Познавательная активность школьников. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения

Курсовую работу писала сама (опираясь на психолого-педагогическую литературу и интернет-ресурсы, для дочки, студентки 2 курса педагогического колледжа.

Краткое содержание работы:

Введение……………………………………………………………………… 3

1. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе……………………………………………….6

2. Сущность понятия «познавательная активность…………………….11

3. Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника …………………………………………15

4. Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников…………………………………………………………………..18

5. Пути формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста ………………………………………… ……………..22

Заключение…………………………………………………………………..28

Список литературы…………………………………………

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №10

Курсовая работа по педагогике

Студентки 321 группы

Гасанова Сабина Шахин кызы

Руководитель

Глоба Людмила Петровна

__________________

Подпись руководителя

Оценка __________

2013

Введение……………………………………………………………………… 3

  1. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе……………………………………………….6
  2. Сущность понятия «познавательная активность…………………….11

3. Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника …………………………………………15

4. Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников…………………………………………………………………..18

5. Пути формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста ………………………………………… ………… …..22

Заключение…………………………………………………………………..28

Список литературы……………………………………………………………29

Введение

На сегодняшний день главной задачей школы и общества является воспитание подлинно духовной, интеллигентной личности. Образование, более чем прежде должно быть направлено на развитие интеллектуального и духовного потенциала личности, ее социализацию.

Новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образовательному и воспитательному процессу изложены в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от «17» декабря 2010 г. № 1897 . Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): активно и заинтересованно познающий мир, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике . Эти характеристики предъявляют к личности повышенные требования: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, которые формируются на протяжении всей жизни и в основе их лежит стремление к активному познанию и самореализации личности.

Актуальность постановки проблемы познавательного развития младших школьников обусловлена тем, что в условиях модернизации общего образования России необходимо реализовать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы с целью общего развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться.

Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника как субъект учения. Все вышесказанное позволяет утверждать о том, что субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.

Цель: изучить педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Задачи: В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить проблему развития познавательной активности в научно-педагогической литературе.
  2. Определить сущность понятия «познавательная активность».

3. Выявить уровень влияния некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника .

4. Рассмотреть педагогические условия развития и пути формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста.

Данная проблема в различных аспектах изучалась в трудах педагогов и психологов. Наиболее полное освещение проблемы формирования познавательной активности получили в трудах Г.И.Щукиной и Т.И. Шамовой.

Психологической основой для развития, теории познавательной активности послужили положения теории деятельности, разработанные в трудах психологов А.Н.Леонтьева, Л.С.Рубинштейна, М.В.Демина, Л.И.Божович и другие.

Психологические аспекты познавательной деятельности изучались Б.Г.Ананьевым, А.Н.Леонтъевым, Л.С.Рубинштейном, А.С.Выготским, В.П.Зинченко, и другими.

В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.).

Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных Э.И. Александровой, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Ю.М. Колягиным, Л.Г. Петерсон, A.M. Пышкало, Л.П. Стойловой, М.Н. Скаткиным, Д.Б. Элькониным и др.

Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Аристовой, М.А. Данилова, Б.И. Есипова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, З.Ф. Чехловой и др.

Таким образом, актуальность темы развития познавательной активности определяется противоречием: между возросшими требованиями к уровню развития познавательной активности личности и недостаточным использованием педагогом - практиком уникальных возможностей детства в развитии познавательной активности школьников; между необходимостью реализации личностно-ориентированной модели образования и уровнем подготовки педагога, не владеющего активными методами развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность в практике школы определили выбор темы курсовой работы: «Педагогические условия развития познавательной активности детей младшего школьного возраста».

Предмет исследования: педагогические условия развития познавательной активности младших школьников.

  1. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования младших школьников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент навыков обучения, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса.

Изучение педагогической, философской и психологической литературы указывает на наличие многочисленных определений понятий «активность» и «познавательная активность».

Современные представления о сущности познавательной активности, причем значительно отличающейся у взрослых, вовсе неоднозначно коррелируются с формально похожими акцентами предшествующих школ и направлений в истории педагогической науки. Мы не имеем достаточных оснований говорить о том, что рекомендации Платона, Аристотеля, средневековых философов и педагогов в совершенствовании методов научного познания имеют прямое отношение к проблематике развития познавательной активности младших школьников. С другой стороны, без описания таких проблем исторически компаративный анализ был бы заведомо неполным. Попытка отслеживать в истории педагогической мысли исключительно проблематику собственно познавательной активности младших школьников заведомо невозможна уже в силу общепризнанных неопределенностей самих понятий познания, активности, ребенок, младший школьник.

В силу таких трудностей реальные ориентиры исторического анализа можно описать примерно так:

Вопрос о природе познавательной активности исследовался в истории гуманитарной науки давно и в самых разных аспектах;

Вполне признавая правомерность различных точек зрения на природу человеческой познавательной активности (И. Канта, Б.Ф. Ломова, К. Маркса, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, Г.П. Щедровицкого и др.), мы полагаем, что необходимыми характерными свойствами познавательной активности являются специфические компоненты: а) мотивация, б) получение удовлетворения от творчества.

Далеко не всякие действия, формально связанные с обучением, свидетельствуют о высоком уровне познавательной активности. Например, было бы необоснованно измерять уровень познавательной активности через количество посещений библиотеки или время, потраченное на выполнение домашних заданий.

Познавательная активность, видимо, выражается в движении самого мотива человека (и, тем более младшего школьника) осваивать новое, непривычное, очевидно требующее труда и усилий для присоединения к имеющейся базе данных в долговременной памяти; в возникновении чувства именно самостоятельного эвристического поиска, даже в случае решения уже известной задачи.

Более того, если задача не вызывает ощущения сложности, является простым комментарием, частным случаем для применения уже имеющихся знаний и навыков, - такая задача не имеет отношения к познавательной активности.

Таким образом, основными характеристиками познавательной активности людей являются:

Яркая, по сравнению со среднестатистическими показателями неудовлетворенность стереотипными (или пользуясь термином Д.Н. Узнадзе внутриустановочными) ценностями обыденной жизни. Иными словами, если человек, и тем более, младший школьник, искренне и в достаточной степени удовлетворен своей жизнью, достижение высокого уровня познавательной активности не будет подкреплено внутренней мотивацией;

Познавательная активность есть форма существования сомнения, которая постоянно воспроизводит вечный вопрос о возможности конечного перечня причин и следствий в обозримом мире;

Не всякая активность человека характеризует его стремление к познанию. Видимо познавательная активность характеризует еще и специфическое, и присущее далеко не всем, интеллектуальное бесстрашие, желание двигаться дальше в такие рассуждения, предчувствия и ассоциативные ряды, где сам термин «познание» становится далеко небесспорным, где желание быть уже выше желания понять. Разумеется, перечень таких характеристик познавательной активности можно продолжить.

Вопрос о природе познавательной активности занимал одно из центральных мест на этапе зарождения философии как науки. Большая часть источников и знаний об этом феномене навсегда утрачена, особенно много соответствующих неопределенностей в описании предфилософии Древнего Вавилона, всей шумеро-аккадской культуры, Древнего Египта. Гораздо больше информации о примерно полутора десятках философско-гуманитарных школ Древнего Китая и Индии.

Подробный анализ такой эпохи, разумеется, выходит за рамки предметного поля исследования. Отметим лишь, по нашему мнению, существенное для исследования.

Во-первых, это попытки представить познавательную активность как нечто формируемое искусственно и свойственное лишь своеобразной духовной элите.

Во-вторых, это попытки представить познавательную активность очевидным злом, тормозящим движение человека к мудрости, к состоянию неподвижно созерцающего мудреца, из которого «растут цветы».

Отметим, в-третьих, и существование более слабой, но чрезвычайно оригинальной традиции анализа отчужденных форм познавательной активности данных, например, в самом факте закона (древнекитайская легистская школа), в самих процессах освоения языковых абстракций (школа фа-цзя). Приведем несколько примеров формирования таких алгоритмов.

Главным духовным, нравственным и идейным источником, на протяжении веков питающим китайско-конфуцианскую цивилизацию, является учение Конфуция. Познавательная активность - это «наращивание чувствования», а не нахождение истины.

В даосизме «дао» - единый объективный закон подчинения мира. Согласно ему человек не в силах изменить естественный порядок вещей, и ему не стоит прилагать к этому усилий, так как понимание всего покоится на собственных природных ритмах. Человек должен пассивно созерцать естественный ход событий, чтобы достигнуть «дао» - наивысшей ступени познания. Социализация есть слепое усвоение опыта предков, главным оценочным критерием в данном подходе является уважение предков.

В древнеиндийской философии познание - это исследование того, что происходит в сознании в результате соприкосновения с миром предметов [буддизм]. В буддизме роль познавательной активности наиболее значима на этапах самосовершенствования человека во время прохождения его по «восьмеричному пути» . Люди, движущиеся по восьмеричному пути, могут остановиться на одном из них при нарушении ими жизненно-нравственных устоев, тем самым не достигнув наивысшей ступени познания - «нирваны». Достигнуть «просветления» человек может и должен только сам; роль посредников (священных книг, духовных наставников) в индуизме, буддизме и даосизме хотя и велика, но второстепенна.

Таким образом, уже в эпоху предфилософии были поставлены основные вопросы, которые и сейчас остаются наиболее масштабными и сложными.

Совсем по иному трактовались главные проблемы познавательной активности как способа социализации в античности. Античность, принимая, в соответствии с традицией историографии, ее границы примерно со времен Гомера до V века нашей эры, дает образец едва ли не энциклопедии всех проблем в интересующей нас области. Приведем несколько примеров.

Познавательная активность интерпретируется Сократом как культура сомнения, как искренняя увлеченность творческим научным поиском. Описывая познавательную активность, Сократ исходил из того, что критерием познания является философская грамотность, умение рассуждать.

Пифагор понимал познавательную активность как «страстное и сочувственное созерцание», интеллектуальное созерцание, к которому мы прибегаем также в математическом познании». Познавательная активность присутствует на протяжении всего «колеса рождения», во время прохождения душой всех видов перерождений. Как и многие философы античности, Пифагор связывал судьбу общества с образовательно-воспитательным развитием его граждан. По мнению Пифагора, о социализации человека можно говорить только тогда, когда он в состоянии выделить себя из массы других людей, может самостоятельно предвидеть, «что будет ему на пользу на примере того, что случилось с другими»; в противном случае человек считается «худшим человеком, так как, поступая дурно, надеется на лучшее».

Вывод: Таким образом, именно в пифагорейской традиции впервые дается ориентир для методологии обучения (в том числе детей), творчески активного освоения математического знания.

  1. Сущность понятия «познавательная активность»

Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип "активности и самостоятельности учащихся в обучении". Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия "познавательная активность". В содержании понятия "познавательная активность" можно выделить несколько направлений. Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию.

Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие учащегося. Д. Локк в работе "Мысли о воспитании" утверждает идею единства физического и духовного развития известным тезисом "Здоровый дух в здоровом теле". При сильном теле, считает автор, легко продвигаться вперед по выбранному пути. Проводя идею единства физического и духовного развития, авторы находят важные педагогические средства развития познавательной активности. Так, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до момента утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство - регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся.

Итак, естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами. Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника, ее интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг, исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.

Вот что пишет Т.И. Шамова: " Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей".

Есть еще одна группа ученых, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет "познавательную активность" как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности "познавательная активность" становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.

Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: "проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения".

Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации.

Поиск эффективных путей повышения качества усвоения учебного материала характерен и для педагогической практики. Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходимо, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников.

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.

Проблема активности изучается в самых различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и т. д. Так, биологи рассматривают приспособление организма к окружающей среде, реакцию на внешние раздражения, которая является формой проявления активности. Биологическая активность присуща и человеку как наследственное свойство, которое обеспечивает приспособление к среде. Итак, мы обратили внимание на то, что общим для всех исследований является наличие в процессе формирования познавательной активности нескольких факторов. В их числе - внутренний фактор, т. е. субъективная характеристика познавательного действия. Носителем познавательной активности выступает целостный субъект познания - человек.

Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Понятие "развитие" общепризнанно в педагогике и психологии. Д.Б. Эльконин отмечает: "развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед". Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.

Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:

* Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;

* Поисково-исполнительная активность - это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;

* Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

Вывод: Таким образом, на основании проведенного анализа, мы для себя определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.

  1. Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника

Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. В действительности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому развивающая работа, направленная на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательных сфер в целом, а значит и на познавательную активность в частности. Рассмотрим влияние некоторых познавательных процессов, таких как мышление, внимание и память на обучение младших школьников.

Мышление. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. В этом возрасте мышление ребенка тесно связанно с его личным опытом и потому чаще всего в предметах и явлениях он выделяет те стороны, которые говорят об их применении, действий с ними. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать "в уме" и анализировать процесс собственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии.

Внимание. Постоянно приходится слышать жалобы учителей и родителей на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей данного возраста. Невнимательность младших школьников - одна из наиболее распространенных причин снижения успеваемости. Наиболее часто такую характеристику получают дети 6 - 7 лет, т. е. первоклассники. Их внимание действительно еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.

На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый "вклад" в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Память . В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. У первоклассника хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти. Для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развития положительного отношения к ним. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала.

Стоит также отметить, что нередко развивающий эффект может оказать сам факт совместных занятий ребенка с терпеливым, заинтересованным, внимательным к его проблемам взрослым. Формирование познавательной активности школьников во внеурочной деятельности достигается в процессе их общения как особого вида взаимодействия. Данное общение способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного интереса. Содержание, формы и методы должны нацеливать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, которая создает базу для общения, способствует закреплению новых знаний школьников, полученных в процессе общения. Эти сформированные знания позволяют организовать общение учащихся на более высоком уровне, вызывать у них потребность в обмене информацией, оказании помощи товарищу.

Выводы: В результате теоретического исследования состояния проблемы формирования и развития познавательной активности в теории и истории педагогики мы выяснили, что интересующая нас проблема является многоаспектной и многоплановой, имеющей множество различных подходов и концепций. Несмотря на пристальный интерес к проблеме педагогов и психологов некоторые аспекты до сих пор являются недостаточно хорошо разработанными. В теории педагогики в многочисленных исследованиях разработаны отдельные средства развития познавательной активности детей младшего школьного возраста, однако их применение практически не всегда дает ощутимый результат. Система развивающего обучения со всеми своими компонентами отвечает задаче развития познавательной активности.

  1. Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

Естественное стремление школьников к познанию;

Положительное отношение к учебе;

Активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;

Проявление воли в процессе овладения знаниями.

Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии. Можно выделить следующие способы и условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника:
- обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, обеспечение понимания того, на какой предполагаемый результат ориентироваться;
- исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;
- комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;
- обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;
- обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;
- эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников.

Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность:
- стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;
- на каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;
- организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;
- занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.

Роль педагога в развитии познавательной активности

младших школьников

Успехи в обучении детей определяются множеством факторов: уровень развития способностей каждого ребенка, возрастные особенности детей, методика обучения. Важным фактором развития познавательных способностей учащихся является личность педагога. Ценность процесса обучения во многом обусловлена характером их межличностных отношений с учителем.

Роль учителя предполагает углубление знаний о других и о себе, так как обучение - это передача другим не только своих знаний, навыков, умений, но и мировоззрений, отношений к людям, умения строить конструктивные межличностные отношения.

Сложившаяся практика подготовки студентов не в полной мере обеспечивает теоретическую, практическую и психологическую готовность тех, кто призван осуществлять обучение и воспитание. К тому же современная переподготовка учителей не предусматривает диагностики и коррекции профессионально-личностных качеств (умения объективно проанализировать собственное поведение, оптимально строить свое общение со школьниками, эффективно восстанавливать свою работоспособность, развитие адекватной самооценки и т.п.)

Вместе с тем педагогам необходимо свободно ориентироваться в знаниях возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, по развитию и коррекции познавательной, волевой и эмоциональной сфер детей. Это позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более содержательным и эффективным, учитывать не только наличный уровень развития воспитанников, но и видеть его перспективы, активно и целенаправленно способствовать этому.

Тем не менее, следует отметить, что отсутствие системного подхода в подготовке будущих педагогов и переподготовке учителей, работающих в школе, в плане формирования умения самодиагностики профессионально-личностных качеств, полномерной освоенности знаний психологии обучения детей младшего школьного возраста не формируется целостного представления о содержании работы по развитию познавательных способностей младших школьников, ограничена возможность приобретения необходимых умений и навыков. Однако процесс обучения детей предполагает не только простую передачу знаний, а стимулирование школьников к позитивному самовосприятию, преодолению трудностей, желанию саморазвиваться, формирование у них положительной мотивации к обучению в школе.

Вывод: Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога.
В заключении хочется сказать, что все вышесказанное, действительно подтверждает правильность позиции об адекватности системы развивающего обучения задаче развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

  1. Пути формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора.

Интерес ребёнка - важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности. Интерес к занятиям у ребенка вызывается и поддерживается различными методами: чередованием различных форм занятий (уроки внеурочные формы, игры, викторины, школьные тематические «дни» и т.д.), использованием яркой наглядности, соревновательный метод и т.д.

Рассмотрим познавательную активность ученика на примере структуры одного урока.

1. Включение школьников в работу в начале урока - необходимо с самого начала занятия заинтересовать детей, привлечь их внимание, это делается за счет крупно написанной на доске темы, ярких таблиц, иллюстраций, интересного вводного слова учителя.

2. Поддержание интереса во время проведения урока - детям должно быть не просто интересно, они должны активно участвовать в образовательном процессе, то есть реагировать на сообщаемую информацию учителя, отвечать на вопросы, выполнять задания, стремиться проявлять себя в соревновательных упражнениях.

3. Познавательная активность детей проявляется и в самостоятельности учеников, в том, насколько им удается самостоятельная работа, как выполняются домашние задания, насколько ученик усваивает самостоятельно изучаемый материал, интересен ли ему этот вид работы.

4. Активность детей должна проявляться и при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.

По этим направлениям оценивается и уровень сформированности познавательной активности у детей. Педагоги выделяют два уровня:

1. Высокий: активная ориентировка в новом материале; самостоятельное выделение ключевых понятий; понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы; владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений;

2. Низкий: учебные действия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность; отсутствие понимания смысла учебной задачи; малое приложение личных усилий в учебной работе; слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения.

Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности.

Исследования показывают, что не всегда общеобразовательные учреждения в состоянии создать необходимые условия для развития всех этих компонентов в должной степени. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Целенаправленная работа по развитию познавательных способностей учащихся начальных классов – это целостный процесс, основанный на согласовании его ведущих компонентов:

Целевой . Понимание цели как идеального, сознательно планируемого результата учебно-воспитательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям. Суть этого компонента состоит в постановке взрослыми целей совместной деятельности и принятие этих целей учащимся.

На каждом этапе развития личности происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими. В результате этого личность приобретает нечто новое, характерное именно для этого этапа, сохраняющееся в виде заметных следов в течение всей последующей жизни. Личностные новообразования возникают не на пустом месте, они подготавливаются всем предшествующим развитием. Стратегия познавательно-личностного становления учащихся начальных классов состоит в создании условий для позитивного восприятия процесса обучения и для дальнейшего саморазвития и самовосприятия.

Содержательный. Этот компонент составляют профессиональные знания, умения и навыки, определяющие направленность учебно-воспитательным процессом в целом. Содержание и развивающей, и коррекционной работы определяется учителем. Выбор содержания конкретных приёмов обусловлен многими обстоятельствами и осуществляется учителем в зависимости от цели и задач, стоящих перед ним, возраста, исходного уровня развития ребёнка, уровня исходной мотивации, характера имеющихся и намечающихся отклонений и многих других факторов.

При выборе тех или иных развивающих программ в центре внимания должно стоять развитие личности ребёнка в целом, в совокупности - психические процессы, формирование общеинтеллектуальных умений и развитие личностной сферы (развитие адекватной самооценки, коммуникативных способностей, снятие агрессивно-защитных реакций, тревожности и т.п.).

Технологический. Важнейшей задачей образования является формирование разносторонне развитой личности. Важно развитие и способности к анализу и синтезу, креативных способностей, умение видеть систему развития событий, понимать причинно-следственные связи.

Этот компонент наиболее непосредственно отражает процессуальную сущность работы по формированию познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся. Он реализуется с помощью определённых методов и средств коррекционно-развивающей деятельности.

Наибольшие возможности содержит игровая форма. В младшем школьном возрасте игра остаётся эмоционально привлекательной, в ходе выполнения этой деятельности решаются основные задачи по коррекции и развитию. Поэтому целесообразно проводить такие занятия в игровой форме, сочетать использование компонентов игровой и учебной деятельности. В каждом конкретном случае из разнообразия имеющихся методов и средств учитель может подобрать адекватные и наиболее эффективные.

Мотивационный. Необходимой предпосылкой обучения детей в школе является формирование у них мотивации на сотрудничество со взрослыми и сверстниками, а так же создание мотивационной готовности к принятию предлагаемых методов, средств и форм учебной деятельности.

Специальное внимание должно быть уделено формированию у школьников мотива адекватного восприятия трудностей и желания исправить свои ошибки, умения оценить свои способности и опять же желания развить свои потенциальные возможности.

Операционно-регулятивный. При планировании и организации учебно-развивающей деятельности необходимо исходить из возможностей каждого ребёнка справиться с предлагаемыми заданиями: они должны лежать в зоне умеренной трудности, быть доступным для детей. Необходимо на начальных этапах обеспечить позитивное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем необходимо увеличивать трудность заданий пропорционально возрастным возможностям детей и сформированного ранее уровня развития интеллектуальной сферы.

Стимулирующую роль должны играть задания, которые трудны, но выполнимы, требуют от детей затраты определённых усилий, мобилизации усилий, но в конечном итоге ведут к успеху, а не к психологической травме, формированию негативной установке к требованиям взрослых и в общем к личности педагога. Необходимо поощрять самостоятельную активность и инициативу школьников.

Оценочно-результативный. Компонент базируется на подборе методик, адекватно отражающих уровень развития познавательной сферы детей. От оценивания зависит всякая деятельность, выполняемая ребёнком. Необходимо отметить, что оценка значимых взрослых является важнейшим источником развития самооценки у детей. Недопустимо, чтобы оценка порождала страх или вызывала негативные переживания. Дети с низкой самооценкой нуждаются в предварительной положительной оценке их возможностей и стараний, одобрения, похвалы.

Обучая детей в начальной школе, необходимо считаться с тем, что процесс развития и формирования личности ребёнка - это процесс постепенного расширения интеллектуальных, волевых, моральных и других возможностей регулирования и саморегулирования поведения растущего человека. Особенности этого процесса входят в процесс развития и обучения школьников как важнейшая составная часть.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Формирование навыков познавательной деятельности у младшего школьника - это целенаправленный процесс развития устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения

2. Познавательная активность - результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности, а также фактор изменения личностных качеств младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремлённость, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.

4. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника, носят комплексный характер и включают: учебно-методическое обеспечение образовательной процесса; оптимальное сочетание форм и методов обучения, ориентированных на развитие познавательной активности младшего школьника, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний; ориентация учебного процесса и внеурочной деятельности младшего школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию.

Литература

1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.

2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008

3. Буддизм. Четыре благородных истины. – М., 2001.

4. Коменский Я.А. Великая дидактика: изб. пед. произвeдения. В 2-х т. - М., Педагогика, 1982 - Т.1

5. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности, С.-Пб.: Знание, 2006

6. Локк Д. Мысли о воспитании. / Пед.наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н.Джуринский. – М., Педагогика, 1989.

7. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007

8. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А., Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г

10. Шамова . Т. И. , Воровщиков С. Г. , Новожилова М. М. \ Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения, М.: «5 за знания», 2009

11. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М., Просвещение, 1988

12. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П.Зинченко. - М., 1989

1

В статье рассматривается влияние педагогических подходов на формирование познавательной активности учащихся. Использование на уроках активных методов и приемов являются неотъемлемой частью педагогических технологий. Дан обзор положительных сторон активных методов в современном учебном процессе. Реализация принципов активного обучения имеет большое значение так как в связи со стратегией развития образования,обучение носит деятельностный характер. Проблема познавательной активности рассматривается нами в контексте коммуникативного, исследовательского подхода. Совокупность данных подходов дает возможность в сотрудничестве учителя и ученика творить, искать, работать на высокие результаты и позволит уйти от репродуктивного способа информации и перейти на новый уровень взаимодействия в образовательном пространстве. Анализ и обобщение опыта педагогов позволяет сделать вывод, что описанные подходы обогащают знания и побуждают желание созидать и являются основой современного образования.

активная позиция

коммуникативная деятельность

взаимодействие межличностное

1. Государственный общеобязательный стандарт начального образования Республики Казахстан: введ. 2012. – 45 с.

2. Типовая учебная программа по предмету «Познание мира» для 1-4 классов уровня начального образования Республики Казахстан: введ. 2016 // Педагогические подходы и технологии к организации учебного процесса. – 2016. – 50 с.

3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. – URL: http://www.kipk.ru/ (дата обращения: 20.10.2017).

4. Усик Л.И. Развитие познавательной активности младших школьников // Начальная школа. – 2016. - № 6. – С. 2.

5. Штуканова Т.А. Организация проектно-исследовательской деятельности как одно из средств личностного развития младших школьников // Начальная школа. – 2014. - № 11. - С. 2.

6. Жилина Л.И. Лото для устного счета // Математика в школе. – 2000. - № 5. - С. 3.

7. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: учебное пособие / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2008. – 296 с.

8. Уровни познавательной активности: учебное пособие / Т.И. Шамова. – М.: Просвещение, 2005. - 286 с.

Все изменения в сфере образованияи науки в настоящее время направлены на достижение главной цели --- качественного обучения для каждого. Новый взгляд в образовании признан обеспечить возможности выбора программ обучения в соответствии с необходимостью обновления знаний и умений в любой области и максимальной адаптации к любым изменениям. Обучающиеся в двадцать первом веке требуют других навыков для того, чтобы взаимодействовать с миром завтрашнего дня. Образование является долгосрочной стратегией для успешного участия в современной конкуренции. Учителю необходимо перестроить обучающихся - перейти от запоминания информации к ее осознанию и, что немаловажно, к применению этих знаний в различных аспектах. Знание современных методик - необходимое условие учебного процесса. В связи со всеми изменениями в образовании наиболее актуальными являются коммуникативная, деятельностная, исследовательская методики. Главные черты данных методик включают в себя не только учебный, но и познавательный, развивающий, воспитательный аспект. Данные методики применяются в различных способах обучения, но имеют много сходного, так как строятся на идентичных принципах. Особенностью коммуникативного метода является организация обучающегося общения. Навыки аудирования, говорения, чтения и письма являются основными в коммуникативной деятельности. Отработка данных навыков особенно продуктивна при организации группового взаимодействия, где весь материал используется в ситуативных диалогах. При такой организации обучающиеся понимают основное содержание беседы, текста, представляют точку зрения, участвуют в обсуждении, соблюдая речевые нормы . В соответствии с коммуникативным подходом процесс обучения должен включать задания, способствующие формированию умений общения и режимов работы, адекватных условиям реальной коммуникации (парная и групповая работа) . Так, например, на уроках естествознания проявление навыков взаимодействия можно проследить через организацию исследовательской деятельности.

Приведем пример. В разделе об изучении животных предложить задание развивающего характера на тему: «Сколько весит слон?». Исследование проводится на этапе закрепления нового материала. Цель исследования: «Какой предмет движется быстрее (который полегче или потяжелее?». Ресурсами могут выступать: весы - безмен, баскетбольный и футбольный мячи, пакет. Ставим перед учащимися задачи исследования:

1) произвести взвешивание мячей;

2) одновременно привести их в движение;

3) сделать вывод, какой мяч движется быстрее.

Учащиеся должны выдвинуть гипотезу, выбрать ресурсы, составить план исследования. И сам ход исследования основывается на практическом взаимодействии всех участников группы. Дети при помощи безмена и пакета взвешивают волейбольный и баскетбольный мячи. Результаты записывают. Затем на полу приводят толчком их в движение. И наблюдают, какой мяч быстрее движется. При этом учителю важно научить детей правилам групповой работы: каждый член группы знает и исполняет роли спикера тайм-менеджера, эксперта и т.д. В результате дети придут к выводу, что из двух предметов, разных по массе, если их толкнуть с одинаковой скоростью, быстрее будет двигаться мяч, который полегче. В данном случае прослеживается деятельностный подход. Деятельностный подход заключается в том, что учащийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его знаний, учебных умений и навыков, и навыков широкого спектра. Деятельность учащихся сгруппирована по таким категориям, как «знать», «понимать», «применять», «анализировать», «оценивать», «синтезировать» .

Необходимо сохранить параметры процесса коммуникации - это деятельностный характер поведения на всех уроках, поведения учителя, ученика, как субъекта общения и учения, ситуации общения с учетом речевых навыках. Это основные качества взаимодействия, носящие деятельностный характер, мотивированность обучающихся, содержательность, целенаправленность. Если эти параметры методически интерпретировать, процесс развития навыков речевой деятельности достигнет наивысших процентов в качестве обучения. Очевидно, что процесс обучения, обладающий указанными характеристиками, будет существенно отличаться от традиционного. Он будет коммуникативным.

Тесно перекликающийся с коммуникативным, исследовательский подход ассоциируется с самостоятельной деятельностью детей. Следовательно, запускается процесс любознательности, самообучения и саморазвития.

Главной отличительной особенностью данных методов является их направленность на формирование не только предметных знаний и умений, а функциональных, творческих знаний. На уроках важно включать задания, направленные на овладение умениями анализа, обобщения, сравнения, поиск проблем. Свойство, которое характеризует мышление человека - это умение видеть проблему. Способ организации поисковой деятельности с элементами творчества есть сущность исследовательского метода, который тесно перекликается с коммуникативным. Учащихся необходимо учить решать проблемы при организации постепенного возрастания сложности заданий, проектов. Функция исследовательского метода обеспечивает овладение научным познанием, чертами творческой деятельности, формированием интереса. Считаем, что образовательные задачи данных подходов осуществляются путем создания развивающей среды, в которой ребенок находил бы стимул для саморазвития.

Основные требования:

Опираться на собственный опыт ребенка, т.е. аутентичный характер обучения;

Обучение в действии;

Побуждение к экспериментированию.

Предлагая различные области для изучения, мы расширяем круг заинтересованности и глубокого изучения темы любой направленности.

Таким образом, мы запускаем процессы развития мышления: навыки высокого порядка - анализа, синтеза, оценки исследования.

Данная деятельность ориентирует школьника на творческую деятельность. И невольно происходит отказ от традиционных знаний и умений, поскольку исследование всегда выступает как поиск, анализ оптимальных вариантов. И весь процесс происходит в групповом обсуждении. Так как межличностное познавательное общение и взаимодействие в группах - это качественное восприятие любого материала, на любом уроке.

Особенность данного метода - активизировать обучение, передавая инициативу ребенку к самостоятельной организации учебной деятельности.

Для этого ученика необходимо познакомить со схемой исследования. Учащиеся многократно повторяют действия: выдвигают гипотезы, планируют наблюдение или эксперимент, анализируют результаты, делают выводы, классифицируют, создавая графики, и получают информацию. Ну а задача учителя - сформулировать цель исследования через постановку проблемной ситуации.

В данных подходах ключевое место занимает категория «деятельности», а деятельность рассматривается как система, нацеленная на результат. Реализовать данные подходы возможно при любой программе. Главный принцип - добывать знания самостоятельно. Деятельностный подход - подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе .

Учащимся предлагается тема и цель исследования. Содержание остальных этапов исследования дети продумывают самостоятельно, работая индивидуально, в парах, в группах.

Ниже предлагается примерный вариант ведения исследования. Например:

Цель: узнать, как получается улыбка?

Гипотеза: допустим, что в улыбке участвуют не только губы, но и другие части лица. Проверим. Учащиеся проводят сбор информации с помощью эксперимента и наблюдения. Затем учащиеся указывают в таблице источники информации. Оборудованием могут служить простые материалы - зеркальца.

Важный процесс исследования это обработка данных: обсуждение информации, полученной при проведении эксперимента. Затем этап предоставления информации. Это могут быть таблицы, схемы, пиктограммы, кластеры, сообщения, электронная презентация, реферат, стенгазета, статья.

Делают вывод, что в улыбке участвуют не только губы, но и глаза, брови, лоб, нос, щёки, подбородок.

Здесь можно предложить учащимся провести ещё один эксперимент и улыбнуться только глазами, только губами. Получится ли полноценная улыбка? Ведь улыбка - это не только мимика лица, губ или глаз, но и отражение душевного состояния человека. Поэтому улыбка может быть разной. Например, радостной, скептической, унылой, печальной, скорбной, ехидной, снисходительной и т.д. Здесь можно продолжить эксперимент с зеркалом.

На этапе рефлексии дети обсуждают, что получилось, не получилось; степень удовлетворения проделанной работой; в таблице обводят соответствующий смайлик.

После проведения исследования учитель может предложить детям караоке «Улыбка».

Карта исследования

Известно, что в памяти человека запечатлевается 90 процентов того, что он делает, до 50 процентов того, что видит, и только 10 процентов того, что слышит. Поэтому наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в действие. Это показывает целесообразность активных методов .

Данная деятельность связана с поиском познавательной задачи с неизвестным решением. Эта деятельность не регламентирована какими-либо установками. Она должна быть свободна, с долей импровизации. Применение таких заданий в исследовательской деятельности развивает стремление наблюдать, ведь поисковая деятельность - это естественное состояние ребенка. Конечно, на первых порах от детей требуется наименьшая самостоятельность. По мере накопления знаний степень самостоятельности должна возрастать. Говоря о плюсах самостоятельной исследовательской деятельности, необходимо помнить, что в образовательных программах есть информация, которая носит репродуктивный характер. А самостоятельное исследование требует намного больше времени, чем обычное восприятие объяснений. Оптимальным вариантом будет сочетание традиционного изложения материала с включением проблемных ситуаций, элементов эксперимента и так далее. Залог ее успеха - в наличии устойчивой учебной мотивации. Отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться. На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычное решение. Это может иметь большое значение. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самостоятельной работе.

В ходе учебного процесса важно создавать условия для возникновения ситуации успеха: знакомство с новой информацией через познавательные противоречия, творческие задания, замысловатые головоломки, проблемные ситуации.

Другим элементом работы является использование нетрадиционных форм проведения занятий с детьми, среди которых особое место занимают нетрадиционные уроки, в том числе с использованием информационно-коммуникационной технологии (ИКТ), интегрированные уроки, предметные недели и олимпиады, смотры знаний. Обучение протекает более успешно, если школьники вовлечены в активную самостоятельную творческую деятельность.

Поэтому в учебном процессе важно использовать проектную технологию .

Сущность метода проектов состоит в том, что в процессе обучения учащиеся сами определяют конкретную интересующую их практическую цель, составляют, проектируют план достижения, самостоятельно осуществляют деятельность, а затем представляют ее результаты. Проектная деятельность - одна из ведущих в современной действительности. Это некое отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Проектирование - серия алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной проблемы и заканчиваются получением определенного результата. Проект связан с прогнозированием, а поэтому может служить эффективным инструментом развития интеллекта, творческих способностей и познавательных интересов детей, создания атмосферы сотрудничества и сотворчества. Данный метод в комплексе решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи: организовать деятельность, воспитывать терпимость, развивать воображение, расширить кругозор, эрудицию, развивать навыки публичных выступлений.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Решение проблемных задач проекта предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а другой - предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

«Человек рожден для мысли и действий», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой .

Школа должна предложить школьникам возможность освоения знаний на максимальном уровне. Школа создает атмосферу доброжелательности, ориентированную на реализацию идей сотрудничества, развитие форм общения. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности и может играть значительную роль в структуре личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обусловлено рядом условий: уровнем развития интереса, характером, местом познавательного интереса, среди других мотивов и их взаимодействие, связь с жизненными планами и перспективами . Характер общения - поисковый. Для того чтобы знания были результатом поисков, необходимо организовать эти поиски, развивать их познавательную активность, координируя учебный процесс. Мы приходим к выводу, что наиболее актуальными становятся педагогические подходы, основными чертами которых выступают:

Активная позиция обучающихся;

Ориентация обучающихся на самостоятельное освоение опыта;

Развитие познавательных возможностей;

Познавательная рефлексия;

Самостоятельный выбор принятия решений;

Оценочная деятельность;

Процесс обучения носит творческий характер;

Позиция педагога как «равноправного партнера».

Совокупность данных черт дает возможность в сотрудничестве учителя и ученика творить, искать, работать на высокие результаты и позволит уйти от репродуктивного способа обучения, ненужной информации и перейти на новый уровень взаимодействия в образовательном пространстве. Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы . В познавательной деятельности мы исходим из того, что она представляет сложную систему в качестве структурной единицы, в которой можно выделить познавательное действие. Мы имеем в виду осознанный целенаправленный результативно завершенный познавательный акт, связанный с решением задачи. Познавательное действие характеризуется осознанием цели, в силу чего и осознается само действие, ведущее к достижению цели . Обобщение опыта педагогов, анализ методики и приемов позволяют сделать вывод, что исследовательская деятельность, коммуникативный подход несут в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивают мышление, обогащают знания и словарный запас, побуждают желание созидать. Активность детей так или иначе зависит от активности педагога. И в процессе такой активности формируются различные интеллектуальные способности, важные в учебном процессе: умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи.

В конечном итоге результатом должно стать воспитание конкурентоспособного выпускника. Такой выпускник ставит перед собой цели, решает жизненные задачи и отвечает за свои поступки. Чтобы достичь этой цели, учителя должны понимать, что педагогический процесс является совместной деятельностью в условиях глобальных изменений, происходящих в современном мире, а человек с такими качествами всегда востребован. Именно поэтому описанные подходы являются основой современного образования.

Библиографическая ссылка

Климбей Л.В., Ядрова Н.В., Нуржанова Р.М. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27253 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В настоящее время перед образованием стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности личности. Преподавателю, работающему в образовании, необходимо свободно владеть инструментарием, позволяющим оценить познавательную активность обучаемых и способствовать ее развитию. Современная ориентация образования на воспитание творческой, активной личности предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения.

Познавательная активность является важным качеством личности. Заинтересованное отношение к окружающему миру, стремление познать то, что неизвестно - ценное свойство, во многом обусловливающее эффективность учения и профессиональной деятельности. Познавательная активность является высшим проявлением общей активности.


Активность - общая характеристика живых существ. Для человека активность всегда есть форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности, источник непрерывного развития в процессе онтогенеза.


Взгляды на природу активности изменялись в процессе развития самой психологической науки. Активность в своем становлении и развитии проходит ряд уровней, а познавательная активность относится к самому высокому, четвертому уровню (П.Я. Гальперин).


Проблему познавательной, или умственной, активности рассматривали в исследованиях Д. Б. Богоявленская, Д. Годовикова, Н. С. Лейтес, М. И. Лисина.


Понятие умственной активности используется Н. С. Лейтесом при раскрытии понятия одаренности. Н. С. Лейтес в своих работах делает вывод о качественном преобразовании умственной активности с возрастом.


В работах М. И. Лисиной познавательная активность рассматривается в контексте познавательной деятельности. Познавательную активность автор определяет как состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.


Большое значение и важное место среди исследований познавательной активности личности имеют работы Д. Б. Богоявленской. Результатом этих исследований стало раскрытие специфики познавательной активности обучаемых и ее содержательная характеристика.


Таким образом, все вышеупомянутые, а также некоторые другие авторы, занимавшиеся исследованием вопроса познавательной активности личности (Б. Г. Ананьев, Т. М. Землянухина, Т.А. Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие человека.


Целенаправленное развитие познавательной активности будущих специалистов - один из путей повышения уровня их подготовки. Познавательная активность выступает при этом как качество личности будущего специалиста и важное условие его самореализации.


В современных условиях основная цель образования состоит в формировании компетентной, социально активной творческой личности. Поэтому возникает необходимость в создании такой воспитательно-образовательной среды вуза, которая позволит студенту овладеть навыками самостоятельной активной деятельности. Причем характер обучения должен обеспечивать творческое развитие личности, а внедряемые в вузе методы обучения способствовать реализации на практике активной позиции студента.


Федорович Наталья Яковлевна

УДК 37.013

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

© 2011 И. А. Чернышев1, М. В. Цуканов2

1 соискатель каф. педагогики e-mail: Uyatehemishev@Jist ru 2 канд. пед. наук, начальник вычислительного центра e-mail: mihail80@bk. ru

Курский государственный университет

Процесс радикальных изменений в обществе повышает ответственность средней общеобразовательной школы за формирование такой черты личности выпускника, как познавательная активность. Данная проблема, в силу своей практической значимости, нашла выражение в трудах великих педагогов Я. А. Коменского, Джона Локка и И. Г. Песталоцци. В России данной проблемой занимались К. Д. Ушинский,

К. В. Ельницкий, П. Ф. Каптерев. Сущность познавательной активности рассматривается в современной психолого-педагогической литературе с разных точек зрения.

Ключевые слова: познавательная активность, обучение, учебная деятельность, познавательная деятельность, познания, обучающийся.

Процесс радикальных изменений социально-экономического устройства общества ведет к смене требований, предъявляемых к образованию. Современному специалисту любой отрасли необходимо иметь не только хорошо развитые познавательные процессы (внимание, память, мышление), но и умение использовать знания, приобретённые в средней общеобразовательной школе, в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим повышается ответственность средней общеобразовательной школы за формирование такого свойства личности выпускника, как познавательная активность. Сегодня одна из основных задач школы - создание оптимальных для обучения условий, позволяющих развить познавательную активность как свойство личности, реализуемое в учебной деятельности. Это обеспечит не только качественное усвоение выпускником сложной системы знаний, но и его интеллектуальное, гражданское и социальное развитие.

Проблема формирования познавательной активности, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимание великих ученых. Своими корнями история формирования и развития познавательной активности уходит в далекое прошлое. Так, великий чешский педагог и мыслитель XVII века Я. А. Коменский считал проблему формирования познавательной активности одной из основополагающих при формировании личности обучающегося: «юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, то есть чтобы разумное существо -человек - приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже заучивая и воспроизводя их в цитатах, но развивал в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их» [Коменский 1982: 34].

Опираясь на идеи Я. А. Коменского, английский философ и педагог Джон Локк теоретически обосновал необходимость целенаправленной деятельности педагогов и воспитателей по развитию процесса познания у обучающихся: «К вещам, которые поставленному в тупик взгляду кажутся очень неясными с далекого расстояния,

следует приближаться осторожно и размеренными шагами и сначала рассматривать то, что в них наиболее заметно, доступно и видно. Расчлените их на отдельные части и затем в соответствующем порядке сведите все, что должно быть узнано относительно каждой из этих частей, к ясным и простым вопросам. Тогда все, что считалось темным, запутанным и слишком трудным для наших слабых способностей, раскрывается перед нашим разумом...» [Локк 1985: 123].

Взгляды Я. А. Коменского и Дж. Локка о факторах, способствующих гармоническому развитию всех сил и способностей человека, нашли отражение в педагогической концепции швейцарского педагога И. Г. Песталоцци, который подчеркивал, что обучение детей должно быть природосообразным, то есть строиться в соответствии с особенностями человеческой природы и законами ее развития. В современных условиях рассуждения И. Г. Песталоцци о постоянном совершенствовании обучения в соответствии с требованиями жизни звучат особенно актуально в отношении организации учебной деятельности, способной воздействовать не только на ум, но и на чувства, волю и характер ребенка, активизируя его познавательные способности.

В России взгляды Я. А. Коменского, Дж. Локка и И. Г. Песталоцци нашли поддержку в лице многих педагогов, отождествляющих познавательную активность с потребностью к обогащению ума и сердца. Такая серьезная попытка осмыслить проблему была предпринята К. Д. Ушинским, К. В. Ельницким, П. Ф. Каптеревым.

К. Д. Ушинский впервые дал целостную картину развития познавательной активности школьников. Он считал, что в процессе активной учебной деятельности возникают высшие формы самодвижения развивающейся личности, выражающиеся в сознательной целеустремленности, в стремлении самостоятельно добывать знания и использовать их. Именно активная деятельность ребенка в процессе учения, по мнению К. Д. Ушинского, становится решающим фактором его интеллектуального, эстетического и этического воспитания и развития. Поэтому великий педагог подчеркивал важность организации жизни детей в школе таким образом, чтобы активизировать их учебную деятельность, пробуждая новые, более высокие формы сознания. Познавательная активность по К. Д. Ушинскому - это организация учителем последовательных умственных действий учащихся, направленных на формирование осознанной потребности в получении знаний и устойчивого мировоззрения.

Другой русский педагог К. В. Ельницкий, последователь К. Д. Ушинского, подчёркивал важность для качества обучения взаимосвязи развития познавательной сферы ученика и методов преподавания, применяемых учителем. Этих же взглядов придерживался и П. Ф. Каптерев - педагог и психолог. Он считал, что развитие познавательной активности в школе невозможно без применения в обучении эвристических приёмов, так как «именно эвристическая форма вносит в школу дух жизни, дух труда и деятельности. Бестолковое учение наизусть, усвоение сведений напрокат, одной памятью, зевание в классе, невнимательность при этой форме решительно невозможны, ибо сущность её заключается в том, чтобы школьники постоянно работали, постоянно делали самостоятельные учения для приобретения и выработки знаний» [Каптерев 1974: 95].

Таким образом, история педагогической мысли показывает нам, что проблема формирования и развития познавательной активности волновала многих учёных прошлого, которые стремились раскрывать основные приёмы процесса развития познавательной активности школьников в учебной деятельности и наметить способы организации этого процесса. Сегодня, решая проблему организации процесса формирования познавательной активности как свойства личности, реализуемого в учебной деятельности, мы вновь обращаемся к педагогическому наследию прошлого,

Чернышев И. А., Цуканов М. В. Проблема развития познавательной активности подростков

в учебном процессе

ориентируясь, с одной стороны, на формирование внимания, памяти, мышления субъекта в учении, а с другой - на развитие у школьников способности к широкому переносу полученных знаний и умений в практическую жизнь.

Сущность познавательной активности в современной психологопедагогической литературе рассматривается неоднозначно. Г. М. Муртазин связывает процесс развития познавательной активности с управлением процессом учебного познания через целенаправленное побуждение, стимулирование, ведущим к усилению этого процесса. П. И. Щукина определяет познавательную активность как «свойство личности, которое не обуславливается непосредственными обстоятельствами, а является устойчивой духовной потребностью школьника» [Щукина 1988: 97].

Э. А. Красновский даёт познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания; это и установка на разрешение учебных и жизненных проблем; это и готовность к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе обучения» [Красновский 1989: 17]. М. А. Данилов утверждал, что

познавательная активность - это «живая, энергичная деятельность, направленная на выполнение полученного задания» [Данилов 1971: 34]. Ш. И. Ганелин же, наоборот, утверждает, что познавательная активность - это «черта личности, которая проявляется в инициативности и самостоятельности, приводит к управлению воли и характера, эффективному усвоению знаний, умений, навыков» [Ганелин 1982:9].

Мы выяснили, что в педагогике познавательная активность рассматривается как свойство личности, проявляющееся в деятельности. Основной вид деятельности в школе - учение. В связи с этим С. Л. Рубинштейн, рассматривая учение как деятельность, указывал, что оно «существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке, т.е. конечная цель учения состоит в подготовке к самостоятельной трудовой деятельности» [Рубинштейн 1989: 75].

Вслед за С. Л. Рубинштейном А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов провели структурный анализ деятельности и выявили активное влияние сознания на ход учения и его результаты. А. А. Смирнов и П. И. Зинченко, исследуя зависимость запоминания и воспроизведения от условий, в которых протекает учебная деятельность школьника, пришли к выводу, что в содержание учения нельзя включать только знания, умения, навыки. Ими предложены такие общеучебные умения: умение планировать предстоящую работу, умение рационально организовывать ее выполнение, умение осуществлять самоконтроль и умение работать в определенном темпе.

А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, рассматривая условия формирования познавательной активности школьников, пришли к заключению, что результат учения зависит от характера усвоения знаний. П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин подходили к проблеме развития познавательной активности с общепедагогических позиций, рассматривая учение как целенаправленную, специально проектируемую и организуемую деятельность, они разработали теорию поэтапного формирования умственных действий. В основе предложенной ими системы лежит последовательный переход от внешней деятельности к сознательной, внутренней, психической деятельности и от нее вновь к деятельности внешней по применению сформированных действий.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современной педагогике нет единого взгляда на сущность познавательной активности. В своём исследовании мы возьмём за основу следующее определение: познавательная активность - это свойство личности школьника, реализуемое в учебной деятельности и характеризующееся отношением ученика к учению, его стремлением овладеть различными способами познания и мобилизацией волевых

усилий на достижение цели обучения. Это определение наиболее полно позволяет раскрыть взаимосвязь познавательной активности и учебной деятельности.

Как мы выяснили, специфика учебной деятельности состоит в том, что она представляет собой совокупную деятельность обучающих и обучаемых. Н. А. Половникова и Т. И. Шамова, рассматривая в связи с этим проблему развития у подростков познавательной активности как черты личности, подчеркивали ведущую роль учителя в процессе обучения: «Требовать от обучения решения познавательных задач можно лишь тогда, когда учитель обеспечивает его (ученика) знаниями, необходимыми для выполнения новых задач и методов их решения» [Половникова 1975: 64]. «На основе деятельности учителя и учащегося происходит развитие и формирование познавательной активности» [Шамова 1992: 121]. Поэтому именно личностный аспект и является тем стержнем, который объединяет все компоненты учебной деятельности в единое целое, обеспечивая их оптимальное сочетание и слаженное функционирование при организации процесса развития познавательной активности. В связи этим по отношению к учителю познавательная активность выполняет функции стимулирования учебной деятельности, регулирования и контролирования, а по отношению к ученику познавательная активность реализует прежде всего функцию побуждения к активной учебной деятельности.

Библиографический список

Ганелин Ш. И. Обучение и воспитание школьника. Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе. Л.: ЛТУ, 1982. 250 с.

Данилов М. А. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов // Советская педагогика. 1971. № 1. С. 73-95.

Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. М.: Педагогика, 1974. 295 с.

Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.

Красновский Э. А. Активизация учебного познания // Советская педагогика. 1989. № 5. С. 9-15.

Локк Дж. Соч.: в 3 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. 419 с.

Муртазин Г. М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся. Уфа, 1972. С. 3-24.

Половникова Н. А. Система воспитания познавательных сил школьников. Казань: КГПИ, 1975. 100 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.

Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1992. 209 с.

Педагогическая статья на тему: «Формирование познавательной активности младших школьников».


Проблема формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения является одной из важнейших в современной педагогической науке, т.к. от ее разрешения во многом зависит повышение качества обучения, мотивация обучающихся к достижению учебных и творческих результатов. Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Познавательная активность – это активная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности (И.В.Метельский). Познавательная активность – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями (Г.И.Щукина).
Уровни познавательной активности учащихся.



Нулевой уровень – учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.

Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?»
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
В основе структуры общего интеллектуального развития детей младшего школьного возраста можно выделить определенные принципы успешной реализации познавательной активности:
- принцип субъектности - максимальное содействие педагога развитию способности ребенка к осознанию собственного «Я» во взаимоотношении с другими субъектами сообщества и миром в целом;
- принцип самостоятельности, обусловленный формой активного отношения к изучаемому материалу. Познавательная самостоятельность младшего школьника представляет собой комплекс следующих качеств: интерес к познавательной деятельности, эмоционально-волевая направленность, развитость познавательной деятельности, умение анализировать и корректировать работу, умение использовать имеющиеся знания и умения в новой ситуации, умение найти дополнительную информацию и т.д.;
- принцип креативности, помогающий не только активному восприятию учащимися учебного материала в процессе его изложения учителем, но и его творческому преображению.
- принцип ориентации на самореализацию, включающий обеспечение психологического комфорта на уроке; создание диалоговых отношений учитель-ученик; опора на личный опыт обучаемых как одного из источников активизации познавательной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения; учет эмоций и ценностных ориентаций учеников; постоянное стимулирование познавательной активности и творческой самостоятельности и др.
- принцип педагогической поддержки - особая система педагогической деятельности, раскрывающей индивидуальный потенциал каждого школьника как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
У младших школьников формированию и развитию познавательной активности благоприятствуют следующие условия: разнообразие, эмоциональность, яркость учебного материала, его посильность и целесообразность, связь с ранее усвоенными знаниями, частая проверка и оценка работы школьников, их вовлечение в процесс самостоятельного поиска, решение задач проблемного характера и др.
Под познавательной активностью традиционно понимаются все виды активного отношения к учению как к познанию; наличие значимости для ребенка учения как познания; все виды познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, средствам их приобретения, влечение к самообразованию); реализующие эти познавательные мотивы и обслуживающие их эмоции цели.
Изучив проблему активизации познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе на основании теоретических фактов и результатов их применения на практике, мы убедились в том,что данная проблема является актуальной в современной школе. Наиболее эффективными путями и средствами по развитию познавательной активности являются занимательные упражнения. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательная активность направлена не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. познавательная активность – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. При учете педагогом типа темперамента у школьника более развивается познавательная активность и, как следствие происходит более продуктивное усвоение материала.



error: