Общее землеведение в системе географических наук. Основы общего землеведения

В первую очередь землеведение - это базовая географическая дисциплина, на которой основываются такие разделы географии, как биогеография, космическое землеведение, климатология, а также почвоведение, метеорология и океанология. Таким образом, без ясного понимания задач и инструментов этой дисциплины невозможно качественное изучение других дисциплин.

Объект изучения

География и землеведение изучают Землю, ее поверхность и строение, а также следят за всеми процессами, которые происходят в среде обитания человека. Современными учеными землеведение относится к естественно-научному блоку географических дисциплин наряду с палеогеографией, гидрологией и почвоведением.

Главным объектом интереса землеведов является географическая оболочка Земли, которая имеет крайне сложное устройство и состоит из нескольких сфер, каждая из которых имеет свои особенности строения. Сегодня основные объекты изучения землеведения - это атмосфера, литосфера, гидросфера и биосфера.

Стоит отметить, что каждая из названных сфер изучается самостоятельной наукой, но вся оболочка как единое целостное образование, имеющее внутреннее непротиворечивое строение и свои законы функционирования, изучается именно землеведением.

Методы исследования в землеведении

Все многообразие научных методов землеведения - это общенаучные методы, междисциплинарные и специфические. Сложность каждого из этих методов обусловлена сложностью изучаемого объекта.

Наиболее продуктивной схемой изучения земной оболочки считается та, при которой интегрируются различные методы. Например, разумным считается совмещать исторический анализ и Кроме того, развитие современной вычислительной техники позволяет использовать такой эффективный метод исследования Земли, как моделирование.

Эффективным моделирование делает тот факт, что сегодня ученые располагают огромным массивом данных о состоянии экологии, климате и гидрологии и благодаря методу больших данных могут обобщать всю имеющуюся у них информацию, делая важные выводы.

Происхождение Земли

Землеведение 6 класса уделяет также внимание и тому, каким образом происходило формирование планеты. Сегодня ученые благодаря методу моделирования и имеющихся данных имеют довольно ясное представление о том, что планета формировалась из газо-пылевого облака, которое по мере остывания формировало планеты и малые космические объекты, такие как метеориты.

Кроме того, география 6 класса и землеведение изучают материки и океаны, а также тектонические платформы, которые образуют земную кору. Стоит обратит внимание на то, что толщина коры варьируется в зависимости от того, измеряется она на континенте или на океаническом дне.

Континентальная кора состоит из гранитного, базальтового и осадочного слоев и достигает толщины 40-50 километров. В то же время толщина земной коры на океаническом дне не превышает шести километров.

Гидросфера Земли

Гидросфера планеты является одной из тех оболочек, которые изучает землеведение. Это одна из самых важных для человеческой жизнедеятельности сфер, так как без чистой воды человек не сможет долго прожить, в то же время значительное число жителей планеты не имеют регулярного доступа к чистой качественной питьевой воде. Вся гидросфера земли состоит из подземных вод, рек, озер, океанов, морей и ледников.

Подземными водами называют все источники и резервуары воды, расположенные под земной поверхностью. Ложем подземных резервуаров служат водоупорные слои земной коры, которыми являются глиняные залежи и граниты.

Реками называют естественные потоки воды, которые движутся от истока, расположенного на возвышенности, к устью, расположенному в низине. Питание рек составляют талые воды, дожди и подземные источники. Важной особенностью реки как естественного водоема считается то, что она движется по руслу, которое сама себе прокладывает за продолжительное время.

На планете существуют несколько великих рек, которые оказывают огромное влияние на развитие культуры и производительных сил человечества. К таким рекам относят Нил, Евфрат, Тигр, Амазонку, Волгу, Енисей и Колорадо, а также некоторые другие полноводные реки.

Биосфера Земли

Землеведение - это не только наука о строении земной оболочки и физических процессах, проходящих в земной коре, но и дисциплина, изучающая развитие и взаимодействие крупных биологических сообществ. Современная биосфера состоит из десятков тысяч различных экосистем, каждая из которых сформирована в уникальных природных и исторических условиях.

Стоит отметить, что биологическая масса распределена на Земле крайне неравномерно. Большинство из многих миллионов видов живых организмов сосредоточены в местах, где имеется достаточное количество кислорода, солнечного света и питательных веществ - т.е. на поверхности земли и в верхних слоях земной коры и океана.

Однако последние научные данные свидетельствуют о том, что жизнь имеется также и на дне океанов, и даже в вечной мерзлоте Антарктиды.

Общее Землеведение

Картографию

Страноведение.

географическая оболочка

Место общего землеведения

Вид- ландшафтная сфера.

Общее землеведение –

(Общее землеведенье- .)

Становление общего землеведения как науки, вклад в развитие учения о ГО, Варения, Гумбольдта, Докучаева, Григорьева, Берга, Калесника.

Развитие ОЗ. неотделимо от развития географии. Следовательно, задачи географии – задачи ОЗ.

Бернхад Варений:

А. Гумбольдт (учёный, путешественник, исследователь Ю. Америки)

-- Вскрыл значениеанализа взаимосвязей как ведущей нити географ. наук.

Заложил основы географии растений, обосновал биоклиматическую широтную и высотную зональность. Издал труд «космос» - где сделал первый шаг к обоснованию взгляда на земную поверхность. Вывел термины – Жизнесфера, и сфера разума (ноосфера)

В.В. Докучаев

-- Издал книгу «Русский чернозём» , вскрыл сложный механизм взаимодействия компонентов ГО. Выводит закон мировой географической зональности, и считает зональность всеобщим законом природы.



А.А. Григорьева

-- Выступил со статьёй « Предметы и задачи физической географии», в которой сказал про то что земная поверхность представляет собой вертикальную зону или оболочку. В его работах и трудах нашёл обоснование и основной метод исследования ГО – Балансовый метод, радиационный баланс, баланс тепла и влаги.

Л.С. Берг

-- Заложил основные учения о ландшафте и географических зонах.

С.В. Калесник

-- Пишет работу « Основы общего землеведения» в котором отражает что

физико-географическая оболочка и физико-географический процесс не противоречат друг другу, а отражают разные стороны.

3 Основные представления о Солнечной системе и планетах. Солнечно-земные связи.

1 а.е. = 149 600 000 км

1 св. год = 9,49 * 10 12

Наша галактика --- Млечный путь. Расстояние от Солнечной системы до центра 23 – 28 тыс. св. лет. Солнце находится на периферии Галактики. Солнечная система вращается вокруг Галактики со скоростью 200 – 220 км/сек., совершая один оборот за 180- 200 млн лет. Земля облетела галактику не больше 20 раз.

Солнечная система. В центре звезда – солнце, девять планет, 60 спутников, радиус солнечной системы 5,9 млрд км.

Солнце центральная и самая близкая к земле звезда. Возраст 5 – 4,6 млрд. лет.

Состоит из водорода – 71%, гелий 27%, на остальные газы 2%.

Планеты расположены так: земная группа, твёрдые планеты, (Меркурий – Венера – Земля – Марс) Планеты гиганты, газовые шары, малая плотнасть - (Юпитер – Сатурн – Уран – Нептун – Плутон.)

Общие свойства:

Шарообразная форма

- вращение вокруг солнца (против часовой стрелки)

Осевое вращение в том же направлении (Венера и Уран исключение)

Орбиты близки к окружности, кроме Меркурия и Плутона орбиты вытянуты.

Орбиты в одной плоскости. И каждая планета в два раза дальше от солнца, чем другая.



Солнечно – земные связи ответные реакции ГО на изменение солнечной активности.

Динамический фактор (Положение земной оси на орбите)

Энергетический фактор (поступление радиации)

Вещественный поток альфа и бета частиц,

Уровень солнечной активности изменяется каждые 11 лет + вековой цикл активности.

Планета Земля (форма, размер, объём, вес, плотность и др.) и их значение для ГО.

Планета земля третья от солнца. Спутник – Луна.

Форма:

Сфера (общая модель)

Элипсойд вращения (используется модель в картографии для определения сеток и др. вычислений.)

Rэкв – 6378,160 км

Rпол – 6356,777 км

Сжатие 21,383 км

Трёхосный кардиоидальный Элипсойд вращения (Северный полярный радиус больше южного на 30 – 100 м)

оборот за 23ч 56 мин 4 сек.

Полный оборот за 365 суток 6ч 9 мин 9 сек

Наклон земли 66.33,22,

Радиус земли 6371 км

Плотность 5,5 г/см3

Объём 1,08 *1012км3

Вес 5,98 *1024 кг

Площадь 510 млн км2

Значение

Наличие дня и ночи

Полярные круги

Смена времён года

Образование поясов

Сила Кариолиса

Не равномерность распр. Тепла --- образование климата.

Равнины.

В рельефе материков выделяют платформенные равнины и горные страны. Платформенные равнины составляют 64% суши, горные страны – 36%.

Платформенные равнины – наиболее распространенный тип рельефа докембрийских и эпипалеозойских платформ – выровненные участки поверхности с небольшим превышением относительных высот, соответствующие устойчивым участкам суши (платформам). Общая черта равнин Они располагаются на разной высоте над уровнем моря, в связи с чем различают: 1) лежащие ниже уровня моря – депрессии (Прикаспийская низменность); 2) низменные равнины высотой от 0 до 200 м (Русская, Западно-Сибирская, Амазонская); 3) возвышенные равнины высотой от 200 до 500 м; 4) нагорные равнины, поднимающиеся выше 500 м. Чередуясь с приподнятыми над ними сильно разрушенными горными хребтами, они образуют нагорья (Армянское, Иранское, Мексиканское), входящие составной частью в обширные горные системы.

По геологическому строению и истории развития равнины делятся на: Аккумулятивные равнины обладают хорошо развитым покровом осадочных отложений,. Подобные участки платформ принято называть плитами (Восточно –Европейская, Туранская, Западно-Сибирская, Амазонская, Великие равнины в Северной Америке).

Пластовые равнины испытавшей погружение небольшой амплитуды. Значительные площади Восточно-Европейской и Северо-Американской платформ относятся к пластовымравнинам.

Денудационные равнины свойственны тем платформам или их участкам, которые на протяжении почти всей своей истории испытывали тенденцию к поднятию.

Шельфовые равнины – затопленные мелководными морями аккумулятивные равнины материков, сохраняющие реликтовые формы рельефа (например речные долины), образовавшиеся в надводных условиях.

Новая глобальная тектоника.

Основные положения новой глобальной тектоники:

1 Литосфера земли подстилается менее вязкой оболочкой – астеносферой.

2 Литосфера разделена на разделена на крупные жесткие плиты

3 Литосферные плиты перемещаются, раздвигаясь, подвигаясь, скользят относительно друг друга.

4 Перемещение по теореме Эйлера

5 Спрединг компенсируется субдукцией.

6 Перемещение плит происходит под действием конвективных течений в мантии.

Циклоны и антициклоны.

Циклон – плоский восходящий атмосферный вихрь, проявляющийся у земной поверхности областью пониженного давления, с системой ветров от периферии к центру против часовой стрелки в СП и по часовой – в ЮП.

Циклоны; - фронтальные, центральные, тропические и термические депрессии.

Фронтальные циклоны образуются на Арктическом и Полярном фронтах: на Арктическом фронте Северной Атлантики (около восточных берегов Северной Америки и у Исландии), на Арктическом фронте в северной части Тихого океана (около восточных берегов Азии и у Алеутских островов). Циклоны обычно существуют несколько суток, двигаясь с запада на восток со скоростью около 20-30 км/ч. На фронте возникает серия циклонов, в серии по три-четыре циклона. Каждый следующий циклон находится на более молодой стадии развития и двигается быстрее. Циклоны нагоняют друг друга, смыкаются, образуя центральные циклоны – второй тип циклона. Благодаря малоподвижным центральным циклонам поддерживается область пониженного давления над океанами и в умеренных широтах. Тропические циклоны образуются на тропических фронтах чаще всего между 5º и 20º с. и ю. ш. Возникают они над океанами в конце лета и осенью, когда вода нагрета до температуры 27–28º С. Мощный подъем теплого и влажного воздуха приводит к выделению огромного количества теплоты при конденсации, что определяет кинетическую энергию циклона и низкое давление в центре. восточное побережье Азии, северное побережье Австралии, Аравийское море, Бенгальский залив; Карибское море и Мексиканский залив.

Термические депрессии возникают на суше из-за сильного перегрева участка поверхности, поднятия и растекания воздуха над ним. В результате у подстилающей поверхности образуется область пониженного давления.

Антициклон – плоский нисходящий атмосферный вихрь, проявляющийся у земной поверхности областью повышенного давления, с системой ветров от центра к периферии по часовой стрелке в СП и против часовой – в ЮП.

Антициклоны подразделяются на фронтальные, субтропические антициклоны динамического происхождения и стационарные.

В умеренных широтах в холодном воздухе возникают фронтальные антициклоны, которые перемещаются сериями с запада на восток со скоростью 20–30 км/ч. Последний заключительный антициклон достигает субтропиков, стабилизируется и образует субтропический антициклон динамического происхождения. К ним относятся постоянные барические максимумы на океанах. Стационарный антициклон возникает над сушей в зимний период в результате сильного выхолаживания участка поверхности.

Зарождаются и устойчиво держатся антициклоны над холодными поверхностями Восточной Арктики, Антарктиды, а зимой и Восточной Сибири. При прорыве арктического воздуха с севера зимой антициклон устанавливается над всей Восточной Европой, а иногда захватывает Западную и Южную.

Зона саванн и редколесья

1.Местоположение:

Зона саванн и редколесий развита в Африке, Южной Америке, Азии (Индостан) и на северо-западе Австралии. В Африке охватывает Судан, Восточную Африку, водораздельные плато Конго – Замбези и Замбези – Лимпопо, часть котловины Калахари; в Южной Америке – бассейн Ориноко и часть Гвианского массива, а также Громадную территорию Бразильского массива и Гран-Чако; в Австралии – северную четверть материка; В Азии – Индостан к югу от 220 с.ш.

2.Характеристика температурного режима, осадков:

Температура самого холодного месяца в пределах зоны от 12 до 200, самого теплого 20-350. атмосферных осадков в году в разных районах от 100 до 500 мм (местами до 1000 мм). Очень отчетлива смена сухого и влажного сезонов. Речная сеть редкая: в период дождей – бурные короткие паводки, в засуху – длительное мелководье, мелкие водотоки пересыхают.

Почвы черные, красно-бурые, коричневые, серо-коричневые; в индии в красно-бурых почвах на небольшой глубине образуется уплотненный горизонт карбонатных конкреций (канкара).

4.Растительность:

В своей основе саванна – это тропический тип травянистой растительности, отличающийся от степной наличием ксерофильных низкорослых редко стоящих деревьев, многим из которых свойственна зонтиковая крона. Основной фон саванны создают жестколистные злаки. Деревья, произрастающие в саванне, имеют длинную корневую систему, достигающую 50-60 м, многие деревья приобретают зонтиковую форму кроны (акации) для уменьшения испарения. В Западной Африке большие площади занимают влажные саванны, в них высота злаков может достигать 5 м. В сухих саваннах высота злаков намного меньше, часто встречаются мощные листопадные деревья – баобабы (высота до 25 м, поперечник ствола – 10 м и более, возраст деревьев может достигать 1000 лет). В саваннах Австралии произрастают эвкалипты с примесью акаций, большие пространства заняты густыми зарослями ксерофитных кустарников – скрабом.

5.Животный мир:

Животный мир саванны исключительно богат. Обилие трав влечет и обилие копытных, много грызунов, крупных и мелких хищников, пресмыкающихся. В саваннах Африки распространены копытные животные, большую их часть составляют антилопы. Встречаются носороги, жирафы, слоны, львы, шакалы, гиены. В саваннах Австралии живут различные виды кенгуру, очень много грызунов и насекомых.

Пустыни земного шара.

Пустыни распространены в умеренном поясе Северного полушария, субтропических и тропических поясах Северного и Южного полушарий. Характеризуются условиями увлажнения (годовая сумма осадков меньше 200 мм, а в экстрааридных районах - менее 50 мм; коэффициент увлажнения, отражающий соотношение осадков и испаряемости, - 0-0,15). В рельефе - сложное сочетание нагорий, мелкосопочника и островных гор со структурными пластовыми равнинами, древними речными долинами и замкнутыми озёрными впадинами. Эрозионный тип рельефообразования сильно ослаблен, широко распространены эоловые формы рельефа. Большей частью территория пустынь бессточна, иногда их пересекают транзитные реки (Сырдарья, Амударья, Нил, Хуанхэ и другие); много пересыхающих озёр и рек, часто меняющих свои очертания и размеры (Лобнор, Чад, Эйр), характерны периодически пересыхающие водотоки. Грунтовые воды часто минерализованы. Почвы развиты слабо, характеризуются преобладанием в почвенном растворе водно-растворимых солей над органическими веществами, обычны солевые коры. Растительный покров разрежен (расстояние между соседними растениями от нескольких десятков см до нескольких метров и более) и покрывает обычно менее 50 % поверхности почвы; в экстрааридных условиях практически отсутствует.

Песчаные пустыни населены из растений в основном колючими кустарниками, из животных - пресмыкающимися и мелкими степными животными. В песчаных пустынях над местами залегания подземных вод встречаются оазисы - «островки» с густой растительностью и водоёмами. Снежные пустыни в основном находятся за полярными кругами и населены животными, устойчивыми к холоду.

По характеру почв и грунтов:

  • песчаные - на рыхлых отложениях древнеаллювиальных равнин;
  • лёссовые - на лёссовых отложениях подгорных равнин;
  • суглинистые - на слабокарбонатных покровных суглинках равнин;
  • глинистые такыровые - на подгорных равнинах и в древних дельтах рек;
  • глинистые - на низкогорьях, сложенных соленосными мергелями и глинами,
  • галечные и песчано-галечные - на гипсированных плато и подгорных равнинах;
  • щебнистые гипсированные - на платах и молодых подгорных равнинах;
  • каменистые - на низкогорьях и мелкосопочниках;
  • солончаковые - в засоленных понижениях рельефа и по морским побережьям.

Лесотундра и тундра.

Лесоту́ндра - субарктический тип ландшафта, в котором на междуречьях угнетённые редколесья чередуются с кустарниковыми или типичными тундрами.

Средние температуры воздуха в июле 10-12°С, а в январе в зависимости от нарастания континентальности климата от −10° до −40 °C. За исключением редких таликов грунты повсеместно многолетнемерзлые. Почвы торфянисто-глеевые, торфяно-болотные

Кустарниковые тундры и редколесья меняются в связи с долготной зональностью. В восточной части североамериканской лесотундры вместе с карликовыми берёзами и полярными ивами растут чёрная и белая ели, а на западе бальзамическая пихта

В фауне лесотундры господствуют лемминги также разных видов в разных долготных зонах, северные олени, песцы, куропатки белая и тундряная, полярная сова и большое разнообразие перелетных, водоплавающих и малых, селящихся в кустарниках, птиц. Лесотундра - ценное оленье пастбище и охотничьи угодья.

Ту́ндра - вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами. Тундра находится севернее зоны тайги. По характеру поверхности тундры бывают болотистые, торфянистые, каменистые. Южную границу тундры принимают за начало Арктики.

Тундра отличается очень суровым климатом (климат - субарктический), живут здесь только те растения и животные, которые выносят холодЗима продолжительная (5-6 месяцев) и холодная (до −50° С). Лето также относительно холодное, средняя температура июня около 12° С, с приходом лета оживает вся растительность. Летняя и осенняя тундра богата грибами и ягодами.

Растительность тундры составляют в первую очередь лишайники и мхи; встречающиеся покрытосеменные растения - невысокие травы (особенно из семейства Злаки), кустарники и кустарнички.

Дикие олени, лисицы, снежные бараны, волки, лемминги и зайцы-русаки - типичные обитатели российской тундры. А вот птиц не так и много: лапландский подорожник, белокрылая ржанка, краснозобый конёк, зуёк, пуночка, полярная сова и белая куропатка.

В тундре полностью отсутствуют пресмыкающиеся, зато очень большое количество кровососущих насекомых.

Реки и озёра богаты рыбой (нельма, чир, омуль, ряпушка и др.).

Зональность и азональность.

Важнейшая географическая закономерность – зональность – закономерное изменение компонентов или комплексов от экватора к полюсам благодаря изменению угла падения солнечных лучей. Основные причины зональности – форма Земли и положение Земли относительно Солнца, а предпосылка – падение солнечных лучей на земную поверхность под углом, постепенно уменьшающимся в обе стороны от экватора.

Основоположником учения о зональности был русский почвовед и географ В.В. Докучаев, который считал, что зональность – это всеобщий закон природы. Географы разделяют понятия компонентная и комплексная зональность. Ученые выделяют горизонтальную, широтную и меридиональную зональность.

По причине зонального распределения солнечной лучистой энергии на Земле зональны: температуры воздуха, воды и почвы; испарение и облачность; атмосферные осадки, барический рельеф и системы ветров, свойства ВМ, климаты; характер гидрографической сети и гидрологические процессы; особенности геохимических процессов и почвообразования; типы растительности и жизненные формы растений и животных; скульптурные формы рельефа, в известной степени типы осадочных пород, наконец, географические ландшафты, объединенные в связи с этим в систему природных зон.

Зоны не везде образуют сплошные полосы. Границы многих зон отклоняются от параллелей, в пределах одних и тех же зон наблюдаются большие контрасты в природе. Поэтому наряду с зональностью выделяют другую географическую закономерность – азональность. Азональность – изменение компонентов и комплексов, связанное с проявлением эндогенных процессов. Причина азональности – неоднородность земной поверхности, наличие материков и океанов, гор и равнин на материках, своеобразие местных факторов: состав горных пород, рельеф, условия увлажнения и др. Азонален эндогенный рельеф, т.е. размещение вулканов и тектонических гор, строение материков и океанов.

Существует две основные формы проявления азональности – секторность географических поясов и высотная поясность . В пределах географических поясов выделяются три сектора – материковый и два приокеанических. Наиболее ярко секторность выражается в умеренном и субтропическом географических поясах, слабее всего – в экваториальном и субарктическом.

Высотная поясность – закономерная смена поясов от подножия к вершине горы. Высотные пояса не копии, а аналоги широтных зон, в основе их выделения лежит уменьшение температуры с высотой, а не изменение угла падения солнечных лучей.

месте с тем высотная поясность имеет много общего с горизонтальной зональностью: смена поясов при подъеме в горы происходит в той же последовательности, что и на равнинах при движении от экватора к полюсам.

Географический ландшафт.

Основной единицей в ландшафтоведении предлагается считать ландшафт, т.е. такой полный ПТК, в структуре которого непосредственно участвуют все основные компоненты, начиная с земной коры и заканчивая животными, населяющими данный ПТК.

Термин «ландшафт имеет» международное признание. Он взят из немецкого языка (Land – земля и schaft – взаимосвязь).

Ландшафт – территориально ограниченный участок земной поверхности, характеризующийся генетическим единством и тесной взаимосвязью слагающих его компонентов (А.А. Григорьев, Н.А. Солнцев. С.В. Калесник, А.Г. Исаченко).

Совокупность ландшафтов образуют системы более высокого уровнятип ландшафта.

Созданные людьми ландшафты называются антропогенными, техногенными или искусственными. По мнению ряда авторов (Л.П. Шубаев), термины «антропогенный и техногенный» не совсем удачны, поскольку ландшафты не созданы людьми, а только ими преобразованы. Основные зональные компоненты – горные породы, почвы, воздух, воду – человек пока изменяет мало. Сочетание естественных и искусственных ландшафтов Л.П. Шубаев предлагает назвать современными ландшафтами.

По степени изменения все ландшафты можно разделить на шесть групп (А.Г. Исаченко, 1965):

Неизмененные – ледники, нетронутые участки тропических пустынь, заповедники;

Слабо измененные – естественные луга и пастбища, водоемы;

Нарушенные нерациональным использованием – вторичные обедненные леса;

Сильно нарушенные и превращенные в бедленд – эродированные, вторично засоленные, вторично заболоченные земли, горные выработки;

Преобразованные или культурные – поля, сады, плантации, парки;

Искусственные – города, села, дороги, плотины.

Охрана природы в Беларуси

Согласно Закону РБ «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (1994), к таковым относятся: государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу РБ.

Заповедники являются исключительно природоохранными научно-исследовательскими учреждениями государственного значения, в задачи которых входит:

Сохранение в натуральном состоянии природного комплекса, входящего в состав заповедника;

Организация мониторинга окружающей среды;

Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы;

Популяризация природоохранных взглядов и дела охраны природы.

В настоящее время функционируют Березинский биосферный и Полесский радиационно-экологический заповедники, общая площадь которых – 297,3 тыс га.

Национальные парки – это комплексные природоохранно-хозяйственные и научно-исследовательские учреждения, задачами которых являются:

Сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов природы;

Организация экологического просвещения и воспитания населения;

Проведение научных исследований;

Организация рекреационной деятельности;

Ведение комплексного хозяйства и др.

На территории Беларуси созданы четыре национальных парка: Беловежская пуща, Припятский, Нарочанский и Браславские озера, общая площадь – 337,5 тыс га.

Заказники определены как территории, выделенные с целью сохранения и восстановления одного или нескольких видов природных ресурсов и поддержания общего экологического баланса. В зависимости от предназначения заказники подразделяются на:

Ландшафтные, или комплексные, определенные для сохранения и восстановления особо ценных природных ландшафтов и комплексов; всего по РБ – 11 (62 тыс га);

Биологические (ботанические, зоологические) – 54 (424,3 тыс га);

Палеонтологические (сохранение отдельных ископаемых объектов и их комплексов);

Гидрологические (болотные, озерные, лесные) – 17 (108,0 тыс га).

Хозяйственная деятельность в заказниках осуществляется в такой форме, которая не наносит ущерба охраняемому объекту. Сеть заказников государственного значения дополняют заказники местного значения – 29 ландшафтных (50,2 тыс га), 21 гидрологический (36,2 тыс га), 71 биологический (201,5 тыс га) и 405 геологических (108,7 тыс га).

1 География в системе наук о земле и жизни общества. Место общего землеведения в системной классификации географических наук.

2 Становление общего землеведения как науки, вклад в развитие учения о ГО, Варения, Гумбольдта, Докучаева, Григорьева, Берга, Калесника.

3 Основные представления о Солнечной системе и планетах. Солнечно-земные связи.

4Планета Земля (форма, размер, объём, вес, плотность и др.) и их значение для ГО.

5 Движение Земли. Суточное Вращение Земли вокруг оси и его следствия.

6Движение Земли по орбите вокруг солнца и его следствия

7 Оболочечное строение Земли. Физическое состояние, хим. Состав, движение сейсмических волн во внутренних частях земли.

8 Земной магнетизм. Источники внутренней энергии планеты.

9 Возраст земли. Геохронология.

10 Эпохи горообразования. Географическое распространение.

11 Главные элементы рельефа Земли: горы и равнины. Их различия по высоте и происхождению.

12. Основные структурные элементы поверхности земли: материки и океаны. Гипсографическая кривая.

13 Гипотеза неомобилизма. Формирование материковых глыб и океанических впадин.

14 Современные представления о типах земной коры.

15 Строение и состав литосферы. Эпейрогенез.

16 Главные морфоструктуры Земли. Древние платформы и их строение и распространение.

17 Геосинклинали. Основные стадии и геосинклинальные пояса.

18 Сейсмические явления их причины. Сейсмические пояса.

19 Вулканизм, типы вулканов и их географ. распр.

20 экзогенные процессы в литосфере: выветривание, деятельность вод, ледников, ветра.

21 Реки. Питание, режим, роль в географической оболочке и хоз. Деятельности человека.

22 Озёра и их географическое распространение. Типы котловин, генетическая классификация, хар-ка водных масс.

23 Особенности строения ложа Мирового океана. Физические и химические свойства океанических вод.

24 Динамика вод мирового океана: течение, приливные явления, волны. Их значение в развитии ГО.

25 Общие представления о гидросфере. Жизнь в океане. Современные экологические проблемы Мирового океана.

26 Атмосфера. Строение, состав, происхождение. Значение для ГО.

27 Солнечная радиация: понятие, виды, численные хар-ки.

28 Схема общей циркуляции атмосферы.

29 Законы атмосферного давления. Барические центры.

30 Ветры. Их влияние на погоду и климат. Постоянные, переменные и местные ветры.

31 Циклоны и антициклоны.

32 Типы осадков. Их связь с солнечной радиацией и динамикой атмосферы.

33 Типы климатов по Алисаву. Экваториальный и субтропический пояс.

34 Характеристика субэкваториального и умеренного климат. Поясов.

35 Характеристика тропического и антарктического поясов.

36 Современные экологические проблемы атмосферы.

37 Географические типы воздушных масс и их свойства. Атмосферные фронты.

38 Учинение Вернадского о биосфере, её эволюции и ноосфере.

39 Биосфера, её границы и состав. Проблемы нарушения биологического равновесия в природе.

40 Биостром. Роль органического вещества в развитии географической оболочки. Биологический круговорот.

41 Общие закономерности Земли (Колесников)

42 Основные законы географической оболочки.

43 Заповедники и национальные парки.

44 Круговорот вещества и энергии. (литосфера, гидросфера, атмосфера.)

45 Географический закон зональности. Физико-географические пояса и природные зоны.

46 Характеристика зоны влажных экваториальных лесов.

47 Зона саванн и редколесья

48 Пустыни земного шара.

49 Характеристика субтропического географического пояса.

50 Характеристика лесов умеренного пояса.

51 характеристика степей умеренного и субтропического пояса.

52 Лесотундра и тундра.

53 Зона ледяных антарктических пустынь.

54 зональность и азональность.

55 Современные взгляды на происхождение человека

56 Позитивные и негативные последствия хоз. Деятельности.

57 Календарь как система счёта времени.

58 Географический ландшафт.

59 Географическая оболочка – предмет изкчения ОЗ. Зональности по Калеснику.

60 Охрана природы в Беларуси

География в системе наук о земле и жизни общества. Место общего землеведения в системной классификации географических наук.

Географией называют комплекс тесно связанных между собой наук, которые делятся на четыре блока, Каждый этот блок делится в свою очередь на системы наук.

Физико-географические (общая физическая география – Общее Землеведение ) + (Региональная физическая география) -- Все науки блока изучают географическую оболочку.

Социально -экономико-географические науки

Картографию

Страноведение.

географическая оболочка сложная внешняя оболочка Земли, в приделах которой происходят интенсивные взаимодействия всех сред и сфер под воздействием солнечной энергии и других космических явлений.

Место общего землеведения (таксонов ступени- цикл, семейство, род, вид)

Цикл – земля, семейство- земная поверхность, род-- географ. оболочка,

Вид- ландшафтная сфера.

Предметом изучения оз является структура, взаимосвязи и функционирование ГО как целой системы.

Общее землеведение – фундаментальная наука, изучающая общие закономерности строение, функционирования и развития ГО в целом. Её компонентов и природных комплексов в единстве и взаимодействии с окружающим пространством и временем, и устанавливая пути создания современных природных обстановок. Тенденций и их преобразований.

(Общее землеведенье- это наука или учение о окружающей среде человека, где осуществляются все наблюдаемые процессы и явления и функционирование живых организмов .)

Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студ. географ. спец. вузов. - M.: Высш. шк., 1990. - 335 c.
ISBN 5-06-000639-5
Скачать (прямая ссылка): obsh_zemleveden.pdf Предыдущая 1 2 > .. >> Следующая
Общее землеведение принадлежит к числу фундаментальных географических наук. Его нельзя рассматривать как введение в физическую географию.
По существу, это методологическое вступление в мир географии в целом. Учение о географической оболочке - та призма, которая помогает определить географическую принадлежность изучаемых предметов, процессов и целых научных дисциплин. Например, земная кора, если изучать только ее физические свойства, представляет собой предмет геофизики; земная кора с точки зрения ее состава, строения и развития изучается геологией; и та же земная кора как структурная часть географической оболочки исследуется географией, точнее, общим землеведением. To же самое относится к атмосфере, изучением которой занимается геофизическая наука метео-
1 Гагарин Ю. Вижу Землю. M., 1971. С. 56.
5

рология. Однако ее нижние слои (тропосфера), входящие в географическую оболочку, служат носителями климата и изучаются одной из отраслевых географических дисциплин - климатологией. Принципы и методы изучения географической оболочки как целостной динамической системы являются сквозными для всех других физико-географических наук - страноведческих и отраслевых. Системный же подход с анализом взаимосвязей между структурными частями объекта, широко используемый при установлении закономерностей общего землеведения, сохраняет свое значение во всех подразделениях не только физической, но и экономической географии.
Современная география, подобно биологии, химии, физике и другим фундаментальным наукам, представляет сложную систему обособившихся в разное время научных дисциплин. Какое же место занимает общее землеведение в системной классификации географических наук? Отвечая на этот вопрос, сделаем одно пояснение. У каждой науки различаются объект изучения и предмет изучения. При этом предмет изучения науки становится объектом изучения целой системы наук на более низкой классификационной ступени. Таких классификационных ступеней - таксонов - четыре: цикл, семейство, род, вид (рис. 1).
Вместе с географией в цикл наук о Земле входят биология, гео-югия, геофизика, геохимия. У всех этих наук один объект изучения- Земля, но каждая из них имеет свой предмет изучения. У биологии это органическая жизнь, у геохимии - химический состав Земли, у геологии - ее недра, а у географии - земная поверхность как неразрывный комплекс естественного и социального происхождения. На уровне цикла мы видим предметную сущность единства географии, о чем давно уже писал В. А. Анучин (1960). Географию обособляет в цикле наук о Земле не один предмет изучения, но и основной метод - описательный. Старейший и общий для всех географических наук описательный метод продолжает усложняться и совершенствоваться вместе с развитием науки. В самом названии география (от греч. ge-Земля и grapho - пишу), заключен и предмет и основной метод исследования этой науки.
География на уровне цикла - это нерасчлененная география, родоначальница всех других географических наук. Она изучает наиболее общие закономерности и нерасчлененной называется потому, что ее выводы одинаково распространяются на все последующие подразделения географической науки.
Семейство географических наук образуют физическая и экономическая география, страноведение, картография, история и методология географической науки. Все они имеют один объект изучения - земную поверхность, предметы же изучения -разные. Предметом изучения физической географии служит географическая оболочка Земли, экономической географии - хозяйство и население в форме территориальных социально-экономических систем. Науки
6

[,Ландшафтная] сфера
Ландшафтное страноведение Общее ландшафт оведение Морфология ландшафтов Картирование ландшафтов Геофизика ландшафта Геохимия I ландшафта 1 Биофизика ландшафта
Вид ландшафтоведч еоких наук
Рис. 1. Место общего землеведения в системной классификации географических
наук
7

географического семейства в той или иной мере связаны с науками других семейств цикла наук о Земле. Физическая география немыслима без знания основ геологии, биологии, геофизики. Особенно далекие «внецикловые» взаимосвязи свойственны экономической географии - общественной науке, опирающейся во многом на законы политической экономии. И все же теснее всего она связана с физической географией, своей «соседкой» по семейству наук. Приходится сожалеть, что в недалеком прошлом было затрачено много усилий не на поиски системных взаимосвязей физической географии с экономической, а на их различия, даже противопоставление, что вело к разрыву этих близких наук.
Наиболее полное выражение синтез физической географии с экономической находит в страноведении. На уровне семейства оно имеет общегеографический - триединый (природа, население, хозяйство) - характер. Одни из лучших страноведческих монографий этого типа - «Киргизия» (1946) С. Н. Рязанцева, «Центральная Европа» Э. Мартонна (1938), «Северная Америка» А. Боли (1948), «Индия и Пакистан» О. Спейта (1957).
В семействе географических наук особое место занимает история и методология географической науки. Это не традиционная история географических открытий, а история географических идей (разумеется, на фоне расширявшихся географических открытий), история становления современных методологических основ географической науки. Первый опыт создания лекционного курса по истории и методологии географической науки принадлежит Ю. Г. Ca-ушкину (1976).

Юлия Александровна Гледко

Общее землеведение: учебное пособие

Допущено

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего образования по специальностям «География (по направлениям)», «Гидрометеорология», «Космоаэрокартография», «Геоэкология»


Рецензенты:

кафедра физической географии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка» (доцент кафедры физической географии кандидат географических наук О. Ю. Панасюк);

декан факультета естествознания, доцент кафедры географии и охраны природы учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Шарухо

Введение

Общее землеведение – это отрасль географии, изучающая закономерности структуры, функционирования, динамики и эволюции географической оболочки на разных территориальных уровнях: глобальном, континентальном, зональном, региональном, локальном. Роль общего землеведения в системе географических наук уникальна. Представления землеведения (зональность, целостность, системность, эндогенное и экзогенное происхождение ряда форм рельефа и т. д.) играют ведущую роль в формировании гипотез о строении внешних оболочек других планет Солнечной системы, определяющих программы их исследования с помощью космических средств. Большинство наук о Земле опираются на базисные представления землеведения о взаимосвязях атмосферы, гидросферы, растительности и рельефа, суши и океанов, различных природных зон.

Общее землеведение – основа географического образования, его фундамент в системе географических наук. Наиболее важной задачей дисциплины является изучение географической оболочки, ее структуры и пространственной дифференциации, основных географических закономерностей. Эта задача обусловливает теоретическое содержание дисциплины. Наиболее общим для географии является закон географической зональности, поэтому в курсе общего землеведения прежде всего рассматриваются факторы, формирующие географическую оболочку и основную ее структурную особенность – горизонтальную (широтную) зональность. Законы целостности, эволюции, круговоротов вещества и энергии, ритмичности рассматриваются для всех сфер географической оболочки с учетом экологических условий.

Концепция землеведения, которая сложилась как системное учение о целостном объекте – географической оболочке – главным образом на протяжении XX в., в настоящее время приобретает дополнительную основу в виде космического землеведения, изучения глубинного строения Земли, физической географии Мирового океана, планетологии, эволюционной географии, исследования окружающей среды, ее сохранения для человечества и всего биологического многообразия. В связи с этим направленность общего землеведения заметно трансформировалась – от познания фундаментальных географических закономерностей к исследованию на этой основе «очеловеченной» природы с целью оптимизации природной среды и управления процессами, в том числе обусловленными человеческой деятельностью и ее последствиями, на планетарном уровне.

Современным направлением землеведения является создание единой интегрированной цифровой модели географической оболочки, подобной уже существующим моделям климатической системы, океанов, подземных вод и др. Ставится задача моделирования отдельных оболочек с целью постепенной интеграции их в единую модель планеты. Ключевым в построении данной модели в отличие от моделирования климата, океанов, оледенения является включение человеческой деятельности как основной силы, изменяющей географическую оболочку и в то же время зависящей от изменений, в ней происходящих. Перспектива создания такой модели заключается в широком использовании компьютерных технологий, развитии геоинформационных систем разного профиля и назначения, разработке новых принципов и средств сбора, обработки, хранения и передачи данных. Возникает необходимость во все большем объеме привлекать новые источники информации: аэрокосмические съемки, автоматические наблюдения с наземных и морских станций. Использование материалов аэрокосмических съемок позволяет получить новые фундаментальные знания о строении и развитии географической оболочки, организовать мониторинг геосистем разного ранга, обновить фонды топографических и тематических карт, а также создавать новые картографические документы научного и прикладного значения.

Представления и модели землеведения, существующие в настоящее время, наиболее ярко проявляются в процессе решения глобальных проблем, затрагивающих интересы всего человечества. Так, с концепциями землеведения связаны проблемы загрязнения атмосферы и гидросферы, включая переход локальных воздействий в глобальные, структурно-динамические изменения, происходящие в литосфере, нарушение регуляторной функции биоты и т. д.

Таким образом, спектр стоящих перед землеведением теоретических и практических задач огромен: исследование эволюции географической оболочки Земли; изучение истории взаимодействия природы и общества; анализ стихийных катастрофических природных явлений в их связи с хозяйственной деятельностью человека; разработка сценариев для моделирования отдельных оболочек с целью объединения их в единую модель планеты, прогнозирование глобальных изменений с учетом связей в системе «природа – население – хозяйство».

Место общего землеведения в системной классификации географических наук

1.1. Общее землеведение в системе географических наук

Географией называется комплекс тесно связанных между собой наук, который делится на четыре блока (Максаковский, 1998): физико-географические, социально-экономико-географические науки, картографию, страноведение. Каждый из этих блоков, в свою очередь, подразделяется на системы географических наук.

Блок физико-географических наук состоит из общих физико-географических наук, частных (отраслевых) физико-географических наук, палеогеографии. Общие физико-географические науки делятся на общую физическую географию (общее землеведение) и региональную физическую географию.

Все физико-географические науки объединяет общий объект исследования. Большинство ученых пришли к единому мнению о том, что все физико-географические науки изучают географическую оболочку. По определению Н.И. Михайлова (1985), физическая география – наука о географической оболочке Земли, ее составе, структуре, особенностях формирования и развития, пространственной дифференциации.

Географическая оболочка (ГО) – сложная внешняя оболочка Земли, в пределах которой происходят интенсивные взаимодействия минеральной, водной и газовой сред (а после возникновения биосферы – и живого вещества) под воздействием космических явлений, прежде всего солнечной энергии. Единой точки зрения по поводу границ географической оболочки среди ученых не существует. Оптимальными границами ГО являются верхняя граница тропосферы (тропопауза) и подошва зоны гипергенеза – граница проявления экзогенных процессов, в пределах которых находится основная масса атмосферы, вся гидросфера и верхний слой литосферы с живущими или жившими в них организмами и следами человеческой деятельности (см. тему 9).

Таким образом, география не является наукой о Земле вообще (такая задача была бы непосильной для одной науки), а изучает только определенную и довольно тонкую ее пленку – ГО. Однако и в этих пределах природа изучается многими науками (биология, зоология, геология, климатология и др.). Какое же место занимает общее землеведение в системной классификации географических наук? Отвечая на этот вопрос, необходимо сделать одно пояснение. У каждой науки различаются объект и предмет изучения (объект науки – конечная цель, к которой стремится любое географическое исследование; предмет науки – ближайшая цель, задача, стоящая перед конкретным исследованием). При этом предмет изучения науки становится объектом изучения целой системы наук на более низкой классификационной ступени. Таких классификационных ступеней (таксонов) четыре: цикл, семейство, род, вид (рис. 1).

Вместе с географией в цикл наук о Земле входят геология, геофизика, геохимия, биология. Объектом всех этих наук является Земля, но предмет изучения у каждой из них – свой: для географии это земная поверхность как неразрывный комплекс естественного и социального происхождения; для геологии – недра; для геофизики – внутреннее строение, физические свойства и процессы, происходящие в геосферах; для геохимии – химический состав Земли; для биологии – органическая жизнь.

Транскрипт

1 1 Министерство образования Республики Беларусь Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь А.И.Жук Регистрационный ТД- /тип. ОСНОВЫ ОБЩЕГО ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: Биология; Биология. Дополнительная специальность; Биология. Валеалогия СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию П.Д. Кухарчик СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего и среднего специального образования Ю.И. Миксюк Первый проректор Государственного учреждения образования Республиканский институт высшей школы И.В.Казакова Эксперт-нормоконтролер Минск 2008

2 2 СОСТАВИТЕЛИ: О.Ю.Панасюк, доцент кафедры физической географии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат географических наук, доцент; А.В.Таранчук, доцент кафедры физической географии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат географических наук, доцент РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра общего землеведения Белорусского государственного университета; В.С.Хомич, заместитель директора по научной работе государственного научного учреждения Институт проблем использования природных ресурсов и экологии Национальной академии наук Беларуси, доктор географических наук, доцент РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ: Кафедрой физической географии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол 12 от 2 апреля 2008 г.); Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол 3 от 24 апреля 2008 г.); Научно-методическим советом по естественнонаучному образованию Научно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию (протокол 4 от 19 мая 2008 г.) Ответственный за выпуск: Н.Л.Стреха

3 3 Пояснительная записка В системе педагогического образования курс «Основы общего землеведения» является своеобразным связующим звеном между природоведческими знаниями, навыками и представлениями, полученными в школе, и глобальным естествознанием. Ускоренное развитие научной мысли и наличие нового фактического материала требуют внедрения их в сферу обучения для совершенствования её содержательной части и подготовки специалистов на современном уровне. Новые данные, полученные во всех отраслях человеческих знаний, появление и активная разработка идеи устойчивого развития общества, коэволюции (сотворчества) человека и природы привели к необходимости отразить эти моменты в процессе рассмотрения вопросов возникновения и развития нашей планеты, существования и изменения на ней жизни. Программа по дисциплине «Основы общего землеведения» разработана в соответствии с образовательным стандартом «Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень» для специальностей Биология; Биология. Дополнительная специальность, Биология. Валеология. Целью изучения дисциплины «Основы общего землеведения» является изучение общих закономерностей строения, функционирования и развития географической оболочки в единстве и взаимодействии с окружающим пространством на разных уровнях его организации (от Вселенной до атома), установление путей создания и существования современных природных (природно-антропогенных) ситуаций и тенденций их возможного преобразования в будущем. Задачи дисциплины: изучение состава географической оболочки (её геосфер и компонентов); изучение структуры географической оболочки характера связей между компонентами геосфер, и процессов, обеспечивающих эти связи; выяснение причин и способов образования структуры географической оболочки; выявление закономерностей развития географической оболочки (её компонентов и всей в целом); выявление пространственных закономерностей формирования структуры географической оболочки (её компонентов и всей в целом); формирование знаний о строении, происхождении и современной динамике процессов, происходящих в атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере; изучение географической номенклатуры «Основы общего землеведения» является интегрированной дисциплиной, включающей знания по частным дисциплинам, таким как астрономия, геология, климатология, гидрология, геоморфология, почвоведение. При отборе материала в первую очередь учитывалась необходимость обеспечить наиболее полное раскрытие предмета изучения и задач данной

4 4 дисциплины. Основными методами (технологиями) обучения дисциплины являются проблемное обучение, коммуникативные и игровые технологии. Данная дисциплина логично связана с другими дисциплинами учебного плана по специальностям Биология; Биология. Дополнительная специальность. К числу дисциплин, изучение которых студентами необходимо для успешного изучения «Основ общего землеведения» относятся специальные дисциплины «Основы современного естествознания», «Ботаника», «Зоология». Сам курс является базовым для других дисциплин природоведческого профиля: «Эволюционное учение», «Основы сельского хозяйства», «Биогеография», «Зоология», «Ботаника». В соответствии с требованиями образовательного стандарта в результате изучения дисциплины «Основы общего землеведения» выпускник должен: знать: общие черты Вселенной и её эволюции, особенности строения и происхождения Солнечной системы и планеты Земля, космическое воздействие на Землю; общие особенности Земли как планеты, закономерности её внутреннего строения, происхождения, движения, свойства Земли и их географические следствия; структуру географической оболочки, состав и свойства ее основных частей; общие географические закономерности развития и функционирования географической оболочки; экологические проблемы, возникающие в географической оболочке; минимум географических названий, понятий и терминов; уметь: применять знания об основных понятиях, концепциях, теориях, закономерностях в отношении к конкретным объектам; объяснять основные природные явления, происходящие в сферах географической оболочки; объяснять взаимосвязи между компонентами географической оболочки и процессами, происходящими в ней; формулировать основные географические закономерности и определять границы их проявления; анализировать тематические карты, графики, диаграммы; составлять по различным источникам (учебным пособиям, тематическим картам, атласам) климатические, гидрологические и другие природные характеристики территорий; пользоваться литературными и другими источниками географической информации, иметь навыки их реферирования. Всего на изучение дисциплины «Основы общего землеведения» максимально отводится 162 часа, из них 68 аудиторных (36 лекции, 24 лабораторные занятия, 8 семинарские занятия).

5 Наименование разделов 1. Введение. Место курса «Основы общего землеведения» в системе наук о Земле 5 Примерный тематический план Количество аудиторных часов Всего 2 2 в том числе лекций лабораторных занятий семинарских занятий 2. Земля во Вселенной План и карта Внутреннее строение и состав Земли. Литосфера Рельеф Земли Атмосфера Гидросфера Биосфера Географическая оболочка Географическая среда и человеческое общество Итого:

6 6 Содержание учебного материала Раздел 1. Введение. Место курса «Основы общего землеведения» в системе наук о Земле Предмет и задачи курса «Основы общего землеведения». Земля и Вселенная. Современные представления о строении Вселенной. Галактика «Млечный путь» и место в ней Солнечной системы. Влияние дальнего Космоса на процессы, происходящие на Земле. Строение Солнечной системы. Влияние тел Солнечной системы на географическую оболочку Земли. Луна, как спутник Земли и ее характеристика. Гипотезы о происхождении Солнечной системы. Раздел 2. Земля во Вселенной Общая характеристика Земли как планеты. Форма Земли и ее географические следствия. Вращение Земли вокруг оси и его следствия. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена пор года. Раздел 3. План и карта План и карта, отличия между ними. Градусная сеть и географические координаты. Масштаб, его виды. Условные знаки карты. Способы отображения рельефа. Глазомерная съёмка местности. Способы ориентирования на местности. Раздел 4. Внутреннее строение и состав Земли. Литосфера Оболочечное строение Земли. Земная кора, мантия, ядро, их физические свойства и химический состав. Типы земной коры. Образование, миграция и дифференциация вещества. Минералы и горные породы, их происхождение и классификация. Литосфера составная часть географической оболочки. Современные представления о литосфере. Геохронология. Основные эпохи горообразования в истории Земли. Теория новейшей глобальной тектоники литосферных плит (неомобилизма). Раздел 5. Рельеф Земли Энергетические источники и процессы рельефообразования. Эндогенные процессы, их роль в деформации земной коры (тектонические движения, землетрясения, вулканизм). Рельефообразующая роль тектонических движений земной коры: складкообразовательные, разрывные, колебательные движения и их проявление в рельефе. Основные типы морфоструктуры Земли. Платформы, их строение, географическое распространение. Геосинклинали, их строение, эволюция. Географическое распространение горных систем разного возраста. Эпигеосинклинальные и возрожденные горы. Равнины. Генетические типы равнин. Географическое распространение крупнейших равнин. Современные тектонические проявления. Вулканизм, землетрясения. Географическое распространение и причины. Экзогенные процессы: выветривание - физическое, химическое, органогенное, денудация и аккумуляция. Проявление в литосфере экзогенных процессов. Морфоскульптура. Деятельность текучих вод. Формы

7 7 флювиального рельефа, созданные временными и постоянными водотоками. Карстовый и суффозионные рельеф, условия его образования и формы. Рельефообразующая деятельность ледников. Области современного развития гляциальных рельефообразующих процессов. Формы высокогорного рельефа, созданные ледником. Рельеф областей плейстоценового оледенения. Криогенные процессы, условия их проявления и формы рельефа в областях многолетней мерзлоты. Геоморфологические процессы, связанные с деятельностью ветра (дефляция, корразия, транспортировка, аккумуляция). Условия способствующие развитию эоловых форм рельефа. Формы рельефа характерные для аридных областей. Береговые процессы и рельеф морских побережий. Географические закономерности распространения экзогенного рельефа. Рельеф дна Мирового Океана. Антропогенный и биогенный рельеф. Раздел 6. Атмосфера Атмосфера. Состав и строение. Солнечная радиация, радиационный баланс. Температура воздуха, её суточный и годовой ход. Влажность воздуха. Осадки. Давление атмосферы и его измерение. Особенности распределения атмосферного давления. Ветер, скорость и направление ветра. Общая циркуляция атмосферы. Ветры местной и общей циркуляции. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погода и климат. Погода, её типы. Прогноз погоды. Климат, факторы климатообразования. Изменение климата под влиянием техногенных факторов. Охрана атмосферы. Раздел 7. Гидросфера Понятие о гидросфере как одной из оболочек Земли. Важнейшие свойства природной воды. Происхождение воды на Земле. Круговорот воды в природе и его роль в географической оболочке. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Физико-химические свойства морской воды: солёность, прозрачность, температура, плотность. Морские течения и их классификация. Географическое значение морских течений. Жизнь в Мировом океане. Биологические и минеральные ре6сурсы океана. Охрана морских вод. Подземные воды и их классификация по происхождению, условиям залегания, температуре, минерализации. Источники. Роль подземных вод в природе и хозяйственной деятельности. Охрана подземных вод. Реки. Водное питание рек и водный режим. Скорости течения, сток и расход воды в реках. Формирование продольного и поперечного профиля речной долины. Охрана рек. Озёра, классификация озёр по происхождению водной массы, озёрных котловин, минерализации. Водный и температурный режим озёр. Эволюция озёр. Значение озёр в природе и их охрана.

8 8 Водохранилища, пруды и их роль. Болота, особенности их образования. Типы болот, их распространение. Роль болот в географической оболочке. Охрана. Раздел 8. Биосфера Понятие о биосфере, ее состав, строение, границы. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ее эволюции, ноосфере. Роль живого вещества в атмосфере, гидросфере, литосфере, педосфере (почвенная сфера). Формирование почвенного покрова в разных природных зонах. Биологический круговорот вещества и энергии в биосфере. Роль организмов в круговороте основных элементов в биосфере. Жизненные сообщества организмов. Систематика живых организмов. Видовое многообразие растений и животных. Распространение живых организмов на суше и в океане. Характеристика биоценоза. Биогеоценоз. Биологическая продуктивность и биомасса. Пищевые (трофические) цепи живых организмов. Экологнческие пирамиды. Раздел 9. Географическая оболочка Представление о возникновении географической оболочки, ее границах. Основные этапы развития географической оболочки (добиогенный, биогенный, антропогенный, ноосферный). Общие закономерности географической оболочки: круговороты вещества и энергии, единство и целостность, ритмичность, зональность, азональность. Секториальность (секторность). Вертикальная поясность. Географические пояса и природные зоны. Дифференциация географической оболочки по зональным и азональным признакам. Общая и компонентная зональность. Природные комплексы. Значение системного подхода при изучении природных комплексов. Понятие о ландшафтах, как основных природно-территориальных комплексах. Динамика ландшафтов. Антропогенные и культурные ландшафты. Раздел 10. Географическая среда и человеческое общество Географическая среда и ее роль в развитии общества. История взаимодействия человека и природы. Расширение и углубление процесса техногенеза в эпохи научно-технического прогресса и его последствия в географической оболочке. Глобальные изменения в географической оболочке, вызванные естественными (внутренними и внешними) и искусственными (антропогенными) факторами. Негативные антропогенные изменения природной среды (опустынивание, изменение ландшафтов суши, нефтяное загрязнение океана, исчерпание минерального сырья, парниковый эффект, разрушение озонового слоя, проблема кислотных осадков, модели изменения климата, Чернобыльская авария и др.). Глобальные проблемы регионального масштаба (появление новых болезней, разрушение коралловых рифов, появление чуждых биологических видов, разрушение многолетней мерзлоты, таяние наземных ледников и др.). Мониторинг окружающей среды. Проблемы сохранения биологического разнообразия.

9 Основная 9 Список основной и дополнительной литературы 1. Бобков А.А., Селиверстов Ю.П. Землеведение. М., Боков В.А., Селиверстов Ю.П., Черванев И.Г. Общее землеведение. СПб., Кудло К. К. Землязнаўства і краязнаўства, Мн., Лісоўскі Л. А. Землязнаўства і краязнаўства. Мазыр, Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение. М Мильков Ф.Н. Общее землеведение. М., Неклюкова Н.П. Общее землеведение. М.,1974, Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Землеведение и краеведение. Мн., Савцова Т.М. Общее землеведение. М., Шубаев Л.П. Общее землеведение. М., Дополнительная 1. Богословский Б.Б. Озероведение. М., Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. М., Долгушин Л.Д., Осипова Г.Б. Ледники. М., Донской Н.П. Основы экологии и экономика природопользования. Мн., Завельский Ф.С. Время и его измерение. М., Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М., Казначеев В.П. Проблемы экологии города и экологии человека. М., Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. М., Кац Н.Я. Болота земного шара. М., Леонтьев О.К., Рычагов Г.И. Общая геоморфология. М., Маврищев В.В. Основы экологии. М., Марцинкевич Г.И., Клицунова Н.К. и др. Ландшафты Белоруссии. Мн., Никонова М.А.Землеведение и краеведение. М., Панасюк О.Ю., Е.В.Ефременко, Вагнер Н.М. Вопросы и задания по изучению географической номенклатуры карты в курсе «Общее землеведение». Мн., Панасюк О.Ю., Н.М.Вагнер. Рельеф земной поверхности. Формы рельефа, созданные эндогенными процессами. Мн., Погосян Х.П. Общая циркуляция атмосферы. Л., Погосян Х.П., Туркетти З.А. Атмосфера Земли. М., Сладкопевцев С.А. Землеведение и природопользование. М., Степанов В.Н. Мировой океан. М., 1974.

10 Степанов В.Н. Планетарные процессы и изменения природы Земли. М., Чилидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. М., Шубаев Л. П. Воды суши. М., Якушко О.Ф. Основы геоморфологии. Мн., 1997.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Землеведение имеет большое народно-хозяйственное значение, так как помогает планированию и размещению отраслей сельского хозяйства и промышленного производства, охране природы и рациональному

Цикл дисциплин АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «География» (Наименование дисциплины) Направление подготовки: 06.03.01 Биология Квалификация (степень): бакалавр Дата последнего обновления:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный аграрный университет» В.В. Стрельников, В.Г. Живчиков ГЕОГРАФИЯ В ДВУХ

География 6 класс Содержание раздела (темы) Планируемые результаты изучения раздела (темы) Раздел «Географическое познание нашей планеты» Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни

1. Цель освоения дисциплины ОБЩЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ Сформировать систему знаний о наиболее общих закономерностях, строении, функционировании и динамике географической оболочки Земли как целостной природной

Приложение 2.3.1 к ООП ООО МБОУ «КСОШ 1» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ГЕОГРАФИЯ» 5 6 класс 2018 г. 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета Обучающийся научится: 1. использовать различные источники географической

Рабочая программа учебного предмета «География» Приложение 3.9 к основной образовательной программе основного общего образования 1. Требования к уровню подготовки В результате изучения географии ученик

География. (10 класс, 68 часов) Пояснительная записка Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. На изучение географии в

2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: -называть методы изучения Земли; -называть основные результаты выдающихся географических

Муниципальное общеобразовательное учреждение Дунаевская основная общеобразовательная школа. Согласовано на заседании МО Учителей-предметников Протокол от «Утверждаю» Приказ от Рабочая программа предмета

Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный университет Географический факультет УТВЕРЖДАЮ Программа дополнительного вступительного испытания по специальности 1-31 80 17 Метеорология,

Урока Количество часов Календарно-тематическое планирование в 6 классе Тема Дата проведения Характеристика основных видов деятельности обучающихся ТСО, ИКТ, наглядность По кален Факт дарю Введение (1 час)

Рабочая программа по географии 6 класс. Пояснение Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17.12.2010г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 118» РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол 1 от «29» августа 2018 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа 118 И.Л.Туйчиева

Содержание учебного предмета. Источники географической информации. География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления

Короновский Н.В. Геология: Учебник для эколог. специальностей вузов / Н.В.Короновский, Н.А.Ясаманов. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 448 с. В книге рассмотрены форма, строение

Муниципальное общеобразовательное учреждение Грибановская основная общеобразовательная школа Принято Утверждаю Школьным методическим Директор школы объединением Г.В. Родченкова 1 от 30.08.13г. Приказ 3

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «География» составлена для учащихся 6 класса на основании следующих нормативно правовых документов: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «География», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего образования. Программа составлена

СОДЕРЖАНИЕ 1. Дополнения и изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы 2. Цели и задачи освоения дисциплины «Гидрология» 3. Место дисциплины «Гидрология» в структуре основной

Содержание образования по географии в 6 9 классах Изучение географии направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы,

Развитие географических знаний о Земле. Введение. Что изучает география. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМ. И.М. ГУБКИНА «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе В. Г. Мартынов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины Науки о Земле

Рабочая программа по географии составлена на основе: Закона РФ «Об образовании в РФ» Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Примерной программы основного

Результаты освоения учебного предмета Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: -ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя;

Образовательная программа по географии составлена на основе: Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ с. Летниково утверждённая приказом 98 от 31.08.2015 года - Примерные

Рабочая программа по географии составлена на основе: Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в последней редакции), Федерального государственного образовательного стандарта основного

1 Название раздела, темы урока Срок Вид урока Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки учащихся Практические работы Формы контроля Домашнее задание 2 1 География как наука.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ 1. Стандарт общего образования по географии для поступающих в вузы. 2. Основание: подготовка предэкзаменационных материалов. 3. Цели: Изучение географии на

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 Щёлковского муниципального района Московской области Рабочая программа по географии (базовый уровень) 6 классы

Билет 1 1.Современная география и ее отрасли. 2.Атмосфера и её состав. Атмосферные слои. Значение, изучение и охрана атмосферы. 3.Практическое задание: определение масштаба карты. Билет 2 1. Открытие,

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях,

Общие требования Программы для поступающих. География На экзамене по географии поступающий в высшее учебное заведение должен: свободно ориентироваться по картам физическим, социальноэкономическим, политическим;

Тестовая работа по теме: «Биосфера. Географическая оболочка» Базовый уровень 1. Оболочка жизни 1) географическая оболочка 2) биосфера 3) литосфера 4) гидросфера 5) атмосфера 2. Первым (нижним) высотным

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 4 Рассмотрено на педагогическом совете Протокол 1 от 31.08. 2017 г. Приказ 162 от 31.08.2017 И.Б./ Директор 4 УТВЕРЖДАЮ:

«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МКОУ «СОШ 1» / / ФИО 20 г. «Согласовано» Руководитель МКОУ «СОШ 1» / / ФИО Приказ от 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Мартыновой Любови Сергеевны, 1 квалификационная

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 163 Центрального района Санкт-Петербурга РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ГЕОГРАФИЯ» для 6 классов (базовый уровень) всего 35

Практические работы по географии в 6 классе Наименование видов работы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть (количество) (количество) (количество) (количество) Практические работы 2 2 3 1 Пояснительная

Тестовые задания для проведения вступительных испытаний по географии разработаны на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ» ФАКУЛЬТЕТ БИОТЕХНОЛОГИИ КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА вступительных

Приказ от «29» августа 206 г.. 43 Рабочая программа География 6 класс на 206 207 учебный год Козлов А.Е. Первая квалификационная категория г. Скопин, 206г. Предметным результатом изучения курса «География»

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета ЛИЧНОСТНЫЕ: - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных

Пояснительная записка Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования- формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

Аннотация по географии 6 класс. Рабочая программа составлена в соответствии со ст. 12 «Образовательные программы» и ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»

Рабочая программа по учебному предмету «География» для 6 класса на 2018-2019 учебный год Учитель: Бичоева Марина Баразбиевна Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 6 класса составлена

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Б1.Б.11 Науки о Земле: геология, география, почвоведение. Общие сведения 1. Кафедра Естественных наук

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 21» РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол 1 от 2018г. руководитель МО ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ для поступающих в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в 2014 году Пояснительная записка Содержание вступительных испытаний определяется на основе

Министерство образования Республики Беларусь Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по образованию в области горнодобывающей промышленности РЖДАЮ заместитель Министра

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях

I. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральным компонентом

1 Пояснительная записка. Рабочая программа по географии 6 класса разработана на основании: - Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии,

Наименование видов работы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть (количество) (количество) (количество) (количество) 2. Календарно-тематическое планирование урока Тема 1 Введение. Что изучает география.

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; Фундаментального ядра содержания общего

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии 6 класс Кудинова Татьяна Михайловна, учитель географии и химии, I ая квалификационная категория 2016 год Пояснительная записка Рабочая программа по географии разработана

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2» Утверждено: Директор О.А. Сорокина Приказ 371 31.08.2016 Согласовано: Зам. директора по УР Лукьяновой Н.С.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» Городского округа Подольск Рабочая программа по географии (базовый уровень) 6А, 6Б класс Составитель: Гармель Елена Васильевна,

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» УТВЕРЖДАЮ: Директор школы М.Ю. Аскеров Приказ от 2016 г. М.П. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Единый государственный экзамен по ГЕОГРАФИИ Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (ВятГУ) УТВЕРЖДАЮ Председатель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 10» РАССМОТРЕНО: ПРИНЯТО: Приложение к приказу На заседании МС на педагогическом совете МБОУ «Школа 10» От «23»



error: