Презентация на тему физические величины измерение физических величин. Презентация по физике "измерение физических величин" Величины и их измерения презентация


Физическая величина это количественная характеристика свойства физического тела или физического явления . Для каждой физической величины имеются соответствующие единицы измерения .

Значения физических величин получают в процессе измерений .

Измерить физическую величину значит сравнить ее с однородной величиной принятой за единицу этой величины.


В результате измерения физической величины получается числовое значение- некоторое число в единицах измерения .

Значения физических величин получают в процессе их измерения с помощью измерительных приборов .


Измерение длины

Линейка

Штангенциркуль

Микрометр


Измерение углов

Транспортир

Измерение времени

Часы

Секундомер


Измерение объема

Мензурка

Измерение температуры

Термометр


Измерение атмосферного давления

Барометр

Измерение давления

Манометр


Шкала прибора это часть отсчетного устройства, представляющая собой совокупность штрихов, соответствующих ряду последовательных значений измеряемой физической величины.

Предел измерения- максимальное значение на шкале.

Цена деления шкалы- значение наименьшего деления на шкале прибора.


Штрих это знак соответствующей величины.

Деление шкалы это промежуток между двумя соседними штрихами шкалы.




Измерения

Прямые

Косвенные

Результат получают непосредственно при помощи измерительного прибора.

Результат получают при помощи расчетов по специальным формулам, связывающим результаты прямых измерений с измеряемой величиной.




V=a · b · c

Прямые

измерения

Измеряемая

величина

V= 5см·2 c м·5см=50см 3

Косвенное измерение

a=5 см

b=2 см

c=5 см


Любое измерение дает приближенное значение измеряемой величины.

Степень точности различна.

Степень точности зависит от:

-Чувствительности прибора

-Восприимчивости органов чувств

-Методов измерения



Длина коробка:

4 см с недостатком

5 см с избытком

Погрешность не должна превышать цену деления измерительного прибора.

L= 4,5 см- приближенное значение измеряемой величины

Δ L= 0,5 см- абсолютная погрешность измерения длины


Приближенное значение измеряемой величины равно среднему арифметическому двух значений, между которыми находится истинное значение.

Абсолютная погрешность равна половине цены деления измерительного прибора.

Обозначается греческой буквой Δ «дельта», измеряется в единицах измеряемой величины.

Абсолютная погрешность показывает интервал, в котором находится истинное значение измеряемой величины.




Что измерено точнее?

L= 8 см

t=6 0 C


Относительной погрешностью измерения называется отношение абсолютной погрешности измерения к приближенному значению измеряемой величины.

Относительная погрешность измерения показывает, какую часть составляет абсолютная погрешность измерения от приближенного значения измеряемой величины.


2 У каждой физической величины есть своя единица. Например, в принятой многими странами Международной системе единиц (сокращенно СИ, что значит: система интернациональная)система основной единицей длины считается метр (1 м), единицей времени - секунда (1 с).метр секунда


3


4 Физические величины: высота h, масса m, путь s, скорость v, время t, температура t, объём V и т.д. Измерить физическую величину – это значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу. Единицы измерения физических величин: О с н о в н ы е Длина - 1 м - (метр) Время - 1 с - (секунда) Масса - 1 кг - (килограмм) П р о и з в о д н ы е Объем - 1 м³ - (метр кубический) Скорость - 1 м/с - (метр в секунду)


5 Приставки к названиям единиц: Кратные приставки - увеличивают в 10, 100, 1000 и т.д. раз г - гекто (×100) к – кило (× 1000) М – мега (×) 1 км (километр) 1 кг (килограмм) 1 км = 1000 м = 10³ м 1 кг = 1000 г = 10³ г Дольные приставки – уменьшают в 10, 100, 1000 и т.д. раз д – деци (×0, 1) с – санти (× 0, 01) м – милли (× 0, 001) 1 дм (дециметр) 1дм = 0,1 м 1 см (сантиметр) 1см = 0,01 м 1 мм (миллиметр) 1мм = 0,001 м Кратные приставки используют при измерении больших расстояний, масс, объемов, скоростей и т. п. Дольные приставки используют при измерении малых расстояний, скоростей, масс, объёмов и т.п.












11


12


13 Физические измерительные приборы: каждый прибор предназначен для измерения определённой физической величины; каждый прибор, как правило, имеет шкалу; шкалы приборов, предназначенных для измерения одной физической величины, могут отличаться ценой деления. Мензурки для измерения объемов жидкостей Амперметры и вольтметры для измерения силы электрического тока и напряжения в цепи Часы и секундомер для измерения времени Линейки для измерения длин отрезков Термометры для измерения температуры


14 У большинства измерительных приборов нанесены при помощи штрихов деления и написаны значения величин, соответствующие делениям. Интервалы между штрихами, около которых написаны числовые значения, могут быть дополнительно разделены на несколько делений, не обозначенных числами.




16 Ц е н а д е л е н и я прибора: Цена деления прибора показывает, какому значению величины соответствует самое малое деление шкалы. Чтобы определить цену деления шкалы, необходимо: найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величин; вычесть из большего значения меньшее и разделить результат вычитания на число делений, находящихся между выбранными штрихами. Пример (см. рис.1 внизу): (80 – 60) : 4 = 5 мл, т.е. цена деления мензурки 1 равна 5 мл Задание: Определите цену деления приборов, изображенных на рисунках.






19


20










25 Какой из нижеприведенных приборов применяют для исследования растительной клетки? А) Компас. B) Микроскоп. C) Спидометр. D) Телескоп. E) Рулетка. Какое из нижеприведенных утверждений наиболее справедливо? Измерительная рулетка позволяет определить: А) Длину комнаты. B) Площадь комнаты. C) Длину и площадь комнаты. D) Длину, площадь и объем комнаты. E) Объем комнаты.



28 Какую максимальную температуру показывает термометр, изображенный на рисунке, с учетом погрешности измерений? А. Цена деления термометра равна 1 C. Б. Цена деления термометра равна 0,1 C. В. Показание термометра больше 37 C. Г. Показание термометра меньше 36,6 C.


30 А. Цена деления мензурки равна 2 мл. Б. Объем жидкости в мензурке больше 25 мл. В. Цена деления мензурки равна 0,5 мл. Г. Мензурка прибор для измерения объема жидких и сыпучих тел. Какой максимальный объем можно измерить, с учетом погрешности измерений?


31


32 Какое из ниже приведенных утверждений, для мензурки, приведенной на рисунке – справедливо? А) Нижней предел измерения данного прибора 50мл, верхний - 150мл. B) Нижней предел измерения данного прибора 10мл, верхний - 150мл. C) Нижний предел измерения данного прибора 0, верхний 150мл. D) Нижний предел измерения данного прибора 5мл, верхний 10мл E) Нижний предел измерения данного прибора 5мл, верхний 150мл.

Измерение физической величины Совокупность операций по применению
технического средства, хранящего
единицу ФВ, обеспечивающих
нахождение соотношения (в явном или
неявном виде) измеряемой величины с ее
единицей и получение значения этой
величины
2

Элементы процесса измерений

Объект измерений
Субъект измерения
Средство измерения
Условия измерений
Результат измерений
Задача (цель)
измерения
Модель объекта
измерения
Модель влияющих
величин
Модель измеряемой
ФВ
3

Объект измерения - реальный физический объект (физическая система, процесс, явление), свойства которого характеризуются одной или нескольк

Объект измерения - реальный физический
объект (физическая система, процесс, явление),
свойства которого характеризуются одной или
несколькими измеряемыми ФВ
Субъект измерения - человек, осуществляющий
постановку измерительной задачи, сбор и анализ
априорной информации, техническую операцию
измерений, обработку их результатов.
4

Средство измерений - техническое
средство используемое для
проведения измерений и имеющее
нормированные метрологические
характеристики
В основе работы средства измерений
заложен определенный принцип и
используется определенный метод
5

Принцип измерений - физическое явление или эффект, положенные в основу измерений Метод измерений - прием или совокупность приемов сравнени

Принцип измерений - физическое явление или
эффект, положенные в основу измерений
Метод измерений - прием или совокупность
приемов сравнения измеряемой физической
величины с ее единицей в соответствии с
реализованным принципом измерений
6

Условия измерений- совокупность влияющих величин, описывающих состояние окружающей среды и СИ

Нормальные
Рабочие
Предельные
7

Нормальные условия

Условия, характеризуемые совокупностью
значений (нормальное значение) или
областей значений (нормальная область
значений) влияющих величин, при
которых изменением результата
измерений пренебрегают вследствие
малости
Установлены в ТНПА и документации на
СИ
8

Рабочие условия

Условия измерений, при которых
влияющие величины находятся в
пределах рабочих областей
Нормируют дополнительную
погрешность
9

Предельные условия

Условия измерений, характеризуемые
экстремальными значениями измеряемой
и влияющей величин, которые средство
измерений может выдержать без
разрушений и ухудшения его
метрологических характеристик
10

Результат - значение ФВ, полученное путем измерения

Точность
Правильность
Прецизионность
- повторяемость (сходимость)
- воспроизводимость
- промежуточная прецизионность
11

Точность - близость результата к

Правильность - близость среднего
значения, полученного на основании
большой серии результатов измерений, к
принятому эталонному значению
Прецизионность - близость между
независимыми результатами измерений,
полученными при определенных условиях
(повторяемости, воспроизводимости,
промежуточной прецизионности)
12

Прецизионность

Повторяемость - прецизионность в условиях
повторяемости (одним методом, в одной
лаборатории, один образец, один оператор)
Воспроизводимость - прецизионность в
условиях воспроизводимости (в разных
лабораториях)
Промежуточная прецизионность прецизионность результатов, полученных в
одной лаборатории, но в разных условиях
13

Виды измерений

Прямые и косвенные, совокупные и
совместные
Абсолютные и относительные
Технические и метрологические
Равноточные и неравноточные
Равнорассеянные и неравнорассеянные
Статические и динамические
14

ИЗМЕРЕНИЯ
ПРЯМЫЕ
Q=X
СОВОКУПНЫЕ
L1, L2, L3,…
АБСОЛЮТНЫЕ
R=X
КОСВЕННЫЕ
Q = f(X,Y…)
СОВМЕСТНЫЕ
L, M, T,…
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
R = X/Xnorm
по получению
результата
СТАТИЧЕСКИЕ
VQ << VQX
ДИНАМИЧЕСКИЕ
VQ ≈ VQX
по скорости
измерительного
преобразования
по измеряемым
величинам
по формам оценки
МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ
Δ→0
ТЕХНИЧЕСКИЕ
Δ ≤ [∆]
ОДНОКРАНЫЕ
n=1
МНОГОКРАНЫЕ
n≠1
по числу
наблюдений
РАВНОТОЧНЫЕ
Δ1≈ Δ2
РАВНОРАССЕЯННЫЕ
Δ СЛУЧ.1 ≈ Δ СЛУЧ.2
НЕРАВНОТОЧНЫЕ
Δ1 ≠ Δ2
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ
[∆] = Δ
НЕРАВНОРАССЕЯННЫЕ
Δ СЛУЧ.1 ≠ Δ СЛУЧ.2
по целевому назначению
по сопоставлению точности
15

Прямые измерения - искомое значение
измеряемой величины находят
непосредственно по показаниям СИ
Q=х
Косвенные измерения - измерения, при
которых искомое значение величины
находят на основании известной
зависимости между этой величиной и
величинами, подвергаемыми прямым
измерениям
Q = F (X, Y, Z,…),
16

Совокупные измерения - производимые
одновременно измерения нескольких
одноименных величин, при которых
искомые значения находят решением
системы уравнений
Совместные измерения - одновременные
измерения нескольких разнородных величин
для установления зависимости между ними
17

Абсолютное измерение - определение величины в ее единицах
Относительное измерение измерение отношения определяемой величины к одноименной,
играющей роль единицы, или
принимаемой за исходную (безразмерная величина или выраженная в относительных единицах)
18

Однократные измерения измерения, выполненные один раз.
Многократные измерения измерения одной и той же физической величины, результаты
которых получают из нескольких
следующих друг за другом
измерений
19

Технические измерения -измерения,
выполняемые с заранее установленной
точностью, т. е. погрешность таких
измерений не должна превышать заранее
заданного (допустимого) значения
Метрологические измерения измерения, выполняемые с максимально
достижимой точностью, т.е. минимальной
(при имеющихся ограничениях)
погрешностью
20

Равноточные - измерения двух
серий,
для
которых
оценки
точности (погрешности) можно
считать практически одинаковыми
Неравноточные - измерения с
различающимися погрешностями
21

Равнорассеянные - измерения с
совпадающими значениями оценок
случайных составляющих погрешностей измерений сравниваемых серий
Неравнорассеянными - измерения с
различными значениями оценок
случайных составляющих погрешностей
измерений сравниваемых серий
22

Статическое измерение – измерение
физической величины, принимаемой в
соответствии с конкретной измерительной задачей за неизменную на протяжении времени измерения
Динамическое измерение - измерение
изменяющейся по размеру ФВ (дополнительная динамическая погрешность)
23

Метод измерений – прием или совокупность приемов сравнения измеряемой ФВ с ее единицей

Непосредственной оценки
Сравнения с мерой
- нулевой
- дифференциальный
- совпадений
- противопаставления
24

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ
МЕТОД
НЕПОСРЕДСТВЕНН
ОЙ ОЦЕНКИ
Q=x
Измерение
широкодиапазонным
прибором
МЕТОД СРАВНЕНИЯ С МЕРОЙ
Q = x + Xм
Дифференциальный
x≈0
(метод полного
уравновешивания)
Противопоставления
Измерение
штриховой мерой
Нулевой
x=0
Совпадений
Замещения
1. Xм → СИ
Q → СИ
← Xм
2. Q →
СИ
25

Метод непосредственной оценки

Значение
измеряемой
физической
величины определяют непосредственно
по показывающему устройству средства
измерений
Мера «заложена» в измерительный
прибор опосредовано
Q=х
26

Метод сравнения с мерой

Измеряемая величина сравнивается с
известной величиной, воспроизводимой
мерой
Предусматривает
обязательное
использование овеществленной меры
27

Дифференциальный метод


измеряемую величину замещают мерой с
известным значением величины. При
этом
на
измерительный
прибор
воздействует
разность
измеряемой
величины и известной величины,
воспроизводимой мерой
Q = х + Хм
28

Нулевой метод

Метод сравнения с мерой, в котором
результирующий эффект воздействия
величин на прибор сравнения доводят до
нуля
х≈0
29

Метод совпадений

Метод сравнения с мерой, в котором
значение
измеряемой
величины
оценивают, используя совпадение ее с
величиной, воспроизводимой мерой (т. е.
с фиксированной отметкой на шкале
физической величины)
30

Метод противопоставления

Метод сравнения с мерой, в котором
измеряемая величина и величина,
воспроизводимая мерой, одновременно
воздействуют на прибор сравнения, с
помощью которого устанавливается
соотношение между этими величинами

Физика 7 класс. Урок по теме «Физические величины. Измерения физических величин. Международная система единиц».

Цели: знакомство с понятием «физические величины», способами измерения физических величин при помощи простейших измерительных средств.

Задачи:

а) образовательные ученик должен усвоить:

Понятие физической величины и единиц измерения;

Способы измерения физических величин;

б) развивающие ученик должен уметь:

Переводить кратные единицы в основные;

Определять цену деления и показания измерительных приборов;

в) воспитательные: воспитание патриотизма и гражданственности при изучении исторических аспектов темы; развитие коммуникативности в процессе совместной деятельности.

Универсальные учебные действия (УУД):

Выделяют количественные характеристики объектов, заданных словами; выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Осознают свои действия; учатся строить понятные для партнёра высказывания; развивают навыки конструктивного общения, взаимопонимания.

Структура урока:

Этап урока

Форма деятельности

Организационный момент, целеполагание

Создание рабочей обстановки

Просмотр видеосюжета (Приложение 1)

Проверка домашнего задания

Тест (Приложение 2)

Актуализация знаний

Эксперимент

Изучение нового материала

Эвристическая беседа, работа с физ.приборами и дидактическими карточками

Закрепление

Выполнение задач

Рефлексия, домашнее задание

Ответы на вопросы

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор;

три стакана с горячей, тёплой и холодной водой для проведения эксперимента,

линейка, секундомер, термометр, мензурка.

индивидуальные дидактические карточки для определения цены деления мензурки и термометра.

Ход урока

1) Организационный момент, целеполагание.

Учитель. Начать урок мне хотелось бы со слов Д.И. Менделеева: “Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры. В природе мера и вес - суть главные орудия познания”.

Я вам предлагаю просмотреть видеосюжет про удава и попытаться понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, и назвать тему нашего урока.

Показ видеосюжета (Приложение 1). Выслушиваются ответы учеников.

Тема урока сегодня: “ Физические величины. Измерения физических величин. Физические приборы. Международная система единиц.

2) Проверка домашнего задания: работа по карточкам по материалам предыдущего урока (см. приложение № 2).

Ответы на вопросы к § 1:

1. Физика - это наука о природе. 2. Физика изучает разнообразные природные явления и выводит общие законы. 3. Примеры физических явлений: восход и заход солнца, нагревание предметов при трении, радуга. 4. Физика выводит и изучает различные природные законы, которые применяются в других науках: биологии, химии, географии и т.д

Ответы на вопросы к § 2:

1. Каждый существующий в природе предмет (тело). 2. Вещество - материя, из которой состоят физические тела. Физические тела: пластиковый стакан, стол, кирпичный дом. Вещества: полиэтилен, спирт, кислород.

3. Рис.3. Статуя слона и кусочек пластилина - разные физические тела, сделанные из одного вещества. Рис. 4. Ложки сделаны из одного вещества, но имеют различные размеры.

Ответы на вопросы к § 3:

1. Знания о природных явлениях мы изучаем из наблюдений и опытов.

2. Опыты проводятся человеком с определенной целью и, зачастую, для экспериментальной проверки теоретических расчетов.

3. Для получения научных знаний из опытов надо сделать правильные выводы.

3) Актуализация знаний.

Проведём эксперимент. Вызывается к доске ученик.

Учитель. В трёх стаканах налита горячая, тёплая и холодная вода (соответственно стакан № 1, № 2 и №3). Опустите один палец левой руки в стакан № 1 (в горячую воду), немного подержите, и опустите в стакан № 2 (в тёплую). Какой кажется вам вода в стакане № 2. (Ответ. Тёплая вода покажется нам холодной.) А теперь опустите палец правой руки в холодную воду, а затем в тёплую. Какой покажется вода?... (Ответ. Горячей).

Учитель. В первом случае вода в стакане № 2 кажется вам холодной, а во втором случае - горячей. Но ведь вода не изменилась. Вопрос: Что нужно сделать, чтобы точно определить, какая же всё-таки вода в стакане? (Возможный ответ: измерить прибором)

Вывод эксперимента: наши чувства не дают нам точных результатов, и поэтому необходимо в процессе наблюдений и опытов делать измерения величин.

4) Изучение нового материала.

С некоторыми вы уже встречались на уроках математики: длина, масса, площадь, скорость и т.д. Они важны и в науки, и в жизни. Эти величины называются физическими.

Учитель. Сегодня на уроке мы должны ответить на следующие вопросы:

Зачем нужны измерения?

Что такое физическая величина?

Как измерить физическую величину?

На вопрос «Зачем нужны измерения?» мы уже ответили в процессе обсуждения эксперимента.

Наши чувства не дают нам точных результатов, и поэтому необходимо в процессе наблюдений и опытов делать измерения величин.

Учитель. Ответим на вопрос: Что такое физическая величина?

Физическая величина - это количественная (числовая) характеристика тела или вещества. Она обозначается буквами латинского алфавита, например:

m - масса, t - время, l - длина.

Любая физическая величина, кроме числового значения, имеет единицы измерения. Например, на обёртке шоколадки написано: “Масса 100 г ”. Масса - это.. (физическая величина), 100 - это…(числовое значение), г - грамм - это… (единица измерения)

А теперь попробуйте сами:

Моя масса 42 кг. Масса - это.. (физическая величина), 42 - это…(числовое значение), кг - килограмм - это… (единица измерения)

Мой рост - 158 см. Рост (длина) - это… (физическая величина), 158 - это.., (числовое значение), см - это..(единица измерения)

Следовательно, когда мы измеряет какую-то величину, мы сравниваем её с определёнными единицами измерений.

Учитель. Как измерить физическую величину? Давайте ответим на вопрос: «Что значит измерять?». Значение измерений возрастало по мере развития общества и, в частности, по мере развития науки. Измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.

Назрела необходимость уточнить основные единицы и упорядочить всю систему мер. И первым шагом к этому явилось создание постоянных образцов (эталонов) мер длины в виде металлических линеек или стержней и массы в виде металлических гирь - эталонов .

В 1960 г. ХI Генеральная конференция по мерам и весам, в которой принимали участие крупные ученые многих стран, в том числе и СССР, приняла резолюцию об установлении Международной системы единиц - СИ (читается «эс-и» от первых
букв слов «система интернациональная»).

В качестве основных единиц были выбраны следующие:

метр - единица длины,

килограмм - единица массы,

секунда - единица времени,

кельвин - единица температуры,

ампер - единица силы тока,

кандела - единица силы света,

моль - единица количества вещества.

Сегодня же обратим внимание на самые главное, Величины бывают основными и производными. Запиши в тетради единицы измерения основных физ.величин:

Масса - кг (килограмм), длина - м (метр), время - с (секунда)

Но массу можно измерять ещё ... (в граммах, миллиграммах, тоннах). Вы уже изучали это в курсе математики. А в каких единицах измеряют длину? Время?

Систему СИ называют десятичной. Все однородные величины связаны между собой.

1 кило грамм = 1000 (103) г 1 кило метр = 1000 (103) м

1 милли грамм = 0,001 г 1 милли метр = 0,001м (см. приложение 3)

Слайд 10-11

5. Закрепление .

Выполнение упражнений:

1. «Семь пядей во лбу» - говорят об умном человеке; «косая сажень в плечах» - о могучем, сильном человеке. Не известны ли вам другие поговорки - что-нибудь о золотнике, фунте, футе?

2. Пусть эталон, например брусок, длина которого принята за 1 м, по какой-то причине стал чуть-чуть короче, причем никто об этом не знает, в том числе и хранители эталона. Попробуйте нарисовать кошмарную картину, которая возникнет на Земле через некоторое время.

3. Запишите с помощью сокращающих приставок следующие значения величин: 0,0000052 м; 2 560000000 м. Запишите в обычном виде следующие значения величин: 2,37 Мм; 7,5 мкс.

Теперь выполним следующие задания: ЗЛ № 15-18

6. Рефлексия:

Продолжи предложение:

Теперь я знаю…

И ещё я умею…

Интересно было бы ещё узнать …

7. Домашнее задание: (Слайд 16). § 4,5 (учебник “Физика 7” Пёрышкин А.В.), упражнение 1, задание 1, ЗЛ № 19-22

Творческое задание: найти пословицы, поговорки, сказки или стихи про единицы измерения расстояний, массы и объёма.

Литература

1. Волков В.А., Полянский С.Е. Универсальные поурочные разработки по физике 7 класс. - М.:ВАКО, 2012

2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике: Для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012

3. Пёрышкин А.В. Физика 7-М.: Дрофа, 2017 г.

4. Зайкова Т.В. Измерение физических величин. 7-й класс.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Человек столкнулся с необходимостью измерений в древности, на раннем этапе своего развития – в практической жизни, когда потребовалось измерять расстояния, площади, объемы, веса, и, разумеется, время. С чего начались методы измерения?

3 слайд

Описание слайда:

Измерение – это один из способов познания. С измерениями тесно связано развитие науки и техники. Научные исследования сопровождаются измерениями, позволяющими установить количественные соотношения и закономерности свойств изучаемых явлений. Измерение – это сравнение какой-либо величины с однородной величиной, принимаемой за единицу меры.

4 слайд

Описание слайда:

Д.И. Менделеев писал: "Наука начинается с тех пор, как начинают измерять: точная наука немыслима без меры". Измерение физической величины – длины, площади, объема, веса, температуры - проводится опытным путем с помощью различных средств измерений, например, весов, термометра.

5 слайд

Описание слайда:

В процессе измерения осуществляется нахождение опытным путем числового значения измеряемой величины, например длины, веса, температуры, в принятых единицах измерения. Сопоставление результатов измерения какой-либо величины и точек числовой прямой производится по шкале (лат. scala - лестница).

6 слайд

Описание слайда:

Метрология – это наука об измерениях и методах обеспечения их единства. По мере развития человеческого общества и метрологии, в частности, конкретное понятие о мере постепенно дополнялось абстрактным понятием «единица измерений». Первые общегосударственные системы мер возникли очень давно: не менее четырех тысячелетий «тому назад», в Древнем Вавилоне. Следующим «объектом» был Древний Египет.

7 слайд

Описание слайда:

Опыт Вавилона и особенно Египта был воспринят и Древним республиканским и императорским Римом, и Россией и ее предшественницей - Киевской Русью. С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. В Киевской Руси мерами длины служили пропорции (меры) человеческого тела. Система древнерусских мер длины включала в себя четыре основные меры; верста, сажень, локоть, пядь.

8 слайд

Описание слайда:

«день» – расстояние, проходимое пешим человеком за день; «выпряжай» – расстояние между пунктами, где перепрягали лошадей; «нержение камня» – расстояние, которое пролетает брошенный камень; «перестрел» – расстояние, которое пролетает стрела, выпушенная из лука (60-70 м). Постепенно выработалась такая мера, как верста (от глагола «верстать», «уравнивать»). В древнерусских источниках упоминается с конца XI века. Одна верста равнялась 750 саженям или 1.140 метрам. Таким образом, древнерусская система мер длины имела следующий вид: 1 верста = 750 саженям = 2250 локтям = 4500 пядям. Для измерения больших расстояний первоначально использовались приблизительные бытовые меры: отрезки пути, преодолеваемые за определенный интервалы времени:

9 слайд

Описание слайда:

Существовал ряд мер массы: золотника, фунта (гривны), пуда. Наибольшая из известных эталонных гирь имела массу, равную двум пудам. Имелся целый набор мер объема от бутылки до ведра (12,29904 л) и до бочки, равной 40 ведрам.

10 слайд

Описание слайда:

К XVIII веку насчитывалось до 400 различных по величине единиц мер, употребляемых в разных странах. Разнообразие мер затрудняло торговые операции. Поэтому каждое государство стремилось установить единообразные меры для своей страны. Для единства измерений в Киевской Руси существовали образцы меры, которые хранились у князей или в церкви, например, «золотой пояс Святослава» Ярославича (1073-1076) или «Локоть Иваньский» (1334 г.) – мера, переданная в распоряжение епископа и купеческой корпорации при церкви Иоанна Предтечи в Новгороде.

11 слайд

Описание слайда:

Система мер является одним из признаков государственности, она развивается вместе с государством и защищается им. В России, ещё в XVI и XVII вв. были определены единые для всей страны системы мер. В XVIII в. в связи с экономическим развитием и необходимостью строгого учёта при внешней торговле, в России встал вопрос точности измерений, создании эталонов, на основе которых можно было бы организовать поверочное дело ("метрологию").

12 слайд

Описание слайда:

В 1736 г. Сенат принял решение об образовании Комиссии весов и мер во главе с главным директором Монетного правления графом Михаилом Гавриловичем Головкиным. Комиссией были созданы образцовые меры – эталоны. При Павле I указом от 29 апреля 1797 г. об "Учреждении повсеместно в Российской империи верных весов, питейных и хлебных мер" была начата большая работа по упорядочению мер и весов. Завершение ее относится к 30-м годам XIX в. Указ 1797 г. был составлен в форме желательных рекомендаций. Указ касался четырех вопросов измерения: орудий взвешивания, мер веса, мер жидких и сыпучих тел.

13 слайд

Описание слайда:

В 1841 году в соответствии с принятым Указом "О системе Российских мер и весов", узаконившим ряд мер длины, объема и веса, было организовано при Петербургском монетном дворе Депо образцовых мер и весов - первое государственное поверочное учреждение. 20 мая 1875г Россией была подписана метрическая конвенция. В этом же году была создана Международная организация мер и весов (МОМВ). Место пребывания этой организации - Франция (Севр). В 1889г. в Депо образцовых мер и весов поступили эталоны килограмма и метра.

14 слайд

Описание слайда:

В 1893 г. в Петербурге на базе Депо была образована Главная палата мер и весов, которую возглавлял до 1907г. великий русский ученый Д.И. Менделеев. В 1900 г. при Московском окружном пробирном управлении состоялось открытие Поверочной палатки торговых мер и весов. Так было положено начало организации метрологического института в Москве (в настоящее время - Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы - ВИНИМС).

15 слайд

Описание слайда:

На пороге XIX в. произошло знаменательное в истории метрологии событие: декретом французского революционного правительства от 10 декабря 1799 г. была легализована и введена во Франции в качестве обязательной метрическая система мер. 20 мая 1875 года семнадцать стран подписали Метрическую конвенцию. кг

16 слайд

Описание слайда:

Метрическая система мер была допущена к применению в России законом от 4 июня 1899 года, проект которого был разработан Д. И. Менделеевым, и введена в качестве обязательной декретом Временного правительства от 30 апреля 1917 года, а для СССР - постановлением СНК СССР от 21 июля 1925 года. В 1930г. произошло объединение метрологии и стандартизации. В 1954г. был образован Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при СМ СССР (в дальнейшем Госстандарт СССР).

17 слайд

Описание слайда:

На основе метрической системы была разработана и принята в 1960 году XI Генеральной конференцией по мерам и весам Международная система единиц (СИ). В течение второй половины XX века большинство стран мира перешло на систему СИ.

18 слайд

Описание слайда:

К настоящему времени метрическая система официально принята во всех государствах мира, кроме США, Либерии и Мьянмы (Бирмы). Последней страной из уже завершивших переход к метрической системе стала Ирландия (2005 год). В Великобритании и Сент-Люсии процесс перехода к СИ до сих пор не закончен. Китай, завершивший этот переход, тем не менее использует для метрических единиц древнекитайские названия. В США для использования в науке и изготовления научных приборов принята система СИ, для всех остальных областей - американский вариант британской системы единиц.



error: