Старший пионервожатый. Из воспоминаний старшей пионерской вожатой Старший пионервожатый в школе

Декан одного из факультетов Академии госслужбы Владимир Киселёв знает об этом не понаслышке. Когда-то он сам был отрядным вожатым.

- Владимир Николаевич, пожалуйста, расскажите какую-нибудь историю про макулатуру из собственного вожатского опыта!

Однажды, чтобы сделать сбор макулатуры привлекательным для ребят, мы придумали целую историю. Тогда многие увлекались творчеством ленинградского писателя Вольта Суслова. Мы с друзьями обратились к нему. Пригласили к себе в дружину, и он честно рассказал - мол, задумал новое произведение, работаю над ним сейчас. Чтобы книжка в результате получилась иллюстративной, на хорошей бумаге, нужно собрать определённый объём макулатуры. Собрав названное количество - счёт шёл на тонны! - пионеры отрапортовали Вольту Суслову. Книга вышла, и писатель сразу пришёл с ней в школу, подарил экземпляр с автографом и пожеланиями нашей библиотеке. Понятно, что не обошлось без хитрости со стороны взрослых. Зато сбор был мотивированным. Кое-где, конечно, занимались «орнитологией» - работали ради «галочки» или «птички». Райком комсомола скрупулёзно подсчитывал килограммы и тонны - какая пионерская дружина больше собрала, та и победила. На следующий год мы, вожатые, придумали игру по станциям. Дети изучали, сколько нужно потратить деревьев на изготовление бумаги определённого сорта, решали иные задачки. Ответы подводили ребят к пониманию, что это - важное государственное дело.

Позже вы долгое время работали в Ленинградском Дворце пионеров, стали последним его директором. Тогда в бывшем Аничковом дворце была сосредоточена методическая работа всей городской пионерской организации. Ключевыми людьми в ней являлись пионервожатые. В чём заключались их задачи?

Директором Ленинградского дворца пионеров имени Жданова я стал в 1990 году, в самый переломный период. Уже через год бывший Аничков стал Санкт-Петербургским городским дворцом творчества юных. Но смысл его деятельности не изменился - служить интересам детей, организуя их досуг на благо здоровью и творческому развитию. Семь лет до назначения директором я был замдиректора по учебной работе, ведал творческими коллективами, к организации пионерской работы имел только касательное отношение. Но задачи вожатых, конечно, знаю. Вожатый должен был научить пионеров многим практическим навыкам: как одной спичкой разжечь костёр в походе, правильно установить палатку и не промокнуть в ней, если пойдёт дождь, сварить вкусную еду на костре. Вожатые обязаны были заниматься спортом сами и уметь организовывать соревнования по пионерболу и «взрослым» видам спорта. При активном участии вожатых был придуман хоккейный турнир «Золотая шайба». В то же время вожатые создавали театральные студии или клубы любителей поэзии, музыкальные коллективы. Пробудив в талантливых детях интерес к какой-либо творческой или научной сфере, грамотные вожатые направляли их в районный Дом пионеров или городской Дворец имени Жданова к профессиональным преподавателям в этой области.


Командующий парадом на Дворцовой площади председатель Городского пионерского штаба Максим Соколов отдаёт рапорт председателю Ленинградского Совета пионерской организации Олегу Кузину в присутствии первого секретаря обкома ВЛКСМ Валентины Матвиенко

В каждой советской школе был старший пионервожатый, являвшийся членом педагогического коллектива. Значит, были и рядовые пионервожатые?

В советское время должность старшего пионерского вожатого числилась в штатном расписании каждой общеобразовательной школы. Работа старшим пионервожатым засчитывалась в педагогический стаж наравне с учительской. На старшего вожатого учили в педучилищах и некоторых педагогических вузах нашей страны. Самый серьёзный из них, Костромской педагогический институт, занимался и подготовкой вожатых, и методическим её обеспечением - в общем, разрабатывал эту профессию на научной основе. В Санкт-Петербургском университете имени Герцена пионерским движением занимались на кафедре педагогики. В тарифно-квалификационном справочнике с должностными обязанностями 2010 года, нормативы которого утверждены Министерством труда, можно найти формализованную должностную инструкцию старшего вожатого, в которой перечислены все его функции и квалификационные требования. Должность существует по-прежнему, только называется не «пионерский вожатый», а «старший вожатый» или «вожатый в детских лагерях». В школе вожатые появились в 1922 году, сразу с образованием Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Старшие вожатые были назначены чуть позже - сначала работа шла на уровне отрядов. В каждом классе школы действовал пионерский отряд, причем одноклассников принимали в него не одновременно - сначала лучших из лучших, а постепенно и всех остальных. В результате класс полностью становился пионерским. В качестве отрядных пионервожатых, как правило, выступали старшеклассники, а к октябрятским классам в начальной школе иногда «приставляли» шефов из числа пионеров-семиклассников.

В первые годы существования пионерии в СССР отрядными вожатыми часто становились пролетарии. Точнее, работающая молодёжь с предприятий, из молодёжных организаций, вузов, а также из театров и других творческих коллективов. Постепенно на опыте общественной работы возникла «освобождённая» должность старшего пионерского вожатого, получавшего зарплату. Старший пионервожатый отвечал за организацию всей внешкольной работы и систему воспитательной работы в школе. А отрядные вожатые были добровольными помощниками старшего.

То есть старший вожатый координировал работу отрядных. Если школа была большая, в ней иногда трудились двое старших вожатых. Директор школы определял их взаимодействие, соподчинённость и так далее. Когда в начале 1970-х годов была создана должность замдиректора школы по воспитательной работе, вожатые стали его подчинёнными. Замечу, что опытные педагоги ценили вожатого как коллегу, являвшегося полезным и хорошим помощником - тут и энергия через край, и здоровые амбиции, и мощный творческий потенциал. Вожатый, как правило, был немногим старше самих пионеров - возрастная дистанция составляла три-четыре года. Поэтому подопечные испытывали к нему особое доверие, как к своему и в то же время - кумиру.

Знаете ли вы примеры, когда педагог старшего возраста задерживался в должности пионервожатого - например, когда ему переваливало за сорок лет?

Старшими пионервожатыми, в основном, работали выпускники педагогических вузов или даже студенты вечерних и заочных отделений. Были примеры, когда люди оставались в этой «молодёжной» должности чуть ли не до пенсии. Но вообще-то, вожатый - это профессия с быстрым «выгоранием». Три-пять лет, и надо уступать дорогу молодым. Глаза уже не горят как прежде, становится неинтересно самому, и эту фальшь очень быстро чувствуют пионеры. Многим успешным сейчас людям вожатская работа вспоминается как удачный старт.

Моё детство, с 1996-го до 2005-го, прошло в пионерских лагерях, то есть в детских оздоровительных центрах. У нас в отрядах тоже работали вожатые как помощники воспитателей. Можно ли считать их «наследниками» пионервожатых советского времени?

Разумеется! В советское время точно так же в отряде работали вожатый и воспитатель, у которого было больше организационных функций - он отвечал за весь режим дня. Вожатые занимались подготовкой конкретных творческих дел и приучали ребёнка к выполнению элементарных бытовых обязанностей, ведь дома за него всё делали родители.

Сейчас просто исчезла политическая составляющая работы вожатого, при том, что она не была главной и в советское время. Даже если вожатые проводили политинформации, они были интересны для детей. Я и сам вёл занятия в Городском пионерском штабе по текущей политике, учил своих слушателей самостоятельно оценивать и анализировать события. Ведь «Пионерская правда» и «Ленинские искры» давали штампованные, скучные комментарии. В узком кругу можно было себе позволить относительно искренние разговоры с ребятами, которые ценили доверие старшего товарища.

У Дворца пионеров был свой лагерь «Зеркальный», он и сейчас действует, называясь загородным центром детско-юношеского творчества. Туда я приезжал ещё школьником. Утро в «Зеркальном» всегда начиналось с зарядки, заканчивался день «Светланой», мелодией из фильма «Гусарская баллада», которая по-прежнему там звучит - с самого открытия лагеря в 1969 году:

Лунные поляны, ночь, как день, светла...

Спи, моя Светлана, спи как я спала

В уголок подушки носиком уткнись

Звезды, как веснушки, мирно светят вниз.

Зазвучала «Светлана» - значит, отбой, все в постелях. Утром раздаются позывные, которые тоже сохранились в «Зеркальном».


Пионеры сдают макулатуру у дверей школы. Архивная фотография

- Значение вожатых было выше в школах или в пионерских лагерях?

Безусловно, в лагерях. Но вожатый в лагере - ещё более «выгораемая» работа, чем в школе. Два года подряд - это уже серьёзный стаж. Ведь там они вместе с детьми круглые сутки. Поэтому в лагере и отрядные вожатые, и старшие вожатые всегда получали и получают зарплату. Кстати, вожатым, как и в советское время, помогает наш петербургский детский журнал «Костёр», который до сих пор выходит в Петербурге. Был и профессиональный журнал «Вожатый», там печаталось много инструктивно-методических материалов из опыта работы. Во Дворце пионеров каждый год выходили материалы - методические рекомендации, как можно построить жизнь пионерских дружин в этом учебном году. В том «Зеркальном» ежегодно проходила школа вожатского мастерства, проводились семинары, были и лекции, но чаще - практические занятия. Газета «Ленинские искры» устраивала всевозможные общегородские акции. Движение «Красных следопытов», по сути, было рождено этой газетой. Когда я был пионером, мы с вожатыми занимались поисками в Тосненском районе - там в болоте обнаружили детали самолёта, извлекли оттуда вещи лётчика - в планшете сохранились полуистлевшие документы. Впоследствии по этим документам нам удалось узнать его имя - Алексей Рычин. До того он числился пропавшим без вести. Мы два года искали его родственников, месяцами ждали ответа из архивов, отправляли новые запросы. И всё-таки нашли в Перми сестру и других родственников пилота. Они приехали в посёлок, где я тогда учился. Состоялось торжественное захоронение останков героя, погибшего, защищая Родину. Я вспоминаю, как мы встречали их и ходили на эту могилу. Сейчас я приезжаю туда очень редко, но всегда хожу на улицу Алексея Рычина. Ведь она появилась на карте благодаря тому, что было сделано мальчишками и девчонками нашего класса во главе с вожатым в далёком уже 1965 году.

Да, вожатские будни действительно впечатляют! Но случались ведь в деятельности пионерской организации и праздники? Была красивая парадная форма, значки, галстуки - вожатые их носили?

Форма, конечно, была - и парадная, и повседневная. Пионерский галстук, значок, шевроны: у звеньевого один, у председателя Совета отряда - два, у председателя Совета дружины - три. Старший пионервожатый, естественно, уже член Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи (ВЛКСМ), носил на груди комсомольский значок. Каждый год 19 мая, в день рождения Пионерской организации, в Ленинграде обязательно проводился парад на Дворцовой площади. Право выйти на него предоставлялось только правофланговым дружинам. Многие из них носили имена известных учёных, полководцев или героев войны. С трибуны парадом командовал председатель Городского пионерского штаба. В каждом классе был председатель Совета отряда, в школе - председатель Совета дружины, в районе действовали пионерские штабы, состоявшие из представителей дружин всех школ района, и главный штаб - городской. Он находился во Дворце пионеров. Одно время председателем Городского пионерского штаба был нынешний министр транспорта России Максим Соколов. У меня в личном архиве есть фотография, где он мальчишкой-старшеклассником командует парадом и отдаёт рапорт Олегу Кузину, тогда - председателю Ленинградского Совета пионерской организации, будущему главному редактору «Ленправды» и «СПб Ведомостей». Рапорт отдаётся в присутствии Валентины Матвиенко, в те времена - первого секретаря обкома комсомола, а теперь - председателя Совета Федерации России.


С пионеров в общественно полезных делах, таких как сбор макулатуры, брали пример их более юные товарищи - октябрята. Архивная фотография

À PROPOS

Владимир Николаевич Киселёв - заслуженный работник культуры России, состоит в Правлении Всемирного клуба петербуржцев

Обложка публикации: Владимир Николаевич Киселёв. Фотография из личного архива

размер шрифта

ПРИКАЗ Минпроса СССР от 20-02-78 24 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ... Актуально в 2018 году

СТАРШИЙ ПИОНЕРВОЖАТЫЙ

Должностные обязанности. Организует на основе Положения о Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и Положения о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина в тесном контакте с организатором внеклассной и внешкольной работы с детьми, учителями школы, работниками внешкольных учреждений, дворцов и Домов культуры, театров и кинотеатров работу пионерской дружины школа. Воспитывает у пионеров преданность и любовь к Советской Родине, Коммунистической партии и народу, любовь к труду, сознательную дисциплину, настойчивость в достижении цели, умение преодолеть трудности. Организует пионерскую работу в школе, по месту жительства детей, в пионерском лагере. Развивает активность, самодеятельность и инициативу пионеров, воспитывает коллектив в духе сплочения и дружбы. Подбирает из числа лучших комсомольцев отрядных пионерских вожатых, руководителей кружков, секций; организует их систематическую учебу; направляет и контролирует их работу. Проводит систематическую учебу пионерского актива; направляет работу пионерских отрядов, актива и совета дружины; совместно с советом дружины подбирает и учит вожатых октябрятских групп и звездочек. Готовит октябрят к вступлению в ряды юных ленинцев и совместно с комитетом комсомола школы - пионеров к вступлению в комсомол.

Должен знать: постановления и решения партии, правительства по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательной работы в школе, руководящие документы ЦК ВЛКСМ по проблемам деятельности комсомола и вопросам пионерского движения; основы советской педагогики и педагогической психологии; содержание, формы и методы работы с пионерами; порядок ведения необходимой документации.

Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование.

Расстановка ударений: ВОЖА`ТЫЙ

ВОЖАТЫЙ юных пионеров (пионервожатый). Старший вожатый является представителем комсомола в пионерских дружинах и отрядах, политич. руководителем, воспитателем и организатором юных пионеров. Это старший товарищ, друг и наставник ребят.

Пионерский В. повседневно осуществляет руководство пионерской дружиной на основе Положения о Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина, решений пленумов и съездов ЦК ВЛКСМ, строго соблюдает принципы деятельности пионерской организации. На работу старшими В. направляются комсомольцы и коммунисты, лучшие активисты-общественники не моложе 18 лет, имеющие необходимое образование, политический и культурный уровень, организаторские способности и навыки. В. работает под руководством районного, городского зонального или территориального комитетов комсомола, советов пионерской организации и перед ними несёт ответственность за работу с пионерами. Подбор, утверждение и освобождение старших В. осуществляет районный, городской зональный или территориальный комитеты комсомола по согласованию с соответствующими советами пионерской организации и местными органами нар. образования.

Главная обязанность В.- воспитывать пионеров в духе преданности коммунизму, Родине, Коммунистич. партии, растить их трудолюбивыми, физически и нравственно здоровыми. Успех работы с пионерами во многом зависит от отрядных вожатых. Старший вожатый совместно с комсомольскими организациями производственных предприятий или учреждений подбирает в каждый отряд В. - грамотного, энергичного, любящего детей комсомольца, а из комсомольцев школы - помощников В. В последнее время появился коллективный В. - бригада коммунистич. труда. Члены бригады учат ребят на своём примере жить, трудиться и учиться по-коммунистически. Отрядный вожатый работает под руководством старшего вожатого и комитета ВЛКСМ, направившего его в отряд, в тесном контакте с классным руководителем и учителями данного класса. Отрядный вожатый организует и направляет всю деятельность пионеров.

Пионеры - смена комсомола, каждый пионер стремится стать членом ВЛКСМ. В. готовит их к вступлению в комсомол, знакомит с Уставом ВЛКСМ, с боевыми и трудовыми делами комсомола, организует встречи с комсомольцами, с коммунистами. По желанию ребят он создаёт отряды по интересам, напр.. юных космонавтов, техников, моряков, любителей искусства и книги, туристов и т. д.

В. организует работу с пионерами не только в школе, но и в зоне пионерского действия, по месту жительства детей, в клубах, на стадионах, в парках, во внешкольных учреждениях. Вместе с пионерами и родителями В. оборудуют при домоуправлениях пионерские комнаты, детские клубы, спортивные и игровые площадки, создают различные кружки и спортивно-туристские секции. В. - организатор работы с октябрятами, вместе с комсомольскими организациями школ и советом дружины он подбирает для работы с октябрятами комсомольцев - уч-ся и пионеров старших отрядов.

Старший В. всю свою работу проводит через совет дружины, а отрядный В.- через совет отряда. Опора В.- пионерский актив. В. повседневно ведёт работу с пионерами-активистами, учит их действовать самостоятельно. Он готовит пионеров-инструкторов по туризму, спорту, художественной самодеятельности, технике, юннатской работе. Для этого оп создаёт спец. кружки, к руководству к-рыми привлекает учителей, комсомольцев-производственников, родителей.

Пионеры - народ живой и любопытный. Их интересуют полёты в космос, Арктика и Антарктика, мощные гидростанции, новые машины, вопросы с. х-ва, кибернетика, искусство и т. п. Удовлетворить запросы и интересы ребят одному В. трудно. Он прибегает к помощи родителей, рабочих, ветеранов труда, деятелей науки и техники, культуры, воинов Сов. Армии, пенсионеров. Из числа этих людей В. совместно с комитетом комсомола создаёт "Совет друзей" дружины.

Труд В.- сложный и ответственный, он требует больших знаний. Поэтому В. должен постоянно учиться, овладевать теорией марксизма-ленинизма, пед. знаниями, повышать свой культурный уровень, изучать передовой опыт воспитательной работы школ, пионерских дружин, учителей, вожатых. В. может учиться на курсах переподготовки при ин-тах усовершенствования учителей, на заочных и вечерних отделениях пед. ин-тов и других вузов.

В.- не только организатор, но и умелец. Он должен владеть практич. умениями и навыками, уметь руководить кружком или судить спортивные соревнования и игры, знать основы туризма, фотографировать или играть на музыкальном инструменте. Практич. навыки В. приобретает в Доме пионеров, на семинарах, в школьных мастерских.

Во всей работе В. тесно связан с пед. коллективом. Директор школы, учителя - советчики и помощники В. Он советуется с ними по содержанию и методам работы, опирается на их опыт и знания, привлекает учителей к работе с пионерами. Являясь членом пед. совета, старший В. имеет право вносить на обсуждение пед. совета вопросы, связанные с деятельностью пионерской дружины и отрядов, с участием учителей в работе с пионерами.

Старший пионервожатый пользуется правами и льготами, установленными Советом Министров СССР для учителей в их материальном и правовом положении, и, в частности, правами и льготами, установленными для учителей-заочников при заочном обучении в высших пед. уч. заведениях. Имея пед. образование и трёхлетний стаж работы с пионерами, старший пионервожатый может вести уроки по своей специальности не более 6 часов в неделю.

Сотни тысяч людей работают в СССР В. юных пионеров. Многие из них трудятся творчески, вдохновенно, отдают пионерам все свои знания, умения, энергию. В., отличившиеся в работе с пионерами, награждаются значками Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина "За активную работу с пионерами", "Лучшему вожатому", Мин-ва просвещения - "Отличник народного образования", грамотами ЦК ВЛКСМ, Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина, ЦК комсомола союзных республик, крайкомов и обкомов комсомола.

А. Я. Яковлева. Москва.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Задонск

Задонский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи Центерадзе Н.Я.

с участием представителя истицы Тормышевой М.А.

при секретаре Пановой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якушевой Л.С. к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Задонском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью

установил:

Якушева Л.С. обратилась в суд с иском к ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в Задонском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, ссылаясь на то, что ответчик незаконно исключил из льготного стажа периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - тренером Задонской детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- старшей пионервожатой и учителем истории Задонской средней школы № 2, так как должности тренера и старшей пионервожатой не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а педагогическая нагрузка по должности учителя истории за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была менее установленной за ставку.

Свои требования мотивирует тем, что, работая тренером Задонской ДЮСШ, выполняла педагогические функции тренера-преподавателя. При заполнении ее трудовой книжки было использовано ненормативное наименование должности, вместо «тренер-преподаватель» указано «тренер». Между тем, в трудовых книжках педагогов Задонской ДЮСШ, принятых на работу одновременно с ней, их должности записаны как «тренер-преподаватель».

Должность старшего пионервожатого предусмотрена приказом Минпроса СССР от 31 декабря 1986 года № 264 «Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем», и в период с 01 сентября 2000 года по 01 июня 2005 года она фактически выполняла обязанности по этой должности. Однако из-за отсутствия пионерской организации в ее трудовой книжке за указанный период имеются записи о наименовании ее должности как «организатор детского движения». В течение всего указанного периода она работала непосредственно с детьми, занимаясь педагогической деятельностью. В 1999 году прошла аттестацию по должности организатора детского движения, в 2004 году- по должности старшей пионервожатой, награждена грамотами. Старший пионервожатый работает в тесном контакте с завучем по воспитательной и учебно-воспитательной работе, с учителями и детьми, а также является членом педагогического совета, возглавляет методическое объединение классных руководителей. В период с 01 сентября 2000 года по 01 июня 2005 года она также работала учителем истории в Задонской средней школе № 2, хотя ею не выполнялась норма педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы учителя.

В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя Тормышеву М.А.

В предыдущих судебных заседаниях Якушева Л.С. поддержала свои исковые требования и дала суду объяснения, аналогичные изложенному в заявлении, дополнив, что должность старшей пионервожатой тождественна должности заместителя директора по воспитательной работе и должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, которые имеются в Списке должностей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, но отсутствовали в штатном расписании школы в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем обязанности по этим должностям фактически выполняла она. Кроме того, она не выполняла учебную нагрузку по должности учитель истории, но выполняла норму рабочего времени по должности старшей вожатой, поэтому в целом можно считать, что ее деятельность была связана с образовательным процессом, подлежащим зачету в спецстаж.

Представитель истицы по ордеру адвокат Тормышева М.А. в судебном заседании поддержала исковые требования Якушевой Л.С., дала суду объяснения, аналогичные изложенному выше.

Представитель ответчика по доверенности Чернухина Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В предыдущих судебных заседаниях она не признала исковые требования и суду объяснила, что Якушевой Л.С. отказано в назначении пенсии, т.к. у нее нет необходимых 25 лет педагогического стажа. При подсчете стажа исключены периоды ее работы тренером Задонской ДЮСШ, а также старшей пионервожатой и учителем истории МОУ СОШ №2 г.Задонска, т.к. данные должности не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. По должности «учитель истории» объем ее педагогической нагрузки составил менее установленного за ставку, а согласно п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в педагогический стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы

Выслушав представителя истицы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу , что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с подп. 19 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные правовые нормы содержались в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Законе СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Судом установлено , что ДД.ММ.ГГГГ Якушева Л.С. обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Задонском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 162-164).

Решением ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Задонском районе от 26 августа 2011 года № 45 Якушевой Л.С. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии, поскольку при подсчете специального стажа исключены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - тренером Задонской ДЮСШ, т.к. данная должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06 сентября 1991 года, Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года, Списком, утвержденным постановлением Совета министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года. Период работы с 01 сентября 2000 года по 01 июня 2005 года также не включен в подсчет специального стажа, так как должность «старшая пионервожатая» не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, а по должности «учитель истории» объем педагогической или учебной нагрузки менее установленного на ставку, а согласно п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в педагогический стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Ответчиком включены в специальный стаж периоды работы Якушевой Л.С. общей продолжительностью ДД.ММ.ГГГГ (л.д.148-150).

Из копии трудовой книжки Якушевой Л.С. следует, что она работала: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тренером Задонской детско-юношеской спортивной школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- учителем физической культуры в Задонской средней школе № 2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- старшей пионервожатой и учителем истории той же школы, которая с ДД.ММ.ГГГГ переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 (МОУ СОШ № 2) г.Задонска. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Якушева Л.С. работает заместителем директора по воспитательной работе с сохранением часов учителя истории МОУ СОШ №2 г.Задонска (л.д.165-170).

Таким образом, согласно записям в трудовой книжке истицы она была принята на работу в Задонскую ДЮСШ тренером ДД.ММ.ГГГГ и проработала в этой должности до ДД.ММ.ГГГГ (включительно).

В указанном Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в разделе «Наименование учреждений» имеется наименование « детско-юношеские спортивные школы всех наименований». В разделе «Наименование должностей» имеется должность «тренер-преподаватель», должность «тренер» отсутствует.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, при оценке пенсионных прав Якушевой Л.С. в период работы до 01 октября 1993 года может быть применено Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в период с 01 октября 1993 года по 01 ноября 1999 года- Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, в период с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года- Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.

Однако ни в одно из названных постановлений в списке должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, не поименована должность «тренер».

Вместе с тем, Суд считает , что ответчик необоснованно исключил период работы истицы в Задонской ДЮСШ из льготного стажа.

Так в соответствии с Типовыми штатами детско-юношеских спортивных школ системы образования, утвержденных начальником управления народного образования и начальником управления финансов администрации Липецкой области, нормативное наименование должности, в которой работала Якушева Л.С.,- «тренер-преподаватель» (л.д.215-216).

Из копий трудовых книжек К. и Г. усматривается, что они работали в Задонской ДЮСШ вместе с истицей, и их должность была указана как «тренер-преподаватель» (л.д.205-2120.

Свидетель К. суду показал, что работал в ДЮСШ г.Задонска ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя. В ДД.ММ.ГГГГ в этой же школе начала работать Якушева Л.С. Они оба тренировали детей- лыжников, выполняли одни и те же педагогические функции, в том числе, по воспитанию детей.

Свидетель Г. суду показала, что работала в ДЮСШ г.Задонска тренером-преподавателем по лыжному спорту с ДД.ММ.ГГГГ У всех тренеров школы были одни и те же трудовые функции, в которые входили тренировка, воспитание и образование детей. Различия заключались только в возрасте детей, с которыми каждый занимался, и в виде спорта, которому тренировал.

Суд доверяет показаниям данных свидетелей и относит их к допустимым доказательствам, поскольку они последовательны, логичны и объективно подтверждаются письменными материалами дела.

В тарификационных списках учителей и других работников ДЮСШ г.Задонска на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ все работники, тренировавшие детей, указаны как «тренеры-преподаватели», в том числе К. и Г., ни одной должности «тренер» в списках нет (л.д.236-238).

Однако в тарификационный список учителей и других работников ДЮСШ г.Задонска на ДД.ММ.ГГГГ все тренеры-преподаватели занесены как тренеры, в том числе Якушева Л.С., К. и Г. (л.д.220-221).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при заполнении трудовой книжки Якушевой Л.С. при приеме на работу в Задонскую ДЮСШ имело место переименование должности (тренер- тренер-преподаватель), а фактически речь идет о тождественных должностях, и работодателем ошибочно указана должность Якушевой Л.С. как тренер, вместо тренер-преподаватель.

Кроме того, как следует из объяснений Якушевой Л.С. и показаний свидетелей К. и Г., истица занималась педагогической деятельностью, с занятием которой законодатель связывает назначение досрочной пенсии, поскольку работник подвергается неблагоприятному воздействию факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Из приведенного Списка должностей усматривается, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют тренеры-преподаватели, работавшие с детьми в детско-юношеских спортивных школах. А поскольку Якушева Л.С. тренировала детей именно в таком учреждении, то очевидно, что ее работа была связана с детьми.

С учетом изложенного, оспариваемый период работы истицы в должности тренера (тренера-преподавателя) в Задонской ДЮСШ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, должен быть включен в педагогический стаж.

Из записей в трудовой книжке Якушевой Л.С. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала старшей пионервожатой и учителем истории МОУ СОШ № 2 г.Задонска, при этом в ДД.ММ.ГГГГ ей присваивалась квалификационная категория по должности «организатор детского движения», а в ДД.ММ.ГГГГ- по должности «старшая вожатая» (л.д.168,169).

В Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в разделе «Наименование учреждений» имеется наименование: «общеобразовательные школы всех наименований». В разделе «Наименование должностей» имеются должности: «заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом», «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» и «учитель». Должности «старший пионервожатый», «старший вожатый», «организатор детского движения» отсутствуют как в данном Списке, так и в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, действовавшим в период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Стороны не оспаривают, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Якушева Л.С. работала учителем истории, но по этой должности не выполняла педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы, тогда как согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября XXXX г.работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Коль скоро истица не выполняла по должности учителя норму рабочего времени за ставку заработной платы, то утверждение о том, что ее деятельность в спорный период была связана с образовательным процессом, правового значения для дела не имеет. В силу действующего пенсионного законодательства характер труда определяется не в целом по всем должностям, занимаемым работником одновременно, а по каждой должности отдельно.

Доводы истицы и ее представителя о фактическом выполнении Якушевой Л.С. обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и о тождественности должности старшей пионервожатой данной должности также правового значения для дела не имеют, т.к. ответчиком исключен из подсчета льготного стажа период работы истицы, начиная с 01 сентября 2000 года, а согласно пункту 10Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 года.

Доводы истицы и ее представителя о тождественности выполняемых истицей функциональных обязанностей в должности старшей пионервожатой, организатора детского движения обязанностям заместителя директора школы по воспитательной работе, а также об отсутствии в МОУ СОШ №2 г.Задонска в спорный период должности заместителя директора школы по воспитательной работе, являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Министерством труда и социального развития РФ не устанавливалось тождество должностей «старший пионервожатый», «организатор детского движения» и «заместитель директора по воспитательной работе».

Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачёте этих периодов в специальный стаж, может быть решён судом в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истицей должности.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утверждённым Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, предусмотрена должность «вожатый».

Должность организатора детского движения вообще отсутствует в каких-либо нормативных документах.

Согласно Постановлению Министерства труда РФ от 17 августа 1995 года № 46-1 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования РФ предусмотрены тарифно-квалификационные характеристики по должности «старший вожатый».

Согласно штатным расписаниям МОУ СОШ № 2 г.Задонска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в школе имелась одна должность старшего вожатого, должностей старшего пионервожатого, организатора детского движения, предусмотрено не было (л.д.49-65).

Из копии приказа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Якушева Л.С. была переведена на должность заместителя директора школы по воспитательной работе с должности старшей вожатой (л.д.28).

Как видно из материалов дела, в школе была разработана и утверждена должностная инструкция именного старшего вожатого (л.д.197-199).

Стороны не оспаривают, что в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МОУ СОШ № 2 г.Задонска отсутствовала пионерская организация. Данное обстоятельство подтвердили в судебном заседании и свидетели К. и С.

Коль скоро, истица принималась на должность старшей пионервожатой МОУ СОШ №2 г.Задонска ДД.ММ.ГГГГ, а в период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в школе отсутствовала пионерская организация, и согласно штатному расписанию ее должность поименована как «старший вожатый», с этой должности она переводилась на другую работу, именно должность «вожатый» сохранена в Общероссийском классификаторе профессий, то суд полагает, что правильное наименование должности, которую истица занимала в спорный период «старший вожатый».

Из штатных расписаний МОУ СОШ № 2 г.Задонска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ видно, что ежегодно в школе имелось по несколько ставок заместителя директора школы, в том числе по воспитательной работе.

Согласно должностной инструкции заместитель директора школы по воспитательной работе руководствовался своей должностной инструкцией. Трудовые обязанности по этой должности значительно отличались от обязанностей старшего вожатого (л.д.200-203).

Из приказов по школе о замещении на время болезни усматривается, что в спорный период должность заместителя директора по воспитательной работе занимала К..(л.д.25,26,29). Данное обстоятельство она подтвердила в суде при допросе в качестве свидетеля.

Свидетель К. также суду показала, что в ДД.ММ.ГГГГ Якушева Л.С. была вожатой, но выполняла такие же функции, как и она в должности заместителя директора школы по воспитательной работе, занималась педагогической деятельностью. Разница была лишь в возрасте учащихся, с которыми они работали.

Свидетель С.- директор МОУ СОШ №2 г.Задонска до ДД.ММ.ГГГГ, дал суду аналогичные показания.

Показания свидетелей К. и С. о тождественностихарактера работы заместителя директора по воспитательной работе и старшего вожатого объективно ничем не подтверждаются, опровергаются вышеуказанными письменными материалами дела, поэтому суд им не доверяет и считает недопустимыми доказательствами.

При таких данных и с учетом того, что в МОУ СОШ №2 г.Задонска согласно штатному расписанию имелась как должность старшего вожатого, так и должность заместителя директора школы по воспитательной работе, эти должности занимали разные работники, каждый из которых руководствовался должностной инструкцией по соответствующей должности, должностные обязанности по каждой должности были абсолютно различны, то суд приходит к выводу , что должность старшего вожатого не может быть признана тождественной должности заместителя директора школы по воспитательной работе.

Довод истицы и ее представителя о том, что Якушева Л.С. фактически выполняла работу заместителя директора школы по воспитательной работе из-за отсутствия в штате такой должности, ничем не подтверждается и опровергается вышеизложенными доказательствами.

Довод истицы и ее представителя о том, что в спорный период она работала непосредственно с детьми, аттестовывалась и награждалась как педагог и т.д., то есть занималась педагогической деятельностью, не может быть принят судом во внимание, т.к. по смыслу пенсионного законодательства включению в специальный педагогический стаж подлежит не любая педагогическая работа с детьми, а только та, выполнение которой предусмотрено по должностям, названным в указанных списках.

Из материалов дела видно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица несколько раз исполняла обязанности заместителя директора школы по воспитательной работе. Однако исходя из того, что основания иска иные, и имеющихся в деле доказательств не достаточно для установления всех юридически значимых для включения этих периодов в льготный стаж обстоятельств, то суд не принимает это во внимание.

На основании изложенного суд приходит к выводу , что в удовлетворении исковых требований Якушевой Л.С. к ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Задонском районе Липецкой области о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии за педагогическую деятельность, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следует отказать.

Поскольку истица имеет специальный педагогический стаж менее 25 лет, то ее требование о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности также подлежит отказу.

Судебные расходы истица отнесла на себя.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Задонском районе Липецкой области включить в стаж Якушевой Л.С., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии за педагогическую деятельность, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковых требований Якушевой Л.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Задонский районный суд.

Председательствующий

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий

Учительница биологии Попова Надежда Александровна с 1969 по 1988 гг. была старшей пионерской вожатой.

«Я теперь вспоминаю, как песню, пионерии первый отряд,
Вижу снова рабочую песню и знакомые лица ребят,
Становлюсь я сильнее и выше, словно падает бремя годов
Только дробь барабана услышу и призыв огневой – «Будь готов!»
Спой песню, как бывало, отрядный запевала,
А я её тихонько подхвачу
И молоды мы снова, и к подвигу готовы,
И нам любое дело по плечу.
Нет, мы лёгких путей не искали
Мчали нас по стране поезда…».

«В 1967 году, по путёвке райкома комсомола, молодые, полные романтики и отваги девчата и парни были направлены в отдалённые сёла работать учителями, вожатыми т.к. там постоянно не хватало педагогов. Молодёжь уезжала далеко от домашнего очага и уюта. Вот так я попала в село Каянча, где проработала два года, а затем была переведена в Алтайскую восьмилетнюю школу № 2 старшей пионерской вожатой.

Да это были интересные годы жизни, детям некогда было заниматься бездельничеством, вредными привычками. Они были заняты полезной по тем временам работой. Наша пионерская дружина носила имя Героя Советского Союза Зои Анатольевны Космодемьянской. О жизни и подвиге её ребята знали всё, ездили в Петрищево, где была казнена Зоя, переписывались с музеем Зои и Шуры Космодемьянских, а каждый отряд (класс) носили имя какого-либо героя: Лизы Чайкиной, Юрия Гагарина, Александра Матросова и т.д. Каждый отряд имел свою атрибутику: флаг, горн, барабан и альбом, в котором была отражена история жизни героя, которым назван отряд и текущая жизнь данного отряда. Можно назвать боевыми председателями Совета дружины: Раю Сеневу, Таню Царегородцеву, Эрну Штабель, Галю Панову. Они являлись заводилами всех полезных дел: ежегодно собирали тонны металлолома.

Ребята всей школы выполняли эти дела с важностью, никого не надо было уговаривать, упрашивать. Все понимали важность поставленной задачи – «мартеновским печам нужен металлолом». Ребята соревновались друг перед другом – «кто больше», гордились за свой класс – «а мы больше…». И всё это бескорыстно, без ожидания наград. За собранный металлолом ребят награждали Почётными грамотами, ценными подарками, подпиской на газету «Пионерская правда», а лидеров отправляли отдыхать во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» и Всероссийский «Орлёнок».

Каждый год в марте резали черенки тополя, для того чтобы высадить их в лесозащитные полосы с целью защиты полей от ветровой эрозии и снегозадержания. Зимой собирали сосновые шишки, а затем члены школьного лесничества в мае вместе с работниками лесхоза высевали семена и ухаживали за маленькими сеянцами сосны. Подросшие сеянцы высаживали на склонах гор, где до сих пор шумят уже взрослые деревья сосны.

Летом работа дружины продолжалась в лагере труда и отдыха «Ровесник». По две недели ребята жили, отдыхали и посильно помогали совхозу «Мичуринец» в прополке и уборке урожая земляники, малины смородины и т.д. Старшеклассники были объединены в производственную бригаду, где они по 2 часа в день работали на тракторах, обрабатывали междурядья смородины, яблонь и т. д. С учителем производственного обучения Пановым Сергеем Михайловичем. Руководство совхоза «Мичуринец» организовали прекрасные условия: просторные спальни, игровые, спортивные площадки, пруд для купания, 4-х разовое питание, туристические поездки на озеро Ая, в город Бийск и т.д.

Ребятами была создана агитбригада. Юные артисты выступали не только у себя в лагере, но и на полевых станах. Уставшие механизаторы, доярки, садоводы в перерывах слушали частушки, песни, смотрели сценки. Люди до сих пор помнят замечательных агитбригадовцев – Мячину Надю, Казанцеву Лену, Полукарову Марину, Оствальд Лиду, Отт Люду и др. Глядя на этих ребят, суровые уставшие лица оттаивали, появлялась улыбка и слышался смех. А какие интересные мероприятия проводились в лагере. Многие всё ещё помнят «День Нептуна». Нептун (Юрий Михайлович Попов) с трезубцем на реке Каменке со своей «свитой русалок» всех купали, заставляли посетить их «обитель», не взирая на личности, всех сталкивали в воду. Всем очень нравился праздник «В гостях у Врунгеля-барона». В лагерь приезжали артисты, писатели, поэты.

Рядом с лагерем было прекрасный пруд, в нём могли купаться. Но в лагере была строгая дисциплина и режим. За нарушение дисциплины Совет лагеря мог наказать вплоть до исключения из лагеря. Однако за всё существования лагеря таковых не было. Вечерами долго засиживались у костра. Гитара и песни были постоянными спутниками. Ребята знали очень много хороших песен. В лагере царила доброжелательная атмосфера. Все относились друг к другу и старшим с уважением. Бывало очень часто, когда заканчивалось время прохождения практики в лагере, а ребята не хотят расходиться по домам. Весь трудовой коллектив делился на бригады во главе с бригадирами, бригады делились на звенья во главе со звеньевыми. Ребята выполняли туже работу, что и взрослые, только рабочий день был короче. Все заработанные деньги перечислялись в школу.

В памяти выпускников того времени навсегда останутся Дни урожая. На них подводились итоги работы детей за летний период. Затем в совхозной столовой всех ждал вкусный обед из трёх блюд. Всё мероприятие заканчивалось концертом детской художественной самодеятельности и танцами. С совхозом была налажена тесная связь. Каждый год на линейке «Последний звонок» руководство совхоза во главе с директором Яркиным И.А. благодарили ребят и педагогов за помощь, дарили почти всем подарки.

Ярким событием в школе были сборы пионерской дружины. Во время сбора все отряды выстраивались по одной линии. Отдельно знаменосцы, горнисты, барабанщики. Председатели совета отряда сдавали рапорта о готовности к проведению сбора дружины. Под звуки горна и барабанную дробь вносили дружинное знамя и в чётком строю, не шелохнувшись с замиранием сердца, стояли ребята. Звучал призыв «Будь готов!», на который пионеры отвечали «Всегда готов!», звучал гимн страны. Все торжества начинались с гимна и пионерского салюта. Интересно проходили военизированные игры для малышей «Зарничка», для средних и старших ребят – «Зарница».

Заранее все учащиеся делились на «зелёных» и «синих». Назначались санитары, разведчики, стрелки, химики, повара, командиры и т. д. Ответственные учителя проводили занятия с ними. Заранее подыскивалось в лесхозе место на горе Муха, причём считалось, чем труднее место, тем игра будет интереснее. В школьной мастерской изготавливалось всевозможное «оружие». У каждого школьника был опознавательный знак – погон или повязка синего или зелёного цвета. И ещё пряталось знамя. Соревнование шло на то, кто вперёд найдёт знамя, кто быстрее разминирует поле, кто больше соберёт опознавательных знаков противника. Что же делалось на поле сражения, трудно описать. В смекалке и ловкости никто друг другу не уступал. Здесь же вместе с детьми также «храбро и отважно» сражались и педагоги. А в заключение всех ждал неимоверно вкусный солдатский обед – каша и горячий чай.

Полевые кухни давал снова родной совхоз «Мичуринец». Сколько было впечатлений, разговоров, обсуждений и восторгов, а главное эта игра воспитывала сплочённость, умение чувствовать плечо товарища. Самые отважные и смекалистые ребята становились участниками районной игры «Зарница», которая начиналась на площади по родам войск. Здесь были представители разных родов войск – моряки, парашютисты, летчики и т.д. Все отличались своей формой, песней и учитывалась при смотре строевая подготовка. На стадионе соревнования продолжались по специальностям. Лучшие «Зарничники» ездили на Республиканскую игру в г. Псков и др. города.

В школе работали многие отряды: ЮДПД – юный друг пожарной дружины, ЮДМ – юный друг милиции, «Голубые» и «Зелёные» патрули. Все эти детские организации работали под руководством соответствующих служб района: пожарная, детская комната милиции, экологический штаб района и т.д. Старшие классы, а это в то время были 8 классы, создали «Штаб справедливых». Председателем был Саша Зиновьев, а члены штаба – Шиков Б., Вербицкий С. и др., которые на переменах следили за дисциплиной и журили нарушителей порядка. Координировал работу штаба, директор школы Турушев С.Г. Он так же чётко следил за подготовкой всех общешкольных мероприятий.

Очень часто проводились встречи с лучшими людьми совхоза, ветеранами войны и труда, участниками Афганских событий. Дети выражали протесты против войны во Вьетнаме, отправляли посылки детям Вьетнама. Ребята переписывались с детьми практически всех союзных республик. Из Молдавии, Грузии, Украины, Белоруссии и Германской Демократической республики (ГДР) получали посылки, сувениры. Об этом оформляли альбомы.

Интересно проходили смотры-конкурсы: к 23 февраля – конкурс «Строя и песни», к 9 мая – конкурс военной инсценированной песни – такие как «В землянке», «Дан приказ» и т.д. Не были забыты и ветераны – люди, которым нужна была помощь. Работал штаб «Тимуровец». Ребята помогали престарелым так, чтобы они не узнали, кто помог. Иногда помощь оказывали рано утром или поздно вечером. Много тогда получали благодарностей дети от убелённых сединой людей. Зачастую они и не знали, кто им конкретно помог.

Пионерский костёр – это что-то особенное. К нему готовились задолго. С начала учили костровых, как сложить костёр («колодец», «шалаш» и др. виды), как зажечь его с одной спички и чей костёр загорит быстрее. Кто признавался лучшим, тому давали право зажечь большой пионерский костёр.

Я знаю, есть характер у каждого костра,
Но я бывалый костровой, не проведешь меня.
Здесь голосов нестройный хор и тишина светлей,
Не за огонь люблю костёр, за тесный круг друзей.

19 мая в день рождения пионерской организации разводили большой пионерский костёр, но это всё проходило после сдачи рапортов, где ребята отчитывались о проделанной работе за учебный год и здесь же принимали в свои ряды третьеклассников и четвероклассников. Они давали «Торжественное обещание», что будут хорошо учиться и быть примером во всём. В 1991 году на большой пионерский костёр поднялась вся школа на гору Проходная и в 6 часов 20 минут, когда солнышко только начало вставать из-за горизонта, на фоне огненно красного солнца стояли третьеклассники в белых рубашечках, держа на правой руке алый пионерский галстук. И перед выстроенными в ровные шеренги ребят, давали собравшимся «Торжественное обещание». Конечно, этот праздник навсегда останется в памяти у всех, а особенно у вновь вступивших в пионеры – это у Наташи Кутузовой и её одноклассников и в том числе у их первой учительницы Чернышовой Елены Владимировны.

Пионерский сбор на горе Проходной. Прием в пионеры. 19 мая 1989 г. Директор школы Шипунова Т.М. и старшая пионерская вожатая Гевейлер В.П. принимают отчёты о проделанной работе в отрядах.

В школе с 1989 года плодотворно работает краеведческое объединение «Искатель» под руководством Шипуновой Тамары Михайловны. А вообще оно организовано ещё в 1978 году ещё в школе №3, где она до этого работала. За время его существования была проведена огромная работа. Занимались спелеологией – изучили все пещеры нашего района, нашли исток реки Каменки, ездили в археологические и палеонтологические экспедиции, написали историю нашей школы, работали несколько лет над темой «Их именами названы улицы села» и т.д. Всегда успешно участвовали в российских, краевых и районных краеведческих конференциях.

Так Наташа Афоничкина в 2003 году в Москве представляла наш край на Всероссийской краеведческой конференции «Отечество» и заняла третье место. В 2005 году Копылов Роман, Афоничкина Наталья, Кулёмина Юлия, Бибикина Дарья стали лауреатами в конкурсе «Гардемарины вперёд!», который проходил в рамках Всероссийского фестиваля детского и молодёжного творчества «Салют победа», а в конкурсе «Колокола памяти», который состоялся в Самаре, победила Захарьева Анна.



error: