Формируем правильное отношение ребенка к школьным оценкам. Советы психолога: ребенок не хочет учиться в школе Что относится к я и учеба

Наши дети не всегда приносят в дневниках «четыре» и «пять». Порой появляются и «неуды», которые влекут за собой скандалы, детскую нервозность и желание во что бы то ни стало в следующий раз принести в дневнике пятерку. В такой погоне за субъективными цифрами теряется главный смысл учебы — получение знаний. Стоит ли убиваться из-за плохих оценок и наказывать ребенка? Возможно, правильнее будет сменить тактику?

Достаточно вспомнить свои школьные годы, как в голове сразу появляется образ: ученик, буквально выпрашивающий хорошую оценку у учителя и объясняющий это тем, что дома родители его «убьют». Столь страшное слово мы произносили очень часто, имея в виду, что нас сильно накажут, не разрешат пойти гулять и заставят дни напролет учить и учить, лишь бы исправить плохую отметку . Мы гонялись за пятерками и четверками, но лишь для того, чтобы не сердить родителей или утереть нос зазнавшимся одноклассникам. Сегодня, став взрослыми, мы получили уникальный шанс, наконец, научиться правильному отношению к субъективным символам и научить этому наших детей.

Так ли важны оценки?

Конечно, оценки — это показатель того, как ребенок выучил тот или иной урок, но соль в том, что абсолютно любая отметка субъективна. Ребенок мог банально переволноваться и получить «три», хотя подготовился на «пять». Мы серьезно ошибаемся, когда считаем, что оценки — это показатель успешности ребенка, и еще серьезнее — когда строим свои отношения с дочерью или сыном на основании субъективных цифр. У ребенка появляется уверенность в том, что его отметки — это единственный способ заслужить расположение и уважение в семье. Стоит ли тогда удивляться, что желание получить хорошие знания уходит на второй план? Совсем нет. Главной целью обучения становится любовь родителей, которая, вообще-то, не должна зависеть от подобных вещей.

Нам, взрослым дядям и тетям, тоже еще учиться и учиться. И в первую очередь стоит уяснить одну истину: оценка — это не более чем отвлеченный знак. "Двойку" нельзя воспринимать как жизненную трагедию и связывать ее с будущим, пророча ребенку работу дворника. Не передавайте школьнику свое тревожное настроение, ведь абсолютно любую отметку можно исправить. Иначе добьетесь только нежелания ребенка возвращаться домой после неудачи в школе, ведь там его непременно «убьют».

Спокойствие, только спокойствие

Конечно, мы хотим идеального будущего для своего ребенка и почему-то уверены, что проигнорируй мы «двойку» хоть раз, он «забьет» на учебу. Но проблема не решается отлучением от телевизора и компьютера. Для начала стоит обратить внимание на то, почему школьник получил «неуд». Спокойно поговорите с чадом и выясните причины неуспеха . Конечно, строгость не помешает, но пусть она будет в разумных пределах: ругать и ставить на горох не стоит. Приберегите карательные меры для более серьезных случаев. Вы, как никто другой, знаете своего ребенка, поэтому сразу увидите, если он просто не выучил урок и отнесся к заданию спустя рукава. В таком случае проявите талант дипломата и убедите горе-ученика, что он должен постараться исправить оценку, но не для того, чтобы просто исправить, а для того, чтобы довести работу до ума. Ну а если ребенок и правда учил уроки, но волнение взяло верх, то успокойте его, сказав, что бывает всякое и вы в него верите.

Ты мне, я тебе

Некоторые родители устраивают дома странный бартер: ты получаешь «пятерку», а я даю 100 рублей или разрешаю поиграть в онлайн-игру. Психологи шутят (хотя шутят ли?), что из подобных школьников вырастают Павлики Морозовы, готовые продать даже самое дорогое сердцу. В таком случае дети начинают стремиться к хорошим оценкам не для того, чтобы получить знания, а для того, что поправить свое материальное положение.

Конечно, вы можете поощрить ребенка, но за старания и усилия, которые он прикладывает, а никак не за оценки. Отличным вариантом будет подарок, который он давно хотел, или долгожданная летняя поездка на море. Главное, преподнесите ее как вознаграждение за усердие, а не за пятерки за год.

Сравнение с отличниками

Каждый второй родитель повторяет своему ребенку: «А Таня учится лучше, чем ты. Таня — хорошая, а ты нет». Конечно, пристыдив своего ребенка, вы можете добиться того, что в итоге он действительно станет учиться лучше, но целью такой учебы все так же не будет являться получение знаний. Ваш ребенок будет зубрить и хитрить лишь для того, чтобы утереть нос более удачливой Тане. Да, в итоге вы добьетесь желаемого, но лишь отчасти, поскольку к хорошим оценкам у вашего ребенка прибавится сомнение в себе и собственных силах, а самооценка подкосится еще в детстве.

Не стоит с малых лет внушать ребенку, что он ничего не стоит, при этом добавляя: «Вот есть же усердные и умные дети». Лучше хвалите своего горе-ученика, хвалите за все, за что только можно.

Покажите, что верите в него, готовы помочь и ни в коем случае не считаете, что есть кто-то лучше, чем он. Родители-союзники, а не родители-враги нужны ребенку, который и сам понимает, что пока не слишком успешен в школе.

Поняли сами — расскажите ребенку

Зубрежка, чтение в стиле «смотрю в книгу — вижу фигу» — не самый лучший вариант для школьника.

Хорошо, когда родители понимают, что школьные оценки — это условности. Теперь же надо, чтобы это поняли и дети, причем, правильно поняли. Главное, объяснить ребенку, что отметка — это не показатель ума и того, что ждет его в будущем, прежде всего, это показатель его отношения к учебе. Зубрежка, чтение в стиле «смотрю в книгу — вижу фигу» — не самый лучший вариант для школьника, желающего быть умным человеком, а не просто отличником, который забывает все сразу же после экзамена.

Постарайтесь всегда спокойно воспринимать неудачи ребенка, помогайте ему, с детства приучая трудиться и относиться к своему труду серьезно и ответственно. Один раз объяснив своему школьнику, что не стоит гнаться за субъективными оценками, а надо сконцентрироваться на получении знаний, вы избежите ненужных слез из-за двоек, бездумной погони за хорошими отметками и наплевательского отношения к школе.

Делайте перерывы. Если вы занимаетесь в течение нескольких часов, каждые полчаса делайте пятиминутный перерыв. Разомните суставы и отвлекитесь, так вы сможете немного отдохнуть и лучше усвоить материал. Это также помогает концентрировать внимание.

Используйте для запоминания ключевое слово, связанное с темой, которую вы изучаете. Всякий раз, когда вы чувствуете, что уже не можете концентрировать внимание, вспоминайте это слово и возвращайтесь к теме. Это слово может меняться в зависимости от предмета изучения. Вы можете выбрать совершенно любое слово, которое соответствует теме.

  • Например, если вы читаете статью о гитаре, используйте ключевое слово «гитара». Как только вы почувствуете, что перестаете концентрировать внимание, сразу же повторяйте себе: «гитара, гитара, гитара, гитара», пока не сможете снова сосредоточиться на материале.
  • Научитесь конспектировать . Когда вы слушаете или читаете материал, конспектируйте все в полных предложениях, чисто и аккуратно. Вам нужно записать всю самую важную информацию. Вы можете записывать термины и понятия, о которых говорит преподаватель, а затем вернуться домой и дополнить конспект предложениями из учебника. Записывайте столько, сколько сможете.

    Дома перепишите все заметки в единый конспект. Когда вы делаете заметки, будьте аккуратны. Сразу же после занятий перепишите заметки и освежите пройденный материал. Переписывание заметок в единый конспект – активный способ запоминания информации. Если вы читаете, то можете легко отвлечься. Но когда вы пишите, то постоянно думаете о том, что пишите.

    • Это не значит, что вы не должны делать заметки или писать конспект на занятиях. Просто, скорее всего, у вас будет не так много времени для полного ответа. Поэтому конспект, написанный на занятии, можно рассматривать в качестве черновика.
    • Вы можете завести две тетради. Одна будет черновиком, а в другой вы будете писать полные конспекты.
    • Некоторые делают заметки на электронных устройствах, но большинство людей считает, что информация, написанная от руки, дольше остается в памяти.
    • Перефразируйте информацию своими словами. То же самое касается рисунков. Например, если вы изучаете анатомию, перерисовывайте рисунки из учебника себе в тетрадь.
  • Больше оптимизма! Вам нужна хорошая мотивация. Мотивация в стиле «если я буду учиться, я получу хорошую работу» не годится. Найдите что-то интересное в том, что вы изучаете. Попробуйте проникнуться предметом и подумайте, в каких ситуациях вам может пригодиться знание этого предмета.

  • Сначала приступайте к изучению более сложных предметов. Начните с самых сложных, потому что у вас еще достаточно энергии и внимания, затем переходите к более легким.

    • В первую очередь выучите самые важные пункты. Не просто прочитайте материал от начала до конца, а вдумывайтесь и делайте паузы, чтобы запомнить каждую важную мысль. Новая информация усваивается гораздо легче, если вы можете связать ее с уже знакомым материалом. Не тратьте много времени на изучение вещей, которых не будет на тестировании или экзамене. Направляйте свою энергию в нужное русло.
  • Учение - свет. Увы, не все люди легко обучаемы. Бывает, человек и умен, и образован, но не дается ему, к примеру, английский язык. Просиживая сутками за учебником и словарем, человек теряет веру в себя, думая, что он глуп, а на самом деле, все вовсе не так. Просто методика самообучения и мотивации недостаточно универсальна. Нужно запрограммировать в себе позитивное отношение к учебе , чтобы не превратить обучение в каторгу.

    Во-первых, в самом вопросе: как заставить себя учиться, уже кроется неправильная мотивация. Глагол «заставить» действует на психику человека разрушительно. Есть такие люди, которые будут выполнять работу любой сложности и тяжести, пока их не заставят сделать ту же работу командным тоном. Что же делать? Стоит просто глагол «заставить» заменить на «заинтересовать». Как говорится: лучшая работа - это хорошо оплачиваемое хобби. Но, поверьте, иногда интересная работа приносит удовольствие и без оплаты. Главное, чтобы было спокойствие и удовлетворение результатом своей работы. Учеба - это та же работа, и отнести ее можно в разряд работы ради удовольствия, а не ради материального благополучия. Конечно, в будущем будет намного легче обеспечивать себя материальными благами, оперируя полученными знаниями.

    Как выработать продуктивное отношение к работе , не идя на жертвы и ущемление своего свободного и занятого времени? Попробуйте скомбинировать досуг и рабочий день. Если вы учите иностранный язык, купите разноцветные листочки-самоклейки, расклейте по квартире, предварительно написав слова, транскрипции, правила произношения и написания. Это поможет не только развить способности к изучению языка, но и визуальное восприятие максимально улучшается.

    Оборудуйте себе комфортное рабочее место . Конечно, если вы сидите за кухонным столом, пытаясь запомнить исторические даты и события, а вас окружает грязная посуда, радио и визг соседского ребенка под окном - ни о какой рабочей обстановке не может быть и речи. А вот комфорт способствует спокойствию и гармонии, в которой хочется жить, учиться и работать. Таким методом лояльное отношение к учебе вам обеспечено.

    Дайте себе установку: никаких социальных сетей ! Вы замечали как быстро летит время, если оно уходит на скроллинг, «лайки» и просмотр сотни фотографий подружки, которая вышла замуж? Представьте, сколько важного и полезного смогли бы вы сделать, если бы не тратили время на интернет. Абстрагируйтесь от всего, что забирает у вас время и отвлекает от главной работы. Уж пару часов на учебу можно выделить. Зато какое потом прекрасное чувство удовлетворения, когда дело сделано и необходимые знания получены.

    Придумайте себе какую-нибудь награду за труд . Не обязательно после изучения одного параграфа бежать по бутикам и делать грандиозный шопинг. Побалуйте себя чем-то вкусненьким или начинайте по небольшой купюре откладывать деньги на вещь, которую давно хотели, но не нашли времени приобрести. Например, вы хотите книгу, но съездить за ней в магазин некогда. Узнайте стоимость книги, поделите на семь дней. Получившуюся сумму каждый день, после терпеливого и интересного процесса учебы, откладывайте в шкатулку. А в выходной день отправляйтесь за долгожданной покупкой. Это будет прекрасная награда за труд и отличная полезная мотивация.

    Не волнуйтесь, если вам не дается учеба . Не может такого быть, чтобы вы были необучаемы. Просто вам скучно и неинтересно. Гуманитарий с ужасом смотрит на математику до тех пор, пока не догадается, как сделать математику гуманитарной. Это легко, важно только пересмотреть науку и настроить на свой лад.

    Помните, что вас должен тревожить вопрос не «как заставить себя учиться», а «как учиться с удовольствием и интересом». Лучшая награда за ваш труд - саморазвитие . Будьте требовательны к себе и внимательны, вырабатывайте отношение к учебе верными методами, заменяя болезненное терпение на интерес.

    1. Всегда помните, что однажды вам придется показать свой аттестат важным людям.

    Это могут быть:

    Приемная комиссия в институте;
    + работодатель;
    + партнер по бизнесу;
    + ваши дети.

    Представьте, как вы будете чувствовать себя с низкими оценками. Ужасно неудобно! А как насчет успешного собеседования? Слишком мало шансов! И каким примером это послужит вашим детям, когда вы окажетесь родителем? Очень плохим!

    Итак, что вы должны выбрать сейчас? Только высший результат! Да, только самый лучший результат в учебе.

    Не переживайте - вы можете его достичь. Это очень простая работа для суперкомпьютера, каковым является ваш мозг. Все, что вам нужно, - это воспользоваться секретами этой книги.

    2. Составьте список того, что вы теряете, имея низкие оценки.

    Многие студенты не осознают величины потерь при слабой успеваемости. А такой список окажется откровением. Чтобы его подготовить, возьмите простую тетрадь и составьте в ней перечень потерь в случае низких оценок.

    Вот примерный список из 6 потерь, который полностью проясняет ситуацию:

    Потеря уверенности и самоуважения;
    + малое уважение в обществе - люди любят и уважают только победителей;
    + жизнь, подверженная стрессам;
    + низкий доход;
    + образ жизни низкий или ниже среднего;
    + брак с простым работягой или дурнушкой!

    Многие, кто в подростковом возрасте несерьезно относился к учебе, ведут взрослую жизнь, полную разочарований. Чтобы убедиться в этом, подумайте о своих родственниках и друзьях. Вы удивитесь тому, что обнаружите. Поэтому примите прямо сейчас сознательное решение, какой образ жизни вы хотите иметь, и нацельтесь на абсолютный успех в учебе. Возьмите на себя ответственность за построение такого будущего, которое будет приносить вам радость. Помните, только вы можете контролировать свое будущее.

    3. Составьте список преимуществ хорошей учебы и высоких оценок.

    Мы все любим делать то, что несет нам выгоды и преимущества. Вы будете учиться с большим интересом, если будете знать об огромных преимуществах, доступных вам в случае хорошей успеваемости.

    Поэтому, если вы начнете чувствовать ненависть к учебе или испытывать скуку, просто прочтите список преимуществ. Ненависть и скука испарятся, а мозг зарядится на дальнейшие усердные занятия. Ниже в качестве примера приведены 5 преимуществ хорошей учебы:

    Большая уверенность в себе;
    + высокая самооценка;
    + успешная карьера и широкие возможности в бизнесе;
    + счастливые родители и довольные преподаватели;
    + право на стипендию и другие награды.

    Допишите другие преимущества, которые, с вашей точки зрения, можно приобрести при хорошей успеваемости. Например: путешествия, машина, проживание в отдельном коттедже и т. д.

    4. Познакомьтесь с людьми, которые окончили обучение с высокими оценками, а теперь радуются своей жизни. Такие знакомства заставят вас стремиться к успеху!

    Вам тоже захочется хорошо учиться и испытывать радости жизни подобно им. Задайте им вопросы наподобие следующих.

    Вы своей карьерой и профессией?
    + Какие навыки и квалификацию надо приобрести, чтобы стать похожим на вас, заняться вашим бизнесом и преуспеть в нем?
    + Как вы готовились к экзаменам?
    + К тому времени, как я получу свое образование, ваша профессия также будет востребована?
    + Какова ваша личная жизнь сейчас? Вы находите время для семьи и друзей?



    error: