Слабые и сильные стороны индустриального общества. Постиндустриальное (информационное) общество

Динамическая система

Общество как система

Итог

Домашнее задание Выучите § 10, выполните задания.

Основные исторические типы общества: традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое) и постиндустриальное (информационное) общество.

Первые два складывались постепенно, существовали длительные исторические периоды и принимали своеобразные культурные черты в различных странах.

Типологические характеристики исторических типов общества (социокультурных общностей людей):
отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде);
отношение людей друг к другу (тип социальной связи);
система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества).

1. Традиционное общество

Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления; основой жизнедеятельности является ручной сельскохозяйственный труд с использованием простых орудий, обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях.

Любовно-бережное отношение к природе как к источнику жизни, из которого не полагалось черпать лишнего. Восприятие природы как живого существа, требующего нравственного к себе отношения. Трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы.

Преобладала частная собственность на землю главное богатство аграрных цивилизаций. Ей соответствовал тип социального подчинения, называемый личной зависимостью. Понятие личной зависимости характеризует тип социальной связи людей, относящихся к различным социальным классам феодального общества, ступеням «феодальной лестницы». Владельцы земли были полноправными хозяевами тел и душ своих подданных, а то и владели ими на правах собственности. Личная зависимость порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.

Формы повседневного сопротивления эксплуатации труда на основе внеэкономического принуждения: отказ от работы на господина (барщина), уклонение от уплаты натурального (оброк) или денежного налога, побег от своего господина, подрывавший социальную основу традиционного общества отношение личной зависимости.

Люди одного социального класса или сословия были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность. Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими, а воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса. Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Тип созерцательной личности, созидательные усилия которой обращены не на переделку жизни, а на душевное благоустройство. Социальная предопределенность и идея предопределенности судьбы


Повседневная жизнь устойчива, она регулировалась не столько законами, сколько традицией – сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. Патриархальное общество.

Публичный авторитет верховной власти, поддерживаемый религиозные представления о божественном происхождении власти. Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.

Вопросы: 1. Какие цивилизации охватывает понятие традиционного общества?

2. Что является основой жизнедеятельности человека в традиционном обществе? Опишите особенности труда людей на данном этапе развития человечества.

3. Каковы были взаимоотношения человека и природы на данном этапе? Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.

4. Что вы можете сказать о взаимоотношениях между людьми в традиционном обществе?

5. Что такое «внеэкономическое принуждение»?

6. Каковы последствия подобных отношений между людьми. При ответе опирайтесь на.примеры из всеобщей истории.

7. Какие ценности формируются на данном этапе развития людей?

8. Прокомментируйте приведенный факт с точки зрения ценностей традиционного общества.

9. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек» и «личность» в традиционном обществе.

10. Каким было отношение к традициям?

11. Чем определялся социальный статус человека в традиционном обществе?

12. Поясните поговорку того времени: «На роду написано».

13. Охарактеризуйте повседневную жизнь традиционного общества.

14. Охарактеризуйте политическое устройство государств на этапе традиционного общества. Попытайтесь обосновать сильную власть правителей и покорность населения.

15. Какова роль церкви на данном этапе развития человечества?

16. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.

Основные исторические типы общества: традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое) и постиндустриальное (информационное) общество.

Первые два складывались постепенно, существовали длительные исторические периоды и принимали своеобразные культурные черты в различных странах.

Типологические характеристики исторических типов общества (социокультурных общностей людей):
отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде);
отношение людей друг к другу (тип социальной связи);
система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества).

1. Традиционное общество

Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления; основой жизнедеятельности является ручной сельскохозяйственный труд с использованием простых орудий, обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях.

Любовно-бережное отношение к природе как к источнику жизни, из которого не полагалось черпать лишнего. Восприятие природы как живого существа, требующего нравственного к себе отношения. Трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы.

Преобладала частная собственность на землю главное богатство аграрных цивилизаций. Ей соответствовал тип социального подчинения, называемый личной зависимостью. Понятие личной зависимости характеризует тип социальной связи людей, относящихся к различным социальным классам феодального общества, ступеням «феодальной лестницы». Владельцы земли были полноправными хозяевами тел и душ своих подданных, а то и владели ими на правах собственности. Личная зависимость порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.

Формы повседневного сопротивления эксплуатации труда на основе внеэкономического принуждения: отказ от работы на господина (барщина), уклонение от уплаты натурального (оброк) или денежного налога, побег от своего господина, подрывавший социальную основу традиционного общества отношение личной зависимости.

Люди одного социального класса или сословия были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность. Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими, а воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса. Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Тип созерцательной личности, созидательные усилия которой обращены не на переделку жизни, а на душевное благоустройство. Социальная предопределенность и идея предопределенности судьбы

Повседневная жизнь устойчива, она регулировалась не столько законами, сколько традицией – сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. Патриархальное общество.

Публичный авторитет верховной власти, поддерживаемый религиозные представления о божественном происхождении власти. Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.

Вопросы: 1. Какие цивилизации охватывает понятие традиционного общества?

2. Что является основой жизнедеятельности человека в традиционном обществе? Опишите особенности труда людей на данном этапе развития человечества.

3. Каковы были взаимоотношения человека и природы на данном этапе? Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.

4. Что вы можете сказать о взаимоотношениях между людьми в традиционном обществе?

5. Что такое «внеэкономическое принуждение»?

6. Каковы последствия подобных отношений между людьми. При ответе опирайтесь на.примеры из всеобщей истории.

7. Какие ценности формируются на данном этапе развития людей?

8. Прокомментируйте приведенный факт с точки зрения ценностей традиционного общества.

9. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек» и «личность» в традиционном обществе.

10. Каким было отношение к традициям?

11. Чем определялся социальный статус человека в традиционном обществе?

12. Поясните поговорку того времени: «На роду написано».

13. Охарактеризуйте повседневную жизнь традиционного общества.

14. Охарактеризуйте политическое устройство государств на этапе традиционного общества. Попытайтесь обосновать сильную власть правителей и покорность населения.

15. Какова роль церкви на данном этапе развития человечества?

16. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.

Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).

Что это такое?

Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.

Функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.

Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.

Характеристики традиционного общества

Для традиционного общества характерны следующие особенности:

1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.

Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.

Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.

Политическое устройство

Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.

Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.

Социальные отношения

В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.

5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.
6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.

Духовная сфера

В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.

Отношения с природой и окружающим миром

Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.

По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.

Традиционное и индустриальное общество: различия

Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие прежде всего в Англии и Франции.

Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта - урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.

Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.

Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.

Примеры традиционного общества: Китай

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.

Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.

Япония

Развитие Японии в средние века и в также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое - это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие - крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье - ремесленники и четвертое - купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию каждого из сословий.


В отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.

Индия

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель - падишах - являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.

Тема урока: Типология обществ. «От традиционного общества к
информационному».
Цель урока: повторение и обобщение типологии обществ с точки зрения социально­
философского, историко­типологического и социально­конкретного уровней
Задачи урока:
 развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск,
 систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать,
делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
 способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
 Подготовка к ЕГЭ
Понятия и термины: «традиционное общество», «индустриализация», «техногенная
цивилизация», «постиндустриальное общество», «западное общество», «цивилизация
восточного типа», «внеэкономическое принуждение», «теократия», «секуляризация»,
«социальный контракт»
Тип урока: урок ­ деловая игра.
Ход урока
I. Организационный момент
У каждого исторического типа общества есть какие­то общие характеристики, по
которым ту или иную общность людей можно отнести к определенному историческому
типу общества. Разные ученые, размышляя на эти темы, определяют различные
существенные признаки. Большинство исследователей считают, что решающую роль
здесь играют: ­ отношение людей к природе; ­ отношение людей к друг другу; ­ система
ценностей и жизненных смыслов.
Задание 28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Типология обществ».
Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трёх пунктов,из которых два или более детализированы в подпунктах.
Т.о., мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Традиционное общество.
2. Становление индустриального общества.
3. Индустриальное общество как техногенная цивилизация.
II. Работа с текстом. Задание 21. Указать признаки общества названые автором.
Группа 1, дает характеристику традиционному обществу.
Группа 2, дает характеристику индустриальному обществу.
Группа 3, дает характеристику техногенной цивилизации.
План ответа
1. Экономическая характеристика, отношение к природе.
2. Политическая характеристика общества.
3. Социальная характеристика общества.
4. Особенности духовной жизни данного общества
Назвать признаки общества не указанные в тексте.
Вопросы к группе 1
1. Какие цивилизации охватывает понятие традиционного общества?
2. Что является основой жизнедеятельности человека в традиционном обществе?
Опишите особенности труда людей на данном этапе развития человечества.

3. Каковы были взаимоотношения человека и природы на данном этапе? Приведите
примеры, подтверждающие ваши выводы.
4. Что вы можете сказать о взаимоотношениях между людьми в традиционном обществе?
5. Что такое «внеэкономическое принуждение»?
6. Каковы последствия подобных отношений между людьми. При ответе опирайтесь на
примеры из всеобщей истории.
7. Какие ценности формируются на данном этапе развития людей?
8. Прокомментируйте приведенный факт с точки зрения ценностей традиционного
общества.
9. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек» и «личность» в традиционном
обществе.
10. Каким было отношение к традициям?
11. Чем определялся социальный статус человека в традиционном обществе?
12. Поясните поговорку того времени: «На роду написано».
13. Охарактеризуйте повседневную жизнь традиционного общества.
14. Охарактеризуйте политическое устройство государств на этапе традиционного
общества. Попытайтесь обосновать сильную власть правителей и покорность населения.
15. Какова роль церкви на данном этапе развития человечества?
16. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.
Вопросы к группе 2
1. Перечислите и охарактеризуйте предпосылки, которые сформировали новый тип
цивилизационного развития ­ индустриальное (капиталистическое) общество.
2. Как отвечал на заданный вопрос К. Маркс?
3. В чем видел истоки «духа капитализма» М. Вебер?
4. Что такое, с его точки зрения, «цивилизованный капитализм»?
5. Охарактеризуйте взгляды французского историка Ф. Броделя на предпосылки
капитализма.
6. Как вы считаете, кто из перечисленных мыслителей наиболее точно указал на
предпосылки складывающегося индустриального общества.
Вопросы к группе 3
1. Какое определение можно дать индустриальному обществу?
2. Чем вызвано стремительное развитие индустриального общества?
3. Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду
повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества ­ как
прогресс («стрела времени»)?
4. Почему некоторые исследователи называют данный период развития общества
«техногенной цивилизацией»?
5. Как изменяется место человека в системе общественного производства?
6. Какова роль науки на данном этапе?
7. Охарактеризуйте качество жизни человека в индустриальном обществе.
8. Охарактеризуйте взаимоотношения человека и природы на данном отрезке
исторического пути.
9. Что такое «секуляризация общественного сознания»? Какие последствия имеет этот
процесс для человека?
10. Охарактеризуйте экономические отношения между людьми в индустриальном
обществе.

11. Проанализируйте эти взаимоотношения: что вам кажется справедливым, а что ­ нет?
12. К каким последствиям приводит разрыв отношений личной зависимости и кланово­
родовой принадлежности?
13. Какую высшую ценность дарует индустриальное общество человеку?
14. Можно ли отождествлять цивилизованный капитализм с обогащением любой ценой?
15. Опишите изменения, которые происходили в бытовых условиях человека
индустриального общества.
16. Какие политические тенденции наблюдаются на данном отрезке времени?
17. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.
Задание 5. Классификация путем установления соответствия
Заполните представленную таблицу, используя представленные признаки
Традиционное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Основной фактор производства

Характерные черты производства

Сфера занятости населения

Социальная структура

Воздействие человека на природу

Политическая жизнь
Духовная жизнь

Задание 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место
пропусков.
Рефлексия. Задание 26. Приведите три признака общества, проиллюстрировав каждый из
них конкретным примером.
1 группа: Индустриального общества
2 группа: Постиндустриального (информационного) общества
3 группа: Традиционного общества
III. Выставление оценок. Подведение итогов.
Домашнее задание
Написать эссе

Дополнительный материал

Существует одна средневековая норманнская легенда о благородном воине, который, путешествуя по Европе, совершил много славных подвигов. Однажды поиски приключений занесли его в замок благородного господина на юге Франции. В гостеприимном замке викингу понравилось множество вещей и драгоценностей. После обильного застолья в его честь, когда все улеглись спать, благородный викинг собрал все приглянувшиеся ему вещи и покинул гостеприимный замок. Но в дороге его начала мучить совесть. Воин решил, что он поступил неблагородно и бесчестно по отношению к радушному хозяину. Тогда он вернулся в замок, разбудил хозяина, вызвал его на поединок, убил, забрал драгоценности и с чистой совестью отправился искать новых приключений.

1) Особое понимание человека как активного и деятельного существа, созданного по образу и подобию Бога в эпоху Средневековья, а также сформировавшийся в эпоху Просвещения культ человеческого разума, способного проникнуть в сокровенные тайны мироздания.

2) К. Маркс усматривал главную причину возникновения капитализма в развитии производительных сил, пришедших в противоречие со сложившимися формами производственных отношений, т. е. отношений собственности и распределения. Социальная революция разрушила старые производственные отношения и установила новое, исторически изменчивое соответствие уровня развития производительных сил характеру производственных отношений.

3) М. Вебер усматривал культурные истоки «духа капитализма» в Реформации, т. е. реформе традиционного христианства. Протестантизм полагал, что только успехи в профессиональной деятельности могли засвидетельствовать избранность человека к спасению, к посмертному вечному блаженству. Протестантская этика с присущим ей культом производительного труда, резко контрастирующая с традиционалистскими идеалами нестяжательства и благородной бедности сыграло решающую роль в становлении капитализма в Европе. Продуктивный капитализм отрицает иррациональное стремление к наживе, основанной на спекуляции, ростовщичестве, взятках, выигрыше в азартных играх, войнах, морском разбое и ограблении колоний. Цивилизованный капитализм основан на профессиональной честности, строжайшем бухгалтерском учете и разграничении капитала и личной собственности.

4) Ф. Бродель усматривал предпосылки капитализма в торговле на дальние расстояния. Она зародилась в городах Средиземноморья еще в XI XII вв. (Амальфи, Генуя и Венеция). Торговля на дальние расстояния оказалась гораздо прибыльнее сельского хозяйства. Крупные денежные средства оседали в приморских городах. В них и возникали первые промышленные предприятия по обработке первичных продуктов ручного труда (обработка грубого сукна, выделка кожи, виноделие). Центр новой индустриальной цивилизации неуклонно перемещался с юга на север вслед за смещением центров крупной морской торговли по Атлантическому океану (Антверпен, Амстердам, Лондон, Нью-Йорк). Индустриальное общество это урбанизированное общество, расцвет крупных городов.


Вопросы : 1. Перечислите и охарактеризуйте предпосылки, которые сформировали новый тип цивилизационного развития - индустриальное (капиталистическое) общество.

2. Как отвечал на заданный вопрос К. Маркс?

3. В чем видел истоки «духа капитализма» М. Вебер?

4. Что такое, с его точки зрения, «цивилизованный капитализм»?

5. Охарактеризуйте взгляды французского историка Ф. Броделя на предпосылки капитализма.

6. Как вы считаете, кто из перечисленных мыслителей наиболее точно указал на предпосылки складывающегося индустриального общества.

3. Индустриальное общество – техногенная цивилизация

Индустриальное общество тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Расширение сферы жизнедеятельности человека, возникновение промышленного производства, перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Провозглашается ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.

Стремительное развитие техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.
Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.
Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Общественный прогресс поступательное развитие общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений.

Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами. Масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. На смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья.

Господствующий тип социальной связи основан на экономическом принуждении к труду. Социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Поэтому формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы.

Социальные отношения принимают форму товарно-денежного обмена. Для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей социальных партнеров. Посредниками в отношениях людей становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей.

Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.

Вопросы: 1. Какое определение можно дать индустриальному обществу?

2. Чем вызвано стремительное развитие индустриального общества?

3. Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества - как прогресс («стрела времени»)?

4. Почему некоторые исследователи называют данный период развития общества «техногенной цивилизацией»?

5. Как изменяется место человека в системе общественного производства?

6. Какова роль науки на данном этапе?

7. Охарактеризуйте качество жизни человека в индустриальном обществе.

8. Охарактеризуйте взаимоотношения человека и природы на данном отрезке исторического пути.

9. Что такое «секуляризация общественного сознания»? Какие последствия имеет этот процесс для человека?

10. Охарактеризуйте экономические отношения между людьми в индустриальном обществе.

11. Проанализируйте эти взаимоотношения: что вам кажется справедливым, а что - нет?

12. К каким последствиям приводит разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности?

13. Какую высшую ценность дарует индустриальное общество человеку?

14. Можно ли отождествлять цивилизованный капитализм с обогащением любой ценой?

15. Опишите изменения, которые происходили в бытовых условиях человека индустриального общества.

16. Какие политические тенденции наблюдаются на данном отрезке времени?

17. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.



error: