Формирование эстетического отношения к миру у дошкольников. Терминологическое пространство образовательной области Художественно-эстетическое развитие Становление эстетического отношения к окружающему миру Ценностно-смысловое

Эстетическое отношение рассматривается современной наукой как уникальный эмоционально-ценностный духовный феномен, универсальный способ взаимодействия человека, решающего проблему личностного смысла и самореализации, с окружающим миром и культурой.

Эстетическое отношение проявляется и формируется в эстетической деятельности. Эстетическая деятельность универсальна, она включает в себя: художественно-практическую, художественно-творческую (создание различных произведения искусства), художественно-техническую, художественно-рецептивную (восприятие искусства), рецептивно-эстетическую (восприятие красоты природы), духовно-культурную (выработка личного вкуса, эстетических оценок, суждений, идеалов), теоретическую (выработка эстетических концепций и взглядов). Эстетическое освоение мира опирается на все многообразие эстетических свойств действительности. «Венец эстетической деятельности - искусство. Здесь действительность человека возвышается до художественного творчества...» (Ю.Б. Борев ). активность эстетический духовный

Философы постоянно возвращаются к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. «Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке» (Бердяев Н.А. ). «Само сознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать» [там же]. По мысли Н.А.Бердяева, антропологический путь - единственный путь познания вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самопознание. «Человек - малая вселенная, микрокосм - вот основная истина познания человека и основная истина, предполагаемая самой возможностью познания» .

Один из путей познания мира через самопознание - художественное творчество. Художественное творчество рассматривается в философии, психологии и педагогике как высшая форма эстетической деятельности, в которой эстетическое познание и созидание осуществляются на основе освоения и развития наличных форм культуры в результате формируется эстетическое отношение человека к окружающему миру. Художественное восприятие и творчество - канал соприкосновения «глубинного» и «вершинного», их взаимоперехода друг в друга. Художник выделяет вещь из ряда других вещей, из обыденного круговорота явлений и событий, «приподнимает» её над повседневностью. Происходит то «короткое замыкание» всеобщего на единичное, которое осуществляется силой воображения (Э.В. Ильенков ).

В творчестве происходит постижение красоты - одной из универсальных форм всего сущего. «В обыденной жизни красота чаще всего не вычленяется из целостного восприятия окружающего мира, но служит продолжением той общей картины, которая рождается на основе постижения мира» (П.С Гуревич ). Очелевеченная природа, искусство, человек - все оценивается по законам красоты. Восприятие красоты и многочисленных ее разновидностей не связано с утилитарными потребностями, потому красота бескорыстна.

Творчество понимается сегодня как основной способ существования и развития личности (Н.Н. Поддьяков . Следовательно, полноценная личность - это всегда личность творческая, развивающаяся, для которой характерно появление все новых и новых психологических новообразований и перестройкой уже сложившихся структур. К. Роджерс дал общую характеристику творческого человека «с его восприимчивой открытостью миру, с его верой в свои способности формировать новые отношения с окружающими», который не обязательно будет «приспособлен» к своей культуре, но в любой культуре он будет жить созидая, в гармонии со своей культурой .

Творчество объединяет различные сферы психического: деятельность, процесс, установку и личность (А. Маслоу ). А. Бергсон отождествляет творчество с процессами восприятия и создания новой формы: «Всякое человеческое произведение, содержащее известную долю изобретения, всякое произвольное действие, содержащее известную долю свободы, всякое движение организма, свидетельствующее о спонтанности, привносит в мир что-то новое. Правда, это только творение формы» . И далее: «...в известной мере, мы суть то, что мы делаем, и что мы творим себя непрерывно» [там же]. Творческий процесс - это своего рода качественный переход от уже известного к новому и неизвестному. Творчество - это особая форма процесса развития, оно диалектично и противоречиво. Творчество - интегративное явление, в котором происходит «встреча» объективного и субъективного миров.

В свою очередь, креативность (от англ. creativity, что означает «творческость», способность к творческой деятельности) - это имманентное свойство психического (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Ф.Т. Михайлов). Креативность рассматривается не как отдельный психический процесс, а как следствие изначальной внутренней включенности механизмов воображения (или близких им образований) в процесс онто- и функциогенеза различных психических явлений. С понятием «креативность» тесно связаны творческие способности - универсальные способности, позволяющие не только добиваться высоких результатов в репродуктивной деятельности, но и создавать новый продукт, отличающийся новизной и оригинальностью.

Анализ множества исторических фактов свидетельствует о том, что основным технологическим приемом человека-творца (как открывателя, созидателя, искателя истины и даже в некоторых случаях опровержителя) является овладение умением свободно перемещаться по информационным полям. При этом важную роль играет отсутствие негативного переживания относительно себя, поскольку потенциал творческого роста раскрывается на позитивных примерах и на стимулировании сильных сторон.

В ситуации острого социального заказа на исследование проблемы творческих способностей Д. Гилфорд отошел от классического деления мышления на индуктивное и дедуктивное, которые представляют лишь однонаправленное - конвергентное - мышление. Д. Гилфорд выделил принципиально иной тип мышления - дивергентное, выступающее парным в дихотомии конвергентное/дивергентное. Дивергентное мышление - это не направленное мышление, а способность мыслить вширь, что позволяет выйти за пределы, рамки один раз выбранного направления решения исходной задачи (с учетом видения других атрибутов объекта). Многие современные психологи рассматривают креативность и дивергентное мышление как синонимы.

Креативный потенциал - атрибут личности (по А.В. Брушлинскому, В.Т. Кудрявцеву). Именно воображение определяет то «единство аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский), которое в известной степени конституирует целостность личности и проявляется уже в «умных эмоциях» (А.В. Запорожец) дошкольника (Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев).

Личность - субъект творения новых форм культуры (Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев), т.е. общего и значимого для других людей, в которых он идеально представлен (В.А. Петровский), и одновременно - субъект самоизменения, саморазвития, самосозидания.

Искусство как основное средство эстетического воспитания и развития детей связано с образным познанием жизни. Художественные образы вызывают яркие эстетические переживания, активизируют познавательные интересы, способствуют выявлению и развитию различных способностей. Искусство и аккумулированный в нем потенциал воображения является, по мысли Л.С. Выготского, не просто средством социализации «сырого», «натурального» аффекта, «общественной техникой чувств», а содержит в себе механизм порождения «вершинных» родовых человеческих переживаний и отношений и создает основу для гармонизации интеллекта и аффекта .

Поскольку современная социальная ситуация характеризуется негативными проявлениями эмоциональной отверженности общества, эстетическую деятельность следует рассматривать как возможность совершенствования в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании красоты в окружающей действительности.

Социальные ожидания от эстетической деятельности велики, поскольку она транслирует доминанты современной педагогики: принципы актуальности, целевой направленности, этичности, контекстности, эстетичности, базирующиеся на правилах и нормах поведения, апробируемых в социуме, проверенных временем. При этом учитываются социально-педагогические аспекты эстетической деятельности: назначение (обеспечение преемственности поколений); структура (овладение опытом и соответствующее развитие личности); способ осуществления (эстетически окрашенная жизнедеятельность обучающихся); источник (социальные отношения, общение людей).

Эстетическое отношение есть у каждого человека, только он об этом не всегда знает, точнее, не знает, что оно именно так называется. Крошечный малыш с удовольствием слушает мелодичные напевы, обращает внимание на яркие цвета. Став старше, предпочитает те предметы, которые ему кажутся красивыми. А это уже не просто восприятие, это – оценка, что предполагает возможность выбора. То есть можно говорить об эстетическом отношении.

Возникает вопрос: является ли эстетическое отношение к миру врожденным или оно есть результат воспитания? Надо сказать, что это давняя проблема в эстетике и философии, по этому поводу было довольно много споров. В решении любого вопроса, где содержится разделительная частица "или", обычно возникают крайние точки зрения, так и здесь одни утверждали, что эстетическое дано нам от природы, другие – что оно есть только результат воспитания в обществе, то есть носит чисто социальный характер.

Сторонники первой позиции опирались на наблюдения живой природы, где красота звука, цвета, формы играют большую роль. Подобные наблюдения привели к умозаключению, что чувство красоты, и эстетического у человека существует на биологическом уровне и является природным, врожденным качеством.

Эстетическое воспитание интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, специалисты фиксируют резкий скачок, взрыв интереса к вопросам эстетического воспитания в современном мире. Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

Эстетическое воспитание включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешнюю - это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания, и внутреннюю - творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности.

Важнейшей составной частью эстетической культуры является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека к прекрасному в искусстве, природе, труде, общественной жизни и поведении людей. Другим компонентом эстетической культуры следует считать знания, на основе которых формируются эстетические представления, понятия, взгляды, вкусы, составляющие эстетический кругозор личности. Особое место в эстетической культуре занимает эстетический идеал как цель и образец. Важным компонентом эстетической культуры следует считать эстетический вкус, позволяющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоящую красоту от ложной. Показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также эстетические способности.

Возникло мнение, что эстетическое – это не объективный предмет, и не субъективное ощущение, а особое отношение между человеком (субъектом) и предметом, явлением (объектом). Другими словами: эстетическое всегда проявляется только в отношении к чему-либо: к вещи, свойству, самому человеку и т.д. Но отношений человека к миру очень много: познание, любовь, труд – вот некоторые примеры. Какое же из них будет эстетическим?

Прежде всего, выделим широту эстетического отношения: оно универсально. Это означает, что объектом эстетического может быть любой предмет, свойство, явление, существующие в мире. Животное, в отличие от человека может отдавать предпочтение только в рамках своего биологического вида: соловей ориентируется, лишь в трелях других соловьев, но не замечает прекрасной окраски, например, удода. Вряд ли птицы оценивают бабочек и других насекомых с позиций красоты, для них они только пища.

Человек же может наслаждаться и красотой цветка, и видом возделанного поля, диким пейзажем, изящностью математической формулы и прекрасный исполнением какого-нибудь па-де-де и так далее, примеры можно множить до бесконечности. Вот это и есть универсальность: принципиальных границ эстетического отношения не существует.

Но ведь не все в мире вызывает в нас восхищение прекрасным или отвержение безобразного. Что-то оставляет нас равнодушными, не затрагивая наших эстетических чувств. Поэтому выделим следующее качество эстетического – это отношение удовольствия, наслаждения (гедонизм). Достаточный ли это признак, чтобы отличить эстетическое от неэстетического? Вкусная еда, удобная одежда и т.п. тоже доставляют человеку удовольствие, но не о всякой удобной одежде мы говорим, что она красива и даже, бывает, предпочитаем неудобную, но красивую (во всяком случае, ту, которую мы считаем красивой). Следовательно, речь идет не о любом наслаждении, удовольствии, а лишь о духовном.

Но человек может получать удовольствие и от решения: математической задачи, от выполненного долга, доброго дела и т.д. Это примеры духовного наслаждения, но не эстетического. Получается, что эстетическое должно обладать еще каким-то признаком. И этот признак выделил немецкий, философ Имануил Кант: «Эстетическое бесполезно, бескорыстно».

Когда древний охотник раскрашивал свое копье или наносил орнамент на топор, они не становились острее или, прочнее. Когда первобытная хозяйка наносила узоры на горшок для приготовления, пищи, еда не становилась вкуснее. Тем не менее, люди, все это делали, затрачивая время, и силы.

Если эстетическое не приносит пользы, то зачем оно? Дело в том, что эстетическое отношение к миру позволяет по-другому взглянуть на вещи: страшное, горестное, эстетически переосмысляясь, становится трагическим. Нелепое, неуклюжее, несуразное, подвергаясь осмеянию, превращается в комическое. Великое, пугающее в эстетическом, отношении, воспринимается как возвышенное. Обыденное, рутинное, заиграв красками, станет прекрасным. Все эти примеры свидетельствуют о том, что эстетическое отношение вносит гармонию между миром и человеком, гармонизируем его жизнь. Это и есть еще один, причем чрезвычайно важный принцип эстетического.

Кроме того, эстетическое не может возникнуть по приказу или по указанию. Эстетическое отношение свободно, оно предполагает возможность выбора, совершаемого самим человеком.

Таким образом, можно сделать вывод, эстетическое – это особое отношение человека к миру – универсальное, гармонизирующее, свободное, бескорыстное, дающее духовное наслаждение.

Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание авторской программы, - методологическая уста-новка, отстаивающая самоценность изоб-разительного искусства как процесса и результата художественного творчества, посредством которого ребенок познает окружающий мир и себя в этом мире. Содержание художественного образова-ния в дошкольном учреждении - это запечатленный в изобразительном искус-стве духовный опыт всего человечества, раскрывающий вопросы бытия человека и смысла жизни с эстетических позиций.

Цель занятий изобразительным искусством - направленное и последо-вательное воспитание у детей эстетиче-ской культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающе-му миру.

Основные задачи занятий изобрази-тельным искусством в ДОУ:

  • Раскрыть природу изобразительно-го искусства как результат творческой деятельности человека.
  • Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания.
  • Развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс «эстетического переживания пережитого».
  • Знакомить с деятельностью художника (и народного мастера) на всех его уровнях: восприятие - исполнительство - творчество.
  • Формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.

Основополагающая идея програм-мы состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях - вос-приятие, исполнительство, творче-ство - организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру. Эту идею раскрывает ряд принципиаль-ных положений.

Первое, Изобразительная деятель-ность предстает перед детьми как искус-ство.

Второе. Центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а пробле-мы как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со специфи-кой предметного содержания, проблемы изобразительного искусства выражены в форме бинарных оппозиций; красиво/некраси-во, добро/зло, правда/ложь, живое/ неживое, реальность/фантазия и многие др. Эти понятия предстают как проблем-ное поле культуры, которое дети осваи-вают в активном творческом процессе на основе эмпатии, мышления и вообра-жения. В результате не искусство «опус-кается» до ребенка, а ребенок «возвышается» до искусства, что возможно лишь в культуросообразном образова-нии на всех его ступенях.

Третье. Проблемное поле культуры персонифицируется в образе человека (художника, мастера, педагога), который передает обобщенный опыт человечества и учит смотреть на мир «глазами человека». Человек - носитель культуры - формирует у ребенка разно-плановый опыт общения с искусством: восприятие, исполнительство, творче-ство (по принципу эстетического пере-живания пережитого, по вектору «от жизни - к искусству»).

Четвертое. Проектирование инва-риантного содержания изобразительной деятельности как идеального в условиях интеграции изобразительной и познава-тельной деятельности возможно при соблюдении ряда условий:

  • необходима трансформация материала, которая открывает в нем внутренние, скрытые, существенные связи и отношения, в результате чего дети само-стоятельно проходят путь «открытия» знания или способа действия;
  • в качестве знания выступает не «застывшая» информация, а процесс ее выведения (принцип моделирования художественного процесса, Л.В. Школяр);
  • выведение, «порождение» знания протекает как творческий процесс мысленного экспериментирования с материалом с целью постижения сущности эстетического явления на уровне культурных и личностных смыслов.

Изобразительное искусство является особым способом поиска человеческого смысла и его передачи другим людям. Основная линия развития ребенка в про-цессе занятий изобразительным искус-ством - его творческое самоопределение в историческом пространстве и времени культуры. Специфика изобразительной деятельности обусловлена тем, что ребе-нок осваивает общекультурные способы создания образов и свободно переносит их в разные содержательные контексты, наделяя личностными смыслами.

Рассмотрим это положение на примере умения завязывать узелок и бантик. Сначала ребенок учится завязывать узелок и бантик в сфере самообслуживания (повязывает шарф, завязывает шнурки на обуви, тесемки на куртке и шапке и т.д.). Затем это умение переносится в более широкий смысловой аспект: ребенок завязывает узелок и бантик когда надувает воздушный шарик, когда помогает маме красиво украсить шторы или упаковать подарок. На занятиях художественным трудом он использует это умение для оформления открыток, праздничных гирлянд, новогодних игрушек и т.д. в процессе познавательной деятельности идея «узла» помогает ребенку осмыслить понятие о взаимосвязях в окружающем мире. А педагог, проектируя варианты интеграции познавательной и художественной деятельности детей, вкладывает в «узел» и «бантик» универсальный смысл, понимая, что «бант» в своей основе имеет бесконечник, воплощающий всеобщую идею взаимосвязи и развития.

Модель эстетического отношения к миру предполагает развитие следующих универсальных способностей:

  • способность эстетического переживания, которое возникает на основе эмпатии и воображения, проявляется в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, проходя путь становления от ориентировочного действия к появлению эстетических интересов и предпочтений до формирования нравственно-эстетической направленности как позиции личности;
  • способность к активному освоению разноаспектного художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной, активной, творческой деятельности, а на этой основе - к личностному росту и саморазвитию;
  • специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство, творчество), поскольку в эстетическом воспитании детей веду-щая деятельность - художественная, развивающий характер которой обусловлен овладением детьми обобщенными и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах детского
    художественного творчества.

Специфика занятий изобразительным искусством в дошкольном учреждении состоит в обеспечении культурных и пси-холого-педагогических условий для овладения общими способами постиже-ния изобразительного искусства, позволяющими как можно раньше создать в эстетическом сознании каждого ребенка целостный образ изобразительного искусства и выйти в проблемное поле художественной культуры. Это индивиду-альное творчество и сотворчество, в котором ребенок распредмечивает содержание и постигает смысл своей деятельности. Именно эта невидимая внутренняя работа ребенка - скрытый от внешнего наблюдения процесс порожде-ния гармоничной формы как носителя смыслов - культурных и личностных, а также процесс экспериментирования с художественными материалами, изобра-зительно-выразительными средствами, способами создания образа - становится важнее законченного результата.

Научная новизна программы заключена в требованиях Федеральных Государственных Образовательных Стандартов:

Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и т.д.).

В целях реализации новой стратегии спроектировано инвариантное содержа-ние художественного образования как проблемное поле культуры, которое дети творчески осваивают в условиях интегра-ции изобразительной и познавательной деятельности, приобретая в результате идеальное знание (внеконтекстное, осмысленное, пережитое).

В результате найдены и системно выстроены методологические основания научной концепции стратегии формиро-вания у детей 2-7 лет эстетического отношения к миру.

Теоретическая значимость програм-мы состоит в том, что автором разработа-на теоретическая концепция формирова-ния у детей 2-7 лет эстетического отно-шения к миру в условиях амплификации изобразительной деятельности. Кон-цепция отвечает на запросы современной дошкольной дидактики и раскрывает эффективный путь обновления художе-ственного образования дошкольников, представленный в форме теоретико-методической системы, включающей цели, задачи, принципы, психолого-педа-гогические и культурные условия, инно-вационные технологии, формы, методы, критерии, перспективы.

Теоретическая модель формирования у дошкольников эстетического отноше-ния к миру открывает более широкую область применения в педагогической науке и практике. Конкретизированы следующие понятия: «эстетическое отношение», «амплификация», «интег-рация изобразительной и познаватель-ной деятельности», «картина мира». Введены в педагогический оборот новые понятия: «экопластика», «биокерамика», «бумажный фольклор», «прорезной декор»; расширен ряд теоретических представлении дошкольной дидактики и педагогики искусства.

Практическая значимость программы определяется тем, что она используется в широкой практике работы дошкольных учреждений России и ближнего зару-бежья, существенным образом изменяя целевые установки педагогов и вооружая их педагогической стратегией формиро-вания у детей эстетического отношения к миру в изобразительном творчестве.

Изобразительная деятельность рас-сматривается как специфическая дет-ская активность, в которой ребенок обретает «господство» над материалами, овладевает орудиями (художественными инструментами), создает эстетический продукт, реализует и познает свое «Я» и тем самым выражает эстетическое отношение к миру.

Эстетическое отношение к окружаю-щему миру может быть не только выявлено, но и сформировано в творче-ской художественно-продуктивной деятельности дошкольников. Изобразитель-ная деятельность, направленная на практическое освоение, творческое осмысление, самостоятельное создание детьми гармоничной и личностно значи-мой картины мира доступными изобра-зительно-выразительными средствами. Обладает высоким педагогическим и творческим потенциалом для формиро-вания эстетического отношения к миру.

Процесс формирования эстетического отношения носит динамический характер, определяемый соотношением искусствоведческого материала со спецификой детского эстетического универсума, а также эмоционально-ценностными ориентациями на основе мировоззрен-ческих категорий: привлекательное - непривлекательное, волшебно - доброе, волшебно - злое, реальное - фан-тазийное, красивое - некрасивое. Объект эстетического восприятия для дошколь-ников должен воплощать целостный и гармоничный образ мира.

Научно-методическая программа как общий план организации художествен-ного образования дошкольников, вклю-чающий цель, область применения, принципы и тактику реализации, психо-лого-педагогические и культурные ресурсы, опирается на педагогическую модель формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающе-му миру средствами изобразительной деятельности в соответствии с целост-ной структурой социокультурного опыта, включающего эмоциональный, познава-тельный, аксиологический и деятельностный компоненты в их единстве и взаимосвязи.

Терминологическое пространство образовательной области Художественно-эстетическое развитие Становление эстетического отношения к окружающему миру Ценностно-смысловое восприятие Приобщение к искусству Продуктивные виды деятельности Художественно-эстетическая предметно- пространственная среда


Цели образовательной области Приобщать к искусству, формировать элементарные представления о видах искусства. Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы. Развивать продуктивные виды деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность). Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной др.).


Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование элементарных представлений о видах искусств. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).


Приобщать к искусству, формировать элементарные представления о видах искусства 1. Развитие эстетического восприятия детей. 2. Формирование элементарных представлений о видах искусства (изобразительного, музыкального, художественной литературы, фольклора). 3. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.


Приобщать к искусству, формировать элементарные представления о видах искусства Виды изобразительного искусства: декоративно-прикладное искусство, графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн. Представление о музеях. Обсуждение содержания и выразительных средств произведений искусства, выражение своего отношения к произведению. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека: единство пользы и красоты. Особенности: яркость, нарядность, связь с природой, народным бытом, традициями и обычаями. Сказочные образы в искусстве. Средства выразительности разных видов декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство Урала: камнерезное искусство, каслинское литье, златоустовская гравюра, нижнетагильский поднос, уральская роспись, вышивка, кружевоплетение и др. Жанры и средства выразительности живописи. Виды скульптуры: монументальная, садово-парковая, скульптура малой формы. Средства выразительности скульптуры: материал, техника обработки, объём, пластика формы, композиция, динамика, постамент. Особенности архитектуры: назначение, прочность, красота. Средства выразительности: материал, объём, украшения (колонны, арки, решетки, портики, купола).


Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы 1. Дать представление о категориях: красиво-некрасиво (прекрасное – безобразное); форма и содержание (приятное - неприятное, комическое – трагическое, реальное –фантастическое, возвышенное – низменное, веселое - грустное, живое – неживое, правдивое - лживое); пространство и время (движение – покой, причина- следствие, изменение: развитие - разрушение). 2. Развивать эстетический, эмоциональный, оценочный, деятельностный опыт детей.


Эстетическое отношение к миру Структура эстетического опыта: компоненты Познавательный ЭмоциональныйОценочный Деятельностный Эстетическое Восприятие Представление Понятие Суждение Эстетические Эмоции Чувства Переживания Состояния Эстетические Оценки Вкусы Нормы Идеалы Восприятие Исполнительство Творчество


Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека: единство пользы и красоты. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле). Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи, графики. Представление о назначении дизайна. Особенности дизайна одежды, аксессуаров, интерьера, ландшафта.


Развитие продуктивных видов деятельности детей формировать умения, связанные с художественно- образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности. учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции (в рисовании, лепке, аппликации). учить создавать декоративные композиции (в рисовании, лепке, аппликации). учить самостоятельно находить приёмы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности и художественного труда. поддерживать стремление комбинировать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.


Развитие продуктивных видов деятельности детей Материалы для рисования: фломастер, гелевые мелки, графитный карандаш, цветные карандаши, уголь, пастель, сангина, восковые мелки и т.д. Приёмы работы с графическими материалами: штриховка, тушевка, растушевка. Разные способы условно-плоскостного изображения плодов, цветов, деревьев, птиц, животных, человека. Изображение зданий и транспортных средств разными способами. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Живописные материалы: гуашь, акварель. Цвет основное средство выразительности в рисовании. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения, экспериментирование с цветом. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Выбор средств художественной выразительности для создания образа в соответствии с замыслом. Декоративное рисование по мотивам народных росписей: дымковской, городецкой, хохломской, гжельской. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Простые геометрические формы. Природные формы. Зависимость композиции от формы предмета. Сюжетное рисование. Отражение явлений окружающей жизни в сюжетном рисунке. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия: линия горизонта, ближе больше, дальше меньше, загораживания. Композиционный центр: главное и второстепенное в композиции.


Развитие продуктивных видов деятельности детей Материалы для создания выразительного образа в лепке: глина, пластилин, мокрый песок, бумага и др. Элементарные приёмы работы с пластическими материалами для создания выразительного образа: скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание и др. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон сгибание, вырезание, разрезание, скручивание и др.). Конструктивно-модельная деятельность.


Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности Передача настроения в творческой работе с помощью: цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала; различных художественных техник и материалов (коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов).


Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности Способствовать развитию словесного творчества (придумывать рифмовки, истории, сказки). Прогнозировать возможные действия героев, место действия, завершение сюжета. Отражать литературный опыт в самостоятельной художественно- эстетической деятельности. Реализовывать творческие замыслы, свободно и умело сочетать разные художественные техники. Исполнять любимые песни, импровизировать голосом простейшие интонации. Организовывать детей для совместной игры с инструментами. Исполнять, самостоятельно придумывать музыкально-ритмические движения. Побуждать детей к элементарному самостоятельному музицированию.


Формы, приёмы организации образовательного процесса Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Образовательная деятельность с семьей (в семье) Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Образовательные ситуации Занятия Творческие проекты Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Наблюдение Рассматривание произведений фотографий, иллюстраций Экскурсии Беседы Обсуждение Утро радостных встреч Общий итог дня Культурный досуг Виртуальные путешествия Рассказы Встреча с интересными людьми Дидактические игры Занимательные показы Наблюдения Рассматривание Решение проблемных ситуаций Беседы Ситуативные разговоры Решение проблемных ситуаций Дидактические игры С.-р. игры Наблюдения Рассматривание Сбор материала для детского дизайна, декоративного творчества Экспериментирование с материалами Рассматривание предметов искусства Консультации Мастер-класс Конкурсы Беседы Участие в коллективной работе Выставка работ Наблюдение Рассказы Экскурсии Ситуативное обучение Чтение


Художественно-эстетическая деятельность в режимных моментах: Утренний отрезок времени Индивидуальная работа по усвоению технических приемов, изобразительных умений Игровые упражнения Обследование предметов и игрушек Наблюдение Проблемные ситуации («Как раскрасить пластилин?», «Какого цвета снег?», «Отражение света. Как увидеть радугу?») Рассматривание чертежей и схем, иллюстраций и т.д. Прогулка Дидактические игры Проблемная ситуация Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия Моделирование Вечерний отрезок времени, включая прогулку Игры - экспериментирование Упражнения по развитию мелкой моторики рук Ситуативные разговоры Виртуальные путешествия


Художественно-эстетическая деятельность в непосредственно-образовательной деятельности: Образовательные ситуации («Секреты линии горизонта»,«Детали в картине», «У природы нет плохой погоды»), Обучающие занятия («Подбери палитру», «Волшебная линия», «Фигурные отпечатки») Творческие проекты: («Выпуск детской газеты», «Игрушки со всего света», «Родословная моя», «Музей красоты») Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Наблюдение Экскурсии Беседы Обсуждение Рассматривание объектов реального и рукотворного мира, их обследование. Виртуальные путешествия Рассказы Встреча с интересными людьми Дидактические игры Занимательные показы Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций, коллекций Опыты Конкурсы


Художественно-эстетическая деятельность в самостоятельной деятельности: Решение проблемных ситуаций Дидактические игры Сюжетно-ролеавые игры Наблюдения Рассматривание Сбор материала для детского дизайна, декоративного творчества Экспериментирование с материалами Рассматривание предметов искусства


Художественно-эстетическая деятельность в семье: Ситуативное обучение. Упражнения. Коллекционирование Просмотр видео Рассматривание произведений искусства Обследование предметов Домашнее экспериментирование Совместное творчество Сопровождение семьи: Беседы Консультации Открытые просмотры Выставка работ Встречи по заявкам Интерактивное взаимодействие через сайт Совместные игры Совместные занятия Мастер-классы Опросы, анкетирование, информационные листы


Технология Р.М. Чумичевой Ознакомление дошкольников с живописью 1. Эмоционально – личностный Характерны личные мотивы, собственное понимание, связанное с опытом ребенка, его эмоциями, интересами 2. Выделение познавательной, эстетической и нравственной ценностей содержания произведения


Диагностика определения уровней развития представлений о произведениях искусства (Р.М. Чумичевой) Показатели уровней представлений о произведениях изоискусства Высокий Отвечает на вопросы, что изображено, о чем картина, что художник рассказал. Подтверждает логическими связями между содержанием и выразительными средствами (цветом, композицией, формой, мимикой, позой), точно определяет и обосновывает настроение, чувства, пользуется образным языком). Средний Отвечает на вопросы правильно, но не объясняет, почему так думает, редко использует эпитеты, сравнения. Низкий Затрудняется отвечать на вопросы, выделяет несущественные связи в содержании и выразительных средствах.




Этапы работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах искусства 1 этап: Цель: создание интереса к произведению, формирование умения внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание 2 этап: Цель: развивать умение самостоятельно анализировать содержание, выделять средства выразительности 3 этап: Цель: формировать творческое восприятие произведений изоискусства. 3 этап 2 этап 1 этап






Технология Л.А. Парамоновой Конструирование в детском саду Два типа конструирования: техническое и художественное К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. К техническому типу конструирования часто относят: конструирование из строительного материала, из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления, из крупных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ. Лего-конструирование создано для развития умственных способностей детей. В серию входят разнообразные конструкторы: модели для детей от 3 лет для составления и обыгрывания бытовых сюжетов, элементарные механизмы, приводящие модель в действие от натянутой пружины или солнечной батареи, робототехника.


Технология Л.А. Парамоновой Задачи обучения конструированию: Конструирование по образцу (Ф. Фребель) заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., как правило, показывая способы их воспроизведения. Конструирование по модели (А.Н. Миренова, А.Р. Лурия) заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту мо­дель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Конструирование по условиям (Н.Н. Поддьяков) задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма работы способствует развитию творческого конструирования Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Воссоздаются отдельные функциональные особенности реальных объектов, предоставляет возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; в этом случае ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. В конструировании по теме детям предлагают общую тематику конструкций (например, «Город»), и они сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал. Каркасное конструирование, предложенное Н.Н. Поддьяковым, предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции.


Используемые методы и приёмы Сенсорное обследование лего - деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями с целью целостного восприятия постройки Демонстрация и рассматривание иллюстраций и картин с изображением объектов для конструирования Наблюдение натуральных объектов Использовани е схем и чертежей Демонстрация вариативных соединений деталей при создании модели Объяснение последовательности и способов выполнения постройки Использование схем и чертежей Показ и анализ образца Предъявление речевого образца Создание проблемной ситуации Анализ и оценка конструктивной деятельности


Особенности художественно-эстетической предметно- пространственной среды в ДОУ О бразовательная среда должна учитывать возрастные интересы детей дошкольного возраста О бразовательная среда должна соответствовать возможностям ребёнка на грани перехода к следующему этапу развития Предмет но-пространственная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка Динамика образовательной среды должна учитывать исходную инициативности ребёнка




Задачи музыкального развития детей формирование представлений о связи музыки слова, жеста и движения с жизнью; воспитание интереса к музицированию чрез игровую деятельность; воспитание потребности в самовыражении через коллективное и индивидуальное творчество; развитие тактильных ощущений (ритмическая пульсация) через звучащие жесты; развитие навыков импровизации через слово, жест, звук, движение; развитие двигательных ощущений через пластическую импровизацию; развитие речевой активности через звукоподражание развитие интонационного слуха через звукоподражание и игру на музыкальных инструментах развитие тембрового слуха через игру на инструментах развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и образами звуковыми, пластическими, художественными


Формы, приёмы организации образовательного процесса Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Образовательная деятельность с семьей (в семье) Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Слушание Беседы Обсуждение Музыкально- дидактические игры Театрализованная деятельность Рассматривание портретов композиторов Использование музыки: на утренней гимнастике, во время умывания, в сюжетно-ролевых играх, в компьютерных играх, перед дневным сном, при пробуждении. Индивидуальная работа Музыкально- дидактическая игра, Праздники. Развлечения. Просмотр мультфильмов, детских музыкальных фильмов С.-р. Игры в «праздник», «концерт», «оркестр», «музыкальное занятие», «телевидение». Импровизации мелодий, движений. Пение. Хороводы. Импровизация на инструментах Музыкально- дидактические игры Игры – драматизации Детский ансамбль, оркестр Посещение детских музыкальных театров, Прослушивание аудиозаписей Просмотр видеофильмов Обучение игре на музыкальных инструментах


Использование музыки в совместной деятельности: Игры-импровизации: игра-сказка; игра-балет; игра-опера; игра-карнавал; игра- фантазия; Двигательно-игровые импровизации(показ пластики образов « Мальвина», «Буратино», показ в пластике характеров образов (Весёлый Буратино», «Сердитая Мальвина); Вокально-речевые импровизации; Интонационные этюды (разыгрывание сценок из жизни животных, птиц предметов и явлений); перевоплощение в персонажей;,исполнение роли за всех персонажей в настольном театре; Игровые ситуации (войти в изображаемую ситуацию и вообразить кукол-марионеток в цирке); Инструментальные импровизации; Сюжетосложение; Музыкально -игровые композиции: игры –приветствия; игры речевые; игры с палочками; игры со звучащими жестами, игры-уподобления, игры-настроения, игры- образы; Инструментальное музицирование; Танцевальные миниатюры; Компьютерные музыкально-игровые программы


Использование музыки в самостоятельной деятельности: Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности, ТСО; Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор»; Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в пении, движении, музицировании; Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок; Придумывание простейших танцевальных движений; Инсценирование содержания песен, хороводов; Составление композиций танца; Импровизация на инструментах; Музыкально-дидактические игры; Аккомпанемент в пении, танце и др. Детский ансамбль, оркестр; Создание системы театров для театрализованной деятельности: театр на пружинках; плоскостной театр; театр масок; театр из клубков; театр из природного материала; театр из бросового материала; театр моды; театр оригами; театр вязаной игрушки; театр кукол из старых газет; театр на ложках; театр из спичечных коробков; театр «Смешарики»


Использование музыки в семье: Изучение мнения родителей о музыке и музыкальном воспитании (анкетирование, интервьюирование, наблюдение). Тематические музыкальные лектории. Педагогические конференции с приглашением специалистов. Игровые практикумы для родителей. Создание мини-библиотеки по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей. Клубы по интересам. Организация семейных досугов. Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним). Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр). Открытые музыкальные занятия для родителей. Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы- передвижки). Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье. Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров. Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов. Просмотр видеофильмов.

Елена Майкова
Формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру.

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей , способствующая развитию эстетических чувств ребенка , формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему , что нас окружает . Воспитание эстетического отношения к окружающему миру является сложным и длительным процессом. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями . Для того чтобы понимать прекрасное в искусстве и жизни, ребенку необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений , зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов. Одним из таких средств является музыкальное искусство. Мир музыки для ребенка – это мир прекрасных звуков, мир радостных и счастливых переживаний. Чтобы он вошел в этот мир, необходимо развивать у него способности восприятия музыкального искусства. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его шумов , улавливает звуки. Он внимательно слушает мелодию, сосредотачивается, замирает на некоторое время, прислушивается, реагирует улыбкой, некоторыми движениями. Дети постарше способны осмыслить некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования : как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Например : в танце мы можем имитировать цветы, из музыкального произведения «Щелкунчик» .Музыкальные произведения подбираются с учетом возрастной группы детей и их интересов . Слушая музыку, дети учатся различать характер музыкальных произведений, чувствовать единство поэтического и музыкального выражения. Для лучшего восприятия музыки, воспитатель использует словесные пояснения, в которых отмечается связь данной композиции с жизненными явлениями. Важно, пользуясь немногими словами, точно и правильно передать поэтичные характеристики образов, вложенных автором произведения с помощью выразительных средств. В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения, сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает музыка, заставляет детей прислушиваться к ее звучанию и стихам если это песня, улавливая при этом художественные образы. Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание – важная часть становления личности и развития ребенка. Высшим проявлением эстетического освоения человеком мира является художественная деятельность. Оно утверждает прекрасное в жизни. Задача искусства – раскрыть подлинную, порой не бросающуюся в глаза красоту человека, явление природы, творения рук человеческих. В изобразительной деятельности дети приобретают навыки и умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира , всматриваться в них, видеть как общие свойства, присущие многим объектам, так и характерные, индивидуальные, что помогает им потом при изображении наблюдаемого. Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной иллюстрации, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, о пейзаже, натюрморте, о портрете и т. д. у детей формируют знания о выразительных различных средствах искусства. Например, перед тем как нарисовать березу, мы рассматриваем иллюстрации или проводим наблюдения, затем на другом занятии дети сами начинают создавать на бумаге красивую березку. На последующих занятиях эту березку можно предложить нарисовать фломастерами, мелками, сочетать разные материалы, использовать разные способы вырезания ножницами, а так же предложить вылепить из пластилина и соленого теста. Провела экскурсию зимой и весной в природу. Безусловно, природа является важным средством эстетического воспитания . Именно в ней дети видят гармонию – основу красоты : разнообразие красок, форм , звуков в их сочетании. Дети полюбовались как величаво зимой береза под снегом. А весной с целью наблюдения за весенними изменениями в жизни растений, обратили внимание, как листья окрашены в ярко зеленый цвет, на березах и появились сережки. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства, различать жанры. Детей учат понимать , что хотел рассказать художник своей картиной или скульптурой, какое передать настроение, а также выражать свое отношение . Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то своё, у них возникает желание самим изобразить что-либо красивое. Так зарождается творчество. Например, в старшей группе рассматривая и сравнивая репродукцию картин И. И. Левитана и А. И. Куинджи, мы привлекаем внимание детей к красоте летнего пейзажа, особенности цветовой гаммы, настроения, особенности рисунка березки и других объектов природы. Учим детей сравнивать картины , написанные на одну тему, но по-разному : каждый художник нашел свой мотив, свои средства выразительности. После предлагаем нарисовать свою березовую рощу, какая она у вас будет : веселая, грустная, солнечная, задумчивая. Дети формируют эстетическое воспитание через художественное слово (в сказках, рассказах, стихах и др) . Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа. Дети замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного творчества (сказку от рассказа) . Активно развиваются творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки (про березу) . Дети же любят все прекрасное – и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей : они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере : дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием , он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами. Таким образом : эстетическое воспитание способствует развитию ребенка и становлению его личности.

Публикации по теме:

"Детство, это важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

ФГОС до: организация развивающей среды по поддержке интереса детей к окружающему миру и природе Эколого-краеведческое направление Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой.

Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие на цветущую поляну» для детей раннего возраста Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Задачи:.

Конспект занятия по окружающему миру «Да здравствует мыло душистое!» для детей 6-летного возраста Тема: «Да здравствует мыло душистое» Тип занятия: Изучение нового материала. Цель: Познакомить детей со свойствами мыла и.

Проектная деятельность как средство ФЦКМ и положительного отношения дошкольников к окружающему миру «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.» Китайская пословица 1 слайд Китайская пословица гласит: «Расскажи.

Развитие у детей интереса к окружающему миру через сюжетно-ролевые игры Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые.

Урок по окружающему миру в четвертом классе «Родственные отношения. Быт семьи. Семейное счастье» Урок № 47-48 Дата: Тема: Родственные отношения. Быт семьи. Семейное счастье. Цели и задачи: Способствовать пониманию взаимоотношений детей.

Урок по окружающему миру в 4 классе «Роль семьи. Обязанности и права детей» Урок №46 Дата: Тема: Что посеешь, то и пожнешь. Роль семьи. Обязанности и права детей. Цели и задачи: Раскрыть понятие «семья»: способствовать.

Взаимодействия воспитателей и родителей по формированию у детей любви к книге и окружающему миру в подготовительной к школе Взаимодействия воспитателей и родителей по формированию у детей любви к книге и окружающему миру в подготовительной к школе группе (рассказы.

Занятие по окружающему миру «Кошки» Цель: *Закрепить знания детей о кошке, как о домашнем животном; конкретное место обитания; назначение жизненно важных органов чувств; особенности.

Библиотека изображений:



error: