Нет более ясной и одновременно более темной формулировки, чем «богатый внутренний мир». Это такое состояние сознания, когда человеку не скучно в одиночестве. Словосочетание понятное, потому что почти каждый примерно представляет, о чем идет речь, а темное – потому что никто все равно не понимает, что конкретно подразумевается. Хотим предложить свое толкование известного выражения.
Богатый внутренний мир: интроверсия и экстраверсия
Родоначальник аналитической психологии К.-Г. Юнг разделил людей на два типа: интровертов и экстравертов. Раскроем каждое определение.
- Первые сосредоточены на себе, центр их интересов и основная часть психической энергии обращена вовнутрь.
- Вторые, наоборот, подзаряжаются от окружающего мира. Их интересы и большая часть деятельности направлены на захват реального пространства. Такие люди получают удовольствие от общения с другими людьми, а когда нет свежих внешних впечатлений, они чахнут и сохнут.
Богатый внутренний мир – это удел избранных?
На этом основании можно было бы утверждать, что богатый внутренний мир – это по части интровертов, а экстраверты не отличаются глубиной. Все было бы так, если бы сам создатель теории не сказал следующее: эти характеристики относительны. В чистом виде не встречаются стопроцентные интроверты или экстраверты. В реальности присутствует только преобладание одного или другого типа в психике человека.
Итог: духовное развитие по плечу при желании каждому.
Что значит богатый внутренний мир и из чего он собирается?
В речи активно ходит словосочетание «интересный человек». Причем оно достаточно распространено. «Интересным» называют и того, кто выбивается из общего ряда, и образованного человека, который много знает. Без всякого труда можно сказать, что в понятие «богатый внутренний мир» входят:
- Широкая сфера интересов профессиональных и непрофессиональных.
- Огромные пласты знания конкретного и абстрактного.
- Деятельное хобби – необязательный пункт.
Человеку не скучно с самим собой. Он не нуждается в друзьях, вечеринках. У него богатая внутренняя жизнь, он в постоянном поиске Шамбалы, духовных начал России, общей теории поля.
Люди, наделенные богатым внутренним миром, кто они?
Ответить на вопрос довольно легко. Внутренний мир богат у писателей, поэтов художников, скульпторов, любых образованных людей вне зависимости от профессии, если они могут не только впитывать знания, но и делать хотя бы простейшие выводы и умозаключения. Что отличает такого человека с от его визави?
Нагорная проповедь Христа – средоточие христианства – веры, которая, по слову апостола Павла, «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие».«Блаженны нищие духом». Ложность или неточность толкования этой заповеди и в самом деле способна обратиться и «безумием», и «соблазном». Для людей, далеких от Церкви, слова о «нищих духом» звучат скандально: если христианство – религия слабых и убогих, а я не таков, значит, правильно, что я не христианин. Внутри церковной общины ложно понятый идеал духовной нищеты время от времени вызывает безумие в виде так называемой «концепции спасения через грех»: не согрешишь – не покаешься; не покаешься – не спасешься; следовательно, не согрешишь – не спасешься.
Между тем, уже простой философский анализ понятия духовной нищеты оказывается вполне достаточным для его ясного определения. Этот анализ состоит в различении нищеты и бедности: бедный – это тот, кто не имеет лишнего; нищий – тот, у кого нет даже необходимого. Нищий не в состоянии покрыть и неотменимые «нулевые» потребности – в питье, пище, лекарствах, защите от непогоды. Бедный живет скромно, но покойно – нищий беспокойно и нескромно умирает. Именно поэтому его имя – жажда, его бытие – борьба и молитва. Инстинкт самосохранения угасающей жизни действует помимо воли, преодолевает иннертность, ленность и сопротивление личного достоинства, заставляя искать необходимое – то, чем можно восполнить роковую недостаточность быта, а в случае духовной нищеты – ущербность бытия.
Нищим в этом смысле может назвать себя и банкир, обнаруживший, что его расходы неумолимо превысили доходы во время кризиса. Жаждущим может оказаться и великий художник, убедившийся в том, что его полотна не запечатлели и десятой доли его вдохновения.
Духовная нищета – это присутствие в структурах человеческого бытия некоторого незаполненного сосуда: такова женщина, еще не ставшая женой и матерью; таков праведник, обнаруживший в своем житии не наполненный любовью закон; таков спартанец из числа трехсот, отправленный в Спарту с донесением от царя Леонида и потому упустивший возможность героически погибнуть в блистательной и трагичной битве при Фермопилах...
Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «природа не терпит пустоты» и стремится ее заполнить. Принято полагать, что под «нищими духом» подразумеваются слабые. Но духовная нищета на языке динамики – это, наоборот, потенция, или сила, то есть причина всякого движения.
Во-первых, это сила, производящая культурообразующее движение. Ни духовно бедные архангельские рыбаки-односельчане, ни духовно богатые дворянские дети Москвы не поняли Ломоносова, пешком пришедшего из Архангельска в столицу, в Славяно-греко-латинскую академию. Никому из них, самодостаточных и статичных, не суждено было вдохновенно дерзать в науке и основывать первый русский университет. Понять ту страсть к познанию, которая двигала первым русским академиком до самой смерти, может лишь тот, кто и сам стоял перед величием Истины, ощущая собственную ущербность и нищету.
Во-вторых, это сила, инициирующая движение к Богу. Нищий духом, о котором говорит Евангелие, – это человек, чья духовная жажда не утоляется ничем земным – ни трагедией театра, ни духом музыки. Духовная нищета – это потребность, перед которой пасует и рационализирующая сложность науки, и художественная фантазия литературы, и даже утешающая мудрость философии. По неисчерпаемости собственной духовной жажды человек догадывается о том, что он микрокосм, то есть образ Того, Кого «и небеса не могут вместить». Неисчерпаемость жажды ничем земным заставляет искать небесного и достигать горних сфер. Это тонко подмечено Пушкиным в стихотворении пророк:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился...
«Духовная жажда» – выражение нищеты – становится непременным условием «явления серафима». И усердно молящийся может замирать в недоумении: почему молитвы не исполняются? Неужели Всеблагой и Всемогущий Бог не хочет или не может дать просимое? Но затруднение возникает не у дарителя, а у просителя: дар есть, он предложен, но человеку оказывается не в чем его унести. Поэтому действительно «блаженны» те, у кого есть ничем не заполненный сосуд – они и в самом деле могут «горы передвигать». Таким образом, духовная нищета оказывается самой сутью веры.
Сторонникам «спасения через грех» стоит отметить, что молитва евангельского мытаря исполнилась не потому, что он «угодил» Богу своими грехами, но потому, что он собственную духовную бедность смог пережить как нищету. Духовное же богатство фарисея переполнило его, создало иллюзию личной онтологической завершенности и полноты, лишив возможности совершить чудо молитвой.
Врачи указывают на хороший аппетит как на один из основных признаков здоровья. Утрата способности жаждать оказывается внешним отражением патологии – так духовно болен фарисей с переполняющим его чувством сытости. Сотворив человеческую душу по образу Своему, Бог создал бытие, комплементарное только Себе, могущее быть до конца наполненным только божественной Бесконечностью и Полнотой. Потому, оторванный от Создателя человек, способный наполняться до сытости зрелищами, театром, литературой, искусствами, наукой или пустыми развлечениями, изменяет собственной природе. Он фальшив, болен, неправилен.
Духовную нищету было бы неправильно отождествлять с личной слабостью характера, а ее носителей – с маргиналами. Вне зависимости от количества талантов и добродетели, богатства и социального успеха, нищие духом – это всего лишь подлинные люди, способные ощущать свою несамодостаточность перед лицом божественного совершенства. Эта нищета выражается в силе жажды, с которой душа ищет упокоения в своем Создателе, до поры утешаясь творением культуры, словно великой Песней о Потерянном Рае.
Вопрос духовности в настоящий момент рассматривается очень широко. Каждый по-своему понимает, что значит быть духовно богатым человеком. Для кого-то это понятие неразрывно связано с верой в Бога, кто-то расширяет границы своей души и совершенствуется с помощью восточных практик, а кто-то просто поступает, как и интересы других ставит выше собственных, например, как делала Мать Тереза.
Что означает быть духовно богатым человеком?
Духовно богатый потому и богат, что на первый план ставит потребности души, а не тела. Для него значение имеют не материальные ценности, а те, которые способствуют совершенствованию души. Проявляя интерес к религии, живописи, музыке, другим видам искусства, человек познает окружающую среду и общественные явления. В результате наполняется его внутренний мир, человек развивается с разных сторон, становится интересным собеседником, думающим, имеющим на все свою точку зрения.
Духовно богатый человек стремится к самосовершенствованию. Он познает новое, пользуясь трудами и открытиями известных художников, писателей, поэтов. Действия и поступки такого человека ответственны и осмысленны. Мысли и побуждения всегда имеют положительный окрас, потому что он понимает, что настоящим кладом являются не материальные ценности, а внутренний мир, сила духа и духовные ценности. Но тем, кто интересуется, каким должен быть духовно богатый человек, стоит сказать, что наполненность души достигается не только путем знаний. Чаще всего к этому приходят через страдания. Испытания меняют мировоззрение, как говорят, переворачивают мир с ног на голову.
Тем, кто задается вопросом, что значит быть духовно богатым, стоит ответить, что багаж знаний человек может собирать всю жизнь и так и не достичь совершенствования, а страдания делают это за более короткий срок. Бывает, что одно-единственное событие переворачивает весь менталитет, перечеркивает прошлую жизнь, разделяя ее на «до» и «после». Нередко люди после этого приходят к Богу, рассматривая духовное благополучие как отношение с единым Творцом.
Отличительные признаки человека с богатым внутренним духовным миром- Такие люди излучают какой-то внутренний свет, который просачивается сквозь добрую улыбку, взгляд мудрых глаз и желание делиться своим богатством с другими.
- Высоконравственность – вот что характерно для таких людей. Они наделены честностью и ответственностью, в них чувствуется достоинство, которое выражается в уважительном отношении к другим, доброжелательности и преданности.
- Такие люди все делают не от ума, а от сердца. Они понимают истинный смысл заповеди Божьей «возлюби ближнего своего, как самого себя» и следуют ей.
- Скромность и всепрощение – вот что их отличает. При этом речь идет не только о прощении других людей, но и самого себя. Они осознают всю глубину своих ошибок и в первую очередь каются перед собой.
- В их сердце живет умиротворенность и гармония. Там нет места низменным страстям и эмоциям. Они понимают всю бессмысленность чувства вины, агрессии или гнева и несут в мир только добро.
Конечно, стать человеком с богатой душой непросто. Здесь играет роль совокупность всех факторов – воспитания, и набожности. Можно быть набожным человеком, но так и не понять, в чем смысл веры, а можно много читать и развиваться, повышать свой интеллектуальный уровень, но остаться черствым в душе и ненавидящим всех и вся. Вообще духовное богатство неотделимо от снисходительности, мудрости, терпения и готовности в любую минуту протянуть своему ближнему руку помощи. Только отдавая, ничего не требуя взамен, можно обогатиться.
Когда-то, в прошлом, нам вбили в голову идею о том, что чем богаче человек, тем он дальше от духовности.
Зато вот бедный человек одухотворен прямо до безобразия. Такие, как правило, отмазываются тем, что не в деньгах счастье.
Напрашивается вопрос: «А откуда он это знает?»
Он же не был богатым.
Да он и бедный не особо-то счастливый.
Ложная духовность - вот чем прикрываются неразвитые люди.
Богатый человек каждый месяц отдает 10% на благотворительность, а это миллионы долларов, которые помогают миллионам людей.
Кому может помочь бедный «духовный человек»?
Да он себе-то не в состоянии помочь, нежели другим. Богатые знают 2 стороны жизни: бедную (так как поднимались с нуля) и богатую.
Сразу хочу заметить, что по статистике дети миллионеров, которые получили богатство по наследству, а не вырастили его сами, не могут подняться и преуспеть. Им даже трудно сохранить богатство, оставленное богатым папой.
Исключение составляют те, кого с детства приучили быть ответственным, но таких единицы.
Большие деньги - это как увеличительное стекло, которое приумножает наши привязанности и черты характера.
Это энергия в материальном проявлении.
Если человек плохой по натуре, то, получив миллион, он становится хуже в миллион раз.
Если хороший, то становится ещё лучше.
Плохому человеку деньги могут испортить жизнь капитально.
Есть 2 вида людей: те, кто развивается, и те, кто деградирует. Середины нет.
Отсюда следует, что развивающемуся человеку деньги усилят развитие, а деградирующему усилят деградацию.
Обычная зависть бедных к богатым говорит о том, что человек жаждет оказаться на его месте, но не хочет для этого что-либо делать. Бедность дает такому человеку мотивацию хоть как-то двигаться, работать.
Это психология бедного безответственного человека.
Итог очевиден: мы не выросли и не реализовались, а он давно уже банкир. Есть ещё один такой же друг, с которым пили, гуляли, а потом наши дороги разошлись, и он вскоре стал успешным бизнесменом.
Я тоже хотел бы быть на их месте, но я не желал тратить жизнь в здесь и сейчас на перспективы в будущем. Терпение, умение взращивать и получать дивиденды присущи только успешным людям.
Поэтому за быстрыми результатами гоняются люди с мышлением бедного человека, не желающие ждать и трудиться во благо своего будущего.
Источник:
Ноэль Бухарметов и Наталья Берилова
Глава из книги
«Ёжик в тумане или выход к цели - 3»
******
Как мы вылезали из нищеты и меняли свою жизнь
Когда мы говорим о деньгах, пробуждается очень много возмущений. Как и секс – эта тема запретная. У нас много страхов и комплексов, переживаний и убеждений…
Когда я разговариваю с людьми, я явно или скрыто слышу:
Деньги – это зло
Деньги – это грязь
Просить денег – плохо
Зарабатывать можно только тяжелым трудом
Легко богатеют только воры
Богатые – злые и несчастные
Семьи богатых непрочные
И это все очень осложняет им жизнь.
Потому как тогда жизнь превращается в убегание от денег. И вроде бы я хочу свой дом, чтобы покушать было что-то, платья красивые.
Но способ, которым они ко мне придут – я считаю грязным и недостойным.
Что тогда произойдет?
Мы все это знаем - на своем опыте.
Денег будет становиться все меньше. Зарплата будет мизерной, хватать ее будет едва-едва.