Программа методика преподавания литературы. Методика преподавания литературы как научная дисциплина, ее предмет, задачи, методы исследования, связь с другими науками

План:

1. Предмет, содержание и структура курса « Методика преподавания русской литературы».

2. Методы исследования в методике преподавания русской литературы.

3. Межпредметные связи курса.

Ключевые слова: методика, искусство, талант, личность учителя, предмет исследования межпредметные связи, педагогическая наука, учебный предмет, учитель, ученик; типовая программа, государственные образовательные стандарты, методы и приемы обучения, проблема учебника и учебных пособий, формы организации учебного процесса.

Методика преподавания литературы как наука существует более двухсот лет. Но и сегодня дискутируется вопрос о её содержании и задачах. Ряд педагогов считает, что методика преподавания того или другого предмета, а литературы в особенности, не столько наука сколько искусство. Успех преподавания, отмечают они, определяется личными способностями учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики: нужны лишь знания самого предмета и любовь к нему, а педагогический талант и практический опыт обеспечат высокое качество преподавания.

С этим нельзя согласиться, так как ни одна профессия, в том числе и педагогическая, не может развиваться и совершенствоваться, рассчитывая только на талант. На наш взгляд, следует говорить о мастерстве, о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении, решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации.

В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность учителя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к детям, увлечённость профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.

Любая наука имеет право на существование как отдельная, самостоятельная отрасль знания при наличии трёх условий:

1. предмета исследования, который не изучается ни одной другой наукой;

2. общественной необходимости исследования данного предмета;

3. специфических методов научного исследования.

Основная задача методики преподавания литературы как науки - открытие закономерностей этого процесса, которые не сводятся ни к закономерностям литературоведческим, ни к закономерностям дидактическим и психологическим.

Литературоведение изучает закономерности развития художественной литературы, дидактика - общие закономерности обучения, психология - закономерности психической деятельности человека. С этими науками методика непосредственно соприкасается, опирается на их данные, но решает при этом свои специфические задачи.

На основе открытия закономерностей процесса обучения методика разрабатывает основные принципы преподавания, а также частные правила, представляющие собою исходные данные для руководства практикой.


Методика преподавания литературы - педагогическая наука, предметом, которой является общественный процесс воспитывающего обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им.

Общественное значение методики преподавания литературы обусловлено огромным воспитательным значением художественной литературы.

Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом, поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения.

Методика преподавания литературы тесно связана с литературоведением - методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается в определении цели, содержания, структуры курса литературы. Методология литературы оказывает влияние и на методы обучения.

Методика связана и с эстетикой, в процессе изучения литературы затрагиваются и философские, этические, исторические, языковедческие вопросы.

В решении ряда проблем методика преподавания литературы соприкасается и с психологией. Эта связь обнаруживается двояко: это психология художественного восприятия и психология обучения, умственного и нравственного развития учащихся, их воспитания.

Yо психология и методика не совпадают по предмету изучения: педагогическая психология изучает психическую жизнь детей; методика-педагогический процесс обучения как общественное явление, усвоение учащимися круга знаний, общее и литературное развитие, формирование умений и навыков.

Педагогический процесс в школе - явление очень сложное, в котором взаимосвязана обучающая работа учителей и учебная работа учащихся по разным предметам. Поэтому методика каждого предмета должна изучать взаимосвязи различных, особенно близких предметов - языка, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.

Структура каждой науки отражает структуру предмета ее изучения. Структура методики литературы отражает процесс обучения литературе в школе. Основные элементы этого процесса: цели обучения, учебный процесс, учитель, ученик .

Цели обучения влияют на отбор материала и систему его организации в учебном процессе; учебный предмет диктует систему и методы его преподавания учителю; деятельность учителя формирует знания, умения, навыки учащихся.

Методика преподавания литературы разрабатывает проблемы, цели и задачи преподавания литературы в школе. Курс литературы должен отвечать воспитательным и образовательным задачам школы, требованиям научности и возрастным особенностям учащихся.

Методика руководит созданием типовых программ, в которой указаны произведения, подлежащие изучению; определен круг классного и внеклассного чтения на разных ступенях обучения; разработана система знаний и умений по теории и истории литературы и система развития устной и письменной связной речи, намечены межпредметные связи.

Разработка методов обучения связана с решением таких проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения; метод науки и метод обучения, сущность литературного развития, пути и приемы анализа художественного произведения и т.д.

Методика разрабатывает также проблему учебника и учебных пособий, проблему наглядности и использования технических средств обучения.

Методика, как и дидактика, различает следующие формы организации учебного процесса: урок, факультативные занятия, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, экскурсии, литературные вечера, выставки и т.д.).

Важнейшее значение имеет и вопрос о профессиональной подготовке учителя литературы, его творческой лаборатории, его профиля как специалиста.

Предмет научного исследования в методике - обучение учащихся литературе как учебному предмету. Следует различать практическое изучение процесса обучения учителем для совершенствования личного мастерства, теоретическое изучение с целью развития теории методики, совершенствования практики обучения в целом.

Хорошее знание практики школы - необходимое условие НИР(научно-исследовательской работы) в области методики. Наилучший способ изучения практики - непосредственное преподавание.

Обобщение передового опыта - один из методов научного исследования в методике. Исследователь должен четко осознать поставленную перед ним проблему, вычленить ее из сложного педагогического процесса, организовать последовательность наблюдения за ходом преподавания.

Избранная проблема должна быть, прежде всего, изучена в теоретическом плане: исследователь должен познакомиться с соответствующей научной литературой, а также с тем, какой материал для её решения может представить школьная практика.

Затем выдвигается гипотеза, т.е. теоретически обоснованное предположение о том, как должна быть решена поставленная проблема. Гипотеза должна быть подтверждена научно установленными фактами, взятыми в связи с другими фактами в точно зафиксированных условиях. Факты доказательны в том случае, если они могут быть воспроизведены в тех или аналогичных условиях, если с достаточной убедительностью исследователь может доказать реальные связи этих фактов с данными условиями, если устанавливаются причинно- следственные связи.

Педагогические факты должны быть точно зафиксированы: магнитофон, стенограммы, протоколы, письменные ответы, дневники и т.д.

Наиболее распространёнными являются следующие методы исследования:

1. Метод срезов, или метод массового одновременного опроса

2. Метод целенаправленного наблюдения способствует детальному изучению хода педагогического процесса, в соответствии с поставленной исследователями проблемой и гипотезой.

3. Метод естественного эксперимента (близок к методу наблюдений).

4. Лабораторный эксперимент.

Методы наблюдений и эксперимента требуют предварительной и последующей теоретической работы.

ЛЕКЦИЯ № 2. ЛИТЕРАТУРА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ

План:

1. Сущность и задачи предмета.

2. Место литературы сред других школьных предметов.

3. Этапы изучения литературы в школе.

Ключевые слова: теория развивающего обучения, ведущая деятельность, непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, игровая и учебная деятельность, общественно-значимая и учебно-профессиональная деятельность.

Литература в школе включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи о литературе, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуре школьников.

В соответствии с потребностями и возможностями растущего человека предмет строится ступенчато: он опирается на читательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с V по VII класс, задача которого - ввести в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость и тем самым подготовить к этапу обучения в лицее или колледже, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники постигают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, самосознания народа и человеческой личности, в самосознании народа и человечества.

Место литературы среди других школьных предметов. Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство.

Изучение словесного искусства в V-V1 классах взаимосвязано с изучением других видов искусства, а в старших классах литература - пока единственный предмет, на который возлагается художественное воспитание школьников. Но и в средних и в старших классах литература вступает в многообразные контакты со всеми без исключения школьными предметами: во-первых, в литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; во-вторых, любой школьный предмет опирается на литературу, для того чтобы раскрыть красоту человеческой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества.

Особенно тесны связи литература и русского языка: язык - исток литературы, ее «строительный материал». Вместе тем совестное искусство - сокровищница и мастерская самых высоких образцов речи. Программы по русскому языку и литературе имеют прямо соприкасающиеся разделы, посвященные развитию устной и письменной речи, многие виды работы учащихся относятся в равной степени к обоим предметам.

Литература прочно вязана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах. В свою очередь, обществоведение и история не могут обходится без литературы, помогающей увидеть закономерности общественного развития в сложном течении жизни, в единстве «судьбы человеческой и судьбы народной» (А.С. Пушкин).

Обучение литературе возникло как выражение общественной потребности в планомерной подготовке подрастающих поколений к деятельности в сфере словесного искусства. Методика школьного преподавания литературы формировалась на протяжении венков вместе с развитием литературы как искусства, науки о литературе, вместе с художественным самосознанием общества. Но только в середине XIX в. в процессе долгой и трудной идейной борьбы, под воздействием революционно-демократической критики предметом школьного изучения стили собственно художественная литература, творчество писателей, литературный процесс. В этот период яснее, чем когда-либо, определилась роль литературы в человеческой жизни.

Современные программы по литературе построены на основе двух концентров: V-IX и обучение литературе в лицеях и колледжах (старшая ступень). В основе такого деления лежат представления о периодах развития школьника, разработанные в трудах психологов. Программы отражают базовый компонент литературного образования и содержание стандартов среднего образования.

В.В. Давыдов в книге «Теория развивающего обучения» (М., 1996) используют термин «ведущая деятельность», которая обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка тот или иной период его развития. Л.С. Выготский отмечал, что, то что было центральной линии развития в одном возрасте, в другом становится побочными линиями развития и обратно.

В указанном труде В.В. Давыдов приводит с некоторыми изменениями схему формирования ведущей деятельности у Д.Б. Эльконина.

1. Непосредственно эмоциональное общение со взрослыми характерно для ребенка с первых недель жизни до года. Благодаря такому общению у ребенка формируется потребность в общении, эмоциональное отношение ко взрослым.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка от года до 3 лет. Центральным новообразованием этого возраста является появление у ребенка сознания, «выступающего у других в виде собственного детского я»

3. Игровая деятельность свойственная в небольшой степени ребенку от 3 до 6 лет. В игре развивается воображение, формируются переживания и «осмысленная ориентация в них».

4. Учебная деятельность характерна для детей от 6 до 110 лет. «на ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развивается соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения».

5. Общественно значимая деятельность присуща детям от 10 до 15 лет, включая трудовую. Общественно- организационную, спортивную и художественную. У подростков появляется умение строить общение в различных коллективах, умение оценивать возможности своего «я», то есть практическое сознание.

6. Учебно-профессиональная деятельность возникает у старшеклассников в возрасте от 15 до 17-18 лет. У них развиваются профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения.

Говоря о различных позициях ученых в области психологии развития, В.В. Давыдов пишет: «Для Л.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина основой развития психики и личности человека является развитие его деятельности, при этом личность понимается как характеристика деятельности и целостной психики человека. Для А.В. Петровского психическое входит в состав личности, а ее развитие определяется изменением взаимоотношений человека с окружающими людьми».

Литературное развитие и читательская деятельность школьников различного возраста исследованы в методической науке (труды Н.Д. Молдавского, Н.И. Кудряшева, С.А. Гуревича, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой и т.д.). Результаты исследования учтены при создании временных стандартов литературного образования и вариативных программ.

Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирования культуры художественного восприятия и воспитания на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи, основой содержания литературного образования призвано чтение и изучение художественных тестов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов.

Переход на концентрическую структуру образования предполагает завершенность каждого этапа. Современные программы не содержат указания на количество времени на каждую тему, ряд произведений предложены на выбор учителя и учащихся.

В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умения осмысленно выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения. Во многих учебниках художественный текст выступает в качестве основного средства обучения. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников, полноценного восприятия литературного текста, на включение школьников в активную речевую деятельность.

Школьник, развивая дошкольный опыт, осваивает художественное произведение как целостную структуру, как творение конкретного автора.

В средней ступени (V-IX классы) литература является, самостоятельным предметом, выделяются два звена: V-VII и VIII-IX классы. В V-VII классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимания текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.

Программы V-VII классов построены по концентрическому принципу и на хронологической основе: от фольклора и литературы прошлого - к современности. Произведения зарубежной литературы изучаются параллельно с произведениями родной литературы. В программы включены разделы для самостоятельного чтения, сведения по теории литературы.

Программы VIII-IX так же построены по концентрическому и хронологическому принципу. В них даны биографические сведения о писателях, усложнен материал по теории литературы и создается готовность к изучению курса в лицеях и колледжах, построенного на историко-литературной основе.

В V-IX классах можно усилить внимание к целенаправленному использованию понятий по теории литературы и к рассмотрению поэтики художественного произведения в его идейно-эстетической целостности.

В V-VI классах учащиеся не просто находят в тексте сравнения, метафоры, эпитеты, а учатся определять их назначение, учатся «рисовать» словами те или иные картины, овладевать понятием жанра, определять значение отдельных слов и выражений, понимать значение композиции и составляющих ее компонентов. В этом убеждает реальный результат бесед, пересказов, деловых игр, письменных творческих работ.

В лицеях и колледжах основу курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение важнейших произведений русской и мировой литературы. Намечены три списка произведений: для чтения и изучения, для обзоров и самостоятельного чтения.

Учащиеся в лицеях и колледжах осваивают литературу в ее движении и развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя словесника является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствования читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Методика литературы как самостоятельная научная дис­циплина начала оформляться около двухсот лет назад. Возникнув еще в XVIII в., она прошла длительный путь в своем развитии. Как дисциплина комплексная (на стыке педа­гогики и литературоведения) методика преподавания литерату­ры совершенствовалась вместе с ростом этих наук и самого общества.

Однако до последнего времени существуют разногласия в вопросе о ее содержании и задачах. Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы, давно является объектом пристально­го внимания не только педагогов-словесников, но и литературо­ведов, психологов, представителей других научных дисциплин, вызывает оживленные споры.

Для одних методика преподавания литературы - это при­кладное литературоведение; другие называют ее искусством учить; третьи ищут в ней лишь советы, помогающие в прове­дении уроков; четвертые ценят в методике прежде всего та­кую организацию процесса обучения, которая опирается на данные психологии о читателе-школьнике, о периодах его развития и особенностях восприятия им произведений худо­жественной литературы.

Среди части учителей и ученых рас­пространено мнение, что методика преподавания той или иной дисциплины, а литературы в особенности - не столько наука, сколько искусство. Ссылаются на то, что нередко при равной научно-методической подготовке один учитель умеет заинте­ресовать учащихся, дает им обширные и прочные знания, а другой оказывается совершенно беспомощным. Отсюда делается вывод, что успех преподавания определяется личными способностями учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики; нужно лишь знание науки и любовь к детям, а педагогический талант и практический опыт подскажут, как наиболее целесообразно довести учебный материал до сознания учащихся. Никто, конечно, не отрицает значения та­ланта в педагогическом деле. Однако какая отрасль науки, искусства, техники, практической деятельности не нуждается в талантах? Тем не менее ни одна профессия, в том числе и педагогическая, не может развиваться и совершенствоваться, рассчитывая только на талант. Нельзя строить воспитание подрастающего поколения только в расчете на талант и что дело решает мастерство, основанное на квалификации, на умении.

Но мастерство, квалификация приобретаются лишь при условии глубокого изучения своего дела. Для учителя литературы это прежде всего знание художественной литературы, и также литературоведения, главным образом теории и истории литературы, владение методом литературоведческого изу­чения текстов художественных произведений. Но это еще не гарантирует успешности преподавания литературы Ф.И.Бус­лаев справедливо указывал: «Надобно отличать ученую мето­ду от учебной. Ученый, излагая науку, увлекается только ею одной, не обращая никакого внимания на личность читателя или слушателя: он предлагает свою науку единственно тому, кто поймет его. Напротив того, педагог должен развивать, об­разовывать и упражнять способности учащихся: наука его то­гда имеет свою цену, когда прилична тем лицам, коим препо­дается».

Когда говорят об искусстве учителя литературы, нередко имеют в виду не просто мастерство его преподавания, а то, что сам предмет - один из наиболее действенных видов искусст­ва - обязывает учителя быть художником-чтецом, актером, литератором.

Учитель-сло­весник должен любить литературу, глубоко воспринимать ее произведения, уметь выразительно читать стихи и прозу, мно­го знать наизусть. Но прежде всего он - не деятель искусства, а учитель, который должен иметь широкий круг знаний по художественной литературе, эстетике, литературоведению и методике, владеть умением учить и воспитывать учащихся.

В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность учителя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к детям, увлеченность профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.

Наблюдения учителей над обучением учащихся, их развитием, над наиболее целесообразными методами и прие­мами обучения соответствующему учебному предмету переда­ются из поколения в поколение, обобщаются и научно обосновываются в педагогических и методических сочинениях, в учеб­ных книгах и представляют собой такое культурное наследие, мимо которого не может пройти учитель. Отрицать давно су­ществующую науку - методику и сводить задачу учителя к интуитивному овладению искусством преподавания, осно­ванным только на личных способностях, - значит мешать ему овладеть подлинным мастерством, основанным на твердых знаниях.

Что же представляет собою методика как научная дисцип­лина, каков объект ее изучения, цели и задачи?

Некоторые считают методику литературы прикладной на­укой, берущей свое содержание и методы преподавания из литературоведения. Но это неверно. Наука, составляющая ос­нову учебного предмета, и методика ее преподавания при всей их органической связи имеют разные объекты исследования и разные задачи. Литературоведение изучает сущность худо­жественной литературы, закономерности ее развития на ос­новании изучения фактов литературной жизни и связанных с ней явлений: художественных произведений, критической и публицистической литературы, биографий писателей, доку­ментов, относящихся к их творчеству, историко-общественных событий и т. д. Методика литературы изучает процесс обуче­ния учащихся литературе как учебному предмету в школе, закономерности этого процесса, опираясь на изучение фактов педагогического характера: восприятие учащимися литера­турных произведений, усвоение их, а также основ литератур­ной науки, воспитательное и образовательное влияние литера­туры на детей, развитие их в процессе школьных и внешколь­ных занятий в зависимости от специфики материала, методов обучения и т. п. Конечно, нельзя изучать процесс обучения учащихся литературе как учебному предмету, не зная специ­фики литературы как одной из форм идеологии, ее законо­мерностей. Однако из закономерностей литературы не выте­кают непосредственно закономерности обучения. По объекту изучения, содержанию и задачам методика литературы вхо­дит в состав педагогических наук, тогда как литературоведе­ние - наука филологическая.

Методика преподавания литературы - это частная педагогическая дисциплина, объектом изучения которой является педагогический процесс воспитывающего обучения учащихся литературе как учебному предмету (т.е. взаимоотношения учителя и учеников в школьных занятиях по литературе) и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса обучения в образовательно-воспитательной работе на литературном материале с целью наиболее правильного руководства им.

Методика преподавания литературыизучает педагогический процесс занятий по литера­туре отдельно в V-VIII классах (в системе литературного чте­ния) и в старших классах средней школы (в плане школьного историко-литературного курса), всюду определяет последова­тельные этапы изучения литературного материала, приёмы учебно-воспитательной работы и типы уроков применительно к возрасту учащихся, к литературному материалу, устанавливает систему знаний по истории и теории литературы и способы сооб­щения этих знаний учащимся.

Методика преподавания литературынамечает путь, по которому следует идти при обучении школьников данному учебному предмету. Выбор этого пути, формирование соб­ственного взгляда на содержание и методику литературного образования - это не только итог анализа чужого опыта, но и результат осмысления целого ряда теоретических проблем преподавания литературы в школе, среди которых можно вы­делить прежде всего следующие: цели и содержание литера­турного образования, читатель-школьник, восприятие художе­ственной литературы учащимися, школьный анализ литера­турного произведения, взаимосвязь методов и приемов обучения, восприятия и анализа литературного произведения, изучение литературы в специфике рода и жанра, вопросы истории и теории литературы в школьном курсе и т.д. Методика преподавания литературыосвещает проблемы современного урока литературы (вариативность уроков, взаимосвязь внеклассного чтения и других организационных форм занятий (факультативов, внеклассной работы), индивидуализация и дифференциация обучения литературе, развитие читательской самостоятельности, организация чтения, управление читательскими интересами школьников; рассматривает практические вопросы (устная и письменная речь учащихся, их речевое творчество, обучение написанию сочинений, формирование умений, роль наглядности).

Приоритетными направлениями в курсе «Методика преподавания литературы» являются такие актуальные проблемы, как первостепенное значение чтения, восприятия и интерпретации литературного произведения, способствующих формированию гуманистических представлений об окружающем мире; включение в урок литературы анализа поэтики художественного текста в соответствии с идеями герменевтики; учет уровня литературного развития школьников; использование достижений литературного образования в России; поиск новых методов и технологий проведения занятий; диалог культур; включение культурологического аспекта в изучение литературы.

Школа должна прививать учащимся не только знания, но и учить их овладевать метода­ми познания. Это обусловливает в теории и практике препода­вания литературы постоянное внимание исследователей, педа­гогов к личности ученика. Читая и анализируя произведения искусства, школьники приобретает специфические, «художе­ственные» знания - представления о жизни, о внутреннем мире человека, о социально-нравственных идеалах людей различных эпох. Чтобы состоялась встреча читателя-ученика и писателя, чтобы художественный текст был глубоко усвоен, учителю не­обходимо пробудить умственную, эмоциональную, творческую активность учащихся.

Поэтому сейчас одна из важнейших задач методики препо­давания литературы - помочь педагогу реализовать такие принципы обучения предмету, которые бы стимулировали ак­тивное поведение школьников в учебном процессе, создавали бы условия для творческого характера их деятельности. Если эти принципы будут постоянно осуществляться на уроках, то уче­ники не только усвоят приемы исследования художественных произведений, но и овладеют методами познания, методами художественного освоения действительности.

Изучая программные темы курса, школьники приобретают знания по теории литературы и историко-литературному про­цессу. Они должны уметь применять их на практике. Поэтому насущной задачей методики является разработка системы зна­ний, умений и навыков. Педагог должен стремиться прививать учащимся интерес к учению, навыки самостоятельной работы, пробуждать в них дух поиска и жажду открытий. Литература как учебный предмет предоставляет для этого большие возмож­ности. Чтобы учитель смог их осуществить, методика обосновы­вает и совершенствует разнообразные методы, приемы и формы работы, которые помогают ему максимально активизировать деятельность школьников, организовать их учение как труд и творчество. Такой характер учебной деятельности положительно сказывается на воспитании личности учащихся, развивает их самостоятельность.

Федеральное агентство по образованию Н.Н. ЗОЛОТОТРУБОВА МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Учебное пособие для вузов 2 Воронеж 2007 3 Утверждено Научно-методическим советом филологического факультета, 22 февраля 2007 года, протокол № 3. Рецензент преподаватель кафедры зарубежной литературы О.В. Тихонова Учебное пособие подготовлено на кафедре русской литературы ХХ века филологического факультета Воронежского государственного университе- та. Рекомендуется для студентов 3 и 4 курсов дневного отделения, 4 курса ве- чернего и заочного отделений филологического факультета. Для специальности: 031001 (021700) – Филология 4 Методика преподавания литературы – дисциплина, которая направле- на на изучение способов передачи научной мысли от учителя к ученику, концентрирует внимание на достаточно обширном круге вопросов, связан- ных с переадресовкой знания. Учителю необходимо ввести школьников в мир художественного произведения, развить восприимчивость к слову, чи- тательские навыки, учить наблюдать и соотносить жизненные явления с собственным для ученика видением и пониманием сущности происходя- щего, наконец, готовить ученика к восприятию того целостного знания о жизни и мире, которое содержит литература как вид искусства. Другим аспектом изучения и, следовательно, преподавания литерату- ры в школе является формирование литературоведческой опоры и нравст- венных убеждений в ученике, что в дальнейшем необходимо ему для дос- тижений целей и задач, которые он обозначит в своей жизни как приори- тетные. Вот почему так важно понимать, что преподавание литературы связано с перспективой развития личности, где в момент её формирования присутствует два неизвестных: 1) будущее, и что оно потребует от челове- ка, каких именно знаний и умений, и 2) сама личность учащегося, т.к. учи- тель не может с точностью знать, что может получиться из того или иного ученика, как проявит он себя в обстоятельствах жизни. Вот почему препо- давание литературы во все времена строится с учетом того лучшего, что есть в опыте человеческой жизни, чем богата история жизни народа и на- ция в целом. Все это необходимо, чтобы подготовить учащегося-человека к самостоятельной жизни. Этот комплекс знаний стоит над сиюминутными требованиями времени и требует от восходящей к знанию личности реали- зации себя. Растущее человеческое "я" нуждается в опоре на лучшие при- меры исторического и духовного знания жизни, которые запечатлены в образах художественной литературы. 5 Место литературы среди других школьных предметов Литература относится к предметам эстетического цикла наряду с та- кими предметами, как музыка и изобразительное искусство. Вместе с тем литература – уникальный в своем роде предмет, т.к. он единственный име- ет возможность говорить языком образов о человеческой сути, о смысле жизни. В литературе выражается все ее многообразие. И потому знание предмета способно обеспечить духовное взросление, дает возможность со- относить общее и единичное, индивидуальное и характерное в предлагае- мых обстоятельствах жизни. Все это требует от ученика познания себя, ставит его в позицию выбора, активно формирует его отношение к тем или иным явлениям жизни. Иными словами, изучая литературу, ученик вступа- ет в диалог с культурой своего народа, со взглядами на мир того или иного писателя, постигает особенности эпохи, общественного сознания и приоб- ретает ни с чем не сравнимый опыт логического рассуждения, рассмотре- ния вещей не в единственной (своей) плоскостной проекции, но в обще- культурной традиции, присущей данной нации. Если рассматривать изуче- ние русской литературы как этап предподготовки к вступлению во взрос- лую жизнь, то суждения ученика о том или ином жизненном явлении должно опираться на знание истории (времени), постижение основ обще- ственной жизни, быта, поведенческие нормы, обычаи и нравы, культурные традиции и верования, чтобы человек объективно мог судить о происхо- дящих процессах. Для понимания художественного произведения читате- лю нужны все его знания, весь его опыт. У учащегося личного жизненного опыта мало, но, размышляя над прочитанным, а вернее, погружаясь в чте- ние, юный читатель осваивает другой уровень знания и получает возмож- ность рассуждать о том, чему лично не был причастен, но пережил благо- даря литературе, и таким образом, преодолевает собственное незнание жизненных основ. Любой школьный предмет опирается на литературу, чтобы раскрыть красоту человеческой мысли, высоту духовных идеалов. 6 Особенно тесно связан с литературой язык, исток литературы, ее "строительный материал". Программы по литературе и языку имеют со- прикасающиеся разделы, посвященные развитию устной и письменной ре- чи, понять красоту языка, научится пользоваться навыками устной и пись- менной речи – всё это задача урока литературы. Ученик должен быть вдохновлен на освоение языка не только практической задачей правописа- ния, но и той мудростью знания о мире, который содержится в языке ху- дожественной литературы и потому так привлекает его внимание. Литера- тура прочно связана с курсом истории, обществоведения, философией, ли- тературоведением, этикой, эстетикой. Обучение литературе возникло как выражение общественной потреб- ности в подготовке будущих поколений и передача им жизненного опыта. В середине ХIХ века предметом школьного изучения стали художествен- ная литература, творчество писателей, литературный процесс. В этот пери- од и до настоящего времени яснее определилась роль литературы в чело- веческой жизни. Цель литературного образования сегодня – сформировать читателя, способного "тратить себя на дорогах книг" (Н.Н. Страхов). В программе под редакцией А. Кутузова цель образования обозначается так: "…воспитание читателя, способного к полноценному восприятию литера- турных произведений в контексте духовной культуры человечества и под- готовленной к самостоятельному общению с искусством слова" 1. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через соз- нание, оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чте- ния недостаточно. "Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца (вы- делено мною. – Н.З.). Надо пережить страсть – страстным чувством, надо переживать драму и трагедию живою волею, в нежном лирическом стихо- творении надо внять всем вздохам, вострепетать своею нежностью, взгля- 1 Кутузов А.Т. Программа по литературе 5-1 классы / А.Т. Кутузов; [под ред. А.Т. Куту- зова]. – М. : ДРОФА, 1995. – 140 с. – С. 7. 7 нуть во все глуби и дали, а великая идея может потребовать не более и не менее, как всего человека" 2. Методика преподавания литературы как наука Методика преподавания литературы – педагогическая наука, предме- том которой являлся общественный процесс воспитывающего обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более эффективного руководства им. Основная задача методики преподавания литературы как науки – от- крытие закономерностей развития общественного процесса, который не сводится только лишь к закономерностям литературоведческим или дидак- тическим и психологическим. Но с каждой из перечисленных наук мето- дика соприкасается непосредственно, опирается на их данные, однако ре- шает при этом свои специфические задачи. Это происходит потому, что обучение не есть нечто вечное и неподвижное. Изменения, происходящие в развитии общества, культуры, литературы влекут за собой изменения в процессе обучения литературе как учебному предмету. На основе откры- тия закономерностей процесса обучения методика разрабатывает основные принципы преподавания и частные правила, представляющие собою ис- ходные данные для руководства практикой. Перед собой методика препо- давания литературы ставит три вопроса на каждом отдельном временнум отрезке своего развития: 1) зачем изучать литературу?, 2) что изучать? и 3) как изучать? И было бы ошибкой считать методику преподавания литера- туры предметом, который ведает лишь формой передачи мысли и сводится только к знанию приемов и методов. Главным для учителя остается круг вопросов, связанных с целями и задачами обучения предмету. 2 Ильин И.А. О чтении. Предисловие. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний / И.А. Ильин // Собр. соч. : в 10 т. – Т. 3. – М., 1994. – С. 229-231 8 Взаимосвязь методики литературы с другими науками Обучение литературе входит составной частью в работу школы в це- лом. Поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей об- щую теорию и общие принципы обучения. Методика преподавания лите- ратуры прежде всего связана с литературоведением – методологией, тео- рией и историей литературы. Эта связь обнаруживается прежде всего в оп- ределении цели, содержания и структуры курса литературы. Методология литературоведения оказывает влияние и на методы обучения. Этот процесс бесконечного обновляется и совершенствуется, опираясь на новейшие на- учные достижения. Методика связана с эстетикой и органично взаимодействует с ней, ведь красиво по-настоящему лишь то, что нравственно и несет в себе идею Добра. В процессе изучения литературы неизбежно затрагиваются философ- ские, этические, исторические и языковедческие вопросы, что обеспечива- ет связь и взаимодействие этих наук в процессе обучении. Также в ряде вопросов методика преподавания литературы соприка- сается с психологией и имеет два аспекта: 1) психология художественного творчества и 2) психология обучения, умственного и нравственного разви- тия учащегося, их воспитания. Закономерности методики нельзя выводить из закономерностей психологии, но знать учителю их необходимо, чтобы решать методические проблемы: о доступности учащемуся того или иного материала, об эффективном использовании методов и приемов обучения. Педагогический процесс обучения в школе – явление сложное. В нем взаимодействуют обучающая работа всех учителей-предметников и учеб- ная работа самих учащихся. 9 Структура методики преподавания литературы как науки Структура методики преподавания литературы отражает процесс обу- чения литературе в школе. Основные элементы этого процесса: цели обу- чения – учебный предмет – учитель – ученик. Цели обучения влияют на отбор материала и систему его организации в учебном предмете; учебный предмет (литература) диктует учителю сис- тему и методы преподавания; деятельность учителя формирует знания, умения и навыки учащегося. Учитель не пассивный передатчик знаний. Его уровень подготовки влияет на другие звенья педагогического процес- са. Личность ученика, его способности и возможности, раскрываемые в педагогическом процессе, оказывают влияние на другие его звенья. Курс литературы в школе должен отвечать воспитательным и образо- вательным задачам школы, требованиям научности и возрастным особен- ностям учащегося. Содержание образования по литературе в соответствии со спецификой этого учебного предмета обусловливает и специфику мето- дов обучения. Разработка методов обучения связана с решением следую- щих проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения, метод науки и метод обучения; характер познавательного процесса при изучении литера- туры; сущность литературного развития учащегося; пути и приемы обуче- ния, возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспри- ятия литературы, литературные способности учащегося, литературное творчество учащегося. Методика разрабатывает также проблему учебника и учебных посо- бий. Методика различает следующие формы организации учебного про- цесса: урок как основная форма учебных знаний, факультативные занятия, внеклассные, внешкольные (кружки, экскурсии, литературные вечера, вы- пуски газет, журналов, выставки и т.д.). Предмет научного исследования в школе – обучение учащегося лите- ратуре как учебному предмету. Процесс обучения носит двусторонний ха- 10 рактер: учитель обучает, ученик учится, при этом у учителя ведущая роль, у ученика роль ведомого, но главным в этой цепи является ученик. Постепенно преподаватель все более полно раскрывает учащемуся конкретные цели обучения, учит не только овладевать знаниями, но и уме- нием самостоятельно приобретать их. Процесс обучения осуществляется посредством применения системы методов обучения. "Методика обучения – это способы работы учителя и учащегося, при помощи которых достигается овладением знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение учащегося, развиваются их способности" 3. Метод обучения реализуется в значительной мере через частные ме- тоды и приемы. Прием – это элемент метода, составная часть той познава- тельной работы, которая происходит при применении данного метода. Ка- ждый метод связан непосредственно с соответствующими этому методу видами деятельности учащегося. Метод творческого чтения наиболее характерен для литературы как учебного предмета. Он и задействует все виды чтения художественного текста, требуя внимания к слову, фразе, ритму, вызывает работу воображе- ния, эмоциональную взволнованность, учит слушать и воспринимать ху- дожественное слово, ценить его и наслаждаться им, учит говорить и писать выразительно, формирует переживания, художественные склонности и способности у учащегося. Метод творческого чтения необходим для организации художествен- ного восприятия и эстетического переживания у школьников. Использова- ние его уместно как при первом знакомстве с приемом, так и на протяже- нии всей дальнейшей работы по освоению его. Для метода творческого чтения характерны следующие методические приемы: 1) выразительное (в идеале – художественное) чтение учителя, 2) чтение мастеров художественного слова (отдельные сцены из пьес в ис- полнении актеров в грамзаписи, по радио и телевидению), 3) обучение вы- 3 Педагогическая энциклопедия. – М., 1965. – Т. 2. – с. 818

МПЛ – это педагогическая наука, предметом которой является процесс обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более правильного руководства им. Общественное значение методики литературы обусловлено огромным воспитательным значением художественной литературы.

Курс МПЛ призван помочь развитию творческих начал личности-словесника, сформировать представление о литературном развитии школьников, об исторической смене методов и приемов обучения, о профессиональной деятельности учителя.

Общественная значимость: литература является одним из важнейших средств формирования мировоззрения и общественной позиции школьников.

Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом. Поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения. Методика преподавания тесно связана с литературоведением, а также с эстетикой.

Методика различает следующие формы организации учебного процесса: урок как основная форма учебных занятий, факультативные занятия, внеклассные, внешкольные (кружки, экскурсии, лит. вечера, выставки и т.д.).

Разработка методов обучения связана с решением следующих проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения, метод науки и метод обучения; характер познавательного процесса при изучении литературы; сущность литературного развития учащихся; пути и приёмы анализа художественного произведения; возрастные, типологические и индивидуальные особенности восприятия лит-ры; литературные способности учащихся.

Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании самосознания современного общества, в его гуманизации. Она несет в себе художественную, эстетическую память народа, нравственные установки. Что сделано в теории и практике методики преподавания литературы на сегодняшний день? Преодолены однозначные подходы к развитию русской литературы XIX и XX столетий, изменились оценки многих литературных фактов, созданы вариативные программы, пособия, учебники, открыты различные классы, школы, лицеи, гимназии.

Девяностые годы принесли много нового в литературу, литературоведение, эстетику, философию, в саму методику. Можно обозначить следующие теоретические проблемы современной методической науки:

1. Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира. Здесь нельзя не заметить опасности своеобразной инерции, не- полноценности восприятия, свойственной значительной части

молодежи, выражающейся и в выборе книг для чтения, и в оценках прочитанного, и в тех жизненных идеалах, которые формируются под воздействием многих причин.



2. Взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы.

3. Углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся.

4. Проблема изучения литературного развития учащихся, причем не только в исследовательском аспекте, а как основы школьного преподавания литературы, выбора программ, концепций, технологий уроков на разных этапах литературного образования

школьников.

5. Историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные.

6. Формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности.

7. Поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.

Ведущее место в системе форм самостоятельной работы принадлежит работе с книгой. Прежде всего это касается изучения общественных и гуманитарных наук, где книга является важнейшим средством усвоения содержания науки.

Основы формирования навыков самостоятельного чтения закладываются в средней школе. Однако они часто оказываются недостаточными для успешного обучения в вузе. Студенту во время самостоятельной работы приходится изучать различные виды литературных источников, научной литературы. Они отличаются от других авторской интерпретацией сформулированных важнейших теоретических положений. Наработки основоположников того или иного направления в философии, экономической теории, политологии, социологии, международных отношениях и других науках столь значимые для глубокого понимания теории, что без него невозможно обойтись в учебной работе.

В учебной деятельности студентов особое место занимает самостоятельное изучение научных источников, поскольку усвоение их содержания предоставляет методологию, теоретические основы научного мировоззрения, развивает способность к творческому мышлению, расширяет кругозор, формирует жизненную позицию.

В организации работы над научными первоисточниками необходимо придерживаться следующих правил.

1. Четко знать перечень работ, которые подлежат обязательному, углубленному изучению. Он определяется учебной программой курса.

2. Учитывать, что различные научные труды используют для решения различных задач: одни непосредственно раскрывают содержание проблемы, другие выясняют методологическую суть проблемы, еще другие - охватывают широкий круг проблем и полезны в изучении нескольких смежных наук. Отдельные темы требуют обязательного изучения нескольких научных работ, каждая из которых освещает одну грань проблемы.

3. Приступая к самостоятельному изучению сложных теоретических трудов, студентам приходится преодолевать и определенные психологические трудности. Несмотря на индивидуальные особенности студентов (уровень подготовки, развитие мышления, умения самостоятельно работать с книгой и т. п), трудности первого этапа являются общими для всех. Прежде всего они связаны с особенностями научных трудов как литературных произведений. Они не адаптированы для изучения, поскольку не является ни учебным, ни научно-популярными. Поэтому сложные теоретические вопросы в них далеко не всегда детально объясняются, поскольку автор считает, что это вопрос понятен тем, кому он адресует свое произведение.

Кроме того, большинство рекомендованных для изучения научных трудов вызвана к жизни определенными историческими обстоятельствами. Для студента эти обстоятельства не всегда известны, часто они не просматриваются и в тексте произведения. Все это нередко заставляет студента изучать тогдашние экономические, политические, социальные условия, чтобы понять сущность, особенности, значение сформулированной теории.

Поскольку в основном работы написаны не с учебной целью, в них может быть много второстепенного, неважного для темы, которая изучается. Сложность отграничения главного от второстепенного связана и с тем, что отдельные положения научных трудов не имеют в современных условиях того звучания, которое они имели на время их написания.

В лекциях, на консультациях преподаватели, как правило, комментируют особенности научного труда, рекомендуют студентам наиболее рациональные способы преодоления трудностей во время ее обработки.

Самостоятельное изучение сложных научных работ связано с необходимостью понимания их языка. Речь идет об адекватном толковании незнакомых понятий, терминов, терминологических словосочетаний. В научных трудах, написанных в исторически отдаленные времена, возможно употребление лексики, которая вышла из речевого обихода, что тоже вызывает трудности студента в адекватном толковании текста.

Не менее сложно для студента применить теоретические положения к реальной действительности. Суть обучения в высшей школе заключается в закреплении навыков уместного использования полученных теоретических знаний в жизни. Соответственно, изучение научных работ является не самоцелью, а инструментом будущей повседневной деятельности. Поэтому работа студента над первоисточниками не может ограничиваться лишь пониманием, запоминанием содержания теоретических проблем, которые в них рассматриваются. Он должен осознать, где и в каких случаях эти теоретические положения можно применить в его повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности. Если теоретические выводы имеют актуальное значение, то усвоенными их можно считать лишь тогда, когда студент уметь использовать их в жизни, то есть с помощью этих теоретических положений анализировать соответствующие социальные, экономические и другие ситуации. Более подготовленный студент встречает меньше трудностей, он с ними справляется значительно легче, часто без прямой помощи преподавателя. Другом без квалифицированной помощи справиться с ними трудно. К тому же молодой человек не всегда точно знает природу своих трудностей, а потому может не найти адекватных средств их преодоления.

С психологической точки зрения эти трудности связаны с ориентировкой в материале, который изучается. Главным психолого-педагогическим моментом в организации самостоятельной работы студентов является формирование необходимой ориентировочной основы для познания содержания, значения научной работы, интеграции почерпнутой в нем информации в контекст ранее усвоенных знаний, видение возможностей использования этих знаний на практике. По своей сути ориентировочная основа действий студента самостоятельного изучения научной литературы образована набором конкретных задач, выполнение которых дает ему правильное направление в работе. Имея это целью, преподаватель рекомендует студентам, что и как необходимо изучить в конкретном труде, как "увидеть" применения ее теоретических положений в жизнедеятельности общества.

наиболее Целесообразно поэтапно изучать научное произведение.

На первом этапе необходимо изучить исторические условия и причины, побудившие автора к написанию научного труда. В связи с этим важно предварительно в общих чертах ознакомиться с ней: прочитать оглавление, предисловие, заключение (послесловие), просмотреть ссылки на источники, имена, события. Это дает возможность выяснить причины, которые побудили автора взяться за написание труда, имена его идейных союзников и оппонентов, диалектику развития исследуемой ним научной проблемы. Такая работа помогает понять структуру труда, общее развитие мыслей автора, направление работы.

Полезным является и знакомство с критической литературой, которая касается этой работы, а также с информацией об исследуемой в ней проблему, которая содержится в энциклопедических справочниках, словарях, журналах, брошюрах.

Существенно поможет студенту в освоении материала изучение событий и фактов, которые освещаются в работе. Однако просто знать факты недостаточно, необходимо вникнуть в их суть, понять причины их возникновения, роль и значение в развитии соответствующего явления (процесса). К предыдущему этапу относится также работа по выяснению взглядов, идей и личностей, о которых пишет автор.

На втором этапе самостоятельной работы над научной работой происходит усвоение ее идейно-теоретического содержания. Студент должен вычленить ее узловые идеи в аспекте изучаемого предмета, осмыслить их суть. Однако нередко студенты изучают и конспектируют произведения, слепо идя за текстом. Пользы от такой работы мало. Потому, получив задание выделить в научной работе узловые идеи и положения, они часто проявляют свою беспомощность. Помогает в развитии соответствующих умений постановка преподавателем возможных вопросов, направляют самостоятельную работу студента.

На этом этапе целесообразно проанализировать идеи и положения, которые получили творческое развитие в труда, что изучается. Только при таких условиях можно понять то новое, что содержит она по сравнению с другими трудами, выяснить, как, в каких взаимосвязях рассматриваются в других работах сформулированные в ней вопросы. Все это помогает глубже понять затронутые автором проблемы, всесторонне раскрыть их содержание, проследить развитие идей и теорий.

Анализируя научную работу, студент должен понять логику развития теоретических положений, размышлений автора. Особенность этого задания заключается в том, что он познает законы общественного развития не путем исследования социальной действительности, как это делает ученый, открывает, обосновывает тот или иной закон, а путем овладения уже открытого наукой. Имея это в виду, он должен освоить не готовые выводы и результаты, а познать источник и логику их получения, то есть повторить процесс научного поиска. Это означает, что во время самостоятельной работы с произведением студент обязательно должен размышлять вслед за автором.

Третьим этапом работы с научной литературой является систематизация, обобщение знаний, анализ на их основе конкретных фактов и событий действительности.

Особенность научных трудов заключается в том, что заложенные в них идеи и положения раскрываются автором, как правило, не в одном месте работы. Собрать воедино однородный материал - нужное и нелегкое дело для студента. Большинство авторов в своих работах много важных положений формулируют в процессе полемики, которая может быть поучительной, научной, доказательной, конкретной, конструктивной, основанной на тщательном изучении материала. В процессе анализа работ студент должен научиться отбирать из полемического материала позитивное содержание, то есть высказывания и утверждения, которые противопоставляются критикуемым и является вкладом в развитие экономической, исторической или социально-политической теории.

Много теоретических проблем и конкретных вопросов, которые освещаются в научных трудах, длительное время не теряют своего значения. Поэтому творческое овладение их содержанием предполагает выработку у студентов умений применять теорию к решению практических задач. Это порождает необходимость изучать научные труды в взаимосвязи с современными реалиями, анализировать с позиций теории конкретные факты и события реальной экономической и социальной жизни.

С методической точки зрения процессы изучения научных трудов, учебной и учебно-методической литературы (учебников по соответствующим дисциплинам, учебных и учебно-методических пособий, методических разработок и указаний, справочной литературы), имея много общего, обладают и определенными особенностями. Изучая их, студенты, кроме умения читать книги и конспектировать материал, выделять главные идеи и связывать их с современными задачами общественного развития, должны ориентироваться в потоке этих изданий, определять главные, владеть культурой чтения и ведения записей, иметь навыки работы с библиографическими изданиями и тому подобное.

Однако нередко они не представляют четко, что сначала изучать - научную или учебно-методическую работу. Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Все зависит от конкретной учебной дисциплины, темы, уровня подготовки студентов. Иногда не обходится без рекомендаций преподавателя, какие произведения и в какой последовательности изучать. Из-за непонимания важности этой работы некоторые студенты ограничиваются чтением и конспектированием учебно-методической разработки научного произведения, считая, что изучают его.

Правильная организация самостоятельной работы с учебной и учебно-методической литературой предполагает выяснение общей последовательности изучения рекомендованных к теме, разделу курса источников, цели и задач, методов и форм работы с ней.

Книги - не единственный источник учебной информации, их дополняют периодические издания, в частности газеты, журналы; интернет. Главная их особенность заключается в свежести научной мысли (в научных журналах публикуются результаты последних исследований), наличии большого фактического материала для анализа.

Обязательным элементом самостоятельной работы с книгой, журналом, газетой является записывания содержания прочитанного, важнейших мыслей автора. Процесс записывания прочитанного актуализирует главные идеи и положения, фиксирует самое важное в содержании, положительно влияет на запоминание материала.

Основными общепринятыми формами записывания прочитанных источников есть выписки, тезисы, план, конспект. Использование их зависит от назначения, характера произведения, подготовленности студента.

Выписки - фрагменты из книжного текста, журналов, газет. Они нужны для того, чтобы выбрать из прочитанного самое существенное, что помогает глубже понять текст. К их достоинствам принадлежат точность воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве пользования. Они могут быть дослівними (цитаты) и произвольными, когда мысль автора излагается словам того, кто с ней знакомится. При этом важно уметь кратко формулировать свои мысли. Сноровка дается не сразу, ее достигают в процессе работы над собой. Экспериментально доказано, что самостоятельно сформулированная фраза запоминается в 7 раз быстрее, чем переписана. Поэтому при необходимости активизировать свою память студенту следует самому формулировать то, что нужно хорошо запомнить, а не пассивно фиксировать в памяти чужие строки.

Выписки лучше делать на карточках, поскольку их легко подобрать по темам учебного курса, группировать по отдельным проблемами, дополнять или освобождаться от устаревших.

Другой формой записывания при чтении книги, журнала есть план - короткая форма записи основных вопросов, которые рассматриваются в книге или журнальной статье. Его можно сдавать во время чтения или после ознакомления с прочитанным, что дает возможность подытожить проделанную работу. Составление плана после ознакомления с прочитанным эффективнее, поскольку обеспечивает его краткость, последовательность. Трудности составления заключаются в необходимости заранее выяснить построение текста, развитие мыслей автора, а потом ясно и кратко это изложить.

План не исключает цитирования отдельных мест и обобщающих положений. Его составление приучает студента к четкому логическому мышлению, помогает выработать умение кратко и последовательно излагать суть вопроса, организовать самоконтроль, стимулирует его умственный труд.

более Полной и более совершенной формой записи являются тезисы - краткое изложение прочитанного. Они не повторяют дословно текст, но часто могут быть близкими к нему, воспроизводят некоторые важные для понимания его содержания характерны выражения.

Тезисы особенно способствуют обобщению материала, изложения его сути в коротких формулировках. Как правило, в тезисах не приводят обосновывая фактов, примеров. Иногда в окончательном варианте тезисы нумеруют по порядку. Рациональная последовательность позволяет сделать их краткими, избежать повторений.

В академическом учебном процессе конспект считают целесообразной формой записи при изучении научной, учебной, учебно-методической литературы. Ведь конспектирование является процессом умственного переосмысления и письменной фиксации прочитанного текста. В результате конспектирования появляется запись, который помогает его автору немедленно или через некоторое время с необходимой скоростью воспроизвести полученную ранее информацию. Сама этимология слова "конспект" дает ключ к пониманию сути его как продукта деятельности. Конспектирование позволяет исчерпывающе изложить главное содержание произведений, документов, выяснить внутреннюю связь и логическую последовательность обоснованных в них теоретических положений.

К конспектированию следует приступать литое после общего ознакомления с его содержанием, усвоение связи между основными мыслями, положениями, главной идеей произведения. Конспекты, составленные без предварительного прочтения первоисточника, перенасыщены второстепенными сведениями. При этом необходимо помнить основные требования к конспектированию. Они сводятся к тому, что конспект - не самоцель, а результат глубокой самостоятельной работы студента над произведением, а конспектирование является творческим процессом. По содержанию и форме конспект должен быть составлен так, чтобы помогать усвоению главных положений работы в их логической последовательности, быстрому, глубокому запоминанию и воспроизведению прочитанного. Важным требованием к конспектированию и главным его преимуществом называют высказывания студентом своего отношения к прочитанному.

Заботясь о грамотной организации текста конспекта следует придерживаться следующих правил:

Четко, кратко, лаконично формулировать мысль. Это дает возможность сосредоточиться на главном, найсуттєвішому в прочитанном тексте;

Дословно записывать определения, афористические мысли, аргументы автора. Мнению, цитату нельзя обрывать посередине, при необходимости сделать пропуски в тексте используют три точки;

Все цитаты следует брать в кавычки, точно указывать источник (название, место выхода в свет, издательство, год выпуска, том, страница);

Оформлять важные статистические данные в виде таблиц, графиков, диаграмм;

Использовать сокращения слов, условных обозначений, если они вполне понятны автору конспекта и не затрудняют перечитывание записей;

Записывать компактно, что дает возможность сделать конспект доступным для осмотра;

Делать между строками интервалы, достаточные для вписывания дополнений по необходимости;

Датировать записи.

Даже хорошо подготовленный конспект следует постоянно пополнять и расширять. Новые государственные документы, выводы и тезисы, которые касаются законспектованого, интересные свежие факты и события, статистические данные фиксируют на полях. Отдельные дополнения можно записывать на листах или карточках, которые вкладывают в конспект, при необходимости используя их.

Объем конспекта зависит от уровня подготовленности студента, характера и сложности литературного источника. Однако многословны, большие по объему конспекты, как правило, свидетельствуют о неопытности студента, недостаточную осмысленность его работы.

Выполнен с соблюдением главных требований конспект способствует усвоению знаний, является неоценимым подспорьем в подготовке к экзаменам, в будущей практической деятельности.



error: