Сравнительная таблица возраста юность зрелость старение. Понятие возраста

Детство

Длится первые тринадцать лет жизни человека. Ни одно живое существо не имеет такого долгого этапа созревания. Человеческий ребенок рождается более беспомощным по сравнению с детенышами животных, кроме того, жить ему приходится в крайне сложной и меняющейся среде -- обществе, отсюда и такой длительный срок развития. В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.

Юность

Начинается с 13 лет. В этот период происходят важные физиологические изменения и психические сдвиги -- склонность к противоположному полу, усиление агрессивности, склонности к риску, стремление к независимости, самостоятельности. Если дети послушны, оценивают мир глазами родителей, учителей, то подростки стремятся к созданию собственной системы ценностей. В юности завершается создание социального "Я", формируется мировоззрение. Главная трудность -- ролевой конфликт. В правовом отношении подростки рассматриваются как дети, в психологическом -- уже созрели для принятия важных решений. Ролевое бесправие и отсутствие опыта толкают юных к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой свободе и т. д.

Зрелость

Признаками наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека. Очень важным показателем является вступление в брак, потому что впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента -- сначала по отношению к супруге /супругу/, затем -- к ребенку.

Социализация взрослых людей имеет свою специфику. Американский социолог О.Брим-младший показал, что она выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентаций. Социализация взрослых людей имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками и проходит в форме переобучения. А.И.Кравченко утверждает, что данный процесс распадается на два этапа: I этап -- десоциализацию -- отучение от старых норм, ценностей, ролей; II этап -- ресоциализацию -- обучение новым нормам, ценностям, ролям. Иногда человек попадает в столь экстремальные условия, что десоциализация заходит слишком глубоко, разрушая нравственные основы личности, а ресоциализация не может ни восстановить утраченное, ни дать чего-то нового. Такое происходит с людьми, попавшими в тюрьмы, колонии, концлагеря, психиатрические больницы, иногда -- в армии.

Старость

Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуться вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. С уходом на пенсию меняется статус -- от работника и кормильца к потребителю. В современном обществе даже роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию уже не вице-президент. Если в традиционном обществе старики выступают в роли советников, мудрецов, наставников, то в современном обществе они не пользуются особым престижем или почетом. У них растет чувство изолированности, зависимости от других, исчезают жизненные планы. Годам к семидесяти человек, как правило, начинает социализацию к смерти -- подготовку моральную и материальную - к окончанию жизни.

Агенты социализации

Поскольку социализация делится на два вида -- первичную и вторичную, постольку ее агенты делятся на первичных и вторичных.

Агенты первичной социализации -- родители, сверстники, родственники, любимые учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных группировок.

Агенты вторичной социализации -- администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и т. д. Их называют еще институтами социализации.

Агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя по убывающей их воздействие сохраняется и во второй. Институты социализации преобладают во второй половине жизни человека. Первые выполняют каждый множество функций (мать-опекун, администратор, воспитательница, учительница, подруга и т. д.), вторые -- одну, две (СМИ -- информация, идеологическая обработка).

Среди агентов первичной социализации в превосходящей позиции находятся родители и сверстники - друзья. Родители желают, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, за двойки, за нарушение нравственных принципов, норм; ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию -- облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими -- чему родители явно научить не могут. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, институтов - нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые -- нет. Так, взаимозаменяемы функции родителей и родственников, но директор школы не сможет заменить премьер-министра. Кроме того, социализаторская деятельность первичных агентов не оплачивается в отличие от вторых.

Начальная (первичная) социализация -- область межличностных отношений и предписанных статусов - является базисной в процессе становления, обучения и адаптации социального "Я". Вторичная продолженная социализация -- область формальных социальных отношений и достигаемых статусов.

Бальзаковский возраст — это когда замуж уже не зовут, а в гроб ещё рано. (Автор не назвался)

Безделье — счастье детей и несчастье стариков. (В. Гюго)

Болезни старости ослабляют нашу привязанность к жизни по мере того, как мы приближаемся к смерти. (Джонатан Свифт)

Был молодым — не знал, стал старым — забыл. (Японская посл.)

Быть взрослым — значит, быть одиноким. (Жан Ростан)

Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас самих. (Коко Шанель)

В возрасте как таковом я не вижу ничего романтического. Либо вы интересны в любом возрасте, либо нет. Нет ничего особенно интересного в том, чтобы быть старым, — или в том, чтобы быть молодым. (К. Хэпберн)

В двадцать лет над человеком властвует желание, в тридцать лет — разум, в сорок лет — рассудок. (Б. Франклин)

В десять лет — чудо, в двадцать — гений, а после тридцати — обыкновенный человек. (Японская посл.)

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости — лишь о возлюбленной, в старости — лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе. (Автор в розыске)

В жизни женщины рано или поздно наступает момент, когда она должна окончательно определиться со своим возрастом и придерживаться его до конца. (Хелен Роуленд)

Взрослея, мы становимся серьёзнее, и это, позволю себе заметить, первый шаг к тому, чтобы поглупеть. (Джозеф Аддисон)

В любом возрасте можно стать моложе. (Мэй Уэст)

В моём возрасте я уже не могу позволить себе плохо себя чувствовать. (Черчилль)

В молодости надо обязательно правильно питаться и заниматься спортом, чтобы в старости не пришлось вести здоровый образ жизни. (Автор в розыске)

В молодости охотно видишь чужие земли, в старости — ещё охотнее свои собственные. (Сафир)

Внутри себя все мы одного возраста. (Гертруда Стайн)

Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы.
(Анна де Сталь)

Во всяком возрасте свои удовольствия; удовольствие стариков заключается в разговорах об удовольствиях молодых. (Г. Гейне)

Возраст всегда оставляет следы, по которым его можно обнаружить. (Тамара Клейман)

Возраст для женщины не самое главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой до конца своих дней. (Коко Шанель)

Возраст каждого мужчины определяется тем, как выглядит его жена. (О. Блюменталь)

Воспоминания — вот из-за чего мы стареем. Секрет вечной юности — в умении забывать. (Ремарк)
(Вообще-то амнезия — признак слабоумия а не «вечной юности»)

В пожилом возрасте любовь превращается в порок. (Бальзак)

В профессиональном плане у меня нет возраста. (Кэтлин Тернер)

В пятьдесят лет мужчина более опасен, чем во всяком другом возрасте, ибо обладает дорогостоящим опытом и часто состоянием. (Бальзак)

В пятьдесят лет необходимо иметь шляпу и два галстука, белый и черный: часто придется венчать и хоронить. (В. Ключевский)

Все женщины молоды, но некоторые моложе других.
(Марсель Ашар)

Все люди хотят жить долго, но никто не хочет быть старым.
(Дж. Свифт)

Всему, что я знаю, я научился после тридцати. (Жорж Клемансо)

Все хотят дожить до старости, о когда доживут, её же и винят. (Цицерон)

В сорок лет мы оказываемся перед выбором: либо продлевать свою молодость, либо продлевать свою жизнь. (Жак Деваль)

Вспоминать юность — это всё равно, что посещать могилу друга, которого мы оскорбили, и не имеем никакой возможности загладить свою вину. (Джон Фостер)

В старости нет лучшего утешения, чем сознание того, что все силы в молодости отданы делу, которое не стареет. (Шопенгауэр)

В сущности, старость начинается с того момента, когда человек утратил способность учиться. (Артуро Граф)

Вторая молодость — возвращение глупости, но уже без удовольствий. (Стас Янковский)

В тридцать лет женщина должна выбирать между задом и лицом. (Коко Шанель)

В шестьдесят начинаешь понимать, что твой дедушка, доживший до 80-ти, умер не таким уж и старым. (В. Аллен)

Вы неизбежно придёте к выводу, что не должны забывать о своём возрасте. (Хэлен Хэйес)

В юности хочется жить веселее, в зрелости — лучше, а в старости — дольше. (Э. Севрус)

Даже и теперь я не более завидую силе молодых, чем прежде завидовал силе быка или слона. (Цицерон)

Детство — счастливейшие годы жизни, но только не для детей. (Майкл Муркок)

До тридцати лет греет жена, после тридцати — рюмка вина, а после — и печь не греет. (Русская посл.)

Если вдруг замечаешь, что тридцатилетние подозрительно учтивы с тобой, значит, ты старше, чем тебе кажется. (Сильвия Чиз)

Если вы ещё способны разочаровываться, значит, вы всё ещё молоды. (Сара Черчилль)

Если бы молодость знала, если бы старость могла. (Анри Этьен)

Если бы молодость знала, она бы и в старости могла. (Автор в розыске)

Если дедушка на свое восьмидесятилетие задул все свечки на торте, значит, квартира освободится ещё не скоро.

Если женщина признается тебе в своем возрасте, значит, она уже из него вышла. (Янина Ипохорская)

Есть возраст, не оставляющий в памяти никаких следов. (Лабрюер)

Жалок старик, который не сумел в течение столь долгой жизни научиться презирать смерть. (Цицерон)

Женщина молода до тех пор, пока её любят. (Г. Флобер)

Женщина на семь лет моложе, чем утверждают её подруги, и на пять лет старше, чем дают ей мужчины. (Джина Лоллобриджида)

Женщина не перестаёт говорить о своём возрасте, но никогда его не называет. (Жюль Ренар)

Жизнь делится на три части: когда ты веришь в Санта-Клауса, когда ты не веришь в Санта-Клауса и когда ты уже сам Санта-Клаус.
(Боб Филлипс)

Из молодости в старость бери припасом мудрость, ибо нет достояния надёжнее. (Биант)

Из молодых людей лучше те, которые краснеют, а не те, которые бледнеют. (Катон Старший)

Каждая женщина имеет тот возраст, который заслуживает.
(Коко Шанель)

Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедами и восхищается прадедами. (Сомерсет Моэм)

Каждому возрасту присущи свои особенности. (Цицерон)

Каждый возраст имеет свои особые склонности, но человек всегда остается один и тот же. В десять лет он под обаянием сластей, в двадцать — возлюбленной, в тридцать — удовольствий, в сорок — честолюбия, в пятьдесят — глупости. (Жан Жак Руссо)

Как мал промежуток между временем, когда человек ещё слишком молод, и когда он уже слишком стар. (Монтескье)

Когда женщине исполнится тридцать, первое, что она начинает забывать, это свой возраст; и в сорок он уже совершенно изглаживается из её памяти. (Нинон де Ланкло)

Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлён, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет. (Марк Твен)

Косметика омолаживает женщину, бритьё — мужчину. Но лестница выдаёт всех. (Пшекруй)

К сожалению, женщиной неопределенного возраста можно быть лишь до определенного возраста. (С. Альтов)

Кто много веселится в молодости, тот много плачет в старости — у разбитого корыта. (Валентин Грудев)

Лучше быть молодым навозным жуком, чем старой райской птицей. (Марк Твен)
(Лично Теткоракс предпочитает вообще не быть, чем быть каким-нибудь жуком.)

Лучше быть старой, чем мёртвой. (Бриджит Бардо)

Люди не начинают меньше двигаться, когда стареют. Они стареют, когда начинают меньше двигаться. (Густав-Адольф Шур)

Люди старятся, но не становятся более зрелыми. (Альфонс Доде)

Меня не порицают? Значит, годы уже не те. (Габриэль Колетт)

Миром правят молодые, когда состарятся. (Д. Б. Шоу)

Мне 65, но если бы в году было бы пятнадцать месяцев, мне было бы всего 49. (Джеймс Фарбер)

Мне не нравится, когда люди говорят о разнице в возрасте. Разницы в возрасте не существует. (Артур Трэйси)
(Правильно, самовнушение — великая вещь!)

Можно дожить и до ста лет, если отказаться от всего, ради чего стоит жить до ста лет. (Вуди Аллен)

Можно родиться стариком, так же как можно умереть молодым. (Кокто)

Молодой человек подобен воску. (Д.И. Фонвизин)

Молодой — это тот, кто ещё не солгал. (Жюль Ренар)

Молодости, которая ничего себе не прощает, прощается всё; а старости, которая всё себе прощает, ничего не прощается. (Д.Б. Шоу)

Молодость быстро летит: лови уходящее время. День миновавший всегда лучше, чем день нынешний. (Овидий)

Молодость — вот время для усвоения мудрости, старость — время для её применения. (Жан Жак Руссо)

Молодость даётся лишь раз. Потом для глупостей нужно подыскивать какое-нибудь другое оправдание. (Автор в розыске)

Молодость — заблуждение, зрелый возраст — борьба, старость — сожаление. (Б. Дизраэли)

Молодость — не ошибка, старость — не заслуга. (Немецкая пословица)

Молодость — прекрасное время, когда нет ни профессии, ни прав, ни денег, только сексуальная ориентация.

Молодость — это время упущенных возможностей. (Сирил Конноли)

Молодые глаза видят острее, старые глубже. (Елизавета I)

Молодые люди говорят о том, что они делают; старики о том, что они делали; а дураки о том, что им хотелось бы делать. (Пьер Буаст)

Молодые люди меньше страдают из-за своих оплошностей, чем от благоразумия стариков. (Вовенарг)

Молодые люди не знают, чего хотят, но полны решимости добиться этого. (Федерико Феллини)

Мудрость не всегда приходит с возрастом; бывает, что возраст приходит один. (Э. Маккензи)

Мужчина женщины бальзаковского возраста совсем ещё юн. (Теткоракс)

Мужчины становятся старше, но не становятся лучше. (О. Уальд)

Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет. (Ларошфуко)
(Да, обучение людей всегда было несвоевременным и недостаточным.)

Мы молоды, как наши надежды, и стары, как наши страхи.
(Вера Пейффер)

Мы не считаем годы человека, пока у него можно считать что-нибудь другое. (Эмерсон)

Мы никогда не взрослеем, а только учимся вести себя на публике. (Автор в розыске)

Не веди счёт годам: счёт всегда идёт на секунды! (Евгений Кащеев)

Не жалей о прожитых годах, жалей об утраченных возможностях. (Теткоракс)

Не знает юность совести упрёков. (Шекспир)

Нельзя доверять женщине, которая не скрывает свой возраст. Такая женщина не постесняется сказать всё, что угодно. (О. Уальд)

Не надо тащить за собой в старость ошибки юности; у старости свои пороки. (Гёте)

Несчастна судьба людей! Только что ум достиг своей зрелости, как тело начинает слабеть. (Монтескье)

Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы своей продолжительной жизни, кроме возраста. (Сенека)

Никто не настолько стар, чтобы не быть в состоянии протянуть ещё годик, никто не настолько молод, чтобы не умереть сегодня же. (Фернандо Рохас)

Ничто так не старит женщину, как излишне богатый костюм.
(Коко Шанель)

Ничто так не старит мужчину, как жизнь с одной и той же женщиной. (Норман Дуглас)
(Не следует брать это высказывание в качестве призыва к действию. Это юмор и ничего более)

Ничто так не ускоряет старости, как неумеренные попойки, необузданная любовь и не знающая меры похотливость.
(Эразм Роттердамский)

Ночь несёт покой старикам и надежду молодым. (Д.Б. Шоу)

О, если бы снова стать семидесятилетним! (Жорж Клемансо)

Первый симптом старения — любовь к жизни. (Магдалена Самозванец)

Пересчитай свои годы на деньги — и ты увидишь, как это мало. (Магдалена Самозванец)

Печально не то, что надвигается старость, а то, что уходит молодость. (А. Дюма)

Подобно тому, как фрукты созревают в разное время, так и люди становятся взрослыми в разном возрасте. (Теткоракс)

Пожилой возраст — это время, когда вы готовы приняться за дела, за которые не берётся молодость, и именно потому, что эти дела требуют слишком много времени. (Сомерсет Моэм)

Пока есть жизнь, есть и надежда. (Цицерон)

Поучать старца — что лечить мертвеца. (Диоген)
(Старец так же невосприимчив к учению, как и покойник к лечению. (Теткоракс)

Почти всё великое сделано молодыми. (Дизраэли)

Почти всякое морщинистое лицо смело уподоблю груше, вынутой из компота. (Козьма Прутков)

Прекращение деятельности всегда приводит за собой вялость, а за вялостью идет дряхлость. (Апулей)

Радостно наблюдать, как растут твои дети, но грустно видеть, как стареют твои женщины, и совсем уж печально ощущать, что стареешь ты сам. (Теткоракс)

Расскажите мне о детстве человека, остальное я вам расскажу сам. (Р. Киплинг)

Своем долголетием я обязан спорту — я им никогда не занимался. (У. Черчилль)

С возрастом размер теряет значение. (Теткоракс)

Свой преклонный возраст мы осознаём лишь у порога смерти. (Габриэль Колетт)

Сорокалетье — вот рубеж извечный,
Попутный ветер был, теперь он встречный. (Юсуф Баласагуни)

Сорок лет — ужасный возраст, поскольку в этом возрасте мы становимся тем, чем являемся. (Шарль Пеги)

Сорок — старость молодости; пятьдесят — молодость старости. (Гюго)
(Шестьдесят — зрелость старости.)

Сорок лет это такой возраст, когда наконец-то чувствуешь себя молодым. Но уже слишком поздно. (Пикассо)

Средний возраст — это когда из двух искушений выбираешь то, которое позволит тебе вернуться домой до девяти вечера.
(Рональд Рейган)

Средний возраст — это когда тебе всё равно, куда идёт жена — лишь бы не тащиться вместе с ней. (Автор не назвался)

Средний возраст — это когда труд доставляет всё меньше удовольствия, а удовольствия требуют всё больше труда.
(Э. Уилсон)

Средний возраст — это когда ты слишком молод, чтобы идти на пенсию, и слишком стар, чтобы получить другую работу.
(Лоренс Питер)

Старайся не влюбляться под старость, ибо такая любовь сделает тебя смешным в глазах людей, либо несчастным. (Унсур аль Маали)

Стареть скучно, но это единственная известная возможность жить долго. (Сент-Бёв)

Старея, становишься мудрей и безумней. (Ларошфуко)

Старики всему верят, люди зрелого возраста во всём сомневаются, молодые всё знают. (О. Уальд)
(Вообще-то старики как раз и есть самые недоверчивые люди. А вот всему верят лишь те из них, кто уже выжил из ума)

Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры. (Ларошфуко)

Старость гасит страсти, останавливает занятия, заглушает всякие стремления и отдает вас в жертву страшному врагу, который зовется покоем, но настоящее имя которого — скука. (Эрнест Легуве)

Старость начинается в тот момент, когда ты начинаешь жаловаться на молодёжь. (А. Циткин)

Старость начинается тогда, когда на поддержание здоровья тратится больше денег, чем на его разрушение. (Автор в розыске)

Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости. (Коко Шанель)

Старость — самое неожиданное, что поджидает нас в жизни.
(Лев Троцкий)

Старость — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.
(Ф. Раневская)

Старость — это когда будущее становится настоящим.

Старость — это награда и кара за всё. (А. Межиров)

Старческое брюзжание — это попытка передать опыт, срок годности которого истёк. (Борис Кригер)

Старые безумцы безумнее молодых. (Ларошфуко)

Старые и молодые, мы все вышли в наш последний круиз.
(Р. Стивенсон)

С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее; с точки зрения старости — очень короткое прошлое. (Шопенгауэр)

Суть старости в том, что приобретаешь опыт, которым нельзя воспользоваться. (Станислав Лем)

Тезис «Гуляй, пока молодой» ошибочен. Что-то нужно оставить и на старость. (Теткоракс)

Только дурак может праздновать годы приближения смерти.
(Д.Б. Шоу)

Только единицам гениев удаётся пережить пубертатный возраст. (Теткоракс)

Тот, кто не ведёт себя соответственно своему возрасту, всегда расплачивается за это. (Вольтер)

Три возраста человека: молодость, средний возраст и «Вы сегодня чудесно выглядите!» (Кардинал Франсис Спеллман)

У женщины всегда три возраста: кажущийся, действительный и приписываемый ею себе. (А. Карр)

У каждого человека бывает три молодости: молодость тела, молодость сердца и молодость ума. К несчастью, они никогда не совпадают. (Франсуа Фенелон)

Участь глубокой старости зависит от того, на что потрачена молодость. (Стендаль)

У человечества, как и у отдельного человека, с каждым возрастом приходят свои болезни. (Эмерсон)

Хуже нет, чем стареть в одиночку: моя жена уже седьмой год не отмечает свой день рождения. (Роберт Орбен)

Человек не стар до тех пор, пока сожаление не заняло место мечтаний. (Джон Берримор)

Чем старше становится человек, тем больше он противится переменам, особенно переменам к лучшему. (Джон Стейнбек)

Чем старше становишься, тем меньше вокруг стариков. (Теткоракс)

Чем старше я становлюсь, тем меньше меня заботит, кто с кем спит. (Дороти Сейерз)

Чем ты старше, тем сильнее становится ветер; и он всегда встречный. (Джек Никольсон)

Чтобы вернуть свою молодость, я готов делать всё, — только не вставать рано, не заниматься гимнастикой и не быть полезным членом общества. (О. Уальд)

Чтобы оставаться молодой, надо жить честно, есть медленно и — лгать о своём возрасте. (Люсил Болл)

Юность, которой прощается всё, себе не прощает ничего; зато старости, которая прощает себе всё, не прощается ничего.
(Д.Б. Шоу)

Юность — это вздымающаяся волна: позади ветер, впереди скалы. (В. Вордсворт)

Я видел мужчин, которые за тридцать лет почти не изменились, зато их жёны стали старухами. Всё это были добродетельные женщины — а добродетель очень изнашивает человека. (Марк Твен)

Ядовитые замечания, которые старики отпускают в адрес молодых, — это попытка старости расквитаться с молодостью.
(Джордж Галифакс)

Я заметил, что чем старше я становлюсь, тем внимательнее меня слушают, хотя говорю я то же самое, что и раньше. (Питер Устинов)

Высшие стараются абсолютно всё, с чем связан человек, подчинить основам совершенствования его души. Используют Они для этого и возрастные категории. Возраст человека делится на такие этапы, как младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость, в каждом из которых он развивается по-особому.

Любой возраст даётся человеку для прохождения стадий развития, и в каждый период жизни происходит совершенно разное осмысление жизни и всего окружающего. Младенчество и первые 3 года жизни используются для освоения душой нового материального тела. Душа учится им управлять. Детство позволяет познакомится с ситуациями жизни современного общества, освоить новые взаимоотношения, постичь азы знаний, характерных для этого периода существования человечества. Юность, зрелость - это возраст, который способствует познанию, накоплению опыта. А старость даётся для воспитания других и осмысления собственной жизни с позиций накопленного опыта и своей беспомощности.

Старость заставляет страдать, лишая индивида многих прежних возможностей. Человек начинает осознавать на себе, что можно жить в обществе и быть никому не нужным. Такие старики совершенствуются в своём одиночестве. Они страдают от него. Происходит переоценка каких-то нравственных ценностей.

Старость - это тоже воспитание, прежде всего, себя. Она создана Высшими искусственно. В Высших мирах старости не существует. У людей, чем старее индивид, тем меньше у него сил и тем он беспомощнее, а у высших наоборот - чем старше душа по возрасту, тем она могущественнее и обладает большим числом возможностей. Высшие не стареют . Они становятся могущественнее .

В молодости человеку даётся сила и здоровье, но он использует их часто на пустое времяпрепровождение, на недостойное поведение, при этом ни к кому не испытывая сочувствия и жалости. Когда же его настигают болезни, беспомощность, а силы покидают тело, мир поворачивается к нему совершенно другой стороной, заставляющей его страдать. А страдания позволяют по новому осмыслить всё существующее, сделать переоценку материальных и духовных ценностей. Например, многие артисты, которые имели тысячи поклонников в молодости, купались в цветах и славе, умирают в полном одиночестве, всеми забытые, подчас не имеющие даже куска хлеба. Такой разительный контраст жизни необходим для того, чтобы душа провела сравнение и осознала, что в жизни есть главное, а что является мимолётным соблазном.

Здоровье сменяется на болезни, и тот, кто не уступал места в общественном транспорте старикам и инвалидам, получает возможность на себе прочувствовать, каково быть таковым. Строя жизнь на контрастах, Высшие встряхивают психику человека, позволяя с помощью собственных ощущений прочувствовать состояние другого.

Есть такие старики, которые материально обеспечены, но остаются одинокими. Одиночество даётся по программе жизни для преподания душе определённого урока. Когда человек всё имеет и одинок, он не может чувствовать себя счастливым. Внутри он обязательно страдает, потому что понимает, что никому не нужен. Душа это тонко чувствует и страдает. Поэтому одинокая старость воспитывает человека нравственно. Тот, кто понял и осознал, что значит одиночество, не бросит другого в таком же положении, дети не оставят родителей, когда они станут старыми, а родители не будут сдавать детей в детские дома.

Но даже если старость проходит в нормальной семье, где за ними ухаживают и любят, душа всё равно испытывает страдания, так как теряет возможность проявлять себя, как в молодости, и вынуждена постоянно ограничивать свои желания (ограничивать себя в зрелищах, пище, перемещениях) ввиду плохого здоровья, неприглядной внешней формы и отсутствия материальных средств.

Старость - это воспитание нравственных качеств в человеке. Она рассчитана на это, а если нужные результаты не достигаются, то вступает в действие закон причинно-следственной связи - карма.

Данный период жизни люди используют по-разному, не видя целей своего дальнейшего существования, поэтому многие именно в этот период нарабатывают себе негативные качества. Например, у некоторых стариков часто развиваются такие качества, как жадность, корысть. Это обычная испорченность, появление отрицательных качеств при изменении условий существования в худшую сторону. Однако наличие их помогает им выживать, служит защитой от неблагоприятных факторов окружающей среды.

Некоторые считают, что старость даётся для праздного существования, это - длительный отдых за работу на общество в молодые и зрелые годы. Но это - стадия развития, которая должна использовать понятия нового времени, приобретённые за прошедшие годы, для подведения результатов своей жизни. Душа, продвинувшаяся в совершенствовании, поймёт, что нельзя останавливаться на достигнутом и праздно наслаждаться остатками дней. Необходимо продолжать трудится и набирать новый и новый опыт. Это будет уже проявлением высокой сознательности у человека. Учится надо до последнего дня своей жизни - это путь вечного совершенствования души . Старость должна служить итогом жизни.

Однако возраст имеет не только воспитательные, но и энергетические аспекты. Старость и молодость таят в себе определённые завуалированные секреты человеческого бытия и энергетических процессов, связывающих их с ближайшим окружением и Высшим миром. Мы уже знаем, что жизнь человека и вся его деятельность строятся на, он производит энергии, перерабатывает одни типы в другие. Но возникают вопросы: одинаковую ли энергию дают молодое и старое тело человека, и какая из них качественнее?

Безусловно, что молодые тела дают чище энергию, что связано с их физической структурой. Старый организм - зашлаковывается, а поэтому не может нормально функционировать. Заболевания нарушают нормальное течение процессов. От этого всего энергия идёт слабая. Старый организм физически очень отличается от молодого, он даёт одну энергию, а молодой - другую. Даже если их поставить в одинаковые условия и задать идентичные страдания, их энергия будет разной.

Но это относится к энергиям, которые они производят для Высших планов. Если же говорить о тех энергиях, которые они приобретают душой как качества характера, то это всё - строго индивидуально. И старость может нарабатывать для своей души качества более высокие, чем молодость.

Но если сравнивать двух разных по возрасту людей, старого и молодого, то возрастные категории вносят свои различия в процесс производства энергий человеческими телами.

Можно сравнивать энергии, полученные от эмоций и непосредственно производимые материальным телом. Наружная оболочка даёт одну энергию, а эмоции, чувства - совершенно другую. Поэтому если говорить о характере человека, то добрый человек независимо от возраста, старик он или молодой, производит своими чувствами более высокие энергии, чем низкий индивид. А если взять молодого, грубого, злого индивида, то его эмоциональное поле будет низким и как бы грязным. Поэтому если сравнивать энергии, производимыми физическим телом, то у старика они хуже. А если сравнивать энергии, производимые чувствами, то у старика по качеству они могут быть намного выше, чем у молодого.

Материальные тела, безусловно, производят разную энергию. У стариков она хуже, у молодых - лучше. И более того, энергия их - несовместима и несопоставима. По этой причине, например, в возрастное восприятие поколений был введён такой элемент, как невосприятие внешности другого поколения, то есть молодой человек реагирует только на свой возраст, а старики ему все кажутся на одно лицо, и наоборот.

В программу восприятия внешних признаков так и закладывалось, чтобы каждое поколение воспринимало только свой возраст. Это требовалось, чтобы поколения не путались между собой, так как каждое несёт свои задачи, свою физическую энергетику. А в конце эры Рыб (2000г.) всё перепуталось, перемешалось в возрастном плане. Например, старикам стали нравиться молодые девушки, а молодые стали выходить за стариков, имея корыстные цели. Разновозрастный брак на 95% несёт корыстные цели, хотя никто в этом не признаётся. Таких браков не должно быть. Предел в возрасте пар может колебаться в пределах плюс-минус пять лет. Человек должен видеть свой возраст, и больше его никто интересовать в планах любви не должен, потому что каждое поколение формируется Уровнево: по энергетике, по преобладающим знаниям и устремлениям, по целям совершенствования, по определённым, характерным только для них. процессам физического и тонкого планов, и многим другим особенностям.

Каждое молодое поколение, как соответствующий Уровень, должен вступать в закономерные отношения, основанные на Высшей морали, со старшим поколением, заимствуя у них знания и некоторый опыт, и вступать в определённые отношения с младшими, которым они, в свою очередь, должны передавать свои знания. Так человек учится Уровневым отношениям, которые ждут его в будущем в Иерархии Бога. Поэтому никакой мешанины поколений быть не должно, в противном случае идёт наработка зависимостей. (Исключения составляют специальные браки, составляющие 5%).

"Развитие Человека", авторы Л. А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова, изд. Амрита-Русь.
Все права защищены. Никакая часть данной информации не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без разрешения авторов книги.

Три возраста, которые стоят в названии этого раздела, составляют, по существу, всю сознательную жизнь человека. Окинем их быстрым взглядом, выявим наиболее существенные черты этих важных этапов, среди которых зрелость – самый длинный, он охватывает львиную долю отпущенного нам срока.

Юности отводится не такое уж большое время – от 14 до 20-22 лет. Это переходный период от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости. Черты детства и зрелости нередко сплавляются в периоде юности, составляют затейливую амальгаму, например, тогда, когда 18-летние папа и мамы нянчат своих детей, в то время как сами еще пребывают в статусе учащихся и полностью находятся на попечении своих родителей. Во многих примитивных обществах юности как особого социокультурного периода вообще не существует, потому что ко взрослости люди переходят через ритуал инициаций и, пройдя испытания, в течение нескольких дней радикально меняют «возрастное качество».

Юность – это время, когда человек, с одной стороны, ищет свою «референтную группу», тех людей, с которыми он себя идентифицирует, а с другой – пытается обрести свое собственное лицо, понять, «Кто Я?» В подростковом и юношеском возрасте происходит открытие своего внутреннего мира – человек впервые оборачивается на себя самого, его начинают занимать состояния собственной души, он понимает, что уникален, неповторим, отличается от всех остальных. Правда, в ранней юности это отличие в чисто внешнем выражении не всегда бывает радостным: юный человек телесно меняется, порой становится непропорционален, у него портится кожа, «плывут» и меняются черты лиц:. впору рассказывать ему сказку про «гадкого утёнка», который потом непременно станет лебедем. Но «лебединая пора» еще не настала, и юноши, переживающие разлад внешнего и внутреннего, нередко испытывают чувство одиночества: меня никто не понимает!

В юности происходит осознание предстоящей временной перспективы, и начинает волновать вопрос, какое оно, мое будущее? Ребенок не думает о будущем, он живет сегодняшним днем и ничего не планирует дольше, чем на неделю вперед. В юности же возникают долговременные жизненные планы, связанные с выбором профессии, заработком, созданием семьи. Конечно, когда взрослые спрашивают маленького ребенка « Кем ты будешь, когда вырастешь?»- а они частенько задают подобные вопросы – дети им отвечают то, что те хотят услышать, но в юности мы не ждем таких вопросов от старших, а задаем их сами себе.

Кроме того, юность нередко не просто планирует банальное обыденное будущее, но грезит о своем величии, о подвигах, приключениях и открытиях. Это, несомненно, противоречивая позиция, но тут ничего не поделаешь: здравые планы и мечты идет здесь рука об руку, и без честолюбивых фантазий юности не могла бы состояться ни одна успешная карьера.



Поскольку юный человек нередко быстро входит во «взрослый мир», степень его ответственности резко повышается. Кстати, в периоды трудных испытаний, например, войн, дети взрослеют гораздо раньше, потому что начинают нести полноту ответственности за свою жизнь и жизнь своих близких.

Юность – это глубоко философский возраст. Дети, как правило, мало интересуются философскими вопросами, если старшие не подталкивают их к этому, но уже в подростковом возрасте человек начинает спрашивать себя: «Есть ли в самом деле Бог? Где было мое Я, пока я еще не родился, неужели вообще не существовало? Есть ли у человечества высшее предназначение?» В юности человек открывает для себя, что он смертен, что смерть будет его уделом также, как и у всех других людей, и не хочет с этим смириться. Юные часто играют со смертью, бравируют перед ней, желая доказать: «Я сильнее тебя, костлявая!» Юность ищет смысл жизни – своей и вообще человеческой. Но ответом на этот вопрос юности служит то, что бывает с человеком дальше – годы и судьба дают каждому свой ответ.

Зрелый возраст простирается от 22-х до 65-70 лет, где время после 60-ти называют «пожилой возраст», а самые деятельные и активные зрелые годы именуют «акмэ». В зрелости человек активно и всесторонне включен в социальную жизнь: он трудится, создает семью и воспитывает детей, занимается общественными делами, увлекается творчеством, имеет различные «хобби». В период акмэ люди устанавливают многообразные связи с миром, дружат и любят, получают максимум впечатлений, полноценно реализуют свои способности. Это время, когда человек максимально адаптирован к миру, самостоятелен и обладает всеми правами.

Зрелость отличает ставший, сформировавшийся образ Я. В детстве человек занят внешним миром, в юности он только ищет себя, а в зрелости же он, как правило, уже «себя нашел» - знает свои плюсы и минусы, не мечется от тоски к восторгу по поводу собственной персоны, умеет и успокоить себя и, если нужно, простимулировать к активности - обладает высоким уровень саморегуляции.

Зрелость – возраст прагматический. Теперь человек должен обеспечивать себя и свою семью, заботиться о детях, а, возможно и внуках, помогать престарелым родителям, поэтому он активно ставит практические цели, реализует их, бьется за хорошие материальные условия, проявляет изобретательность в вопросах обустройства хозяйства и выстраивания успешной карьеры. Романтические мечты и иллюзии оставлены в юности, жизнь перешла на утилитарные рельсы: взрослый уже знает запреты, которые ставит перед ним общество, и не склонен придавать таинственность ни мимолетной улыбке, ни туманным словам, ни луне на небе, ни красивой мелодии.

Эмоциональность зрелого человека обычно снижена по сравнению с юностью, зато проявлены и обострены логические способности, широка эрудиция, наработаны профессиональные умения. Зрелые люди отчасти теряют способность к игре. Я имею в виду детскую игру самоценную и бескорыстную, в которую играют исключительно ради удовольствия. Зато азартные игры, имеющие возможность выигрыша, вполне присущи зрелости. Искусство в это время тоже отходит на второй план – на художественные галереи и театры у замотанного работой и домом человека порой просто не хватает времени.

Зрелость – самый нефилософский возраст. Людям некогда задумываться о судьбах мироздания, они слишком захвачены отношениями с ним. О смерти зрелый человек тоже вспоминает мало – лишь тогда, когда нужно хоронить умерших родственников, но и тогда на первый план выдвигаются организационные хлопоты и юридические формальности.

Мне не хотелось бы, конечно, чтобы читатели решили, что любой зрелый человек – это такой холодный утилитарный монстр. Все люди – разные, и многие сохраняют во всей своей взрослой жизни лучшие черты детства и юности: есть вечные мечтатели, вечные философы, вечные сказочники, мы лишь выделяем и описываем те характерные черты, которые время и обстоятельства сообщают человеку в ходе его личной темпоральной истории.

Стоит заметить, что, проживая свой зрелый период, лет эдак после сорока, человек нередко начинает скучать и видеть действительность в серых красках. Окружающее примелькалось ему, и он не ждет уже от судьбы никаких ярких позитивных впечатлений. Психотерапевты рекомендуют в этом случае немножко помедитировать – вспомнить какой-нибудь красивый яркий день своей юности или детства и как бы прожить его заново. Это обновляет восприятие и помогает вновь замечать вокруг себя красоту и загадочность мироздания.

В зрелом возрасте – как и в любых других возрастах – далеко не все люди вполне приспособлены к жизни. И дело не только в экономической бедности, а еще и в психологических установках. Фигура невротика, скованного внутренне и трудного во внешнем общении, отнюдь не является выдумкой психотерапевтов. Это довольно большая часть населения любой развитой страны, где люди вечно спешат, соревнуются за место на вершине социальной пирамиды, бояться потерять работу и деньги, придерживаются эгоистических позиций. Невротики чувствуют себя не понятыми и не оцененными миром, находятся в состоянии постоянной тревоги, не умеют любить, действуют по навязчивым схемам. Таким образом, сам по себе зрелый возраст не избавляет от всех проблем, хотя разумному и здравому человеку он дает шанс самостоятельно искать и находить способы максимальной гармонизации своей жизни.

Старость наступает после шестидесяти пяти и становится последним этапом, в рамках которого человек продолжает свое существование вплоть до кончины. Старость – это единственный способ жить долго, другого человечество пока не придумало. Главное, что происходит в старости – это затухание функций организма, постепенное ухудшение здоровья, которое приводит к неспособности трудиться, и изменение внешности.

В истории человечества общество очень по разному относилось к старикам. В примитивных и бедных обществах, где рождается много детей, которых надо поднять на ноги, а средств на всех не хватает, старики оказываются балластом. Тогда их уничтожают или они сами добровольно расстаются сначала с семьей, а потом и с жизнью. Именно такой уход от жизни и от мира мы видим в традиционном образе индийского саньясина - патриарха семейства, который, увидев, что не может быть полезен, по собственной воле уходит в лес – чтобы не мешать молодым.

А в тех архаических обществах, где особо важен опыт, передаваемый из поколения в поколение, старики, напротив, рассматриваются как «золотой фонд» рода или племени, который надо охранять и к которому прислушиваться. Так у большинства горских народов старики в почете – они знаю все тайны гор.

В современном социуме статус старого человека зависит прежде всего от его материальной обеспеченности. Если старик слаб и беден, он оценивается как «выпавший из жизненных бегов», как аутсайдер, и жизнь его чаще всего незавидна. Если же старый человек богат или просто хорошо обеспечен, то он, напротив, может быть оценен как «свободный от жизненных бегов», как тот, кто наконец-то может заняться не заработками, а тем, чем он хочет: рисовать, писать романы, ездить в путешествия по миру. Если в обеспеченной старости сохранять здоровье, она может принести еще много разнообразных радостей и удовольствий, о которых, возможно, даже не приходилось мечтать в молодости.

Старость характеризуется свершенностью судьбы, воплощенной в результатах труда. Как правило к этому времени человек уже, образно говоря, «построил дом, посадил дерево и родил сына», то есть реализовал свои силы и способности в разных областях. Это вызывает спокойствие и удовлетворение, ощущение выполненного долга. Кроме того в субъективной форме накоплен опыт, который старые люди стремятся передать новым поколениям – детям и внукам. Поскольку в старости человек чаще всего становится немощен, он отходит от активной профессиональной и социальной деятельности. Пенсионные законы разных стран по-разному определяют время, когда граждане выходит на пенсию, но в большинстве случаев при хорошем самочувствии старики могут продолжать в разных формах участвовать в общественной жизни. Большие возможности самореализации сохраняют в старости люди творческих профессий – писатели, художники, ученые-теоретики, чье творчество не зависит от большого количества превходящих условий.

Весьма печальным переживанием старости является понимание сужения временной перспективы: действительно старый человек понимает, что может прожить еще 5-10 лет, но дольше – вряд ли. В старости нет того чувства «бесконечных горизонтов», которое так вдохновляет молодость.

Разные люди очень по-разному переживают состояние старости. Здесь могут наблюдаться крайности. Так одни старики увлечены прошлым, настоящее их совсем не интересует, другие, напротив – живут сегодняшним днем и по-прежнему строят планы; одни легко принимают свой новый облик, полагая, что морщины и седина – это нормально, это просто знаки возраста, другие стремятся непременно сохранить молодой облик, и порой прибегают при этом к самым разным средствам - от обычной гимнастики до косметических операций. Наверное, золотой серединой оказывается мудрый подход, при котором человек стремится не стареть ни телом, ни душой, но в то же время не молодится искусственно, не играет «под девочку» или «под мальчика», вызывая смешки младших поколений. Почти все приходится привыкать к болезням как к норме, приспосабливаться пить много лекарств и постоянно поддерживать здоровье. Некоторые люди находят реальные плюсы в состоянии старости: это умение разбираться в жизни, свободное время, обнаружение красоты природы, которая проявилась тогда, когда страстные искания молодости отошли в прошлое. В старости люди пишут мемуары, читают книги, гуляют – делают то, что прежде откладывали «на потом». У старости есть только один фундаментальный минус – она тоже кончается.

Психолог: Человеческую жизнь можно сравнить с длинной дорогой. Когда человек молод, она кажется ему бесконечной, он живёт с ощущением, что у него ещё всё впереди и в его распоряжении много времени. Так много, что порой он даже не знает, как его использовать и чем заполнить. На закате жизни, когда большая часть этой дороги уже пройдена, человек оглядывается назад и видит, что годы пролетели, словно один миг. Он сознаёт, что время нельзя было растрачивать по пустякам в ущерб тому, что было задумано, о чём мечталось. Подробнее о возрастных особенностях человека расскажет мой друг Врач.

Что такое возраст?

Врач: Возраст – это один из периодов, этапов или циклов развития человека. Наступление каждого возраста сопровождается изменениями в организме, в умственном развитии человека, а также в самом его отношении к окружающим людям и миру в целом.
Считается, что человек от рождения до смерти проходит через пять основных возрастных этапов, пять эпох своей жизни: детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Давайте поговорим о каждом из них.

1. Детство

Что такого особенного в детстве?

Врач: Детство это самый активный, самый многообразный период в жизни человека. За 11-12 лет он проходит огромный путь от новорождённого до подростка. Казалось бы, ребёнок первого года жизни только спит, ест и плачет, совершает лишь неловкие попытки перемещаться в пространстве, управляться с предметами, вступать в общение. Но именно в эти месяцы человек составляет мнение о том мире, в который пришёл. В детстве важно всё: окружающая обстановка, питание, уход, игрушки. Но самое главное – любовь. Если малыш лишается ласки матери, у него развивается глубокая психическая и физическая отсталость.

Детство можно разделить на несколько периодов?

Врач: Совершенно верно. Сделав первые шаги, ребёнок тем самым вступает в период раннего детства – от года до трёх. Это совершенно особое, уникальное время, когда человек овладевает такими фундаментальными и принципиально новыми для него способностями, как ходьба, речь и мышление.
Возраст от трёх до шести лет принято называть дошкольным детством. Ребёнок быстро расширяет собственные возможности: сам ест и одевается, учится кататься на велосипеде, рисовать и резать ножницами. Особенно важно в этот период совершенствовать мелкие и точные движения рук. Психологи доказали, что подобные действия напрямую связаны с развитием мозга.
Трудным испытанием для маленького человека становится переход в разряд школьников. Резко меняется весь уклад жизни, появляются постоянные обязанности, расширяется круг общения. Если этот переход совершился успешно, то от 7 до 11-12 лет развитие ребёнка протекает плавно, без каких-либо особых проблем. Отношения с папой и мамой, оставаясь по-прежнему значимыми, всё же отходят на второй план. Огромным авторитетом обладают учителя. Рождается дружба, потрясают первые предательства. Нормально развивающегося младшего школьника отличает широта интересов: он увлекается то рисованием, то музыкой, то спортом, пробует себя в самых разных областях.

2. Этот трудный переходный возраст

А что особенного в отрочестве?

Врач: Подростковый возраст называют переходным. За очень короткий срок – примерно с 12 до 15 лет (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребёнка превращается во взрослого. Этот процесс сопряжён не только с радостями, но и с трудностями. В период самого бурного роста мальчики прибавляют в год от 7 до 12 см. Девочки вырастают на 6-11 см в год. Внутренние органы, не поспевающие за ростом тела, работают с напряжением – отсюда утомляемость, сонливость. Снижается умственная работоспособность, возникают проблемы с кожей и излишним весом. Недавняя детская лёгкость и резвость сменяются неуклюжестью. Резко вытянувшийся подросток порой не идёт, а тащится, не садится на стул, а тяжело падает, то и дело задевает за углы мебели, словно он не привык к новым границам своего тела.

Почему подростковый возраст называют «трудным»?

Врач: Физические изменения вызывают смятение. То и дело в голову приходят вопросы: «Почему я такой толстый? Почему у меня непропорционально длинные руки и ноги? Почему у здоровенного парня высокий детский голос или заметная грудь у девочки, которая ещё чувствует себя ребёнком?» Подросткам трудно поверить, что все эти проблемы временные, и многих они приводят в отчаяние.
Подростковый возраст - самый драматичный в жизни человека. Во многом это связано с двусмысленностью положения подростка в современном обществе. Он вдруг лишается большинства привилегий детского возраста. От него ждут взрослой серьёзности и ответственности за свои поступки. Учителя и родители не склонны снисходительно относиться к проявлениям легкомыслия и беспечности – всего того, что прощают детям. Однако преимущества взрослых подростку не предоставляются. Он зависит от родителей материально и морально, должен отчитываться перед ними, куда идёт, с кем и зачем. Между подростком и взрослым словно идёт нескончаемый спор. «Я уже не ребёнок!» - заявляет молодой человек, отстаивая своё право на самостоятельность. «Но ты ещё не взрослый!» - отвечают ему, ограничивая и контролируя. «Я ещё не взрослый!» - говорит он, прося о поддержке и терпимости. «Но ты уже не ребёнок!» - слышит он на это и сталкивается с постоянным требовательным недовольством старших.

Ну, как здесь не сорваться!

Врач: Да, неудивительно, что подростка часто отличает раздражительность, даже агрессивность. Порой у него возникают напряжённые отношения с семьёй. Подросток как бы отстраняется от родителей, перестаёт признавать их незыблемый авторитет. Особую роль в его жизни начинают играть сверстники. Отрочество - это возраст коллективизма и подражания. Подросток стремится одеваться, говорить и думать «как все наши».

3. Юность и зрелость

Подростковые проблемы со временем проходят?

Врач: К 16 годам в основном завершается ускоренный рост организма, улучшаются самочувствие и внешность. Наступает пора юности. Ребёнок окончательно превращается во взрослого. Исследования показывают, что существенной разницы между мышлением юноши и взрослого человека нет. Расцвет переживают и другие способности: в юности часто сочиняют стихи и песни, рисуют, играют в спектаклях, изобретают. Юноша уже, как правило, знает, что ему нужно, и может управлять собой. Меняется отношение к учёбе: она воспринимается теперь как часть собственных жизненных планов. Один из основных вопросов подросткового возраста «Кто я?» сменяется вопросами о своих жизненных целях: «Чего я хочу?» и «Что я могу?». Сами обстоятельства жизни заставляют совершать серьёзный выбор: профессии, круга общения, стиля поведения, а возможно, и спутника жизни. Постепенно налаживаются отношения со старшими. Пережив острое разочарование в подростковом возрасте, человек в юности начинает по-новому относиться к родителям и учителям.

Чем зрелость отличается от юности?

Врач: Взрослостью или зрелостью принято называть длительный этап между юностью и старением, примерно с 25 до 60-65 лет. Положение в обществе взрослых людей более высокое, чем у молодых. И это, в общем, справедливо: уже накоплен жизненный опыт, есть знания и умения, которые приобретаются только с возрастом. Взрослый человек – это состоявшаяся личность со своим багажом знаний и умений. Взрослый человек способен принимать самостоятельные решения и главное – нести ответственность за сделанный выбор, быть хозяином собственной судьбы. Вместе с тем люди с богатым жизненным опытом спокойно относятся к жизни, принимая её такой, какая она есть.

4. Старость

Старость у всех разная!

Врач: Верно. Люди по-разному проживают детство, юность, зрелые годы, но, пожалуй, никогда эта разница так не бросается в глаза, как на склоне дней. Кто-то и в 70, и в 80 лет полон бодрости, планов, идей, к нему тянутся окружающие, его мнением дорожат. Другой в том же возрасте лишь «доживает», целиком поглощённый своими болезнями и сожалениями об ушедшей молодости, а постоянное брюзжание и манера всех поучать способны вызвать раздражение даже у близких.

Чем вызвана такая разница?

Врач: Считают, что самоощущение человека в старости во многом зависит от оценки им пройденного пути: испытывает ли он в итоге удовлетворение от сделанного и происшедшего или отчаяние, вызванное осознанием, что всё было не так, а теперь ничего не изменишь.
Самое тяжёлое в старости – это утратить смысл существования. Главные жизненные задачи выполнены, от человека уже никто ничего не ждёт, и сам себя он порой начинает воспринимать ненужным, случайно забытым обломком прошлого. Для стариков в полный рост становится вопрос о приближения смерти. Необходимо выработать своё отношение к ней.

Да, старость – непростой возраст!

Врач: Но вместе с тем это вершина жизни, точка максимального накопления опыта, знаний, мудрости. Пора максимальной свободы от обязательств и суеты. Знаменитый английский писатель Бернард Шоу, который прожил 94 года и до самой смерти сохранял удивительную работоспособность, бодрость и чувство юмора, в беседе о старости подчеркнул: «Нет старости для людей с живой душой и разумом, вбирающих жизнь всеми пятью чувствами. Старым можно быть и в молодости, но можно прожить долгую жизнь, так и не познав её. Человек часто умирает раньше, нежели исчерпал все свои духовные и умственные силы. И если молодость – стихия страстей и эмоций, то старость – стихия мысли, творчества, разума».

Почему люди старятся и умирают?

Врач: Знаменитый римский комедиограф Публий Теренций объявил старость болезнью. Многие из современных учёных согласны с ним. Они считают, что возрастные изменения – результат повреждений, накапливающихся на различных уровнях организма. Упрощенно говоря, мельчайшие частицы, из которых состоит клетка, в процессе своей жизни неизбежно получают повреждения, «портятся». С такими клетками вступают в борьбу защитные системы организма. Но в них тоже накапливаются испорченные молекулы. В результате с возрастом значительно снижается способность исправлять повреждения, возникающие внутри организма. Какая-то из очередных «поломок» убивает человека…

Но есть и другая точка зрения?

Врач: Некоторые учёные видят в старости закономерный этап развития организма. Смерть, считают они, «запрограммирована» в нём с самого его зарождения. Ведь смерть незримо присутствует в каждом из нас уже с первых дней существования. Жизнь отдельных клеток, из которых состоит организм, заметно короче жизни всего организма. Например, каждую секунду внутри любого человека умирает порядка 4 миллионов клеток крови, миллионы клеток кожи, хрусталика глаза, костей и т.д. Их место занимают новые, более молодые. Но с каждым циклом обновления в человеке накапливаются удручающие изменения: постепенно теряется упругость кожи, появляются морщины, уменьшается просвет кровеносных сосудов, изнашивается сердце и наступает время, когда клетки в жизненно важных органах перестают обновляться. Органы начинают стареть и разрушаются…



error: