Биография ахматовой подробно. Творчество ахматовой

Анна Андреевна Ахматова - великий русский поэт, царица Серебряного века, переводчик, литературовед.

Происхождение

Отец - Андрей Антонович Горенко (13 января 1848 г. - 15 августа 1915 г.), уроженец города Севастополь. Дворянин, офицер Черноморского военно-морского флота (инженер), побывал в заграничных походах. Впоследствии, будучи в чине мичмана, был переведён в , где исполнял должность преподавателя в Морском училище. Далее служил по гражданской части, где достиг должности статского советника. Андрей Антонович был социально активным человеком. Он любил жизнь во всех её проявлениях. По воспоминаниям родственников, достаточно определённо характеризовавшим Андрея Антоновича, он был страшный мот, вечно бегал за женщинами и пользовался у них большим успехом, обладал необыкновенно высоким ростом, был очень красив и представителен, с большим чувством юмора, властный, любящий жизнь. Завзятый театрал, он не чуждался политики, и даже какое-то время считался неблагонадёжным. Анна родилась уже тогда, когда отец её оставил службу. Есть свидетельства о том, что стихотворный талант дочери не вызывал должного восхищения у Андрея Антоновича, но уже в ее детские годы называл Анну «декадентской поэтессой».

Мать Анны - Инна Эразмовна, урождённая Стогова (1856 г.? - 1930 г.), дворянского происхождения. О матери Ахматовой нам известно совсем немногое: остались лишь отрывочные сведения из её биографии. Доподлинно известно, что она была дочерью подольского помещика Стогова и что Андрей Антонович был её вторым мужем. Также в нескольких источниках упоминалось о её причастности к движению народовольцев. Помимо этого говорилось о её мягком и добром характере.

Существовала и поныне существует легенда о происхождении Ахматовой из древнего татарского княжеского рода. Рода, якобы восходившего своими корнями к самому великому Чингисхану. Но одновременно очень широко распространен миф о греческих корнях поэтессы. Увы, мы вынуждены развеять эти фантазии. Никаких документальных доказательств на сей счёт не существует.

Фактическим создателем мифов о своём происхождении являлась сама великая поэтесса. История такова. Одна из прабабок Анны носила фамилию Ахматова, и эта звучная фамилия чем-то впечатлила юную поэтессу. Навыдумывав себе что-то, она решила взять её, как литературный псевдоним. Однако не будем судить строго. Давайте лучше оценим сказочную органику загадочного образа, созданного Анной Ахматовой. Тем паче, что все навеянные её фантазией исторические мотивы так великолепно подходили к внешнему облику поэтессы. Ахматова создала поэтический силуэт, окутанный неподражаемым романтическим флёром.

Царское Село

В 1893-1894 гг. семья Ахматовой перебирается на постоянное место жительство в Царское село (город ). Они проживали совсем недалеко от вокзала, на углу Широкой улицы и Безымянного переулка. Там же неподалёку, на Леонтьевской улице, располагалась Царскосельская женская гимназия, в которую и отдали маленькую Анну. Училась Ахматова неплохо, но без особого рвения. В гимназии Анна знакомится с Верой Сергеевной Срезневской, которая впоследствии станет одной из самых близких её подруг. Вполне возможно, что уже в эти годы она могла видеть юного , который обучался в Царскосельской мужской гимназии. Однако их официальное знакомство состоялось гораздо позднее.

Николай Степанович Гумилёв (3 апреля 1886 г. - 24 августа 1921 г.) - известный поэт, создатель нашумевшего акмеизма, страстный путешественник, переводчик, кавалерийский офицер. В 1902 г. общие друзья познакомили двух будущих супругов. На тот момент Анне было 13 лет, Гумилёв был всего тремя годами старше. Но он уже был поэтом, готовящим к публикации свой первый стихотворный сборник. Николай безответно влюбился в юную Анну. Что может быть печальнее неразделённой любви? Имея небольшую толику фантазии, возможно представить себе, как эти замечательно одарённые молодые люди гуляли по восхитительным Царскосельским и Павловским паркам, как они слушали музыку осенних листьев, как вдыхали пьянящие ароматы первых весенних цветов. Встреча в Царском Селе стала началом к образованию в будущем потрясающего семейного, творческого союза. Союза двух гениальных людей, породившего и гениального сына - Льва Николаевича Гумилёва.

Царское Село и Павловск по сей день не сильно изменились, они по-прежнему прекрасны своею грустной, стройной красотой. При желании и сегодня можно увидеть те же здания, те же парки и те же деревья, на которые любовались и которые вдохновляли великих поэтов.

Ахматова и Гумилёв

В 1905 г. брак родителей Ахматовой фактически распался. Отец остался в Петербурге, а мама вместе с детьми переехала в Евпаторию. У Анны было два брата - Андрей и Виктор, а также сестра Ия. В 1906 г. Ахматова с целью окончания обучения была отправлена в Киев к родственникам, там она и окончила последний гимназический класс. В Киеве Ахматова всерьёз увлеклась театром. Любимым её пристанищем стал театр Соловцова, в котором Анна не пропускала ни одного спектакля. Утончённая девушка восхищалась блестящей режиссурой и игрой актёров. Начиная с самого юного возраста, Анна несколько раз жила и много раз бывала в Киеве и очень любила этот город. Его великолепную архитектуру, величественный Софийский собор, киевские парки, легендарный Днепр. Не проходящее очарование древнего города навсегда оставило неизгладимый след в её возвышенной душе. Крайне занимательна запись Ахматовой об историческом событии, которое произошло во время её очередном приезда в Киев. Анна писала, что в день, когда убили (1911 г.), она ехала на извозчике. Ей пришлось более получаса пропускать мимо царский поезд, а затем и киевское дворянство, по дороге в театр.

28 мая 1907 г. Ахматова получила аттестат об окончании гимназии. После окончания гимназии Анна вместе с семьёй уезжает в Севастополь, там она проживёт почти год. Осенью 1907 г. приезжал Николай Гумилёв и сделал Ахматовой очередное предложение о женитьбе. Анна ответила отказом. По возвращении из Севастополя, осенью 1908 г. Ахматова поступила на Высшие женские курсы при Киевском университете. Для продолжения образования она выбрала юридический факультет: подобный выбор был обусловлен желанием Ахматовой получить скорейшую материальную независимость. Овладение же юридической специальностью сулило возможность получения работы в нотариальной конторе, а значит и гарантированного заработка. По поводу своего обучения Ахматова писала, что пока изучали историю права и особенно латынь, она была довольна, но когда начались чисто юридические дисциплины, то она к курсам охладела.

Николай Гумилёв, к тому времени известный поэт, неоднократно делал предложения Анне Ахматовой, но всегда получал отказ. Из-за неразделённой любви он трижды пытался покончить жизнь самоубийством. В 1909 г. Гумилёв снова предложил Ахматовой свою руку и сердце, и на этот раз Ахматова ответила согласием.

В письме к мужу старшей сестры С. В. фон Штейну Анна пишет: «Гумилёв - моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной».

25 апреля 1910 г. в небольшом местечке под Киевом Гумилёв и Ахматова обвенчались. Никто из родственников не пришёл на их свадьбу. Родные с обеих сторон были против этого брака, так как не верили в прочность их союза. Медовый месяц молодые провели в Париже. Там 20-ти летняя Анна познакомилась с Амедео Модильяни - в то время никому неизвестным, нищим художником. Увидев Анну, Модильяни попросил разрешения нарисовать её портрет. Так состоялось это необычайное знакомство. Модильяни увлёкся Ахматовой. По возвращении в Россию Анна получала проникновенные письма от Моди, он писал ей: «Вы во мне как наваждение». В 1911 г. они встретились вновь. Модильяни очаровал молодую поэтессу. Его детская наивность и неповторимость нашли отклик в душе Ахматовой. С ней он был нежен и заботлив. По рассказам Ахматовой, Модильяни видел наш мир совсем иначе, чем другие люди. Например, заведомо некрасивого человека он видел красивым и наоборот. Модильяни подарил ей настоящий Париж. Он водил её гулять - ночью при луне. То лето в Париже выдалось очень дождливым, но влюблённых это не пугало. У Моди был старомодный чёрный зонт, под которым они часто сидели в Люксембургском саду. Там молодые люди в два голоса читали стихи Верлена и как дети радовались тому, что помнили одни и те же строки. Модильяни был помешан на искусстве древнего Египта. Ему безумно нравилось рисовать Анну в обличье египетских цариц и танцовщиц. Всего Модильяни нарисовал шестнадцать её портретов, но, увы, все они, кроме одного, погибли в хищном пожаре революций.

После медового месяца, вернувшись в , Гумилёвы стали проживать в Царском Селе, по адресу улица Малая, дом 57, как раз напротив мужской гимназии. Это был дом мамы Гумилёва, там они прожили с 1911 по 1916 гг. Дачный сезон супруги проводили в поместье Гумилёвых, деревне Слепнёво Бежецкого уезда Тверской губернии. В деревне Ахматова увидела жизнь простого русского народа. Там, в древнем Тверском краю она полюбила строгую, неброскую красоту сердечных российских губерний. В Слепнёво Ахматова написала множество изумительных стихотворений.

В 1911 г. Николай Гумилев и известный поэт Городецкий организуют «Цех поэтов». Организация представляла собою сообщество поэтов, проповедующих поэзию, как ремесло, доступное мастеру, как предмет, которому можно обучиться. В «Цех поэтов» входили: Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Нарбут, Кузьмина-Караваева и другие. В этом же году Гумилёв осуществляет свою давнюю мечту: отправляется в путешествие по Африке. Всего он совершил четыре африканские экспедиции. Впечатления, полученные во время странствий, станут лейтмотивом для многих стихотворных произведений: «Жираф», «Озеро Чад», «Египет», «Сахара», «Судан», «Паломник» и другие.

В 1912 г. Гумилёв провозгласил об основании нового литературного течения - Акмеизм. Адепты нового течения - творцы, состоявшие в объединении «Цех поэтов». Основная концепция акмеизма - противопоставление символизму. В противоположность символистам, акмеисты радели за материальность образов, за предметную точность слов. У нового направления тут же нашлось множество серьёзных оппонентов, например, .

У новоявленного направления существовало своё издательство, его главой был Николай Гумилёв. При его непосредственном участии, тиражом всего в 300 экземпляров, и был издан первый стихотворный сборник Анны Ахматовой «Вечер». Книга получила самые благоприятные отзывы. Ахматова, уже до этого блиставшая на подмостках легендарной «Бродячей собаки», стала знаменитой. Художник Юрий Анненков, автор нескольких портретов поэтессы, вспоминая, писал: «Анна Ахматова, застенчивая и элегантно-небрежная красавица, со своей «незавитой челкой», прикрывавшей лоб, и с редкостной грацией полу-движений и полу-жестов, - читала, почти напевая, свои ранние стихи. Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения…».

Справедливости ради стоит отметить, что Ахматова не была красива, но она была безумно эффектна. Воплощенная сила обаяния в неподражаемом образе. Ахматова была царицей самых изысканных петербургских салонов. «Бродячая собака» - интимный художественный театр (31 декабря 1911 г. - 3 марта 1915 г.), основанный Борисом Прониным при живейшем участии графа . К великому сожалению, «Бродячая собака» просуществовала всего три года. Но даже этого короткого срока хватило для того, чтобы это изумительное место навсегда стало ярчайшим символом Серебряного века. Акмеисты и их друзья задавали тон всему заведению. Обыкновенно поэты съезжались после полуночи, а разъезжались под утро. «Бродячая собака» являлась неоспоримым культурным центром Петербурга тех лет. Посетители кафе, лучшие поэты, художники, актёры представляли собой квинтэссенцию искусства начала XX в. В «Бродячей собаке» перед нами представала блестящая россыпь имён: Ахматова, Гумилёв, Чуковский, Мандельштам, Бальмонт, Хлебников, Карсавина, Гнесин, Мейерхольд, Аверченко, Вахтангов, и многие другие.

Гумилёв и Ахматова являлись самой настоящей звёздной парой Серебряного века. Стоит заметить, что в отличие от многих современных «звёздных пар», они величиною своего таланта действительно заслужили подобный эпитет.

В 1912 г. у четы Гумилёвых родился сын - знаменитый в будущем ученый Лев Николаевич Гумилёв. Интересная деталь, родители называли сына - Гумильвенком. Лев Николаевич Гумилёв (18 сентября 1912 г. - 15 июня 1992 г.) - историк-этнолог, географ, востоковед, выдающийся мыслитель, основатель теории этногенеза.

1914 г. в свет вышел новый сборник Ахматовой - «Чётки». Издание пользовалось оглушительным успехом. После напечатания «Чёток» знаменитая назвала Ахматову «Анной Всея Руси», ей же принадлежали такие лестные эпитеты, как: «Муза плача», «Царскосельская Муза». Марина Цветаева по достоинству оценила яркость новой звезды русского поэтического Олимпа.

Началась первая мировая война. В составе маршевого эскадрона лейб-гвардии Николай Гумилёв отправился на фронт. После начала военных действий закрыли литературное кафе «Бродячая собака». Официальная версия: незаконная торговля спиртным. В следующий раз свои двери кафе откроет лишь в далёком 2001 г.

1917 г. ознаменован появлением стихотворного сборника «Белая стая», слава Ахматовой растёт. Однако совершенно разладилась семейная жизнь. В августе 1918 г. Гумилёв и Ахматова официально развелись. Ахматова рассказывала: «Мы прожили с Николаем Степановичем семь лет. Мы были дружны и внутренне многим обязаны друг другу. Но я сказала ему, что нам надо расстаться. Он ничего не возразил мне, однако я видела, что он очень обиделся...». Вскоре после этого Анна вышла замуж за учёного Владимира Шилейко.

Первый удар судьбы

24 августа 1921 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности был расстрелян Николай Гумилёв. Ахматова, почитавшая Гумилёва своим «братом», была раздавлена горем, даже ходили слухи о её самоубийстве. Смерть Гумилёва явилась для неё первым тяжёлым ударом судьбы в череде многих будущих испытаний.

Поэт Ахматова продолжала печататься. Изданы новые сборники «Подорожник» и «Anno Domini». Корней Чуковский напечатал нашумевшую статью «Ахматова и Маяковский», в которой с большим пиететом отнёсся к творчеству обоих поэтов. Он полагал, что они отражали два лика послереволюционной России: и если Маяковский «в каждой своей строке, в каждой букве есть порождение нынешней эпохи, в нем ее верования, крики, провалы, экстазы», Ахматова, наоборот, «бережливая наследница всех драгоценнейших дореволюционных богатств русской словесной культуры. Недоброжелатели же поспешили очернить поэтессу, говоря о религиозной составляющей, неприемлемой для поэзии революционного времени. Ну что ж, это правда. Анна Ахматова с юных лет была глубоко верующим человеком. Вера в Бога на протяжении всей жизни помогала ей с поразительным мужеством принимать страшные удары судьбы.

В 1922 г. произошёл разрыв со вторым мужем - Владимиром Шумейко. Официальный развод последовал лишь в 1926 г., после него поэтесса впервые, по документам, стала носить фамилию Ахматова (до этого времени она носила фамилии мужей). В 1924 г. Ахматова переехала на квартиру искусствоведа Николая Пунина, будущего третьего мужа. Анна начала заниматься изучением творчества , а также историей архитектуры Санкт-Петербурга.

Молчание

1925 г. - год «гражданской смерти» поэтессы. В 1925-ом было принято и опубликовано известное постановление ЦК ВКП (б). «О политике партии в области художественной литературы». Ахматова свидетельствует: «Между 1925-1939 годами меня перестали печатать совершенно. Тогда я впервые присутствовала при своей гражданской смерти. Мне было 35 лет». В своих дневниках Анна писала: «После моих вечеров в (весна 1924 года) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК: не арестовывать, но и не печатать»».

Для поэта такого уровня подобное постановление действительно было равносильно смерти. Пятнадцать бесконечных лет вынужденного молчания, страшный приговор тупоголовых идеологов. Лишь в 1940 г. ахматовские стихи вновь были напечатаны. Вышел сборник под названием «Из шести книг», увы, стихи к сборнику выбирала не сама поэтесса, а редактор-составитель. Как вспоминали современники, Анна Ахматова отрицательно относилась к переводческой деятельности. Однако, чтобы прожить, она была вынуждена этим заниматься. Её переводы были очень хороши, Анна Андреевна перевела произведения 150-ти поэтов с 78 языков мира.

Существует легенда о причастности к возвращению Ахматовой в легальную литературу. Якобы вождь народов, увидев, что дочь Светлана переписывает в тетрадь стихи Анны Ахматовой, спросил у приближённых: «Почему же Ахматову не издают?». Действительно, перед войной в литературной карьере Ахматовой наметился некий положительный сдвиг, помимо сборника ей удалось осуществить несколько публикаций в журнале «Ленинград». Ахматову приняли в Союз советских писателей.

В 1935 г. по ложному обвинению произошёл арест мужа - Николая Пунина и сына - Льва Гумилёва. Ахматова написала письмо Сталину и спустя неделю их освободили. В те страшные дни Анна Ахматова, убитая горем, измученная в тюремных очередях, начала писать свою знаменитую поэму «Реквием».

В 1938 г. Льва Гумилёва повторно арестовывали и приговорили к 5 годам лагерей. Для того времени обвинение стандартное - «антисоветская деятельность». Гумилёв вышел из заключения в 1943 г., а в 1944 г. ушёл добровольцем на фронт. Он воевал в артиллерии, на 1-Белорусском фронте, участвовал в штурме Берлина, был представлен к боевым наградам. В том же году Ахматова расстаётся с третьим мужем - Николаем Пуниным.

В июне 1941 г. на квартире Ардова у Ахматовой состоялась единственная встреча со своей любимой наперсницей - соперницей, поэтом Мариной Цветаевой. Ещё в 1921 г. Цветаева написала Ахматовой: «Вы мой самый любимый поэт, я когда-то давным-давно - лет шесть тому назад - видела Вас во сне, - Вашу будущую книгу: темно-зеленую, сафьянную, с серебром, - «Словеса золотые», - какое-то древнее колдовство, вроде молитвы (вернее - обратное!) - и, проснувшись, я знала, что Вы ее напишете». Впечатлившись волшебным сном, Цветаева написала первое стихотворение к Анне Ахматовой. Ахматова также неоднократно в своём творчестве обращалась к Цветаевой, она называла её своей неизменной спутницей. Поэты шли разными поэтическими путями, писали в разных стилях, но было одно общее, объединяющее их. Оба великих автора открыто говорили о своих чувствах, они обе были женственны и мужественны. 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой, точная причина самоубийства и по сей день неизвестна.

Война, эвакуация

Ленинград, осень 1941 г. Неминуемо сжималось стальное кольцо блокады. По протекции «красного графа» Алексея Толстого, в верхах принято решение об эвакуации Ахматовой и . Их вывезли на военном самолёте. Так Ахматова, волею военных судеб, оказалась в Ташкенте. В этом городе 23 февраля 1942 г. Ахматова напишет своё знаменитое военное стихотворение «Мужество». В Ташкенте поэтесса смогла выпустить свой новый сборник, состоявший из избранных стихов. Помощь в издании сборника вновь оказал Алексей Толстой, гениальный автор «Петра Первого». Писатель любил, помнил и чтил друзей своей молодости - Гумилёва и Ахматову. Он помогал Ахматовой вплоть до своей кончины в 1945 г.

В 1944 г. Ахматова возвратилась обратно в Ленинград. В Ленинграде проживал её названный муж Владимир Гаршин. Их роман начался в 1937 г. Владимир Гаршин был врачом патологоанатомом. Их знакомство состоялось, когда Ахматова лежала в Мариинской больнице, там она проходила обследование щитовидной железы. После выхода Анны из больницы, они стали встречаться. По воспоминаниям современников, в те дни Ахматова выглядела очень счастливой. В начале войны она была вынуждена эвакуироваться, а Гаршин же на всю блокаду остался в Ленинграде. Ахматова считала Гаршина своим мужем. Он же со своей стороны всячески поддерживал её в эвакуации, писал письма, отправлял деньги. Ахматова возвращалась в Ленинград в надежде на совместное счастье, но её мечтам не суждено было сбыться. После её приезда у них последовал разрыв, который Ахматова очень тяжело переживала. Поэт, человек существующий в своём особом, тонком мире, любое горе он переживает в десятки раз болезненней.

В 1945 г. с фронта вернулся сын Анны Андреевны - Лев Гумилёв. Всего через три года молодой учёный защитил диссертацию. В год победы в жизни Анны Андреевны произошло ещё одно удивительное событие. Она влюбилась в английского дипломата Исайя Берлина. Ахматовой было 56 лет, а Берлину 36 лет. Поэтесса посвятила ему 20 стихотворений.

Новая травля

В 1946 г. вновь началась литературная травля Ахматовой. Ее творчество подверглось шквалу убийственной критики. Её поэзию объявили чуждой советскому народу. Под этот же молот попал и её коллега Михаил Зощенко. Их обоих исключили из Союза писателей. Поэтесса осталась без средств к существованию. Уже изданный тираж её избранных стихов был безжалостно уничтожен.

В 1949 г. новые страшные испытания. Сначала арестовали бывшего мужа Анны - Николая Пунина, а чуть позднее и сына - Льва Гумилёва. Пунин умер в лагере в 1953 г., приговор Гумилёву - 10 лет лагерей. Ахматова всеми силами пыталась помочь сыну. Обивала пороги кабинетов, писала письма в самые высокие инстанции, но всё напрасно, машина террора восторжествовала. Ради сына она написала и опубликовала заведомо конъюнктурную работу - цикл стихов «Слава Миру». Ахматова напрасно надеялась, что это поможет сыну. В дальнейшем поэтесса никогда в свои сборники не включала этот цикл. Лев Гумилёв вышел из заключения лишь в 1956 г.

Официальное признание

19 января 1951 г. по ходатайству А.Фадеева, Ахматову восстановили в Союзе писателей СССР, а через несколько лет, в 1955 г., Литературный фонд выделил Ахматовой дачу в посёлке Комарово. Это был совсем маленький домик, состоявший всего из двух комнат. Ахматова в шутку называла его «Будкой». Там, в «Будке» Ахматова принимала друзей: Лидия Чуковская, Лидия Гинзбург, Фаина Раневская, Иосиф Бродский и многие другие замечательные люди были частыми гостями комаровской дачи. Именно в Комарово Ахматова написала потрясающие по своему смыслу, лирические философские стихотворения. Стоит отметить, что Анна Андреевна была совершенно беспомощна в повседневной жизни. Она боялась техники и даже не умела включать газ, поэтому с ней всегда жила какая-нибудь добрая женщина, чтобы помогать по хозяйству.

В 1962 г. на бумаге появилась поэма «Реквием» - стихотворное произведение о страшных временах гулаговских палачей, о боли многострадального русского народа. Впервые поэма была напечатана за границей в 1963 г. В России же это произошло только лишь 1987 г., уже после смерти поэтессы.

В 1964 г. Анна Ахматова получает всемирное признание: она стала лауреатом Итальянской литературной премии Этна-Таормина. Чуть позже, в 1965 г., знаменитый Оксфордский университет наградил Ахматову дипломом почётного доктора. Во время церемонии, когда Ахматова появилась, облачённая в «докторскую тогу», зал взорвался громовыми овациями. Последний стихотворный сборник, вышедший при жизни Анны Ахматовой, назывался «Бег времени».

5 марта 1966 г. не стало Анны Ахматовой, великого поэта, женщины-символа Серебряного века. Причиной смерти стал четвёртый инфаркт. Ахматову похоронили в Комарово, среди сосен и тишины. По её желанию, на могиле установили деревянный крест. Позднее её сын Лев Гумилёв, вместе со своими учениками, построил памятник в виде стены. Памятник символизировал стену тюрьмы «Кресты», под которой когда-то стояла Ахматова в надежде отдать передачу для арестованного сына.

Её стихи навсегда останутся с нами, её утончённый образ всегда будет служить мерилом чувственной искренней духовности. Честная гражданская позиция, патриотизм, жертвенность во имя любви - всё это Анна Ахматова.

Стихотворения Ахматовой проникают в самую душу, они заставляют нас понять и осознать главную ценность жизни - Любовь…

Дмитрий Сытов


Первое образование в биографии Ахматовой было получено в Мариинской гимназии в Царском Селе. Затем в жизни Ахматовой проходило обучение в Фундуклеевской гимназии Киева. Она посещала историко-литературные, женские курсы.

Начало творческого пути

Впервые стихотворение Анны Ахматовой было опубликовано в 1911 году. Первая книга стихов поэтессы вышла в 1912 году («Вечер»).

В 1914 был опубликован второй ее сборник «Четки» тиражом 1000 экземпляров. Именно он принес Анне Андреевне настоящую известность. Еще через три года поэзия Ахматовой вышла в третьей книге «Белая стая», в два раза большим тиражом.

Личная жизнь

В 1910 году вышла замуж за Николая Гумилева , от которого в 1912 году родила сына Льва Николаевича. Затем в 1918 году жизни поэтессы произошел развод с мужем, а вскоре новое замужество с поэтом и ученым В. Шилейко.

А в 1921 году Гумилев был расстрелян. Со вторым мужем она рассталась, а в 1922 году у Ахматовой завязались отношения с искусствоведом Н. Пуниным.

Изучая биографию Анны Ахматовой стоит кратко отметить, что многих близких ей людей постигла печальная участь. Так, Николай Пунин трижды находился под арестом, а единственный сын Лев более 10 лет пробыл в заключении.

Творчество поэтессы

Творчество Ахматовой затрагивает эти трагические темы. Например, поэма «Реквием»(1935-1940) отображает нелегкую судьбу женщины, чьи близкие люди страдали от репрессий.

В Москве, в июне 1941 года Анна Андреевна Ахматова встретилась с Мариной Цветаевой , это была их единственная встреча.

Для Анны Ахматовой стихи были возможностью рассказать людям правду. Она проявила себя как искусный психолог, знаток души.

Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. В своих стихотворениях она проявляла высокую нравственность. Кроме того лирика Ахматовой наполнена размышлениями о трагедиях народа, а не только личными переживаниями.

Смерть и наследие

Умерла знаменитая поэтесса в Подмосковном санатории 5 марта 1966 года. Была похоронена под Ленинградом на Комаровском кладбище.

Именем Ахматовой названы улицы во многих городах бывшего СССР. Литературно – мемориальный музей Ахматовой находится в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге. В этом же городе установлено несколько памятников поэтессе. Мемориальные доски, в память о посещении города, установлены в Москве и Коломне.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) — талантливая и признанная всем миром поэтесса, биография которой повествует о трагичной судьбе поколения последних представителей дворянского сословия Российской Империи, дополненной драмой, характерной для жизни многих творческих личностей.

Годы жизни: 1889 — 1966.

Будучи гонимой большую часть своей литературной жизни, неоднократно переживая репрессии в отношении близких, Анна Ахматова не переставала писать даже в самые трудные моменты.

Отпечаток трагедии, наложенный на творчество поэтессы, придал ему особую духовную силу и надрыв.

Лучшие стихотворения Анны Ахматовой

Мировое признание заслужили многие произведения поэтессы.

Каждое рождалось по особому поводу, становилось логическим продолжением событий её жизни:

  1. Первый сборник стихов поэтессы вышел в 1912 году под названием «Вечер», незадолго до рождения её сына. В нем уже было множество стихов, которые сделали имя Ахматовой бессмертным: «Муза», «Сад», «Сероглазый король», «Любовь».
  2. Второй сборник был опубликован уже в 14 году, перед началом I Мировой войны, под названием «Чётки». Он вышел гораздо большим тиражом, но бы переиздан ещё неоднократно. Отзывы критиков отмечали заметный творческий рост поэтессы. В них подчёркивались убедительность поэтического языка, множество удачных литературных приёмов, ритмика и редкий стиль поэтессы («Александру Блоку», «Вечером», «Я научилась просто, мудро жить»).
  3. Ещё через три года – за месяц до страшных революционных событий 1917 года, вышел сборник «Белая стая». В его строках, написанных в годы участия России в I Мировой войне, уже слабее слышатся оттенки интимных переживаний лирической героини, которыми изобиловали стихи предыдущих сборников. Ахматова становится строже, патриотичнее, трагичнее, ощутимо проявляется обращение к Божественному («Памяти 19 июля 1914», «Высокомерьем дух твой помрачён»). Заметно совершенствуется поэтический слог. Это было лучшее время её жизни, дающее полную свободу для творчества.
  4. Сборник «Подорожник» вышел в один из самых тяжёлых лет для поэтессы — в 1921 году, когда она узнает о самоубийстве брата, о расстреле бывшего мужа и отца своего ребёнка Николая Гумилёва, о смерти друга А. Блока. В него вошли стихи, написанные преимущественно в 17-20-е годы. В название поэтесса вложила мысль о том, что революция, уничтожив культурное наследие страны и сделав невозможным произрастание «культурных растений», обрекла её будущее на запустение — на «сорные травы». Тема цветущего сада, тёплой лирики предыдущих сборников почти не встречается, настроение минорное и задумчивое («И вот одна осталась я», «Сразу стало тихо в доме»). Боль и осуждение слышны в стихах от того, что цвет нации покидает страну широким эмиграционным потоком («Ты – отступник: за остров зелёный»).
  5. В сборнике «Anno Domini MCMXXI» радостных строк вовсе мало. Он родился уже после пережитых Анной потрясений, поэтому ведёт читателя по тропе печали и безысходности («Клевета», «Предсказание»), которой прошла сама поэтесса.
  6. И апофеоз трагичных страниц творчества Ахматовой – поэма «Реквием», посвящённая репрессиям 30-х годов. Страдания матери, сын которой страдает в тюремных застенках — всего лишь эпизод в глобальной скорби целого народа, сыновей и дочерей которого перемалывает бездушная государственная машина.

Краткая биография Анны Ахматовой

Будущая поэтесса родилась в 1889 году в Российской Империи, в Одессе. Из 6 детей семьи потомственных дворян Горенко стихов не писал никто кроме Анны.

После переселения в Петербург Анна в 10-летнем возрасте поступила на обучение в Царскосельскую Мариинскую гимназию, в 17 лет – в Фундуклеевскую гимназию в Киеве, а 1908-10 гг. – окончила Высшие женские историко-литературные курсы.

Ранние годы

Уже в раннем детстве она изучила французский язык, а в 11 лет сочинила первое стихотворение.

В летние месяцы семья Горенко вывозила детей, болеющих туберкулёзом, на море — у них был дом в Крыму.

Анна на морском побережье слыла «дикой барышней», потому что не чувствовала себя обременённой светскими требованиями — купалась, загорала, бегала босиком, совсем как простые дети «неблагородных кровей».

Впоследствии она вспомнит своё привольное детство в поэме «У самого моря», будет возвращаться к этой теме и позже.

Личная жизнь

Несчастливая женская судьба преследовала её всю жизнь, несмотря на обилие мужского внимания. Первый союз без любви, с трудной и неспокойной семейной жизнью, короткий второй и мучительный третий браки, окончившиеся разводами.

В то же время, обаяние, ум и талант поэтессы не только снискали ей литературную славу, но и обеспечили множеством поклонников. Знаменитый скульптор и художник Амадео Модильяни был покорен юной поэтессой ещё при первой её поездке в Европу с Гумилёвым.

Тогда же появился первый, самый знаменитый, портрет Ахматовой – набросок из нескольких штрихов, которым она дорожила больше всех остальных.

Пламенные письма, адресованные Анне Модильяни, она хранила, и однажды позволила Гумилёву обнаружить их – в качестве мести за его измену. Это помогло ей ускорить развод.

Другой поклонник – художник и литератор Борис Анреп, которого она особо выделяла из массы других. Ему поэтесса посвятила несколько десятков стихов.

Композитор и музыкальный критик Артур Лурье, философ и дипломат Исайя Берлин тоже оставили след в жизни русской поэтессы, пополнив список её поклонников. Берлин даже способствовал получению Ахматовой докторской степени Оксфордского университета, через много лет — уже на закате её жизни.

Мужья Ахматовой

Замуж за Николая Гумилёва, своего первого мужа, Анна вышла, будучи влюблённой в другого. Она смирилась с судьбой, уступив долгим ухаживаниям экзальтированного поклонника, предпринявшего несколько попыток самоубийства из-за неразделённой любви. Близкие жениха настолько не одобряли этот брак, что даже не появились на церемонии венчания.

Гумилёв, будучи талантливым поэтом, исследователем и незаурядной личностью, был не готов к семейной жизни. Несмотря на страстную любовь к юной Анне до свадьбы, он не пытался сделать свою жену счастливой. Творческая ревность, измены с обеих сторон, отсутствие душевной близости не способствовали сохранению семьи. Только долгие отлучки Гумилёва позволили отсрочить развод на целых 8 лет.

Расстались они из-за его очередного увлечения, но продолжали поддерживать дружеское общение. В браке родился единственный сын Анны – Лев Гумилёв. Спустя три года после развода Н. Гумилёв был расстрелян советской властью как убеждённый монархист, за недоносительство о якобы контрреволюционном заговоре.

Второй муж, с которым Анна вступила в брак сразу после развода с Гумилёвым — Владимир Шилейко, был талантливым учёным и поэтом. Но, сильно ревнуя супругу, он ограничивал её свободу, сжигал корреспонденцию, не позволял сочинять стихи. В трагичный для Анны 1921 год они разошлись.

С третьим мужем Ахматова прожила гражданским браком 15 лет, с 1922 года. Николай Пунин тоже не был «выходцем из народа» — он был крупным учёным, искусствоведом, критиком, занимал значительные должности во властных структурах.

Но, как и двое предыдущих мужей, он тоже ревновал Анну к творчеству, всячески пытался принижать её поэтический талант. Ахматовой пришлось жить с сыном дома у Пунина, где жили также его первая жена с дочерью. Дети находились не в равных условиях, предпочтение всегда отдавалось дочери Николая, что сильно обижало Анну.

Когда Пунина арестовали первый раз, Ахматовой удалось добиться его освобождения. Через некоторое время он расстался с Анной, создав семью с другой женщиной. Пожив несколько лет в новом браке, был вновь арестован, и с заключения уже не вернулся.

Творчество Ахматовой

Серебряный век русской поэзии был богат на таланты и литературные течения. Творчество Ахматовой — яркий образец такого самобытного направления в литературе как акмеизм, основоположником, а также главным авторитетом которого был Н. Гумилёв.

Интересно, что публика, не особенно жалуя стихи самого Гумилёва, с восторгом отнеслась к новой представительнице течения, которая быстро стала полноправным участником «Цеха поэтов».

Мир стихов ранней Ахматовой состоит из чётких форм, ярких эмоций, достигаемых образностью и ритмикой языка, не уводя в символичность, размытость и непонятность мистических образов.

Чёткие повествовательные фразы делали строки, написанные ей, близкими и понятными читателю, не заставляя угадывать скрытые смыслы и подтексты.

Творческий путь поэтессы делится на два периода. Первый строится вокруг образа лирической героини, любящей, тонко чувствующей и страдающей.

Во второй период героиня претерпевает метаморфозы, и виной тому – жизненные испытания. Теперь это скорбящая мать, женщина, патриотка, остро чувствующая боль страданий своего народа. Иногда границу в её творчестве проводят по Великой Отечественной войне, но это не совсем правильно.

Чёткого разделения этих периодов нет – с каждым сборником, начиная с «Подорожника», в героине все ярче проявляется гражданка своего отечества, а в стихах крепнет патриотический накал. Действительно, апогея он достигает в начале 40-х («Клятва», «Мужество»), толчком для его возникновения становится Октябрьская революция, а закрепляет его трагический 1921 год («Anno Domini MCMXXI»).

После 1924 года её стихи перестают печатать, а официальное издание знаменитого «Реквиема» российский читатель увидел только к концу 80-х, всего за несколько лет до развала Советского Союза.

После эвакуации из блокадного Ленинграда в Ташкент она пишет много стихов, которые не доходят до публики. Она со всех сторон обложена цензурой и запретами, живёт только заработком за литературные переводы.

Последние годы жизни и смерть

Только к концу жизни, с 1962 года, лёд вокруг поэтессы начинает постепенно таять. Появилось другое поколение читателей. Опала на Ахматову уходит в прошлое — она выступает на авторских вечерах, её стихи цитируют в литературных кругах.

За год до смерти поэтессу номинируют на получение Нобелевской премии в области литературы.

Сын поэтессы последние 10 лет до смерти матери не общался с ней. В итоге Ахматова, будучи знаменитой и любимой литературной публикой, умерла в одиночестве, проходя санаторное лечение, в почтенном возрасте 76 лет. Причина – очередной инфаркт.

Похоронена поэтесса под Санкт-Петербургом, на Комаровском кладбище. На могилу она завещала поставить себе деревянный крест.

Место её захоронения Лев Николаевич обустроил сам, с помощью студентов, построив из булыжников фрагмент лагерной стены с тюремным окошком. К такой стене Анна 1,5 года приходила передавать передачи сыну.

Интересные факты из биографии Анны Ахматовой

Перечислив самое главное, добавим ещё несколько любопытных фактов из жизни и творчества поэтессы:

  1. Отец будущей поэтессы, Андрей Антонович – морской офицер и дворянин, не одобрял её поэтических экспериментов, требуя не срамить его фамилии своими стишками. Анна Андреевна обиделась, поэтому уже с 17 лет стала подписываться как Ахматова, взяв фамилию прабабки по матери, продолжательнице старинного рода князей Чагадаевых и татарской ветви Ахматовых. Впоследствии, после первого развода, поэтесса примет свой псевдоним как фамилию, официально. На расспросы о национальности она всегда отвечала, что происходит из татарского рода, берущего начало от хана Ахмата.
  2. В 1965 году Комитет по присуждению Нобелевской премии, рассматривая две кандидатуры из России — Ахматовой и Шолохова, склонялся к тому, чтобы поделить сумму поровну между номинантами. Но в итоге предпочтение оказали Шолохову.
  3. После смерти А. Модильяни найдено несколько неизвестных ранее набросков. Изображение натурщицы очень сильно напоминает образ молодой Анны, о котором можно судить по её фото.
  4. Сын поэтессы не простил свою мать за то, что она не вызволила его на свободу, обвиняя её в самолюбовании и отсутствии материнской любви. Сама Анна всегда признавала, что она плохая мать. Человек невероятно одарённый, харизматичный и увлечённый научной деятельностью, Лев Николаевич испытал на себе всю мощь репрессивной государственной машины, лишившей его здоровья и чуть не сломавшей его окончательно. Он был уверен, что мать могла, но не особенно стремилась помочь ему с освобождением из тюремных застенков. Особенно он ненавидел поэму «Реквием», считая, что тем, кто ещё жив, реквием не посвящают, а мать слишком поторопилась похоронить его.
  5. Ахматова умерла в день смерти Сталина — 5 марта.

О подробностях жизни этой уникальной женщины мы узнаём из её дневника, с которым она не расставалась всю сознательную жизнь. Произведения, написанные Ахматовой, тоже помогают восстановить события тех лет, связанные с жизнью не только своей собственной, но и современников — людей, которые были ей в разной степени близки.

История XX века, перемолов судьбы множества талантливых людей, нанесла неизгладимый урон русской культуре Серебряного века. По мотивам пьесы Ахматовой «Пролог, или Сон во сне» был даже снят сериал «Луна в зените», где самая главная повествовательная линия — биографические воспоминания поэтессы.

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 23 (11 июня по старому стилю) 1889 года под Одессой в семье отставного инженер-механика флота Андрея Горенко.

Со стороны матери Инны Стоговой Анна состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной —русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала впоследствии свой псевдоним.

Детство и юность провела в Павловске, Царском Селе, Евпатории и Киеве. В мае 1907 года окончила киевскую Фундуклеевскую гимназию.

В 1910 году Анна вышла замуж за поэта Николая Гумилева (1886-1921), в 1912 году у нее родился сын Лев Гумилев (1912-1992), ставший впоследствии известным историком и этнографом.

Первые известные стихи Ахматовой относятся к 1904 году, с 1911 года она начала регулярно печататься в московских и петербургских изданиях.

В 1911 году вошла в творческую группировку "Цех поэтов", из которой весной 1912 года выделилась группа акмеистов, проповедующих возврат к естественности материального мира, к первозданным чувствам.

В 1912 году вышел ее первый сборник "Вечер", стихи которого послужили одной из основ для создания теории акмеизма. Одно из наиболее запоминающихся стихотворений сборника — "Сероглазый король" (1910).

Разлука с любимым, счастье "любовной пытки", скоротечность светлых минут — основная тематика последующих сборников поэтессы — "Четки" (1914) и "Белая стая" (1917).

Февральскую революцию 1917 года Ахматова , Октябрьскую революцию — как кровавую смуту и гибель культуры.

В августе 1918 года был официально оформлен развод поэтессы с Гумилевым, в декабре она вышла замуж за востоковеда, поэта и переводчика Владимира Шилейко (1891-1930).

В 1920 году Ахматова стала членом петроградского отделения Всероссийского союза поэтов, с 1921 года являлась переводчицей в издательстве "Всемирная литература".

В конце 1921 года, когда была разрешена работа частных издательств, в "Алконосте" и "Петрополисе" вышли три книги Ахматовой: сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", поэма "У самого моря". В 1923 году пять книг стихотворений были изданы в виде трехтомника.

В 1924 году в первом номере журнала "Русский современник" были опубликованы стихотворения Ахматовой "И праведник шел за посланником Бога…" и "И месяц, скучая в облачной мгле…", послужившие одной из причин закрытия журнала. Книги поэтессы были изъяты из массовых библиотек, ее стихотворения почти перестали печатать. Не были изданы сборники стихов, подготовленные Ахматовой в 1924-1926 годах и в середине 1930-х годов.

В 1929 году Ахматова вышла из Всероссийского союза писателей в знак протеста против травли писателей Евгения Замятина и Бориса Пильняка.

В 1934 году не вступила в Союз писателей СССР и оказалась за пределами официальной советской литературы. В 1924-1939 годах, когда ее стихи не печатали, Ахматова добывала средства к существованию продажей личного архива и переводами, занималась исследованием творчества Александра Пушкина. В 1933 году в ее переводе вышли "Письма" художника Питера Пауля Рубенса, ее имя названо в числе участников издания "Рукописи А. С. Пушкина" (1939).

В 1935 году были арестованы Лев Гумилев и третий муж Ахматовой — историк искусства, художественный критик Николай Пунин (1888-1953), освобожденные вскоре после ходатайства поэтессы к Иосифу Сталину.

В 1938 году Лев Гумилев вновь был арестован, а в 1939 году в ленинградском НКВД было заведено "Дело оперативной разработки на Анну Ахматову", где политическая позиция поэтессы характеризовалась как "скрытый троцкизм и враждебные антисоветские настроения". В конце 1930-х годов Ахматова, опасаясь слежки и обысков, стихи не записывала и вела замкнутый образ жизни. В это же время создавалась поэма "Реквием", ставшая памятником жертвам сталинских репрессий и опубликованная лишь в 1988 году.

К концу 1939 года отношение государственной власти к Ахматовой изменилось — ей предложили подготовить к публикации книги для двух издательств. В январе 1940 года поэтессу приняли в Союз писателей, в том же году журналы "Ленинград", "Звезда" и "Литературный современник" напечатали ее стихи, в издательстве "Советский писатель" вышел сборник ее стихотворений "Из шести книг", выдвинутый на Сталинскую премию. В сентябре 1940 года книга была осуждена специальным постановлением ЦК ВКП(б) на основании докладной записки управляющего делами ЦК об отсутствии в книге связи с советской действительностью и проповеди в ней религии. В дальнейшем все книги Ахматовой, публиковавшиеся в СССР, выходили с цензурными изъятиями и исправлениями, связанными с религиозными темами и образами.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Ахматова была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Москву, затем вместе с семьей Лидии Чуковской жила в эвакуации в Ташкенте (1941-1944), где написала много патриотических стихов — "Мужество", "Вражье знамя…", "Клятва" и др.

В 1943 году в Ташкенте вышла книга Ахматовой "Избранное: Стихи". Стихи поэтессы печатались в журналах "Знамя", "Звезда", "Ленинград", "Красноармеец".

В августе 1946 года было принято постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", направленное против Анны Ахматовой. Ее обвиняли в том, что поэзия, "пропитанная духом пессимизма и упадничества", "буржуазно-аристократическим эстетством" и декадентством, вредит делу воспитания молодежи и не может быть терпима в советской литературе. Произведения Ахматовой перестали печатать, тиражи ее книг "Стихотворения (1909-1945)" и "Избранные стихи" были уничтожены.

В 1949 году были вновь арестованы Лев Гумилев и Пунин, с которым Ахматова рассталась перед войной. Чтобы смягчить участь близких, поэтесса в 1949-1952 годах написала несколько стихотворений, прославляющих Сталина и Советское государство.

Сын вышел на свободу в 1956 году, а Пунин умер в лагере.

С начала 1950-х годов она работала над переводами стихов Рабиндраната Тагора, Косты Хетагурова, Яна Райниса и других поэтов.

После смерти Сталина стихотворения Ахматовой стали появляться в печати. В 1958 году и в 1961 году вышли ее книги стихов, в 1965 году — сборник "Бег времени". За пределами СССР были изданы поэма "Реквием" (1963), "Сочинения" в трех томах (1965).

Итоговым произведением поэтессы стала "Поэма без героя", опубликованная в 1989 году.

В 2000-е годы имя Анны Ахматовой было присвоено пассажирскому теплоходу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Родилась 23 июня 1889 года под Одессой. Ее родителями были потомственный дворянин и отставной инженер-механик флота Андрей Горенко и Инна Стогова, входившая в круг творческой элиты Одессы. Девочка появилась на свет в южной части города - в поселке Большой Фонтан. Она стала третьим ребенком из шести детей в семье.

Когда Анне было два года, семья перебралась в . В новом доме из книг на русском языке был только большой том , который остался матери будущей поэтессы от первого мужа. Первые рифмы пришли к Анне после тяжелой болезни: она была в жгучем бреду несколько дней, родные и доктор уже почти попрощались с надеждой выходить ребенка. Но Анна все-таки пошла на поправку и именно после этого написала свои первые стихи. Ей было 11 лет.

Анна часто гуляла с няней в Царскосельском парке и других знаковых местах, которые хранили воспоминания об . Читать будущая поэтесса училась по , а французский язык освоила еще в раннем детстве, слушая, как гувернантка преподает его старшим братьям. В 13 лет она зачитывалась стихами французских поэтов: Шарля Бодлера, Эмиля Верхарна, Жюля Лафорга. Вдохновившись ими, Анна продолжила свои поэтические эксперименты.

Андрей Горенко литературными опытами дочери не интересовался. Более того, относился к ним с предубеждением, пренебрежительно называя Анну «декадентской поэтессой». Когда стало очевидно, что интерес дочери к стихосложению был не просто временным, он категорически запретил ей подписываться настоящей фамилией, чтобы не позорить его имя. Анна обратилась к генеалогическому древу семьи и посчитала, что фамилия ее бабушки по материнской линии Ахматова звучит мощно и величественно. Бабушка будущей поэтессы считала, что ее род идет от знаменитого ордынского хана Ахмата. Так и появился псевдоним Анна Ахматова.



error: