Профессиональные качества личности педагога кратко. Личностные качества учителя

Профессия педагога требует от личности не только глубокого знания содержания и методики преподавания учебного предмета, но и наличия ряда профессионально значимых качеств. Сегодня существует достаточно много специальных профессиограмм, в которых определены качества личности, играющие доминирующую роль в профессиональной деятельности педагога.

Современные профессиограммы должны включать не только педагогические, психологические, но и нравственно-этическиекачества личности педагога, что обусловлено массовой практикой педагогических дидактогений среди детской аудитории.

Анализ нравственных аспектов педагогической деятельности позволил ряду исследователей выделить основные группы нравственнопедагогических качеств педагога:

Нравственный выбор и отношение учителя к своей профессии,

Нравственное отношение учителя к учащимся и к другим участникам педагогического процесса,

Нравственное отношение учителя к социальной среде и общественной жизни.

Однако, с нашей точки зрения, более четкую и полную классификациюпрофессионально-значимыхкачеств личности педагога приводят те исследователи, кто моральное поведение личности учитывает как главное звено в деятельности педагога.

Профессионально значимые качества личности педагога (классификация В.И. Журавлева )

1.Интеллектуальные параметры:

Владение устной и письменной речью,

Готовность к самосовершенствованию,

Самокритичность, спокойствие, остроумие, чувство юмора,

Хорошая память, эрудиция.

2. Мировоззренческая направленность:

Желание работать с детьми,

Любовь к профессии,

Честность, твердость,

Наличие профессиональной позиции,

Стремление отдавать себя детям. 3.Психотипологические качества:

Воля, твердость,

Наблюдательность,

Самообладание, саморегулирование,

Сдержанность, уравновешенность,

Смелость, стойкость,

Толерантность.

4. Экстравертивные качества :

Альтруизм, доброжелательность, коммуникативность,

Ласковость, милосердие, нежность,



Справедливость и уважение к ученику,

Эмпатийность.

Выделение таких качеств, как милосердие, понимание, нежность, уважение к ученику и других, акцентирует внимание на сфере нравственных чувств педагога. Эмоциональная жизнедеятельность и культура нравственных чувств педагога отражает его моральный уровень и является важнейшим средством воспитания. По своей психологической природе чувства являются устойчивымиусловно-рефлекторнымиобразованиями в сознании человека, составляющими основу егоаффективно-волевыхреакций в различных ситуациях.

Какими же качествами должен обладать хороший воспитатель? На этот вопрос пытались ответить и педагоги-практики,в деятельности которых доминировало гуманистическое начало. Однако данные «качества» педагогигуманисты (Я. Корчак и др.) рассматривали уже не как постулаты, а как необходимые умения, показатели истинного мастерства педагога:

Умение быть заинтересованным в чувствах ребенка, его мнениях и высказываниях,

Умение «наклоняться к ребенку и прислушиваться»,

Умение предоставлять ребенку относительную свободу, избавлять его от постоянной опеки,

Умение быть добрым и справедливым,

Умение не порицать детей,

Умение найти в каждом ребенке «изюминку» и раскрыть ее,

Умение доверять воспитаннику в самостоятельной организации его жизни,

Умение терпеливо ждать то время, когда раскроются способности ребенка,

Умение дарить детям нежность, доброту, любовь,

Умение поддержать слабого, замкнутого, неудачливого, отвергнутого всеми,

Умение пропустить чужую обиду через свое сердце,

Умение создать такие условия для ребенка, которые дадут ему возможность стать лучше и тем самым доставить радость воспитателю.

С точки зрения педагогической этики возможно выделить также и кри-

терии педагогического профессионализма , овладение которыми может быть включено в обязательный комплекспрофессионально-значимых качеств:

терпимость (многократные ответы на вопросы воспитанников, отсутствие «репрессивной» реакции на детские шалости),

доброжелательность (тон, стиль речи, поведение),

чуткость (умение проводить опрос на уроке, не подавляя личность ученика, не «подлавливая» его на незнании),

уравновешенность (единый стиль общения, как «с легкими», так и с «трудными» воспитанниками),

утонченность (охрана детских чувств),

сострадание (эмпатия),

общечеловечность (любовь к каждому ученику).

Любая классификационная модель или профессиограмма идеальна и статична. В педагогической практике многообразие личностных качеств педагога проявляется в динамике, где достаточно сложно провести грань между тем, что положительно оценивается учениками в личности педагога и что высоко ценит сам учитель в себе как профессионал.

Исследования в области профессионально-значимыхкачеств личности педагога в целом дают крайне полярные результаты Спозиции обучающихся (школьников, студентов) качественные характеристики распределились следующим образом:

1)доброжелательность, справедливость, отзывчивость педагога,

2)глубокое знание предмета, профессионализм,

3)научная деятельность (научные публикации, ученые степени и др.)

Спозиции самих педагогов главным показателем профессиональной деятельности учителя является его стремление к научной деятельности (участие

внаучно-практическихконференциях, разработка новых учебных программ и т. п.), анравственно-этическиекачества по шкале ранжирования занимают нижние позиции наряду с некоторыми другими показателями.

Таким образом, неудивительно, что педагог не всегда способен найти взаимопонимание с детской аудиторией и общаться с воспитанниками на равных.

Следует помнить, что педагога детская аудитория оценивает прежде всего по моральным качествам :

Доброта - 64,1% , - душевность - 51,8% ,

Справедливость в выставлении оценок - 41,2%, - глубокое знание предмета - 40%,

Понимание учеников, способность расположить их к себе, проникнуть в их душу - 22,5%),

Ровное отношение ко всем - 22,5%, - заботливость, умение радоваться успехам - 20%,

Честность, откровенность, правдивость - 18,1%,

Яндекс.Директ

Незлопамятность - 11,1%,

Отзывчивость, искренность - 11,1% ,

Умение хорошо объяснять материал - 10,5%,

Эрудиция - 9,9%,

Требовательность, принципиальность, строгость, чувство юмора - 7%,

Терпеливость, спокойствие, вежливость - 5,9%.

Ядром всех педагогических качеств, как отмечает В.А. Караковский, служит получение удовлетворения от заботы о других: «Доброта - яркая альтруистическая направленность, установка на постоянное, ежедневное добротворчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки заботиться о людях и получать от этой заботы удовольствие».

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Какие профессионально-значимыекачества с точки зрения этики общения необходимо проявить педагогу в следующих ситуациях:

1.Ученик намазал другому ученику стул клеем «Момент». Учащиеся смеялись. Пострадавший ученик плакал.

2.Ученик принес голубя в класс и выпустил во время урока. Урок сорван, дети прыгали от возбуждения и ловили голубя.

3.Ученик налил в надувной шар воды. Кинул в классе на уроке. Шар прыгал. Ученики смеялись.

4.Ученик пожаловался классному руководителю, что ему незаслуженно поставили двойку. Забыл дома тетрадь с домашним заданием, но утверждает, что домашнее задание полностью выполнил.

Учитель – это не профессия, а образ жизни. Я уверена, что главное в работе учителя – развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Ольга Яковлева , учитель математики НОУ школы «Ступени»

В Исламе профессия учителя очень важна, фактически отношения наставник-ученик сохраняются на всю жизнь и даже дольше. Ведь именно с этой профессией связано распространение знаний, образование связей между поколениями.

Каким же должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет к нему школа и ученики?

Учитель – одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.

Многие из нас вспоминают школу с теплотой и восторгом. Однако разные учителя оставили разный след в нашей душе. С кем-то из них хочется встретиться и даже обсудить жизненные планы, кого-то можно поздравить с праздником или зайти к нему на чашечку чая, а бывает и так, что кого-то и вспоминать не хочется, а кто-то и просто исчез из памяти…

Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования: универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.

Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.

Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.

Личные качества, необходимые учителю :

склонность к работе с детьми ;

умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой ;

высокая степень личной ответственности ;

самоконтроль и уравновешенность ;

терпимость, безоценочное отношение к людям ;

интерес и уважение к другому человеку ;

стремление к самопознанию, саморазвитию ;

оригинальность, находчивость, разносторонность ;

тактичность ;

целеустремлённость ;

артистизм ;

требовательность к себе и другим ;

наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов) .

Однако дети любят педагогов не всегда за это. Согласно опросам школьников, настоящего учителя определяют следующие данные:

1. Личностные качества : Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.

2. Организаторские качества : Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.

3. Деловые качества : Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.

4. Внешний вид : Умение хорошо одеться. Приятный голос. Общая привлекательность.

Профессия учителя требует, как правило, педагогического образования. Его в настоящий момент можно получить в колледжах (чаще это уровень воспитателя дошкольных учреждений или учителя начальных классов) или педагогических или общих университетах (бакалавриат – 4 года – с правом преподавания отдельных учебных дисциплин в школе, магистратура – 2–3 года – дополнительное право занимать руководящие должности и проводить научно-исследовательскую работу, аспирантура – 3 года – право преподавать в высших учебных заведениях).

Однако на этом образование учителя не заканчивается – каждые несколько лет он обязан проходить переподготовку в специальных университетах (повышения квалификации), поскольку наука всё время движется вперёд и учитель должен преподавать детям, используя не только старые наработки, но и новейшие методики.

Кроме того, каждый учитель должен постоянно заниматься самообразованием: читать специализированную литературу, принимать участие в разных конкурсах, быть готовым к повышению квалификации и профессиональному развитию. Ведь в современных школах уже не редкость, когда ученик оказывается более информированным по каким-то вопросам (используя Интернет, энциклопедии и прочие источники информации), чем его учитель.

А также нужно помнить о том, что не только учитель воспитывает и учит детей, ученики тоже влияют на него, обучая и воспитывая педагога в свою очередь. Обмен знаниями между поколениями в школе идёт постоянно, как бы превращаясь в единую сбалансированную систему круговорота. Готовность учиться у ребёнка могут продемонстрировать далеко не все взрослые, а без неё стать полноценным педагогом вряд ли получится.

Обязанности учителя разнообразны :

обучение различным наукам ;

объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами ;

контроль усвоения материала ;

проведение воспитательной работы с детьми ;

помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся ;

выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения ;

изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них ;

построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей ;

оказание помощи в формировании личности ученика ;

содействие развитию у учеников стремления к освоению новых знаний ;

организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний ;

объяснение текущих социальных событий и явлений ;

участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ ;

составление тематических и урочных планов ;

оформление документации (журналов, отчётов) .

Самое страшное в профессии учителя – это отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. Ведь не секрет, что студенты педагогических вузов, особенно в глубинке, – это зачастую дети, которые не смогли поступить ещё куда-либо, и они хотят получить хоть какие-нибудь «корочки» о высшем образовании. Есть, конечно, подлинные энтузиасты-педагоги, но таких единицы.

А ведь обмануть ребёнка не получится. На равнодушие учителя он ответит равнодушием к его предмету, на фальшь в его словах – своим обманом, на невнимание – неусидчивостью и плохой успеваемостью… Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, уметь находить с ними общий язык, понимать детские проблемы и по мере возможности решать их. Он должен одинаково любить каждого своего ученика, никому не оказывая предпочтения…

Современный педагог должен уметь выявить все самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей, не просто учить их предмету, а подготовить ко вступлению в новую, загадочную, самостоятельную взрослую жизнь.

Будут ли школьные годы запоминающимися или они равнодушно протекут мимо ребёнка – во многом, если не во всём, зависит от учителя.

Конечно, должность учителя сейчас низкооплачиваемая, не престижная, не популярная. Но это не повод для того, чтобы в школах воспитывать дегенеративное поколение. Жить в стремительно деградирующем обществе как-то непривлекательно.

Конечно, и государство должно обеспечивать учителей, уважать их труд. Они – залог будущего развития нации, они всегда были совестью России. Возможно, когда-нибудь учителя будут нужны нашему обществу так, как сейчас они нужны в Англии, Франции, Германии, США, Канаде… В этих странах должность учителя очень престижна, и получить место в школе можно только после многочисленных экзаменов и проверок.

Дай Аллах, чтобы каждого человека, который научил нас чему-то, хоть бы и самому малому, мы вспоминали всю жизнь с теплотой, любовью и уважением.

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Мы расскажем о профессиональных и личностных качествах педагогов в этой статье.

Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.

Общая характеристика профессиональных и личностных качеств педагога

Понятие «личностные качества педагога»

Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.

Э.Ф. Зеер дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

  • - способность делать учебный материал доступным;
  • - творчество в работе;
  • - педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • - способность организовать коллектив учащихся;
  • - интерес и любовь к детям;
  • - содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • - педагогический такт;
  • - способность связать учебный предмет с жизнью;
  • - наблюдательность;
  • - педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Профессиональная компетентность и педагогическая центрация

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста. Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность»? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.

Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является педагогическая центрация.

Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса .

Выделяются 6 типов центрации:

Конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;

Эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я;

Гуманистическая - центрация на интересах детей (педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся);

Центрация на интересах, требованиях администрации (характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности);

Центрация на интересах родителей (встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников);

Методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и методике преподавания .

Рассмотрим результаты диагностического исследования современной проблемы сформированности профессиональной направленности личности, проведенного О.Н. Шахматовой и Э.Ф. Зеером .

Ниже приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.

1.Социально-психологическая направленность.

Тип педагогической центрации:

Конформная,

Эгоцентрическая,

На интересах родителей,

Методическая.

2. Профессиональная компетентность.

2.1. Педагогическая компетентность.

2.2. Психологическая компетентность.

2.3. Социально-коммуникативная компетентность:

Социально-коммуникативная адаптивность,

Стремление к согласию,

Нетерпимость к неопределенности,

Избегание неудач,

Фрустрационная толерантность.

3. Педагогически значимые качества.

3.1. Логическое мышление.

3.2. Творческий потенциал.

3.3. Эмпатия.

Сопереживание,

Действенная эмпатия.

3.4.Субъективный контроль:

Интернальность,

Экстернальность.

3.5. Социальный интеллект.

4. Педагогически нежелательные качества.

4.3. Демонстративность.

5. Педантичность.

Таким образом, мы видим, что основой данной диагностики профессиональной компетентности стали профессиональные типовые задачи и ситуации, а также профессионально-педагогические умения.

Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении

Личностные и профессиональные качества, необходимые для педагога при общении с аудиторией

Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей:

  1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
  2. способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
  3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;
  4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
  5. умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
  6. способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
  7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
  8. хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
  9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;
  10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).

Средства повышения эффективности воздействия:

  • - «приспособления» - система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);
  • - «пристройки или достройки» - приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;
  • - усиление воздействия через повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения:

  1. естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;
  2. напряженно-преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;
  3. преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);
  4. непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;
  5. эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства;
  6. неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.

Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Такт в буквальном смысле - «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это понятие:

  • - иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,
  • - тактичность - это выражение отношения учителя к делу обучения и воспитания,
  • - педагогический такт - это специфический инструмент влияния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.

Сущность данного понятия с психологической позиции наиболее полно определил К.Д. Ушинский, хотя и не дал четкого определения понятия. Педагогический такт «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими».

В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Приведем лишь некоторые из них. Педагогический такт - это:

  • - «поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия педагога с детьми и воздействия на них»;
  • - «одна из основных педагогических способностей и важная составная часть педагогического мастерства педагога»;
  • - «форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим»;
  • - «мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения»;
  • - «особое чувство оптимума, мера того, что делает педагог» ;
  • - «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

  • - требовательность и уважительность к воспитаннику;
  • - умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
  • - деловой тон общения;
  • - внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

  • - во внешнем облике педагога;
  • - в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • - в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
  • - в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
  • - в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • - в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога - высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя - тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях - четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное работе - непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похвала их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а тем более срывать зло и оскорблять его.

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

  • - индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся - особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога;
  • - совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся.

Стиль общения педагога с учащимися - это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:

  • - от психического склада человека,
  • - его ценностных ориентации,
  • - уровня образования и общей культуры,
  • - влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),
  • - авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися.

  • - взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,
  • - стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,
  • - все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках,
  • - отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,
  • - предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

Либеральный стиль:

  • - такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,
  • - неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений,
  • - почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,
  • - ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.

Демократический стиль:

  • - наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;
  • - высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);
  • - интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей);
  • - умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;
  • - отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др. .

Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.

Успешность профессионального обучения и осуществления педагогом профессиональной деятельности во многом зависит от наличия у него определенных личностных особенностей или профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества – это личностные и индивидуальные свойства человека, необходимые для успешного овладения профессией или выполнения ее на высоком уровне.

Происхождение профессионально важных качеств обусловлено биологическими и социальными причинами (рисунок 3). Биологически обусловленные качества являются врожденными и их развитие связано с физиологическим созреванием человека. Наиболее значимые из них для профессиональной деятельности педагога – психофизиологические качества .

Рис. 3. Структура профессионально важных качеств

К этой группе профессионально важных качеств можно отнести свойства темперамента, физиологической основой возникновения которых являются особенности нервной системы человека.

Педагог в первую очередь, должен быть ориентирован на окружающий мир, на других людей (быть экстравертом). При этом важно, чтобы общительность, присущая экстравертам, сочеталась с вдумчивостью и рассудительностью. Важно, чтобы педагог имел глубокий внутренний мир и внутренний стержень и, думая о других, не забывал о своей индивидуальности, своей личной значимости. Замкнутость человека, погруженность в себя и равнодушие к людям являются противопоказаниями для профессий, ориентированных на работу с людьми.

Педагог в своей практике сталкивается с множеством трудностей, преодолевать которые позволяют эмоциональная устойчивость и уравновешенность. Он должен достаточно быстро и гибко приспосабливаться к меняющимся внешним условиям (обладать пластичностью), что становится особо значимым в условиях глобальных изменений в системе образования. Темп реакций педагога должен быть оптимальным, так как от этого зависит скорость его движений и речи, скорость запоминания и «быстрота ума». При этом высокая реактивность (или степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия) может стать препятствием для успешной педагогической деятельности, так как критическое замечание или неожиданный резкий звук могут вызвать неконтролируемые действия.

Значимым для педагога качеством является активность или степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своей цели. Активность в свою очередь, обеспечивает целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания при длительной работе. При этом следует учитывать, что чрезмерная активность, как и пассивность, является нежелательной для педагога, так как это может привести к подавлению активности воспитанников.

К психофизиологическим качествам относятся также те индивидуальные особенности, которые оказывают влияние на познавательную деятельность педагога. Это различные свойства таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение. Например, у педагога должны быть хорошо развиты эмоциональная, зрительная и словесная память, он должен овладеть логическим, образным и понятийным мышлением, отличаться устойчивым вниманием и активным воображением.

Особые требования предъявляются к речи педагога. Она должна быть содержательной, понятной, выразительной. Речь педагога должна оказывать влияние на мысли, чувства и волю учеников, на их убеждения и поведение, то есть быть действенной. Значительные дефекты речи и ее невыразительность могут рассматриваться как противопоказания к профессиям, где предметом работы является другой человек.

Социально обусловленные или личностные качества возникают и развиваются в ходе активной деятельности человека при его взаимодействии с другими людьми. Среди этой группы профессионально важных качеств следует выделить общие качества, присущие всем профессиям типа «человек-человек» и специальные, обеспечивающие успешность непосредственно педагогической деятельности.

К общим личностным качествам можно отнести следующие:

Отзывчивость, доброжелательность, готовность к бескорыстной помощи другому человеку;

Терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, образа мыслей;

Оптимистическая убежденность в гуманности личности, вера в человека, желание оказать ему помощь.

Также, к числу общих качеств относятся личностные качества педагога, которые характеризуют его как представителя общества и исполнителя социального заказа. Это человечность, чувство долга и ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, справедливость, любовь к детям, стремление систематически повышать свой профессиональный уровень.

Перечень специальных личностных качеств, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности педагога, достаточно разнообразен. Данные качества получают развитие в рамках педагогической деятельности. Психологом А.К. Марковой выявлены следующие личностные качества педагога:

Педагогическая эрудиция (возможность гибко применять современные знания при решении педагогических задач),

Педагогическое целеполагание (потребность педагога в выявлении и постановке целей и задач педагогической деятельности),

Педагогическая интуиция (быстрое, одномоментное принятие учителем педагогического решения на основе предвидения дальнейшего развития ситуации, без применения ее развернутого анализа),

Педагогическая импровизация (нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение),

Педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух (понимание учителем сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир ученика),

Педагогический оптимизм (подход учителя к ученику с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, резервы его личности, способность увидеть в каждом ребенке то положительное, на что можно опереться),

Педагогическая находчивость (умение гибко перестроить трудную педагогическую ситуацию, придать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность),

Педагогическое предвидение, прогнозирование (умение предвосхищать поведение и реакцию учащихся до начала или до завершения педагогической ситуации, предусматривать их и свои затруднения),

Педагогическая рефлексия (обращенность сознания учителя на самого себя, учет представлений учащихся о его деятельности и представлений ученика о том, как учитель понимает деятельность ученика).

Наряду с профессионально важными качествами, в психологических исследованиях выделяются качества, отрицательно влияющие на результативность любой профессиональной деятельности. К таким качествам относятся: высокомерие, придирчивость, нетерпеливость, безразличие, неорганизованность, невнимательность, грубость, ограниченность, чрезмерная требовательность и строгость, предвзятость, заносчивость и гордость, нервозность, лживость.

Подведем основные итоги.

Педагогическая деятельность охватывает все сферы жизнедеятельности человека и может рассматриваться как непрофессиональная и профессиональная.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется специально подготовленными кадрами, которые реализуют функции обучения, воспитания и развития учащихся.

Чтобы заниматься педагогической деятельностью профессионально, педагог должен получить педагогическое образование и иметь соответствующую квалификацию, основные характеристики которой определены в профессиональном стандарте. В этом случае, он может занимать определенную должность в образовательной организации.

Педагогическая деятельности имеет ряд особенностей, отличающих ее от других видов профессиональной деятельности. Она основана на интеграции преподавания и воспитательной работы, которые неразрывно связаны между собой. Педагогическая деятельность имеет совместный характер и предполагает активную позицию ее объекта – ученика или воспитанника, который играет ключевую роль в достижении результата. В свою очередь, р езультаты педагогической деятельности отдалены во времени, поэтому их сложно объективно оценить.

Помимо субъекта и объекта педагогической деятельности, в ее структуре выделяются три важнейших компонента – постановка учителем педагогических целей и задач; выбор и применение средств воздействия на учащихся и педагогический самоанализ.

Для успешного осуществления педагогической деятельности, педагог должен владеть профессионально важными качествами, которые не только являются ее предпосылками, но и получают развитие в ходе нее.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются основные различия профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности?

2. Назовите ваше направление подготовки, предполагаемую квалификацию и должность, которую вы сможете занимать в будущем. Что такое «квалификация»?

3. Какова структура профессиональной деятельности педагога?

4. Назовите основные виды педагогической деятельности. В чем заключается их различие?

5. Какие качества личности учителя являются профессионально важными?

Темы рефератов

1. Проблема целеполагания в педагогической деятельности.

2. Педагогические способности, их структура и развитие

3.Престижность профессиональной деятельности педагога и современные механизмы ее обеспечения.

4. Современные требования к личности и профессиональной деятельности педагога.

Список литературы

Вавилов Ю.П. О психологической структуре педагогической деятельности / Ю.П. Вавилов // Ярославский педагогический вестник. – 2012 – № 1. – Том II. С. 270-273.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие: для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304с.
Вавилов Ю.П. Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 1 – Том II. С. 270-273.

Ключко О.И. Педагогическая психология / О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 234 с.

Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

Приказ Mинздравсоцразвития России «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: приказ от 26 августа 2010 № 761н. - Режим доступа: https://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html. Российская газета. 20 октября 2010. №5316 (237).

Пырьев Е.А. Психология труда: учебное пособие / Е.А. Пырьев. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 455 с.

Сластенин В.А., И.Ф.Исаев., Е.Н. Шиянов. Педагогика. Под.ред. В.А.Сластенина. М., Издательский центр «Академия», 2004. – 576с.

Торосян В.Г. История педагогики и образования: учебник для студентов вузов /В.Г. Торосян. – М. – Берлин: Директ- Медиа, 2015. – 471 с.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/


Торосян В.Г. История педагогики и образования. М.-Берлин, 2015. С. 18.

Сластенин В.А.

Вавилов Ю.П. О психологической структуре педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2012. №1. Т.2. С. 270-273

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Приказ Mинздравсоцразвития России «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: приказ от 26 августа 2010 № 761н

Сластенин В.А.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

Сластенин В.А.

Пырьев Е.А. Психология труда. М.-Берлин, 2016. С. 443.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2010.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 20.

Пырьев Е.А. Психология труда. М.-Берлин, 2016. С. 154.

«Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей, в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

(А. Лиханов «Драматическая педагогика»)

Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.

При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть близки к способностям, и собственно личностные.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, необходимых для определённого рода деятельности. Могут быть: интеллектуальными, художественными, инструментальными, коммуникативными.

Все многочисленные профессии очень условно можно объединить в пять сфер: «Человек - природа», «Человек - техника», «Человек - наука», «Человек - искусство», «Человек - человек». Профессия учителя относится к сфере «Человек - человек», основным содержанием которой можно считать взаимодействие между людьми.

Для учителя способность общаться – коммуникативная способность – главная среди прочих.

К важнейшим качествам личности педагога можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживание, потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечёт невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Например: Целеустремлённость – умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.

Уравновешенность – способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях

Честность – искренность в общении, добросовестность в деятельности.

Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие её успешности.

Например: Чувство юмора, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.

Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда.

Например: Пристрастность – выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к детям.

Мстительность – свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить счёты с учеником.

Профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя.

    Критерии эффективности деятельности педагога

1. Объективные критерии: насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в социальную практику. Общепризнано, Что объективными критериями профессионализма являются высокая производительность труда, количество и качество, надёжность продукта труда, достижение определённого социального статуса в профессии, умение решать разнообразные профессиональные задачи.

В труде учителя объективным критерием может быть его способность успешно решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями образования, запросами семьи и самих учащихся.

2. Субъективные критерии: Насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворён трудом в профессии. В труде учителя субъективным критерием профессионализма может быт устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание значимости профессии, её ценностных ориентаций, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности, позитивное отношение к себе как профессионалу, отсутствие личностных деформаций.

Таким образом, учителя профессионала характеризует сочетание достаточно высокой успешности труда и внутреннего желания оставаться в профессии.

    Возникновение и становление педагогической профессии .

Профессия – это основной ряд занятий, трудовой деятельности человека. Педагогическая профессия – одна из самых древних на Земле, её в полной мере можно назвать одной из самых вечных и непреходящих сфер человеческой деятельности. Способность к научению, присвоению и использовании чужого опыта – специфически человеческая способность. Возникновение педагогической профессии и связано с появлением потребности развивающейся человеческой общности в трансляции социального опыта от старшего поколения к младшему. Причем первоначально у древних народов не существовало собственно педагогической деятельности и профессии. Функцию социализации – приобщение детей к социальному опыту – выполнял на самой ранней стадии культурного развития человечества единственный институт социального воспитания – семья. Она заботилась о том, чтобы ребёнок овладел различными умениями и навыками, обеспечивающими его жизнедеятельность: научился охотиться, ловить рыбу, изготавливать и употреблять оружие и орудия труда, обеспечивать себя жильём, пищей и одеждой. Коренное разделение труда между мужчиной и женщиной привело мужчин к обучению военному делу и охоте, а женщин – к обучению приготовления пищи и одежды, построения жилья. Однако данную деятельность нельзя назвать собственно педагогической, поскольку воспитание и научение осуществлялись в ходе другой деятельности в основном стихийно, посредством подражания младших старшим. Вот как описывает данный процесс, сохранившийся в существующем и поныне в Австралии первобытном племени, В. Кабо: « уже в раннем возрасте мальчики и девочки из племени бандибу начинают помогать родителям и учатся всему, что умеют делать взрослые. Нередко можно увидеть девяти – десятилетнего мальчика, вооруженного маленькой метательной палицей, терпеливо поджидающего, когда стая птиц опуститься рядом с ним, чтобы метнуть в неё свою палицу и поразить какую–нибудь из птиц. Ведь он уже мужчина, будущий охотник, он должен учиться выдержке, терпению, наблюдательности, ловкости – всем тем качествам, которыми должен обладать настоящий охотник». Помимо практической подготовки к жизни уже на ранних стадиях развития человеческого общества возникает и другая сфера жизни – духовная, связанная с объяснением и истолкованием мира, окружающего человека, заботой о приспособлении его к миру духов, управляющих, по мнению первобытных людей, природой и их жизнями. Хранителем знаний о том, как следует поступать и действовать, чтобы не навлечь на себя гнев духов, был особый класс людей: шаманы, знахари, жрецы и кудесники. В их руках постепенно сосредоточивается не только руководство образом действия и поведения племени, но и обучению детей, направленное на приобщение их к жизни племени. Таким образом, с образованием данного особого класса служителей впервые появляется группа людей, облеченных воспитательной миссией. При этом деятельности этой специфической касты педагогов была направлена, с одной стороны, на обучение основной массы религиозным церемониям и обрядам (как делать, что делать), а с другой - на подготовку будущих служителей, в программу обучения которых входили также и ответы на вопрос «почему следует делать так, а не иначе?». Первые школы собственно и представляют собой кастовые институты, цель которых – обучение немногих избранных, их умственное развитие и образование.

Дальнейшее цивилизационное развитие человечества: переход патриархальной семьи к оседлому существованию, появление экономических отношений и политической организации общества, развитие земледелия, ремесел, письменности, науки и религии- приводят к возникновению института образования, системы воспитания, поддерживающих определенные общественные структуры. В наиболее развитых древних цивилизаций – Китай, Греция, Рим – появляются элементарное образование для свободных граждан и высшее образование для избранных. В Древнем Китае школ еще не существует, но родители, обычно нескольких семей, уже нанимают учителя, который обучает их детей в семейных библиотеках, в храме или у себя дома. Таким образом, возникает собственно педагогическая деятельность, а также класс людей, который занимается ею профессионально.

Наибольшего расцвета достигла система образования в Древней Греции, о чём свидетельствует факт заимствования другими народами многого из данной системы, в том числе большинства современных названий учебных предметов (музыка, гимнастика, литература, грамматика, математика и т.д.) и учреждений образования (гимназий, лицей, академия). Само слово «педагог» обозначало руководителя мальчика, который не занимался его обучением, а выполнял функцию нравственного надзора за ним дома и вне его стен, всюду сопровождал ребенка и отводил к учителям. В Древней Греции образование впервые из частного дела становится общественным, создается система различных школ: элементарных, гимнастических (палестры), музыкальных, в которых обучение осуществляли различные учителя: грамматист (элементарный учитель),педотрид (учитель гимнастика),кефарист (учитель музыки) и другие. Достигшие юношеского возраста молодые люди из состоятельных и знатных семей продолжали свое образование в гимназиях, в школах риторов и философов. Как отмечает П.Монро, из всех древних народов у одних греков воспитатели вышли не из сословия священнослужителей, а скорее из писателей и поэтов. Позже учителями юношества сделались софисты и философы, мудрецы и любители мудрости. Выдающимися педагогами Древней Греции были философы, основавшие свои школы: Пифагор, Сократ, Платон- создатель Академии, Аристотель- учитель Александра Македонского и основатель Ликея.

В Древнем Риме учителями назначались наиболее образованные государственные чиновники. В Средние века педагогами в основном были священники. Появление университетов, а затем широкой сети учительских семинарий приводит к тому, что педагогическая профессия постепенно становится массовой. С развитием и дифференциацией наук и производства, введением всеобщего обучения и образования расширяется спектр педагогических профессий, появляются новые педагогические специальности- виды занятий в данной профессии.

Существует несколько оснований дифференциации педагогических специальностей, объединенных в профессиональную группу «Образование»:

В зависимости от возрастного периода развития личности, с которой работает педагог, обусловливается специфика его взаимодействия с ней (воспитатель дошкольного учреждения; учитель: начальной школы, основной школы, старших классов, преподаватель вуза, педагог-андрагог, работающий со взрослыми людям группы и в системе повышения их квалификации и переподготовки, и т.д.);

На основе предметны областей знаний, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, учитель истории, музыки, физики, математике и др.);

На основе особенностей психофизиологического и социального развития личности, с которой взаимодействуют педагог (например, педагоги-дефектологи: логопед-педагог, оказывающий помощь детям с нарушениями речи; сурдопедагог-педагог, занимающийся образованием детей с нарушениями слуха; тифлопедагог- учитель, обучающий слабовидящих детей, и т.д.);

Группы специалистов, работающих в разных типах образовательных учреждений (педагог системы общего образования, или профессионального образования, или дополнительного образования и т.д.).

К числу специалистов-педагогов, профессионально занимающихся педагогической деятельностью, сегодня также можно отнести: педагога, гувернера, воспитателя детского дома, организатора досуга детей, воспитателя группы продлённого дня, вожатого и т.д. Постоянное расширение спектра педагогических специальностей связано, с одной стороны, с дифференциацией науки и производства, а с другой-с повышением роли воспитания и образования во всех областях жизнедеятельности современного человека (например, появление специальностей «учитель безопасности жизнедеятельности», «учитель мировой и художественной культуры», «учитель информатики», «учитель технологии и предпринимательства» и т.д.)

Характерной особенностью современного этапа развития педагогического образования является не только дифференциация специальностей, но и их интеграция: стремление преодолеть узкую специализацию учителя и предоставить ему возможность приобрести одновременно несколько специальностей, например: учителя физики и иностранного языка, учителя химии, биологии и педагога-психолога; учителя русского языка, литературы и мировой художественной культуры; учителя истории и граждановедения; учителя экономики и права и т.д. Это не только вызвано потребностями общества (изменениями в содержании образования и появлением новых предметов),но и обеспечивает полную занятость (нагрузку) учителя, предоставляет ему возможность реализовать свой творческий потенциал или самоопределиться в одной из специальностей.

    Гражданское предназначение педагога .

На протяжении всего пути человеческой цивилизации в структуре общественного разделения труда сформировалось, и получила мощное развитие особая социальная функция, которая и получила мощное развитие особая социальная функция, которая и породила профессию учителя, предназначенной через осуществление специфической деятельности готовить подрастающие поколения к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Рассматривая, учителя как работница истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями новыми, великий русский педагог К.Д.Ушинский считал педагогическую профессию одним из величайших дел в истории. Реальный учитель, как считал В.А.Сухомлинский, не может быть абсолютным воплощением всех мыслимых достоинств, но он имеет свою «неповторимую живинку», способен ярче, полнее других проявить себя в какой-то определенной сфере духовной жизни, которая как раз и характеризует индивидуальность педагога, осуществляющего сложный процесс целенаправленного взаимодействия с учащимися.

Одно из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих её целостность и готовность к деятельности, составляют профессионально-ценностный ориентации , понимаемые как избирательные отношения учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, как формирующиеся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для неё. Самоопределение учителя обусловлено его ориентацией на ценности именно педагогической деятельности, на широкую гамму гуманистических социально-профессиональных установок: на избранную профессию как образ жизни и способ её полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, эмпатия и социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.

В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входит:

-социально-гуманистическая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые познавательные интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии);

-организаторские качества (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность).

- коммуникативные качества (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);

-перцептивно-гностические качества (наблюдательность, креативность, интеллектуальная, активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность принимать оригинальные, нестандартные решения, стремление к новациям, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);

-экспрессивные качества (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);

-высокая профессиональная работоспособность;

-крепкое физическое и психическое здоровье .

Своеобразным «ядром» личности учителя выступает профессиональное самосознание , понимаемое как процесс осознания и переживания субъективной значимости развития и личностного роста ученика как решающего условия собственной самореализации в педагогической профессии, обеспечивающий взаимосвязь и согласованность её ведущих мотивов, смыслов, установок, ценностей, убеждений, идеалов,

Нельзя требовать, чтобы каждый шаг педагогической деятельности был творческим, неповторимым, всегда новым. Но как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так и в работе учителя нельзя буквально повторить однажды достигнутый успех. Нет ничего более живого, бесконечно меняющегося, подвижного, чем труд педагога, объективно требующих от него профессиональной мобильности и динамизма. Только избавленная от шаблона мысль имеет право на индивидуальность, на инициативу, на свой собственный педагогический почерк, и это становится возможным, если у учителя всем процессом его образования и самой практики сформирована готовность к преобразованию профессиональной деятельности.

Главное в становлении и развитии деятельности учителя – выявить и использовать его личностные возможности для создания собственной, уникальной и эффективной педагогической системы, восхождение от овладения отдельными педагогическими функциями, приёмами и методами к их системе, составляющих личностно – ориентированную педагогическую технологию. В этом аспекте деятельность учителя – профессиональна, выступает как неповторимые сочетание объективного творчества, алгоритмизации и импровизации.

Сфера профессионального труда учителя – это арена преодоления многих противоречий. Это противоречие между:

- динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;

- динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию;

- личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможности её удовлетворения ;

- растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи;

- потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя, а также уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров;

- возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально – профессиональных групп и противоположной тенденцией изменения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др.

Эта объективная социальная ситуация отражается в противоречиях субъективного отношения учителя к своему труду. Так, большинство высоко оценивает свой профессиональный уровень. А в то время значительная часть учителей не удовлетворена своей работой в школе. С явлениями неупорядоченности в сфере учительского труда непосредственно связана сохраняющаяся во многих странах текучесть педагогических кадров.

Эффективность педагогического процесса определяется деятельностью личностного устойчивого, внутренне целостного и профессионально реализующегося учителя, осознающего себя его полноправным субъектом. Формирование такого учителя – задача педагогического образования. Многие проблемы учителей обусловлены консервативными системами профессиональной подготовки, тиражирующими укоренившиеся в школьной практике инструментально – нормативную рецептурность и стереотипы, лишающие деятельность учителя духовно – нравственных оснований.

Вместо технократического подхода сегодня утверждается гуманистическая парадигма педагогического образования и профессионального совершенствования, реализация которой выдвигает ряд взаимосвязанных задач.

Первая задача состоит в том, чтобы предложить будущему учителю системное знание о закономерных взаимосвязях природы, культуры, общества, государства, о процессах становления личности, о развивающихся в мире ценностях.

Во – вторых, с учётом личностно – ориентированной парадигмы современной подготовки учителя, её фундаментальность составляет комплекс знаний о человеке, формирующих личность биолог – психологических и социо-культурных процессах.

Третья задача – обеспечить становление личностной и профессиональной культуры педагога как «инструмента» реализации индивидуальных творческих сил в профессиональной деятельности.

Четвёртая задача – дать будущему учителю систему фундаментальных знаний в избранной предметной области. По своему содержанию подготовка учителя становится непрерывным образованием, в центре которого комплексное человекознание, находящее практическое применение.

Престиж учителя, как правило, высок в общественном сознании. Но по различным, главным образом социально – экономическим, причинам это высокое общественное признание часто не находит выражения в реальном социальном статусе педагога. Забота об учителе – одна из важнейших сфер социальной политики каждого государства, способная инициировать и соответствующие встречные общественные инициативы.

    Теории и взгляды педагогов прошлого.

Выдающийся педагог ХХ столетия М. Моитессори писала: « В центр

обучения нужно поставить самого человека.…Если мы будем действовать согласно этому императиву, ребёнок превратится из объекта тяжкого труда в удивительное утешение, в чудо природы. Он перестанет быть для нас бессильным существом, неким пустым сосудом, который мы должны наложить своей мудростью. Его достоинство будет расти в наших глазах по мере того, как мы осознаём в нём конструктора нашего разума и поймём, что это существо, ведомое по определённому пути внутренним наставником, без устали, но с радостью и счастьем трудится над построением величайшего чуда природы, коим является ЧЕЛОВЕК. Мы, учителя, можем только помогать ребёнку в этой работе…»

«Высоко дело учительства, но и трудно оно, - пишет Н.К. Рерих – В постоянной текучей волне школьного элемента надо соблюдать великое равновесие и постоянно неисчерпаемо давать радость молодому духу, который должен вступить в жизнь, полный обоснованных надежд и светлых стремлений, утверждённых знанием руководителя».

Н.К.Крупская писала: «Когда мне приходилось учительствовать, меня всегда захватывало больше всего то, когда видишь, как у тебя на глазах растут, развёртывается силы ребят, как расцветает их личность. Всесторонний расцвет детской личности – вот что увлекает педагога».

«Как и любому творцу, учителю необходимо представить себе своё творение, - пишет известный педагог М.П.Щетинин.

Чем оно яснее видится в главном, в деталях, тем целенаправленнее идёт созидание. Картина со временем уточняется, в неё вносятся коррективы, но она должна постоянно присутствовать в воображении автора. Хороший учитель видит своего ученика как бы в трёх проекциях: прошлого, настоящего и будущего». Л.Н.Толстой писал: Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитатель их, но ежели ты сам не любишь её, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного воздействия».

Выдающийся педагог 19 века К.Д.Ушинский считал: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитание изливается только из живого источника человеческой личности».

Д.Лихачёв: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру». Ш. А. Амоношвили: «Воспитание строится по закону неповторимости: каждый человек может быть образован только один раз. Детство не даётся повторно, чтобы можно было начать всё с нуля, избрать другую идею образование в противовес той, которая не оправдала надежды, Идти путём проб и ошибок, с целью поиска лучших педагогических достижений опасно тем, что если будут допущены ошибки, то их уже не стереть с помощью других проб. Упущение в развитии ребёнка, какой – либо «мелочи» может завершиться печально и даже трагично. Искажение пути раскрытия образа отдаляет ребёнка от своего назначения в жизни».

Ян Амос Каменский – великий славянский педагог 17 века утверждал: «Учителя – это родители духовного развития учащихся; ближат учеников благим примером».

В.А. Караковский: «… Без учителя нет ни героя, ни поэта, ни политика, ни учёного. Профессия учителя – мать всех профессий на земле. Он прекрасен, потом что погружён в волшебный мир детства, который постоянно и мощно подпитывает его духовные и физические силы. Вечный двигатель школы оберегает его от отчаяния, от деградации личности. Не случайно сегодня в школу идёт тот, кто хочет сохранить и развить в себе человека».

Гуманистический, коллективный и творческий характер педагогической профессии.

Человек существо общественное. Его счастье или несчастье зависит не только от его личного благополучия, но и от того, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель – профессионал, сам род занятий которого постоянно связан с высшей ценностью – человеком. В самой природе ребёнка, как в ростке, предуготовленным стать красивым и мощным растением, заложены огромные возможности и потребности. Выдающийся педагог современности Ш. А. Амонашвили называл эти потребности страстями: страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе. Развёртывание этих потребностей и возможностей в полной мере во многом зависит от учителя. При этом каждый ребёнок уникален, обладает своим неповторимым внутренним миром, прикосновений к которому должно быть столь же бережным и заботливым, как обращение с хрупким ростом. Само содержание и цели педагогической деятельности, направленной на взращение лучшего в человеке, раскрытие его потенциала, придают ей особый, гуманистический («человеко - образующий») характер. Вспоминая годы работы в школе, Н.К. Крупская писала: « Когда мне приходилось учительствовать, меня всегда захватывало больше всего то, когда видишь, как у тебя на глазах растут, развертываются силы ребят, как расцветает их личность. Всесторонний расцвет детской личности – вот что увлекает педагога».

Гуманистическая природа педагогического труда требует от учителя, чтобы он «со своими задачами, заботами и жизнью переместился в сторону жизни ребёнка так, чтобы они, эти жизни, совпали друг другом», чтобы ребёнок не только готовился к жизни, но и жил полноценно, решая свои проблемы и удовлетворяя свои актуальные потребности. А это, прежде всего, зависит от самого учителя, от того, как он построит процесс воспитания и обучения. Таким образом, гуманистическая природа педагогического труда обнаруживается только в гуманной деятельности самого учителя , в его педагогической позиции, в тех средствах и методах, которые он выбирает для осуществления своей деятельности.

Гуманистический потенциал педагогической деятельности заключается также в создании возможностей для развития и личностного роста самого учителя, удовлетворения его собственных базовых потребностей. К основным характеристикам любой профессиональной деятельности, влияющим на выбор профессии, относятся:

Общественная значимость труда, определяемая его результатами и последствиями (полезность людям и обществу);

Общественная оценка трудовой деятельности человека, социальный статус профессии (уважение окружающих, общественное признание);

Режим и условия труда: социально – экономические (характер труда, оплата и другие виды вознаграждения за труд); морально – психологические (возможности межличностного общения, достижения успехов, профессиональный рост) и т. д.

Творческий характер педагогической деятельности связан с её гуманистической природой, побуждающей учителя к постоянному поиску и решению сложных педагогических задач. Поэтому творческий потенциал педагога во многом зависит от степени его креативности – способности создавать нечто новое, оригинальное, принимать нестандартные решения. Способность к творческой деятельности в той или иной степени ее продуктивности присуща каждому человеку. Обычно выделяют несколько уровней педагогического творчества:

Уровень оптимизации , характеризующихся умелым выбором и целесообразным сочетанием известных методов и форм обучения;

Эвристический уровень – поиск нового, обогащение известного своими собственными находками;

Исследовательский, личностно самостоятельный уровень, когда педагог сам продуцирует идеи и конструирует педагогический процесс, создает новые способы педагогической деятельности, соответствующие его творческий индивидуальности.

Педагогическое творчество – это не только поиск и нахождение нового, оно заключается в многообразных формах и способах творческой самореализации личности и может быть раскрыто какпроцесс развёртывания и проявления универсальных способностей и сущностных сил педагога.

Труд только тогда становится истинно творческим, когда в отношении к нему сочетается заинтересованность, увлечённость трудом и чувство долга, ответственности перед обществом. Творческий характер педагогической деятельности создает предпосылки для удовлетворения морально – психологической потребности учителя в достижении успеха, профессионально-личностном росте, который измеряется не столько карьерным ростом, сколько продвижением к высшему уровню мастерства и жизненной мудрости, т. е. реализации своего человеческого предназначения.

Перспективы развития педагогической профессии.

Утверждение гуманистического мышления будет способствовать становлению нового стиля взаимоотношений учителя с учащимися. Наиболее характерными чертами такого стиля являются:

Реализация идеи личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании;

Постепенный переход от групповых форм взаимодействий к индивидуальным;

Предпочтение косвенной формы педагогического требования к учащимся (совета, просьбы, предложения) прямым (указание, распоряжение, приказ);

Эмоциональная окрашенность деловых отношений с учащимся;

Наличие постоянного контроля в процессе осуществления деловой коммуникативной деятельности;

Оказание помощи ученику в его саморазвитии через воспитание культуры, отношения к самому себе, людям, природе.

Среди растущего разнообразия педагогических специальностей школьный учитель продолжает оставаться наиболее многочисленной и массовой профессией. Последние десятилетие характеризуется активными поисками путей реорганизации педагогического образования в свете требований 21 века. Как отмечает ряд видных исследователей в области зарубежной педагогики (З.А.Малькова, В. Я. Пилиповский), наиболее общими тенденциями в модернизации систем подготовки учителей являются:

Устранение дуализма в подготовки учительских кадров для различных типов школ. Университеты становятся основным типом высшего учебного заведения для подготовки учителей, что приближает учительскую профессию к уровню других специальностей и способствует повышению её роли в обществе;

Многоуровневость и вариативность педагогического образования. Учителя и другие специалисты, имеющие дело с обучением детей и взрослых, готовятся по программам различной продолжительности (бакалавра, специалиста, магистра) и разной направленности, что сказывается на профессиональной карьере, в том числе и оплате труда;

Усиление общеобразовательного компонента в содержании педагогического образования. Учитель для выполнения своих усложняющихся функций должен быть разносторонним и высокообразованным человеком, духовно богатой и тонко чувствующей природу другого человека личностью;

Создание альтернативных возможностей подготовки учительских кадров из специалистов других профилей;

Привлечение к учительской профессии талантливой молодёжи путём предоставления ей различных льгот и привилегий;

Интеграция вузовского и послевузовского (последипломного) педагогического образования, гибкость и вариативность форм и видов последипломного образования, разработка личных стимулов к непрерывному повышению квалификации.

Анализ мировых тенденций в области образования, в частности профессионально – педагогического, свидетельствует о необходимости предъявления более высоких требований, как к педагогическому профессионализму, так и личностным качествам учителя. По мнению В. И. Андреева, основными проблемами, с которыми столкнутся учителя нового тысячелетия, будут:

Всё более сложные, постоянно усложняющиеся проблемы повышения качества образования, гарантирование высокого уровня образовательных стандартов, с чем сможет справиться лишь учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью;

Учителю часто самому предстоит, и решать творческие и исследовательские задачи, то есть возрастает роль и значение творческих, исследовательских способностей учителя. Таким образом, учитель будущего должен быть непременно творческой личностью;

Все усложняющиеся проблемы воспитания потребуют от учителя более высокого уровня интеллигентности, возрастает роль и значение духовно- нравственного потенциала учителя;

Учителю 21 века предстоит непрерывно овладевать прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, адаптировать их применительно к своей предметной деятельности, приспособить к своим индивидуальным особенностями способностям;

Учителю третьего тысячелетия предстоит решать ряд новых сложных профессионально – педагогических проблем, требующих интеграции знаний, практических умений и навыков из таких смежных с педагогикой наук, как философия, психология, медицина, религиоведение, экономика, право, кибернетика, что потребует от учителя значительных усилий и способностей к непрерывному образованию.

В обобщённом виде основными требованиями к личности учителя недалекого будущего являются: профессиональная компетентность, интеллигентность, конкурентоспособность, духовность. В настоящее время в деятельность учителей всё более широкое распространение получает использование современных информационных технологий. За последние 10-15 лет компьютеризация образования из мечты стала явью. Как на учителя, так и на учащихся обрушился огромный информационный поток, требующий умелого и грамотного выбора того, что необходимо как для ученика, так и для учителя. В качестве основных проблем в сфере организации образования и учительского труда (в частности с использованием информационных технологий) можно выделить следующие:

1. Формирование готовности будущего педагога к работе в единой информационной среде. Данную проблему можно рассматривать, как умение владеть и понимать возможности использования информационных технологий в учебном процессе, - с одной стороны, и как разумное соотношение традиционных и новых технологий в учебном процессе – с другой.

2. Создание единого информационного пространства и формирование единого тезауруса, позволяющего педагогу концентрировать внимание и время не только на организации и методике обучения, но и на концептуальных аспектах учебного процесса.

3. Подготовка и переход на преподавание с использованием информационных технологий. Такой переход предполагает разработку информационно – компьютерной поддержки учебных курсов, в том числе и гуманитарного блока в учебных планах образовательных учреждений.

4. Подготовка программно – методического обеспечения учебного процесса в едином информационном пространстве. Это требует совместных усилий учителей, методистов, психологов, специалистов по компьютерному обеспечению учебного процесса.

Таким образом, уже на стадии вузовского обучения будущим педагогам необходимо готовиться к использованию компьютера в учебном процессе вообще, овладевать умениями и навыками работы с компьютерами при преподавании конкретных дисциплин.

Лекция 8. Учитель как субъект педагогической деятельности

Цель: Формирование системы знаний о структуре педагогической деятельности

Задачи:

    Раскрыть сущность педагогической деятельности

    Охарактеризовать педагога как субъекта педагогической деятельности

    Дать характеристику профессиональной готовности к педагогической деятельности

    Познакомить с профессиограммой педагога

План:

    Понятие педагогической деятельности, ее компоненты

    Педагог как субъект педагогической деятельности

    Гуманистическая направленность личности учителя

    Общая и профессиональная культура педагога. Педагогическая этика и такт будущего учителя

Основные понятия: Субъект, объект педагогической деятельности; свойства субъектности педагога, социальная позиция педагога, принципы подготовки специалистов в высшей школе, профессиограмма

Литература:

    Мижериков В.Б., Ермоленко В.А. Введение в педагогическую деятельность, М., 2002.

    Роботова В.А. Введение в педагогическую деятельность, М., 2006.



error: