Личная безопасность в школе и дома. Классный час

Безопасность в школе

«Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»

Статья 1 Закона РФ "О безопасности"

Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе «О техническом регулировании» и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности.

Безопасность образовательного учреждения складывается из многих направлений и представляет собой целостную систему, элементы (направления) которой работают взаимосвязано, обеспечивая безопасность учащихся и сотрудников во время образовательного процесса.

Целью работы школы в области безопасности является обеспечение безопасности обучающихся и работников образовательной организации во время учебной деятельности с использованием современных достижений.

Главная задача, решаемая в области безопасности - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других возможных опасностей

Направления работы:

1. Комплексная безопасность образовательной организации.

2. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди подростков.

3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

4. Военно-патриотическое воспитание воспитанников.

5. Организация медицинского освидетельствования юношей допризывного возраста и их постановки на первичный воинский учет.

Пожарная безопасность:

1. Реализация комплекса мероприятий, направленных на предупреждение и исключение пожаров в школе.

2. Развитие знаний и навыков поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях в случаях пожаров.

3. Поддержка в исправном состоянии систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре.

4. Обеспечение укомплектованности школы первичными средствами пожаротушения; периодическая их проверка, выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки, путей эвакуации.

5. Обеспечение наличия и исправности источников наружного противопожарного водоснабжения, периодическая их проверка.

Безопасность дорожного движения:

1. Реализация плана работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий.

2. Исключение случаев дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся.

3. Пропаганда знаний правил дорожного движения среди обучающихся.

Антитеррористическая защищенность:

1. Реализация плана по антитеррористической деятельности.

2. Подготовка обучающихся и сотрудников школы к действиям при угрозе и возникновении акта терроризма в образовательной организации.

3. Предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация ее последствий.

4. Выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Для формирования навыков обучающихся и педагогов действовать в экстремальных ситуациях в школе регулярно проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности, по безопасности дорожного движения, практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, тренировочные занятия по эвакуации из школы при чрезвычайных ситуациях. Традиционно в День знаний, День защиты детей, в канун школьных каникул в школе проводятся игры, эстафеты, практические занятия и тренинги, направленные на формирование сознательного отношения к обеспечению безопасности жизнедеятельности.

В обеспечении условий безопасности образовательной организации школа руководствуется Федеральными законами, постановлениями правительства РФ, окружными, муниципальными и локальными нормативно правовыми актами.

Как обеспечивается безопасность учеников в школе?

За организацию безопасности в школе отвечает - заместитель директора Соколова Оксана Александровна.

Пропускной режим и охрану здания школы осуществляет охранное предприятие.

Охрана школы располагает всем необходимым оборудованием для экстренного вызова квалифицированной помощи при возникновении чрезвычайной ситуации, в том числе, кнопкой тревожной сигнализации, осуществляющей связь с управлением вневедомственной охраны. В школе установлена система автоматической пожарной сигнализации для вызова по тревоге расчета пожарной команды.

Ежегодно контролирующими организациями проводится приемка готовности школы к новому учебному году - осуществляется проверка систем отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения. Чрезвычайных ситуаций в школе не было.

Во время учебного процесса выполнение установленных норм и правил поведения в школе контролируются обучающимися дежурных классов и педагогами. Общий внутришкольный контроль осуществляет дежурный администратор.

Порядок входа в школу и выхода из школы обучающихся и посетителей.

Пропускной режим в школе осуществляется на основании «Положения об организации пропускного режима и правилах поведения посетителей НРМОБУ «ПСОШ №2» утвержденного приказом директора от 13.09.2016г. № 335/1-0. Обучающиеся школы проходят в здание свободно при визуальном контроле. Выход обучающихся из школы осуществляется после окончания учебных занятий. Руководители кружков и секций встречают своих подопечных в холле 1 этажа школы, сопровождают их на занятия и обратно.

На основании приказа директора школы о пропускном режиме родители обучающихся пропускаются в школу в заранее согласованное время на переменах или после занятий по предъявлению документа, удостоверяющего личность, в сопровождении дежурного администратора или педагога, к которому они прибыли. Сотрудник охраны вносит данные о посетителе в журнал регистрации.

Запрещен вход в школу любых посетителей, если они отказываются предъявить документы, удостоверяющие личность, и объяснить цель посещения.

Обучающиеся школы не могут покинуть здание во время учебного процесса без особого разрешения заместителя директора.

Все столичные школы, вузы и детсады к новому учебному году проверены на антитеррористическую защищенность, а 1 и 2 сентября будут взяты милицией под особую охрану, сообщил РИА Новости начальник управления информации столичного ГУВД полковник милиции Виктор Бирюков.

Основными видами мер безопасности, применяемыми в школах , согласно программе Минобразования «Безопасность образовательного учреждения» и действующей редакции закона РФ 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» являются противопожарная безопасность, антитеррористическая безопасность, защита от преступлений против личности и имущества, поддержание общественного порядка на территории образовательного учреждения, экологическая безопасность, безопасность труда и обучения (охрана труда и учебы).

Согласно действующей редакции закона РФ 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» противопожарная безопасность образовательного учреждения должна включать в себя следующие меры:

1. Приобретение и поддержание в состоянии постоянной готовности первичных средств пожаротушения (пожарные щиты, огнетушители, пожарные водоемы и т. д.);

2. Обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай пожара;

3. Обеспечение учреждения телефоном;

4. Приобретение, установка и эксплуатация автоматической пожарной сигнализации;
устройство эвакуационных выходов (в случае, если они не предусмотрены в проекте здания, в котором располагается образовательное учреждение).

Антитеррористическая безопасность образовательного учреждения обеспечивается техническими и организационными мерами, которые включают в себя:

1. Обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай террористического акта и телефоном (могут быть использованы для мероприятий как антитеррористической, так и пожарной безопасности);

2. Обеспечение учреждения аппаратурой наружного и внутреннего наблюдения;

3. Охрана учреждения специальными организациями, имеющими лицензию на право

4. Осуществления данной деятельности, на основании договора;
формирование и содержание в учреждении собственной службы безопасности (может быть использована в качестве подразделения по борьбе с пожарами).

5. Ограждение учащихся от влияния криминогенной среды и преступных элементов, в том числе и во время их нахождения в учебных заведениях;

6. Ограничение прохода на территорию школы;

7. Обеспечение сохранности применяемых в обучении дорогостоящих технических средств и опасных веществ;

За общую организацию безопасного функционирования школы персональную ответственность несет руководитель образовательного учреждения .

Согласно этим документам здания школ стали оснащаться системами наружного и внутреннего видеонаблюдения и так называемыми «тревожными» кнопками (по сигналу с которых сотрудники милиции обязаны прибыть на место происшествия в течение трех минут).

21 августа 2009 года министр образования Андрей Фурсенко сообщил журналистам, что вопрос безопасности школ 1 сентября решается на уровне каждого региона, при этом он «очень жестко» контролируется и на федеральном уровне и «находится под постоянным и пристальным вниманием президента» .

Так, в Воронеже в 2005 году в ряде школ было опробовано нововведение - пейджеры, настроенные на волну МЧС РФ. Устройство в случае возникновения опасности принимает поступающую для администрации школы информацию.

Также в 2005 году в Кабардино-Балкарском государственном университете и школе №1 г. Баксана был проведен эксперимент по внедрению идентификационных карточек для учащихся и преподавателей . На такую карточку может быть занесена практически любая информация о ее владельце (например, данные студенческого билета с фотографией и прочими атрибутами). Временный пропуск в здание осуществлялся по снабженному штрих-кодом бумажному пропуску.

По состоянию на август 2009 года практически все московские школы взяты под охрану милиции , в обязательном порядке установлена «тревожная кнопка», во многих школах уже появились многофункциональные системы наблюдения и оповещения; деньги на это были выделены из городского бюджета.

В сахалинских школах в 2009 году также появились «тревожные кнопки» , были выполнены основные мероприятия программы пожарной безопасности объектов по установке пожарной сигнализации, систем оповещения о необходимости эвакуации. За счет федерального бюджета во всех государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, установлены системы видеонаблюдения.

«Тревожными кнопками» были оборудованы школы в Белгородской области и в республике Карелия .

Однако по состоянию на август 2009 года только 6-8% российских школ располагают антитеррористическим и 75% - противопожарным оборудованием . Об этом сообщил начальник управления федерального имущества и капстроительства Рособразования Сергей Лобанов.

«К сожалению, у нас не хватает денег для масштабного решения этих проблем, особенно в республиках Северного Кавказа», - посетовал представитель Рособразования. По его словам, в 2009 году из всех источников финансирования на противопожарную и антитеррористическую безопасность школ, училищ, техникумов и вузов будет выделено около 12 млрд. рублей. Примерно половину этой суммы составят средства субъектов Федерации и муниципальных образований.

Директор департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки Игорь Реморенко сообщил, что сотрудники министерства перед началом учебного года выезжают в регионы, в том числе на Кавказ, и наблюдают за тем, как школы выполняют рекомендации Минобрнауки по антитеррористической безопасности . По его словам, там прописано, как обследовать отдельные школьные помещения, например, чердак и подвал, какие меры безопасности следует принять, чтобы провести школьную «линейку». «У регионов есть четкий план. Надеемся, все пройдет благополучно», - сказал Реморенко.

Согласно совместному письму Минобрнауки России, МЧС и Роспотребнадзора от 12 марта 2008 года № АФ-102/09 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» все школы РФ до 25 августа 2009 года должны пройти проверку на соблюдение необходимых мер безопасности , иначе учебное учреждение не сможет открыть свои двери для учеников в новом учебном году.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Введение

Проблемы обеспечения безопасности здоровья учеников в настоящее время приобретают наиболее актуальное значение и становятся приоритетными как в государственной, так и в региональной политике в сфере обеспечения жизнедеятельности.

Анализируя случаи травматизма в школах города за последний год, мы видим, что наряду с недостатками в работе учителей, просчетами администрации в контроле за соблюдением правил техники безопасности, основной причиной является личная недисциплинированность учащихся. Проявление личной недисциплинированности показывает не видение учащимися опасностей, которые подстерегают их в здании школы. Несмотря на то, что каждую неделю на классном часе проводится беседа по предупреждению различных видов детского травматизма, количество травм не уменьшается. В чем же причина? Я попробую разобраться в этом в своей работе. А также предложить вариант, как сделать так, чтобы учащиеся в школе знали наиболее опасные места и сами следили за своей безопасностью.

Таким образом, стабильное число случаев травматизма в зданиях школ и необходимость бороться с этим обусловили выбор темы работы «БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ЗДАНИИ ШКОЛЫ».

Задачи исследования:

  • выявить путем статистического анализа травм в школах Харькова за прошедший год наиболее распространенные травмы, проанализировать их причины;
  • описать наиболее опасные места в здании школы;
  • предложить стенд по предупреждению травматизма в здании школы, созданный учащимися для учащихся;
  • разработать буклет по предупреждению травматизма в здании школы; создать занимательную книжечку для младших школьников, чтобы они могли познакомиться с правилами поведения в опасных местах школы.

РАЗДЕЛ І. Травматизм в школах как одна из проблем образовательных учреждений Харькова

1.1. Анализ статистических данных о травматизме в школах г.Харькова

Анализ данных по изучаемому вопросу показал, что в имеющихся работах по проблеме детского травматизма, в основном находит отражение дорожно-транспортный травматизм. Безусловно, данному аспекту необходимо уделять особое внимание, но, по мнению ряда исследователей, данный вид травм составляет в структуре травматизма всего 3-6%, а самыми распространенными среди детей являются бытовые, уличные и школьные травмы, которые занимают в структуре травм от 80% до 86%.

Наиболее неблагоприятная ситуация с травматизмом складывается в крупных городах, где доля детского населения среди пострадавших составляет свыше 40%.

Одновременно с ростом травм среди городского детского населения отмечается тенденция увеличения их тяжести.

Среди населения бытует мнение о том, что лечение повреждений у детей заканчивается благополучно. Это не так. Последствия ряда травм (послеожоговые рубцы, сужение пищевода после химических ожогов, повреждения глаз, повреждения ростковых зон кости) в 18—20% случаев приводят к инвалидности детей. Легкие травмы также нередко вызывают патологические изменения в организме и в той или иной степени ограничивают функциональные возможности ребенка.

Актуальность проблемы усиливает факт того, что высокие показатели распространенности детского травматизма сопровождаются отсутствием современных подходов к профилактике травм.

Я проживаю в Коминтерновском районе г. Харькова. Недалеко от меня находятся ГКБ № 17, № 2 и ГДП №1.

По данным статистического отдела поликлиники № 2 КП ХГКБ за последние 3 года в районе обслуживания зарегистрировано 2235 травм у детей и взрослых:

  • в 2011 году было зарегистрировано 642 случая травм;
  • в 2012 году их количество возросло на 17,4% и составило 754 случая травм различных локализаций и тяжести;
  • за 12 месяцев 2013 года произошло 839 травм, что на 85 случаев больше, чем за аналогичный период 2012 года. Бытовые травмы составили 99,8% от всех травм;

Рост травматизма по району за 2013 год составил 11,3%.
В структуре травматизма раны и ушибы различных локализаций составили 17,6% (148 случаев), переломы верхних конечностей - 41,2 % (346 случаев), переломы нижних конечностей - 25,3% (212 случаев), вывихи и растяжения связок - 14,5 % (122 случая).

Среди травм наиболее тяжелые повреждения получены в результате ДТП. На 2-м месте по тяжести стоят повреждения, полученные в быту и на улице. Значительно возрос травматизм, связанный с применением в быту мощных электроинструментов (перфораторы, дрели, пилы-«болгарки»).

Из основных причин травматизма медики выделили следующие: Нарушение правил техники безопасности при работе с механизмами. Это касается не только случаев производственных травм, но и травм, полученных в быту, в связи с распространенностью и доступностью бытовых приборов и силовых инструментов, представляющих опасность при работе с ними, в отсутствие должной квалификации и навыков;

  • несоблюдение мер «самобезопасности» при передвижении по улице в гололед, по пересеченной местности;
  • отсутствие должного порядка в содержании бытового хозяйства;
  • отсутствие воспитания у детей «травматической настороженности»;
  • низкий уровень физической подготовки у детей и подростков.
  • нарушения в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований:
    • неудовлетворительное состояние мест занятий и соревнований;
    • неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования;
    • несоблюдение методик тренировок, форсирование нагрузок;
    • нарушение дисциплины во время тренировок и соревнований;
    • недостаточный медицинский контроль за спортсменами;
  • в случае ДТП все причины травм сводятся к нарушению правил дорожного движения, как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов;
  • низкий культурный уровень среднестатистического жителя нашего города.

1.2. Виды, статистика и возрастная структура школьного травматизма

Известно, что любая травма у ребенка - это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив.

Травмой (греч. trauma — повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.
.

В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, 11-12 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.

Вместе с тем, помимо возраста, существует ряд повторяющихся особенностей, характеризующих часто травмируемых детей. По данным О.В. Воробьевой[ цит. по 5], это дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности. Анализ источников, посвященных изучению травматизма, обнаружил некоторые общие показатели предрасположенности к опасности. К таким показателям следует отнести в первую очередь эмоциональные свойства и качества темперамента. Подверженности несчастным случаям способствуют низкий уровень внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточная сенсомоторная координация, малая наблюдательность (осмотрительность), низкая выносливость, а также чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску.

Для анализа психофизиологических особенностей травмированных детей школьного возраста важны частота повторных травм и их взаимосвязь с возрастом ребенка. Наиболее высокий процент повторных травм отмечается у детей в возрасте от 7 до 10 лет. Это, по-видимому, объясняется тем, что в первые годы обучения в школе дети менее приспособлены к новым условиям, в том числе относительно сложным физическим упражнениям.

Большинство исследователей считают, что личностные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько врожденным качеством, сколько результатом развития этих личностных качеств.

С точки зрения В.П. Немсадзе, ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме. .
Я считаю, что необходимо всю работу организовать так, чтобы у целого поколения людей был выработан стойкий стереотип поведения в таких ситуациях, заниматься профилактикой главным образом тех видов травм, которые приводят к наиболее тяжелым последствиям, и тех механизмов, которые являются наиболее типичными.

1.3. Основные психологические причины травматизма (поведение самого ребенка, получившего травму). Способы их устранения

Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе этих причин травматизма лежат психологические причины.

Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов:

  1. Нарушение мотивационной части действий человека, которое проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Причины этих нарушений действуют, как правило, в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения.
  2. Нарушения мотивационной части действий могут иметь временный характер, связанный, например, с состоянием депрессии.
  3. Нарушение ориентировочной части действий человека, которое проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации оборудования.
  4. Нарушение исполнительской части действий человека, которое проявляется в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение, несоответствие роста габаритам оборудования и т. д.) требованиям данной работы.

Такое подразделение психофизиологических (психофизических) причин позволяет наметить основные способы их устранения.

Для устранения причин мотивационной части необходимо осуществлять пропаганду, воспитание и образование в области безопасности.

Для устранения причин ориентировочной части — обучение, выработку навыков и приемов безопасных действий.

В немалой степени психологической причиной повышенного травматизма является то обстоятельство, что в молодом возрасте люди склонны к недооценке опасности, повышенному риску, необдуманным поступкам.

Однако, несмотря на разнообразие психологических причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности.

  • Экономия сил — свойственное человеку желание достигать цели с наименьшей затратой сил, энергии.
  • Экономия времени — стремление быстрее выполнить порученную работу, а сэкономленное время использовать в личных целях.
  • Безнаказанность (экономическая и административная) нарушений требований и правил безопасности со стороны руководства.
  • Безнаказанность (физическая и социальная) — отсутствие у ребенка травм в течение длительного времени и осуждения нарушений правил безопасности со стороны остальных членов трудового коллектива приводит к осознанному пренебрежительному отношению к опасности.
  • Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск — благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.
  • Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.
  • Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.
  • Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена человеком вне школы.
  • Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.
  • Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.
  • Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.
  • Склонность к риску, потребность риска характерна психологической структуре некоторых людей. Они испытывают удовольствие от чувства риска.

Я считаю, что учащиеся должны знать об этих причинах и понимать, что ничего нового и необычного они не делают, если вдруг решат рискнуть и нарушить правила безопасного поведения в школе, что все их, как им кажется, необычные поступки давно описаны и даже классифицированы в научной литературе.

1.4. Другие причины травм. Их предупреждение

1.4.1. Травмы вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).
Особое внимание, на мой взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

1.4.2. Травмы вследствие недосмотра взрослых

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества) связана с действиями либо бездействием взрослых.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды - также относится к наиболее распространенным ошибкам, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе. Но полностью усмотреть за всеми детьми невозможно, это понятно каждому. Учитель не может одновременно находиться в классе, в коридоре, в туалете и в столовой, и даже будучи на своем посту, следя за детьми, учитель все равно не может предвидеть все травмы. Я сам видел, как младшие школьники падали на ровном месте возле учительницы и больно ударялись.

Поэтому, я считаю, что каждый ребенок должен осознанно заботиться о своей безопасности, оберегая свое здоровье и не подвергая стрессу своих родителей и учителей.

РАЗДЕЛ ІІ. Формы и методы профилактики детского травматизма в школе

2.1. Кто обеспечивает безопасность учебного процесса школьников?

Грамотная организация службы охраны труда в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса, способствует профилактики детского травматизма.
Основным условием грамотной, следовательно, и эффективной, организации службы охраны труда в образовательном учреждении является распределение обязанностей среди администрации и педагогического коллектива.

2.2 Обучение охране труда учащихся

В любой школе есть инструкции по охране труда.

С детьми проводятся различные виды инструктажа:

  • вводный;
  • первичный;
  • повторный;
  • внеплановый;
  • целевой.

Вводный инструктаж - самый первый. Цель этого инструктажа — ознакомление учащихся с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, санитарии, с правилами внутреннего распорядка, поведения на территории учебного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда.

Первичный инструктаж проводится перед первым допуском к работе. Инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. Цель этого инструктажа — ознакомление учащихся, с требованиями безопасности при выполнении конкретной работы. Проводят инструктаж индивидуально с учащимся (студентом), сотрудником в виде беседы и с практическим показом безопасных приемов и методов работы. В школе первичный инструктаж проводится с учащимися, например, в начале урока труда.

Повторный инструктаж проводится не реже раза в полгода. Цель этого инструктажа — напоминание о безопасных приемах и методах работы, повторение и закрепление правил и инструктажей по охране труда.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

  • при введении в действие новых правил;
  • при изменении технологического процесса;
  • при перерывах в работе;

Целевой инструктаж с учащимися проводится при проведении экскурсии, организации массовых мероприятий (спортивные мероприятия, походы).

О проведении указанных инструктажей делают запись в журнал регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.
Проверка знаний является необходимой составляющей обучения и инструктажа. Проверка знаний осуществляется в виде тестов.

Итак, инструктаж является важным условием обеспечения безопасности учебного процесса и, следовательно, предупреждения травматизма. Его нужно внимательно слушать, а если что-то показалось непонятным, спросить, когда учитель закончит инструктаж.

2.3 Пропаганда безопасных методов обучения

Цель пропаганды безопасности в школе - внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств техники безопасности, создание условий для безопасного обучения.

Для этого разрабатывают памятки и инструкции по охране труда и технике безопасности, используют различные плакаты, предупредительные надписи, создают кабинеты и уголки по охране труда. Эффективность этой работы во многом зависит не только от учителя, но и от детей.

Инструкции и памятки бывают двух видов: одни предназначены для выдачи на руки учащимся, другие для ознакомления в учебных кабинетах, например, труда, физики, химии, биологии. В них кратко изложены требования правил труда и технике безопасности по отдельным видам работ.

Большое значение в борьбе с травматизмом имеют различные формы агитационно-массовой работы по охране труда: классные часы на различную тематику по предупреждению отдельных видов детского травматизма, конкурсы, лекции, беседы, взаимные проверки, экскурсии в другие учреждения и на специальные тематические выставки. Эти формы особенно эффективны тогда, когда школьники являются их инициаторами. Например, распределение учеников старших классов для дежурства на переменах, запрещение выхода обучающихся из стен школы во время учебных занятий без уважительной причины.

В нашей школе каждый класс, начиная с 7, дежурит в течение недели. Под наблюдением дежурных учеников и дежурного учителя находятся столовая, коридоры, лестничные пролеты, часть коридора возле санузлов, вестибюль школы; в конце уроков учителя организованно выводят детей и дети покидают школу; дежурные ученики приглашают учителей в вестибюль, если их кто-то спрашивает; посторонние, в том числе родители, перемещаются по школе с учителями, к которым пришли; в течение учебного дня школа закрыта и учащиеся не могут самостоятельно покинуть помещение школы.

Также с учащимися начальных классов на переменах проводятся подвижные игры, чтобы малыши могли выплеснуть свою энергию, также учащиеся начальной школы получают оценку за поведение в конце каждой недели.

В каждом учебном кабинете есть уголок здоровья, оформленный детьми по сезону, например, в феврале актуальной была тема «Предупреждение детского травматизма на водных объектах».

Поэтому я предложил повесить в школе интересный стенд о правилах поведения (приложение 1) (согласитесь, рассмотреть его намного интереснее, чем читать правила в конце дневника), вместо всем известных правил разработал буклет, который каждый учащийся может взять домой и обговорить вместе с родителями (приложение 2), а для малышей нашел в системе Интернет занимательные стихи, и составил книжечку-памятку (приложение 3).

Выводы

В данной работе я рассмотрел основные вопросы, касающиеся профилактики детского травматизма в школе. Проанализировал соответствующую литературу. Следует отметить, что литературы по вопросам охраны труда достаточно, а конкретно по предупреждению детского травматизма в школе очень мало. Но директор и его заместители, отвечающие за профилактику детского травматизма, самостоятельно разрабатывают систему мер, способствующих предупреждению детского травматизма.

Путем статистического анализа травм в школах Харькова за прошедший год были выявил наиболее распространенные травмы, проанализировал их причины, описал наиболее опасные места в здании школы;
Я предложил стенд по предупреждению травматизма в здании школы, созданный учащимися для учащихся; разработал буклет по предупреждению травматизма в здании школы; сделал для каждого класса начальной школы занимательную книжечку, чтобы младшие школьники в доступной форме могли познакомиться с правилами поведения в опасных местах школы.

Следовательно, задачи, обозначенные в начале работы, выполнены.
Но проблема детского травматизма будет актуальной всегда, значит необходимо регулярно проводить мероприятия по профилактике детского травматизма, разрабатывать новые формы и методы, интересные для учеников.

Список использованной литературы

  1. Безопасность жизнедеятельности. Учеб. Пособие. Часть 2. //Под ред. проф. Э.А. Арустамова. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.
  2. Гейц И.В. Охрана труда: Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
  3. Денисенко Г.Ф. Охрана труда: Учеб. пособие для инж.-экон. спец. вузов. - М.: Высш. шк., 1985.
  4. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003.
  5. Дик Н.Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее. - М.: Феникс, 2007. - 344 с.
  6. Масленников М.М. Организация работы по охране труда в образовательном учреждении. - М.: АРКСТИ, 2003.
  7. Огарков А.А. Инструкции по охране труда и технике безопасности в школе. - М., 2005.
  8. Охрана труда в образовательных учреждениях: Справочник. Кн.1. - М.: ИФ «Образование в документах», 2004.
  9. Цыганков С.Н. Охрана труда в школе. Система работы руководителя. - М.: Учитель, 2007. - 303 с.
  10. Выголова О.В. Травматизм детей школьного возраста и его профилактика. Медико-педагогические аспекты здоровья детского населения. - Вологда: Межвузовский сборник научных трудов, 1995.
  11. Горлов Н.Н. Система профилактики травматизма у детей: психологические аспекты // Педиатрия. - 1991, № 1.
  12. Немсадзе В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. - 1997, № 2.
  13. Ступницкая М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. - 2001, № 4.
  14. Трибуна Л. Формирование культуры безопасности в школе. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2004. - №2.

Безопасность - это состояние защищённости, которое чувствует то или иное лицо. Особую роль в современном обществе играет безопасность в школе, так как именно здесь сосредоточено наибольшее количество маленьких детей, повлиять на деятельность которых не составит ни малейшего труда.

Предпосылки и события

Техника безопасности в школе во многом обусловлена трагическими событиями, которые нередко происходят в учебных заведениях. Ярким примером тому является захват учащихся в городе Беслане. Более того, помимо существуют явления природного и техногенного характера: пожары, массовые заболевания, отравления учеников, ЧС криминального характера. Любое из вышеназванных событий порождает не только многочисленные разрушения, но и влечёт гибель людей, причинение увечий, потерю здоровья, а также тяжёлые психологические травмы. Именно поэтому техника безопасности в школе для учащихся - это важнейшей элемент деятельности в образовательном заведении.

Должностные инструкции

Прежде всего, безопасность в школе зависит от руководящего состава. Так, в должностных обязанностях одного из заместителей директора присутствует пункт о необходимости обеспечения защищённости каждого ученика.

Примерная инструкция руководства школы по обеспечению безопасности учеников выглядит следующим образом:

  1. Организация деятельности учебно-воспитательного плана.
  2. Обеспечение выполнения локальных нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность в школе. Инструкции, своевременная разработка планов, проведение профилактических мероприятий.
  3. Своевременное доведение оперативной информации о нововведениях, изменениях, утрате законной силы теми или иными нормами, обеспечивающими состояние защищённости.
  4. Внедрение положительного опыта, а также поиск инновационных решений в проблеме обеспечения безопасности на территории учебного заведения.
  5. Осуществление методической работы как с персоналом учреждения, так и с обучаемыми.

Представленный перечень должностных инструкций является примерным. Кроме того, каждое из полномочий должно в последующем реализоваться в виде практических, более конкретизированных мероприятий. Только путём слаженной работы и выполнения каждого пункта можно добиться высокого уровня защищённости детей.

Работа, направленная на защиту от терроризма

Безопасность учащихся в школе зависит не только от профилактических мероприятий, организованных руководством, но и теоретических знаний учеников, которые преподнесли им учителя. И первой темой, являющейся основой в мире защищённости, является раздел по противодействию терроризму и экстремизму.

Данная сфера деятельности включает в себя следующие мероприятия:

  • Регулярное и своевременное проведение совещаний и планёрок относительно вышеназванных вопросов. На данных мероприятиях может проводиться инструктаж учителей по технике безопасности в школе, который в последующем доводится до учеников.
  • Обеспечение надлежащего контроля за проведением профилактических мероприятий, которые изначально были заложены в плане на месяц и на год.
  • Безопасность в школе также подразумевает организацию взаимодействия между правоохранительными органами и спасательными службами и родителями учеников.

Юридическим основанием для проведения всех вышеназванных мероприятий является приказ директора, который издаётся в соответствующей форме. Кроме того, в должностных инструкциях директора всегда должен присутствовать пункт, который обязывает его разработать план или поручить это дело одному из заместителей. Безопасность в школе базируется именно на этом документе, который предусматривает количество сборов, классных часов, профилактических тревог, викторин, собраний, планёрок и так далее.

Охрана образовательного учреждения

Особо уязвимым объектом является начальная школа. Безопасность здесь в обязательном порядке должна включать в себя усиленную охрану учреждения. Она может реализовываться в двух наиболее популярных формах:

  1. Сторожевая охрана в ночное время.
  2. В дневное время за оперативной обстановкой в школе наблюдает вахтёр, дежурный учитель либо иной представитель дежурной смены.

Руководство осуществляется администратором школы. Кроме того, отличным элементом безопасности является наличие контрольно-пропускных пунктов. Введение новых участков на территории школы позволительно с разрешения начальника отдела образования.

Внутриобъектовый режим

Правила безопасности в школе должны реализовываться путём который контролируется дежурной сменой. На вахте школы всегда должен присутствовать пакет документов:

  • Список педагогического состава, а также обслуживающий персонал на территории учреждения.
  • Список должностных лиц руководящего состава школы, которые обладают правом пропуска посторонних.
  • Инструкции по охране объектов школы.
  • Список лиц, официально допущенных осуществлять охрану учреждения.

Стоит отметить, что список на этом не заканчивается, так как по решению руководства школы и районных образовательных учреждений перечень документов может быть дополнен.

Пожарная безопасность

Техника безопасности в школе состоит не только из профилактических мероприятий и планов по противодействию незаконным действиям, но и включает в себя пожарное состояние школы, а также необходимые правила поведения.

Основным нормативным документом является ФЗ «О пожарной безопасности», который обозначает ориентир на развитие данной сферы деятельности. В правовом документе обозначены важнейшие вопросы осуществления пожарной безопасности, понятия, меры профилактики, алгоритм действия в случае возникновения чрезвычайных происшествий и так далее.

Анализ неоднократной практики возникновения пожаров показывает, что только одна пятая часть возгораний связана с неисправностью технических средств. 70% пожаров возникает по причине халатного отношения лиц, ответственных за профилактику пожаров среди учеников и педагогического состава.

Пожарная безопасность в школе состоит из ряда следующих мероприятий:


Безопасность в электрообласти

Наиболее опасными в плане обеспечения безопасности в школе являются электрические и электрощитовые щиты. Здесь необходимо обеспечить соблюдение следующих мер:


Безопасность труда в школе

Техника безопасности в школе для учащихся и учителей обеспечивается удовлетворительными условиями труда. В первую очередь, при осуществлении педагогической деятельности руководителями образовательного учреждения должен обеспечиваться комплекс мер, необходимых для защиты труда.

Основные требования включают в себя следующее:

  • Инструктаж. Безопасность в школе невозможно обеспечить без проведения подробных объяснений. Существуют нормативно закреплённые правила, благодаря которым преподаватель может как осуществлять повседневную деятельность, так и знать алгоритм действий в случае чрезвычайной ситуации.
  • Наличие законодательного регулирования. Главнейшим правовым документом является Конституция РФ, далее следует ФЗ «Об основах охраны труда» и так далее.

Данный пункт включает не только должностные инструкции, но и различные программы, соглашения между организациями (профсоюзы) и руководящими органами, а также общие локальные акты.

Начальной ступенью обеспечения данного является проведение первичного или вводного инструктажа. Кроме того, второй инструктаж по технике безопасности в школе проводится непосредственно перед началом рабочей деятельности - доведение обязанностей на месте. Также существуют повторные и внеплановые, которые направлены на профилактику и совершенствование охраны условий труда.

Санитарно-эпидемиологическое состояние как элемент безопасности

Нормы СанПина в обязательном порядке должны обеспечиваться в пределах образовательного учреждения. Подобная жёсткость требований и многочисленных санитарных проверок обусловлена заботой о физическом состоянии каждого ребёнка.

Государственные учреждения - школы, ВУЗы, детские сады - обязаны выполнять все санитарные нормы. В противном случае, даже если все элементы безопасности будут в порядке (пожарная, электробезопасность), несоответствие норм питания, бытового обеспечения является основанием для ликвидации образовательного учреждения.

Правоохранительные органы

Немаловажное значение играет взаимодействие школы и Причём подобное слияние может представлять собой как тесно связанную деятельность, так и совместно проводимые мероприятия, например, неделя безопасности в школе, проводимая совместно с сотрудниками МВД.

Постоянное взаимодействие с властными органами может выражаться в регулярном посещении школ инспекторами ответственных учреждений, а также иными работниками государственных служб. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов могут осуществлять свои полномочия непосредственно на территории школы, а именно проводить проверки в отношении антикоррупционной деятельности. Другой сферой исследования может являться обнаружение наркотических веществ, которые в последнее время находят широкое распространение среди школьников.

Сотрудники МВД, ФСБ в рамках профилактических мероприятий могут принимать участие во внеклассных мероприятиях, проводить лекции, уроки и так далее. Подобная форма работы способна наиболее полным образом донести до школьников информацию:

  • о наличии достаточно частых террористических актов;
  • о профилактике нарушения общественного порядка на территории школы;
  • об обнаружении взрывных устройств и других подозрительных предметов;
  • о выявлении лиц, способных совершить правонарушение на территории школы.

Кроме того, профилактические мероприятия совместно с представителями правоохранительных органов представляют собой следующее:

  • Разработка и реализация плана по проведению классного часа относительно профилактики дорожно-транспортных происшествий и травматизма.
  • Формирование культуры безопасного поведения на улицах и дорогах.
  • Обеспечение взаимодействия между педагогическим коллективом и ГИБДД.
  • Привлечение родителей к работе по предупреждению дорожного травматизма.
  • Изучение правил дорожного движения.
  • Создание упорядоченной учебно-материальной базы по обеспечению безопасности поведения на дорогах и улицах.
  • Наличие методических документов по соблюдению дорожного движения.
  • Анализ и формирование выводов, исходя из статистики дорожно-транспортных происшествий.

Гражданская оборона

Масштабы техногенной деятельности современного общества способны поставить под угрозу не только образовательные учреждения, но и целые районы, города и субъекты. Несмотря на усиленное сохранение экологического потенциала, безопасность в школах должна находиться на более высоком уровне. Действие должностных лиц важно обозначить в должностных инструкциях при гражданской обороне.

Около 80% аварий техногенного характера связано с деятельностью человека и низкой профессиональной подготовкой работников. Однако системное изучение вероятных чрезвычайных ситуаций способно помочь не только быстро мобилизоваться, но и предотвратить ситуацию.

Проведение гражданской обороны в условиях образовательного учреждения возлагается на руководителей школы. Самом частым выражением обеспечения безопасности при ГО является оформление «Уголка гражданской обороны». Он помогает разобраться в сигналах оповещения, а также определить порядок действий в условиях как мирного, так и военного времени. Здесь также могут располагаться опасные районы, где могут происходить чрезвычайные ситуации.

Любая сфера деятельности младших и средних образовательных учреждений регулируется нормативно-правовыми актами. Для того чтобы обеспечить план безопасности школы, необходимо целиком и полностью выполнять требование как федеральных правовых документов, так и

Предполагает формирование условий сохранения здоровья и жизни всех участников образовательного процесса, а также материальных ценностей, принадлежащих ОУ от пожаров, несчастных случаев, аварий и прочих нестандартных ситуаций с учетом техногенной и криминальной обстановки, технического и фактического состояния школы, природной территории и условий организации учебно-воспитательного процесса.

"Безопасность - состояние защищенности от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов личности и государства"

Согласно ст. 1 Закона РФ «О безопасности»

В школе под безопасностью подразумеваются все ее виды:

  • пожарная;
  • электротехническая;
  • антитеррористическая;
  • экологическая;
  • радиационная;
  • информационная;
  • безопасность в области охраны труда и техники безопасности.
Руководитель и его заместители несут юридическую и административную ответственность за безопасность детей, находящихся в ее стенах, а потому должна проводить систематическую работу по предотвращению несчастных случаев и обеспечение безопасности учащихся в школе .

Безопасность в школе: направления работы

Обеспечением безопасности детей в школе занимаются представители администрации и ответственные за это сотрудники, реализуя целостную систему мер и направлений работы с использованием современных технических средств. Совокупность мероприятий по созданию безопасной среды возможна при сотрудничестве с частными охранными структурами, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, а также при условии готовности школьников и педработников к оперативным и рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Главная задача организации безопасности в школе заключается в реализации государственной политики и предписаний нормативных актов по защите учащихся и сотрудников во время реализации учебно-воспитательного процесса.

Принципы обеспечения безопасности образовательной среды

Обеспечение безопасности в школах опирается на ряд принципов, следовать которым должны и взрослые, и дети:

  1. Любое насилие, направленное против педагога или ученика, строго порицается. Если кому-либо в школе причиняют психологический или физический ущерб, свидетель насилия должен принять меры. При этом важно помнить, что бездействие, как и физическое вмешательство, тоже является насилием.
  2. Каждый имеет право на защиту себя и других для предотвращения опасности. Вмешиваясь с целью защиты, следует оценивать риски, делая участие пропорциональным опасности. Законным считается минимально необходимое для устранения опасной ситуации вмешательство.
  3. Каждый участник учебно-воспитательного процесса должен знать свои права:
  • Руководитель ОУ отвечает за обеспечение безопасности для сотрудников школы и учащихся, формирование в учреждении безопасной и комфортной учебной среды.
  • Педагоги ответственны за поддержание безопасности учебной среды и профессиональное проведение учебного процесса, предотвращение насилия и содействие в случае опасности.
  • Родители несут ответственность за воспитание детей, открытое сотрудничество со школой.

Охрана образовательного учреждения - внутренняя безопасность

Комплексная безопасность школы обеспечивается согласно ст. 41 и 42 «Закона об образовании РФ», регулирующим необходимость защиты жизни и здоровья учеников во время пребывания в образовательном учреждении.

Технические и организационные меры используются для обеспечения безопасности от террористических и криминальных угроз, для чего к образовательным учреждениям выдвигается ряд требований:

  • лицензированные частные охранные предприятия, вневедомственная охрана или служба безопасности, привлеченные на платной договорной основе, должны обеспечивать охрану территории и помещений;
  • по периметру здания должно быть ограждение, а на территории - достаточное освещение;
  • в школе должны быть системы контроля и видеонаблюдения, тревожная сигнализация и прочие инженерно-технические средства;
  • входные двери должны защищать здание и находящихся в нем от несанкционированного доступа;
  • должна быть разработана служебная документация, регламентирующая внутриобъектовый и пропускной режимы, действия учеников и педагогов в чрезвычайных ситуациях, должностные инструкции для персонала;
  • название лица, ответственного за меры по защите образовательного учреждения от криминальных или террористических угроз;
  • все дороги на пути к школе должны быть оснащены пешеходными переходами, светофорами и лежачими полицейскими;
  • на первых этажах здания устанавливаются металлические решетки.
В зависимости от специфики деятельности и криминогенной обстановки в районе, образовательные учреждения вправе дополнять перечень мер другими мероприятиями, обеспечивающими безопасность. Руководитель образовательного учреждения несет ответственность за обеспечение безопасности в школе . В отдельных учреждениях на должность заместителя директора по обеспечению безопасности могут привлекаться специалисты с опытом работы в силовых структурах. Местные органы управления перед началом учебного года проводят проверку готовности школы, учитывая и состояние безопасности объекта.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно!

За прохождение курса - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Стандартом безопасности в образовательном учреждении является пропускной режим, который регулирует вход и выход из школы посетителей и школьников:

  • Учащиеся проходят в здание после визуального контроля, а выходят только после окончания учебных занятий, что контролируют учителя, руководители секций и кружков. Без разрешения заместителя директора ученики не вправе покидать стены школы до окончания учебных занятий.
  • Родители учеников и другие посетители допускаются в помещения школы по предъявлению документа, удостоверяющего личность, по согласованию времени после занятий или на переменах при условии, что их сопровождает педагог или представитель администрации, к которому пришли посетители (информация о них вносится в журнал регистрации). Если посетитель отказывается или не может предъявить документы, ему отказывают во входе в школу.
На школьной вахте у сотрудника должен быть список обслуживающего персонала и педагогов школы, администрации и лиц, допущенных к охране ОУ. Школьный охранник отвечает за постороннего, который присутствует на территории учреждения, в его обязанности также входит пресечение драк, контроль за соблюдением школьного устава, требований безопасности учащимися и педагогами.

Экологическая безопасность в школе

Среди всех аспектов безопасности образования в школе особое место занимает экологическая, которая подразумевает соответствие ОУ экологическим требованиям и принципам здоровьесбережения. Нормы СанПина являются стандартами безопасности окружающей детей среды, предотвращая негативное воздействие на детские организмы условий и вредных факторов.

Экологическая безопасность подразумевает:

  • корректную утилизацию пищевых, химических и древесных отходов при условии их разделения;
  • своевременный вывоз мусора;
  • благоустройство хозяйственных зон и озеленение пришкольной территории.

Экологическая безопасность школьников в школе опирается на международное и государственное экологическое право. Для достижения экологической безопасности в образовательных учреждениях учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности приобщают к экологической культуре, поскольку предупреждая разрушение окружающей среды и экологические риски можно предотвратить опасные последствия для здоровья учащихся.

Для предотвращения негативных последствий для окружающей среды важно своевременно влиять на подростков, учить их любить и защищать природу, достигать гармонии с окружающим миром и самим собой. Педагогам важно не просто передать учащимся информацию, но и помочь сформировать определенные алгоритмы поведения, взгляды, чувства и убеждения.

Помимо непосредственно учебно-воспитательной деятельности в школьный план работы включают мероприятия, касающиеся защиты окружающей среды:

  • на встречи, беседы, школьные конференции или круглые столы приглашают работников Роспотребнадзора и представителей экологической полиции;
  • проводятся экологические субботники, уборка территории школы и вырубка засохших и старых зеленых насаждений с последующей высадкой новых;
  • сооружение скворечников и мероприятия в рамках акции «Помоги пернатому другу»;
  • организуются День экологической культуры и тематические экологические классные часы;
  • чтят память погибших во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, проводятся круглые столы на тему рационной безопасности.

Пожарная безопасность в образовательном учреждении

«Правила противопожарного режима в РФ» и ФЗ «О пожарной безопасности» регулируют вопросы безопасности в школе в случае пожара, определяя меры профилактики, основные понятия и алгоритм действий при возгорании. Чаще всего возгорания происходят по причине халатного обращения с оборудованием и техническими средствами, потому пожарная безопасность в ОУ должна включать:

  • строгое соблюдение нормативных и законодательных актов, включая предписания пожарных служб;
  • обеспечение учреждения первичными средствами устранения возгорания и своевременная их замена в случае выхода из строя (пожарные водоемы, огнетушители и пожарные щиты);
  • оснащение помещений сигналами тревоги и автоматической пожарной сигнализацией;
  • оборудование эвакуационных выходов, доступов пожарным бригадам и размещение табличек на кабинетах с номерами пожарной охраны;
  • оперативное устранение обнаруженных недостатков.

Помимо этого пожарная безопасность в общеобразовательной школе опирается на комплекс профилактических мер, проведение эвакуационных мероприятий (тренировка обучающихся по реагированию в чрезвычайных ситуациях, разработка инструкций). Ответственные за пожарную безопасность лица контролируют проведение массовых мероприятий и регулярно проверяют состояние отопительных приборов.

Наряду с внутренними особого внимания заслуживает обеспечение безопасности на внешнем периметре и территории школы, для чего размещают соответствующие информационные щиты и таблички, проверяют состояние оконных проемов, наружных пожарных лестниц и источников противопожарного водоснабжения.

Важным элементом системы обеспечения пожарной безопасности обучающихся является пожаробезопасное отношение к себе и окружающим, овладение навыками безопасного поведения при пожаре. Поскольку эффективность обучения опирается на материально-техническую базу и кадровое оснащение, в повседневной работе по обучению и воспитанию у учащихся принципов пожарной безопасности школе следует тесно сотрудничать с соответствующими органами власти в сфере пожарной охраны, социальной защиты и здравоохранения.

К сожалению, до недавнего времени государство не уделяло достаточного внимания к обучению пожарной безопасности детей в семье, а потому взрослые в рамках системы «Техника безопасности» на предприятиях должны освоить пожаробезопасный образ жизни, чтобы впоследствии привить его своим детям. Потребность в непрерывной подготовке школьников к пожаробезопасной жизни продиктована невысоким общим уровнем пожарной безопасности населения в быту и возникновением новых и развитием существующих социо-технических и социо-энергетических систем. Следовательно, согласно требованиям к безопасности в школе , модель беспрерывного обучения школьников принципам пожарной безопасности способствует решению таких задач:

  • подготовка учащихся к собственной пожаробезопасной жизнедеятельности путем формирования у них пожаробезопасного отношения к себе и окружающим, навыков безопасного поведения, оказания помощи и действий при пожаре;
  • формирование навыков наблюдения за состоянием окружающей среды и предотвращения пожароопасных ситуаций, а в случае возникновения их - умения выйти из них с наименьшими последствиями для их жизни и здоровья;
  • воспитание дисциплинированности и осознанного выполнения «Правил пожарной безопасности».

В школе организация обучения пожарной безопасности должна включать:

  1. педагогов, владеющих знаниями «Основ пожарной безопасности» и методами обучения детей данному предмету;
  2. учебно-методическую базу - специальную литературу, учебные пособия, программы, иллюстративные и другие материалы;
  3. учебно-техническую базу - технические средства обучения (макеты, модели, компьютеры, видеотехнику и проекционной оборудование;
  4. специально оборудованные классы и тренировочные площадки.

Антитеррористическая безопасность в школах

В последнее время в связи с повышением террористической угрозы одним из критериев безопасности образовательных школ является антитеррористическая безопасность. Педагогам и администрации следует принять соответствующие меры, а также ознакомить детей с памяткой поведения в случае террористического акта.

За антитеррористическую безопасность в школе отвечает директор, который координирует и организует совместный с правоохранительными органами контроль за обеспечением безопасности. Приказом директора формируется школьная антитеррористическая комиссия, в которую входят механики, электрики, начальными штаба ГО и заместитель директора школы, а также другие сотрудники, назначенные директором. Члены комиссии:

  • разрабатывают план антитеррористической деятельности и инструкции по безопасности, описывая действия сотрудников школы в случае ЧП;
  • проводят инвентаризацию средств безопасности, входов и выходов;
  • осуществляют ежедневный осмотр территории и потенциально опасных в плане террористических атак мест, проверяют складские помещения, целостность дверей, решеток и окон;
  • контролируют процесс подбора кадров, проводят инструктаж по антитеррористической безопасности.

Согласно нормативным документам, безопасность в школах обеспечивается благодаря комплексу организационных и технических мер.

Мера Описание
Охрана школы

Благодаря привлечению лицензированных частных охранных предприятий или вневедомственной охраны обеспечивается:

  • охрана школы, подразумевающая контроль территории участка и школы, предотвращение чрезвычайных ситуаций;
  • организация пропускного режима, предотвращение попадания посторонних лиц на территорию образовательного учреждения;
  • осуществляются ежедневные дежурства, как администрацией, так и самими учащимися - дежурным классом;
  • защита сотрудников и учеников от любых насильственных действий
Укрепление инженерно-технической сферы Для соблюдения требований по безопасности в школах все двери в учреждении должны быть заменены на металлические, оснащенные запорами, а окна - оснащены решетками.
Техническая защита
  • устанавливается сигнал и телефон тревоги на случай террористического акта;
  • система оснащается охранной сигнализацией и камерами видеонаблюдения
Паспорт антитеррористической защищенности Школы как объекты массового посещения должны разработать Паспорт антитеррористической защищенности - документ, который отражает характер антитеррористической безопасности учреждения, содержит возможные сценарии кризисных ситуаций, слабые и сильные стороны защищенности объекта.
Противопожарная и электробезопасность

Разрабатывается план эвакуации при возникновении угрозы взрыва или пожара, с которым ознакамливают учащихся и сотрудников, проводятся обучающие мероприятия по гражданской обороне, систематически улучшается материально-техническая база учреждения.

Согласовывая концепцию о мерах безопасности в школе , администрация образовательного учреждения должна:

  1. Сформировать и реализовать план антитеррористической деятельности.
  2. Ознакомить всех участников образовательного процесса с алгоритмом действий в случае возникновении угрозы терроризма.
  3. Вести систематическую работу по предупреждению, выявлению и предотвращению террористических угроз.
  4. Выявлять и ликвидировать условия осуществления террористической деятельности.

Обязательной является работа со школьниками, которых учат действовать в экстремальных ситуациях, оперативно эвакуироваться из здания школы, освоить сознательное отношение к собственной безопасности. Учащиеся должны понимать, что главная цель террористов - захватить или убить как можно больше людей, потому в случае террористического акта нужно быть настороже, но не бояться, поскольку милицию и армию, которые встанут на защиту детей, террористы победить не смогут. Дети должны:

  • точно знать, где находятся аварийные выходы из здания, ближайшие больницы или травмпункты;
  • серьезно относиться к требованиям покинуть помещение;
  • никогда не принимать подарки, коробки, сумки и пакеты от посторонних людей;
  • не приближаться и не трогать подозрительные вещи и объекты, оставленные в транспорте или общественных местах.

Информационная безопасность детей в школе

Необходимые меры безопасности в школе затрагивают не только защиту от проникновения или возгорания, но также понятия информационной защиты, для реализации которой педагогам и родителям важно сформировать у школьников привычку использовать интернет-пространство исключительно в образовательных целях, привить представления об интернет-культуре. Понятие информационной безопасности подразумевает защиту детей от причинения вреда их нравственному развитию, психическому, физическому или духовному здоровью информацией, которая распространяется в сети интернет.

Педагогам важно научить детей распознавать ложную информацию, защищая себя от сетевого негатива и мошенничества, чтобы пресечь участившиеся попытки злоумышленников несанкционированно получать информацию. Тот, кто обеспечивает информационную безопасность в школе , устанавливается контент-фильтры, исключая доступ учеников к сайтам, содержащим порнографию, информацию о наркотиках и суициде, следуя требованиям ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Помимо этого школьным информационным сетям могут угрожать:

  • хищение и вандализм;
  • хакерские атаки и компьютерные вирусы;
  • компьютерное и интернет-мошенничество;
  • разглашение конфиденциальной информации.

Согласно ФГОС, по результатам обучения информационной безопасности у детей должно сформироваться умение использовать средства коммуникационных и информационных технологий для решения когнитивных, организационных и коммуникативных задач. В ходе углубленного изучения курса информатики целью обучения является формирование знаний принципов обеспечения информационной безопасности детей в школе , способов и средств обеспечения надежного функционирования средств информационных и коммуникационных технологий.

С развитием ИКТ увеличивается количество угроз, расширяется и усложняется спектр средств обеспечения информационной безопасности, соответственно, увеличивается потребность в квалифицированных кадрах в области информационной безопасности, поэтому целью обучения, помимо социализации, является профильное обучение школьников в области информационной безопасности. Так, осваивая принципы безопасности, дети получают необходимый багаж знаний и навыков:

  • на второй ступени (основная школа) - формирование умений и навыков целесообразного и безопасного поведения при работе с компьютерными программами и в интернете, соблюдение норм информационного права и этики, формирование компетенции в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая освоение основ информационной безопасности учеников ;
  • на третьей ступени (старшая школа) - принятие этических аспектов информационных технологий, принятие ответственности людей, вовлеченных в распространение информации и использование информационных систем, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в интернете.

В ходе профильного изучения информатики в старшей школе дети получают навыки принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения безопасного и надежного функционирования средств ИКТ.

Электробезопасность в школах

В вопросах электробезопасности распространяются на оснащение помещений, техосмотр электрических щитов, еженедельный контроль состояния электрического оборудования и осветительных электрощитов на этажах. Инструкция «О мерах электробезопасности в здании СОШ» регулирует вопросы обеспечения электробезопасности в помещениях ОУ. Чтобы защитить учащихся и педагогов, в учреждении и в электрощитовой в частности принимаются следующие меры электробезопасности:

  • входная дверь в здание должна надежно закрываться на замок и иметь трудноснимаемую облицовку, например, жестяную обивку;
  • ключи от запасных выходов находятся у вахтеров;
  • по мере поступления электросветильников старое оборудование заменяется новым;
  • ответственные лица проверяют заземление оборудования и сопротивление изоляции электросети, исправность электровыключателей и электророзеток;
  • на двери электрощитовой указывают ответственных за электрическую безопасность в школе для учащихся, место хранения ключей от помещения и предупредительные знаки «Осторожно! Напряжение!»;
  • в электрощитовой площадке должны быть диэлектрические перчатки и огнетушители, а на полу - резиновое покрытие или коврики.

В образовательных учреждениях формируются комиссии, проверяющие знания персонала касательно электросбережения, электротехнологичесокго и электротехнического оборудования. Чаще всего в состав комиссии входит директор, заместитель директора по АХЧ, заместитель директора по УВР, учителя технологии и ОБЖ.

Безопасность труда в школах

Работники образовательного учреждения должны и имеют право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Обязанность работодателя - принимать меры по охране труда, ориентированные на выполнение этих условий. Этого требуют статьи 212 и 219 ТК РФ.

Работодатель несет административную и уголовную ответственность за необеспечение безопасности сотрудников в школе во время исполнения ими трудовых обязанностей.

В комплекс мер по обеспечению охраны труда входят:

  • безопасность работников школы при проведении образовательного процесса;
  • разработка и функционирование системы управления охраной труда;
  • разработка необходимых локальных нормативных актов по охране труда, в том числе инструкций;
  • режим труда и отдыха работников
  • медицинское и санитарно-бытовое обслуживание работников;
  • непременные медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования работников;
  • обучение по охране труда, проверка знаний на предмет охраны труда;
  • обучение навыкам оказания первой помощи;
  • снабжение средствами индивидуальной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда;
  • расследование несчастных случаев.

Электробезопасность в школах

Требования к безопасности школы в вопросах электробезопасности распространяются на оснащение помещений, техосмотр электрических щитов, еженедельный контроль состояния электрического оборудования и осветительных электрощитов на этажах. Инструкция «О мерах электробезопасности в здании СОШ» регулирует вопросы обеспечения электробезопасности в помещениях ОУ. Чтобы защитить учащихся и педагогов, в учреждении и в электрощитовой в частности принимаются следующие меры электробезопасности:

    входная дверь в здание должна надежно закрываться на замок и иметь трудноснимаемую облицовку, например, жестяную обивку;

    ключи от запасных выходов находятся у вахтеров;

    по мере поступления электросветильников старое оборудование заменяется новым;

    ответственные лица проверяют заземление оборудования и сопротивление изоляции электросети, исправность электровыключателей и электророзеток;

    на двери электрощитовой указывают ответственных за электрическую безопасность в школе для учащихс я, место хранения ключей от помещения и предупредительные знаки «Осторожно! Напряжение!»;

    в электрощитовой площадке должны быть диэлектрические перчатки и огнетушители, а на полу - резиновое покрытие или коврики.

В образовательных учреждениях формируются комиссии, проверяющие знания персонала касательно электросбережения, электротехнологичесокго и электротехнического оборудования. Чаще всего в состав комиссии входит директор, заместитель директора по АХЧ, заместитель директора по УВР, учителя технологии и ОБЖ.



error: