Конспект урока на тему «Звуки Д, Дь. Буква Д

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков.

2. Учить вслушиваться в шепот.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [Д], [Д"], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов.

5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3—4 элементов.

6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.

7. Учить анализировать слова: дом, Дима.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (развитие слухового внимания).

Взрослый хлопает в ладоши, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя, сколько раз хлопнули, и затем поднимает соответствующую цифру.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Выполняй команды» (развитие остроты слуха).

Взрослый произносит шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.), а ребенок слушает их внимательно и выполняет.

Задание 3 . Знакомство со звуком [Д].

Отгадать загадку, назвать первый звук в слове-отгадке.

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес —

И исчез. (Дым)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Д]: когда мы произносим звук [Д], то:

Губки свободны;

Зубки сближены, но не сомкнуты;

Язычок стучит кончиком за верхними зубками;

Горлышко «работает».

Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД...

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Дятел долбит дерево: ДДДДДД... (произносить звук [Д] вслед за взрослым: Д Д Д Д Д Д Д Д

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д]»:

а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до.

Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком [Д]. Сколько пальчиков загнули?

Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов:

да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:

ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...;

ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...

Задание 8 . Работа с картинками:

из ряда картинок (5—10 предметов) выбрать те, в названии которых нет звука [Д];

четко перечислить картинки, в названии которых есть звук [Д],

выбрать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в начале слова;

четко назвать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в середине слова.

Провести игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;

Задание 9 . Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале слова, в середине слова).

Задание 10. Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Друг (дружный, дружить...), дом (домовой, домашний...),

дуб (дубовый, дубрава...), дым (дымоход, дымный...).

Задание 11 . Образовать по образцу новые слова и ответить на вопрос (упражнение в словообразовании). Какой одинаковый первый звук во всех словах?

Дом — домок — домочек — домище; дуб — ...; дым — ...; друг - ...

Задание 12 . Выучить чисто говорки:

Да-да-да — у меня вода.

Ды-ды-ды — нет воды.

Ду-ду-ду — за водой пойду.

Задание 13 . Знакомство со звуком [Д"].

Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь...

Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14 . Фонетическое упражнение. Колокольчик звенит: динь-динь...

Задание 15 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д"]»:

дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...; Дима, Вика, Маша, дело, деньги.

Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

дя-де-дю-ди; дю-ди-дя-де.

Задание 17 . Перечислить нарисованные предметы: диван, одеяло, дерево, деньги.

Игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Определить место звука [Д"] в предложенных словах, используя карточку и зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 18 . Подобрать слова по первому слогу:

ДЕ: -вочка, -душка, -ло...;

ДИ: -во, -ма, -на...

Задание 19 . Дифференциация звуков [Д] — [Д"]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да...

Назвать первый звук в именах детей:

Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Д] и [Д"].

Задание 20. Дидактическое упражнение «Подари подарки Диме и Даше» (дифференциация звуков [Д] — [Д"] с использованием картинок).

Подобрать слова со звуками [Д] и [Д"], определить место звуков в словах (начало, середина слов), используя карточку, синий и зеленый кружки с колокольчиками.

Изменить существительные по падежам. Это (кто?) — Даша, Дима, нет (кого?) — ..., подарю подарок (кому?) — ..., вижу (кого?) — ..., горжусь (кем?) — ..., говорю (о ком?) — ...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Кто приходит,

Кто уходит, —

Все ее за ручку водят. (Дверь)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

К вечеру умирает,

Поутру оживает. (День)

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

Задание 21 . Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится?» [Д].

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Задание 22 . Знакомство с буквой Д.

Д — с высокой крышей дом.

В этом доме мы живем.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Д?

Буква Д из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

Игра с пальчиками: «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):

На поляне дом стоит - Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша».

Ну, а к дому путь закрыт. - Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — ворота».

Мы ворота открываем, - Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем

Игры с буквой.

Задание 23. Звуковой анализ слов дом, Дима (составление схем слов из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах).

Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание печатными буквами.

Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее правило: имена пишутся с большой буквы.

Обучение грамоте

Тема: Согласные звуки [д] , [д’] , буква Д . Написание строчной буквы д .

Цель: Формирование способности учащихся соотносить своё поведение с ситуацией общения.

Задачи:

формируем умение различать гласные и согласные звуки;

формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

формируем умение писать предложения;

формируем умение анализировать текст.

Оборудование: буквы печатные и письменные, в т.ч. Д , картинки «дом», «дым», «дерево», «дупло», «дятел», «дедушка», «дорожка», «дрова», «дети».

Символы:



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Орг.момент.

Ι. Актуализация знаний

У нас сегодня необычный урок.

Давайте расскажем о себе и настроим себя на работу.

Мы умные, серьёзные,

Мы отлично учимся, всё у нас получится.

Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке мы могли всё слышать, видеть и запоминать.

Незнайка прислал письмо. На письме адрес школа 42. Самым серьёзным, умным, любознательным первоклассникам. Это наверно нам?

Он задаёт такие вопросы. Согласны ответить на вопросы? Чтобы Незнайка, тоже знал ответы на эти вопросы.

- Какие звуки мы слышим? (речевые и неречевые).

- Какие группы речевых звуков мы знаем? (гласные и согласные).

- Какие гласные звуки вы выучили?(а, и, о, ы, у).

- Что вы знаете о гласных звуках? (ударные или безударные, смягчают предшествующий согласный или нет).

- Что знаете о согласных звуках? (звонкие, глухие, парные или непарные, мягкие или твёрдые).

Молодцы! На все вопросы Незнайки мы ответили. Надеемся, что помогли ему узнать немного больше.

Звуки бывают разные: согласными или гласными, звонкими или глухими. Мягкими или твёрдыми. Звуки по – разному ведут себя в разных ситуациях. Согласны со мной? Так и человек может вести себя по - разному. Главное уметь правильно понять, где ты находишься, с кем разговариваешь, кто тебя окружает. Если ты умеешь во время быть мягким и добрым, либо твёрдо отстоять своё мнение. Тогда тебя уважают окружающие, у тебя много друзей и ты счастлив. Если ты не умеешь быть добрым, когда это необходимо окружающим, или не можешь отстоять своё мнение. Тогда тебя не будут уважать, не будет друзей, будет скучно и одиноко.

Как дети умные, любознательные хотите научиться соотносить своё поведение с ситуацией общения через участия в проекте «Выявление характеров одной буквы нашего алфавита».

Согласны.

1 3 - А сейчас, помогите мне, пожалуйста, закончить предложения.

Таблички со словами – опора для запоминания.

Это…
. Из трубы идёт… .

У дома растёт … .

На дереве … . У дупла … .

У дома сидит …. .

К дому ведёт … .

Какие слова понадобились, чтобы создать эту картину? (Дом , дым , дуб , дупло , дятел , дед , дорожка .)

Давайте произнесём слова: дом , дым , дуб , дупло , дорожка .

Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с твёрдого со­гласного звука [д]. )

Прикрепляем синий кружок.

Послушайте внимательно слова: дед , дятел . Что вы заме­тили?

(Все слова начинаются с мягкого со­гласного звука [д’]. )

Прикрепляем зелёный кружок.

Какой звук по глухости – звонкости.

Послушаем (закрываем уши руками).

Какой головной убор будет у звуковичка? (звонок).

На доске слова.

.ом.упло.

Почему в этих словах пропущены буквы? (мы не изучали эту букву)

Какая буква будет обозначать эти звуки? (буква де).

Как вы думаете, какая будет цель нашего урока? (Учиться читать и писать слова с новой буквой).

Предлагаю спланировать план урока.

План (примерный) 3 2

    Знакомство с новыми звуками и буквой.

    Знакомство с написанием буквы д.

    Чтение слогов.

    Чтение слов.

    Работа над рассказом.

Что мы сейчас с вами делали? (планировали свою деятельность).

Какой пункт плана мы уже выполнили? (1).

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Посмотрите что должны мы выполнить 2 пунктом плана?(знакомство с написанием буквы д).

А для чего мы изучаем эту букву? (Чтобы научиться читать и писать)

Чтобы научиться писать слова с этой буквой мы сначала должны научиться писать эту букву. Для этого откроем пропись на стр. 14.

3. Работа в прописи. 2 5


Посмотрите не звуковичка и оденьте его, ещё раз вспомнив и рассказав соседу про характер этих звуков.

1) Посмотрите на табло.

Из скольких элементов состоит буква? (из двух)

В каких буквах эти элементы встречаются? (о, а, у)

Учитель соединяет на доске элементы буквы д:

Пишу букву а , но не закругляю вправо, а веду вниз, как у буквы у .

2) – Напишите первую и вторую строчку.

Для кого буква д в написании была трудной?

Мы с вами ещё будем на следующих уроках тренироваться писать слоги, слова и предложения.

Что учились сейчас делать?(писать букву д).

Выполнили второй пункт плана.

А сейчас отдохнём.(физ.минутка).

Игра «Поймай звук».

Я буду называть слова. Мальчика встают на твёрдый звук д. а девочки на мягкий звук д.

Дети, драка, друг, деревня, душа, Дима, Родина, дружба.

Отдохнули и в тоже время поработали.

Кто – то может услышал из моих предложенных слов в игре самое плохое слово? (драка).

Когда наступает драка? (Когда люди не умеют правильно выбирать манеры общения).

А сейчас мы поучимся правильно выбирать свои действия через чтение слогов.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 ) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

ΙΙΙ. Применение нового знания

4. Итог

1. Работа в «Букваре». 5 6 2

Обратим внимание на следующий пункт плана.

    Чтение слогов. Для этого откроем стр.92

Подготовимся к чтению слогов.

Прочитайте про себя.

Чем отличаются слоги 1 и 2 строчки?

А чем отличаются слоги 3 и 4 строчки?

Есть ли слоги с мягким согласным? В каком столбике? Прочитайте. Почему, докажите.

Девочки читают слоги с буквой Д, а мальчики – слоги с буквой Т.

Читаем хором.

Почему? (т.к. слова состоят из нескольких слогов)

Прочитайте слова 1-го столбика.

Прочитайте слово, похожее на слово мысль.(Дума).

Слово, обозначающее женщину. (Дама).

Назовите слово, обозначающее действие. (Дышит)

Найдите слово, обозначает которое то, что поёт, когда человеку делают хорошо? (душа)

Подготовьтесь к чтению 4-го столбика.

Что общего в словах этого столбика? (однокоренные)

Что обозначает слово Дар (1. подарок, пожертвование.

2.способность,талант).

Скоро Новый год кому вы приготовите подарок?

Кто вам дарит каждое утро хорошее настроение?

Замечательно.

Какие пункты плана выполнили?(3 и 4)

3).– Вернёмся к словам нашего рассказа (картинкам на доске).

Давайте прочитаем ещё раз предложения.

Что мы с вами сейчас читали? (рассказ)

Почему вы так решили? (связаны между собой по смыслу).

Чего не хватает у этого рассказа? (заглавие)

Давайте озаглавим его.

Обратите внимания где происходят события? (в деревне, во дворе).

Заглавие (Во дворе у деда, В деревне.)

Что мы сейчас делали? (работали над рассказом)

Выполнили 5 пункт плана.

Мы с вами справились со всеми заданиями?

Но я хочу вам предложить ещё одно, нарисовать своего человечка со своим характером и ему передать своё настроение.

Рисуем.

Выставка человечков.

Подведём итог нашей работы.

Свою работу я бы оценил…………………

Я бы похлопал в ладоши за хорошую работу…………….

Я делал на уроке……………………….

Я думаю…………...........

Каким словом вы бы оценили свою работу?.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание .

Тема: Звуки д, д". Буква Д.

Цели:

Познакомить с согласными звуками д, д", буквой д;
- развивать фонематический слух, связную речь, навык чтения, внимание;
- обогащать словарный запас слов детей;
- воспитывать культуру поведения на уроке.

Ход урока

1. Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес-
Чудеса посмотреть.

2. Актуализация знаний.

Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Для чего можно пойти в лес?
- А мы пойдем в сказочный лес за новой буквой и звуками и возьмем с собой корзинки.
- Эта корзинка для букв (выставляется корзинка ).
- А вот вторая корзина – для звуков. Вы ее видите? А почему?
- А почему корзинка для букв пустая, мы ведь с вами столько букв изучили, давайте соберем их в корзинку? (буквы рассыпаны по всему классу )
- На какие 2 группы делятся все буквы? (гласные, согласные )
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными?
- Какими могут быть согласные звуки? (При ответе пользуйтесь схемой )
- Итак, в добрый путь! (музыка ) Презентация


По тропинке побежим,
До лужайки побежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем и мы в сказочном лесу.

3. Работа над новой темой.

Перед нами – дом. В этом доме живет лесовичок Дима. У него много друзей, которые приготовили для вас интересные задания.
Леший: Сделайте звукобуквенный анализ слова дом.
- Назовите первый звук в слове дом. Дайте характеристику звуку.
- Составьте звуковую модель к слову дом. (1 учащийся у доски )
- Сколько слогов в слове? (1, почему )
- Будем ли в слове ставить знак ударения?
- А у лесовичка Димы в доме живет Домовенок Кузя. Он просит сделать вас звукобуквенный анализ слова Дима.
- Произнесите слово Дима. Назовите 1 звук.
- Что общего в звуках д, д". (согласные, звонкие ) – Чем отличаются? (д" – мягкий )
- Составим звуковую модель к слову Дима. (1 ученик у доски )
- Сколько в слове слогов? Покажите на схеме. Какой слог ударный?
- Давайте знакомые звуки обозначим буквами. (с 1 словом работают мальчики, со 2 словом – девочки ).
- Какие звуки мы не обозначили? (д,д")
- Кто знает, какой буквой можно обозначить эти звуки.
-Почему слово с заглавной буквы?
- Звуки д, д обозначаются буквой Д. (показ буквы ). Имя этой буквы ДЭ. На каком месте в алфавите стоит буква Д на 5 месте.
- Ребята, а что похожа буква Д? (Крыша домика, печная труба, колокольчик )
На что еще похожа буква д послушайте стихотворения.

Д – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит дымок пуская
Буква Д – труба печная.

Построим букву Д из карандашей.
- Давайте расскажем лесовичку по схеме, что мы узнали про букву Д.
- Какую букву мы положим в корзинку? А звуки?
Лесовичок приготовил для нас игру: «Поймай звук»: встают мальчики – д(твердый ); встают девочки – д" (мягкий ).

СЛОВА: Дуб, дерево, девочки, Даша, люди, радуга, Денис, домино, подушка, дождик.

4. Чтение слогов и слов с новой буквой.

Домовенок Кузя предлагает нам прочитать слоги с новой буквой.

Назовите слоги, в котором согласный звук произносится мягко.

Какое слово может быть «лишнее»? Почему? (дышит – обозначает действие, совершаемое каким-либо предметом, орфограмма -ши- ).

У лесовичка очень много дел в лесу, хоть лес и сказочный. Надо и за животными присмотреть и за деревья ухаживать. А, чтобы лес всегда был молодым и красивым лесовичок просит нас вырастить молодые деревца. Давайте поможем лесовичку. А для этого (Откроем азбуку на стр. 94 и прочитаем 2 столбик слов ).

Подумайте, как можно назвать эти пары слов? Докажите. Назовите корень 1 пары слов (дом ). Назовите корень 2 пары слов (дол ). (Долина - пространство вдоль реки, расположенное ниже окружающей местности ). Молодцы, вот и выросло в лесу еще два деревца.

Прочитайте самостоятельно слова 3 столбика.
- Назовите слова с корнем дым. Подберите родственное слово (труба дымовая ). Прочитайте слова с корнем дыр. Молодцы, мы еще помогли лесовичку вырастить деревца.

А желаете еще вырастить деревце. Прочитайте 4 столбик слов и найдите слово, состоящее из корня. Назовите. Будут ли слова этого столбика родственными. Почему?
- Какие мы молодцы, сколько деревьев вырастили, помогли лесовичку.

Физминутка.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
А потом вприсядку,
И опять вприсядку,
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

У лесовичка есть друг. Отгадайте кто это?

Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной?
Жил в дупле пустом.
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дубе он пробил? (дятел )

Что вы знаете о дятле? Да, ребята, дятлы лечат деревья. Они прослушивают деревья, как доктора, выстукивают дерево своим клювом, ищут пустоту, где спрятался червяк, и приступают к операции, пока не вытащат вредителя. Вот так дятлы спасают лес.
- Дятел тоже ученик, как и вы. Учится в лесной школе. Предлагает хорошо читающим детям на стр. 95 прочитать текст «Дымок».
- Остальные дети читают текст с картинками на стр. 94. (Что это за дерево, дуб – лиственное крупное дерево с плотной древесино й). Какие слова выделены? (предлоги ). Для чего нужны предлоги?

Вопросы для тех кто читал текст «Дымок».Что произошло с дымком? (растаял ). Почему? (горячий, очень торопливый, не захотел слушать трубу, труба не успела предупредить

5. Итог урока.

Нам пора возвращаться.
(музыка )

По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки побежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем и мы дома.
– Какую букву мы принесли из сказочного леса? – Расскажите по схеме, что вы узнали про эту букву.

6. Рефлексия урока.

Я предлагаю вам дорисовать схему – человечка . (дорисуйте колпачок и разукрасьте башмачки). Этот звуковичок остается у вас в награду за хорошую работу.

Ксения Степанова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква «Д». Звук [Д] и [Д’]»

Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе .

Тема : Буква Д . Звук [Д] и [Д"]

Цель : Закреплять знания детей о букве Д и звуке [Д] и [Д"] .

Задачи :

Формировать и закреплять умение определять наличие звука в слове и его позицию.

Закреплять умение дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости.

Учить преобразовывать слова путём замены одного звука другим .

Развивать фонематический слух, внимание, память.

Оборудование : телевизор; ноутбук; карточки с буквами ; презентация; магниты зелёного, синего и красного цветов; рабочие тетради; цветные карандаши.

Ход НОД.

I. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках на ковре.

Воспитатель : Здравствуйте дети. Сегодня мы с вами будем на нашем занятии играть , отгадывать загадки, придумывать новые слова, работать в тетрадях, искать заданный звук и делать звуковой анализ слов , составлять слова на доске. Посмотрите пожалуйста на экран. (Слайд №1) . Скажите, какая буква изображена на картинке?

Дети : Буква Д .

Воспит. Правильно. Это буква Д . А кто мне сможет ответить, чем буква отличается от звука ?

Дети : Букву мы видим , читаем и пишем, а звук мы слышим и произносим.

Воспит.: Совершенно верно. Скажите мне, а каким звуком может быть буква Д ?

Дети : Может твёрдым звуком и может быть мягким звуком .

Воспитат. Правильно. А кто мне может рассказать о звуке Д , какой он? (если дети затрудняются, задаёт наводящие вопросы) .

Дети : Он согласный, твердый, обозначается синим цветом.

Воспит. Молодцы. А какой звук обозначается зелёным цветом?

Дети : Звук Д " .

Воспит.: Хорошо. Всё правильно ответили. Пришло время отгадать загадки. Готовы?

Дети : Да.

I. Основная часть.

1. Отгадывание загадок.

Воспит.: тогда слушайте. (Слайд №2) .

Вот огромный шумный мир.

В нём четыреста квартир, пять подъездов, домофоны,

Остеклённые балконы.

Дети : Это дом.

Воспит.: Правильно. Это дом. (Слайд №3) . Скажите мне, а в этом слове какой звук , твёрдый или мягкий?

Дети : твёрдый.

Воспит.: правильно, твёрдый. А находится он где в этом слове?

Дети : он находится в начале слова.

Воспит.: Молодцы. С первой загадкой справились, самое время переходить ко второй. Готовы?

Дети : Да.

Воспитат.: Слушайте : (Слайд №4)

В морях и реках обитает, но часто в облаках витает.

А как наскучит ей летать, на землю падает опять!

Дети : это вода.

Воспит.: Правильно, это вода. (слайд №5) . А кто мне сможет охарактеризовать звук в этом слове , о котором мы говорим?

Дети : Это звук Д , он обозначается синим цветом и находится в середине слова. (дети дополняют ответы друг друга и исправляют неточности и неправильные ответы друг друга).

Воспит.: Молодцы, и с этим заданием справились. Слушайте следующую загадку. (Слайд №5) . Хорошо, когда он есть, на него и лечь и сесть…

Он для отдыха нам дан, мягкий, плюшевый …

Дети : Это диван!

Воспит.: Правильно, это диван. (Слайд №7) . Скажите мне, а какой звук спрятался в этом слове и где он находится?

Дети : Звук Д " . он находится вначале слова и обозначается зелёным цветом.

Воспит.: Молодцы, справились с заданием. А сейчас давайте немного отдохнём.

2. Физминутка.

Проводится физминутка под музыкальное сопровождение (по выбору воспитателя) .

3. «Придумывание слов с заданным звуком » .

Ну что ж, молодцы, присаживайтесь на стульчики. Следующее для вас задание. За стол сядет тот, кто придумает и назовёт слово, которое начинается со звука Д или Д " . Задание всем понятно?

Дети : да. Придумав слово, ребёнок поднимает руку и назвав правильное слово садится за стол.

Воспитат. Помогает тем деткам, которые столкнулись с небольшими трудностями наводящими вопросами, но не называет за них слова.

4. «Определи, какой звук » .

Воспит.: Я буду называть слова со звуком Д , а вы поднимаете карандаш того цвета, которому соответствует звук в слове . Например, я называю слово ДВОР, вы какого цвета поднимите карандаш?

Дети : Синего.

Воспит.: Правильно. Приготовьте карандаши и ушки. (Читает слова) :

Дятел, Доктор, День, Садик, Домино, Владик, Дерево, Друг, Дожди, Вода, Природа, Дорога, Стадо.

5. «Придумай слово» -добавление слогов ДА или ДЯ.

Воспит.: Ребята, мы сейчас с вами будем играть в игру «Придумай слово» . Я буду вам называть слово, а вам нужно добавить к нему слог ДА или ДЯ. Вам понятно задание?

Дети : Да.

Воспит.: Тогда слушайте :

На…. Лю… Ли…. Воло… Фе… Вла…. Со…

Мо… Да….

6. «Скажи по- другому» - замена звука Т - Ть на звук Д - Дь .

Воспит.: А теперь задание посложнее будет. Ваша задача заменить в словах звук Т- Ть на звук Д -Дь .

Том-дом Точка- дочка Плоты-плоды Тень-день Тима-Дима

Трава-дрова Тело-дело Уточка-удочка Прутик-прудик Тачка-дачка.

Молодцы, справились с такой сложной задачей.

7. Составление слова по картинке. На доску прикрепляется картинка, а ребёнок подходит к доске, угадывает слово и составляет его под картинкой.

Ребята, посмотрите, что нарисовано на картинке, которую я повесила на доску.

Дети : Это душ.

Воспит.: Правильно, это ДУШ. Кто хочет выйти и составить слово душ на доске?

Желающий выходит, а остальные дети проверяют правильность составления слова.

Воспит.: А кто может сделать звуковой анализ слова ДУШ ?

По желанию ребёнок выходит и делает звуковой анализ , обозначая звук цветным магнитом соответствующего цвета (синим, красным, синим) .

Аналогично отгадываются, составляются и разбираются слова ДВЕРЬ, ДЕРЕВО.

8. Пальчиковая гимнастика по желанию детей.

III. Заключительный этап.

9. Работа в тетради.

Воспит.: Ребята, откройте пожалуйста свои тетради. Прочитайте первое слово, которое у вас написано в тетрадях.

Дети : ДУШ

Воспит.: Правильно, это слово ДУШ. Кто хочет выйти и составить это слово на доске? (Желающий выходит, а остальные дети проверяют правильность составления слова и делаю звуковой разбор в своих тетрадях). А кто может сделать звуковой анализ слова ? По желанию ребёнок выходит и делает звуковой анализ , обозначая звук цветным магнитом соответствующего цвета (синим, красным, синим, а остальные дети проверяют правильность составления слова и делаю звуковой разбор в своих тетрадях.

Аналогично разбирается слово ДЕРЕВО.

А третье слово разбирают дети самостоятельно, каждый в своей тетради.

10. Рефлексия.

Воспит.: Ребята, подумайте немного, что вам сегодня на занятии понравилось , а что вам не очень понравилось. Может быть вам было сложно, или не интересно, или другая причина. Я буду называть вам задания, которые мы сегодня выполняли на заданиях, а вы если вам понравилось это задание поднимите вверх карандаш красного цвета, а если не –то зелёного. Все поняли задание?

Дети : Да.

Воспит.: Первое задание- отгадывание загадок. Дети поднимают руку с карандашом вверх. Аналогично оцениваются задания №3, №7.

Спасибо вам, вы сегодня все большие молодцы и мне было очень приятно с вами сегодня работать. Наше занятие окончено .

Наталья Муховикова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква [Д]»

Тема : Звук и буква Д .

Цель : познакомить детей со звуком и буквой Д .

Задачи :

Научить характеризовать звук [Д] по акустическим и артикуляционным признакам, анализировать слоги;

Упражнять в выделении звука [Д] в середине и начале слов;

Развивать у детей фонематические процессы;

закреплять понятия : слог, слово, предложение;

Тренировать в выкладывании схемы предложения;

Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

Оборудование : зеркала, таблица, обозначения звуков , предметные картинки, в названии которых присутствует звук [Д] , буква Д , дидактическое пособие «Звукарик » , пеналы для выкладывания схемы предложения.

1. Организационный момент.

Логопед : - Сядет тот, кто определит количество слогов в слове :

гамак, бал, Таня, муха, баня, малина, сова, лапа, бумага, сок, канава.

2. Объявление темы.

Логопед : - Послушайте слова. Какой 1-й звук в этих словах ?

Дети : - звук [Д] .

Логопед : - сегодня мы познакомимся со звуком [Д] .

3. Артикуляционная гимнастика. (выполняется перед зеркалом)

Заборчик – трубочка, почистим зубки (только нижние) .

Проговаривание чистоговорок.

Да-да-да –бежит вода.

Ду-ду-ду – тебя найду.

До-до-до – звучит гудок.

Ды-ды-ды – цветут сады.

Наш язычок готов к работе.

4. Акустико-артикуляционный образ звука .

Логопед : -Произнесите звук [Д] .

Хоровое и индивидуальное произнесение звука [Д] .

[Д] с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом : губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов.

Воздух не выходит свободно, он встречает преграду : язык и верхние зубы. Значит, звук Д - согласный , обозначать мы его будем фишкой синего цвета. А теперь послушайте, как твердо я произношу звук [Д] : Д-д-д.

Звук [Д] - согласный , твердый, будем обозначать синим цветом.

Несколько детей повторяют полную характеристику звука [Д] .

5. Связь звука и буквы .

Знакомство с буквой Д . Показ буквы . «Написать» букву Д в воздухе , а затем на столе пальчиками.

Предложить детям назвать предметы, на которые похожа буква Д .

Один ребенок находит букву среди других .

6. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай!»

Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слоги со звуком [Д] , в ряду других слогов : да, му, ко, та, до, мы, ту, ду, по, да, ды, ка, ду и т. д.

7. Закрепление звука в слогах .

Затем логопед произносит утрированно слог ДА.

Совместно с детьми производит подробный анализ данного слога.

По следам анализа проводится игра «Живые слоги» .

Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами» : логопед говорит, кто из них каким будет звуком , а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.

Логопед (ставит детей рядом и называет получившийся слог) :

Это слог ДА.

Оля у нас какой звук ? (Звук А .)

А Ваня у нас какой звук ? (Звук Д .)

Аналогично проводится звуковой анализ слога ДУ (выходят другие дети) .

Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

Мы руки разведем,

И по кругу все пойдем

8. Закрепление звука в словах .

Определение места звука Д в словах :

Дыня, дом, посуда, дубы, подарок, карандаши, подушка, вода, и т. д.

Дети обозначают местонахождение звука в «звуковом домике » (ди-дактическая игра «Звукарик » ).

Логопед звук [Д] в начале слова ?

Дети : - две.

Л : - Назовите какие?

Дети : - Дыня и дубы.

Логопед : - Сколько картинок, в названии которых звук [Д] в середине слова?

Дети : - две.

Л : - Назовите какие?

Дети : - Карандаши и подушка.

9. Закрепление звука в предложениях .

Логопед : отгадайте, что я загадала.

Растут в лесу. У них есть : корни, ствол, ветки, листья.

Дети : - Дубы.

Логопед : - Придумайте предложение из 4-х слов.

Дети : - Дубы растут в лесу.

Логопед : - Какое 1-е слово?

Дети : - Дубы.

Логопед : - Какое 2-е слово?

Дети : - Растут.

Логопед : - Какое 3-е слово?

Дети : - В.

Логопед : - Какое 4-е слово?

Дети : - Лесу.

Можно сыграть в игру «Живое предложение» .

Логопед : Сколько слов в предложении?

Дети : - Четыре слова.

Логопед : - Назовите слово-действие?

Дети : - Растут.

Логопед : - Какое маленькое слово в предложении?

Дети : - В.

Логопед : - Маленькое слово В – это предлог.

Логопед : - Выложите схему предложения. А Паша у доски.

Логопед : - Какое 1-е слово?

Дети : - Дубы.

Логопед : - Какое 2-е слово?

Дети : - Растут.

Логопед : - Какое 3-е слово?

Дети : - В.

Логопед : - Какое 4-е слово?

Дети : - Лесу.

Логопед : - Посмотрите на доску и проверьте у вас так?

Дети : - Да.

Логопед : - Я показываю на слово не по порядку. А вы называете.

Логопед : - Молодцы.

Логопед : - Какое слово в предложении со звуком [Д]

Дети : - Дубы.

Логопед : - Где мы слышим в слове ДУБЫ звук [Д] (в начале, в середине, в конце?

Дети : - В слове дубы мы слышим звук [Д] в начале слова .

Логопед : - Какого цвета нужно взять квадрат, чтобы обозначить звук [Д] ?

Дети : - Квадрат синего цвета.

Логопед : - Возьмите квадрат и положите в начало слова.

Логопед : - Молодцы, все правильно положили.

16. Итог занятия .

Логопед : С каким звуком познакомились ? Какой это звук ?

Назовите слова с этим звуком .



error: