Работа психологической службы с преподавателями и студентами. Теоретические основы организации и функционирования психологической службы в вузе


Психологические исследования

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ВУЗЕ

Набатникова Л. П.,

МГПУ, Москва

В статье рассматриваются проблемы психологического консультирования, его позиция и роль в системе психологической службы вуза. Раскрываются системно обусловленные содержательные аспекты студенческих запросов, излагаются возможности приобретения студентом личностно значимого опыта решения психологических проблем посредством психологического консультирования.

Ключевые слова: системный подход, система, контекст социальной среды, психологическая помощь, психологический запрос.

PSYCHOLOGICAL COUNSELING IN THE SYSTEM OF THE PSYCHOLOGICAL SUPPORT SERVICE AT THE INSTITUTE OF A HIGHER EDUCATION

Nabatnikova L.P.,

MCPU, Moscow

The article describes the problems of psychological counseling, its position and a role in a system of a psychological service of a higher education. The system-conditioning substantial aspects of student"s inquiries are disclosed, the students’ possibilities in getting personal experience in a process of solving of psychological problems by means of psychological counseling are stated

Key words : systems approach, system, context of the social environment, the psychological support, psychological inquiry.

Психологическая служба вуза: становление и развитие

Системный подход предлагает изучать человека как «элемента» различных систем, в которых он приобретает и затем выражает присущие этим системам свойства. Идея системности присутствует в исследованиях В. И. Вернадского, который отстаивал представление о необходимости перехода от одностороннего анализа свойств человека к изучению воздействий тех систем, в которых осуществляется его жизнь. Особое значение придается совокупности социальных системных качеств, которые приобретаются как результат жизни в обществе и его подсистемах - семье, этнических общностях, студенческих группах, образовательных учреждениях. В практике психологического консультирования системное видение человека открывает путь к использованию адекватных личностно ориентированных технологий оказания психологической помощи.

Первоначально служба психологической помощи в вузах Российской федерации появляется в конце 70-х годов прошлого века в связи с задачей снижения уровня тревожности студентов перед сессией. В начале 90-х годов в университетах возникает практика индивидуального психологического консультирования. В Кемеровском университете за период 1992-1994 г. к психологу обратилось 280 студентов 1 и 2 курсов.

Исходя из результатов деятельности психологической службы Кемеровского университета формулируются условия ее успешного функционирования: необходимость создания единой концептуальной модели деятельности службы, единой нормативно-правовой базы; определение роли службы в воспитательно-образовательной системе вуза; организация методического центра, направляющего, координирующего и контролирующего работу психологических служб вуза. Поддержка становления и развития личности студента принято как основное положение в деятельности службы. В связи с этим определяется позиция психологической службы и ее задачи:

Организация деятельности психологической службы, исходя из личностно-развивающей концепции образования, как наиболее соответствующей требованиям и условиям эффективности высшего образования;

Создание условий, обеспечивающих психологическую поддержку развитию, саморазвитию и самореализации личности студента;

Создание условий, способствующих оптимизации подготовки будущего специалиста и гражданина;

Расширение и усложнение задач деятельности вузовской психологической службы.

Исходя из поставленных задач, разрабатывается педагогическая модель деятельности психологической службы, которая включает: принципы организации и условия деятельности, обеспечивающие ее эффективность, компоненты системы психолого-педагогической поддержки (цели, функции, этапы, формы, методы, направления деятельности, критерии) и их содержательное наполнение.

Реализация модели психологической службы обеспечила следующие результаты:

Формирование у студентов вуза активной позиции в решении проблем личностного становления и развития;

Преемственность и взаимообусловленность профессионально-личностного потенциала студентов на последовательных этапах непрерывного образования (школа, вуз, производственная адаптация), организующим элементом которого выступает вузовский этап;

Интеграцию субъектов воспитательно-образовательной среды вуза (психологи, педагоги, медицинские работники и др.).

Вопросы организации и функционирования психологической службы специально разрабатывались в Новосибирском электротехническом институте (НЭТИ) в 90-е гг. Внедрялся вариант службы, предусматривающий наличие центральной группы психологов, ориентированной на перспективные исследования и выбор практических форм психологической помощи наряду с введением психологов в деканаты двух факультетов. Факультетские психологи осуществляли связь между основной группой и факультетом. Изучение специфики факультета, определение объема необходимого вмешательства психологов, информирование и консультирование декана становится областью компетенции психолога факультета. Результаты показали эффективность предложенной модели психологической помощи студентам. Учитывая региональные особенности и недостаточное количество профессиональных психологов, психологическая служба специально разрабатывает и реализует программу переподготовки преподавателей, имеющих склонность и интерес к практической психологии. Так были организованы временные коллективы преподавателей в целях реализации некоторых задач службы и при ее непосредственном руководстве, обеспечивающим качество оказания психологической помощи.

Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе как направление деятельности психологической службы развивается на основе изучения свойств нервной системы, интеллектуальных, эмоционально-волевых особенностей 500 студентов 1-го курса и 100 отчисленных студентов. Методологической основой исследования становится принцип системности, утверждающий необходимость рассматривать человека как сложную многоуровневую систему. В процессе исследовательской работы были выявлены факторы, влияющие на процесс адаптации студентов: сила нервной системы, уровень развития образного мышления, степень эмоциональной устойчивости, социометрическая позиция в студенческой группе. Неблагоприятное сочетание указанных факторов создает значительные трудности в адаптации студентов. На основании проведенных исследований разработаны формы работы, направленные на совершенствование механизмов адаптации:

1. Психодиагностическое обследование студентов 1 курса по программе изучения характеристик, оказывающих наибольшее влияние на процесс адаптации к условиям вуза.

2. Индивидуальные психологические консультации для студентов, испытывающих трудности в процессе адаптации.

3. Групповые психологические консультации с использованием социально-психологического тренинга, направленного на развитие навыков общения и повышения сплоченности студенческой группы.

4. Социометрическое исследование структуры студенческих групп для выявления неформальных лидеров и отвергаемых членов группы.

5. Моделирование экзаменационных ситуаций и аутогенная тренировка для студентов с низким уровнем эмоционально-волевой регуляции.

6. Лекционные занятия по проблемам психологии личности и психологии студенческих групп для преподавателей вуза и кураторов.

Эффективность деятельности психологической службы подтверждена методом сравнения количественных показателей адаптации студентов к обучению в вузе в контрольных и экспериментальных группах. Установлено существенное влияние применяемых форм психологической помощи на результаты учебно-профессиональной деятельности студентов.

Отличительной особенностью психологической службы в НЭТИ становится ориентированность на результаты экспериментальных исследований с целью дальнейшего применения адекватных форм психологической помощи студентам.

Предложен удачный проект, в котором осуществлен комплексный подход к организации психологической службы вуза. Психологическая служба имеет следующую структуру:

1. Координационно-структурный отдел для общего руководства и методического обеспечения работы службы. Задачи отдела состоят в оказании методической помощи, консультировании сотрудников, преподавателей, руководителей подразделений вуза.

2.Лекционно-пропагандистский отдел по формированию психологических знаний, необходимых для учебно-педагогической и научной работы.

3. Отдел психологического обеспечения учебной деятельности, осуществляющий связь с кафедрами психологии и педагогики и выпускающими кафедрами всех факультетов вуза с целью адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности, прогнозирования успеваемости и снижения отсева студентов, совершенствования студенческого самоуправления.

4.Отдел работы с преподавателями и сотрудниками вуза. Задачи отдела состоят в психологическом обеспечении управленческих решений, повышении эффективности учебно-воспитательной работы и повышении уровня психологической компетентности преподавателей и сотрудников вуза.

5. Рекреационный отдел психологической службы обеспечивает совместно с кафедрой физического воспитания, студенческим клубом комплекс восстановительных мероприятий, направленных на оптимизацию функционального состояния организма.

Психологическая служба НЭТИ в 90-е годы формируется и функционирует как структурное подразделение ректората и ее деятельность гарантируется фиксированным статусом и полномочиями, высокой профессиональной квалификацией штатных психологов, а также четкой координацией с другими подразделениями вуза.

Деятельность психологической службы в вузах в конце 90-х годов и в начале текущего столетия направлена на развитие мотивации студентов вузов к овладению знаниями и профессией. Это направление службы развивается в частности в Невинномысском институте экономики, управления и права и к 2005г. становится там приоритетным.

Приблизительно в это же время появляется тенденция координации действий нескольких университетов для выделения наиболее актуальной проблемы студенчества, требующей всестороннего анализа и организации психологической помощи. Проект «Психологическая служба в ВУЗах» создается университетами гг. Казани, Набережных Челнов и Чистополя в 2008г. с целью профилактики наркотизации студенческой молодежи и преодоления социально-негативных явлений в студенческой среде.

В настоящее время психологическая помощь получает признание и развивается в университетах России. Цели службы психологической помощи постепенно расширяются, они направлены на создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения в вузе; укрепление психического здоровья студентов; помощь в развитии личностного потенциала студентов, оказание психологической поддержки в затруднительных личных ситуациях.

Работа службы психологической помощи активно ведется в различных формах в Университете им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. Широко используется очное и дистанционное консультирование, психологические тренинги, релаксационные оздоровительные программы, сопровождение адаптации студентов (в том числе иностранных) к условиям обучения в вузе. В процессе очных консультаций определены основные проблемы студентов; самопознание, трудности в общении, неуверенность и конфликтность, эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, одиночество, принятие решений. Психологические тренинги направлены на развитие личности студента и имеют следующие формы: коммуникативный тренинг, тренинг саморегуляции, тренинг разрешения конфликтов, а также адаптационные тренинги межкультурной коммуникации. Консультирование по вопросам профессионального становления и карьерного роста является самостоятельным направлением. Контроль состояния социально-психологического климата осуществляется с определенной периодичностью посредством анкетирования студентов. Следует отметить как особенность использование натуртерапии и аппаратуры в ходе реализации релаксационных программ. Таким образом, в университете определены направления, найдены формы работы психологической службы в соответствии с целями создания благоприятных социально-психологических условий для обучения в вузе; укрепления психического здоровья студентов; раскрытия личностного потенциала и самореализации студентов; оказания психологической помощи в условиях жизненных затруднений.

Полезный опыт психологического сопровождения всех субъектов образовательного процесса имеет МГГУ им. М. А. Шолохова в Москве. Служба создана для студентов заочной формы обучения с целью психологического просвещения, предупреждения дезадаптации, выявления трудностей на всех этапах обучения, содействия развитию личности студента.

Университеты разрабатывают концепции психологической службы.

Сибирская академия финансов и банковского дела ориентирует деятельность службы на координацию научного и практического аспектов для решения задач формирования у студентов мотивации к профессиональной деятельности, обучения стратегиям успеха, развития у студентов коммуникативной компетенции.

За рубежом в университетах Бельгии работа со студентами-инвалидами и их родителями является приоритетным направлением деятельности службы психологической помощи. Индивидуальное консультирование в рамках конкретной научной парадигмы традиционно присутствует в университетах Германии, обеспечивая позитивную связь личности с окружающим миром.

Структура психологической службы вуза, функции и задачи

В условиях экономических, политических и социокультурных преобразований наиболее востребованной становится готовность молодежи к интеграции в жизнь общества в качестве субъекта, достигшего профессиональной и личностной зрелости и готовности к преодолению тех социальных вызовов, которые предстоит пережить России в эпоху глобализации. Внешние факторы, отражающие сложные экономические и политические условия должны быть осознаны, структурированы и приняты молодым человеком. На основе субъективной картины мира осуществляется регуляция своего поведения и деятельности. Активная творческая адаптация к окружающей среде - это эффективное средство, помогающее молодому человеку освоить содержание и принять форму профессиональной подготовки в вузе, сохранить устойчивость в кризисных ситуациях, справляться с различными стрессовыми обстоятельствами жизни.

В сложившихся условиях актуальность формирования новой парадигмы и концепции оказания психологической помощи приобретает важное практическое значение.

В вузе исключительное значение имеет сопровождение профессиональной карьеры студентов, развитие человеческих ресурсов как потенциала национальной экономики. Психологическое обеспечение образования реализуется посредством современных наукоемких развивающих технологий сопровождения студента. Психологическое сопровождение выполняет функцию ответственного введения студента в социальные институты общества. При этом происходит интеграция в образовательном пространстве вуза линий культурного, профессионального и личностного развития.

Психологическая служба является составной частью системы психологического сопровождения образования в г. Москве как условия формирования и развития человеческого ресурса столичного региона, повышения психологической безопасности граждан, психологической подготовки кадров для системы образования и социальной сферы города.

Положение о Психологической службе поддержки студентов ГОУ ВПО МГПУ, существующее с 2009 года, послужило основанием для организации соответствующей деятельности на базе Института психологии, социологии и социальных отношений как структурного подразделения ГОУ ВПО МГПУ.

Вся деятельность Службы направлена на оказание качественной и доступной психологической помощи студентам в решении социально-психологических проблем, возникающих у них в процессе обучения. Служба призвана обеспечить профилактику нарушений психического здоровья и содействовать развитию личности студентов в процессе их воспитания, обучения и социализации.

Служба объединяет действия специалистов в единую систему индивидуального динамического сопровождения становления личности студента на всех этапах его обучения в вузе. Деятельность Службы реализуется специалистами-психологами, прошедшими квалификационный отбор, имеющими навыки и мотивацию практической работы со студентами.

Психологическая служба представляет собой интегральное образование, в котором Е. С. Романова выделяет три аспекта :

Научный, ориентированный на изучение закономерностей психического развития и формирование личности с целью разработки методов профессионального применения знаний в практике;

Научно-методический, обеспечивающий процессы обучения и воспитания посредством участия психологов в разработке методических материалов;

Практический аспект, направленный на непосредственную работу с клиентами разного возраста и оказание помощи в решении жизненных проблем.

Единство трех аспектов образует предмет психологической службы. В современных условиях Е. С. Романова выделяет два направления деятельности психологической службы - актуальное и перспективное . Неразрывная связь двух направлений воплощается в задаче оказания помощи всем нуждающимся в ней.

Актуальное направление ориентировано на решение проблем, возникающих в обучении и воспитании подрастающих поколений, в общении, в становлении личности.

Перспективное направление ориентировано на развитие индивидуальности и формирование готовности человека участвовать в общественной жизни и созидательном труде. На первый план выдвигается задача формирования моральных ценностей, среди которых доминирует мотивация профессиональной деятельности и семейные ценности.

Основные направления деятельности Службы предусматривают различные виды психологической помощи.

Психологическая помощь может включать в себя:

Психологическое просвещение (формирование у студентов потребности в психологических знаниях в интересах личностного развития и для решения профессиональных задач);

Психопрофилактику (предупреждение симптомов дезадаптации студентов; психодиагностику (сообщение студенту объективной психологической информации на основе исследования его познавательных процессов или личностных особенностей);

Психологическую коррекцию (преодоление или компенсацию отклонений в личностном развитии студента);

Профессиональную ориентацию (обеспечение профессионального самоопределения и мотивационной направленности студента);

Психологическое консультирование (помощь студенту в самопознании, достижении адекватной самооценки и адаптации в жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации).

Среди различных видов психологической помощи психологическому консультированию отводится одно из ведущих мест.

Психологическое консультирование позволяет раскрыть индивидуальные возможности личности, обеспечивающие творческую адаптацию посредством нахождения и использования эффективного способа разрешения трудных жизненных ситуаций. Психологическое консультирование определяется как уникальное исследовательское явление, позволяющее раскрыть глубинные закономерности внутренней жизни человека и феномены его межличностного общения. Предметом психологического консультирования являются актуальные и потенциальные свойства психической реальности студента, способствующие нахождению новых возможностей решения возникших проблем.

Основной целью консультирования является обеспечение полноценного психического и личностного развития студентов в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.

В процессе консультирования должны быть решены следующие задачи:

1. Психологическая помощь студентам в сложных жизненных ситуациях.
2. Консультативно-диагностическая, психопрофилактическая помощь в условиях образовательного учреждения.
3. Психологическое сопровождение профессионального становления личности студента в вузе, содействие в адаптации первокурсников, формировании профессиональной направленности студентов в процессе обучения.
4. Помощь в формировании ответственности, коммуникабельности, психологической готовности к осуществлению личностного и социального выбора.
5. Содействие в поддержании благоприятного социально-психологического климата в группе, решении проблем межличностного общения.

Высшее профессиональное образование в соответствии с общественными потребностями времени должно предусматривать компетентность личности в профессии, а также в области нравственных и семейных ценностей. В процессе консультирования студент приобретает необходимые жизненные компетенции. Психологическое консультирование ориентировано на потребность студента в эмоциональной поддержке, формировании умения преодолевать трудности, реагировать на явления жизни адекватно и эффективно.

Психологические запросы студентов

Проблемное поле психологического консультирования студентов отражают запросы. Запросом называется просьба или жалоба клиента, содержащая формулирование трудностей, разрешение которых он ждет от психолога. Запросы студентов составляют содержание работы психолога-консультанта.

Макро-уровень, отражающий состояние макросоциальной среды, актуальные образовательные задачи, усвоение общественного опыта.

Мезо-уровень, отражающий требования к профессии, профессиональную пригодность и профессиональную компетентность.

Микро-уровень, объединяющий группу факторов; возрастные особенности студентов, феномены дружбы и любви, семья, брачно-семейный выбор.


Рис.1

Обусловленность запросов студентов уровнями социальной среды

Технологии деятельности по психологическому консультированию разрабатываются и подбираются на основе анализа жизненных трудностей, т.е. запросов, с которыми студент обращается к психологу-консультанту.

В практике работы со студентами встречаются следующие запросы:

1. Развитие когнитивных процессов. Возможности развития памяти и внимания интересуют студентов 1 и 2 курсов.

2. Мотивы учебно-профессиональной деятельности и образования:

2.1. Неопределенность профессиональных перспектив и карьерного роста.

2.2. Отсутствие желания выполнять домашние задания в полном объеме, симптом лености.

2.3. Мотивы учебно-профессиональной деятельности осознаются, но не становятся реально действующим фактором. Относительная успешность на занятиях в аудитории не поддерживается самостоятельной работой дома.

2.4. Уровень достижений в учебно-профессиональной деятельности студентов младших курсов. Несовпадение собственных ожиданий старательных студентов с оценкой преподавателя. Категория прилежных студентов, но не достигающих желаемой цели.

3. О помощи в саморазвитии:

3.1. Развитие коммуникативных умений.

3.2. Изменение самооценки.

4. О снятии симптома.

4.1. Стеснительность и неуверенность.

4.2. Переживания в связи со смертью родителей и близких.

4.3. Повышенная тревожность в связи с состоянием здоровья родителей.

4.4. Мнительность.

4.4. Раздражительность.

5.1. Переживание невозможности в полной мере соответствовать требованиям матери в ходе реализации хозяйственно-бытовой функции семьи.

5.2. Авторитарность родителей в сочетании с недоверием к практическим умениям дочерей и их компетентности в хозяйственно-бытовых вопросах. Высказывания матерей, в которых звучит преувеличение неуспеха действий дочери вплоть до отрицания личности.

5.3. Гиперконтроль родителей (матерей, которые воспитывают детей в неполной семье) к взрослым сыновьям. Жесткая регламентация поведения, времени, взаимоотношений.

5.4. Хронически неблагоприятная семейная среда. Безразличное отношение родителей к жизни и учебе взрослеющих детей.

5.5. Неспособность родителей сочувствовать детям. В трудных ситуациях студенты не обращаются за помощью к родителям, предпочитая поддержку сестер и братьев.

6. Брачно-семейные отношения студентов:

6.1. Нестабильность отношений в диаде.

6.2. Распад отношений в диаде как остро переживаемое событие, блокирующее мотивы учебной деятельности и приводящие к неуспеваемости.

6.3. Гармонизации отношений в молодой семье.

6.4. Трудности совместного проживания с родительской семьей.

6.5. Недостаточная готовность молодых людей к семейной жизни.

6.6. Психологическое сопровождение разводов (старшие курсы).

6.7. Несовпадение жизненных ценностей в диаде.

6.8. Манипулирование личностью в диаде.

6.9. Ревность к партнеру (в основном это ровесник) в диаде при совместном проживании. Проблема верности и сохранения постоянства в отношениях достаточно частое явление в диаде. При этом девушки стремятся ограничить сферу интересов партнеров, их общение с друзьями, применяют контроль, что в итоге разрушает хрупкую диаду.

6.10. Воспитание детей дошкольного возраста в молодой семье.

7. Структурирование личного времени.

В обобщенном виде структура студенческих запросов представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Запросы студентов по психологическому консультированию

Наименование запросов

% от общего количества

Эмоционально-волевая сфера

Общение

Самооценка

Организация времени

Мотивы учебной деятельности

Итого

Все технологии психологического консультирования опосредствованы совместной деятельностью студента и психолога. Диалогическая форма существования личности означает, что компетенции приобретаются только во взаимодействии, в диалоге с другими людьми. Отсюда диалогичность общения, присоединение к студенту, безоценочное отношение к нему определяют стиль взаимодействия на всех этапах осуществления психологической помощи.

Психологическое консультирование позволит: сформировать у студентов мотивацию к познанию и творчеству в учебно-профессиональной деятельности; преодолеть межличностные конфликты в семье и в студенческих группах; сформировать активные стратегии адаптации в вузе и в трудной жизненной ситуации; обеспечить профессиональную и личностную самореализацию; развить способность к сопереживанию другим людям.

Психологическое консультирование позволяет организовать вузовское образование как среду, растящую личность с компетенциями широкого жизненного порядка.

Перспективные задачи службы психологической помощи следующие:

Координация деятельности службы с запросами преподавателей факультетов;

Разработка программы взаимодействия с родителями и их консультирование;

Разработка программы помощи студенту в подготовке к собеседованию с потенциальным работодателем;

Создание специальных адаптационных программ психологического сопровождения для студентов 1 курса;

Создание программ развития внимания и памяти у студентов для использования в групповом консультировании;

Организация тренингов для старост студенческих групп, направленных на развитие лидерских качеств;

Развитие дистанционного консультирования, обеспечивающего привлечение студентов к консультированию;

Участие в межвузовских конференциях по проблеме организации и содержания деятельности службы психологической помощи.


Литература

1. Вернадский В. И. Сборник трудов «О Науке». Том 1, Дубна: «Феникс», 1997.

2. Набатникова Л. П. Формирование у студентов мотивации преодоления жизненных трудностей средствами психологического консультирования. Мотивация в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции. ГОУ ВПО МГПУ.- М.: МО Щелково, 2011.- С. 205-208.

3. Положение о Психологической службе поддержки студентов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет». - М., 2009.

4. Романова Е. С. Психодиагностика: Учебное пособие. - М.: «Питер», 2009. - 400с.

5. Романова Е. С. Работа психолога на телефоне доверия: Методическое пособие. - М.: 2001.- 67с.

6. Романова Е. С. Психологическая поддержка мотивации учащихся к обучению Мотивация в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции. ГОУ ВПО МГПУ.- М.: МО Щелково, 2011. - С. 9-14.

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

Е. КОПОСОВ, профессор,ректор В. БОБЫЛЕВ, профессор, первый проректор

В. КРУЧИНИН, профессор, руководитель психологической службы Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Психологическая служба в вузе призвана решать важнейшую задачу современного высшего образования - формирование социально-мобильной личности, способной к эффективной деятельности в условиях рыночных отношений. Она должна выступать как научно-методический и практический центр, обеспечивающий психологическое сопровождение развития конкурентоспособной личности студента в образовательной среде вуза. Значение психологической службы вуза следует оценивать не только исходя из широкой возможности применения психологических знаний на практике, но и с позиции получения новых знаний, способствующих обогащению психологической науки.

В процессе функционирования психологической службы интегрируются решения теоретических и практических задач: с одной стороны, осуществляется изучение и объяснение психических явлений,с другой - происходит развитие личности, оптимизация совместной деятельности и др.

Сотрудники психологической службы -это ведущие преподаватели и сотрудники ННГАСУ. Девять человек из тринадцати имеют ученые степени кандидата и доктора наук. Это высококвалифицированные специалисты по общей, специальной, педагогической и возрастной психологии, психодиагностике, конфликтологии и другим отраслям психологической науки.

Основной целью психологической службы вуза является психологическое сопровождение обучения и воспитания студен-

Психологическая служба вуза: теория и практика

тов на принципах гуманизации образования.

В соответствии с этим она должна решать следующие основные задачи:

Формировать у студентов потребность в обучении, в получении качественного профессионального образования, в полноценном духовном развитии и самоутверждении (самореализации)личности;

Оказывать помощь студентам в познании самих себя, в построении индивидуального образовательного маршрута;

Учить их эффективному общению с другими людьми, преодолению жизненных трудностей;

Развивать бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью и к окружающей среде и др.

Психологическое сопровождение в процессе обучения и воспитания студентов в вузе предполагает создание психолого-педагогических условий, способствующих их творческому и профессиональному развитию, формированию личности выпускника, способной к эффективной профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений.

Можно выделить три этапа реализации психологического сопровождения в вузе.

На первом этапе - адаптации к учебной деятельности - выявляются интересы и наклонности к той или иной профессиональной деятельности, степень сформи-рованности мотивации студентов, уровень общего развития, наличие специальных качеств и др. Кроме того, оказывается помощь

Практика модернизации

в построении индивидуальной образовательной траектории каждого студента.

Реализация второго этапа - специализации - предполагает выбор специализации, самореализацию, саморазвитие и самоопределение в учебной и в будущей профессиональной деятельности.

На третьем этапе - профессионализации - осуществляется диагностика профессионально значимых качеств, помощь в построении и реализации личностно-профес-сиональных целей и перспектив, разработка программы карьерного роста, развитие способности к самоуправлению, саморегуляции в учебной и профессиональной деятельности.

Общими для всех этапов психологического сопровождения являются следующие задачи и средства:

■ профилактика и преодоление отклонений в социальном и психическом развитии;

■ профилактика и разрешение конфликтов;

■ формирование ответственности;

■ повышение учебной и профессиональной мотивации;

■ коррекция и формирование имиджа и др.

Формы и методы работы со студентами и с сотрудниками университета предполагают диагностику индивидуально-психологических особенностей личности, социально-психологического климата, индивидуальное и групповое психологическое консультирование, социально-психологические тренинги (ассертивного поведения, личностного роста, профессионального самоопределения, социально-перцептивной компетентности и др.).

Работа психологической службы организуется по следующим шести направлениям.

Психологическое исследование. Задачи данного направления определяются необходимостью проведения исследований по проблемам психологии и педагогики высшей школы, социальной и педагогической

психологии, организации психологической службы в вузе и другим.

В настоящее время чрезвычайно важен поиск путей, средств и принципов образовательного процесса, обеспечивающих не только соответствующую современным требованиям профессиональную подготовку в своей области, но и развитие таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность и ответственность, творческий подход к делу, гибкость мышления, коммуникабельность, умение постоянно учиться, способность развивать свою профессиональную компетентность в условиях рынка и т.п. Следовательно, одной из важнейших научно-исследовательских задач психологической службы является разработка психодиагностических средств изучения и развития профессиональных и личностных качеств студентов.

Кроме того, актуальной проблемой является разработка научно-организационных основ консультирования ППС и руководящих кадров университета, отбора студентов, профориентации абитуриентов и студентов и др.

В связи с этим ведущими темами научных исследований в настоящее время являются:

Формирование у студентов навыка активного применения теоретических знаний в практической деятельности;

Подготовка выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности;

Развитие у обучающихся способностей к самопознанию, саморазвитию, самоактуализации;

Изучение психологических особенностей повышения эффективности самоорганизации учебной деятельности студентов;

Анализ роли самостоятельной работы студентов в повышении их познавательной деятельности;

Формирование у студентов эмоционально-волевой сферы (эмоциональной устойчивости);

Развитие у студентов сенсомоторной культуры;

Высшее образование в России № 3, 2007

Создание благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе;

Изучение эффективности психологического воздействия на самосознание («Я-концепции») личности студента в процессе учебно-воспитательной деятельности и др.

Психодиагностика. Психодиагностика направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение студентов (абитуриентов) в период их обучения, выявление индивидуальных особенностей, определение причин возникновения проблем в обучении, воспитании и развитии. Психодиагностика может проводиться с отдельными студентами и со студенческими группами.

Совместно со специалистами соответствующего профиля сотрудники психологической службы осуществляют дифференцированную диагностику различных отклонений в психологическом развитии (девиантное поведение: алкоголизм и токсикомания, наркомания, сексуальные нарушения).

Развитие и психокоррекция. Данное направление предполагает активное воздействие психолога на процесс создания условий для оптимального развития личности студента. В процессе психокоррекционной работы специалисты психологической службы разрабатывают планы и программы развивающей и психокоррекционной работы с учетом данных, полученных в ходе психодиагностики. Они носят индивидуальный, конкретный характер и реализуются совместно с другими работниками вуза, деканата, кафедры и т.п. Психокоррекция осуществляется в процессе индивидуальной и групповой работы, в том числе с участием родителей, общественных организаций.

Психологическое консультирование. Реализуя этот вид деятельности, специалисты психологической службы:

■ консультируют представителей администрации университета, преподавателей, родителей и т.д.;

■ проводят индивидуальные и групповые консультации студентов по различным проблемам обучения, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений, самовоспитания;

■ принимают участие в качестве консультантов в планировании учебно-воспитательного процесса университета, институтов, факультетов, кафедр и т.д.

Психологическая профилактика. Психологическая профилактика предполагает работу по предупреждению неблагоприятного психического и личностного развития студентов.

Для этого сотрудники психологической службы проводят работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических (эмоциональных) срывов у студентов, связанных с условиями их бытовой и учебной деятельности; способствуют созданию благоприятного социально-психологического климата в студенческом коллективе; добиваются оптимизации форм общения в системах «студент - студент», «студент - преподаватель»; организуют консультации по профилактике конфликтов различных типов: «общество - вуз»; «ректорат - вузовский коллектив»; «студент - преподаватель»; «студент - студент», а также «ректорат - деканат», «деканат - кафедра» и т.п.; консультируют преподавателей, других работников вуза, а также родителей по широкому кругу профессиональных и личностных проблем; осуществляют анализ планов воспитательной работы, мероприятий и т.п. с точки зрения их воздействия на формирование личности студентов.

Психологическое просвещение. Психологические знания нужны каждому человеку, особенно тому, кто занимается управленческой деятельностью, воспитанием и обучением.

Формы пропаганды психологических знаний в вузе весьма разнообразны:

Семинары по повышению психологических и педагогических знаний преподавателей;

Практика модернизации

Научно-практические конференции;

Лекции и беседы со студенческим активом;

Беседы по результатам психодиагностического обследования в учебных группах;

Индивидуальные консультации для преподавателей, студентов и их родителей;

Специальные курсы по психологическому управлению, конфликтологии, педагогическому и деловому общению;

Психоречевые тренировки, проведение «Дня психолога», выпуск специальных бюллетеней, газет.

С. РЕДЛИХ, профессор, ректор Л. АРТЕМОВА, доцент В. КРУЧИНИН, профессор Кузбасская государственная педагогическая академия

В 2002 г. приказом Министерства образования Российской Федерации утверждена концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. В новой концепции зафиксирована личностная ориентация образовательного процесса, что должно обеспечить осознанное профессиональное самоопределение выпускника и жизненно необходимую зрелость человека, завершающегообразование в школе.

По нашему мнению, профилирование старшей ступени общеобразовательной школы возможно, если учитель подготовлен к работе в современных условиях. Об одном из реальных опытов в этом направлении и пойдет речь в данной статье.

Российское образование в последнее десятилетие XX в. находилось в состоянии перманентного реформирования. При этом ключевое звено любой системы образова-

Управление деятельностью психологической службы университета осуществляется на основе утвержденного ректором «Положения о психологической службе ННГАСУ».

Психологическая служба для студентов, слушателей, преподавателей и сотрудников работает бесплатно, но в нее могут обратиться на договорной основе и те, кто учится или работает в других вузах.

Ректорат уделяет большое внимание деятельности психологической службы, созданию благоприятных условий для ее работы, ибо убежден в том, что наличие такой службы свидетельствует о качестве организации учебно-воспитательного процесса в вузе.

ния - проблема педагогических кадров -лишь упоминается в основополагающих документах. Поэтому она решалась и пока решается внутри различных групп профессионального педагогического сообщества, так сказать, самостоятельно.

Заметим, что система образования в силу своего универсального характера самым непосредственным образом реагирует на изменения, происходящие в обществе. В этой связи меняются и задачи данной системы.

Одна из них - создание условий для построения учениками индивидуальных траекторий своего обучения, что позволит, в свою очередь, обеспечить формирование образовательно-профессионального маршрута старшеклассника в условиях профильной дифференциации.

Под образовательно-профессиональным маршрутом старшеклассника мы

Состояние и перспективы кадрового обеспечения профильного обучения учащихся

Накоплен ощутимый опыт оказания психологической помощи студентам учебных заведений в плане психологического содействия и в направлении психологизации учебно-воспитательного процесса.

Как показывает научный анализ, психологическая служба представляет собой серьезный, трудоемкий процесс, обусловленный взаимоотношениями «субъект-субъект» (преподаватель-преподаватель, преподаватель-студент, студент-студент, студент родитель, преподаватель-родитель) и «субъект-группа» (студент-группа, преподаватель-группа). Что касается вуза, то ясно, что личностное и профессиональное становление, профессиональная пригодность, задача обеспечения необходимыми качествами, безусловно, должны быть включены в сферу педагогической службы. Мы считаем, что психологическая служба в образовательной системе глобально должна сосредоточиться на формировании личностных и профессиональных качеств будущего специалиста с креном в сторону практической деятельности, чтобы стали минимальными те трудности, которые имеют место в будущей профессиональной практической деятельности специалиста.

Психологическая служба в вузе должна иметь стратегические и тактические задачи, которые в сжатой форме должны быть направлены на становление личностных и профессиональных качеств. Понятие «становление личности» можно интерпретировать по-разному, но независимо от обстоятельств во всех случаях оно должно восприниматься как формирование нравственности, патриотизма, моральных ценностей, таких личностных качеств, как гуманизм, толерантность, коммуникативность и т.д. Каким бы ни был выбор становления личности специалиста, он должен рассматриваться в контексте профессионального становления. По нашему глубокому убеждению, если попытаться сравнить личностное и профессиональное становление будущего специалиста, учитывая их взаимосвязь, более сложным и трудным процессом будет формирование личности профессионала (специалиста).

Отметим, что прием абитуриентов осуществляется в форме так называемых централизованных вступительных экзаменов, и поэтому профессиональное предпочтение и профессиональная ориентация абитуриентов часто не соответствует требованиям и ориентациям вуза, где их принимают в качестве студентов. Предполагается, что в процессе учебно-воспитательной работы в вузе со студентами корректируются предпочтения, желания, установки и проводятся в соответствии с теми психологическими качествами, которые необходимы данному специалисту. Отсюда вытекает, что психологическая служба в вузе имеет первоочередную задачу, которая заключается в формировании соответствующих качеств, свойств и предрасположенности будущих специалистов. Следовательно, психологическая служба в вузе вначале должна иметь, по крайней мере, два направления: формирование положительного отношения к избранной специальности и формирование личностных качеств, свойственных этой специальности. То предположение, что педагоги, методисты и психологи могут в учебном процессе своими силами достичь решения этих задач, вряд ли может быть оправдано, поскольку они имеют свои собственные программные цели и задачи преподаваемого ими предмета.

Модель подготовки специалиста бессмысленна без эффективной организации психологической службы. Нам кажется целесообразным специально организовать групповые взаимодействия и взаимоотношения не только в рамках одного академического курса, но и в вузе в целом, поскольку профессиональная деятельность специалистов основывается на «субъект-группа» взаимоотношениях.

Таким образом, подготовка модели такого специалиста, которая включала бы в себя как высокий профессионализм, так и становление личности, является одной из важнейших проблем психологической службы, играющей огромную роль в профессиональной подготовке будущих специалистов.

1

Статья посвящена проблеме создания психологической службы в инженерном вузе. В работе обосновывается актуальность деятельности психологической службы в условиях образовательной среды инженерного вуза. Психологическая служба рассмотрена в единстве научной, прикладной и организационной составляющей, основная задача – научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов передачи психологического знания, реализуемых в условиях образовательной среды инженерного вуза. Предложена модель психологической службы, содержащая взаимосвязи следующих компонентов: социальный заказ, цель, задачи, теоретические подходы и принципы деятельности, организационно-методические условия, направления и формы деятельности, планируемый результат. Раскрыты основные компоненты и направления ее деятельности. Предложен комплексный подход к организации деятельности психологической службы. Рассматриваются возможные направления работы студентов-исследователей и студентов-тьюторов как субъектов деятельности службы.

психологическая служба

модель психологической службы в инженерном вузе

направления и составляющие деятельности психологической службы

образовательная среда инженерного вуза

1. Антюхов А.В., Матяш Н.В., Фомин Н.В. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. учебно-методическое пособие [Текст]/ А.В. Антюхов, Н.В. Матяш, Н.В. Фомин. – Брянск, 2010. – 198 с.

2. Дубровина, И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства / И. В. Дубровина // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – C. 5-9.

3. Колосов Е. В. Психологическая служба вуза: теориями практика / Е.В. Колосов, В.Н. Бобылёв, В.А. Кручинин // Высшее образование в России: 2007. – № 3. – С. 10-13.

4. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. – М.: Педобщество России, 2011. – 246 с.

5. Пилюгина Е.И., Бережнова О.В. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза // Молодой ученый. – 2012. – № 10. – С. 289-291.

6. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 201 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2015 N 36767). – Режим доступа: edu.tltsu.ru/.../html/media92530/bak_08_03_01.pd htm (дата обращения 23.08.2007).

Одной из черт развития современной России является повышение внимания к подготовке инженерных кадров как объективной потребности государства, так и интереса с позиции общества, особенно молодежи, выбирающей путь своего профессионального становления и развития с учетом актуальных потребностей рынка труда. В условиях эффективного обновления секторов экономики остро ощущается недостаток в высококвалифицированных инженерных кадрах, готовых к комплексному решению профессиональных задач. Образовательные стандарты, адаптированные к реалиям современной производственной деятельности, содержат основные требования к результатам обучения. Так, в соответствии с ФГОС ВО, бакалавр по направлению 08.03.01 «строительство» должен овладеть следующими видами профессиональной деятельности: изыскательская и проектно-конструкторская; производственно-технологическая и производственно-управленческая; экспериментально-исследовательская; монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная; предпринимательская . Он должен обладать целым рядом общекультурных компетенций, среди которых: готовность к работе в коллективе, способность осуществлять руководство коллективом, подготавливать документацию для создания системы менеджмента качества производственного - подразделения; способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, кроме того, образовательный стандарт включает перечень профессиональных компетенций, овладение которыми требует глубоких знаний в области естественно-научных и физико-математических дисциплин. Содержание видов деятельности, общекультурных и профессиональных компетенций инженера по различным профилям и направлениям подготовки, определенных образовательными стандартами, в полном объеме требует новых подходов не только к организации образовательного процесса вуза (технологий, методик, учебных средств, усиления их инновационности и прогностичности, действенности по формированию готовности к решению комплексных задач, развитию творческого мышления будущих инженеров), но и создания особой образовательной среды.

Образовательная среда инженерного вуза должна быть ориентирована на создание условий, способствующих формированию общекультурных, общепрофессиональных компетенций, личностных качеств студентов, их адаптивных способностей. Ее развитие обусловлено как педагогическими факторами на уровне взаимодействия педагог-студент, так и социально-психологическими, предполагающими субъект-субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса от административно-управленческого, преподавательского, учебно-вспомогательного персонала до непосредственного взаимодействия в студенческих группах, формальных и неформальных студенческих объединениях. Конструктом образовательной среды современного инженерного вуза должна стать психологическая служба как система психологического сопровождения, ориентированная на создание благоприятных условий для обучения и личностного развития студентов.

Актуальность создания психологической службы в инженерных вузах является насущной, так как изначально профессиональный выбор студентов находится в системе отношений «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», их специальные способности и интересы, как правило, доминируют над коммуникативными и организаторскими. Вместе с тем будущие инженеры не только осознают необходимость знаний в области психологии как для своей будущей профессиональной деятельности, так их жизни на современном этапе (в учебной деятельности и житейско-бытовых ситуациях, межличностном общении и групповом взаимодействии), но и выражают потребность в помощи их успешного разрешения.

Профессорско-преподавательский состав инженерного вуза, как правило, представлен высококвалифицированными специалистами в профильных отраслях наук, специальные же профессиональные знания по педагогике и психологии имеют далеко не все педагогии. Повышение квалификации осуществляется преимущественно в области научных интересов, а не психолого-педагогического совершенствования, внедрение педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс не всегда находит отклик в педагогической среде.

Содержание учебных дисциплин, практик, их перечень, определенный в учебных планах, преимущественно ориентированы на формирование профессиональных компетенций, отражающих профиль подготовки будущего инженера. Вместе с тем известна особая роль психологического знания при переходе вузов к новым образовательным технологиям, без которых невозможно подготовить студента к его будущей инженерной деятельности.

Изучение психолого-педагогических исследований (И.В. Дубрвина, М.Р. Битянова, Е.В.Колосов, Е. И.Пилюгина, О. В.Бережнова, Н.В. Матяш и др.) практики образовательных организаций, ведущих подготовку инженерных кадров, свидетельствует о востребованности психологических знаний и практического опыта как у студентов, так и у преподавателей.

Так, опрос студентов 1-4 курсов строительного института ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет» показал, что 37 % процентов первокурсников хотели бы получить психологическую помощь в адаптации к условиям обучения в вузе, 24 % всех опрошенных интересуют те или иные проблемы в детско-родительских отношениях, около 20 % обратились бы в психологическую службы за консультацией по вопросам учебной и будущей профессиональной деятельности, а 40 % респондентов хотели бы приобрести дополнительные знания и умения в области психологии в целях самопознания и совершенствования собственных психических свойств и состояний, а также готовности к будущей профессиональной деятельности.

Модель психологической службы в условиях инженерного вуза

Обращаясь к проблеме создания модели психологической службы, мы разделяем мнение исследователей о том, что психологическая служба в системе высшего образования - это единство многих составляющих - научной, прикладной, практической и организационной .

Научная составляющая предполагает проведение исследовательских работ по проблемам методологии и теории индивидуальных проявлений возрастных закономерностей психического развития студентов, условий развития личности и становления субъектов профессиональной инженерной деятельности в образовательной среде вуза.

Одна из задач - научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов передачи психологического знания, реализуемых в условиях образовательной среды инженерного вуза. Значимыми направлениями деятельности психологической службы в вузе являются определение психологических условий развития, механизмов и закономерностей становления личности будущего инженера с учетом индивидуального подхода.

Прикладное направление деятельности психологической службы в инженерном вузе призвано помочь использовать психологические знания всеми структурными подразделениями вуза, реализующими задачи образовательной деятельности (преподаватели, методисты, кураторы, специалисты деканатов и дирекций, сотрудники учебной части, отдела молодёжной политики, члены учебно-методического совета и др.). В сотрудничестве с психологами они используют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, в процессе создания учебно-методических комплексов и программ воспитания личности студента в вузе.

Практический компонент деятельности психологической службы призван обеспечить решение тех или иных конкретных проблем психологического характера, с которыми сталкиваются субъекты образовательной деятельности инженерного вуза на основе современных данных психологической науки.

Организационная составляющая предполагает создание действенной структуры психологической службы, обеспечивающей как взаимодействие всех ее звеньев по содержательным и организационным вопросам, так и контроль профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, а также повышение профессиональной компетентности субъектов образовательной деятельности вуза, в том числе будущих инженеров.

Представленная модель требует выбора комплексного подхода к организации психологической службы вуза. Субъектами ее деятельности во взаимодействии могут быть:

  • Службы управления (проректор по образовательной деятельности и социально-воспитательной работе, отдел по работе с молодежью) - для разработки стратегии и тактики создания образовательной среды вуза, в том числе и психологической службы.
  • Координатор (руководитель) из числа профессорско-педагогического состава, обладающий научной квалификацией (научная степень, звание) в областях психологии или педагогики - для общего руководства и научно-методического обеспечения работы психологической службы.
  • Психолог - для реализации практических задач деятельности службы.
  • Преподаватели из числа кафедр вуза, имеющие опыт лекционно-пропагандистской, методической и рекреационной деятельности (последние - с кафедры физического воспитания, обеспечат, при необходимости, комплекс восстановительных мероприятий, направленных на оптимизацию функционального состояния организма).
  • Медицинские работники, в случае необходимости, оказывающие помощь в психологических состояниях эмоциональной напряженности и нестабильности.
  • Учебно-методический совет вуза, предлагающий к внедрению в педагогическую практику психологических знаний при переходе вуза к новым образовательным технологиям.
  • Кураторы учебных групп, оказывающие организационно-практическую и просветительскую помощь в реализации практической деятельности службы.
  • Студенты-тьюторы.
  • Аспиранты и студенты, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью в творческих лабораториях.

Следует отметить особую роль студентов-тьюторов в психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу, помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить его на продуктивную учебную деятельность. Тьютор должен обладать не только желанием помогать другим, но осуществлять психологическое сопровождение студентов. Подготовка тьюторов из числа студентов вуза требует формирования у них углубленных знаний в области возрастной психологии, психологии общения, психологии личности в контексте непосредственно проводимой работы на основе метода кейс-ситуаций, моделирования конкретных действий, деловых игр, тренингов и др.

Студенты (бакалавры, магистры) и аспиранты, объединённые в творческой лаборатории, выполняют исследовательскую деятельность по следующим направлениям:

  • Психодиагностика: социально-психологических особенностей личности студентов; групповой композиции (студенческие группы); интегративных мотивационных образований личности и группы; парциальной мотивации личности и группы; мотивации учебно-профессиональной деятельности; феноменов коммуникативной и организаторской компетентности; интегральных характеристик малой группы; развития малых групп; перцептивно-стилевых особенностей личности и малой группы; управленческих барьеров и деятельностной эффективности руководителя; личностной и групповой эффективности и др. Работа осуществляется под руководством психолога, на основе стандартизованных психологических тестов. Изучая сущность исследуемого феномена на основе теоретических источников, эмпирически выявляя уровень его проявления у личности, студенческой группы, коллектива преподавателей, студенты-исследователи обобщают полученные результаты в рефератах, научных статьях, докладах на научных студенческих конференциях.
  • Исследование направлений совершенствования психологической службы. Под руководством психолога разрабатывается анкета с целью выявления востребованных для субъектов образовательной деятельности инженерного вуза направлений работы психологической службы, ее конкретных мероприятий. Студенты могут не только проводить анкетирование, но и обобщить результаты исследования.
  • На уровне аспирантов, изучающих педагогику и психологию высшей школы, результатами научно-исследовательской работы могут быть основанные на теоретическом материале и эмпирических исследований программы, методические рекомендации по совершенствованию определенных направлений учебно-воспитательного процесса в вузе, например, по разработке учебных средств, основанных на третьем типе ориентировочных основ действий и др.

Библиографическая ссылка

Матяш Н.В., Хохлова М.В. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25174 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

error: