Ууд по фгос во внеурочной деятельности. Формирование познавательных ууд во внеурочной деятельности

Выступление на педсовете по теме «Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности».

Учитель начальных классов

Абросимова Валентина Викторовна.

МБОУ Мукшинская СОШ

Якшур-Бодьинского района УР

Внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения и воспитательной деятельности. Активность человека и есть всеобщая форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности. Создание для этого условий – важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования. Воспитание, рассматривают не как самостоятельный вид, а как функцию свойственную любой педагогической деятельности.

Воспитанию, прежде всего, должна быть присуща интеллектуальная, трудовая, досуговая, социальная деятельность, проводимая с детьми. Нельзя обучать, не воспитывая, а воспитывать, не просвещая.

Цель внеурочной деятельности методического объединения учителей начальных классов:

    Создание условий для развития личности учащихся;

    Создание условий для позитивного общения вне урока;

    Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;

    Проявление интереса к внеклассной работе.

    Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.

    формированием гражданско-патриотических чувств.

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам ученика школы по учебным предметам выделен новый результат - получить возможность научиться. Например, результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время направлено, прежде всего, на развитие УУД, таких как:

Познавательных УУД :

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    поиск и выделение необходимой информации;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    рефлексия.

Регулятивные УУД :

    целеполагание;

    планирование;

    прогнозирование;

    контроль;

    коррекция;

    оценка: умение давать оценку своим действиям;

Коммуникативные УУД :

    планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

    управление поведением партнера в совместной работе над диалогом;

    умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д.

Личностные УУД :

    самоопределение;

    смыслообразование;

    умение решать проблемы планирования свободного времени.

    осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

    ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;

    осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)

УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.

Универсальные учебные действия - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Предназначение УУД:

    обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;

    обеспечение целостности содержания образования;

    профилактика школьных трудностей обучающихся.

Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план .

В результате овладения познавательными УУД учащийся успешно может применять конкретные способы преобразования учебного материала в практической деятельности. Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся учитывать позиции других людей. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

    социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);

    умение слушать и вступать в диалог;

    участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовывать свою учебную и внеурочную деятельность. Учащиеся учатся правильно выбирать средства для организации своего поведения и деятельности, распределять рационально свое свободное время, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с учетом норм, предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также учитывать возможные ошибки, сдерживать отрицательные эмоции.

Регулятивные УУД :

Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.

Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью.

Планируемые результаты:

Формирование УУД в внеурочной деятельности:

Внеклассная деятельность начальной школы многопланова и разнообразна. По всем направлениям проводится много разнообразных мероприятий. Это классные часы, познавательные игры, экскурсии, прогулки в лес, соревнования, конкурсы, викторины, праздники, познавательные игры, анализ педагогических ситуаций и другие формы проведения мероприятий.

В целях создания необходимых условий для проявления творчества были организованы различные мероприятия и конкурсы. На некоторых мероприятиях необходимо остановиться.

Школьный этап олимпиады в этом году провели в виде интеллектуального марафона, но впредь вернемся к традиционной форме, приближенной к районному этапу, чтобы учащиеся могли осознать, что такое олимпиада.

В районном этапе олимпиады участвовали по следующим предметам: удмуртский язык - 3 место, русский язык – 4 место, математика – 8 место, конкурс чтецов по теме «Во славу подвига» участвовала Исаева Карина со стихотворением «Ботинок».жюри отметило хорошую постановку дикции. Подготовила Вахрушева Ел. Эд. По окружающему миру Исаева Карина стала победителем в номинации «Юный натуралист»), подготовила Абросимова В.В.

Научно-практические конференции: в школе проходит традиционная научно-практическая конференция отдельно от средней школы. Уже второй год в конференции принимают участие воспитанники детского сада. В конференции приняли участие 17 человек (49 % от общего числа учащихся) Темы были разнообразные: творческие проекты, историко-краеведческие, о семейных реликвиях, о природе родного края. Победители среди дошкольников: 1 место – Артамонова Сабина, 2 место – Мадьяров Роман, место – Власов Савелий.

Среди реферативно-исследовательских работ 1 место поделили Иванов Сергей (3 кл) и Исаева Карина (4 кл), 2 место – Ардашев Иван и Вахрушева Екатерина (2 кл), 3 место – Широбокова Софья (3 кл).

По защите творческих проектов 1 место заняла Широбокова Варя, 2 место – Мадьярова Ксения и 3 место - Вахрушева Юлия

Участие в различных конкурсах по предмету: Конкурсы чтецов, посвященные –70-летию со Дня Победы (победители по начальной школе: Широбоков Павел 1 кл; Ардашев Иван 2 кл.; Широбокова Софья 3 кл.) Новому году, дню Матери.

Неделя детской литературы, заключительное мероприятие были приглашены библиотекари школьных и сельских библиотек. Самым читающим классом в этом году стал 2 класс. Самым читающим учеником стала Вахрушева Екатерина 2 кл. - (кл. рук. Первозчикова З.Г.),

Конкурсы «Ученик года». Финалисты: 2 кл. Вахрушева Ек., Ардашев Ив.; 3 кл. Иванов Сергей, Широбокова Софья, 4 кл. Исаева Карина, Мадьярова Ксения), учеником Года – 2015 стала Широбокова Софья, она же стала победителем конкурса «Мисс Веснянка»

Фестиваль солдатской песни «Салют Победа»

Районный конкурс сочинений учащихся начального звена общеобразовательных учреждений «Моя род)ословная» (4 человека,)

Районный конкурс«Флаг и герб овеянные славой» (1 человек)

Участие в районном мероприятии «Яркыт арня»,

Районный фестивале удмуртской культуры.

Районная конференция «Анай кылмес ум вунэтэ, ум вунэтэ анай кылмес», посвященная творчеству В. Широбокова. Учителями ШМО была подготовлена интересная программа для учсатников, в этом мероприятии участвовали 7 школ.

Совместные праздники с ДОУ Мукшинский д/с «ЛопшоПедуньдорынкуноын»; праздник, посвященный дню Семьи с вылазкой на природу «В семье единой»

Участвовали участие в работе РМО краеведов. Учащимися начальной школы была проведена интересная и содержательная экскурсия по музею.

Участие в школьном конкурсе стенных газет, посвященных Новому Году, 9 Мая (газеты начальных классов заняли призовые места); конкурсе рисунков к «Мифы удмуртского народа», «Салют Победа».

Участие в республиканских конкурсах «Школьное молоко» руководители Абросимова В,В. и Ившина Т.Н.,

Участие в конкурсе по правильному питанию «Путешествие во времени» Ившина Т.Н. заняла 2 место в районе.

Кроме вышеуказанных мероприятий учащиеся начальной школы примут участие во всех общешкольных мероприятиях по общешкольному плану.

В результате реализации данной программы на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов таких, как развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. – это становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов

духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности.

Учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 629

Баева М.Л.

Внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Цель внеурочной деятельности по предмету – английский язык :

  • Создание условий для развития личности учащихся;
  • Создание условий для позитивного общения вне урока;
  • Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;
  • Проявление интереса к внеклассной работе по предмету – английскому языку.
  • Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например, результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время направлено, прежде всего, на развитие УУД, таких как:


Познавательных УУД :

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • рефлексия.

Регулятивные УУД :

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка: умение давать оценку своим действиям;

Коммуникативные УУД :

  • планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
  • управление поведением партнера в совместной работе над диалогом;
  • умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д.

Личностные УУД :

  • самоопределение;
  • смыслообразование;
  • умение решать проблемы планирования свободного времени.
  • осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
  • ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
  • осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)

УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.

Универсальные учебные действия - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Предназначение УУД:

  • обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;
  • обеспечение целостности содержания образования;
  • профилактика школьных трудностей обучающихся.

Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план .

В результате овладения познавательными УУД учащийся успешно может применять конкретные способы преобразования учебного материала в практической деятельности. Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся учитывать позиции других людей. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

  • социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовывать свою учебную и внеурочную деятельность. Учащиеся учатся правильно выбирать средства для организации своего поведения и деятельности, распределять рационально свое свободное время, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с учетом норм, предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также учитывать возможные ошибки, сдерживать отрицательные эмоции.

Регулятивные УУД :
Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.

Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью.
Для планирования формирования у обучающихся УУД в урочной и внеурочной деятельности можно использовать следующую форму поурочного планирования:

"Виды УУД и их характеристика"

УУД

Характеристика

Регулятивные УУД

Целеполагание

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно

Планирование

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий

Прогнозирование

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Контроль

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Оценка

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Волевая саморегуляция

Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

Познавательные УУД

Моделирование: замещение, кодирование, декодирование

Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (в пространственно-графическую или знаково-символическую)

Преобразование модели

Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре

Обнаружение знаков, их раскодирование; кодирование информации

Понимание

Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис, озаглавливание тезиса

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Постановка вопросов

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Разрешение конфликтов

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Управление поведением партнера

Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Личностные УУД

Самоопределение

Результат выбора учащимся своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных ситуациях

Смыслообразование

Процесс творческого освоения субъектами образования созданных человеком знаний в процессе общественного развития

Осознание себя активным гражданином страны

В гражданской позиции выражаются гражданские качества личности, в которой человек идентифицирует себя как полноправного суверенного субъекта социума, способного влиять на социум

Умение решать проблемы планирования свободного времени

Воспитание внутренних потребностей совершенствования физических, нравственных и интеллектуальных сил человека; умение расходовать свободное время продуктивно

Осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями

Принятие учащимся самостоятельных решений, развитие творчества, выбора содержания и способов самоучения и поведения

Ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина

Воспитание фундаментальных жизненных ценностей – добро, красота, истина

Планируемые результаты:

  • становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника;
  • развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности;
  • развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.


Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность на английском языке:

  1. Ежегодное участие в конкурсе Драмы на иностранных языках «Глобус» с драматизацией сказок на английском языке с учащимися 5Г класса.
  2. Организация и проведение окружного конкурса на английском языке «Я люблю спорт!» для учащихся начальной школы.
  3. Создание сценария и съемка мультфильма, посвященного спорту и Олимпийским играм;
  4. Участие в конкурсах различного уровня:
  • Фестиваль Ирландской культуры в УГЛУ
    «Британский Бульдог» - институт инновационного развития;
  • «Школа просвещения» - конкурс видеороликов на иностранном языке;
  • «Я с книгой открываю мир!» - издательство «Просвещение»;
  • «Символы» - издательство «Просвещение»;
  • «Россия спортивная» - издательство «Просвещение»;
  • «Поздравительная открытка» - издательство «Просвещение»;
  • Другие.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Формирование УУД во внеурочной деятельности. Учитель английского языка ГБОУ СОШ № 629 Баева М.Л.

Создание условий для развития личности учащихся; Создание условий для позитивного общения вне урока; Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях; Проявление интереса к внеклассной работе по предмету – английскому языку. Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.

Познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка: умение давать оценку своим действиям; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; управление поведением партнера в совместной работе над диалогом; умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д. Личностные УУД: самоопределение; смыслообразование; умение решать проблемы планирования свободного времени. осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина; осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)

становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Учащиеся 4В класса работают над созданием мультфильма по собственному сценарию “ A Tale about Six Brothers”

«Британский Бульдог» - институт инновационного развития; «Символы» - издательство «Просвещение»; «Россия спортивная» - издательство «Просвещение»; «Поздравительная открытка» - издательство «Просвещение»; Другие.

Проектные работы на английском языке, посвященные 70-летию Великой Отечественной войны, учащихся 7-х классов: Немова Александра и Рыжака Андрея.


Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

    личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание);

    регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция) ;

    коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли);

    познавательные (общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и т.д .), логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и т.д .), действия постановки и решения проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера )). Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели:/

Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс?

Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

    Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

    Приобретение знаний о способе выполнения действия.

    Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

    Контроль умения выполнять действие.

Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.

Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе деятельностного подхода. Он предполагает активность обучающихся, когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации, как в учении, так и в повседневной жизни.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Для этого надо создать условия.

Итак, каковы условия, обеспечивающие у младших школьников формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности?

Первое условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.

Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность? И самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами: быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования, быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей.

Второе условие для успешного формирования УУД – включение учащихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

Как же я это делаю?

Не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;

Учитываю возрастные психологические особенности развития детей;

Создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;

Формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;

Создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;

Предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

СПОСОБЫ, какими я реализую данное условие, следующие:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется на системно- деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

В своей работе я опираюсь на то, что если на уроках использовать активные формы работы с применением технологии деятельностного обучения, то творческие способности учащихся будут развиты на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам.

У меня идёт неустанный творческий поиск, я моделирую урок, учитывая все до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество. Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

Использование элементов технологии адаптивного обучения позволяет мне варьировать обучение, осваивать новые структуры урока, что формирует у учащихся умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Также эффективный метод формирования УУД - групповое обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Почему именно этот метод я считаю эффективным. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

Полное внимание к однокласснику;

Серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

Терпимость, дружелюбие:

никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи и т. п. - привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить,

доказывать - т.е. действовать естественно, раскованно, «не как на уроке»

Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.

Третье условие для успешного формирования УУД – диагностика.

В своем классе я провожу диагностику уровня сформированности компонентов учебной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности регулятивных УУД.

    Виды заданий:

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

Участие в проектах;

Подведение итогов урока;

Творческие задания;

Самооценка события, происшествия;

Дневники достижений;

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

- "найди отличия" (можно задать их количество);

- "на что похоже?";

Поиск лишнего;

- "лабиринты";

Упорядочивание;

- "цепочки";

Хитроумные решения;

Составление схем-опор;

Работа с разного вида таблицами;

Составление и распознавание диаграмм;

Работа со словарями;

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- "преднамеренные ошибки";

Поиск информации в предложенных источниках;

Взаимоконтроль;

- "ищу ошибки"

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

Составь задание партнеру;

Отзыв на работу товарища;

Групповая работа по составлению кроссворда;

- "отгадай, о ком говорим";

Диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.

Как же я формирую УУД на основных предметах?

Математика (УУД)

    В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические,

    а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, выработка вычислительных навыков.

    Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

    В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию.

    Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях.

Русский язык (УУД)

    Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

    Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий

Замещения (например, звука буквой),

Моделирования (например, состава слова путем составления схемы)

Преобразования модели (видоизменения слова).

Литературное чтение (УУД)

Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

    смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

    самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

    эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

    умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

    умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

    умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

УУД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Характеристика результатов формирования

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять

умения, которые будут

сформированы на

основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы

находить нужную информацию в

учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты

Находить

общее и различие.

    Группировать предметы,

объекты на основе существенных признаков.

Подробно пересказывать

прочитанное или

прослушанное; определять

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре.

Следует так же отметить, что стандарты нового поколения включают в базисный учебный план часы на внеурочную деятельность младших школьников, которые можно использовать, в том числе и для организации их исследовательской деятельности.

Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.

С целью развития интеллектуальных, творческих, организаторских способностей школьников, приобретения ими социального опыта, созданию условий максимально раскрывающих эти способности учащихся через организацию внеурочной деятельности учащихся.

    Исследование по выявлению интересов и склонностей учащихся (пожелания родителей, анализ интересов учащихся);

    Общешкольная программа внеурочной деятельности (определена совокупность образовательных программ разных типов, составлен учебный план внеурочной деятельности);

    Программы внеурочной деятельности классных руководителей; (разработаны нами и являются авторскими).

    Расписание внеурочной деятельности.

Чего я ожидаю от внеурочной деятельности:

Проанализировав результаты, пришла к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методик приводит к стабильным результатам.

Уровень знаний учащихся по предметам заметно вырос.

За данный период обучения у ребят повысился интерес к учебной деятельности.

Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих выпускников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе.

Коротко о других формах учебной деятельности:

Проектная деятельность

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения

регулятивных метапредметных результатов.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Трудовая деятельность

Самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность.

Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности. Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.

Спортивная деятельность.

Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные и регулятивные действия.

МБОУ СОШ им. И.Я.Филько ст.Павлодольской

Доклад

на тему:

" Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности"

подготовила

учитель начальных классов

Павленко Е.В.

Мастер – класс

Бажаевой Веры Ивановны

учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 2 города Тайшета

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию познавательных УУД на занятиях по внеурочной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

Бажаевой Веры Ивановны

учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 2 города Тайшета

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию познавательных УУД на занятиях по внеурочной деятельности учащихся.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию познавательных УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию познавательных УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация,

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании познавательных УУД во внеурочной деятельности в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер – класса:

  1. Оргмомент

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер – классе «Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО». Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы, способствующими формированию познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.

  1. Введение в тему.

Приоритетной целью школьного образования, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Познавательные УДД обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Познавательные УДД включают аспекты: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблем.

Общеучебные УУД:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические УУД :

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные УУД формируются постепенно с 1-4 классы. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию».

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Каждый предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования познавательных УУД

Познавательные

общеучебные

Познавательные логические

Русский язык

Моделирование (перевод устной речи в письменную)

Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

Литературное чтение

Смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

Математика

Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Окружающий мир

Широкий спектр источников информации

В начальной школе познавательные действия формируются не только на уроках, но и во внеурочной деятельности,

Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Спортивно-оздоровительная деятельность во 2-ом классе по 1 часу в неделю включает в себя игровую занятость на переменах, спортивные соревнования с целью повышения двигательной активности, сбережения здоровья обучающихся, формирования у младших школьников ценностного отношения к своему здоровью.

Общекультурное направление по 1 часу включает: проведение классных часов, практикумов, бесед, инструктажей, с целью формирования морально-нравственных ориентиров, развития у учащихся навыков эффективного взаимодействия, формирования детского коллектива.

Духовно-нравственное направление: подготовка к классным и общешкольным мероприятиям. Школьные мероприятия являются компонентами внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в проектах осуществляется в соответствии с его интересами и склонностями.

Социальное направление реализуется в рамках кружка «Школьный театр «Петрушка»

Общеинтеллектуальное направление реализуется в рамках клуба «Познай свой край»

  1. Практическая часть

Более подробно я хочу остановиться на работе клуба «Познай свой край»

Программа внеурочной деятельности клуба «Познай свой край» является общеинтеллектуальной программой патриотической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам экологической грамотности и основам краеведения. Занятия клуба позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

В процессе общения с природой и окружающим миром ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, изучать нормы социальной и экологической культуры.

  • Общеразвивающая - ориентирует на формирование общей культуры поведения,

формирование социального опыта, удовлетворение познавательных интересов ребёнка, расширение его кругозора.

  • Познавательная – знакомит, расширяет, углубляет знания об Иркутской области, Тайшетском районе, развивает интеллектуальные способности, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей.
  • Научно – исследовательская – развивает навыки научно – исследовательской работы; навыки поиска дополнительного материала по предложенным темам.

На занятиях клуба « Познай свой край» ребята знакомятся с географическим положением Тайшетского района и Иркутской области на карте России, водоемами района и области, растительным и животным миром района и области, лекарственными растениями, полезными ископаемыми. Красной книгой Иркутской области. Несколько занятий было посвящено изучению Байкала. Класс был разделен на группы (зоологи, орнитологи, гидрологи, ихтиологи). Каждая группа получила задание. Задания, предложенные детям, стимулировали их на открытие новых знаний. Ребята работали с разными информационными источниками (интернет, энциклопедия, книги, учебники), отбирали интересную информацию, знакомились с легендами о Байкале, сочиняли стихотворения и загадки, готовили выступления, создавали мини- проекты (формировали познавательные УУД – умение структуировать знания). Занятия проводились в форме путешествий-исследований. Также можно использовать занятия-эксперименты, занятия-лаборатории, занятия-экскурсии, исследовательские ситуации. При этом используются различные формы работы: индивидуальная, групповая, парная. Методы: поисковый, частично-поисковый, метод проектов.

Использование этих технологий позволяет развивать воображение и фантазию у детей, творческое мышление и любознательность. В процессе поиска информации, группы учеников ставили перед собой цель - добыть информацию, которая будет способствовать пополнению знаний об озере Байкал.

Результатом всей проделанной работы стало открытое занятие «Путешествие по Байкалу», где были заслушаны выступления ребят и созданы мини-проекты.

Сегодня я хочу предложить Вам, уважаемые коллеги, отправиться в заочное путешествие по Байкалу. Для исследовательской работы нам нужно создать группы: зоологи, гидрологи, историки.

Задание для группы гидрологов: ознакомиться с предложенной информацией, выбрать интересные факты, составить вопросы к ним.

Задание для группы зоологов: создать книжку-малышку о животных и рыбах Байкала.

Задание для группы историков: изучить легенды о Байкале, выделить главных персонажей, охарактеризовать их, проиллюстрировать.

Для всех остальных, присутствующих в зале, хочу предложить викторину по байкаловедению озеро «Байкал».

Викторина

1.Что означает название «Байкал» (богатое, знаменитое озеро).

2.Наибольшая глубина Байкала (1642м)

3.Самый большой полуостров на Байкале (Святой Нос)

4.Длина озера Байкал (636км)

5.Млекопитающее Байкала (Нерпа)

6.Живородящая рыба Байкала (Голомянка)

7.Сколько рек впадает в Байкал (336)

8.Возраст Байкала (25 млн.лет)

9.Назовите самых древних обитателей Байкала (байкальские губки)

10.Самый большой остров на Байкале (Ольхон)

11Красная рыба Байкала (Осетр)

12.Сколько времени нерпа может быть под водой (20-25 мин., max 1час)

13.Сколько % мировых пресных вод составляет Байкал (20%)

14.Происхождение котловины озера (тектоническое)

15.Назвать основное полезное ископаемое озера (вода)

Я думаю, что группы успешно справились с предложенными заданиями, спасибо за работу, полученные материалы можно использовать на последующих занятиях клуба « Познай свой край».

  1. Подведение итогов мастер-класса.

Завершить занятие можно, применив такие методы , как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

Я предлагаю применить метод «Итоговый круг»

Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия.

Таким образом, формируя познавательные УУД во внеурочной деятельности я осуществляю развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Выполнила: учитель начальных классов

Наприенко О.А.

2012 год

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и внеучебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.

Цели универсальных учебных действий:

Воспитывать культуру общения;

Воспитывать любовь и уважение к окружающим;

Сблизить и сплотить детский коллектив;

Развивать адекватную самооценку у школьников;

Научить анализу собственных действий и поступков;

Научить планированию действий;

Развивать устную речь учащихся;

Развивать творческие способности;

Привить интерес к чтению дополнительной литературы и публикаций

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий

  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика (полевая, социальная)
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант
  • другие формы

В том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и т.д.

Следует рассматривать направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любую из предлагаемых видов и форм деятельности в отдельности и комплексно (возможно комбинирование всех компонентов при разработке конкретной программы внеурочной деятельности).

Конкретные программы внеурочной деятельности являются составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Структура программ включает: цели и задачи, ожидаемые результаты, ресурсное обеспечение, содержание работы, план мероприятий, сроки и формы контроля.

Самостоятельно составленные педагогами программы внеурочной деятельности должны быть представлены в письменном виде, приняты решением педагогического совета образовательного учреждения.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды учебной (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочной деятельности.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе.

Виды и направления внеучебной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеучебной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая деятельность. Следовательно, все направления внеучебной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир.

Одним из основных направлений и ценностных основ воспитания и социализации учащихся является воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде – экологическое воспитание. На котором я бы хотела остановиться. От состояния окружающей среды зависит состояние физического и духовного здоровья человека. Экологическое образование и воспитание начальных форм экологической культуры детей начинается с понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Воспитание экологической культуры – это прямая связь с предметом окружающий мир, что способствует формированию метапредметных результатов.

Участие в различных экологических мероприятиях способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), т.е. способствует саморазвитию и самосовершенствованию ребенка путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Экологические акции («Покормите птиц»; «В защиту зеленого друга»; «Чистый берег», и др.) способствуют формированию:

Личностных УУД, т.е. формируют умения оценивать жизненные ситуации, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить. Например, отношение человека к нашей зеленой лесной красавице, к соучастию и посильной помощи в подкормке птиц, изготовлении скворечников, сохранению редких растений и т.д.

Регулятивных УУД (целеполагание, планирование, саморегуляция). Это постановка учебной задачи, составление плана действий, преодоление препятствий.

Познавательных общеучебных УУД: поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Например, дети уже знают, что птицы нуждаются в зимней подкормке, но не всегда знают, какой корм необходим тем или иным видам птиц.

Коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение современными средствами коммуникации, умение донести свою позицию до других, умение договариваться и уважительно относится к позиции другого. Например, при совместном планировании, подготовке выступлений, изготовлении плакатов и др.

Творческие экологические конкурсы способствуют формированию:

Познавательных логических УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей; преобразование информации из одной формы в другую. Например, чтобы нарисовать животное или написать про него рассказ, сказку, необходимо знать его внешний вид, особенности жизни, повадки, отличия от других и т.д.

Коммуникативных УУД - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Экологические кукольные спектакли способствуют формированию:

Познавательных общеучебных УУД: умение моделировать, смысловое чтение.

Логических УУД: обобщение, сравнение.

Коммуникативных УУД - умение выполнять разные социальные роли.

Здесь важно вживание в роль, передача особенностей персонажа голосом, жестами, поведением, взаимодействием с другими и т.п. Кукольные спектакли способствуют приобретению основных знаний по экологии в простой ненавязчивой форме. Это обеспечивает общение между детьми, вызывает положительные эмоции, стимулирует активность ребенка.

Исследовательская деятельность способствует приобщению школьников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному отношению с объектами и явлениями окружающего мира и т.д.

Проектная деятельность. Метод проектов в экологическом образовании открывает новые возможности переноса образовательного процесса в реальную среду жизнедеятельности социума. Так, в сотрудничестве, мечте и практике развивается экологическая культура и социальная активность подрастающего поколения.

Эти виды деятельности позволяют формировать и личностные, и регулятивные, и познавательные, и коммуникативные универсальные учебные действия. В их основе лежит способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом.

Уважение к природе складывается из мелочей, из повседневного с ней общения и даже самый маленький гражданин должен осознать ответственность за свое отношение к природе.

Таким образом, мы можем сказать, что формирование учебных универсальных действий может проходить и через внеурочную деятельность.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:



error: