Курсовая работа: Школа как ведущий фактор социализации. Обучение и воспитание в вузе как этап социализации Эссе профессиональное обучение как фактор социализации

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

на тему «Социализация как фактор развития личности»

вариант № 22

Студент ___________________________

(фамилия, имя, отчество)

факультет ________________________________

специальность _________________

курс 3 группа

зач. книжка № ___________________

Преподаватель _________________________________

(звание, степень, фамилия, имя, отчество)

Челябинск – 2009 г.

Введение. ……………………………………………………….....3

1. Социализация как фактор развития личности

1.1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности……………...4

1.2. Стадии, способы и средства социализации личности………………..8

1.3. Творческое исследование: почему социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему? ................................................11

Заключение……………………………………………………………………...14

Литература………………………………………………………………………15

Введение

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Поэтому рассмотрение данной темы носит актуальный характер.

Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории едины в одном: личностью человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а формируются и развиваются на протяжении всей жизни.

Процесс становления личности называют социализацией. Это крайне важный процесс, так как социализация представляет собой усвоение индивидом знаний, норм, верований, идеалов и ценностей, то есть культуры общества, к которому он принадлежит.

Цель работы состоит в рассмотрении социализации как фактора развития личности, в раскрытии того, как социальная среда влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы и средства социализации личности существуют.

1.1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы.

Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

Наиболее общим является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и др.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Примером, подтверждающим это, является знаменитое произведение Р. Киплинга «Маугли». Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора.

Поскольку сознание, речь и др. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания, самореализации.

Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:

1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека - в детстве, отрочестве, юности;

2) процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.

Социализация – это процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих определенным социальным ролям, и формирования социальных качеств (знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность.

1.2. Стадии, способы и средства социализации личности

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация , или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

¨ сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

¨ изменение себя, «стать как все»;

¨ конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Передача индивидам наследия культуры, установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности главным образом является основной функцией социальных институтов. Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей. Социальные институты являются основными структурными элементами общества. Они включают в свой состав систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения людей.

Агентами социализации называют институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди, окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации в современном обществе активно включаются средства массовой информации. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 18 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. В зрелом возрасте на первое место по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности.

Значительную роль в социализации играет образование. Образовательные учреждения являются агентами социализации. Образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценке существующих знаний.

Одним из механизмов социализации является идентификация. Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами, действия людей во многом определяются их самооценкой и групповым членством.

1.3. Творческое исследование: почему социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка?

Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?

Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом знаний, норм, верований, идеалов и ценностей, то есть культуры общества, к которому он принадлежит, а также усвоение индивидом социального опыта.

Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых – формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и, кроме того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности.

Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека, проходя ряд стадий (первичная социализация, стадия индивидуализации, стадия интеграции, трудовая стадия, послетрудовая стадия).

Обучение и воспитание ребенка – это и есть первичная стадия социализации. Здесь главными агентами социализации выступают родители или люди, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком. Именно в этот период у человека закладываются отношения к обществу, к окружающему миру и к жизни в целом. Родители передают детям знания, ценности, нормы, необходимые для исполнения различных социальных ролей. Стоит отметить, что вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. И социализация, и воспитание включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена, прежде всего, на развитие духовного здоровья общества, а воспитание - на развитие духовности в личности. Процессы воспитания и социализации неразрывно соединены точно так же, как и процессы обучения и социализации. Воспитание и обучение - это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, то есть когда взаимодействуют два или более индивида.

Ребенок социализируется, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности.

Поэтому оба процесса – обучение и воспитание – являются неотъемлемой основой в развитии ребенка. Но этой основы, данной ребенку его родителями, недостаточно для того, чтобы он стал личностью. Процесс получения знаний, ценностей, определенных правил поведения длится в течение всей жизни человека и не останавливается только на первичной стадии социализации. Ребенок вырастает, меняется и расширяется его окружение, появляются новые друзья, он выполняет определенные социальные роли, занимает определенные социальные статусы в той или иной социальной группе, где ему первоначально необходимо адаптироваться к социальной среде, ведь в каждой социальной группе есть свои «правила». И вот ребенок уже взрослый человек. Он получает образование, с помощью которого усваивает уже новые знания, ценности, нормы и другие элементы социального опыта. И так до пожилого возраста, в котором происходит большой вклад в воспроизводство социального опыта. На протяжении всей жизни происходит усвоение, «впитывание» человеком выработанных обществом и различными группами норм, ценностей, установок, представлений, стереотипов, образцов поведения, форм и способов общения.

Социализация основана на передаче социального (культурного) опыта от одного поколения другому и его усвоении. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить самое себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

Социализация – это начавшийся в младенчестве и продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Поэтому удлинить или сократить процесс социализации нельзя. Он продолжается всю жизнь. Ученые, исследуя проблему смены поколений, заметили, что преемственность поколений, передача социального опыта происходит на протяжении всего исторического времени. Но существует особенность в том, что она избирательна. Одни знания, нормы, ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, а другие в процессе исторического развития отвергаются или изменяются.

Заключение

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

Процесс становления и формирования личности называют социализацией. Это важный процесс, так как социализация представляет собой процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих определенным социальным ролям, и формирования социальных качеств (знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность. Довольно большое влияние на формирование и развитие личности оказывает социальная среда, а именно все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития.

В работе были раскрыты две стороны процесса формирования личности: внутренняя и внешняя, был рассмотрен факт, что личность является не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, общения, сознания, самосознания, самореализации. А также были выделены стадии социализации (первичная социализация, стадия индивидуализации, стадия интеграции, трудовая стадия, послетрудовая стадия), даны определения понятий «социальные институты», «агенты социализации» и рассмотрено их влияние на развитие личности. В результате собственного исследования был получен вывод о том, что социализация – это непрерывный процесс, который не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка, и который нельзя удлинить или сократить, так как он продолжается всю жизнь.

Литература

1. Двигалева А.А. Социология: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2005. – 496 с.

2. Кравченко А.И. Социология: Словарь: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 365 с.

3. Салыгин Е.Н. Социология: Человек и общество. Учебник для вузов. – М.: Вентана-Графф, 2001. – 272 с.

4. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.

5. Социология: проблемы духовной жизни: учебное пособие по курсу социологии для студентов гуманитарных факультетов / Под ред. проф. Л.Н. Когана – Челябинск, 1992. – 263 с.


Салыгин Е.Н. Социология: Человек и общество. Учебник для вузов. – М.: Вентана-Графф, 2001. – с.34

Двигалева А.А. Социология: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2005. – с. 104

Эссе на тему «Социализация студентов в период обучения в вузе»

Прежде чем, начать разговор о социализации студентов в период обучения в вузе, следует выяснить, что же такое социализация, определить её стадии и факторы на неё влияющие.

Социализация - сложный и многогранный процесс становления человека как члена современного ему общества, для которого характерно принятие и наследование его ценностей, норм, культуры, владение языком и необходимыми социальными навыками, осуществление прав и обязанностей в разнообразных социальных взаимодействиях.

Смысл социализации раскрывается в таких процессах, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.

Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

Проанализировав подходы различных психологов и социологов к определению стадий социализации, наиболее лаконичным и верным я нахожу следующий:

· дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

· трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

· послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности

Каждый студент, только поступив в вуз, сталкивается с рядом проблем к новой обстановке во время присвоения новой социальной роли и адаптации к новым условиям деятельности

Социализация студенческой молодежи в процессе обучения включает не только усвоение знаний и умений, но приобритение навыков жизни во взрослом обществе, приобретение социально-психологической и профессионально значимой направленности, обеспечивающих успешную деятельность как результат самореализации. Существует огромное количество факторов, влияющих на социализацию студентов в период обучения в вузе: экономические (Сложное материально - финансовым положением студента и его семьи, очевидные различия в имущественном, финансовом положении разных студентов, Неопределенностью трудоустройства), политические (модель проведения государством политики влияет на всех его граждан), социальные (например, перемены при переходе к рыночной экономике возникает ряд проблем, как безразличие к социально-неполноценным людям), так же моральные и культурные. Но помимо внешних факторов, на процесс адаптации студентов к взрослой жизни оказывают индивидуально-личностные факторы (характер, воспитание)

Поэтому вуз берёт на не малую ответственность при таком сложном, и очень важном процессе. Ведь обществу нужны реализующие свои таланты люди, которые не только хорошо выполняют свою работу, но и вносят вклад во всеобщее развитие и благосостояние.

По моему мнению особая роль принадлежит здесь творческой деятельности, организуемой в процессе учебной и внеучебной деятельности, которая выступает в качестве основы для достижения необходимого уровня активности в познавательной деятельности, а также создания межличностных отношений, позволяющих снять проблемы социальной студентов в группе.

Развитие творческого потенциала студента связано не только с решением проблемы адаптации к вузовскому обучению, но и в связи со становлением молодого специалиста как личности

На примере БГЭУ, я проиллюстрирую педагогическую деятельность, которая способствует социализации студентов в период обучения. В каждой академической группе есть куратор, который не только регулирует учебный процесс, но и помогает студентам справиться с трудностями, возникающими в процессе обучения, организует культурно-массовые и образовательные мероприятия, где каждый студент может проявить себя.

Внутри БГЭУ действует Студенческий клуб , где каждый может выбрать хобби себе по душе, а так же развить свой творческий потенциал. Такие органы студенческого самоуправления, как Студсовет , играют немаловажную роль в процессе привлечения студентов к организации учебного процесса.

Считаю важным упомянуть также МО БРСМ , несмотря на то, что многие считают деятельность этой организации формальной, она принимает активное участие в помощи студенческой самореализации. Профсоюз на уровне университета так же отстаивает позиции студентов перед государством, и даёт социальную поддержку. В нашем университете существует так же психологическая служба, которая помогает решать многие проблемы, но основная из них как раз таки социализация.

В заключение хотелось бы добавить, что социализация в период обучения в вузе играет важнейшую роль в развитии каждой личности. Она может проходить как естественно и легко, так и сложно и проблематично. Ведь обучение в вузе - это переходный момент между юностью и зрелой жизнью. Поэтому очень важно уделять этому процессу достойное внимание, не только со стороны перечисленных мною выше элементов вуза, но и самих преподавателей, которые в свою очередь должны быть как учёными, так и педагогами.

На современном этапе жизни российского общества и государства особое значение приобретает необходимость комплексного развития регионов на основе наиболее полного использования их потенциальных возможностей, в том числе системы профессионального образования, напрямую влияющей на развитие инновационной экономики страны. Начальное и среднее профессиональное образование выступает мощным фактором социализации молодежи, стабильности российского общества.

Об активной работе, которая ведется в Ставропольском крае по повышению эффективности системы НПО и СПО в условиях острой потребности в новых специалистах рассказывает министр образования края Алла ЗОЛОТУХИНА.

Направление - опережающее развитие

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года определена необходимость опережающего развития начального и среднего профессионального образования, обусловленная возрастающей потребностью страны в высококвалифицированных практико-ориентированных рабочих и специалистах, способных реализовывать широкий спектр производственных функций. В числе приоритетных направлений развития и совершенствования системы профессионального образования Ставропольского края - повышение качества, рационализация структуры подготовки кадров, развитие современной системы непрерывного профобразования, повышение инвестиционной привлекательности этой сферы, укрепление связи образовательных учреждений с производством.

В 2008 году принята краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае на 2008-2010 годы» и разработана стратегия развития системы образования Ставропольского края до 2020 года, ориентированные на перспективные потребности экономики края.

Среди определяющих задач этих программных документов:

  • создание региональной системы прогнозирования и мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различных профессий, специальностей и квалификаций;
  • разработка комплексов и кластеров «Образование - наука - инновации», которые призваны выполнять единую задачу внедрения инновационных образовательных, научно-производственных и управленческих технологий в процесс подготовки конкурентоспособных, социально и профессионально мобильных высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов;
  • создание системы непрерывного профессионального образования - переподготовка и повышение квалификации кадров в соответствии с потребностями рыночной экономики;
  • развитие частно-государственного партнерства системы образования края;
  • расширение социального партнерства работодателей и учреждений профобразования.

Сегодня в ведомственном подчинении министерства образования Ставропольского края находится 31 учреждение, в том числе 2 вуза, 16 учреждений среднего и 13 - начального профессионального образования. Общий контингент обучающихся - 37,2 тыс. человек, в том числе на бюджетной основе - 28,3 тыс. Ежегодно более 19 тыс. выпускников - рабочих и специалистов - активно включается в социально-экономическую жизнь края.

Трудно переоценить социальную значимость системы начального и среднего профобразования, которая сегодня реализует две наиважнейшие функции:

  • экономического развития - подготовка квалифицированных специалистов и рабочих кадров для предприятий всех отраслей экономики и производства;
  • социальной защиты обучающихся через получение ими профессионального образования высокого уровня, что крайне важно: более 70 процентов в этой системе - дети из малообеспеченных и неполных семей.

Политика правительства края направлена на всестороннюю поддержку талантливых молодых людей, стимулирование их творческой деятельности. Более 100 лучших студентов и учащихся получают стипендию, учрежденную губернатором края, размер которой составляет для студентов вузов - 1,5 тыс. рублей, для учащихся СПО - 1,2 тыс. рублей, НПО - 1 тыс. рублей. На 32 территориях края талантливые юноши и девушки получают стипендии глав муниципальных образований - до 1 тыс. рублей. На развитие профобразования в Ставропольском крае в 2009 году запланировано выделить 1млрд. 369,6 млн. рублей, что составляет 14,4 процента от средств бюджета края, в том числе на систему НПО и СПО - 935,8 млн. рублей.

Учебные заведения края все активнее занимаются поиском и предоставлением дополнительных услуг населению. В 2008 году в отрасли привлечено 264,9 млн. руб. внебюджетных средств, которые были направлены на укрепление материальной базы, капитальный ремонт, проведение противопожарных мероприятий, меры по стимулированию и повышению заработной платы работников образовательных учреждений. В 2009 году планируется привлечь 331,3 млн. рублей внебюджетных средств.

Соответствовать запросам рынка труда

Важным моментом развития системы НПО и СПО Ставропольского края является нацеленность на разрешение противоречий между сложившейся практикой подготовки рабочих и специалистов и новыми запросами государственного и частного секторов экономики, а также потребностями предприятий в квалифицированных кадрах новых специальностей.

Сегодня подготовка рабочих кадров и специалистов ведется более чем по 100 профессиям и специальностям. В соответствии с запросами рынка труда значительно сокращен набор учащихся по направлениям «Швейное дело», «Экономика и управление», увеличен - на профессии и специальности, востребованные в машиностроении, строительстве и сельском хозяйстве. Открыта подготовка по новым для края профессиям и специальностям: «Мастер сухого строительства», «Технология машиностроения» и другим.

Для рационального использования финансовых средств, учебно-материальной базы и инженерно-педагогических кадров учреждений НПО и СПО, повышения качества образования министерством образования края ведется работа по реструктуризации и оптимизации сети учреждений профессионального образования.

За последние три года закрыты 11 филиалов колледжей, расположенных при общеобразовательных школах; 7 малочисленных и в силу этого неперспективных учреждений НПО присоединены к более крупным; 10 малокомплектных, но социально востребованных профессиональных училищ реорганизованы в филиалы колледжей и лицеев.

Проводимые мероприятия не повлекли за собой сокращения учебных мест для подготовки рабочих кадров и специалистов, однако позволили направить высвободившиеся денежные средства в сумме около 10 млн. рублей на укрепление материально-технической базы учреждений НПО и СПО.

Центры «роста качества»

Очевидно, что решение актуальных социально-экономических задач развития государства напрямую зависит от эффективного использования человеческого труда, изменения структуры и развития качества рабочей силы, качества профессионального образования.

С целью удовлетворения потребностей населения в получении качественного профессионального образования в крае ведется работа по созданию современной модели учреждения. В структуре ведущих средних специальных учебных заведений, обеспеченных общежитиями и имеющих развитую учебно-производственную базу, создаются профильные ресурсные центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов.

В городах Ставрополе, Георгиевске, Лермонтове, селе Курсавка уже созданы 4 инновационных профильных ресурсных центра по подготовке высококлассных рабочих и специалистов строительной отрасли, жилищно-коммунального хозяйства, машиностроения, сельского хозяйства. На оснащение центров в 2007-2009 годах из бюджета отрасли выделено более 30 млн. рублей. До 2011 года на Ставрополье будут открыты еще 6 ресурсных центров по наиболее востребованным для отраслей экономики края профессиям и специальностям. В соответствии с программой развития образования Ставропольского края на их модернизацию и развитие запланировано выделение более 10 млн. рублей ежегодно.

На сегодняшний день эти учреждения стали настоящими центрами роста качества образовательных услуг, экспериментальными площадками для отработки инновационных подходов к подготовке квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда края. Ежегодно до 200 лучших учащихся учреждений НПО и СПО будут получать здесь знания и навыки по углубленной программе обучения на современном технологическом оборудовании, итогом чего станет повышенный квалификационный разряд по выбранной профессии.

Главный заказчик качества образования

Важно отметить, что катализатором системных изменений в системе НПО и СПО Ставропольского края стало участие лучших образовательных учреждений в таком направлении приоритетного национального проекта, как государственная поддержка на конкурсной основе подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в учреждениях, внедряющих инновационные образовательные программы.

В 2008 году в число победителей вошли Лермонтовский региональный многопрофильный колледж и Георгиевский региональный колледж «Интеграл». Эти учебные заведения получили из федерального бюджета на развитие 21 и 30 млн. рублей, соответственно, по 15 млн. рублей - из бюджета края, кроме того, к софинансированию были привлечены средства работодателей.

В 2009 году в число победителей конкурса вошел Курсавский региональный колледж «Интеграл». Только из федерального бюджета на реализацию представленной инновационной программы развития колледжу планируется выделить более 45 млн. руб.

В рамках этого направления ПНП «Образование» удалось осуществить реальные меры по повышению качества, увязав интересы государственных и экономических структур, привлечь государственные и частные средства для поддержки инновационных направлений развития учреждений. В проектах учреждений-победителей работодатель выступает как главный заказчик качества образования, участвует в разработке квалификационных требований по специальностям, реализации совместных проектов по развитию учебно-производственной базы образовательных учреждений, социальных программ по закреплению молодых специалистов. Сегодня крупные предприятия края активно сотрудничают с учреждениями профессионального образования.

Таким образом, национальный проект дал мощный импульс развитию в крае социального партнерства учреждений профессионального образования с предприятиями, профессиональными сообществами и другими экономическими структурами.

В результате совместной работы образовательные учреждения получили не только рабочие места для организации производственного обучения и производственной практики учащихся, но и современное технологическое оборудование, а по сути дела, заказ работодателей на подготовку необходимых им кадров. С участием социальных партнеров в подведомственных образовательных учреждениях проводится разработка и корректировка необходимых профессиональных компетенций по подготовке рабочих кадров и специалистов, что напрямую влияет на успешное трудоустройство выпускников.

Единая система

Ставропольский край является одним из первых регионов в стране, который интенсивными темпами стал развивать систему многоуровневого непрерывного профессионального образования. Это обусловлено тем, что интегрирование различных уровней образования в единую систему подготовки рабочих кадров и специалистов в условиях одного учреждения позволяет не только сокращать бюджетные расходы на образование, но и, самое важное, объективно - на протяжении всего периода многоуровневого обучения - отслеживать качество подготовки и корректировать содержание образования.

В большинстве учреждений НПО и СПО края учащиеся получают 2 профессии.

Верность традициям малой родины

В соответствии с Концепцией государственной политики РФ в отношении российского казачества, в крае ведется целенаправленная работа по созданию системы казачьего кадетского образования и воспитания.

В 2008 году путем реорганизации были созданы Григорополисский профессиональный лицей имени атамана М.И. Платова и профессиональный лицей имени казачьего генерала С.С. Николаева. Таким образом, создаются условия для возрождения и развития традиционной казачьей культуры и народных казачьих промыслов; формирования соответствующей структуры управления деятельностью этих учреждений с привлечением общественных организаций Терского казачьего войска Ставропольского края, а также инвестиций казачьих организаций на развитие образовательных учреждений. Наиболее востребованы у казачьей молодежи традиционные для сельской глубинки специальности «тракториста-машиниста», «автомеханика»; девушки, в основном, выбирают специальность «повара, кондитера». Во всех учебных группах введен спецкурс «История казачества Ставрополья», развиваются военно-прикладные виды спорта, изучается казачий фольклор, блюда казачьей кухни и т.д. Вся эта большая работа вселяет надежду на то, что представители молодого поколения, идущие нам на смену, станут не только настоящими профессионалами своего дела, но и продолжателями лучших традиций своей малой родины.

Дополнительный ресурс

Одна из характеристик современного этапа развития общества выражена в формуле, которая уже реализуется в наиболее развитых странах мира, - «образование через всю жизнь». Значимое место в деятельности учреждений НПО и СПО Ставропольского края занимает реализация программ дополнительного профессионального образования.

В 28 учреждениях профобразования, находящихся в подчинении министерства, осуществляется подготовка и переподготовка рабочих кадров и специалистов. Все учебные заведения лицензированы с правом реализации образовательных программ ускоренной курсовой профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемого и незанятого населения. Каждое из них имеет возможность обучить в год по разным профессиям и специальностям, с учётом дневной и вечерней форм обучения, не менее 300 человек. В целом, по краю в учреждениях НПО и СПО пройти профессиональную подготовку и переподготовку могут около 8 тыс. человек в год.

Кадры решают все!

Дальнейшее развитие начального и среднего профессионального образования и повышение его качества во многом зависит от кадрового обеспечения. Из общего числа руководящих и инженерно-педагогических работников учреждений профобразования 85 процентов имеют высшее образование, 15 - среднее специальное.

Подготовку кадров для системы НПО и СПО края осуществляет Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, реализующий образовательные программы начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Успешные выпускники, получив рабочую профессию или став специалистами среднего звена, продолжают обучение в вузе по программам, обновляя резерв педагогических кадров системы НПО и СПО. Таким образом, институт реализует концепцию разноуровневости и многопрофильности образования.

По специальности «Профессиональное обучение» с различной специализацией в институте обучаются лучшие выпускники наших училищ, колледжей и лицеев. Выпускник института - педагог профессионально-педагогического образования - подготовлен к деятельности в качестве преподавателя общетехнических (общеотраслевых) и специальных дисциплин в училищах, лицеях, техникумах и колледжах, учебно-производственных и учебно-курсовых комбинатах.

За более чем десятилетнюю работу для системы НПО и СПО вузом было подготовлено около 2 тыс. инженерно-педагогических кадров, которые успешно трудятся в учебных заведениях края, в производственной сфере.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов и мастеров производственного обучения учреждений профобразования края ведется в Ставропольском краевом институте повышения квалификации работников образования. На сегодняшний день в регионе создан банк данных о педагогических работниках в разрезе образовательных учреждений НПО и СПО, на основании которого разработаны многоуровневые и многоотраслевые образовательные программы по наиболее актуальным для инженерно-педагогического состава темам. Развитие инфраструктуры обучения, учитывающей различный уровень квалификации слушателей, нацелено на внедрение кредитно-модульной системы повышения квалификации. В институте повышения квалификации разработаны как базовые образовательные модули (11), так и специализированные (8), отдельные из которых могут осваиваться слушателями с помощью дистанционного обучения.

Система профессиональной ориентации

Объективная необходимость построения общества, интегрированного в мировую экономическую систему, требует переосмысления основных задач, стоящих перед профессиональной школой и особенно системами НПО и СПО, от которых в значительной мере зависит дальнейшее развитие инновационной экономики страны и нашего края.

Среди задач на среднесрочную перспективу:

  • формирование комплексной системы профессиональной ориентации;
  • качественное наращивание возможностей системы в деле подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов, усиление практической составляющей их подготовки, реализация на базе учреждений профобразования вариативных модульных и интегрированных многоуровневых образовательных программ, способных гибко реагировать на динамику потребностей рынка труда;
  • создание государственно-общественного управления подготовкой рабочих кадров, что позволит сформировать заказ работодателей на подготовку необходимых им кадров, объединить усилия государственных и общественных структур, работодателей по повышению качества профессионального образования, дальнейшего развития социального партнерства;
  • обновление программ и методик подготовки, повышения квалификации и переподготовки преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом внедрения образовательных стандартов нового поколения.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальной педагогики

Курсовая работа

ШКОЛА КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ

Выполнила:

студентка 3 курса, СГФ

Аяяя. Ф.Ф.

Научный руководитель:

д.п.н., профессор Ипппп К.Р.

Магнитогорск – 2008 г.


Введение

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется качественными изменениями приоритетов и ценностей в общественном сознании, что не могло не затронуть образование и педагогическую науку в целом. Социально-экономическая и политическая нестабильность в стране отражается на развитии сферы культуры и образования, затрудняя социализацию молодого поколения. Противоречия между объективной потребностью российского общества в формировании личности, способной не только адаптировать общечеловеческие ценности, но и вырабатывать собственные ценностные ориентации и реальным уровнем состояния общественной жизни становится очевидными. Особую тревогу вызывает неготовность молодежи, в том числе учащихся общеобразовательных школ, к восприятию общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей и традиций народов России.

Бездуховность, ориентиры на западные образцы жизни, потеря культурных народных корней, рост преступности, насилия - все это печальные реалии современного российского общества.

Статистика неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое или трое детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия. 425 тыс. детей состоит на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тыс. подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты. Характер «семейной болезни» приобрел алкоголизм. За последние семь лет в 2 раза увеличилось число детей, больных этим страшным недугом. Детей токсикоманов стало в 3,3 раза больше, а наркоманов - в 17,5 раза. Наркотики проникли в школы, вузы, их можно без труда купить на дискотеке, рок концерте, просто на улице. От них никто не застрахован. Наркоманами становятся как дети из бедных семей, так и из очень обеспеченных. Распространение наркомании повлияло и на рост ВИЧ-инфицированных. Ежегодно растет их число среди беременных и детей (20, 4) Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в их жизни решающее влияние оказала семья, у 30% средства массовой информации. Только у 20% школа, у 10% улица. Все это уже является своеобразным результатом разобщения требований социальных институтов, а, следовательно, негативными, виктимогенными последствиями социализации подрастающего поколения.

Процесс социализации подрастающего человека изменился, – превратившись от относительно направляемого в стихийный. Где требования семьи, школы и других социальных институтов разобщены, а иногда и противоречат друг другу.

В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Проблема социализации была поставлена в науке в конце прошлого века. Наиболее пристально она стала изучаться, начиная с 30-х гг. нашего столетия, а к началу 70-х гг. превратилась в одну из самых актуальных проблем человекознания.

Однако проблемы социализации подростков, особенно в условиях образовательного учреждения в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Среди научных кругов большое внимание проблеме девиантного поведения и социализации подрастающего человека в современном обществе уделяли Василькова Ю.В., Змановская Е.В., Мудрик А.В., Галагузова М.А., Шакурова М.В. и другие. Все они поднимают вопрос о защите подростка, как со стороны общества, так и со стороны государства, реабилитацию их социального статуса, созданию благоприятных условии для успешной социализации ребенка. Их исследования раскрывают особенности развития школьника как субъекта педагогического процесса, взаимодействия учебно-воспитательной системы с процессом социализации.

Таким образом, остро назревает необходимость систематизации управления процессом социализации ребенка институтами, занимающимися воспитанием.

Актуальность проблемы социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее пределами, так и разрушением взаимодействия семьи и школы, как единого составляющего в процессе социализации.

Цель исследования: изучить проблему влияния школы на социализацию ребенка

Объект исследования: процесс воздействия образовательного учреждения на социализацию ребенка.

Предмет исследования: социализация ребенка в условиях образовательного учреждения.

Задачи исследования:

· анализ научно-методической литературы по данному вопросу;

· рассмотреть общеобразовательную школу как институт социализации и воспитания;

· выявить реальное состояние проблемы социализации детей в образовательном учреждении.

Методы исследования: теоретические методы (анализ научной литературы; сравнительно-сопоставительный анализ), опросные методы (анкетирование, тестирование).

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

1. Сущность, этапы и механизмы процесса социализации

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Ведущими же условиями являются успешное воспитание и образование человека (19, 47).

Социализация и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.

Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.

Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.

В связи с этим обычно различают определенные этапы социализации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой. Основы функционирования на каждом из этапов закладываются в институтах социализации, важнейшим из которых является школа.

Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений (8, 18).

Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Однако здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального процесса социализации, связанные, в конечном счете, с местом личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью. Такие крайности можно назвать отрицательными видами приспособления.

Разумное приспособление к социальным условиям, не наносящие ущерба, как самой личности, так и окружающим, должны быть не только не осуждаемы, но во многих случаях и поддерживаемы.

В противном случае теряют смысл вопросы о социальных нормах, дисциплине, организованности, и даже целостности общества.

Вопрос о роли среды в детерминации поведения личности связан с ее социальной и нравственной ответственностью.

У человека всегда есть выбор и, следовательно, должна быть социальная ответственность. Разумное устройство общества предполагает взаимную уравновешенность личности перед обществом и ответственности общества перед личностью.

Элементы социальной структуры личности:

1. Способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющейся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, социально-бытовая.

При этом труд должен рассматриваться, как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все ее элементы.

2. Объективные социальные потребности личности.

Личность - органическая часть общества, поэтому в основе ее структуры лежат общественные потребности. Другими словами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями, которые определяют развитие человека, как общественного существа. Личность может осознавать, или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение.

3. Способности к творческой деятельности, знание, навыки, именно творческие способности и отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования, как личности.

Причем, творческие способности могут проявляться не обязательно в таких сферах деятельности, которые по природе своей требуют творческих личностей (науки, искусства), но и в таких, которые на первый взгляд, творческими не назовешь. Например, рутинная работа в трудовой сфере, а между тем и в ней проявляется творчество, и создаются различные машины и механизмы, облегчающие труд людей, делающие его интересным и эффективным. Словом, творчество - отличительная черта человека, как личности.


Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики

Факультет социологии

Эссе
по дисциплине
«Социологическая теория»
на тему
«Обучение в вузе как процесс социализации»

Выполнила студентка 1 курса 132 группы
Михайлова Инна

Москва
2012

Аннотация:
В эссе рассмотрена проблема социализации учащегося высшего учебного заведения, как одного из важнейших этапов жизни человека. Мною приведена основная теоретическая информация по данной теме, подробно рассмотрены основные факторы, влияющие на процесс социализации студентов, отмечена тенденция либерализации обучения и её влияние на отношение учащихся к ответственности. Также определено значение периода обучения в вузе, дана итоговая оценка всему процессу в целом.

Учёба в Вузе является, несомненно, одним из самых важных этапов в жизни человека. Получение высшего образования открывает перед молодыми людьми множество возможностей, ведь благодаря полученным в университете знаниям и навыкам они становятся специалистами в своей области. Престижность диплома о высшем образовании сложно переоценить, поэтому современная молодёжь так стремится поступить в университет, к сожалению, не всегда задумываясь, действительно ли им это нужно. Отсюда рост количества неэффективных вузов и неквалифицированных кадров. Только ли перспектива получения диплома притягивает молодых людей? Так называемая «студенческая пора», о которой с ностальгией отзываются родители и учителя, является одним из ключевых факторов в принятии решения о поступлении в вуз. Это понятие окружено некоторым ореолом романтики и таинственности. Новые знакомые, друзья, преподаватели, иногда жизнь в общежитии, в другом городе – возможность проверить свою самостоятельность и приспособленность к взрослой жизни.
Большинство первокурсников не до конца уверено относительно выбора университета и направления, они не знают, в какой области им хотелось бы построить карьеру, система ценностей их не сформирована окончательно. Задача университета - выпустить уверенных в себе молодых специалистов, обладающих всеми навыками, необходимыми для построения успешной карьеры в конкретной профессиональной области. Таким образом, мы можем сказать, что период обучения в вузе должен стать переходной стадией между юностью и взрослой жизнью.
Именно такой представляется ситуация с поступлением абитуриентам и их родителям. С точки зрения социологии, обучение в вузе – это один из этапов процесса социализации. Чтобы понять, что именно происходит на этом этапе и определить степень значимости этой стадии жизни человека, следует для начала разобраться, что представляет процесс социализации в целом, что было на предыдущих ступенях.
Итак, что является решающим фактором в развитии человека? Разумеется, связи с другими людьми, причём начиная с самого раннего возраста. Без наличия длительных контактов, ребёнок не сможет перенять навыков необходимых, для функционирования в обществе, то есть останется существом исключительно биологическим. Однако недостаточно просто перенять те самые навыки, нужно уметь их воспроизвести, лишь тогда можно говорить о том, что данный индивид является полноценным членом общества. То есть речь идёт не только о воздействии социальной среды на человека, но и его взаимодействии с нею. Определение, учитывающее оба этих аспекта, дано Андреевой Г. М.: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду.» 1
Основой для всего процесса является первичная социализация, в которой главную роль играет семья. Родители передают своему ребёнку ценности, нормы поведения в обществе, свои позиции и взгляд на мир. Не имея возможности сформировать собственное отношение к окружающей обстановке, ребёнок впитывает те, что прививают ему родители. Эти установки в последствие играют огромную роль в системе его взглядов.
Итак, социализация ребёнка обеспечивается длительными контактами и связями с другими людьми. Развитие ребёнка представляет собою процесс формирования различных убеждений и установок, одним из которых является восприятие себя как личности, возникновение самосознания. В различных теориях развития ребёнка данный аспект рассматривается по-разному. Психолог и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд выделяет этапы развития в зависимости от того, каким образом дети контролируют свои влечения. Теория символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида, американского философа и социолога, связана с тем, как ребёнок учится использовать понятия «I» и «Me», то есть основную роль играет появление чувства собственного «я». Швейцарский учёный Жан Пиаже в центр ставит вопрос о том, как дети учатся думать о себе и об окружающих. Все эти теории рассматривают лишь период младенчества и детства. Также, ни один из авторов не учитывает в рамках своего подхода социального контекста, в котором социализация происходит. Здесь необходимо ввести понятие агентов социализации, играющего одну из ключевых ролей в понимании процесса.
Агенты социализации – это группы и социальные контексты, окружения, в рамках которых происходит процесс социализации. В зависимости от типа социализации, их разделяют на две группы – первичных и вторичных агентов. Очевидно, что первичным агентом будет являться семья, как важнейший институт, влияющий на ребёнка. Так как ВУЗ относится к агентам вторичной социализации, рассмотрим это понятие подробней.
Вторичная социализация происходит уже вне семьи, в рамках формальных институтов – в школе, в университете, на работе. В каждом случае, человек попадает в новую, чуждую ему обстановку, с другими нормами, к которым необходимо приспособиться. В результате этого приспособления, взгляды и позиции, полученные в результате первичной социализации, меняются, корректируются, дополняются. Также от теории, ребёнок фактически переходит к практике. О многих правилах и нормах родители могут дать лишь общее представление. Учась в школе и университете или работая, мы сталкиваемся с реальным воплощением этих норм. Например, каждый ребёнок знает, что опаздывать нехорошо. Однако с практическим применением этой установки он сталкивается впервые именно в школе, приходит понимание её сути. Всё познаётся опытным путём – этот путь и есть вторичная социализация
В этот период в игру вступают другие агенты – группы сверстников, образовательные учреждения, СМИ, работа.… Причём группы сверстников будут действовать в рамках образовательных учреждений, так как и в школе, и в вузе классы и группы формируются на основе возрастной градации. Отношения со сверстниками крайне важны для современного ребёнка, учитывая, что он проводит с ними большую часть своего времени, так как оба родителя заняты на работе. Если в семье ребёнок вынужден подчиняться родителям, то в компании сверстников, он сам решает, какую позицию занять, но эта позиция не всегда совпадает с той, что приписывают ему другие дети. Отношения со сверстниками играют огромную роль в течение всей жизни, даже на работе, где нет деления подобно школе или университету, тем не менее, образуются неформальные группы людей одного возраста. Это связано в первую очередь с тем, что людям одного возраста, как правило, присущи схожие взгляды и ценности, у них есть общие интересы и привычки.
Введя основные понятия, мы можем плотнее подойти к рассмотрению конкретного этапа социализации – обучения в вузе. Что же включает в себя социализация студентов, каковы факторы, влияющие на неё?
Помимо очевидного – получения знаний, социализация во время учёбы в вузе включает в себя освоение роли студента, приобретение навыков жизни во взрослом обществе. Социальная роль студента в свою очередь подразумевает определённые нормы, функции, опыт, характерные лишь ей, выделяющие студента из всей массы молодёжи.
Желание университетов оградить себя от «нежелательных» студентов делает получение высшего образования относительно недоступным. Система обязательных выпускных экзаменов, вступительные испытания и собеседования, отчисления непосредственно во время учёбы в высших учебных заведениях отбирают самых способных молодых людей.
Последний фактор отбора, а именно отчисления, играют немаловажную роль в процессе социализации студента. Возможность быть отчисленным из-за неуспеваемости, делает студента более дисциплинированным и ответственным по отношению к учёбе. Чётко установленные роки сдач работ, дедлайны учат его правильно рассчитывать своё время. То есть, обобщив можно сказать, что вуз подготавливает студента к требованиям, с которыми ему придётся столкнуться на будущей работе. Отчисление по причине неподобающего поведения также возможно, соответственно требования высшей школы касаются не только интеллектуальных способностей студента. И это понятно, ведь каждый вуз стремится поддержать свою репутацию, а что, как не поведение студентов вне университета является показателем престижности образования, предоставляемого каким-либо учреждением? Каждый первокурсник должен понимать, что отныне каждое его действие будет рассматриваться, как поступок, совершённый студентом конкретного вуза, это и значит принять социальную роль студента.
Существует множество факторов влияющих на процесс социализации студента, каждый из них обусловлен соответствующей сферой общественной жизни. Рассмотрим каждый из этих факторов по отдельности.
Материальное положение всех студентов различно. Обучение в российском вузе возможно как на бюджетной, так и на платной основе. Влияние экономического фактора, таким образом, актуально для каждого университета, где учатся студенты, принадлежащие к различным классам общества. На эту ситуацию можно взглянуть с двух сторон: плюсом является то, что у каждого абитуриента есть возможность учиться в вузе независимо от его материального положения, то есть элитарность высшего образования отсутствует. С другой стороны, очевидное различие в финансовом положении студентов приносит некоторый дискомфорт в их взаимодействия внутри группы. Не все могут рассчитывать на повышенную стипендию или вообще на стипендию, отсюда вытекает желание некоторых студентов совмещать учёбу с работой, что может отразиться на успеваемости и посещаемости, а также влияет на их социализацию, ведь работа - это совершенно другой институт со своими особенностями и требованиями.
Студенты являются активными участниками политических процессов, это связано в первую очередь с тем, что бо?льшая часть обучающихся в вузах достигает совершеннолетия на первом курсе, а значит, осознаёт свою причастность к тому, что происходит в стране. Особенно ясно они ощущают на себе политику, проводимую государством относительно системы высшего образования, что очевидно. Размер стипендии студентов, льготы, предоставляемые им, формат различных экзаменов, образовательные программы и их критерии – всё это находится в ведении правительства. То есть политический фактор является одним из ключевых в жизни студента и способствует осознанию студентом собственной принадлежности к своей стране и отождествлению себя с полноправным гражданином, которых хочет и может менять политическую ситуацию.
Отношения, сложившиеся между студентами, их расположенность друг к другу, к взаимопомощи, поддержке, сильно влияют на желание студента учиться в конкретном вузе. Это действие социального фактора. Например, отношения конкуренции между студентами в условиях рейтинговой системы, когда стипендия выплачивается определённому количеству студентов, находящихся в «топе», негативно влияют на отношения между однокурсниками, ведь каждый видит в другом студенте потенциального соперника за место в рейтинге. Но многое сближает студентов, они часто образуют довольно сплочённый коллектив, создаются дружеские компании, не распадающиеся многие годы.
Из школьного класса, первокурсник попадает в совершенно новую группу сверстников. Первокурсник учится формировать отношения с нуля не только со сверстниками, но и с преподавателями, что является совершенно новым для него опытом. Если в школе учителя являются наставниками и воспитателями, то в вузе ситуация меняется кардинально. Учащиеся и преподаватели находятся в отношениях сотрудничества, никто отныне не будет напоминать несколько раз о сроках сдачи работ, просить начать учиться и так далее. Студент сам расставляет приоритеты, решает, что важнее – курсовая или ночь в клубе. Это совершенно новый уровень ответственности, к которому трудно, но необходимо привыкнуть.
На процесс социализации студентов оказывают сильнейшее влияние индивидуально- личностные факторы. Воспитание и характер студента будут определять степень трудности его социализации: примет ли он новые условия, приспособится ли к ним? Для кого-то проблемой может оказаться требование к дисциплине, для кого-то наоборот либеральность. Так или иначе, каждый студент столкнётся с несовпадением собственных принципов с установленными в вузе нормами. Решать подобные проблемы – ещё один совершенно новый навык.
Стоит также отметить влияние либерализации на ответственность студентов в России. То, что наши учащиеся понимают под свободой, на западе называется скорее вседозволенностью. Например, свободное посещение лекций является обычной практикой в западных вузах, а теперь и в наших, но если студенты зарубежных университетов осознают, что есть определённая программа успеваемости и критерии успеваемости, выходить за рамки которых по крайней мере неразумно, то нашим студентам это в голову приходит не всегда. Дело в том, что в западных странах действует иная либеральная система: «свобода-ответственность». А именно, уважение другой личности и ее свободы через ограничение собственной личности.
Всё вышесказанное позволяет понять, насколько велика ответственность руководства высших учебных заведений. По мнению П.С.Фёдоровой миссия современного вуза заключается в том, чтобы за счет фундаментальной образовательной подготовки и успешной социализации молодежи осуществлять последовательные и эффективные инновации в окружающем мире. Период обучения не может не оставить следа в развитии личности студента. Предполагается, что по окончании вуза студент превращается в квалифицированный кадр, готовый к работе, нацеленный на результат, чётко осознающий себя как профессионала, умеющего правильно строить отношения, как в личной жизни, так и в профессиональной среде. За несколько студенческих лет юноша или девушка должны превратиться действительно во взрослых людей, готовых к трудностям, с которыми им придётся столкнуться в дальнейшей жизни и способных эти трудности решать.
Ключевые слова:
Социализация, первичная и вторичная социализация, агенты и институты социализации, группы сверстников, студенты, вуз, социальная роль студента, факторы социализации.
Список использованных ресурсов:

    Гидденс Э. Социология. М., 1999.
    Андреева Г.М. Социальная психология. М.,2003.
    Фёдорова П.С. Социально-психологические характеристики образовательной среды высшего учреждения профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - №2. - С. 162-165
    Соцализация в вузе и этничность [электронный ресурс] – Режим Доступа. – URL: http://www.almavest.ru/ru/ favorite/2011/10/12/250/
1 Андреева Г.М. Социальная психология // Раздел IV «Социально-психологические проблемы исследования личности», глава 16 «Социализация»

error: