеней.

Что представляет собой творческий коллектив? К данному термину можно отнести группу Творческий коллектив вполне можно назвать организованным вариантом художественной, технологической, педагогической, исполнительной деятельности. Созданная группа реализует сумму ценностей и норм в соответствии с позициями и функциями совместной деятельности участников и руководителя.

Принципы организации

Творческий коллектив должен справляться с задачами, поставленными перед ним. В педагогическую деятельность входит обучение, воспитание, образование всех его участников. Обучение направлено на овладение участниками теоретических знаний и практических умений работы с разнообразными художественными произведениями, их исполнением.

Творческий коллектив систематически расширяет свой кругозор в области искусства и культуры, является активным участником общественной жизни.

Воспитание предполагает формирование в его участниках эстетических, нравственных, физических, художественных качеств.

Художественные технологии

Создание творческого коллектива предполагает серьезную работу не только руководителя, но и всех его членов. Во время их совместной деятельности осуществляется преобразование различного исходного материала в сценическое произведение, которое представляется на "суд зрителей". Исполнительная деятельность предполагает разные варианты: концерты, спектакли, праздники. Например, детский творческий коллектив принимает активное участие в разнообразных тематических вечерах, музыкальных гостиных, праздничных концертах.

Для создания самостоятельных творческих групп не нужны специальные административные приказы.

Задачи и принципы

Деятельность творческого коллектива направлена на развитие индивидуального потенциала его участников. Его организаторы должны ответственно подходить к формированию и развитию созданных объединений, развивать их с учетом субъективных и объективных факторов.

Основным пунктом формирования новой группы является учет потребностей общества. Организация творческого коллектива предполагает тщательное предварительное изучение его создателем всех реальных запросов людей различных возрастов и социальных категорий. Необходимо учесть и материальные возможности для появления новой группы. Сложно будет создать полноценный художественно-творческий коллектив без материальной базы и профессионального руководителя.

Важные факты

Условием жизнеспособности самодеятельной группы является наличие четкой, обоснованной цели. Необходимо увязать с ней интересы, желания каждого участника. Только при решении этой сложной задачи можно рассчитывать на отсутствие конфликтов внутри создаваемого коллектива.

Руководитель должен найти способ активизации творческого потенциала всех участников, направления его в нужное русло. Методика работы зависит от индивидуальных способностей, свойств участников. Для того чтобы справиться с этой сложной задачей, руководитель должен знать физические, психологические, творческие, художественные свойства каждого члена группы.

Развитие творческого коллектива позволяет обеспечивать возможности для раскрытия творческого потенциала каждого ученика.

Для сознательного и планомерного направления его деятельности важно владеть информацией о качественных особенностях его членов, этапах развития. Основным качеством такой организации являются внутригрупповые высокоразвитые отношения с обществом.

Как функционируют крупные творческие коллективы? Москва - город больших возможностей, поэтому создаваемые творческие объединения тесно сотрудничают с разнообразными социальными группами, демонстрируя им продукты совместного труда.

Специфика образования

Можно ли создать из любительских групп полноценные профессиональные творческие коллективы? Москва - столица России, поэтому именно здесь формируется максимальное количество разнообразных объединений художественной направленности. Для того чтобы группа стала полноценным "организмом", необходимо соблюдать определенные условия.

В первую очередь отметим наличие общей цели у всех ее членов. На стадии образования особое внимание необходимо уделять сотрудничеству между представителями кружка, умению их согласовывать совместную деятельность.

В качестве благоприятных мотивов, влияющих на участие в новом коллективе, отметим осознанную мотивацию, стремление к общению между кружковцами, желание улучшать репутацию коллектива, рекламировать любимое занятие.

Совместное действие выстраивается на взаимном уважении, постановке в качестве основной цели развития создаваемого коллектива.

Методы работы

Для того чтобы понять, какие творческие коллективы будут успешными, необходимо остановиться на методах работы с ними. Нельзя упускать из виду тот факт, что основным предметом деятельности любого такого объединения является искусство, а основной целью считается удовлетворение духовных и эстетических потребностей всех участников. Педагогическая деятельность осуществляется путем вовлечения в социально-культурную и художественно-творческую деятельность исполнителей. Она реализуется в процессе репетиций, занятий, концертных выступлений.

Характеристика творческого коллектива неразрывно связана со спецификой его деятельности. Недостаточно просто научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, овладеть актерским искусством, важно получить навыки коллективной деятельности, умения выстраивать взаимоотношения с остальными представителями творческого объединения. Самодеятельность не предполагает «ученических» занятий, сразу осуществляется подготовка к выходу на настоящую сцену.

Алгоритм действий

Перед руководителем стоит задача - развить у членов его объединения специальные исполнительские навыки, умения. Сначала осуществляется знакомство с основами искусства, прививаются эстетические знания, затем наблюдается плавный переход к исполнительской практике.

Классификация занятий

В зависимости от специфики творческого коллектива, допускается проведение теоретических и практических видов занятий. Нет какой-то единой теоретической методики, по которой могут проводиться теоретические занятия для творческих объединений.

В одних случаях на них предполагается отведение специальных часов, в других ситуациях их просто включают в практические занятия. Например, при отработке танцевальных движений, разучивании музыкальных партий участники сначала изучают теорию и только после этого переходят к отработке полученной информации.

Это особенно актуально для:

  • хоровых, оркестровых объединений, в которых осуществляется изучение музыкальной литературы, сольфеджио, нотной грамоты, исполнительского искусства;
  • театральных студий, где предполагается изучение культуры речи, истории театрального искусства, музыкальной литературы;
  • хореографических, в которых происходит знакомство с анатомией и физиологией человека, хореографическим искусством, историей и особенностями народного костюма.

Методы теоретической работы

Теоретическая деятельность предполагает применение определенных методов работы. Остановимся подробнее на некоторых из них. Например, информационный рассказ, описание, беседа, объяснение (словесные виды) помогают руководителю творческого объединения знакомить коллектив с теми нюансами, без которых невозможно будет выстроить выступление.

Наглядные виды работы: демонстрация явлений, процессов, дидактического материала, изображений, карт - способствуют визуальному восприятию рассматриваемого материала.

Практическая деятельность

Самым эффективным является показ реальных процессов, отдельных движений, конкретных предметов. Также работа творческих объединений выстраивается на усовершенствовании, приобретении навыков. Разновидностью практических занятий являются этюды. Это упражнения, которые способствуют развитию и совершенствованию технического мастерства, актерской техники.

В этюд включаются несколько действий, которые разработаны преподавателем.

Для создания собственного репертуара пользуются проектной методикой, собирая материал, подбирая костюмы для концертных выступлений.

Описание и объяснение подходят для тех случаев, когда участник коллектива не «схватывает» сути движения, особенностей музыкальной партии.

Овладение техникой пения, приемами игры на музыкальных инструментах осуществляется посредством их первоначальной демонстрации преподавателем (руководителем коллектива).

Уровень умений и навыков каждого представителя творческой группы является показателем исполнительского мастерства коллектива. От этого зависит выбираемый репертуар, популярность.

Руководитель объединения в своей работе часто использует обучающие игры, тренинги, осуществляет периодический контроль и коррекцию навыков и умений, приобретаемых подопечными.

Под репертуаром подразумевается совокупность всех произведений, которые будут исполняться творческим коллективом. Его по праву можно назвать "лицом" любого музыкального или художественного объединения.

Именно по нему зрители создают свое первое впечатление о художественной и общественной значимости творческого объединения.

При подборе концертного репертуара руководитель коллектива опирается на социальный запрос, пожелания артистов, их возможности.

Репертуар имеет важную воспитательную функцию, причем не только для зрителей, но и для самих исполнителей.

Классификация коллективов

Существует условное подразделение их на типы по разным признакам:

  • возрастные особенности предполагают создание юношеских, детских, взрослых объединений;
  • организационные признаки позволяют образовывать ансамбли, студии, кружки;
  • с учетом тематики и репертуарных признаков возможно создание классических, современных, народных коллективов.

Также при организации нового творческого коллектива перед руководителем стоит ответственная задача - объединение индивидуальных особенностей каждого члена коллектива, их навыков, умений, способностей. Например, в репертуаре могут быть использованы как сольные, так и коллективные выступления. Допускается объединение нескольких тематических номеров, например при подготовке к определенному празднику.

Заключение

В настоящее время вопросы, связанные с созданием творческих коллективов, являются актуальными, заслуживающими особого внимания. Практически в каждой образовательной организации есть свое творческое объединение, имеющее определенное направление деятельности. К примеру, все чаще в средних школах появляются вокальные группы среди не только школьников, но и их педагогов. В медицинских организациях врачи объединяются в коллективы художественной самодеятельности, клубы веселых и находчивых.

Безусловно, первичные клубы, объединения носят любительский характер, они не являются профессиональными творческими коллективами. Но можно привести массу примеров, когда из небольшой группы образовывались творческие ансамбли, обладающие высоким профессиональным уровнем. Среди детских коллективов, известных не только в Москве, но и далеко за ее пределами, можно отметить вокальный ансамбль «Непоседы».

Данное творческое объединение стало настоящей "кузницей кадров" для профессиональной сцены. Безусловно, заслуга того сценического профессионализма, который приобретают в студии юные вокалисты, принадлежит ее руководителю. В работе детского коллектива активно применяются разнообразные виды деятельности, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, подбираются специальные методики для личностного роста.

Несмотря на компьютеризацию, которая присуща двадцать первому веку, люди не перестали посещать разнообразные концерты, с удовольствием смотрят выступления самодеятельных и профессиональных творческих коллективов, создаваемых в нашей стране и за ее пределами.

Мы живем в мире техники. Нас окружают различные машины, механизмы, конструкции. Как не потеряется в этом технологическом пространстве? педагог высшей категории, 20 лет отдавшая системе дополнительного образования, Л.Т.Алехина успешно обучает техническому моделированию Каширских мальчишек, которые занимаются у нее с увлечением. Она умеет найти подход к каждому из них и каждого научить. Ребята придумывают и создают летающие и плавающие модели, модели, технические игрушки. Этот вид творчества развивает фантазию, находчивость, творческую выдумку, а также конструкторские способности и техническое мышление. Что, несомненно, пригодится в жизни. Программа объединения содержитбогатую научно-методическую базу, снабжена интересными учебно- методичсеским комплексом. Лидия Тимофеевна обучает детей работе с ручными инструментами, изготавлению моделей различной сложности. Но работа ведется не только в кабинете. Ребята вместе с педагогом ходят на экскурсии, в походы. Где проводят запуски новых моделей. И каждую весну плывут по реке созданные детьми корабли и катера. И каждую осень взмывают в небо детские самолеты.



error: