Для чего нужен мониторинг состояния окружающей среды. Что такое мониторинг окружающей среды? Функции мониторинга окружающей среды

Среди мероприятий по стабилизации и дальнейшему улучшению экологической обстановки в России особое место отводится формированию системы экологического мониторинга, основной задачей которого являются информационное обеспечение и поддержка процедур принятия решений в области природоохранной деятельности и экологической безопасности.

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

Мониторинг окружающей природной среды делится на:

Геофизический мониторинг;

Геохимический мониторинг;

Биологический мониторинг;

Физико-географический мониторинг.

Наиболее развит биологический мониторинг, он имеет четыре важных подразделения:

Мониторинг загрязнения биоты;

Мониторинг продуктивности биосферы ;

Мониторинг исчезающих видов животных и растений;

Мониторинг важнейших видов популяций, сообществ и экосистем (геофонд).

Выделяют три вида мониторинга по охвату территории: глобальный, международный и национальный.

Глобальный мониторинг работает под эгидой ООН и выполняет следующие задачи: слежение за всеми компонентами окружающей среды, изучение глобальных изменений окружающей среды, решение экологических проблем разрушения озонового слоя Земли, глобального потепления климата, опустынивания и другие.

Международный мониторинг осуществляется на уровне международных сообществ и решает крупные региональные проблемы: проблема трансграничного переноса загрязняющих веществ, выпадение кислотных осадков и т.д., то есть проблемы, которые касаются нескольких стран.

Национальный мониторинг осуществляется в границах отдельного государства и служит задачам и потребностям этого государства.

В систему мониторинга входят следующие основные направления деятельности:

1) выделение (определение) объекта наблюдения;

2) обследование выделенного объекта наблюдения;

3) составление информационной модели для объекта наблюдения;

4) планирование измерений;

5) оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;

6) прогнозирование измерения состояния объекта наблюдения;

7) представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

Основные цели экологического мониторинга - обеспечение системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

1) оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;

2) выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;


3) создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Исходя из этих трех основных целей, экологический мониторинг должен быть ориентирован на ряд показателей трех общих видов: наблюдения, диагностики и раннего предупреждения.

Кроме приведенных выше основных целей, экологический мониторинг может быть ориентирован на достижение специальных программных задач, связанных с обеспечением необходимой информацией, организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств в соответствующих областях.

Основные задачи экологического мониторинга:

1) наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

2) наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

3) наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

4) оценка фактического состояния природной среды;

5) прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

В зоне влияния источников выбросов и сбросов организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей среды:

1. Атмосфера : химический и радионуклидный состав газовой, аэрозольной фазы воздушной среды, а также осадков (снег, дождь), тепловое и влажное загрязнения атмосферы.

2. Гидросфера : химический и радионуклидный состав поверхностных и грунтовых вод, взвесей и донных отложений в природных водостоках и водоёмах, тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

3. Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы.

4. Биота : химическое и радиоактивное загрязнение с/хоз. Угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона и рыб.

5. Урбанизированная среда: химический и радиационный фон воздушной среды населённых пунктов, химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т.д.

6. Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врождённых уродств и аномалий), социально-экономические факторы.

Экологический мониторинг в России в настоящее время решает следующие задачи:

1) наблюдение и контроль за уровнем загрязнения на всей территории России;

2) создание пространственно-временных показателей загрязнения;

3) снабжение организаций информацией и обеспечение прогнозами об уровне загрязнения вредными веществами.

Выделяют 3 уровня деятельности «Общегосударственной службы наблюдения и контроля» (ОГСНК):

1. Первичный уровень - создание пунктов или станций наблюдения, отбор и анализ проб, введение различных поправок, консервация проб.

2. Региональный или территориальный уровень - создание центров мониторинга, первичное обобщение информации об уровне загрязнения, составление местных прогнозов. Выдаются обобщенные данные на определенную территорию.

3. Научно-методический уровень - развитие методологических концепций и подходов, создание общего банка данных по состоянию окружающей среды.

В ОГСНК выделяют 3 вида информации:

1. Экстренная информация - выдача данных о состоянии окружающей среды в масштабах реального времени;

2. Оперативная информация - суммируются и обобщаются сведения о состоянии окружающей среды в течение месяца;

3. Режимная информация - составляются обзоры состояния окружающей среды за 1 год и осуществляется прогноз.

В структуре существующего государственного экологического мониторинга различают 6 направлений: мониторинг источников загрязнения, мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, мониторинг загрязнения вод суши, мониторинг загрязнения вод морей, мониторинг почв и фоновый мониторинг.

Таким образом, система мониторинга антропогенных изменений является составной частью системы управления, взаимодействия человека с окружающей средой, поскольку информация о существующем состоянии природной среды и тенденциях ее изменения должна быть положена в основу разработки мер по охране природы и учитываться при планировании развития экономики.

К XXI веку человек достиг многого: его окружают дороги, высотки, автомобили, функциональные устройства. Эти вещи, однако, не могут полностью отстранить людей от природы, могучая и непокорная, она всегда будет оказывать влияние на общество. Человеку остается лишь научиться предсказывать ее поведение и в соответствии с ним выстраивать свои планы. В этих целях специально был создан мониторинг окружающей среды.

Что мы знаем о слове «мониторинг»?

Слово «мониторинг» зародилось в латинском языке, затем перекочевало в английский, позднее утвердилось и в русском словаре. Так, monitor означает «напоминающий», «надзирающий», «предостерегающий» и трактуется как целый комплекс регулярных наблюдений, оценок и прогнозов какого-либо объекта, с целью контроля и, если возможно, оптимизации процессов, происходящих с его участием.

А мониторинг окружающей среды что такое?

Если же речь идет о мониторинге окружающей среды (далее - МОС), то ясно - объектом исследования в этом случае будет являться природа и ее состояние, а также изменения, происходящие в ней как естественным путем, так и в качестве отклика на деятельность человека.

Откуда пришло это понятие

Официально, что такое мониторинг окружающей среды, решили в 1971 на заседании ЮНЕСКО перед Стокгольмской конференцией ООН 1972 года, которая как раз и была посвящена этому вопросу. Именно тогда впервые использовали данный термин.

Однако в мире профессиональное отслеживание колебаний в климате, погоде, ее явлениях производилось еще задолго до этого - около ста с небольшим лет. К ним относятся всем известные метеорология, сейсмология и иные виды наблюдений и измерений. В наше время спектр исследований стремительно расширяется, растет количество измеряемых параметров, развивается сеть специальных станций. Вместе с этим существует утверждение занимающихся мониторингом окружающей среды о том, что эти мероприятия попутно усложняют проблемные вопросы, требующие незамедлительного разрешения.

Мониторинг один или их несколько?

Мониторинг бывает самый разнообразный, для создания целостной картины о данном предмете нелишним будет знакомство с его различными видами.

Основываясь на целях и объектах, выделяют санитарно-гигиенический, экологический и климатический мониторинги.

1. Санитарно-гигиенический прежде всего занимается мониторингом загрязнения окружающей среды и сопоставлением ее качества с гигиеническими нормативами ПДК (предельно допустимыми концентрациями), выявленными для защиты, здоровья и охраны благоприятной среды жизнедеятельности населения.

2. Экологический мониторинг играет свою важную функцию в глобальной системе контроля окружающей среды. Концентрируется в первую очередь на возобновляемых ресурсах и анализирует антропогенное воздействие на экосистемы и их отклик на раздражитель в виде человека. Это основная цель данного вида мониторинга. Задачей же является исследование типичных, наиболее распространенных ответных эффектов не отдельных организмов, а их сообщества (экосистемы).

Этот вид мониторинга включает в себя следующие разновидности контроля:

За атмосферным воздухом. Он характеризуется тем, что комплекс программных наблюдений направлен на накапливание данных для последующей их оценки и использования в качестве основы для прогнозирования возможных изменений в будущем.

За гидросферой. Его особенность в том, что здесь происходит наблюдение за положением дел в водах разного уровня, речь идет о поверхностных и подземных.

За землями (почвами). Наблюдения осуществляются за состоянием земельного покрова и составом почв, в соответствии с чем принимаются решения о мерах по защите земли от негативного воздействия внешних факторов.

За радиацией. Соответственно, оцениваются статус и конъюнктура радиационного фона.

3. Климатический мониторинг - экослужба, занимающаяся, как водится, контролем и прогнозом изменений и колебаний климата. Он походит на экологический, но предмет его ведения находится в рамках не всей биосферы, а только в той части, что влияет на формирование климата. Это, как известно, атмосфера, поверхностные воды, снежные массы и т. д. Климатический мониторинг тесно соприкасается с гидрометеорологическими наблюдениями.

Можно привести и иные классификации мониторинга.

Так, в зависимости от масштабов выделяют:

  • Биосферный, он же еще глобальный. В его рамках осуществляется слежение за общими всемирными процессами в биосфере планеты в целях предсказания и предупреждения о возникающих чрезвычайных ситуациях и экстремальных угрозах.
  • Импактный. Работает на менее масштабном уровне - локальных точках (район или даже предприятие). Сообщает о влияниях антропогенного характера (промышленных объектов или отдельных источников) и чрезвычайных положениях (при возникновении катастроф, аварий, бедствий, эпидемий).
  • Биологический. Узконаправленные наблюдения за биологическими ресурсами - растениями и животными. Для этих мер используются биоиндикаторы. Исследования же проводятся на территориях заповедников или в иных природоохранных зонах.

Осуществление мониторинга окружающей природной среды

Необходимым условием высококачественного управления свойствами окружающей среды является правильная организация системы мониторинга.

Система МОС включает четыре основных блока:

  1. Наблюдение (подразумевается получение данных об общем состоянии объектов, находящихся под наблюдением). Они осуществляются с определенной периодичностью, через четко установленные интервалы времени, что очень важно для получения полной и ясной картины. Наблюдения могут производиться как отдельными станциями (точечно), так и их целой сетью. Для того чтобы отделить друг от друга антропогенные и естественные (природные) модификации, необходимо хранить данные за прошедшие годы для сравнения с предыдущими показателями. Это даст возможность более точного расчета интенсивности процессов и предсказания их последствий.
  2. Оценка настоящего состояния. Информация, полученная из предыдущего этапа, анализируется специалистами, которые способны с высокой точностью определить степень ухудшения или, наоборот, благополучности состояния объекта, установить причины этого, наметить тенденции последующего варьирования его состояния.
  3. Прогноз состояния. На этом этапе не только предполагается будущее, но и осуществляются попытки подкрепления гипотез определенными доказательствами (расчетами, показателями и т. д.).
  4. Оценка прогноза. Полученные результаты снова подвергаются оценке, а затем доносятся до аудитории в том или ином формате.

ГЭМОС

Органы власти, ответственные за страну, более всех озабочены состоянием экологии, именно они организуют мероприятия по изучению и охране природы, дабы обеспечить гражданам комфортные условия жизни. Такую деятельность в правительственных структурах принято называть государственным мониторингом окружающей среды (ГЭМОС).

Правовое регулирование ГЭМОСа

Являясь необычайно важной, эта деятельность государства в полной мере регламентируется законодательством Российской Федерации. Данной сфере посвящены такие правовые акты, как ФЗ «Об охране окружающей среды», Водный и Лесной кодексы, ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и ряд других.

Кроме того, регулирующие статьи о МОС имеются во всех природно-ресурсных и иных нормативных правовых актах. К примеру, органы санэпидемнадзора осуществляют свою работу по социально-гигиеническому мониторингу, на основании Положения о таком мониторинге.

Кто осуществляет экологический мониторинг в России

Законодатель исчерпывающе установил субъекты, организующие и осуществляющие экологический мониторинг окружающей среды в России. Прежде всего, всю систему уполномоченных органов возглавляет Правительство Российской Федерации. В его структуре находятся Минприроды РФ, Минсельхоз РФ и подведомственные им федеральные службы по мониторингу окружающей среды и агентства, компетентные в рассматриваемой области. Например, к таковым относятся: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; центром по мониторингу окружающей среды и гидрометеорологии является одноименная Федеральная служба Российской Федерации, относится сюда и Рыбнадзор, а также другие правительственные органы власти.

Что такое мониторинг окружающей среды в РФ

На государственном уровне ГЭМОС обозначается, во-первых, в качестве комплексной системы наблюдения за природной средой и ее состоянием, оценивания и прогноза его изменений под воздействием факторов естественного и антропогенного свойства. И во-вторых, как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами федеральной государственной власти и властями субъектов.

Из истории

Мероприятия по ГЭМОС начались в 30-е годы еще в СССР. Тогда в связи с проблемой водопотребления актуальны были исследования и контроль поверхностных и подземных водоемов.

В 50-е годы проводились первые испытания ядерного оружия, поэтому необходимым стало выявлять и организовывать борьбу с радиационным загрязнением природной среды.

1972 год ознаменован созданием ряда специальных организаций, ведомств и служб, выполняющих сходные функции экологического мониторинга, поэтому их сохранение в обновленной России посчитали нецелесообразным. Поэтому в 1993 году была создана Единая государственная система экологического мониторинга России (ЕГСЭМ), а в качестве основной цели было поставлено обеспечение безопасности и охраны окружающей природы. Задачами выступали наблюдение, хранение и обработка сведений о статусе окружающей среды, а также исследование и комплексный анализ выявленных данных и последующее информирование граждан и заинтересованных лиц в данной сфере. Однако и эта попытка оказалась слабой, система мониторинга окружающей среды дожила лишь до 2003 года. Поскольку ее концепция остановилась в развитии, и цель не была достигнута. На сегодняшний день имеется новое решение Правительства РФ об организации и осуществлении ГЭМОС.

Функции экологического мониторинга в РФ

Среди большого их количества можно выделить основные:

  • Осуществление наблюдения за состоянием окружающей среды в местах нахождения факторов антропогенного влияния.
  • Анализ, оценка и выявление тенденций модификаций состояния природной среды под воздействием как биологических, так и антропогенных явлений.
  • Обеспечение нужд государства в целом, его должностных лиц, организаций и граждан полной, компетентной, достоверной информацией о состоянии природной среды. Это важно, поскольку является необходимым для предотвращения или уменьшения отрицательных последствий неблагоприятных изменений.

Особенности организации ГЭМОС в РФ

Некоторая советская закалка России привела к строительству ГЭМОС, деятельность которого регламентирована строжайшим образом. В нашей стране действуют принятые еще во времена СССР ГОСТы (государственные стандарты), СанПиНы (санитарные нормы и правила), РД (руководящие документы) и ОНД (общесоюзные нормативные документы). Государственный экологический мониторинг окружающей среды производят с помощью специальных наблюдательных станций, соединенных в сеть, и информационных ресурсов государственного фонда данных (далее - ГФД). Названные элементы являются частями ЕГСЭМ.

Государственный фонд данных

Для осуществления более качественного и мобильного мониторинга большое значение имеет ГФД. Надо сказать, что до 2013 года в стране контроль за окружающей средой осуществляло множество компетентных органов. Как следствие, исследовательские данные были разрозненно законсервированы в местах локации министерств, служб и ведомств, а их взаимообмен затруднен.

Спасением было создание такого ценного ресурса, как фонд. Это единая информационная система, куда стекаются все данные, полученные в ходе мониторинга, что, конечно, решило вышеуказанную проблему.

Первым необходимым этапом на пути решения современных экологических проблем должно быть создание системы получения (сбора) надежной информации о состоянии окружающей природной среды. В конце 1960-х годов многие страны осознали необходимость координации усилий в развитии этого направления. В 1972г. в Стокгольме на конференции по охране окружающей среды под эгидой ООН было принято решение о создании комплексной системы мониторинга (наблюдений) за качеством атмосферного воздуха, воды и почвы с целью оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов.

Под мониторингом окружающей природной среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней явлениями, а также оценку и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения.

В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных ситуациях (для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы). Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека. Необходимость в глобальном мониторинге человеческой деятельности непрерывно возрастает и потому, что за последние 10 лет в мире синтезировано более 4 млн. новых химических соединений, ежегодно производится около 30 тыс. видов химических веществ в количестве более 1 т в год каждое.


Экологический мониторинг можно рассматривать как информационную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданную с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов (рис. 15.1).

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию, позволяющую определить:

Состояние окружающей среды;

Причины наблюдаемых и вероятных изменений состояния (источники и факторы воздействия);

Допустимость изменений и нагрузок на среду в целом;

Существующие резервы биосферы.

Таким образом, система экологического мониторинга включает три основных направления деятельности:

Наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды и оценку фактического состояния среды;

Прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния;

Выявление факторов и источников антропогенного воздействия (рис. 15.1).

Полученная информация используется для исключения или уменьшения вероятности возникновения неблагоприятных экологических ситуаций, охраны природных и созданных человеком объектов, сохранения среды, здоровья и благополучия людей. Конечная цель мониторинга - оптимизация отношений человека с природой, экологическая ориентация хозяйственной деятельности.

Различают несколько видов мониторинга. По территориальному признаку выделяют локальный, региональный и глобальный (биосферный) мониторинги, по используемым методам – космический , авиационный, стационарный и пр. Могут быть выделены и другие виды мониторинга: геофизический, климатический, биологический, мониторинг здоровья населения и т. д.

Локальный (импактный) мониторинг обычно относится к отдельным объектам природной среды, которые чаще всего подвержены интенсивным антропогенным нагрузкам (например, участки рек вблизи населенных пунктов, участки леса в районах систематических техногенных осадков и т. д.), либо к крупным источникам загрязнения (промышленные предприятия). Например, на реках пункты локального экологического мониторинга, осуществляющие систематический отбор и анализ проб воды, располагаются выше источника загрязнения (фоновый створ) и ниже по течению на разных расстояниях от него (контрольные створы). Задачей локального мониторинга является контроль фактического загрязнения (выбросов) с целью информирования соответствующих органов, а также определение параметров моделей «поле выбросов - поле концентраций».

Региональный мониторинг охватывает значительные по площади районы, которые, как правило, отличаются от соседних по природным условиям (например, природные зоны, ландшафтные комплексы, рекреационные территории вокруг городов и т. п.). На этом уровне основной задачей мониторинга является оценка изменений качества природной среды в региональном масштабе (область, край).

Глобальный мониторинг ставит целью получение информации о биосфере в целом или об отдельных биосферных процессах в глобальном масштабе (изменение климата, наблюдения за озоновым слоем, дальние атмосферные переносы загрязняющих веществ и т. п.).

Проблемы, которые решаются с помощью системы экологического мониторинга, особенно сложны на глобальном уровне. Локальный и региональный мониторинг, как правило, является внутригосударственной задачей, тогда как глобальный мониторинг - задача мирового сообщества. Этот вид мониторинга обусловливает необходимость международной кооперации и четкой координации деятельности всех государств.

Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Существующая сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар. ГСМОС была создана совместными усилиями мирового сообщества (основные положения, определяющие функционирование системы, были сформулированы в 1974г. на первом межправительственном совещании по мониторингу). Наиболее важной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия.


Программы наблюдений формируются на основе выбора приоритетных (подлежащих первоочередному определению) загрязняющих веществ и интегральных характеристик группы явлений, процессов или веществ. Классы приоритетности загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе

Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ. Так, в региональном масштабе приоритетными целями государственных систем мониторинга являются в первую очередь атмосферный воздух и вода пресных водоемов, крупные населенные пункты, источники питьевой воды, места нерестилищ рыб и др. Как говорилось в разделе 13, осуществлять мониторинг содержания и распространения всех химических веществ, попадающих в окружающую среду в результате человеческой деятельности, невозможно. Поэтому контролируют содержание только наиболее опасных соединении, определяемых по таким критериям, как высокая токсичность для человека, большие объемы поступления в окружающую среду, вероятность трансформации этих веществ в более токсичные и т. д.

Основы ГСМОС были заложены разработками академика Ю. А. Израэля, продолжающего исследования в рассматриваемой области. Центральной в предложенной им концепции была идея слежения за антропогенными изменениями в окружающей природной среде. Хорошо известно, что естественные, природные изменения климата, погоды, сезонные и межгодовые изменения видового разнообразия и биомассы растений и животных происходят сравнительно медленно, за большие отрезки времени. Их регистрируют различные геофизические, метеорологические, гидрологические, сейсмические и другие службы, а также станции фонового глобального мониторинга в биосферных заповедниках. Антропогенные изменения происходят гораздо быстрее и их последствия весьма опасны, так как они могут стать необратимыми. Для их обнаружения необходимо иметь информацию о первоначальном состоянии объекта окружающей среды, т. е. о его состоянии до начала антропогенного воздействия.

В России основными направлениями глобального мониторинга, согласно ГСМОС, считаются следующие:

Изучение эффектов, связанных с распространением загрязняющих веществ на большие расстояния;

Глобальные изменения содержания диоксида серы (SO 2), озона (О 3), диоксида азота (NO 2) и углекислого газа (СО 2) в нижней атмосфере вследствие антропогенной эмиссии этих веществ;

Изменения глобального климата вследствие антропогенной эмиссии парниковых газов;

Усиление приземного потока ультрафиолетовой радиации, вызванное истончением стратосферного озонового слоя вследствие антропогенной эмиссии газов, разрушающих озон.

В 1993г. в России было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) объединяющей возможности многочисленных служб и ведомств, для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации. В настоящее время работы по созданию ЕГСЭМ находятся на стадии начальных региональных проектов.

Организационную основу Государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды составляют Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и ее подразделения на местах. На территории СССР в 1970-е годы на базе станций Гидрометеослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу (рис. 15.2).

Задача службы - обеспечение наблюдений за загрязнением природной среды и предоставление государственным органам и заинтересованным организациям систематической информации и прогнозов, а также экстренной информации о резких изменениях загрязнения природной среды. Все работы проводятся согласно нормативно-методическим документам, устанавливающим соответствующие требования.

Система наблюдений состоит из следующих подсистем наблюдений, объектами которых является загрязнение:

Воздух в городах и промышленных районах;

Пресные и морские воды;

Трансграничный перенос веществ, загрязняющих атмосферу;

Природная среда.

Кроме того, ведутся комплексные наблюдения за состоянием растительности, химическим и радионуклидным составом, кислотностью атмосферных осадков и загрязнением снежного покрова.

Для планирования и осуществления природоохранных мероприятий необходимо контролировать общее состояние окружающей среды, чтобы точно знать, когда и где необходимо принять меры и какие именно. Контроль состояния окружающей среды осуществляется по физико-химическим и биологическим показателям, характеризующим содержание в среде загрязняющих веществ и изменения в биоценозах под влиянием загрязнения. Вследствие огромного количества химических загрязняющих веществ и невозможности постоянного определения содержания каждого из них, наиболее эффективным считается контроль интегрального воздействия химического загрязнения окружающей среды, в первую очередь по биологическим показателям, которые отражают реакцию экосистемы на антропогенные воздействия.

Как известно, специфические факторы часто довольно строго определяют, какие организмы могут жить в данном месте (в данных условиях), и по совокупности видов можно судить о типе физической среды. При этом используется информация как о численности одного, наиболее характерного вида, так и о численном соотношении разных видов, популяций и целых сообществ. Таким образом, учитываются важнейшие интегральные структурные и функциональные характеристики состояния экосистемы: показатели видового разнообразия; обычные индикаторные виды; средний размер организмов (при загрязнении мелкие организмы обычно преобладают над крупными); уровень первичной продукции; отношение продукции к дыханию; отношение первичной продукции к микробной деструкции.

Биологические показатели широко используются для контроля загрязнения водных объектов (пресных водоемов и морских прибрежных районов). В частности, для оценки экологического состояния водного объекта наиболее полную информацию дают результаты гидробиологических наблюдений. Этот метод (биоиндикация) основан на оценке большого набора показателей, охватывающих основные трофические уровни водной экосистемы: фитопланктон, зоопланктон, бентос, скорость продукции и деструкции органического вещества и др. Интегральными показателями, характеризующими общий уровень загрязнения вод всем комплексом токсичных веществ и, следовательно, степень опасности водной среды для гидробионтов, являются биотестовые (токсикологические) показатели. Для их определения используются традиционные токсикологические методы, основанные на определении реакции отдельных тестовых видов (например, рачка Daphnia) на действие токсикантов в лабораторных условиях.

При определении качества вод часто используется метод микробной индикации - оценка количественных и качественных характеристик состояния экосистем по преимущественному развитию тех или иных популяций микроорганизмов. Широкое распространение получил метод быстрой оценки санитарного качества окружающей среды, включая почву, пресные и морские воды, с использованием в качестве индикаторного объекта кишечной палочки Escherichia coli. Коли-титр и коли-индекс - классические показатели оценки качества питьевой и морской воды.

Микробная индикация предусматривает оценку количественных и качественных характеристик состояния экосистем по преимущественному развитию тех или иных популяций микроорганизмов. Основу микробной индикации загрязнения среды составляет быстрая адаптация микроорганизмов к новым химическим условиям, возникающим в результате антропогенного воздействия.

Индикаторные микроорганизмы высокочувствительны, обладают ярко выраженными адаптационными возможностями и многообразными физиологическими свойствами и отражают малейшие изменения природного фона (например, при наличии определенных загрязняющих веществ). Для установления степени загрязненности исследуемой экосистемы учитывают численность индикаторных микроорганизмов и их долю в общем содержании всех жизнеспособных микроорганизмов в этом районе. Так, после аварийного разлива нефти резко увеличивается численность углеводород-окисляющих бактерий (на 3-5 порядков). Если в чистых экосистемах они составляют обычно менее 0,1 % от общего микробного населения, то в экосистемах океана, загрязненных нефтью, их доля может составить 100 %.

Гетеротрофные индикаторные бактерии объединяют в группы в зависимости от используемого субстрата (например, гексадеканокисляющие, бензопирентрансформирующие, ксилолтрансформирующие, полихлорбифенилтрансформирующие). Определение индикаторных групп бактерий положено в основу микробной индикации распространения тех или иных загрязняющих веществ.

Контрольные вопросы и задания

1. Что входит в понятие экологического мониторинга?

2. Назовите основные направления деятельности системы мониторинга.

3. Перечислите существующие виды мониторинга.

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУВПО «АмГУ»)

Факультет Юридический

Кафедра конституционного права

Специальность 030501 – «Юриспруденция»

РЕФЕРАТ

на тему: Мониторинг состояния окружающей природной среды и природных ресурсов.

по дисциплине: Экологическое право РФ.

Исполнитель

студент 723 группы К.А. Глухова

Руководитель

Ст. преподаватель Е.Г. Черкашина

Благовещенск 2010

Введение 3

1 Понятие о мониторинге окружающей среды. Цели и задачи. Объект

исследования 5

2 Классификация видов мониторинга 10

3 Мониторинг состояния природных ресурсов 16

4 Организация мониторинга окружающей среды 20

Заключение 24

Библиографический список 25

Введение

Печальные последствия хозяйственной деятельности человека для биосферы являются объективной реальностью. Вместе с тем негативные результаты антропогенных воздействий в условиях развития современной цивилизации не могут быть признаны неизбежными. Ухудшение состояния окружающей природной среды, как правило, связано с нерациональным и «хищническим» использованием природных ресурсов, ошибками в технической и экологической политике, крайне низким уровнем разработки и внедрения безотходных технологий, малой изученностью всех последствий антропогенного воздействия на окружающую среду. В сложившейся ситуации чрезвычайно важным для практических действий и долгосрочного прогнозирования качества окружающей среды являются контроль состояния и определение тенденций ее изменения.

Важнейшим вопросом стратегии регулирования качества окружающей природной среды (ОПС) является вопрос создания системы, способной определять критические источники и факторы антропогенного воздействия на здоровье населения и ОПС, выделять наиболее уязвимые элементы и звенья биосферы, подверженные такому воздействию.

Такой системой признана система мониторинга антропогенных изменений состояния окружающей среды, способная представить необходимую информацию для принятия решений соответствующими службами, ведомствами, организациями.

Осознание во многих странах неэффективности усилий по финансированию сбора и переработки информации о состоянии окружающей среды потребовало новых подходов и координации действий, как на национальном, так и на международном, глобальном, уровнях.

Первым шагом в этом направлении стала конференция ООН по охране окружающей среды в Стокгольме в 1972 году. Одним из важнейших решений Стокгольмской конференции была рекомендация по созданию глобальной системы мониторинга окружающей среды (YEMS).

В 1974 году в Найроби была образованна межправительственная комиссия по системе глобального мониторинга, разработана первая схема организации мониторинга антропогенных загрязнителей. Тогда же был уточнен список наиболее опасных загрязнителей для учета их при организации мониторинга.

Загрязнители оценивались по различным критериям, в том числе по воздействию на здоровье человека; влиянию на климат или экосистемы; склонности к разрушению в природной среде; способности накапливаться в пищевых цепях; возможности химической трансформации во вторичные токсические или мутагенные вещества и другим.

Следует отметить, что еще до этого в нашей стране под руководством известного ученого Ю.А. Израэля были разработаны научные основы мониторинга, которые доложены на заседании Совета управляющих программ ООН по проблемам окружающей среды (ЮНЕП) в Найроби. А затем и на других международных симпозиумах и совещаниях.

В последующем вопросы мониторинга окружающей среды неоднократно обсуждались на различных уровнях, как национальных, так и международных правительственных и общественных организаций, что находило отражение в многочисленных печатных изданиях, посвященных проблемам мониторинга окружающей среды. Так, например, исключительный интерес представляют труды Международных симпозиумов «Комплексный глобальный мониторинг загрязнения окружающей природной среды», состоявшихся в 1978 и 1982 гг., пять томов сборника «Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем», изданных Институтом прикладной геофизики в 1978–1982 гг.


1 Понятие о мониторинге окружающей среды. Цели и задачи. Объект исследования

Экологический мониторинг является комплексным мониторингом биосферы. Он включает в себя контроль за изменениями состояния окружающей среды под влиянием как природных, так и антропогенных факторов.

Термин «мониторинг» образован от лат. мonitor – наблюдающий, предостерегающий. Существует несколько современных формулировок определения мониторинга. Некоторые исследователи под мониторингом понимают систему повторных наблюдений за состоянием объектов окружающей среды в пространстве и во времени в соответствии с заранее подготовленной программой. Более конкретная формулировка определения мониторинга предложена академиком РАН Ю.А. Израэлем в 1974 «мониторинг состояния природной среды, и в первую очередь загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере– комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биосферы или ее отдельных элементов под влиянием антропогенных воздействий».

Программа ЮНЕСКО от 1974 г. определяет мониторинг как систему регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающую информацию о прошлом и настоящем состояниях окружающей среды, позволяющую прогнозировать на будущее изменение ее параметров, имеющих особенное значение для человечества.

Глава Х Федерального закона «Об охране окружающей среды» посвящена государственному экологическому мониторингу как одной из основных мер, направленных на обеспечение экологического благополучия состояния окружающей среды и предупреждения его нарушений. В ст. 1 настоящего Закона содержатся определения мониторинга окружающей среды (экологического мониторинга) и государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга). Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В свою очередь, государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) определяется как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод, что данные понятия соотносятся как часть и целое, и государственный экологический мониторинг представляет собой одну из составляющих экологического мониторинга.

Ст. 63 вышеназванного закона посвящена государственному экологическому мониторингу. Можно дать следующее определение государственному экологическому мониторингу - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 1 ст. 63 ФЗ №7, государственный экологический мониторинг осуществляется на основании законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов РФ. Например, в Саратовской области Постановлением Саратовской областной Думы от 16 июля 2003 г. N14-522 утверждена областная целевая программа "Государственный мониторинг земель Саратовской области" .

Объектами государственного экологического мониторинга являются как окружающая среда в целом, так и ее отдельные составляющие: компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, антропогенные объекты. Особо выделяется в качестве объекта наблюдения состояние окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействие этих источников на окружающую среду. В соответствии с Положением об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) , государственный экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. Например, мониторинг земель осуществляется не только на основании комментируемого Закона и названного Положения, но и на основании Земельного кодекса Российской Федерации и Положения об осуществлении государственного мониторинга земель .

К целям осуществления государственного экологического мониторинга относятся:

Наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействия этих источников на окружающую среду;

Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

Обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:

Организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

Оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;

Информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;

Формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;

Обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга.

В соответствии с целями и задачами мониторинга сбор информации о состоянии окружающей среды относится к системе так называемого «диагностического» мониторинга, который служит основой для оценки наблюдаемых изменений, составления прогнозов возможных изменений окружающей среды, предотвращения отрицательных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и разработки стратегий оптимальных взаимоотношений общества и окружающей среды.

Приказом МПР РФ была утверждена Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, в которой в качестве одной из организационных основ сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов называется их мониторинг . Все это указывает на комплексный характер государственного экологического мониторинга.

2 Классификация видов мониторинга

Мониторинг состояния окружающей природной среды предусматривает постоянное наблюдение за процессами, происходящими в природе и техносфере, с целью предвидения изменений их качества, ухудшения среды обитания человека, деградации биосферы.

В зависимости от конкретных целей, задач, объектов наблюдения различают несколько видов и классов мониторинга.

По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.

Существует классификация систем мониторинга по факторам, источникам и масштабам воздействия.

Мониторинг факторов воздействия – мониторинг различных химических загрязнителей (ингредиентный мониторинг) и разнообразных природных и физических факторов воздействия (электромагнитное излучение, радиоактивные излучения, солнечная радиация, акустические шумы и шумовые вибрации).

Мониторинг источников загрязнения – мониторинг точечных стационарных источников (заводские трубы), точечных подвижных (транспорт), пространственных (города, поля с внесенными химическими веществами) источников.

По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

· Глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениям в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;

· Базовый (фоновый) – слежение за общебиосферными, в основном природными явлениями, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;

· Национальный – мониторинг в масштабах страны;

· Региональный – слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут различаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы;

· Локальный – мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;

· Импактный – мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо–опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться и на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим и биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг – это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ. Глобальной задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнения окружающей среды приоритетными высокотоксичными ингредиентами.

Физический мониторинг – система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (электромагнитные излучения, радиация, акустические шумы и т.д.).

Биологический мониторинг – мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т.е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде).

Экобиохимический мониторинг – мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг – в основном авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способный осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

В зависимости от принципа классификации имеются различные системы мониторинга.

Наиболее универсальным является комплексный экологический мониторинг окружающей среды.

Комплексный экологический мониторинг окружающей среды – это организация системы наблюдений за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки фактического уровня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов.

При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды:

а) проводиться постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а так же оценка состояния и функциональной целостности экосистем;

б) создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

Система комплексного экологического мониторинга предусматривает:

· выделение объекта наблюдения;

· обследование выделенного объекта наблюдения;

· составление для объекта наблюдения информационной модели;

· планирование измерений;

· оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели;

· прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;

· предоставление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя .

Основные цели комплексного экологического мониторинга состоят в том, чтобы на основании полученной информации:

1) оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека (т.е. провести оценку соблюдения экологических нормативов);

2) выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а так же определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются (т.е. провести диагностику состояния экосистем и среды обитания);

3) создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб, т.е. обеспечить заблаговременное предупреждение негативных ситуаций.

Существует так же понятие общего мониторинга, объектом исследования которого является, по мнению академика И.П. Герасимова, «многокомпонентная совокупность природных явлений, подверженная многообразным естественным динамическим изменениям и испытывающая разнообразное воздействие и преобразование ее человеком».

Для конкретизации действий и удобства рассмотрения общий мониторинг он подразделяет на следующие блоки:

– биоэкологический;

– геоэкологический;

– биосферный;

В каждый из этих блоков могут быть включены определенные виды мониторинга в зависимости от конкретных объектов наблюдения. В свою очередь, структура отдельного вида мониторинга может состоять из отдельных подсистем или подпрограмм из других видов мониторинга.

Один из вариантов структуры видов мониторинга окружающей среды представлен на схеме ниже. Приведенная на схеме структура не является полной классификацией всех возможных видов мониторинга окружающей среды. Между отдельными видами мониторинга не всегда представляется возможным провести четкую грань, поскольку отдельные виды мониторинга могут быть использованы другими или входят в их структуру.

Исключительно важное значение имеют результаты фонового мониторинга в процессе биосферного мониторинга, предназначенного для определения глобально-фоновых изменений в окружающей природной среде под усиливающимся антропогенным воздействием.

Последствиями антропогенного «давления» на биосферу могут быть изменения циркуляции газов между океаном и воздушной оболочкой Земли, погодно-климатических условий на планете, нарушение озонового слоя, загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, нарушение естественных мест обитания и путей миграции в животном мире, нарушение биогеоценозов и т.д.

И подобным нарушениям имеются веские аргументы, полученные при биосферном мониторинге.

Неотъемлемой частью биосферного мониторинга являются биосферные заповедники (заказники), позволяющие поддерживать стратегию биоразнообразия.

3 Мониторинг состояния природных ресурсов

Атмосферный воздух практически не учитывается как природный ресурс, и контроль за его компонентами, за исключением диоксида углерода, не ведется. В то же время отмечаемое снижение содержания кислорода в промышленных центрах нарушает нормальное клеточное дыхание живого организма, осложняет ведение технологических процессов, в частности, в металлургической промышленности.

Мониторинг водных ресурсов проводится в рамках государственного водного кадастра. Учет водных ресурсов (кроме подземных) и наблюдение за режимом велись на сети гидрометеорологических обсерваторий, станций и постов Росгидромета по единой в стране системе. Роскомводресурсы обеспечивает на предприятиях, в организациях и учреждениях контроль правильности учета количества вод, забранных из водоисточников, и сброса в них использованных вод, осуществляя учет использования вод.

Несмотря на существующие стандартные формы отчетности, методологические несоответствия и технические сложности учета водозабора и водосброса приводят к значительному расхождению величин одних и тех же показателей, представляемых различными ведомствами.

Государственный учет подземных вод (в том числе и эксплуатационных запасов) осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов.

Контролю подлежат количество отбираемых питьевых и технических вод и распределение этого отбора по видам использования. В связи с тем, что водопользователи отчитываются нерегулярно, а водозаборы обследуются периодически (один раз в 5–6 лет), получаемые данные приблизительны.

Наблюдение за запасами и состоянием минеральных вод и лечебных грязей, а также контроль этих запасов ведут режимно- эксплуатационные станции территориальных советов профсоюзов. Они отмечают почти повсеместное истощение гидроминеральных ресурсов, ухудшение их качества и угрозу деградации.

Мониторинг земельных ресурсов осуществляется как землепользователями, так и государственными землеустроительными органами, таким как Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Инвентаризация земель, проводится один раз в 5 лет.

Сведения государственной регистрации землепользования, учет количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель фиксируются в Государственном земельном кадастре.

В результате перераспределения земель наблюдаются выбытие из оборота сельскохозяйственных угодий и ухудшение их качества.

Мониторинг минерально-сырьевых ресурсов ведется на различных стадиях их освоения. Геологическое изучение недр, учет состояния и движения запасов полезных ископаемых входят в компетенцию Федерального агентства по недропользованию. Надзорную деятельность в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов осуществляет Росприроднадзор. Последний представляет собой специализированный контрольный орган, который осуществляет наряду с надзором за состоянием безопасности работ в промышленности надзор за соблюдением порядка пользования недрами при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья.

В соответствии с возложенными на него задачами Росприроднадзор России согласовывает и контролирует нормативы потерь и разубоживания полезных ископаемых при добыче и нормативы потерь при переработке минерального сырья; налагает санкции на сверхнормативные потери; ограничивает, приостанавливает или запрещает сброс в недра сточных вод, захоронение вредных веществ и отходов производства, подземное хранение веществ и материалов.

Министерству природных ресурсов РФ в части охраны недр подконтрольно около 3650 предприятий по добыче и переработке минерального сырья, в составе которых более 171 тыс. объектов (шахты, рудники, карьеры и разрезы). Надзор за безопасным ведением работ в промышленности и горный надзор осуществляют 39 округов.

В результате контрольной деятельности в части нарушения требований правил и норм по использованию недр за один год было выявлено свыше 36 тыс. нарушений, работы приостанавливались в 1410 случаях, оштрафовано свыше 700 работников предприятий. Принятые меры позволили сохранить на балансе предприятий следующие объемы полезных ископаемых: угля_ свыше 130 млн. т, руд черных металлов – 14,5 млн. т, руд цветных, благородных и редких металлов – 7,2 млн. т и 2 млн. м³ песков, агрохимического сырья – 2 млн. т и более 120 млн. т нерудных полезных ископаемых.

Учет охотничьих и промысловых животных возложен на службы Министерства сельского хозяйства РФ, которые на основании имеющихся сведений составляют прогнозы рационального использования животных ресурсов. Отсутствие кадастров животного мира и слабая их инвентаризация не позволяют говорить о существовании мониторинга.

Мониторинг рыбных ресурсов ведется во всех рыбопромысловых бассейнах и в местах, наиболее подверженных антропогенному воздействию. Осуществляют его сотрудники рыбохозяйственных институтов, ихтиологических служб органов рыбоохраны, находящихся в подчинении Федерального агентства Российской Федерации по рыболовству.

В настоящее время нет возможности охватить контролем все рыбохозяйственные водоемы страны.

Работы по изучению и картографированию запасов диких растений ведут преимущественно научно-исследовательские институты и кафедры соответствующих вузов. Однако даже для используемых в качестве промышленного сырья лекарственных трав не определены запасы в пределах их ареалов, недостаточны сведения о существующих районах их размещения. Можно говорить только о работах по оценке флористического разнообразия отдельных регионов, регулированию пастбищных нагрузок на природные группировки, контролю за изъятием промысловых растений.

Мониторинг лесных ресурсов, который осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства, включает в себя учет лесного фонда, охрану лесов от пожаров, санитарно- лесопатологическнй контроль и контроль за рубкой и восстановлением лесов, а также специализированный мониторинг производственно-террнториальных комплексов, зон экологического неблагополучия, северных территорий и др. Мониторинг строится на двух уровнях: региональном и локальном. Учет лесного фонда и фоновый мониторинг осуществляют при проведении непрерывного и периодического лесоустройства.

Функционально-технологическая структура национального уровня системы мониторинга лесов включает лесоустроительные предприятия, службу лесопатологического мониторинга, а так же специализированные предприятия и станции по защите леса, ПО «Авиалесохрана», ВНИИЦлесресурс, в состав которого входят аэрокосмическая экспедиция и спецпредприятие, научно-исследовательские институты отрасли и вузы.

4 Организация мониторинга окружающей среды

Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти - Министерство по природопользованию Российской Федерации, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство Российской Федерации по рыболовству и другие органы исполнительной власти .

Министерство природных ресурсов Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга:

Формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают функционирование этой системы;

Взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;

Осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации:

Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга;

Согласовывает методические и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга;

Обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.

Эффективность любой системы (вида) мониторинга определяется организацией, что представляет собой сложную, многоплановую задачу.

Прежде всего, сложность организации мониторинга зависит от его уровня. Мониторинг окружающей среды может охватывать локальные территории (район, область) – локальный уровень, отдельные регионы (округа) – региональный уровень, а земной шар в целом – глобальный уровень. При этом с учетом уровня мониторинга должна быть создана значительная сеть станций, пунктов, постов наблюдений, оснащенных самым современным оборудованием, использующих новейшие технологии.

Так, например, система гидрометеорологического мониторинга до недавнего времени насчитывала более 1800 гидрометеостанций, около 3,5 тысячи наблюдательных постов, 42 гидрометеорологические обсерватории, более 190 авиаметеорологических и около 150 аэрозольных станций. В системе используются для получения необходимой информации как национальные («Метеор», «Океан», «Прогноз» и др.) так и международные космические комплексы и аппараты.

Одним из основных результатов проведения мониторинга окружающей среды является получение данных о ее состоянии. Законом о гидрометеослужбе предусмотрено создание единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (ст. 15). Единый государственный фонд данных представляет собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, получаемой в результате деятельности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, физических и юридических лиц (независимо от их организационно-правовой формы) в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения. Он формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении . Создание и ведение единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении регулируется постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г.

В соответствии с Законом о гидрометеослужбе информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении предоставляется пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров (ст. 17). Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 конкретизированы условия предоставления информации. Бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти РФ и ее субъектов, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим пользователям (потребителям) информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природнойсреды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи.

Данные мониторинга природной среды служат основой для ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.

ФЭФРФ осуществляет финансирование по направлениям природоохранной деятельности и федеральным целевым экологическим программам, в т.ч. развитие системы экологического мониторинга и его обеспечение.

Вместе с тем эффективность мониторинга окружающей природной среды во многом зависит от научного обоснования его теоретических и методологических основ, критериев оценки различных факторов и показателей антропогенных изменений и нарушений в биосфере. Решение этих вопросов существенно повысит уровень практической значимости результатов, полученных в процессе реализации программ мониторинга окружающей природной среды.


Заключение

Мониторинг окружающей среды может характеризоваться как одна из мер охраны окружающей среды, функция государственного управления и правовой институт. Мониторинг – это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений.

Мониторинг окружающей природной среды – это система наблюдения и контроля, проводимых регулярно по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.

С помощью экологического мониторинга контролируется состояние экологических систем, в том числе природно-технических подсистем, а так же медико-гигиенические показатели среды обитания человека.

В настоящее время наибольшую актуальность приобретает мониторинг антропогенных изменений, так как именно техногенное или хозяйственное воздействие человека на окружающую среду приносит опасные изменения в экологические системы, ландшафты, природные комплексы. Основой для этого служит фоновый мониторинг в неизмененных или малоизмененных природных комплексах.

Эффективность мониторинга окружающей природной среды во многом зависит от научного обоснования его теоретических и методологических основ, критериев оценки различных факторов и показателей антропогенных изменений и нарушений в биосфере. Решение этих вопросов существенно повысит уровень практической значимости результатов, полученных в процессе реализации программ мониторинга окружающей природной среды.

И самым важным вопросом организации и функционирования системы мониторинга является ее финансовое обеспечение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Правовые акты

1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Водный кодекс Российской Федерации - от 3.06.2006г. №74-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 19.06.2007 N 102-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 24.07.2009 N 209-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ).

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 4.12.2006г. № 200-ФЗ(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 22.07.2008 N 143-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 24.07.2009 N 209-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 22.07.2010 N 167-ФЗ).

4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ).

5. Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О гидрометеорологической службе" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998).

6. Постановление Правительства РФ от 31.03.2003 N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)".

7. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 49.

8. Приказ МПР РФ от 6 апреля 2004 г. N 323 "Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов".

II. Специальная литература

9. Боголюбов С. А. Экологическое право: учеб.- М.: Проспект, 2009.

10. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - 670 с.

11. Государственные доклады о состоянии окружающей среды в Российской Федерации в 2000-2007 гг.- М.: Минприроды России, 2007.

12. Дубовик О. Л. Экологическое право. Учебник.- М.: Проспект, 2010.

13. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебное пособие для студентов.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 161 с.

14. Информационный бюллетень Саратовской областной Думы". 2003. N 7 (54).

15. Экологическое право. Нецветаев А.Г. М.: МЭСИ, 2006. - 223 с.


"Информационный бюллетень Саратовской областной Думы". 2003. N 7 (54). С. 236.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)" // Собрание законодательства РФ. 07.04.2003. N 14. Ст. 1278.

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 49. Ст. 4882.

Приказ МПР РФ от 6 апреля 2004 г. N 323 "Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов"

Экологическое право. Нецветаев А.Г. М.: МЭСИ, 2006

Постановление Правительства РФ от 31.03.2003 N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)".

Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 210.



error: