Система дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Варианты включения детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельность в сфере дополнительного образования и модели специальных условий

Шишкина Мария Николаевна, старший методист Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дворца детского творчества города Пятигорска Ставропольского края.
Статья раскрывает и показывает направления работы с детьми ограниченными возможностями здоровья во Дворце детского творчества города Пятигорска.

Дата публикации: 09.03.2017

Роль дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

Статья раскрывает и показывает направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья во Дворце детского творчества города Пятигорска.Предназначена для родительской общественности, педагогов дополнительного образования.Наше учреждение стремится всеми доступными средствами обеспечить условия получения творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие.

Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества.

Не так давно вошли в педагогический обиход такие понятия, как «особый» ребёнок, «ребёнок с ограниченными возможностями» и даже – «особенная семья». Современный подход в вопросе оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ ориентирован на включение их в среду обычных сверстников, что отражает собой реализацию прав детей на получение образования.

Являясь важным звеном многогранного процесса формирования и воспитания личности ребёнка, семья сама по себе не может решить непростую задачу включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Большую роль играет система образования, в том числе дополнительное образование.

В городе Пятигорске, и в нашем учреждении (Дворце детского творчества) ведётся активная работа, направленная на то, чтобы создать условия равноправного участия детей с ОВЗ в различных формах взаимодействия со здоровыми детьми.

Для обеспечения доступности и ресурсной готовности учреждения принять детей с ограниченными возможностями здоровья в 2015 году выполнены следующие виды работ во Дворце детского творчества: оборудована специализированная комната для инвалидов и реконструированы туалеты. Эти мероприятия были проведены в рамках исполнения подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Ставропольского края «Социальная поддержка граждан».

В рамках программы в нашем учреждении планируется провести работы по расширению дверных проёмов, установке системы вызова персонала, поручней, противоскользящего покрытия, приобретению пандусов, подъемника, информационных стендов, тактильных пиктограмм.

Педагогический коллектив Дворца детского творчества - это содружество профессионалов-единомышленников, обладающих высокой квалификацией, интеллигентные, доброжелательные, отзывчивые педагоги. Доступность, качество, эффективность образования - главное в работе педагогического коллектива Дворца.

Во Дворце детского творчества реализуются образовательные программы художественно-эстетической, культурологической, социально-педагогической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, эколого-биологической направленностей.

Во Дворце и на базе школ, детского дома занимается более 1000 детей в 42 детских творческих объединениях: хореографических, музыкальных, вокальных студиях,

декоративно-прикладного творчества, раннего интеллектуального развития детей и многих других.

С сентября 2014 года на базе Дворца реализуется городская инновационная площадка на тему: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дополнительного образования».

Дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в различных творческих коллективах, посещать досуговые мероприятия, принимать участие в концертах, выставках декоративно-прикладного искусства.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского, общественного внимания.

Очень часто дети с ограниченными возможностями безграничны в своих талантах. И педагоги обязаны работать с каждым таким ребёнком индивидуально и кропотливо.

Одним из направлений, определяющих эффективность деятельности учреждения в области работы с детьми ОВЗ, является совершенствование системы подготовки педагогических кадров для работы с данной категорией детей. Педагоги Дворца детского творчества постоянно повышают свою профессиональную компетентность в данной области через очные и дистанционные курсы повышения квалификации, участие и представление своего опыта на обучающих семинарах, педсоветах, конференциях различных уровней.

Наше учреждение использует потенциал специальных (коррекционных) образовательных учреждений города для обучения педагогов работе с детьми с ОВЗ. В 2014 году на базе нашего учреждения прошел обучающий семинар для педагогов Дворца детского творчества на тему «Особенности работы со слабослышащими детьми в дополнительном образовании».На этом семинаре педагоги «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 27» делились опытом работы с слабослышащими детьми с педагогами нашего учреждения.

В 2014 году педагоги и методисты Дворца детского творчества приняли участие в I краевой заочной научно-практической конференции, посвященной проблемам дополнительного образования в Ставропольском крае.Была опубликована статья о роли учреждения дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

С 16 по 18 ноября 2015 года заместитель директора по учебно-воспитательной работе Дворца детского творчества Наталья Владимировна Курило принимает участие во всероссийской научно-практической конференции в городе Москва на тему «Актуальные вопросы внедрения дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья».

В поиске интересных и действенных форм и методов обучения и воспитания нам помогает изучение опыта работы с детьми-инвалидами, ОВЗ в России и за рубежом через Интернет.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу-психологу.

Психолог Дворца детского творчества Чилингарян Виктория Саркисовна разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Схема работы психолога с детьми с ОВЗ в нашем учреждении следующая:

Для начала, проводится первичная встреча психолога с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей. Затем педагогом создается личное дело, где фиксируется полученная информация о ребенке. Потом заполняется социальный паспорт студии и сдается психологу.

На следующем этапе в работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения и администрация. Администрация, в свою очередь,

способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Логопед и психолог дают рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствии с определенным диагнозом.

На третьем этапе проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуального образовательного маршрута (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как групповых, так и индивидуальных. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Педагогами ведётся постоянный мониторинг результативности освоения образовательной программы и достижений детей, фиксируется динамика развития творческих способностей обучающихся, которая отражается в индивидуальных картах личностного развития.

Основная часть детей с ОВЗ могут отличаться ослабленной памятью, быстрой утомляемостью, замедленным восприятием, Поэтому учебно-воспитательная работа строится с учетом особенностей, ориентируясь на индивидуальность, дозируя учебную нагрузку. Частая смена видов деятельности, физкультминутки на занятиях и репетициях, многократное повторение – обязательные элементы в работе с детьми. Конечно, необходимо будет постоянно корректировать маршрут, изыскивать эффективные методы работы для успешного обучения, условно говоря, адаптируя для ребенка.

На итоговом этапе проводится итоговая встреча с родителями для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами даются рекомендации, советы, консультации, памятки. Педагоги обобщают опыт на семинарах, круглых столах, конференциях, внутренних и городских методических объединениях.

Успешность освоения программы, индивидуальный подход к каждому ребёнку, созданные условия для творческого развития детей с ограниченными возможностями дают свои положительные результаты.

Обучающиеся студий с ОВЗ активно принимают участие в мероприятиях муниципального уровня: выставках изобразительного и декоративно-прикладного творчества, праздничных концертах, новогодних представлениях, рождественском и пасхальном фестивалях.

Ребята с ОВЗ студий Дворца детского творчества были отмечены на таких конкурсах, как городской фестиваль детско-юношеского и семейного творчества «Счастливое детство» (гран-при,студия изобразительного искусства «Гардарика»)

Городской фестиваль- конкурс патриотической песни «Солдатский конверт» (Виталий Даниелян, студия «Звонкие голоса», диплом Лауреата I степени), XII Южно-Российский фестиваль-конкурс искусств «Аплодисменты» г. Ессентуки (Виталий Даниелян, студия «Звонкие голоса», Диплом Лауреата II степени).

Формы и методы работы разнообразны, но все, же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши воспитанники, несмотря на свои недуги, заболевания – должны оставаться добрыми, отзывчивыми людьми.Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие наши традиционные мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств.

Дворец детского творчества – это та благодатная среда, где может раскрыться талант любого ребёнка. Дворец работает в тесном творческом сотрудничестве с различными учреждениями. Результат такого сотрудничества - синтез творческой работы и объединение усилий при проведении значимых мероприятий, направленных на обучение и воспитание детей с ОВЗ.

Мы привлекаем ребят с ОВЗ, обучающихся в специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате № 27, детей из коррекционных классов и групп школ и детских садов города Пятигорска, детей, находящихся на лечении в санаториях города Пятигорска,Пятигорской клиники «БИ», воспитанников детских домов и интернатов города Пятигорска к участию в различных мероприятиях: спектаклях, новогодних мероприятиях для детей, праздничных концертах, городском фестивале детско-юношеского и семейного творчества «Счастливое детство».

Мы также привлекаем детей из детского социально-реабилитационного центра «Живая нить». Центр «Живая нить» известен в городе Пятигорске своей благородной деятельностью: здесь занимаются социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями (ДЦП, аутизм и т.д.), а также оказывают помощь многодетным и малообеспеченным семьям.

Спортивная социализация инвалидов, реабилитация через двигательную активность и физическую культуру - неотъемлемая часть работы Дворца детского творчества. В 2014 году обучающиеся Дворца детского творчества приняли участие в торжественной церемонии открытия Всероссийской спартакиады для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, наше учреждение стремится всеми доступными средствами обеспечить условия получения творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Нам приходиться встречаться со многими проблемами в процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но нам активно помогают родители, специалисты комитета социальной защиты населения, медицинские работники и многие другие учреждения.

Аннотация: Рассмотрены современные подходы к организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт творческих объединений по работе с детьми и подростками с различными нарушениями развития.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, программы дополнительного образования, творческие объединения.

Развитие дополнительного образования детей в последние годы становится приоритетным направлением политики Российской Федерации. Получает дальнейшее развитие практика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов. В соответствии с приоритетами современной социальной политики, отраженных в «Стратегии 2020», одно из ключевых направлений развития образования и социализации детей и подростков заключается в обеспечении образовательной успешности каждого ребѐнка и вертикальной социальной мобильности через формирование системы поддержки особых групп детей. К ним относятся дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и одаренные дети. Поэтому поддержка инклюзивных образовательных программ для детей с ОВЗ должна найти отражение во всех сферах образования, в том числе и в рамках дополнительного образования детей. .

В рамках данной статьи мы попытаемся определить основные формы работы и направления программ дополнительного образования и обобщить опыт по включению детей с ограниченными возможностями здоровья, накопленный педагогами Дворца творчества детей и молодежи г. Саратова.

Опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ в системе дополнительного образования еще недостаточно изучен. Обращаясь к уже имеющейся практике работы с детьми, имеющими инвалидность и ОВЗ, можно сформулировать основную цель воспитания и обучения таких детей как социокультурную реабилитацию средствами разнообразной творческой деятельности, обеспечивающую включение детей с ОВЗ в социум. Инклюзивное образование только недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей применение. Особенно актуальной является приобретение опыта по включению детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования, в связи со значительным включающим потенциалом последнего. Так же инклюзивное дополнительное образование рассматривается как средство повышения конкурентной способности ребенка в борьбе за академические, творческие достижения и впоследствии на рынке труда.

Формы работы нашего учреждения с детьми с ОВЗ разнообразны: это проведение традиционных занятий и подготовка к конкурсным мероприятиям и фестивалям, а также это подготовка волонтѐров для работы с детьми с ОВЗ.

В ходе работы объединения пантомимы и пластики «Театр Ветра» в состав его участников были включены учащиеся школы-интерната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что «Театр Ветра» - театр движения, свободы, силы, пространства – уличный, балаганный театр. Это театр, в который включено все – и актерское мастерство, и сценическая речь, и пластика, и танец, и пантомима, и клоунада, и акробатика с элементами эквилибристики, и искусство импровизации, и перфоменсы, и музыка, и изобразительное искусство. Для участия в нем требуется всестороннее развитие ребенка как физическое, так и интеллектуальное, эстетическое.

Сочетая возможности нескольких видов искусств, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, побуждают к соучастию, состраданию, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Еще один момент – в нашем современном мире появилось множество профессий, требующих творческого подхода. Это объединение создает максимальные условия для развития креативности и умения смотреть на мир, на избранное дело с «другого угла зрения», что помогает ребятам в дальнейшем, в выбранных ими профессиях.

На протяжении полутора лет дети из интерната в сопровождении воспитателя посещали занятия этого объединения. В рамках занятий возникла идея постановки конкурсного номера. Всем детям в зависимости от их возможностей были даны свои роли, с которыми каждый из них справился безупречно. В результате сценический номер был показан на городском конкурсе «Звѐздочки Саратова» и получил звание лауреата. Члены жюри этого конкурса были удивлены тем, что в номере на равных с обычными детьми участвовали дети с ОВЗ.

Для детей с ОВЗ в нашем дворце творчества существует возможность не только реализовать себя в системе дополнительного образования, добиваясь высоких результатов и признания в различных видах творчества, но и раскрыть свои потенциальные возможности и способности в разных видах художественной деятельности, чтобы перейти впоследствии к профессиональному обучению по выбранному направлению. Так, интересна была работа педагога творческого объединения «Орфей», к которой привели ребѐнка-инвалида по зрению. В процессе обучения по дополнительной образовательной программе по академическому вокалу воспитанница с нарушением зрения этого объединения стала постоянным участником вокальных конкурсов различного уровня (от городских до международных), где получала высокие оценки членов жюри. Впоследствии она окончила Саратовский областной колледж искусств по классу академического вокала, а в настоящее время является студенткой Московского государственного института искусств.

Важность включения детей с ОВЗ в программы дополнительного образования состоит еще и в том, что в результате развития социальных и творческих навыков у ребенка появляется возможность творческого самовыражения, повышается самооценка, облегчается процесс принятия самого себя и своего окружения, формируется позиция активного члена общества. Эта совместная работа детей с разными возможностями и способностями в условиях инклюзии обоюдовыгодна и необходима для обеих сторон – участников образовательного процесса, так как помогает не только ребятам с проблемами здоровья проходить успешную социализацию и самоактуализацию, открывая перед ними новые возможности, но и тем, кого мы относим к здоровым, поскольку учит их жить в мире и согласии с теми, кто рядом, учит их сопереживать, оказывать помощь и поддержку. Как правило, у последних значительно меняются жизненные ценности и их жизненная позиция.

В качестве примера можем привести проект «Рука в руке» творческой лаборатории детского лидерства «Синегория». Одним из основных направлений деятельности организации является социальное проектирование. Имея большой опыт в работе с подростками, организаторы проекта сфокусировали своѐ внимание на низком уровне гендерной социализации подростков, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений. В качестве целевой аудиторией данного проекта были выбраны учащиеся школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Организаторы проекта предположили, что после участия в тренингах и праздниках, посвященных 23 февраля и 8 марта, у воспитанников школы-интерната повысятся коммуникативные навыки и уровень гендерной компетентности, что окажет положительное влияние на их социализацию. Работа над проектом прошла успешно, ребята получила ожидаемые результаты, а самое интересное, то, что по результатам работы участники проекта выпустили сборник методических рекомендаций, где описали свои впечатления, проблемы и пути их преодоления. Вот некоторые впечатления участников-волонтѐров:

«Новые навыки волонтерской деятельности я получила в ходе работы с воспитанниками школы-интерната V типа, т.е. с детьми, страдающими нарушениями речи. Эти дети воспринимают мир по-другому. Эта работа дала мне возможность понять и почувствовать важность выражения чувств и мыслей людей. Это способствовало изменению моего восприятия мира. Я научилась лучше понимать окружающих. У меня повысился уровень эмпатии к инвалидам». (Максимова Владлена (Онест)).

«Мы работали с детьми из школы-интерната V вида, т.е. - с детьми, которые страдают нарушениями речи. Проведя с ними ряд занятий, я пришла к выводу, что эти ребята более интересны, изобретательны и некоторые из них даже более одарены, чем учащиеся общеобразовательных школ. Мне было приятно работать с ними, и я намерена продолжать эту работу». (Ефимова Мария (Маруся)).

«Я понял, что каждый из нас – индивидуален, а в подростковом возрасте формируется личность человека. Эти ребята ничем не отличаются от нас с вами, а наша поддержка во время прохождения подросткового периода является для них особенно важной». (Гливенко Дамир (Хави)).

По результатам участия в проекте у воспитанников школы-интерната наблюдалось повышение уровня гендерной компетентности и, как следствие, улучшение уровня социализации подростков. Реализованный проект может иметь дальнейшее развитие, заключающееся в том, что «синегорцы» планируют заинтересовать воспитанников школы-интерната волонтерской работой, а также задействовать их при подготовке мероприятий различного уровня.

Всѐ это говорит о том, что дети с ОВЗ могут быть успешно интегрированы в дополнительное образование. Они находят интересующее их объединение, достигают высокого творческого успеха, помогающего преодолеть психологические последствия нарушений тех или иных функций, сформировать устойчивый интерес к различным видам творческой деятельности, что может стать основой дальнейшего профессионального выбора. И, наконец, совместная деятельность различных по состоянию здоровья участников творческих объединений способствует действенной интеграции детей с ОВЗ, принятию их со стороны здоровых сверстников и выстраиванию равноправных межличностных отношений.

Следует отметить, что обязательным условием успешного включения детей с ОВЗ в программы дополнительного образования является мастерство педагогов. Именно педагог формирует у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого дополнительной образовательной программой, стимулирует к достижению высоких результатов. С помощью педагога между всеми участниками образовательного процесса выстраиваются доброжелательные отношения, нацеленные на одно общее дело.

Таким образом, интеграция в общество детей с ОВЗ должна включать: воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии; активное участие в данном процессе самого ребенка; совершенствование общества, системы социальных отношений. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие – три составляющих успеха включения детей с ОВЗ в систему дополнительного образования.

Список литературы

1. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. – М. 2012.

2. Стратегия-2020: Новая модель – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. //«Внешкольник» № 5 (155). М. 2013 г.

Социально-позитивная деятельность организация

дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ.

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации.

Законодательное закрепление вопросов, связанных с обеспечением надлежащих условий для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, нашло отражение в Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании».

Закон «Об образовании» утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с отклонениями в развитии и гарантирует им:

  • воспитание и обучение;
  • социальную адаптацию и интеграцию в общество.

В решении коллегии Министерства образования РФ от 18.01.2000г . №1-2

«О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья » говорится, что основная задача , стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей данной категории, - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, к подготовке к полноценной жизни в обществе.

Коллегия, в частности, решила обратить особое внимание на:

  • интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников;
  • допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обеспечения их социальной незащищенности;
  • разработать систему мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования детей;
  • усилить взаимодействие образовательных учреждений с семьями детей с ОВЗ;
  • активнее вовлекать детей с ОВЗ в подготовку и проведение массовых мероприятий с учащимися, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и других формах дополнительного образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.

Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. Проект инклюзивного образования, активно развивающийся в наши дни, характеризуется слишком стремительным «вхождением» ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И часто к такому взаимодействию обе стороны оказываются в равной степени не готовы. И причина не в отсутствии специальных условий или организации средового пространства образовательного учреждения. Эту проблему решить можно и нужно.

Для детей, которые по состоянию здоровья, не могут посещать ДОУ и обучаться в общеобразовательных учреждениях и спец. учреждениях (т.к. отсутствует на территории нашего района) на базе ЦДОД «ЮНИТЭР» с согласованием Зам. главного врача по детству и родовспоможению Рузаевской ЦРБ, была создана группа детей кратковременного пребывания с ограниченными возможностями здоровья и развития «Надежда. Прием осуществляется на основе личного заявления родителей, занятия проводятся в первой половине дня и в присуствии родителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест и противопоказания медицинских работников.

Группа осуществляет свою деятельность на основе плана работы, утвержденного администрацией Центра по согласованию с директором ЮНИТЭР.

Занятия осуществляется по расписанию, утвержденному директором Центра. Начало учебного года - 1 сентября. Окончание учебного года - 31 мая.

Обучение проводится по следующим направлениям:

Дефектология

Развитие речи;

Занятия по формированию ЗОЖ.

Занятия проходят на основе разработанных программ.

  1. «Учимся говорить»
  2. «Человек и его здоровье»
  3. «Доброе слово»

Реализация образовательных программ в группе предполагает использование следующих приемов коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии:

Игровая деятельность (способствующая развитию умения общаться друг с другом);

Физическое воспитание (развития общей и мелкой моторики, коррегировать физическое развитие и двигательный аппарат);

Изобразительная деятельность (лепка, аппликация);

Психогимнастика и релаксация (позволяющих снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук).

Формирование элементарных математических представлений (дочисловой период)

Работа ведётся в течение 3 лет.

Основные проблемы возникают при попытке преодолеть барьер между ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, членами его семьи и обществом, лишенным конкретного недуга. Система школьного образования при этом является более жесткой системой, так как сама организация школьного обучения предполагает следования обязательному ряду правил, помогающих педагогу выстроить отношения по принципу «учитель – класс». Но процесс объединения одноклассников, в числе которых находятся дети с ОВЗ в единую, цельную общность детей происходит иначе. Дети остро и непосредственно реагируют на «непохожесть» другого, и при малейшем изменении отношения взрослого к такому ребенку, начинается изоляция и отторжение «гадкого утенка». В системе внешкольной работы эта проблема решается двумя способами. Во- первых, сама организация дополнительного образования предполагает иное, индивидуальное взаимодействие педагога и воспитанника. Во-вторых, в процессе занятий допускается и активно приветствуется присутствие любого из членов семьи детей с ОВЗ. Ощущая реальную поддержку взрослого, у ребенка возникает комфортное восприятие окружающего пространства, снижается тревожность и страх. Это в большей степени способствует максимальному раскрытию возможностей воспитанника, так как преодолевать барьер социализации в процессе занятий уже не требуется

В Центре дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»» накопился небольшой опыт работы с детьми с ОВЗ. Но прежде чем появился реальный результат, коллективу образовательного учреждения пришлось немало потрудиться.

Вначале были намечены задачи работы с данной категорией детей, определившие впоследствии приоритетные направления деятельности.

Особый вопрос - расширение социального партнерства. При эффективном сотрудничестве с другими учреждениями, в том числе медицинскими, происходит формирование контингента детей. Осуществляется тесное сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца о. Григорием (проведение праздников, бесед, оказание спонсорской помощи)

В настоящее время в нашем Центре занимаются 16 обучающихся. Это -дети с задержкой психического развития, дети с различными отклонениями в развитии, дети с ослабленным здоровьем. Для детей создаются все необходимые условия для развития личности. К формам занятий, применяемым Центром «ЮНИТЭР» в работе с детьми, относятся интегрированные формы, индивидуальные встречи, групповые специализированные занятии: «Птицы вестники весны», «Как хлеб на стол пришёл». Также обеспечивается психологическая поддержка и членов его семьи. Стало уже традиционным на Пасху посещение воспитанниками «Надежды» Рузаевского храма Николая Чудотворца. На занятиях дети приобретают опыт социализации, адаптируются в обществе сверстников, пробуют определить собственное место и роль в окружающем мире. Снова касаясь темы создания ситуации успеха для детей данной категории, следует подчеркнуть острую необходимость предоставления им возможности демонстрации окружающему миру собственных умений и способностей. Для этого проводятся праздники, творческие конкурсы, фестивали:.«Рождественские посиделки», «День матери», «Масленница» и др.. Организована экскурсия на хлебокомбинат.

Воспитанники «Надежды» активно участвует во Всероссийских, республиканских и муниципальных фестивалях, конкурсах и выставках и награждаются грамотами и дипломами различного уровня.. За 3 года работы решением медицинской комиссии разрешено посещение МБОУ Рузаевки и Рузаевского района-12 обучающимся «Надежды, двум- решением медицинской комиссии разрешено посещение вспомогательной школы в г. Саранск. Это и есть результат той социально-позитивной деятельности организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ, в процессе которой они социализировались и адаптировались в обществе сверстников.

Хотелось бы, чтобы для более полной работы с детьми данной категории была оказана помощь в:

  1. Оформлении и оказании нормативно - правовой базы
  2. Разработке образовательных программ.
  3. Осуществлении финансирования в достаточном объеме.

Инклюзия и работа с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании.

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Калиман Наталья Адамовна

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях «особого ребёнка» привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.

Образовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка.

В этих условиях учреждения дополнительного образования должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.

Занятия вместе со здоровыми детьми и их родителями помогут развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.

Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. Проект инклюзивного образования, активно развивающийся в наши дни, характеризуется слишком стремительным «вхождением» ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И часто к такому взаимодействию обе стороны оказываются в равной степени не готовы. И причина не в отсутствии специальных условий средового или организации пространства образовательного учреждения. Эту проблему решить можно и нужно.

4 года назад- Была закрыта коррекционная школоа Голицинская в Рузаевском районе.

Невозможность обучающихся данной категории получить коррекционную помощь в системе дошкольного образования, общеобразовательных учреждениях, привело к тому, что возникла необходимость создания программы обучения детей с ОВЗ на базе учреждений дополнительного образования, в частности в Центре дополнительного образования детей «ЮНИТЭР». При обучении по данной образовательной программе обучающиеся с ОВЗ не только получают заданный набор знаний, умений и навыков, но и в процессе обучения переходят в режим развития и интеллектуального совершенствования. У обучающихся появляется возможность физически и психически крепнуть. Создание программы продиктовано назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей социальной адаптации в обществе.

В рамках общего школьного образования детям с ОВЗ предоставлены «скудные» возможности развития творческих способностей, а в учреждении дополнительного образования созданы специальные условия, комфортная «домашняя» обстановка, которая помогает раскрыть у обучающихся природные дарования. Удовлетворение от общения со сверстниками располагает к доверительным отношениям. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ОВЗ. В этом и заключается перспективность выбранного мною направления работы.

Главная задача учреждений дополнительного образования и семьи состоит в том, чтобы научить такого ребенка быть здоровым. Занятия вместе со здоровыми детьми и их родителями помогут развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей. Педагог, работающий с детьми –с ограниченными возможностями здоровья, должен помнить о своей высокой миссии: дети, с которыми он работает, благодаря ему должны понять, что они имеют право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность, а также имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Обучающиеся, которые по состоянию здоровья, не могут обучаться в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждения и учреждения коррекционного типа (в связи с отсутствием на территории Рузаевского муниципального района) на базе МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района была разработана и успешно защищена авторская Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда». Авторы программы: Дёрина А.В.- зам. директора по УВР Центра и методист - Пихиенко О.Ю.

Слайд3-4

Данная программа является победителем Республиканского конкурса: «Новое в образование»-2015.

Слайд 5

На базе Центра набрана группа детей с ОВЗ «Надежда», которой руководят педагоги Центра Пихиенко Ольга Юрьевна и Живайкина Наталья Васильевна. Формирование контингента детей осуществляется в сотрудничестве с Центральной районной больницей. Прием на обучение по образовательной программе осуществляется на основе личного заявления родителей, занятия проводятся в первой половине дня в присутствии родителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест и противопоказания медицинских работников.

Слайд 6-10

В Центре для детей с ОВЗ созданы все необходимые условия для развития личности. К формам занятий, применяемым в работе с детьми данной категории, относятся интегрированные формы, индивидуальные встречи, групповые специализированные занятии.

Слайд 11-17

Слайд 18

Также обеспечивается психологическая поддержка членов семьи. Для формирования духовно-нравственного мировоззрения осуществляется тесное сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца о. Григорием (проведение праздников, бесед, оказание спонсорской помощи)

Слайд 19-21

В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей.

Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах, походах выходного дня) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки поделок, творческих работ позволяют продемонстрировать успехи воспитанников в дополнительном образовании. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может его огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание может привести к развитию пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как человека с ограниченными возможностями, или наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться болезни своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество. Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.

Особенностью комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда» заключается в постоянном заинтересованном и ответственном диалоге с семьей. Родители получают информацию от меня, рекомендации, пожелания. Групповые и индивидуальные консультации для родителей значительно повышают эффективность образовательной и воспитательной деятельности.

Слайд 22

Цель программы – создание условий для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптация к жизни, интеграция в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Слайд 23

Задачи:

Программа состоит из четырех блоков: двух обучающих, одного развивающего и досугового. Обучающий блок включает совокупность образовательных областей, которые нашли свое отражение в подпрограммах: «Я открываю мир», «Учимся говорить». Развивающий блок представлен подпрограммой: «Растем здоровыми». Досуговый блок включает в себя перечень мероприятий и занятий, организацию досуга обучающихся путем вовлечения их в массовые мероприятия различного уровня.

Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, мною разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями.

Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.

Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых на занятиях, ввожу новые для ребенка виды и объекты деятельности.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изотерапии), системности и преемственности.

Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы, поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть максимально гуманизированно.

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

На каждом возрастном этапе педагоги решают разные задачи развития и их роль должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создаёт специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» связана с такими образовательными областями как: «Физическая культура», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество»

Детям с ОВЗ часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п. Чтобы помочь таким детям, проводятся игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.

Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых ему под силу сделать то, что ему предложено. Наша совместная задача: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.

При общении с детьми, имеющими трудности в обучении, особое внимание обращается на качество речи педагога, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь должна быть небыстрая, размеренная, состоящая из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.

Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» апробирована на базе МОУ «ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района и работает на протяжении 4-х лет. Результаты диагностической работы указывают на то, что в процессе обучения ребенка по данной программе наблюдается значительная положительная динамика в развитии и усвоении программного материала.

В ходе реализации Комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда» создаются условия для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптации к жизни, интеграции в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении, комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда», формирование социальной компетентности – важнейшие показатели нашей эффективной работы.

Приведу несколько примеров:

Слайд 24-33

Обучающиеся с ОВЗ - Фомкин Влад, Голдобин Даниил, Маврин Андрей, Акимова Виктория, Изосимов Максим, Ефимов Илья активно участвуют в мероприятиях и награждены дипломами Международного детского экологического форума «Зеленая планета», дипломами 8 Международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу», дипломами международного фестиваля детского творчества «Звезды нового века», являются призерами Республиканского конкурса «Защитим лес», победителями Республиканского конкурса «Подари улыбку», победителями муниципальных конкурсов «Вторая жизнь отходов» и «Дорога безопасности».

За 4 года работы решением медицинской комиссии разрешено посещение МБОУ Рузаевки и Рузаевского района- 20обучающимся «Надежды, трём- решением медицинской комиссии разрешено посещение вспомогательной школы в г. Саранск. Это и есть результат той социально-позитивной деятельности организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ, в процессе которой они социализировались и адаптировались в обществе сверстников.

Опыт свидетельствует: в первый год обучения небольшая часть детей смогла активно участвовать в мероприятиях, большинство – только вместе с родителями; конечно, некоторые испытывали трудности при общении со сверстниками в ходе проведения праздничных игр и упражнений, они отказывались от взаимодействия. В Центре с детьми проводятся различные мероприятия, занятия и праздники:

Слайд 33-40

«Откуда к нам приходит хлеб», «Где прячется здоровье «Праздник Светлой Пасхи» - этот праздник способствовал сплочению коллектива родителей, воспитанников и педагогов, способствовал социальному развитию детей с ОВЗ и их включению в коллектив.

К концу второго года обучения практически все активно участвовали в праздниках, и лишь некоторые обращались к помощи педагога или родителей.

Опыт работы с детьми с ОВЗ показал: организация праздников и мероприятий является важным средством эмоционального и познавательного развития детей, оказывает положительное влияние на формирование умения взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию детей и их включению в детский коллектив.

Приобретая опыт работы с детьми с ОВЗ, я прихожу к такому выводу: больший результат даёт не столько объём проделанной работы, сколько тонкий, грамотно выстроенный подход к ней, который как раз и гарантирует эффективность приложенных усилий. В специальной литературе, в сознании некоторых педагогов существует такое выражение: «другой мир особого ребёнка». На современном этапе развития общества и системы образования важно понять и принять необходимость включения всех детей в образовательное пространство. Реализация возможности полноценно проживать каждый день жизненного пути - это показатель успешности реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ. Цель труда педагога– оказание своевременной всесторонней помощи особому ребёнку, которая даёт возможность малышу проживать полноценную жизнь, радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования : пути коррекции, реабилитации и социализации.

директор

ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай.

Система дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ направлена на воспитание и социализацию личности ребенка, коррекцию его психических и физических функций, выявление, развитие и поддержание творческих способностей.

Основной задачей работы ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай является обучение и воспитание детей с целью коррекции отклонений в развитии средствами обра­зования и трудовой деятельности, социализация детей в обществе. Решить данные задачи позволяет организация системы дополнительного образования. В связи с этим в школе большое внимание уделяется кружковой деятельности. Охват учащихся в дополнительном образовании составляет 95%. В школе функционирует 10 кружков и спортивные секции.

Работа кружков в ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай строится по следующим направлениям: художественно - эстетическое, физкультурное, трудовое, экологическое.

Данные кружки ориентированы на закрепление коррекционного и реабилитационного эффекта в процессе выполнения детьми разнообразных видов деятельности . Общая цель работы данных кружков - подготовка учащихся с ОВЗ к активному участию в жизни общества, т. е. ребенок не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя, ему отводится активная роль в социализации. А это возможно только в процессе саморазвития личности, в процессе усвоения культуры, практических навыков. Кружковая деятельность обеспечивает творческую реабилитацию учащихся с ОВЗ, реализуя целый комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, раскрытие творческих возможностей ребенка, на сохранение и укрепление его здоровья, на овладение им необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, приобщению к культурным ценностям, расширению круга общения и обогащению социального опыта. В ходе посещения кружков ребята учатся общаться правильно, избегая конфликтных ситуаций, они учатся работать командой, понимая важность и неоценимую пользу каждого. Это является первой ступенькой к осознанию себя в коллективе и коллектива для себя. Особо четко такая слаженная командная работа прослеживается в спортивных секциях, где результат соревнований зависит от вклада каждого игрока. Неоценимый вклад в процесс социализации вносят кружки практической, трудовой направленности. На занятиях ребята учатся обслуживать себя, ухаживать за своими вещами, мебелью, учатся готовить, подводятся к выбору будущей профессии. Такие кружки необходимы, потому что, как показывает практика, дети с ОВЗ не всегда могут при выходе из школы организовать свой быт, трудно им определиться и с выбором будущей профессии. Причина тому чрезмерная опека со стороны взрослых, отсутствие собственного жизненного опыта, умения оценить свои возможности.


При организации работы кружков с детьми с ОВЗ в нашей школе учитываются следующие условия:

· место организации работы кружка должно быть комфортным для ребенка;

· ребенок имеет право выбирать вид работы и осуществлять ее в индивидуальном темпе;

· педагог и ребенок имеют равные, партнерские отношения;

· не используются требования, принуждение, указания, команды;

· исключается любая критика и оценивание действий и поведения ребенка;

· ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, заменив их

· другими.

Руководитель кружка изучает личность каждого ребенка, его возможности, консультируется с классным руководителем , психологом, учителями- предметниками, определяет пути коррекции при работе с каждым ребенком, выбирая индивидуальные направления коррекционной работы . Так основными коррекционными направлениями в работе кружков являются: коррекция мелкой моторики, познавательных процессов, формирование аналитико - синтетической деятельности, развитие пространственной ориентации, цветочувствительности. Учащиеся с ОВЗ учатся работать по инструкции, плану, индивидуальному маршруту. В результате формируются навыки самоконтроля и самоанализа выполненной работы .

Рабочая программа адаптируется, «подстраивается» под каждого ученика. Так, например, увеличивается время, отведенное на усвоение отдельных тем, которые не поддаются пониманию, облегчается выполнение какого- либо изделия, уделяется больше времени отработке техники выполнения предложенного изделия. Педагог дополнительного образования с каждым ребенком работает индивидуально, не поторапливая, а следуя его темпу.

На занятиях используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой. Такая совместная работа благоприятно влияет и на сильного и на слабого ученика. Дети учатся общаться, работать в паре, оказывать и принимать помощь со стороны.

Если ребенок не усваивает программу со всеми вместе, то у него может пропасть интерес к занятиям. Он постоянно будет придумывать причины, по которым он мог бы не посещать кружок, потому что сказать правду: « У меня не получается, поэтому я не хочу ходить», он не может по ряду причин. Во избежание такого поворота, важно создавать каждому ребенку «ситуацию успеха», оказывать ему положительную поддержку, поощрять при всей группе его малейшие достижения. «Возродить» интерес ребенка к занятиям намного сложнее, чем поддерживать, заинтересовывая каждый раз новым, ранее незнакомым для него.

Дети с ОВЗ очень болезненно реагируют на порицание, поэтому этот метод педагогического воздействия не используется. Но надо понимать и тот факт, что постоянно повторяющаяся ошибка может перерасти в неправильно сформированный навык. В связи с этим иногда очень важно указать на серьезный недочет при выполнении работы, который может привести к повторению и закреплению данного вида ошибок. Сделать это надо ненавязчиво, подводя ребенка самого к пониманию проблемы. В этом случае можно предложить ему проанализировать, что не получилось и почему не получилось, что надо сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше. В конце такого анализа важно уверить ребенка в том, что в следующий раз он обязательно справится с предложенным заданием, и у него получится лучше, чем сегодня. Ребенок с ОВЗ должен понимать, что все в его руках, что нет проблемы, которую нельзя было бы решить, воспитывая уверенность в себе.


В ходе выполнения какого - либо изделия (например, на кружке вязания) ребенок должен осознавать, что от него требуется, каков итог его работы, чему он сегодня научится, и для чего это нужно. Должна быть четко сформулирована цель, к которой ребенок будет стремиться, шаг за шагом выполняя задания.

Многолетняя практика организации дополнительного образования в нашей школе, показала, что при учете всех перечисленных условий, учащиеся с интересом посещают кружки, приобретают жизненный опыт, овладевают разными видами художественно - эстетической деятельности. В нашей школе ребята вяжут спицами и крючком, вышивают сложные сюжетные картины. Они постоянные участники и победители спортивных соревнований по волейболу, настольному теннису , легкой атлетике на областном и республиканском уровне (г. Йошкар- Ола, Адлер, Санкт - Петербург, Самара). Некоторые члены команды были признаны лучшими игроками. По изобразительному искусству - призеры районных и областных выставок. Таким образом, в процессе коррекции и реабилитации средствами дополнительного образования происходит развитие у детей коммуникативных навыков, выявление, поддержание и развитие творческих способностей, воспитание нравственности и эстетического восприятия. Ребята, активно посещающие кружки, лучше усваивают программный материал по трудовому обучению, повышается школьная мотивация. Учащиеся более уверенно могут определиться с выбором профессии. Такие дети коммуникабельны, могут правильно и самостоятельно организовать свою взрослую жизнь. Правильно организованное дополнительное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.



error: