Технология проектная деятельность в дошкольном учреждении. Метод проектов в доу как инновационная педагогическая технология

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

Комплексные блочно-тематические занятия;

Интеграция: частичная или полная;

Метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Поэтому внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации работы с педагогическими кадрами. Это могут быть следующие методы и формы работы: семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс; беседы, диспуты, практикумы, тренинги, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимо посещений, презентации проектов. Примерные проекты в работе с кадрами представлены в Приложении 2.

Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность:

Экспериментировать, синтезировать полученные знания;

Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап - подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются:

Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

Приобщать детей к процессу познания;

Формировать различные представления;

Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

Побуждать к совместной поисковой деятельности, эксперимен-тированию.

Совершенствование психических процессов:

Формирование эмоциональной заинтересованности;

Знакомство с предметами и действиями с ними;

Развитие мышления и воображения;

Речевое развитие.

Осознание поставленной цели;

Овладение различными способами решения поставленных задач;

Способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;

Поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте по направлениям.

1) физическое развитие:

Стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

Формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (например, ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

Социальное развитие: формирование способов общения (например, вернисаж «Моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»).

2) познавательное развитие:

Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

Расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

Сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы).

3) эстетическое развитие:

Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

Овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки» и др.).

Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста:

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

Развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;

Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

Произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

Потребности в создании собственной картины мира;

Навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

Выявить проблему;

Самостоятельно искать нужное решение;

Выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

Самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям:

1) социальное развитие:

Развитие самопознания и положительной самооценки;

Овладение способами внеситуативно-личностного общения;

Высокий уровень коммуникативной компетентности;

Осознание функций речи (например, проект «Моя семья», групповые проекты «Познай себя»).

2) физическое развитие:

Развитие осознанного отношения к своему здоровью;

Формирование потребности в здоровом образе жизни;

Совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

3) познавательное развитие:

Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (например, клуб любителей книги «Волшебная страна»; групповые проекты «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; межгрупповой проект «Времена года»).

4) эстетическое развитие:

Углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

Овладение различными видами художественной деятельности;

Развитие способностей к эстетической оценке.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы работы над проектом:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

К кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Охарактеризуем кратко основные этапы внедрения проекта.

Первый этап - Выбор темы.

Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»:

1. Что знаю?

2. Чего хочу узнать?

3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе следующий:

Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

Вовлекает дошкольников в решение проблемы;

Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

Обсуждает план с семьями на родительском собрании;

Вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;

Собирает информацию, материал.

Второй этап - Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:

Проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы,

Использования операций сравнения и сопоставления,

Проблемного изложения информации педагогом,

Организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),

Даёт домашние задания родителям и детям;

Поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап - презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.). Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

Организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

Подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

Четвёртый этап - рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:

Ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

Освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

Уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

Объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Этапы работы над проектом кратко представим в виде таблицы 1.

Таблица 1 - Этапы работы над проектом

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

7. Практическая помощь (по необходимости).8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

9. Подготовка к презентации.

10. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Актуальность

Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов .

Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) . Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ , а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике . Метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность , но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы , который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

Преимущества проектного метода :

Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы.

Является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса;

Повышает компетентность педагога ;

Повышает качество образовательного процесса;

Возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.

Способствует развитию креативности и логического мышления.

В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.

Недостатки :

низкая мотивация воспитателей, родителей;

недостаточный уровень развития познавательного интереса у воспитанников.

Что же такое «ПРОЕКТ » ?

В словаре слово «проект » заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд» , «выступающий» , «бросающийся в глаза» .

Метод проектов - способ организации педагогического процесса , основанный на взаимодействии педагога и воспитанника , способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов , творческих по своей сути.

Проблемно-поисковые методы : проблемные вопросы, деловая игра, «мозговой штурм» , тематические беседы, исследование (исследовательский проект , поэтапное выполнение действий.

Творческие методы : презентация.

Информационные методы : составление модели источников информации.

При выполнении проекта могут использоваться другие активные методы обучения .

Развитию личности способствует применение не отдельных методов , а целостная система проектной деятельности , обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности .

Достоинства метода проектов

Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования :

Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.

Полная интеграция (одно из приоритетных разделов интегрируется с другими разделами программы). Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в других) :

Пример частичной интеграции - интеграция художественной литературы и изобразительной деятельности. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ.

Интеграция на основе единого проекта , в основе которого лежит проблема.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практические полезные дела). Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития :

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения;

Развитие творческого мышления;

Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста

В младшем дошкольном возрасте это :

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога )

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом )

В старшем дошкольном возрасте это :

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы , способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;

Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

Развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению;

Развитие важнейших компетенций для современной жизни.

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду :

В основе любого проекта лежит проблема , для решения которой требуется исследовательский поиск;

Обязательные составляющие проекта :

Детская самостоятельность (при поддержке педагога ,

Сотворчество детей и взрослых;

Развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;

Применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект - это 5 «П» :

Проблема;

. Проектирование или планирование ;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнить просто - пять пальцев руки. Шестое «П» - портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.)

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта .

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями) .

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта .

4. Составление плана - схемы проекта .

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план - схему занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта , открытое занятие, мероприятие.

Метод проектов предполагает :

Постановку проблемы (1этап) Поисковый : определение темы и целей проекта ; педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Её обсуждение (2 этап) Планирование деятельности по достижению цели, определение источников информации :

К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу ) ;

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;

С какими предметами научиться работать для достижения цели. Способов сбора и анализа информации, способов представления результатов.

Работу над проектом (3этап) Практический : (основной этап) поиск информации детьми совместно с родителями и воспитателями (интервью, опросов, наблюдений, экспериментов.) .

Презентация (4 этап) подведение итогов, коллективное обсуждение, самооценка, продукт деятельности др.

Типология проектов в ДОУ

(по Е. С. Евдокимовой)

По доминирующей деятельности Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные)

По характеру содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности)

По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов)

По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)

По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов :

1. исследовательско-творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) ;

4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя» ). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты : «Любимые игрушки» , «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов , в том числе :

комплексные : «Мир театра» , «Здравствуй, Пушкин!» , «Эхо столетий» , «Книжкина неделя» ;

межгрупповые : «Математические коллажи» , «Мир животных и птиц» , «Времена года» ;

творческие : «Мои друзья» , «У нас в нескучном саду» , «Мир природы» , «В гостях у сказки» ;

групповые : «Сказки о дружбе» , «Познай себя» , «Подводный мир» , «Овощи и фрукты - полезные продукты» , «Птицы наши друзья» , «Откуда ботинки пришли?» ,

индивидуальные : «Я и моя семья» , «Генеалогическое древо» , «Секреты бабушкиного сундука» , «Сказочная птица» ;

исследовательские : «Без воды не обойтись» , «Воздух невидимка» , «Питание и здоровье»

семейные : «Как я провёл лето»

личностные : «Мои питомцы» .

Способы разработки проектов :

Проект - это «Модель трёх вопросов»

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

Позиция взрослых как участников проекта :

Является источником информации, координирует процесс, поддерживает и поощряет, обеспечивает непрерывность работы над проектом , подготавливает необходимое оборудование, осуществляет консультативную помощь.

Имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности.

Не претендуют на права единственно верного источника знания, ограничиваясь статусом «ресурсной личности» .

Предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.

Позиция детей как участников проекта :

Влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта ;

Устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;

Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.

Роль родителей

Посодействовать ребенку в сборе материала;

Контролировать сроки выполнения;

Подсказать правила оформления проекта ;

Участвовать в подготовке презентации.

Структура образовательного проекта :

Общая характеристика проекта : участники проекта , сроки реализации проекта , цель и задачи проекта , гипотеза проекта , предполагаемые результаты.

Этапы проведения проекта .

На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.

На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.

На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков.

На 4 этапе — подготовка к защите проекта , изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности.

Результаты проекта , их оценка, призы и награды.

Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми :

Выставка, газета, журнал.

Костюм, модель, коллекция.

Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.

Экскурсия, поход, путешествие.

Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий .

Спектакль, праздник, видеофильм.

Познавательные центры в группе

Развивающая предметно - пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оснащён центр «Детская лаборатория» , Центр научной и познавательной и художественной литературы и тд.

Китайская пословица гласит : «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Особую педагогическую значимость метода проекта я вижу в том , что :

Он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

Этот метод основан , прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем;

Участвуя в проекте , ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, способствует повышению самооценки ребенка.

Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.

. Проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.

Литература :

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Образовательные проекты в детском саду . Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие) .

Проектная деятельность дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО : метод рекомендации / авт . -сост. О. Л. Гильманова, Н. Я. Гомоюнова. - Нижний Тагил : НТФ ИРО, 2015.-4

Организация: ГБОУ школа №617

Населенный пункт: г. Москва

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГОС к основной образовательной программе. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Зимнии спортивные игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т.д., - это долгосрочный проект.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.

Несоответствие между традиционной формой организации образовательной деятельности и характером проектной деятельности. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Большинство педагогов ДОО очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в позиции объекта.

В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъективность ребенка может проявляться по – разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразие идеи ребенка.

Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах..

Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?

В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа , имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежитпроблема , для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов –это педагогическая технология,стержнем которойявляется самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Суть «метода проектов » в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенноусложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста,которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап подражательско-исполнительский ,реализация котороговозможна с детьми 3,5–5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления;
  4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения;

4. речевое развитие.

  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

Второй этап – развивающий ,он характерен для детей5–6лет,которыеуже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап творческий ,он характерен для детей6–7лет.Взросломуочень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чегонужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап – Выбор темы.

Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:

  1. Что знаю?
  2. Чего хочу узнать?
  3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

 педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;

Второй этап – Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения,которое помогает обнаруживать всё новые

проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап – презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

организует презентацию проекта (праздник, занятие,досуг),составляеткнигу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги(выступает на педсовете,родительском собрании,бобщает опыт работы).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, азатем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

  1. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собираютинформацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  2. творческие проекты в детском саду (оформление результата в видедетского праздника, детского дизайна, например «Неделя здоровья»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные;

межгрупповые;

групповые;

творческие;

индивидуальные;

исследовательские.

По продолжительности они бывают краткосрочными(одно илинесколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Спортивные игры и развлечения как средство повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре»- на учебный год).

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных программах на сегодняшний день уже давно прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник даже детского сада.

Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. В ДОУ нашей страны данное направление пока что не слишком хорошо развито, но ситуация постепенно меняется с каждым годом.

Для чего это вообще нужно?

Дело в том, что именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Кроме того, именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Что такое проект? Общие сведения о понятии

Следует знать, что сам термин “проект” было позаимствовано из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. И как все это увязать с работой в дошкольном образовательном учреждении? В этом случае “проект” - это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, когда он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками. Основная работа по направлению познавательной деятельности выполняется преподавателем.

Важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Проще говоря, в основе работы должна лежать некая проблема, для решения которой нужен последовательный поиск, выяснение наиболее ответственных моментов. Результаты этой деятельности анализируются и объединяются в единое целое.

С педагогической точки зрения

С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию. Кроме того, так ребенок получает возможность преобразования «сухих» и невыразительных данных в практический опыт, который вполне может ему помогать на всем протяжении его жизни.

Суть же технологии проектной деятельности в ДОУ заключается в такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера.

Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматичную ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он получает, и где он сможет их использовать на практике. Это основной тезис технологии проектной деятельности в ДОУ. Сегодня такой точки зрения стараются придерживаться практически все современные образовательные учреждения, которые стараются отыскать разумный баланс между получением практических и теоретических знаний.

Основа метода, его этапы

В основу метода положена идея, что любая образовательная деятельность должна быть направлена сугубо на результат, достижение которой должно осуществляться совместной работой детского коллектива и педагога. При этом все действующие лица работают над единой темой. В настоящий момент профессиональные педагоги выделяют три основных этапа в развитии проектной деятельности. Они представляют собой особую совокупность исследовательских, творческих и проблемных методов. Давайте рассмотрим каждый этап подробнее.

Первый этап . Подразумевает «подражание и исполнение», причем реализация этого метода возможна только в случае работы с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе организация проектной деятельности в ДОУ предполагает участие детей “на вторых ролях”, когда они делают что-то или по прямому предложению взрослого педагога, или же попросту подражают ему. Важно, что такой подход не противоречит самой природе ребенка. Дело в том, что в этом возрасте у детей существует стремление привлечь внимание взрослого, наладить с ним хорошие отношения.

Второй этап . Это время развития, а реализация данного способа начинается с возраста в 5-6 лет. В это время дети характеризуются тем, что уже способны на организованную самостоятельную деятельность, могут оказывать друг другу необходимую в данный момент помощь. Ребенок уже намного реже обращается с просьбами к преподавателю, старается активнее налаживать взаимодействие с собственными сверстниками. У детей уже имеется самоконтроль и самооценка.

Таким образом, организация проектной деятельности в ДОУ на этом этапе должна учитывать, что ребенок может адекватно оценивать и осознавать как свои действия, так и поступки сверстников.

Стоит помнить, что они уже видят и оценивают проблему, способны уточнять достигаемую цель, а также выбрать те средства, которые оптимально способствуют достижению требуемого преподавателем результата. Самое важное обстоятельство заключается в том, что они уже способны не только на механическое обсуждение предлагаемых преподавателем тем, но и на собственные проекты.

Третий этап . Это уже время настоящего творчества, которое характерно для детей в возрасте 6-7 лет. Любой метод проектной деятельности в ДОУ обязательно должен создавать такие условия обучения, которые не будут отпугивать его от решения сложных проблем. Нужно создавать такие условия, при которых ребенку было бы комфортно выбирать темы для своих проектов, а также методов и времени работы над ними.

Специфика работы с дошкольниками

Чем же должен характеризоваться любой метод проектной деятельности в ДОУ? Вы должны четко понимать то обстоятельство, что в большинстве случаев ребенка приходится «наводить», способствовать обнаружению проблемы, а в некоторых случаях - прямо способствовать ее возникновению. Важно постараться «затянуть» детей в какое-то совместное предприятие, но крайне важно в этом случае не переусердствовать с опекой.

С чего начинать планирование проекта?

Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт»…

Об этом же говорят и требования ФГОС. Проектная деятельность в ДОУ важна еще и тем, что учит детей четко распределять и планировать свое время. Важно научить их так распределять проект по определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени. На каждом из этапов должны использоваться личностно-ориентированные технологии, так как способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналогичных у сверстников.

Работа над проектом

Как несложно догадаться, на первом этапе вам предстоит правильно и обоснованно выбрать подходящую тему. Что должно предполагать использование проектной деятельности в ДОУ с точки зрения педагога? В этом случае нужно понимать, что углубленный выбор какой-то темы должен осуществляться только совместно с ребенком (!). Опытные учителя говорят, что выбору должны предшествовать три «золотых» вопроса: «Что мне известно? Что я хочу узнать в ближайшем будущем? Как лучше узнавать об этом?».

Конечно же, темы проектной деятельности в ДОУ должны быть достаточно простыми и интересными, способными заинтересовать каждого ребенка.

Если педагог окажется способен организовать правильный диалог с детьми, то он будет способствовать не только развитию их самооценки, но и их способностей к оценке полученных данных с точке зрения их пользы в повседневной деятельности. Важно помнить, что реализация проектной деятельности в ДОУ также способствует нормальному формированию речевого аппарата и языковых способностей ребенка. Это подтверждают логопеды, которые в последние годы фиксируют бурный рост числа специфических проблем в этой области.

Нужно правильно организовать процесс сбора информации: эта работа должна быть увлекательной, она не может утомлять обучаемых. Воспитатель или педагог должны создать такие условия, в которых детям было бы максимально комфортно и необременительно работать.

Реализация проекта

Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, в ходе которых ребенок получает бесценный научный опыт, который наверняка пригодится ему и в дальнейшей жизни. Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.

Что же касается побудительных мотивов исследовательской деятельности, то в таком амплуа должны выступать обсуждения проблемной темы. Это не только помогает ребенку обнаруживать новые стороны и нюансы интересующей его темы, но и позволяет вовлечь в обсуждение весь коллектив. Это в любом случае очень полезно, так как «совместный разум» может помочь в решении действительно сложных задач.

Презентация

Заканчивается проектная деятельность воспитателя ДОУ организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над своим проектом. Задача воспитателя состоит в том, чтобы каждый ребенок мог рассказать о проделанной им работе, осмыслить все проделанное, а также испытать гордость за свои успехи.

Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что дети приобретают навыки выступления перед аудиторией, а также осваивают невербальные приемы общения (специфические мимика, жесты и прочее).

Рефлексия

По мере нарастания активности ребенка, позиция воспитателя или преподавателя по отношению к нему может изменяться. В общем-то, это банальные положения личностно-ориентированных способов обучения. Они повествуют о том, что сперва преподавателю принадлежит роль учителя и организатора на первых порах, а затем наставником и корректировщиком, который только направляет детские устремления в нужное русло.

Среднестатистический план работы над проектом

Нужно отметить, что чаще всего творческая проектная деятельность в ДОУ организуется в рамках специально отведенных занятий. Они имеют строго определенную структуру и включают в себя следующие этапы: создание положительной мотивации обучаемых, введение в проблему и рассказ о ее важности, а также выработка поэтапного плана по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности. После этого происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Если есть возможность, дети могут продемонстрировать полученные навыки на практике.

Могут быть реализованы следующие типы проектов (по длительности): долгосрочные (от одного до трех лет), на несколько месяцев, на месяц, неделю (недели), а также на несколько дней или вообще на день.

Итак, давайте опишем опосредованную последовательность работы над каким-то заданием:

  • В зависимости от потребностей и способностей конкретного ребенка, педагог ставит задачу (посоветовавшись со своим же подопечным).
  • Следом учитель вовлекает школьников в процесс решения проблемы.
  • Далее нужно как можно сильнее увлечь школьников и даже их родителей поставленной перед ними задачей.
  • К решению должен привлекаться родительский комитет и педсовет. Проектная деятельность в ДОУ - общественная задача!
  • Если есть такая необходимость, можно обратиться за помощью к каким-то узким специалистам в этой области.
  • Кроме того, проектная деятельность педагога в ДОУ предполагает и дальнейшую совместную работу с родителями: совместно с ними нужно составить подробный план мероприятия.
  • Сам ребенок в это время (пользуясь помощью) собирает всю необходимую информацию.
  • В это же время он проводит наблюдения, участвует в тематических играх и посещает необходимые экскурсии.
  • Педагог не должен забывать, что и в это время дети должны получать домашние задания.
  • Очень важно всячески поощрять самостоятельные действия как самих детей, так и их родителей, которые могут искать материал путем самостоятельного «расследования» в заданной области.
  • После этого педагог организует презентацию проекта, на которой дети рассказывают все сведения, которые им удалось получить и систематизировать.
  • Учитель произносит завершающую речь, при необходимости выступает на педагогическом совете.

Выводы

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе и даже ВУЗе.

В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на , формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованиям и может быть осуществлен как в рамках дошкольников, так и посредством .
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.
Цель — развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи :
— обучать элементарному планированию;
— формировать навыки сбора и обработки информации, материалов;
— развивать творческие способности;
— формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.

Основные требования к проектной деятельности:
— наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
— практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
— самостоятельная деятельность дошкольника;
— использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Типология проектов :
(по Евдокимовой Е.С. «Технология проектирования в ДОУ»)
доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и др. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
предметно-содержательная область : моно проект (в рамках одной области знания), межпредметный проект;
характер координации проекта (руководство со стороны воспитателя): непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);
количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые);
продолжительность проекта (краткосрочные (1 -2 занятия), среднесрочные (до месяца), длительные.

В дошкольном учреждении могут быть:
1. Информационные проекты
— направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
— структура информационного проекта: получение и обработка информации, получение результата, презентация.

2. Исследовательские проекты
— осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

Пример исследовательского проекта можно посмотрет ь

3. Ролевые проекты
— это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.
4. Творческие проекты
— как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;
— творческие проекты классифицируются по доминирующему виду творчества: художественно-изобразительные, художественно-речевые, художественно-оформительские, театральные, музыкальные и т.д.)

Деятельность педагога :
На 1 этапе — определяет тему, осуществляет планирование, организует предметно-развивающую среду, информирует родителей, изучает литературу.
В процессе совместной деятельности с воспитанниками формулирует проблему, помогает поставить цель, предлагает сразу определить продукт проекта; погружает в игровую (сюжетную), проблемную ситуацию.
На 2 этапе- помогает распределиться на группы; помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность (с чего начать). Организует поисковую, исследовательскую деятельность детей
На 3 этапе – осуществляет практическую помощь детям, создает условия и мотивирует детей. Осуществляет контроль и координацию проекта. Фиксирует результаты поиска информации и т.д.
На 4 этапе — подготовка к презентации. Презентация (защита проекта), оценка.

Деятельность дошкольников :
На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.
На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.
На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков
На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности

Структура образовательного проекта:
— название проекта;
— авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта;
— общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты;
— этапы проведения проекта;
— результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Темы проектов в дошкольном образовании достаточно разнообразны, например:
— Папа, мама, я — спортивная семья.
— Техника, которая нам помогает.
— Здравствуй, олимпиада!
— Памятники нашего города.
— Игрушки из бабушкиного сундучка и др.

Результатами проектной деятельности могут быть:
— Выставка, газета, журнал.
— Костюм, модель, коллекция.
— Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.
— Экскурсия, поход, путешествие.
— Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
— Спектакль, праздник, видеофильм.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в



error: