Пути совершенствования преподавания нвп на уроках обж. Совершенствование методики преподавания первой медицинской помощи на уроках обж в среднем школьном возрасте

Коучинг-сессия

ТЕМА: Пути внедрения Основ Безопасности Жизнедеятельности человека в

уроки военной подготовки учащихся в 10 классе

«Преданность Родине, интересам общего дела - главная задача

программы военного воспитания». М.И. Драгомиров (генерал)

«Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает

смелость и легкость. (Дидро, Дени)

Коучинг провели: Магзумова Г.М., Кулага О.С.

Время проведения:

Название занятия

Пути внедрения Основ Безопасности Жизнедеятельности человека на уроках НВП в 10 классе.

Общие цели

Получить правильное понимание необходимости соблюдения техники безопасности на уроках НВП. Освоить новые методические подходы и практические приемы по внедрею вопросов ОБЖ в уроки НВП. Обсудить актуальные практические проблемы, возникающие при раскрытии вопросов ОБЖ на уроках НВП.

Результат обучения

В конце коучинг-сессии учителя могут:

В соответствии с календарно-тематическим планированием распреде

лить вопросы ОБЖ в разделы плана;

Приобретут навыки применения методов и приемов изучения вопросов ОБЖ на уроках НВП;

Умеют составить краткосрочный план с вопросами ОБЖ (в соответствии с темой урока НВП)

Ключевые идеи

1. Внедрить в календарно-тематический план вопросов ОБЖ, в соответствии с темами урока;

2. Рассмотреть стратегии, методы и приемы, которые на практике помогут учителю внедрить в урок НВП вопросы

3. На практике составить краткосрочный план урока, раскрывающий вопросы ОБЖ на уроке НВП.

Источники

«Руководство учителя» (для 1-го (продвинутого) уровня)

А.К. Мынбаева, З.М. Садвакасова «Инновационные методы обучения. или Как интересно преподавать» 2013 г.

« Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения» - Алматы, 2013 год А.Мынбаева, З.Садвакасова

Интернет ресурсы- видеоролик « Трагедия в Алматы»

Материалы и оборудование

раздаточный материал, видеоролик «Трагедия в Алматы»

Ход занятия

Этапы проведения занятия

Время –60 минут

Действия преподавателя и действия участников

Приветствие

5 мин

    Психологическая минутка

    Деления на группы (группы по месту расположения школ в районе)

Цели и задачи коучинга

5 мин

1.Просмотр видеоролика « Трагедия в Алматы»

(выход на тему коучинг-сессиии – значение знаний

и соблюдение техники безопасности на уроках НВП)

Работа над темой коучинга

20 мин

1. Задание №1 (стратегия «Найди соответствие»). Необходимо группе учителей в КТП по НВП в 10 классе внести вопросы ОБЖ в соответствии с тематикой занятий.

(раздаточный материал- КТП по НВП 10 класс, темы ОБЖ, на каждую группу по 5 тем)

1 урок . Правила поведения в условияхвынужденнойавтономии в природе. Ориентирование.

1 сабақ. Табиғат бағдарлауда мәжбур автономия жағдайында мінез-құлық ережелері. Бағдарлау.

2 урок. Правилаповедения в ситуацияхкриминогенногохарактера.

2 сабақ. Криминогендік жағдайда мінез-құлық ережелері.

3 урок. Уголовнаяответственностьнесовершеннолетних.

3 сабақ.. Кәмелетке толмағандардың қылмыстық жауапкершілігі.

Урок 5. Единаягосударственная система предупреждения и ликвидациичрезвычайныхситуаций(РСЧС). Структура и задачи.

5 сабақ. Төтенше жағдайлардың алдын алу және оларды жою бірыңғай мемлекеттік жүйесі. Құрылымы мен міндеттері.

9 урок. Организация инженернойзащитынаселения от поражающихфакторов ЧС мирного и военноговремени.

9 сабақ. Жергілікті тұрғындарды зиянды факторлардан және соғыс уақытында инженерлік қорғау жүйесін ұйымдастыру.

Урок 10. Средстваиндивидуальнойзащиты.

10 сабақ. Жеке қорғау құралдары.

Урок 11. Организация и проведениеаварийно-спасательныхработ в зоне ЧС

11 сабақ. Апат аймағында құтқару жұмыстарын ұйымдастыру және өткізу.

12 урок. Организация гражданскойобороны в общеобразовательныхучреждениях.

12 сабақ. Білім беру ұйымдарында азаматтық қорғанысты ұйымдастыру.

Урок 13. Сохранение и укреплениездоровья – важнаязаботакаждогочеловека и всегочеловечества.

13 сабақ. Денсаулықты сақтау мен нығайту – әр адам мен адамзаттың міндеті.

Урок 14-15 . Инфекционныезаболевания, их классификация. Передачаинфекции и профилактика инфекционныхзаболеваний.

14-15 сабақ. Жуқпалы аурулар олардың жіктелуі. Жұқпалы аурулардың жұқтыру мен алдын алу жолдары.

Урок 16. Здоровыйобразжизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.

16 сабақ. Салауатты өмір салты. Түсініктер мен анықтамалар.

Урок 17. Биологическиеритмы. Общиепонятия.Влияниебиоритмовнаработоспособностьчеловека.

17 сабақ. Биологиялық ырғақтар. Жалпы ұғымдар. Адам қызметіне биоритмнің әсері.

Урок 18. Значениедвигательнойответственности и физическойкультурыдляздоровьячеловека.

18 сабақ. Адамның денсаулығына дене белсенділігі мен дене шынықтырудың мәні.

Урок 19-20. Вредныепривычки, ихвлияниеназдоровье. Профилактика вредныхпривычек.

19-20 сабақ. Зиянды әдеттердің адам денсаулығына тигізетін әсері. Зиянды әдеттердің алдын-алу жолдары.

Урок 21. Алкоголизм и курение, их профилактика.

21 сабақ. Маскүнемдік және шылым шегу, олардың алдын алу.

Урок 22. Наркомания – прямаяугрозажизни и здоровьючеловека.

22 сабақ. Нашақорлық - адамның өміріне мен денсаулығына тікелей қауіп.

2. Защита работы

3. Просмотр презентации, из опыта работы учителя НВП Жумашова А.Т.

Практическая часть

25 мин

1. Разработать план урока с внедрением вопросов ОБЖ в урок по НВП 10 класс

(цели, задачи урока, стратегии и методы на данном этапе урока)

2. Защита краткосрочного плана

Рефлексия

5 минут

1. «Раздаем звезды» (салют + от каждого учителя звезда с отзывом о значимости данной коучинг- сессии)

60 минут

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА:

Использование технических средств на интегрированных уроках ОБЖ и физической культуры в общеобразовательной школе.

Работу выполнил:

Фазлеев Марат Манафович,

преподаватель-организатор ОБЖ,

МБОУ «Лекаревская СОШ»

Елабуга, 2013 г.

Введение ……………………………………………………………..2

Цели и задачи подготовки юношей к службе в армии. 3

Технические средства, используемые на интегрированных уроках ОБЖ и физической культуре..……………………………………...4

Заключение………………………………………………………........6

Приложение 1,приложение 2 ……………………………………… 7

Библиографический список………………………………….…..... 10

    Введение.

Наши задачи по подготовке молодёжи к службе в армии и военно-патриотическому воспитанию чётко определены в законе РФ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции 1998 года. В своё время во всех школах вопросам подготовки молодёжи к службе в армии и организации военно-патриотического воспитания уделялось большое внимание, что позволило к моменту отмены НВП, в образовательных учреждениях района создать одну из лучших учебно-материальных баз НВП. Но, к сожалению, как и везде, на волне псевдодемократии и дешёвого популизма отдельных политиков и общественных деятелей, институт подготовки молодёжи к службе в армии и военно-патриотического воспитания, в стране был разрушен. Под лозунгом борьбы за демилитаризацию школы, НВП практически была упразднена. Но, как показало время, наше государство ровным счётом ничего от этого не выиграла, а страна потеряла только в первую чеченскую войну погибшими больше, чем за 10 лет афганской войны.

Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Выпускники школы, будущие защитники Родины должны быть высокообразованными, физически развитыми молодыми людьми, обладающими высокими моральными принципами. На это нацеливает нас национальная доктрина образования в РФ, утверждённая федеральным законом, которая является основополагающим государственным документом. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Учитывая сложившуюся ситуацию, руководство страны принимает кардинальные меры по улучшению положения дел.
В марте 1998 года была принята новая редакция Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая вводит в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России.
Принято Постановление Правительства РФ№1441 от 31 декабря 1999 года, подписанное В.В.Путиным. Оно носит название «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе».

Школа не должна ставить вопрос: готовить или не готовить молодёжь к военной службе в учреждениях общего и профессионального образования. Совершенно очевидно, что чем короче срок службы, сложнее сама служба, тем лучшую доармейскую подготовленность к ней должен иметь допризывник.

Совершенствование физических качеств, привитие умений и навыков в обращении с оружием, позволит ко времени призыва юноши к службе, дать уверенность, веру в свои силы, свои возможности. Благодаря интегрированным занятиям на уроках ОБЖ и физической культуре внеклассной работе в секциях и кружках с использованием технических средств, учащиеся приобретают умения точной стрельбы, выносливости, дисциплинированности,рост спортивного мастерства. Все эти качества необходимы во время выполнения службы в рядах вооружённых сил. Особенно эффективным и полезным для юношей допризывного возраста считаю изготовление различных приспособлений для повышения качества стрельбы из пневматической винтовки своими руками. Так, например изготовленная учащимися школы мишень, используемая в биатлоне, повысила интерес к занятиям по стрельбе, особенно в сочетании с лыжной гонкой.

Приспособление для обучения правил прицеливания позволяет на начальной стадии обучения стрельбе за короткий срок приобрести прочные навыки прицеливания.

Считаю актуальным допризывную подготовку

юношей к службе в армии. Я глубоко убеждён в том, что военно-техническое, спортивное обучение, подготовка граждан к выполнению их конституционного долга - это важнейшее направление воспитания подрастающей молодёжи , будущих защитников Отечества .

2. Технические средства, используемые на интегрированных уроках ОБЖ и физической культуре.

Стрелковая подготовка учащихся основывается на общих положениях методики других видов спортивной стрельбы. Однако на интегрированных уроках она имеет свои специфические особенности, а именно: ведение стрельбы после интенсивного бега на лыжах или кросса в условиях повышенного артериального давления и при высоком эмоциональном возбуждении. Сейчас в обучении стрельбе высокие требования предъявляются к научно-методическому обеспечению тренировочного процесса, фактические данные которого создают предпосылки к управлению подготовкой спортсмена.

Организаторы ОБЖ, работающие с юными стрелками, понимают, что перед ними стоит сложная задача - выработать у юношей навык стабильной результативной стрельбы. Поэтому закладывать основы стрелковой подготовки необходимо еще в начальном периоде обучения. Оттого, как будет заложена база стрелковой подготовки на начальном и последующем этапах обучения,будет общий результат подготовки.

При прицеливании новички обычно допускают грубую ошибку: они стремятся точно подвести мушку под "яблоко" мишени и не следят за выравниванием вершины мушки по отношению к плечикам гребня прицела. Непременным условием правильного прицеливания является такое взаимное расположение прицельных приспособлений, при котором будет выдержана "ровная мушка". При прицеливании всегда следует устанавливать только ровную мушку.

Начинающий в момент прицеливания чаще всего допускает такие ошибки. Вершина мушки расположена выше краев прорези прицела - попадания будут выше. Даже небольшое отклонение мушки в прорези прицела дает значительное перемещение средней точки попадания (СТП), т.е. некоторой центральной точки, вокруг которой на площади рассеивания располагаются пробоины. А если вершина мушки расположена ниже краев прорези прицела, СТП переместится вниз. Если вершина мушки, находясь на уровне краев прорези прицела, расположена ближе к ее правому или левому краю, СТП переместится вправо или влево.

1.Техническое средство для приобретения умений выставлять «ровную мушку» (приложение №1) позволяет в короткий срок научить учащегося правильному прицеливанию. Пневматическая винтовка устанавливается в станок, а приспособление на расстоянии 8-10 метров крепится к упору. Один ученик располагается у винтовки, другой передвигает по команде на прицельном приспособлении мишень. После нажатия на спусковой курок зажигается лампочка с результатом прицеливания. В данной конструкции устройства от 10(max ) до 5(min).После нескольких попыток учащиеся меняются местами, затем приступает к тренажу следующая пара. Учитель в зависимости от результата делает поправки, отмечает неточности в прицеливании, добиваясь прочных знаний и умений в данном упражнении.

2.Техническое средство «биатлон» (приложение №2) используется на интегрированных уроках ОБЖ и физической культуры, во внеурочной деятельности, кружках военно-патриотической направленности. Это изделие вызывает большой интерес у учеников, простое в изготовлении (сделанное самими учащимися), портативное, используемое как в помещении, так и на лыжной трассе, кроссовой дорожке. Стрельба производится с 8-10 метров по 6 мишеням, расположенным на устройстве «биатлон». Мишень имеет размер мишени для пневматической винтовки №8.При попадании в цель, мишень автоматически закрывается, и исчезает на белом фоне устройства. Простота использования, наглядность, безопасность, делает это приспособление очень эффективным средством обучения стрельбе из пневматической винтовки. Фотографии и сборный чертёж устройства «биатлон» прилагаются в приложении №2.


3.Заключение .

Если выпускники будут владеть основными навыками военной службы, полученными в школе, то для них служба в армии будет проще, а командирам не надо будет начинать с азов обучение бойцов. Следовательно, армия России будет эффективно организовать подготовку военнослужащих. Выпускники должны иметь практические навыки – в стрельбе, нести внутреннюю службу, выполнять строевые приёмы, жить в полевых условиях, участвовать в тактических учениях. Проводя подготовительную работу с допризывниками, в педагогическом коллективе школы, в беседах с родителями, подчёркиваю и убеждаю, что к военной службе необходимо готовиться и отменить её нельзя. И в обозримом будущем службу будут нести не столько по контракту, сколько по призыву, поэтому и надо решать вопрос, как обеспечить подготовленность наших ребят к военной службе.

Учащиеся интересуются военной службой. Ученики нашей школы с честью служат в армии, выбирают профессии военных и сотрудников МВД.

Считаю, что работа школы, по подготовке к службе в армии требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы – нравственно и физически подготовленный, надёжный будущий защитник Родины!

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1.Васнев В.А., Чинённый С.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 2002.2.Латчук В.Н., Лукьянова В.Р., Миронов С.К.. ОБЖ: Дидактические материалы. !0-11 кл.- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001 – 160 с.3.Вестник военной информации. – Агентство «Военинформ» Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство «Новости». – 2005 - №1-12.Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2004. - №5.4.Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ.ред. генерал-полковника В.Ф.Кулакова. – М.:Совершенство, 1998.5.Военный энциклопедический словарь.- М.: Военное издательство, 2003.6.Методы стрелковой подготовки.- М.: Военное издательство, 2007г.

Приложение № 1

Приспособление «ровная мушка»

Приложение № 2

Приспособление для обучения стрельбе «Биатлон»

Стрельба из положения лёжа в спортивном зале

Стрельба из положения «с колена»

Стрельба из положения «стоя» на занятиях по биатлону на интегрированных уроках ОБЖ и физической культуры.

Заполнить заявку у нас на сайте

Для оформления заявки на изготовление документа Вам необходимо будет заполнить форму заказа у нас на сайте или скачать анкету (находится в шапке сайта), заполнить ее и заполненную отправить нам на электронную почту: [email protected] Просим очень внимательно отнестись к заполнению формы заказа. Если появляются какие-то вопросы при оформлении, просим эти строчки в форме не заполнять. Наши менеджеры Вам перезвонят и в телефонном режиме помогут это сделать.

Связь с менеджером для уточнения всех деталей

Получив от Вас заявку на изготовление документа, наш менеджер связывается С Вами, проверяет правильность заполнения всех указанных данных в анкете и уточняет все детали по Вашему заказу. Он так же даёт полную квалифицированную консультацию по всем возникшим вопросам при оформлении заказа.

Изготовление "макета" документа для утверждения

В течение нескольких дней (обычно около 1-2 дня, в зависимости от выбранного Вами качества бланка), нами изготавливается так называемый «макет» Вашего диплома, аттестата или любого другого документа. Это будет полностью заполненный документ в электронном виде, со всеми Вашими данными, оценками по предметам, темой дипломной или выпускной работы в тд. На этом этапе Вы должны проверить все заполненные данные и утвердить «макет» для изготовления оригинала документа. Если захотите внести какие-либо коррективы (улучшить или ухудшить оценки по предметам, изменить название дипломной или выпускной работы н т д.). Вы это проговариваете по телефону ведущему Вас менеджеру или в письменном виде пишите на электронную почту все свои пожелания или изменения.

Полная готовность документа

После утверждения «макета», полная готовность документа обычно занимает 2-4 дня для настоящих бланков фабрики Гознак и 1-2 дня для бланков на Типографской копии. Когда Ваш документ будет полностью готов, мы его снимем на фото, видео, можем под ультрафиолетовой лампой (актуально для настоящих бланков фабрики Гознак), чтобы Вы наглядно смогли увидеть полную готовность и подлинность Вашего документа дистанционно. Далее, начинаем договариваться о подходящем для Вас способе доставки.

Доставка документа

В ряде больших городов России, у нас есть представители нашей компании, которые сами подвезут готовый документ в удобное для Вас место и Вы в спокойной обстановке сможете его еще раз проверить и убедиться в его качестве. После этого сделать оплату. Этот вариант хорош ещё и тем, что курьер нашей компании, для встречи с клиентом, может взять с собой лампу с ультрафиолетовым излучением, чтобы Вы еще раз смогли полностью убедиться в оригинальности и качестве своего документа (при заказе настоящего бланка ГОЭНАК). Хорошую типографию за настоящий Гознак никогда не выдавали. В города и населенные пункты, в которых нет наших представительств, документ отправляем с помощью курьерских служб наложенным платежом (DHL, Пони Экспресс, EMS). Оплата происходит при получении документа на руки.


Пути Совершенствования НВП.

Повышение эффективности НВП в первую очередь зависит от совершенствования его содержания, от улучшения военно-патриотического воспитания и психологической подготовки призывной молодёжи к военной службы. В армию должны поступать не только знающие и умеющие, но одновременно обладающие определённым минимумом морально-психологических качеств. Дальнейшее совершенствование необходимо в связи с непрерывным изменением оружия и боевой техники, способов выполнения боевых задач с тенденцией к разделению воинского труда и дифференциацией по профессиональному признаку. Важным фактором совершенствования обучения является внедрение новых дидактических средств приёмов и методов. Качества подготовки специалистов возрастает, когда наряду с фронтальным обучением ведётся подготовка по индивидуальным планам на основе заданий, которые определяются в зависимости от уровня развития и познавательных возможностей учеников. Эффективность повышается при применении методов взаимного обучения. В интересах интенсификации НВП и повышения её качества важно творчески использовать внеурочные формы, экскурсии, соревнования. Посещение воинских частей с организацией показанных занятий в воинской части. В педагогическом мастерстве можно выделить три структурных элемента: мастерство методиста и мастерство воспитателя, педагогическая техника.

Навыки и умения организовать учебные занятия.

Умение поддержать контакт с аудиторией.

Умение проводить разбор занятий.

Сочетание фронтального обучения с индивидуальным подходом к каждому обучаемому.

Важное средство развития у юношей интереса к занятиям и активизации их мышления-Новизна. Особенно активный интерес у молодёжи появляется к боевой технике, оружию, их непосредственному применению. Поэтому сокращение обеспечения учебных заведений учебным оружием и вооружением снижает уровень познаваемости и заинтересованности в изучении предмета НВП.

Подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников.

По нашему мнению, в понятие »патриотическое воспитание младших школьников» правомерно включать воспитание нижеследующих чувств, убеждений и нравственных качеств учащихся: любовь к земле отцов и природе родного края, к своему народу и своей Родине: любовь к родному языку, благородное чувство национальной гордости; любовь к культуре своего народа: литературе, искусству, памятникам культуры, героическому прошлому Отчизны: делу своего государства, самопожертвованию в борьбе за честь и независимость Родины; добросовестный труд на пользу общества; выполнение своих обязанностей и высоконравственное патриотическое поведение в школе, дома, на улице и в общественных местах; чувство дружбы и уважения к сверстникам и старшему поколению.

Великое чувство любви к своей Родине проявляет себя, когда Отечество становится свободным, когда люди берут в свои руки его настоящее и будущее. Чувство патриотизма выражает стремление человека сделать Отчизну сильной, процветающей, могучей, оно предопределяет готовность решительно выступать на защиту Родины от всякого рода посягательств.

Вместе с тем патриотизм -это и глубокая сыновняя привязанность к родным местам, где человек появился на свет и где находятся могилы его предков. Патриотизм является не только нравственным чувством, но и глубоко осознанным пониманием идеи любви к Родине. Эта идея является одним из важнейших принципов казахстанского патриотизма.

Казахстанский патриотизм - это глубоко осознанная любовь к Родине, к своему народу понимание неразрывности своих интересов с ними, чувство гордости за свою страну, её достижения и постоянная готовность отдать все свои силы, а если понадобится и жизнь для его блага и её процветания. В каждом человеке должно жить чувство Родины. С этим словом ассоциируют не только бескрайние просторы родного края, родительский дом, родные песни и родные обычаи, но и имена великих её сыновей, как Шокана Валиханова. Кенесары Касымова, Абая, Сакена Сейфулина, многих других замечательных сынов Отечества. На протяжении многих веков наши предки, находясь, в суровых условиях отстаивали свои территории. В настоящее время молодому поколению для защиты единства и независимости нашего государства необходимо прививать дух героизма, основанный нашими предками. Дошедшие через века до нас песни и легенды о батырах, играют важную роль в формировании у нашего поколения любви к своему народу, земле. Содержание этих произведений народа пронизаны любовью к своему народу, к земле, традициям. Любовь и преданность Родине не носит созерцательного характера, а является могучем движущей силой построения нового общества и его защиты.

Какова ты, солдатская жизнь?

Этот вопрос волнует многих парней, которым в ближайшем будущем предстоит выполнять свой воинский долг в рядах Вооруженных Сил. Но не все они и не всегда находят правильный и верный ответ.

Ведь зачастую информацию об армии призывники и допризывники получают из некомпетентных источников и, как правило, негативного характера, что уже само по себе влияет на настрой будущих солдат. Этот факт говорит о том, что ребята на уроках НВП. с ответственностью и серьёзностью готовят себя к военной службе. Это требует от солдат безошибочных действий в любой экстремальной ситуации, умения правильно согласно Уставу гарнизонной и караульной службы применять в случае необходимости оружие, владеть штыком и прикладом, быть сильным и выносливым. Готовить сознательных умелых и мужественных защитников своей Отчизны.

Преподаватель-Организатор НВП: В.И. Поташин

Мельницкий Владимир Сергеевич
Учебное заведение: КГКП "Электротехнический колледж"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-09 Методика проведения нетрадиционных уроков по НВП и ОБЖ Мельницкий Владимир Сергеевич КГКП "Электротехнический колледж" Одной из важнейших задач в работе преподавателя, который строит свою деятельность в соответствии с требованиями развивающего обучения является повышение эффективности методов преподавания и интенсификации процесса обучения. Решению этой задачи способствует широкое использование в обучении нетрадиционных уроков, а также совершенствование методики их применения в учебно-воспитательном процессе. Нетрадиционных форм проведения уроков создано уже много, но на мой взгляд наиболее подходящими для предметов НВП и ОБЖ являются следующие нетрадиционные уроки: видео-урок, урок-суд, урок-соревнование, урок-игра.

Методика проведения нетрадиционных уроков по НВП и ОБЖ

Основная часть

Больше всего на занятиях по НВП и ОБЖ я использую видео-уроки, или частичное использование видеофрагментов почти на каждом уроке.

Важнейшими педагогическими особенностями использования видео в обучении, являются следующие:

1 Демонстрация изучаемых объектов и явлений в динамике – наиболее ценная особенность.

2 Показ быстро развивающихся процессов, не доступных для непосредственного наблюдения (полет пуль, снарядов) и медленно протекающих явлений, требующих продолжительного времени для наблюдения.

3 Показ микропроцессов и микрообъектов, не доступных с помощью микроскопов и телескопов (процесс синтеза ядер Дейтерия и Трития в водородной бомбе, микроорганизмы в биологическом оружии.)

4 Изучение невидимых явлений: Оно ярко и увлекательно показывает скрытые, глубинные процессы, протекающие как в неживой природе, так и в живых организмах.

5.Выделение при показе основного, типичного для данного объекта и явления, а также мгновенное изменение объекта рассмотрения, позволяющее сравнивать, сопоставлять различные явления и процессы, происходящие в разных местах и при различных условиях.

6.Показ модельного изображения процессов (с помощью мультипликации).

7.Демонстрация конструктивных особенностей сложных машин и механизмов (боевой техники и вооружения), а также процессов происходящих внутри их.

8.Наиболее яркое, правдивое, эмоциональное отражение жизни, показ взаимодействия теории с практикой на конкретных документальных примерах.

Практическое применение видео на уроках НВП и ОБЖ.

На примере одного из видео- уроков по курсу огневой подготовки рассмотрим, как используется видео в процессе обучения. Этот урок являлся вводным уроком по курсу огневой подготовки и должен был дать учащимся общие представления об основах и правилах стрельбы. Тема урока: Явление выстрела. Траектория полета пули и ее элементы. Цели урока. Дать учащимся представление о процессах, происходящих при выстреле, помочь им освоить приемы и правила стрельбы, понять траекторию полета пули ее элементы, способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине.

Как правило, при объявлении темы курса и темы урока учащиеся всех групп задают один и тот же вопрос: когда и из чего они будут стрелять? На что я им отвечаю, что прежде чем стрелять из оружия, нужно хорошо изучить теорию огневой подготовки и обращаю внимание на важность темы

нашего урока. Затем я задаю учащимся вопрос: « Кто из вас считает, что он уже умеет хорошо стрелять?» Как правило, большинство юношей считают, что они стреляют очень хорошо и если им дадут боевое оружие, то они

поразят все мишени. В ходе опроса выясняется, что стреляли они в основном в тире из пневматической винтовки и с дистанции не более 5 метров. Тогда я объясняю им разницу стрельбы из боевого и спортивного оружия. Привожу пример, что в спорте максимальная дистанция стрельбы составляет 100 метров, а в армии ближней дистанцией стрельбы считается до 200 метров, средней до 600 метров – дальней до 1000 метров, на этих дистанциях пуля под воздействием различных причин сильно отклоняется в различные стороны и вероятность попадания резко уменьшается. В качестве примера я привожу такие данные : расход патронов на 1 пораженную цель в 1МВ (Первой Мировой Войне) составлял 50 тыс. патронов, во 2МВ (Второй Мировой Войне) –200 тыс. патронов, во вьетнамской войне –400 тыс. патронов. Эти цифры как правило вызывают у учащихся недоверие, но показ наглядных пособий с этими данными заставляет их задуматься, почему такой большой расход боеприпасов, они просят меня объяснить, чем это вызвало и я используя этот интерес, перехожу к рассмотрению таких понятий, как явление выстрела (даю под запись траекторию пули и ее элементы). Затем рассказываю, как вносить поправки в стрельбу учитывая атмосферное давление пользуясь таблицей, привожу примеры из военной истории, как влажность воздуха влияла на стрельбу снайперов, особенно при ведении огня через водные преграды (реки, озера, болота). Даю учащимся решить несколько практических задач по определению траектории полета пули при стрельбе через реку Иртыш в различное время года и суток, на различные дистанции. Учащиеся решают задачи, пользуясь таблицами в наглядных пособиях и плакатами по огневой подготовке. Убедившись, что они уже достаточно уверенно пользуются

таблицами и решают практические задачи по баллистике выстрела, с целью лучшего усвоения и запоминания учебного материала показываю учебно-методический фильм: «Искусство снайпера», видео сюжет из телепередачи:

«Служу Отчизне» о соревнованиях снайперов антитеррора, видео сюжет из телепередачи: «Дела армейские» об одном из снайперов Капчагайской десантно-штурмовой бригады. В этих видеоматериалах изучаемые на уроке вопросы по огневой подготовке показаны очень наглядно и методически правильно, что с одной стороны ведет к повышению интереса учащихся к изучению теории огневой подготовки, а с другой стороны к лучшему усвоению этого непростого учебного материала.

Используя возникший у учащихся после просмотра видео материалов интерес, я организую обсуждение просмотренных видеофильмов, обращая внимание на наиболее важные на мой взгляд моменты, стремлюсь лучше закрепить в памяти учащихся просмотренный ими материал, а также распространить их интерес на последующие занятия, вовлечь их в занятия по стрелковому спорту.

В конце занятия я делаю небольшой показ литературы и видеокассет, которые использовал при подготовке к данному занятию. Это учебник А.Потапова «Искусство снайпера», Энциклопедия военного искусства «Снайперы», Пособие по СВД, журналы: «Спецназ», «Солдат удачи», «Мастер ружье», «Оружие». Тем, кто заинтересовался этой литературой, я даю возможность поработать с ней дома.

Таким образом на примере данного занятия видно, что преподавателем НВП был составлен и применен целый комплекс наглядных пособий, включающий в себя учебники, плакаты, таблицы, аппликации, фотоальбом, журналы, и особенно видеофильмы, что резко повысило интерес обучающихся к занятию, способствовало более глубокому усвоению ими учебного материала.

На видео-уроках по НВП с группами 1 курса по теме «Современная армия Казахстана», обучающиеся ознакомились с видео обзором по видам и родам Вооруженных Сил Республики Казахстан, посмотрели как живут и чем занимаются современные воины Казахстана.

Видео-уроки я применяю в основном по темам курса: Тактическая подготовка и Огневая подготовка, при изучении курса Гражданская оборона часто использую урок-суд, при изучении курса ВС РК на страже Родины урок-игру.

Вот как проводится урок-игра по теме: «Воинские звания и знаки различия». Взвод заранее делится на команды. На это занятие все приходят в армейских рубашках с погонами различных родов войск и в званиях от рядового до генерал-майора. Затем между командами проводятся конкурсы. Например, они должны построиться в одну шеренгу или в колонну по одному по воинским званиям, побеждает команда, быстрее всех построившаяся и не допустившая ошибок. Одна из команд сидит в аудитории, в которую заходят по одному обучающиеся другой команды. Сидящие младшие по званию должны встать и отдать воинское приветствие, старшие по званию остаются сидеть. Команды выстаиваются напротив друг друга и по очереди задают вопросы о воинских званиях и знаках различия, получая баллы за правильные ответы. Побеждает команда, набравшая в результате всей игры наибольшее количество баллов. Такой урок в отличие от стандартного позволяет в несколько раз быстрее запомнить воинские звания и знаки различия ВС РК.

По теме «Ядерное оружие и его поражающие факторы» урок проводится в виде игры: «Что? Где? Когда?»

Вопросы команд в игре «Что? Где? Когда?»

Вопросы 1 команды (1 отделение)

1.Как назывался проект создания 1-ой ядерной бомбы?

2.Какова мощность ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму?

3.Сколько жителей Хиросимы погибло при ядерном взрыве и от вызванных им последствий?

4.Какие поражающие факторы ядерного взрыва вы знаете? Назовите их.

5.Почему целью ядерного удара выбрали Хиросиму?

Вопросы 2 команды(2 отделение)

1. Как называлась бомба, сброшенная на Нагасаки?

2. Сколько жителей Нагасаки погибло при ядерном взрыве?

3. Когда и где было взорван первый ядерный заряд?

4. Почему целью ядерного удара выбрали Нагасаки?

5.Назовите дату ядерной бомбардировки Хиросимы. Вопросы 3 команды (3 отделение)

1.Как назвали бомбу, сброшенную на Хиросиму?

2.Какие страны перед Второй мировой войной стояли на пороге создания ядерного оружия?

3.Назовите имя ученого, создавшего первую ядерную бомбу?

4.Кто и зачем отдал приказ о применении ядерного оружия против мирного населения?

5.Какова мощность взрыва бомбы, сброшенной на Нагасаки?

Несколько раз урок по этой теме проходил в виде суда над теми, кто отдал приказ на применение первой ядерной бомбы в Хирасиме. Обучающиеся распределяли роли: одни играли экипаж самолета, сбросившего ядерную бомбу, другие пострадавших от ядерного взрыва, адвокатов, судей, полицейских. В ходе суда необходимо было установить виновников разжигания ядерной войны и осудить их. Урок всегда проходил эмоционально, в конце урока читались стихи, сочиненные самими обучающимися про Хиросиму и запускались бумажные журавлики в память о погибших в Хиросиме, Нагасаки и на Семипалатинском ядерном полигоне.

По предмету ОБЖ видео-уроки проводились с обучающимися по теме «Оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях» на которых они просмотрели специальные фильмы по выживанию в экстремальных условиях и обсудили, как нужно правильно действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций. Кроме того обучающиеся посмотрели 12-ти серийный фильм «Тайга. Курс выживания», который им очень понравился и многому их научил. Школа выживания мастера рукопашного боя И.Кормушина, его советы, как противостоять бандитам, не раз обсуждались на уроках ОБЖ, и обучающие высказывали сожаление, что у нас в колледже нет секции самообороны.

Заключение

Из всего этого можно сделать вывод: нетрадиционные уроки по НВП и ОБЖ вызывают у обучающихся наибольший интерес к этим предметам, методика их проведения должна совершенствоваться год от года с накоплением опыта проведения таких уроков. Все это, в конечном счете, способствует увеличению эффективности занятий по НВП и ОБЖ.

Преподаватель НВП Пинигин Л.А.

Список литературы:

1.Безопасность жизнедеятельности. Курс лекций. Приходько Н.Г. Алматы, 2006г. 366 с.

2.Большая энциклопедия выживания. Ильичев А.А. Москва, 2001г.1112 с.

3.Руководство по оказанию первой помощи. Крис Макнаб. Москва, 2002г.327 с.

4.С природой один на один: О выживании человека в экстремальных условиях. Москва, 1989г.348 с.

5.Спецназ: Курс индивидуальной подготовки. Уайзмэн Д. Москва, 2001г.304 с.

6.Самооборона в городе. Уайзмэн Дж. Москва, 2002г.224 с.

7.Техника выживания в экстремальных условиях. Стилвелл А.Москва, 2001г.352 с.

8.Учебник НВП. Аманжолов К.Р. Алматы, 2006г. -384 с.

Просмотреть свитедельство о публикации

, , . .



error: