Эргономическое обеспечение информационно-предметной среды учебного кабинета начальной школы. Предметная среда и ее изменение в процессе цивилизации человечества Элементов предметной среды учебной дисциплины

Материальное поле урока

Обустройство урока предъявляет педагогу свои современные высокие требования. Недопустимы грязь и холод в кабинете начальных классов; ушли в прошлое гвозди в стене для детских пальто и курток; вызывает чувство стыда и гнева грязное ведро с белёсой водой, в которой полощут руки дети, писавшие мелом на доске; уже необъяснимы рваные тряпки вместо губки для протирания доски; раздражают школьные сумки, брошенные на пол под ноги (почему бы и педагогу не класть свою сумочку на пол к ногам ходящих по классу учеников?!), Материальное поле урока подчинено интересам Человека.

Вошедшему в классную комнату ребёнку и всей группе в целом должно быть приятно находиться в данном кабинете, обустройство которого должно непременно доставлять комфорт организму. Следует продумывать интерьер класса (строительное решение педагог не властен менять, но внутреннее наполнение пространства, в котором располагаются дети и от которого рождается благоприятное либо неблагоприятное самочувствие, зависит от педагогических воззрений).

Отправным положением в постановке и решении заявленного вопроса обустройства урока является принципиальное положение: «Место, которое мы обустраиваем и занимаем, - это место, которого мы достойны». При условии уважительного отношения к школе, науке, человеку и конкретным участникам учебного процесса оформление предметно-вещевого пространства класса представляется важной стороной дела воспитания детей.

Забота о физическом и психологическом комфорте каждого присутствующего на уроке: педагога, детей, пришедшего гостя, представителя администрации или бабушки, пришедшей передать внуку забытый спортивный костюм, - это элементарное проявление уважения к человеку и забота о его благополучии.

(Уважать - признавать важным для себя благополучное существование человека, а значит, содействовать этому во имя жизни и счастья этого человека, «утруждать» себя для другого.)

К общим правилам обустройства жизни относятся гарантированное благоустроенное жилище, хорошее своевременное питание, удобная функциональная одежда. Это жизненно важные условия. Поэтому нельзя не произвести переноса в сферу конструирования урока известных общих условий человеческой жизни вообще. Учитывая, что урок есть интеллектуальная работа и большое мыслительное напряжение, подчеркнём особенную важность материально-технического и материально-гигиенического оборудования кабинета начальных классов. Здесь нет ничего нового для человека, живущего в контексте современной культуры. Отступление от этих норм - показатель варварства или дикости руководителей школы.

К общим правилам материального обустройства учебных занятий, в классе отнесём следующие:

    Функционирование каждого элемента предметного пространства.

Если висят часы - они должны показывать точное время. Если поставлены цветы, они должны быть живыми и хорошо ухоженными. Если размещены на стенах плакаты либо стенды, они должны быть чистыми, чёткими, ровно повешенными. Если встроено техническое устройство, оно должно работать. Если в шкафах выстроен ряд книг, то эти книги должны быть использованы в учебной работе.

В учебном кабинете начальных классов не должны присутствовать предметы и вещи, не имеющие функционального назначения, нарушающие порядок.

    Удобное размещение учебных столов, стульев, демонстрационных площадок, шкафов и полок для учебных пособий и наглядного материала.

Мебель служит людям, но не люди пристраиваются к расположению мебели. Педагог мог бы обсудить с детьми наиболее удобный вариант размещения предметов кабинетной обстановки. Но, наделив детей такими полномочиями, надо иметь в виду медицинские показания к оборудованию учебных помещений. Удобство каждого присутствующего на уроке обеспечивается до урока.

(И вновь ставим акцент: учитывается и удобное расположение гостей, наблюдающих урок. И пока такого удобства, для каждого не будет обеспечено, урок не может быть начат.)

    Взаимное расположение детей и учителя, позволяющее видеть детям учителя, а учителю - лица детей и обеспечивающее взаимное восприятие всех участников учебного процесса.

«Все видят всех» - условие совместной деятельности. Педагог как соучастник занятий должен, так же как каждый ребёнок, стать объектом заботы детей: они в социальной роли «человека» выражают заботу об удобстве, комфорте учителя как человека.

4. Наличие в кабинете подсобных материалов, легко доступных каждому.

Кто захочет обратиться к средствам учебной деятельности: словари (их должно быть много), учебные пособия, карточки, инструменты, энциклопедии, журналы, муляжи, макеты и другое. Подсобные материалы значительно облегчают мыслительную работу многим детям.

5.Полномочия (права и обязанности) по содержанию, сохранности и уходу за учебным кабинетом возлагаются на детей частично, в меру их сил и возможностей.

В полномочия вводится и содействие эстетическому оформлению кабинета: дети получают право на инициативное украшение класса при опоре на эстетические закономерности красоты как явления жизни.

Общие основы создания материального пространства дополним рядом конкретных правил, выделив безусловные и неизменные.

Гигиенические строгие правила предусматривают следующее:

    Проветривание помещения перед началом занятий и обеспечение свежего воздуха на протяжении всего учебного часа;

    Хорошее равномерное освещение кабинета;

    Доска, ученические и учительский столы, а также стены с плакатами, экспериментальный столик, технические средства вес чистое и протёртое от пыли;

    Широко открытые для света окна, а для особых случаев - наличие плотных жалюзи;

    Чистота пола и всего оборудования кабинета;

    Отнесём сюда же чистые обувь, одежду, предметы, которыми пользуются дети;

    Наличие в кабинете воды и салфеток для рук, губки для протирания доски;

    Отсутствие малейшей пыли на предметах мебели, учебных пособиях, цветах, витринах, шкафах и т. Д.;

    Неизменная чистота и опрятность одежды всех присутствующих на уроке - одежды, соответствующей учебной деятельности в общественном учреждении.

Эстетические правила обеспечивают особое благоприятное состояние, окружающая красота оказывает сильное влияние с самого первого момента появления ребёнка в классе.

Педагог знает: переступает порог ученик - его поведение диктуется первоначально красивым обустройством учебного кабинета. До того времени, когда сформируются традиционные формы поведения в учебном кабинете (а эти формы разные!), решающим фактором влияния окажется именно красота. Перечислим ряд основных эстетических правил, касающихся материального обустройства урока.

    Поставим на первое место самое широкое эстетическое положение, основополагающее в системе эстетических закономерностей, которое постоянно преподносит нам природа и которое так просто обнаружить, наблюдая за явлениями природы: структурой растений, окраской цветка, движениями зверей, - положение «ничего лишнего!». Иногда его называют «закон чуть-чуть», он предписывает сумму элементов, которая бы отвечала требованию необходимого и достаточного: всё, что располагается на столе, в кабинете, в костюме, в записях на доске, в сочинении и решении задачи, должно соответствовать данному требованию - быть красивым.

Когда говорят: «Красивый урок», «Красивое выступление», «Красивые движения», то отмечают данную характеристику: ничего лишнего, только необходимое.

    Правило гармонии цвета предостерегает от пестроты и цветовой дисгармонии, которая раздражающе действует на нервную систему человека; цветовую гамму надо подбирать и учить такому подбору детей, воспитывая их глаз.

Педагог советует детям: «Если работаете цветной ручкой, обратите внимание на цветовое сочетание», «Любой цвет с белым - красивое сочетание, и вы не проиграете», «Нет-нет, зелёное с красным слишком раздражает, глаз «убегает» от такого предмета».

    Правило одного композиционного центра гласит: только один элемент из всех должен занимать центральное положение, стягивать на себя восприятие и внимание, а все остальные элементы располагаются в связи и соответствии с ним. Попробуйте расставить столы полукругом, как дети сразу сообщают о своём хорошем самочувствии.

В красивой классной комнате таким центром могут являться стол учителя, пальма, скульптурный портрет учёного, телевизор как окно в мир, картина, экспериментальный столик - всё то, что несёт в себе содержательный смысл. Остальное выстраивается вокруг установленного центра.

    Правило единства фактуры предупреждает о том, что природа используемого материала должна быть едина, «коня» и «трепетную лань» нельзя запрячь в одну упряжку (Пушкин).

Строгие академические записи не украшаются рисунками, на плакате не сочетается поэтическое слово с административным положением, речевой стиль приятельства нельзя соединить в беседу с научным анализом. И деловой стиль одежды отвергает элементы спортивного костюма.

    Правило сочетания «верха и низа» предусматривает больший по объёму «низ» как опору меньшего по объёму «верха».

Пространственное оборудование классного помещения учитывает это правило, записи на доске жёстко подчиняются такой норме, заполнение шкафов с учебными пособиями производится в согласии с данным правилом. Даже костюм людей, присутствующих на уроке, отвечающий этой норме, оказывает своё неосознаваемое людьми эмоциональное влияние.

    Правило ритма диктует соблюдение равномерной сменяемости или чередования временных периодов, пространственных расстояний, расположения предметов и вещей, размеренность действий. Присутствие ритма во всех его модификациях содействует благоприятному самочувствию любого человека.

Так, ритмическая картинка расстановки учебных столов, симметричное расположение цветов на окнах, развешанные плакаты в определённой последовательности и равной удалённости, смена этапов урока один за другим через равномерное количество минут и ритмическая речь педагога - всё это придаёт удивительную лёгкость самочувствию и работе, делая присутствие на уроке приятным и комфортным.

Неслучайно, например, говорят о «красивом уроке», когда он ритмичен.

Всё сказанное может со временем принимать в действительной жизни роль устойчивых традиций урока:

    Красиво оформляются все исполняемые работы;

    Красиво ведутся записи на школьной учебной доске;

    Красиво убранство учебного кабинета;

    Красивы костюмы педагогов и школьников;

    Красива речь людей на уроке;

    Красива пластика детей и педагогов.

Техническое оборудование урочных занятий играет свою существенную роль. Правда, только при одном важном социально-психологическом условии: педагог должен уметь распредмечивать технические предметы. За «железкой» увидеть «человека», выявить ценность технического устройства для жизни человека и наилучших результатов учебной деятельности.

Дети с почтением относятся к техническому оснащению занятий, а момент её эксплуатации проживается с радостью. Но, как правило, они не умеют распредмечивать материальную субстанцию, у них «вещное» отношение к вещам и физическим предметам, «человека» там не обнаруживают.

А ведь присутствие и использование аппаратуры играет существенную роль в воспитании молодого человека. Во-первых, благодаря технике как постоянному элементу обучения ребёнок входит в контекст цивилизации, относясь к аппаратуре как средству научного познания, в отличие от домашнего использования аппаратуры как средства развлечения. Во-вторых, технические средства расширяют возможности динамического показа явлений жизни, предъявления предмета изучения в его развитии и движении. И, в-третьих, эстетичность демонстрации задевает сферу эмоционального переживания, получаемые знания окрашиваются в положительные краски отношения к предмету научного рассмотрения.

В свете такого серьёзного влияния выступают чёткие и жёсткие правила эксплуатации технической аппаратуры:

    Высокая качественность технической аппаратуры: «магнитофон не должен хрипеть», «телевизор не должен капризничать, засыпая изображение крошкой», «видеопроектор должен давать чёткое изображение» и т. Д. (иначе дискредитируется ценность, предъявляемая детям);

    Целевое использование технических средств: формируется предварительная установка на предмет наблюдения, формулируется цель просмотра материала; до просмотра в общем виде описывается предмет наблюдения, чтобы сюжетное содержание не затмило целевое восприятие;

    Строжайшее исполнение правил техники безопасности: ТСО обслуживают педагог либо мальчики (юноши), умение которых обращаться с аппаратурой проверено педагогом заранее;

    Постоянное место для аппаратуры, устойчивость крепления и безопасность расположения; пользоваться ею без присутствия педагога запрещено, несмотря на простоту и привычность для детей в семейном быту этой аппаратуры;

    Осторожное обращение с техническими аппаратами: педагог демонстрирует своё бережное отношение к аппаратуре, подчёркивая огромную роль технического оснащения в познании мира, и прослеживает, чтобы такое же ценностное отношение развивалось у детей;

    Непозволительно просмотр сопровождать репликами, выражая свою реакцию на увиденное: такое вмешательство в душу другого дезориентирует индивидуальное восприятие и лишает человека, на которого оказали влияние, возможности полностью осознать собственную точку зрения; педагог тоже не должен нарушать индивидуального восприятия детьми картины мира в любых его проявлениях, его пояснения должны быть сделаны до демонстрации.

Итак, материальное обустройство урока играет роль важнейшего условия качественности преподавания и обеспеченности комфортности психологического состояния учеников и учителя. И относиться надо к созданию материального поля весьма серьёзно, терпеливо повышая уровень и отыскивая всё новые средства для улучшения предметно-вещного окружения детей. Впрочем, дети тоже могут принимать участие в обсуждении всех возможностей культивировать и обихаживать учебную среду.

Однако надо всегда помнить, что сама по себе материальная среда нейтральна по отношению к личностным образованиям. Достаточно вспомнить исторические материалы школы Великой Отечественной войны, когда при скуднейшем, почти на грани нищеты оборудовании учебного процесса и бедном оборудовании урока обучение развивало детей и формировало красивую и умную личность там, где процесс обеспечивался профессиональным мастерством педагога.

Очевидно, что решающим в такой интерпретации окружающей предметной среды станет профессиональное умение «распредмечивать» материальные объекты реальной действительности так, чтобы школьник вместе с учителем «прочитывал» отношенческий смысл конкретного предметного обустройства учебных занятий.

Декларируя страстно идею ценностно-ориентированного воспитания, нельзя за пределами данного принципа оставлять вещно-предметный мир.

Вот формула по физике - она указывает на связь явлений вне воли человека. Её познание уменьшает зависимость от этих явлений и увеличивает свободу.

Вот фраза из пушкинской драмы - «Народ безмолвствует». Это про социальные ситуации типа сегодняшней. Это про решающий фактор исторического развития. Есть облегчение в объективизации данного образа.

А вот басня И. Крылова «Свинья под дубом». Речь далеко выходит за границы качества неблагодарности. Корни нашей жизни уходят в далёкое прошлое... Связь поколений, плоды прошедших веков...-не про это ли?!

А это типология животного мира. И явственно проступает связь человека со всем природным миром. Мы все вышли из лона природы...

1.Постановка задачи.

Кабинет, в котором вы работаете, оборудован в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете использовать при проведении обобщающего урока в 5 и 10 классах.

Создание предметной среды учебной дисциплины математика

На мой взгляд, конкретная задача, которую я поставлю, – формирование математически грамотной монологической речи учащихс я.

Актуализация задачи для конкретного класса/учащихся, описание условий ее решения.

В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь с проблемами организации учебного и межличностного сотрудничества между учащимися. Ученики, в целом, не умеют :

    принимать позицию собеседника

    строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

    корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы

    критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

    высказывать свои мысли четко, выражать свои идеи вслух

    предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации

    выделять общую точку зрения в дискуссии

    договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей

    организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)

Ученики не умеют на уроке математики :

Четко и ясно объяснять алгоритм (план) решения задачи;

Аргументировать свои действия по решению задачи с опорой на математические факты;

Отвечать математически грамотно на вопросы учителя, связанные с формулировкой определений, аксиом, теорем и т.д.;

Быстро, в уме построить алгоритм решения несложных математических задач и устно его воспроизвести.

Основным контекстом решения проблемы организации учебного и межличностного сотрудничества в рамках урока, на мой взгляд, является

В целом, включение в урочную и внеурочную деятельность групповых и игровых форм работы , выполнение мини-проектов, организация уроков-состязаний, уроков-викторин и т.п.;

На уроках математики – формирование математически грамотной монологической речи учащихся посредством систематического использования фронтальных опросов, устных ответов у доски, поиска и устного объяснения разных вариантов решения одной задачи , доказательства теоремы и т.п., поиска ошибок в готовых (намеренно ошибочных) решениях и устных развернутых ответов объяснений и исправлений данных ошибок.

2.Перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи и конкретные действия, необходимые для их выполнения.

Определить взаимосвязь предметной и метапредметной составляющих урока

Отбор предметного содержания и видов учебной деятельности, определить формы работы, которые позволят наиболее продуктивно решить поставленную мной задачу

Как эффективно спланировать учебную деятельность?

Составление сценария, технологической карты урока

Организации рефлексии урока с оценкой формирования предметных знаний и коммуникативных умений

Как оценить эффективность урока по решению поставленных задач?

Самоанализ проведенного урока

3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией я при этом буду пользоваться?

Виды технологий организации работы учащихся, на основе технологии создания индивидуального образовательного маршрута (не более трех на класс).

ФГОС ООО, примерная ООП и т.д.

Анализ, синтез, систематизация посредством составления таблицы «Умеют – не умеют», «должны научиться – могут научиться» и т.п.

Варианты организации учебного сотрудничества и межличностных коммуникаций на уроках для повышения мотивации учащихся.

Сайт «Математические этюды»

http://www.etudes.ru

Методы и приемы формирования познавательного интереса к предмету математика.

Сайт «Математические этюды»

http://www.etudes.ru

Сайт «Все о математике» http://www.math.ru

Журнал «Математика в школе» и т.д.

Изучение материалов (сайтов, литературы), отбор методов и приемов для организации учебного сотрудничества и межличностного взаимодействия на уроках.

4. Решение задачи в виде конкретного материала.

5 класс

Тема урока: « Площадь. Формула площади прямоугольника »

Цели урока:

1. Закрепление и осмысление усвоенных знаний

2. Расширить представления учащихся об изменении геометрических величин

3. Выработка умений применять знания в другой ситуации

Задачи урока:

1. Образовательная: закрепление умений и навыков нахождения площадей квадрата, прямоугольника, треугольника, научиться вычислять площади разных фигур, закреплять навыки решения задач.

2. Развивающая: развитие речи при введении новых понятий, развитие мышления учащихся.

3.Воспитательная: в оспитание умения учиться, дисциплинированности, собранности и требовательности к себе, воспитание навыков сотрудничества; создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала, приобщение к здоровому образу жизни.

Методы обучения:

По источнику знаний: словесный, наглядный, практический

По характеру познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый

Формы организации урока: фронтальная, групповая

Оборудование и источники информации: учебник, тетрадь с опорными конспектами, вырезанные модели прямоугольников и треугольников, карточки с самостоятельной работой, проектор.

Тип урока: Урок закрепления изучаемого материала

Этапы урока:

I . Организационный этап

II

III . Этап закрепления новых знаний

IV

V

Ход урока.

Умеем мы думать, решать, рассуждать,

что полезно для здоровья,

то и будем выбирать!

1.Организационный этап

МЭНЕДЖМЕТ.

Распределение учащихся в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнёр А, Б)

Рефлексия настроения.

Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение смайлика)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением смайликов. Покажите, какое у вас настроение.

Поздоровайтесь со своим партнером по лицу, и по плечу.

А еще, ребята, изучая материал:

Мы изучим пять секретов,

Выполняя все секреты,

Без болезней будем жить!

II .Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний

1.Устный счет. Ребята, прежде чем перейти к разминке, вспомним слова великого учёного, математика М.В.Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит!» и «Математика – гимнастика ума!». Это и есть первый секрет здоровья: займёмся гимнастикой для ума.

Для того чтобы узнать тему нашего урока, начнём с разминки. Разминка.

Р аздаются карточки для устного счёта и на экране. Слайд 2 -11.

Вычислите. На обратной стороне написаны буквы, получается какое слово? (П ЛО ЩАДЬ)

Значит, сегодня мы вспомним о том, что мы знаем о площади и как вычислять площади различных фигур. Проверим готовность к уроку.

2. СИНГЛ РАУНД РОБИН (О бсуждение вопроса по кругу один раз)

Задаётся вопрос:

Как найти площадь квадрата, прямоугольника?

- А что могло бы произойти, если бы мы не изучали тему о площади? (Подумаем 3-5 с)

Включается таймер. Обсуждают. Каждый участник говорит 15 с, остальные слушают.

Начинает отвечать ученик №1. –Что сказал твой партнёр?

Ответ: Измерить площадь фигуры, значит найти число, показывающее, сколько единичных квадратов содержится в данной фигуре. Единичный квадрат - это квадрат со стороной 1 см. S квадрата = а 2 ; S прямоугольника = a · b

3. ТЭЙК ОФ –ТАЧ ДАУН (Встать-сесть)

Учитель дает простые задания с вычислениями площадей квадрата и прямоугольника на доске (Если выполнено правильно, то встают, если нет сидят). Слайды 12-16.

С помощью этой структуры: «встать – сесть» мы раскрыли ещё один секрет здоровья. «Здоровье в порядке, если делаешь зарядку!»

4. Работа с фигурами

Какие фигуры называются равными?

Учитель с помощью различных фигур выясняет, как дети усвоили понятия о равенстве фигур (фигуры вырезаны из картона, среди них есть равные,

учащиеся опытным путем, опираясь на правило, пытаются сравнить фигуры). Слайды 17-20.

5.ИНСАЙД АУТСАЙД СЁКЛ. (Внутренний и внешний круги). Ученики становятся в 2 круга по периметру кабинета, ученики во внутреннем круге смотрят наружу лицом к партнёру во внешнем круге.

Ученики Б - сформируйте внешний круг.

Ученики А - найдите своего партнёра по лицу и «дайте пять».

Вопрос: Скольким равняется площадь квадрата со стороной 2? Поворачиваемся налево и делаем 4 шага вперёд, Поворачиваемся направо и поздороваемся новыми партнёрами («дать пять».).

ТАЙМД-ПЭА-ШЭА.

Назовите свойства площадей: Подумаем 3-5 с. Два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определённого количества времени. Включается таймер 30 с. Начинает говорить тот, у кого волосы длиннее.

Учитель спрашивает.: -Что тебе сказал твой партнёр? Отвечает участник.

  1. Площади равных фигур равны.

    Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.

    Площадь квадрата равна квадрату его стороны. S квадрата = a 2

    S прямоугольника = a · b

Физкультминутка.

А сейчас проверим, все ли знают, как надо питаться правильно. Встаньте из-за парт. Если полезный продукт, руки вверх, если нет, руки в стороны.

Часто кушать как попало
Вам, ребята, не пристало,
Если сам себе не враг,
Перекусывай вот так:
Свежий хлеб, конфеты, сыр,
Чипсы, овощи, поп-корн,
Суп, сухарики, и фрукты.
Биг- мак, молочные продукты.
Значит 3 секрет здоровья: «Правильное питание»

III . Этап закрепления знаний

1. Выполнение упражнений

Учебник стр.110 № 718

Прочитайте задачу.

О чем говорится в данной задаче?

Что надо знать, чтобы вычислить площадь?

Что сказано про длину прямоугольника?

Как ее найти?

По какой формуле вычислим площадь прямоугольника?

На какие фигуры делит отрезок КМ прямоугольник?

Что вы можете сказать про площади треугольников?

Как найти площадь треугольника?

Решите задачу.

1). 26+14=40(см) – длина второй стороны прямоугольника

2). 26*40=1040(см 2 )- площадь прямоугольника

3). 1040:2=520 (см 2 )- площадь треугольника

2. Самостоятельная работа: Слайд 22-24.

1ВАРИАНТ

Написать

формулу

для

вычисления

площади

прямоугольника.

Дано: прямоугольник

a = 18 см,

b = 3 см

Найти: S

Дано: квадрат

a =8 см

Найти: S , P

Дано: прямоугольник

S =48см 2 ,

a =12 см

Найти : в

Дано:

квадрат

S =49см 2

Найти: а

2 ВАРИАНТ

Написать

формулу

для

вычисления

площади

квадрата.

Дано: прямоугольник
a = 17см,

b = 4 см

Найти :S

Дано: квадрат
a =6 см
Найти:
S , P

Дано: прямоугольник
S =48см 2 ,

в=3см
Найти: a

Дано:

квадрат
S =81см 2
Найти: а

Учащиеся решают задания своего варианта и записывают ответы в таблицу.

Таблица для записи ответов:

Фамилия, имя_____________________________класс______

О ц енка учителя

Номер задания

Ответ

После самостоятельной работы учащиеся по просьбе учителя меняются тетрадями, и друг друга проверяют. Учитель со всем классом фронтально решает всю самостоятельную работу. Учащиеся выставляют друг другу оценки по следующей схеме:

Всё верно – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Более 3 ошибок – «2»

После проверки попросить встать учащихся, которые не сделали ни одной ошибки, после - у кого работа написана работа на «4», и на «3».

Ответы к устной проверочной работе (плакат)

1вариант

S = a b

54 см 2

64см 2 ,

32 см

4см

7см

2вариант

S = a 2

68 см 2

36см 2 ,

24 см

16 см

9 см

Физкультминутка
Зарядка для глаз.
Слайд 25,26.
Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Головку не поворачиваем, двигаются только глазки.
Глазками начертите зигзаг, треугольник, квадрат.
Закройте глазки.

Это 4 секрет здоровья: «Береги зрение» Доказывать человеку необходимость знания - это все равно, что убеждать его в полезности зрения.
А теперь открываем глаза и продолжаем работать.

IV . Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению : Стр.112-113, №740, 746.

V . Этап подведения итогов урока Слайд 28-31.

Наш урок подошел к концу. О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке? Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника, квадрата? Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где? Что на уроке было самым сложным, простым?
Какие выводы вы сделали на уроке?

Выводы:
1.
Измерить площадь фигуры, значит найти число, показывающее, сколькоединичных квадратов содержится в данной фигуре ;

2.Площадь прямоугольника равна произведению

ширины прямоугольника на его длину ;

3. Площадь квадрата равна квадрату его стороны ;

4. Площади равных фигур равны ;

5.Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.

Понравился урок?
Что особенно запомнилось?


Давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье?
А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта. Это и есть 5 секрет здоровья. Давайте хором пожелаем друг другу: " Будьте здоровы!”
Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями. Я всех благодарю за активную работу на уроке.

Оценивание. Рефлексия.

«Лесенка достижений»

    Мне было интересно..

    Мне было трудно…

    Я понял

    Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен)

Какое у вас настроение? (Показывают смайлики)

Всем спасибо за урок. До свидания.

Тема урока Многогранники 10 класс

Тип урока Обобщение изученного материала

Оборудование: учебник, набор геометрических фигур, карточки, проектор.

Цели урока: 1.Организовать деятельность учащихся по формированию навыков решения задач по теме «Многогранники»

2.Систематизировать теоретические знания обучающихся по теме «Многогранники»

Задачи урока:

Образовательные:

Проверить и систематизировать знания учащихся по теме «Многогранники»

Развивающие:

Развитие умения планировать полный или частичный ход решения;

Формирование навыка исследовательской деятельности;

Повышение уровня математической культуры учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать толерантность и умение работать в группах;

Воспитывать умение доводить начатое дело до положительного результата;

Умение осуществлять самоконтроль

Формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Формы работы организации познавательной деятельности :

Групповая, работа в парах, индивидуальная

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы

деятельности

* Структура МЭНЭДЖ МЭТ

В центре стола табличка (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б). Она нам поможет эффективно организовать учебный процесс в команде.

Настраиваются на работу

Ставят перед собой цель: «Что я хочу узнать сегодня на уроке»

Концентрируют внимание

Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Получают позитивный заряд

самоопределяются и настраиваются на урок

Актуализация знаний

* Структура КОНЭРС («углы»)

Этапы реализации:

1.Постановка задачи. Ученикам раздаются карточки с утверждениями. Ученикам предлагается выбрать верные. 2.Учебная игра. Учитель: Вы по моему сигналу должны распределиться по разным углам в зависимости от выбранного вами варианта ответа, выбрать себе партнера, объяснить свой выбор партнеру, а затем учителю по его просьбе. 1 угол : 1 ,2,3 2 угол : 2 ,3,5 3 угол : 1,3,4 4 угол : другой ответ

3.Подведение итогов . Учитель заслушивает выбор отдельных учеников. Ученики доказывают правильность своих вариантов ответа.

Решают задачи:

1)Если 2 пересекающиеся прямые одной плоскости параллельны двум прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны

2)Если прямая параллельна плоскости, значит она параллельна любой прямой, лежащей в этой плоскости

3) Если прямая параллельна прямой, лежащей в плоскости, значит она параллельна плоскости

4)Если одна из двух плоскостей проходит через прямую, перпендикулярную другой плоскости, то такие плоскости перпендикулярны

5) Площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна произведению периметра основания на высоту

Анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для выбора верного ответа, доказывают свой выбор

Выполняют задания в группе

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения

Закрепляют

Выполняют тренировочное учебное действие

Повторение теоретического материала* Структура Stir The Class

Этапы реализации:

1. Постановка задачи. Пред вами учебник и справочный материал. Ваша задача вспомнить и запомнить как можно больше истинных утверждений, формул по теме «Многогранники» (кратко записать на лист). На выполнение задания у вас 3 минуты.

2. Учебная игра.

Учитель:

Прочертите линию после последнего утверждения. Сейчас я включу музыку Для вас это сигнал встать и начать двигаться по кабинету, чтобы записать как можно больше идей одноклассников. Как музыка прекратиться (через 3 минуты) , вы вернетесь на свои места (задача учителя проследить, чтобы дети не использовали время, отведенное на игру для праздного общения)

Работа в группах Вернувшись в группы ученики по очереди зачитывают записанные идеи (3 минуты)

    Подведение итогов. Учитель заслушивает выбор учеников по очереди по 1 утверждению. Выявляется победитель (ученик, записавший больше всех утверждений)

1)Работают со справочной литературой

2) Записывают формулы, определения, теоремы, следствия из теорем по теме «Многогранники»

3)Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников

4) Записывают те утверждения, которых у них нет

5)Обсуждают в группе свои утверждения

6) Зачитывают классу свои утверждения

сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для решения задачи повышенной сложности

Отвечают на задаваемые вопросы в процессе обсуждения, сотрудничают в поиске и выборе информации

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Участвуют в диалоге и выводят правило сравнения обыкновенных дробей

При возникновении ситуации затруднения регулируют ход мысли

Решение задач по теме «Многогранники»* Структура КУИЗ-КУИЗ-КУИЗ

«Опроси- опроси-обменяйся карточками»

Этапы реализации:

Постановка задачи . Перед вами карточки с заданиями. Каждый участник решает свое задание

Работа в группах . Партнеры по лицу объясняют решение своей задачи друг другу, а затем партнеры по плечу объясняют решение своей задачи. Если возникают затруднения, задача решается всей группой.

Подведение итогов. Учитель заслушивает решение задач. Ученики доказывают правильность решений задач (одновременно 4 ученика выходят к доске и записывают решения задачи, которую решал его партнер).

1.Сторона основания правильной треугольной призмы равна 6 см. а диагональ боковой грани 10 см. Найти площадь боковой и полной поверхности призмы

2.В основании прямой призмы АВСА 1 В 1 С 1 лежит прямоугольный треугольник АВС. Угол С –прямой. АС=4,ВС=3. Через сторону АС и вершину В1 проведена плоскость. Угол В 1 АС равен 60 градусов.. Найдите площадь боковой поверхности призмы

3.Основание прямой призмы- ромб со стороной 5 см и тупым углом 120 градусов. Боковая поверхность призмы имеет площадь 240 квадратных см. Найдите площадь сечения призмы, проходящего через боковое ребро и меньшую диагональ основания

4.Основание пирамиды- прямоугольник со сторонами 6 и 8 см. Высота пирамиды равна 12 см и проходит через точку пересечения диагоналей основания. Найдите боковые ребра пирамиды.

Самостоятельно планирует свою деятельность, применяет способы решения и прогнозирует результат. Выстраивает в процессе решения задач логическую цепь рассуждений

Управление поведением партнера, контроль и коррекция, оценка действий партнера

Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре и координируют свои действия

Контроль за работой своей и партнера, оценка и коррекция деятельности

Проявляют познавательную инициативу

Решение задачи повышенной сложности Структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ

Этапы реализации:

1. Постановка задачи. Перед вами задача. Каждый из вас одновременно выполняет задание письменно на отдельных листочках

2. Работа в группах

По окончанию выполнения задания ученики передают свое решение друг другу по кругу. Решения обсуждаются.

3.Подведение итогов. Учитель заслушивает выбор отдельных учеников. Ученики доказывают правильность своих вариантов ответа.

Статград март ЕГЭ 2015 вариант 10310 (Профильный уровень) задание № 16

На ребре АА 1 прямоугольного параллелепипеда АВСДА 1 В 1 С 1 Д 1 взята точка Е так, что А 1 Е:ЕА=4:3. Точка Т- середина ребра В 1 С 1 . Известно, что АВ=5, АД=8, АА 1 =14.

а) В каком отношении плоскость ЕТД 1 делит ребро ВВ 1 ?

б) Найдите угол между плоскостью ЕТД 1 и плоскостью АА 1 В 1 .

Выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат

Работают в парах с учениками и учатся сотрудничать с учителем во время фронтальной работы класса

Сотрудничают с одноклассниками

Вступают в диалог во время групповой работы

В ситуации затруднения регулируют свою деятельность

*Структура ТИК-ТЭК-ТОУ.

Этапы реализации:

1. Постановка задачи. Перед вами 9 карточек с 1 словом на каждом листочке: перемешайте листочки и разложите в формате 3*3

2. Работа в группах

Ученики составляют предложения, используя 3 слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали, диагонали

3. Подведение итогов . Учитель заслушивает выбор отдельных учеников.

Каждый ученик составляет по 3 предложения, используя любые 3 слова на одной линии (по вертикали, горизонтали, диагонали) площадь, пирамида, призма, высота, апофема, ребро, поверхность, основание, угол

Рефлексия

Организую обсуждение: Какова была тема урока? Каким способом решали поставленную задачи?

Обсуждают допущенные ошибки в заданиях

Проводят рефлексию способов и условий своих действий

Планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Проводят самооценку

Домашнее задание

Обсуждение домашнего задания

Лысенко С 2 вариант 15

    Способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного решения.

На уроках применена рефлексия в виде наблюдения за учащимися: как они усвоили материал с помощью проверочной работы в конце урока. Так же в виде обратной связи «Лесенка достижений» и смайликов. Наблюдение за развитием учащихся во внеклассной работе, на последующих уроках.

    Обоснование варианта решения.

Задача организации учебного и межличностного сотрудничества в рамках урока наиболее эффективно решается через работу в группах. Цель группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы. Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

При совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Перед детьми постоянно возникают новая коммуникативная задача, а это проблема, требующая разрешения противоречия: «ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность в этом)». Понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении возникающих проблем, что способствует сплочению класса и решению межличностных проблем. Один из способов работы в группах – соревнования команд, что и изложено в данном плане урока.

В возрасте 10-11 лет ребенок в этот период переходит на новую ступень обучения - в среднее звено. Подчас переход в среднее звено сопровождается определенными трудностями, проявляющимися падением успеваемости и появлением других проблем в учебе. Традиционно эти трудности связывают с проблемами социальной адаптации при переходе детей на предметное обучение и появлением в жизни ребенка нескольких педагогов вместо одного учителя. Общение, по мнению большинства исследователей, является ведущим видом деятельности в данном возрасте.

Для того чтобы повысить успеваемость необходимо уменьшить стресс и повысить мотивацию.

Используем по возможности ответы, сидя с места для уменьшения стресса. Слабые ученики всегда отвечают домашнюю работу (прослушали материал на уроке, повторили дома и в классе). Сильные ученики зарабатывают оценки на уроке. Урок начинается в интересном ключе с помощью «5 секретов». Ученики сидят по 4 человека. Сингапурские структуры позволяют задействовать коммуникативную активность, которая является ведущей в этом возрасте.

С целью повышения мотивации в начале урока использованы легкие задания для создания ситуации успеха. Веселые физ. Минутки снижают утомляемость и поднимают настроение. Красочные презентации так же вызывают интерес и снижают утомляемость учеников.

В 16 лет ребенок вступает в пубертатный возраст. Умственные и физические способности сформированы и продолжают развиваться. Происходит профессиональное и личностное самоопределение. Определяется жизненный путь и на первое

место выдвигается профессионально-учебная деятельность.

Для поддержания мотивации использована связь изучаемого материала с применением его в будущей профессии. Для развития концентрации внимания преимущественно используется посадка учеников по 1 человеку за парту при выполнении индивидуальных работ, а также работа в группе. Материал представляется менее красочно оформленным для того, чтобы было меньше отвлекающих факторов.

7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.

Работа в группах эффективна еще и тем, что применяется практически на всех уроках. Условия ее организации известны учащимся, ее легко организовать. Основное условие – обоснованность выбора данного приема в конкретном контексте урока.

Использовать в других ситуациях можно:

1. Фронтальный опрос

2. Прием использования элементов предметной среды: запись материалов на интерактивной доске или планшетах учащихся, объединенных с ней, с их последующим обсуждением. Причем это может быть использовано не только в рамках одного урока, но и на протяжении всей темы. Этот прием может быть использован также и для прослеживания роста учащегося: «Что знаем в начале темы?» - «Что знаем в конце темы?»

3. Совершение намеренных ошибок в какой-либо информации с их последующим поиском и обязательным обсуждением.

4. Звукозапись домашнего задания на уроках по другим предметам.

8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

9. Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.

На следующем уроке – научатся договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.

В конце четверти – научатся организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.), критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

К концу года – научатся принимать позицию собеседника, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, высказывать свои мысли четко, выражать свои идеи вслух, предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации.

Это поможет мне в следующем году реализовать групповые проекты и учебные исследования, рассчитанные на продолжительное время.

Эргономика рассматривает систему "человек - машина - среда" как совокупность следующих компонентов: человек-оператор (группа операторов); машины (технические средства, орудия труда); среда (внешние условия труда). Педагогическая эргономика в образовательной системе тоже выделяет подобные составляющие: учитель (учителя); ученик (ученики); средства обучения (технические средства обучения, лабораторное оборудование, действующие модели и др.); учебная среда (классы). Некоторые исследователи выделяют в образовательной системе такой компонент как информационно-предметная среда.

Информационно-предметная среда - рационально организованное учебное пространство, которое дает возможность учителю эффективно учить, а ученику - продуктивно усваивать знания, умения, навыки.

Такое среда формируют взаимосвязанные информационная и предметная части. Информационная среда - это совокупность способов использования человеческих знаний. Они дают возможность хранить, упорядочивать, накапливать, передавать и воспроизводить научно-учебную, воспитательную и методическую информацию. Предметная среда - это совокупность материальных средств, с помощью которых осуществляется учебный процесс, то есть помещение, оснащенное различными видами учебного оборудования и приспособлено к деятельности учителя и учащихся.

Информационно-предметная среда современной школы должен быть гибким, чтобы можно было перестроить учебный процесс в соответствии с требованиями времени. Кроме того, оно обязательно должно содержать основы для построения школы будущего. Информационно-предметная среда учебного заведения должно стать средой партнерства, сотрудничества между учителем и учеником, а также способствовать выбору разнообразных форм занятий, комфортных режимов труда и отдыха, сохранению и укреплению физического и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса.

Педагогическая эргономика выделяет следующие элементы информационно-предметной среды школьного кабинета:

Правила поведения в учебном пространстве, обеспечивающих личную и общественную безопасность;

Средства обучения (учебники, учебные пособия, наглядные средства, дидактические материалы), а также способы их хранения и размещения (специализированная мебель);

Учебное оборудование (технические средства обучения, лабораторное оборудование, мебель);

Постоянные и сменные экспозиции учебного кабинета.

Существует комплекс эргономических требований к содержания информационно-предметной среды школьного учебного кабинета: педагогические, психологические, организационные, информационные, требования соответствия специфике учебного предмета, возрастным и индивидуальным особенностям; эстетические. К ним относятся правила и указания, которые должны максимально обеспечить реализацию цели учебно-воспитательного процесса - формирование знаний, умений и навыков, развитие личности с учетом антропометрических, физиологических, психологических особенностей школьников.

Каждый элемент информационно-предметной среды должен быть не только источником информации, но и инструментом, что способствует формированию общеобразовательных знаний, умений, навыков, развития личности ученика, является основой его самосовершенствования. Кроме того, средства обучения должны активизировать внимание учащихся, вызвать интерес, восхищение, воздействовать на них эмоционально. Следовательно, педагогические требования занимают важное место в системе требований к информационно-предметной среды учебного пространства.

Группа требований касается обеспечения психологически комфортных отношений между участниками образовательного процесса, достаточных информационных, зрительных и слуховых связей во взаимодействии учащихся с учебным средой.

Источником комфорта в учебной деятельности является уровень отношений и взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Общение между учителем и учениками должно основываться на гуманных и высоконравственных принципах сотрудничества, сотворчества и соподчинения. Только при таких условиях можно воспитать человека, способного мыслить глобально, принимать взвешенные решения, воплощать их в жизнь и нести моральную ответственность за их последствия.

Организационные требования обеспечивают надлежащий порядок работы в информационно-предметном учебном среде. Они охватывают внутренние правила поведения и основываются на особенностях организации учебной деятельности. Каждое средство обучения должен иметь четко определенное место, соответствующее функциональное назначение, быть легкодоступным в любой момент урока, снабженным методическими указаниями по применению.

Разнообразие источников информации вызывает у младших школьников трудности в ориентировании. Содержание информации, что несет определенный элемент информационно-предметной среды, должна сосредотачивать внимание учеников, занимать ведущее место в учебной деятельности, предотвращать отвлечению на другие дидактические средства. Для этого с информационного поля учеников забирают лишнюю информацию, поскольку средства, которые не несут дидактического нагрузки в определенное время, не должны находиться в поле зрения школьников.

Информационно-предметная среда должна соответствовать специфике учебного предмета (естественно-научного или гуманитарного цикла). Учитывают не только особенности учебной дисциплины, но и психологическую позицию школьников по отношению к ней. Например, уместно такое оформление информационно-предметной среды в кабинетах гуманитарного цикла, что способствует спокойствию и уверенности в себе. Изучение точных дисциплин требует сосредоточенности внимания, поэтому дизайн кабинетов делают конкретным, выразительным и четким. Соответственно оформляют учебные помещения, предназначенные для занятий с нескольких смежных или разнородных учебных дисциплин.

информационно-предметную учебную среду адаптируют возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их подготовки. При этом учитываются антропометрические и психофизиологические характеристики школьников. Особенно это касается учеников начальной школы, в которых они с возрастом быстро меняются.

Для комфортности информационно-предметной среды большое значение имеет эстетическое наполнение - художественное оформление (живопись, скульптуры, мозаики, витражи и тому подобное), оптимальное цветовое решение экспозиций, учебного оборудования, мебели и всего интерьера, удобство и надежность в работе со средствами обучения, оптимальное распределение яркости в поле восприятия зрительной информации, использование музыкального сопровождения учебно-трудовых процессов и тому подобное.

Школьный возраст - это период всестороннего духовного развития ребенка, повышенной чувствительности к красоте. Дети ранимы и эмоционально чувствительны. Они воспринимают прежде всего те свойства объектов, которые имеют на них эмоциональное воздействие, вызывают восхищение. Поэтому оформление информационно-предметной среды в начальной школе следует сделать наглядным и ярким. Итак, современное оформление школьных интерьеров должно способствовать эстетическому воспитанию детей, развивать их воображение, индивидуальные вкусы, пробуждать творческую активность.

Термин «предметная среда» и связанное с ним понятие появились в результате переноса на мир человека и человеческой деятельности представлений, выработанных при исследовании животных организмов и их поведения. В основе соответствующего биологического понятия -- «природная среда» -- лежало расчленение объекта изучения на «организм» и «среду», причем среда составляла природные, естественные условия жизни организма, к которым, по мысли биолога, организм должен был приспосабливаться. Природная среда в рамках этой абстракции не зависит от жизнедеятельности и поведения животных организмов; если она и менялась, то не в связи с ними. В свою очередь, поведение организма определялось его отношением к природной среде и вместе с тем создавало это отношение: животные могли избегать неблагоприятных условий или, наоборот, находить благоприятные. Даже в тех случаях, когда жизнедеятельность и поведение животных изменяли среду, то это все равно выступало для животных как стихийный, не зависящий от них, естественный процесс изменения самой природы. (Предметная среда -- это совокупность окружающих человека изделий и их комплексов, используемая им для организации функциональных процессов жизнедеятельности и удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.)

Подобные представления об обособленном животном организме и его отношении к природной среде подразумеваются и тогда, когда речь идет о предметной среде человека. Хотя в этом понятии вместо животного организма фигурирует человек, а вместо природы -- предметность, окружающая человека, характер абстракции остается тот же: человек мыслится приспосабливающимся к предметной среде, а среда -- независимой от человека.

Надо заметить, что подобный перенос понятия оказался возможным лишь на особом историческом этапе развития общества, когда отдельный человек стал настолько независимым от социума и приобрел такую мощь, благодаря экономическому или политическому управлению им, что стал действовать вопреки другим членам общества и против них, когда такое поведение стало своеобразной нормой жизни. Отдельный человек, при этом понимании, рассматривался как независимый организм, а все окружающее его -- как среда его поведения и жизнедеятельности. Здесь налицо пример совершенно неадекватного осознания новых условий жизнедеятельности. Приобретенная свобода осознается как рабская зависимость. Вполне естественно поэтому, что вскоре же такое представление начало с самых разных сторон обнаруживать свою неадекватность реальному положению дел.

Прежде всего, было отмечено различие между природной и социальной средой человека. Стало очевидно также, что сама социальная среда очень неоднородна: отношение человека к другим людям существенно иное, нежели отношение к вещам. Именно эта последняя составляющая социальной среды и была названа предметной средой.

Отмечалось также, что человек не просто приспосабливается к предметной среде, но и непрерывно изменяет ее своим поведением и деятельностью, что эти изменения осуществляются не столько стихийно, как у животных, сколько сознательно и целенаправленно. Последнее, естественно, привело общественную мысль к следующему принципиальному выводу: человек не просто изменяет предметную среду -- он ее производит, творит в соответствии со своими идеями, идеалами и планами. Это обстоятельство существенно отличает предметную среду человека от природной, которая изначала дана людям и не является продуктом их деятельности. Имея это в виду, предметную среду человека стали называть «второй природой».

Фиксация искусственности предметной среды, или второй природы, по сути дела, коренным образом изменила само понимание взаимодействия между организмом и средой. Человек оказывался таким организмом, который по отношению к предметной среде выступал уже не как приспосабливающийся, а как производитель и творец предметности, как ее источник. Предметная среда в силу этого перестала пониматься в качестве среды и была осознана в виде продукта человеческой производящей деятельности, в частности промышленного производства.

Но характеристики искусственного, будучи совершенно верными, не исключали и иных определений: в другом плане предметный мир, созданный и создаваемый людьми, выступал по отношению к ним как среда, к которой они должны таки были приспосабливаться и в соответствии с которой должны были строить свое поведение и свою деятельность. Поэтому определение мира вещей, созданных людьми и окружающих их, как предметной среды, т. е. как естественного, продолжало сохраняться, несмотря на очевидную правильность характеристик искусственного.

В основании этих двух разных характеристик, внешне приводящих к противоречию, лежит исключительно важная и принципиальная двойственность в положении и деятельности самого человека.

Своеобразие существования человека состоит как раз в том, что каждый отдельный человек является не только отдельным и самостоятельным человеком, живущим в природной и социальной среде, но всегда также определенным органом более сложного, социального организма -- человеческого общества, элементом сложной социальной системы. При этом, как выясняется, именно это второе качество -- органа социальной системы -- является главным и определяющим для человека, а существование его в качестве отдельного и независимого организма является вторичным, определяется потребностями более широкой социальной системы и, как показывает история, встречается отнюдь не при всякой организации человеческого общества.

Один и тот же индивид в современном обществе выступает и в той и в другой роли. Но он разный в каждом из этих отношений и по-разному относится к своему предметному миру.

Отдельный человек может производить, создавать элементы предметного мира, и поэтому многие элементы последнего выступают для него не как продукты его сознательной и целенаправленной деятельности, а как нечто естественно данное, независимое от него и противоречащее ему, как то, с чем ему приходится считаться и к чему ему приходится приспосабливаться, т. е. как среда его жизнедеятельности,

Если мы говорим о создании или производстве предметного мира в целом, то можем и должны иметь в виду уже не отдельного человека, а всех людей, объединенных в человечество, или, точнее, Человечество -- как единый социальный организм, создающий и производящий весь предметный мир. Но для организма этого рода, для Человечества, предметный мир выступает уже не как среда, к которой нужно приспосабливаться и которая живет по своим стихийным, естественным законам, а как продукт его деятельности, как его творение и в этом смысле -- как полностью от него зависящий мир.

Подобное творческое отношение к предметному миру доступно и характерно не только для абстрактного социального организма, или Человечества, но и для каждого конкретного человека. Реальное существование -- сознание и поведение отдельного человека -- задано не только его положением в системе Человечества, его функциями в этой социальной системе. Являясь органом всей социальной системы, отдельный человек как бы перенимает всю ее мощь и, благодаря этому, встает на один уровень с природой и предметным миром. Если человек осуществляет в социальной системе функцию управления, то он как бы присваивает себе всю эту социальную систему и начинает относиться к первой и второй природе посредством этой системы. В таком положении отдельный человек может чувствовать и осознавать себя производящим весь предметный мир, ибо его цели и идеалы, реализованные социальной системой, изменяют и преобразуют мир. Осознание этого факта определяет отношение современного человека ко всем окружающим его предметам и позволяет ему рассматривать их не как среду, к которой надо приспособиться, а как мир, который надо изменить.

Очевидно, что практически это отношение возможно только в том случае, если отдельный человек действительно является органом и агентом Человечества, если он сознает себя таковым, если он действительно присваивает себе социальную систему и получает возможность распоряжаться ее мощью в ходе своей собственной индивидуальной деятельности. Очевидно, что это происходит не всегда, и не может происходить всегда. Уже один факт различий и разнообразия целей деятельности отдельных людей ставит этому преграду и заставляет их подчинять свои цели и желания интересам целого. Отсюда знаменитый тезис о свободе человека как осознанной необходимости. Реально предметный мир, как и все остальное в социальных структурах, выступает для всякого отдельного человека с двух, связанных между собой сторон: с одной -- как предметный мир, который он в качестве органа и агента Человечества производит и изменяет в соответствии со своими идеалами, целями и потребностями, с другой -- как предметная среда, к которой он должен и вынужден приспосабливаться, как независимая от него сила, обладающая своими естественными законами жизни, с которыми он должен сообразовать все свои сознательные действия, если действительно хочет быть свободным.

Указанная двойственность в отношении человека к предметам окружающего мира дает возможность различить в жизнедеятельности каждого отдельного человека поведение и собственно деятельность. Отношение приспособления к предметам окружающего мира задает функциональные характеристики поведения, а сами эти предметы превращает в предметную среду. Отношение сознательного и целенаправленного изменения и преобразования предметов окружающего мира, или же использование их в качестве средств и орудий такого преобразования, задает функциональные характеристики деятельности, а сами эти предметы превращает, соответственно, в предметы деятельности, ее продукты и средства. В поведении и в деятельности предметы окружающего нас мира живут, если можно так выразиться, разной жизнью и по разным законам.

Вещи предметного мира могут не удовлетворять людей и человечество и как среда поведения, и как элементы деятельности. Отношение неудовлетворенности предметной средой возникает в тех случаях, когда вещи начинают ограничивать поведение и деятельность людей, создают дискомфорт и напряженность в психическом состоянии. Это может происходить и происходит потому, что поведение и деятельность людей меняются, а предметная среда остается прежней и входит в противоречие с новыми процессами; потому, что предметы, являющиеся условиями и элементами деятельности и поведения разных людей, групп и коллективов, сталкиваются и пересекаются в одном и том же пространственно-временном ареале; потому, что предметный мир изменяется и преобразуется быстрее, нежели реальные связи и механизмы процессов деятельности; наконец, потому, что идеалы и требования человека к наилучшей организации деятельности и среды опережают реальные процессы преобразования предметного мира.

Но какими бы ни были причины, по которым возникает неудовлетворенность состоянием предметного мира, необходимо различать два ее плана: а) отношение предметной среды к человеку и процессам его жизнедеятельности и б) отношение предметной среды к нормативным структурам деятельности, к нормам ее. Оба плана предполагают совершенно разные линии как осознания и изучения социальных разрывов, так и практического социального преодоления их. Предметный мир получает совершенно различные характеристики в зависимости от того, берется ли он в отношении к абстрактным структурам деятельности, в частности производственной, или же в отношении к людям. В первом случае точкой отсчета становится производство, его максимальная продуктивность, а люди выступают как элементы производственного механизма, элементы, без которых, к сожалению, нельзя обойтись, которые должны обеспечить максимум производственной энергии и которых для этого приходится специально воспроизводить. Во втором случае точкой отсчета становятся люди, независимые от производственного механизма, смысл и цель существования которых состоит в непроизводственной деятельности и которым нужно создать предметную среду, наиболее соответствующую непроизводительным установкам.

Таковы две крайние, полярные точки зрения на человека, производство и предметный мир. Обе -- достаточно бессмысленны из-за слишком абстрактного представления человека и производства и отсутствия действительного научного синтеза, дающего конкретное понятие о человеке. Но, к сожалению, многие философские и собственно научные осознания разрывов в отношениях между человеком, человеческой деятельностью и предметным миром до сих пор идут по этим крайним, полярным линиям, изображают их как разрывы либо только между человеком и предметной средой, либо только между деятельностью, чаще всего производственной, и ее вещественными элементами, т. е. нормами деятельности и их вещественными элементами.

Какой бы вид разрывов и противоречий ни осознавался отдельным человеком, его неудовлетворенность должна перерабатываться и преобразовываться в иные отношения, в отношения к иным элементам социальных структур. Какой бы плохой ни была предметная среда и какую бы неудовлетворенность она ни вызывала, из этого ничего не следует и ничего не вытекает, если мы относимся к ней только как к среде: ведь среда -- это то, что живет по своим естественным законам, не зависящим от нашей деятельности, то, к чему мы, следовательно, должны и только можем приспосабливаться. Чтобы могла возникнуть мысль об изменении предметного мира и установка на это изменение, предметный мир нужно представить уже не как среду, а как продукт и творение человеческой деятельности, деятельности человечества в целом и различных коллективов людей. Тогда отношение к предметному миру оборачивается отношением к абстрактному процессу его производства или же отношением к определенным людям, социальным группам и коллективам людей, производящим его. Первое происходит тогда, когда отдельный человек ощущает себя причастным ко всей социальной системе в целом, присвоившим ее себе; второе -- когда социальная система представляется ему расчлененной на классы и присвоенной классами, к которым он принадлежит.

В тех случаях, когда человек ощущает потребность изменить тот предметный мир, который его уже больше не устраивает, он обращает свою деятельность на процесс производства предметного мира и начинает перестраивать его так, чтобы это привело к производству другого предметного мира, другой предметной среды. Ясно, что это возможно не всегда, а только в случае, если этот отдельный человек не только ощущает себя, но и реально является органом социальной системы, имеющим возможность наметить, спроектировать и осуществить необходимое изменение системы производства. Ясно также, что подобный процесс является особым механизмом функционирования социальной системы и может происходить только в тех случаях, когда эта социальная система имеет необходимые для этого органы. Иначе говоря, целенаправленное и сознательное изменение предметного мира, рассчитанное на то, чтобы привести и постоянно приводить его в соответствие с изменяющимися процессами деятельности людей, их ценностями и отношениями к предметному миру, предполагает особые социальные структуры, особые органы, ни в коем случае не сводимые к одному лишь промышленному производству. Таким образом возникает социальный институт дизайнерского проектирования.

Для нас здесь важно только одно обстоятельство, а именно: объектом деятельности дизайнерского проектирования является предметная среда, но среда, понимаемая не биологически, т. е. как естественный объект, а синтетически -- как носитель оппозиции «естественное -- искусственное» Рис.1. Можно было бы заменить термин «предметная среда», и это, может быть, было бы самым удобным, но во-первых, трудно придумать другой, и во-вторых, он достаточно привился в литературе по дизайну.

Понятие среды Образовательная среда – не новое понятие. Ее связывают с образовательным процессом как часть общей среды, имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимовлияние, т.е. среда существенно влияет на образовательный процесс, в то время как процесс также оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя. В последнее время, вследствие перемен в образовании, интерес к образовательной среде значительно вырос, и ей стали отводить большие, чем ранее, роль и значение. Само понятие образовательной среды также было подвержено переосмыслению, рассмотрению с новых позиций и в новых аспектах.


Среди аспектов, в которых рассматривается образовательная среда, выделяются, в частности: 1. Уровень среды: общеобразовательная среда; предметная образовательная среда – среда образовательного предмета; образовательная среда учреждения – школы, ВУЗа и т.д.; личная образовательная среда. 2. Тип среды, строение, содержание. В соответствии с разными уровнями образовательной среды происходит дифференциация в ее исследовании как феномена и фактора образования.


Предметная образовательная среда Предметную информационно-образовательную среду В. Дронов определяет как открытую педагогическую систему, сформированную на основе информационных образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации, педагогических технологий, и направленную на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности.


Предметная образовательная среда Предметная информационно - образовательная среда может иметь принцип построения на основе полисредового подхода. Суть которого в том, что ПИОС состоит из совокупностей сред. Наиболее общей средой является информационная среда. На её фоне взаимодействуют три среды: среда взаимодействия участников образовательного процесса (субъектная среда), ресурсная и технологическая. Функционируя в единстве, они обеспечивают эффективное протекание образовательного процесса.


Предметная информационно- образовательная среда курса математики На основе общего понятия предметной информационно-образовательной среды сложилось представление, что можно рассматривать под информационно-образовательной средой курса математики. Предметная информационно- образовательная среда курса математики - это реальность, возникающая в результате активной деятельности ученика по освоению математического содержания, и учителя, организующего и поддерживающего эту деятельность.


Предметная информационно- образовательная среда курса математики Результатом обучения в условиях предметной информационно- образовательной среды должно стать не только овладение каждым учеником суммы математических знаний и умений, но и формирование универсальных учебных действий и личностного опыта. Этого результата можно будет достичь, если учитель научиться управлять познавательной деятельностью каждого школьника.


На уровне общей педагогики, дидактики, психологии образовательная среда рассматривается как объективный феномен образования, изучаются его образующие компоненты, инвариантные свойства и отношения. Здесь можно перечислить таких известных ученых, педагогов, психологов, как С.Д.Дерябо, В.П.Лебедев, В.А.Орлов, В.И.Панов, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, В.А.Ясвин и др.


Общее понимание образовательной среды Образовательная среда определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой. То есть образовательная среда определяется существенностью воздействия (с прямыми и обратными связями) факторов и условий социальной среды на образование, результаты учебно- образовательных процессов, характер межличностных отношений, интеллектуальное и социокультурное развитие ученика.


Информационный характер современной образовательной среды – одно из важнейших ее свойств, инвариантное вне зависимости от толкования этого понятия. В век глобальной информатизации признание этого свойства является не только необходимым для понимания и исследования содержания образовательной среды. Оно необходимо и для практического использования, преобразования, развития образовательной сферы, развития методологии образования и реализации его целей в современных условиях. Поэтому часто образовательную среду называют информационной образовательной средой(ИОС) и рассматривают ее именно в этом контексте.


ИОС За основу понятия ИОС мы возьмем ее определение в Стандарте (как ее правовое толкование и выражение): «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде».


ИОС Определение О.И.Соколовой (pedagogika/andreev/andreev9.html): «Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово- экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента».


1. ИОС следует рассматривать только с позиции деятельности и развития педагогической системы, эффективного использования внутренних факторов образовательной сферы, а также их расширения. 2. Рассмотрение с позиций «педагогической системы» однозначно влечет первичность исследования однородной по уровню системы – общеобразовательной ИОС. 3. Рассмотрение ИОС следует вести не только с позиций ее организации и управления ее ресурсами, но и с позиции созидания, информационно-методического решения проблем подготовки и потребления этих ресурсов внутри сферы образования, «педагогической системы». ИОС


Естественным интеллектом, активизирующим ИОС, а вместе с ней, всех ее потенциальных участников продуктивного взаимодействия с ней, является учитель. Именно учитель приводит «механизм» ИОС в действие, вовлекая в него своих учеников (субъектов) и необходимые для этого действия информационные объекты – ресурсы и технологии ИОС.


Учитель Учитель – предметник должен разработать и внедрить абстрактный образ учебного процесса, абстрактный учебный процесс в контексте реализации функций ИОС в системе данного предметного обучения. Поскольку учитель находится в центре систем отношений: Педагогическая система – учитель – учебный процесс (обучение), Знание (предметная компетентность) – учитель – ученик, то важнейший для него функцией ИОС, реализуемой им, является обучающая функция, включающая классную и другую внутришкольную учебную работу и внешкольную работу при посредстве ИОС (ее учебный и внеучебный компонент).




В классной и во внеклассной практической работе учащихся надо планировать сравнительно большую опору на электронные средства, ЭОР, представленные на компакт-дисках в качестве приложений к базовым учебникам, в электронных библиотеках и медиатеках ИОС, в медиатеках рекомендованных порталов Интернет и т.д. Необходимо самостоятельное и осознанное погружение субъектов обучения в определенную (указанную учителем) предметную среду, где развертывается их исследовательская деятельность, где им предоставляется возможность оперирования с моделями изучаемых объектов, процессов и явлений. Здесь также достигается несколько целей, в частности, развиваются: когнитивная и мотивационная компетентности учащихся; умение поиска и работы с информацией среды (личная информационная компетентность, медиакомпетентность); культура конструктивного диалога со средой – информационная субкультура.


По уровню электронной формы реализации предметного аспекта рекомендуется следующее: 1. Следует в большей мере задействовать компьютер с интерактивным экраном, готовить (при участии учеников – они изучают информатику) и показывать презентации по изучаемым темам. 2. Использовать стандартные ЭОР, мультимедийные, аудиовизуальные средства, вовлекая в работу большее количество личностных средств восприятия учащихся.


Что такое ЭОР и ЦОР? Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD- плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.


Что такое ЭОР и ЦОР? Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. В ЭОР можно указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст. В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.


Что такое ЭОР и ЦОР? Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере. Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Под понятием мультимедийных ЭОР понимается возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Для создания мультимедийных электронных образовательных ресурсов используется представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.


ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Важное достоинство ЭОР нового поколения состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение. Пользуясь открытой образовательной модульной мультимедийной системой (ОМС), учителя могут разрабатывать собственные авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные программы для школьников. А свою очередь цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Что такое ЭОР и ЦОР?


ЦОР обладает структурой, в которой выделяются следующие базовые классы: рубрикатор ЦОР; ЦОР простой структуры; ЦОР сложной структуры; метаданные ЦОР. Рубрикатор ЦОР является формальным представлением иерархической древовидной структуры, соответствующей оглавлению учебного курса, оглавлению учебника, плану урока. Что такое ЭОР и ЦОР?


Простой ЦОР – это ЦОР, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно. Примеры простых ЦОР: статья; иллюстрация вместе с сопроводительным текстом; книга в виде набора отсканированных страниц c оглавлением; аудиозапись, видеозапись; презентация в формате MS Power Point; отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе Сложный ЦОР – это ЦОР, состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы. Примеры сложных ЦОР: гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на самостоятельные разделы (части, главы); электронный учебный курс по определенному предмету (программе), выполненный на определенной технологической платформе или требующий определенной среды (проигрывателя) для использования; система тестирования; тренажер; тематический каталог. Что такое ЭОР и ЦОР?


Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Знакомство с современными ЭОР и ЦОР по математике, их особенностями, спецификой деятельности по отбору и организации проведения уроков на основе ЭОР, рекомендуем начать с двух федеральных коллекций (ФЦИОР и ЕК ЦОР).


Использование электронных образовательных ресурсов Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР) содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения модульной архитектуры. Большинство ресурсов подходит для организации фронтальной работы с использованием интерактивной доски. Среди них – модули информационного, практического и контрольного типов. Ресурсы представляют собой файлы с расширением.oms. Для их воспроизведения требуется установка специального программного обеспечения – ОМС Плеера. Дистрибутивы плеера для платформ Windows и Alt Linux находятся в свободном доступе на сайте самого центра


Использование электронных образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) содержит разнообразные учебные материалы – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др. Доступны каталоги и фильтры, позволяющие выбрать нужный предмет, нужный класс, назначение (учителю/ученику). Раздел для учителя содержит методические рекомендации для учителей по использованию ЦОР. В состав ЕК ЦОР включены комплекты ЦОР к различным УМК, инструменты учебной деятельности (конструкторы, тренажеры, интерактивные задачники, программы для построения графиков) и инструменты организации учебного процесса. Для просмотра ресурсов могут потребоваться различные программы, полный список которых приведен в разделе «Программы просмотра ресурсов». Все программы в свободном доступе на сайте самой коллекции:


Использование электронных образовательных ресурсов Применение ЦОР позволяет реализовывать дифференцированный подход к обучению, является источником формирования индивидуальных образовательных траекторий, причем не только заданных учителем, но и самостоятельно выбранных самим обучающимся


GeoGebra GeoGebra свободно распространяемая (GPL) динамическая геометрическая среда, которая даёт возможность создавать чертежи в планиметрии, в частности, для построений с помощью циркуля и линейки. Кроме того, у программы богатые возможности работы с функциями (построение графиков, вычисление корней, экстремумов, интегралов и т. д.) за счёт команд встроенного языка (который, кстати, позволяет управлять и геометрическими построениями) Программа написана Маркусом Хохенвартером на языке Java (работает на большом числе операционных систем). Переведена на 39 языков. Полностью поддерживает русский язык. В настоящее время активно разрабатывается.


Литература: Воронцов А.Б. Заславский С.В. Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, с. Дронов В. Современная информационно-образовательная среда - важнейшее условие на пути к новому качеству образования. Информационно-публицистический бюллетень Просвещение, спецвыпуск, август Иванова Е. Осмоловская И. Дидактические аспекты процесса обучения в информационно – образовательной среде. Информационно- публицистический бюллетень ПРОСВЕЩЕНИЕ, август Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet colledge. М., С Федорова М.А. Дидактическая характеристика образовательного пространства: полисредовой подход. Образование и общество, 6, стр Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография / В.В. Юдин. - М.: Университетская книга, с.





error: