Обеспечиваем выпускникам кафедры высокую востребованность и конкурентоспособность. Конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений на рынке труда: методические подходы

1

Проведен анализ структуры конкурентоспособности выпускников современного вуза, рассмотрены содержательные элементы их конкурентоспособности в сопряжении с процессом трудоустройства. Исследование конкурентоспособности выпускников проводилось на различных уровнях: на личностном уровне, на уровне образовательного учреждения, на уровне социума. Представленные в статье результаты социологических опросов студентов выпускных курсов отражают содержание конкурентоспособности на указанных уровнях. По результатам исследования сформулирован ряд положений и рекомендаций, связанных с организацией образовательного процесса в вузе, способствующего формированию конкурентоспособного молодого специалиста. В частности, отмечается важность обеспечения процесса психолого-педагогического сопровождения студентов, совмещения учебы в вузе и работы студентов по специальности, помощи с трудоустройством посредством расширения сотрудничества с работодателями. Показан потенциал вуза в развитии профессиональной готовности студентов, который заключается в развитии практики постобразовательной деятельности, направленной на подготовку к успешному трудоустройству.

конкурентоспособность

выпускники вузов

высшая школа

трудоустройство

1. Барановский А.И. Конкурентноспособность вуза в сфере инновационного образования // Современные научные исследования: теория, методология, практика. – 2011. – Т. 1. - № 1. – С. 4-9.

2. Гонтмахер Е.Ш., Малева Т.М. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. – 2008. - № 2. – C. 61-72.

3. Данакин Н.С., Деева Н.Н., Дубинин А.Н., Конев И.В., Реутов Н.Н. Совершенствование управления трудоустройством молодых специалистов в регионе: социологический анализ: монография. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2011. – 202 с.

4. Космынин А.В., Чернобай С.П. Конкурентноспособность выпускников на рынке труда // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. - № 8. – С. 157-158.

5. Минзарипов Р.Г., Ившина Г.В. Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности // Высшее образование в России. – 2009. - №5. – С. 42-50.

6. Садовничий В. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность // Высшее образование в России. – 2006. - № 7. – С. 7-15.

7. Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Высшая школа как пространство самореализации личности. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. – 145 с.

В современных научных исследованиях конкурентоспособность рассматривается в экономическом, социальном, организационном и психолого-педагогическом аспектах . Обращение к сложившемуся научно-теоретическому и практическому опыту исследования феномена конкурентоспособности показывает, что последнее резонно рассматривать как интегративное качество, которое проявляется на различных уровнях: на личностном уровне, на уровне образовательного учреждения, на уровне социума . Представленные ниже результаты социологического опросов отражают содержание конкурентоспособности выпускников вузов на указанных уровнях.

Анализ состояния конкурентоспособности выпускников вуза и путей ее повышения проводился на основе методов социологического опроса, эмпирического обобщения, сравнительного анализа данных.

Исследование проводилось среди студентов основных вузов г. Белгорода, выявлялись различные аспекты достижения ими профессиональной конкурентоспособности.

В структуре конкурентоспособности выпускников современного вуза целесообразно выделить три уровня: 1) личностный уровень; 2) уровень образовательного учреждения; 3) уровень социума.

Личностный уровень конкурентоспособности . Данный уровень представляется исходным в понимании генезиса и психологических механизмов достижения конкурентоспособности . По результатам социологического опроса треть опрошенных студентов (33,4%) отметили, что они ничего не делают для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность. Они полагаются на случай или удачу. Удивительно, что такой эффективный способ повышения конкурентоспособности, как получение второго высшего образования, избрало лишь 9,4% респондентов. Эти данные могут говорить о том, что студенты-выпускники пока еще не задумываются об уровне своей конкурентоспособности.

Для повышения своей конкурентоспособности наиболее популярным способом является самообразование. Об этом заявили 34,8% респондентов. 12,7% с этой целью избрали совмещение работы по специальности с учебой. Это также достаточно эффективный способ, который дает возможность не только получить практические навыки в своей профессии, но и проверить правильность профессионального выбора . К сожалению, как мы видим, процент таких респондентов не очень велик. Более трети респондентов (36,1%) подрабатывают, но не по специальности, что не повышает их конкурентоспособность по специальности, но при этом у них нарабатываются определенные трудовые навыки, формируется опыт деятельности в трудовой сфере. А половина респондентов (51,2%) не совмещают работу и учебу, что, как минимум, дает основание утверждать, что представление о работе в общем и по специальности в частности у них абстрактны и теоретичны.

Отметим также, что 29% опрошенных студентов считают необходимым для трудоустройства владение дополнительной специальностью. Это неудивительно, так как овладение второй специальностью значительно повышает конкурентоспособность молодых специалистов.

Следует отметить, что в качестве гаранта осуществления своих жизненных планов респонденты рассматривают, прежде всего, собственные усилия при содействии других лиц - 55%; затем - только собственные силы и усилия - 41%, благоприятные обстоятельства, удача - 39% респондентов, а вот на содействие государственных органов и учреждений рассчитывает лишь треть выпускников. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что выпускники вуза больше ориентированы на самостоятельный поиск работы. Их ответы на вопрос «Каким образом Вы планируете искать работу?» распределились следующим образом: равное количество респондентов (по 34%) заявили, что будут лично обращаться в организации или искать работу по объявлениям; около трети - обратятся за помощью к родственникам, друзьям. Центры занятости и трудоустройства при вузе (прямое обращение, ярмарки вакансий, презентации) получили лишь 16% выборов, служба занятости населения города - 1%.

Конкурентоспособность на уровне образовательного учреждения . Практика показывает, что объем знаний, умений и практического опыта будущего выпускника, по современным меркам, недостаточен для того, чтобы в полном объеме выполнять трудовые функции в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Каков должен быть набор профессиональных знаний и умений, личностных черт и профессиональных качеств, призванных обеспечивать готовность выпускника вуза реализовать себя в условиях рыночной экономики?

Сегодня конкурентоспособность выпускника определяется его профессиональной компетентностью, в которой специальные знания должны совмещаться с навыками общения, основами личностного роста, самодиагностики и других свойств. Основной целью профессионального образования становится формирование у выпускника постоянного стремления к самосовершенствованию и, как следствие, развитие у него качеств высокообразованной личности .

Это, в свою очередь, остро ставит проблему организации учебно-воспитательной деятельности на основе системного, комплексного подхода к обучению будущих специалистов. Необходимо создать условия для творческого отношения студента к освоению таких необходимых сегодня профессиональных умений, как умение вступить в диалог с коллегами, умение публично и аргументированно доказывать свою точку зрения, вызывая интерес к своей позиции, умение уважать и понимать точку зрения собеседника, умение критично относиться к высказываемым суждениям, умение управлять своими эмоциями, умение работать с научным текстом, выделяя главное из представленного материала. По данным научного руководителя Центра социальных исследований и инноваций В. Гонтмахера, открытость миру, толерантность, умение привлекать к себе и вызывать доверие, доброжелательность, способность войти в положение другого и понять его есть важные штрихи к портрету специалиста, желающе-го быть успешным на современном рынке труда .

В ходе проведенного социологического исследования среди студентов БГТУ им. В.Г. Шухова респонденты отметили, что вуз способствовал развитию у них важных качеств и черт характера. Приоритеты были отданы следующей группе качеств - «самостоятельность, независимость мышления» (58%), «исполнительность, дисциплинированность» (54%), «желание учиться» (50%), «творческий подход» (40%). Все эти качества в той или иной степени помогают молодому специалисту войти в современный рынок труда.

Респонденты также отмечают, что вуз оказал наибольшую помощь в их под-готовке как будущего специалиста в области профессиональной подготовки (82%). При этом такие важные элементы подготовки молодого специалиста как организаторская, психологическая и управленческая подготовка (43%, 29%, 28% соответственно) недостаточно учитываются в учебном процессе, что может негативно сказаться на целостности гармоничного образа профессионала. Можно сделать вывод о том, что вуз, формируя из студента профессионала, одновременно способствует развитию таких его качеств, которые облегчат ему процесс профессионального становления.

Вызывает интерес тот факт, что основной целью, которую респонденты ставили себе при поступлении в вуз, является приобретение профессии (82%), а работать по специальности предполагают уже лишь 51% респондентов. Такое расхождение можно объяснить тем, что в ходе обучения у студентов изменилось первичное отношение к выбранной специальности. Следовательно, организация учебно-методического, научного и воспитательного процессов в вузе влияют на закрепление изначально позитивного отношения к выбранной профессии и, в конечном счете, на качество профессиональной подготовки выпускника .

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать ряд положений, связан-ных с организацией образовательного процесса в вузе, способствующего фор-мированию конкурентоспособного молодого специалиста.

Во-первых, при организации конкуренторазвивающего процесса в вузе особое внимание необходимо уделять содержанию психолого-педагогического сопровождения студентов как организационно-методической основе развития конкурентоопределяющих личностных качеств студентов-выпускников. На начальных этапах при невозможности или нецелесообразности одновременного развития всех детерминантов, основное внимание следует уделять детерминантам инвариантной значимости, а позже переходить к развитию остальных групп детерминантов конкурентоспособности.

Во-вторых, в процессе профессиональной подготовки необходимо способствовать развитию у студентов стремления совмещать учебу в вузе с работой по специальности, по возможности, помогать с трудоустройством. При прохождения студентами производственной и других практик предлагать им выполнение заданий педагогического, научно-педагогического и управленческого содержания, направленных на освоение соответствующих профессиональных функций. Все это будет способствовать накоплению студентами необходимого профессионального опыта.

В-третьих, для эффективной подготовки студентов к участию в реальном социальном взаимодействии и профессиональной деятельности использовать в учебном процессе контекстные (ориентированные на предметное содержание деятельности, соответствующие роли и функции) деловые и ролевые игры, ситуационно-проблемные задачи, а также более углубленно знакомить студентов-старшекурсников с реальным состоянием рынка труда.

В-четвертых, требование обеспечить качественную подготовку специалиста, владеющею набором компетенций, позволяющих активно, разумно и грамотно включиться в отношения, складывающиеся на рынке труда, предполагает изменение подхода к самому процессу профессиональной подготовки и понимание того, что продуктом учебного заведения являются его выпускники. Одной из главных целей образования становится достижение определенного уровня личностного и профессионального самосознания обучающегося, позволяющего ему стать субъектом учебно-профессиональной деятельности, заинтересованным в самосовершенствовании, построении своей деятельности, ее изменении и развитии.

В-пятых, чтобы стать конкурентоспособным, выпускник профессионального учебного заведения, в первую очередь, должен обладать определенным набором универсальных умений и навыков, а также деятельностноважных качеств, обеспечивающих успешность любого вида деятельности и поиск новых знаний в режиме самообразования. В «Международном стандарте классификации профессий» описаны 9333 профессии, российский «Единый тарифно-квалификационный справочник» включает около 7 тыс. профессий и специальностей. За время подготовки специалиста ситуация на рынке труда может существенно измениться, поэтому точно определить, какие специалисты и в каком количестве будут востребованы, достаточно сложно.

В-шестых, следует наладить тесное сотрудничество с самим работодателем, для которого и готовятся будущие кадры. В этом аспекте связь должна осуществляться по всем направлениям:

  • работа, проводимая в урочное время: беседы, диспуты, конференции, форумы;
  • работа, проводимая во внеурочное время, имеющая целью знакомство учащихся со спецификой выбранной профессии.

Результаты опроса по данному уровню конкурентоспособности выпускников показывают на латентный ресурс вуза в деле обеспечения профессионально-личностной готовности будущего специалиста. Этот ресурс заключается в повышении эффективности не только образовательной деятельности вуза, но и в активизации его постобразовательной деятельности, которая выходит за рамки обязательных образовательных стандартов и направлена на расширение возможностей студентов в сфере реальной практической деятельности на складывающемся рынке труда.

Конкурентоспособность на уровне социума. Реалии современного этапа социально-экономического и политического развития Российской Федерации требуют, чтобы при вступлении в самостоятельную жизнь молодежи в определенной степени была гарантирована поддержка со стороны общества и государства.

В этой связи рассмотрим основные задачи, решение которых, с нашей точки зрения, способствует повышению конкурентоспособности молодого человека как субъекта рынка труда.

Во-первых, укрепление семьи как базового социального института, где человек впервые усваивает социальные нормы и ценности. От этого во многом зависит, какую социальную роль и поведение (активное или пассивное) молодой человек изберет в жизни.

Во-вторых, повышение роли всей системы образования (начального, среднего общего, среднего и высшего профессионального) в процессе социализации личности. Образование должно стать таким социальным институтом, в котором молодого человека не только снабжают многочисленными знаниями, но и учат ориентироваться в изменяющихся условиях жизни, формируют задатки инициативности, предприимчивости и поисковой активности, обеспечивают развитие научного творчества, что во многом предопределяет его поведение на рынке труда .

В-третьих, проведение единой социальной политики (государственной и региональной) в отношении молодежи, которая бы включала не только ее трудоустройство и переподготовку, но и поддержку процесса выявления и целенаправленного развития интеллектуального потенциала, профессиональных и личностных способностей и деловых инициатив всей молодежи - детей, учащихся, студентов, работающей молодежи.

Следовательно, главным субъектом выработки и проведения молодежной политики является государство, а одним из основных средств ее реализации выступают федеральные программы. Региональная локализация рынка труда предполагает особенности формирования, распределения и использования трудовых ресурсов, что предопределяет обязательность дополнения федеральных программ содействия занятости населения (и молодежи как его составной части) региональными (республиканскими и областными), а также местными программами, учитывающими особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Трудоустройство выпускников как проявление их конкурентоспособности. Результаты социологических исследований, проведенных в вузах Белгородской области, свидетельствуют о том, что примерно четверть студентов ошибается с выбором профессии (специальности). В качестве основных причин разочарования в избранной профессии они указывают чаще всего переполненность рынка труда и появившийся интерес к получению другой специальности.

Неоправданный выбор специальности и разочарование в ней приводят к тому, что значительная часть студентов не выражает желания работать по выбранной специальности или испытывает затруднения с профессионально-трудовым самоопределением. Более 40% выпускников белгородских вузов заявляют, что они намерены работать по полученной специальности, 4,9% ответили категорическое «нет», 7,8% - «пока еще не знаю», и почти половина (46,4%) указали на то, что «это зависит от обстоятельств». Более половины студентов техникумов (58%) и третья часть учащихся профессионально-технических училищ (лицеев) намерены продолжать учиться; соответственно 20% и 32% намерены работать по специальности; 21% и 26% рассчитывают на то, что «жизнь покажет».

Каждый четвертый-пятый студент белгородских вузов имеет поверхностное представление о требованиях, предъявляемых к их будущей работе. Показатели осведомленности об условиях работы колеблются в диапазоне от 0,20 до 0,46 (при максимальном значении, равном 1). Больше трети студентов-выпускников белгородских вузов и техникумов указывают на свою неосведомленность о предприятиях, нуждающихся в специалистах их профиля. Источники получения информации ранжируются по мере убывания их значимости следующим образом: 1) друзья, знакомые; 2) родители, родственники; 3) преподаватели; 4) специальные рекламно-информационные материалы; 5) средства массовой информации.

Как свидетельствуют данные, выпускники больше ориентированы на самостоятельный поиск работы. Центры содействия трудоустройству при вузах получили лишь 16% выборов, а служба занятости города - всего 1%. В жизненных ориентирах студентов преобладают субъектные модели достижения жизненного успеха. Наиболее эффективны пути повышения конкурентоспособности на личностном уровне: самообразование, совмещение учебы с работой по специальности, овладение дополнительной специальностью.

Успешное решение проблемы трудоустройства во многом зависит от стратегии поведения выпускников на рынке труда. В ходе исследования были выявлены три такие стратегии: прагматическая, безразлично-конформистская и профессионально-трудовая. Судя по эмпирическим результатам, наиболее успешны в решении проблемы трудоустройства выпускники с прагматической стратегией поведения на рынке труда. Выпускники с профессионально-трудовой стратегией отличаются самым высоким уровнем профессиональной подготовки, но они в большей степени нуждаются в содействии со стороны вуза, центров занятости населения. Большинство молодых специалистов ожидает поддержку информационную, консультативную, а также обеспечение прохождения стажировки с последующим обязательным трудоустройством.

Выводы. Таким образом, полученные результаты позволяют сформулировать ряд рекомендаций: необходимо больше внимания уделять содержанию психолого-педагогического сопровождения студентов, необходимо способствовать развитию у них стремления совмещать учебу в вузе с работой по специальности, по возможности помогать с трудоустройством, следует наладить тесное сотрудничество с самим работодателем.

В целом, результаты исследования структуры конкурентоспособности выпускников и процесса трудоустройства показали необходимость повышения их профессиональной готовности за счет расширения практики постобразовательной деятельности в современном вузе, направленной на подготовку к успешному трудоустройству будущих специалистов.

Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы (Договор № А-6/14 от 10.04.2014 г).

Рецензенты:

Ситаров В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», г. Москва;

Бахарев В.В., д.соц.н., профессор кафедры социологии и управления ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», г. Белгород.

Библиографическая ссылка

Данакин Н.С., Шутенко А.И. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15869 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Направления подготовки Инноватика, Системный анализ и управление
Адрес Первый корпус, правое крыло, аудитория 1301
Телефон, e-mail 8 (831) 436-73-74, [email protected]
Почтовый адрес 603950, г. Н. Новгород, ул. Минина, д. 24, кафедра "Упр-ние ин-ной деят-ю", ауд. 1301
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Лапаев Дмитрий Николаевич

Миссия кафедры

Подготовка высококвалифицированных управленческих кадров для инновационного экономики России, комплексное решение научно-практических задач управления инновационным развитием экономики регионов и отраслей.

Стратегия

  1. Обеспечение развития науки в области инновационного управления реальным сектором экономики.
  2. Формирование передового уровня высшего управленческого профессионального образования.
  3. Расширение партнерских связей.

Цели и задачи

    Повышение интеллектуального и творческого потенциала выпускников.

    Обеспечение высокого уровня востребованности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

    Повышение эффективности деятельности кафедры на рынке образовательных услуг в соответствии с современными тенденциями.

    Содействие реализации инновационно-инвестиционных проектов на базе научно-технических разработок НГТУ с целью повышения экономического, социального и инновационного развития регионов и отраслей.

    Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательной деятельности.

    Обеспечение высокой квалификации ППС кафедры.

    Содействие росту инновационной активности коллектива кафедры.

Профессорско-преподавательский состав кафедры

  • 7 профессоров, докторов наук
  • 7 доцентов, кандидатов наук
  • 4 старших преподавателя

Направления подготовки

Кафедра выпускает:

1. Бакалавров по направлениям подготовки:

27.03.05 «Инноватика»

Профиль подготовки: «Управление инновациями»

Формы обучения:
- очная форма (4 года);
- заочная форма (5 лет);

27.03.03 «Системный анализ и управление»

Профиль подготовки: «Системный анализ и управление научно-техническими разработками»

Форма обучения:
- очная форма (4 года);
- заочная (5 лет).

2. Магистров по направлению подготовки:

27.04.05 «Инноватика»

Направленность: «Управление инновационными процессами»

Форма обучения:
- очная форма (2 года);
- заочная форма (2,3 года).

Приказом директора ГИИ т. Тюркина П.А. (№ 203 от 07.06.35) была образована кафедра «Организация и планирования производства», которую возглавил выпускник НММИ (ныне НГТУ) 1930 г. Ястребов Н.Е . инженер завода «Красное Сормово». Коллектив кафедры читал для студентов ГИИ только три дисциплины «Организация и планирование производства», «Техническое нормирование» и «Охрана труда и противопожарная безопасность».

С 1940 г. кафедра стала называться «Экономика и организация производства» и постепенно увеличивалось количество читаемых дисциплин, которые были ориентированы на конкретные отрасли промышленности.

В 1976 г. из состава преподавателей кафедры образуется новая кафедра «Охрана труда и техники безопасности» (в настоящее время «Инженерной экологии и охраны труда»), а в 1985 г. – выделена еще и кафедра «Экономика и организация приборостроения и энергетики» (в настоящее время «Экономика и предпринимательство»).

В 1985 г. кафедра переименована в кафедру «Экономика и организация машиностроения» (ЭОМ). С целью оптимизации распределения учебной нагрузки между кафедрами социально-экономического факультета, кафедра стала осуществлять подготовку по специальности 060800 – «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» по различным формам обучения.

В 2005 г. кафедра открыла новую специальность «Управление инновациями» и была переименована в кафедру «Управление инновационной деятельностью». Состав кафедры насчитывает 27 человек профессорско-педагогического состава.

В настоящее время заведующим кафедрой является Лапаев Дмитрий Николаевич , , действительный член российской академии естественных наук по секции проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства, а также академии инженерных наук им. А.М. Прохорова по секции инженерной экономики.

Кафедра имеет прочные связи с ведущими ВУЗами РФ, в том числе с Государственным университетом управления (г. Москва), Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом и Самарской государственной экономической академией.

Заведующие кафедрой

Яшин Сергей Николаевич

Федоров Олег Васильевич

Дурандин Михаил Матвеевич

Третников Николай Иванович

Момин Георгий Михайлович

Бобрынин Борис Николаевич

Зельцбург Лев Моисеевич

Ястребов Николай Ерофеевич

Направление подготовки «Системный анализ и управление»

Образовательная программа бакалавриата направлена на подготовку профессионалов в области исследования, анализа, разработки, проектирования и внедрения современных сложных систем и технологий, а также интеллектуальных систем управления.

Выпускники владеют методами и способами моделирования, анализа, синтеза, производства и эксплуатации систем различного назначения. Это системные аналитики- специалисты по разрешению информационных, организационно-технических и управленческих проблем.

Выпускники востребованы в IT-компаниях, в научно-исследовательских и отраслевых институтах, банках, органах государственного и муниципального управления, на предприятиях промышленности и других организациях: администрации гор. Н. Новгорода, районов Нижегородской области, ОАО РЖД,ОАО «Газпромбанк»,ЗАО «Банк ВТБ 24 и др.

Направление подготовки«Инноватика»

Образовательная программа подготовки бакалавров нацелена на кадровое обеспечение инновационных преобразований национальной экономики.Особенностью данного направления являетсямеждисциплинарное взаимодействиедисциплин в областях техники, технологий, экономики и управления.

В процессе обучения студенты приобретают знания и навыки управления процессами инновационных преобразований и инновационной деятельностью, а также навыки информационного, технологическогои финансового обеспечения деятельности предприятия.

Выпускники востребованы в следующих сферах: органы государственной власти и управления, организации и предприятия инновационной сферы, академические и научно-исследовательские организации, учреждения профессионального образования: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, Управление федеральной антимонопольной службы РФ по Нижегородской области,ОАО «Газпромбанк», Волговяткий Банк ОАО Сбербанк России, «1С-Рарус», Компания Мера НН, Предприятия группы «ГАЗ», Федеральная налоговая служба, ОАО «РЖД», ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ОАО «НИАЭП», а также в структурные подразделения НГТУ.

Магистерская программа предназначена для роста профессиональной квалификации студента, проявившего склонность к научной работе.

В процессе обучения магистранты приобретают навыки моделирования инновационного проекта; развития инструментальных средств, обеспечивающих поддержку и активизацию деятельности руководителя проекта на всех этапах жизненного цикла инновационного процесса.

Выпускники востребованы в следующих сферах: органы государственной власти и управления, организации и предприятия инновационной сферы, академические и научно-исследовательские организации, учреждения профессионального образования: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, Управление федеральной антимонопольной службы РФ по Нижегородской области,ОАО «Газпромбанк», Волговяткий Банк ОАО Сбербанк России, «1С-Рарус», Компания Мера НН, Предприятия группы «ГАЗ», Федеральная налоговая служба, ОАО «РЖД», ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ОАО «НИАЭП», а также в структурные подразделения НГТУ. Ряд выпускников продолжают обучение в аспирантуре по специальности 08.00.05. - Экономика и управление народным хозяйством.

Заведующий кафедрой Лапаев Дмитрий Николаевич

Должность, ученая степень, ученое звание:

Заведующий кафедрой «Управление инновационной деятельностью», заместитель директора ИНЭУ по научной работе, председатель Нижегородского регионального отделения ВЭО России, академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор

Аленкова Ирина Владимировна

Должность:

Заместитель заведующего кафедрой по учебной работе, старший преподаватель

Саксина Елена Валерьевна

Должность:

Заместитель заведующего кафедрой по научной работе

Кандидат экономических наук, доцент

Мурашова Наталья Александровна

Должность:

Заместитель директора ИНЭУ по общим вопросам

Ученая степень, ученое звание:

Кандидат технических наук, доцент

Глебова Ольга Владимировна

Ученая степень, ученое звание:

Доктор экономических наук, профессор

Корнилов Дмитрий Анатольевич

Ученая степень, ученое звание:

Доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН

Митякова Ольга Игоревна

Ученая степень, ученое звание:

Доктор экономических наук, профессор

Морозова Галина Алексеевна

Перед каждым жителем России все более остро встает проблема его конкурентоспособности в новой экономической и социокультурной ситуации.

В особой мере это ощущают на себе выпускники высших учебных заведений, если иметь в виду проблемы их дальнейшей востребованности и возможности самореализации.

Многие молодые люди используют понятие «конкурентоспособность» как синоним понятия успешности, достижения жизненного успеха.

Однако это не тождественные понятия. Успех - это, чаще всего, личностное понимание счастья и жизненного удовлетворения. Успех расслабляет. А вот желание быть конкурентоспособным требует более четкого и даже жесткого понимания и отношения к концепции личностного развития. Формирование личной конкурентоспособности предполагает высокое внутреннее напряжение и способность мобилизовывать, если не все, то основные личностные ресурсы, постоянную борьбу с собой и с другими людьми за жизненное пространство, за лидерство, за «свое место под солнцем». Конечно, бороться за себя нужно законными способами.

Но кто же и во имя чего должен в данном случае бороться, если иметь в виду наше студенчество?

Например, выпускники вуза должны бороться за то, чтобы их допустили в свою среду более опытные менеджеры.

Женской части деловой молодежи предстоит борьба за то, чтобы ее приняли в свое сообщество мужчины-руководители, мужчины-предприниматели.

Некоторые молодые люди мечтают о том, чтобы жить и работать в США. Не так давно автор имел возможность посмотреть на Америку своими глазами. Надо сказать, что там есть, на что смотреть.

Но мы получили также возможность узнать и понять, как живут и выживают рядовые американцы: молодые и не очень молодые, и даже пенсионеры. Мы ночевали не в гостиницах, а в нескольких американских семьях, у бывших жителей СССР.

Скажу прямо: учиться жить в условиях рынка лучше начинать в России. У нас климат отношений в обществе мягче и добрее. У нас добрые родители, заботливые бабушки и дедушки. Там этого нет. В любой день на работе человека может ожидать письмо начальства: «Спасибо, в Ваших услугах фирма больше не нуждается».

Не заработаешь достаточно денег в молодые годы - в старости нечем будет платить за медицинские и другие социальные услуги. И на помощь никто не придет.

Возможно, когда-то так будет и у нас, поэтому нужно уже сегодня овладевать искусством конкурирования на рынке труда.

Наша средняя школа дает детям обилие знаний - мы побеждаем на многих международных конкурсах. Это здорово! Наша высшая школа тоже дает много знаний - это замечательно. Но и школа, и вуз не учат молодежь искусству реальной жизни. А ведь еще древние говорили: «многознание уму не научает».

В этой связи я глубоко убежден, что наш российский студент не должен посвящать себя только овладению профессиональными знаниями, хотя это - самое главное. Нужно еще и учиться жить в новых условиях, овладевать законами, принципами и правилами конкурентной деятельности.

Разумеется, оставлять студента один на один с проблемой его послевузовского устройства - неверно. Ведь своих собственных детей мы не бросаем на произвол судьбы. Задача общества, государства, вуза - помочь студенту стать конкурентоспособным на рынке труда.

Кто это может делать?

Субъектами обеспечения конкурентоспособности студенчества могут выступать (рис. 13.1):

высшее учебное заведение, в лице и выпускающих кафедр и общевузовских служб;

предприятия-работодатели; родители студента; и, конечно, сам студент.

Рис. 13.1.

российского студенчества

В рамках разработанной и реализованной нами инновационной образовательной программы «Внутривузовская система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов в период обучения в вузе» мы определили систему совместных действий в этом направлении выпускающей кафедры, предприятий-работодателей, подключили к этой работе родителей.

Программа опирается на использование нескольких образовательных проектов:

интенсивное введение в профессию студентов младших курсов;

институт студенческих лидеров - как интенсивные технологии погружения студентов в реальную практическую деятельность;

саморазвитие студенческой молодежью своей конкурентоспособности;

студенческий учебно-научно-производственный отряд «Менеджер»;

управление реальным дипломным проектированием и трудоустройством студентов;

содействие трудоустройству студентов на основе системы взаимодействия выпускающей кафедры с предприягиями-работодателями.

К этому перечню следует добавить реализацию проектов, связанных с социальной поддержкой студентов на основе специальных образовательных технологий: «Управление личной карьерой» - для студентов первого курса, «Формирование оргкультуры в студенческой среде» - на втором году обучения, «Персональный менеджмент» - обучение студентов искусству управления собственной жизнью и карьерой на третьем курсе и, наконец, «Менеджмент в домашнем хозяйстве» - обучение студентов основам семейной жизни - на четвертом году обучения.

И, тем не менее, самое главное - это роль и механизмы поведения самого студента в обеспечении собственной конкурентоспособности.

Казалось бы, единственная задача студента - хорошо учиться. К сожалению, отличные оценки еще не гарантируют студенту жизненной устойчивости после завершения обучения. Проблемой обеспечения своей конкурентоспособности студент должен заниматься все студенческие годы, начиная с первого дня обучения. Ведь многое он уже упустил еще до поступления в вуз.

Совместно с группой студентов мы сделали попытку исследовать и разработать систему саморазвития студентами своей конкурентоспособности на современном рынке труда. Конечно, в реальной жизни все сложнее, чем в предлагаемой нами модели, и, тем не менее, наша модель опирается на следующее положение:

«В мире конкуренции всегда существует потребность найти пути, чтобы стать первыми или догнать остальных, пока еще не слишком поздно. А для этого требуются механизмы, которые могут упростить самые сложные вещи». Эти слова принадлежат М. Хаммеру, профессору школы бизнеса Гарвардского университета (США).

Общая беда российского студенчества, и это отмечают многие зарубежные работодатели, заключается в отсутствии у него конкурентоори-ентированности. Он зачастую не приучен думать дальше своей школы, своего вуза, дальше экзамена и зачета, дальше дипломного проекта. То есть не приучен заранее думать о последствиях своей учебы в вузе.

Своим студентам я всегда говорю: «Ваша главная проблема, ваша главная цель - хорошее трудоустройство, которого не будет без умения бороться за себя в реальной жизни. С самого начала обучения в вузе думайте не только и не столько о дипломе, думайте о главном - способности получить хорошую работу по специальности».

Что же мы понимаем под конкурентоориентированностью студента?

Это особая направленность мышления студента на необходимость постоянной борьбы за собственное выживание, успех и продвижение в современном мире во всех ситуациях, овладение технологиями такой борьбы.

Для конкурентоориентирования студента мы (общество, вуз, работодатели, родители) должны помочь ему хорошо понять несколько важных истин.

Первая истина. Многие сверстники его уже обошли еще до поступления в вуз: например, качеством учебы в школе, местом жительства, семейным окружением, здоровьем, индивидуальными способностями.

Вторая истина. Вступить в борьбу за себя никогда не поздно, но больше нельзя терять ни минуты.

Третья истина. Без освоения эффективных технологий борьбы за собственное благополучие конкурентоспособным стать невозможно.

Под конкурентоспособностью студента мы понимаем его способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда иметь к моменту завершения обучения в вузе гарантированную работу по своей специальности в престижной фирме и перспективы успешного продвижения вверх по служебной лестнице.

Как видно из нашей модели (рис. 13.2), эта задача требует серьезных и постоянных усилий студента в течение всего периода его обучения в вузе.

Такие усилия должны, на наш взгляд, опираться на две группы факторов организационного поведения студента.

А. Факторы стратегического поведения студента в период обучения в вузе (мы определили десять таких факторов).

Б. Факторы тактического поведения студента в период обучения в вузе (таких факторов - шесть).

К стратегическим факторам формирования конкурентоспособности студента мы относим следующие.

  • 1. Глубокая фундаментальная подготовка по направлению обучения.
  • 2. Постоянное стремление к успеху во всех делах и во всех ситуациях.
  • 3. Развитие в период учебы навыков организаторской деятельности.
  • 4. Развитие у себя предпринимательских способностей.
  • 5. Освоение с первого же дня обучения в вузе будущей профессиональной деятельности.
  • 6. Постоянная забота о повышении собственной репутации в обществе.
  • 7. Формирование и развитие долговременных деловых связей.
  • 8. Наличие и контроль реализации плана собственной жизни и деловой карьеры.
  • 9. Повышение личной работоспособности и укрепление здоровья.
  • 10. Обеспечение семейного благополучия.
  • 11. Умение ориентироваться на жизненное везение и удачу.
  • 12. Постоянный самоконтроль результатов личной деятельности.

Без удачи и везения в жизни, на наш взгляд, не обойтись. Но, все-

таки, какова «цена» этого фактора? Говорят, что «везет» тому, кто сам «везет». Уверен, что если все стратегические факторы предлагаемой модели будут как следует «работать», то необходимость в везении и его роль будут сведены к минимуму, а жизненный успех и конкурентоспособность будут в собственных руках делового человека.

Теперь о тактике поведения студента в период его обучения в вузе.

В нашей модели - пять тактических факторов поведения студента.

  • 1 - Интенсивное освоение первокурсником технологий обучения в вузе.
  • 2 - Личная организованность: умение жить и работать по системе.
  • 3 - Наличие и использование системы планирования своих дел на год, месяцы, недели и на каждый день, знание техники такого планирования.
  • 4 - Стремление и умение быть интересным для окружения - начальства, деловых партнеров, подчиненных и т.п.

организованность: умение жить и работать по системе

Планирование своих дел: на год, месяцы, недели и дни

Стремление

интересным

Стремление

кательным

Получение фундаментальных знаний по направлению обучения >

Постоянное стремление к успеху

Освоение технологий обучения в современном вузе

ВНЕШНЯЯ СРЕДА - СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА

Развитие навыков реальной организаторской , деятельности у

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА НА РЫНКЕ ТРУДА

Постоянный самоконтроль результатов и процессов личной деятельности

Развитие

предпринима

тельских

способностей

ВНЕШНЯЯ СРЕДА - СОСТОЯНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Жизненное везение и удача

Освоение будущей профессиональной деятельности / с первого дня обучения в вузе

Постоянная забота о повышении собственной репутации

Обеспечение

семейного

благополучия

Повышение

работоспо

собности

Наличие и реализация собственного плана жизни

Постоянное формирование и развитие долговременных деловых связей

ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Рис. 13.2. Модель самообеспечения конкурентоспособности российских студентов

5 - Стремление и умение быть привлекательным, приятным для общения.

Наша модель - действующая. По каждому фактору совместно со студентами проведены специальные исследования. На их основе студентам Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства предложены соответствующие технологии и созданы условия для их реализации.

Конкурентоориентированное мышление мы прививаем и развиваем все пять лет обучения : каждый день на занятиях, во всех формах внеаудиторной работы, на встречах с родителями и работодателями, на практиках, курсовом и дипломном проектировании. Мы - это преподаватели, аспиранты, студенческий актив, родители, работодатели, управленческий персонал университета.

Обучение технологиям конкурентной борьбы осуществляется в рамках специального курса «Управление личной карьерой». Курс читается всем студентам университета в первом семестре. Его основными модулями являются:

Как учиться в институте.

Как планировать свою жизнь и карьеру.

Как стать организованным человеком.

Как стать конкурентоспособными.

И соответствующее учебное пособие издано издательским домом «ИНФРА-М» .

На втором году обучения в рамках дисциплины «Организационное поведение» осваиваем культуру поведения, технологии получения высокой репутации, умение быть интересным и привлекательным и др.

На третьем году в рамках курса «Персональный менеджмент» студенты учатся искать работу, предлагать себя работодателю, адаптироваться и продвигаться .

И, наконец, на четвертом году осваивают технологии управления домашним хозяйством . Все это, конечно, на фоне серьезной профессиональной подготовки.

Одним из инструментов успешной конкурентной борьбы выступает специально разработанный для студента еженедельник или дневник времени. Это уникальное, постоянно действующее организационное подспорье студенту, желающему сделать карьеру .

Здесь есть многое: план жизни и карьеры, приоритеты года, план дел на год и месяцы, распорядки рабочих недель на весь год, графики учебных занятий, экзаменов и зачетов.

Специальное место отведено телефонным переговорам, деловым встречам, фиксации своих идей.

В приложениях к еженедельнику студент имеет: свои личные данные, полезные адреса в Интернете, биоритмы на год, самые нужные телефоны и адреса, дни рождения близких и нужных людей, памятки: как строить отношения с преподавателями, как добиваться успеха, как быть организованным, как быть интересным и многие, многие другие полезные сведения.

В завершение отметим, что выпускники Института экономики и менеджмента Пензенского ГУ АС на свою жизнь не жалуются, уверенно шагают вверх по профессиональной лестнице менеджера.

Литература

  • 1. Резник С.Д., Игошина И.А. Карьерный менеджмент: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014.
  • 2. Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2013.
  • 3. Резник С.Д., Игошина И.А., Шестернина О.И. Организационное поведение: Практикум. М.: ИНФРА-М, 2012.
  • 4. Резник С.Д., Бондаренко В.В., Удалов Ф.Е. Персональный менеджмент: Учебник. / Под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2013.
  • 5. Резник С.Д., Бондаренко В.В. Персональный менеджмент: Практикум. М.: ИНФРА-М, 2013.
  • 6. Менеджмент в домашнем хозяйстве. Учебное пособие. Пенза: ИГУ АС, 2005.
  • 7. Резник С.Д., Макарова С.Г. Гендерный менеджмент: женщины в управлении. М.: Финансы и статистика, 2009.
  • 8. Менеджмент организации: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование / Под ред. Э.М. Короткова и С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2012.
  • 9. Еженедельник студента. М.: ИНФРА-М, 2014.
  • 10. Резник С.Д., Сочилова А.А. Основы личной конкурентоспособности. М.: ИНФРА-М, 2012.
  • 11. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студенческой молодежи России: монография. / Под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2013.
  • Мы - это большая группа студентов и аспирантов нашего университета, в течение ряда лет под руководством автора исследовавших влияние и роль данных факторов на конкурентоспособность менеджеров.
  • У бакалавров экономики и менеджмента - четыре года.

Как уже отмечалось, конкурентоспособность вуза во многом зависит от конкурентоспособности его выпускников, которые представляют собой продавцов знаний и профессиональных навыков на рынке трудовых ресурсов.

В последние годы динамика спроса на рынке труда на специалистов определенного профиля и квалификации вступила в противоречие с традиционно сложившейся их подготовкой, что вынуждает вузы учитывать предъявляемые к ним требования со стороны работодателей, которые считают, что вузовская подготовка отстает от запросов бизнеса.

По мнению работодателей, выступающих заказчиками образовательных услуг, главными проблемами вузов, осуществляющих подготовку выпускников экономических специальностей, являются устаревшие программы и оторванность от практики. Однако это не единственные проблемы. Сравнительный анализ ответов опрошенных работодателей в период 2000–2010 гг. показал увеличение их требований, предъявляемых к выпускникам экономических вузов (табл. 5.7) .

Таблица 5.7. Требования работодателей к выпускникам экономических вузов

Требования работодателей

Умение понимать миссию компании

Свободное владение иностранным языком

Владение компьютерными и информационными технологиями

Умение адаптироваться к деловой культуре компании

Готовность работать в команде

Наличие опыта работы

Способность системного мышления

Способность к переработке большого объема информации и вычленению главной

Умение применять на практике полученные в вузе знания

Нацеленность на карьеру

Из табл. 5.7 следует, что перечень требований к выпускникам вузов за десять лет значительно расширился. Это во многом обусловлено развитием новых тенденций в содержании и структуре рабочих мест. Работодатели стремятся обеспечить бо́льшую гибкость наемного труда через ротацию рабочих мест, разнообразие трудовых навыков, повышение адаптивности, непрерывное обучение, внедрение гибких графиков рабочего времени и т. п.

Современный выпускник должен обладать так называемым проектным типом мышления, в основе которого лежит не стремление к стабильной и постепенной карьере в рамках одной организационной структуры, а интерес к конкретному проекту и достижению признания коллег-профессионалов.

Изменение требований работодателей происходит не только в профессиональной сфере труда, но и в социально-психологической и социально-культурной плоскостях. Если основными морально-психологическими качествами работника раньше были: дисциплина, знание своего места в организационной иерархии и технологической цепочке, исполнительность, то новые императивы ориентируют на бо́льшую инициативу и самостоятельность, способность работать во временных рабочих группах (командах), высокую мотивацию к переобучению.

Западные эксперты утверждают, что образовательная услуга производится качественно только в том случае, если вуз знает своего потребителя и требования работодателя.

В последнее время российские работодатели проявляют заинтересованность в установлении контактов с высшими учебными заведениями с целью определения требований к будущим специалистам. Ниже приведены результаты исследования, проведенного независимым рейтинговым агентством "РейтОР".

Пример

Результаты исследования показали слабый учет реальных проблем отрасли при организации учебного процесса и отсутствие у выпускников навыков решения конкретных производственных задач (3,1%), недостаточный уровень владения современными знаниями и навыками применительно к отрасли (2,9%), низкий уровень самообразования выпускников, поиска нужной информации (2,8%).

Были выявлены также негативные факторы, влияющие на закрепление молодых специалистов на предприятиях, среди которых выделяются недостаточный размер заработной платы, отсутствие навыка самостоятельного анализа и решения возникающих проблем, а также неумение применять полученные знания. При приеме на работу наиболее важными критериями для работодателей являются репутация вуза, наличие у выпускника соответствующей специальности, средний балл диплома. Были также определены причины необходимости дополнительной подготовки молодых специалистов, которую вынуждены проводить предприятия. Наиболее важными из них считаются недостаток практических навыков и умений, отсутствие опыта работы в команде. Приведенные факты свидетельствуют о том, что бизнес стал серьезнее относиться к образованию, так как его развитие требует привлечения все большего количества квалифицированных специалистов.

Конкурентоспособность выпускников зависит от их востребованности на рынке труда, которая определяется уровнем знаний, полученных в результате освоения образовательной программы, способностей и личных качеств.

По мнению работодателей, конкурентоспособность выпускников характеризуют следующие факторы: знание современных технологий, способность проводить переговоры и деловые встречи, умение применять теоретические знания на практике, способность генерировать новые идеи, мотивация к карьерному росту, жизненный оптимизм и др.

В учебной литературе предлагаются различные модели, характеризующие конкурентоспособность специалиста. Модель, представленная в табл. 5.8, ассоциируется с успехом как в профессиональной, так и в личностной сферах.

Таблица 5.8. Модель конкурентоспособности специалиста

Компетенции и способности выпускника

Составляющие

Общенаучные

Умение вести научно-исследовательскую деятельность

Умение структурировать знания и проводить эксперименты

Умение оценивать результаты исследований.

Умение применять экономические законы и теории, определять экономические показатели

Умение анализировать, моделировать и разрабатывать стратегии

Способность к самостоятельной подготовке

Способность участвовать в разработке инновационных методов, средств и технологий в области профессиональной деятельности и др.

Общетехнические и гуманитарные

Знания в области:

математики;

психологии;

правоведения;

информационных технологий;

иностранных языков и др.

Экономические и организационно-управленческие

Знания в области:

маркетинга;

менеджмента;

экономики;

инновационного менеджмента.

Умение разработать бизнес-план

Умение организовать работу коллектива

Специальные

Знания, умения и навыки в конкретной области деятельности

Широкий кругозор в конкретной области деятельности

Способности

Аналитические

Творческие

Практические

К непрерывному профессиональному росту

К непрерывному саморазвитию

К лидерству

Личные качества

Ответственность

Добросовестность

Инициативность

Оценка проводилась по 5-балльной шкале.

Аннотация:

В статье обозначена проблема повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. Конкурентоспособность выпускника определена как система способностей, ориентированная на социум, сложное интегральное свойство личности, способность максимального расширения собственных возможностей, высокое качество результатов ее деятельности. Проанализированы факторы, влияющие на возможности реализации и развития, накопленных молодыми специалистами в процессе профессионального образования знаний, умений и навыков. Выявлены факторы, оказывающие первостепенное влияние на повышение конкурентоспособности выпускников вузов в современных условиях.

Ключевые слова:

конкуренция, конкурентоспособность, выпускник, высшее образование, сфера образования, ВУЗ, личность, система подготовки.

Прежде всего, человек - это биосоциальное существо. Каждый из нас, уже с рождения, наделен определенными качествами, их принято называть врожденными, и к ним мы можем отнести, например, темперамент, психический склад личности, гендерные, половые и возрастные особенности и другие. Но ведь человеку недостаточно обладать лишь этим набором качеств. Сейчас очень важно отличаться от других людей не врожденными особенностями, а приобретенными, например, объемом накопленных знаний и умений, уровнем образования, что, по сути, и делает наше существование уникальным и отличным от других.

Для целей нашего исследования важно определить, что следует понимать под конкурентоспособностью личности. Согласимся с позицией Т.Г.Кутейцыной, объясняющей конкурентоспособность личности как систему способностей, ориентированную на социум, включающую свойства и качества личности, которые характеризуют максимальное расширение собственных возможностей, высокое качество результатов ее деятельности, определяют соответствующее индивидуальное поведение и обеспечивают внутреннюю гармонию и уверенность в себе .

Важно понимать, что понятие «конкурентоспособность» произошло от слова «конкуренция». Оно является комплексным, многофункциональным, системным, междисциплинарным и многоуровневым. Ученые из множества научных сфер занимались проблемами образования и его взаимосвязи с экономикой.

Значимыми составляющими национального богатства, в нынешних условиях, являются уровень образования и интеллектуальный потенциал социума, а основой прогресса, безопасности и стабильности страны - уровень образованности, профессиональной подготовки человека, его умение решать нестандартные задачи и стремление к творчеству^^. 67].

Человечество переживает смену веков и тысячелетий, что неизбежно влечет за собой глобальные изменения в социальной сфере: на смену индустриального общества пришло постиндустриальное общество, основным отличием которого является изменение отношения к человеку. Если в индустриальном обществе человек - объект и средство, то в постиндустриальном, он субъект и главная цель развития.

Сегодня, актуальность проблемы конкурентоспособности студентов и выпускников ВУЗов стоит очень остро. Ведь, не редки случаи, когда в период студенческой жизни абсолютно нет времени на поиск, а тем более, па сам процесс работы в организации. Поэтому, как только студент выходит из стен ВУЗа, он тут же сталкивается с высокими требованиями работодателей, особенно с теми, что касаются опыта работы .

В России о конкурентоспособности личности стали говорить не так давно. Во времена СССР, к данному понятию относились предвзято, ибо считали, что конкуренция - это антагонистическая борьба за более выгодные условия производства и сбыта товаров между частными производителями; при капитализме - она считалась борьбой за получение наивысшей прибыли между капиталистами; в социалистическом обществе считалось, что конкуренции нет .

Разумеется, в годы СССР выпускнику ВУЗа было гораздо легче влиться в социальную структуру общества, при том, что он обладал качественными знаниями и участвовал в общественной жизни. Поэтому, юный специалист в мог добиться более высокооплачиваемой и интересной работы, а значит, что он обладал высокой конкурентоспособностью. В то время студент или выпускник мог обладать и минимальными знаниями и навыками, и не оказаться безработным. Ведь в Советском союзе система планирования позволяла обучать лишь столько специалистов, сколько это требовалось для поддержания должного уровня экономики, именно поэтому выпускники ВУЗов не сталкивались с трудностями трудоустройства . Сейчас же современная Россия столкнулась с наступлением поры всесторонней оценки конкурентоспособной личности во всех сферах общественной жизни.

В настоящее время в России очень важно обеспечивать молодежь фундаментальными и постоянно совершенствующимися знаниями, которые поспособствовали бы формированию потребности в саморазвитии. Такое самостоятельное развитие важно для индивида как для создания профессиональной карьеры в настоящем, так и для обеспечения устойчивого политического и социального положения в будущем. Сейчас основной миссией образования стало развитие и воспитание высокообразованной, свободной и духовной личности, которая способна к самообразованию в условиях постоянно изменяющегося мира .

Обязательным качеством для высокообразованной личности является профессиональная, образовательная, социальная, культурно- духовная и информационно-коммуникативная компетенции. Чтобы сформировать эти компетенции у выпускника, очень важно совершить переход в образовательных заведениях от традиционного знаниево- ориентированного образовательного процесса к компетентностному . Это предоставит возможность обеспечить конкурентоспособность выпускников ВУЗов, которые смогут, благодаря данному подходу, выполнять социальные функции в обществе, участвовать в развитии инновационной экономики и реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал.

Вопрос о формировании конкурентоспособности выпускников сейчас является одной из самых актуальных проблем, стоящих перед ВУЗами. Понятие конкурентоспособность можно определить не только такими показателями, как востребованность профессии па рынке труда, уровень квалификации, мобильность, но и учитывать, что сюда также заложены жизненные цели, принципы, установки и самосознание будущего специалиста.

В конкурентоспособности выпускника можно выделить следующие составляющие: квалификационную, личностную, деловую и мотивационную :

  • - квалификационной составляющей присваивается центральное место среди остальных, так как она напрямую касается профессиональной трудовой деятельности и тем или иным образом затрагивает другие составляющие конкурентоспособности;
  • - личностная составляющая играет огромную роль при отношении и поведении выпускника к работодателю;
  • - деловая составляющая подразумевает, конкурентные преимущества молодого специалиста и влияет на формирование стратегии поведения во взаимодействии с работодателем, а также на построение карьерного роста;
  • - мотивационная является системообразующей составляющей, так как она определяет необходимые качества и способности для развития, также она связана и с системой ценностей и целей выпускника, которые так или иначе связаны с их трудовой деятельностью.

При рассмотрении составляющих конкурентоспособности недостаточно учитывать лишь потенциал выпускника, поскольку, помимо этого существуют еще и объективные особенности, например промежуточное положение выпускника, так как в процессе обучения ВУЗ оказал некое воздействие (соответствие выпускника требованиям данного учебного заведения), также выпускник подвергается влиянию требований работодателя и рынка труда. Немаловажным фактором здесь являются и условия, которые уже сложились на рынке труда, степень адаптированное™ к ним самого выпускника и умение эффективно взаимодействовать с работодателем.

В современный период высшее образование претерпевает значительные изменения и появляются некие тенденции в его развитии, например: введение информационных технологий в образовательную сферу, увеличение значимости стабильного взаимодействия между образовательной, научной и производственной сферой, повышение роли стандартизации учебных процессов, ужесточение конкуренции среди учебных заведений, что позволяет увеличивать качество работы каждого из них и др.

Бесспорно, особую значимость сейчас приобретает умение молодого специалиста приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям в экономике и технологиях. И задача высшего образования в данном случае должна заключаться в формировании у него способностей самостоятельно и непрерывно приобретать знания на протяжении всей жизни. Ведь на просторах современной экономики, человек, с его способностями, потенциалом, умениями, навыками и знаниями становится самым важным ресурсом. Поэтому, в качестве основного приоритета в социально-экономическом развитии страны выступает система самосовершенствования личности за счет качественного преобразования всей системы образования.

Современные требования экономики приводят к созданию многоцелевого образования, которое обеспечивает подготовку конкурентоспособных кадров. Например, целями такого образования можем выделить: формирование современной, социальной личности, формирование надлежащих компетенций специалиста, подготовка квалифицированных кадров.

Безусловно, наиболее конкурентоспособными выпускниками являются выпускники учебных заведений, которые занимают лидирующие позиции на рынке образовательных услуг. В данном случае, конкуренция предстает как соперничество за привлечение способных абитуриентов между образовательными учреждениями. Немаловажным фактором являются участие в инновационно-инвестиционной деятельности и труды профессорско-преподавательского состава.

Одним их главных критериев эффективности ВУЗов является конкурентоспособность их выпускников. В широком смысле конкурентоспособность специалиста подразумевает степень полезности качеств рабочей силы потенциальному покупателю - работодателю, а в узком - обладание такой профессией и такими качествами, которые дают работнику преимущество в борьбе с конкурентами за вакантное рабочее место . Уровень конкурентоспособности молодого специалиста во многом зависит от степени его соответствия профессиональным знаниям и личностным качествам требованиям профессии.

Компетентность выпускника - еще один существенный фактор, способствующий повышению его конкурентоспособности. Она проявляется, как правило, в профессиональной деятельности и содержит способности, знания, умения и навыки, которые необходимы для претворения в жизнь творческой деятельности личности.

В Японии, например, особое внимание уделено развитию целостного мышления, обеспечивающееся совместными усилиями организаций и ВУЗов. В США конкурентоспособность команды формируется за счет эффективности их деятельности.

Самыми распространенными системами подготовки специалистов являются: германская (в приоритете - химия, математика, физика, биология, то есть, естественное научная система) и американская (философия, социология, история, психология, то есть, гуманитарные науки). В связи с переходом России к рыночным отношениям, получила развитие американская система подготовки кадров, которая проявила себя в экономическом образовании. Однако, такой подход, в основном, дает сведения о прошлом, нежели о перспективах будущего, так как трудоемкость обучения при этом невысокая. И помимо ответа на вопросы кто? когда? каковы результаты? специалистам необходимо отвечать на вопросы и такого типа как: почему? как с этим работать? и к чему это может привести в будущем? Ведь, при ответе на последние вопросы, трудоемкость обучения сможет значительно увеличиться. Итак, гуманитарная подготовка не в состоянии создать систему образования, которая отвечала бы современным требованиям. Таким образом, возникает необходимость, использовать в учебных программах системную подготовку по вопросам экономической теории, маркетинга, менеджмента, экономики предприятий и др., тем самым повышая конкурентоспособность выпускников.

Таким образом, успешность молодого специалиста, а именно его конкурентоспособность на рынке труда, во многом зависит не только от качества предоставляемого образования, но и от личностных характеристик. Чтобы ВУЗам «вырастить» компетентного и способного выпускника, необходимо мотивировать студентов к самостоятельной работе, к развитию его творческих способностей в ходе учебных занятий и во внеучебной деятельности, а также не оставлять без внимания взаимодействие теоретического и практического обучения.

Список использованной литературы:

  • 1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://slovaronlinc.com/search?vord=KOHKypeHniiK.
  • 2. Карпенко, Е.З. Развитие системы профессиональной ориентации в интересах увеличения отечественного человеческого капитала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014.- № 6. - С.148-153.
  • 3. Карпенко, Е.З. Сверхзанятость учащейся молодежи как фактор снижения качества человеческого капитала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015.-№ 8. - С.69-75.
  • 4. Карпенко, Е.З. Условия формирования и развития человеческого капитала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015.- № 2. - С.65-70.
  • 5. Конкурентоспособность выпускников высшего профессионального образования на рынке труда [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/77/366/34271 .php
  • 6. Королева С.И. Результаты доступности и качества образования // Вестник Академии. 2011,-№4.-С.117- 119.
  • 7. Кутейницына Т.Г. Конкурентоспособность специалиста: критическое прочтение отечественных публикаций - 2014 - №2.- С. 1-24.
  • 8. Михалкин В.С. Концепция целостности естественно-научного цикла дисциплин технического ВУЗа // Интеграция образования.- 2003.-№1.-С.77-79.
  • 9. Москвитин Г.И. Теория и практика принятия решений. М: Издательство. Кно- рус, 2016.
  • 10. Общие основы педагогики [Электронный ресурс]

URL:http://www.studfiles.ru/preview/l 721433/page:3/ - пособие.

11. Терелянская И.В. Психологические подходы к понятию конкурентоспособности личности/ И.В. Терелянская, И.В. Курышева // Мир науки, культуры, образования,- 2012.-№2.-С.236-238.

Колобова Татьяна Викторовна

магистрант факультета Экономики, управления и финансов. АНО ВО «Российский новый университет»



error: