Структура практического занятия. Методика проведения практических занятий

Практические занятия -- метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Практические занятия представляют собой, как правило, занятия по решению различных прикладных задач, образцы которых были даны на лекциях. В итоге у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению каждой задачи и интуиция.

Практические занятия по любой учебной дисциплине - это коллективные занятия. И хотя в овладении теорией вопроса большую и важную роль играет индивидуальная работа (человек не может научиться, если он не будет думать сам, а умение думать - основа овладения любой дисциплиной), тем не менее большое значение при обучении имеют коллективные занятия, опирающиеся на групповое мышление. Они дают значительный положительный эффект, если в ходе их царит атмосфера доброжелательности и взаимного доверия, если обучающиеся находятся в состоянии раскрепощенности, спрашивают о том, что им неясно, открыто делятся с преподавателем и товарищами своими соображениями.

Цели практических занятий:

  • - помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;
  • - научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчетов, графических и других видов заданий;
  • - научить их работать с книгой, служебной документацией и схемами, пользоваться справочной и научной литературой;
  • - формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

В системе профессиональной подготовки студентов практические занятия занимают большую часть времени, отводимого на самостоятельное обучение. Являясь как бы дополнением к лекционному курсу, они закладывают и формируют основы квалификации специалиста заданного профиля. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности. Они развивают научное мышление и речь обучающихся, позволяют проверить их знания, в связи с чем упражнения, семинары, лабораторные работы выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи. Поэтому практические занятия должны выполнять не только познавательную и воспитательную функции, но и способствовать росту обучающихся как творческих работников.

Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (компьютерный класс). Продолжительность занятия не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к и выполнению задания.

По каждому практическому занятию образовательным учреждением должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия начинается с изучения исходной документации (учебной программы, тематического плана и т.д.) и заканчивается оформлением плана проведения занятия.

Преподаватель должен проводить занятие так, чтобы на всем его протяжении студенты были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений, чтобы каждый получил возможность раскрыться, проявить свои способности. Поэтому при планировании занятия и разработке индивидуальных заданий преподавателю важно учитывать подготовку и интересы каждого студента. Педагог в этом случае выступает в роли консультанта, способного вовремя оказать необходимую помощь, не подавляя самостоятельности и инициативы обучающегося. При такой организации практического занятия в аудитории не возникает мысли о том, что возможности его исчерпаны.

Критериями оценки качества проведения практического занятия следует считать следующие:

  • - ярко выраженная целенаправленность, определяемая постановкой проблемы, стремлением связать теоретический материал с практикой, выделением главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, знакомством с последними достижениями науки и техники по предмету;
  • - четкая организация работы, помогающая пробудить способность к дискуссии и поддержать её конструктивный анализ всех ответов и выступлений студентов, обеспечить заполненность учебного времени обсуждением проблем;
  • - стиль проведения занятий -- оживлённый, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий мысли;
  • - профессиональные и педагогические способности преподавателя - пояснения и заключения преподавателя квалифицированные, убедительные обогащающие знания студентов, содержащие теоретические обобщения;
  • - наличие психологического контакта с участниками занятия, преподаватель уверенно и свободно держится в группе, разумно и справедливо взаимодействует со всеми студентами;
  • - личностные взаимоотношения участников процесса обучения, подразумевающие как отношение преподавателя к студентам - уважительное, в меру требовательное.

В соответствии с КТП, методическими разработками, имеющейся инфраструктурой и силлабусом нами была осуществлена разработка плана проведения практического занятия, включающего конспект, по предмету «Общая теория измерений» специальности 5В073200 «Стандартизация, сертификация и метрология (по отраслям)» (Приложение В).

Лекции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА УМК

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины "Психология личности и группы" согласно учебному плану строится по схеме:

№ п/п Форма обучения Количество часов Контрольные мероприятия (семестр)
Всего Аудиторные занятия Сам раб. Экз Зач Контр раб. Курс. Раб.
Всег Лекц Групп Лаб
1. Дневное отделение - - + - -
2. Заочное отделение - - + + -
3. Заочное отделение (сокращенный срок, экономические специальности) - + +
4. Очное отделение (сокращенный срок, технические специальности) - - + + -

Современные требования к содержанию образования в целом направлены на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать), его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие природных, социальных и культурных начал осуществляется в контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей.

Основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;

Факторы повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

Основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

Знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

Оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Специальные методические рекомендации, в которых содержатся подробные планы проведения различных занятий, а также методические рекомендации о построении учебного процесса, введение в учебные пособия специальных вопросов и заданий позволяют активизировать изучение предлагаемых дисциплин и усилить профессиональную подготовку студента.



Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Отказ от лекции снижает научный уровень подготовки студента, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

При отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция – основной источник информации;

Новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

Отдельные темы учебников особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

По основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

Лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействия лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия студентами. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует ее недооценивать.

Преимущества лекции:

Творческое общение лектора с аудиторией, сотрудничество, эмоциональное взаимодействие;

Лекция – весьма экономический способ получения в общем виде основ знания;

Лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора – развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информированность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных приемов, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления студентов, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательного излагаемых вопросов; методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

Структура лекции.

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего это сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов.

Полезно вспомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализирующих положений следует сделать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог услышанному. Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей.

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее делается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклад в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях, требованиях к зачету.

Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.

Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.

Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, зачету.

Задача лектора – дать студентам возможность осмысленного конспектирования. Слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все понимают, успевают. Это видно по реакции аудитории. Каковы средства, помогающие конспектировать? Это акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамках и пр.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, формирует интерес к предмету.

Узловые критерии оценки качества лекции. К узловым критериям оценки качества лекции относятся: содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции.

Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.

Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения. Наличие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов.

Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

Результативность лекции: информационная ценность, достижение дидактических целей.

Формы лекций. Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция-визуальная, лекция – пресс-конференция.

Предлагаемые ниже лекционные варианты могут успешно дополнять традиционную лекцию-информацию, будучи использованными в полном объеме лекционного времени на одном или нескольких занятиях либо как элемент традиционной формы на части занятия (пары); может быть также разработан авторский лекционный курс в любой из упомянутых форм.

Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

В ходе их разрешения и в итоге – как результат – слушатели приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания слушателей при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие – реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психологические исследования показывают, что наглядность не только более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений.

Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряды, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

Обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

Обеспечить усвоение новой информации;

Демонстрировать разные способы визуализации.

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

Натуральные;

Изобразительные (слайды, рисунки, фото);

Символические (схемы, таблицы).

В визуализованной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств и режессуре процесса чтения лекции. Необходимо учитывать:

Уровень подготовленности и образованности аудитории;

Профессиональную направленность;

Особенности конкретной темы.

Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета.

Лекции с заранее запланированными ошибками призвана:

Активизировать внимание слушателей;

Развивать их мыслительную деятельность;

Формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д.

Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет слушателям в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

Лекция – пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

В начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности;

В середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;

В конце – для определения перспектив развития усвоенного содержания.

Процесс обучения студентов предусматривает практические задания. Они предназначены для углубленного изучения дисциплин. Их формы разнообразны.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Цель практических занятий. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке дальнейших навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

План практического занятия отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.

Методика практического занятия может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель .

Структура практического занятия в основном одинакова:

Вступление преподавателя;

Ответы на вопросы студента по неясному материалу;

Практическая часть как плановая;

Заключительное слово преподавателя.

Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты и пр.

Цель занятия должна быть ясна не только для преподавателя, но и для студента.

Следует организовывать практические занятия так, чтобы студенты постоянно ощущали настроение сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в обучении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.

При разработки заданий и плана занятий, преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента , выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студента.

При проведении практических занятий следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариативно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике образования.

Термин «практическое занятие» используется в педагогике как родовое понятие, включающее такие виды, как лабораторную работу, упражнение, семинар в его разновидностях. Аудиторные практические занятия играют исключительно важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач в процессе совместной деятельности с преподавателями. На младших курсах практические занятия носят систематический характер, регулярно следуя за каждой лекцией или двумя-тремя лекциями. Почти весь лекционный курс в его основной, наиболее сложной части на дневных и вечерних отделениях проходит через лекции и практические занятия, которые логически продолжают работу, начатую на лекции.

Если лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, практические занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания, содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия развивают научное мышление и речь студентов, позволяют проверить их знания, в связи с чем, упражнения, семинары, лабораторные работы выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи.

Для успешной подготовки к практическим занятиям студенту невозможно ограничиться слушанием лекций. Требуется предварительная самостоятельная работа студентов по теме планируемого занятия. Не может быть и речи об эффективности занятий, если студенты предварительно не поработают над конспектом, учебником, учебным пособием, чтобы основательно овладеть теорией вопроса.

Практические занятия служат своеобразной формой осуществления связи теории с практикой. Структура практических занятий в основном одинакова — вступление преподавателя, вопросы студентов по материалу, который требует дополнительных разъяснений, собственно практическая часть, заключительное слово преподавателя. Разнообразие возникает в основной, собственно практической части, включающей рефераты, доклады, дискуссии, тренировочные упражнения, решение задач, наблюдения, эксперименты и т. д. Опыт показывает, что нельзя на практических занятиях ограничиваться выработкой только практических навыков, техникой решения задач, построения графиков и т. п. Студенты должны всегда видеть ведущую идею курса и связь ее с практикой. Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учебной работе жизненный характер, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывает их с практикой жизни.

Студенты, как правило, отдают себе отчет в том, в какой мере им необходимы данные практические занятий для предстоящей профессиональной деятельности. Если студенты поймут, что все учебные возможности занятий исчерпаны, интерес к ним будет утрачен. Учитывая этот психологический момент, очень важно организовать занятия так, чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, что ведет к переживанию собственного успеха в учении и положительно мотивирует студента. Если же студенты замечают «топтание на месте», уровень мотивации может заметно снизиться.

Преподаватель должен проводить занятия так, чтобы все студенты были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Каждый студент должен получить возможность «раскрыться», проявить способности, поэтому при разработке плана занятий и индивидуальных заданий преподаватель должен учитывать подготовку и интересы каждого студента. Преподаватель при этом будет выступать в роли консультанта, наблюдающего за работой каждого студента и способного вовремя оказывать педагогически оправданную помощь, не подавляя самостоятельности и инициативы студента. При такой организации проведения занятий в аудитории не возникает мысли о том, что возможности занятий исчерпаны.

При проведении практических занятий особенно важно, как, впрочем, и в учении вообще, учитывать роль повторений. Однообразие примеров, иллюстраций, субъективное ощущение повторения как замедления движения вперед значительно ухудшают усвоение. Поэтому важно проводить повторения под новым углом, зрения, в новом аспекте, что, к сожалению, не всегда используется в практике вузовского обучения.

Одним из необходимых условий эффективности учебно-тренировочного процесса является правильное построение занятия. Несмотря на различную целенаправленность, обусловленную возрастными особенно­стями, технической и тактической подготовленностью занимающихся, пе­риодом подготовки и другими причинами, учебно-тренировочное занятие проводится в соответствии с определенными закономерностями, общими для всех видов спорта. Эти закономерности, предусматривающие целесообраз­ную последовательность выполнения педагогических задач, учитывает типо­вая структура занятий.

Практические занятия в боксе могут носить учебно-тренировочный и тренировочный характер.

Учебно-тренировочное занятие. На учебно-тренировочных занятиях боксеры приобретают новые навыки и совершенствуют ранее выработанные. Повторение движения или действия уже является процессом тренировки. По­степенное и все более широкое усвоение боевых средств закрепляется в ус­ловном в вольном боях. Боксер, стремящийся к высоким спортивным достижениям, должен постепенно повышать свое спортивное мастерство, усваивать, закреплять и совершенствовать не только новые технические на­выки, но и тактику их применения в различных условиях боя. Поэтому учеб­но-тренировочные занятия приемлемы для боксеров всех разрядов.

Тренер, планируя общий курс обучения боксера, последовательно вво­дит в занятия новые упражнения и действия, строго учитывая при этом каче­ство усвоения пройденного материала, чтобы обеспечить преемственность в обучении.

Тренировочное занятие. Во время тренировочных занятий боксер со­вершенствует физические качества и технико-тактические навыки. Напри­мер, на коротких сборах по подготовке к соревнованиям боксер главным образом стремится совершенствовать свое мастерство в условиях боевой практики с боксерами разного стиля и манеры ведения боя; сохранить с по­мощью упражнений на снарядах хорошую спортивную форму, не изучая новых приемов.

В основном учебно-тренировочные и тренировочные занятия прово­дятся в группе. Входящие в группу должны быть примерно одной квалификации, так как тренер дает всем одно задание по изучению и совершенствованию технических и тактических дей­ствий.

Учебно-тренировочные и тренировочные занятия подразделяются на три части: подготовительную, основную в заключительную.

Подготовительная часть занятия делится на физиологическую размин­ку и образовательную часть:

Физиологическая разминка предусматривает : а) подготовку централь­ной нервной системы, активизацию деятельности органов дыхания и крово­обращения; б) подготовку двигательного аппарата к действиям, требующим значительного напряжения мышц.

В образовательной части выполняются специальные уп­ражнения, которые подбирают в зависимости от уровня подготовленно­сти занимающихся, возраста; периода подготовки и направленности занятия.

Вначале, как правило, применяют упражнения умеренной интенсивно­сти. Исследования показали, что для этой части занятия характерно значи­тельное повышение подвижности нервных процессов и создание оптимальных условий для выполнения более сложных упражнений с боль­шой интенсивностью. Если же нагрузка во время подготовительной части за­нятия повышенная или недостаточная, подвижность нервных процессов (уровень сенсомоторных реакций) по сравнению с исходными данными в по­кое увеличивается незначительно. Следует также учитывать индивидуальные особенности боксера.

В этой части занятия нельзя уделять много внимания развитию таких качеств, как сила и выносливость.

Общеразвивающие упражнения оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм спортсмена, позволяют улучшить работу двигательного аппарата, научиться более точно дифферен­цировать движения.

Специальные подготовительные упражнения должны соответствовать задачам урока. Если задачей основной части занятия является развитие под­вижности и ведение боя на дальней дистанции, то в подготовительную часть следует включать соответствующие упражнения в передвижении, нанесении прямых ударов, уклоны туловищем и другие, с тем чтобы этим содействовать быстрейшему овладению специальными навыками во время тренировки в парах.

В подготовительную часть включают также строевые упражнения, с помощью которых можно быстро и удобно распределить занимающихся для выполнения различных упражнений. Они способствуют соблюдению поряд­ка и дисциплины на занятиях.

Последовательность проведения упражнений . Начинают занятия со строевых упражнений, за ними выполняют упражнения, улучшающие работу органов дыхания и кровообращения, активизирующие связочно-мышечный аппарат (быстрая ходьба, бег, подскоки, маховые движения руками, уклоны, выпады, приседания и др.), далее следуют специальные подготовительные упражнения со скакалкой, в передвижениях, ударах, бой с тенью и другие, способствующие выполнению основных задач. Упражнения выполняют как стоя на месте, так и в передвижении.

В основной части занятия решаются следующие задачи : 1. Овладение тех­ническими в тактическими навыками и совершенствование их. 2. Психологи­ческая подготовка, вырабатывание способности к большому психическому напряжению. 3. Развитие быстроты реакции, выполнения рациональных движений, координации, ловкости, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.

Нагрузка во время этой части занятия должна нарастать по объему и особенно по интенсивности. Например, после изучения приемов в парах по заданию тренера (сначала медленно, а затем постепенно увеличивая скорость их выполнения) переходят к закреплению и совершенствованию приемов в условном или произвольном учебном бою. Произвольный бой на ринге с партнером требует большого физического и нервного напряжения. Поэтому к условному или вольному бою переходят после изучения приемов боя в парах, перед упражнениями на снарядах. Упражнения на боксерских снарядах и ла­пах снижают нервное напряжение после учебных боев на ринге, поэтому их выполняют в конце основной части занятия.

В заключительной части занятия нужно привести организм занимаю­щегося в относительно спокойное состояние. В начале заключительной части иногда используют упражнения для развития силы и гибкости отдельных групп мышц - стоя, сидя и лежа. Затем применяют успокаивающие упражне­ния, легкий бег, ходьбу с дыхательными упражнениями, потряхиванием и расслаблением мышц конечностей. Включают также отвлекающие упражне­ния (на внимание, подвижные игры и др.).

Место упражнений в той или иной части занятия зависит от квалифи­кации группы, целенаправленности занятия и возраста занимающихся. В на­чальной стадии обучения, например, упражнения по изучению техники движения ударов и защит включают в основную часть занятия. По мере ов­ладения сложными действиями упражнения в механике движений переводят в подготовительную часть занятия, где они становятся уже подготовитель­ными упражнениями. Квалифицированные боксеры в занятии по боевой практике, приближенном к соревновательным условиям, используют для разминки упражнения со скакалкой и упражнения в ударах на боксерских снарядах; после напряженного боя (в тренировочном занятии) они могут ог­раничиться легкими дыхательными упражнениями.

Для того чтобы развить экономическое, техническое мышление, организаторские способности, необходимо систематически ставить студентов в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде профессиональной деятельности

Процесс обучения в системе СПО предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины и играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач.

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. И если на уроке основное внимание студентов сосредотачивается на разъяснении теории конкретной учебной дисциплины, то практические занятия служат для обучения методам ее применения. Практические занятия ведутся параллельно с изучением всех основных курсов, логически продолжая работу, начатую на уроке.

Главной целью практических занятий является усвоение метода использования теории, приобретение профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих дисциплин.

Одним из основных методов, используемых при организации практического занятия, является упражнение. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, рассмотренной на уроке. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.

Практические занятия целесообразно строить следующим образом:

  • 1. Вводное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
  • 2. Беглый опрос.
  • 3. Решение 1-2 типовых задач у доски.
  • 4. Самостоятельное решение задач.
  • 5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).

Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:

  • 1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.
  • 2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.

По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.

Для практических занятий используются и такие активные и интерактивные методы обучения, как анализ производственных ситуаций, решение ситуационных профессиональных задач, деловые игры и их элементы и т.д.

Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Наиболее часто использующиеся интерактивные виды занятий:

ѕ обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем;

ѕ работа в малых группах;

ѕ обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

ѕ разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм» и пр.).

Анализ производственных ситуаций. Задачи аналитического характера занимают большое место в работе специалиста. Умение анализировать, оценивать ситуацию, на основе этого анализа принимать решение, - неотъемлемое качество каждого руководителя. Сущность метода заключается в том, что студентам предъявляется какая-то производственная ситуация, в которой охарактеризованы условия и действия ее участников. Студентам предлагается оценить, правильно ли действовали участники события, дать анализ и аргументированное заключение принятым решениям. Ситуация может быть представлена в форме устного описания, показа видеофильма, разыгрывания ролей отдельными студентами. Задания по анализу производственных ситуаций студенты выполняют индивидуально или группами по 3-5 человек, а затем коллективно обсуждают выводы.

Решение ситуационных профессиональных задач. Основным дидактическим материалом этого метода служит ситуационная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные количественные данные) и вопрос (задание), поставленный перед студентами. Задача должна содержать все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия - условия, из которых можно извлечь эти данные. В основе учебных задач лежат типовые профессиональные задачи, характерные для отрасли производства, где будет работать специалист.

Ситуационные профессиональные задачи бывают сквозными, т.е. проходящими через всю учебную дисциплину, и комплексными, - охватывающими несколько учебных дисциплин, но выполняемыми одновременно.

Деловая игра - представляет собой управленческую имитационную игру, в ходе которой участники имитируют деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа ситуации принимают решения. Преимущество деловых игр в том, что взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что повышает интерес к ходу игры. Участники проявляют моральные, деловые и психологические качества при обсуждении вариантов решения, могут показать не только профессиональные качества, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которой нередко зависит ход игры. Во время деловой игры у студентов развивается творческое мышление (способность поставить проблему, выдвинуть варианты ее решения, выбрать оптимальный вариант), профессиональные умения специалиста. Обязательные элементы деловой игры:

  • - дидактическая задача (формирование определенного круга умений);
  • - учебно-производственная задача, связанная с ролью, которую выполняет студент;
  • - наличие ролей (каждый студент принимает на себя роль, соответствующую его будущей профессиональной деятельности);
  • - различие ролевых целей;
  • - игровая (конфликтная) ситуация;
  • - правила игры (ограничения);
  • - коллективный характер игры, взаимодействие играющих в процессе игры, многоальтернативность решений;
  • - состязательность в игре, индивидуальная оценка деятельности участников игры.

Семинар. Основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так.

  • 1. Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.
  • 2. Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.
  • 3. Побудительная функция - побуждение на основе анализа состояния подготовки к более активной и целеустремленной работе.
  • 4. Воспитывающая функция - формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.
  • 5. Контролирующая функция - контроль за уровнем знаний и качеством самостоятельной работы студентов. Скажем откровенно, многие педагоги и методисты именно эту функцию считают первоочередной.

Исключительно многообразны формы проведения семинарских, практических занятий. В ряде работ по методике их выделяют до 15. Рассмотрим наиболее распространенные.

Контрольно-обучающий семинар - это семинар, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные аудиторные контрольные работы. Главная цель - максимальный охват обучаемых контролем.

Обучающий семинар - это семинар, на котором в центре внимания самостоятельные выступления студентов, расширяющие и дополняющие лекционный материал. При этом темы для выступлений могут быть розданы и распределены заранее - "фиксированные выступления". Это лишь усилит информативность семинара и повысит его теоретический уровень.

Творческий семинар - это семинар, максимально обеспечивающий творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов.

Хотелось бы в заключении вопроса подчеркнуть, что каждая из перечисленных форм имеет свои достоинства; вместе с тем проведение каждой из них сопряжено с определенными трудностями.

Успех и эффективность любой из форм семинара достигается только упорной и тщательной подготовкой. Поэтому подготовка к семинару включает в себя как подготовку преподавателя, так и подготовку слушателей.

Подготовка преподавателя объединяет теоретическую и методическую области. С точки зрения теоретической, преподаватель обязан глубоко уяснить план и сформировать замысел семинара, изучить литературу, отработать для себя лично наиболее важные и сложные моменты темы.

С точки зрения методической он обязан тщательно разобраться как с общей методикой проведения семинаров, так и с методическими особенностями предстоящего. Кроме того, на его "совести" лежит не только доведение плана семинара до обучаемых, но и выдача им таких методических рекомендаций, которые обеспечат и эффективность, и качество занятия.

Для студентов подготовка к семинару будет заключаться в знакомстве с темой и планом семинара, уяснении его замысла и методических особенности, сборе материалов для выступлений. При возникновении трудностей и проблем студенты приходят на консультации (групповые и индивидуальные) к преподавателю.

Семинар является результатом самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное. В свою очередь успех семинара заложен в его тщательной, всесторонней подготовке.

Использование активных методов обучения при проведении практических занятий помогает студентам более полно овладеть будущей профессией, позволяет им окунуться в производственную среду, адаптироваться к непростым условиям современной жизни.



error: