Роль практики в производственном обучении. Роль учебной практики в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов

АННОТАЦИЯ

Обучение в вузе ориентировано на развитие качеств и способностей, необходимых для саморазвития, что ведет к увеличению доли и роли исследовательской работы студентов, а также форм деятельности, направленных на достижение этого результата. Прохождение студентами практики является важным звеном в системе высшего педагогического образования. В данной статье рассматривается вопрос о роли практики в подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности, а также формировании соответствующих профессиональных компетенций.

ANNOTATION

Education at the University is focused on the development of qualities and abilities necessary for self-development, which leads to an increase in the share and role of students " research work, as well as forms of activities aimed at achieving this result. Practical training of students is an important link in the system of higher pedagogical education. This article discusses the role of practice in preparing students for research activities, as well as the formation of appropriate professional competencies.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, практика, профессиональные компетенции, исследовательская работа.

Keywords: research activity, practice, professional competence, research work.

В условиях интенсивного реформирования процесса образования, пересмотра содержания программ к педагогам при осуществлении профессиональной деятельности предъявляются повышенные требования, одним из которых является готовность к научным исследованиям, направленным для решения многообразных теоретико-методических проблем. В связи с этим выпускникам вузов необходимо знание основ научно-исследовательской деятельности, являющееся составляющей высокой квалификации, развитого образовательного потенциала, сформированной профессиональной культуры. Это прямая ориентация на исследовательскую деятельность одного из четырех видов профессиональной деятельности с соответствующим перечнем профессиональных компетенций (далее – ПК), представленному в ФГОС ВО по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», и которыми должен обладать выпускник.

Научно-исследовательская работа в вузе является неотъемлемой частью подготовки квалифицированных кадров, с помощью которой повышается интерес к изучаемым дисциплинам, формируются навыки ведения экспериментов, развивается самостоятельность и избирательная активность студентов, осуществляется подготовка выпускника к исследовательской работе в вузе . Совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов способствует выполнение ими различных работ исследовательского характера, углубляющих и закрепляющих имеющиеся теоретические знания изучаемых дисциплин; развивающих практические умения в проведении экспериментов, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности. Также результативным способом подготовки студентов к исследовательской деятельности является прохождение практики на всех этапах обучения.

Составной частью образовательного процесса в вузе выступает практика, входящая в структуру программы обучения, и являющаяся мощным инструментом в формировании ПК и подготовки к исследовательской деятельности. Блок «Практики» включают учебную и производственную, в том числе преддипломную. Так к типам учебной практики относят: по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Производственная: по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; педагогическая, выступают как процесс накопления опыта работы, и как одно из важных условий формирования и развития общих и профессиональных компетенций .

В качестве общих задач практики можно выделить обеспечение готовности выпускников к выполнению основных функций в соответствии с квалификационными требованиями, расширение, углубление, закрепление круга формируемых ЗУН, обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения, обладание профессиональной культурой. Более конкретные задачи – формирование навыков наблюдения и анализа образовательной деятельности с учащимися; апробация на практике различных технологий и методов обучения и воспитания; проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников; проведение разнообразных типов уроков и форм внеклассной работы в соответствии с планом; работа со школьной документацией .

Рабочая программа практики разрабатывается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Содержание практики должно отвечать профилю подготовки в вузе будущих учителей и выступать как показатель качества теоретической и научной подготовки студента. Также ее рассматривают как среду подготовки бакалавров, способной обеспечивать освоение исследовательских компетенций. В соответствии с этим возникает ориентированность на формирование личности, способной совершенствовать свою профессиональную и социальную деятельности, самостоятельно и творчески подходить к решению проблемных ситуаций и задач.

Непременным условием преддипломной производственной практики на последних курсах обучения является проведение научного исследования в рамках педагогического эксперимента сообразно плану курсовой или дипломной работы, направленное на совершенствование учебного процесса, методических умений и навыков. В период прохождения практики студент должен собрать необходимый материал для проведения научно-исследовательской работы. Преподавателями кафедр предлагается студентам тематика работы и индивидуальные задания по сбору материала. У них появляется возможность погружения в научно-исследовательскую деятельность, результатом которой должно стать создание теоретической и эмпирической основы выпускной квалификационной работы. Важной составляющей содержания практики являются сбор информации, обработка полученного фактического материала и статических данных, библиографическая работа с привлечением информационных технологий, использование разнообразных методов и методик исследования – наблюдения, моделирования, эксперимента, анкетирования, интервьюирование. Составляется программа и план эмпирического исследования, ставится гипотеза и формулируются задачи, определяется объект, выбирается методика, обрабатываются данные, обобщаются и подготавливаются результаты исследования. В ходе практики приобретается опыт самостоятельного ведения научно-исследовательской деятельности, целенаправленного решения выдвигаемых задач. Данная работа позволит выступить с докладами на заседаниях кружка научных сообществ и студенческих конференциях, подготовить статьи для публикации в научных сборниках вуза и т.д.

Таким образом, в результате выполнения заданий и в ходе прохождения практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, закреплять и превращать их в компетенции. Практика является важным звеном в системе высшего образования и предоставляет возможность овладения студентами способами решения поставленных научно-исследовательских задач в области начального образования, проверки собственного потенциала в ведении самостоятельного научного поиска. Прохождение практики способствует формированию готовности проектировать и осуществлять в своей работе новое содержание учебных программ, реализовывать современные образовательные технологии, самостоятельно формулировать и осуществлять поиск решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности. В конечном счете обеспечивается становление научно-исследовательского, инновационного мышления и творческого потенциала студентов, появления у них конкретного представления об основных профессиональных задачах. Организация практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами широкого спектра видов профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника, в том числе к научно-исследовательской деятельности.

Список литературы:
1. Дзидзоева С.М. Педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций студентов: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Дзидзоева София Муратовна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2009.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/2100
2. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю., Балакина Л.Л. Формирование профессионально-педагогической компетент-ности студентов педагогического вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поко-ления // Фундаментальные исследования. 2011. № 3. – С. 110-113.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf

Сутягина Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности и специфика организации учебной практики, являющейся частью производственно-практической подготовки бакалавров педагогического образования. Определяется значение учебной практики к системе непрерывного образования и подготовки студентов, проблемы, с которыми сталкивается студент и задачи, которые необходимо решить в ходе прохождения практики. Освоение новых видов деятельности, форм взаимодействия, методик работы, овладение профессиональными компетенциями. Дается описание этапов организации и подготовки студентов к учебной практике. Характеризуются виды деятельности, в ходе которых происходит формирование профессиональных компетенций. Определяется перечень отчетной документации, которая демонстрирует уровень освоения профессиональными знаниями, умениями и компетенциями.

Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, учебная практика, роль учебной практики в подготовке бакалавров.

Учебная практика студентов является ключевой составляющей частью непрерывной практики будущих бакалавров. На данной практике студент впервые самостоятельно реализует социально-педагогическую деятельность, несет ответственность не только за собственные действия и поступки, но и за жизнедеятельность временного детского объединения, а также каждого ребенка.

Учебная практика в загородных детских оздоровительных лагерях и лагерях с дневным пребыванием детей - это активная относительно самостоятельная форма подготовки бакалавров, в ходе которой они опираются на индивидуальные педагогические маршруты и траектории, позволяющие практически оценить свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные в аудиторных условиях.

Практика ориентирует бакалавров на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних противоречий, способствуя активизации их внутренних ресурсов, личностных потенциалов в формировании профессиональной позиции.

Характерной особенностью данной практики является продвижение студента к осознанию собственной педагогической позиции, оформление профессионального мастерства студента. Учебная практика способствует повышению ответственности за проведенную работу, развитию коммуникативных и организаторских способностей, созданию условий для проведения курсовых и выпускных квалификационных исследований, ориентации в выборе будущего места работы.

Учебная практика бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» является обязательным видом учебно-воспитательной работы и организуется в соответствии с учебным планом и программой.

Целью практики является совершенствование освоенных педагогических знаний и умений студентов в условиях загородных оздоровительных летних лагерей и лагерей с дневным пребыванием детей, приобретение профессионального педагогического опыта, необходимого для дальнейшего самосовершенствования, а также оценка адекватности выбранной профессии.

На данной практике студенты выступают в качестве педагогов-организаторов (вожатых) временного детского коллектива в загородных детских оздоровительных центрах или лагерях с дневным пребыванием детей.

Базами для прохождения практики традиционно являются загородные детские центры и образовательные учреждения Костромской, Ярославской и Московской областей. Для прохождения практики студенты должны владеть знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, специфики воспитательной работы с детьми, особенностей формирования коллектива. Они должны быть готовы к взаимодействию с детьми и взрослыми, планированию и проведению различных форм воспитательных мероприятий.

Разработка, апробация и внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в систему начального общего образования повлекли за собой изменения и совершенствование образовательного процесса высшей школы. Содержание и структура учебной практики должны основываться на компетентностном и деятель-ностном подходах. В соответствии с компетент-ностным подходом подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Начальное образование» учебная практика направлена на формирование следующих компетенций: готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); способность применять современные ме-

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Сутягина Т.В., 2016

Место и роль учебной практики в современной профессиональной подготовке бакалавров..

тоды диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7); умение разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8).

Обязательным этапом подготовительной работы со студентами до выхода на практику является проведение установочной конференции, где определяются цели, задачи и основные результаты прохождения практики.

При подготовке к практике студентов в Институте педагогики и психологии применяются разнообразные формы работы в рамках «Школы профессионального вожатого»: лекции, практические занятия, практикумы, мастер-классы, также активная подготовка ведется в рамках практических и лабораторных занятий по дисциплине «Методика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста». Результатом подготовительной работы является итоговое собеседование, подготовка личностного творческого портфолио, которое содержит предварительно подготовленные и оформленные методические разработки мероприятий, отрядных дел, игротеку, элементы творческих и художественных замыслов работы с детьми.

Студентам в процессе прохождения практики необходимо определить особенности воспитательной работы с определенной категорией детей и подростков. Способствовать формированию и развитию внутриколлективных отношений в группе, отряде.

Сформированность компетенций студентами демонстрируется через следующие виды деятельности:

Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7), организация и осуществление групповых форм работы с коллегами, руководителями практики и оздоровительных центров (общелагерные мероприятия, порученные заместителем директора учреждения, организация групповой воспитательной работы, проведение индивидуальных и групповых бесед, оказание помощи и поддержки воспитанникам адаптироваться в условиях учреждения, организации и т.д.).

Способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3). Определение цели и задачи проведения ди-

агностики детского коллектива и личностных способностей каждого ребенка, проведение различных видов и форм диагностических мероприятий: «социометрия», самоаттестация, анкетирование, наблюдение и индивидуальные беседы. Перечень использованных диагностик студенты представляют в отчетной документации.

Умение разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8). Разработка, в ходе практики, и реализация досуговых, развивающих и учебных программ. В отчетной документации должны содержаться методические разработки, которые представляют собой совокупность методических материалов, определяющих содержание, порядок и методы проведения мероприятий по теме или отдельным вопросам.

4) умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13). Ознакомление с нормативно-правовой базой учреждения, и использование нормативно-правовых документов для решения возникающих педагогических задач.

На различных этапах развития временного детского объединения студенты активно используют весь педагогический инструментарий воспитательной и образовательной деятельности. По итогам практики они предоставляют итоговую отчетную документацию, которая демонстрирует овладение студентами базовыми и сопутствующими компетенциями. Это отражено в следующих видах отчетной документации: характеристике о педагогической деятельности студента с места прохождения практики, составленная руководителем базы практики; дневнике организатора летнего отдыха, включающего психолого-педагогическую характеристику коллектива; методической разработке одной из форм воспитательной работы (воспитательные и организационно-педагогические цели; план подготовки, план проведения, педагогический анализ); отчет, в котором продемонстрированы умения анализировать, как собственную деятельность, так и процессы, проходившие во временном детском коллективе и лагере, определять особенности работы с детским временным коллективом и индивидуальной воспитательной работой.

На заключительной итоговой конференции студенты представляют отчеты-презентации о работе, делятся впечатлениями, обсуждают результаты практики, отмечают достоинства и неточности в собственной практической деятельности. Общая оценка деятельности студента состоит из следующих составляющих:

Надлежащая подготовка отчетной документации (своевременность выполнения всех запланированных мероприятий, аккуратность, логичность, грамотность);

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

Деятельность студента в течение практики (самостоятельность, инициативность, активность и др.);

Участие в «Фестивале лета», где студенты демонстрируют полученный опыт, знания, умения и сформированные компетенции (участие в конкурсной программе для студентов-практикантов, подготовка площадки о деятельности лагеря, участие в мастер-классах для студентов младших курсов).

По результатам работы студентов можно отметить, что у большинства студентов в результате уже сформированы умения взаимодействовать с детьми и организовывать коллективную деятельность временного коллектива, умение строить работу временного коллектива с учетом возрастных

и индивидуальных особенностей детей, педагогической системы ЗДОЦ.

Библиографический список

1. Карпова Е.М. Роль учебной практики в процессе профессионального становления студента-бакалавра по направлению психолого-педагогического направления // Педагогические чтения в ННГУ: сб. науч. статей / отв. ред. И.В. Фролов. -Нижний Новгород; Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. - 869 с.

2. Петрова М.С., Сомкина М.А. Опыт подготовки педагогов-организаторов профильных площадок // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 3. -С. 155-157.

УДК 316 ; 378

Кошлаков Дмитрий Михайлович Ноздрина Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент Брянский государственный технический университет [email protected], [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНТОВ-СОЦИОЛОГОВ (на примере выпускников Брянского государственного технического университета)

Исследуются профессиональные интересы студентов-социологов. Рассматриваются факторы, влияющие на принятие студентами решения о теме своей дипломной работы. Предлагается социологический подход к анализу межотраслевых связей в тематике дипломных работ студентов. Отмечается, что в современном социально-гуманитарном знании наблюдается «сетевой поворот», который представляет собой существенное повышение исследовательского интереса к сетевой проблематике и сетевым эффектам.

Ключевые слова: граф межотраслевых связей; дипломная работа; преподавание социологии; профессиональные интересы; социология; студенты.

В Брянском государственном техническом университете (БГТУ) с 2008 г. накопился определенный опыт подготовки социологов, сложились некоторые традиции. Появилась определенная информация, которая нуждается в анализе и обобщении. Представляет актуальность проблема профессиональных интересов студентов-социологов, проявляемых ими в процессе подготовки дипломных (выпускных квалификационных) работ.

Мы исходим из достаточно общего предположения о том, что у каждого студента есть свои интересы в той профессиональной области, к деятельности в которой его готовят. Исходя из этих интересов, студент определяет тему своей дипломной работы. Естественно, что студент может руководствоваться и иными мотивами при выборе темы дипломной работы, например, представлениями о простоте той или иной отрасли социологии. Кроме того, на выбор темы диплома существенное влияние оказывают избранный научный руководитель, преподаватели, одногруппники, наличие доступа или возможность получения доступа к той

или иной социальной информации, место работы дипломанта (при наличии). Количество этих факторов можно увеличить. Однако исходим и будем исходить из того, что в теме дипломной разработки, так или иначе, находят свое отражение профессиональные интересы дипломантов. Практика и анализ показывают, что в какой-то части случаев подобное предположение согласуется с действительностью.

В любом случае дипломная работа (тем более по социологии, т.е. науке, находящейся в поле сильного притяжения естественного, социального и гуманитарного знания одновременно) принадлежит к так называемой учебно-исследовательской (учебно-научной) деятельности студента. Как следствие, это предполагает проявление дипломантом творческих наклонностей, склонностей к научно-исследовательской и аналитической деятельности, его профессиональных интересов. Важность изучения последних обусловлена тем, что профессиональные интересы студентов оказывают непосредственное влияние на качество учебного процесса, его глубину и плодотворность .

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Кошлаков Д.М., Ноздрина Н.А., 2016

Министерство образования и науки Российской Федерации

Рубцовский индустриальный институт

(филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Т.А. Убогова, А.В. Шашок

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

направления 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»

Рубцовск 2014

УДК 621.311.1 (075.5)

Ж.В. Симсиве, Т.А. Убогова, А.В. Шашок. Программа производственной практики направления 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск: РИО, 2014.- 15 с.

Приведены программа производственной практики, задание, календарный план, методические указания по оформлению отчета. Для студентов 2 курса обучающихся по направлению 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»

Программа производственной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ТиТМиПП РИИ АлтГТУ

Протокол № 7 от 5 09.2014 г.

Резензент:

профессор кафедры НТС

к.т.н., профессор

А.Н. Площаднов

1 Общие положения. 4

1.1 Роль и значение производственной практики в подготовке бакалавров 4

1.2 Цели и задачи производственной практики. 4

1.3 Сроки проведения производственной практики. 5

1.5 Требования к знаниям умениям и навыкам, которые должны быть получены или закреплены.. 6

2 Задание производственной практики и календарный план его выполнения 9

3.1 Характеристика заданий и методические рекомендации по их выполнению 10

3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики 10

4. Требования к отчету студента о практике. 11

5. Обязанности студента-практиканта. 12

Форма листа задания. 13

Календарный план практики. 14

Форма титульного листа отчета о практике. 15

Общие положения

Роль и значение производственной практики в подготовке бакалавров

Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО), обеспечивающей закрепление студентами получаемых теоретических знаний, а также получение практических умений и/или навыков непосредственно на машиностроительных предприятиях. В процессе прохождения производственной практики студенты знакомятся с основными принципами функционирования машиностроительных предприятий и их отдельных подразделений. Кроме того в процессе прохождения производственной практики студент собирает материал для выполнения курсовых проектов и работ по дисциплинам профессионального цикла.

Современная Программа реализации приоритетных направлений Российского образования строится на новых тенденциях в выборе направлений подготовки кадров, обеспечивающих тесное взаимодействие теоретического и практического обучения в условиях непосредственного взаимодействия с работодателем. Необходимо учитывать направления и требования современного образовательного процесса, проекты государственных образовательных стандартов третьего поколения, разрабатывать эффективные подходы в обучении, профессиональной подготовке, организации учебно-производственной практики будущихэкономистов.

В связи с этим, производственное обучение является одной из важнейших составляющих подготовки бакалавров экономики, единым и самостоятельным видом учебного процесса. Основное назначение практической подготовки будущих специалистов применение в реальных производственных условиях знаний, умений и навыков полученных при изучении различных дисциплин.

Требования к содержанию практик базируются на федеральном государственном образовательном стандарте, учебном плане специальности, а также соответствуют актуальным потребностям действующих хозяйствующих субъектов сферы сервиса.

К задачам практической подготовки относятся:

Углубление и закрепление теоретических знаний студентов на практике;

Формирование и развитие у будущих экономистов профессиональных практических умений;

Определение профессиональной пригодности и готовности к выполнению различных видов деятельности в соответствии с избранной профессией;

Формирование интереса и мотивации к конкретной профессиональной деятельности;

Изучение передового и инновационного опыта экономической деятельности.

Принципы практической подготовки представляют собой взаимосвязи и взаимодополняемости теоретического обучения и практики, практического обучения и практики; профессионального самоопределения, а также диверсификации практического обучения.

Между отдельными видами практик соблюдается преемственность, что достигается соответствующим построением программ практик и последовательным закреплением теоретических знаний в процессе прохождения практики. Продолжительность всех видов практик и сроки их проведения устанавливаются Рабочими Учебными планами студентов направления 080100.62 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций» и профиль «Экономика труда».

  1. Общие положения

    1. Значение практики как части учебного процесса

Прохождение практики открывает серию особо важных видов подготовки специалистов направления подготовки 080100.62 «Экономика», предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом.

Так как практика для студентов высших учебных заведений является важнейшей частью учебного процесса при подготовке бакалавров и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению профессии, углубленному закреплению теоретических знаний, развитию профессиональных и творческих исполнительских навыков на каждом этапе обучения.

Значение прохождения практической подготовки состоит в том, что она является инструментом проверки подготовки студентов к самостоятельной работе, а также важной формой развития профессиональных навыков.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ КАК АКТИВНОГО МЕТОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Рязанцева Маргарита Васильевна 1 , Субочева Алла Олеговна 2
1 Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат технических наук, доцент кафедры "Управление персоналом"
2 Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, зам. зав. кафедрой "Управление персоналом"


Аннотация
В настоящее время в рамках образовательного процесса ВУЗа используются разнообразные средства, направленные на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор студентов. По мнению авторов статьи, одним из важных инструментов, влияющим на профессиональное самоопределение студентов оказывает и учебная практика. В данной статье представлены результаты социологического исследования влияния учебной практики на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор в двух московских ВУЗах.

THE STUDY OF THE ROLE OF EDUCATIONAL PRACTICE AS AN ACTIVE METHOD OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Ryazantseva Margarita Vasilevna 1 , Subocheva Alla Olegovna 2
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor of Department "Personnel Management"
2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor, Deputy head of Department "Personnel Management"


Abstract
Currently, within the educational process of the University uses a variety of tools aimed at professional identity and professional students" choice. According to the authors, educational practice an important tool that affect professional self-determination of students and provides. This article presents the results of a sociological study of the effect of training practices on professional identity and professional choice in two Moscow Universities.

Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В., Субочева А.О. Исследование роли учебной практики как активного метода профессионального самоопределения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

В современном образовании понятие профессиональное самоопределения студента является одним из основополагающих и оказывает влияние на стратегию развития современного ВУЗа, на содержание и направленность профессиональных программ, подбор преподавателей, содержание внеаудиторной и научной работы. Но в большей степени конечно профессиональное самоопределение важно для самого студента как будущего специалиста.

Говоря о профессиональном самоопределении важно разделять понятия «профессиональный выбор» и «профессиональное самоопределение». Профессиональный выбор представляет собой решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу человека, которое может быть осуществлено даже и без учета его отдаленных последствий. В этом случае выбор профессии (как достаточно конкретный жизненный план) не будет опосредован отдаленными жизненными целями .

Выбор будущей профессии является одним из самых главных моментов в жизни молодежи. Этот выбор индивидуален. Являясь частью личностного самоопределения, он имеет большое значение для будущего специалиста как в социальном, так и в личностном плане. Выбор профессии – это главная социальная задача юношеского возраста.

Профессиональное самоопределение ряд исследователей рассматривают как процесс, который охватывает практически весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности .

В динамике развития профессионального самоопределения, связанной с возрастными периодами, многими исследователями выделяются различные этапы: 1) дошкольного и школьного развития, выбора профессии (проектирования профессионального старта и жизненного пути); 2) период профессиональной подготовки и период дальнейшего становления профессионала.

Первый этап по профессиональному самоопределению человека начинается ещё в школе, когда перед учащимся старших классов встает выбор продолжения обучения: в школе, затем – в высшем учебном заведении или в среднем специальном учебном заведении, одновременно получая среднее и профессиональное образование. Процесс выбора профессии – сложный процесс, который подвержен влиянию множества факторов, таких как интересы человека, родители, учебное заведение, СМИ и др. По мнению ряда исследователей, решающее воздействие на принятие решения в данной сфере оказывает социальная среда. Существующие в данной области исследования свидетельствуют, что около 52% опрашиваемых школьников отвечают, что на их выбор повлияли родители и родственники, около 14% – «советы друзей», 11% – профориентация в школе .

Способствовать выбору профессии в настоящее время может новый просветительско-образовательный проект Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы» для школьников, студентов и взрослых, который начался в Москве в сентябре 2013 года. В его рамках заявлено более 300 мероприятий, проводимых вузами, музеями, историко-культурными комплексами Москвы (лекции, семинары и мастер-классы, экскурсии, которые проводятся не только по субботам, но и в будние дни), каждое из направлено на оказание помощи молодежи в выборе будущей профессии. В проекте есть программы, рассчитанные на дошкольников и учащихся младших классов, предусмотрены разные формы посещения: индивидуальные, групповые и семейные. Общедоступный характер проекта, заключающийся в том, что учащиеся школ, колледжей, вузов могут посетить все организуемые мероприятия, будет способствовать широкому охвату аудитории .

Второй этап профессионального самоопределения происходит уже в процессе обучения в учебном заведении высшего или среднего профессионального образования. В этот период происходит усвоение обучающимся системы основных концептуальных и ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладение профессиональными компетенциями, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, развиваются профессионально важные личные качества, оценивается профессиональная пригодность. Именно в этот период молодые люди оценивают правильность собственного профессионального самоопределения. Здесь уже многое зависит от политики, проводимой в отношении будущей профессии и дальнейшего трудоустройства выпускника того или иного направления подготовки (специальности). Для студентов старших курсов (особенно – для выпускного курса) в этот период остро встает вопрос о выборе конкретного места работы, оценки своей специальности не столько с позиций своих личных склонностей, способностей и интересов, а и с точки зрения ее актуальности и востребованности на рынке труда.

Однако в образовательной политике вуза и в организации учебного процесса не всегда учитывается необходимость подготовки выпускников к трудоустройству после обучения. После 1993 г. обязательное распределение выпускников вузами России не осуществляется. Тем не менее, во многих вузах созданы подразделения, отвечающие за трудоустройство своих выпускников.

По нашему мнению, в учебных заведениях очень важно использовать активные методы профессионального самоопределения , такие как научно-практические студенческие конференции, «Дни карьеры», учебные практики и др. Под учебными практиками в данной статье понимаются все виды практик, проводимые вузом в процессе обучения студентов, в том числе производственная и преддипломная. Учебная практика играет значимую роль в профессиональном становлении будущего молодого специалиста. Каждый вид учебной практики направлен на обогащение знаний студентов профессиональным опытом; способствует формированию самостоятельной творческой личности, сознательно стремящейся к профессиональному самосовершенствованию, видящей смысл и общественную значимость результативности своей деятельности. В процессе учебной практики от студента требуется профессиональная мобильность, т. е. быстрая социально-психологическая и информационная адаптация к новым для него условиям и развитие его способности к самообучению (адаптация на рабочем месте). Помимо саморазвития студентов на новом рабочем месте на их профессиональное самоопределение влияет база практики – организация-работодатель в лице ее руководителей и линейного персонала, занятых в процессе прохождения практики студентами-практикантами. Важно, чтобы цели практики, поставленные перед студентом-практикантом, совпадали с целями руководителей практики от организации.

Проблема влияния прохождения учебной практики на профессиональное самоопределение студентов является недостаточно изученной, но в условиях модернизации системы профессионального образования и новой ее стратегии является очень актуальной.

Основные вопросы, которые мы хотели прояснить в ходе исследования, заключались в следующем.

  1. Каким образом студенты оценивают полезность практического опыта, получаемого ими в процессе прохождения учебной практики?
  2. Оказывает ли прохождение практики существенное влияние на изменение профессионального выбора студентов?
  3. Насколько сформировалось чувство профессиональной принадлежности у студентов, прошедших практику?

Исследование проводилось методом анкетного опроса. В опросе приняли участие 124 студента двух московских ВУЗов: Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет) и Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК). Профиль респондентов более подробно представлен в таблице 1. Результаты опроса обрабатывались с помощью программы SPPS.

Таблица 1 – Профиль респондентов (n=108 чел.)

Была изучена структура мест прохождения практики: 96,7% из опрошенных студентов проходили практику, причем только 30,6% опрошенных проходили практику в коммерческих организациях, 67,7% – в бюджетных организациях и на госслужбе. Вместе с тем, в будущем 56% студентов хотели бы проходить практику в коммерческих организациях.Абсолютное большинство студентов указали на самостоятельность выбора будущей профессии (79%) при поступлении в ВУЗ.

85,2% указали на положительную роль прохождения практики в процессе профессионального самоопределения (или оценили полезность прохождения практики).

В ходе исследования было изучено мнение студентов об уровне организации и содержании практики: 77% студентов положительно оценили уровень организации практики, понравилось содержание практики 67,2% опрошенных.

Как показало исследование, более половины опрошенных студентов (58%) в процессе прохождения практики не изменили своего отношения к выбранной профессии. Анализ показал низкий уровень корреляции между изменением отношения к выбранной профессии после прохождения практики с уровнем организации практики (значение коэффициента Спирмена – 0,278) и содержанием практики (значение коэффициента Спирмана – 0,264) (таблица 2).

Таблица 2 – Непараметрическая матрица корреляции изменения отношения к выбранной профессии с уровнем организации и содержанием практики

Показатель

Изменение отношения к выбранной профессии

Отношение к уровню организации практики

Отношение к содержанию практики

1 Изменение отношения к выбранной профессии
2 Отношение к уровню организации практики
3 Отношение к содержанию практики

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что профессиональный выбор формируется в основном до поступления в ВУЗ. Именно по этой причине прохождение практики не оказывает решающего фактора на изменение отношения к выбранной профессии.

Одной из позитивных тенденций, выявленной в ходе опроса, является желание большинства студентов (60,7%) работать после окончания ВУЗа по выбранной специальности и их стремление стать профессионалами в своей области, причем 54,7% опрошенных хотели бы работать в коммерческой организации, а 21,3% – планируют открыть собственное дело.

Вместе с тем 13,1% опрошенных студентов работать по полученной специальности в будущем не собираются, а 26,2% – пока находятся процессе самоопределения.

16,7% опрошенных студентов совмещают учебу с работой, что является одной из часто встречающейся причиной пропуска учебных занятий.

В целом можно отметить положительное влияние учебной практики на профессиональное самоопределение студентов, но не решающее, поскольку свой профессиональный выбор был ими сделан до поступления в учебное заведение. Большинство студентов, прошедших учебную практику в организации, положительно оценивают полученный производственный опыт, что влияет на их мотивацию в дальнейшем освоении профессиональных основ. Многие студенты отмечают полезность учебной практики с точки зрения получения и развития профессиональных навыков. Кроме этого, учебная практика положительно влияет на информированность студентов о будущей профессиональной деятельности, формирует чувство принадлежности к профессиональному сообществу, способствует осознанию трудностей будущей профессиональной деятельности, развивает профессиональные компетенции.

Количество просмотров публикации: Please wait

error: